Трилогия Джона Бэнвилла "Улики"-"Призраки"-"Афина": проблематика, герой, художественное своеобразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Садовская, Татьяна Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Садовская, Татьяна Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Проблема преступления в романе «Улики», поиск его причин как способ познания героем своего «Я». Тема искусства.
ГЛАВА 2. Своеобразие повествовательной ситуации в романе «Призраки» и её роль в изображении сознания героя. Углубление темы искусства.
ГЛАВА 3. Постмодернистская игра в романе «Афина»: проблема целостности трилогии
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Романное творчество Н. Мейлера 1980-х-2000-х годов: социокультурный контекст, проблематика, поэтика2010 год, кандидат филологических наук Чернецова, Екатерина Владимировна
Специфика юмора в ирландской литературе 30-40-х годов XX века2012 год, кандидат филологических наук Бороненко, Алексей Владимирович
Трилогия Льюиса Грессика Гиббона "Шотландская тетрадь" в культурологическом аспекте2001 год, кандидат филологических наук Романова, Татьяна Николаевна
Жанровый эксперимент в ранней прозе С. Беккета: роман "Больше замахов, чем ударов"2008 год, кандидат филологических наук Макарова, Людмила Юрьевна
Эволюция прозы К.С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности2010 год, кандидат филологических наук Ефимова, Людмила Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трилогия Джона Бэнвилла "Улики"-"Призраки"-"Афина": проблематика, герой, художественное своеобразие»
Джон Бэнвилл - яркая фигура в ирландской литературе конца XX -начала XXI века, оригинальный мыслитель и талантливый художник слова, чьё творчество во многом определяет лицо современной прозы страны. Бэнвилл - автор более семнадцати романов, двух сборников малой прозы, двух автобиографий, а также большого числа газетных и журнальных статей и рецензий.
Писатель родился 8 декабря 1945 года в Уэксфорде, на юго-востоке Ирландии, окончил школу Христианских братьев и колледж Святого Петра в родном городе. После учебы Бэнвилл устроился служащим в ирландскую национальную авиакомпанию Aer Lingus. Считая свою работу невыносимо скучной, он отмечал её единственное достоинство — возможность дешево путешествовать по всему миру. В начале 1960-ых писатель уехал в США.
После возвращения на родину, в 1969 году, Бэнвилл получил место в газете «Айриш пресс» («The Irish Press»), а с 1988 по 1999 год возглавлял отдел литературы в крупнейшей национальной газете «Айриш Тайме» («The Irish Times»). Одновременно он работал в солидном журнале «Хиберния» («Hibernia») в качестве литературного обозревателя и завоевал репутацию «проницательного и строгого рецензента» [55, 9]. С 1990 года и по сей день он сотрудничает с известным книжным обозрением «Нью-Йорк Ревью ов Букс» («The New-York Review of Books»).
Бэнвилл - член «Аосданы» («Aosdana»), ирландского объединения художников, которое было создано по предложению Министерства Культуры Республики Ирландии. На данный момент писатель живет и работает в Дублине.
Творческий путь прозаика начался в 1966 году с публикации рассказа «The Party» («Вечеринка») в одном из номеров «Килкенни Магазин» («The Kilkenny Magazine»). Там же в следующем году выходит и его второй рассказ «Смерть» («The Death»). Оба произведения были отмечены сразу двумя премиями: «Премией Банковского союза Ирландии» («Allied Irish Banks Award») и «Премией американо-ирландского литературного общества» («Irish-American Foundation Literary Award»).
Столь удачный дебют принес Бэнвиллу славу одаренного молодого прозаика и шесть новых публикаций в период с 1968-ого года по 1970-ый. Три рассказа были напечатаны в «Трансатлантик Ревью» («The Transatlantic Review»): «Голоса лета» («Summer Voices»), «Святыня» («Sanctuary», в некоторых переводах — «Убежище»), «Ночной ветер» («Nightwind»); два — в «Айриш Пресс» («The Irish Press»): «Любовники» («Lovers») и «Остров» («Island»); и один, «Дикорастущее дерево» («Wild Wood»), - в «Дублин Магазин» («The Dublin Magazine»). Эти восемь рассказов вкупе с двумя, ранее не изданными, и одной новеллой составили первую книгу писателя, вышедшую в 1970 году под названием «Длинный Лэнкин» («Long Lankin»).
Первое объёмное произведение Бэнвилла, роман «Ночное отрепье» («Nightspawn»), датируется 1971 годом. Несмотря на хорошие отклики в прессе и публикацию в Соединенных Штатах, он не имел большого успеха у читателей и не переиздавался вплоть до 1993 года. Однако уже за следующее произведение «Бирчвуд» («Birchwood», 1973) автор удостоился награды от Совета Ирландской Культуры («Irish Arts Council Macaulay Fellowship»).
Репутация Бэнвилла как талантливого романиста укрепилась с появлением четырёх романов: «Доктор Коперник» («Doctor Copernicus», 1976), «Кеплер» («Kepler», 1981), «Письма Ньютона» («The Newton Letters: An Interlude», 1982), «Мефисто» («Mefisto», 1986). Они составили тетралогию, за которой закрепилось название «научной», так как автор, помимо проблемы самоидентификации личности, затрагивает и проблему научного познания мира. Кроме того, главные герои первых трёх романов -знаменитые ученые, чьи имена вынесены в названия, а герой последнего, Габриель Сван, (вымышленная фигура. — Т.С.) — «математическое чудо».
Произведения были очень тепло встречены публикой и стали предметом пристального внимания исследователей. На возросший интерес к творчеству писателя издательство «Галлери Пресс» («Gallery Press») отреагировало незамедлительно. И в 1984 году с некоторыми изменениями переиздаётся сборник рассказов «Длинный Ланкин».
Однако настоящий успех и на родине, и за её пределами пришел к писателю лишь в 1989 году, с выходом в лондонском «Зекер энд Варбург» («Seeker & Warburg») романа"«Улики» («The Book of Evidence»), который попал в список номинантов на Букеровскую премию и был переиздан уже в следующем году. В 1993 году то же издательство публикует роман «Призраки» («Ghosts»), а затем, в 1995, «Афину» («Athena»). Все три произведения были собраны под одной обложкой как трилогия и объединены названием «Оправа» («Frames») в 2001 году.
Бэнвилл продолжил писать, и далее вышли «Неприкасаемый» («The Untachable», 1997), «Затмение» («Eclipse», 2000), «Саван» («Shroud» 2002), «Прага. Магические зарисовки» («Prague Pictures: Portrait of a City», 2003), «Бесконечность» («The Infinities», 2009). Романом, принесшим, наконец, Джону Бэнвиллу Букеровскую премию в номинации «Художественная проза», стал «Море» («The Sea») 2005 года.
Автору удалось попробовать себя и в качестве сценариста. В 1984 году был экранизирован роман «Письма Ньютона» под названием
Размышления» («Reflections»). Несколько позже по мотивам рассказа
Rondo» вышел фильм «Преображение» («Seachange»). Затем в 1994 году
Бэнвилл адаптировал для постановки в дублинском «Пи кок Театр»
Peacock Theater») пьесу Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин». * i " 4 Отметим, что писатель не раз возвращался к творчеству этого драматурга, и в 2000 году публике была представлена пьеса «Амфитрион» («Amthitryon») в его обработке, а в 2005 году — «Любовь во время войны» («Love in the
Wars»), в основу которой легла трагедия Клейста «Пентесилея». Кроме того,
Бэнвилл осуществил свою давнюю мечту и написал сценарий для фильма
Последний сентябрь» («The Last September») по одноименному роману
Елизабет Боуэн (Elizabeth Bowen, 1899 - 1973), чьим творчеством он восхищается. i
Начиная с 2006 года и по настоящий момент, автор продуктивно работает, называя себя Бэнджамин Блэк (Benjamin Black). Под этим псевдонимом опубликовано несколько детективов: «Кристин Фоллс» («Christine Falls», 2006), «Серебряный лебедь» («The Silver Swan», 2007), «Лемур» («Lemur» 2008), сразу ставших популярными среди читателей.
Последний известный нам проект, в котором Джон Бэнвилл принял непосредственное участие, — это фильм о его жизни и творчестве «Быть Джоном Бэнвиллом» («Being John Banville») из серии «Жизнь в искусстве» («Arts Lives») ирландского канала RTE.
В России читатели знакомы с творчеством Джона Бэнвилла, однако широкого распространения оно не получило. Лишь в 2001 году отдельной книгой вышел роман «Улики» (в переводе Александра Ливерганта1). До г ч этого времени он был известен узкому кругу подписчиков журнала
Иностранная литература», так как был напечатан во втором номере за 1995 год". Там же в 2006 году был опубликован роман «Море» (перевод Елены
Суриц), и до настоящего времени он не переиздавался. Несмотря на то, что переводчики уделяли достаточное внимание произведениям Бэнвилла и на русском языке существуют также романы «Афина», «Затмение»,
Неприкасаемый», «Кеплер», «Прага. Магические зарисовки», наибольший интерес у широкого круга читателей вызвало именно последнее сочинение, больше всех критикуемое исследователями. Отметим, что российским t * зрителям доступен фильм по сценарию автора «Последний сентябрь», а также некоторые интервью с ним, выложенные в сети И/т видеохостингом
YouTube3.
