Ценностно-рациональные и традиционные измерения совести: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Тарамова Мадина Султановна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат наук Тарамова Мадина Султановна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Ценностно-рациональные измерения совести как феномена культуры
1.2. Совесть в системе феноменов культуры
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ СОВЕСТИ КАК ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
2.1. Совесть в философских исканиях Федора Достоевского и Льва Толстого
2.2. Совесть в контексте жизненных ценностей чеченского этноса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Антиномии веры и нравственности в отечественной философской культуре2021 год, кандидат наук Хватова Марина Борисовна
Этнокультурные особенности жизненных ценностей и представлений о совести личности2022 год, кандидат наук Казнина Эка Юрьевна
Проблема совести в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX вв.2002 год, кандидат философских наук Дружинин, Виктор Иванович
Метасоциальные основания совести2014 год, кандидат наук Мастеров, Дмитрий Владимирович
Совесть как социокультурный регулятив2001 год, кандидат философских наук Стеклянникова, Светлана Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностно-рациональные и традиционные измерения совести: философско-культурологический анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена значимостью феномена совести для понимания истории становления и развития человека как разумного вида, предопределяющей необходимость поиска общих и специфических культурных характеристик совести в контексте различных интеллектуально-философских, религиозных и этнокультурных традиций. Проблема совести - одна из главных проблем для социогуманитарного знания, поскольку совесть является важнейшим социальным регулятором, который отвечает за поведение и «духовное осмысление» (М. В. Рукавишникова) действий человека. В совести отдельного индивида воплощается сознание общества с его идеалами, поэтому это понятие выступает как особый культурный код, в котором отражается дух носителя.
Однако содержание этого феномена не ограничивается исключительно сферой морали. Противоречивость концепций совести, предложенных в существующих этико-философских исследованиях, ограниченность анализа этого феномена в пространстве этнокультурного бытия предопределяют необходимость его всестороннего и системного изучения с позиций теории и истории культуры. К сегодняшнему дню как в научных исследованиях, так и в общественном дискурсе сложились разноречивые мнения о духовности современного человека, путях совершенствования как отдельной личности, так и общества в целом. Не все из исследователей критичны в оценке мировоззренческих ориентиров новых поколений, но большинство исследователей настаивают на том, что экономический и политический кризис конца XX - начала XXI вв. стал причиной своеобразного надлома социокультурных устоев общества1 . Соответственно, важным фактором, определяющим актуальность темы исследования, является характерная для современной культурологии тенденция к переосмыслению существующих
1 Василенко, В. В. Кризис нашего времени в научном наследии П.А. Сорокина (к 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина) / В. В. Василенко // Вестник Ставропольского
государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 104-113.
3
традиций, норм, идеалов и роли совести в попытке сформировать систему общечеловеческих ценностей, направленных на поиск преодоления кризисных тенденций в обществе. Совесть, регулирующая соблюдение социокультурных норм, в этой системе занимает, несомненно, ключевое место, поскольку всякие перемены в обществе бессмысленны, если они не основываются на духовных ценностях.
Характер репрезентации социальных идеалов и нравственных норм во многом опосредован культурой и социальным опытом народа. Поэтому особо актуален анализ совести в контексте традиций народа, обнаружение культурной специфики исследуемого феномена через призму многовекового духовного наследия этноса, выявление общего и особенного в содержании феномена совести в контексте культуры человечества в целом. Культурная и цивилизационная специфика этноса во многом определена идеалами, сформировавшимися под влиянием исторического опыта, его эмоционально-чувственного переживания и рационального осмысления. В этом аспекте совесть, которая базируется как на интеллектуальном понимании особенностей своего поведения, так и на эмоциональном отношении к собственным поступкам может рассматриваться как один из ключей к пониманию специфики национальной культуры.
Совесть, как важный элемент духовной культуры фундирует процесс становления национальных ценностей, выступает мерилом этнокультурных традиций, ориентированных на формирование идеала личности. Ее изучение с позиций культурологии позволяет более полно выявить особенности культуры, зафиксировать определенное соотношение в социуме разных типов ценностей, лучше понять динамику развития общественно-нравственных настроений социума.
Основным критерием ценностно-рационального и традиционного
измерения совести в нашем исследовании стал социокультурный и
религиозный контекст, обусловивший специфику природы исследуемого
феномена. Если мы говорим о влиянии религиозности на формирование
4
совести, то критерием ценностно-рационального измерения данного феномена в контексте религии становятся характерные ценности различных религиозных убеждений и практик. Например, поступать по совести в ветхозаветном завете означает соизмерять наказание с ущербом, нанесенным жертве; в Новом Завете - прощение и возложение суда на Бога; в исламе дается выбор - наказание «здесь и сейчас» или прощение с возложением конечного суда на Бога (второй вариант одобряется Творцом). Социокультурный контекст формирования феноменальной природы совести обусловлен ценностями и убеждениями наиболее значимыми в определенных культурах и обществах.
В рамках философского исследования феномена совести также мы выбрали следующие критерии отбора ценностно-рациональных измерений: релевантность, философская обоснованность, валидность. Релевантность исследования достигается в контексте изучения ключевых аспектов совести в соотношении с целым рядом сопряженных с ним философско-культурологических феноменов, таких как, вина, стыд, долг и т.д. Философская обоснованность измерения совести достигается посредством теорий и концепций авторитетных мыслителей, рефлексировавших над природой данного феномена. Валидность исследования обеспечивается обращением к художественным и фольклорным текстам, подтверждающим специфичность функционирования совести в различных культурах.
Проведенный философско-культурологический анализ
социокультурного и религиозного контекста феномена совести позволил учесть разные аспекты совести и получить более полное представление об этом понятии.
Степень научной разработанности проблемы. Для осмысления ценностно-рациональных и традиционных оснований феномена совести необходим его целостный философско-культурологический анализ, синтезирующий данные философии, этики, психологии, культурологии и других социогуманитарных наук.
До недавних пор совесть изучалась преимущественно в субъективном плане, как индивидуальный механизм регуляции поступков. Исследователи ограничивали рассмотрение совести границами этики личности или же довольствовались изучением эмоциональных проявлений совести, сводя осмысление данного многогранного феномена к одной из его граней - как правило этической или, реже, психологической. Значимость целостного исследования этого явления обуславливает теоретическую актуальность комплексного философско-культурологического его осмысления.
В процессе исследования проанализированы работы античных философов: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В эпоху средневековья, совесть анализируется в контексте религиозно-философского восприятия. Совесть в схоластической традиции трактуется как духовный закон, данный Богом, направляющий к добродетельным поступкам. Начиная с философско-богословских исканий Аврелия Августина особое внимание в изучении начинает уделяться свободе совести, как основе веротерпимости, призывам к человечности и добродетели, что находит отражение в трудах Ж. Ламетри3, М. Монтеня4, Ж.Ж. Руссо5 и т.д.
Уделив пристальное внимание феномену совести, философы Нового времени сформулировали целый ряд теорий, концепций, раскрывающих различные аспекты исследуемого понятия. Например, попытка рационального осмысления концепции совести нашла место в исследованиях Г. Гегеля6, Д. Локка7, Б. Спинозы8, поиск иррациональных основ совести мы
2 Августин, А. Исповедь / А. Августин ; АСТ. - Москва: Изд-во АСТ, 2003. - 492 с.
3 Ламетри, Ж. О. Анти-Сенека, или рассуждение о счастье / Ж. О. Ламетри; пер. с фр. Э.А. Гроссман, В. Левицкого. - Москва: Мысль, 1976. - 284 с.
