Принципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Гагарина Екатерина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 232
Оглавление диссертации кандидат наук Гагарина Екатерина Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН АДАПТАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ К ЗАПРОСАМ ЧЕЛОВЕКА - ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА И КОМПЕТЕНЦИИ
1.1 Адаптивность как самостоятельная смысловая категория проектного творчества
1.2 Базовые технологии и обобщение целей адаптивных преобразований архитектурной среды
1.3 Факторы и средства адаптивных преобразований среды жизнедеятельности
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ:
ГЛАВА II. СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА
2.1 Зоны приложения адаптивных усилий при формировании общественных
пространств городской среды
2.2. Традиционные технологии работы с природными компонентами как
основа решения задач формирования адаптивности городской среды
2.3 Современные идеи и технологии комплексного формирования
интегральных видов среды различных фрагментов города
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ:
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
3.1. Ведущие темы и мотивы адаптивного творчества нашего времени
3.2. Интеграция традиционных и инновационных методологий проектирования адаптивности в среде. Принципы адаптивного
средоформирования
3.3 Новизна проектных идей и подход архитектурных школ в области
адаптивного средоформирования
3.4. Задачи дальнейших исследований и формирование проектных
критериев оценки адаптивности архитектурной среды
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТАБЛИЦЫ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ
АДАПТИВНОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
ГРУППА I. РЕЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ ИЛИ ИХ ФРАГМЕНТЫ
(НАХОДЯЩИЕСЯ В СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ)
ПОДГРУППА IA. АДАПТИВНОСТЬ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ (ИНТЕРЬЕРЫ, АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕМЫ)
1 (IA) Конференц-центр СвисТех (SwissTech Convention Center)
2 (IA) Центральный рынок в Абу-Даби (Abu Dhabi's Central Market)
3 (IA) Милуокский музей искусств (Milwaukee art museum)
4 (IA) Скользящий Дом (Sliding house)
5 (IA) Интеллектуальное пространство Ада (Intellijent space Ada)
6 (IA) Детский сад Кекек (Kindergarten Kekec)
7 (IA) Павильон Океана на ЭКСПО (Ocean pavilion EXPO)
8 (IA) Павильон Сан-О-Хаус (Pavilion Son-O-House)
9 (IA) М-Велопес (M-Velopes)
10 (IA) Интерактивная стена (Interactive wall)
11 (IA) Масл НСА (Macsle NSA)
12 (IA) Шоурум Кифер Техника (Kiefer Technic Showroom)
13 (IA) Дом в Бордо (Maison Bordeaux)
14 (IA) Станция Халлей IV (Halley-VI)
15 (IA) Вращающиеся небоскребы
16 (IA) Цифровой павильон в Корее (Digital pavilion in Korea)
17 (IA) «Голый» дом (Naked house)
18 (IA) Дом Шредер (Rietveld Schroderhis)
19 (IA) Дом Шариф-ха (The Sharifi-ha House)
20 (IA) Адаптивное соединение (Adaptive fritting)
ГРУППА 1Б. АДАПТИВНОСТЬ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (ЭСТЕРЬЕРЫ) ...157 21(1Б) Парк Зарядье
22 (1Б) Эко-Бульвар (Eco-Boulevard)
23 (1Б) Джейд Метео Парк (Jade Meteo Park)
24 (1Б) Павильон Австрии - EXPO Pavillon 2015 - Breather
25 (1Б) Временный парк (Temporary park)
26 (1Б) Фримон Стрит Экспириенс (Fremont Street Experience)
27 (1Б) Дюна 4.2 (DUNE 4.2)
28 (1Б) Динамичная уличная инсталляция (Dynamic Street Installation)
29 (1Б) МИМИ (MIMMI)
30 (1Б) Площадь в г. Маздар
31 (1Б) Авиари (Aviary)
32 (1Б) Блум (Bloom)
33 (1Б) Мудволл (Moodwall)
34 (1Б) «Дорога Ван Гога» (Van Gogh Path)
35 (1Б) Зонты в королевском терминале (Royal Terminal Umbrellas)
36 (1Б) Парк Мингху Ветланд (Minghu Wetland Park)
37 (1Б) Риф (Reef)
38 (1Б) Свинг тайм (Swing time)
39 (1Б) Ауди дизайн (Audi design)
40 (1Б) Павильон «Алгае Фолли» («Algae Folly»)
41 (1Б) Сони-центр в Берлине (Sony centr in Berlin)
42 (1Б) Лоулайн (Lowline)
43 (1Б) Площадь Республики в Париже
44 (1Б) Шоубургегляйн в Роттердме (Schouwburgplein in Rotterdam)
45 (1Б) Усваиваемый Гольфстрим (Digestible gulf stream)
46 (1Б) Платформа No5 (Platform No5)
47 (1Б) Размытое здание (Blur building)
48 (1Б) Белый шум, белый свет (White noise, white light)
49 (1Б) Смогфри (Smogfree)
50 (1Б) Арка Хобермана (Hoberman arch)
51(1Б) Нервион (Nervion)
52 (1Б) Ла-Виллет (La Villet)
53 (1Б) Световой фестиваль в Лионе
54 (1Б) Временный парк в Фоснавог (Temporary park in Fosnavâg)
55 (1Б) Парк Андре Ситроена
ГРУППА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
ГРУППА IIA. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В АРХИТЕКТУРЕ
56 (IIA) HiDrone
57 (IIA) E-motive house
58 (IIA) Проект группы G1
59 (IIA) Кочующий небоскреб (Migrant Skyscraper)
60 (IIA) АллоБио Билдинг (The AlloBio Building)
61 (I IIA) Робой-ти (Robow-tie)
62 (IIA) ЮР-хаус (UR-house)
63 (IIA) Поп ап (Pop up)
64 (IIA) Вращающийся дом (Rotation house)
65 (IIA) Машина по обратному изменению климата (Heal-Berg Reverse Climate Changing Machine)
66 (!А) Квантовая Небоскреб (Quantum Skyscraper)
ГРУППА IIB. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
67 (IIB) Ковер-Самолет (The Flying Carpet)
68 (IIB) Тюльпан (The Tulip)
69 (IIB) Проект группы G1
70 (IIB) Театр потерянных видов (Theater of lost species)
71 (IIB) Метаболический лес (Metabilic forest)
72 (IIB) Комната Эпифитов (Epiphytes Chamber)
73 (IIB) Датаскейп (Datascape)
74 (IIB) Плавающий небоскреб-парк (Light Park Floating Skyscraper)
75 (IIB) PH-кондиционер (Ph-conditioner)
76 (IIB) Адаптивная теневая экспланада (Adaptive shading esplanade)
77 (ПБ) Гуляющий город (Walking city)
78 (ПБ) Уингскейп (Wingscape)
79 (ПБ) Гималайская водонапорная башня (Himalaya water tower)
80 (II Б) Проект Кинетауэр (Kinetower)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦЫ
ТАБЛИЦА 1.1 Исторические этапы развития явления «адаптации»
ТАБЛИЦА 1.2 Концептуальные направления «адаптивности» в современной"
структуре проектных действий'
ТАБЛИЦА 1.3 Исходные параметры, оказывающие влияние на проектные
предложения по адаптации среды
ТАБЛИЦА 1.4 Средства адаптации для достижения ключевых адаптивных
целей
ТАБЛИЦА 1.5 Факторы адаптации среды жизнедеятельности человека
ТАБЛИЦА 1.6 Свойства, характерные для сред с высоким уровнем
адаптивности
ТАБЛИЦА 2.1 Материально-физические слагаемые средовых решений
общественных пространств города
ТАБЛИЦА 2.2 Компоненты ландшафтного формирования среды
ТАБЛИЦА 2.3 Свойства и параметры элементов и форм среды
ТАБЛИЦА 2.4 Структура связей адаптивных свойств среды и средств их
реализации
ТАБЛИЦА 2.5 Рельеф как средство адаптации городской среды
ТАБЛИЦА 2.6 Водные системы, объекты и устройства как средство адаптации
городской среды
ТАБЛИЦА 2.7 Принципы учета и реализации задач формирования адаптивности среды в городском ландшафте (при использовании природных
компонентов)
ТАБЛИЦА 2.8 Уровни адаптивных задач (по масштабу)
ТАБЛИЦА 2.9 Уровни предметно-пространственных структур
ТАБЛИЦА 2.10 Тенденции практики в области адаптации городской среды
ТАБЛИЦА 3.1 Принципы адаптивного средоформирования
ТАБЛИЦА 3.2 Уровни средовых ответов
ТАБЛИЦА 3.3 Суммарная адаптивность
ТАБЛИЦА 3.4 Уровни суммарной адаптивности
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Дизайн среды открытых пространств центра исторического города2000 год, кандидат архитектуры Калинина, Наталья Сергеевна
Гармонизация жилых дворовых пространств современного города средствами дизайна (на примере г. Тольятти)2021 год, кандидат наук Фомина Элина Владиславовна
Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды: теоретико-методологическая концепция2011 год, доктор искусствоведения Михайлов, Сергей Михайлович
Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX - начала XXI веков2008 год, доктор искусствоведения Барсукова, Наталия Ивановна
Малые архитектурные формы в формировании открытых пространств городской среды2022 год, кандидат наук Алиева Рена Интизар кызы
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города»
ВВЕДЕНИЕ
В арсенале задач, средств и навыков проектной деятельности можно отчётливо увидеть следующие направления:
- сферы и компетенции общепринятые, реализованные нормами и рекомендациями, постепенно сравниваемые между собой, имеющие обширную научную литературу и прочно занявшие свое место в проектной культуре;
- разделы знаний и умений редко упоминаемые, считающиеся почти абстрактными, знакомые проектному сообществу только по специальным исследованиям, но, как правило, комплексные по обхвату задач и технологий и потому образующие идеологический и содержательный фундамент позиций первого типа.
