Совесть как социокультурный регулятив тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Стеклянникова, Светлана Викторовна

  • Стеклянникова, Светлана Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 158
Стеклянникова, Светлана Викторовна. Совесть как социокультурный регулятив: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2001. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Стеклянникова, Светлана Викторовна

Введение.

Глава первая: Экспозиция представлений о природе и механизмах совести в истории философии.

§ 1. Представления о совести в философии Древнего мира.

§ 2. Анализ категории «совесть» в философии Средневековья и Нового времени.

§ 3. Современная философия о природе и механизмах совести.

Глава вторая: Социокультурные регулятивы в контексте культуры Востока, Запада и России.

§ 1. Долг и стыд как механизмы культурной регуляции в корпоративистских обществах Востока.

§ 2. Становление личностного самосознания как процесс интериоризации императивов в западной культуре.

§ 3. Противоречивость механизмов социокультурной регуляции как отражение особенностей русского менталитета.

Глава третья. Социокультурные функции совести, стыда, долга и вины.

§ 1. Феноменология и психология совести: соотношение категорий «совесть», «стыд», «долг» и «вина».

§ 2. Структурно-функциональная модель совести

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совесть как социокультурный регулятив»

Актуальность исследуемой проблемы.

Проблема «осуществления» культуры, способов взаимодействия индивидуального и общечеловеческого, механизмов усвоения культурных норм в контексте конкретной человеческой жизни является одной из важнейших в философии.

Культура вплетает индивида в единую ткань социального бытия различными способами: предписывая индивиду определенные социальные роли, обусловленные его статусом в обществе; заставляя его усваивать определенные технологии, в обществе используемые; навязывая различные научные взгляды; наконец, вынуждая его подчиняться правовым нормам. И только моральные регулятивы являются тем способом взаимодействия индивида и культуры в целом, в котором снимается внешняя императивность предписаний культуры.

Совесть - феномен индивидуального сознания - вместе с тем интраиндивидуальна. Именно благодаря совести достигается состояние со-переживания, со-чувствия, иными словами, формируется единое ценностно-нормативное поле культуры. В совести происходит совпадение внешнего и внутреннего уровней регуляции, ведь поступок «по совести» воспринимается не как детерминированный некоей внешней силой - государством (право), необходимостью, связанной с закономерностями природы (наука), социальным статусом и ролью личности (общество).

До недавнего времени совесть рассматривалась только субъективно, как интимно-личностный механизм самоконтроля. Именно поэтому исследователи, ограничивая осмысление совести рамками этической науки, либо довольствуясь описанием аффективных проявлений совестного акта, в значительной мере упрощали понимание сложного полифункционального феномена, не уделяли должного внимания изучению объективного участия совести в процессах социокультурной регуляции .

Первые работы в этом плане появились в контексте социальной психологии, антропологии и, отчасти, социологии. Во второй половине 20 века были проведены многочисленные кросс-культурные исследования природы совести, сделаны попытки экспериментального изучения совестных проявлений, а также проведен анализ стыда и вины как аспектов или структурных составляющих совести. Главное внимание в этих исследованиях уделялось изучению роли совестных переживаний, чувства вины и стыда в формировании культуры, в процессах социализации, «окультуривания» индивида.

Мы полагаем, что дальнейшее исследование феномена совести требует иного подхода, не ограниченного рамками отдельной науки. Предлагаемый нами интегративный подход, синтезирующий общефилософский, этический, психологический и культурологический анализ феномена совести, позволяет выйти на объективный уровень понимания совестных проявлений и их участия в процессах социокультурной регуляции.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется теоретико-методологическим • значением проблемы для понимания способов осуществления культурой своих регулятивных функций и недостаточным уровнем ее разработанности .

Степень разработанности проблемы.

В философской литературе категория совести в основном рассматривалась в связи с исследованием вопросов морали и нравственности. Среди наиболее значимых работ в этом плане нужно отметить исследования JI.M. Архангельского (4), A.A. Гусейнова (34-38), О.Г. Дробницкого (44-46), Е.В. Золотухиной-Аболиной (49), И.С. Кона (67-69), Я.А. Миль-нера-Иринина (99), А.И. Титаренко (127-128), В. Н. Сага-товского (117-118), Ю.А. Шрейдера (150) и др. В качестве самостоятельного объекта исследования совесть выступает в работах 3. А. Бербешкиной (9-10), Л.Б. Волченко (25), A.A. Милтса (98), К.А. Немира (104), A.A. Седова (119) и др.