4 Монтень, М. Опыты: В 3 кн. Кн.2. Ч.1. / М. Монтень; Пер. с фр. А. С. Бобовича. - М.: ООО «Из-во АСТ»; Харьков: Из-во «Фолио», 2002. - С. 144.
5 Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо; пер. с фр. П.Д. Первова. Педагогические соч.: в 2 т. Т. 1. - Москва: Педагогика, 1981. - 656 с.
6 Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; Пер. с немец. Б.Г. Столпнера: Примеч. В. С. Нерсесянца. - Москва: Мир книги, Литература, 2007. - 464 с.
7 Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк; Сочинения. Т. I. - Москва: 1985. - 621 с.
обнаруживаем в трудах Ф. Ницше9 и А. Шопенгауэра10. Дж. Батлер11
определяет совесть как духовный закон, провозглашающий с точностью
12
какие поступки являются благими, а какие нет, а Р. У. Эмерсон , пишет, что совесть - единственное, что свято в этой жизни.
Психологические аспекты осмысления феномена совести представлены в классических трудах Э. Фромма13 и К.Г. Юнга14. Заслуживает внимания исследования феномена совести психологом Р. Д. Хаэром 15 , который определил совесть, как механизм, поддерживающий социальные нормы, оберегающие каждого представителя социума.
С конца XIX - начала XX веков социологи интересовались проблемами происхождения формирования культуры поведения индивида. В работах Э. Дюркгейма коллективная совесть - это моральный кодекс, который оказывает огромное влияние на человека 16 . П. А. Сорокин предложил методы альтруизации личности, общества и культуры, полагая, что его методы могут гуманистически преобразовать современную
17
культуру .
В концепции Г. Спенсера мораль и приспособление тесно взаимосвязаны, поскольку бескорыстие, эмпатия, стремление к личному и общественному счастью естественно для человека. Являясь адаптивной
8 Спиноза, Б. Избр. произв. в 2-х т. Т.1. / Б. Спиноза. - Москва: Госполитиздат, 1957. -728 с.
9 Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше; пер. с нем.; сост., ред. и авт. прим. К. А. Свасьян. - Москва: Мысль, 1990. - 738 с.
10 Шопенгауэр, А. Две основные проблемы этики / А. Шопенгауэр // Москва: 1992. - С. 206-213.
11 Butler, J. Fifteen Sermons preached at the Rolls Chapel / J. Butler // The Works of Bishop Butler. Rochester; univ. of Rochester press. - 2006. - P. 58.
12 Emerson, R. W. Self-Reliance / R. W. Emerson // The Essential Writings of Ralph Waldo Emerson. - N. Y.: Modern Library. - 2000. - Р. 125.
13 Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - Москва: Республика, 1993. - 416 с.
14 Юнг, К. Психология бессознательного / К. Юнг. - Москва: Канон, 1994. - 317 с.
15 Хаэр, Р. Д. Лишенные совести. Пугающий мир психопатов / Р. Д. Хаэр. - Москва: «Диалектика-Вильямс», 2007. - С. 113-192.
16 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. — М.: Канон, 1996. -432 с.
17 Сорокин, П. А. Пути и могущества любви / П. А. Сорокин // Наследие. - 2015. - № 2(7). - 160-180.
способностью, нравственные чувства, такие как совесть, долг, сострадание, значительно улучшают качество жизни и не зависят от внешних авторитетов18.
Идея о формировании совести как регулятива культуры, основывающегося на личностной автономии, нашла отражение в трудах советского и российского социолога И. С. Кона19.
Отечественными культурологами во второй половине прошлого века были проведены многочисленные исследования природы совести.
Д. С. Лихачев утверждает, что совесть как подлинный страж внутренней свободы человека действует в пределах культуры человека и человеческого сообщества, в пределах традиций народа20. Отечественный культуролог, историк и филолог Ю. М. Лотман был вдумчивым исследователем механизмов совести, стыда, страха и чести в истории культуры. Ему была свойственна вера в непреложность духовных законов человеческого бытия. Лотман подчеркивает, что в условиях выбора, опираясь на интеллект, человек обязан поступать по совести21.
Об онтологических основаниях поступков человека размышляет М. М. Бахтин в работе «К философии поступка». Философ, размышляя над нравственными аспектами поступка человека, указывает на современный разрыв между мотивом поступка и его конечным продуктом, вследствие
которого он утратил свою значимость, будучи оторванным от своих
22
онтологических корней . Совесть как мотив поступка способствует преодолению метафизического разрыва между должным и желаемым. Мир, о котором пишет М. М. Бахтин, мир, видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый, весь проникнутый эмоционально-волевыми тонами
18 Спенсер, Г. Основания этики / Г. Спенсер. - СПб.; 1899. - 660 с.
19 Кон, И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / И. С. Кон // Социальная психология личности. - М.: Наука, 1979. - С. 85-113.
20 Лихачёв, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. - М.: Искусство, 2000. — 440 с.
21 Лотман, Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. - СПб., 2003. - 680 с.
22 Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник (1984-1985). - М.: Наука, 1986. - 249 с.
8
утвержденной ценностной значимости, - это мир внутреннего голоса человека нравственного, его совести.
В русской философии совесть исследовалась как духовная основа
23 24
жизни человека. В работах Н. А. Бердяева , Ф. М. Достоевского , В. С. Соловьева25, Л. Н. Толстого26, раскрыто традиционное для русского самосознания понимание совести.
Соотношение совести с такими феноменами культуры, как «вина», «стыд», а также роль совести в системе феноменов культуры отражается в
27 28 29
работах Р. Беннедикт , С. В. Горнаевой , Ю. Н. Даниловой ,
30 31
И. Н. Школкиной , Г. М. Бреслава .
Конец ХХ в. характеризуется личностно-нравственным подходом к толкованию совести. В современной отечественной философии проблема
23 Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев - Москва: Изд-во Мысль, 1993. -384 с.
24 Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. - Л.: Наука, 1980. -Т. 20 - С. 299.
25 Соловьев, В. С. Оправдание добра: Нравственная философия / В. С. Соловьев. - Москва: Республика, 1996. - 468 с.
26 Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л. Н. Толстой. - Москва: Гослитиздат, 1950. -С. 183-204.
27 Бенедикт, Р. Хризантема и меч : Модели японской культуры / Р. Бенедикт. - 3-е
издание. - Санкт-Петербург : Наука, 2016. - 360 с.
28
Горнаева, С. В. Вина и стыд в контексте психологической регуляции социального поведения личности / С. В. Горнаева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. -№ 2 (33). - С. 47-48.
29 Данилова, Ю. Н. Универсалии «вина» и «стыд» как выражение русскости в морали / Ю.Н. Данилова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2015. - № 1 (41). - С. 98.
30 Школкина, И. Н. Традиции и инновации в изучении совести как феномена духовной культуры / И. Н. Школкина // В сборнике: Традиции и инновации в пространстве современной культуры: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 93-99.
31
Бреслав, Г. М. Совесть и моральные эмоции: адаптация взрослой, подростковой и детской версий toska на этапе качественного анализа / Г. М. Бреслав // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2017. - № 4. - С. 29.
9
совести изучается с позиции теории морали в работах Б. С. Братуся 32 ,
33 34 35
С. А. Герасимова , А. А. Гусейнова , Т. А. Дроновой .