Термины и дисциплины первого направления в пояснениях не нуждаются, они входят в содержание образовательных программ профессии архитектора. Это различные блоки, которые описывают: укрупненные явления (интерьеры, градостроительство, благоустройство и т.д.), отдельные категории творчества (гармонизация, масштабность и пр.), средства проектных решений (объемно-пространственные структуры, пластика, ритмическая организация), этапы и результаты проектных работ (эскиз, образ).
Тогда как явления второго направления существуют как бы вне насущных задач практики. Например, ни один профессионал не станет отрицать приёмы связи облика отдельных проектируемых нами форм и действий их реального восприятия - возникающее у зрителя эмоциональное состояние, эстетические и поведенческие реакции, однако у теории проектной культуры нет общепринятого определения этого явления.
К числу такого рода общественных, но "не имеющих лица" содержательных категорий принадлежит и затронутая в диссертации тема: феномен адаптивности архитектурной среды. Его отдельные аспекты -методы нужных человеку изменений в строении и параметрах средовых объектов и систем, анализ средств и приемов трансформаций - исследуются
научной и, особенно, творческой практикой весьма активно: однако о явлении в целом, его задачах и перспективах рядовой проектировщик имеет очень приблизительное, практически интуитивное представление. В связи с этим данное исследование ставит своей целью проанализировать суть явления адаптивности архитектурной среды, описать его роль в системе целей и технологий проектного (архитектурно-дизайнерского) творчества и дать представление о современном состоянии дел и перспективах развития в этом направлении проектной деятельности.
Вместе с тем при знакомстве с работой следует помнить о специфике поставленных её задач: она не доказывает некие положения или истины, а поднимает нерешенные вопросы теории. И предлагает свою, опирающуюся на анализ проектной практики, версию решения этих вопросов. Гипотезу, не противоречащую общеизвестным фактам, но трактующую их не с общепринятых позиций (практичность, эстетика, свобода творчества), а с точки зрения вариантов развития профессии в ближайшей перспективе. Т.е. уже в самой постановке темы заложена необходимость не выбора некоего решения, а её свободного и креативного обсуждения, нацеленного на проверку действенности принятых к руководству принципов.
Актуальность темы. Обращение к теме «адаптивности архитектурной среды» обусловлено несоответствием существующей методологии проектной культуры реальностям современного средоформирования (многовекторного и высокотехнологичного), а также характеристикам современного образа жизни человека и общества.
Это несоответствие выражается в том, что сегодня при стремлении адаптировать среду жизнедеятельности к постоянно изменяющимся условиям, некогда статичная архитектура превращается в относительно подвижную «эволюционную» систему. Передовая проектная практика, являясь отражением сегодняшних и будущих запросов общества, демонстрирует целый пласт новаторских примеров, вызывающих и подрывающих каноны традиционной архитектуры. Диапазон таких работ простирается от дома Шрёдера (арх. Г. Ритвельд, Нидерланды, 1924 г.) и клуба им. Русакова (К. С.
Мельников, Москва, 1929 г.), до скользящего здания компании де Рейке Марш Морган Архитектор (dRMM, Великобритания, 2008 г.), от интеллектуальной комнаты Ады (рук. исслед. группы П. Весчуре, Швейцария, 2005 г.) на ЭКСПО до цифрового павильона в Корее (арх. К. Остерхауса, Корея, 2002 г.) от площади в г. Маздар (арх. К. Босс, ОАЭ, 2009) до Эко Джейд парка (арх. Ф. Рам, Китай, 2017-18 гг.). Массив новых проектных результатов, появившийся как следствие экспериментальных подходов архитекторов, при всей своей широте объединен одной темой формирования гибкой, способной к адаптации архитектурной среды.
Появление подобных всеохватывающих тенденций (примеры затрагивают архитектуру, интерьерное и городское пространство, выставочные и экспериментальные площадки и др.) без какого-либо теоретического фундамента говорит о том, что данное направление возникло не случайно и не относится к разряду «временной моды». Это мощный поток, объединивший в себе ранее не смежные направления науки и творчества, диктует свои требования к проектированию адаптивной среды. Важность выработки теоретических положений в этой области подтверждается возникшими за последние десятилетия исследовательскими группами зарубежных университетов, отечественными диссертациями и научными статьями.
Иначе говоря, в настоящее время появилась необходимость поддержать происходящие в проектном деле процессы изучением проблематики, до того стоявшей на втором плане.
Адаптация - как процесс приспособления - в проектном деле существовала всегда и понималась как:
- первичная адаптация среды жизнедеятельности к потребностям людей (в этом смысле любая архитектурная среда является адаптивной уже по своей сути);
- реадаптация некогда устаревших форм и комплексов (перепрофилирование, реконструкция средовых объектов под новые функции и т.д.);
- адаптация как процесс приспособления архитектурной среды к изменяющимся требованиям за счет заложенного в нее (при проектировании) потенциала изменений.
Для научного исследования интерес представляет третья форма адаптации, как наиболее актуальная. Именно поэтому часть исследованных работ связана с «отзывчивыми» и «интерактивными» технологиями (в диссертации изучено 80 проектов проектной практики, из них 35 относятся к интерактивным).
В настоящее время пока не сложилась общая теория адаптации, т.к. текущие задачи адаптивных преобразований вполне решались в рамках действующих проектных технологий и компетенций. Существуют труды, изучающие отдельные стороны адаптации и ее свойства (такие как динамичное формообразование, интерактивность и пр.), однако практике безусловно требуется формирование единой теоретической базы, поскольку:
- преимущественно «штучное» проектирование объектов и форм нашего окружения сменяется проектной организацией системы этих объектов - архитектурной среды;
- прогресс науки и техники породил новые принципы проектирования, новые виды проектных задач и средств их реализации, что потребовало реформирования существующих методологий адаптации;
- трансформировались роль и место проектной деятельности в жизни общества: сегодня она из явления, подчиненного задачам экономики и благоустройства, все чаще становится непосредственной производительной силой. Актуальным становится поиск оптимальных характеристик будущих средовых комплексов и систем, отвечающих запросам человека и общества, его физическим, технологическим, экономическим и интеллектуальным возможностям.
Поэтому появилась необходимость в разработке теории адаптации в проектной культуре, тем более что мировой культурой практически накоплены ресурсы для начала разработки такого рода теории, что
подтверждает анализ профессиональной литературы и огромное число проектных предложений в этой сфере.
Состояние вопроса. Важнейшая задача проектной культуры -формирование оптимальных условий для деятельности человека, поддерживающих его жизненные процессы. Иначе, либо требуется перестройка изначальных свойств человека (физиологические изменения его организма, менталитета, приспособления за счет воспитания, обучения, оснащения «личным» оборудованием, одеждой и пр), либо материально-физическая трансформация системы этих условий, т.е. специального проектирования среды жизнедеятельности человека. Оба движения являются разными гранями единого явления - адаптации образа жизни человека к среде его жизнедеятельности. Интерес для данного исследования представляет второе движение - адаптация архитектурной среды, отвечающее компетенциям архитектора-дизайнера.
В этом случае под адаптацией архитектурной среды понимается процесс приспособления средового объекта к особенностям деятельности, индивидуальным запросам потребителя и к климатическим изменениям, а адаптивность — свойство архитектурной среды менять (прогнозируемо и при необходимости) свои параметры соответственно задачам жизнедеятельности человека.
Существуют три основные задачи адаптивного средоформирования.
Первая - традиционный путь - выявление, анализ и реформирование исторически состоявшихся алгоритмов, технологий и целеполаганий.
Вторая - материально-физическая организация среды, создание предметных и пространственных условий пребывания в ней человека (формы и габариты пространства, его специальное оснащение и оборудование).
Третья - формирование инновационных, в т.ч. экспериментальных проектов.
Специфика адаптивности в проектном деле соответственно подсказывает четыре направления изучения темы:
- содержательно-технологические аспекты приемов адаптации архитектурной среды в проектной культуре;
- научно-творческие экспериментальные поиски средств адаптивных изменений;
- проектные решения реальных задач средообразования;
- творческие прогнозы, в которых адаптивность как одна из подсистем проектирования, составляет часть комплекса перемен в установках и технологиях проектной культуры (виртуальное как действенный фактор проектирования и т.д.).
Таким образом - от реальности до фантастики - данная исследовательская работа рассматривает обобщённый вклад в тему адаптивности архитектурной среды ученых, практиков и других специалистов проектной сферы.
Степень научной разработанности темы адаптивности в мировой литературе достаточно велика, но эти разработки, как правило, трактуют специальные вопросы данной проблематики или ее отдельные позиции, находящиеся на периферии общих теоретических интересов.
Динамическая адаптация затронута в теоретических и проектных работах Л. Ю. Анисимова, К. Босса, Ш. Бана, Р. К. Газаряна, А. А. Гуйдучени, М. Джантзена, Г. В. Есаулова, А. Ю. Заславской, В. Зука, С. Калатравы, Р. Кларка, Р. Колхаса, Дж. Корника, А. В. Панфилова, Г. Ритвельда, В. В. Савченко, Н. А. Сапрыкиной, А. В. Сикачёва, Н. Фостера, Р. Фуллера, Д. Фишера, Ч. Хобермана, в проектах арх. бюро СЛ-Раш, Рихтер Дах Роша, компании де Рейке Марш Морган Архитект, Сома, Некстофис и др. Это направление, имеющее важное значение для развития проектной культуры и феномена адаптации, стало базой для укрепления идей динамичности и гибкости среды.
