Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Акъюлова, Миляуша Зиннатовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 232
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Акъюлова, Миляуша Зиннатовна
Введение.
Глава I. Общественно-исторические предпосылки развития идей гуманизма в истории педагогики и в произведениях башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв.
1.1. Историография развития идей гуманизма в отечественной и зарубежной педагогике.
1.2. Развитие идей гуманистической педагогики в произведениях башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв.
Выводы по первой главе.
Глава II. Развитие идей гуманистической педагогики в современной системе образования Башкортостана
2.1. Педагогический потенциал башкирской литературы в формировании гуманности у школьников.
2.2. Идеи гуманистической педагогики в системе модернизации современного общего образования Башкортостана.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Воспитание гуманности у старшеклассников средствами башкирской народной педагогики на уроках родной литературы2005 год, кандидат педагогических наук Акчулпанова, Альфия Ануровна
Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы2000 год, доктор педагогических наук Каримова, Ирина Холовна
Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана: Историко-педагогический аспект2004 год, кандидат педагогических наук Яхшибаева, Мукаддас Эгамбердиевна
Гуманистическая народная педагогика как основа художественно-дидактических произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья2003 год, кандидат педагогических наук Иванова, Лилия Фатыховна
Развитие концепций гуманистического воспитания в истории отечественной педагогики: последняя четверть XX в.2009 год, кандидат педагогических наук Сафин, Рушан Рафкатович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв.»
Гуманистическая традиция никогда не угасала в культуре человечества и сохранялась в качестве философской мысли в течение многих веков. На всем протяжении своего существования она обогащалась идеями личности как высшей ценности, пониманием самоценности различных периодов жизни человека, необходимостью раскрытия его внутреннего потенциала. Осознание человека как уникального явления, утверждение приоритета целостности его внутреннего мира, осмысление его роли в своей жизни, актуализация сущностных сил и творческого начала, создание оптимальных условий для раскрытия способностей, саморазвития и самореализации, в гармонии с собой и обществом является смыслом гуманистической педагогики.
Известно, что каждый индивид проживает в определенном культурно-историческом пространстве. А оно, в свою очередь, имеет свои особенные жизненные реалии, свои отличия и свои приметы. Взаимозависимые и взаимовлияющие культурно-исторические факторы определяют характер жизнедеятельности индивидуумов.
При рассмотрении проблем гуманистической педагогики в историческом аспекте возникает целый ряд вопросов: каковы были исторические предпосылки становления и развития гуманистической педагогики? Какие факторы повлияли на возникновение идей гуманистической педагогики? В чем заключается сущность и содержание гуманистической педагогики?
Предлагаемая нами работа призвана помочь найти ответы на поставленные вопросы.
Существует много различных суждений относительно культуры современного человека. Она является предметом оживленных дискуссий и споров. Причем, мнения высказываются самые противоречивые. Одни подчеркивают интеллектуальный рост молодежи, восхищаются ее образованностью, профессиональной компетентностью, широким диапазоном интересов, проявлением социальной инициативы и творчества. И это справедливо. Но во многом правы и те, кого беспокоят душевная невоспитанность, чрезмерный рационализм и утилитаризм, неразвитость культуры чувств, эмоциональная сухость, серость и ограниченность интересов. Обнаруживается односторонность вкусов, когда увлечение, например, рок-музыкой и современными музыкальными ритмами уживается с безразличием к классике, когда видео- или аудиокассета заменяет книгу. Большую тревогу вызывают нравственные пороки, разрушающие личность. Эгоизм, моральная распущенность, падение престижа труда и учебы, безответственность и бездуховность, алкоголизм, наркомания, проституция, преступность свидетельствуют также о низком уровне культуры.
Сегодня нам необходимо образование, которое помогло бы молодым людям «строить самих себя», расти духовно, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути. Все это возможно при использовании гуманистической педагогики с учетом особенностей современной жизни.
Осмысление зарубежной и отечественной традиции гуманистического воспитания предполагает концентрацию исследовательского взгляда на изучении механизмов и закономерностей физиологического, психического, интеллектуального, личностного, творческого, профессионального и социального роста человека на различных возрастных ступенях его развития. Учет этих закономерностей необходим при разработке путей и способов гуманизации образования в быстро меняющихся условиях современной действительности.
С философской традицией античности (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Конфуций, Пифагор, Платон, Сократ, Соломон, Эпикур) связан генезис понятия «гуманизм», которое впоследствии в эпоху Возрождения получило новое прочтение (Мишель Монтень, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Франческа Петрарка, Франсуа Рабле). В эпоху Просвещения проблему гуманизма рассматривали Г.В. Гегель, К. А. Гельвеций, Ф.А. Дистервег,
Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо. Традиции гуманизма раскрывались в трудах наших соотечественников А.И. Герцена, Г.Р. Державина, П.Ф. Каптерева, МБ. Ломоносова, Н.И. Новикова, Н.И. ГТирогова, А.Н. Радищева, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Гуманное отношение к детям, уважение к ним в полной мере проявилось в деятельности видных советских педагогов К.Н. Вентцеля, JI.C. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Современные исследования по проблемам гуманизма, сохранения и приумножения гуманистических ценностей, мировоззрения, его роли в жизни общества, личности и подрастающего поколения находят воплощение и в трудах современных отечественных педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов), чьи идеи, взятые в совокупности, получили название «педагогика сотрудничества». Педагогические основы гуманистических понятий и убеждений исследовали американские ученые А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс. Новые подходы, утверждающие гуманистические принципы в педагогической отечественной науке и практике на основе личностно-ориентированного подхода нашли отражение в разработках Е.В. Бондаревской, В.А. Петровского, И.С. Якиманской и многих других.
Успешное решение социальных, экономических, культурных вопросов применительно к особенностям времени требует развития новых качеств и свойств личности обучающихся, ориентированных на гуманистические ценности. Существенную помощь в этом призвано оказать изучение творческого наследия башкирских писателей и поэтов, представителей гуманистической просветительской деятельности XIX - XX вв.
Изучению различных аспектов литературно-педагогического наследия писателей и поэтов-гуманистов XIX - XX вв. посвящены работы Ф.Н. Баишева, Г.С. Кунафина, А.И. Харисова, Г.Б. Хусаинова, З.Я. Шариповой, Р.З. Шакурова И др.
