Ценности гуманизма в духовной культуре России конца XVIII - начала XIX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Крутиер, Юлия Борисовна

  • Крутиер, Юлия Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 196
Крутиер, Юлия Борисовна. Ценности гуманизма в духовной культуре России конца XVIII - начала XIX веков: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2000. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Крутиер, Юлия Борисовна

Оглавление.

Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------С.3-14

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения проблемы гуманизма:

1.1. Классическое понимание гуманизма. С. 15 -5

1.2. Особенности становления и развития гуманизма в С.59-93 России.

Глава 2. Ценности гуманизма в общественной мысли и С.94-98 художественной культуре России конца XVIII - начала XIX

веков:

2.1. Гуманизм в общественной и литературной мысли. С.99-138

2.2. Гуманистические идеи в живописи и скульптуре С. 139-165

2.3. Гуманистические идеи в архитектуре. С.166-178

Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------С.179-182

Список использованных источников и литературы----------------------------С. 183-195

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценности гуманизма в духовной культуре России конца XVIII - начала XIX веков»

Введение.

Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом причин, среди которых можно назвать следующие.

В настоящее время многие зарубежные и российские ученые все чаще обращаются к теоретическому наследию гуманистов предыдущих исторических эпох. Анализируя идеи, содержащиеся в их работах, они ищут пути выхода из той кризисной ситуации, в которой оказалось большинство развитых стран на рубеже веков. Нарастающая дегуманизация и усиление отчуждения личности от социальных институтов, властных структур и, в конечном счете, от самой себя, заставляет многих критически настроенных мыслителей Запада обращаться к тому опыту решения существующих проблем, который был накоплен гуманистической мыслью прошлого. Причем речь идет не только о гуманистической мысли европейской философской традиции, но и о тех идеях, которые были выработаны в рамках национальных философских школ. Именно с этим обстоятельством связан тот пристальный интерес, который демонстрируют в настоящее время многие теоретики по отношению к идеям, выработанным представителями русской философской мысли, как материалистического, так и идеалистического направления.

Второе обстоятельство таково. Социальная практика последних десятилетий однозначно свидетельствует о том, что в настоящее время происходит процесс переосмысления исторического опыта России, духовного наследия, оставленного предыдущим поколением мыслителей. Это связано, прежде всего, с определением места России в мировом сообществе, с выработкой представлений о стратегии модернизации страны, с поиском путей возвращения России статуса мировой державы. Следует упомянуть и о нарастающем сегодня интенсивном процессе поиска оптимальной модели социального развития, учитывающей все позитивные моменты исторического

опыта, накопленного как странами Запада, так н Востока. Прогрессивно мыслящих политических и общественных деятелей, лидеров русской •православной церкви, руководителей других конфессий чрезвычайно тревожит процесс нарастающей криминализации общества, распада социальных связей, принижение статуса личности, нарастающая дегуманизация общественных отношений, которые приобретают по мере углубления экономических преобразований все более угрожающий масштаб. Стремясь предотвратить нарастание кризисных явлений, они обращаются к теоретическому наследию отечественных мыслителей, пытаясь найти в их работах ответы на те вопросы, которые стоят сегодня на повестке дня.

Наконец, говоря об актуальности темы диссертационного исследования, необходимо сказать о том, что взгляды русских гуманистов не получили должного освещения в научной литературе. Если проанализировать ту достаточно большую совокупность индивидуальных и коллективных монографий, научных статей, которые были опубликованы на протяжении последних лет, нетрудно установить то обстоятельство, что среди них работы, посвященные выяснению специфических особенностей воззрений русских гуманистов, их отличий от взглядов гуманистов, сформировавшихся в лоне европейской культурной традиции, занимают весьма скромное место. Можно назвать только несколько трудов, где делаются попытки рассмотрения этой проблемы на серьезном научном уровне. В основном, онн принадлежат перу представителей философской мысли. Под культурологическим углом зрения эта проблема практически никем не исследовалась.

. Таковы основные причины, обусловившие выбор темы диссертационного исследования, предлагаемого читательскому вниманию.

Степень научной разработанности проблемы.

Выяснению сущности гуманизма, определению места комплекса гуманистических идей в теоретических построениях отечественных и зарубежных мыслителей посвящена достаточно обширная литература. Среди работ такого плана, прежде всего, необходимо упомянуть работы И.Гердера, Я.Буркхардта, П.О.Кристеллера, М.Хайдеггера, Э.Гарэна, Дж.Тоффанина, П.М.Бицилли, А.Ф.Лосева, И.Т.Фролова.1 и многих других исследователей.

И.Г.Гер дер в своей работе «Идеи к философии истории человечества» рассматривает гуманность как высшее культурное состояние общества, ибо все, что происходит в обществе, должно быть пронизано «духом гуманности». С рождения его культурно-исторической концепции развития человечества, понятие «культура» предстает как целостная философская концепция, в которой «гуманность» или «гуманизм» является одной из основных категорий.

Швейцарский историк Я. Буркхардт, представитель так называемого культурно -исторического направления, считал важнейшей чертой гуманизма идею сильной героической личности. По его мнению, Ренессанс -начало нового времени, решительный разрыв со средневековьем, языческое освобождение от христианского догматизма.2

И.О. Кристеллер (США), критикуя Буркхардта, многократно настаивал, что далеко не в полном объеме мысль Возрождения, интеллектуальный климат эпохи исчерпывался понятием «гуманизм». В пределах эпохи Возрождения гуманизм представляет собой общность мнения по поводу некоторых проблем, впрочем, мнения, ни для кого не обязательного, а общность ограничивается лишь полученным «воспитанием и кругом чтения». В таком случае понятие приложимо только к достаточно ограниченной, хотя и чрезвычайно важной

'Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб, 1996 Буркхардт Я. Культура Италии в эпс :у Возрождения. — М., 1996; Гердер И. Идеи к философии истории человечества. - М., Наука, 1977; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., Мысль. 1998; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. - М.; Политиздат, 1989; Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в западной философии. - М., Прогресс, 1998.