В целом, современное осмысление совести характеризуется особым вниманием к психологическому толкованию феномена как форме самосознания, духовного регулятора и индивидуальной оценки, что особенно ярко представлено в исследованиях П. И. Казанского36, В. Х. Манерова37, М. В. Руковишниковой 38 , Т. Г. Сердюка 39 , В. И. Толстых 40 , В. Д. Шадрикова41, В. Н. Ярхо42. Формулирование значения совести и обозначения ее роли в поведении индивида отражается в концепциях А. Г. Ковалева43, К. Муздыбаева44, П. М. Якобсона45.
32 Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) / Б. С. Братусь - Москва: Знание, 1985. - 64 с.
33 Герасимов, С. А. Совесть как феноменология духа / С. А. Герасимов // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. - № 3. - С. 26-35.
34 Гусейнов, А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - Москва: «Мысль», 1987. - 589 с.
35 Дронова, Т. А. Совесть как психологический феномен сознания / Т. А. Дронова // Мир психологии. - 2007. - № 2(50). - С. 121-127.
36 Казанский, П. И. О совести. Краткий исторический очерк развития учения о совести и опыт решения вопроса о ее сущности и значении в религиозно-нравственной жизни человека / П. И. Казанский. - Сергиев Посад: 1913. - С. 26-35.
37 Манеров, В. Х. Тема 1. Совесть: природа явления, виды совести (3 ч.). / В. Х. Манеров // В сборнике: Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания. Научно-методическое пособие / редактор А. Г. Козлова, Л. А. Немчикова, А. С. Роботова. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 16-22.
38 Рукавишникова, М. В. Совесть в духовно-нравственной системе «Добротолюбия»: специальность 09.00.05 «Этика»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук дис. ... канд. филос. наук / Рукавишникова Марина Витальевна; Шуйский государственный педагогический университет. - Шуя, 2010. - 23 с.
39 Сердюк, Т. Г. Проблема определения совести в философии морали / Т. Г. Сердюк // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2 (70). - С. 199-201.
40 Толстых, В. И. О морали, совести и современном мире / В. И. Толстых // Свободная мысль. - 2009. - № 9 (1604). - С. 93-107.
41 Шадриков, В. Д. Покаяние как фактор формирования совести / В. Д. Шадриков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - Т.3. - №4. - С. 3-13.
42 Ярхо, В. Н. Была ли у древних греков совесть? (к изображению человека в аттической трагедии) / В. Н. Ярхо // Историческая психология и социология истории. - 2010. -Т. 3. № 1. - С. 195-210.
43 Ковалев, А. Г. Психология нравственных чувств подростка / А. Г. Ковалев // Проблемы воспитания в педагогике. - 1960. - С. 87-101
44 Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л:, 1983. - 248 с.
45Якобсон, П. М. Психология чувств / П. М. Якобсон // Москва: 1958. - 382 с.
10
Значимость исследования духовной сферы бытия человека обуславливает теоретическую значимость социокультурного исследования совести. Исследование проблемы совести в контексте межкультурного взаимодействия, отражается в работах А. И. Донцова46, А. В. Егорова47, Т. П. Емельянова48, Н. Б. Мкртумяна49. В. В. Сорокин50 пишет о совести как элементе православного сознания, Ж. Делез51 связывает совесть с усвоением определенной модели повторяющегося поступка индивида в культуре.
Проблема психологического содержания понятий «совесть» и
52
«совестливость», отражается в работе Г. Г. Александровой , совесть в
53
психологии изучается С. А. Барсуковой , сущность и виды совести раскрыты в трудах В. Х. Манерова54. Психолингвистический анализ слова «совесть» в представлении русской молодежи выполнен О. Н. Барановой, которая раскрывает языковые аспекты исследуемого понятия 55 . Регулятивная
Донцов, А. И. Концепция социальных представлений в современной французской социологии / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова. - Москва: МГУ, 1987. - 127 с.
47 Егоров, А. В. Культура души как форма проявления культуры совести в учении Платона / А. В. Егоров // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2016. - № 9 (64). - С. 18-25.
48 Емельяновой, Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества / Т. П. Емельянова. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.
49 Мкртумян, Н. Б. Совесть как способность существовать в современном социуме / Н. Б. Мкртумян // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 6. - С. 111114.
50 Сорокин, В. В. Совесть как элемент русского православного правосознания /
B. В. Сорокин // Государство и право. - 2011. - № 6.- С. 22-27.
51 Marks, J. Gilles Deleuze. Vitalism and Multiplicity / J. Marks; Sterling, VA. - L.: Pluto Press, 1998. - Р. 204.
52 Александрова, Г. Г. К проблеме психологического содержания понятий «совесть» и «совестливость» / Г. Г. Александрова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 6. 2012. - С. 200-211.
53 Барсукова, С. А. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии /
C. А. Барсукова // Психологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 36-44.
54 Манеров, В. Х. Тема 1. Совесть: природа явления, виды совести (3 ч.). / В. Х. Манеров // В сборнике: Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания. Научно-методическое пособие / редактор А. Г. Козлова, Л. А. Немчикова, А. С. Роботова. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 16-22.
55 Баранова, О. Н. Субъективное значение слова совесть в образе мира современной русской молодежи (психолингвистический анализ) / О. Н. Баранова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 1. - С. 12-18.
функция совести изучается А. В. Анненковой56. И. А. Ильин57 рассуждает о совести как о «Божественной разумности», вложенной в бытие людей, вещей и их отношений.
Наиболее глубоко и детально, на наш взгляд, проблемы совести, вины, стыда раскрываются в художественных произведениях. Особенно показательно в этом отношении творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, основополагающее для русской культуры. Достоевский, не являясь теоретиком философии, в своих романах освещал важнейшие проблемы философского характера, вопросы культуры, смысла бытия, совести и преступления. Взгляды Достоевского на духовное состояние человека, духовные поиски героев своих произведений, проявление совести, как духовной свободы в понимании мыслителя, религиозные традиции писателя и вера как основа духовного формирования личности анализируются в работах А. Л. Бема58, О. А. Боковой59, И. А. Зеткиной60, Е. А. Прибытковой61, Л. И. Сорочика62, Л. В. Уманцевой63.
Л. Н. Толстой считал, что человек должен прислушиваться к своей совести, которая являлась для него и голосом Бога, и духовным законом. Ориентирам свободы в философско-мировоззренческих взглядах Толстого,
56 Анненкова, А. В. Статус понятия «совесть» как социально-философской категории / А. В. Анненкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 3 (47). - С. 17-21.
57 Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. - Москва: ООО «Издательство АСТ: (Философия. Психология), 2003. - 365 с.
58 Бем, А. Л. О Достоевском. Избранные работы / А. Л. Бем - Москва: Изд-во Юрайт, 2018. - 171 с.
59 Бокова, О. А. Концепты «совесть» и «любовь» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» / О. А. Бокова // Филоlogos. - 2013. - № 16(1). - С. 5-12.
60 Зеткина, И. А. Вера как непременное условие воспитания по Ф. М. Достоевскому / И. А. Зеткина // Интеграция образования. - 2001. - № 1. - С. 106-109.
61 Прибыткова, Е. А. Ф. М. Достоевский как родоначальник религиозно-нравственной традиции в русской философии права / Е. А. Прибыткова // Соловьевские исследования. -2013. - № 1 (37). - С. 123-139.
62 Сорочик, Л. И. Ф.М. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека / И. Л. Сорочик // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - 2010. - № 1. - С. 275-295.
63 Уманцева, Л. В. Уроки нравственности по Ф. М. Достоевскому / Л. В. Уманцева // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2016. - № 5. -С. 1045-1050.
