Творческая индивидуальность Александра Кабакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Бударина, Анастасия Николаевна

  • Бударина, Анастасия Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Бударина, Анастасия Николаевна. Творческая индивидуальность Александра Кабакова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2012. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бударина, Анастасия Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Мировоззренческие координаты творчества

§ 1. Формулы самопозиционирования

§ 2. Комплекс нестоличности и «московский текст» А. Кабакова

§ 3. Эскапизм как основа мироощущения писателя

§ 4. Феномен таланта как этико-эстетическая проблема

Глава 2. Специфика жанрового мышления

§ 1. Жанровая стратегия писателя

§ 2. Малые жанры: особенности хронотопа

§ 3. Романное творчество: поэтика предметного мира

§ 4. Драматургические опыты прозаика

Глава 3. Литературность как принцип организации текста

§ 1. Заголовочно-финальный комплекс: поэтика и особенности функционирования

§ 2. «Бродячие» сюжеты в интерпретации А. Кабакова

§ 3. Авторские отступления: литератор как профессия

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческая индивидуальность Александра Кабакова»

Введение

Александр Кабаков - писатель, чьи произведения сегодня вызывают равно живой интерес как у профессионального, так и у массового читателя. Творчество прозаика, значимость которого для текущего литературного процесса становится все более ощутимой, синтезирует опыт предшествующей литературы и одновременно отражает самобытность художественного сознания и типа творческого поведения современного гуманитария.

Писатель, родившийся в Новосибирске в семье офицера-ракетчика в 1943 г., после окончания механико-математического факультета Днепропетровского университета в течение пяти лет работал инженером в ракетной фирме, затем занялся журналистикой: с 1972 г. работал в газете «Гудок», с 1988 по 1997 г. - в газете «Московские новости», с 1995 г. одновременно с этим главным редактором журнала «Imperial». С конца 1997 г. работал в издательском доме «Коммерсантъ»: специальный корреспондент, с 2000 г. - заведующий отделом «Общество». Он член совета попечителей фонда «Знамя», попечительского совета телекомпании «РЕН-ТВ». Имеет премии газеты «Московский комсомолец», «Золотой теленок», клуба писателей-юмористов «Литературной газеты» (1981), еженедельника «Литературная Россия» (1986), Московского отделения Союза журналистов СССР (1989), фонда «Знамя» (1999).

А. Кабаков вошел в литературу в конце 1980-х гг. и получил известность после публикации повести «Невозвращенец» (1988). Несмотря на то, что в 1990-х гг. произведения писателя публиковались («Заведомо ложные измышления» - 1989, «Сочинитель» - 1991, «Последний герой» - 1995, «Самозванец» - 1997 и др.), они остались мало замечены не только критикой, но, прежде всего, читателем, что заставило автора воспринимать данное десятилетие как провальное: «Это достаточно неприятно, когда выходит роман за романом, а тебя продолжают считать автором одной книги»1.

1 А. Кабаков: «Я не отношусь к писателям-однодневкам» // Лит. газ. - № 38 (6242). - 2009. - 23 сент.

Интерес к творчеству прозаика вновь появился лишь в начале XXI столетия после публикации романа «Всё поправимо» (2003), удивившего читателей и критику, и что важно - переломившего взгляд на творчество писателя. Цикл рассказов «Московские сказки» (2004), удостоенный премии «Проза года», повлек за собой переиздание собрания сочинений А. Кабакова, куда вошли как новые рассказы и романы, так и произведения, многие из которых написаны ранее «Невозвращенца»: повести («Кафе "Юность"» (1985), «Масло, запятая, холст» (1987), «Салон» (1987), «Бульварный роман» (1990), «День из жизни глупца» (1998), «Маленький сад за высоким забором» (2001)), романы («Ударом на удар, или подход Кристаповича» (1984), «Последний герой» (1995), «Сочинитель» (1991), «Самозванец» (1992), «Приговоренный» (1999), «Поздний гость» (2000)), а также рассказы 1990-2000-х гг. («Нам не прожить зимы» (1990), «Люби меня, как я тебя» (1990), «Утром около нуля - небольшой снег» (1990), «Rue Daru принимает всех» (1992), «День рождения женщины средних лет» (1994), «Зал прилета» (1998)) и рассказы 2000-2010-х гг. («Кот» (2007), «Миллион» (2007), «Перекресток» (2007), «Сокровище» (2007), «Маршрутка» (2007) и др.).

Отдельными книгами вышли повесть «Дом моделей» (2009), роман «БЪглецъ» (2009), сборник «Роль хрусталя в семейной жизни», в который вошла одноименная пьеса (1982), а также пьесы «Знаки» (2009) и «Интенсивная терапия» (2009). В конце 2011 г. была издана книга А. Кабакова и Е. Попова «Аксенов».

Произведения А. Кабакова удостоены ряда премий: «Большая премия Аполлона Григорьева» за роман «Всё поправимо» (2005), «Проза года» за сборник «Московские сказки» (2005), «Большая книга» (второе место за роман «Всё поправимо» (2006)); «Большая книга» за сборник «Московские сказки» (2006), «Премия Ивана Бунина» за сборник «Московские сказки» (2006). В 2006 г. писатель был председателем жюри премии «Русский Букер». По произведениям А. Кабакова сняты фильмы «Десять лет без права переписки» (ре-

жиссер В. Наумов, 1990) и «Невозвращенец» (режиссер С. Снежкин, 1991). Работал в должности главного редактора журнала «Саквояж СВ». Сегодня А. Кабаков публикуется в периодической печати как публицист и колумнист. Произведения писателя изданы в Англии, Германии, Дании, Норвегии, Франции и Японии.

Думается, будет уместным указать и на постоянно акцентируемую автором собственную «любовь к джазу, кинобоевикам, кошкам, шотландскому виски, твидовым пиджакам и вельветовым штанам»1.

Художественный дар А. Кабакова, как всякого талантливого писателя, являет себя читателю посредством всей художественной системы произведения и указывает на своеобразие авторского взгляда относительно взаимоотношений мира и человека, обусловливая значимость данного автора для читательской аудитории. Профессионального же читателя эти особенности выводят к необходимости постановки вопроса о творческой индивидуальности писателя -проблемы, традиционной для литературоведения и не потерявшей своей актуальности в филологических исследованиях последних десятилетий.

