Трансформация символической атрибутики детства в отечественной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Минситова, Мария Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат философских наук Минситова, Мария Викторовна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования символической атрибутики детства.
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию детства в социокультурной среде.
1.2 Символизм детства и возрастных переходов.
Глава 2. Традиции и новации в русской культуре детства.
2.1 Социокультурный смысл атрибутов детства в русской культурной традиции.
2.2 Новационный смысл культурных трансформаций в современной атрибутике детства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Феномен детства в европейской культуре: от скрытого дискурса к научному знанию2009 год, кандидат культурологии Мамычева, Диана Ивановна
Трансформация детской повседневности в социокультурном пространстве школы: на материале 1980-х - 1990-х гг.2013 год, кандидат культурологии Ляшок, Александра Сергеевна
Детские игры в современном социокультурном пространстве России: к вопросу сохранения и развития традиций2010 год, кандидат культурологии Басенкова, Любовь Васильевна
Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации2007 год, кандидат культурологии Чубрик, Елена Олеговна
Социокультурное пространство ребенка2005 год, кандидат философских наук Панченко, Сергей Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация символической атрибутики детства в отечественной культуре»
Актуальность темы диссертационного исследования. В современном социогуманитарном знании детство рассматривается как сложный феномен, на который влияют многие социокультурные факторы. Детский период развития человека по традиции изучается педагогикой, возрастной психологией, социологией, культурной антропологией и другими гуманитарными науками, однако в современных исследованиях явно недостаточно представлен культурологический аспект. Детство не просто определяется типом культуры, но является её основанием.
Осмысление феномена детства приобретает особую значимость в контексте трансформационного состояния современной действительности, которая характеризуется значительными изменениями как общества, так и человека. Ведь непременным условием непрерывности и согласованности культурного бытия является передача молодому поколению поведенческих реакций, отвечающих всем стандартам данной культуры. В современном же обществе одновременное функционирование множества культур ведет к возникновению и нарастанию противоречий между ними. Многие исследователи говорят о таких явлениях, как кризис детства, индивидуализация и эмансипация детства, исчезновение детства. Такое состояние дел противоестественно. Данные тенденции в обществе могут привести к перерождению, дезинтеграции или окончательному исчезновению органической культурной системы, к ситуации, когда культура утрачивает свою жизненную силу, перестает быть жизнестойкой и самовоспроизводящейся. Это оказывает деструктивное воздействие и на личность. Отход от привычных ранее норм, правил, образцов культуры лишает человека уверенности, приводит к повышенной тревожности, депрессивности, неврозам.
Адекватное понимание детства лежит в основе решения многих антропологических, культурных, социальных проблем. Вовлеченность ребенка и взрослого в символический обмен приводит к становлению общего з коммуникативного поля культуры, в призме которого и происходит осмысление феномена детства, подверженного тем же изменениям, кризисам или расцветам, что и культура в целом.
Понять детство как культурно-исторический феномен можно лишь с учетом возрастного символизма, то есть системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный путь человека и возрастную стратификацию общества.
Степень научной разработанности проблемы. О детстве писали многие выдающиеся мыслители прошлого. Упоминания о нем встречаются в античных философских текстах Фалеса, Анаксимандра, Гераклита, Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки, Плутарха. В средние века в текстах Аврелия Августина, Фомы Аквинского о детстве упоминается в рамках учения о благочестии человека, о достижении им того состояния плотской «безгрешности», которым обладает ребенок. В период Возрождения Э. Роттердамский, М. Монтень писали о детстве как о наиболее значимом периоде для воспитательных воздействий. В Новое время и период Просвещения Дж. Локк, Ф.-М. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо говорили о необходимости воспитания и обучения ребенка как потенциального мыслителя. Первые научные и философские систематизации представлений о детстве принадлежат И. Канту, И. Фихте, Л. Фейербаху. Русская философия в лице Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Зеньковского развивалась под воздействием православного учения о детстве как предмете родительской заботы, трактуемой как обязанность человека по отношению к замыслу Бога. С. И. Гессен, будучи одним из основоположников философии образования, внес большой как теоретический, так и практический вклад в изучение детства.