Творчество Бэнвилла, не раз отмеченное самыми престижными наградами, привлекает внимание исследователей и на родине писателя, в
1 В нашей работе мы будем опираться на это издание.
2 Также в переводе А.Ливерганта
3 В списке источников мы приводим несколько ссылок на наиболее интересные, на наш взгляд, ролики, представленные в сети И/т.
Ирландии, и за её пределами. Тем не менее, обстоятельных исследований, посвященных ему, не так много: среди них насчитывается восемь англоязычных монографий (нам доступны семь), около пятидесяти статей (нам доступны тридцать семь), обзоры, рецензии (мы указываем восемь). Отметим, что в нашей работе использованы и доступные интервью прозаика.
Предпринимая попытку проанализировать научноисследовательскую литературу, посвященную творчеству Джона Бэнвилла, мы посчитали возможным сначала остановиться на некоторых частных вопросах, рассматриваемых учеными и критиками.
Так, интересные наблюдения над отдельными особенностями творческой манеры писателя содержатся в статьях Евы Паттен (Eva Patten), Тима Конли (Tim Conley), Яна МакЭвана (Jahn MkEvann). Бэнвилл-представлен в них преимущественно как самобытный художник, популярный публицист и виртуозный исследователь человеческой души. По мнению Евы Паттен, «Джон Бэнвилл - романист-философ, заинтересованный природой человеческого восприятия жизни, конфликтом между воображением и действительностью, проблемой экзистенциальной изоляции личности» [65]. Попытку взглянуть на творчество ирландского прозаика как на некий феномен, в тесном единстве авторской идеи и художественных принципов ее воплощения, предпринял Тим Конли в своей рецензии, опубликованной в 2002 году, где он отметил верность Бэнвилла лучшим европейским традициям исповедальной прозы, а также наличие в его романах «экзистенциальной нотки» [24].
Не лишены внимания и задачи, которые ставит автор на уровне формы (Д.Хэнд (D.Hand), Дж.МакМинн (J.McMinn), Р.Имхоф (R.Imhof), Дж.Кэнни (J.Kenny), Э.Д'Хокер (E.D'Hoker) и др.). Рудигер Имхоф, в частности, отмечает: «Бэнвилл был весьма заинтересован формой романа и жанром, исследуя его пределы и пробуя разные способы подачи материала» [40, 54]. А Дерек Хэнд, подчеркивая значительность творчества писателя, " ' ' V также указывает на его пристрастие к экспериментальной, прежде всего для Ирландии, форме, «заставляющей читателей пристально взглянуть на мир» [34, 8].
Практически все исследователи рассматривали систему образов писателя и отмечали, что она «многомерна», имея в виду тот факт, что автор обращался к самым разным типам человеческих судеб и характеров (Д.Хэнд (О.Напс!), Дж.МакМинн (1МсМтп), Р.Имхоф (ЯЛтЬо^, Н.Мёрфи (К.МигрЬу), Дж.Кэнни (.Г.Кеппу), Г.Фестино (О-РеБ^по) и др.). Некоторые литературоведы особо выделяли символическую роль «женского начала» в произведениях Бэнвилла (А.Мюллер (А.МйПег), П.Кухлан (Р.СогщЫап), Ф.Моллоу (КМоНоу) и др.).
Некоторые работы посвящены раннему творчеству писателя. Н.Мёрфи (Ы.МигрЬу) и Т.Керсти (Т.Кегзй) в своих статьях рассматривают тематику и проблематику его рассказов, а Дж.Кронин (О.Сгошп), Э.Д'Хокер (ЕХ)'Нокег) и Р.Имхоф (ЯЛтИо^ обратились к художественной специфике первых романов «Бирчвуд» и «Ночное отрепье». Так, герой первого романа «Ночное отрепье» писатель Бен Уайт рассказывает о своём участии в государственном перевороте в Греции и ценой больших усилий пытается «выразить все». Нетрудно догадаться, считает Э.Д'Хокер, что ему это не удаётся. Габриель Годкин в «Бирчвуде» (1973) также терпит сокрушительное поражение. Имхоф, касаясь этого романа, останавливается на семейной истории главного героя, считая, что автор вводит её в текст с единственной целью: дать возможность Габриелю обосновать собственное существование с точки зрения разума и причинно-следственных связей. Отметив несомненные стилистические достоинства произведения, исследователь заключает, что Бэнвилл, предлагая своё понимание роли историко-культурной памяти в процессе самопознания человека, всё же проявляет нечеткость авторской позиции. Ведь его герой, стараясь справиться с указанной выше задачей, основывается исключительно на собственных воспоминаниях, которые, по мнению Р.Имхофа, призваны в романе только усложнить ситуацию.
Большое внимание исследователи уделили «научной тетралогии». Так, проблема научного познания мира нашла отражение в работах К.М.Букера (K.M.Booker), Э.ДХокера (E.D'Hoker), Б.МакНами (B.McNamee), Дж.Свана (J.Swan). В статье, посвященной роману «Доктор Коперник», Брайан МакИлрой (B.McIlroy) затронул проблему соотношения научного и религиозного подходов к постижению мира. А Дерек Хенд (D.Hand) в одной из работ проанализировал роль личности в истории в трактовке Бэнвилла. Кеплер и Коперник, считает ученый, - типичные представители бэнвилловских героев, «возвышенные и равнодушные, отказавшиеся от мира и человеческого счастья, для того чтобы участвовать в большой игре разума» [34, 28]. В конечном итоге, автор подводит героев к размышлениям, что все теории — всего лишь величайшие выдумки, пусть и привлекательные своей великой задачей. Попытки познать действительность со стороны другого персонажа, Габриеля Свана, в романе «Мефисто», по мнению Дерека Хэнда, заключаются в том, чтобы истолковать мир с помощью математических терминов. Литературовед соглашается с писателем, делая вывод: жизнь не поддается «научному» контролю, и все изыскания главного героя оборачиваются настоящей трагедией для последнего.
Заявленные в «научной тетралогии» проблемы и темы получают дальнейшее закономерное, с точки зрения исследователей, развитие в «художественной трилогии» - «Улики», «Призраки», «Афина» — которая, как мы уже говорили, получила своё название из-за обращения к теме искусства. Естественно, трилогия вызывает наибольший интерес у литературоведов, подчеркивающих удивительное мастерство Бэнвилла, которое наиболее полно раскрывается, по их мнению, именно в этом трёхчастном произведении, где автор не только выразил своё отношение к окружающему миру, современному человеку в нем, но и реализовал собственное понимание творчества как такового.
В целом «художественная трилогия» оценивается англоязычными исследователями в различных аспектах. Её место в современном литературном процессе Ирландии, жанровый облик входящих в неё романов рассматривали Р.Имхоф (R.Imhof), Дж.МакМинн (J.McMinn), П.Леннон (P.Lennon), Дж.Кенни (J.Kenny), Д.Хэнд (D.Hand).
В своей монографии «Превосходная проза Джона Бэнвилла» («The Supreme Fiction of John Banville», 1999) Джозеф МакМинн после обзора творчества писателя приводит подробный анализ «художественной трилогии». Исследователь усматривает в ней обращение к проблемам существования личности в современном мире, восприятия человеком искусства и работы человеческого сознания.
Дерек Хэнд, кратко охарактеризовав большинство произведений прозаика, внимательно изучает части трилогии, выявляя их идейное содержание и сравнивая с предыдущей серией, «научной тетралогией» (в монографии «Джон Бэнвилл: путешествие по творчеству» («John Banvill: Exploring Fictions», 2002). Он приходит к выводу, что «художественная трилогия» явилась закономерным результатом многолетних размышлений прозаика о месте человека в окружающем его мире.
О значительности романов «Улики», «Призраки», «Афина» также свидетельствует классификация этапов творческого пути писателя, предложенная Джоном Кэнни в его книге «Джон Бэнвилл» («John Banville», 2009). Ученый рассматривает эти произведения как образчики основного, центрального периода творчества Бэнвилла и считает, что в них наиболее полно отразились основные идеи автора. Опираясь, прежде всего, на
1 > проблемы, занимающие, по его мнению, главное место в творчестве писателя, Кэнни объясняет значение каждой из них в раскрытии общей идеи трилогии. Так, литературовед рассуждает о преступлении и осознании преступником вины, восприятии человеком предметов искусства, влиянии последнего на формирование сознания личности.
Трилогия как в целом, так и отдельные её части, стала предметом
4 ¡ изучения и' многих других исследователей, сконцентрировавших своё внимание не только на творчестве ирландского прозаика, но и на ряде литературоведческих вопросов в целом. Так, проблему изображения предметов искусства применительно к трилогии проанализировала в своей статье Аня Мюллер (Anja Müller), а к аспектам эротического в романе обратилась в своей статье Гризельда Фестино (Griselda Festino).