Несмотря на явную идеологизированность исследований феномена совестных проявлений в советское время, разработки многих авторов внесли весомый вклад в понимание природы совести, механизмов ее функционирования.

В числе наиболее интересных концепций необходимо отметить исследование А.И. Титаренко (127-128). По его мнению, совесть представляет собой исторический продукт и в филогенезе развивается от экстравертности к интровертно-сти. ««Экстравертная» совесть не осознается как «голос совести», рвущийся из самых глубин нравственной сущности человека; «угрызения совести» здесь не понимаются как сугубо личностный, интимный процесс нравственной жизни индивида. Совесть же современного человека как глубинный, первостепенной важности интуитивно-чувственный механизм нравственного поведения интровертна» (127, С.176-177).

Отмечая сложность феномена совести, А.И.Титаренко отмечает, что нравственно-психологическим своеобразием совести является то, что она «выступает как цельный механизм, органически соединяющий в себе самые различные элементы психической жизни человека. Она складывается в результате взаимодействия всех слоев психики: рационального, чувственно-волевого, подсознательного; опирается не только на холодный рациональный анализ, логическую оценку, но и на мудрость чувств, отраженный в них жизненный опыт, на моральную интуицию»(128, С. 127).

В ряде исследований (A.A. Гусейнов (35), P.A. Апресян (37), В.И. Толстых (129), В.Н. Сагатовский (117) и др.) подчеркивается, что совесть формируется в процессе социализации и воспитания, и на ранних стадиях становления личности проявляется как «голос» значимого окружения. Обнаруживается эта совесть в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, а также в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям других. Однако сформированная совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Это ответственность человека перед собой как носителем высших, универсальных ценностей. Муки совести знаменуют неприятие себя как такового, презрение к себе и тоска по просветлению и самоочищению, желание исправить ошибку и надежда свершить это.

Идея об историческом становлении совести как регуля-тива культуры, основывающегося на автономии личности, нашла отражение в работах И.С. Кона (67-69). Опираясь на исследования психологов, последователей школы Ж.Пиаже, он рассматривает становление самосознания инвариантно в филогенезе и онтогенезе. В соответствии с концепцией, представленной в ряде работ, общество и личность проходят три этапа развития морального сознания. Каждому этапу (в онтогенезе - уровню) соответствует свой способ социокультурной регуляции. Доморальному уровню соответствует perламентация поведения страхом, конвенциональному уровню -стыдом и автономному уровню - совестью. Движение от страха к стыду и совести представляют собой ступеньки становления «Я».

Также необходимо отметить идеи Я.А. Мильнера-Иринина, который рассматривает совесть в абстрактно-гуманистическом плане. По его мнению, совесть - субъективное (идеальное) выражение объективной общественной природы человека. В ней заключено осознание противоречия между сущим и должным, заставляющее человека для разрешения этого противоречия преобразовывать все существующее во внешнем мире и в самом себе в соответствии с идеалом (99, С. 76).

Вместе с тем, необходимо констатировать отсутствие концептуального подхода к пониманию феномена совести, и в особенности, отсутствие должного теоретического анализа значения совести в процессах социокультурной регуляции.

Актуальность проблемы и недостаточный уровень ее разработанности обусловили выбор темы, формулировку цели, рабочей гипотезы, выделение объекта, предмета и задач исследования .

Объектом исследования выступают регулятивные механизмы культуры.

Предметом исследования является совесть как социокультурный регулятив.

Цель исследования - раскрытие и обоснование сущности и специфики процессов социокультурной регуляции и участия в этих процессах совести как одного из важнейших регуля-тивов.

Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:

1. Выявить основные тенденции в изменении представлений о сущности и механизмах совести в истории философии.

2. Определить понятийное обозначение феноменологии совести; раскрыть соотношение между категориями, обозначающими совестные проявления.

3. Рассмотреть психологические механизмы совести, позволяющие уяснить генетическую взаимосвязь совести, стыда и вины.

4. Проанализировать специфику функционирования совести как социокультурного регулятива в контексте восточной, западной и русской культур.

5. Разработать структурно-функциональную модель совести, позволяющую конкретизировать ее регулятивную функцию.

Теоретико - методологическую основу диссертационного исследования составляют: системный подход, представляющий общенаучный метод исследования в различных теоретических и эмпирических областях; принцип историзма, позволяющий рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления; концепция онто- и филогенетического становления механизмов социокультурной регуляции (И.С. Кон, А.И. Тита-ренко); исследования ростовской этико-культурологической школы (В.Е. Давидович, Г. В. Драч, А.Н. Ерыгин, Е.В. Золоту-хина-Аболина, В.А. Кондрашов, Т.П. Матяш и др.).