2 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М., 1996. - С.315.

сфере деятельности этих новых людей -к studia humanitatis. Если перевести его на язык современных нам понятий, то это скорее область гуманитарного знания, включающая в себя собирание, изучение, комментирование античных текстов, на основе чего вырастала система классического образования, формировавшая новый идеал личности. 1

Проблема гуманизма разрабатывалась и отечественными исследователями. Для сопоставления с развитием гуманистических представлений в русской культуре диссертант использовал работы, посвященные проблеме итальянского гуманизма (Н.В.Ревякина, Л.М.Баткин, С.Д. Сказкин) и гуманизма французских просветителей XVIII века (В.П.Волгин, Т.А.Коломиец, Х.Н.Момджян, И.И.Сиволап).2

Почти все указанные исследователи считают, что в системе гуманистического мировоззрения главная роль принадлежит личности, человеку. Поскольку человек - существо общественное, постольку мировоззрение той или иной эпохи, того или иного исторического периода является взглядом на мир конкретно-исторического типа человека. Анализируя различные направления гуманистических размышлений о человеке, указанные авторы пытаются разглядеть за абстрактными характеристиками «человека вообще» черты исторического человека, чел века

о

эпохи Возрождения.

Анализируя пласт теоретических источников, следует упомянутт, с трудах отечественных мыслителей, посвященных проблеме так называемого «русского Возрождения». Историография русского Ренессанса включает в себя труды, в частности, Д.С.Лихачева, отстаивающего идею существования

1 Цит. по: Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.; Наука, 1989. - С.315.

2 Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М., Наука, 1978; Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. - М., Наука, 1977; Коломиец Т.А. Концепция человека во французском материализме. -Киев, 1978; Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. -М., Мысль, 1983; Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме - М., Наука, 1977; С волап И.И. Социальные идеи Вольтера. - М., Наука, 1978; Сказкин С. Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и 1уманизма //Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. - М., 1973.

3 См: Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме. - М., Наука, 1977. -С.11.

"русского Предвозрождення". На этой же позиции находится и В.ВКожниов, перу которого принадлежит известная работа "Эпоха Возрождения в русской • литературе". А также Г.П.Макагонеико, являющийся автором книги "Проблемы Возрождения и русская литература" .

Еще одну группу исследований составляют работы но истории культуры России XVIII-XIX веков, в частности, по русскому Просвещению, таких авторов, как Аурова II.П., Болдырев А.П., Дербов Л.А., Жидков Г., Заборов П.Р., Каменский З.А, Коваленко Т.А., Копылов А.Н, Курочкипа И.Н., Моряков В.И., Полагутина Л.В., Полонская И.М., Шкурннов П.С., Ильина Т.В. и различные сборники, среди которых выделяется "Русская мысль в век Просвещения" (под редакцией П.Ф.Уткиной и А.Д.Сухова).'

Как видно из вышеперечисленных источников, все они рассматривают проблему гуманизма с , различных позиций: исторических, искусствоведческих, литературных, философских. Следует отметить, что многие из указанных авторов говорят о невозможности исследования русского просвещения вне отрыва от европейского. По их мнению, век Просвещения - век переворота в мировоззрении людей, в освобождении человека из-под ига религии. Люди XVIII века были оптимистически убеждены в возможности перестроить, усовершенствовать человеческое общество на разумных началах. Исследователи, как правило, отмечают факт выдвижения гуманистических вопросов на первый план и связанный с этим

' Аурова Н.Н. Идеи Просвещенна в 1-м Кадетском корпусе (конец XVIII - первая четверть XIX вв.) //Вестник МГУ. Серия 8, История. - 1996, № 1. - С.34-42.; Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. - М., МГУ, 1986.; Дербоп J1.A. Просветители XVIII века в борьбе за развитие русской культуры //Историографический сборник. -Саратов, 1994. Выпуск 16. -С.121 -138; Жидков Г. Русское искусство XVIII века. - М., 1951, Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер: XVIII - первая треть XIX вв. - Л., Паука, 1978; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. - М.; Высшая школа., 1999; Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. - М., Мысль, 1971; Коваленко T.A. Менталитет дворянской культуры XVIII века //Общественные науки н современность. - 1997, № 5. -С.108-117; Копылов A.M. Дискуссионные вопросы просветительства в России //Актуальные проблемы истории русской культуры. - М., 1991. - С.28-41; Курочкипа И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века //Общественные науки и современность. - 1997, № 5. - С.48-60; Моряков В.И. Русское просветительство второй половшш XVIII в -М., МГУ, 1994; Полагутина Л.В. Студенческие просветительские общества как явление культуры XVIII - XIX вв.//Исторня вузов России. - СП б, 1997. - С.12-15; Полонская П.М. Русские просветители и отечественное книгоиздание второй половины XVIII в. //Книжное дело. 1995. Выпуск 8/9. - С.67-71; Шкуринов Г1.С. А.Н.Радищев. Философия человека. - М., МГУ, 1988.

4

повышенный интерес к социальной проблематике, к поиску способов

разумного устройства общественного бытия человека.1

И, наконец, последнюю группу исследований составляют работы по

русскому гуманизму, написанные, в основном, "философами всеединства"

(Бердяевым Н.И., Соловьевым B.C. и другими представителями религиозного

направления в общественной мысли) и представителями так называемого

1

учения "космистов" или учения о ноосфере (Вернадский В.И., Купревич В.Ф.

- светское направление).

Бердяев Н.И. и Соловьев В.В. считали, что эволюция гуманизма -

движение в нисходящем направлении, как деградация. Гуманизм, по их

мнению, возникает как "неосознанная вера в идею богосыновства человека".

"Всеединцы" не считали человека мерой всех вещей и выступали против его

безмерного самовозвеличивания. Человек, с их точки зрения, далеко не всегда

бывает разумным. И он, и общество без надличностных критериев

обнаруживают как созидательные, так и мощные разрушительные потенции.