Иная роль принадлежит трудам, посвященным ландшафтным приемам в адаптивном средоформировании - работы Д. Джеллико, Л. С Залесской, Е. М. Микулиной, А. П. Вергунова, В. В. Дормидонтовой, А. В. Сычевой, С. С. Ожегова, Л. Б. Лунца, В. А. Горохова, Д. Рамсея, В. С. Теодоронского, М. Ф. Денисова, З. А. Николаевской, В. А. Нефедова, Б. Чуми, Конджьян Ю, проектные решения компаний Лэндлаб, СЛА, Транссолар, Керрес ев Брэнс. Они демонстрируют огромный спектр адаптивных возможностей ландшафтных компонентов в оптимизации среды открытых пространств. Хотя природная составляющая является важнейшей частью комфортного пребывания человека в городской среде, она не может обеспечить быстрого и эффективного реагирования на сменяющиеся обстоятельства.
Существует необходимость изучения не только отдельных сторон адаптации (гибкость объемно-пространственных форм, адаптационные возможности природных компонентов), но и их возможность участия в комплексном адаптивном средоформировании, прежде всего, с учетом возможностей дизайнерских компонентов среды. В этот раздел значительный вклад внесли работы Ш. Бана, Д. Брюгеса, Дж. Джерде, В. Л. Глазычева, А. В. Ефимова, Г. Б. Минервина, С. В. Мкртчяна, Д. Розегарде, В. Т. Шимко, Ю. В. Расулевой, Г. Яна, раскрывающие возможности дизайнерского оборудования, а также новых методов проектирования, например, имплозивного. Понимание сути подобных технологий существенно расширило взгляд на возможности формирования новых адаптивных комплексов, в том числе - положения об интерактивной среде. Серия проектов и исследований в этой области таких авторов как К. Остерхаус, И. Ленард, Э. Диллер, Р. Скофидио, Т. Яскиевич, И. Тоёо, Л. Спайброк, П. Весчюре, М. Фокс, Л. Спайброк, Г. Стеин, Н. Негропонте и компаний: До|Су, Вест 8, способствовали не только инновациям средовых систем, но и формированию новой ментальности проектировщиков.
Особое внимание следует уделить перспективным направлениям будущей теории адаптивности архитектурной среды. Современные
проектные технологии, архитектурно-средовые эксперименты порождают множество разнонаправленных тенденций - гибридные, универсальные архитектурные среды. Подобные исследования носят футурологический характер, но для базовой темы имеют огромное значение. Перечень таких работ очень велик: часть их посвящена новым концепциям средовых образований будущего (А. В. Иконников, Э. Диллер и Р. Скофидио, М. Новак, Н. Спиллер, К. Ромеро, А. В.Рябушин, М. Растожи, С. Гейдж, Д. Фрайзер, М. Лабори, Б. Шиппан, группа кинетического проектирования в МТИ, исследования Барлеттской школа Архитектуры, гр. Гипербоди в университете в Делфте, ОНЛ, компания БИГ), часть - технологиям проектирования в рамках «отзывчивого» ландшафта или градостроительных структур (А. Э. Гутнов, И. Г. Лежава, К. Линч, Ф. Бисли, Б. Кантрелл, Эко-Логик Студио, Экосистема Урбано, Синтетик Урбан, Хавелер+Юн, Ф. Рам, студии Розергаард, Атмосстудио, группа Архигрэм).
Все изученные материалы, касающиеся традиционных, современных и перспективных принципов формирования адаптивности среды, являются базой для формулирования общей теории адаптации.
Упомянутые выше разработки послужили основой для формирования рабочей гипотезы.
Адаптивность архитектурной среды может быть выделена в самостоятельную область научного и проектного творчества, что
требует комплексного подхода к изучению данного явления. Сегодня проблема полноценного внедрения феномена адаптации в проектную деятельность не идентифицирована, поэтому разделилась на ряд самостоятельных тем, что исключает ее прямое одноаспектное решение.
Цель исследования: сформулировать принципы адаптивности архитектурной среды в городском пространстве, а также систему современных научно-практических и творческих предпосылок данного феномена.
Достижение этой цели требует совместной разработки ряда задач исследования:
- выявить эволюционные особенности феномена адаптивности архитектурной среды в городе и определить основные этапы развития;
- определить базовые характеристики адаптивности архитектурной среды города (факторы, средства, цели) в современном проектном процессе и перспективные направления их развития;
- изучить возможности различных форм адаптивного проектирования и выявить наиболее перспективные направления адаптивности архитектурной среды города;
- предложить критерии адаптивности архитектурной среды общественных пространств города;
- сформулировать принципы адаптивности архитектурной среды города.
При этом наиболее актуальны следующие аспекты работы:
- общенаучное понимание адаптивности в проектной культуре;
- сферы приложения феномена адаптивности в числе задач формирования современной архитектурной среды общественных пространств города;
- представления о традиционных и современных целях, средствах и технологиях адаптивных мероприятий в различных областях средоформирования;
- учет компетенций, связанных с проектированием природных компонентов среды, других материальных слагаемых средового окружения;
- оценка роли и перспектив развития феномена адаптивности в проектной деятельности;
- экспериментальные проекты, выполненные в высшей архитектурной школе.
Объект исследования - архитектурная среда открытых общественных пространств города, экспериментальные интерактивные и динамичные средовые объекты.
Предмет исследования - адаптационные возможности архитектурно-дизайнерских и ландшафтных средовых комплексов общественных пространств города, а также адаптивные технологии в экспериментальных проектах.
Границы исследования.
В связи с тем, что феномен адаптивности чрезвычайно масштабен, диссертация рассматривает не всю систему факторов становления адаптивности архитектурной среды, а акцентирует роль, место и компетенции использования этого феномена в открытых общественных пространствах города (уделяя особое внимание дизайну и ландшафтной архитектуре в экспериментальном проектировании зарубежных архитекторов). Сведения о характере и целях других объектов проектирования использованы для подтверждения или коррекции установленных тезисов. Временные границы включают изучение теоретических и практических работ конца XX - начала XXI веков, более ранние работы рассматриваются лишь для демонстрации эволюции явления адаптации. Учебные работы изучаются на основе Высшей Школы Дизайна Гарвардского университета (США), Дельфтского Технологического университета (Нидерланды), Массачусетского технологического университета (США).
Научная новизна исследования состоит в том, что адаптивность архитектурной среды в общественных пространствах города рассматривается не только как особая сторона технологий и установок проектного творчества, сопоставимая по важности с формообразованием, колористикой, светодизайном, а как интегральный феномен, суммирующий цели, средства и условия формирования архитектурной среды. Это положение
по-новому трактует многие теоретические установки современного проектирования:
- адаптивность архитектурной среды рассматривается как принципиальная основа решения проектных задач, генерируемых природой человека и социальным устройством общества, культурой и требованиями оптимальных условий для жизнедеятельности человека;
- эти требования основываются на понимании слитности в проектном деле научно-теоретических, прагматических и творческих целеполаганий и компетенций;
- этот подход обеспечивает нестандартный взгляд на некоторые характеристики результатов проектного творчества (гибридность, интегральность и интерактивность новых форм средовых решений).
В результате исследование ориентирует научно-теоретические и творческие разработки современной проектной культуры на становление перспективных направлений проектной деятельности.
Теоретическая значимость работы. Адаптивность архитектурной среды и ее производные (цели и технологии адаптивного проектирования, его научно-практические результаты) принадлежат к фундаментальным основам формирования условий нашего существования, т.к. содержат общенаучные знания разного профиля (физиология, психология, экология, математический аппарат реализации проектных целей, эстетика, история культуры и т.д.) и практически необходимые навыки и технологии, что неизбежно должно найти отражение в системе проектной культуры.
Практическая значимость работы имеет два аспекта:
- во-первых, анализ реального и экспериментального проектирования показал тесную связь современных научно-практических исследований средоформирования с адаптивными преобразованиями объектов проектного творчества;
- во-вторых, большинство проектных экспериментов проведено в стенах высшей архитектурной школы, что говорит об интересе к данной проблематике наиболее активной части проектного сообщества.
Методология и методы исследования.
Диссертация построена на следующих методах исследования: наблюдение, изучение, индукция, абстрагирование, сравнение, анализ имеющихся материалов и источников из принципиально разных областей: история архитектуры, визуальная культура, технологии проектной деятельности, специализированные виды проектирования (технический эксперимент, моделирование, ландшафтная организация среды, футурология и пр.),
На защиту выносятся:
1. Авторская интерпретация и базовые характеристики феномена адаптивности архитектурной среды, способной в широких пределах менять свой облик в соответствии с запросами человека.
2. Сведение исторических, современных и перспективных направлений архитектурно-дизайнерского и ландшафтного проектирования среды в единую эволюционную систему.
3. Принципы адаптивности архитектурной среды, используемые в архитектурной профессии.
4. Понимание феномена "адаптивность архитектурной среды" как одной из категорий проектной культуры, учитывающей эволюционные перемены в образе жизни человека и общества. Эти положения могут войти в основу научного фундамента современной проектной культуры в области адаптации среды.