Дальнейшие исследования детства привели к становлению отдельных дисциплин и отраслей знания. Этнографическое исследование детства характеризуется интересом к особенностям детского периода и специфике инкультурации у разных народов. Солидный фактический материал, а также 4 основные положения этнографии и социологии детства связаны с именами М. Мид, Э. Эриксона, изучавших детство традиционных обществ. Они говорили об уникальности базовой структуры характера у каждого народа, а значит - об уникальности конфигурации внутрикультурных элементов, объединенных этосом культуры. Особый интерес представляют идеи Б. Малиновского о значении контекстных связей для функционирования культуры и исследования инкультурации М. Херсковица.
В социально-философском осмыслении детства, особенно в отечественной науке, большое значение имеют работы И. С. Кона, отражающие влияние культуры на социализацию ребенка. Он одним из первых открыл детство в качестве знаково-символического мира, требующего осмысления в категориях самобытности и равноправности. Большой вклад в понимание детства как социально-культурного феномена внесли работы А. Г. Кислова, Э. А. Куруленко, Е. М. Рыбинского, Д. И. Фельдштейна, Т. В. Щитцовой, С. Н. Щегловой, а также исследования по философии детства А. И. Авериной, А. М. Соколова.
Понимание детства как особой замкнутой системы имеется в работах С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, М. В. Осориной. Они подчеркивают исключительную роль детских практик, посредством которых и конструируется само пространство детства. Работы В. Я. Проппа, В. И. Чичерова, Э. В. Померанцевой, В. П. Аникина, Ю. Г. Круглова, А. Н. Мартыновой позволили выделить детский фольклор в самостоятельный раздел народно-бытовой культуры и тем самым обосновали правомерность его изучения с позиции детской субкультуры.
Культурологическими реконструкциями детского фольклора занимались А. Ф. Белоусов, В. А. Василенко, Г. С. Виноградов, О. Н. Гречина, О. И. Капица.
Исследования семиотической образности игры и языка ребенка проводили С. Б. Адоньева, Е. А. Покровский, М. П. Чередникова, Ю. В. Эккемеева.
В настоящее время тема детства находится на стыке различных исследований, имеющих антропологическую и гуманитарную направленность, - психологии, педагогики, психиатрии и психоанализа, этнографии, лингвистики, теории художественного творчества и искусствознания, исторической науки, права, философии культуры, философской антропологии, социологии, культурологии. Однако до сих пор остается нераскрытой роль символической атрибутики детства в процессе передачи ценностно-смыслового ядра культуры от старшего поколения младшему. Данной проблеме и посвящено настоящее исследование.
Объектом исследования является символическая атрибутика детства в традиционной и современной культурах России.
Предметом исследования выступают сущностные изменения символической атрибутики детства в отечественной культуре.
Цель диссертации - выявить социокультурную суть изменений символической атрибутики детства, произошедших в отечественной культуре.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Исследовать сущность детства как социокультурного феномена.
2. Сконструировать теоретико-методологический аппарат исследования детства и возрастных переходов с точки зрения их символики.
3. Выделить наиболее важные символические атрибуты детства.
4. Выявить социокультурный смысл атрибутов детства в русской культурной традиции.
5. Эксплицировать новационный смысл культурных трансформаций в современных атрибутах детства.
Теоретическо-методологической основой исследования являются: - исследования проблем взаимоотношения культуры и личности, процессов социализации, культурной стандартизации человеческого поведения, культурных ценностей и механизмов адаптации Р. Бенедикт, Ф. Боаса,
А. Кардинера, К. Клакхона, А. Крёбера, Р. Линтона, М. Мид, Л. Уайта, б
Э. Фромма, рассматривающих все многообразие форм человеческого поведения через определенные общие фундаментальные ценности культуры;
- концепция символа и «символической формы» Э. Кассирера;
- теории обрядов возрастных переходов, которые анализируются в работах М. Элиаде, А. ван Геннепа, В. Тэрнера и А. К. Байбурина;
- теория архетипов К. Г. Юнга;
- концепция Й. Хейзинги о всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальном значении её в человеческой цивилизации;
- теория потребления Ж. Бодрийяра;
- культурвиталистская концепция жизненных сил культуры Т. А. Семилет.
Методами исследования выступают такие общенаучные методы, как анализ и синтез. Тема исследования предполагает применение междисциплинарного и системного подходов.