Поэтому годен лишь нравственно опосредованный общественный идеал,

причем не механически навязанный, а исторически вызревший и сочетающий

в себе высшие требования добра и свободы с конкретными условиями и

обстоятельствами эпохи.2

По мнению Бердяева Н.И., Россией не был пережит гуманизм в

западноевропейском смысле слова, у нас не было Ренессанса. Но, в то же

время, России была очень свойственна человечность, то есть то, что иногда

условно называют гуманитаризмом. Так как русский народ поляризованный,

то с человечностью могли совмещаться и черты жестокости. Лучшие русские

1

люди .в верхнем культурном слое и в народе не выносят смертной казни и жестоких наказаний, жалеют преступника. У них нет западного культа

1 См: Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. - М., МГУ, 1986. - С.6; Дербов Л.А. Просветители XVIII века в борьбе за развитие русской культуры //Историографический сборник. -Саратов, 1994. Выпуск 16. - С.121 -138; Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер: XVIII - первая треть XIX вв. - Л., Наука, 1978;. - С.28-41; Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в - М., МГУ, 1994. - С.94-96.

2 Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. Собр.соч. Т.2. -М., 1988. - С.175.

холодной справедливости. Человек для них выше принципа собственности, и это определяет русскую социальную мораль.

Проблемы гуманизма разрабатывали и представители ноосферной отечественной мысли. Так, академик В.И.Вернадский еще в 1944 году выдвинул идею о существовании вокруг земли НООСФЕРЫ - собрания мыслительной, духовной энергии человечества. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу вокруг земли».1

Согласно Вернадскому, весь облик нашей планеты, все ее ландшафты обязаны жизнедеятельности живого вещества. Жизнь - это не случайная игра природы, а следствие протекающих в ней процессов самоорганизации, закономерный этап развития Земли. Столь же закономерным этапом является и появление человека, человеческого общества. Оно знаменует новое качество в жизни биосферы, ее эволюция все более определяется целенаправленными действиями людей. Вернадский понимал, что человеку придется сознательно принять на себя ответственность за дальнейшую судьбу биосферы. Среда обитания человечества, управляемая научным разумом, была названа ноосферой, и переход биосферы в ноосферу означает не только качественно новый этап развития человеческого общества, но и новый этап в эволюции нашего космического дома. Реализация гуманистического идеала будущего создаст действительные предпосылки для рационального воздействия общества на природу, позволит эффективно восстановить нарушение -равновесие между человеком и биосферой, обусловит гармонический характер взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Тем самым начнется эпоха действительной истории человечества - переход к обществу, в условиях которого станет возможным развитие человека через природу и природы через человека.

1 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере //Русский космизм: Антология философской мысли. - М., • 1993.-С.258.

В русском космизме прочно утверждается убеждение: человечество никогда не сможет достичь состояния ноосферы, если только оно не начнет направленно преобразовывать саму свою физическую природу, так, чтобы она постепенно становилась способной осуществить этот высший, ноосферный, идеал. Прочное нравственное совершенствование человека возможно только после его физического преображения, освобождения от тех природных качеств, которые заставляют его убивать, вытеснять других людей и в то же время умирать самому. Необходима реальная, активная работа над преодолением своей нынешней «промежуточности» и несовершенства.

К этому же направлению ноосферной отечественной мысли примыкают и взгляды В.Ф.Купревича, известного ученого-биолога. Купревич твердо верит, что наступит эра долгожителей, а затем и практически бессмертных людей1. Пока трудно вообразить, какие блага принесет человечеству победа над старостью и смертью. С развитием общества, расширением человечества в пространстве, развитием его мощи человеку будет все теснее в paMKav его жизненного пространства. К тому же пока человек смертен, сохраняется самый глубокий источник зла и страданий, приводящий к вражде, соперничеству, вытеснению другого живого существа. Постепенное увеличение продолжительности жизни должно вести к нравственному подъему человечества. Если прогресс научный, технический идет нормально, без сбоев, то в нравственной области обычно не бывает такого последовательного возрастания. Одна из глубоких причин этого - частая смена поколений, причем каждое поколение и каждый человек в нем начинают буквально с нуля и только в длительном процессе воспитания и образования они должны по идее овладеть духовной и нравственной культурой, достигнутой человечеством к их рождению, не говоря уже о том, чтобы продвинуть ее дальше. Но овладеет ли всем опытом человечества каждьш человек? И сможет ли он верно выбрать путь, по которому ему надо

1 См: Купревич В.Ф. Избранные статьи // Русский космизм: Антология философской мысли. - С.430-435.

идти? А время уже идет вперед, и вот он уже старик, и передает своему потомству накопленный опыт, знания, которые нередко оказываются •ложными. А это потомство начинает повторять или даже усугублять старые ошибки. Так что продление жизни - это не только важное для общества продление наиболее активного, деятельного, богатого опытом и умением возраста человека, по и предоставление ему большой возможности обозреть исторический, культурный опыт человечества, испробовать различные установки отношения к людям и к жизни, найти наиболее гуманные и эффективные, развить свою уникальную личность, для которой тем более станет неприемлемым уничтожение, наконец, приступить к изучению прошлого, наших предков, подготовке возможностей их воскрешения и преображения.

Русские космисты, в отличие от современных им западноевропейских, сумели соединить заботу о большом целом - земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Их гуманизм - не прекраснодушный и мечтательный - он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.

Основные итоги проделанной за последние годы работы упомянутых выше мыслителей позволили выделить ряд узловых моментов, характеризующих общее состояние исследований в области гуманистического осмысления мировой культуры и культуры России.

Во-первых, проблема гуманизма рассматривается, в основном, как проблема культуры.

• Во-вторых, выделяются основные черты гуманистического мировоззрения и раскрывается смысл и содержание гуманизма.

В-третьих, в опубликованных работах ряда исследователей предпринимается попытка компаративного анализа и показывается связь и отличие гуманизма западного типа от типа гуманизма, который сформировался в лоне русской культуры.

