Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во Внутренней Монголии КНР тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Осорова, Татьяна Иннокентьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат философских наук Осорова, Татьяна Иннокентьевна
Введение.3
Глава I. Религиозно-философское учение тибетского буддизма в контексте этнокультурных традиций монголов Внутренней Монголии .14
1.1. Историко-культурные аспекты формирования школ тибетского буддизма.14
1.2. Роль философско-мировоззренческих основ тибетского буддизма в формировании этнокультурных традиций монголов Внутренней Монголии.32
Глава II. Буддийская традиция во Внутренней Монголии.49
2.1. Историко-культурные аспекты распространения буддизма во Внутренней Монголии во времена династии Юань, Мин и Цин.49
2.2. Тибетский буддизм во Внутренней Монголии в контексте религиозно-философских систем Китая.78
2.3. Преемственность в развитии буддийской традиции во Внутренней Монголии.98
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Духовные связи российских буддистов с Тибетом в конце XIX-начале XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Павлов, Павел Александрович
Мистерия Цам как буддийский философский текст и ритуальное действо2002 год, кандидат философских наук Бальжанов, Цырендоржо Дондокдоржиевич
Тибетский буддизм в Пекине при династии Цин (1644-1911) в культурно-историческом контексте эпохи2004 год, доктор исторических наук Успенский, Владимир Леонидович
Цанидская традиция образования в историко-культурной трансляции философского учения буддизма2004 год, кандидат культурологии Етонова, Саран Зориктуевна
Мэргэн-Гэгэн Лубсандамбижалцан (1717-1766) и его письменное наследие в истории культуры монголов2006 год, кандидат исторических наук Аюшеева, Марина Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Центральноазиатский культурный синкретизм и буддийская традиция во Внутренней Монголии КНР»
Актуальность темы исследования. В условиях, когда современное общество пересматривает и возрождает многие религиозные доктрины и практики, особое значение приобретает интерес к философскому и культурному наследию буддизма. Научная важность социально-философского исследования буддийской традиции во Внутренней Монголии обуславливается ее исключительной значимостью в культурной и общественной жизни монголов. Развитие монгольского этноса, формирование собственных культурных традиций, социальной структуры общества Внутренней Монголии в целом происходило на основе буддийских религиозно-философских категорий и образности. Определенная роль буддийских этнокультурных традиций в современной Внутренней Монголии обуславливает актуальность данного исследования, основой которого является анализ закономерностей исторической эволюции буддийской традиции, позволяющий выявить взаимосвязи между историческими этапами развития буддизма и современной ролью буддийских институтов и буддийской общины в социальной и культурной жизни Внутренней Монголии.
Необходимо также учитывать и геополитическое положение Внутренней Монголии, что является особенно важным в связи с необходимостью более успешного анализа адаптации части монгольского этнического общества внутри иных инокультурных традиций. Кроме того, сложности современного общественного развития ставят перед специалистами актуальные задачи изучения возможностей функционирования национальных религиозных культур, а также их особенностей. На современном этапе проблема взаимодействия различных культур во многом является проблемой для ясности понимания культурных ценностей и их адекватного восприятия.
Адаптация и развитие буддийской традиции во Внутренней Монголии после распада Великой Монгольской Империи происходили уже внутри религиозной культуры китайского этноса с его социальными и культурными особенностями, а также во взаимодействии с теми религиозно-философскими традициями, в которых эти особенности развивались одновременно с монгольской. Исторически именно традиция махаяны, наиболее адекватно соответствовавшая общемонгольским религиозным принципам, выступала в качестве единого догматического религиозно-философского вероучения, в которых представления и человеческой жизни и смерти рассматривались уже как синкретический феномен слияния традиционной религиозной культуры монголов с буддийской. После создания Автономного района Внутренней Монголии в структуре КНР продолжительное время все еще сохранялись классические формы монгольского буддизма.
Данное диссертационное исследование затрагивает проблемы синкретизма не только буддийской традиции Центральной Азии, но и анализирует некоторые аспекты ее взаимодействия с китайской даосской и конфуцианской культурами.
Степень научной разработанности темы исследования. Большой вклад в теоретические и историко-религиоведческие аспекты изучения буддизма внесли как западные, так и отечественные буддологи. Так, изучением определяющей роли монастырей в организации традиционной религиозной жизни, ритуально-обрядового комплекса, буддийской общиной как социального института занимались такие отечественные ученые, как А.М.Позднеев1, ГДЦыбиков2, Б.Б.Барадийн3; научно-исторический подход к процессу распространения буддизма находим в трудах В.П.Васильева , И.П.Минаева3, Ф.И.Щербатского6; исследованию популярной буддийской
1 Позднсев. A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в свят с отношениями сего последнего к народу / A.M.Позднсев. - Элиста: Калм. кн. изд-во. 199.1,- 492с. : Цыбиков. Г.Ц. Избранные труды: В 2- т. / Г.Ц.Цыбиков. - Новосибирск: Наука. С'иб. отд-нис, 1991. - Т. 1:
Буддист-паломник у святынь Тибета. - 256с.: Т. 2:0 Центральном Тибете. Монголии и Бурятии. - 229с.
3 Барадийн. Б.Б. Буддийские монастыри/Б.Б.Барадийн//"Orient". «Буддизм и Россия»,-СПб.: Наука. 1992 -Вып. 1.-С.61-116.
4 Васильев. В.П. Буддизм, его догматы, история и литература/ В.П.Васильев. - СПб.: Даранаты. 1X69. - Ч.З.
История буддизма в Индии,- 288с. Минаев И.П. Буддизм. Исследования и материалы / И.П.Минасв. - СПб.: Наука. 1887. - Вып. 1. Т. 1. - 265с. п литературы и иконографии уделял внимание С.Ф.Ольденбург ; к вопросу выявления семантико-объединяющей функции буддийских философских трактатов для понимания буддизма как целого мировоззренческого о комплекса обращался О.О.Розенберг ; разработкой конкретной методологии изучения письменного наследия буддийских религиозно-философских школ древности и раннего средневековья занимались В.П.Васильев, Ф.И.Щербатской, О.О.Розенберг, Е.Е.Обермиллер.
Изучением вопросов истории буддийской традиции в Центральной Азии занимался В.П.Васильев. В его монографии «Буддизм. Его догматы, история и литература» рассматривается процесс культурно-идеологической рецепции буддизма в Центральной Азии и Китае, образование там новых, трансформированных буддийских традиций. Он пытается дать картину распространения буддизма как процесса, обусловленного в том числе и внешними социокультурными факторами. Исследователь отмечает, что «буддизм, принесенный со своими уставами в различные страны, соорудивший там монастыри, конечно, не мог поддерживать прежних связей, тем более что могли мешать этому и политические отношения. Он должен был приноравливаться к умственным потребностям страны, к идеям, которые там господствовали, входить в столкновения с другими учениями» [64, с. 107].
Другой один из крупных отечественных буддологов И.П.Минаев в своей работе «Буддизм. Исследования и материалы» анализирует историю буддизма, пользуясь письменными свидетельствами о так называемых буддийских соборах. И.П.Минаев формулирует на основе истории буддийских соборов и формирования школ вывод о том, что «.древняя Щербатской. Ф.И. Избранные труды по буддизму: Пер. с англ. / Сост. и авт. биогр. очерка А.Н.Зелинский. Б.В.Сс.мичов: Коммснт. и ред. пер. В.Ц.Топорова. -- М. 1988. -426с.