В целом, при обзоре научно-исследовательской литературы, посвященной Джону Бэнвиллу, бросается в глаза, что ученые сосредоточили своё внимание на трёх основных проблемах, связанных, по их мнению, друг с другом. Эти проблемы заключаются в следующем:
Во-первых, до сих пор нет общепринятого мнения о принадлежности Джона Бэнвилла к какому-либо идейно-эстетическому течению, в частности, к постмодернизму.
Во-вторых, широко обсуждалось (особенно в 90-е годы XX века) отношение Бэнвилла к ирландской литературе, осознание им своей «ирландскости» или её отторжение (D.Hand, J.McMinn, J.Kenny, R.Imhof, B.McNamee и др.), узко-национальный или общеевропейский характер творчества писателя.
Наконец, внимание привлекла непосредственно связанная с вышеназванными и уже не раз упоминавшаяся нами при обзоре научноисследовательской литературы проблема человека и его взаимоотношений с современной действительностью в трактовке Бэнвилла.
Обратимся к первой проблеме. Большинство литературоведов включает прозаика в «перечень» постмодернистов (И.Беренсмайер (I.Berensmeyer), Э.Д'Хокер (E.D'Hoker), Р.Вондрих (R.Wondrich), Х.Мини (Н.Меапеу), Дж.Р.Мур (J.R.Moor), А.Мюллер (A.Müller) и др.), основываясь и на времени его творчества, и на сходстве интересующей автора проблематики с основными идеями постмодернизма. Однако некоторым исследователям такое утверждение кажется слишком категоричным
D.Hand, J.McMinn). С их точки зрения, творчество писателя более i разнообразно, и его трудно отнести к одному-единственному направлению. Так, Дерек Хэнд настаивает на «смешанной текстуре эстетической позиции» писателя, считая его «универсальным» [34, 10] автором в том смысле, что в его творчестве сочетаются и европейская, и «ирландская» позиции.
Эти суждения выводят нас ко второй проблеме: национальной идентичности, проявившейся в творчестве Джона Бэнвилла.
Сам автор, прожив долгое время в Соединенных Штатах Америки, неоднократно преуменьшал значение своего происхождения для литературной деятельности: «Я нахожусь в этой стране, но я не собираюсь быть ирландским писателем. Я не собираюсь быть ирландцем» [цит. по: 55, 12]. Действительно, для читателей, знакомых с ирландской литературой конца XX века, отличие творчества Бэнвилла от произведений большинства его соотечественников является несомненным. Однако заявление автора, что он не «ирландец по творчеству» или, что намеренно воздерживается от «ирландских» тем и проблем, вызывает у ряда исследователей ироничную улыбку, так как напоминает ремарки его же собственных персонажей, отрицающих очевидное.
Этот непростой вопрос послужил причиной полемики среди исследователей. С точки зрения Рудигера Имхофа, ирландская литература как никогда нуждается в новых темах и сюжетах, и ей не надо зацикливаться на тех проблемах и образах, которые возникли в сознании ирландских художников в начале XX столетия. «Ирландская литература была вполне традиционна - в предмете изображения и технике, несмотря на Джойса и Беккета и назло всему, что происходило в мире. Слишком много писали об Ирландии, свинье, съевшей своего собственного поросенка, находящейся под тиранией духовенства и покинутой Богом стране. Слишком много всего в духе уютного реализма. Исключений очень мало» [42, 9]. В то время как в современных условиях, когда самопознание нации завершено, резонно ожидать расширения культурных интересов, считает он. Необходимо, продолжает исследователь, порвать с этой весьма удобной литературной традицией и открыться новым идеям и экспериментам. Джон Бэнвилл, по Имхофу, оказался одним из тех немногих, кто пошел по этой стезе: Ирландия в его работах является всего-навсего декорацией для более серьёзных и интересных постмодернистских задач. Так, литературовед ясно и четко включил творчество Бэнвилла в рамки европейской традиции.
Позиция Р.Имхофа несколько смутила его ирландских коллег (О.Напс!, .Г.МсМтп, .Г.Кеппу). Она, по их мнению, свидетельствует о том, что ученый сохранил один из наиболее старых стереотипных представлений об Ирландии, согласно которому она — воплощение отсталости и узости мышления, и её не затрагивают никакие общеевропейские проблемы, например, проблема положения человека в современной действительности. Дерек Хенд убежден, что из размышлений Имхофа можно легко сделать следующий вывод: «Ирландия осталась вне развития европейской культуры. По существу, быть ирландцем и быть модернистом или постмодернистом одновременно невозможно, это два взаимоисключающих концепта» [34, 18]. Подобное мнение литературовед считает в корне ошибочным.
На самом деле все обстоит гораздо сложнее, продолжает Хенд. Именно привлечение ирландского материала позволяет наиболее остро и глубоко разрабатывать те общеевропейские проблемы, которые связаны с судьбой современного человека. Как раз это и делает Бэнвилл, ориентируясь на общеевропейскую традицию и сохраняя, возможно, даже помимо воли, "ирландский дух".
С ним соглашается Джозеф МакМинн, который в своей монографии о творчестве прозаика замечает, что в преследуемой долгое время стране люди забыли, кто они и откуда пришли на самом деле, и бросили все силы на обретение своей собственной нации., Следовательно, очень важно осознать, что быть ирландцем — это быть, прежде всего, человеком. И если принадлежность к той или иной национальности и играет роль, то второстепенную [56, 13]. Это привело к тому, что многие писатели стремятся постичь законы существования личности в огромном многонациональном обществе. Неудивительно, заключает исследователь, что Бэнвилл постоянно концентрирует внимание читателей на человеке, пытающемся обрести своё место в мире, создавая целую галерею таких характеров.
Необходимо отметить, что англоязычные исследователи в своей полемике обратились и к таким фигурам ирландской литературы как Джеймс Джойс и Сэмюель Беккет, которые, в свою, очередь, повлияли на общеевропейскую литературу, хотя и отразили специфику ирландского мироощущения. Сам Бэнвилл в одном из интервью заявил, что любой пишущий ирландец, так или иначе, следует либо за Джойсом, либо за Беккетом [19, 204]. В чем это проявляется, писатель не раскрыл, но уже упоминавшийся Дерек Хенд, личный секретарь Бэнвилла, объяснил это высказывание так. Сама действительность, по его мнению, вынуждает Бэнвилла встать на путь Беккета, с его утверждением абсурдности мира и низменности в проявлениях человеческого начала [34, 11]. В то время как в джойсовском «Улиссе», который кончается утверждением плоти, всегда говорящей «да», тем не менее, ощущается и присутствие духа, способного отрицать и воспарить. Этого «воспарения» Бэнвилл якобы не чувствует в окружающем мире и поэтому, при всём увлечении творчеством Джойса, он ощущает себя наследником Беккета.
Анализ зарубежной научно-исследовательской литературы показывает, что специалисты обращались к различным аспектам творчества писателя, но не пришли к однозначным выводам, и многие проблемы, выделенные ими, нуждаются в дальнейшей разработке.
В отечественном литературоведении наследие Джона Бэнвилла пока не изучено должным образом. Ему посвящено всего несколько статей и рецензий, и при всех интересных и конкретных наблюдениях над прозой Бэнвилла, эти работы не дают исчерпывающей оценки наследия прозаика. О Бэнвилле у нас писали немногие, среди них А.П.Саруханян, Н.И.Прозорова, Е.Ю.Гениева.
Так, имя Бэнвилла упоминается в книгах известного специалиста по ирландской литературе А.П.Саруханян «Современная ирландская литература» (1973) и «Объятия судьбы: прошлое и настоящее ирландской литературы» (1994). В первой предметом изучения исследователя становится раннее произведение — «Бирчвуд» (название которого переведено как «Березовая роща»); во второй даётся общая характеристика творчества писателя до 1989 года.
К роману «Бирчвуд» обращается и Е.Ю.Гениева в статье «Ирландия страна моя родная.» Три прозаика» (сб. «Ирландская литература: взгляд из России»). Автор отмечает, что уже в рассматриваемом романе4 наметились основные черты творческой манеры писателя: «.поэтическое восприятие мира, обилие аллюзий и, наконец, сочетание острой социальности с напряженным интересом к нравственно-философским, вечным проблемам бытия человека» [15, 143].
Н.И.Прозорова в статье «В поисках смысла.» (сб. «Ирландская литература: взгляд из России») называет Бэнвилла продолжателем той линии в развитии прозы, которая связана с именами Джеймса Джойса, Хорхе Луиса Борхеса, Сэмюеля Беккета и «сконцентрирована на саморефлексии художественного сознания <.>, где объектом изображения является «сама прозрачность стекла или эстетическая природа искусства» [16, 209]. Парадоксальное переплетение реальности и вымысла, считает она, составляют не только существенный аспект мировидения Бэнвилла, но и являются характерным структурным принципом его произведений. Литературовед подтверждает свою мысль примерами из романа «Призраки», упоминая и первую часть трилогии - «Улики».