4

Однако, следует отметить, что в используемой литературе не получила комплексной, системной разработки проблема гуманизма как проблема именно теоретической культурологии. Не был разработан или четко сформулирован понятийный аппарат гуманизма. Практически нет исследований, посвященных непосредственно проблемам гуманизма в культуре России изучаемого периода.

Актуальность -темы исследования и ее недостаточная изученность определили цели и задачи, объект и предмет данной работы.

Целью данного диссертационного исследования является анализ особенностей и отличия русского типа гуманизма от западного (в частности, в период с конца XVIII по начало XIX веков).

Достижение данной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

1) Показать особенности понимания гуманизма в эпоху европейского Возрождения, Нового времени, Просвещения, классицизма и в XX веке;

2) Проследить генезис гуманистических представлений в культуре России, начиная с периода становления древнерусской государственности и заканчивая началом XIX века;

3) Показать отличие гуманистических взглядов русских мыслителей (писателей и общественных деятелей) конца XVIII - начала XIX веков от аналогичных взглядов западных мыслителей;

4) Выявить особенности проявления гуманизма в живописи, скульптуре и архитектуре изучаемого периода.

Объектом исследования является русская культура конца XVIII -начала XIX веков.

Предмет исследования может быть определен как совокупность гуманистических ценностей, нашедших свое воплощение в литературе, архитектуре, живописи и скульптуре изучаемого периода.

Теоретико-методологическая база исследования.

1

Теоретико-методологической основой диссертационной работы являются положения, сформулированные в трудах Баткина JI.M., Боголюбовой Е.В., Волгина В.П., Гуревича П.С, Межуева В.М., Ревякиной Н.В., Сказкина С.Д. , Шепдрнка А.И. В диссертационном исследовании автор последовательно реализует принципы историзма, системности, комплексного подхода.

Научная новизна работы заключается:

-в постановке вопроса о культурологическом смысле понятия "гуманизм", используемого в настоящее время преимущественно в качестве понятия, применимого к литературе, искусству или философии;

-в том, что впервые с позиций культурологической науки изучаются явления гуманизма в русской культуре (в основном, па материалах произведений литературы, общественно-политической мысли, живописи, скульптуры и архитектуры, как наиболее репрезентативных для исследования в этой области);

-в раскрытии генезиса гуманизма в культуре России в соответствии с целью и задачами исследования.

Научно - практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в исследовании широкого круга проблем, рассматриваемых теоретической культурологией, в выработке современных концепций национальной идеи и дальнейшего развития общества. Результаты данной работы могут быть использованы для чтения учебных курсов по культурологии, а также спецкурса для студентов, обучающихся по специальности "Культурология".

Апробация диссертации.

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии Института Молодежи. По теме диссертации был

сделан доклад на научно-практической конференции "Культура: история и

»

современность"; написаны три статьи (одна - напечатана, две - в печати) общим объемом в 1,5 п.л.

Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения проблемы гуманизма:

1.1. Классическое понимание гуманизма.

В последнее время перед культурологией все более очевидно встает задача подойти к феномену культуры с полным осознанием его необычайной важности в системе человеческого существования и поэтому исключительной сложности и многомерности. А отсюда следует необходимость выработки качественно различных, но взаимодополняющих подходов к его познанию. Как бы не определять культуру, все равно - это человеческая культура. Поэтому человек с его мировоззрением и эмоциями, привычками и творчеством находится в центре любого культурологического подхода.

Возникновение гуманизма как направления общественной мысли обычно датируется эпохой Возрождения. Но нельзя забывать, что в эту эпоху он был, прежде всего, связан с изучением античности в ее художественном, философском и филологических проявлениях. Гуманизм не случайно начинается с возрождения античности. Хотя в исторической жизни человечества гуманистическое начало всегда (с большей или меньшей силой) управляло умами и деятельностью людей, иначе они не были бы создателями самой истории и культуры -истории и культуры человечества.

Человек издревле пытался понять самого себя. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, в нравственно -философских и религиозных концепциях различных народов.

Человек был в центре культуры классической древности. Вспомним о человеке -обладателе огня, вырванного из рук божества. Прометей ведь не только для себя похитил огонь у богов Олимпа, он подарил его людям. Следовательно, человек обладает теми же силами, какие им приписывались божеству, то есть в представлениях того времени -самыми могущественными.

Такова была, видимо, наиболее древняя концепция гуманизма, и концепция огромного значения, так как без такой веры в собственную мощь человеку было бы трудно творить жизнь и культуру, а о значении этого сознания свидетельствует то, что концепция эта была оформлена средствами наибольшей для умов того времени силы -средствами мифотворчества.1

Классической формулой античного гуманизма является положение: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют" (Протагор из Абдер).

Термин "гуманность" ("человечность") впервые появляется в трудах Цицерона. В широком смысле он характеризует все то, что отличает человека от животного, в узком смысле -то, что соответствует идеалу человека античного общества. Однако в античности человек в целом рассматривался как находящийся на периферии космоса. Все цели его бытия были заданы со стороны космического миропорядка. Поэтому к античности термин "гуманизм" можно применить лишь условно.

Вспомним далее заповеди "любви к ближнему", "любви к человеку", милосердия и сострадания. Они были провозглашены также в древности, только в более позднее время, когда общественная жизнь и культура были уже высоко развиты. В этих заповедях выразилось сознание равенства и братства всех людей, то есть равноценности их в бытийном плане и общности их в моральном.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Крутиер, Юлия Борисовна

Заключение.

В данном исследовании была предпринята попытка критического анализа ценностей гуманизма в духовной культуре России конца XVIII -начала XIX веков. Осознавая всю сложность освещения поднятого вопроса в рамках кандидатской диссертации, попытаемся, тем не менее, подвести некоторые итоги.