Основные положения гипотезы исследования:

1. Опираясь на базисные положения концепции исторического становления механизмов социокультурной регуляции, в работе предполагается доказать, что совесть является социокультурным регулятивом, обладающим многоуровневой структурой, и в различных культурных контекстах проявляется в виде долга по отношению к внешнему источнику, стыда перед окружающими, вины - стыда перед собой, собственно совести.

2. Рассмотрение совести как сложно структурированного феномена позволяет: вывести исследование феномена на уровень междисциплинарного анализа, что позволяет преодолеть ограничение изучения категории «совесть» рамками этики; синтезировать этический, психологический и культурологический подходы к анализу феномена совести; обозначить совесть как интегративную категорию, включающую в себя долг, стыд и вину в качестве компонентов структуры; показать генезис механизмов социокультурной регуляции от простого долженствования по отношению к внешнему источнику к стыду, вине и собственно совести как наиболее развитой ее форме.

Методы исследования:

Реализованный метод исследования и изложения материала является синтетическим и определяется спецификой сложного объекта и предмета исследования. Он задан поставленными конкретными задачами и строился по преимуществу с использованием диалектически взаимосвязанных методов и принципов: единства исторического и логического, конкретного историзма, этимологического анализа, системного и структурно-функционального анализа.

Теоретическое значение и научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Представлена обширная историко-философская экспозиция взглядов на сущность и механизмы совести.

2. Регулятивный характер культуры обосновывается через категорию совести.

3. Выявлены специфические особенности социокультурной регуляции в культурах Востока, Запада и России.

4. Разработана структурно-функциональная модель совести, объясняющая онто- и филогенетические механизмы социокультурной регуляции.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совесть, являясь сложно структурированным, полифункциональным регулятивом культуры, может проявиться в определенном обществе в виде долга по отношению к внешнему источнику, стыда перед «своими», вины, собственно совести. Несмотря на общечеловеческий характер этих феноменов, представители одних культур более тяготеют к переживанию стыда, другие - к переживанию вины. Форма актуализации совести зависит от конкретных социокультурных условий.

2. Низший уровень совести актуализируется в виде долга по отношению к внешнему источнику, подчинения внешней силе, что связано с отсутствием саморефлексии, слабой индивидуализацией человека, экстериоризацией совестных проявлений. В этих условиях источником совестных предписаний выступает община, но усвоение этих предписаний осуществляется в превращенной форме. В итоге они выступают в виде внешней силы, а совесть способна актуализироваться лишь в виде долженствования по отношению к этой внешней силе.

3. Стыд как осознание своего поведения как несоответствующего нормативному, развивается исторически, и проявляется вначале в виде стыда-страха, парадигмой которого является страх гласности проступка и, как следствие, остракизма. Затем, по мере развития личностного самосознания и интериоризации внешних предписаний, осуществляется переход к стыду-вине, обусловленному уже внутренним долженствованием и предполагающему большую степень свободы выбора и большую степень ответственности .

4. Собственно совесть представляет собой такой уровень саморегуляции, при котором индивид в выборе поступка выходит за рамки моральных конвенций общества, ориентируясь на общечеловеческие принципы и нормы. Актуализация подлинной совести возможна в таких социокультурных условиях, которые позволяют индивиду достичь наиболее полной личностной самореализации.

5. Для восточных обществ характерна культурная регуляция посредством «долга» по отношению к внешнему источнику и «стыда перед своими» при совершении неподобающего поступка. Подобные механизмы регуляции ставят индивида в жесткие рамки, все его поступки строго регламентируются и предсказуемы для окружающих. Это обеспечивает традиционность общества, постоянное воспроизводство норм и поведенческих образцов.

6. В западной культуре по мере развития самосознания личности происходит постепенный переход от типичной для древних культур регуляции при помощи долга и стыда к регуляции посредством вины - стыда перед собой, что свидетельствует об интериоризации норм культуры и переносе акцентов с внешних форм контроля на внутренние. Христианизация Запада вводит в культурное пространство новый регулятив - совесть, которая понимается как божественная весть об истинной жизни, предпосланная каждому в его душе. Реформация закрепляет и усиливает регулятивные функции совести, отказавшись от внешних форм контроля и оставив человека наедине с Богом.