Ольденбург. С.Ф. Культура Индии/ С.Ф.Ольденбург. - М.: Наука. 1991. - 279с.: Ольденбург С.Ф. Отчет о командировке на выставку по буддийскому искусству в Париже / С.Ф.Ольденбург. - СПб.: Наука. 1913. -157с. х Posenocpr. 0.0. Труды по б\ддичму / АН СССР. Ин-т востоковедения. - М. 1991. - 295с.
часть учения не составляет исключительного содержания трех питак: рядом с древним там может быть и более новое; в современный канон вошла та доктрина, которая росла и развивалась в продолжении более четырех сотен лет, начиная с года смерти Будды до эпохи установления письменной редакции» [135, с. 240]. Наряду с этим ученый изучал региональные формы буддийского монашеского общества и сангхи как социального института.
Впервые же к вопросу о типах буддийской ментальное™, присущих различным социальным группам внутри буддийской общины, обратился С.Ф.Ольденбург. Большое внимание уделяет изучению археологических памятников буддизма. Также впервые С.Ф.Ольденбург указал на принципиальную неоднородность, присущую буддийскому мировоззренческому комплексу, обусловленную наличием в буддийской традиции двух линий преемственности - письменной и популярной, не связанной с глубоким философским пониманием религиозной догматики.
Своё веское и авторитетное слово по самым кардинальным и сложным вопросам языка и письменных памятников, литературы и фольклора, культуры монголоязычных народов, а также истории распространения буддизма в Центральной Азии сказали такие профессора, как К.Ф.Голстунский, В.Л.Котвич, А.Д.Руднев, В.В.Бартольд, Н.Ф.Петровский, Г.М.Бонгард-Левин, Ф.-В.К.Мюллер, Б.И.Панкратов, С.Г.Кляшторный, И.Я.Шмидт и многие другие ученые.
Проблемами исследования философских аспектов и главных доказательств индийской школы мадхьямика центральноазиатской традиции Гелуг занимались такие авторитетные ученые - буддологи, как В.П.Андросов9, С.Ю.Лепехов10, A.M.Донец". Изучению становления
9 Андросов. В.П. Нагарджуна и его учение/ В.П.Андросов. - М: Наука. 1990. - 267с. Лспсхов. С.Ю. Философия мадхьямиков и генеше буддийской цивилизации / С'.Ю.Лспсхов. - Улан-Удэ:
И и-во БНЦ СО РАН. 1999. - 238с.
11 Донец. A.M. Учение о верном познании в философии мадхьямики-прасангики / A.M.Донец. - Улан-Удэ: И 5д-во БНЦ СО РАН. 2006. - 251с. мадхьямики, перевода ее литературы на китайский язык и распространения в Китае посвящены работы Е.А.Торчинова12, Л.Е.Янгутова13, В.П.Васильева14 и др.
Систематические изыскания проводились Б.И.Кузнецовым, Г.Ц.Цыбиковым, Р.Е.Пубаевым, Р.Н.Крапивиной, В.С.Дылыковой13 и др. Работы данных авторов дают возможность понимания сущности тибетского буддизма, его развития и становления в Тибете в качестве официальной религиозной идеологии, формирования основных школ. Так, Г.Ц.Цыбиков попытался осветить такой сложный вопрос, как «раздробление» тибетского буддизма на относительно самостоятельные направления, именуемые автором «сектами». Однако, поскольку он имел возможность ознакомиться но преимуществу с монастырями гелуг, то остальные направление только названы. Как буддолог-религиовед дал описание истории монастырей, расположенных по дороге в Лхасу, столицу Тибета, и вокруг нее, подробно проследил аспекты социальной организации тибетской буддийской общины.
Исследование социальных аспектов философии тибетского буддизма было предпринято Б.Д.Дандароном16, А.И.Железновым и
1: Торчинов. Е.А. О психологических аспектах учения Праджняпарамиты (на примере «Ваджрачхедика-праджняпарамита-сутры») / Е.А.Торчинов // Психологические аспекты буддизма. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1986. - С. 68-85. u Янгутов. Л.Е. Единство, тождество, гармония в философии китайского буддизма / Л.Е.Янгутов. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1995. - 224с.
11 Васильев. В.П. Буддизм: его догматы, история и литература / В.П.Васильев. - СПб.: Наука. 1869. - 288с.
Пубаев. Р.Е. Происхождение и сущность буддиша-ламаи гма / Р.Е.П\баев. - Улан-Удэ: Бурят, кн. и ;д-во. 1960. - 48с.: Крапивина. Р.Н. Традиция в шкепе сакьяш (по м;гтериатам «Д\блт-шэдджн-мэлон») / Р.Н.Крашвина //
Источниковедение и историография истории буддизма Страны Центральной Аши. - Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1986. — Стр. 20 -28: Дылыкова. B.C. Тибетская литература: Крат. Очерк / B.C.Дылыкова. -М: Наука. 1990.
290с. Дандарон. Б.Д. Мысли буддиста / Б.ДДандарон. - Владивосток: Буддийское о-во. 1992. - 179с.: Дандарон.
Б.Д. Черная тетрадь (О четырех Благородных Истинах Будды) / Б.ДДандарон. - СПб.: Дацан Гунчэчойнэй. 1995.-96с.
С.П.Нестеркиным17, В.В.Мантатовым и О.В.Доржегушаевой18, Д.В.Аюшеевой19, проблемы взаимодействия буддизма с традиционными верованиями и культами широко представлены в работах Л.Л.Абаевой20, К.М.Герасимовой21, Г.Р.Галдановой22, Н.Л.Жуковской23.
Достаточно полно раскрывают философские аспекты тибетского буддизма и представители западной буддологии: Д.С.Руегг, Дж.Туччи, К. Фогель, Э.Конзе, Г.Гюнтер, Дж. Гопкинс, Е.Цюрхер, Паттерсон Эрнест, Ф.Э.Лессинг, Веллер Фридрих и другие24.
Из монгольских ученых, занимавшихся изучением истории буддизма можно выделить таких исследователей, как Ш.Дамдин, Ш.Бира, Д.Цэрэнсодном, Г.Сухбаатар, С.Пурэвжав и многие другие23.
Наиболее ценное произведение по истории буддизма в Монголии Ш.Дамдина «Золотая книга» основано на источниках на тибетском, монгольском и китайском языках. По его мнению, «.из сведений древних китайских и индийских паломников явствует, что буддизм проник в страну
17 Железное. А.И. Проблема экологии в учении Махамудры / А.И.Железнов. С.П.Нсстсркии// Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. - Новосибирск: Hay га. Сиб. отд-нис.1992. - С.84-117.
1S Мантатов. В.В. Экологическая этика: буддизм и современность / В.В.Мантатов, О.В.Доржсгушаева. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 1997. - 160с.
19 Аюшссвл. Д.В. Совре.мснный тибетский буддизм на Западе / Д.В.Аюшеева. - Улан-Удэ: И зд-во БНЦ СО РАН. 2003.-124с.