Оба исследователя сходятся во мнении, что жанровые признаки произведений Бэнвилла, как правило, обманчивы: за внешними приметами исторического романа («Бирчвуд») или за рамками научной биографии («Доктор Коперник», «Письмо Ньютона») часто скрываются философские
I 1
4 Оговорим, что в отечественном литературоведении это произведении рассматривается как повесть. притчи о взаимоотношениях сознания с окружающим миром и мучительном зазоре «меж именем и вещью» [15, 143; 16, 210].
Подводя итог вышесказанному, позволим себе сделать вывод, что научно-исследовательская литература, посвященная художественному наследию ирландского прозаика, невелика по объему, отличается фрагментарностью и отсутствием единого взгляда на творчество писателя в целом. Несмотря на то, что многие задачи были сформулированы, они, на наш взгляд, в значительной степени не решены. Так, в зарубежных исследованиях наиболее полную, но далеко не исчерпывающую оценку получила «удожественная трилогия» Бэнвилла («Улики», «Призраки», «Афина»), и в особенности роман «Улики». В отечественном литературоведении, как мы говорили выше, был отмечен лишь роман «Призраки». Остальным произведениям отведены, в прямом смысле слова, лишь абзацы в немногочисленных статьях.
Вышесказанное определяет АКТУАЛЬНОСТЬ диссертационного исследования, в котором впервые предпринимается попытка подробного исследования трилогии Бэнвилла - каждого романа в отдельности и связей между ними. Рассматриваются злободневные проблемы литературы, связанные с исследованием сознания современного человека, процесса его с амои д ентификации.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что в нём впервые в отечественном литературоведении осуществлен анализ трилогии Джона Бэнвилла. Выявлены и системно проанализированы взаимоотношения героя и мира, ведущая роль живописных образов в идейно-эстетическом облике произведения и достижении художественной целостности трилогии.
В качестве ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ выступает трилогия Джона Бэнвилла - «Улики», «Призраки», «Афина» - с точки ее целостности и соотношения частей, авторского замысла и его реализации.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является проблематика трилогии, образ героя в его отношении с миром, особенности сюжетнокомпозиционной организации каждого из трех романов, своеобразие повествовательной манеры писателя.
МАТЕРИАЛОМ настоящего диссертационного исследования служат романы Джона Бэнвилла «Улики», «Призраки», «Афина».
ЦЕЛЬ диссертационной работы состоит в осмыслении позиции автора, обратившегося к исследованию самосознания героя, совершившего преступление, мотивов' этого поступка, в которых сложным образом сочетаются психологические и эстетические факторы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие ЗАДАЧИ работы:
1) дать наиболее полный анализ образа главного героя трилогии Фредди Монтгомери на основании истории его жизни, отношений с окружающими, совершенного им преступления, побудившего героя к познанию собственного «Я»;
2) раскрыть в отношении Фредди к действительности и к самому себе сложное взаимодействие у него чувства реальности и воображения, а в связи с последним - обращение героя к миру искусства, опираясь на который он пытается познать мир и оценить самого себя;
3) проследить, как названные проблемы ставятся и решаются на протяжении всей трилогии, от романа к роману; 4) показать художественное своеобразие каждого романа трилогии, выявить специфику связей между её частями.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ стали положения, выдвинутые в трудах отечественных и зарубежных литературоведов М.М.Бахтина, Е.Ю.Гениевой, В.М.Жирмунского, Д.В.Затонского, И.П.Ильина, Б.О.Кормана, Е.М.Мелетинского, А.П.Саруханян, В.Е.Хализева, Э.Д'Хокера, Р.Имхофа, Р.Кирни, Д.Кенни, Д.МакМинна, Х.Ортега-и-Гассет, Э.Фромма, Д.Хэнда и др.
В основу МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ положен системный принцип с элементами культурно-исторического, историкобиографического, компаративистского, типологического подходов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационной работы состоит в возможности использования её основных положений в общих курсах по истории зарубежной литературы конца XX века, истории ирландской литературы, а также в спецкурсах, посвященных творчеству Джона Бэнвилла, и проблеме современного романа в целом. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1) Проблематика трилогии связана с изображением героя, совершившего убийство и пытающегося понять смысл и мотивы своего страшного поступка.
2) Объектом авторского внимания является самосознание героя, в образе которого писатель стремится воссоздать характерный для западной литературы тип личности XX века, находящейся в сложных отношениях с миром: это состояние одиночества, некоммуникабельности, отчуждения от общества, равнодушного и даже жестокого к нему. В то же время герой, болезненно воспринимающий безразличие и чёрствость близких людей, сам эгоцентричен и выступает выразителем позиции крайнего индивидуализма. Раскрытию такого образа в большой мере содействует то, что автор мастерски владеет формой повествования от первого лица.
3) Касаясь вопроса о социальных причинах преступления героя, о его возможных национально-исторических корнях, и затрагивая философский аспект проблемы, автор отказывается от их подробной разработки. Он сосредоточен именно на психологической стороне ситуации: герой не собирался убивать, но убил. В этом Бэнвилл усматривает проявление иррационализма в человеческом поведении, но, главное, стремится показать сложность соотношения для героя реального в жизни и воображаемого.
4) Проблема воображения связана с развитым эстетическим чувством героя, что позволило автору обратиться к образам живописного искусства, которые служат осмыслению проблемы преступления и раскрытию сознания героя.
5) От романа к роману возрастает следование автора постмодернистским принципам осмысления и отражения действительности. Ведущим является принцип постмодернистской игры с читателем, который наиболее ярко реализуется в заключительном романе трилогии — «Афина». К проблеме художественного своеобразия трилогии относится вопрос о ее целостности, основанной на попытках автора сложным образом соотнести разные принципы организации повествования и трактовки изображаемого. Преобладающий историко-биографический тип изложения в «Уликах» сменяется в «Призраках» сосредоточенностью автора на непосредственной фиксации сознанием героя картин действительности и завершается противопоставлением этому замкнутому «призрачному» миру подчеркнутой «материализации» в изображении действительности в романе «Афина».
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Отдельные положения диссертационного исследования содержались в докладах соискателя и обсуждались на конференциях: «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2007), «XXI Пуришевские чтения» (Москва, 2009), «Постмодернизм и культурная память: Проблема ценностных ориентиров» (Воронеж, ВГУ, 2009), Эйхенбаумовские чтения (Воронеж, ВГПУ, 2010). По результатам исследования опубликованы 4 статьи.
СТРУКТУРА РАБОТЫ: Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии, включающей 207 наименований, в том числе -100 на английском языке. Общий объем исследования - 141 страница.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века: Дж. Джойс и С. Беккет2009 год, доктор филологических наук Шеина, Светлана Евгеньевна
Синтез повествовательных форм в "Нью-Йоркской трилогии" Пола Остера2009 год, кандидат филологических наук Карслиева, Диана Константиновна
Семантика художественного пространства в романе Дж. Джойса "Портрет художника в юности"2008 год, кандидат филологических наук Жилина, Татьяна Сергеевна
Политическая трилогия Джойса Кэри 1950-х годов1984 год, кандидат филологических наук Мусиенко, Алла Петровна
Художественный мир Айрис Мердок1999 год, кандидат филологических наук Толкачев, Сергей Петрович
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Садовская, Татьяна Евгеньевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ романов Джона Бэнвилла «Улики», «Призраки», «Афина» подтверждает активную связь писателя с современностью, его заинтересованность в решении важнейших проблем литературы в её отношениях с жизнью. В «художественной трилогии» автор охватил весь спектр вопросов, которые на протяжении долгого времени становились предметом для размышления его предшественников: преступление и мера ответственности за него; человеческое воображение и способы постижения окружающего мира, вымышленное и реальное, истинное и ложное.
В образе героя-рассказчика Фредди Монтгомерри, характеристика которого не меняется на протяжении трилогии, заключено понимание Бэнвиллом концепции современного человека. Он помещен автором в европейской культурный контекст XX века и обладает обычными для него чертами: аутсайдерство, полнейшее одиночество, невозможность наладить контакт с окружающими людьми, неспособность к глубоким чувствам, и, конечно, неудовлетворенность сложившейся жизненной ситуацией.
В то же время Бэнвиллу удаётся привнести в образ своего героя и нечто новое. Писатель наделяет своего протагониста особенной чувствительностью к его положению, которая парадоксальным образом сосуществует в натуре последнего с полным безразличием ко всему другому, кроме себя. Сфера эмоций героя-рассказчика Бэнвилла весьма развита и всегда задействована. При этом, хотя социально-психологический аспект объяснения присутствует, он вытесняется обращением к проблеме воображения, эстетического восприятия жизни и людей. Так, причина убийства служанки Джози Белл состоит в том, что она не соответствует "эстетическим" представлениям героя, что ему не хватает воображения увидеть в ней живого человека.