Конец одной эпохи и наступление другой - это всегда повод для анализа и оценки совершенного и прогнозирования будущего. В этом смысле культурологическое изучение ценностей гуманизма в духовной культуре России конца XVIII - начала XIX веков представляется теоретически и практически значимой. Необходимо подчеркнуть, что в данной работе не были рассмотрены такие проблемы, как отражение просветительских идей гуманизма в мировоззрении Герцена, Чернышевского; влияние идей гуманизма на спор западников и славянофилов и многие другие. Скорее всего, эти проблемы могут быть или уже изучены другими поколениями исследователей. В задачу же этого исследования эти проблемы не входили.

Диссертационное исследование выявило, что ценности гуманизма в духовной культуре изучаемого периода раскрывается через литературные, исторические, искусствоведческие труды, однако нет практически ни одного, собравшего в единое целое эти труды, культурологического исследования этого феномена. Этим и были определены тема и направление научного поиска диссертантки.

В ходе исследования было показано, что истоками гуманизма в России являлись идеи европейского гуманизма и отечественная гуманистическая мысль. Продолжая гуманистические идеи мыслителей эпохи итальянского Возрождения и французских просветителей, развивая выделенные ими категории гуманизма: природа человека, взаимодействие человека с Богом и с обществом, воспитание человека, свобода человека, достоинство человека и т.д., русские гуманисты конца XVIII - начала XIX века пришли к заключению, что разум человеческий способен раздвигать границы наших знаний, обогащать их новыми идеями и открытиями, двигать человечество по пути прогресса.

Русские мыслители (представители просветительского, консервативного и эстетического направления гуманистического мировоззрения в русской культуре исследуемого периода), художники, скульпторы, архитекторы сходились во мнениях, считая, что сила человека проявляется только в обществе, его способности и дарования могут развиваться лишь в общественной деятельности, вне общества человек немыслим, ибо вне общества он уподобляется животному, теряет свое лицо, свое назначение. Но и общество со своей стороны должно проявлять заботу о личности, поднимать ее человеческое достоинство, развивать заложенные в ней интеллектуальные и нравственные задатки.

Размышляя о трактовке гуманистических идей в прошлом России, мы, несомненно, соотносим наш анализ с современностью, определяем будущее развитие России. Фашизм и нацизм стали исторически первым отрицанием гуманизма, предъявившем претензии на мировое господство и тотальность. И причиной, разумеется, был кризис секулярного гуманизма, осознанный ещё в середине - конце XIX века как "тупик либерализма", как актуальная недостижимость гражданского общества и демократии. Из "тупика либерализма" было предложено два выхода: "новый гуманизм" как иной путь к достижению всеобщей гражданственности (коммунизм) и антигуманизм как полный отказ от идеи гражданственности и социальная реализация "вождей, стада и нелюдей" (фашизм). Полвека назад в Великой Войне между гуманизмом и антигуманизмом фашизм был повержен, а гуманизм получил возможность продолжить своё развитие.1

1 Россия XXI. Общественно - политический и научный журнал. -М., 1999. - № 3. -С.158 - 159

Кризис веры в человека, кризис гуманизма, остро обнаружившийся в XX веке после тех страшных злодейств невиданного исторического масштаба, на которые оказался способен человек, по-новому остро поставил вопрос о его природе, о правомерности "обожествления" природной данности человека, ее естественных границах.

Мир оказался во второй половине XX века перед жесточайшим выбором: либо погибнуть всем после ядерной, экологической, культурной катастрофы, либо строить, несмотря на все противоречия, конфликты, различия, сообщество нового гуманистического качества, уважающее каждого человека, все народы. Не случайно современную трактовку гуманизма сегодня любят называть общечеловеческой, пишут не столько о гуманистических, сколько об общечеловеческих идеях.

Единственным выходом из сложившейся ситуации может быть поиск и предъявление реальной гуманистической альтернативы. Этой альтернативой в России, по мнению автора, является, прежде всего, воспитание подрастающего поколения в духе гуманистических идей, учитывая особенности гуманизма: и не только русского, но и западноевропейского. На более высоком уровне уже созданы различные общества, связанные с распространением гуманистических идей не только среди широкой массы населения, но и в более узком кругу.

Новейшим явлением в жизни мирового гуманистического сообщества стало создание сети международных исследовательских центров. Информационные, коммуникативные и исследовательские цели этих центров сочетаются с разработкой конкретных гуманитарных программ, созданием гуманистических и атеистических библиотек, студий и т.д. В России такую функцию выполняет Центр исследований Российского гуманистического общества при МГУ имени. М.В.Ломоносова".1 Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. - СПб: Алетейя; М.: Логос, 1998. -СМ.

Предпосылкой исканий гуманистического мышления для разных людей в наши дни стала, в сущности, простая мысль: либо мы все погибнем, либо все вместе, опираясь на приоритет общечеловеческих ценностей, будем бороться за выживание. Выжить не могут крайние индивидуалисты, разрушающие накопленные человечеством ценности. Спасти человечество и самих себя может лишь мыслящий индивидуально, открытый другому, ответственный за мир человек.

Русский гуманизм универсален, но не космополитичен. Россиянин мыслит себя гражданином мира лишь в составе России, соборно, а не автономно. Вместе с тем, неверно было бы противопоставлять русский гуманизм западному. Скорее всего они вместе входят в богатство гуманистических традиций человечества.

Источники.

1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Республика, 1992. - 335 С.

2. Антология мировой политической мысли: В 5-ти томах. Т.З: Политическая мысль в России X - первая половина XIX в. - М.: Мысль, 1997. - 799 С.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства. XIV - XVII вв. - М.: Педагогика, 1985. - 367 С.

4. Бердяев Н.И. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М.: Мысль, 1991.-318 С.

5. Блок А. О литературе. - М.: Художественная литература, 1980 - 349 С.

6. Буркхардт я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М., 1996. - 412 С.

7. Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х томах. .- Т.1. -М: Мысль, 1971.-590 С.; Т.2. -М.: Мысль, 1972.-582 С.

8. Веселовский А.Н. Бокаччо, его среда и современники. - СП б, 1894. - 650 С.

9. Джамбаттиста Вико Основания новой науки об общей природе наций. -М.-К., 1994.-618С.

