Метасоциальные основания совести тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Мастеров, Дмитрий Владимирович

  • Мастеров, Дмитрий Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 158
Мастеров, Дмитрий Владимирович. Метасоциальные основания совести: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Краснодар. 2014. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мастеров, Дмитрий Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВЕСТИ

1.1. Проблема совести в европейской философии: критический обзор

1.2. Нравственность как выражение сущности сознания и как онтологическое основание феномена совести

1.3. Метасоциальный предел феномена совести

ГЛАВА 2. СОВЕСТНЫЙ АКТ: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

2.1. Роль и деятельность совести в динамической структуре сознания

2.2. Совестный акт: условия и способы реализации в социальной сфере

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метасоциальные основания совести»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Совесть как один из самых труднообъяснимых феноменов человеческого сознания занимала умы мыслителей с древнейших времен, и тем не менее до сих пор в философии отсутствует учение о совести, которое в достаточной мере корректно описывало бы происхождение, действие и предназначение этого феномена. Причин тому несколько. Во-первых, содержание совестного акта, ввиду его прямой связи с конкретной социально-психологической ситуацией, достаточно трудно унифицировать и, соответственно, сложно определить сущность совести, исходя из совокупности прожитого опыта. Во-вторых, эмоциональная направленность совестного акта может быть как положительной, так и отрицательной, что также негативно сказывается на разработке теоретической концепции в исследовании этого феномена. В-третьих, сама по себе философия, и этика в частности, представляет целый спектр направлений, порою радикально отличающихся друг от друга в онтологическом, гносеологическом и ином плане. Соответственно этические учения, определяемые этими направлениями, также мало соотносимы и совместимы друг с другом, а иногда и прямо противоречат действительности. В связи со всем вышесказанным первым важным основанием, актуализирующим тему настоящего исследования, является противоречивость существующих философских концепций совести, необходимость привести их хотя бы в минимальное соответствие друг с другом и с реальным социальным опытом.

Другое обстоятельство, определяющее актуальность данной темы, -довольно ограниченный круг работ, посвященных собственно совести. Несмотря на обширность разработок, обосновывающих этическую проблематику, основной упор в исследованиях делается на онтологические основы феномена совести, а не на сам феномен. Кроме

того, полноценных теорий совести не так уж много, большинство исследователей идут уже в русле той или иной существующей концепции, внося мало существенных дополнений.

Третьим основанием, актуализирующим тему совести в качестве объекта философского исследования, является сущностное несоответствие совести как феномена, базирующегося на нравственных, метасоциальных началах, и реальной человеческой практики в рамках социума, выражаемой в конечном счете в форме материально-потребительской деятельности. Поиск «точек соприкосновения», посредством которых устраняется указанное противоречие, представляет собой, на наш взгляд, важный момент в процессе философского осмысления совести.

Четвертый фактор, определяющий актуальность выбранной нами темы исследования, - это социально-этические реалии и тенденции развития современного общества. Распространение идеалов общества потребления, переориентация сознания в его социальной деятельности на материальную сферу способствовали выработке специфической системы ценностей не только в рамках отдельных социальных групп, но уже и на уровне доминирующей культуры. Подобная ориентация сознания, разумеется, не оставляет места для подлинного нравственного совершенствования, в связи с чем действие совести в индивидуальном сознании начинает искажаться, подменяться рассудочной деятельностью самого индивида. В связи с этим представляется необходимым в исследовании совести разграничить сущностную и социальную составляющие этого феномена.

Степень научной разработанности проблемы.

Несмотря на то что античная и средневековая философия рассматривала отдельные элементы этого феномена, все же следует отметить, что вопросы, освещаемые в трудах Демокрита, Платона,

Аристотеля1, были восприняты позднейшими философами, трансформировавшими их в полноценные же теории совести. Эти тенденции нашли свое выражение прежде всего в рационалистических теориях совести, так или иначе связывающих совесть с мышлением, с понятием разума и провозглашающих зависимость и производность совести от разума. Речь идет прежде всего о теории аффектов Б. Спинозы, философии трансцендентального идеализма И. Канта, объективном идеализме Г. Гегеля. Однако в рамках этих концепций метасоциальный аспект практически не рассматривался2.

Еще одним заметным направлением в плане исследования рассматриваемой проблемы является эволюционизм (натурализм), трансформировавшийся в настоящее время в течение, называемое социобиологией. Основа эволюционистского взгляда на феномен совести была заложена в трудах основоположника этого направления, английского ученого Ч. Дарвина. Согласно этой концепции, основанием совести у человека являются социальные инстинкты, присутствующие уже у высших животных и передавшиеся «по наследству» от человекообезьян человеку. Позднее идеи эволюционизма поддерживали такие представители научной и философской мысли, как Г. Спенсер, Г. Геффдинг, из современных ученых - Э. Уилсон, М. Рьюз, Р. Докинс3.