Метод сравнительного анализа оказался совершенно необходимым для теоретического освоения многочисленных научных концепций детства, а также позволил показать многообразие проявлений такого феномена, как культура детства. Осмысление места проблемы детства в контексте глобальных кризисных процессов современной культуры обусловило использование компаративистского подхода. Выявление сущности и специфики символов детства в динамике культуры делает особенно актуальным использование культурно-исторического метода.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Определены теоретико-методологические основания исследования детства как социокультурного феномена, главной функцией которого является трансмиссия ценностно-смыслового ядра культуры, закрепленного в символической атрибутике.
2. Впервые выявлены сущностные метаморфозы символической атрибутики детства в отечественной культуре.
3. Выявлен социокультурный смысл символических атрибутов детства в русской культурной традиции.
4. Эксплицирован новационный смысл культурных трансформаций в современной атрибутике детства.
5. Показан тотальный характер изменения атрибутов детства, проявляющийся в современных играх, игрушках, фольклоре, забавах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретическими основаниями исследования детства как социокультурного феномена выступают идеи М. Мид, И. С. Кона, С. Н. Иконниковой, а также идеи культурвитализма, позволяющие рассматривать культуру детства как совокупность артефактов и практик, созданных как обществом для детей, так и детьми для самих себя, содержащую смысловое пространство ценностей, установок, способов действия и норм общения.
2. Главной социокультурной функцией символической атрибутики детства является передача ценностно-смыслового ядра культуры от поколения к поколению.
3. Атрибутика детства пронизана символами, выражающими понимание места ребенка в мироздании, границы детства, нравственные приоритеты культуры и цели воспитания. В ритуалах, игрушках, фольклоре, забавах выражаются глубинные образы конкретной культурной системы, которые хранят и воспроизводят характерную для данной культуры картину мироздания в ее ценностно-смысловом своеобразии.
4. В русской традиционной культуре детство представляло собой системно обоснованное, глубинное, сакральное явление с четко выраженными этнокультурными доминантами, а символические атрибуты детства выполняли функцию передачи от одного поколения к другому культурных ценностей, смыслов, тендерных и профессиональных стереотипов.
5. Современная культура детства становится поверхностной, ризомной, эклектичной, профанной, лишенной этнокультурного своеобразия, а символы и атрибуты детства зачастую используются, чтобы вызвать доверие к определенному товару или бренду и побудить к покупке. Ребенок из цели культурного воздействия превратился в средство получения прибыли и маркетинговых манипуляций. Суть метаморфоз символической атрибутики детства выражается в том, что:
- естественная по происхождению культура детства сменяется культурой, искусственно создаваемой авторским творчеством и торговыми марками;
- системно обусловленная и необходимая символическая атрибутика детства трансформируется в релятивную и случайную;
- коллективный характер детства преобразуется в индивидуальный;
- непосредственная культура детства традиционного общества превращается в культуру, опосредованную техническими приспособлениями и виртуальной реальностью;
- привязанная к местности атрибутика становится глобальной, не зависящей от места ее функционирования;
- имеющая гендерно-ролевую и профессионально-трудовую направленность культура детства трансформируется в культуру, имеющую потребительскую и гламурную направленность.
Теоретическая значимость диссертационной работы. Результаты исследования могут быть использованы для анализа современного состояния культуры детства, выводы автора вносят вклад в понимание функционирования культуры детства и его влияния на сохранение и реконструкцию самой культуры. Определены символические атрибуты детства, проанализированы изменения, которые они претерпевают под влиянием процессов, происходящих в современном обществе.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные в результате исследования выводы могут быть учтены при разработке культурной политики в сфере детского воспитания, 9 аналитические материалы могут быть использованы при разработке учебных курсов и составлении учебных пособий по теории и истории культуры, философии культуры, антропологии детства и педагогической антропологии.
Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены автором на следующих конференциях: региональная научно-практическая конференция «Концепции современного естествознания в системе высшего образования», г. Барнаул, 2009 г.; «Проблемы духовного развития России: история и современность», г. Барнаул, 2010 г., 2011 г.; межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарного знания в философии и культурологии», г. Барнаул, 2010 г., межрегиональная научно-практическая очно-заочная конференция «Российское образование в XXI веке (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты)», г. Бийск, 2010 г.; межрегиональная научно-практическая конференция «Образование и религия в поликультурном обществе: региональный аспект», г. Барнаул, 2010 г.; научно-практическая конференция «Наука в социогуманитарной сфере», г. Барнаул, 2011 г.; научно-практическая конференция «Философские аспекты воспитания человека современного мира», г. Барнаул, 2011 г.