7. Противоречивость русской культуры выражается в равной действенности таких полярных регулятивов как стыд, вина и совесть, что обусловлено особенным типом религиозности русского человека, в котором гармонично сочетаются единство и свобода. Стыд отражает особенности менталитета русского народа: соборность, идентификацию с общиной. Стыд в условиях русской культуры порождает уникальный феномен «покаяния перед миром». С другой стороны, ощущение собственной греховности, мучительное переживание вины, стремление к самонаказанию не только за поступки, но и за побуждения, свидетельствует о действенности такого социокультурного регулятива как совесть.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что: намечены новые перспективные направления научного поиска в исследовании регулятивов культуры; основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при преподавании курсов культурологии, философии, этики.

Апробация результатов исследования.

Различные аспекты исследования обсуждались на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии РГУ, кафедры гуманитарных наук Норильского индустриального института. Ряд положений работы использовался при чтении курса «Этика» и «Философия культуры» в Норильском филиале Московского государственного университета культуры и искусств, курса «Философия» для аспирантов и соискателей Норильского индустриального института, студентов Красноярского государственного университета. Содержание исследования отражено в 3 публикациях автора.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 181 источник.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Стеклянникова, Светлана Викторовна

Выводы по третьей главе:

1. Феноменология совести описывается при помощи категорий «совесть», «стыд», «долг» и «вина», причем зачастую понятия используются quid pro quo.

2. Несмотря на различные подходы к пониманию соотношения феноменов совести, стыда, долга и вины, практически все исследователи подтверждают безусловную связь и зависимость феноменов друг от друга.

3. Кросс- культурные исследования подтверждают общечеловеческий характер этих феноменов, хотя представители одних культур более тяготеют к переживанию стыда, другие - к переживанию вины.

4. Каждая культура формирует свои собственные сигналы вины и стыда, которые усваиваются индивидом в процессе взросления.

5. Совесть имеет многоуровневую структуру. В зависимости от социокультурного контекста она может проявляться в виде страха отчуждения, долга по отношению к внешнему источнику, стыда перед «своими», стыда перед собой, собственно совести. Актуализация более совершенных уровней совести связана с ростом личностного самосознания и свободы выбора индивида.

Важнейшая функция совести - регулятивная. Она позволяет соотносить индивидуальное и общественное, коррелировать взаимоотношения между индивидом и культурой в целом. Основная задача совести реализуется посредством побудительной, превентивной, пенитенциарной, аксиологической, креативной и коммуникативной функции .

В структуре совести можно выделить три компонента: аффективный, рациональный и волевой. Они неразрывно связаны друг с другом, хотя, например, при осуществлении пенитенциарной функции преобладает аффективный компонент, а при реализации превентивной функции -когнитивный. Когда же совесть побуждает нас совершить некоторый поступок, на первый план выступает воля.

Заключение

Феномен совести является одной из наиболее сложных проблем философии. С одной стороны, уникальность субъективного переживания совестных проявлений обусловливает определенные трудности перехода на объективный уровень изучения совести, ведь, казалось бы, контекст совестных переживаний для каждого человека сугубо свой. С другой же стороны, именно общезначимость феномена, с которым множество раз в течение жизни сталкивается каждый человек, порождает иллюзию абсолютной прозрачности темы, отсутствия предмета исследования. Именно поэтому, несмотря на то, что в истории философии, пожалуй, нет мыслителя, который бы в тот или иной период своего творчества не обратился бы к этой теме, проблема остается открытой и поныне.

Предложенный нами интегративный подход ч к пониманию сущности и механизмов совести, на наш взгляд, позволяет рассмотреть феномен под несколько иным углом зрения. Совесть в таком случае выступает в качестве одного из наиболее действенных регулятивов культуры, в котором происходит совпадение внешнего и внутреннего уровней регуляции. Кроме того, понимание долга, стыда и вины как структурных составляющих совести позволяет преодолеть уже принятое в науке противопоставление обществ на «культуры стыда» и «культуры вины», которое постулирует невозможность полноценного диалога между ними вследствие абсолютно различных способов социокультурной регуляции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Стеклянникова, Светлана Викторовна, 2001 год

1. Августин А. Исповедь //В сб. Лабиринты души. Симферополь: Реноме, 1998 С. 4-208

2. Аверинцев С. Глубокие корни общности //Лики культуры.- Т. 1. М: Юрист, 1995 - С. 431-445

3. Аристотель. Никомахова этика //Аристотель. Сочинения в 4-х тт.- Т. 4.- М.: Мысль, 1983. С. 53-295

4. Архангельский Л.М. Марксистская этика М. : Мысль, 1985 - 216 с.

5. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. //Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984.- С. 83-140

6. Асмус В.Ф. Этика Канта. //Кант И. Сочинения в 6-ти тт. Т. 4. - Ч. 1. - М.: Мысль, 1965. - С. 5-65

7. Бандзеладзе Г.Д. Была ли совесть у древних греков? // Литературная Грузия. 1977. - № 7.- С. 78-92

8. Бейль П. Исторический и критический словарь.- В 2-х тт М.: Мысль, 1968

9. Бербешкина З.А. Проблема совести в марксистско-ленинской этике. М.: Изд-во АОН при ЦК КПСС, 1963.- 126 с.

10. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М.: Знание, 1973. 64 с.

11. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М. : Апекс, 1998 -368 с.

12. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М: Наука, 1990 - 224 с.

13. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. /В сб. Этическая мысль: научно-публицистическиечтения 1990. М. : Изд-во политической литературы, 1990. - 480 с.

14. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М. : Мир, 1988 - 24.8 с.

15. Бондаренко Ю. Я. У истоков современной морали: Очерки этико-философских воззрений Эпиктета, Марка Аврелия и Конфуция. М.: Знание, 1991. - 64 с.

16. Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов: Очерк этики и философии даосизма. М.: Знание, 1992. - 64 с.

17. Боровский М.И. О критерии нравственности. Минск: Наука и техника, 1970. - 166 с.

18. Булгаков С. Человекобог и человекозверь. (По поводу посмертных произведений Л.Н. Толстого "Дьявол" и "О.Сергий"). //В сб. Лики культуры. Альманах. Т. 1. - М: Юрист. - 1995. - С. 276 - 320

19. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М. : Изд-во Моск-го университета, 1983. - 176 с.

20. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае //В сб. Китай: традиция и современность. М: Наука, 197 6.

21. Васильев Л.С. История религий Востока. М: Книжный дом "Университет", 1998. - 432 с.

22. Вересаев В. Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом. Аполлон и Дионис (о Ницше) . М. : Изд-во политической литературы, 1991. - 336 с.

23. Визгина A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: Изд-во Моск-го университета, 1987. - 20 с.

24. Виц Б.Б. Демокрит. М.: Мысль, 197 9.- 212 с.

25. Волченко J1.Б. Марксистско-ленинская этика о совести путях ее формирования. //Автореф. дисс. канд. филос наук. М.: Изд-во Ин-та философии. - 1964, 26 с.

26. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М. Мысль, 197 9. - 288 с.

27. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М, Мысль, 1971. Т. 2.- 630 с.

28. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Тт. 1-7.- М.: Наука, 1955 1969.

29. Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М: Мысль, 1990. 524 с.

30. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М.: Мысль, 1977. В 2-х т.

31. Гесиод. Труды и дни. //О происхождении богов. М. Советская Россия, 1990.- С. 167-191

32. Гомер. Иллиада. //О происхождении богов. М. Советская Россия, 1990.- С. 21-121

33. Гулыга А. Кант. М.: Молодая гвардия, 1981. - 303 с.

34. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М. : Республика 1995. - 350 с.

35. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во Моск. университета, 1974 157 с.

36. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. 64 с.

37. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М. : Гардарика 1998. - 472 с.

38. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 588 с.

39. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М. Молодая гвардия, 1982. - 287 с.

40. Даль В.И. Совесть. //Даль В.И. Толковый словарь. -Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1955

41. Дидро Р. Принципы нравственной философии, или Опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом Ш***.-Соч. в 2.x т.- М.: Мысль, 198 6.- Т. 2. 592 с.

42. Достоевский Ф.М. Дневник писателя //Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т. 22. - Ленинград: 1981-1984. - С. 22-26

43. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов -на -Дону : Изд-во Ростовского университета, 1987. - 176 с.

44. Дробницкий О.Г. Совесть. М.:Философская энциклопедия, 197 0.- т.5.

45. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М. : Наука, 1974.-388 с.

46. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 332 с.

47. Загорулько Т.В. Совесть как категория марксистско-ленинской этики и ее формирование в коммунистическом строительстве. //Автореф. дисс. канд. философ, наук

48. Иркутск: Издательствово Иркутского университета, 1968. 28 с.

49. Зиммель Г. Избранное. //Соч. в 2-х тт. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - 671 с.

50. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Рос-тов-на-Дону: Феникс, 1999. - 384 с.

51. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1980. - 224 с.

52. Иванов В.Г. История этики Средних веков. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 279 с.

53. Из книг мудрецов. //Проза Древнего Китая.- М.: Наука, 1987. 288 с.

54. Изард К.Э Психология эмоций.- С.-П.: Питер, 2000.-464 с.