При выявлении воспитательно-прогрессивных традиций народа гуманистического характера в творческом наследии башкирских писателей мы опирались на труды башкирских ученых Х.Х. Баймурзина, В.И. Баймурзиной, Д.Ж. Валеева, М.Х. Идельбаева, Р. Кузеева, К. Мэргена, Ф. Надршиной, А. Сулейманова, З.Я. Рахматуллиной, З.Я. Шариповой и др. Изучение их работ позволило нам определить влияние прогрессивных традиций башкирского народа на формирование личности гуманистов-писателей и гуманистов-поэтов XIX-XX вв.
Гуманность, высокая гражданственность и нравственность, чувствительность и мелодичность были теми основными чертами, которые находили выражение в содержании их творчества. Между тем педагогическое значение творческого наследия башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. в формировании личности, в т.ч. и гуманности, в современных условиях недооценивается учителями родной литературы.
Таким образом, актуальность исследования вызвана наличием противоречия между объективной необходимостью совершенствования процесса формирования гуманности у школьников и недостаточной изученностью педагогического потенциала произведений башкирских писателей и поэтов, а также их вклада в развитие идей гуманистической педагогики в XIX - XX вв.
Указанное противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы: какие идеи гуманистической педагогики получили развитие в творческом наследии башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. и каковы возможности башкирской литературы в формировании гуманности у школьников в современных условиях.
Решение данной проблемы является целью исследования. Это и обусловило выбор темы исследования - «Развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв.».
Объект исследования: процесс становления и развития гуманистической педагогики в теории и на практике.
Предмет исследования: развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв.
Основная гипотеза исследования основывалась на следующих предположениях:
- выявление общественно-исторических предпосылок становления и развития гуманистической педагогики в XIX - XX вв. способствует прослеживанию развития ее идей башкирскими писателями и поэтами в этот исторический период; к - развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. происходило во взаимосвязи с общим развитием системы образования в Башкирии, с общественно-экономическими и политическими условиями этого времени;
- объективный анализ учебных программ общеобразовательных школ по башкирской литературе для 9-11-х классов, изучение возможностей произведений башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. по формированию гуманности у старшеклассников, разработка методических рекомендаций по использованию этого потенциала значительно способствуют совершенствованию процесса формирования гуманности у школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить общественно-исторические предпосылки развития идей гуманизма в истории педагогики;
- раскрыть взаимосвязь развития идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв. с общим развитием системы образования в Башкирии, с общественно-экономическими и политическими условиями этого времени;
- проанализировать учебные программы общеобразовательной школы по башкирской литературе для 9-11-х классов, изучить педагогический потенциал произведений башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. для формирования гуманности у школьников.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс); идея гуманистической парадигмы образования (К.В. Гавриловец, В.И. Шиянов); положения концепции гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, С.Н. Лысенкова); концепции личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская); теория воспитательных систем, \ отраженная в трудах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой); труды отечественных ученых по истории педагогики (А.Н. Джуринский, Д.И. Латынина, А.И. Пискунов и др.); а также культурологический подход, который задает социально-гуманистическую программу деятельности; аксиологический подход, который рассматривает ценности как специфические социальные явления, как некоторые проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания, заложенные в историко-педагогическом опыте; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; исторический подход, который заключается в последовательном изучении и изложении конкретных, строго выверенных фактов истории образования, рассматриваемых в широком социокультурном аспекте; литературоведческий подход в анализе творческого наследия башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв.
Источниковой базой исследования послужили программно-методические документы, правительственные постановления и решения, учебники и учебно-методический комплекс, школьная документация, материалы педагогической и общественной периодики и др.
При решении поставленных задач в процессе исследования применялся следующий комплекс методов: исторический метод, который позволил проследить становление и развитие гуманистической педагогики, развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX -XX вв.; теоретический анализ и синтез философской, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (2003-2004 гг.) включал изучение и анализ исторической, педагогической и художественной литературы по проблеме исследования с целью оценки современного состояния изучаемого вопроса и степени его разработанности в историко-педагогических исследованиях, сбор, анализ, систематизацию рабочего материала, определение исходных позиций.
Второй этап (2004-2005 гг.) состоял в формулировке темы, цели, задач исследования, определении структуры и методологических основ работы, анализе творческого наследия башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв., в выявлении тенденций развития идей гуманизма и их реализацией в системе образования Башкортостана, теоретическом осмыслении и обобщении материала.
Третий этап (2005-2006 гг.) связан с систематизацией и обобщением результатов научного исследования, формулировкой теоретических положений и выводов, оформлением исследования в виде диссертации. Разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации по использованию гуманистических идей башкирских писателей и поэтов в современной педагогической практике.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: выявлены общественно-исторические предпосылки развития гуманистической педагогики в исследуемый период;
- впервые раскрыто развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX-XX вв. во взаимосвязи с общим развитием системы образования в Башкирии и общественно-экономическими, политическими условиями этого времени;
- изучены потенциальные возможности башкирской литературы в формировании гуманности у старшеклассников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, обосновывающие вклад башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. в развитие идей гуманистической педагогики, вносят новые элементы в существующие подходы к рассмотрению этнопедагогического наследия классиков национальной культуры на междисциплинарном уровне. Результаты исследования расширяют и углубляют научные представления о педагогических возможностях башкирской литературы для формирования гуманности у старшеклассников, открывают перспективы для дальнейшего исследования данной проблемы и трансформации их в педагогический процесс.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащихся в нем материалов в ходе реализации национально-региональных компонентов образовательных программ, при разработке учебных пособий и программ по родной литературе. Методические рекомендации по совершенствованию изучения произведений башкирских писателей и поэтов XIX-XX вв., содержание которых ориентировано на воспитание гуманности у учащихся, могут использоваться учителями-словесниками, преподавателями педагогических вузов при чтении курсов лекций и проведении практических занятий по педагогике, психологии и методике преподавания литературы; при разработке учебно-методических пособий и рекомендаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологическими и теоретическими положениями, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, апробацией результатов исследования в практике обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Генезис идей гуманизма в отечественной педагогике имеет свою логику развития, обусловленную социокультурной средой того или иного конкретного исторического периода, отражая в себе не только общечеловеческие начала, но и духовно-нравственные традиции общества и народа, особенности российского менталитета. Развитие идей гуманизма в истории педагогики и в произведениях башкирских писателей и поэтов XIX -XX вв. было обусловлено целым рядом общественно-исторических условий, важнейшим среди которых являются: быстрое и качественное развитие всей системы образования - от начальной школы до университетов, особенно с середины 80-х годов XIX вв., когда в России начался новый этап реформирования образования; все большее осознание прогрессивной частью населения роли образования и личности в развитии общества; возникновение значительного числа политических партий, в программах которых, как правило, выдвигались задачи по улучшению народного образования и повышению роли человека в построении более совершенного общества; появление целого ряда прогрессивных ученых, которые в своих трудах так или иначе рассматривали и обосновывали важность идеи общечеловеческого воспитания молодежи и необходимость ее реализации в условиях обновляющейся системы образования и реформирования общественных устоев и др.