Творческая индивидуальность писателя выражается в различных сторонах его искусства, и прежде всего в уникальности его взгляда на явления жизни, самобытности и общественной значимости его творческих обобщений. Являя собой комплекс особенностей, маркирующих творчество того или иного автора, проблема художественной индивидуальности нашла свое отражение в работах исследователей семиотической, культурологической, феноменологической школ.

Художественная самобытность А. Кабакова может быть рассмотрена с позиции разных концепций творческой индивидуальности художника, поскольку в его прозе важны предметный мир и категория повседневности, интересны жанровые ходы, сильно автобиографическое начало и особо акцентирован национальный вопрос. Так, заслуживает безусловного внимания тот жанро-

1 Радиопередача «Радио Свобода» «Поверх барьеров». URL: http://archive.svoboda.org/programs/otb/2005/ obt.020305.asp (дата обращения: 22.02.2011).

вый вектор исследования творческой индивидуальности, который предлагает К. Д. Гордович. «При чтении автобиографической прозы, - пишет ученый, -читатель постигает особенности творческой индивидуальности опосредованно, насколько умеет анализировать текст, насколько произведение по мысли и стилю окажется ему, читателю, созвучным»1. Анализируя жанр литературной сказки, она замечает: «авторы на "сказочном", условном материале "проигрывают" самые серьезные нравственные проблемы и конфликты»2.

Для А. Кабакова жанр есть не просто способ диалога с читателем, длинного или короткого, интригующего или душевного. Жанр становится средством выражения авторского понимания мира, состоящего из отдельных дней, событий, воспоминаний, соединяющихся в общую протяженность под названием «судьба, жизнь, поколение». Закономерно, что в творческом наследии Кабакова доминируют традиционные жанры рассказа, повести, романа. Особого внимания заслуживает тот факт, что, даже обратившись к приобретшему в последнее десятилетие особую популярность жанру литературной сказки, автор озаглавливает цикл сказок «Рассказы на ночь» (впрочем, вскоре переименовывает в «Московские сказки»), не только размывая границы жанра, но и акцентируя внимание читателя на бытовых, повседневных моментах.

В. Новиков в интервью радио «Свобода» отмечает: «Кабакова очень полезно читать. Не только читателям, в которых недостатка у него никогда не было, но также полезно читать писателям, поскольку он отмечает начало восхождения какого-то жанра, и он же отмечает и его конец. Так получилось с антиутопией; автор "Невозвращенца" написал потом "Последнего героя", после которого антиутопии писать категорически не рекомендуется. Описание жизни после глобального взрыва, люди-мутанты с хвостами, песьими головами - все это будет, мягко говоря, вторичным.

1Гордович К. Д. Творческая индивидуальность писателя : учеб. пособие. - СПб.: «Петроний». - 2009. - С. 6.

2Там же. - С. 8.

Александр Кабаков реформирует малый жанр, он поворачивает нашу новеллистику в сторону западной новеллы, сталкивающей абсурд бытия с богатой

1

литературной памятью» .

Однако в связи с основной целью работы - предложить системное описание современного автора кажется более продуктивным избрать в качестве основополагающей для данного исследования концепцию Н. Л. Лейдермана, который рассматривает комплекс факторов, обусловливающих творческую индивидуальность, и предлагает пути системного анализа интересующего нас феномена: биографический опыт (социальная среда, воспитание, исторические обстоятельства, жизненные испытания); своеобразие психического склада личности (эпический, лирический или драматический); мироотношение художника (мировосприятие, мировоззрение, миропонимание); культурно-эстетический фонд писателя (культурные архетипы и культурная среда).

Все эти факторы, считает Н. Л. Лейдерман, так или иначе сказываются на формировании художественного сознания писателя, но в каждом отдельном случае удельный вес того или иного фактора в творческой судьбе писателя и даже в процессе создания того или иного произведения будет сугубо индивидуальным, «единичным» и «штучным». А главное - по отношению к творческой индивидуальности они стоят в позиции предпосылок.

Следующая составляющая творческого дара - это «повышенная способность выразить, проявить вовне свои эстетические эмоции, свое эстетическое отношение к миру. Значит, творческая индивидуальность и талант писателя проявляются в том, как он устраивает "сокращенную Вселенную" в своем произведении, как вписывает в нее человека, как при ее посредстве "овнешняет"

л

конфликт и дает ему эстетическое решение» .

«Вселенная» А. Кабакова, обусловленная своеобразием его миропонимания, выстроена, как у каждого настоящего писателя, совершенно особым обра-

1 Человек дня на радио «Свобода». URL: http://archive.svoboda.org/ll/man/0305/ll.031105-l.asp (дата обращения: 07.18.2010).

2 Лейдерман Н. Л. Творческая индивидуальность писателя как объект изучения // Филол. класс. — 2005. -№ 14.-С. 15.

зом. Взгляд его обращен прежде всего к деталям повседневности. Вещи, предметы быта, детали одежды, вскользь брошенные слова - все эти «мелочи жизни» под пером прозаика вырастают до бытийных, онтологических символов. Именно потому куртка-бобочка или парижский галстук в «турецкий огурец» становятся символом внешней и внутренней, душевной принадлежности к поколению, к своему времени.

Сентиментально-ироническое звучание авторского голоса выявляет сложность мироотношения самого автора, сочетающего тоску по «стиляжьей» юности и едва заметную «усмешку» при созерцании картин настоящего. Именно эта «усмешка», выраженная в тексте в виде цитат, реминисценций, авторских лирических отступлений и прочих отсылок к претекстам, открывает читателю богатый культурный фонд писателя и ассоциативный фон его творчества.

Степень изученности вопроса и новизна исследования. Художественная индивидуальность А. Кабакова представляется значимой для изучении в том числе и потому, что являет собой феномен «позднего входа» в литературу. Этим отчасти обусловлено отсутствие системных исследований, посвященных творчеству данного автора, а также тот факт, что подавляющее большинство исследований о его прозе написано в форме критических статей1.