55. Ильин И.А. Путь духовного обновления. //Ильин И.А. Соч. в 2-х т.- М.: Медиум, 1994.- Т. 2.- С. 75-305

56. Ильин И.А. Поющее сердце. //Ильин И.А. Соч. в 2-х т.- М.: Медиум, 1994,- Т. 2.- С. 305-475

57. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. //Ильин И.А. Соч. в 2-х т.- М.: Медиум, 1994.- Т. 2.- С. 7-75

58. Иррлитц Г. Этика Джордано Бруно. М. : Знание, 1985.-64 с.

59. Камю А. Миф о Сизифе. //Камю А. Бунтующий человек. -М.: Изд-во политической литературы, 1990.- 414 с.

60. Кант И. Основы метафизики нравственности. //Соч. в 6-ти т. Т. 4 - Ч. 1- М.: Мысль, 1965, С. 219-311

61. Кант И. Из лекций 1762-1764 гг. М.: Академия, 1998

62. Кант И. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1963-66

63. Карринг Г. Совесть при свете истории. Спб., 1909.

64. Карсавин Л.П. Культура средних веков. -Киев: Символ -Airland, 1995. 208 с.

65. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М. : Гарда-рика, 1998. - 784 с.

66. Кессиди Ф.Х. Сократ.- М.: Мысль, 1988.- 218 с.

67. Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: AirLand, 1994. - 505 с.

68. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры. //Сб. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979.- С. 85-113

69. Кон И.С. Ребенок и общество. М. : Наука, 1988. 271 с.

70. Кон И.С. В поисках себя. М: Изд-во полит, лит-ры, 1984. - 335 с.

71. Кондрашов В.А. Этика. // Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.

72. Коновалова Л.В. Долг важнейшая категория марксистско-ленинской этики. - М. : Высшая школа, 1965. - 135 с.

73. Кропоткин П. Л. Этика. М. : Изд-во политической литературы, 1991. - 495 с.

74. Крысанов А.Ф. Совесть как фактор нравственного развития личности. //Автореф. дисс. канд. Философ, наук. -М.: Изд-во Моск-го университета, 1976. 17 с.

75. Культурология. //Под научной редакцией д.ф.н., профессора Г. В. Драча Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- 608 с.

76. Ламетри Ж.О. Анти-Сенека, или рассуждение о счастье. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М. : Мысль, 1983. - С. 214-296

77. Ламетри Ж.О. Система Эпикура. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. - С. 356-383

78. Ламетри Ж.О. Человек-машина. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. - С. 169-227

79. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл. М. : Прогресс, 1990 - С. 5-4479. "Ли цзы" //Древнекитайская философия. М. : Принт, 1994 - т. 2. - 382 с.

80. Личность: этические проблемы. //Анисимов С.Ф., Волченко Л.Б., Титова Т.А. и др. М.: Изд-во Московского университета, 1979. - 218 с.

81. Локк Д. Опыт о веротерпимости. //Локк Д. Сочинения в 3-х тт. М.: Мысль, 1985. - Т. 3.- 665 с.

82. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. //Локк Д. Сочинения в 3-х тт. М. : Мысль, 1985. - Т. 1.-662 с.

83. Локк Д. Опыты о законе природы. //Локк Д. Сочинения в 3-х тт. М.: Мысль, 1988. - Т. 3.- 665 с.

84. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М. : Изд-во полит, литературы, 1988 366 с.

85. Лосев А.Ф. Зевс. // Мифологический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1991.

86. Лосев А.Ф. Сократ. // Философская Энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1970.- т.5.

87. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. -623 с.

88. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М: Республика, 1999. - 432 с.

89. Лотман Ю.М. О семиотике понятий "стыд" и "страх" в механизме культуры. Тезисы докладов IY Летней школы по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1970. -С. 98-101

90. Лурье С.Я. Демокрит. //Тексты. Перевод. Исследования.- Л.: 1970. 256 с.

91. Майоров Г.Г. Этика в средние века. М. : Знание, 1986. - 64 с.

92. Малахов В.А. Стыд: философско-этический очерк. М. : Знание, 1989. - 64 с.

93. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.

94. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М. : Аграф, 1997. 310 с.

95. Марк Аврелий. Наедине с собой. //Интеллектуальная библиотека.- Симферополь: Реноме, 1998.- С. 253-379

96. Материалисты Древней Греции. //Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. //Под ред. М.А. Дынника.- М.:Наука, 1955 314 с.

97. Мид М. Культура и мир детства. М. : Наука, 1988 -298 с.

98. Милтс A.A. Совесть. // Сб. Этическая мысль.- М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 274-284

99. Мильнер-Иринин Я.А. Понятие о природе человека и его место в системе науки этики. //Вопросы философии. -1987. № 5. - С.71-82

100. Монтень М. Опыты. М.: Наука, 1979. - 704 с.