5. Понятие суммарной адаптивности и критерии оценки адаптивности средового объекта.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации были опубликованы в 12 статьях (в т.ч. 3 в изданиях, рекомендованных ВАК) и доложены на следующих научных конференциях:
1. Урбанистический форум «Город начинается с тебя», СОГУ, Владикавказ, октябрь 2018 г.
2. XIII научно-практическая конференция «Ландшафтная архитектура и дизайн архитектурной среды», ННГАСУ, Нижний Новгород, апрель, 2017 г.
3. Международная научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование», МАРХИ, Москва, апрель 2015 - 2017 гг.
4. XII научно-практическая конференция «Ландшафтная архитектура. Современные тенденции. Нижний Новгород, март, 2016 г.
Внедрение части результатов исследования было осуществлено в материалах учебного пособия «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Генерирование проектной идеи» (В.Т. Шимко, А.А. Гаврилина, Е.С. Гагарина, Манусевич Ю.П., Микулина Е.В., Стегнова Е.В., Тимофеева Т.А., Шулика Т.О., под. ред. В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2016. - 248 с), а также в конкурсных работах Калмыкова С.А., Туманяна А.А., Согояна М.В. и магистерской диссертации студента кафедры «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института (Государственной академии) Ломии Н.Г.
Объем и структура работы: диссертационное исследование представлено в одном томе (232 страницы), который включает в себя текстовую часть, состоящую из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (139 наименований) и двух приложений.
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН АДАПТАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ К ЗАПРОСАМ ЧЕЛОВЕКА - ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА
И КОМПЕТЕНЦИИ
Адаптировать - произвести адаптацию.
(Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.,1990. 921 с.)
Адаптация - (лат. adaptation) 1) приспособления к условиям существования, процесс выработки такого приспособления; А. социальная -процесс взаимодействия личности или общественной группы с общественной средой; преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности; А. физиологическая - совокупность поведенческих и других особенностей биологического вида, обеспечивающие возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней
среды;
(Захаренко Е.Н. Новый словарь иностранных слов М., 2008. 1040 с.)
Адаптация среды - приспособление средового объекта или системы к
особенностям конкретного процесса деятельности, образа жизни или к
индивидуальным запросам потребителя. (Минервин Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М.,2004.
288 с.)
1.1 Адаптивность как самостоятельная смысловая категория проектного творчества
Разнообразие позиций, которые используют разные словари для разъяснения термина «адаптация» - свидетельство важности и распространённости этого явления в жизни человека. Это неизбежно сказывается на богатстве трактовки смыслов данного термина в проектном творчестве, одна из этих трактовок - взаимодействие технологий явления «адаптации» и «адаптивности» и путей развития проектной культуры - стал темой данного исследования.
Прежде чем приступить к авторскому пониманию процесса адаптации и свойства адаптивности архитектурной среды, следует рассмотреть данное
явления в некоторых исследованиях отечественных ученых последних десятилетий (в области архитектуры и дизайна).
Сапрыкина Н. А. рассматривает адаптацию прежде всего, как динамическую трансформацию и мобильность архитектурных объектов (этот труд оказал важное значение для развития отечественной науки по теме динамического формообразования). Панфилов А. В. в своих диссертационных исследованиях, посвященных мобильному жилищу, определяет, что «адаптивность - приспособленность объекта к изменению или воздействию новых внешних или внутренних раздражителей, изменяющимся условиям функционирования» [40]. Газярян Р. К. в своем труде о гибкой структуре НИИЦ, предлагает тождество между типом архитектуры и свойством, где пишет, что «адаптивная архитектура - это свойство архитектурно-планировочной и технологической организации зданий, позволяющее оперативно изменять их функциональное назначение низкозатратными средствами, без изменения конструктивных систем и ухудшения качества архитектурной среды» [8]. Анисимов Л. Ю., изучая адаптируемое жилище, указывает на важность системы «обитатель - жилище», что является важным движением в развитии теории адаптации. В его диссертации можно встретить следующее определение: «адаптация - способность любой системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальной» [2]. Заславская А. Ю., изучая органическую архитектуру, рассматривает адаптацию, как один из ее принципов, который «характеризует способность органического объекта воспринимать, отвечать и реагировать на внешние и внутренние изменения» [22]. Более теоретический подход можно встретить в статье Янковской Ю.С., которая посвящена вопросам современного методологического аппарата архитектурной теории. В ее понимании адаптивность - это «специфика организации архитектурного объекта» [50]. Все вышеописанные авторы, как и другие исследователи, в основном видят потенциал адаптации в разного рода динамических трансформациях и изменениях объемно-пространственных структур, что в
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Принципы включения архитектурного объекта в среду: на примере контактных зон городов2007 год, кандидат архитектуры Рождественская, Екатерина Сергеевна
Динамика визуального образа города: на примере г. Хабаровска2006 год, кандидат архитектуры Степанова, Светлана Анатольевна
Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов2007 год, кандидат архитектуры Лазарева, Мария Владимировна
Проблематизация дизайна городской среды в современной культурологии2012 год, кандидат наук Птицына, Людмила Михайловна
Архитектурная концепция формирования безбарьерной городской среды для пожилых людей2006 год, кандидат архитектуры Терягова, Александра Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гагарина Екатерина Сергеевна, 2019 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач/ Г.С. Альтшуллер, - М.,1986. - 211 с.
2. Анисимов Л.Ю. Принципы формирования архитектуры адаптируемого жилища: дис. канд. арх.:18.00.02/ Лев Юрьевич Анисимов; Моск. арх.ин-т. -М., 2009. - 30с.
3. Анненская, Г.Н. Морфологическая структура географического ландшафта/ Анненская Г. Н., Видина А. А., Жучкова В. К. и др. - М.: Изд-во МГУ, 1962.
4. Боговая, И.О. Ландшафтное искусство/ И.О. Боговая, Л.М. Фурсова. - М.: Агропроиздат, 1988. -223 с.
5. Вергунов, А.П. Ландшафтное проектирование/ А.П. Вергунов, М.Ф. Денисов, С.С. Ожегов. - М.: Высшая школа, 1991. -240 с.
6. Вода в ландшафтном проектировании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://landscape.totalarch.com/node/96 (дата обращения 27.08.2016)
7. Гагарина Е.С. Явление «адаптивности» в архитектурной и городской среде, проблематика и компетенции/ Е.С. Гагарина// Academia. Архитектура и строительство. - 2017. - №2.
8. Газарян Р. К. Принципы формирования адаптивной архитектуры НИИЦ: автореф. дис. канд. арх. 05.21.23/ Рубен Камоевич
Газарян; ЦНИИЭП- М., 2013. - 28 с.
9. Гайдученя, А.А. Динамическая архитектура/ А.А. Гаудученя, -Киев.: «Будивельник», 1983. - 96 с.
10. Гималайская водонапорная башня [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// gardener.ru/library/architectural_panorama/page3710.php (дата обращения 19.09.2016
11. Глазычев В.Л. Урбанистика/ В.Л. Глазычев .- М: Европа, 2008. -
220 с.
12. Горохов, В.А. Городское зеленое строительство: учеб. пособие для вузов./В.А.Горохов.- М.: Стройиздат, 1991. - 416 с.
13. Грицианов, А.А. Новейший философский словарь/А.А, Грицианов.- Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1999. - 896 с.
14. Гутнов А.Э. Будущее города. Творческая трибуна архитектора/
A.Э. Гутнов, И.Г. Лежава.- М.: Стройиздат, 1977. - 126 с.
15. Дормидонтова, О. В. История садово-парковых стилей Учебное пособие. — М.: Архитектура-С, 2004. — 208 с.
16. Дуцев, М.В. Концепция «полей» художественной интеграции в новейшей архитектуре/ М. В. Дуцев// Вестник МГСУ. 2013, № 2. С. 22-28.
17. Есаулов, Г.В Информационно-коммуникационные технологии в архитектурно-градостроительном формировании среды жизнедеятельности// AMIT (специальный выпуск) 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT/2015/special/esaulov/esaulov.pdf
18. Есаулов, Г. В. Устойчивая архитектура - от принципов к стратегии развития //Вестник ТГАСУ 6 (2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsuab.ru/upload/files/additional/6 2014 01 Esaulov file 4945 4283 6015.pdf
19. Есаулов, Г.В. Современные проблемы и тенденции в архитектуре/Г.В. Есаулов//Жилищное строительство. 2013, №11, С.20-26.
20. Ефимов, А.В. Специальное оборудование интерьера. Архитектурно дизайнерское проектирование/ А.В. Ефимов, М.В. Лазарева,
B.Т. Шимко. -М.:Архитектура-С, 2008. -136 с.
21. Залесская, Л.С. Ландшафтная архитектура: учеб. для вузов по спец./ Л. С. Залесская, Е.М. Микулина. - М. : Стройиздат, 1979. - 237 с.
22. Заславская, А.Ю. Особенности органического подхода в архитектуре конца XX-начале XXI века: автореф. дис. канд. арх.: 18.00.01/ Анна Юрьевна Заславская; Нижегор. арх.строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2008. - 26 с.
23. Иконников, А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Прогресс-Традиция. Москва, 2002, - 672 с.
24. Иконников, А.В. Утопическое мышление и архитектура/ А.В. Иконников. - Москва: Архитектура-С, 2004, - 400 с.