посвящена работа М. В. Тимашовой64. Анализ человечности, духовных ценностей, непротивления злу силой и нравственный абсолютизм в произведениях Л. Н. Толстого представлен в трудах О. В. Артемьевой65 и Е. Н. Чесновой66. Несмотря на радикальность и двойственность суждений, Толстой призывал людей к абсолютным идеалам, среди которых важное место занимает совесть. Педагогические концепции Толстого анализируются в работе Н. А. Матвеевой67. Антропологическая онтология как учение о духовном бытии Л. Н. Толстого, программа действования, основанная на Нагорной проповеди, и взгляды писателя на конфуцианство отражены в исследованиях Е. Ю. Выстовкиной68, С. Л. Переломова69.
Культурные традиции, как форма выражения особенностей исторического бытия народа, а также менталитет и ментальность, формирующиеся под влиянием культуры, религии, этнической
70
принадлежности, представлены в работах М. М. Бетильмерзаевой ,
64 Тимашова, М. В. Смысложизненные ориентиры свободы в философско-мировоззренческих взглядах Льва Николаевича Толстого / М. В. Тимашова // В сборнике: Современная наука: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. - 2018. - С. 142-144.
65 Артемьева, О. В. Нравственный абсолютизм Льва Николаевича Толстого / О. В. Артемьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. - 2018. - № 3. -С. 37-46.
66 Чеснова, Е. Н. Мировое значение творчества Льва Николаевича Толстого / Е. Н. Чеснова // В сборнике: Наследие Л.Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки Сборник материалов XXXVI Международных Толстовских чтений, посвященных 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. - 2018. - С. 14-19.
67 Матвеева, Н. А. Нравственная сфера педагогических идей Льва Николаевича Толстого / Н. А. Матвеева // В сборнике: Язык, культура, образование эпохи, классика мировой литературы Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции: к 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. - 2018. - С. 147-152.
68 Выставкина, Е. Ю. Концепция человека Л. Н. Толстого и славянофилов / Е. Ю. Выставкина // Альманах современной науки и образования. - 2017. - № 6 (119). -С. 20-22.
69 Переломов, Л. С. Лев Николаевич Толстой о конфуцианстве и будущем Китая / Л. С. Переломов // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. - 2016. - Т. 1. № 5. - С. 30-38.
70 Бетильмерзаева, М. М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ): специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Бетильмерзаева Марет Мусламовна; - Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2011. - 359 с.
13
71 72
Б. Б. Нанаевой , Р. А. Тагировой . Осмысление совести, как основы подлинной веры, человеческого духа и духовного закона заложенного в каждом, понимание феномена совести, как действенного способа установления эффективной системы добродетелей представлены в работах
73 74
чеченских исследователей В. Ю. Гадаева , С-Х. Нунуева , Х .А.-В. Умарова,
75
А. Х. Умаровой .
Влияние исламской традиции на общественную жизнь и нравственную культуру чеченцев отражается в исследованиях В. Х. Акаева 76 ,
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Оправдание как категория нравственной философии2011 год, кандидат философских наук Домусчи, Степан Александрович
Лексика этики и морали в диалектном пространстве (на материале архангельских говоров)2023 год, кандидат наук Яковлева Наталья Александровна
Феномен эсхатологической этики К.Н. Леонтьева2017 год, кандидат наук Журавлева Алена Владимировна
Свобода совести: философско-антропологическое измерение2009 год, кандидат философских наук Акопян, Гоарик Арамаисовна
Онтологические и методологические основания современной философской этики2011 год, доктор философских наук Надточий, Игорь Олегович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тарамова Мадина Султановна, 2023 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абакарова, Р. М. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры», 09.00.05 «Этика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Абакарова Райганат Магомедовна; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2003. - 35 с.
2. Августин, А. Исповедь / А. Августин ; АСТ. - Москва: Изд-во АСТ, 2003. - 492 с.
3. Айба, Т. Г. Основные положения «кодекса чести» у народов северного и западного Кавказа / Т. Г. Айба // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2013. - № 4. - С. 167-175.
4. Акаев, В. Х. Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: Основные вехи жизни, суть учения и его современное значение /
B. Х. Акаев // Россия и мусульманский мир. - 2017. - № 3 (297). - С. 39-53.
5. Акаев, В. Х. Первые чтения памяти Я. В. Чеснова "Философско-антропологический подход к народной культуре: проблемы и перспективы развития" / В. Х. Акаев, М. А. Пронин, Т. И. Селина // Философская антропология. - 2015. Т. 1; - № 2. - С. 205.
6. Александрова, Г. Г. К проблеме психологического содержания понятий «совесть» и «совестливость» / Г. Г. Александрова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 6. -
C. 200-211.
7. Алиханова, Р. А. Проблема духовно-нравственного воспитания в изменяющемся мире / Р. А. Алиханова // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / редактор М. И. Лечиева, Р. А. Алиханова, М. М. Бетильмерзаева. - Грозный, 2020. - С. 64-71.
8. Анненкова, А. В. Статус понятия «совесть» как социально-философской категории / А. В. Анненкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 3 (47). - С. 1721.
9. Анцыферова, Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999. - № 3. -С. 5-17.
10. Аристотель, Сочинения : в 4 т. / Аристотель. - Москва: Мысль, 1983. - 2 Т. - 550 с.
11. Артемьева, О. В. Нравственный абсолютизм Льва Николаевича Толстого / О. В. Артемьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. - 2018. - № 3. - С. 37-46.
12. Арутюнова, Н. Д. Понятие стыда и совести в текстах Достоевского / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Российская академия наук, Институт языкознания; Ответственные редакторы: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. - Москва : Издательство "Индрик", 1999. - С. 320-345.
13. Барабаш, Н. А. Нравственный закон сохранения любви / Н. А. Барабаш // Вестник ВГИК. - 2016. - № 2 (28). - С. 75.
14. Баранова, О. Н. Субъективное значение слова совесть в образе мира современной русской молодежи (психолингвистический анализ) / О. Н. Баранова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 1. - С. 1218.
15. Барсукова, С. А. Концептуальное поле феномена "совесть" в психологии / С. А. Барсукова // Психологический журнал. - 2013. - № 1. -С. 36-44.
16. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского / М. М. Бахтин // Собр. соч.: В 7 т. - М.: Русские словари, 2000. - Т. 2. - 512 с.
17. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник (1984-1985). - М.: Наука, 1986. -249 с.
18. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - 5-е издание, дополненное. - Киев: Next, 1994. - 511 с.
19. Бахтин, М. М. О полифоничности романов Достоевского / М. М. Бахтин // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1998. - № 4. - С. 5-13.
20. Бектанова, А. К. О роли менталитета в формировании гражданской культуры / А. К. Бектанова // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 8 (52). - С. 58-61.
21. Беляева, Е. В. «Этика ответственности» как тип теории морали в сравнении с «этикой долга» и «этикой блага» / Е. В. Беляева // Ведомости прикладной этики. - 2022. - № 59. - С. 73-92.
22. Бенедикт, Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Р. Бенедикт. - 3-е издание. - Санкт-Петербург: Наука, 2016. - 360 с.
23. Бетильмерзаева, М. М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ): специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Бетильмерзаева Марет Мусламовна; - Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2011. - 359 с.
24. Бетильмерзаева, М. М. Взаимообусловленность процессов сознания, ментальности и познания (на примере концепта «Даймохк», «Отечество», «Родина» в чеченской культуре) / М. М. Бетильмерзаева // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 1. - С. 82.
25. Бетильмирзаева, М. М. Бытие человека: социокультурные аспекты : монография / М. М. Бетильмерзаева; - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.М.), 2014. - С. 33.