2. Анализ содержания произведений наиболее известных в то время башкирских писателей и поэтов позволил выявить основные идеи гуманизма, которые нашли отражение в башкирской литературе в исследуемый исторический период, а именно: призыв к учению, получению разносторонних знаний и обучению подрастающих поколений применения их в своей жизнедеятельности, совершенствованию их нравственности; признание
1 величия матери и роли семьи в воспитании детей; о великой миссии каждого человека в совершенствовании социально-нравственных устоев общества и т.д. В произведениях башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. красной нитью проходит мысль о том, что призвание человека состоит в творении добра, «ему надлежит быть, прежде всего, ревностным в добрых делах». Они были убеждены, что высоконравственный человек должен обладать такими качествами, как гуманность, благородство, правдивость, великодушие, скромность, щедрость, готовность оказать помощь нуждающимся, стремление
Р овладеть науками.
3. Анализ учебных программ общеобразовательной школы по башкирской литературе для 9-11-х классов и опыт работы учителей показал, что в общеобразовательной школе изучению произведений башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. отводится незначительное время, и недостаточно используется их педагогический потенциал для формирования гуманности у школьников. В то же время изучение опыта работы передовых школ Российской Федерации показало, что с позиции гуманизма, воспитание может быть успешным лишь тогда, когда каждый ученик имеет возможность в I школьном возрасте через восприятие духовного наследия своего народа, через осмысление прогрессивных традиций разных народов, приобщиться к основам общечеловеческой культуры. Педагогический потенциал (афоризмы, поговорки, пословицы, народные сказки и песни, басни, легенды, сказания-притчи, рассказы-притчи, описание обычаев, традиций, обрядов, ритуалов башкирского народа и т.д.) произведений башкирских писателей и поэтов возможно и необходимо использовать в процессе гуманизации и демократизации содержания образования и организации межличностных отношений в условиях образовательного учреждения и семьи для формирования у личности гуманных качеств; совершенствования нравственности, гражданственности и толерантности старшеклассника; повышения роли семьи в воспитании детей и т.д. Методические рекомендации, разработанные автором по совершенствованию изучения произведений башкирских писателей и поэтов XIX-XX вв., в которые включены план-конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, тесты на выявление знаний учащихся, планы изучения произведений, планы-конспекты уроков, анкеты.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты отражены в публикациях автора. Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Башкирского государственного университета, на научно-практических конференциях международных, российских, региональных уровней.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века2005 год, кандидат педагогических наук Абдрафикова, Альбина Ринатовна
Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья2000 год, доктор педагогических наук Маликов, Рустам Шайдуллович
Развитие гуманистической педагогической мысли тюркскими просветителями Золотой Орды2012 год, кандидат педагогических наук Гарипова, Алия Накиповна
Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая2009 год, кандидат педагогических наук Афанасьева, Ирина Валерьевна
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей0 год, кандидат педагогических наук Мусханова, Исита Вахидовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Акъюлова, Миляуша Зиннатовна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Анализ программ по башкирской литературе для 9-11-х классов с целью выявления педагогического потенциала творческого наследия башкирских писателей и поэтов XIX - XX вв. показал, что, в них отводится незначительное время изучению произведений авторов исследуемого периода, и, к сожалению, их педагогический опыт не стал еще предметом серьезного внимания. Имеется богатый неиспользованный материал, который может стать фактором формирования гуманности у школьников.
2. Новое педагогическое мышление вопреки сильному влиянию материального фактора на первое место выводит духовные ценности, и в соответствии с данной тенденцией оно в качестве приоритетных признает духовные интересы и идеалы, самоутверждение и свободу личности, утверждает гуманный характер воспитания и в этой связи предлагает пересмотр целей современного образования и выдвигает в качестве цели формирование личности человека.
3. Как видно из экскурса в историю становления и развития гуманистической педагогики, в основе педагогических традиций и педагогических воззрений европейских и отечественных мыслителей и педагогов на протяжении всей истории лежал личностный подход к воспитанию и обучению. В современной образовательной практике этот подход по-прежнему делает акцент на естественном процессе саморазвития задатков и творческого потенциала личности и создании для этого соответствующих условий. В связи с этим личностный подход расценивается многими отечественными учеными как фундаментальный методологический принцип новой парадигмы образования, получившей вслед за этим подходом название парадигмы личностно-ориентированного образования.
4. Ведущей гуманистической идеей нового педагогического мышления является идея развития (она предполагает создание необходимых условий для развития личности; обеспечение развития и саморазвития самой системы образования, кроме того, в новом педагогическом мышлении существует идея народности и национального характера), идея плюрализма (вариативность, наличие различных программ по одному предмету, альтернативность), идея открытости образования (создание школы свободной от идеологических, политических, экономических т.д. запросов, обращение к глобальным проблемам, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и групповыми), идея регионализации образования (наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии), идея гуманизации содержания образования (эта идея вызвана изменениями в мышлении людей в конце XX столетия: отказ от технократических и рационалистических традиций), идеи дифференциации образования (индивидуализации образования), идея развивающего деятельностного характера образования (пробуждение способности личности к самостоятельному труду, требует отказа от нетворческой деятельности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мировой истории человечества идеи гуманистической педагогики выполняли особую роль. Они помогали человеку в борьбе за достойную жизнь, вселяли надежду на будущее, влекли к новым вершинам развития. Гуманизм в современных условиях является методологическим основанием образования и воспитания, нравственной основой формирования личности. Это стало особенно заметно в связи с процессами, происходящими в России, в мире, с глобализацией общества, где, в свою очередь, постоянно растут материальные потребности, желания современного человека, но духовно он, зачастую, становится беднее, черствее, отчужденнее, другими словами, бесчеловечнее, антигуманнее.