Абасва. Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии / Л.Л.Абаева. - М: Наука. 1992. - 139с.
21 Герасимова. К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма / К.М.Герасимова. -Новосибирск: Изд-во БНЦ СО РАН. 1989. - 317с. Галданова. Г.Р. К вопросу о верованиях ранних монголов / Г.Р.Галданова // VI Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, авгу ст 1992 г.). - М: Наука. 1992. - Вып. 2. - С.24-33. з Жхковская. Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н.Л.Жуковская. - М: Наука. 1977. - 199с.
24 Con/e. Edward. Buddhism. Its essence and development. Faber and Fabcr / E. Conze. - London. W.G.I. Printed in Great Britain. 1959: Tucci. G. The Religion of Tibet / G. Tucci. - Rout ledge and Regan. 1980: Wayman. A. Yoga of the Guhyasamajatantra: The Arcane Lore of Forty Verses / A. Wayman. - Delhi: Motilal Banarsidass. 1991.
Бира. Ш. О «Золотой книге» Ш.Дамдина / III Вира. - Улан-Батор. 1964. - 189с.: Вира. Ш. Монгольская историография. XIII - XVII вв. / Ш. Бира. - М.:Наука. 1978. - 320с.: Сухбаатар. Г. К вопросу о распространении буддизма среди древних кочевников Монголии / Г. Сухбаатар // Археологии» судлал. -Улаанбаатар. 1979. - С. 65-74.
Хор (Монголию) раньше, чем в Китай и Тибет» [53, с. 53]. Путевые заметки китайского паломника Фа-Сяна он рассматривал как один из важнейших источников для подтверждения своей точки зрения. Современный монгольский историк Шагдарын Вира на основе анализа текстов монгольских исторических сочинений XVI - XVII вв. (период расцвета буддизма в Монголии) убедительно показал, что вводные разделы монгольских хроник содержали сведения об истории буддизма в Индии, Тибете, Монголии и других странах. В монгольской историографии по его разработке доминировала философско-космологическая концепция, заимствованная из Абхидхармакоши Васубандху.
Исследовательская историческая литература по Внутренней Монголии на русском и западноевропейских языках немногочисленна и неоднородна. В научных трудах таких отечественных ученых, как А.С.Бенфельд,
2(3
А.Н.Калинников, А.В.Маракуев, И.Х.Овиденко, П.Е.Скачков в основном, освещаются исторические и экономико-географические вопросы Внутренней Монголии. В книге Г.С.Гороховой «Очерки истории Монголии в эпоху маньчжурского господства» рассматривается история страны с к. XVII в. до начала XX в., когда Монголия находилась в составе Цинской империи. Значительное место в монографии отведено освещению положения буддийской церкви, организации монастырского хозяйства.
В публикациях китайских ученых историко-этнографические материалы также представлены не очень широко. Так, работы Люй Чженыоя «Краткая история народов Китая» и Юй Юаньаня «Очерк истории Внутренней Монголии» посвящены изучению этнической истории китайцев, монголов,
26 Бенфельд. А.С. Краткий исторический очерк Внутренней Монголии / А.С.Бенфельд,- Чита. 1944. - Вып. 1- 134с/. Калинников. А.Н. Экономический очерк Внутренней Монголии / А.Н.Калинников. - Улан-Батор. 1928. - 162с.: Мараьуев. А.В. Внутренняя Монголия / А.В.Маракуев. - Вестник Маньчжурии. - Харбин. 1927. №7. - с. 16-19: Овиденко. И.Х. Внутренняя Монголия / И.Х.Овиденко. - М.: Наука. 1954. - 201с.: Скачков. П.Е. Внутренняя Монголия (экономико-географический очерк) / П.Е.Скачков. - М.: Наука. 1933. -196с. тюрков, маньчжур, а внутри этих глав - этногенеза конкретных этнических групп, входящих в то или иное этническое сообщество.
Исследованием формирования школ и основных догматов тибетского буддизма, а также его распространения во Внутренней Монголии и роли в жизни монголов Внутренней Монголии занимались такие видные ученые
11
Китая как Мяо Чжоу, Дэлгэр, Ли Фаньвэнь . Исследованию истории буддийских монастырей и храмов и системы монастырского образования во
28
Внутренней Монголии посвящены научные труды Цзин Фэна и Ли Ганя .
Отдавая должное научной и практической значимости перечисленных исследований, следует отметить, что имеющиеся научные работы слабо отражают современные особенности функционирования буддийской этнокультурной традиции во Внутренней Монголии, а также вопросы взаимодействия религиозных и этнических факторов. Таким образом, несмотря на исключительную важность и необходимость научного изучения буддийской традиции во Внутренней Монголии, исследований в этой области довольно мало. Также необходимо отметить, что история и культура региона малоизученна, в частности из-за скудности всех видов источников.
Объектом исследования является центральноазиатский религиозный синкретизм.
Предметом исследования является буддийская религиозная культура во Внутренней Монголии.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы: исследование буддийской традиции во Внутренней Монголии КНР. В соответствии с основной целыо были выделены следующие взаимосвязанные задачи: Miao Zhou. Mcng Zang Fo Jiao Shi. Guang Lin. 1994: Dc Lei Ge. Nei Meng Gu La Ma Jiao Li Shi. - Hu He Huo Te Shi. 2003: Li Famvcn. The Influence of Tibetan Buddhism on Xi\ia//PIATS. 1997. p. 559—572 :x Jing Feng. Hu He Huo Te Zhao Miao. H-H. 1981: Li Gan. Nei Mcng Gu Se Miao. H-H. 1994
• выявить социальные и культурные аспекты распространения доктрин и практик тибетского буддизма во Внутренней Монголии в различные исторические периоды;
• выявить место и роль тибетской буддийской традиции в этнической культуре монголов Внутренней Монголии;
• определить влияние китайской культурной традиции на развитие буддийской традиции во Внутренней Монголии;
• рассмотреть процесс трансформации сангхи основного хранителя буддийских ценностей и буддийского образа жизни во Внутренней Монголии
Теоретико-методологическая основа. Методологической основой данного исследования явился структурно-функциональный подход, ориентирующий исследование на анализ объектов, и направленный на раскрытие их строения и функционирования. А также использованы типологический и феноменологический методы исследования. В решении религиоведческих, историко- и кросскультурологических задач мы опирались на разработанные в отечественном востоковедении (О.О.Розенберг, Е.Е.Обермиллер, Ф.И.Щербатской и др.) методологические подходы к изучению буддизма. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала использованы методы диалектического анализа, синтеза, сравнения, аналогии.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных востоковедов, буддологов и культурологов по проблемам духовной культуры общества (Дж. Туччи, Д.С.Руегг, Э.Конзе, Г.М.Бонгард-Левин, В.И.Рудой, В.П.Андросов, A.M.Донец, С.Ю.Лепехов, и др.). Источниковой базой нашего исследования являются материалы китайских источников: «Юань Ши» - история династии Юань, «Мин Ши» - история династии Мин, «Цин Ши Гао» - рукопись по истории династии Цин, «Алтан тобчи» по истории монгольского народа, а также буддологические исследования и концепции китайских философов
Мяо Чжоу, Ли Фаиьвэнь), монгольских ученых Внутренней Монголии (Дэлгэр, Эрдэнибаяр, Чжалсан), касающиеся общих черт и особенностей буддийской культуры Внутренней Монголии.