А. Василевский в статье «Опыты занимательной футуро(эсхато)логии», анализируя «Невозвращенца», высказывает суждение, что «образцом (колодкой) служит в данном случае модель западного фильма-катастрофы, будь то пожар в небоскребе, небывалое наводнение, землетрясение, нападение инопланетян или нечистой силы, что угодно. Важно, что истинным содержанием таких произведений является сама катастрофа, на воспроизведение которой усилий не жалеют, а основным действием оказывается борьба героя, сильного духом и

1 См.: Василевский А. Опыты занимательной футуро(эсхато)логии // Новый мир. - 1990. - № 5 ; Плохое А. Коллективные мечтания, или подход Кабакова // Знамя. - 1990. - № 3 ; Чупринин С. Фрагмент истины // Лит. газ. - 1990. - 10 окт ; Быков Д. Вера Кабакова // Столица. - 1993. - № 47 ; Секретов С. Жизнь. В поисках смысла // Новый мир. - 2005. - № 6 ; Михайлова О. А. Стиль эпохи в романе А. Кабакова «Всё поправимо» // Лицо и стиль : сб. науч. ст., поев, юбилею профессора В. В. Эйдиновой / отв. ред. Л. П. Быков, В. А. Гудов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009 ; Соловьева Т. История — это просто опрокинутая в прошлое политика... // Вопр. лит. - 2010. - № 2.

телом, за свое выживание и за спасение хотя бы одной красотки, он просто обязан выжить, в противном случае нарушается негласная, всем очевидная договоренность между автором и зрителями»1.

А. Плахов в статье «Коллективные мечтания, или подход Кабакова», размышляя о книге «Заведомо ложные измышления», отмечает: «...если же говорить о литературе, то пришедший в нее автор ассоциируется по крайней мере с двумя ее линиями, одна из которых тянется от Трифонова, другая - от Аксенова. <...> Дело, однако, в том, что Кабаков сделает на этом пути шаг вперед, одновременно развивая жанровую символику и неизбежно растворяя ее в брутальных сплетениях жанра, в откровенности живой, нецензурированной речи, в почти напоминающей лимоновский роман "Это я - Эдичка" обнаженной примитивности экстремальных реакций»2.

Творчество А. Кабакова, как это ни парадоксально, наиболее полно до сих пор подвергалось комментированию им самим: в интервью на радио, страницах газет, в Интернете; в автоаннотациях к своим произведениям. Первый взгляд на его творчество содержится в статьях о современном литературном процессе, где обращение к написанному прозаиком связано с выявлением динамики литературного процесса; а также в филологической академической науке, обращающейся к творчеству писателя точечно3.

Таким образом, литературоведческой реконструкции и систематического описания творчества писателя, который является последним представителем поздних «шестидесятников», пока не сложилось. Но, конечно, первые подходы к пониманию особенностей художественного дара А. Кабакова со стороны писательской и профессиональной критики намечены. Пока процитируем реплику писателя, чье творчество и стратегия поведения с безусловностью повлияли на

1 Василевский А. Опыты занимательной футуро(эсхато)логии. - С. 259.

2 Плахов А. Коллективные мечтания, или подход Кабакова. - С. 221.

3 См.: Гедройц С. Печатный двор // «Звезда». - 2004. - № 4 ; Давыдов О. Демон сочинительства. - СПб. ; М.: Лимбус Пресс, 2005 ; Иванова Н. Кому она нужна, эта критика? // Знамя. - 2005. - № 6 ; Каспэ И. Апокалипсис - 1990: «настоящее», «прошлое», «будущее» в литературной публицистике // НЛО. - 2007. - № 3 ; ГаниеваА. Изобретение малой формы // Октябрь. - 2008. - № 7 ; Латынина А. «Всех советская власть убила...» // Новый мир. -2011.- №6.

A. Кабакова, и размышление современного гуманитария, который обладает несомненным даром лапидарно-точного обозначения характерологических свойств литературных явлений. «Очень интересно работает Александр Кабаков... - как-то заметил Василий Аксенов. - Все серьезно, все достоверно, с фейерверком деталей. Как одевались, что ели в 50-х, на каких коньках катались дети... Ощущение материальной культуры - редкая вещь»1.

Интересно, что оценки довольно полярны. Так, критики, в числе которых

B. Новиков, А. Архангельский, Н. Иванова, говорят об А. Кабакове как о «большом» писателе, а Е. Ермолин называет творчество прозаика чтением «на вырост»2. Вторя литературоведам, журналисты пишут: «Александр Кабаков уже давно настолько известен и популярен, что представлять его - просто моветон. Это только портит ощущение приятного во время новой встречи»3. Критик Н. Иванова периодически называет А. Кабакова «сказочником»4, а исследователи, в частности, М. Селеменева, относят писателя к представителям «новой урбанистической прозы»5, наряду с Ю. Поляковым, А. Дмитриевым, Н. Горла-новой и Л. Улицкой.

В контексте исследования проблемы творческой индивидуальности применительно к творчеству А. Кабакова особое значение приобретает вопрос об авторской идентичности. «Кризис персональной идентичности в России 1990-х годов был исторически неизбежен, - пишет М. Абашева. - Самость для современного россиянина еще проблематична - вследствие неизжитого влияния тормозившей индивидуацию тотальной советской коммунальное™, тождественность - как адекватность прошлого опыта, как устойчивая система ценностей -уже невозможна для человека, живущего на переломе советской и постсоветской эпох.

1 Радиопередача «Радио Свобода» «Поверх барьеров».

2 Чтение на вырост// Знамя. - 2007. - № 11. - С. 170.

3 Новинки книжного рынка. URL: http://www.vmdaily.ru/article/66350.html (дата обращения: 26.11.2010)

4 Заседание клуба Журнального зала 18 февраля 2008 г. Вечер журнала «Знамя». URL: http://magazines.russ.ru/km/anons/club/180208/photo.html (дата обращения: 22.05.2011)

5 Селеменева М. В. Художественный мир Ю. В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века: автореф. дис.... докт. филол. наук. М., 2009.

Сама современная действительность создает проблематичный фон для процесса личностной идентификации. В литературе кризис личной идентичности отражается как проблема самоопределения писателя»1.

Персональная идентичность А. Кабакова выражается в той текстуальной стратегии, в рамках которой автор не просто отражает изменения, происходящие в жизни общества, но и создает в своих произведениях своеобразные «культурные коды», поддающиеся дешифровке на нескольких уровнях в зависимости от глубины читательского знания.

Критик К. Анкудинов полагает, что для читателя «интересно сейчас именно то, что в советское время казалось обыденностью и рутиной, - детали, воспоминания, описания. Рассказ попутчика в поезде. Выражение лица сидящего напротив в вагоне метро. Цвет его волос. Походка. Крой одежды. Дедушкино разливательное ситечко. Воспоминание о вокзальной кружке на цепочке. Архитектура. Закат солнца. Расположение облаков на небе. Все то, к чему все притерпелись. Все предметное, все конкретное и все человеческое»2.