Современная цивилизация требует дальнейшего развития гуманистических идей. Основываясь на достижениях гуманистической мысли прошлого, современный гуманизм перешел на более высокую ступень развития. Он по-прежнему изучает человеческую природу, взаимодействие личности и общества, содержание бытия и деятельности человека, но на современном этапе изучение этих проблем осуществляется в единстве теории и практики. Теоретико-философский аспект рассматривает реальную человеческую личность, ее природу и сущность. Практический аспект научно исследует и вскрывает причины возможной дегуманизации человеческой жизни и указывает пути ее гуманизации, в том числе и в сфере образования.
В основе существующих сегодня гуманистических ценностей лежит опыт человечества, устремления, потребности и импульсы к активной деятельности, развитию творчества. Ценности гуманизма, являясь универсальными и предельными, должны стать основой решения многих проблем современности. Осуществленный нами исторический экскурс в теорию гуманизма доказывает, что:
- Гуманистические идеи имеют богатую историю развития;
- История мировой гуманистической мысли представляет собой путь, проделанный человечеством в поисках духовных основ;
- Первые представления о гуманизме возникли в глубокой древности, а понятие «гуманистическая педагогика» - в эпоху Возрождения;
- Суть современного гуманизма состоит в его социальной направленности, т.е. гармоничного сочетания личных и общественных интересов в человеке, в практическом решении насущных проблем существования, в правильном сочетании физических и духовных потребностей.
Изучение педагогического наследия Башкортостана, уникального по своей самобытности, требует выработки методологических подходов, позволяющих объективно оценить образовательный опыт прошлых веков и рассмотреть его во взаимосвязи и взаимообусловленности с социальными, экономическими, политическими и культурными процессами, происходившими в стране на разных этапах ее развития. Необходимость определения ближайших перспектив развития национальной школы требует усиленного внимания к истории и философии образования, анализа и обобщения накопленного опыта и достижений национальной педагогической мысли. Изучение истории становления и развития национальной школы Башкортостана в XIX - XX вв., ее особенностей позволяет выявить то положительное, что при определенной модификации, поправке может стать жизнеспособным в действующей образовательной практике. Обращение к истории отечественной педагогики, ее традициям, опыту педагогов прошлых веков необходимо прежде всего с целью воссоздания, а точнее - реконструкции с поправкой на современность подходов к формированию нравственной личности, поскольку поиск духовного смысла воспитания и привития учащимся традиционной системы ценностей, и переход от единообразной модели общеобразовательной школы к полинациональной, от авторитарной парадигмы национального образования - к гуманистически ориентированной составляют одну из главных задач современной педагогики.
Выявляя развитие идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX - XX вв., нами установлено, что их мировоззрение основываются, прежде всего, на общечеловеческом, гуманистическом фундаменте. Вопросы морали, нравственного совершенствования человека проходят красной нитью практически во всех трудах писателей и поэтов. Объясняя моральными факторами природу добра и зла, социальной несправедливости, наряду с наукой и просвещением, писатели отводят им одну из главнейших ролей в решении проблем общественной жизни. По их убеждению, призвание человека состоит в творении добра, ему должны быть чужды корыстолюбие, жадность, скупость, зависть. И напротив, гуманный человек должен обладать такими качествами, как благородство, правдивость, великодушие, скромность, щедрость, готовность оказать помощь нуждающимся. Критерием зла и добра, нравственного и безнравственного писатели и поэты исследуемого периода считают разум. Важнейшее место в художественных произведениях писателей занимает идея просвещенной личности, идея всесторонне образованного, духовно богатого, совершенного человека. Решающую роль в формировании гуманного человека, его духовного мира, физических и нравственных качеств они отводят не происхождению, не социальной принадлежности, а обучению и воспитанию. Оценивая ум и образованность, ими особо подчеркивается важнейшая роль нравственности в интеллектуальном развитии человека.
Практически все исследуемые нами произведения башкирских писателей и поэтов пронизаны мыслью, что главные человеческие ценности заключаются в семейном воспитании детей.
Характеризуя условия становления своих героев, писатели делают особый упор на трудовое воспитание как на краеугольный камень всестороннего развития личности. Те герои произведений башкирских писателей становятся лучшими людьми, кто ближе к людям труда, кто с детства видел нужду и узнал труд. Во взглядах просветителей трудолюбие, высокое мастерство являются одной из важнейших граней общечеловеческой морали, гуманизма.
Таким образом, сущность гуманистического воспитания, по мнению писателей и поэтов XIX - XX вв., заключается в формировании уважения к человеку, способности к саморазвитию и самореализации; в развитии положительного отношения к жизни, природе, труду, любви к ближнему; организации воспитания с учетом закономерностей развития ребенка, его возрастных, индивидуальных, национальных особенностей. Одним из главных моментов гуманистической концепции в произведениях писателей является идея служения общественному благу, интересам всего народа. Гуманизм в творчестве писателей и поэтов, отрицание им насилия, восхваление интеллекта, свободы мысли, законности, призыв к высокой нравственности актуальны свое значение и в наше время.
Изучение гуманистических идей в произведениях башкирских писателей помогает решать следующие задачи:
- патриотическое и интернациональное воспитание - приобщая читателей к гуманистическим традициям народа, а также достижению национальной художественной культуры, писатели и поэты своими произведениями воспитывают уважение к своей Родине, формируют национальное и интернациональное самосознание;
- развитие культуры личности, аккумулирующая огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в творческом наследии писателей XIX - XX вв.;
- развитие душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей;
- эстетическое воспитание - высокое нравственное содержание художественного произведения способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств;
- экологическое воспитание - художественная литература описывает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережному и сочувственному отношению.