Изучение буддийской традиции во Внутренней Монголии затрудняется недостатком источников, их фрагментарностью и недостаточной информативностью в интересующем нас плане.
Научная новизна исследования. В соответствии с основной целью и задачами исследования новизна полученных результатов состоит в следующем:
• предпринята попытка научного рассмотрения религиозного синкретизма в Центральной Азии на примере Внутренней Монголии КНР;
• на основе источников на китайском и старомонгольском языках, собранных нами в архивах Института монголоведных исследований Университета Внутренней Монголии, дан анализ эволюции буддийской традиции во Внутренней Монголии, ее роли в социальной и культурной жизни монголов;
• определено влияние китайской культурной традиции при дальнейшем развитии религиозной ситуации во Внутренней Монголии;
• впервые представлены в диссертации карты расположения буддийских храмов и монастырей во всех районах исследуемого региона;
• выявлена этнокультурная роль буддийской традиции у народов Внутренней Монголии на современном этапе.
Научно-практическая значимость. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут способствовать углублению знаний о буддийской традиции во Внутренней Монголии и религиозного синкретизма в Центральной Азии. Представленный материал может иметь значение при изучении социальных и культурных процессов в странах традиционного распространения буддийской культуры. Практическое значение работы заключается в возможности использования ее результатов для решения реальных проблем межкультурного взаимодействия. Положения работы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по религиоведению, культурологии, социальной антропологии, истории, этнографии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Тибетская форма буддизма является основной религией, которой придерживается подавляющая часть монгольского населения Внутренней Монголии.
2. Тибетский буддизм с его синкретичной системой доктрин и практик создал общую для всех монголов-буддистов религиозную систему, соединив традиции этнической родовой культуры с общебуддийской центральноазиатской.
3. Развитие монгольского этноса, формирование собственных культурных традиций, социальной структуры общества Внутренней Монголии в целом происходили на основе буддийских религиозно-философских категорий и образности.
4. Адаптация и развитие тибетского буддизма происходили во взаимодействии с религиозно-философскими традициями Китая с их социальными и культурными особенностями.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Роль и место буддизма в политических процессах2007 год, кандидат политических наук Лопатин, Валерий Валентинович
Мировоззренческие основы традиции Гелугпа в Центральной Азии2007 год, кандидат философских наук Багаева, Ксения Анатольевна
Распространение буддизма среди хори-бурят: XVIII - начало XX вв.2001 год, кандидат исторических наук Цыбенов, Базар Догсонович
Калмыки в российско-тибетских отношениях в конце XIX - первой четверти XX в.2010 год, кандидат исторических наук Очирова, Баира Владимировна
Религиозная ситуация в Монголии: конец 1980-х-1990-е годы2004 год, кандидат исторических наук Сабиров, Рустам Тагирович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Осорова, Татьяна Иннокентьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе предпринята попытка осуществить анализ центральноазиатского культурного синкретизма и буддийской традиции во Внутренней Монголии КНР. Перед монгольскими народами Внутренней Монголии стоит двоякая задача: гармоничное взаимодействие с доминирующими мировыми культурами и одновременное сохранение собственного уникального своеобразия, базовым и структурообразующим компонентом которого является религиозная традиция.
Буддизм, унаследовав немало культурных достижений древней и средневековой Индии, утвердился в Тибете в период его наивысшего могущества и экспансии (VII—IX вв.). Анализ истории буддизма в Тибете отмечает универсалистский характер буддийской культуры, ее способность формировать и сохранять единую культуру в условиях высокой полиэтничности и разнородной языковой среды. С этого времени берет начало мощная и неугасающая традиция книжности на тибетском языке. Буддизм стимулировал развитие религиозного искусства и традиционных наук. Уже в XI—XIII вв. тибетский буддизм стал оказывать сильное влияние на культуру народов Центральной Азии (тангутов, уйгуров, монголов). В юаньский период тибетский буддизм занял привилегированное положение в Империи, данный период характеризуется деятельностью сакьяских лам. Были построены первые храмы. В конце XVIII в. в Монголию благодаря усилиям Далай-ламы III пришла новая волна буддизма, главной формой распространившегося среди монголов тибетского буддизма стала религиозно-философская традиция гелуг. В 1577 г. в районе Кукунора Алтан-хан первым принял желтошапочный ламаизм, заставив многих других князей последовать своему примеру. Таким образом, преобразования Алтан-хана ускорили распространение буддизма в Монголии. Становление буддизма происходило за счет его вживания в местные культы и их постепенной ассимиляции. Таким образом, вместе с самими народами в новую веру переходили божества, духи и демоны их традиционных добуддийских верований.
Буддизм, несущий объединяющие принципы, как и все мировые религии, явился той идеологией, которая смогла соединить все племена сначала в крупные военно-племенные союзы, а затем в сильное единое государство. Став государственной религией монгольских княжеств, буддизм способствовал политическому сближению Монголии с Тибетом, которым была нужна взаимоподдержка, чтобы противостоять как политике империи Мин, так и другим сильным соседям. Тибетский буддизм стал играть консолидирующую роль в регионе.
После завоевания Южной Монголии маньчжурские правители как эксперты в искусстве политики не пренебрегали потенциальной властью буддизма и использовали ее в управлении монголами. Создание огромной империи из нескольких государств (Китай, Монголия, Тибет) потребовало от маньчжурских правителей нестандартных подходов. Важную роль сыграло покровительство тибетскому буддизму, который являлся главной идеологической, культурной и отчасти экономической силой в Центральной Азии. С одной стороны, прагматическая политика маньчжурских императоров была выдержана в лучших китайских традициях государственности. Тибетский буддизм стал при маньчжурах постоянным и существенным элементом даннических отношений с тибетцами и монголами. Этот очевидный факт не противоречит буддийским представлениям об идеальном правителе, долг которого — обеспечить безопасность государства от внешних врагов и стабильность в обществе. Цинские императоры никогда не упускали из виду свою главную задачу: управлять подвластным населением наиболее действенным образом, и поэтому тибетский буддизм неизбежно становился важнейшим инструментом политики.
Как известно, в Китае государство выступало источником легитимизации всех прочих явлений общественной жизни, включая религиозные организации. Отметим, что разница между тибетской и китайской формами буддизма состояла не только в языке и внешних атрибутах, но и том месте, которое занимала эта религия в жизни тех стран и народов, среди которых она распространилась. В то же время при всех очевидных различиях, и тибетский, и китайский буддизм являются продуктами сохранения и развития полученного из Индии наследия.
Адаптация и развитие буддийской традиции во Внутренней Монголии после распада Великой Монгольской Империи происходили уже внутри религиозной культуры китайского этноса с его социальными и культурными особенностями, а также во взаимодействии с теми религиозно-философскими традициями, в которых эти особенности развивались одновременно с монгольской. Исторически именно традиция махаяны, наиболее адекватно соответствовавшая общемонгольским религиозным принципам, выступала в качестве единого догматического религиозно-философского вероучения, в которых представления и человеческой жизни и смерти рассматривались уже как синкретический феномен слияния традиционной религиозной культуры монголов с буддийской.