В прозе А. Кабакова атмосфера каждой «эпохи» в жизни страны выписана с максимальной точностью. И здесь очевидно наследование писателем традиции Ю. Трифонова, которого в свое время также называли «бытописателем». По мысли Трифонова, «...в русском языке нет слова столь загадочного, многозначного и непостижимого: недаром ни в одном языке такого понятия не существует, и перевести слово "быт" невозможно... Иностранцы, по-видимому, еде-

о

лают вывод, что таинственный "bit" - какая-то особая форма русской жизни» . Словно подтверждая эту мысль, А. Кабаков говорит в одном из интервью: «Я свою собственную склонность к видению подробностей материального мира довожу до предела... Если мы с вами встретимся через пять лет, я вам опишу, в чем вы сегодня были. Такая память... Это распространяется и на другие дета-

1 Абашева, М. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та. - С. 18.

2Анкудинов К. Н. Внутри после. Особенности современного литературного процесса // Октябрь. - 1998. - № 4. -С. 17.

3 Речь Ю. Трифонова // Шестой съезд писателей СССР. 21-25 июня 1976 г. : стеногр. отчет. М., 1978. -С. 38-39.

ли. Я могу досконально вспомнить, что испытывает человек, который едет в Одессе на трамвае, который ходил в 60-х годах с вокзала на Фонтан»1. Отметим, что подобное «детальное разглядывание» жизни, не нашедшее отклика у читателя 1990-х, вызывает живой интерес у читателя сегодняшнего.

Поиски собственной идентичности находят свое закономерное отражение в такой повествовательной стратегии, как метапроза. Неудивителен тот факт, что в нескольких романах прозаика главным действующим лицом оказывается герой-писатель. Пишущий и рефлексирующий герой осмысливает литературу и жизнь как единое целое. И в этом отношении проза Кабакова несет выражение авторского самоопределения как продолжателя традиций русской классической литературы.

Творческий путь А. Кабакова интересен тем, что данный автор может быть причислен к нескольким художественным течениям, разным поколенче-ским группам и литературным направлениям - от позднего «шестидесятничества», «прозы сорокалетних» до постмодернистского ряда, к которому видится возможным поставить автора в силу повышенной интертекстуальности его произведений и установки на игру.

Очевидно наследование писателем традиций прозы Ю. Трифонова, В. Аксенова, А. Битова в их внимании к миру человека, его чувств, мыслей и предметно-бытового окружения. Круг проблем, волнующих писателя, близок его современникам: В. Ерофееву, Л. Петрушевской, Л. Улицкой, С. Юрьенену, Ю. Полякову, А. Курчаткину, Д. Быкову. Особое отношение к национальному вопросу роднит А. Кабакова с А. Эппелем, Л. Петрушевской, Л. Улицкой. Проза Кабакова не лишена влияния постмодернизма и в этом отношении сопоставима с произведениями Т. Толстой, В. Пелевина, Б. Акунина и др. Обращает на себя внимание и такая особенность прозы А. Кабакова, как кинематографич-ность, и в этом отношении не случайны экранизации его произведений, как и произведений многих современных авторов.

1 Александр Кабаков: «Все хуже, чем хотелось бы, но лучше, чем могло быть». URL: http: http://www.lechaim.ru/ARHIV/15 (дата обращения: 14.04.2011).

В некоторых современных критико-литературоведческих концепциях, не лишенных вкусовых критериев отбора материала, А. Кабаков занимает различные позиции. Так, согласно классификации, приводимой Н. Ивановой, творчество А. Кабакова возможно включить в парадигму «постсоветской литературы»1. А. Кабаков, с одной стороны, может быть отнесен к числу «постсоветских» писателей, поскольку очевидна его сознательная ориентация на образованного, знающего читателя, способного к рефлексии относительно советской истории и умеющего увидеть те традиции, которые наследует автор. С другой стороны, нужно отметить его сложное положение между высокой литературой, принимая во внимание его работу во многих журналах и выработанный навык «легкого пера» к беллетристике, причем он на наших глазах становится популярен почти так же, как Л. Улицкая.

Согласно не менее своеобразной типологии словесного творчества в сол

временном литературном процессе, разрабатываемой М. Бондаренко , произведения А. Кабакова можно включить в парадигму профессиональной актуальной литературы как ориентированные на саморефлексию, эксперимент и инноваци-онность.

Саморефлексия и постоянные попытки определения своего места в литературном и культурном пространстве в значительной степени определяют круг проблем произведений прозаика. Сохранение и передачу культурной традиции автор рассматривает как одну из главных своих задач.

В рамках данного исследования видится закономерным вопрос, актуальный для самого автора, - причастность к поколению. Для А. Кабакова, позиционирующего себя как традиционного писателя, продолжающего традиции классической русской литературы и одновременно принадлежащего к поколению «шестидесятников», эта проблема становится особенно острой. Следовательно, проблема поколения и его судьбы становится одной из доминирующих

1 См.: Иванова Н. Ускользающая современность. Русская литература ХХ-ХХ1 веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной // Вопр. лит. - 2007. - № 3. - С. 35.

2 См.: Бондаренко М. Текущий литературный процесс как объект литературоведения // Новое лит. обозрение. — 2003.-№62.-С. 34.

в творчестве писателя, находит свое выражение в стилевом и сюжетном своеобразии его произведений.

Анализируя проблему поколений, К. Мангейм выявляет следующие его черты: в культурный процесс вовлекаются все новые и новые участники, в то время как число их предшественников непрерывно сокращается; представители каждого поколения могут участвовать в историческом процессе на протяжении некоторого ограниченного отрезка времени, и поэтому возникает необходимость постоянной передачи культурного достояния; передача опыта из поколения в поколение есть непрерывный процесс.

«Для того, чтобы занять место в определенном поколении, - пишет К. Мангейм, - то есть для того, чтобы ощущать на себе все выгоды или недостатки данного положения в обществе, человек должен родиться в определенных социальных и исторических условиях. Однако поколение как реальность включает в себя нечто большее, чем даже подобное единство исторической и культурной среды. Необходим еще один компонент для признания реальности поколения: требование того, чтобы человек разделил общую судьбу этого социально-исторического образования»1.