101. Моральный выбор. //Сб. под общей редакцией А.И. Титаренко М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 344 с.102."Мэн-цзы" //Древнекитайская философия. М.: Принт, 1994. - т. 1. - 362 с.

102. ЮЗ.Нарский И. Джон Локк и его теоретическая система. -М.: Мысль, 1985. 622 с.

103. Немира К.Л. Совесть. //Категории марксистско-ленинской этики. М.: Мысль, 1965. - с. 7-93

104. Ницше Ф. Веселая наука. Минск: Поппури, 1997. - С. 319 - 600

105. Ницше Ф. Генеалогия морали. М. : Сирин, 1990. - С. 3-148

106. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Минск:

107. Поппури, 1997. С. 3-319 108.Очерк истории этики. //Под ред. Б. А. Чагина, М.И. Шахновича, З.Н. Мелещенко. - М.: Мысль, 1969. 430 с.

108. Перерва В.В. Этические взгляды Гегеля. М. : Знание, 1988. - 64 с.

109. Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986.- 607 с. Ш.Платон. Протагор. //Платон. Собрание соч. в 4-х тт.

110. Т.1. М.: Мысль, 1990.- 860 с.

111. Радхакришнан С. Индийская, философия.- В 2-х тт.-Т. 1. С.-П.: Стикс, 1994.- 644 с.

112. Радхакришнан С. Индийская философия.- В 2-х тт.-Т. 2. С.-П.: Стикс, 1994.- 735 с.

113. Резвицкий И.И. О сущности категории совести. // Философские науки, 1967. № 2 - С. 67-68

114. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. // Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1989. 412 с.

115. Иб.Рылько О.П. Становление чувства совести у подростка. //Дисс. на соиск. канд. психол. наук. J1.: Изд-во Ленинградского педагогическогого университета, 1972. - 190 с.

116. Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести. М. : Молодая гвардия, 1982. - 206 с.

117. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. /Хрестоматия по философии. Учю пособие. /Составители П. В. Алексеев, A.B. Панин.

118. М.: Проспект, 1997. 576 с.

119. Седов A.A. Проблема совести в социалистическом обществе. М. : Изд-во Моск-го университета, 1968. -45 с.

120. Селиванов Ф. По совести и долгу. М.: Госполит-издат, 1963. - 55 с.

121. Сенека. Нравственные письма к Луциллию. //Интеллектуальная библиотека.- Симферополь: Реноме, 1998.- С. 3-253

122. Соловьев B.C. Предисловие к "Духовным основам жизни". //Соловьев B.C. Собр. соч. в 2-х т.- М. : Алетейя, 1999 372 с.

123. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. //Соловьев B.C. Собр. соч. в 2-х т.- М. : Алетейя, 1999 372 с.

124. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. //Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. М.: Мысль, 1957

125. Тагор Р. Садхана. Проблемы зла. //Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М.: Мысль, 1987.12 6.Тарасов Б.Н. "Закон Я" и "закон любви" (Нравственная философия Достоевского). М.: Знание, 1991. - 64 с.

126. Титаренко А.И Структуры нравственного сознания. М. : Мысль, 1974 - 238 с.

127. Титаренко А.И. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. // Марксистская этика. М.: Политиздат, 1986. - 127 с.

128. Толстых В.И. Сократ и мы. М. : Изд-во политической литературы, 1981. - 383 с.

129. Томпсон М. Восточная философия. М: Фаир-Пресс, 2000. - 384 с.

130. Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 1,2 . М.: Мысль, 1955

131. Фихте И.Г. Назначение человека. //Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. Т. 2. - С.-П.: Мифрил, 1993. - С. 65-225

132. Фихте И.Г. Факты сознания. //Фихте И.Г. Соч. в 2-х т.- Т. 2. С. -П.: Мифрил, 1993 - С. 619-771

133. Франк С. Реальность и человек. С.-П.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 1997.- 440 с.

134. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. - 365 с.

135. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1990. 448 с.

136. Фрейд 3. Табу и амбивалентность чувств. С.-П.: Алетейя, 1997. - 224 с.

137. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1990. -270 с.

138. Фромм Э. Здоровое общество. //Психоанализ и культура.- М.: Юрист, 1995. С. 273-596

139. Фромм Э. Из плена иллюзий. //Фромм Э. Душа человека.- М.: ACT, 1998. 662 с.

140. Хьелл JI., Зиглер Д. Теории личности. С.-П.: Питер, 1999. - 608 с.