Буддизм, сумев приспособиться к политической идеологии, смог сыграть роль официальной религии, став существенной частью государственного управления, при этом распространяя свое учение в широкие социальные слои и влияя на сознание и поведение мирян, вставших на путь спасения, что в свою очередь способствовало восстановлению общего порядка в государстве. Сангха является составляющим элементом буддийского триединства — трех буддийских сокровищ. Основным итогом развития страны с точки зрения становления традиции взаимодействия буддизма и государства явилось оформление нерасторжимого единства светской и духовной власти, а также складывание сложносоставной структуры сангхи и закрепление ее неоднородности при формировании отношений с властными структурами.
Храмы и монастыри предполагали наличие в них лам, которые постоянно совершали службы. Для этого были необходимы в больших количествах священные книги, предметы культа, инвентарь для проведения ритуалов и т.п. Не говоря уже о том, что всех лам надо было обеспечить едой и одеждой. Поэтому и строительство, и поддержание жизнедеятельности ламаистских монастырей требовало огромных средств. Буддийское сообщество во Внутренней Монголии было организовано в лучших тибетских традициях. Там был свой постоянно проживающий хубилган. Высшие должности в иерархии занимали также хубилганы. Таким образом, с одной стороны, эти тибетские ламы выполняли ритуальные функции, необходимые для государства. С другой стороны, их можно считать находившимися на государственном жаловании квалифицированными специалистами в области всего, что связано с тибетским буддизмом. Их услуги часто оказывались незаменимыми при ведении дел, связанных с Тибетом и Монголией.
Во Внутренней Монголии на протяжении всей истории шло становление организованного буддийского сообщества, результатом которого явилось строительство ламаистских храмов, которые становились едва ли ни главными центрами оседлости.
Отметим, что в условиях социальных катаклизмов особую роль в этнокультурном развитии монголов как устойчивой в пространстве и времени социальной целостности сыграла религиозная организация жизни. Тибетская форма буддизма с ее синкретичной системой доктрин и практик создала общую для всех монголов-буддистов религиозную систему, соединив традиции монгольской этнической культуры с общебуддийской центральноазиатской. Тибетский буддизм без разрушения традиций родового, общинного и этнического единства создал конфессиональную общность верующих. Таким образом, тибетский буддизм явился базовым, структурообразующим компонентом этнической культуры монгольских народов Внутренней Монголии, выполнил консилидирующую, этноинтегрирующую, а впоследствии и этнодифференцирующую функции.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Осорова, Татьяна Иннокентьевна, 2007 год
1. Источники и литература на монгольском языке:
2. Bulag. Historical Outline of Mongol Buddhist Historiography // Social sciences of Inner Mongolia (Mongolian Edition). Vol. 3, № 106, 2000. p. 81-91
3. Harchar. Hubilai qayan lama=yin sasin=i tiiru=yin sasin bolyaday=un ucir (Причины провозглашения Хубилай ханом буддизма официальной религией). Хух-Хото, 1996
4. Koke qota=yin sum=e keyid (Храмы Хух-Хото). Хух-Хото, 1982
5. Коке qota-yin teuken mongyol surbulji bicig (Монгольские источники по истории Хух-Хото). Т. 1—4. Хух-хото, 1988
6. Ordus=un sum=e keyid (Храмы Ордоса). Хух-Хото, 2000
7. Sureg. Mongol burqan=u tuqai jarim asagudal. Хух-Хото, 2003
8. Ubur mongol=un jegun orun=du sir=a=yin sasin delgeregsen tuqai bicig (Источники по истории распространения буддизма во Внутренней Монголии). Хух-Хото, 1985
9. Ulayancab=un sum=e keyid (Храмы Улаицаба). Хух-Хото, 1996
10. Источники и литература на китайском языке:
11. De Lei Ge. Nei Meng Gu La Ma Jiao Li Shi. (История буддизма во Внутренней Монголии)- Ни Не Нио Те Shi, 2003
12. Guo Ting Yi. Xin Dai Zhong Guo Shi Gan. Гонконг, 19821 l.Han Zang Meng Dui Zhao Fo Jiao Ci Dian. (Китайско-тибето-монгольский буддийский словарь) Bei Jing, 2003
13. Huang Fen Sheng. Zang Zu Shi Lu. (История буддизма в Тибете).- Пекин, 1985
14. Jing Feng. Ни Не Нио Те Zhao Miao. (Монастыри Хух-Хото). Н-Н, 1981
15. Li Gan. Nei Meng Gu Se Miao. (Монастыри Внутренней Монголии). Н-Н, 1994
16. Miao Zhou. Meng Zang Fo Jiao Shi. (История буддизма в Тибете и Монголии) Guang Lin, 1994
17. Ming Shi. (История династии Мин). Zhong Hua Shu Ju. ShangHai, 1936
18. Qing Shi Сао.(История династии Цин) Zhong Hua Shu Ju.
19. Yuan Shi. (История династии Юань) Zhong Hua Shu Ju. Shang Hai - Bei Jing,1956
20. Литература на европейских языках:
21. Buddhism in the Modern World. New York, London, 1976. - 368p.
22. Conze, Edward. Buddhism. Its essence and development. Faber and Faber / E. Conze.- London. W.G.I. Printed in Great Britain, 1959
23. Geshe Kelsang Gyatso. Buddhism in the Tibetan Tradition: A Guide, -London, 1984,- 132p.
24. Heissig, W. Mongolische Handschriften. Blockdrucke. Landkarten / W. Heissig.- Wiesbaden, 1961
25. Joslii, L.M. Studies in the Buddhistic Culture of India During the Seventh and Eighth Centuries A.D. / L.M. Joshi. Delhi, 1987
26. Karmay, H. Early Sino-Tibetan Art / H. Karmay. Warminster, 1975
27. Lessing, F.D. Yung-Ho-Kung: An Iconography of the Lamaist Cathedral in Peking with Notes on Lamaist Mythology and Cult / F.D. Lessing Stockholm, 1942.-Vol. 1.
28. Li, Fanwen. The Influence of Tibetan Buddhism on Xixia / F.Li // PI ATS, 1997, p. 559—572
29. Ligeti, L. Catalogue du Kanjur mongol imprime / L. Ligeti. Budapest: Societe Korosi Csoma, 1942—1944 (Bibliotheca Orientalis Hungarica). - Vol. 1.
30. Miller, R.J. Monasteries and Culture Change in Inner Mongolia / R.J.Miller.-Wiesbaden, 1959 (AF; 2)
31. Richardson, H.E. A Corpus of Early Tibetan Inscriptions / H.E.Richardson. -London, 1985
32. Siklos, В. Mongolian Buddhism: A Defensive Account / B. Siklos // Mongolia
33. Today. London, 1991.-P. 155-182 31.Stael-Holstein, A. von. The Emperor Ch'ien-Lung and the Larger SuramgamasOtra / A. Stael-Holstein // HJAS, 1936, vol. 1, No. 1, p. 136—146
34. Tucci, G. The Religion of Tibet / G. Tucci. Rout ledge and Kegan, 1980
35. Wayman, A. Yoga of the Guhyasamajatantra: The Arcane Lore of Forty Verses / A. Wayman. Delhi: Motilal Banarsidass, 1991
36. Литература па русском языке:
37. Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции / Н.В.Абаев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -271с.