Ю.Вольтер. Статьи и материалы. - M.-JL: Изд. Акад. Наук СССР, 1948. - 499 С.

П.Вольтер. Философские сочинения. - М.: Наука, 1996. - 560 С.

12.Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М., 1938. - 438 С.

13.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. -605 С.

14.Гоббс. Сочинения: В.2-х томах. - Т.1. - М: Наука, 1989 . - 384 С; Т.2. - 360 С.

15.Гольбах. Избранные произведения. В 2 т. - М., 1963. Т.2. - 190 С.

16.Данте. Божественная комедия. - M.-JL: Гослитиздат, 1950. - 580 С.

17.Данте. Малые произведения. - М.: Наука, 1968. - 652 С.

18.Дидро Д. Сочинения. В 2 т. - М.: Мысль, 1986. Т.1. - 590 С.

19. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1998. - 572 С.

20.Житие Аввакума и другие его сочинения. - М.: Советская Россия, 1991. -368 С.

21.Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4 Т. 4. - М.-Л., Гослитиздат, 1960. -783 С.

22.Записки сенатора И.В.Лопухина. - М., Наука, 1990. - 212 С. 23.3латоструй. Древняя Русь X - XIII вв. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 304 С.

24.Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1993. - 288 С.

25.Изборник: Повести Древней Руси. - М.: Художественная литература, 1986. -446 С.

26.Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2-х томах. - М.: Госполитиздат, 1952. - Т. 1. - 712 С.; Т.2. - 607 С.

27.Карамзин Н.М. История государства российского: В 12 томах. - М.: Наука, 1989. Т.1, 5, 7. - 638 С., 554 С.

28.Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Т.1. СП б, 1914.-318 С.

29.Литература Древней Руси: Хрестоматия /сост. Л.А.Дмитриев. Под ред. Д.С.Лихачева. - СП б: Академ. Проект, 1997. - 544 С.

30.Ломоносов М.В. Сочинения. - М.Современник, 1987. - 442 С.

31.Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.:- Вече, 1997. -624 С.

32.Монтень. Опыты. -Ростов-на Дону: Феникс, 1998 . - 541 С.

33.Монтескье. Избранные произведения. - М.: Наука, 1955. - 374 С.

34.Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения (под редакцией Н.Д.Чечулина). - СП б, 1907.

35.Никольский Н.М. История русской церкви. - Минск, 1990. - 540 С.

36.Новиков Н.И. Избранные сочинения. - М.: Госполитиздат, 1985. - 744 с. 37.0 должностях человека и гражданина. Жажда познаний. - М.: Наука, 1980. -330 С.

38.Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности. - М.: Изд. -во УРАОД999. - 400 С.

39.Памятники литературы Древней Руси. Конец XY - первая половина XVI века. - М., Художественная литература, 1981. - 602 С.

40.Пересветов И.С. Сочинения. M.-JL, 1956. Т.2. - 146 С.

41.Петрарка. Эстетические фрагменты. -М.: Искусство, 1982. -210 С.

42.Петрарка. Избранная лирика. - М., Госполитиздат, 1953. - 115 с

43.Покровский М.Н. Избранные произведения. В 4-х книгах. Кн.1. - М.: Мысль, 1966.-725 С.

44.Радищев А.Н. Избранные сочинения. - M.-JL: Гослитиздат, 1949. - 854 С.

45.Радищев А.Н. Полное собрание сочинений: В 3 томах. - СП б. 1907 г. Т.1. -208 С.

46.Русские просветители. (От Радищева до декабристов). Собрание произведений. В 2-х т. -М.: Мысль, 1966. - Т.1.-440 С.

47.Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. - М.: Искусство, 1974.-Т.1.-406 С.

48.Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.-365 С.

49.Русский фольклор. Материалы и исследования. - M.-JL, Изд. - во Акад. Наук СССР, 1958.-446 С.

50.Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969. - 703 С.

51.Сумерки Богов: Сборник. - М.: Политиздат, 1989. - 396 С.

52.Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. Собрание сочинений. Т.2.М., 1988.-396 С.

53.Фонвизин Д.И. Избранные сочинения. - М.: Художественная литература, 1989.-607 С.

54.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. //Проблема человека в западной философии. -М.:Прогресс, 1988. - 547 С.

55.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Госполитиздат, 1991.-461 С.

56.Щербатов М. Сочинения. СП б, 1896. Т.1. - 390 С.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крутиер, Юлия Борисовна, 2000 год

Литература.

1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. - М.: Наука, 1979. - 174 С.

2. Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России XVIII -начала XIX веков. - М.: Наука, 1984. - 255 С.

3. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусства. - М., Советский художник, 1989.-287 С.

4. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века. //Общественные науки и современность. - М., 1997. -№ 3. С.73-105

5. Аурова Н.Н. Идеи Просвещения в 1-м Кадетском корпусе (конец XVIII -первая четверть XIX вв.) //Вестник МГУ. Серия 8, История. - 1996.-№1. С.34-42.

6. Байрамова С.Б. Художественная культура как средство гуманизации молодежи. - Диссертация на соискание ученой степени к.ф.н. - М.: ИМ, 1991,- 179 С.

7. Бандзеладзе Г.Д. О творческом характере нравственности. //Вопросы философии. -М., 1981. -№6.-С.31-34.

8. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. - 199 С.

9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.'.Наука, 1989.-270 С.

10. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху (Человек, Бог и мир в духовной культуреэпохи ранних буржуазных революций. Опыт культурологического исследования). - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 256 С.

П.Бицилли П.М. Место ренессанса в истории культуры. - СП б, 1996. - 258 С.

12.Боголюбова Е.В. Культура и общество (Вопросы истории и теории). - М., 1978.-232 С.

1 З.Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. М.: МГУ, 1986 г. - 120 С.

14.Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. - М.: Политиздат, 1991. - 525 С.

15.Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.пед.наук. - Л., 1990. - 38 С.

16.Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М.: Наука, 1977.-373 С.