Для А. Кабакова контекст «общей судьбы» является крайне важным, поскольку позволяет говорить о феномене стиля поколения, то есть отразить те особенности поведения, мировосприятия, повседневной жизни, вещного мира, взаимодействия с государством, показать общность судьбы и единство триумфа и разочарования, которое пережило его поколение и переживают его герои.

М. Чудакова в статье «Заметки о поколениях советской России» пишет о том, что «...структурный, формирующий поколение признак проявляется либо критические моменты жизни общества, когда происходит резкое отмежевание, выделение некоей общности людей - с "роковой", героической, трагической и т.п. судьбой, либо по истечении времени. В отличие от кризисных эпох поколение в стабильном обществе - преимущественно возрастная категория;

1 Мангейм К. Проблема поколений // Новое лит. обозрение. — 1998. — № 30. - С. 28.

связь между поколениями осуществляется путем более или менее плавной передачи традиции. Поколение либо совпадает со "своим" временем (современным устройством общества), либо становится к нему в оппозицию»1.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бударина, Анастасия Николаевна, 2012 год

Список использованной литературы

Художественная

Аксенов В. П. Апельсины из Марокко / В. П. Аксенов. — М.: Изограф: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.

Аксенов В. П. Затоваренная бочкотара / В. П. Аксенов. - М.: ЭКСМО-Пресс: Изограф, 2001. — 416 с.

Аксенов В. П. Звездный билет : проза / В. П. Аксенов. - М.: Изографус :

ЭКСМО-Пресс, 2001. - 640 с.

Акунин Б. Сказки для идиотов / Б. Акунин. - СПб. ; М.: Нева: OJIMA-ПРЕСС, 2000. - 192 с.

Акунин Б. Чайка / Б. Акунин, А. П. Чехов. - СПб. ; М.: Нева: OJIMA-Пресс, 2003. - 191 с.

Битов А. Г. Собрание сочинений : в 3 т. / А. Г. Битов. - М.: Молодая гвардия, 1991.

Булгаков М. А. Мастер и Маргарита : романы, пьесы / М. А. Булгаков ; сост., авт. вступит, ст. В. В. Петелин. -М.: Современник, 1991. - 704 с.

Булгаков М. А. Собрание сочинений : в 8 т. / М. А. Булгаков. - М.: ACT: Астрель; ВКТ, 2009.

Довлатов С. Д. Собрание сочинений : в 4 т. / Сергей Довлатов. - М.: Азбука, 2000.

Ерофеев В. В. Москва - Петушки / В. В. Ерофеев. - М.: Вагриус, 2000. -

576 с.

Кабаков А. А. БЪглецъ: (дневник неизвестного) / Александр Кабаков. -М.: ACT: Астрель ; ВКТ, 2010. - 254 [2] с.

Кабаков А. А. Роль хрусталя в семейной жизни / Александр Кабаков. -М: ACT: Астрель, 2008. - 189 [3] с.

Кабаков А. А. Собрание сочинений : в 5 т. / Александр Кабаков. - М.: Вагриус, 2007.

Лимонов Э. Это я - Эдичка : роман / Э. Лимонов. - М.: Журн. «Глагол», 1991.-334 с.

Макании В. С. Лаз: Повести и рассказы / В. С. Маканин. - М.: Вагриус, 1998. - 496 с.

Пелевин В. О. Generation «П» / В. О. Пелевин. - М.: Вагриус, 2001. -

351 с.

Пелевин В. О. Чапаев и пустота ; Желтая стрела / В. О. Пелевин. - М.: Вагриус, 1999.-416 с.

Петрушевская Л. С. Собрание сочинений: в 5 т. / Л. С. Петрушевская. -М.; Харьков: ТКО ACT: Фолис, 1996.

Поляков Ю. М. Замыслил я побег : роман / Ю. М. Поляков. - М.: РОС-МЭН, 2003. - 637 с.

Поляков Ю. М. Козленок в молоке : роман и повести / Ю. М. Поляков. -М.: Молодая гвардия, 2002. - 525 [3] с.

Пушкин А. С. Маленькие трагедии / А. С. Пушкин. - М.: Фортуна Эл, 2005.- 120 с.

Сорокин В. Г. Роман : роман / В. Г. Сорокин. - М.: БСГ - Пресс, 2000. -

632 с.

Твардовский А. Т. Собрание сочинений : в 6 т. / примеч. А. Дементьева и В. Романовой. М.: Худож. лит., 1980. - Т. 5. Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970). - 463 с.

Толстая Т. Н. Кысь / Т. Н. Толстая. - М.: Эксмо, 2004. - 368 с. Толстая Т. Н. Ночь : рассказы / Т. Толстая. - М.: Подкова, 2001. - 432 с. Трифонов Ю. В. Собрание сочинений : в 4 т. / Ю. В. Трифонов. М., 1985-1987.

Улицкая Л. Сонечка : повести, рассказы / Л. Улицкая. - М.: Эксмо, 2003. -

415 с.

Шварц Е. Л. Полное собрание сочинений в одном томе. - М.: Альфа-Книга, 2011. - 1131 с.

Эппелъ А. Шампиньон моей жизни : рассказы / А. Эппель. - СПб.: Симпозиум, 2001.-495 с.

Научная

Абашев В. В. Пермская нота / В. В. Абашев // Арион. - 1999. - № 4. - С. 46-53.

Абашева М. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности / М. Абашеева. - Пермь: Изд-во Перм. унта. - 320 с.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (20-30-е годы) / Г. В. Андреевский. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 573 с.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (30-40-е годы) / Г. В. Андреевский. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 463 с.

Анкудинов К. Н. Внутри после. Особенности современного литературного процесса / К. Анкудинов // Октябрь. - 1998. - № 4. - С. 174-180.

Басинский П. Вам русским языком говорят // Рос. газ. - 2007. - 22 авг. Барт Р. Ш / Р. Барт. - М.: Аё Ма^пет, 1994. - 303 с. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт ; пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - 676 с.

Барт Р. Империя знаков / Р. Барт ; пер. с фр. Я. Г. Бражниковой. -М.: Праксис, 2004. - 144 с.

Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Ас1 Мащтет, 2004. - 320 с.

Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 320 с.

Бахтин М. М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

Бенъямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе / В. Беньямин ; пер. с нем. и франц. ; сост., предисл. и примеч. А. Белобратова. - СПб.: Симпозиум, 2004. - 480 с.