В ходе анализа литературных произведений башкирских писателей и поэтов нами выявлены основные положения:
- Основная ценность и одновременно цель воспитания - это ребенок во всем многообразии своей индивидуальности. Задача состоит в развитии природной сущности ребенка, которая изначально положительна, воспитании детей в соответствии с представлениями каждого народа об идеале совершенного человека с учетом общественного развития. Педагогический потенциал (афоризмы, поговорки, пословицы, народные сказки и песни, басни, легенды, сказания-притчи, рассказы-притчи, описание обычаев, традиций, обрядов, ритуалов башкирского народа и т.д.) произведений башкирских писателей и поэтов возможно и необходимо использовать в процессе гуманизации и демократизации содержания образования и организации межличностных отношений в условиях образовательного учреждения и семьи для формирования у личности гуманных качеств; совершенствования нравственности, гражданственности и толерантности старшеклассника; повышения роли семьи в воспитании детей и т.д.;
- Литературные произведения дают нам знания о процессуальных аспектах семейного воспитания, где важное место занимает воспитание трудолюбия, стремления к знаниям, учению, нравственных качеств. Родители в семье являются примером для подражания, приобщая своих детей к традиционным видам жизнедеятельности. Именно в семье прививается любовь и уважение к собственной культуре, родному языку, уважение к национальным корням. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества, как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность. Основы будущего нравственного и духовного "Я" ребенка закладываются именно в семье. Чем приятнее будут воспоминания о детстве, тем более вероятней будет и нравственная состоятельность взрослого человека. Жизненный опыт показывает, что благородные духовные качества молодежи - не только основа ее достойной будущей жизни, но и необходимое условие надежной старости старшего поколения;
- Большое значение в творчестве писателей в воспитании гуманности имеют темы, посвященные природе. Гуманный человек - это личность, которая бережно и заботливо относится к природе. Природа всегда была средой бытия народа, здесь происходит воспроизводство человека, его сущностных сил, плоти и духа. С природой во многом связана духовная состоятельность личности, и из нее она черпает жизненную энергию и творческие силы. Гуманная личность видит в природе не храм и не мастерскую, а прежде всего, хранительницу живого народного духа, среду человеческой самореализации.
В работе особое место занимает разработанные нами методические рекомендации по совершенствованию изучения произведений башкирских писателей и поэтов XIX-XX вв., содержание которого ориентировано на воспитание гуманности у подрастающего поколения. Методические рекомендации предназначены для учителей родной литературы общеобразовательной школы, классных руководителей.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что изучение развития идей гуманистической педагогики башкирскими писателями и поэтами XIX-XX вв. показывает, что в их произведениях содержится богатый педагогический потенциал. Их творческое наследие способствует формированию у школьника гуманности, интеллигентности, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам.
Данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту трактовки и решения глобальной проблемы воспитания и образования подрастающего поколения, вместе с тем мы полагаем, что оно окажет определенную помощь учителям родной литературы и языка, воспитателям в решении проблем учебно-воспитательной деятельности в современных условиях ее демократизации и гуманизации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Акъюлова, Миляуша Зиннатовна, 2006 год
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. — М.: Аргументы и факты, 1993. - 605 с.
2. Акмулле 150 лет. Статьи и материалы, посвященные юбилею поэта. -Уфа, Башкирское книжное издательство, 1984. - 144 с.
3. Акмулла Мифтахетдин. Стихи. Перевод с башкирского. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. - 160 с.
4. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. - 216 с.
5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?. Кн. для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. - 560 с.
7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. - С. 57.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. — М.: Педагогика. T.1, 1980. - 230 с.
9. Арефьева Г.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. -М.: Педагогика, 1990. 47 с.
10. Ахмадиев Р.Б. Суть и суд жанра. Уфа: Китап, 1997. - 128 с.
11. Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма. М.: Прометей, 1992. - 51 с.
12. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М. : Педагогика, 1985.- 192 с.
13. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1971. 296 с.
14. Бадмаев В.И. Национальная идентификация как философская проблема: Дис. канд. филос. наук. -М., 1996. -143 с.
15. Бадмаев А.В. Итоги исследования литературы и проблем фольклора за тридцать лет / Ученые записки КНИИМФ. Вып. XI. - Элиста, 1973. —1. С. 136-172.
16. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа: Китап, 1996. - 176 с.
17. Баймурзин Х.Х. Физическое воспитание в этнопедагогике башкирского народа. Уфа, 1999. - 46 с.
18. Баймурзин Х.Х. Тюркская народная педагогика физического воспитания: теория и практика / Х.Х. Баймурзин. Уфа: изд-во Башк. ун-та, 2004. - 308 с.
19. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа, 1996. - 156 с.
20. Баймурзина В.И. Теория и практика башкирской народной педагогики. Учеб. пособие. Уфа. 1995.- 145 с.
21. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Автореф дисс. . докт. пед. наук Казань, 1997. - 41 с.
22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - 444 с.
23. Башкирская литература и литературный язык на современном этапе. -Уфа: Институт истории, языка и литературы, 1979. 113 с.
24. Безрогов В.Г. Царь Соломон и «литература премудрости». М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. - С. 17.
25. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. М., 1976. - 222 с.
26. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М. 1990. 192 с.
27. Бенин B.JI. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учеб. пособие. -Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. 515 с.
28. Биишева 3. Униженные. С. 52.
29. Бикбаев Р.Т. Шайхзада Бабич. Жизнь и творчество. Литературоведение. -Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. 304 с.
30. Бикбаев Р.Т. Время. Поэт. Народ. М.: Современник, 1986. - 240 с.
31. Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. М.: Наука, 1991.-140 с.
32. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998.- 113 с.
33. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.
34. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Автореф. дисс . д-ра пед. наук. М., 1980. - 28 с.
35. Бондаревская Е.В. Гуманистическая программа личностно-ориентированного образования //Педагогика, 1997. №4.
36. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов на Дону, 1995. - 168с.
37. Бондаревская Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. зав., слушателей ИПК, учителей. Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. - 564 с.
38. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов на Дону, 1995. - С. 111-127.
39. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Питер, 2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»),
40. Валеев И.И. Педагогика Мустая Карима. Уфа: Китап, 2002. - 208 с.
41. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. Уфа: Китап, 2001.352 с.