26. Бем, А. Л. О Достоевском. Избранные работы / А. Л. Бем. -Москва: Изд-во Юрайт, 2018. - 171 с.
27. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев - Москва: Мысль, 1993. - 384 с.
28. Бердяев, Н. А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого / Н. А. Бердяев. - Москва: Изд-во Искусство, 1994. - Т. 2. - 510 с.
29. Битяй, М. А. Общение как диалог и как взаимодействие / М. А. Битяй // Идеи М.М. Бахтина и проблема гуманизации образования: Материалы международной научно-практической конференции учащихся и студенческой молодежи, посвященной 115-летию со дня рождения М. М. Бахтина, Витебск, 01-03 апреля 2010 года. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2010. - С. 42-44.
30. Блохина, Н. Н. М. А. Булгаков - врач и писатель: философия чистой совести / Н. Н. Блохина. - БМЖ, - 2006. - №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/m-a-bulgakov-vrach-i-pisatel-filosofiya-chistoy-sovesti (дата обращения: 10.03.2023).
31. Богданова, Л. И. «Культура стыда» и «Культура вины»: от Ф. М. Достоевского до наших дней / Л. И. Богданова // Сборник научных статей по итогам XIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 137-142.
32. Бокова, О. А. Концепты «совесть» и «любовь» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» / О. А. Бокова // Филоlogos. - 2013. - № 16(1). -С. 5-12.
33. Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) / Б. С. Братусь. - Москва: Знание, 1985. - 64 с.
34. Бреслав, Г. М. Совесть и моральные эмоции: адаптация взрослой, подростковой и детской версий toska на этапе качественного анализа /
Г. М. Бреслав // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2017. -№ 4. - С. 29.
35. Булгаков, Д. А. Философское понятие нравственности Л. Н. Толстого / Д. А. Булгаков, А. В. Бологов, А. В. Тарасова // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. -Нефтекамск, 2022. - С. 87.
36. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон; Пер. с англ. С. Красильщикова. - Москва: Рипол классик, 2018. - 363 с.
37. Вавилова, В. Ю. Об актуальности философской антропологии Ф.М. Достоевского / В. Ю. Вавилова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 16. - С. 220-222.
38. Вакула, И. М. Правосознание как фактор формирования национальной и культурной идентичности / И. М. Вакула, А. В. Зубарева // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории : материалы III Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях, Краснодар, 22 ноября 2013 года / Краснодарский университет МВД России. -Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2013. -С. 9-14.
39. Василенко, В. В. Кризис нашего времени в научном наследии П.А. Сорокина (к 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина) / В. В. Василенко // Вестник Ставропольского государственного университета. -2008. - № 5. - С. 104-113.
40. Вержинская, И. В. Ф.М. Достоевский - «общественная совесть» вне времени / И. В. Вержинская, Д. Д. Михина // Филологические чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Оренбург, 2022. - С. 571-575.
41. Веселова, Е. К. Совесть как психологический феномен / Е. К. Веселова // Вестник СПбГУ; Сер. 12. - 2009. - С. 127-133.
142
42. Вишев, И. В. Л.Н. Толстой о религии и нравственности, смерти и бессмертии человека / И. В. Вишев // Челябинский гуманитарий. - 2010. -№ 3 (12). - С. 105.
43. Волосков, И. В. Тема совести в русской литературе первой половины XIX века / И. В. Волосков // Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом: сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции, Новосибирск, 11 февраля 2017 года. Том Выпуск IV. - Новосибирск: Инновационный центр развития образования и науки, 2017. - С. 15-17.
44. Выставкина, Е. Ю. Концепция человека Л. Н. Толстого и славянофилов / Е. Ю. Выставкина // Альманах современной науки и образования. - 2017. - № 6 (119). - С. 20-22.
45. Гадаев, В. Ю. Совесть и страх как социальные регуляторы /
B. Ю. Гадаев // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2009. - № 1. - С. 86-91.
46. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; Пер. с немец. Б.Г. Столпнера: Примеч. В.С. Нерсесянца. - Москва: Мир книги, Литература, 2007. - 464 с.
47. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф Гегель. - Москва: Мысль, 1990. - 528 с.
48. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; Пер. с немец.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. - Москва: Мысль, 1990. - 422 с.
49. Герасимова, С. В. Философия совести в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского / С. В. Герасимова // Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур: VI Международная научно-практическая конференция. Труды и материалы, Симферополь, 09-11 октября 2018 года / Под редакцией В.В. Орехова, Е.Я. Титаренко. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. -
C. 240-243.
50. Герасимов, С. А. Совесть как феноменология духа / С. А. Герасимов // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. - № 3. - С. 26-35.
51. Горнаева, С. В. Вина и стыд в контексте психологической регуляции социального поведения личности / С. В. Горнаева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). - С. 47-48.
52. Грибунин, В. В. Психология совести по учению Ивана Ильина /
B. В. Грибунин, Т. А. Николаева // Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность. - 2018. - № 1. -
C. 15-19.
53. Гримак, Л. П. Совесть - эволюционно сложившийся вид аутогипноза / Л. П. Гримак, О. С. Кордобовский // Прикладная философия. -2002. - № 516. - С. 40-46.
54. Гусейнов, А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - Москва: «Мысль», 1987. - 589 с.
55. Гусейнов, А. А. Этика: Учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. -Москва: Гардарики, 2000. - 472 с.
56. Гусейнов, А. А. Чем был обусловлен и в чем заключался духовный переворот Льва Николаевича Толстого? / А. А. Гусейнов // Философский журнал. - 2015. - Т. 8. - № 4. - С. 12.
57. Данилова, Ю. Н. Универсалии «вина» и «стыд» как выражение русскости в морали / Ю. Н. Данилова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - С. 98.
58. Данилова, Ю. Н. Универсалии «совесть», «вина» и «стыд» в рефлексии русской философии / Ю. Н. Данилова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 17(346). - С. 141-145.
59. Денисов, А. А. Стыд и совесть и их роль в формировании межличностных отношений / А. А. Денисов // Межрегиональные Пименовские чтения. - 2019. - № 16. - С. 168-173.
60. Димаева, Ф. В. Религия и социокультурные процессы в формировании современного чеченского общества / Ф. В. Димаева // Научная мысль Кавказа. - 2006. - № 4. - С. 43-48.
61. Димитричева, О. И. Совесть как проявление духовности / О. И. Димитричева // V Забайкальские рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность» (региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений): Материалы научно-практической конференции. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. - С. 110-111.
62. Донцов, А. И. Концепция социальных представлений в современной французской социологии / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова. -Москва: МГУ, 1987. - 127 с.
63. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. - Л.: Наука, 1980. - Т. 20 - С. 299.
64. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. - Л.: Наука, 1980. - Т. 21. - С. 286.
65. Достоевский, Ф. М. Возвращение человека / Ф. М. Достоевский. - Москва: Сов. Россия, 1989. - 559 с.
66. Дронова, Т. А. Совесть как психологический феномен сознания / Т. А. Дронова // Мир психологии. - 2007. - № 2(50). - С. 121-127.
67. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1996. - 432 с.
68. Евлампиев, И. И. Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX -начала ХХ века / И. И. Евлампиев, И. Ю. Матвеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2020. - Т. 24, № 2. - С. 165-180.
69. Егоров, А. В. Культура души как форма проявления культуры совести в учении Платона / А. В. Егоров // В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2016. - № 9 (64). -С. 18-25.
70. Егоров, А. В. Долг и совесть в этике И. Канта / А. В. Егоров // Культура. Наука. Образование. - 2021. - № 4(61). - С. 20-26.