Богданов К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности / К. А. Богданов. СПб.: Искусство, 2001. -438 с.

Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; пер с франц. С. Н. Зенкина. -М.: Рудомино, 1995.- 172 с.

Бойм С. Общие места: мифология повседневной жизни / С. Бойм. - М.: Новое лит. обозрение, 2002. - 320 с.

Бондаренко М. Текущий литературный процесс как объект литературоведения / М. Бондаренко // Новое лит. обозрение. - 2003. - № 62. - С. 57-76.

Борее Ю. Б. Эстетика : учебник / Ю. Б. Борев. - М.: Высш. школа, 2002. -

511 с.

Брагина Л. И. Символы и знаки реальности в истории : учеб. пособие / Л. И. Брагина. - М.: МГУКИ, 2003. - 174 с.

Бродейль Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродейль ; пер. с фр. Л. Е. Куббеля. - М.: Прогресс, 1996. - 622 с.

Вайль П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. - М.: Новое лит. обозрение, 2001. - 368 с.

Вайль П. Академический выбор / П. Вайль, В. Новиков, С. Чупринин // Знамя. - 2005. - № 6. - С. 192-196.

Виноградов В. В. О теории художественной речи : учеб. пособие для фи-лол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов / В. В. Виноградов. - М.: Высш. школа, 1971.-240 с.

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М., 1981. - 138 с.

Гордович К. Д. Творческая индивидуальность писателя : учеб. пособие / К. Д. Гордович. - СПб.: Петроний, 2009. - 240 с.

Дуцев В. С. Человеческое измерение вещного мира культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук / В. С. Дуцев. - Н. Новгород, 2002. - 28 с.

Жолковский А. К. Блуждающие сны / А. К. Жолковский. - М.: Наука, 1992.-432 с.

Золотоносов М. Н. Слово и тело. Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста Х1Х-ХХ веков / М. Н. Золотоносов. -

М.: Ладомир, 1999. - 830 с.

Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность и другие миры опыта / Е. В. Золотухина-Аболина. - М.; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2003. - 192 с.

Иванова Н. Ускользающая современность. Русская литература ХХ-ХХ1 веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной / Н. Иванова // Вопр. лит. - 2007. - № 3. - С. 30-53.

Иванова Н. Через апокалипсис - к норме / Н. Иванова // Знамя. - 2000. -№ 3. - С. 200-206.

Кожинов В. В. Проблема автора и путь писателя : (На материале двух повестей Юрия Трифонова) / В. В. Кожинов // Контекст: Литературно-теоретические исследования / отв. ред. Н.К. Гей. - М. : Наука, 1978. - С. 143-162.

Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора / Б. О. Корман // Страницы истории русской литературы. - М.: Наука, 1971. -С. 199-207.

Кржижановский С. Статьи. Заметки. Размышления о литературе и театре / С. Кржижановский // Кржижановский С. Собр. соч.: в 5 т. ; сост. и ком-мент. В. Перельмутера. - СПб.: Симпозиум, 2006. - Т. 4. - 848 с.

Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации : монография / А. В. Кубасов. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. - 399 с.

Кубасов А. В. Слово - жанр - стиль А. П. Чехова: итоги и открытия / А. В. Кубасов // Русская литература XX века: закономерности исторического развития / отв. ред. Н. Л. Лейдерман. - Екатеринбург: УрО РАН, УрО РАО, 2005. - Кн. 1. Новые художественные стратегии. - 465 с.

Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / Н. А. Кузьмина. - Екатеринбург - Омск: Изд-во Урал, ун-та ; Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. - 268 с.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. - М.: ОГИ, 2000. - 288 с.

Ламзина А. В. Заглавие / А. В. Ламзина // Введение в литературоведение. - М.: Высш. школа, 1999. - 204 с.

Лейдерман Н. Л. Теория жанра / Н. Л. Лейдерман. - Екатеринбург: Ин-т филол. исслед. и образоват. стратегий «Словесник» УрО РАО ; Урал. гос. пед. ун-т, 2010.-904 с.

Лейдерман Н. Л. Творческая индивидуальность писателя как объект изучения / Н. Л. Лейдерман // Филол. класс. - 2005. - № 14. - С. 11-23.

Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики) : монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. - 317 с.

Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.

Лосев А. Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы / А. Ф. Лосев ; сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. - СПб.: Алетейя, 1997. - 616 с.

Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни: (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избр. ст. : в 3 т. - Таллин: Александрия, 1992. - Т. 1. - 220 с.

Лотман Ю. М. Великосветские обеды: Панорама столичной жизни / Ю. М. Лотман, Е. А. Погосян. - СПб.: Пушк. фонд, 1996. - 320 с.

Мангейм К. Проблема поколений / К. Мангейм // Новое лит. обозрение. -1998.-№2.-С. 7-47.

Марковцева О. Ю. Повседневность как предмет социально-философского анализа : автореф. дис. ... канд. филос. наук / О. Ю. Марковцева. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 20 с.

Матич О. Суета вокруг кровати. Утопическая организация быта и русский авангард / О. Матич // Лит. обозрение. - 1991. - № 11. - С. 80-84.

Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский. - СПб.: Речь, 2003. - 296 с.

Одингрв В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. - М.: Наука, 1980. -

265 с.

Паперный В. Культура «Два» / В. Паперный. - М.: Новое лит. обозрение, 1996.-384 с.

Постоялко Д. С. Быт как пространство нравственного самоопределения личности / Д. С. Постоялко // Мудрость бытия и пошлость быта : материалы регион. симп. Оренбург: Оренбург, филиал УрАГС, 1999. - 110 с.

Речь Ю. Трифонова // Шестой съезд писателей СССР. 21-25 июня

1976 г. : стеногр. отчет. - М., 1978.

Рогожина Е. В. Взаимодействие искусства и повседневности как механизм трансформации культурных парадигм: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е. В. Рогожина. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2002. - 23 с.

Роднянская И. Б. Литературный энциклопедический словарь / И. Б. Род-нянская. - М.: Советская энциклопедия, 1987.

Савченко JI. А. Повседневность: методология исследования, современная социальная реальность и практика (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... докт. филос. наук / JI. А. Савченко. - Ростов н/Д, 2001. - 66 с.

Селеменева М. В. Художественный мир Ю. В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века : автореф. дис. ... докт. филол. наук. -М., 2009. - 40 с.