42. Валеев И.И Педагогика Мустая Карима. Уфа: Китап, 2002. - 208 с.
43. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. Казань, 1997. 172 с.
44. Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. Литературоведческая монография. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - 352 с.
45. Вентцель К.Н. Свободное воспитание / Сб. избранных трудов. М.: А.П.О., 1993.-С. 170.
46. Воздухова В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема: Автореф. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. - М., 1990. - 30 с.
47. Волков Г.Н. История этнопедагогики. Воспитание и образование в России X начала XX века. М., 1997.
48. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
49. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. 441 с.
50. Волков Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Ч. I. -Чебоксары, 1991. С. 8-13.
51. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.
52. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: ACADEMIA, 2000. -176 с.
53. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр./Под ред. Л.И. Новиковой. -М.: НИИТиИП, 1992. 134 с.
54. Воспитательная система школы: Сб. ст./ Отв. ред. Л.И. Новикова. М.: Пед. общество РСФСР, 1991. - 132 с.
55. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. -М.: Знание, 1989. 80 с.
56. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматических теорий/ Под ред. В.А. Караковского. М.: Сентябрь, 1997. -112 с.
57. Воспитание творческого читателя //Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе. Книга для учителя. / Под ред.
58. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. -М.: Педагогика. 1981. 240 с.
59. Выготский JI.C. Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
60. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
61. Выготский Л.С. Педагогическая технология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
62. Гавриловец К.В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. Минск: Нар. асвета, 1985. - 183 с.
63. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. К.: Рад. Школа, 1982. - 136 с.
64. Гафаров Б.Б. Теоретические и методические основы изучения башкирской литературы в школе. Уфа: Гилем, 2001. - 258 с.
65. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании / Сост. В.И. Ширяев. М.: Педагогика, 1990. - 368 с.
66. Гернгунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
67. Гималова М.Г. Программы по башкирской литературе для 5-8 классов. -Уфа, 1992.-39 с.
68. Гималова М.Г., Хусаинов Г.Б. Программы по башкирской литературе для 5-11 классов средней школы. Уфа, 1994. - 83 с.
69. Гогоберидэе Г.М. Уроки литературы в национальной школе Карачаево-Черкессии /11 класс/. Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. из-во, 1994. - 62 с.
70. Горький A.M. Собрание сочинений в 30 томах. М.: Художественная литература, 1953, т. 25. - С. 42.
71. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова / Под общейредакцией доктора педагогических наук H.J1. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.
72. Гуманистическое воспитание школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Казань, КГПИ, 1983. - 163 с.
73. Гуманистический идеал и социальная практика: Межвузов, сб. науч. тр./ Под. ред. доц. Э.Р. Барбашиной. Новосибирск: Новосиб. ун-т., 1989. - 168 с.
74. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: метод, пособие для преподават. и студ. педвузов (Пер. с фин. А. Ойттинен). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
75. Гуманистический пафос советской литературы. «Наука», М., 1982, с. 238./ Под ред. Г.А. Белая, Н.К. Гей,. И.Ю. Подгаецкая, Л.М. Юрьева.
76. Гуманистические традиции в учебно-воспитательном процессе. Сб. статей / Отв. ред. И.Е. Карпухин. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000.- 139 с.
77. Гуманистические традиции и инновации в педагогике. Научные труды и материалы X Международной научно-практической конференции / Под ред. З.Г. Нигматова, Р.Ш. Маликова. Казань: Изд-во Казанск. пед. ун-та, 2003. -262 с.
78. Гуревич П.С. Культурология: Учебник / П.С. Гуревич. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 280 с.
79. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика, 2000. №10. - С. 32-38.
80. Гусейнов А.А. Великие моралисты / А.А. Гусейнов. М.: Республика, 1995.- 351 с.
81. Готовцев И.И. Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников: Дисс. . канд. пед. наук. Чебоксары, 2003. - 150 с.
82. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. - 301с.
83. Дармодехин СВ. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика. № 1. - 2001. - С. 10-18.
84. Джунусова Г.К. Воспитание учащихся в духе гуманизма. Алма-Ата: Изд. «Мектеп», 1977. - 74 с.
85. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Джуринский. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -400 с.
86. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
87. Джуринский А.Н. Размышления над историей педагогики // Педагогика. -2001, №6. -С. 79.
88. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 352 с.
89. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
90. Джуринский А.Н. Размышления над историей педагогики. // Педагогика. -2001. №6.-С. 72-79.
91. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк/С.Ф. Егоров-М.: Педагогика, 1987.-152 с.
92. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
93. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Под ред. Ганелина Ш.И. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. - 323 с.
94. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1997.- 160 с.
95. Зайнаб Биишева. Жизнь и творчество. Уфа: Китап, 1993. - 288 с.
96. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. - 64 с.
97. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов /
98. И.А. Зимняя. 2-е изд., доп., исправ., и перераб. - М.: Логос, 2003. - 284 с.
99. Малютина А.В. Гуманистическое воспитание младших подростков средствами художественной литературы: Дис. . канд. пед. наук. Воронеж, 2000- 180 с.
100. Маслоу А. Мотивация личности //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -1991, №3. 96 с.
101. Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях: Монография. М.: Изд-во УДЫ, 1986.-84 с.
102. Из истории башкирской литературы XIX века: Сборник статей. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1989. - 160 с.
103. Из истории мировой гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений / Сост. А.Ф. Малышевский. -М.: Просвещение, 1995.-431 с.
104. История башкирской советской литературы. Очерки. Под ред.
105. Л.Г. Барага, Х.Ш. Зинатуллиной, А.И. Чанышевой. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1966. - 369 с.
106. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т./ И.Г. Акманов, Н.М. Кулбахтин, А.З. Асфандияров и др.; Под ред. И.Г. Акманова. Т. 1. История Башкортостана с древнейших до конца XIX в. Уфа: Китап, 2004.-488 с.
107. История Башкортостана. Ч. 1. С древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 8 кл. Под ред. И.Г. Акманова. - Изд. 5-е. - Уфа: Китап, 2002. -224 с.
108. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. -Уфа: Китап, 1996. 520 с.
109. История Башкортостана с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие / Под ред. И.Г. Акманова, Н.А. Мажитова, Р.З. Янгузина, А.З. Асфандиярова, М.М. Кулынарипова. Уфа: Башк. университет, 1991. - 349 с.