Антропологическое направление, видными представителями которого являются Л. Фейербах, в определенной степени - М. Хайдеггер, а также сторонники автономной этики, такие как Э. Шефтсбери и Ф.

1 Аристотель. Этика. М., 2006 ; Платон. Законы // Сочинения. В 4 т. Т. 3. М., 1971 ; Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.

2 Спиноза Б. Этика. М., 2007 ; Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980 ; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М., 1964 ; Гегель Г. Феноменология духа // Гегель Г. Сочинения в 14 т. Т. 4. М., 1959 ; Гегель Г. Философия права. М., 2007.

3 Геффдинг Г. Этика или наука о нравственности М., 2007 ; Спенсер Г. Научные основания нравственности. Данные науки о нравственности. M., 2008 ; Спенсер Г. Основания этики. СПб., 1899 ; Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Дарвин Ч. Сочинения. В 9 т. Т. 5. М., 1953 ; Рьюз М., Уилсон Э.О. Дарвинизм и этика //Вопросы философии. 1987. № 1 ; Ruse М. Sociobiology: Sence on nonsence. Dordrecht, 1979 ; Wilson E.O. On human nature. Cambridge, 1978 ; Wilson E.O. Sociobiology: The new synthesis. Cambridge, 1975 ; Dowkins R. The selfish gene. Oxford, 1976.

Хатчесон, не отрицая связи человека с внешним миром, определяют источник нравственности, а стало быть, и совести в самом человеке, в его сознании4. В связи с этим следует упомянуть также исследования таких известных представителей философской антропологии, как Ж.-П. Сартр, Г. Гадамер, М. Шел ер5.

Проблема совести как метасоциального, сущностно-человеческого феномена нашла свое воплощение в учениях о нравственности конца XIX - начала XX вв., когда наметилось отделение морали от нравственности, причем последняя трактовалась как ориентированная на трансцендентную сферу бытия, на универсальное начало. Об универсализме нравственности в своих работах писали С. Кьеркегор, М. Бубер, а из современных отечественных авторов - A.C. Арсеньев, Л.Н. Роднов6.

Осмысление нравственности как выражения сущности человека и основы совести с точки зрения религии на базе концепции Бога как источника добра в человеке попытались осуществить уже представители средневековой патристики и схоластики, прежде всего Августин и Фома Аквинский7. Собственно, проблему совести в религиозном контексте рассматривали B.C. Соловьев, И.А. Ильин, отчасти С.А. Левицкий8. Вместе с тем эта проблема так или иначе нашла свое отражение в работах других исследователей - как ученых, так и религиозных философов: в

4 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1 . М., 1955 ; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997 ; Хатчесон Ф. О моральном добре и зле // Френсис Хатчесон. Давид Юм. Адам Смит. Эстетика. М., 1973 ; Hutcheson F. Philosophiae moralis institutio compendiaría with a short introduction to moral philosophy. Indianapolis, 2007 ; Shaftesbury A. Characteristics of men, manners, opinions, times. Cambridge, 2000.

5 Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго // Ж.-П. Сартр // Логос №2 (37) ; Гадамер Г.-Г. Истина и метод // Г.-Г. Гадамер. М., 1988 ; Гадамер Г. Язык и понимание // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991 ; Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер Избранные произведения. М., 1994.

6 См.: Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993 ; Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001 ; Роднов Л.Н. Сознание. Познание. Личность. Кострома, 1995 ; Роднов Л.Н. Философия. Краткий курс. Кострома, 2006 ; Роднов Л.Н. Эсхатология совести // Вестник КГТУ. 2000. № 1.

7 Блаженный Августин. О граде Божием // Блаженный Августин. Творения. В 4 т. Т. 4. СПб., 1998 ; Фома Аквинский. Сумма против язычников. Долгопрудный, 2000.

8 См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006 ; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997 ; Левицкий С.А. Основы органического мировоззрения // Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 2008 ; Соловьев В.С. Оправдание добра// Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1988.

том или ином контексте ее рассматривали в своих работах H.A. Бердяев, Н.М. Никольский, Н.Ф. Федоров, П. Тейяр де Шарден, П.А. Флоренский и другие9.

В социальном аспекте совесть рассматривалась, как правило, без всякой связи с метасоциальной сферой. Проблема происхождения и предназначения феномена совести в этих случаях решалась исключительно в рамках социальной деятельности. Такая интерпретация совести и нравственности как ее основания присутствует в работах О.Г. Дробницкого, A.A. Гусейнова, З.А. Бербешкиной, в истории западной философии - у французских материалистов, Д. Локка, классиков марксизма и других10.