Заявленная в романе «Улики» проблема преступления формирует основу трилогии,■ становится связующим звеном первого романа с двумя последующими. В «Уликах» автор в качестве основной задачи героя-рассказчика видит выяснение причин убийства, которые ведут последнего к пониманию самого себя. Напряженные размышления приводят героя-рассказчика,. к . неутешительным результатам, немотивированное убийство объяснить нельзя, по крайней мере, принятыми в обществе способами.
Эта проблема затрагивается и в других романах трилогии. В «Призраках» Бэнвилл наделяет главного героя желанием забыть о прошлом. Рассказчик размышляет о том, что если нельзя искупить совершенное преступление, то можно попытаться смириться с ним. Автор убеждает нас в обратном: он строит повествование так, что всё напоминает Фредди о преступлении, которое навсегда изменило его, став частью подсознания. В «Афине» проблема преступления связана с прошлым героя, которое постоянно преследует его, видится ему даже в сюжетах живописных полотен. Однако, в отличие от двух предыдущих романов, проблема меры ответственности за убийство в «Афине» снимается и не рассматривается автором, трансформируясь в мысль о непознаваемости человеческим сознанием действительности, невозможности для личности контролировать её.
Таким образом, трилогия представляет собой не только анализ преступления героя, но и попытку автора определить место человека в мире, его отношения с действительностью, которая все больше и больше усложняется и становится недоступна для понимания. В этой мысли о непостижимости истины, как и в обращении к аллюзиям, нашли отражение
• • с идейные и эстетические приметы постмодернизма, хотя в целом сосредоточенность автора на анализе психологии главного героя, на его отношениях со средой связывают роман «Улики» с традициями реализма.
Сложность ответа на вопрос о степени человеческой ответственности за собственные действия, включенности личности в окружающий её мир проиллюстрирована у Бэнвилла в особом способе организации трилогии. Безусловно, роль сюжетно-фабульных связей в достижении целостности к неоспорима: читателю представлена судьба одного героя. Но автор в большой степени идёт на эксперимент, отказываясь следовать классическим традициям в реализации связей между романами, снова демонстрируя при этом свою причастность к постмодернизму.
Так, традиционные части между составными частями трилогии (на уровне фабулы, присутствия «сквозного» героя, обстоятельств действия) представляются читателю ослабленными. Однако автор делает ставку на «иные» скрепы. Опираясь на постмодернистский принцип игры, автор объединяет части трилогии следующим образом: зыбкость, «призрачность» мира, преломляющиеся для читателя через сознание Фредди в романе «Призраки», оттеняется подчеркнутой «материальностью» в изображении всего, что окружает героя в «Афине», при этом сюжетная расплывчатость второго романа противостоит чётко заявляющему о себе детективному началу в «Афине».
Особенно важна для писателя проблема восприятия человеком искусства. Она затронута еще в первом романе «Улики», где речь идёт о роли искусства в осознании себя личностью, в осмыслении морально-этических законов; проблема понимания «женского начала» как мистического может г быть сопоставлена с проблемой восприятия произведения искусства. Кроме того, картины, описываемые в романе, позволяют автору привнести в произведение добавочные смыслы и проиллюстрировать работу сознания главного героя. Особенно наглядно, это проявилось в романе «Призраки», поскольку произведение представляет собой попытку создать литературную версию живописной манеры восемнадцатого века, воспроизвести «застывший» стиль Ватто.
Женская» тема, начатая автором в первом романе трилогии и реализованная посредством образов Дамы, Джози Бэлл, матери Фредди, его жены и возлюбленной Анны, выходит на первый план в последующих романах, «Призраках» и «Афине». Понятия о живописи и убийстве оказываются связанными в сознании героя с мотивом постижения некоего
V 1 > * обобщенного женского образа, который так непонятен и привлекателен для него.
Художественный мир Джона Бэнвилла самобытен и многозначен. Его изучение не исчерпывается настоящей работой и представляется нам весьма продуктивньш для дальнейшего исследования с привлечением других произведения писателя.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Садовская, Татьяна Евгеньевна, 2011 год
1. Афина / Дж.Бэнвилл. - М. : ACT, 2001. - 285 с.
2. Бэнвилл Дж. Кеплер / Дж.Бэнвилл. М. : Текст, 2008. — 283 с.
3. Бэнвилл Дж. Море / Дж. Бэнвилл // Иностранная литература. — 2006.- № 10.- С.1-91.
4. Бэнвилл Дж. Неприкасаемый / Дж.Бэнвилл. М. : Торнтон и Сагден, 2003. - 367 с.
5. Бэнвилл Дж. Прага. Магические зарисовки / Дж.Бэнвилл. М.; СПб. : Эксмо : Мидгард, 2005. - 315 с.
6. Бэнвилл Дж. Улики / Дж.Бэнвилл // Иностранная литература. -1995.- №2.- С.1-89.
7. Banville John. Birchwood / John Banville. London : Picador, 1999.176 p.
8. Banville John. Doctor Copernicus / John Banville. — London etc. : Minerva, 1995.-241 p.
9. Banville John. Ghosts / John Banville. London : Minerva, 1996. - 244 p.i
10. Banville John. Infinities / John Banvile. — London : Picador, 2010. 256 p.
11. Banville John. Kepler / John Banville. London : Minerva, 1996. - 192 p.
12. Banville John. Mefisto / John Banville. London etc. : Minerva, 1993.233 p.
13. Banville John. The Newton Letter: An Interlude / John Banville. -London etc. : Minerva, 1996. 80 p.
14. Banville John. The Book of Evidence / John Banville. — London etc. : Minerva, 1996. -219 p.t125
15. Научно-критическая литература о творчестве Джона Бэнвилла
16. Гениева Е.Ю. «Ирландия страна моя родная.». Три прозаика / Е.Ю.Гениева // Ирландская литература XX века. Взгляд из России. — М.,1997. — С.142-147.
17. Прозорова Н.И. В поисках смысла: Ирландский роман 90-х годов. / Н.И.Прозорова // Ирландская литература XX века. Взгляд из России. -М.,1997.-С.205-214.
18. Battersby Eileen. In the Heart of a Chaotic Universe / Eileen Battersby // Irish Times. 1997. - 16 April. - P.12.
19. Berensmeyer Ingo. The Crisis of Modernity and the Postmodern Interlude. John Banville's The Newton Letter. An Interlude / сайт. URL: http://www.gradnet.de/papers/pomo98.papers/ioberens98.htm. (дата обращения: 08.04.2008)
20. Bittencourt Marcello Luiz. Interview with John Banville / M.L.Bittencourt //ABEI Journal. № 6 (June 2004). - P.203-206.
21. Booker M. Keith. Cultural Crisis Then and Now: Science, Literature, and Religion in John Banville's Doctor Copernicus and Kepler / Keith M. Booker // Critique: studies in contemporary fiction. — Washington, 1998. Vol. 39. - Iss.2. -P. 176 - 193.
22. Brown Terence. Redeeming the Time. The Novels of John McGahern and John Banville / Terence Brown // The British and Irish Novel Since 1960. -London : Macmillan, 1991.-P. 159-173.
23. Butkute Jurate. Postmodern Transgressions of Narrative: An Intertextual Dialogue between J. Banville's "The Book of Evidence" and V. Nabokov' "Lolita"
24. Jurate Butkute // Literatura: сайт.ihttp://www.leidykla.eu/fileadmin/Literatura/49-5/str2pdf (дата обращения 27.02.2010).
25. Canon-Roger Francoise. John Banville's Imagines in "The Book of Evidence" / Francoise Canon-Roger // European Journals of English Studies. -2000.-Vol.4.-P. 25-38.
26. Conley T. John Banville / Tim Conley // Contemporary Writers: сайт. — URL: (http//www.banville.irishliterature.ie/edu/.com./enc/k.html) (дата обращения: 22.12.2007).
27. Cronin Gearoid. John Banville and the Subversion of the Big House Novel / Gearoid Cronin // The Big House in Ireland: Reality and Representation. -Dingle, Brandon, 1991. P. 215-230.
28. D'Hocker Elke. Boks of Revelation: Epiphany in John Banville's Science Tetralogy and "Birchwood" / Elke D'Hocker // Irish University Review. -2000. Vol. 30. - Iss. 1. - P. 32-50.
29. D'Hocker Elke. Confession and Atonement in Contemporary Fiction: J. M. Coetzee, John Banville, and Ian McEwan / Elke D'Hocker // Critique: studies in contemporary fiction. Washington, 2006. - Vol. 48. - Iss. 1. - P. 31- 47.
30. D'Hocker Elke. Portrait of the other as a woman with gloves: Ethical perspectives in John Banville's The Book of Evidence / Elke D'Hocker // Critique: studies in contemporary fiction. Washington, 2002. - Vol. 44. - Iss. 1. - P. 23- 38.