17.Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. - Челябинск, 1995. - 221 С.

18.Галактионов А.А, Никандров П.Ф. Русская философия XI - XVIII веков. -Л., 1989.-613 С.

19.Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. - М.: Наука, 1986. - 484 С.

20.Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. - М.: Молодая гвардия, 1967. - 288 С.

21.Гуманизм. Атеизм. Религия. -М.: Политиздат, 1978. - 135 С.

22.Гуревич П.С. Гуманизм и вера. - М.: Знание, 1990. - 64 С.

23.Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь //Свободная мысль. -1995. -№5.-С.18-24.

24.Гурова Н.Л. Рациональность как тип культуры. - Диссертация на соискание ученой степени к.к.н. - М.: ИМ, 1998. -

25.Громыко М.М. Духовная культура русского крестьянства. //Очерки русской культуры XVIII века. Часть 1. - М., 1990. - С.299-357

26.Демин А.С. Русская литература второй половины XVII - начала-XVIII века. -М.: Наука, 1977 г. - 255 С.

27.Дербов Л.А. Просветители XVIII века в борьбе за развитие русской культуры //Историографический сборник. - Саратов, 1994. Выпуск 16. - С. 121-138.

28.Десницкий В.А. Избранные статьи по русской литературе XVIII-XIX вв. -М.-Л., 1958.-403 С.

29.Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество //Вопросы истории. - М., 1997. - № 12. - С.3-19.

30.Евсина Н.А. Архитектурная теория в России XVIII века. - М.: Наука, 1975. -262 С.

31.Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков российского консерватизма: Н.М.Карамзин. - М.: Изд. -во Мгу, 1999. - 234 С.

32.Живов В.М. Реформационная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII века //Из истории русской культуры. Т.З.-М., 1996. -624 С.

33.Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер: XVIII - первая треть XIX вв. -

Л.: Наука, 1978.-246 С. 34.3амалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители. Эпоха средневековья. -СПб, 1999.-270 С.

35.3амалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки

древнерусской духовности. - Л.: Лениздат, 1991. - 206 С. Зб.Западов А.В. Поэты XVIII века. - М.: Изд. - во МГУ, 1979. - 311 С. 37.3еньковский В.В. История русской философии. Том 1. Часть 1. - Л.: Эго, 1991.-220 С.

38.3еньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 1997. -367 С.

39.3именко В.М. Гуманизм искусства. - Л.: Художник РСФСР, 1971. - 271 С.

40.Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. -М.: Москва, 1997.-541 С.

41.История мировой культуры. Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение. - М.: 1998. - 429 С.

42.История русского искусства (под редакцией М.М.Раковой и И.В.Рязанцева). В 2-х томах. Т.1. - М.: Изобразительное искусство, 1979. - 361 С.

43.Итенберг Б.С. Россия и Великая Французская революция. - М.: Мысль, 1988.-253 С.

t

44.Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. - М.: Мысль, 1971.-396 С.

45.Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина. -М.: МГУ, 1976. - 196 С.

46.Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М.: Аспект -Пресс.- 1996.-367 С.

47.Коваленская Н.Н. О периодизации нового русского искусства XVIII - XX вв. //Искусство. - М., 1939. -№ 5. _ С.18-31.

48.Коваленская Н.Н. История русского искусства первой половины XIX века. -М.: Искусство, 1951. - 197 С.

49.Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века //Общественные науки и современность. - 1997. - № 5. - С. 108-117.

50.Кожинов В.В. Типология и своеобразие: Еще раз о построении истории русской литературы. //Контекст. Литературно-теоретические исследования. -М., 1975. - С.245-273.

51.Коломиец Т.А. Концепция человека во французском материализме XVIII века. - Киев, Наукова Думка, 1978. - 138 С.

52.Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. //Запад и Восток. Сборник статей. -М.: Наука, 1972.-496 С.

53.Копылов А.Н. Дискуссионные вопросы просветительства в России //Актуальные проблемы истории русской культуры. - М., 1991.--С.28-41

54.Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. - М.: Просвещение, 1987. - 319 С.

55.Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX вв. - М.: Изд. - во МГУ, 1983. - 223 С.

56.Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. -СПб: Алетейя; М.: Логос, 1998. - 360 С.

57.Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. - М.: Высшая школа. 1986.-398 С.

58.Культура эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1993. - 255 С.

59.Курочкина И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века //Общественные науки и современность. - М., 1997. - № 5. -С.48-60.

60.Лазарев В.Н. Проблема Возрождения в освещении ренессансных писателей и просветителей. Из истории социально-политических идей. - М.: Наука, 1955.-209 С.

61 .Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII - XVIII вв. - М.: Наука, 1990. - 292 С.

62.Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма //Вопросы философии. -1994.-№6.-С.22-29.

63.Литература и история: (Исторический процесс в творческом сознании русских писателей и мыслителей XVIII-XX вв.). Вып.2. - СП б: Наука, 1997.-399 С.

64.Литература и культура Древней Руси. Словарь - справочник. - М.: Высшая школа, 1994.-336 С.

65.Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет". Л.: Советский писатель, 1989. - 605 С.

66.Лихачёв Д.С. Избранное. Великое наследие. - СП б, Логос, 1997. - 559 С.

67.Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X - XVII веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973. - 254 С.

68.Лихачев Д.С. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры //Историко-филологические исследования. М.: Наука, 1974. - 466 С.

69.Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М.: Наука, 1970. - 180 С.

70.Лихачев Д.С. Прошлое - будущему: статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. -575 С.

71.Лихачев Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. - Л.: Наука, 1978.-200 С.

72. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. - М.: Мысль, 1998. - 750 С.

73.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.). - СП б: Искусство, 1998. - 413 С.

74.Мавродин В. Древняя Русь. - ОГИЗ, Госполитиздат, 1946 г., - 310 С.

75.Макагоненко Г.П. Проблемы Возрождения и русская литература. // Русская литература. -М., 1973. - № 4. - с.35-42

76.Малинин В.А. О гуманистической традиции в русской философии. //Философские науки. - М., 1990. - № 9. - с. 59 - 66.