71. Емельянова, Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества / Т. П. Емельянова. -Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.
72. Емельянов, А. С. Совесть как зов бытия в философии М. Хайдеггера / А. С. Емельянов // Вестник Челябинского государственного университета: Философские науки. Вып. 41. - 2016. - № 8 (390). - С. 78-81.
73. Есингалиев, А. Т. Справедливость как философская и правовая категория / А. Т. Есингалиев // Актуальные проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: Издательско-полиграфический комплекс "Университет", 2022. - С. 149-152.
74. Есман, О. С. Раскрытие экзистенциальных смыслов на примере концепции Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием / О. С. Есман, Г. Н. Калинина // Наука. Искусство. Культура. - 2019. - № 1(21). - С. 151154.
75. Зауторова, Э. В. Взгляды Л.Н. Толстого на религиозное воспитание личности и применение их в пенитенциарной практике / Э. В. Зауторова // - 2018. - № 8. - С. 27-29.
76. Зеткина, И. А. Вера как непременное условие воспитания по Ф. М. Достоевскому / И. А. Зайцева // Интеграция образования. - 2001. -№ 1. - С. 106-109.
77. Ильясов, Л. Культура чеченского народа / Л. Ильясов. - Москва: Наука, 2009. - 264 с.
78. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. -Москва: ООО «Издательство АСТ: (Философия. Психология), 2003. - 365 с.
79. История и культура чеченского народа. - Москва: Издательство «Реал-Груп», 2002. - С. 69.
80. Казанский, П. И. О совести. Краткий исторический очерк развития учения о совести и опыт решения вопроса о ее сущности и значении в религиозно-нравственной жизни человека / П. И. Казанский. - Сергиев Посад, 1913. - С. 26-35.
81. Калинина, Т. Л. Этическое мышление о благе, долге, моральном законе и других категориях нравственности / Т. Л. Калинина // APRЮRI. -Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 6. - 362 с.
82. Канке, В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В. А. Канке. - Москва: Логос, 2003. - С. 269.
83. Кант, И. Метафизика нравов / И. Кант. Сочинения: в 8 т. -Москва: Чоро, 1994. - Т.6. - 616 с.
84. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. - Москва: Республика, 2000. - С. 129-131.
85. Кант, И. Религия в пределах только разума / И. Кант; Трактаты и письма. - Москва: 1980. - 710 с.
86. Карасик, В. И. Осмысление совести и сознания в русской лингвокулыуре / В. И. Карасик, Э. А. Китанина // Вестник Волгоградского государственного университета: Серия 2, Языкознание. - 2019. - Т. 18, -№2. - С. 67-82.
87. Карасаев, А. Т. Русско-чеченский словарь / А. Т. Карасаев, А. Г. Мациев. - Москва, Русский язык, 1978. - 728 с.
88. Катаев, Б. В. Все за всех виноваты // к истории мотива в русской литературе // Достоевский и мировая культура: Альманах. - 1997. - С. 40-45.
89. Керимов, М. М. Исламская культура и духовная жизнь вайнахов / М. М. Керимов // Труды Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М. Д. Миллионщикова. - 2002. -№ 2. - 328 с.
90. Керимов, М. М. Исламский мир и развитие духовности общества / М. М. Керимов, Б. С. Керимова, В. Ю. Гадаев // Исламоведение. - 2013. - № 1 (15). - С. 23.
91. Киреев, М. Н. Идеи Л.Н. Толстого о праве и морали / М. Н. Киреев, О. Н. Римская // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
- 2018. - № 4(28). - С. 34-41.
92. Ковалев, А. Г. Психология нравственных чувств подростка / А. Г. Ковалев // Проблемы воспитания в педагогике. - 1960. - С. 87-101.
93. Козлов, Д. С. Русский характер и национальный менталитет России / Д. С. Козлов, Н. Ф. Дианова // Modern Science. - 2020. - № 5-1. -С. 470-474.
94. Кольцова, В. А. Сущностные характеристики и факторы формирования российского менталитета / В. А. Кольцова, А. Л. Журавлев // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38. - № 3. - С. 5-17.
95. Комаров, В. В. Совесть как фактор моральной саморегуляции личности: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Владимир Владимирович Комаров; Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2004. - 25 с.
96. Комаров, В. В. Совесть как фактор морально-нравственной надежности личности / В. В. Комаров // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2020. - Т. 19. - № 4 (46). - С. 26-35.
97. Кон, И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / И. С. Кон // Социальная психология личности. - 1979.
- С. 89-113.
98. Коныжов, К. В. Макс Вебер: протестантская этика / К. В. Коныжов // Тинчуринские чтения - 2022 «Энергетика и цифровая трансформация»: Сборник статей по материалам Международной молодежной научной конференции. В 3-х томах, Казань, 27-29 апреля 2022
года / Под общей редакцией Э.Ю. Абдуллазянова. Том 3. - Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2022. - С. 494-497.
99. Корф, М. Г. Проблема душевных терзаний (мук совести) в творчестве Ф. М. Достоевского / М. Г. Корф // В сборнике: избранные доклады 64-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Сборник докладов. - 2018. - 714 с.
100. Кряжевских, К. А. Феномен «справедливость»: философско-правовой аспект / К. А. Кряжевских // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. - С. 295-298.
101. Кунавин, Б. В. Концепты «честь» и «совесть» в русской языковой картине мира / Б. В. Кунавин, И. К. Тедеева // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 3. - С. 183-189.
102. Курбанова, Э. О. Концепты «совесть», «стыд», «честь» в русской фразеологической и пословичной картинах мира / Э. О. Курбанова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 423-425.
103. Курбанов, М. Г. Феномен человечности / М. Г. Курбанов. -Махачкала: АЛЕФ, 2016. - 224 с.
104. Лазарева, Л. П. Совесть - дефиниция жизнеустойчивой личности / Л. П. Лазарева // - 2013. - № 1. - С. 17-22.
105. Ламетри, Ж. О. Анти-Сенека, или рассуждение о счастье / Ж. О. Ламетри; пер. с фр. Э.А. Гроссман, В. Левицкого. - Москва: Мысль, 1976. - 284 с.
106. Лихачёв, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. — М.: Искусство, 2000. — 440 с.
107. Лотман, Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. - СПб., 2003. -
680 с.
108. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк; Сочинения. - Москва: 1985. - Т. I. - 621 с.
149
109. Лученков, С. Н. "Нравственный поступок" и его влияние на саморазвитие личности в трудах М.М. Бахтина / С. Н. Лученков // Идеи М.М. Бахтина и проблема гуманизации образования : Материалы международной научно-практической конференции учащихся и студенческой молодежи, посвященной 115-летию со дня рождения М.М. Бахтина, Витебск, 01-03 апреля 2010 года. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2010. - С. 79-80.
110. Лютер, М. Лекции по «Посланию к Галатам» / М. Лютер; пер. К. Комарова и др. - Duncanville, 1997. - С. 138.
111. Ляшенко, О. В. Философско-антропологический подход к осмыслению культуры / О. В. Ляшенко // Евразийский юридический журнал.
- 2017. - № 5 (108). - С. 431-433.
112. Манеров, В. Х. Тема 1. Совесть: природа явления, виды совести (3 ч.). / В. Х. Манеров // В сборнике: Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания. Научно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 16-22.
113. Маркова, Л. А. Философия из хаоса. Ж. Делёз и постмодернизм в философии, науке, религии / Л. А. Маркова. - Москва: Канон, 2004. - 384 с.
114. Матвеева, Н. А. Нравственная сфера педагогических идей Льва Николаевича Толстого / Н. А. Матвеева // Язык, культура, образование эпохи, классика мировой литературы. Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции: к 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. -2018. - С. 147-152.