31. D'Hocker Elke. Visions of Alterity: Representation in the Works of John Banville / Elke D'Hocker. Amsterdam-New-York, NY, 2004. - 237 p.
32. Festino Cielo Griselda. The Construction of Identity in John Banville'sт
33. Book of Evidence" / Cielo Griselda Festino //ABEI Journal. 2002. - Vol. 4. - P. 95-11.
34. Gefter Wondrich Roberta. Postmodern Love, Postmodern Death and God-like Authours in Irish Fiction: The Case of John Banville / Roberta Wondrich Gefter // BELLS: Barcelona English Language and Literature Series. 2000. - № 11. - P.79-88.
35. Greacen Lavinia. A Serious Writer / Lavinia Greacen // Irish Times. -1981.-24 March.
36. Hand Derek. John Banville and Irish History: "The Newton Letter" / Derek Hand // New Voices in Irish Criticism. Dublin : Four Courts Press, 2000. -P.52-58.
37. Hand Derek. John Banville: Exploring Fictions / Derek Hand. Dublin : The Liffey Press, 2002. - 202 p.
38. Hand Derek. Reply to "Endless Beginings" by Laura P. Zuntini de Izarra / Derek Hand // ABEI Journal. 2004. - Vol. 6. - p. 67-70.
39. Heaney Liam. Science in Literature: John Banville's Extended Narrative / Liam Heaney // Studies. Vol.85. - 1996. - p. 362-369.
40. Hogan Mike. Existential Murder: Dostoevsky, Camus, Banville. сайт. (http:/ /www.sunyit.eda/ hoganm/exit.html.). (дата обращения 04.07.2008)
41. Hogan Ron. The Beatrice Interview: John Banville.: сайт. -(www.beatrice.com/interviews/banville). (дата обращения 25.08.2010)
42. Hunnewell Susannah. Violently Obsessed with Arts. / Susannah Hunnewell // New York Times Book Review. 1993. - 28 November. - P.33.
43. Imhof Rüdiger. John Banville: A Checklist / Rüdiger Imhof // Irish University.Review.-Dublin, 1981.-Vol.ll.'-Iss.l.-P. 52-86.
44. Imhof Rüdiger. A love letter to Art / Rüdiger Imhof // Asylum. Art Review. Dublin, 1995. - Vol.1. - P. 27-34.
45. Imhof Rüdiger. John Banville's Supreme Fiction. / Rüdiger Imhof. — Dublin : Liffey Press. 1997. 112 p.
46. Rüdiger Imhoff. Q. and A. with John Banville. Interview / Rüdiger Imhof // Irish Literary Supplement. — Spring, 1987. P. 13.
47. Imhof Rüdiger. The Modern Irish Novel / Rüdiger Imhof. Dublin : WOLFHOUND PR, 2004. - P. 45-70.
48. Izarra Laura P. Zuntini de. Endless Beginings' in the Criticism of Banville's Writings. / Laura P. Zuntini de Izarra //ABEI Journal. 2004. - Vol. 6. -P. 61-66.
49. Izarra Laura P. Zuntini de. Mirrors and Holographic Labyrinths : The Process of a 'New' Aesthetic Synthesis in the Novels of John Banville. / Laura P. Zuntini de Izarra. San Francisco : International Scholars Publications, 1998. - 324 p.
50. Kenny John. John Banville / John Kenny. Dublin : Irish Academic Press, 2009. - 200 p.
51. Kenny John. Well Said Well Seen. / Kenny John // Irish University Review. Dublin, 2006. - P. 52-68.
52. Kreilkamp Vera. Anglo-Irish novel and the Big House / Vera Kreilkamp. New York, 1998. - P.234-261.
53. Lennon Patrick. The Real and the Duplicate: John Banville's "Frames Trilogy" / Patrick Lennon // BELL (Belgian Essays on Language and Literature. — 2002. P. 85-92.
54. Lysaght Sean. Banville's Tetralogy: The Limits of Mimesis / Sean Lysaght // Irish University Review. 1991. - Vol. 21.- Iss. 1. - P. 82-100.
55. McCormac David. John Banville: Literature as Criticism / David McCormac // The Irish Review. 1987. - Vol. 2. - P.95-99.
56. McGee Harry. Freddie's Back as Banville Grapples with Alien Planet. / Harry McGee // Sunday Press. 1998. - 28 March.
57. McMinn Joseph. An Exalted Naming. The Poetical Fictions of John Banville / Joseph McMinn // Canadian Journal of Irish Studies. 1998. - Vol. 14. -P. 17-27.
58. McMinn Joseph. John Banville: A Critical Study / Joseph McMinn. -Dublin : Gill&Macmillan, 1991. 138 p.
59. McMinn Joseph. The Supreme Fiction of John Banville / Joseph McMinn. Dublin : Manchester University Press, 1999. - 168 p.
60. McMinn Joseph. Versions of Banville: Versions of Modernism / Joseph McMinn // Contemporary Irish Fiction : Themes, Tropes, Theories. — London: Macmillan Press, 2000. P.79-99.
61. McNamee Brendan. A self-sustaining tension in space: Myth, History, Tradition and John Banville / Brendan McNamee // New Voices in Irish Criticism 5.-Dublin: Four Courts Press, 2005.-Vol. 5.-P. 216-23.
62. McNamee Brendan. Sacred Chaos: Form and the Immediate in John Banville's Mefisto / Brendan McNamee // Critique. Washington. 2005. - Vol. 46. -Iss. 3.-P. 205-219.
63. Meaney Helen. Master of Paradox. / Helen Meaney // Irish Times. -1993.-24 March.
64. Molloy Francis. The Search for Truth: The Fiction of John Banville / Francis Molloy // Irish University Review. 1993. - Vol. 11.- Iss. 1. - P.29-51.
65. Moore, John Rees. Life and death, ghosts and spies / John Rees Moor // Sewanee Review (Univ. of the South, Sewanee, TN). 1998. - Vol. 106. - Iss. 2. -P. 317-329.
66. Murphy N. From Long Lankin to Birchwood. / Murphy Neil // Irish University Review. Dublin 2006. - P. 9-25.
67. Müller Anja. You Have Been Framed: The Function of Ekphrasis for the Representation of Women in John Banville's Trilogy ("The Book of Evidence", "Ghosts", "Athena") / Anja Müller // Studies'in the Novel. 2004. - Vol. 36. - Iss. 2.-P. 185-205.
68. Patten Eve. John Banville's novels / Patten Eve // Critical Perspective. -(http//www.smysl.com/annot.literature) (дата обращения: 15.09.2008).
69. Saunders Mark. The Art of the Spy: John Banville's "Untouchable" / Mark Saunders // Virginia Quarterly Review: a national journal of literature and discussion (Univ. of Virginia, Charlottesville). 1998. - Vol. 74. - Iss. 4. - P. 751757.
70. Schwall Hedwig. An Interview with John Banville / Hedwig Schwall //f
71. Europian English Messanger 6. 1997. - P. 13-19.
72. Swann Joseph. Banville's Faust: Doctor Copernicus, Kepler, The Newton Letter and Mefisto as Stories of the European Mind / Swann Joseph // A Small
73. Nation's Contribution to the World: Essays on Anglo-Irish Literature and Language. Bucks : Colin Smythe Ltd: Irish Literary stadies., 1994. — P. 148-161.
74. Tarien Kersti. Trying to Catch Long Lanking by His Arm: The Evolution of John Baiville's "Long Lankig" / Kersti Tarien // Irish University Review. — 2001.-Vol. 31.- Iss. 2. P.386-403.
75. Wallace Arminta. A World Without Piople / Arminta Wallace // Irish Times. — 2000. — 21 September.
76. Научно-критическая литература о развитии ирландской литературы,истории, культуры.
77. Бондаренко Г.В. Мифология пространства Древней Ирландии / Г.В.Бондаренко. -М. : Языки славян, культуры (Кошелев), 2003. — 416 с.
78. Гениева Е.Ю. Перечитывая Джойса. / Е.Ю.Гениева // Ирландская литература XX века: Взгляд из России. — М. : Рудомино, 1997. — 317 с.
79. Западноевропейская литература XX века. Литература Англии и Ирландии: Указ.литературы (1960-1980 гг.) / Сост.: Р.Г.Кадменская, А.И.Землянова; Ред. Э.Я.Брун. Ч. 3. - 1984. - 128 с.
80. Попова М.К. Национальная ментальность и национальные литературы в постимперскую эпоху / М.К.Попова, П.А.Бороздина, Т.А.Тернова. — Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. С. 55-64.
81. Прозорова Н.И. Формы повествования в современной ирландскойкультуре / Н.И.Прозорова // Ирландская литература XX века. Взгляд из% * % < » »
82. России. М. : Рудомино, 1997. - СЛ48-153.
83. Саруханян А.П. История Ирландии в зеркале ирландской литературной критики / А.П.Саруханян // Ирландская литература XX века. Взгляд из России.-М. : Рудомино, 1997. С.153-158.