38. Абаев, Н.В. Буддизм: основы учения, история и культура. Программа курса / Н.В.Абаев, Л.Л.Абаева, С.Ю.Лепехов. Улан-Удэ: Изд-во БГПИ, 1992.-54с.
39. Абаева, Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии / Л.Л.Абаева. М.: Наука,1992,- 139с.
40. Автономный район Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики / Под ред. Б. Ширендыба. М.: Наука, 1980. - 178с.
41. Алмазная сутра / Пер. с санск. В.П.Андросова. Элиста: Калм. кн. изд-во,1993.-225с.
42. Алтан тобчи. Монгольская хроника / Пер. ламы Г. Гомбоева. СПб.: Наука, 1858,- 132с.
43. Алтанцэцэг Н. Внутренняя Монголия во второй половине XIX- нач.XX в. / Под ред. Ч.Далай. Улан-Батор, 1981.- 60с.
44. Андросов, В.П. Буддизм: религия и философия / В.П.Андросов // Философия и религия на заруб. Востоке: XX век. -М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1985,- С. 130-152
45. Андросов, В.П. Нагарджуна и его учение / В.П.Андросов. М.: Наука, 1990.-267с.
46. Афонина, Е.Н. Ранняя история школы Гелугпа и предпосылки формирования института Далай-лам (Тибет во второй половине XIV-XVI вв.): автореф. дис. . канд. ист. наук / Е.Н.Афонина; СПб. гос. Ун-т. -СПб, 2003.-22с.
47. Аюшеева, Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе / Д.В.Аюшеева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.-124с.
48. Базаров, А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме / А. А. Базаров СПб: Наука, 1998. - 184с.
49. Барадийн, Б.Б. Буддийские монастыри / Б.Б.Барадийн // "Orient". Вып. 1. «Буддизм и Россия»,- СПб.: Наука, 1992,- С.61-116.
50. Белов, Е.А. Антикитайское восстание под руководством Бабучжаба во Внутренней Монголии в 1915-1916 гг. / Е.А.Белов. М.: ИВ РАН, 1995 Вып. 1. - 239с.
51. Бенфельд, А.С. Краткий исторический очерк Внутренней Монголии / А.С.Бенфельд. -Чита, 1944, Вып. 1,- 134с.
52. Берзин, А. Общий обзор буддийских практик / А.Берзин,- СПб.: Изд-во «Нартанг», 1993,- 100с.
53. Бира, III. Вопросы истории, культуры и историографии МНР: Сб.тр. / Акад. Наук МНР; Ин-т истории Монг. нац. комис. по изучению цивилизации Центральной Азии; Сост. Ц.Ишдорж,- Улан-Батор, 1977,-450с.
54. Бира, Ш. Монгольская историография. XIII XVII вв. / Ш.Бира. - М.: Наука, 1978.-320с.
55. Бира, Ш. Монгольская тибетоязычная историческая литература (XVII-XIX вв.) /Ш.Бира. Улан-Батор, 1960. - 290с.
56. Бира, Ш. О «Золотой книге» Ш.Дамдина / Ш.Бира. Улан-Батор, 1964. -189с.
57. Бичурин, Н.Я. История Тибета и Хухнора / Н.Я.Бичурин СПб.: Наука, 1833. - Т. 1,- 145с.
58. Богословский, В.А. Проникновение буддизма в Тибет / В.А.Богословский // Материалы по истории и филологии Центральной Азии,- М.: БКННИ СО АН СССР, 1962.- С.68-82
59. Бороноева, Д.Ц. Очерки истории и культуры бурят Внутренней Монголии КНР /Д.Ц.Бороноева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. - 138с.
60. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1987. - 333с.
61. Буддизм в Тибете и Монголии: Лекция Б.Я.Владимирцова, читанная 31 сент. 1919г. / Изд. Отд. по делам Музеев и охране памятников Искусства и Старины,- Петербург, 1919,- 52с.
62. Буддизм в Центральной и Восточной Азии / СО РАН. Отв. ред. С.Ю.Лепехов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 234с.
63. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии /АН СССР БИОН. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980,- 176с.
64. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии: Сб.ст. /АН СССР, Сиб. отд-ние Бурят, фил., Бурят, ин-т обществ, наук; Отв. ред. К.М.Герасимова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. - 185с.
65. Буддизм: история и культура: Сб.сг. / АН СССР, Ин-т востоковедения; Отв. ред. В.В.Виноградов. М.: Наука, 1989,- 226с.
66. Будон, Ринчендуб. История буддизма / Пер. с тиб. Е.Е.Обермиллера, Пер. с англ. A.M.Донца. 2-е Изд. доп. - СПб.: Евразия, 1999. - 335с.
67. Васильев, В.П. Буддизм, его догматы, история и литература /В.П.Васильев. СПб.: Наука, 1869. - Ч.З История буддизма в Индии. Даранаты.- 288с.
68. Васильев, В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм / В.П.Васильев. СПб.: Наука, 1873. -224с.
69. Введение в буддизм. Серия «Мир культуры, истории и философии» / Отв. ред. В.И.Рудой. СПб.: Лань, 1999.-384с.
70. Викторова, Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры / Л.Л.Викторова. М.: Наука, 1980. - 224с.
71. Владимирцов, Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии / Б.Я.Владимирцов. -Петербург, 1919,- 120с.
72. Владимирцов, Б.Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм / Б.Я.Владимирцов. — Л., 1934. 198с.
73. Владимирцов, Б.Я. Чингис-хан / Б.Я.Владимирцов. Берлин, Петербург, Москва, 1922,- 132с.71 .Востриков, A.M. Тибетская историческая литература / А.М.Востриков. -М.: Изд-во вост. лит., 1962. -427с.
74. Галданова, Г.Р. К вопросу о верованиях ранних монголов / Г.Р.Галданова // VI Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1992 г.). -М.: наука, 1992.-Вып. 2.-С.24-33.
75. Галданова, Г.Р. Ламаизм в Бурятии XVIII нач. XX века. Структура и социальная роль культовой системы / Г.Р.Галданова, К.М.Герасимова. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. - 113с.
76. Гарри, И.Р. «Первая волна» распространения буддизма в Тибете и диспут в монастыре Самье / И.Р.Гарри // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока; Отв. ред. Ю.С.Лепехов. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. С. 58-77
77. Герасимова, К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии / К.М.Герасимова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 160с.
78. Герасимова, К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма / К.М.Герасимова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -317с.
79. Горохова, Г.С. Очерки истории Монголии в эпоху маньчжурского господства/ Г.С. Горохова,- М.: Наука, 1980. 132с.
80. Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция/ Т.П.Григорьева. -М.: Наука, 1979. -368с.
81. Д'Оссон, К. История монголов / К. Д'Оссон. Иркутск, 1937. - 256с.
82. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета / Далай-лама XIV. Москва- Рига: Нартанг-Угунс, 1991,- 103с.
83. Дамба-Ринчинэ, А.Р. Внутренняя Монголия / А.Р.Дамба-Ринчинэ. М.: Наука, 1945.-81с.
84. Дандарон, Б.Д. Мысли буддиста / Б.Д.Дандарон. Владивосток: Владивостокское буддийское общество, 1992. - 179с.