115. Мееровский, Б. В. Адам Смит как философ-моралист: Смит А. Теория нравственных чувств / Б. В. Мееровский. - Москва: Республика, 1997.
- 351 с.
116. Милтс, А. А. Совесть. Мыслители разных эпох о совести: Этическая мысль / А. А. Милтс. - Москва: Политиздат, 1990. - 480 с.
117. Мишучков, А. А. Система этических категорий: метафизический опыт Российской идентичности / А. А. Мишучков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2014. - № 2. - С. 42-47.
118. Мкртумян, Н. Б. Совесть как способность существовать в современном социуме / Н. Б. Мкртумян // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 6. - С. 111-114.
119. Монтень, М. Опыты: В 3 кн. Кн.2. Ч.1. / М. Монтень; Пер. с фр. А. С. Бобовича. - Москва: АСТ, 2002. - С. 144.
120. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л: 1983. - 248 с.
121. Мустафина, Л. Ш. Динамика социальных представлений современных старшеклассников о совести / Л. Ш. Мустафина // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2016. - Т. 1. - № 3. - С. 69-82.
122. Мусханова, И. В. Нравственное воспитание: этнопедагогический и этнопсихологический аспекты / И. В. Мусханова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2018. -№ 3 (99). - С. 246-251.
123. Мухутдинов, И. И. Фундаментальные понятия «честь» и «совесть» в российской культуре / И. И. Мухутдинов // В сборнике: VII Всероссийская культурологическая конференция «Лихачёвские чтения». -2016. - С. 262-264.
124. Нанаева, Б. Б. Менталитет чеченцев в условиях социально-политических трансформаций XX века / Б. Б. Нанаева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 5 (48). - С. 56-61.
125. Нанаева, Б. Б. Адат - институт социально-правового регулирования чеченцев / Б. Б. Нанаева // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2012. - № 1 (6). - С. 149.
126. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860 - 1881 гг. / Литературное наследство. - Москва: Наука, 1971. - 726 с.
151
127. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше; пер. с нем.; сост., ред. и авт. прим. К. А. Свасьян. - Москва: Мысль, 1990. - 738 с.
128. Ницше, Ф. Сочинения: Злая мудрость / Ф. Ницше. - Москва: 1990. - 704 с.
129. Ницше, Ф. Генеалогия морали. Избранные произведения / Ф. Ницше. - Москва: 1990. - 416 с.
130. Новиков, А. Е. Справедливость и совесть как нравственно-этические категории и их роль в современном обществе / А. Е. Новиков // Проблемы социальной справедливости и современность: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Череповец: Череповецкий государственный университет, 2014. - С. 30-34.
131. Нунуев С.-Х. Слушать совесть, чтоб услышать Бога. Беседа первая. Интервью. 12.12.2012. URL: https://nohchalla.com/obychai-i-tradicii/slushat-sovest/1485-beseda-pervaya ( дата обращения 18.08.2022).
132. Нунуев С.-Х. Слушать совесть, чтоб услышать Бога. Беседа пятая. Интервью. 12.12.2012. URL: https://nohchalla.com/obychai-i-tradicii/slushat-sovest/1489-beseda-pyataya ( дата обращения 18.08.2022).
133. Огурцов, А. П. Истина и благо: универсальное и сингулярное / А. П. Огурцов. - Москва: ИФ РАН, 2002. - 377 с.
134. Переломов, Л. С. Лев Николаевич Толстой о конфуцианстве и будущем Китая / Л. С. Переломов // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. - 2016. - Т. 1. № 5. - С. 30-38.
135. Помников, О. И. Аристотелевское учение о справедливости и проблемы современной этики / О. И. Помников // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. - 2016. - № 1(1). - С. 55-67.
136. Поргусян, Л. Р. Страх и совесть как проявление нравственной культуры личности / Л. Р. Поргусян // Культурная жизнь Юга России. - 2010. - № 2 (36). - С. 99-102.
137. Прибыткова, Е. А. Ф. М. Достоевский как родоначальник
религиозно-нравственной традиции в русской философии права /
152
Е. А. Прибыткова // Соловьевские исследования. - 2013. - № 1 (37). - С. 123139.
138. Разин, А. В. Этика / А.В. Разин. - Москва: Форум-ИНФРА-М, 2006. - 624 с.
139. Ролз, Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. - Новосибирск: 1995. - 532 с.
140. Российское общество: проблемы социального согласия и развития / под ред. В. Е. Семенова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский университет, 2014. - 258 с.
141. Рукавишникова, М. В. Совесть в духовно-нравственной системе «Добротолюбия»: специальность 09.00.05 «Этика»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук дис. ... канд. филос. наук / Рукавишникова Марина Витальевна; Шуйский государственный педагогический университет. - Шуя, 2010. - 24 с.
142. Рукавишникова, М. В. Совесть как многогранный феномен. Этимологический и лексический анализ / М. В. Руковишникова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2009. - № 2 (14). - С. 121-126.
143. Рукавишникова, М. В. Актуализация феномена совести с позиции оценки института покаяния и исповеди / М. В. Рукавишникова // Научный поиск. - 2014. - № 1 (11). - С. 36.
144. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо; пер. с фр. П.Д. Первова. Педагогические соч.: в 2 т. Т. 1. - Москва: Педагогика, 1981. -656 с.
145. Салтыков-Щедрин, М. Е. Пропала совесть. Собрание сочинений в 20-и томах / М. Е. Салтыков-Щедрин. - Москва: Художественная литература, 1974.- URL: https://ilibrary.ru/text/1259/index.html (дата обращения 3.03.2023).
146. Санженаков, А. А. К вопросу о статусе внешних благ в этике Аристотеля / А. А. Санженаков // Сибирский философский журнал. - 2016. -Т. 14. - № 2. - С. 150-163.
147. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - Москва: Республика, 2000. - 639 с.
148. Сенека, Л. А. Нравственные письма к Луцилию / Л. А. Сенека. -Москва: Наука, 1977. - 397 с.
149. Сердюк, Т. Г. Проблема определения совести в философии морали / Т. Г. Сердюк // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2 (70). - С. 199-201.
150. Соловцова, И. А. Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания / И. А. Соловцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2006. - № 1 (14). - С. 120.
151. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев. - Москва: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. - 656 с.
152. Сорокин, П. А. Пути и могущества любви / П. А. Сорокин // Наследие. - 2015. - № 2(7). - 160-180.
153. Сорокин, В. В. Совесть как элемент русского православного правосознания / В. В. Сорокин // Государство и право. - 2011. - № 6.- С. 2227.
154. Сорочик, Л. И. Ф.М. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека / И. Л. Сорочик // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - 2010. - № 1. - С. 275-295.
155. Спенсер, Г. Основания этики / Г. Спенсер. - СПб.; 1899. - 660 с.
156. Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. Этика / Б. Спиноза. - Москва: Мир книги, 2007. - 480 с.
157. Спиноза, Б. Избр. произв. в 2-х т. Т.1. / Б. Спиноза. - Москва: Госполитиздат, 1957. - 728 с.
158. Стеклянникова, С. В. Совесть как социокультурный регулятив:
специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук /
154
Стеклянникова Светлана Викторовна; Ростовский государственный университет. - Ростов - на - Дону, 2001. - 24 с.
159. Степаненко, О. Н. Совесть как духовное достижение личности / О. Н. Степаненко // Молодежь: свобода и ответственность: Материалы VI Владимирских духовно-образовательных чтений, Мичуринск-наукоград, 0816 ноября 2018 года. - Мичуринск-наукоград: Мичуринский государственный аграрный университет, 2019. - С. 75-77.