Синявский А. Д. Путешествие на Черную речку / А. Д. Синявский. - М.: Изографус, Эксмо-Пресс, 2002. - 400 с.

Синявский А. Д. Основы советской цивилизации / А. Д. Синявский. - М.: Аграф, 2001.-464 с.

Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык : монография / И. С. Скоропанова. - Минск: Ин-т соврем, знаний, 2000. - 350 с.

Советская повседневность и массовое сознание. 1939-1945 / сост. А. Я. Лившин, И. Б. Орлов. - М.: Рос. полит, энцикл., 2003. - 472 с.

Соколов А. Н. Теория стиля / А. Н. Соколов. - М.: Искусство, 1968. -

223 с.

Сотворение истории. Человек. Память. Текст : цикл лекций. Казань: Мастер Лайн, 2001.-456 с.

Теракопян Л. Жажда ответа / Л. Теракопян // Дружба народов. - 1999. -№ 10.-С. 211-216.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области ми-фопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. - М.: Прогресс, 1995. - 624 с.

Трифонов Ю. В. В кратком - бесконечное / беседу вел А. Бочаров // Вопр. лит. - 1974. - № 8. - С. 16-24.

Тхоржевский С. Стиль поведения / С. Тхоржевский // Звезда. - 2004. -№ 8. - С. 206-208.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. -М.: Наука, 1977. - 574 с.

Отзывы и рецензии

Александр Кабаков. «Всё поправимо»: обсуждение на форумах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.el.ru/talk/forum/ геас1.р11р?^137&1=3999&1=3999

Быков Д. Вера Кабакова / Д. Быков // Столица. - 1993. - № 47. - С. 76-84.

В театре «У Никитских ворот» подают «Знаки» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vmdaily.ru/article/60748.html

Василевский А. Опыты занимательной футуро(эсхато)логии / А. Василевский // Новый мир. - 1990. - № 5. - С. 258-262.

Впечатления о книге «БЪглецъ» // «Либрусек»: эл. библиотека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/164365

Ганиева А. Изобретение малой формы / А. Ганиева // Октябрь. - 2008. -№7.-С. 164-169.

Гедройц С. Печатный двор / С. Гедройц // Звезда. - 2004. - № 4. -С. 235-238.

Гликман К. Беглетристика / К. Гликман // Новый мир. - 2010. - № 5. -С. 181-183.

Давыдов О. Демон сочинительства / О. Давыдов. - СПб. ; М.: Лимбус Пресс, 2005. - 592 с.

Иванова Н. Кому она нужна, эта критика? / Н. Иванова // Знамя. - 2005. -№6. -С. 182-191.

Идлис Ю. Литературный кубок / Ю. Идлис, К. Мильчин // Рус. репортер. - 2010. - № 1-2 (129-130). - 20 янв.

Каспэ И. Апокалипсис - 1990: «настоящее», «прошлое», «будущее» в литературной публицистике / И. Каспэ // Новое лит. обозрение. - 2007. - № 1. -С. 538-560.

Кубатьян Г. Умному достаточно / Г. Кубатьян // Дружба народов. - 2009.

N 11.-С. 208-212.

Латынина А. «Всех советская власть убила...» / А. Латынина // Новый мир. -2011.- №6. -С. 169-177.

Манфелд А. Александр Кабаков. «Невозвращенец» / А. Манфелд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2006/05/14-36

Михайлова О. А. Стиль эпохи в романе А. Кабакова «Всё поправимо» // Лицо и стиль : сб. науч. ст., поев, юбилею профессора В. В. Эйдиновой / отв. ред. Л. П. Быков, В. А. Гудов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009.

Некрасова Н. Н. Урок-семинар в 11-м классе «Образ праведника в рассказе А. Кабакова "Перекресток"» / Н. Н. Некрасова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/553884/

Новинки книжного рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vmdaily.ru/article/66350.html

Плахов А. Коллективные мечтания, или подход Кабакова / А. Плахов // Знамя. - 1990.-№3.-С. 218-221.

Пустовая В. Свято и тать : современная проза между сказкой и мифом / В. Пустовая // Новый мир. - 2009. - N 3. - С. 149-168.

Рецензии читателей на «Московские сказки» // «Альдебаран»: электрон, библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.aldebaran.ru/ author/kabakov_aleksandr/kabakov_aleksandr_moskovskie_skazki/

Рецензии читателей на роман «Всё поправимо» // «Альдебаран»: электрон. библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://lib.aldebaran.ru/author/kabakov_aleksandr/kabakov_aleksandr_vse_popravimo _11готк1_с11а8Шо1_гЫгш/

Рецензии читателей на роман «Последний герой» // «Альдебаран»: электрон. библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.aldebaran.ru/author/kabakov_aleksandr/kabakov_aleksandr_poslednii_ §его1/

Успенский Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. - М.: Искусство, 1970.-226 с.

Фарено Е. Введение в литературоведение / Е. Фарено. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного : сб. произведений / 3. Фрейд. -М.: Просвещение, 1990.-448 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм ; пер. с англ. Д. Н. Дудинского. - М.: Попурри, 1998. - 672 с.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер ; сост., пер. с нем. и коммент. В. В. Бибихина. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

Химич В. В. В мире Булгакова / В. В. Химич. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 336 с.

Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Б. Храпченко. - М.: Совет, писатель, 1975. - 408 с.

Чернов А. С. Ритуальность кухни / А. С. Чернов // Мудрость бытия и пошлость быта : материалы регион, симп. Оренбург: Оренбург, филиал УрАГС, 1999.-110 с.

Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И. Я. Чернухина. - Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1984. - 116 с.

Черняк М. Игра на новом поле, или Еще раз о диагнозе российской прозы XXI века / М. Черняк. - Знамя. - 2010. - № 11. - С. 189-196.

Чтение на вырост // Знамя. - 2007. - № 11. - С. 166-179.

Чудаков А. П. Поэтика Чехова / А. П. Чудаков. - М.: Наука, 1971. - 292 с.

Чудакова М. Заметки о поколениях Советской России / М. Чудакова // Новое лит. обозрение. - 1998. - № 30. - С. 73-91.

Чупринин С. И. Русская литература сегодня. Путеводитель / С. И. Чупри-нин. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 455 с.

Шестидесятники / сост. М. Ш. Барбакадзе. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007. - 208 с.