110. История образования педагогической мысли. Краткое учеб. пособие. -Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. С. 11-12.
111. История педагогики. Учебник для студентов пед. институтов /
112. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1982. - С. 17.
113. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 512 с.
114. История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие / Под ред А.И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 1997.- 192 с.
115. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 544 с.
116. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп./Сост. В.И. Викторов. -М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
117. Кадрия Салимова, Нана Додде. Педагогика народов мира: История и современность. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 576 с.
118. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Просвещение, 1990. - 40 с.
119. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
120. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М.: НМО «Творческая педагогика», 1991. - 125 с.
121. Караковский В.А. Любимые мои ученики. М.: Знание, 1987. - 80 с.
122. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. - 80 с.
123. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
124. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
125. Кильмухаметов Т.А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: Башкирское издательство «Китап». - 336 с.
126. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. - 64 с.
127. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
128. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образов, учреждений средн. проф. образования. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 352 с.
129. Козлов Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М.: Изд. Московского университета, 1985.-128с.
130. Коменский Я.А. Великая дидактика. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. Сост. А.И. Пискунов. М., 1971. - С. 169.
131. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее саморазвитие. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
132. Константинов Н.А. и др. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.И. Медынский, М.Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
133. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г.Б. Корнетов // Педагогика. 1999. - №3. - С. 43-49.
134. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Книга для учителя. Самара: Университетское, 1994. - 136 с.
135. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Педагогика, 1981. - 190 с.
136. Кудряшев Н.И. Теоретические основы методики литературы /Методика как наука. Курс литературы в средней школе. Методы обучения/ Автореф. дисс. . д-рапед. наук. М., 1970. - 57с.
137. Кудина Г.И, Новлянская З.Н, Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. —М: Педагогика, 1980. -80 с.
138. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. - 128 с.
139. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1994. -181 с.
140. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. М.: Academia, 1999. - 321 с.
141. Кунафин Г.С. Поэтическое эхо прошлого. Развитие жанровой системы башкирской манифестационно-публицистической и нарративной поэзии. Уфа: Китап, 2004.-316 с.
142. Кунафин Г.С. Башкирская литературная песенняя поэзия XIX начала XX веков: Проблемы формирования и развития жанровой системы. - Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1997. - 155 с.
143. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб.-практич. пособие / С.В. Кульневич. Росто н/Д: Учитель, 2001. - 160 с.
144. Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления (VIII-XVIII вв.): Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. - 112 с.
145. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2005. 603 с.
146. Литвинова Л.В. Воспитание гуманизма у детей младшего школьного возраста. Алма-Ата, изд. Мектеп, 1966. - 42 с.
147. Лихачев Б.Т. Философия образования. М.: Педагогика, 1996. - 73 с.
148. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. М.: Педагогика, 1991. -344 с.
149. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. Минск: Народная асвета, 1990. -186 с.
150. Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана: история и перспективы: Монография. М.: Высшая школа, 2003. - 184 с.
151. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
152. Максимов В.Г. Технология формирования творческой личности учителя. -Чебоксары, 1996. -227 с.
153. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера", 1999.-300 с.
154. Маликов Р.Ш. Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической мысли средневековья: Автореф. дис. . доктора пед. наук. Казань, 2000.44 с.
155. Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М.: Прометей,1993.- 173 с.
156. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педаг-я система Хуана Луиса Вивеса: Учебное пособие. М.: Народное образов-е, 1995. - 136 с.
157. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М: Политиздат,1994.-75 с.
158. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учеб.-методич. пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. М.: Мирос, 2001. - 207 с.
159. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1976. 224 с.
160. Монич К.И. Воспитание гуманизма у школьников. Минск: Нар. асвета, 1973.
161. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 272 с.
162. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1980. - 24 с.
163. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М.: Логос, 1996.-106 с.
164. Никифирова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: Книга, 1972.-С. 150.
165. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. -М.: Эгвес, 2000. 272 с.
166. Новиков Н.И Избранные педагогические сочинения. / Сост. Н.А. Трушин. М.: Учпедгиз, 1959.-251 с.
167. Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М.: Знание, 1992. -80 с.
168. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
169. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов высш. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 544 с.
170. Педагогика свободы. Альманах вальдорфской педагогики // Московский центр вальдорфской педагогики 1995. - №3. - 94 с.
171. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской. М.: Просвещение, 1969. - 396 с.
172. Пером и словом. Литературоведение. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1993. - 208 с.
173. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Р.С. Пионова. -Мн.: Университетское, 2002. 256 с.
174. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. - 496 с.
175. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов.- 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. - 528 с.
176. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. -М.: 1971. С. 169.
177. Поляков С.Д. О новом воспитании: Очерки коммунарской методики. -М.: Знание, 1990.-80 с.
178. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 е.: ил.
179. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Процесс воспитания. -256 с.
180. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. -М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
181. Полякова А.Л. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования: Диссер. . канд. пед. наук. -Волгоград, 1998. 183 с.
182. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху: Учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации преподавателей вузов.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. 104 с.
183. Программа по башкирской литературе для 5-11 классов/ Сост.
184. М.Г. Гималова, Г.Б. Хусаинов. Уфа: «Китап», 1994.- 83 с.
185. Программа по башкирской литературе для 5-11 классов. Уфа: Информреклама, 2003. - 70 с.
186. Резванова Э.Д. Гуманизм как единство инновации и традиции: социально-философский аспект (в контексте итальянского Возрождения): Автореф. дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1997. -25 с.
187. Ремшмидт X. Детская и подростковая психология: Введение в практику / Пер. с нем. Т. Дмитриевой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с.
188. Рогова P.M. Развитие гуманистических мировоззрений и ценностных ориентаций личности М.: ИРПРАОМ, 1996. - 96 с.
189. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Педагогика, 1992.-250 с.
190. Романюк JI.B. Проблема гуманизма в русской педагогике второй половины XIXвека: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1997. 24 с.
191. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. //Гл. ред.
192. B.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 е., Т. 1. - А-М- 1993.
193. Руссо Ж.-Ж. «Эмиль, или о воспитании». Пед. соч. в 2 т. Т. 1. М. 1981.1. C. 77.
194. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2004. - 724 с.
195. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV XVII вв.) / сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 400 с.
196. Обучение и воспитание в современной школе (Пособие в помощь педагогам). / Под ред. Валеева И.И М.: Изд. МПСИ, 1999. - 122 с.
197. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого. Под ред. В.Н. Шацкой и Л.Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1976. - 120 с.
198. Салимова Л.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших подростков на взаимосвязи прогрессивных традиций русской и башкирской народной педагогики: Дисс. . канд. пед. наук. Уфа, 1996.145 с.
199. Салихов М.В. Философия и педагогика человека в творчестве Мустая Карима / М.В. Салихов. Ульяновск: Б.и., 2003. - 147 с.
200. Сахипова Р.А. Традиции татарской народной педагогики как средства воспитания заботливого отношения к людям у подростков: Дисс. . .канд.пед.наук.-Казань, 1996.-218 с.
201. Селиванова H.JI. Школьный класс. М.: Знание, 1988. - 80 с.
202. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем: Учебное пособие. М.: Логос, 1999. -271 с.
203. Сидоркин A.M. Парад предрассудков. Знание, 1992. - 80 с.
204. Сидоркин A.M. Пособие для начинающих Робеспьеров. М.: Знание, 1990.-80 с.
205. Симонов В.П. Диагностика личности и профессиональное мастерство учителя. -М.: Международная академия, 1996. 122 с.
206. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. - 216 с.
207. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования. М.: Магистр, 1994, №6. - С. 4-8.
208. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.-223 с.
209. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
210. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997. 223 с.
211. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
212. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. - 184 с.
213. Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я»: Полезная и занимательная книга для детей и взрослых. М.: Нар. образование, 1999. - 175 с.
214. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.- 1600 с.
215. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992. - 740 с.
216. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998. - 1064 стр.
217. Соломон и «литература премудрости». / Сост. В.Г. Безрогов. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 221 с. - (Антология гуманной педагогики)
218. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М., 1981, том 3.-С. 123-124.
219. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. -288 с. - (сер. «Педагогическое наследие»).
220. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. 2001. - №4.1. С. 14-19.
221. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003. -256 с.
222. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 448 с.
223. С.Т. Шацкий: работа для будущего: Книга для учителя / Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
224. Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988.- 136 с.
225. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1 и 2. М.: 1993.
226. Ткачев В.Н. Сотворение личности. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 174 с.
227. Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие / З.П. Трофимова. -М.: Изд-во МГУ, 1992. 128 с.
228. Толстой JI.H. Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.
229. Тулебаева М.С. «Становление и развитие системы управления образованием в Башкирии (конец XI в. XX в.): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Уфа, 2001.-21 с.
230. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. С.Г. Вершковского. — Л.: 1991. 180 с.
231. Ушинский. Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
232. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90 е годы XIX в. / Отв. ред. Х.Ф. Усманов. - М.: «Наука», 1994. -144 с.
233. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований // Педагогика. 2000. - №9. - С. 11-17.
234. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. -815 с.
235. Хажиев Р.З. Башкирская публицистика 20-30-х годов: учебное пособие по истории башкирской журналистики / Изд. Башкирск. ун-та. Уфа, 1998. -112 с.
236. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII XIX века). Башкирское книжное издательство. - Уфа, 1973. - 294 с.
237. Художественная литература в формировании всесторонне развитой личности школьника: Сб науч. тр./ Редкол.: Н.А. Кушаев и др. М.: Изд. АНН СССР, 1985.- 132 с.
238. Хусаинов Г.Б. Башкирская советская поэзия. М.: Издательство «Наука», 1983.-302 с.
239. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. -С-Петербург: Питер, 2001. 544 с.
240. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. соч. в 2 т. Т. 1. М.: 1981. — С. 77.
241. Эммануэль Левинас. Время и другой. Гуманизм другого человека. -Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа, 1999.-265 с.
242. Яикбаев К.Я. Учителя-просветители, выдающиеся педагоги и деятели народного образования: Ист.-пед. очерки и зарисовки / К.Я. Яикбаев. Уфа: Китап, 2003.-255 с.
243. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
244. Ялалов Ф.Г. Гимназическое образование народов России. Казань: Магариф, 2002. - 248 с.
245. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-288 с.
246. ЦырлинаТ.В. Встречное движение. -М.: Знание, 1991.-80 с.
247. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: 1997. -112 с.
248. Цырлина Т.В., Курилова Т.К. Школьный мир современной Америки: Учебн. пособ. Курск: Пед. ин-т, 1992. - 201 с.
249. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 181 с.
250. Шакуров Р.З. Звезда поэзии. Мифтахетдин Акмулла. Жизнь и творчество. Мировоззрение. Уфа: Китап, 1996. 184 с.
251. Шарипова З.Я. Пером и словом. Литературоведение. Башкирское издательство «Китап», 1993. - 208 с.
252. Школа как воспитательная система: Науч.-метод. материалы в помощь руководителям школ и педагогам/ Под ред. А.В. Гаврилина. М.: НИИТиИЛ АПН, Рос. науч.-метод. центр ВСШ. 1992. - 62 с.
253. Школьный класс: Проблемы и решения (Науч.-метод. сб.) / Под ред. Н.Л. Селивановой. -М.: Изд-во ЦСПО РСФСР, 1991. -141 с.
254. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебн. пособие / Д.Б. Эльконин. -М.: Академия, 2004. 383 с.
255. Хесэйенов F.5. Ризаитдин бин Фэхретдин. Тарихи-биографик китап. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1997. - 304 бит.
256. Egan G. The element of human dialogue: pathos, logos, poteses// Communicating Interpersonflly. Colombus, 1973. - 109-119.Goward S. Healthe personality. - New York, 1974. - 137 p.
257. Lorber, Michael A. Objectives, Methods, and Evaluation for Secondaru Teaching. Illinois State Universitu, 1966, 304 p.
258. Rogers C. Freedon to Learn for the 80's. Columbus-Toronto-Sidney, 1983. -224 p.
259. Spring J. American Education. An Introduction to Social and Political Aspects. -N. Y., 1985.-276 p.
260. White, John. Humanization and Education: Issues for Schol Reform // Studies in Philosophy and Education, 1991,11: 3-9.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.