85. Дандарон, Б.Д. Черная тетрадь (О четырех Благородных Истинах Будды) /Б.Д.Дандарон. СПб.: Изд-во «Дацан Гунзэчойнэй», 1995. - 96с.
86. Дзунба Кунчог Жигмбе Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1998. - 155с.
87. Донец, A.M. Доктрина зависимого происхождения в тибето монгольской схоластике / А.М.Донец. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2004. - 265с.
88. Донец, A.M. Учение о верном познании в философии мадхъямики-прасангики / А.М.Донец. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. -251с.
89. Дугаров, Р.Н. «Дэбтэр чжамцо» источник по истории монголов Кукунора / Р.Н.Дугаров. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1983. - 94с.
90. Дугаров, Р.Н. Буддизм в Монголии и Кукуноре (Амдо) в XVI-XVII1 вв. / Р.Н.Дугаров. Улан-Удэ: б/м, 1999. - 25с.
91. Дылыкова, B.C. Тибетская литература: Крат, очерк / В.С.Дылыкова. М.: Наука, 1985,- 239с.
92. Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи) / Пер. с кит., введ., комм, и прил. B.C. Таскина. М.: Наука, 1979. - 607с.
93. Ермакова, Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX века: Россия и сопредельные страны / Т.В.Ермакова. -СПб.: Наука, 1998.-342с.
94. Ермакова, Т.В. Классический буддизм / Т.В.Ермакова, Б.П.Островская. -СПб. Азбука-Классика, 2004. 252с.
95. Железнов, А. И. О тибетских традициях в бурятском буддизме / А.И.Железнов // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995,-С. 58-84.
96. Железнов, А.И. Проблема экологии в учении Махамудры / А.И.Железнов, С.П.Нестеркин // Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск: наука, Сиб. отд-ние, 1992. -С.84-117.
97. Жуковская, H.JT. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты / Н.Л.Жуковская // Буддийский мир. М.: Раритет, 1994.-С. 68-76.
98. Жуковская, Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н.Л.Жуковская. -М. Наука, 1977.- 199с.
99. Жуковская, Н.Л. Судьба кочевой культуры: Рассказы о Монголии и монголах / Н.Л.Жуковская. -М.: Наука, 1990. 1 Юс.
100. Инэда Кеннет. Экологическая проблематика в контексте буддизма / К. Инэда // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: наука, 1990.-С. 289-307.
101. История монголов по армянским источникам / Пер. и объяснения К.П.Патканова- СПб.: Наука, 1874. Вып. 2. - 206с.
102. Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии: сб. ст. / АН СССР, Сиб. отд-ние Бурят, фил., Ин-т обществ, наук; Отв ред. Р.Е.Пубаев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986,- 124с.
103. Йонгман, А.Я. Самоопределение / А.Я.Йонгман, А.П.Шмидт // Этнос и политика: Хрестоматия. М.: Наука, 2000. - С. 178-179.
104. Кадырбаев, А.Ш. Монголы и индия в XIII-XIV вв.: от войн к культурному симбиозу / А.III.Кадырбаев // Россия и Монголия в свете диалога евразийских цивилизаций: материалы Междунар. науч. конф., Звенигород, 2-5 июн. 2001 г.-Звенигород, 2001.-С. 161-173
105. Калинников, А.Н. Экономический очерк Внутренней Монголии / А.Н.Калинников. Улан-Батор, 1928. - 162с.
106. Карма Агван Йодндан Чжамцо. Светоч Уверенности. СПб.: ОРИС, ЯНА-ПРИНТ, 1993.-238с.
107. Ковалевский, О.М. Буддийская космогония / О.М.Ковалевский. -Казань, 1983
108. Комиссарова, Т.Г. Из материалов к дискуссии о статусе буддийского монаха в Китае / Т.Г.Комиссарова // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука,1987,- С. 47-71.
109. Конзе, Э. Буддийская медитация: Благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость / Пер.с англ. Е.Н.Русовой. М.: Изд-во МГУ, 1993.-144с.
110. Конзе, Э. Буддийская медитация: Благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость / Пер.с англ. Е.Н.Русовой. М.: Изд-во МГУ, 1993.-144с.
111. Корпев, В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии / В.И.Корнев. М.: Наука, 1983. -248с.
112. НО. Корнев, В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии / В.И.Корнев. М.: Наука, 1987. - 220с.
113. Кочетов, А.Н. Буддизм / А.Н.Кочетов. М.: Наука, 1965. - 175с.
114. Крапивина, Р.Н. Традиция в школе сакьяпа (по материалам «Дубмта-шэлджи-мэлон») / Р.Н.Крапивина//Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986. — Стр. 20 28
115. Крывелев, И.А. История религий / И.А.Крылев. М.: Наука, 1976. -Т.1.-186 с.
116. Кузнецов, B.C. Цинская империя на рубежах Центральной Азии / В.С.Кузнецов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. - 225с.
117. Кучера, С. Проблема преемственности китайской культурной традиции при династии Юань / С.Кучера // Роль традиций в истории и культуре Китая. М.: Наука, 1972. - С. 276-308
118. Кычанов, Е.И. Каталог тангутских буддийских памятников Института востоковедения Российской Академии Наук / Е.И.Кычанов. Киото, 1999
119. Кычанов, Е.И. Люди и боги страны снегов: Очерк истории Тибета и его культуры / Е.И.Кычанов, Л.С.Савицкий. М.: Наука, 1975,- 302с.
120. Кычанов, Е.И. Очерк истории тангутского государства / Е.И.Кычанов. М.: наука, 1968.-355с.
121. Лама Йешей. Введение в тантру // Путь к себе, 1995. № 1,2
122. Лауфер, Б. Очерк монгольской литературы / Б.Лауфер. Л., 1927. -199с.
123. Лепехов, С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация / С.Ю.Лепехов // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - Вып.2. -С.142-160
124. Лепехов, С.Ю. Философия Мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации/ С.Ю.Лепехов. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. - 238с.
125. Липовцов, С. Уложение Китайской палаты внешних сношений. Т. 2 / Перев. с маньчж. С. Липовцов,- СПб.: Наука, 1828. 189с.
126. Лысенко, В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / В.Г.Лысенко, А.А.Терентьев, В.К.Шохин. М.: Восточная литература, 1994.-383с.
127. Люй Чженыо. Краткая история народов Китая / Ч. Люй. Пекин, 1989
128. Малявин, В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае / В.В.Малявин Ютика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. - С. 256-274
129. Малявкин, А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: тексты и исследования / Отв. ред. Ю.М. Бутии; АН СССР. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -431с.
130. Манзанов, Г.Е. Религиозные традиции в культуре бурятского народа / Г.Е.Манзанов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 192с.
131. Мантатов, В.В. Экологическая этика: буддизм и современность / В.В.Мантатов, О.В.Доржегушаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1997. -160с.
132. Маракуев, А.В. Внутренняя Монголия / А.В.Маракуев. Вестник-Маньчжурии. - Харбин, 1927, №7. - С. 16-19.
133. Маркарян, Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений / А.С.Маркарян // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978. - С. 56-69.
134. Мартынов, А.С. Буддизм и общество в странах Центральной и Восточной Азии / А.С.Мартынов // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. Ред. Г.М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1982. - С. 45-57.