77.Масонство и русская культура: (Сб. статей). - М.:Искусство, 1998. - 494 С.

78.Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. - М.: Знание, 1986.-61 С.

79.Межуев В.М. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977. - 173 С.

80.Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия. - 351 С.

81.Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. - М.:Мысль, 1983. -147 С.

82.Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. - М.: МГУ, 1994.-216 С.

83.Моряков В.П. Политические и социальные идеи Екатерины II //Вестник МГУ. - Серия 8, История. - 1995. - № 1. - С.3-7.

84.Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX - XVII вв. - М.: Просвещение, 1984. - 336 С.

85.Назаров В.Н. Нравственная мудрость как творчество жизни. //Философские науки.-М., 1991. -№ 11.-С.18-24.

86.Н.И. Новиков и его современники. - М.: Изд. - во Акад. Наук СССР, 1961. -535 С.

87.Н.И.Новиков и общественно-литературное движение его времени. - Л.: Наука, 1976.-255 С.

\

88.Носов С.Н. Идея сверхчеловечества и философия Вл.Соловьева //Философские науки. - М., 1991. - № 7. - С.56-67.

89.Ольщевская Л.А., Травников С.Н. Древнерусская литература и русская литература XVIII века. - М.: 1993. - 167 С.

90.0мельченко О.А. "Законная монархия" Екатерины II: просвещенный абсолютизм в России. - М., 1993. - 428 С.

91.Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. - М.: Юрист, 1996. - 575 С.

92.Очерки истории русской этической мысли. - М.: Наука, 1976. - 400 С.

93.Очерки по истории мировой культуры. - М.: Языки русской культуры, 1997. -495 С.

94.Очерки русской культуры XIX века. Том 1. - М., МГУ, 1998. - 230 С.

95.Очерки русской культуры XVIII века. Часть 3. - М.: МГУ, 1988. - 400 С.

96.Панибратцев А.В. Философия в Московской Славяно-греко-латинской академии (первая четверть XVIII века). - М., 1997. - 152 С.

97.Петров М.Т. Проблемы Возрождения в советской науке. - Л.: Наука, 1989. -240 С.

98.Петросян М.И. Гуманизм. - М., Мысль, 1964. - 335 С.

99.Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры (первая половина XIX века). - М.:Мысль, 1975. - 223 С.

100.Полагутина Л.В. Студенческие просветительские общества как явление культуры XVIII - XIX вв. //История вузов России. - СПБ., 1997. - С.12-15.

101.Полонская И.М. Русские просветители и отечественное книгоиздание второй половины XVIII в. //Книжное дело. - 1995. Выпуск 8/9. - С.67-71

102.Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. - М.: Знание, 1988. - 64 С.

103.Православие: Словарь атеиста. - М.: Политиздат, 1988. - 272 С.

104.Прохоров Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. - Л.: Наука, 1978. - 238 С.

105.Пушкарев JI.H. Общественно-политическая мысль России, вторая половина XVII в.: Очерки истории. - М.: Наука, 1982. - 288 С.

Юб.Пыпин А.Н. Масонство в России:: XVIII и первая четверть XIX в. -М.:Век, 1997.-486 С.

107.Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века. - М.: Искусство, 1975. - 239 С.

108.Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV вв. - М.: Наука, 1977. - 272 С.

109.Россия XXI. Общественно - политический и научный журнал. -М., 1999. -№ 3. -С.158-159.

I Ю.Русская мысль в век Просвещения. - М.: Наука, 1991,- 278 С.

111.Русский XVIII век и Запад. - М., Мысль, 1974. - 315 С.

112.Русское православие: вехи истории. - М.: Политиздат, 1989. - 720 С.

II З.Рыбаков Б.А. Стригольники: русские гуманисты XIV столетия. - М.: Наука, 1993.-334 С.

114.Сакулин П.Н. Князь В.Ф.Одоевский. Из истории русского идеализма. -М.:1913. - 435 С.

115.Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и эпоху Возрождения. -М.: Мысль, 1986.-284 С.

116.Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. - М.: Наука, 1978. - 285 С.

117.Сказкин С. Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма //Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. - М., 1973. - 510 С.

118.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М.: Высшая школа, 1996. --400 С.

119.Соловьев О.Ф. Русское масонство, 1730-1917 гг. - М.: Изд-во МГУ, 1993. -265 С.

120.Сохранит ли человечество человечность? - М.: Международные отношения, 1989. - 272 С.

121.Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века: (К постановке проблемы) //Русская литература. - СП б, 1995. - № 1. - С.76-92

122.Сухов А.Д. Русская философия: пути развития. - М.: Наука, 1989. - 207 С.

123.Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1999. - 575 С.

124.Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. - М.: Политиздат, 1989. - 559 С.

125.Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М.: Наука, 1974,-176 С.

126.Христианство и Русь. - М.: Наука, 1988. - 135 С.

127.Художественно - эстетическая культура Древней Руси (XI - XVII вв.). - М.: Ладомир, 1996. - 556 С.

128.Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. - М.: Наука, 1990.-240 С.

129.Чёрная Л.А. К вопросу о гуманизме в русской культуре //Философская и социологическая мысль. - Киев, 1989. - № 4.

130.Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. В 2-х книгах. -Кн.1,- М.: 1999. - 227 С.; Кн.2. - М.; 1999. - 236 С.

131.Шкуринов П.С. А.Н.Радищев. Философия человека. - М.: МГУ, 1988. - 222 С.

132.Щипанов И.Я. Философия русского Просвещения. - М.: МГУ, 1971. - 285 С.

133.Эйдельман Н.Я. Грань веков: Политическая борьба в России (XVIII -начало XIX веков). -М.: Мысль, 1982. - 368 С.

134.Экономцев И.И. Православие. Византия. Русь. - М., 1992. - 231 С.

135.Юдин А.В. Русская народная духовная культура.- М.Д999.-331С.

)

iggn-О-О/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.