Кроме того, тема совести, рассматриваемая в психологическом контексте, наряду с другими психологическими и философскими проблемами затронута в работах К.Г. Юнга, Е.В. Золотухиной-Аболиной, И.С. Кона, Я.А. Мильнера-Иринина, А.И. Титаренко, В. Н. Сагатовского, Ю.А. Шрейдера11.

Особое место занимает трактовка совести как социокультурного регулятора, которая разрабатывалась в рамках научных исследований С.В Стеклянниковой. Здесь совесть определяется как такой уровень саморегуляции, при котором индивид в выборе поступка выходит за рамки моральных норм и предписаний общества, ориентируясь на

9 См.: Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев H.A. Дух и реальность. М. ; Харьков, 2006 ; Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 2003 ; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. M., 1990 ; Федоров Н.Ф. Философия обшего дела // Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

10 См.: Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Сочинения. В 3 т. Т. 1 М., 1985 ; Гольбах П. Карманное богословие. М., 1959 ; Гольбах П. Система природы // Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М., 1963 ; Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20 ; Бербешкина 3.A. Проблема совести в марксистско-ленинской этике. М., 1963 ; Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М., 1986 ; Дробницкий О.Г. Моральная философия. М., 2002 ; Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988.

11 Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999 ; Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности : сб. М., 1979 ; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984 ; Титаренко А.И Структуры нравственного сознания. М., 1974 ; Титаренко А.И. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности // Марксистская этика. М., 1986 ; Мильнер-Иринин Я.А. Понятие о природе человека и его место в системе науки этики // Вопросы философии. 1987. № 5 ; Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести. М., 1982 ; Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.

общечеловеческие принципы и нормы. При этом важнейшей социальной задачей является создание таких социокультурных условий, которые бы позволили индивиду достичь наиболее полной личностной самореализации12.

Объект исследования - совесть как феномен нравственного сознания в ее эсхатологическом понимании.

Предмет исследования - специфика содержания и реализации совестного акта применительно к социальной практике.

Цель исследования состоит в поиске возможности согласования онтологического содержания совести как эсхатологически ориентированного феномена человеческого бытия и социально-практической деятельности человека, детерминированной конкретными общественно значимыми ценностями.

Достижение поставленной цели включает последовательное решение комплекса взаимосвязанных задач:

- проанализировать важнейшие концептуальные особенности основных философских направлений и теорий, определяющих содержание и онтологический смысл феномена совести;

- выявить содержательное различие нравственности и морали и определить сущность нравственности как онтологического основания совести;

- рассмотреть содержание отношения совести и Абсолюта как основания характеристики совести в качестве эсхатологически ориентированного феномена человеческого бытия;

- определить особенности содержания совестного акта в его практической реализации и значение совести в рамках процесса нравственного становления личности;

12 См.: Стеклянникова C.B. Совесть как социокультурный регулятив : дис.... канд. филос. наук по специальности 24.00.01. Теория и история культуры. Ростов н/Д., 2001.

- охарактеризовать основные условия реализации совестного акта в человеческом сознании в рамках социальной практики.

Методологические и теоретические основы диссертации.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, прямо или косвенно затрагивающие вопросы о сущности совести, ее происхождении и предназначении, характере и содержании совершающегося совестного акта. Кроме того, рассматривались и критически осмыслялись базовые этические концепции, характеризующие смысл и функциональное содержание явлений, выраженных в понятиях «нравственность», «мораль», «совесть» - главным образом религиозно-философская, натуралистическая (эволюционная) и социальная теории совести.

В ходе исследования мы руководствовались следующими принципами.

Принцип историзма предполагает, что концептуальные модели решения философско-этических проблем суть явления исторические. Следовательно, без понимания особенностей философского постижения интересующего нас объекта в прошлом, без исторической ретроспекции представляется достаточно проблематичным полноценное обоснование объекта исследования и его разработка. Ни одна философская система, разработанная в прошедшие века и даже тысячелетия, не может выступать в законченном виде; соответственно, любая современная концепция в том или ином объеме уже содержит в себе определенный философский базис, не выявив и не изучив который, невозможно ни грамотно поставить проблему исследования, ни оценить степень ее новизны.

Принцип единства логического и исторического непосредственно связан с принципом историзма и предполагает рассмотрение закономерности в определении и обосновании основных понятий и категорий как становящихся и динамически развивающихся. В рамках

настоящего исследования к таковым, в частности, относятся «нравственность», «совесть», «совестный акт», «нравственное чувство». Перечисленные концепты, будучи содержательно богатыми и неисчерпаемыми в своем понимании, требуют постоянного смыслового углубления и адекватного способа выражения.