25. Интервью с Филиппом Рамом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archplatforma.m/?act=1&nwid=3496 (дата обращения 24.08.2016)
26. Интервью c Сергеем Кузнецовым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/article/428222-glavnyi-arhitektor-moskvy-park-zaryade
27. Конференц-центр Федеральной политехнической школы Лозанны, официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. stcc. ch/en/presentation/the-center/ (дата обращения 23.08.2016).
28. Крауклис, А. А. Проблемы экспериментального ландшафтоведения/ А.А. Краклис. - Новосибирск: Наука, 1979. - 232 с.
29. Кудаева, Е.А. Виртуальные коммуникации в среде города/Е.А. Кудаева// Architecture and Modern Information Technologies. 2016 №1. С.1-11.
30. Линч К. Образ города -М.: Стройиздат, 1982.
31. Мингху Ветланд Парк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.landezine.com/index.php/2014/08/minghu-wetland-park-by-turenscape/ (дата обращения 25.08.2016)
32. Минервин, Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник: учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей/ под общ. ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
33. Минервин, Г.Б., Ермолаев, А.П., Шимко, В. Т. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник. М.: Архитектура-С, 2004. 504 с
34. Мкртчян, С.В., Адаптивность как системное свойство среды проживания/ С.В. Мкртчян// Вестник ОГУ - 2014. №5 (166). С. 79-84
35. Небоскреб Квантум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gardener.ru/library/architectural_panorama/page4619.php (дата обращения 23.12.2016)
36. Нефедов, А.В., Городской ландшафтный дизайн Учебное пособие. — СПб.: Любавич, 2012.— 320 с.: ил.
37. Рябушин, А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий/А. В. Рябушин. -М.: Искусство XXI век, 2005. -288 с.
38. Рябушин А.В. Новейшая зарубежная архитектура/ А.В. Рябушин // Academia. Архитектура и строительство. / РААСН. 2009. №4. С. 6-14.
39. Рябушин А.В. Жилая среда как объект прогнозирования / А.В. Рябушин, Е.Богданов, В.Паперный.- М.: ВНИИТЭ, 1972.-151с.
40. Панфилов, А. В. Особенности формирования мобильного жилища для временного пребывания: автореф. дис. канд. арх.: 05.21.23/Александр Владимирович Панфилов; Моск. арх.ин-т. - М., 2013. — 26 с.
41. Сапрыкина, Н. А. Основы динамического формообразования/ Н.А. Сапрыкина, - М.: Издательство «Архитектура-С», 2005. - 310с.
42. Сапрыкина, Н.А. Динамическая адаптация архитектурных объектов дис. док. арх.:18.00.02/ Наталья Алексеевна Сапрыкина; Моск. арх.ин-т. - М., 1999. - 77с.
43. Сапрыкина, Н.А. Синергетические подходы к формированию архитектурного пространства/ Н.А. Сапрыкина// AMIT 4(37) 2016. С.171-178
44. Сапрыкина, Н.А. Особенности формирования среды обитания в контексте динамической адаптации архитектурного пространства/ Н.А. Сапрыкина// Приволжский научный вестник, №1(41). 2015. С.93-97 .
45. Сикачев, А.В. Адаптивность жилища как условие его доступности / А.В. Сикачев // Жилищное строительство - 2003. №7. С. 2-6
46. Хан-Магомедов С.О. О роли элементов дизайна в формировании художественного облика городской среды // Труды ВНИИТЭ «Техническая эстетика», №6. М., 1980.
47. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Генерирование проектной идеи. Основы методологии: учебное пособие для вузов / А.А. Гаврилина, Е.С. Гагарина, Манусевич Ю.П., Микулина Е.В.,
Стегнова Е.В., Тимофеева Т.А., Шулика Т.О., под. ред. В.Т. Шимко. -М.: «Архитектура-С»,2016. -248 с.
48. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специфика средового творчества / В.Т. Шимко, Н.К. Кудряшев, Е.В, Никитина, А.В, Смирнов, М.Ф. Уткин, Н.И. Щепетков. -М.: «Архитектура-С»,2016. -240 с.
49. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. - М.: «Архитектура-С»,2006. -384 с.
50. Янковская, Ю.С. Морфологическая структура и адаптивность архитектурного объекта / Ю.С. Янковская // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. 2015. №3. С. 25 - 28
51. Activity Landscape [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archdaily.com/790858/activity-landscape-jaja-architects (дата обращения 24.09.2016)
52. Adaptive fritting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hoberman.com/portfolio/gsd.php?projectname=Adaptive+Fritting+(GS D) (дата обращения 24.07.2017).
53. Adaptive shading esplanade [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.hoberman.com/portfolio/adaptiveshadingesplanade.php?projectname= Adaptive+Shading+Esplanade (дата обращения 14.07.2017).
54. Aldar Central Market (официальный сайт компании «Фостер и партнеры») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fosterandpartners.com/design-services/interiors/aldar-central-market-interiors/
55. Bier, H. H. Robotic Building(s) /H.H. Bier//Next Generation Building 1 (2014) 1-10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/281406148_Robotic_buildings
56. BIG (официальный сайт компании) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.big.dk/#projects-mia (дата обращения 25.09.2016).
57. Bloom - installation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://dosu-arch. com/bloom .html (дата обращения 25.09.2016).
58. Bloom installation Do\So Studio Architecture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arch2o.com/bloom-installation-do-su-studio-architecture/
59. Bullivant, L. D-Tower and Son-O-House: NOX / L. Bullivant // Architectural design. - 2005. - № 1. - P.68-71.
60. Bullivant L. Ada: the intelligent room / L. Bullivant // Architectural design. - 2005. - № 1. - с.86 - 89.
61. Cantrell, B. Responsive landscapes - strategies for responsive technologies in landscape architecture / B. Cantrell, J. Holzman. - London: Routledge, 2015. - 390 p.
62. Dune 4.2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.studioroosegaarde.net/project/dune/photo/#dune-4-2
63. Digital pavilion in Korea [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.onl.eu/projects/digital-pavilion (дата обращения 25.09.2016).
64. Dynamic Street Installation [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://homeworlddesign.com/dynamic-street-installation-in-vallero-square/ (дата обращения 25.09.2016).
65. Eco-boulevard in Vallecas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecosistemaurbano.com/portfolio/eco-boulevard/ (дата обращения 28.08.2016)
66. EcoLogicStudio [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecologicstudio.com/v2/project.php?idcat=3&idsubcat=71&idproj=147 (даты обращения 21.09.2016)
67. E-motive house [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.onl.eu/projects/e-motive-house (дата обращения 15.09.2016).
68. Epiphytes Chamber (официальный сайт архитектора) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philipbeesleyarchitect.com/publications/index.php
69. Flachbart, G. Disappearing Architecture: from real to virtual to quantum / G. Flachbart, P. Weibel. - Birchauser, 2005. - 272 p.
70. Fremont Street Experience [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jerde.com/places/detail/fremont-street-experience (дата обращения 21.07.2017)
71. Gage, S. Intelligent interactive architecture/ S. Gage//Architectural design.- 1998. № 11(12). - P. 80-85.
72. Garcia, M. Future landscapes of spatial details/ M. Garcia//Detail. -2010. - № 4. - P. 79-85.
73. Intelligent room Ada [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lucybullivant.net/html/popUp/4Dpart.html
74. Interactive wall [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hyperbody.nl/research/projects/interactivewall/ (дата обращения 12.09.17).
75. International Symposium: Building Dynamics: Exploring Architecture of Change [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://buildingdynamics.org/michael-fox/ (дата обращения 13.10.17).
76. Kinetower [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archello.com/project/kinetower# (дата обращения 12.09.17).
77. Halley-VI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bas.ac.uk/polar-operations/sites-and-facilities/facility/halley/ (дата обращения 12.09.17).
78. Heal-Berg Reverse Climate Changing Machine [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evolo.us/featured/heal-berg-reverse-climate-changing-machine/ (дата обращения 14.09.17).
79. HiDrone [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.archdaily.com/15014/ad-futures-4-sparc (дата обращения 12.09.16).
80. House in Bordeaux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oma.eu/projects/maison-a-bordeaux (дата обращения 12.10.17).
81. Howeler + Yoon Architecture (официальный сайт компании) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.howeleryoon.com/ (дата
обращения 12.09.16).
82. Hyperbody (официальный сайт исследовательской группы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hyperbody.nl/research/projects/smart-environments/
83. Hyperbody, group 01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://multimod.hyperbody.nl/index.php/project01: Studio
84. Frazer J. An evolutionary architecture London 1995 p.127
85. Jade Eco Park [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philipperahm. com/data/proj ects/taiwan/index.html
86. Jellicoe, G. The Landscape of Man: Shaping the Environment from Prehistory to the Present Day / G. Jellicoe, S. Jellicoe. - Thames & Hudson, 2004, -408 p.
87. Jaskiewicz, T. Dynamic design matter. Practical considerations for interactive architecture// AMIT 3(4) 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT/2008/3kvart08/Jaskiewicz/Abstract.php
88. Kongjian, Y. Invisible Connections and Deep Forms/ Y. Kongjian//Tasting the landcape. 53rd IFLA world congress. - 2016. - P.122-123.
89. Kiefer Technic Showroom [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://giselbrecht.at/projekte/gewerbe_industriebauten/kiefer/index.html# (дата обращения 28.08.2016).
90. Kindergarten Kekec [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.archdaily.com/117812/kindergarten-kekec-arhitektura-jure-kotnik (дата обращения 25.09.2016).