Янушкевич А. С. Русский прозаический цикл: нарратив, автор, читатель. А. С. Янушкевич // Автор. Текст. Аудитория : межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во СГУ, 2003. - С. 3-9.

Публицистика и инте рвью с А. Кабаковым

«Вам русским языком говорят» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/08/22/yazik.html

«Визави с миром». Александр Кабаков - писатель, публицист [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2009/10/23/ 2064976.html

Александр Кабаков: «Массовое признание писателю ни к чему» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newizv.ru/ news/2005-03-14/21167/

Александр Кабаков в эфире радио «Культура» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cultradio.ru/doc.html?id=45146&cid=46

Александр Кабаков в эфире «Радио России. Культура» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cultradio.ru/doc.html?id=195554&cid=46

Александр Кабаков делит человечество на хамов и интеллигентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://perm. bezformata.ru/listnews/aleksandr-kabakov-delit-chelovechestvo/581513/

Александр Кабаков // От невозвращенца к выживленцу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.idelo.ru/392/22.html

Александр Кабаков: «Больше не хочу писать романы...» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://briansk.ru/world/2008429/ 126186.html

Александр Кабаков: «Все 20 лет, что пишу, критики ругают меня со страшной силой» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nvspb.ru/stories/aleksandr_kabakov_vse_20_let_c

Александр Кабаков: «Все хуже, чем хотелось бы, но лучше, чем могло быть» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lechaim.rU/ARH3V/l 5

Александр Кабаков: «Когда всем очень страшно, есть шанс, что беда пройдет стороной» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.chaskor.ru/p .php?id=3678

Александр Кабаков: «Кто при Советской власти жил, тот теперешней не боится» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newizv.ru/news/2004-07-14/8085/

Александр Кабаков: «Любовь - это сумасшествие» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rpgazeta.ru/index2.php3? path=htm/201 l/5&source=8547

Александр Кабаков: «Пелевин потрясает тех, кто не читал Стругацких» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mychel.ru/ starspeak/384349.html

Александр Кабаков: «Самое главное я понял в 12 лет» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lechaim.ru/ARHIY/218/ interview.htm

Александр Кабаков: «Слухи о смерти России преувеличены» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusrep.ru /2009/32/interview_kabakov/

Александр Кабаков: «У большинства никогда не бывает хорошего вкуса» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/story/kabakov/interview5.html

Александр Кабаков: «У масс не может быть хорошего вкуса» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-vid.ru/ index-m-192-р-63 -article-17615 .htm

Александр Кабаков: «Эта комичная, пошлая и тупая жизнь мне милее советских времен» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polit.ru/culture/2005/09/23/kabakov.html

Александр Кабаков: «Я не очень современный писатель» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.amorozov.ru/inviews/ kabakovalexander/

А. Кабаков: «Я не отношусь к писателям-однодневкам» // Лит. газ. -

2009. - 23 сент.

Александр Кабаков: «Я с государством не играю» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litkarta.ru/dossier/kabakov-int-dn/view_print/

Александр Кабаков: «Я стопроцентный еврей и русский писатель» / А. А. Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sem40.ru/ evroplanet/14292/

В главной роли... Александр Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.tvkultura.ru/issue.html?id=87943

Заседание клуба журнального зала 18 февраля 2008 г. Вечер журнала «Знамя» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/km/ anons/club/180208/photo.html

Интервью с А. Кабаковым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg392002/Tetrad/artl 11 .htm

Кабаков А. А. Forum / А. Кабаков // Знамя. - 2001. - № 1. - С. 197.

Кабаков А. А. «Рассказы на ночь» / А. А. Кабаков // Знамя. - 2004. -№ 9. - С. 5-53.

Кабаков А. А. Всеобщая воинская невинность / А. А. Кабаков // Знамя. -2000.-№5. -С. 10-11.

Кабаков А. А. И пойдет, как по писаному / А. А. Кабаков // Знамя. -2000. -№3.- С. 180-181.

Кабаков А. А. Стекло и серебро / А. А. Кабаков // Знамя. - 1999. - № 8. -С.188-191.

Кабаков А. А. Я с государством не играю / А. А. Кабаков // Дружба народов. - 1996. - № 3. - С. 176-183.

Книги для друга от Кабакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sobesednik.ru/node/15673

Книжное казино. Гости: Елена Шубина, Евгений Попов, Александр Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/ programs/kazino/23 822/

Кобенков А. «Старые» и «новые» провинциалы на краю книжной ярмарки / А. Кобенков // Вестн. Европы. - 2005. - № 16 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/16/st38.html

Литературный аудиопортрет. Писатель Александр Кабаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.svoboda.org/programs/cicles/ writers/kabakov.asp

Писатель Александр Кабаков: «Москва - это русский черт, бестолковый, смешной, разухабистый» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obozrevatel.eom/news/2005/5/3 0/16136 .htm

Писатель Александр Кабаков: «Я знаю, что меня называют "певцом пуговиц"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.timeout.ru/ j ournal/feature/5678/

Радиопередача «Радио Свобода» «Поверх барьеров» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.svoboda.org/programs/otb/2005/obt. 020305.asp

Точно по своему размеру. Интервью с писателем Александром Кабаковым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. russian-bazaar.com/Article.aspx?ArticleID=15754

Человек дня на радио «Свобода» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.svoboda.org/ll/man/0305/ll.031105-1 .asp

Секретов С. Жизнь. В поисках смысла / С. Секретов // Новый мир. -2005.-№6.-С. 180-182.

Соловьева Т. История - это просто опрокинутая в прошлое политика... / Т. Соловьева // Вопр. лит. - № 2. - 2010. - С. 37-48.

Татаринова А. Александр Кабаков подает «Знаки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akiros.ш/default.asp?Region=l&NID=25608

Театр «У Никитских ворот» [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://teatrunikitskihvorot.ru/all_spectacles/znaki.htm. Раздел «Пресса о спектакле "Знаки"».

Чанцев А. Агасфер возвращается [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litkarta.ru/dossier/chantsev-kabakov/

Чупринин С. Фрагмент истины / С. Чупринин // Лит. газ. - 1990. - 10 окт.

Щербинина Т. Россия пост мортем / Т. Щербинина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/rossiya_post_ тоЛет_11846

Юзефович Г. «Новая дьяволиада» / Г. Юзефович [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.stengazeta.net/article.html7articleK265

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.