Принцип системности предполагает, что объект исследования не может полноценно рассматриваться вне своих взаимосвязей, в отрыве от среды, в которой реализуется. Применительно к исследуемому нами феномену совести это означает, что отмеченный феномен необходимо рассматривать в контексте проблематики его происхождения, содержания и онтологического предназначения. Кроме того, большое значение имеет не только статическая, но и динамическая составляющая изучаемого объекта, трансформация его внутреннего содержания в рамках осуществления процесса развития нравственного сознания человека.

Поскольку объект исследования лежит в области, практически недоступной для методов эмпирического характера, методологическую базу настоящего исследования составили по преимуществу теоретические методы.

Метод сравнения, применительно к содержанию настоящего исследования, реализуется в процессе изучения динамики развития основных понятий и философских теорий, связанных с объектом и предметом исследования, их содержания, в частности в плане сопоставления представлений о феномене совести, его происхождении и предназначении применительно к конкретным концептуальным особенностям и историческим условиям.

Метод дедукции, предполагающий, что общее в контексте нашего исследования выступает в форме нравственного начала, которое присутствует в сознании каждого человека и потому обладает универсальным статусом; это всеобщее основание реализуется в

индивидуальном сознании в виде совестного акта, определяющего конкретный поступок человека в сфере социальных взаимодействий.

Новизна научного исследования:

- переосмыслены концептуальные основы понимания феномена совести и совестного акта; сделан акцент на онтологический аспект, определяющий совесть как феномен, метасоциальный по своему происхождению и предназначению;

- сделана попытка преодоления догматизма, характерного для религиозной философии и являющегося ее слабым местом, посредством критического переосмысления понятия «Бог» в его религиозном понимании;

- в рамках анализа онтологических оснований совести подвергнута критике как несостоятельная в доказательном плане материалистическая парадигма, определяющая сознание и его феномены как производные от материи;

- в рамках критики концепции совестного суда показана несостоятельность трактовки совести с позиций рационализма и трансцендентального идеализма И. Канта, а также обосновано положение о когнитивном образе поступка, формируемом индивидуальным сознанием, как содержательном основании осуществления совестного акта;

- на основе положений B.C. Соловьева (о любви как признании иного) и JI.H. Роднова (о трех формах человеческой свободы) утверждается, что любовь и свобода выступают в качестве условий, необходимых для реализации совести в рамках социальной практики; тем самым преодолевается изначальное онтологическое несоответствие между нравственной и социальной сферами.

Положения, выносимые на защиту:

- основные этико-философские теории, затрагивающие в своем содержании необходимые аспекты, связанные с характеристикой совести,

обладают существенными недостатками, поскольку каждая из них недостаточно адекватно отражает содержание феномена совести и совестного акта;

- мораль как порождение конкретной социальной среды и нравственность как выражение универсального закона человеческого бытия суть явления нетождественные; совесть реализует себя как составляющая деятельности нравственного чувства, тем самым выступая как надморальный и, соответственно, метасоциальный феномен;

- связь совести через нравственность с универсальным, совершенным началом, определяемым как абсолютный закон, вполне естественно предполагает, что совесть, как феномен сознания, метасоциальна и не может быть порождением причинно-следственных процессов материального мира - как физического, биологического, так и социального;

- совестный акт, совершающийся в человеческом сознании, выступает как переживание встречи с универсальным нравственным законом и, таким образом, ориентирован на чувственную сферу сознания. В процессе накопления жизненного опыта большую значимость приобретает сознательное волевое усилие личности, направленное на формирование феномена понимания, относительно которого и совершается нравственное действие. Тем самым определяется роль совести в процессе нравственного совершенствования личности;

- внутренняя свобода и нравственная любовь создают условия для возникновения совестного акта, причем в социальной среде совесть проявляет себя как универсальный чувственно-эмоциональный феномен. Реагируя на конкретное, единичное социальное событие, совесть связывает сознание человека со всеобщим нравственным началом, и это определяет ее деятельность в рамках социального межличностного взаимодействия.

Теоретическая значимость работы.

Диссертация и сформулированные в ней выводы позволяют рассматривать совесть и ее социальное содержание с новой точки зрения, устраняющей некоторые противоречия между онтологическим и социальным уровнем изучаемых процессов. Полученные результаты могут служить основой дальнейшей разработки тематики, связанной с взаимодействием нравственности и социальной среды в рамках исследования отдельных проблем онтологии, этики, социальной философии, теории и истории культуры. Кроме того, итоги диссертационной работы могут быть использованы при составлении специальных курсов в рамках таких общеобразовательных дисциплин, как социология, философия, социология управления, культурология.

Апробация работы.