Некоторые аспекты работы излагались на заседаниях «круглого стола» «Традиции и ценности русской культуры», г. Барнаул, 2009 г., 2011 г., в Государственном музее литературы, искусства и культуры Алтая.
Основные положения диссертации были изложены в 12-ти публикациях в научных журналах и сборниках научно-практических конференций, в том числе в трех журналах, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Феномен детства в традиционной культуре монгольских народов2004 год, кандидат философских наук Бутуева, Туяна Дугаровна
Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства2000 год, доктор психологических наук Абраменкова, Вера Васильевна
Этнография детства немецкого населения Западной Сибири в XX - начале XXI вв.2007 год, кандидат исторических наук Блинова, Анна Николаевна
Социокультурные основы детства: традиции и инновации2010 год, кандидат социологических наук Краснослободцева, Алёна Евгеньевна
Игра в субкультуре детства2004 год, кандидат философских наук Савенко, Наталья Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Минситова, Мария Викторовна
Выводы и итоги 2 главы:
В русской традиционной культуре детство представляло собой системно-обоснованное, глубинное, сакральное явление с четко выраженными этнокультурными доминантами, а символические атрибуты детства выполняли функцию межпоколенной трансляции культурных ценностей, смыслов, тендерных и профессиональных стереотипов.
Современная культура детства является поверхностной, ризомной, эклектичной, профанной, лишенной этнокультурного своеобразия, а символы и атрибуты детства зачастую используются, чтобы вызвать доверие к определенному товару или бренду и побудить к покупке. Ребенок из цели культурного воздействия превратился в средство получения прибыли и маркетинговых манипуляций.
Суть метаморфоз символической атрибутики детства выражается в том, что:
- естественная по происхождению культура детства сменяется культурой, искусственно создаваемой авторским творчеством и торговыми марками;
- системно обусловленная и необходимая символическая атрибутика детства трансформируется в релятивную и случайную;
- коллективный характер детства преобразуется в индивидуальный;
- непосредственная культура детства традиционного общества превращается в культуру, опосредованную техническими приспособлениями и виртуальной реальностью;
- привязанная к местности атрибутика становится глобальной, не зависящей от места ее функционирования;
- имеющая гендерно-ролевую и профессионально-трудовую направленность культура детства трансформируется в культуру, имеющую потребительскую и гламурную направленность.
Заключение
Революционные изменения, характерные для современного общества, приводят к существенным противоречиям с тысячелетиями складывавшимися навыками общежития и труда, с психологическими, познавательными и культурными установками людей, что не может не отразится на детстве. Феномен детства все больше теряет свое центральное значение в социокультурном развитии российского общества и лишается самодостаточной ценности.
Резким изменениям подвергается процесс общения родителей и детей. Если в традиционных обществах передача опыта происходила непосредственно от представителей старшего поколения или представителям младшего во время их общения и совместной деятельности. То сегодня приобщение к культуре в раннем детстве происходит, как правило, при помощи средств массовой информации и коммуникации - телевизора, компьютера, интернета.
В атрибутике сопровождающей ребенка происходят значительные изменения даже по сравнению с периодом предшествующих десятилетий. В настоящее время из нашей жизни исчезли такие ритуалы, как принятие в октябрята, пионеры и комсомольцы, которые при всей их идеологической направленности служили детям символами их взросления, перехода в новую социальную группу. Мы наблюдаем постепенное исчезновение первичных материнских жанров детского фольклора - колыбельных, пестушек, потешек, прибауток, которые уже на досознательной для ребенка стадии выполняли очень важную задачу включения его в процесс инкультурации, врастания в культуру. Передача социокультурного опыта идет уже не от старших поколений к младшим, «из рук в руки», а опосредуется информационной средой, прежде всего через экранную плоскость. Ребенок с самого раннего возраста приобретает опыт непрерывного знакового обмена и перекодировок.
Но при этом значительно сокращается опыт обтпения не тгшьк-п г.п взрослыми, но и со сверстниками.