141. Цицерон. Философские трактаты. М. : Наука, 1985. -381 с.

142. Чаттерджи С.,Датта Д. Индийская философия.- М. : Селена, 1994.- 416 с.

143. Поппури, 1997. С. 5-149 14 7.Шопенгауэр А. О свободе воли. - Минск: Поппури, 1997.- 590 с.14 8.Шопенгауэр А. Об основе морали.- Минск: Поппури,1997. 590 с.

144. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов -на -Дону: Феникс,1998. 640 с.

145. Шрейдер Ю.А. Этика: введение в предмет. //Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Текст, 1998. - 272 с.

146. Энциклопедия философской мысли. //Под. ред. Таранова

147. П.В.- Симферополь: Реноме, 1999. 473 с. 152.Экхарт М. Проповеди и рассуждения. - М. : Алетейя, 1912

148. Эпиктет. Беседы. //Интеллектуальная библиотека.

149. Симферополь: Реноме, 1998.- С. 89-364 154.Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. :

150. Наука, 1986. 703 с. 155.Этика и ритуал в традиционном Китае. //Сб. статей. АН СССР, Институт востоковедения. - М. : Наука, 1988. -329 с.

151. Этика: Словарь афоризмов и изречений. //Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М.: АО "Аспект Пресс", 1994.- 336 с.

152. Юнг К. Г. Совесть с психологической точки зрения. //Юнг К.Г. Аналитическая психология. М.: Мартис, 1995. С. 80-99

153. Юрченко A.M. Гносеологические и социальные проблемы совести. //Автореф. дисс. канд. филос. наук Горький: Изд-во Горьковского университета, 197 6. - 26 с.

154. Ярхо В.Н. Была ли совесть у древних греков. //Античность и современность.- М.: Наука, 1972.-С.251-264

155. Ясперс К. Вопрос о вине. //Сб. Экзистенциализм. Екатеринбург: Свет, 1998 4 63 с.

156. Яшина А.В. Культура как фактор формирования чувства вины. //Норильское образование: опыт и перспективы развития. М. : Изд-во Моск-го университета культуры, 1999. - С. '92- 101

157. Ausubel D. P. Relationships between shame and guilt in the socializing process. — Psychological Review, 1955, 62, 378-390

158. Benedict R. Patterns of culture. — Boston, Houghton Mifflin, 1934.

159. Benedict R. The chrysanthemum and the sword. — Boston, Houghton Mifflin, 1946.

160. Bugental J. F. The search for authenticity. — New York, Holt. Rinehart & Winston, 1965.

161. Deussen P. Philosophi of the Upanisads.- p. 362 .

162. Eckhart M. Die deutscheh und latinischen Werke; Stuttgart, 1936-1948

163. Erickson E. H. Childhood and society. — New York, Norton, 1950.

164. Erickson E. H. Growth and crises of the healthy personality. — In: C. Kluckhohn, H. A. Murray, D.M. Schneider (Eds.). Personality in nature, society and culture. — New. York: Knopf, 1956.- p. 185-225.

165. Frankl V. E. Logotherapie und Existenzanalyse München, Piper, 1987, p.83

166. Frankl V. E. The unconscious god . N. Y Washington Square Press, 1985, p. 70

167. Hoffman M. Die ethische Terminologie bei Homer, He-siod Und den alten Elegikern und Ymbjgraphen. Tubingen. 1914.

168. Hoffman M. L., Saltzstein H. D. Parent discipline and the child's moral development. — Journal of Personality and Social Psychology, 1967, № 5, p. 45-57.

169. Hume C. G . Introductioh to "The 13 Principal Upahi-sads".- p. 60.

170. Johnson R. C.,Medinnus G. R. Child psychology: Behavior and develompent. — New. York: John Wiley. 1965.

171. Class M. Gewissensregungen in der griechischen Tragödie. Hildesheim.- 1964.

172. May R. The origins and significance of the existential movement in psychology. In: R. May, E. Angel. H. F. Ellenberger (Eds.). Existence: A new dimension in psychiatry and psychology. — New. York: Basic Books, 1958.- p. 3-36

173. Scholein P.W. Zur Enstehung eines Gewissenregriffes bei Griechen und Romern. Reinisches Museum.- t. 112. - 1969.

174. Tomkins S. S. Affect, imagery, consciousness. Vol. II. The negative affects. — New York:Springer, 1963.

175. Whiting J. W. M., Child I. L. Child training and personality. — New Haven, Yale: University Press, 1953.

176. Zucker F. Syneidesis Conscientia. - Berlin. -1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.