Результаты исследования получили отражение в материалах, опубликованных в различных сборниках, журналах, и в частности в трудах Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы социально-гуманитарных наук» (Кострома, 2007), в материалах Международной научной конференции «Философия B.C. Соловьева в межкультурной коммуникации» (Иваново, 2010), в сборнике Международной научно-практической конференции «Философия и актуальные вопросы образования» (Кострома, 2011), в материалах Международной конференции «Социальный порядок, толерантность, единство России» (Краснодар, 2012), в трудах Международной научной конференции «Человек в философии и культуре XXI века» (Воронеж, 2012).

Структура и объем работы.

Структура диссертации обусловлена целями, задачами, принятым способом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 175 источников. Объем работы составил 158 страниц.

ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВЕСТИ

1.1. Проблема совести в европейской философии: критический обзор

Практически с того самого момента, как европейская философия стала рассматривать человека в качестве предмета исследования, тема совести, ее содержания, смысла и места в человеческом бытии занимала умы виднейших представителей философской мысли. Правда, в течение достаточно длительного времени обращения к этой проблеме носили спорадический характер, и лишь в Новое и Новейшее время европейская и русская философия смогла выработать целый ряд полноценных концепций совести. В настоящем параграфе мы попытаемся осмыслить тот достаточно разрозненный материал, который так или иначе касается темы совести в философии.

Известно, что уже древнегреческие философы обратили внимание на некоторые феномены деятельности сознания, которые мы так или иначе связываем с совестью, прежде всего на ее негативное проявление -стыд. По этому поводу З.А. Бербешкина пишет: «В истории этических учений часто указывалось на то, что у греков якобы не было слова для обозначения совести. В ранний период оно было выражено словами «айдось» и «айсхюне»... «Айдось» обозначает стыд перед другими, боязнь нанести им ущерб, не оказать им достаточного почтения. «Айсхюне» означает стыдливость или застенчивость, то есть боязнь оказаться в ложном положении перед другими»13. Таким образом, содержание упомянутых выше терминов позволяет сделать вывод, что совесть понималась у греков как практически реализуемое социальное чувство, как феномен, направленный вовне.

13 Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М., 1986. С. 6.

В исследованиях Ф. Цуккера, начатых в первой четверти XX века, когда «возник пристальный интерес к тем особенностям внутреннего мира древнего грека, которые столь существенно отличают его от психического склада человека нашего времени»14, большое внимание, в частности, уделяется содержанию другого термина, определяющего действие совести - «синейдесис». Цуккер связывает его с глаголом отчпба, употребляемым в значении «[хорошо] знать», и существительного оиуеск;, которое «уже у Пиндара... встречается для обозначения «здравого образа мыслей», «благоразумия, а в семи случаях у Еврипида имеет одно из значений ряда: «сообразительность», «способность понимания», «понимание», «сознание»«15. Таким образом, мы видим, что греки употребляли термин, этимологически сходный с русским термином «совесть» и имеющий корень, выражающий смысл -«знать», «понимать», «ведать».

Далее, основатели двух главнейших онтологических течений в европейской философии, принципиальные противники Демокрит и Платон во многом сходны в вопросе характеристики совести. Демокрит рассматривал совесть как свойство человека, существующего в реальном мире и вступающего в отношения с другими людьми, то есть как свойство социальное, хотя и выражаемое через собственный внутренний мир человека: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой... Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного»16.

14 Ярхо В.Н. Была ли у греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии) // Античность и современность. М., 1972. С. 253.

15 Там же С. 254-255.

16 Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 157-158.

Итак, мы видим, что Демокрит, указывая на социальную направленность совести, фактически определяет ее первенство как деятельную функцию, имманентную сознанию и направленную на отношение к различным внешним проявлениям морального чувства. З.А. Бербешкина, оценивая вклад Демокрита в развитие философской концепции совести, отмечает: «Он был первым, кто пытался сформулировать понятие совести, подчеркнув при этом ее характерную черту как самоконтроль человеческого поведения»17.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мастеров, Дмитрий Владимирович, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин Блаженный. Исповедь. - М. : Искусство, 1992.

2. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. - М. : Республика, 2000.

3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. - М. : Мысль, 1985.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М. : Наука,

2000.

5. Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М. : ИФРАН, 1995.

6. Апресян Р.Г. Постижение добра. - М. : Изд-во МГУ, 1986.

7. Аристотель. Этика. - М. : ACT, 2006.

8. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности. - М. : Академия, 2001.

9. Архипцев Ф.Т. Материя как философская категория. - М. : Изд-во АН СССР, 1961.

10. Барановский В.Н. Генезис и функции категории самодвижения. - Киев : Вища школа, 1985.