Современные дети перестают играть, изменяется качество, сама суть детских игр: они стали невеселыми, агрессивными, индивидуалистичными. Если в прошлом дети свободно играли на улице, во дворах рядом с домом, то сегодня традиционные игры существуют только в специализированных учреждениях, таких как детские сады или центры развития, где они проводятся под руководством взрослого. Профессиональные педагоги, несущие ценности традиционных игр, все больше отчуждаются от детей и естественных условий их воспитания. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения - другому, и это привело к кризису игровой культуры. Значительно изменились и детские игрушки. В современном мире игрушки, прежде всего, очень прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом, а современные игрушки воспитывают, прежде всего, потребителя.
Символы и атрибуты детства все меньше выражают глубинные образы конкретной культурной системы, которые хранят и воспроизводят характерную для данной культуры картину мироздания в ее ценностно-смысловом своеобразии. Они все чаще становятся объектом манипулирования в экономических, политических и иных целях. В результате начинает возобладать культурная ситуация, когда общество «использует» детство, вместо того чтобы поддерживать его. Современная социокультурная ситуация привела к тому, что стало возможным говорить о сущностных изменениях, метаморфозах атрибутики детства. Сегодня эти атрибуты зачастую создаются разработчиками торговых марок и используются, чтобы вызвать доверие к определенному товару или бренду и побудить к покупке. Ребенок из цели культурного воздействия превращается в средство получения прибыли и маркетинговых манипуляций.
Между тем в русском национальном самосознании феномен детства представлял собой системно обоснованное, глубинное, сакральное явление с
132 атрибуты детства выполняли функцию передачи от одного поколения к другому культурных ценностей, смыслов, тендерных и профессиональных стереотипов.
Современная социальная политика в области детства должна быть основана на механизмах преемственности национального опыта. Инновационные институты и структуры, связанные с детством должны учитывать традиционное понимание места детства в обществе и роль символической атрибутики детства в процессе передачи ценностно-смыслового ядра культуры от старшего поколения младшему. Кроме того, решение вопросов социальной защиты и поддержки детства должны быть связаны с осознанием детства как субъекта и смыслового центра социальных процессов.
В условиях политической и социально-экономической нестабильности российского общества возрастает необходимость разработки и реализации эффективной социальной политики, направленной на решение проблем детства. Социальная политика в интересах детей должна быть направлена на преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения детей, посредством формирования позитивных установок в отношении государственных структур и общества к детям. Критерием оценки уровня организации социальной поддержки детей выступает степень обеспечения психофизического и социального благополучия подрастающего поколения, а также духовно-нравственного развития в конкретных исторических условиях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Минситова, Мария Викторовна, 2011 год
1. Абдулаева Е. А. Роль динамических игрушек в развитии ребенка / Е. А. Абдулаева, Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. -2011,-№2.-С. 46-55.
2. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети? / В. В. Абраменкова // Воспитание школьников. 1998. - № 4. - С. 33-34.
3. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В. В. Абраменкова. М.: Даниловский благовестник, 2001. - 144 с.
4. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 413с.
5. Авдеева Н. Н. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков / Н. Н. Авдеева, Н. А. Фоминых // Человек. 2003. - № 1. - С. 106-109.
6. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии / А. Андреев. СПб.: Тропа Троянова, 2000. - 250 с.
7. Алексеевский-М-Д- Телефонные розыгрыши как жанр детского фольклора / М. Д. Алексеевский // Детский фольклор и культура детства: XIII Виноградовские чтения: материалы науч. конф., 31 июня 4 июля 2003 г. -СПб., 2006.-С. 136-156.
8. Архипова А. С. Ролевые структуры детских анекдотов / А. С. Архипова // Мифология и повседневность: Тендер, подход в антропол. дисциплинах: материалы науч. конф., 19-21 февр. 2001 г. / сост. К.А.Богданов, А. А. Панченко. СПб., 2001. - С. 298-338.
9. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. / Ф. Арьес. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. 419 с.
10. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. СПб.: Наука, 1993.-253 с.
11. Баранов Д. А. «Незнакомые» дети (к характеристике образа новорожденного в русской традиционной культуре) / Д. А. Баранов // Этнографическое обозрение. 1998. - № 4. - С. 110-119.
12. БартрамН. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. / Н. Д. Бартрам. -М.: Советский художник, 1979. 179 с.
13. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества: пер. с англ. / 3. Бауман. М.: Весь мир, 2004. - 185 с.
14. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. - 2000. - 384 с.
15. Белик А. А. Культура и личность: Психол. антропология. Этнопсихология. Психология религии: учеб. пособие / А. А. Белик. М.: Изд-во РГГУ, 2001. - 378 с.
16. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур / А. А. Белик. М.: Изд-во РГГУ, 1999. - 241 с.
17. Белоусов А. Ф. Детский фольклор: проблемы и перспективы развития / А. Ф. Белоусов, В. В. Головин, Е. В. Кулешов, M. JI. Лурье // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: сб. докл. М., 2005. - Т. 1. -С. 215-239.
18. Белоусов А. Ф. Анекдотический цикл о Крокодиле Гене и Чебурашке / А. Ф. Белоусов // Проблемы поэтики языка и литературы: материалы межвуз. науч. конф., 22 24 мая 1996 г. - Петрозаводск, 1996. - С. 86-89.
19. Белоусова Е. А. Родильный обряд / Е. А. Белоусова // Современный городской фольклор. -М., 2003. С. 339-369.
20. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Р. Бенедикт; пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 256 с.
21. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии / Ф. Боас; пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - Т. 1. - С. 509-518.
22. Боас Ф. История и наука в антропологии: ответ / Ф. Боас; пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - Т. 1. - С. 528-535.
23. Боас Ф. Методы этнологии / Ф. Боас; пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. -Т.1.-С. 519-527.
24. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук / Ф. Боас; пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - Т. 1. - С. 499-508.
25. Боас Ф. Эволюция или диффузия? / Ф. Боас; пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - Т.1. - С. 343-347.
26. Богатырь Н. В. «Первая мать родила, вторая крестила, третья -купила» / Н. В. Богатырь // Живая старина. - 2001. - № 2. - С. 46-47.
27. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
28. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. Л. Любарской, Е. Марковской. -М.: Добросвет, 2000. 387с.
29. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. С.Н. Зенкина. -М.: Добросвет, 2000. 387 с.
30. Борисов С. Б. Культурантропология девичества / С. Б. Борисов. -Шадринск: Изд-во Шадрин. Пед. ин-та, 2000. 88 с.
31. Борисов С. Б. Человек. Текст. Культура. Социогуманитарные исследования / С. Б. Борисов. 2-е изд., доп. - Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2007.-531 с.
32. Брандль М. Детская игра и военные игрушки сегодня / М. Брандль // Психологическая наука и образование. 2011. - № 2 - С. 39-45.136
33. БрюхнерП. «Современный ребенок» в Западной Европе / П. Брюхнер, Г.-Г. Крюгер, М. Бюбуа// Социс. 1996. - № 4 - С. 128-135.
34. Бюхнер П. «Современный ребенок» в Западной Европе / П. Брюхнер, Г.-Г. Крюгер, М. Бюбуа // Социс. 1996. - № 5. - С. 140-147.
35. Бакаев В. А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики / В. А. Вакаев // Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: материалы всерос. науч.-практ. конф. -М., 2004. С. 381.
36. Виноградов А. Приключения мультипликационных героев в рекламе Электронный ресурс. // Новый маркетинг. 2008. - № 8. - Режим доступа: http://new-marketing.rU/issues/2008/8/127/. Дата обращения: 25.04.11.
37. Виноградов Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов. М.: Вост. лит., 2009. - 896 с.
38. Вишневский А. Г. Воспроизводство населения и общество: история, современность, взгляд в будущее / А. Г. Вишневский. М.: Финансы и статистика, 1982. - 287 с.
39. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие / Г. Н. Волков. М.: ИЦ «Академия», 1999. - 168 с.
40. Выготский Л. С. Психология развития человека. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
41. Гаврилов Д. А. Были и Небыли сказки: о необычном, обыденном и искусстве перехода между ними / Д. А. Гаврилов, С. Э. Ермаков. М.: Ганга, 2011.-288 с.
42. Геннеп Арнольд ван. Обряды перехода: Сист. изучение обрядов: пер. с франц. / Арнольд ван Геннеп. М.: Восточная литература РАН, 1999. -198 с.
43. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995-448с.
44. ГораликЛ. Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи. / JI. Горалик. М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 320с.
45. Гречина О. Н. Современная фольклорная проза детей / О. Н. Гречина, М. В. Осорина // Русский фольклор. JL, 1981. - Вып.20. - С. 96.