160. Столяров, А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания: Очерки истории: от Гомера до Лютера / А. А. Столяров. - Москва: ГЛК, 1999. - 208 с.
161. Струценко, С. В. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой о духовности / С. В. Струценко // Образование и наука. - 2014. - № 2 (111). -С. 119.
162. Сундуй, Г. Д. Воспитание совести как предмет междисциплинарного исследования / Г. Д. Сундуй // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. -№ 2 (136). - С. 64-67.
163. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский; сост. О. В. Сухомлинская. - Москва: 1990. - 273 с.
164. Сухорукова, О. А. Религиозно-философские взгляды Л. Н. Толстого и секулярная религиозность / О. А. Сухорукова // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2020. - № 3 (35). - С. 28-37.
165. Тагирова, Р. А. Адат как ментальная основа формирования толерантного сознания чеченского традиционного общества / Р. А. Тагирова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 12-4 (54). - С. 143-145.
166. Тимашова, М. В. Смысложизненные ориентиры свободы в философско-мировоззренческих взглядах Льва Николаевича Толстого. / М. В. Тимашова // Современная наука: Актуальные вопросы, достижения и
инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 142-144.
167. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л. Н. Толстой. - Москва: Гослитиздат, 1950. - С. 183-204.
168. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л. Н. Толстой. - Москва: Республика, 1993. - 430 с.
169. Толстой, Л. Н. Религия и нравственность / Л. Н. Толстой // Лев Толстой: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2000. - 984 с.
170. Толстой, Л. Н. Исповедь / Л. Н. Толстой //Лев Толстой: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2000. - 984 с.
171. Толстых, В. О морали, совести и современном мире / В. Толстых // Свободная мысль. - 2009. - № 9 (1604). - С. 93-107.
172. Томпсон, Д. О. Проблемы совести в "Преступлении и наказании" / Д. О. Томпсон // Проблемы исторической поэтики. - 1998. - № 5. - С. 363373.
173. Уманцева, Л. В. Уроки нравственности по Ф. М. Достоевскому / Л. В. Уманцева // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2016. - № 5. - С. 1045-1050.
174. Умаров, Х. А.-В. К вопросу о совести / Х. А.-В. Умаров,
A. Х, Умарова // Известия Чеченского государственного университета. -2018. - № 3 (11). - С. 115-118.
175. Фекличева, Н. Л. Тема обостренной совести в рассказах
B. М. Гаршина (на материале рассказов «Встреча», «Трус», «Четыре дня» / Н. Л. Фекличева, А. Л. Фекличева // Научные труды молодых ученых-филологов: Сборник материалов Всероссийской конференции молодых ученых-филологов, Москва, 10-13 октября 2019 года. Том XIX. - Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью Агентство "Литера", 2020. -
C. 73-78.
176. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - Москва: Питер, 2012. - 400 с.
177. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. - Москва: АСТ, 2016. -С. 167.
178. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм.
- Москва: 1994. - С. 315-316.
179. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - Москва: Республика, 1993. - 416 с.
180. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. - Харьков: Фолио, 2003. - 422 с.
181. Хасбулатова, З. И. Воспитание нравственных и этических норм в семье чеченцев / З. И. Хасбулатова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-5. - С. 23-26.
182. Хахина, Е. И. Категории этики / Е. И. Хахина // Аспирант. - 2019.
- № 8(50). - С. 76-78.
183. Хаэр, Р. Д. Лишенные совести. Пугающий мир психопатов / Р. Д. Хаэр. - Москва: «Диалектика-Вильямс», 2007. - С. 113-192.
184. Черчленд, П. С. Совесть: Происхождение нравственной интуиции / П. С. Черчленд. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2020. - 300 с.
185. Чеснова, Е. Н. Мировое значение творчества Льва Николаевича Толстого / Е. Н. Чеснова // В сборнике: Наследие Л.Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки; Сборник материалов XXXVI Международных Толстовских чтений, посвященных 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. - 2018. - С. 14-19.
186. Шадриков, В. Д. Покаяние как фактор формирования совести / В. Д. Шадриков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. -Т.3. - №4. - С. 3-13.
187. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер; Благоговение перед жизнью. - Москва: 1992. -458 с.
188. Школкина, И. Н. Традиции и инновации в изучении совести как феномена духовной культуры / И. Н. Школкина // В сборнике: Традиции и
инновации в пространстве современной культуры: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 93-99.
189. Шопенгауэр, А. Две основные проблемы этики / А. Шопенгауэр // Москва: 1992. - С. 206-213.
190. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр; пер. с нем. А. Ю. Айхенвальда. - Москва: АСТ, 2018. - 288 с.
191. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Москва: Московский клуб, 1992. - 395 с.
192. Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. - Москва: МИРОС, 1994. - С. 105.
193. Штирнер, М. Единственный и его собственность / М. Штирнер. -Харьков: Основа, 1994. - С. 221-234.
194. Шубадёрова, Е. Ю. Совесть и право в формировании моральных суждений / Е. Ю. Шубадёрова // В книге: ПСИХОЛОГИЯ материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. - Новосибирск, 2019. -С. 53.
195. Юлдыбаев, Б. Р. Мораль как социокультурный феномен: сущность и специфика / Б. Р. Юлдыбаев // Вестник Башкирского университета. - 2007. - Т. 12. - № 4. - С. 139-141.
196. Юнг, К. Психология бессознательного / К. Юнг. - Москва: Канон, 1994. - 317 с.
197. Юшманова, Н. Е. Роль морали в гармоническом развитии личности / Н. Е. Юшманова. - Москва: Знание, 1982. - С. 13-18.
198. Якобсон, П. М. Психология чувств / П. М. Якобсон. - Москва: 1958. - 382 с.
199. Ярхо, В. Н. Была ли у древних греков совесть? (к изображению человека в аттической трагедии) / В. Н. Ярхо // Историческая психология и социология истории. - 2010. - Т. 3. № 1. - С. 195-210.
200. Ярычев, Н. У. Аксиологические детерминанты межпоколенческого диалога / Н. У. Ярычев // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2019. - № 1. - С. 131-136.
201. Butler, J. Fifteen Sermons preached at the Rolls Chapel / J. Butler // The Works of Bishop Butler. Rochester; univ. of Rochester press. - 2006. - P. 58.
202. Emerson, R. W. Self-Reliance / R. W. Emerson // The Essential Writings of Ralph Waldo Emerson. - N. Y.: Modern Library. - 2000. - Р. 125.
203. Lyrren, D. T. The Antisocial Personalities / D. T. Lyrren. - Hillsdale: Erlbaum, 1995. - P. 113-192.
204. Marks, J. Gilles Deleuze. Vitalism and Multiplicity / J. Marks; Sterling, VA. - L.: Pluto Press, 1998. - Р. 204.
205. Scheff, T. J. Shame in Self and Society / T. J. Scheff // Symbolic Interaction. - 2003. - Vol. 26, No. 2. - P. 254-256.
206. Virt, G. Conscience in conflict? / G. Virt // (ed. by) G. Zecha and P. Weingartner. Conscience: An Interdisciplinary View: Salzburg colloquium on ethics in the sciences and humanities. Reidel. - 1987. - Р. 165-191.
207. Whewell, W. The Elements of Morality, Including Polity / W. Whewell // Cambridge: Deigthon Bell, and Co., London: Bell and Daldy. - 2008. -Р. 118-122.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.