11. Бербешкина З.А. Проблема совести в марксистско-ленинской этике. - М. : Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963.

12. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. — М. : Высшая школа, 1986.

13. Бергсон А. Два источника морали в религии. - М. : Канон,

1994.

14. Бердяев H.A. О назначении человека. - М. : ACT, 2006.

15. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев H.A. Дух и реальность. - М.; Харьков, 2006.

16. Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М. : Республика,

1995.

17. Боден Ж. Метод легкого познания истории. - М. : Наука,

2000.

18. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. - М. : Наука, 1978.

19. Бочаров В.А., Юраскина Т.Н. Божественные атрибуты. — М. : Изд-во МГУ, 2003.

20. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. -СПб. : Алетейя, 2000.

21. Бубер М. Два образа веры. - М. : ACT, 1999.

22. Веллер М. Все о жизни. - М.: ACT, 2006.

23. Войтыло К. Основания этики // Вопросы философии. - 1991. -№ 1.

24. Вяккерев Ф.Ф. Проблема самодвижения в материалистической диалектике. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1973.

25. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. - М. : Прогресс, 1988.

26. Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М. : Искусство, 1991.

27. Гегель Г. Феноменология духа // Гегель Г. Сочинения в 14 т.— Т. 4. - М. : Соцэкгиз, 1959.

28. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М. : Мир книги, 2007.

29. Гельвеций К.А. Об уме // Гельвеций К.А. Счастье. - М. : Советская Россия, 1987.

30. Гельвеций К.А. О человеке // Гельвеций К.А. Счастье. - М. : Советская Россия, 1987.

31. Геффдинг Г. Этика или наука о нравственности. - М. : ЛКИ,

2007.

32. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения. - В 2 т. - Т. 2. -М.: Мысль, 1964.

33. Гольбах П. Карманное богословие. - М. : Государственное изд-во худ. литературы, 1959.

34. Гольбах П. Система природы // Избранные произведения : в 2 т. - Т. 1. -М. : Изд-во АН СССР, 1963.

35. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. - М. : Молодая гвардия, 1988.

36. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. - М. : МГУ, 1974.

37. Гусейнов A.A. Цели и ценности: как возможен моральный поступок? // Этическая мысль: современные исследования. - М. : АльфаМ, 2009.

38. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. - М. : Молодая гвардия, 1982.

39. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Дарвин Ч. Сочинения : в 9 т. - Т. 5. - М.: Изд-во АН СССР, 1953.

40. Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVII века). - Екатеринбург, 2003.

41. Джафарли Т. Из истории домарксистской этической мысли. -Тбилиси, 1970.

42. Дробницкий О.Г. Моральная философия. - М. : Гардарики,

2002.

43. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. - М. : Наука,

1977.

44. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999.

45. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library/il/01/15.html (дата обращения: 19.03.2014).

46. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М. : ACT, 2006.

47. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: ACT, 2006.

48. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. - М. : ACT,

2006.

49. Иорданский В. Нравственное чувство и здоровье общества // Свободная мысль. - 1997. -№ 1.

50. Камю А. Бунтующий человек. - М. : Политиздат, 1990.

51. Кант И. Критика чистого разума. - М. : Эксмо, 2006.

52. Кант И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. - Т. 4. - Ч. 2. - М. : Наука, 1964.

53. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. - М. : Наука, 1980.

54. Кимелев Ю.А. Философский теизм. Типология современных форм. -М. : Наука, 1993.

55. Коган JI.B. Триединство свободы // Вопросы философии. — 1997.-№5.

56. Козырев А.П. Смысл Любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. - 1995. - № 7.

57. Коллинз А. Философское исследование человеческой свободы // Английские материалисты XVIII в. : собрание произведений в 3 т. - Т. 2. - М. : Мысль, 1967.

58. Кон И.С. В поисках себя. - М. : Изд-во полит, лит., 1984.

59. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. - М. : Наука, 1979.

60. Кузнецов Г.В., Максимова Л.В. Природа моральных абсолютов. - М.: Наследие, 1996.

61. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. -М. : Республика, 1993.

62. Левицкий С.А. Основы органического мировоззрения // Левицкий С.А. Трагедия свободы : избранные произведения. - М. : Астрель, 2008.

63. Левицкий С.А. Трагедия свободы : избранные произведения. - М. : Астрель, 2008.

64. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Сочинения : в 3 т. - Т. 1. - М. : Мысль, 1985.

65. Лоренц К.З. Кольцо царя Соломона. - М. : Знание, 1980.

66. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М. : Республика, 1994.

67. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. — М. : Политиздат,

1991.

68. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М. : Наука, 1986.

69. Майоров Г.Г. Этика в средние века. - М. : Знание, 1986.

70. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

71. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. - М.,

1993.

72. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. - М., 1997.

73. Мамардашвили М. К. Мой опыт нетипичен. - СПб., 2000.

74. Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. - М., 2004.

75. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. - М. : Языки русской культуры, 1996.

76. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Мамардашвили М.К. Необходимость себя : Лекции. Статьи. Философские заметки. - М. : Лабиринт, 1996.

77. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М. : Худ. литература, 1982.

78. Максимов Л. В. Проблема обоснования морали: логико-когнитивные аспекты - М. : Философское общество, 1991.

79. Малышев М.А. Признание - смысл межчеловеческих отношений. - М. : Худ. литература, 2002.

80. Маритэн Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. - М. : Прогресс, 1988.

81. Марков М.А. О природе материи. - М. : Наука, 1976.

82. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 23. - М. : Политиздат, 1960.

83. Маркс К. Процесс Готшалька и его товарищей // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 6. - М. : Политиздат, 1957.

84. Марсель Г. Опыт конкретной философии. - М. : Республика,

2004.

85. Марсель Г. Быть и иметь. - Новочеркасск, 1994.

86. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М. : Гос. изд-во полит, литературы, 1955.

87. Матюшин Г. Г. Стыд и совесть как формы моральной самооценки. - М. : Изд-во МГОПУ, 1998.

88. Мацейна А. Тайна подлости // Антихрист. Антология. - М. :

1995.

89. Мень А. Трудный путь к диалогу. - М., 2001.

90. Мерло-Понти М. В защиту философии. - М., 1996.

91. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб. : Наука,

1999.

92. Мееровский Б.В. Английский материализм XVIII в. // Английские материалисты XVIII в. : собрание произведений в трех томах. -Т. 1.-М. : Мысль, 1967.

93. Мееровский Б.В. У истоков английского деизма (Герберт Чербери и его религиозно-философская концепция) // Вопросы научного атеизма. - Вып. 12. - М. : Мысль, 1971.

94. Милль Д.С. Утилитаризм. О свободе. - СПб. : Б.и., 1900.

95. Мильнер-Иринин Я.А. Понятие о природе человека и его место в системе науки этики // Вопросы философии. - 1987. - № 5.

96. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности. - М. : Наука, 1999.

97. Монтень М. Опыты. Избранные главы. - М. : Правда, 1991.

98. Мур Дж. Принципы этики. - М. : Прогресс, 1984.

99. Ницше Ф. Антихрист. - М. : ACT, 2007.

100. Ницше Ф. К генеалогии морали // Соч. в 2 т. - Т. 2. - М. : Рипол-Классик, 1998.

101. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди. - М. : Радуга, 1991.

102. Павловский А.И. Введение в этический кодекс: крах нормативной этики. - СПб. : Инфо-да, 2006.

103. Платон. Законы // Собрание сочинений : в 4 т. - Т. 3. - М. : Мысль, 1971.

104. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. - М. : Прогресс, 1986.

105. Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности. -М. : Изд-во МГУ, 1996.

106. Роднов JI.H. Метафизика сознания. - Кострома, 2000.

107. Роднов Л.Н. Разум и нравственность в единстве сознания // Вестник Московского университета. - Сер. 7. Философия. - 1996. - № 3, 4.

108. Роднов Л.Н. Сознание. Познание. Личность. - Кострома,

1995.

109. Роднов Л.Н. Философия. Краткий курс. - Кострома : КГТУ,

2006.

110. Роднов J1.H. Эсхатология совести // Вестник Костромского государственного технологического университета. - 2000. - № 1.

111. Розанов В.В. О понимании. - СПб. : Наука, 1994.

112. Рьюз М., Уилсон Э.О. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. - 1987. - № 1.

113. Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести. - М. : Молодая гвардия, 1982.

114. Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго // Логос. - 2003. - № 2

(37).

115. Свинцов В.И. Коллективизация совести // Философские науки. - 1992.-№3.

116. Сивков О.Я. Судьба как неизбежная цепь событий. - М. : Ассоциация Коньково, 1994.

117. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. -М. : Изд-во политич. литературы, 1992.

118. Скрипник А.П. Проблема природы и специфика морали в советской этической литературе 1973-1976 гг. // Философские науки. -1978.-№5.

119. Смирнов A.B. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль: современные исследования. - М.: Альфа-М, 2009.

120. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. в 2 т. - Т. 1. - М. : Мысль, 1988.

121. Соловьев B.C. Смысл любви. Киев : Лыбидь, 1991.

122. Соколов В.В. Мировоззрение Бенедикта Спинозы // Спиноза Б. Избранные произведения в 2 т. - Т. 1. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1957.