135. Мартынов, А.С. Статус Тибета в XVII—XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений / А.С.Мартынов.- М.: Наука, 1978.-282с.
136. Методологические проблемы исследования этнических культур / Под ред. Э.С. Маркаряна. Ереван, 1978. - 186с.
137. Минаев, И.П. Буддизм. Исследования и материалы / И.П.Минаев. -СПб.: Наука, 1887. Вып. 1. Т. 1. -265с.
138. Митрохин, Л.Н. Религия в истории культуры / Л.Н.Митрохин // Религия и атеизм в истории культуры: тез. докл. теор. конф. Л, 1989. - С. 7-11
139. Моаканин, Радмила. Психология Юнга и тибетский буддизм: западный и восточный пути к сердцу / Р.Маокаиин. Томск: Водолей, 1993. - 112с.
140. Мункуев, Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах: Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-цая. / Пер. и исслед. Н.Ц.Мункуева. М.: Наука, 1965. - 224с.
141. Мэн-да бэй-лу ("Полное описание монголо-татар"). Факсимиле ксилографа / Пер. с кит., введ., комм, и прил. Н.Ц. Мункуева. М., 1975
142. Нестеркин, С.П. «Абхисамаяламкара» в Индии и Тибете / С.П.Нестеркин // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1995. - С. 146-164.
143. Овиденко, И.Х. Внутренняя Монголия / И.Х.Овиденко. М.: Наука, 1954.-201с.
144. Ольденбург, С.Ф. Отчет о командировке на выставку по буддийскому искусству в Париже / С.Ф.Ольденбург. СПб.: Наука, 1913. - 157с.
145. Островская-мл., Е.А. Тибетский буддизм / Е.А.Островская мл. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2002,- 398с.
146. Пагсам-Джонсан: История и хронология Тибета / АН СССР, Сиб. отд-ние, Бурят, ин-т обществ, наук; Пер. с тиб., предисл., коммент. Р.Е.Пубаева. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. - 262с.
147. Плано Карпини Дж.Дель История монголов / Карпини П. М., 1986
148. Позднеев, A.M. Монголия и монголы / А.М.Позднеев. Т. 1, СПб, 1896; T.IJ, 1988
149. Позднеев, A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу / А.М.Позднеев. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1993,- 492с.
150. Пубаев, Р.Е. «Пагсам-Чжонсан»- памятник тибетской историографии XVIII века / Отв. ред. Б.В.Семичов. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981.-307с.
151. Пубаев, Р.Е. Происхождение и сущность буддизма-ламаизма / Р.Е.Пубаев, Б.В.Семичов. Улан-Удэ, 1960. -48с.
152. Путешествие по Монголии, в пределах Тушетуханского и Цеценхановского аймаков Халхи, Шилингольского Чигулгана и земель Чахаров Внутренней Монголии, совершенное в 1906 году. СПб., 1911
153. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М -Л., 1952. - Т.1, кн. 1,2
154. Рерих, Н.К. Сердце Азии / Н.К.Рерих. Минск: Университетское, 1991. -208с.
155. Рерих, 10.Н. К изучению Калачакры / Ю.Н.Рерих. М.: Беловодье, 2002.-362с.
156. Рерих, Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи. Лекции. Перевод / Ю.Н.Рерих. Самара, 1999. -402с.
157. Розенберг, О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке / О.О.Розенберг. Петербург, 1919. - 244с.
158. Розенберг, О.О. Труды по буддизму / О.О.Розенберг. М.: Наука, 1991. - 295с.
159. Савицкий, JT.C. Памятник тибетской апокрифической литературы «Кадам-легбам» (XV в.) / Л.С.Савицкий // Письменные памятники Востока. М.: Наука, 1969. - С. 69-85.
160. Скачков, П.Е. Внутренняя Монголия (экономико-географический очерк) / П.Е.Скачков. М.: Наука, 1933. - 196с.
161. Скрынникова, Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия XVI-нач. XX вв / Т.Д.Скрынникова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988,- 101с.
162. Сухбаатар, Г. К вопросу о распространении буддизма среди древних кочевников Монголии / Г.Сухбаатар // Археологийн судлал. -Улаанбаатар, 1979. С. 65-74
163. Сэр-Оджав, Н. Некоторые проблемы изучения древней культуры Монголиит / Н. Сэр-Оджав // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности,- М.: Наука, 1981. С. 242-243.
164. Тибетский буддизм: теория и практика: Сб.ст / РАН, Бурят, науч. центр, ин-т обществ, наук; Отв. ред. Н.В.Абаев. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1995. - 251с.
165. Тинлей, Джампа. Живая философия и медитация тибетского буддизма / Д.Тинлей. М. С.Е.Т., 1995. - 111с.
166. Торчинов, Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций / Е.А.Торчинов. -СПб.: С.-Петербург, философ, о-во, 2000. -304с.
167. Торчинов, Е.А. О психологических аспектах учения Праджняпарамиты (на примере «Ваджрачхедика-праджняпарамита-сутры») / Е.А.Торчинов //
168. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.-С. 68-85.
169. Успенский, B.JI. Тибетский буддизм в Пекине при дин. Цин (16441911) в культурно-историческом контексте эпохи: дис. . докт. ист. наук: 07.00.03/ В.Л.Успенский; Рос. Акад. наук; Институт востоковедения. -СПб., 2004
170. Философские и социальные аспекты буддизма / Под ред. Р.И.Пубаева. -М: Наука, 1989.-245с.
171. Хаджаев, А. Цинская империя, Джунгария и Восточный Туркестан /
172. A.Хаджаев. М.: наука, 1979. - 295с.
173. Цыбиков, Г.Ц. Избранные труды: В 2т. / Г.Ц.Цыбиков. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. - Т.1. Буддист-паломник у святынь Тибета. -254с.
174. Цюрхер, Е. Буддийское завоевание Китая / Е.Цюрхер. М.: Наука, 1984.-234с.
175. Чойбалсан, X. Краткий очерк истории Монгольской Республики / Х.Чойбалсан. -М.: Наука, 1952. 220с.
176. Щербатской, Ф.И. Избранные труды по буддизму: Пер. с англ. / Сост. и авт. биогр. очерка А.Н.Зелинский, Б.В.Семичов; Коммент. и ред. пер.
177. B.Н.Топорова. М.: Наука, 1988. - 426с.
178. Этническая история народов Южной Сибири и центральной Азии: сб. ст. / Рос. АН, Сиб. отд-ние, Бурят, ин-т обществ, наук. Отв. ред. Б.Р.Зориктуев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1993. - 313с.
179. Этнос и политика: Хрестоматия /Авт. сост. А.А.Празаускас. - М.: Наука, 2000. - 345с.
180. Юй, Юаньань. Очерк истории Внутренней Монголии / Юаньань 10. -Пекин, 1956.-469с.
181. Якимов, А.Т. Буддизм и его роль в истории монгольского народа / А.Т.Якимов. Чита, 1945. -276с.
182. Янгутов, JI.E. Единство, тождество, гармония в философии китайского буддизма/ Л.Е.Янгутов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1995. -224с.
183. Янгутов, Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь / Л.Е.Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 160с.у12тУ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.