91. Landscape architecture/ aditor A.S. Vidiella. - Barcelona: Books publishers bvba, 2010 - p.620.
92. Light Park Floating Skyscraper [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evolo.us/competition/light-park-floating-skyscraper/ (дата обращения 22.10.2016).
93. LAVA (официальный сайт компании) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.l-a-v-a.net/projects/masdar-city-centre/ (дата обращения 28.08.2016).
94. Lowline - andeground park [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archdaily.com/791658/nyc-lowline-receives-first-official-city-approval (дата обращения 28.08.2016).
95. Macsle NSA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hyperbody.nl/research/projects/muscle-nsa/ (дата обращения 28.08.2016).
96. Masdar Sustainable City [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archdaily.com/33587/masdar-sustainable-city-lava (дата обращения 01.09.2017).
97. Metabolic forest [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://responsivelandscapes.com/2013/12/10/metabolic-forest-2/ (дата обращения 20.09.2016).
98. Milwaukee art museum (официальный сайт С. Калатравы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.calatrava.com/projects/milwaukee-art-museum.html
99. MLBS (официальный сайт компании) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mlbsarchitects.com/projects (дата обращения
09.10.2016).
100. Moodwall - installashion in Amsterdam [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.archdaily.com/23239/moodwall-studio-klink-and-urban-alliance/ (дата обращения 01.10.2016)
101. Moodwall in Amsterdam [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.contemporist.com/new-photos-of-the-moodwall-in-amsterdam/
102. M-Velopes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.michaeljantzen.com/M-Vironments.html (дата обращения
01.09.2017)
103. Naked house [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archeyes. com/naked-house-shi geru-ban/
104. Oosterhuis, K. Hyperbody. First decade of interactive architecture. -Heijningen: Jam Sam Books, 2012. - p.650
105. Ocean pavilion EXPO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.soma-architecture.com/index.php?page=theme_pavilion&parent=2 (дата обращения 01.10.2017)
106. PH Conditioner Skyscraper [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evolo.us/competition/ph-conditioner-skyscraper/ (дата обращения 18.08.2017).
107. Pop up apartment [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://multimod.hyperbody.nl/index.php/project04:Studio (дата обращения 01.07.2017)
108. Project 01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://multimod.hyperbody.nl/index.php/project01: Studio (дата обращения 18.10.2017) (дата обращения 18.06.2017)
109. Platform № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jasonbruges.com/art/#/platform-5/ (дата обращения 18.10.2016)
110. Qatar university [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hyqil.org/team (дата обращения 21.12.2017)
111. Reef - an Installation at the Storefront for Art and Architecture (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.reefseries.com/ (дата обращения 18.09.2016)
112. Reef - kinetic installation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mdehnd.wordpress.com/2012/10/18/the-reef-project/
113. Responsive Environments and Artifacts Lab [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://research.gsd.harvard.edu/real/research/
114. Rietveld Schroderhuis [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://centraalmuseum.nl/bezoeken/locaties/rietveld-schroederhuis/ (дата
http://multimod.hyperbody.nl/index.php/project05:Frontpage (дата обращения 18.10.2016).
116. Rotation house [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://multimod.hyperbody.nl/index.php/project02:Frontpage (дата обращения 18.08.2016).
117. Royal Terminal Umbrellas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.soto-architects.com/royal-terminal-umbrellas-jeddah-saudi-arabia/
118. Sharifi-ha House [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.archdaily.com/522344/sharifi-ha-house-nextoffice
119. Schouwburgplein in Rotterdam [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.west8. com/proj ects/schouwburgplein/ (дата обращения 18.10.2017)
120. Skyscraper Competition [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evolo.us/competition/migrant-skyscraper/ (дата обращения
23.09.2016).
121. Sliding house [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://drmm.co.uk/projects/view.php?p=sliding-house (дата обращения
16.10.2017)
122. SL-Rasch (официальный сайт компании) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sl-rasch.de/#[object Object] (дата обращения 28.08.2016).
123. Son-O-House [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evdh.net/sonohouse/
124. Sony center in Berlin [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.buddy-baer.com/ru/united-buddy-bears/united-buddy-bears-the-minis-russia/sony-center-berlin.html
125. SPARC is a team of international architects at the MIT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archdaily.com/15014/ad-futures-4-sparc/
126. Studio Roosegaarde (официальный сайт компании) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.studioroosegaarde.net/project/van-gogh-path/
127. Swing time [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.howeleryoon.com/projects/swing-time
128. Temporary park [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.landezine.com/index.php/2013/11/fredericia-c-temporary-park-by-sla/
129. Temporary park in Fosnavag [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldlandscapearchitect.com/karresbrands-builds-temporary-park-fosnavag/#.Wj6Qld9l IU (дата обращения 29.08.2017).
130. The AlloBio Building [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelligentagent.com/archive/Vol5_No2_novak_markussen+birch.htm (дата обращения 29.09.2016).
131. Transsolar (официальный сайт компании) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.transsolar.com/projects (дата обращения
31.08.2016).
132. UR-house (официальный сайт компании) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://multimod.hyperbody.nl/index.php/project06:Studio (дата обращения 29.06.2017).
133. University of Virginia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.arch.virginia.edu/people/brad-cantrell (дата обращения: 21.03.2017)
134. University of Toronto [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.daniels.utoronto.ca/people/core-faculty/justine-holzman (дата обращения: 21.03.2017)
135. Walking city [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archigram.net/projects_pages/walking_city.html (дата обращения
19.03.2017).
136. White noise/White light - interactive installation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.howeleryoon.com/projects/white-noise-white-light
137. Wiberg M. Interactive_Textures_for_Architecture and landscaping / IGI Global-N.Y.,-2011.-206c.
138. Wingscape [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atmosstudio.com/Wingscape (дата обращения 19.04.2017).
139. Zaryadye park [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dsrny.com/project/zaryadye-park (дата обращения 21.08.2017).
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
1.1 Динамичные конструкции павильона Квадраччи Милуокского музея искусств для регулирования инсоляционного режима внутри здания (Milwaukee art museum, арх. С. Калатрава, США, 2001).
1.2 Динамичная внутренняя структура Конференц-центра для функциональной гибкости (SwissTech Convention Center, проект архитектурное бюро Richter Dahl Rocha, Швейцария, 2014).
1.3 Учебный проект «Подвижный дом» группы Гипербоди, направленный на адаптацию к непредсказуемой смене функций (The E-motive House, Hyperbody, Нидерланды, 2002).
1.4 Архитектурный эксперимент «Размытое здание», направленный на изучение взаимодействия людей через посредника - интеллектуальную среду, при лишении привычных средств оценки физического окружения («Blur building», Э. Диллер и Р. Скофидио, Швейцария, 2002).
1.5 Пример интеграции в традиционные архитектурные приемы медиа технологий (Fremont Street Experience, арх. Дж. Джерде, США, 1995).
1.6 Адаптация к смене процессов за счет архитектурных средств (Экспериментальный проект учебой группы G1, Hyperbody, Дельфтский технический университет, Нидерланды, 2013).
1.V Адаптация к смене процессов за счет дизайнерского оборудования («Sony Center», Берлин, Германия, арх. Г. Ян, 2000).
1.8 Использование ландшафтный компонентов среды в качестве
адаптивных («Temporary park», арх. SLA, Дания, 2010)
2.1 Динамичные зонты (Royal terminal, Джидда, Саудовская Аравия, арх. SL-Rash, 2011).
2.2 Три воздушных дерева (Eco-Boulevard, арх. комп. Ecosistema Urbano, Мадрид, Италия, 2004).
2.3 Проект центральной площади г. Маздар (арх. комп. LAVA, Абу-Даби, ОАЭ, 2009).
2.4 Площадь Республики в Париже (климат. комп. Transollar, Париж, Франция, 2013).
2.5 Экологическое оборудование Джейд Эко Парка (Jade Eco Park, арх. Ф. Рам, Тайвань, 2011-2017).
2.6 Интерактивные качели Свинг Тайм (Swing Time, Howeler+Yoon, США, 2014).
2.7 Пример использования динамичной архитектуры в городской среде (The Tulip, MLBS, Нидерланды, 2011).
2.8 Инсталляция «Дюна 4.2» (DUNE 4.2, Studio Roosegaarde, Роттердам, Нидерланды, 2006-2012).
3.1 Интерактивная стена «Мудволл» («Moodwall», Амстердам, Нидерланды, арх. студии Klink and Urban Alliance, 2009).
3.2 Проект, направленный на решение экологических проблем «Метаболический лес» («Metabolic forest», Окленд, США, арх. бюро Synthetic Urban Ecologies Studio, 2013 г).
3.3 Павильон «Алгае Фолли» («Algae Folly», арх. студия eco LogicStudio, Милан, Италия, 2015 г.).
3.4 Интерактивная инсталляция «Риф» («Reef», арх. J. G. Stein, R. Ley, 2009 г.).
3.5 Интерактивная инсталляция «Блум» («Bloom», арх. студия DO|SU, Лос-Анджелес, 2011 г.).
3.6 Подземный парк «Лоулайн» («Lowline», Нью-Йорк, США, арх. Д. Рамсей, 2012 г.).
3.7 Инсталляция «Комната Эпифитов» в Музее современного искусства в Сеуле («Epiphytes Chamber», Сеул, Южная Корея, арх. Ф. Бисли, 2012).
3.8 Интерактивный павильон «Сан-О-Хаус» («Son-O-House», Нидерланды, арх. Л. Спайброк, 2004 г.).