123. Спенсер Г. Научные основания нравственности. Данные науки о нравственности. - М. : ЛКИ, 2008.

124. Спенсер Г. Основания этики. - СПб.: Б. и., 1899.

125. Спенсер Г. Синтетическая философия. - Киев : Ника-Центр,

1997.

126. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Этика. - М. : Мир книги, 2007.

127. Спиноза Б. Этика. - М. : Мир книги, 2007.

128. Столин В.В. Самосознание личности. - М. : Изд-во МГУ,

1983.

129. Столяров A.A. Феномен совести в античном и средневековом сознании // Историко-философский ежегодник. - М.: Наука, 1986.

130. Суворов О.В. Разум и феномен «Я» // Вопросы философии. -2000. - № 4.

131. Судаков А. К. Абсолютная мораль: автономия воли и безусловный закон. - М. : Едиториал УРСС, 1998.

132. Суинберн Р. Есть ли Бог? - М. : Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея, 2006.

133. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. - М. : ACT, 2003.

134. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М. : Наука, 1987.

135. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М. : Юрист,

1995.

136. Титаренко А.И. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности // Марксистская этика. -М. : Политиздат, 1986.

137. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. -М. : Наука, 1974.

138. Титов В.А. Мораль: познание и действие. - М. : Молодая гвардия, 1987.

139. Трубецкой E.H. Смысл жизни. - М. : ACT, 2003.

140. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. - М. : РОССПЭН,

1996.

141. Федоров Н.Ф. Философия обшего дела // Федоров Н.Ф. Сочинения. -М. : Мысль, 1982.

142. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М. : Правда,

1990.

143. Фома Аквинский. О благе и зле применительно к человеческим действиям // Вопросы философии. - 1997. - № 9.

144. Фома Аквинский. Сумма против язычников. - Долгопрудный : Вестком, 2000.

145. Франк С.Л. Непостижимое. - М. : ACT, 2007.

146. Франк С.Л. Реальность и человек. - М. : ACT, 2007

147. Франк С.Л. С нами Бог. - М. : ACT, 2007.

148. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. -М. : Факториал, 1998.

149. Франкл В. Человек в поисках смысла // Психология личности в трудах зарубежных психологов. - СПб. : Питер, 2000.

150. Фромм Э. Бегство от свободы. - М. : ACT ; Минск : Харвест,

2007.

151. Фромм Э. Душа человека. - М. : ACT, 1998.

152. Фромм Э. Человек для себя. - М. : ACT, 2006.

153. Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб. : НОУ «Высшая религиозно-философская школа», 1998.

154. Хайдеггер М. Бытие и время. - M. : ad Marginem, 1997.

155. Хакен Г. Синергетика. - М. : Мир, 1980.

156. Хатчесон Ф. О моральном добре и зле // Френсис Хатчесон. Давид Юм. Адам Смит. Эстетика. - М. : Искусство, 1973.

157. Хоцей A.C. Есть ли бог? - Владимир : Аркаим, 2000.

158. Швейцер А. Культура и этика. - М. : Прогресс, 1973.

159. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. - М. : Гнозис, 1994.

160. Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении реального и идеального в природе // Шеллинг Ф.В.Й. Собрание сочинений в 2 т. - Т. 2. - М. : Мысль, 1989

161. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М. : Наука, 1993 г.

162. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М. : Республика, 1992.

163. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе: философские аспекты синергетики. - М. : Изд-во Московского университета, 1990.

164. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.

- 2-е изд. - Т. 20. - М. : Госполитиздат, 1961.

165. Юнг К. Г. Психология бессознательного. - М.: ACT, 1998.

166. Янкелевич В. Смерть. - М. : Изд-во литературного института,

1999.

167. Ярхо В.Н. Была ли у греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии) // Античность и современность. - М. : Наука, 1972.

168. Dowkins R. The selfish gene. - Oxford, 1976.

169. Hutcheson F. Philosophiae moralis institutio compendiaría with a short introduction to moral philosophy. - Indianapolis : Liberty fund, 2007.

170. Korthof G. Is there a God? // G. Korthof Critical article on the work of P. Swinburne [Электронный ресурс]. URL: http://home.planet.nl/~gkorthof/kortho24.htm.

171. Kurtz P. The New Skepticism. Inquiry and Reliable Knowledge. -Buffalo : Prometheus Books, 1992.

172. Ruse M. Sociobiology: Sence on nonsence. - Dordrecht, 1979.

173. Shaftesbury A. Characteristics of men, manners, opinions, times.

- Cambridge : Cambridge University Press, 2000.

174. Wilson E.O. On human nature. - Cambridge, 1978.

175. Wilson E.O. Sociobiology: The new synthesis. - Cambridge,

1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.