84. Саруханян А.П. "Объятия судьбы": прошлое и настоящее ирландской литературы / А.П.Саруханян. — М. : Наследие, 1994. — 222 с.
85. Саруханян А.П. Современная ирландская литература /
86. А.П.Саруханян. М. : Наука, 1973. - 318 с.
87. Саруханян А.П. Творчество Шона О'Кейси. /А.П.Саруханян. М.: Наука, 1965.-с. 3-9.
88. Allen Graham. Intertextuallity / Graham Allen. London: Routledge, 2000.-256 p.
89. Connolly Claire. Introduction: Ireland in Theory / Claire Connolly // Theorizing Ireland. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2002 - P. 11-14.
90. Deane Seamus. A short history of Irish literature / Seamus Deane. — Notre Dame : University of Notre Dame Press, 1994. 282 p.
91. Gibbons Luke. Narratives of the Nation: Fact, Fiction and Irish Cinema / Luke Gibbons // Theorizing Ireland. Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2002 -P.69-76.
92. Graham Colin. Subalternity and Gender: Problems of Postcolonial Irishness Cinema / Colin Graham // Theorizing Ireland. Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2002 - P. 150-160.
93. Ireland and Irish Cultural Studies / Special issue ed.: J.P. Waters. — Durham : Duke Univ. Press, 1996. 278 p.
94. Irish writers and society at large / ed. by Masaru Sekine. Gerrads Cross : Barnes and Noble Books, 1985. - VIII, 251 p.
95. Jeffers M. Jenifer. The Irish Novel and the End of the Twentieth Century / Jenifer M. Jeffers. New-York NY, 2000. - 224 p.
96. Kearney Richard. Postnationalist Ireland. Politics. Literature. Philosophy. / Richard Kearney. — London : Routledge, 1996. - 272 p.
97. Kenner Hugh. A Colder Eye: The Modern Irish Writers / Hugh Kenner. Baltimore : The Johns Hopkins Univ. Press, 1989. 301 p.
98. Kenny John. "No Such Genre": Tradition and the Contemporary Irish Novel / John Kenny // New Voices in Irish Criticism. Dublin : Four Courts Press, 2000.-P. 45-52.
99. Kiberd Declan. Inventing Ireland / Declan Kiberd. London : Vintage, 1996.-720 p.
100. Kiely Benedict. Proxopera: A Tale of Modern Ireland / Benedict Kiely. -Boston : Godine, 1987. 117 p.
101. Montieth Sharon. Contemporary British and Irish Fiction: An Introduction Through Interviews / Sharon Montieth, Jenny Newman, Pat Wheeler. -London, 2004.-P. 1-19.
102. Peach Linden. The Contemporary Irish Novel / Peach Linden. -Basingstoke, 2003. 272 p.
103. Scaggs John. Crime Fiction. The New Critical Idiom / John Scaggs. -London : Routledge, 2005. 184 p.
104. Smyth Gerry. Decolonisation and Criticism / Gerry Smyth. London : Pluto Press, 1998.-272 p.
105. Smyth Gerry. The Novel and the Nation: Studies in the New Irish Fiction / Gerry Smyth. London : Pluto Press, 1997. - 197 p.
106. The Cambridge history of Irish literature / ed. by Margaret Kelleher and Philip O'Leary. Cambridge: Cambridge University Press, 2006 - V. 2: 18902000. - 2006. - XXI, 682 p.
107. The Picador Book of Contemporary Irish Fiction / Ed. by D. Bolger. -London : Picador, 1994. 560 p.
108. Дополнительная и справочная литература
109. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / В.Е.Александров. СПб, 1999. - 312с.
110. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX -начала XXI века / Е.Ю.Андреева. СПб : Азбука-классика, 2007. - 484 с.
111. Базен Ж. Барокко и рококо. / Ж.Базен. М. : СЛОВО/SLOVO, 2001.-286 с.
112. Батай Ж. Литература и зло / Ж.Батай. М. : Изд-во Московского ун-та, 1994. - 166 с.
113. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. 4е изд. M. : Советская Россия, 1979. - 316 с.
114. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. — М. : Искусство, 1979. 424 с.
115. Бердяев H.A. Смысл творчества / Н.А.Бердяев. Харьков; М. : ФОЛИО, 2002. - 678 с.
116. Бочкарева Н.С. Роман о художнике как 'роман творения' в литературах Западной Европы и США конца XVIII — XIX вв.: Генезис и поэтика: Дис. . доктора, филол. наук: 10.01.03 / Н.С.Бочкарева. -М., 2001. -391 с.
117. Великовский С. Грани «Несчастного сознания» / С.Великовский. -М. : Искусство, 1973.-237 с.
118. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н.Веселовский. М. : Высшая школа, 1989. - 406 с.
119. Виноградов В.В. О языке художественной прозы / В.В.Виноградов. -М. : наука, 1980. 360 с.
120. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. (16401970) / Б.Р.Виппер. М. : Искусство, 1962. - 518 с.
121. Вое Дирк де. Нидерландская живопись: Шедевры старых мастеров / Дирк. Де Вое. М. : Белый город, 2002. - 216 с.
122. Галанов Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь / Б.Е.Галанов. — М. : Советский писатель, 1974. 343 с.
123. Герман М.Г. Антуан Ватто / М.Г.Герман. — Л. : Искусство: Ленингр. отд-ние, 1980. 208 с.
124. Гершензон-Чегодаева Н.М. Фламандские живописцы / Н.М.Гершензон-Чегодаева. М. : Искусство, 1949. - 118 с.
125. Гинзбург Л .Я. О литературном герое / Л.Я.Гинзбург. Л. : Советский писатель, 1979. - 220 с.
126. Гриценко Г.Б. Человек в моральной философии А.Мердок / Г.Б.Гриценко // Проблемы истории литературы: Сборник статей; Вып. 19. -Москва-Новополоцк, 2006. С. 277-281.
127. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт. / И.Е.Данилова // Чтения по истории и теории культуры; Вып. 21. М. : РГГУ, 1998 . - 102 с.
128. Даниэль С.М. Рококо. От Ватто до Фрагонара / С.М. Даниэль.
129. СПб. : Азбука-классика, 2007. 330 с.
130. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М.Достоевский. -М. : Просвещение, 1982. 480 с.
131. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б.Есин. М. : Флинта, Наука, 2002. - 248с.
132. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. JL : Наука, 1977. - 404с.
133. Жлуктенко Н.Ю. Английский психологический роман XX века. /Н.Ю.Жлуктенко. Киев 1988,- 158с.
134. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век /Д.В.Затонский. — М. : Художественная литература, 1973. — 553 с.
135. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств / Д.В.Затонский. — Харьков : Фолио, 2000. 255 с.
136. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. / Д.В.Затонский. -М. : Советский писатель, 1988. -416с.
137. Зингер JT.C. Очерки теории и истории портрета / Л.С.Зингер. М. : Изобразит, искусство, 1986. - 323 с.
138. Зинченко В.Г. Система "литература" и методы её изучения / В.Г.Зинченко, В.Г.Зусман, З.И.Кирнозе. Н.Новгород : НГЛУ им. H.A.1. Добролюбова, 1999. 208с.i
139. Золотов Ю.К. Французский портрет XVIII века / Ю.К.Золотов. — М. : Искусство, 1968. 275с.
140. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов / И.П.Ильин. М. : INTRADA, 2001.-384 с.
141. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / Науч. ред. А. Е. Махов. — М. : Интрада, 1998. -255 с.
142. История английской литературы / И.И. Анисимов и др.. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. Т. III. - С. 627-647.
143. История зарубежной литературы XX века: Учебник / Под ред. Л.Г.Михайловой и Я.Н.Засурского. М. : ТК Велби, 2003. - 544 с.
144. Камю Альбер. Посторонний. Чума. Падение / А.Камю. М. : Радуга, 1988.-461 с.
145. Кирпотин В.Я. Достоевский художник. Этюды и исследования / В.Я.Кирпотин. — М. : Сов. писатель, 1972. 319 с.
146. Краткая литературная энциклопедия / под ред. A.A. Суркова. -М. : Советская энциклопедия, 1966. Т.З. - С. 171-175.
147. Кожевникова H.A. О типах повествования в советской прозе. / Н.А.Кожевникова // Вопросы языка современной русской литературы. — М.,1971. С.97-164.
148. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. / Б.О. Корман. Ижевск, 2003. — 230 с.
149. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. / В.А.Кухаренко. -М.,1988.- 188с.
150. Кушкин Е.П. Альбер Камю: Ранние годы / Е.П.Кушкин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 183с.
151. Лейтес Н.С. Конечное и бесконечное. Размышления о литературе XX в.: мировидение и поэтика: Учеб. Пособие по спецкурсу / Н.С.Лейтес. -Пермь : ПТУ, 1993.- 120 с.
152. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Учеб. Пособие по спецкурсу / Н.С. Лейтес. Пермь : ПТУ, 1985. - 80 с.
153. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна /Жан-Франсуа Лиотар. -М.; СПб. : Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 1998. — 159 с.
154. Литература и живопись: (опыт изучения взаимодействия искусств) / Н.В. Гашева и др.; общ. ред. Р.В. Комина; Перм. гос. ун-т им. A.M. Горького. Пермь, 1990. - 288 с.
155. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.
156. A.Николкжина. M : Интелвак, 2003. - 1600 с.
157. Литературная энциклопедия: в 11-ти тт (1929-1939). Т.7. М. : Советская энциклопедия, 1934. — 780с.
158. Литературный энциклопедический словарь / Под ред.
159. B.М.Кожевникова, П.А.Николаева. — М. : Сов. энциклопедия, 1987.
160. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература / Д.С.Лихачев. - Л., 1981.- 215 с.
161. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман. -М. : Наука, 1970.-383с.
162. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б.Маньковская. -СПб, Алетейя, 2000. 346 с.
163. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / É М.Мелетинский. М. : Наука, 1986. - 318с.
164. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского / Е.М.Мелетинский. М. : Рос.гос.гуманитар.ун-т, 2001. — 187 с.
165. Мелетинский Е.М. Начало психологического романа / Е.М.Мелетинский. М. : РГГУ, 2002. - 32 с.
166. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника / А.А.Мелик-Пашаев. М. : прогресс-Традиция, 2000. - 271 с.
167. Меликян C.B. Речевой акт молчания в структуре общения: автореф. дис. . канд. филолог, наук / С.В.Меликян. Воронеж, 2000. — 24 с.
168. Мириманов В.Б. Изображение и стиль: Специфика постмодерна. Стилистика 1950-1990-х / В.Б. Мириманов. М. : РГГУ, 1998. - 70 с.
169. Мироненко Л.А. Художественный мир «личного романа»: от Шатобриана до Фромантена. / Л.А.Мироненко. Донецк. 1999. - С.4-14.
170. Миф, мечта, реальность: . постнеклассические измерения пространства культуры / И.В.Мелик-Гайказян и др.; науч. ред. И.В. Мелик-Гайказян. М. : Науч. мир, 2005. — 255 с.
171. Михайлов A.B. Роман и стиль / А.В.Михайлов // Теория литературы. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении).- М. : ИМЛИ РАН, 2003. С. 279-352.
172. Мотылева Т.Д. Зарубежный роман сегодня / Т.Л.Мотылева. М. : Советский писатель, 1966. — 472 с.
173. Мотылева Т.Л. Роман — свободная форма: Статьи последних лет /Т.Л.Мотылева. -М. : Советский писатель, 1982. -400 с.
174. Набоков В.В. Лолита / В.В.Набоков. М. : АНС-Принт, 1991.256 с.
175. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф.Ницше. М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1056 с.
176. Ортега-и- Гассет X. Избранные труды: Пер с исп. / Х.Ортега-и-Гассет. М. : Изд-во "Весь мир", 2000. - 700 с.
177. Ортега-и- Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Х.Ортега-и-Гассет. М. : Искусство, 1991. — 588 с.
178. Пестерев В.А. Модификация романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия: (Способы художественного синтезирования):г
179. Дис. д-ра филол. наук: 10.01.03 / В.А.Пестерев. Волгоград, 1999. - 337 с.
180. Пестерев В.А. Роль автора в современном зарубежном романе как художественная проблема / В.А. Пестерев. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1996.- 76 с.
181. Порус В.Н. У края культуры (философские очерки) / В.Н.Порус. -М. : Канон+, 2008. С. 212-269.
182. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики / Г.Н.Поспелов. — М. : Изд-во московского университета, 1983. 336 с.
183. Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч.ред. А.А.Грицанов, М.А.Можейко. — Минск : Интерпрессервис : Кн. дом, 2001. — 1037 с.
184. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В.П.Руднев. М. : Аграф, 1999. - 381 с.
185. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа / Н.Т.Рымарь. — Воронеж : Изд-во Воронеж. Университета, 1989. — 270 с.
186. Рымарь Н.Т. Поэтика романа / Н.Т.Рымарь. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1990. —256 с.
187. Рымарь Н.Т. Современный западный роман: Проблемы эпической и лирической формы / Н.Т.Рымарь. — Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1978. 128 с.
188. Социология: Энциклопедия / сост. А.А.Грицанов и др.. Москва : Книжный дом, 2003. - 1311 с.
189. Тамарченко Н.Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике XX века / Н.Д.Тамарченко // Теория литературы. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М. : ИМЛИ РАН, 2003.-С. 81-98.
190. Ткач Е.Г. Постмодерное общество: место и роль искусства: автор, дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Е.Г.Ткач. М., 2005. - 26 с.
191. Тэн Ипполит. Философия искусства: Живопись Италии и Нидерландов: Лекции, чит. в Шк.изящ.искусств в Париже / Ипполит Тэн. — М. : Изобразит.искусство, 1995. — 158 с.
192. Усовская Э.А. Парадигма постмодернизма в культуре XX века / Э.А.Усовская. Минск : БГУ, 2006. - 124 с.
193. Филюшкина С.Н. Зарубежная литература XX века: раздумья о человеке. Учебно-методическое пособие / С.Н.Филюшкина. — Воронеж : Воронежский государственный университет, 2002. — 166 с.
194. Филюшкина С.Н. Современный английский роман: Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники / С.Н.Филюшкина. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. - 182 с.
195. Фромм Эрих. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм. М. : ACT, 2004. - 571с.
196. Фромм Эрих. Психоанализ и этика / Эрих Фромм. — М. : АСТ-ЛТД, 1998. С. 238-259.
197. Фокин СЛ. Альбер Камю: Роман. Философия. Жизнь. / С.Л.Фокин. СПб. : Алетейя, 1999. - 377 с.
198. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е.Хализев. М. : Высш. Шк., 2002. - 437 с.
199. Харт Кевин. Постмодернизм / Кевин Харт. — М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2006.-261 с.
200. Хиллер Б. Стиль XX века / Б.Хиллер. М. : Слово, 2004. - 240 с.
201. Хованская А.В. Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре (социально-философский анализ): автореферат дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / А.В. Хованская. — Пермь, 2005. 24 с.
202. Хорольский В.В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX-XX веков / В.В.Хорольский. Киев : Наукова думка, 1991. — 133с.
203. A Handbook to literature/ Ed. by William H., Holman C. New Jersey: Prentice Hall, 1996. -(scool.bullets.net/whs/English/Morrissey/greatliterature.htm)
204. Butler Christopher. Postmodernism: a very short introduction / Christopher Butler. Oxford : Oxford University Press, 2002. - IX, 142 p.
205. Cambridge Advanced Learner's Dictionary / ed.by Elizabeth Walter. Cambridge University Press, 2005. - 1588 p.
206. De la Durantaye Leland. Style is matter: the moral art of Vladimir Nabokov / Leland de la Durantaye. — London : Cornell University Press, 2007. — P. 87-99.
207. Eagleton Terry. The idea of culture / Terry Eagleton. — Maiden :i,
208. Blackwell Publishing, 2005. 156 p.
209. Grambs David. Literary Companion Dictionary / David Grambs. -New York : Routledge, 1985. 434 p.
210. Heyes Cressida J. Self-transformations: Foucault, ethics, andnormalized bodies / Cressida J. Heyes. New York: Oxford University Press, 2007.-XIII, 162 p.
211. Hopkins David. After modern art, 1945-2000 / David Hopkins. -Oxford: Oxford University Press, 2000. 282 p.
212. Johnson Kurt. Nabokov's Blues: the scientific odyssey of a literary genius / Kurt Johnson, Steve Coates. New York: McGraw-Hill, 1999. - P. 124143.
213. Kearney Richard. On Stories / Richard Kearney. London and New-York : Routledge, - 2002. - 208 p.
214. Kearney Richard. The Wake of the Imagination / Richard Kearney. -London : Routledge, 1988. - 480 p.
215. McCormack R., Ritchie S. Literary Glossary / R.McGormack, S.Ritchie. Family education Network, Inc., 2000-2003. (www.teachervision.fen.com).
216. McGowan John. Postmodernism and its critics / John McGowan. Ithaca ; London : Cornell University Press, 1991. XII, 296 p.
217. Murdoch Iris. The Sovereignty of Good. / Iris Murdoch. London, 2009. 101p.
218. Schwartz Gary. Rembrandt's universe: his art, his life, his world / Gary Schwartz. London : Thames & Hudson, 2006. - 384 p.
219. The Literacy Dictionary / ed. by Theodore Lester Harris, Richard E.Hodges. International Reading Assoc., 1995. - 340p.
220. Tyson. Lois. Critical Theory Today: A User-Friendly Guide / Lois Tyson. Routledge, 2006. - 488p.
221. Westermann M. The art of the Dutch Republic. 1585-1717 / Mariet Westermann. London: Laurence King Publishing, 2004; — 192 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.