3.9 Взаимодействие интеллектуальной комнаты с посетителями через интерактивные технологии (Intelligent room ADA, рук. П. Весчуре, Швейцария, 2002)
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТАБЛИЦЫ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ ПРОЕКТНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ
АДАПТИВНОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
Условные обозначения
Факторы адаптации:
смена индивидуальных потребностей смена процессов и функций смена условий
Средства адаптации:
О дизайнерские и технические средства
О архитектурные средства (изменение объемно-пространственных
характеристик)
О ландшафтные средства
ГРУППА I. РЕЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ ИЛИ ИХ ФРАГМЕНТЫ (НАХОДЯЩИЕСЯ В СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ)
ПОДГРУППА IA. АДАПТИВНОСТЬ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ (ИНТЕРЬЕРЫ, АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕМЫ)
1 (IA) Конференц-центр СвисТех (SwissTech Convention Center)
Архитекторы: Richter Dahl Rocha & Associés
Страна: Швейцария
Год реализации: 2015 [27]
Центр задуман как модульная структура, - способная адаптироваться к различным группам пользователей и видам событий за счет механических изменений гибкой пространственной структуры и встроенного оборудования. Всего за несколько минут кинотеатр можно трансформировать в лекторий, объединить пространство группы аудиторий в единую зону отдыха студентов и т.д.
2 (IA) Центральный рынок в Абу-Даби (Abu Dhabi's Central Market)
Архитекторы: Foster & partners
Страна: ОАЭ
Год реализации: 2006 [54]
Центральный рынок Абу-Даби является одним из старейших мест в городе. Архитекторы попытались соединить традиции архитектуры Персидского залива с современными технологиями и идеями. В течение шести месяцев года климат в Абу-Даби благоприятный - рынок превращается в открытое пространство, где можно прогуливаться и отдыхать. В течение оставшейся части года пространства могут быть закрыты динамичными панелями крыши. Конструкция панелей основана на восьмиугольных формах, которые ссылаются как на традиционную металлическую плитку, так и на новейшие исследования в области геометрии.
-;
=7 III J
gilí
Ш
¡Sil
rnffiffifflsa
Им
пЯШШшп íSSSüsm
3 (IA) Милуокский музей искусств (Milwaukee art museum)
Архитектор: С. Калатрава ЕИ Ф
Страна: США
Год реализации: 2001 [98]
Конструкция павильона Квадраччи Милуокского музея искусств увенчана динамичными «крыльями», получившие название «Солнечный Бриз», которые меняя форму, в течение дня защищает музейные экспонаты от прямых солнечных лучей.
4 (IA) Скользящий Дом (Sliding house)
Архитекторы: dRMM IШ Н #
Страна: Великобритания Год реализации: 2008 [121]
Жилой дом, где линейное простое распределение построек дополняется динамичными элементами: мобильными крышами/настенным корпусом, который пересекает участок, создавая комбинации ограждения и жилого помещения. Движение обеспечивается за счет электродвигателей на колесах, встроенных в стены. Рельсы, на которых осуществляется движение, имеют запас, чтобы в будущем, если клиент мог построить бассейн.
5 (IA) Интеллектуальное пространство Ада (Intellijent space Ada)
Исслед. группа: рук. П. Весчуре
Страна: Швейцария
Год реализации: 2005 [60]
Это интерактивное пространство способное к развитию и самообучению, обобщающее последние исследования в нейроинформатике. Высокий уровень «поведенческой» динамики, разнесенный во времени, относит ее к объектам «живой» архитектуры, «общающейся» со своим потребителем. «Ада» балансирует потоками посетителей, группирует их по интересам, «играет» с ними, для этого использует сенсоры аутентификации, датчики визуальных и осязательных контактов, а компьютерная система все время обновляла ее способности: все 4 месяца работы интеллект «Ады» рос и развивался как у живого организма.
6 (IA) Детский сад Кекек (Kindergarten Kekec)
Архитектор: Джор Корник СИ ^
Страна: Словения
Год реализации: 2010 [90]
Основная концепция дизайна проистекает из отсутствия игрового оборудования существующего детского сада. Новый фасад решает эту проблему, предлагая игровой элемент вдоль всех трех наружных стен. Он состоит из темно-коричневого грубых и деревянных планок, вращающихся вокруг их вертикального топора. Планки - цвет натурального дерева с одной стороны, но с другой стороны окрашены в девять разных ярких цветов. Помимо того, что они служат элементом затенения, игровые планки обеспечивают детскую игру и обучение.
1
7 (IA) Павильон Океана на ЭКСПО (Ocean pavilion EXPO)
Архитектор: Soma D I й
Страна: Южная Корея Год реализации: 2012 [105]
Павильон на ЭКСПО, созданный с помощью ультрасовременной фасадной системы, которая состоит из армированных стекловолоконных полимеров, способных превращаться во множество анимированных рисунков. Создано на основе исследовательского проекта в университете Штутгарта, который изучал, как механизм биологического движения может использоваться в архитектурном масштабе.
8 (IA) Павильон Сан-О-Хаус (Pavilion Son-O-House)
Архитектор: JI. Спайброк, коми. Эд. ван дер ХейдЕ
Страна: Нидерланды
Год реализации: 2004 [123]
«Сан-О-Хаус» это своего рода аттракцион, начиненный аппаратурой, реагирующей на движение посетителей, он выполнен электронными аудио схемами, которые не просто описывают алгоритм движения; но преобразуют их в гармоничные звуковые комбинации, а те превращаются в «мелодии», возникающие из обработки данных о поведении человека в зоне павильона, т.е. каждый его посетитель становится соавтором получающейся музыки.
9 (1А) М-Велопес (М-УеЬреэ)
Архитектор: М. Джантзен Щ ф
Страна: США
Год реализации: 2000 [102]
Архитектор создал серию домов-трансформеров, которые не только могут раскладываться и адаптироваться к разным функциям, но и могут «переезжать» вместе со своих хозяином, за счет мобильных структур.
10 (IA) Интерактивная стена (Interactive wall)
Исслед. группа Hyperbody НИ О
Страна: Германия
Год реализации: 2009 [74]
Интерактивная стена представляет собой динамическую стену, состоящую из семи отдельных компонентов, которые отображают поведение в реальном времени. Компоненты изгибаются назад и вперед, издают звук и светятся, реагируя на посетителя.
11 (IA) Масл HCA (Macsle NSA)
Исслед. группа Hyperbody Q
Страна: Франци
Год реализации: 2003 [95]
«Масл» состоят из 72 пневматических «мускул», соединенных друг с другом и образующих сетку, обернутую вокруг в синий надутый пузырь. Система «мускул» запрограммирована таким образом, что все мышечные приводы взаимосвязаны для выполнения изменений. Узлы взаимодействуют друг с другом постоянно. В то время как «мускулы» изменяют свою длину, «Масл» двигается, изгибается, и постоянно поворачивается. Пока работает программа и держится давление воздуха он «оживает». «Маскл» является первой реализованной конструкцией работающей системы, которая действует самостоятельно и взаимодействует с публикой. Процесс взаимодействия может иметь место, когда, по меньшей мере, есть две активные стороны, где минимально две подвижные системы взаимодействуют друг с другом. «Маскл» является одной действующей системой, человек-другой.
12 (IA) Шоурум Кифер Техника (Kiefer Technic Showroom)
Арх. компания: Ernst Giselbrecht + Partner Щ\ ф
Страна: Австрия
Год реализации: 2007 [89]
Адаптивным является солнцезащитный динамичный фасад, который не только имеет прагматическую пользу, но и создает множество визуальных обликов здания.
13 (IA) Дом в Бордо (Maison Bordeaux)
Архитектор: Рем Колхас Ш Ф
Страна: Франция
Год реализации: 1998 [80]
Сердцем дома является платформа высот 3x3,5 м, которая свободно перемещается между тремя этажами, становясь частью жилой площади или кухни, или превращается в уютное офисное помещение, предоставляя доступ к книгам, произведениям искусства и винным погребам.
14 (IA) Станция Халлей IV (Halley-VI)
Архитектор: Ф. Маунселл, X. Бротон СИ И ^ Антарктида
Год реализации: 2005 [77]
Подвижная научная арктическая станция. Адаптивность достигается путем перемещения объекта в необходимые места исследований или климатические области.
15 (1А) Вращающиеся небоскребы □ □ ^
Архитектор: Д. Фишер
Страна: ОАЭ Год реализации: 2010
Каждый этаж 80 этажной башни будет двигаться относительно земли и других этажей таким образом, чтобы человек мог наслаждаться закатом и рассветом из одной и той же комнаты. Этажи 420-метрового здания будут вращаться на 360 градусов вокруг неподвижной центральной колонны с помощью 79 энергетических ветровых турбин, расположенных на каждом этаже. Адаптационный эффект - полное приспособление фрагментов к индивидуальным запросам пользователя при относительно жесткой объемно-пространственной структуры целого.
1АМ1С АЯС1
16 (IA) Цифровой павильон в Корее (Digital pavilion in Korea) [
Исследод. группа: ONL Страна: Нидерланды Год концепции: 2002 [63]
Павильон, основанный на игровых взаимодействиях между посетителем и интерактивными технологиями.
17 (IA) «Голый» дом (Naked house) НПО
Архитектор: Шигеру Бан
Страна: Япония
Год реализации: 2010 [103]
Дом состоит из одного уникального большого пространства двухэтажного дома, в котором можно свободно перемещать четыре личные комнаты на колесах. Комнаты могут быть перемещены в соответствии с потребностями их использования; их можно поставить рядом и создать большую комнату за счет раздвижных дверей. Их можно вывезти на улицу, на террасе, для полного использования пространства внутри. Они также могут работать как дополнительный этаж для детей, чтобы играть сверху.
18 (1А) Дом Шредер (Ше^еМ 8с11гбс1егЫ8) И ^ О
Арх. компания: Г. Ритвельд Страна: Нидерланды Год реализации: 1924 [114]
На втором этаже дома отсутствует традиционное деление на комнаты, стены существовали по желанию госпожи Шрёдер только в форме перегородок, вся мебель могла складываться, а двери комнат открывались при помощи механических кнопок и рычагов.
19 (IA) Дом Шариф-ха (The Sharifi-ha House) ■ ■ #
Арх. комп.: Nextoffice Страна: Иран
Год реализации: 2004 [118]
Адаптивными являются поворотные кубические объемы, которые приводят к тому, что здание может становится открытым или закрытым. Эти изменения могут происходить в зависимости от изменения сезонов или функциональных сценариев.
20 (IA) Адаптивное соединение (Adaptive fritting) Ш О
Компания: Hoberman
Страна: США
Год концепции: 2009 [52]
ГРУППА 1Б. АДАПТИВНОСТЬ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (ЭСТЕРЬЕРЫ)
21(1Б) Парк Зарядье Е
Архитекторы: БШег БсойсНо + Яеп&о
Страна: Россия
Год реализации: 2017 [139]
«Стеклянная кора» парка «Зарядье» в Москве - адаптивное пространство с локальным изменением климата. В холодное время года климат под «корой» теплее, чем на остальной части парка. Это происходит за счет того, что сама крыша защищает от ветра, дождя и снега, а технического оборудования встроенное в крышу обеспечивает обогрев воздуха, т.о. под крышей могут расти более теплолюбивые растения. Также «кора» соединена с амфитеатром, что позволит проводить мероприятия в более холодное время года.
22 (1Б) Эко-Бульвар (Eco-Boulevard) | | OÉO
Архитекторы: Ecosistema urbano
Страна: Испания
Год реализации: 2007 [65]
«Три воздушных дерева социального выздоровления» на эко бульваре в Мадриде являются примерами адаптивных комплексных установок. «Деревья» выполняют две основные цели: социальную (генерирование активности вокруг них) и экологическую - биоклиматической адаптации. Изменение микроклимата происходит за счет системы пассивного кондиционирования - суммарного испарения воды растениями и поверхностью почвы (эта система используется в тепличной промышленности и способна понижать температуру приблизительно на 10°С и особенно эффективна в условиях с высокой температурой и низкой относительной влажностью, типичных для Мадрида в летний период. Причем «воздушные деревья» мобильны и могут перемещаться в любое требующее реактивации место.
23 (1Б) Джейд Метео Парк (Jade Meteo Park) □ И LU О w О
Архитекторы: Ф. Рам
Страна: Китай
Год реализации: 2017 [85]
Парк является примером соединения новейших беспроводных технологий интеллектуального климат-контроля изменений ландшафта, вызванных процессуальной деятельностью и другими потребностями посетителей, с «символической» пространственной организацией комплекса. Для контроля климатических параметров создано специальное программное обеспечение, которое собирает и анализирует нужные управляющим устройством технические процессы и климатические данные, и эти процессы автоматизированы. Но при необходимости ими можно управлять вручную, и если для проведения какого-либо мероприятия в той или иной части парка будет нужен определенный климат, достаточно просто задать системе нужные для этого сценария параметры.
24 (1Б) Павильон Австрии - EXPO Pavillon 2015 - Breather Ш # #
Архитекторы: Institute for Architecture and Landscape - LandLab
Страна: Италия
Год реализации: 2015 [131]
Павильон Австрии на ЭКСПО в Милане используя системы теплового моделирования «заменил» горящий миланский воздух атмосферой прохладного австрийского леса, создавая иллюзию климата другой территории.
BREATHE.AUSTRIA
oonoept drawing I atmoapherio perspective
25 (1Б) Временный парк (Temporary park) |
Архитекторы: SLA
Страна: Дания
Год реализации: 2010 [128]
Временный парк превращает пустую бывшую промышленную зону площадью 14 гектаров во временный рекреационный ландшафт, который интегрирован в стратегическое долгосрочное городское развитие посредством метода урбанизма. Ландшафтный проект использует процессы природы в градостроительстве для создания естественной адаптации к климату.
26 (1Б) Фримон Стрит Экспириенс (Fremont Street Experience) I
Архитекторы: Дж. Джерде
Страна: США
Год реализации: 1995 [70]
Фримонт Строй Экспириэсе - тридцатиметровый свод «трубы» целиком покрыт динамичной «росписью» из экранов и комбинаций светодиодов, которую тридцать специальных компьютерных систем превратили в неповторимое «живое» рекламно-декоративное зрелище, действующее круглосуточно.
27 (1Б) Дюна 4.2 (DUNE 4.2) □ □ О
Арх. компания: Studio Roosegaarde
Страна: Нидерладны
Год реализации: 2006-2012 [62]
Дюна - это световая инсталляция, который взаимодействует с поведением человека. Гибрид природы и технологии состоит из сотен волокон, которые ярче в соответствии с звуками и движениями проходящих посетителей или ветра.
■» »» " Т * *
щ I >|| И»'
1 11 ' '|А| >11 /I1
' i^i¡Ii V "'
1 I 1
-Д.
fi '¡I I t ■ ..«Vi 'I *
28 (1Б) Динамичная уличная инсталляция (Dynamic Street Installation)
Арх. компания: Studio
Страна: Израиль
Год реализации: 2015 [64]
Динамичная инсталляция, раскрывающаяся при нахождении людей под ней.
29 (1Б) МИМИ (MIMMI) ■ #
Арх. компания: INVIVIA и UrbanDRC
Страна: США
Год реализации: 2003 [61]
Подвижная трубчатая надувная скульптура постоянно меняет свой внешний вид в соответствии с колебаниями настроения пользователей Minneapolis Twitter.
30 (1Б) Площадь в г. Маздар □ ■ # #
Архитектор: LAVA
Страна: ОАЭ
Год реализации: 2009 [93]
Центр города Масдар является частью экогорода, непрерывной, интерактивной среды. Основные адаптивные компоненты - расположенная на центральной площади структура из «грибов», которые раскрываются днем и закрываются ночью и начинены техническим и дизайнерским оборудованием.
31 (1Б) Авиари (Aviary) [
Архитектор: Howeler + Yoon Architecture
Страна: ОАЭ
Год реализации: 2013 [81]
Игривая аудиовизуальная скульптура реагирует на прикосновение через проявления света и звуков. Как общий музыкальный инструмент, в Авиари могут «играть» несколько пользователей. Каждый полюс имеет уникальную серию звуков, а случайное касание создает вертикальный всплеск искусственного освещения.
. I .1 ГЙ>>))
hi ИМ hi
тС iff _ 'I
г : «li _ Ik ( I
II. 4
» l » V
32 (1Б) Блум (Bloom) □ О
Архитектор: DO|SU Страна: США Год реализации: 2011 [57]
Конструкция инсталляции выполнена в основном из умного термо биметалла, который скручивается при нагревании, создавая проветриваемые участки, когда солнце нагревает ее поверхность.
33 (1Б) Мудволл (Moodwall) ■ #
Арх. компания: Klink and Urban Alliance
Страна: Нидерладны
Год реализации: 2009 [100]
Мудволл: 24-метровая интерактивная световая установка в Амстердаме. Мудволл расположен в пешеходном туннеле и взаимодействует с проходящими мимо людьми, улучшает атмосферу в туннеле и создавая менее опасное пространство. Интерактивные городские обои построены из примерно 2500 светодиодов за ребристой полупрозрачной стеной. Кривые в стене делают его менее подходящим для граффити.
34 (1Б) «Дорога Ван Гога» (Van Gogh Path) ■ О
Арх. компания: Studio Roosegaarde
Страна: Нидерланды
Год реализации: 2015 [126]
Дорога Ван Гога - это светящаяся велосипедная дорожка, которая заряжается днем. Дорога Ван Гога входит в проект SMART HIGHWAY.
35 (1Б) Зонты в королевском терминале (Royal Terminal Umbrellas)
Арх. компания: SL-Rash ^ ^
Страна: ОАЭ
Год реализации: 2011 [117]
Динамичные зонты расположены на площадке в Королевском терминале международного аэропорта Джидды.
36 (1Б) Парк Мингху Ветланд (Minghu Wetland Park) Q (2)
Архитектор: Turinscape
Страна: Китай
Год реализации: 2009 [91]
Парк имеет важную экологическую цель - защитить территорию от наводнений и уменьшить загрязнение воды.
37 (1Б) Риф (Reef) Ш ■ #
Архитектор: Д. Г. Стейн, Р. Лай
Страна: США
Год реализации: 2009 [111]
Это биокинетическач скульптура, которая исследует комплексный потенциал технологий и материалов, активирующих способность различных поверхностей, мембран и перегородок среды воспринимать действие на них любых внешних и внутренних «раздражителей».
г г т 1
«и tllli^ - : - _1 'т ---if 11 г я
38 (1Б) Свинг тайм (Swing time) EH СИ О
Архитектор: Howeler + Yoon
Страна: США
Год реализации: 2014 [127]
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.