46. Григорьев М. В. От игры и праздника к празднично-игровой культуре / М. В. Григорьев // Празднично-игровая культура современного мира детства: материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Григорьев, А. С. Фролов. -М., 2004. С. 10-19.
47. Грякалов А. А. Философия и транспедагогика детства / А. А. Грякалов // Инновации и образование. Сборник материалов к конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 53-62.
48. Гусева А. Ю. Игрушки-для-катастрофы / А.Ю.Гусева // Социальный кризис и социальная катастрофа: сб. материалов конф. / ред. Ю. И. Солонин и др. СПб., 2002. - С. 217-219.
49. Дайн Г. Л. Лоскутные мячики из Хотькова / Г. Л. Дайн. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. - 96 с.
50. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 192 с.
51. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.
52. Демидова М. Теория человека Э. Кассирера / М. Демидова // Власть. 2007. - № 1. - С. 88-91.
53. Демоз Л. Психоистория / Л. Демоз. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-512с.
54. ДиксонУ. Двадцать великих открытий в детской психологии / У. Диксон М.: Гардарика, 2004. - 560 с.
55. Ершова Е. А. Куклы Кадиувео / Е. А. Ершова // Культурология традиционных сообществ: конкурсные работы молодых ученых / отв. ред. М. J1. Бережнова. Омск, 2002. - С. 35-46.
56. ЕфимкинаР. Три инициации в женских волшебных сказках / Р. Ефимкина // Российский гештальт. 2003 - № 4. - С. 18-37.
57. Жаров JI. В. Представления о детском теле в истории культуры / Л. В. Жаров // Человек. 2003. - № 1. - С. 120-130.
58. Зайко А. В. Феномен игры в контексте социального кризиса / А. В. Зайко // Социальный кризис и социальная катастрофа: сб. материалов конф. / ред. Ю.И. Солонин и др. СПб., 2002. - С. 222-225.
59. Зюнкер X. От исследований социализации к социологии детства / X. Зюнкер, Д. Бюлер-Нидербергер; пер. с англ. И. Шолохова, В. Безрогова // Развитие личности. 2003 - № 4 - С. 69-94.
60. Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.
61. ИльинА. И. Собрание сочичений: в 10-то т. Т.4. / А. И. Ильин. -М.: Русская книга, 1994. 672с.
62. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность / В. И. Ильин // Мир России. 2005. - № 2. - С. 3-40.
63. Карабулатова И. В. Мир детства в традиционной культуре народов Тюменской области / И. В. Карабулатова // Тюменское детство. -2006.-№ 1.-С. 12.
64. Карабулатова И. В. Родовые обряды славян Тюменской области / И. В. Карабулатова // Тюменское детство. 2006. - № 4. - С. 10-13.
65. Карасёв Л. В. Детские страшные истории / Л. В. Карасёв // Живая старина. 2007. - № 2. - С. 32-34.
66. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: пер. с нем. / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. - 784 с.
67. Кассирер Э. Философия символических форм: пер. с нем. / Э. Кассирер. -М.; СПб.: Унив. кн., 2001. Т. 2: Мифологическое мышление. -280 с.
68. Клейн Л. С. Персонализм: «культура и личность» / Л. С. Клейн // Развитие личности. 2005. - № 2. - С. 163-170.
69. КляйнН. NO LOGO. Люди против брэндов: пер. с англ. / Н. Кляйн. М.: Добрая книга, 2008. - 624 с.
70. Кон И. С. Открытия Филиппа Арьеса и тендерные аспекты истории детства / И. С. Кон // Вестник РГГУ. 2010. - № 15. - С. 12-25.
71. Кон И. С. Междисциплинарные исследования: Социология. Психология. Сексология. Антропология / И. С. Кон. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 605 с.
72. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. М.: ИЦ «Академия», 2003. - 336 с.
73. Кон И. С. Социологическая психология: избр. психол. тр. / И. С. Кон. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 1999. - 555 с.
74. Кон. И. С. Этнография детства (проблемы методологии) / И. С. Кон // Советская этнография. 1981. - № 5. - С. 3-12.
75. Конвенция о правах ребенкаЭлектронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml Дата обращения: 23.01.2011.
76. Костырко В. Обряды перехода сто лет спустя: теория и практика / В. Костырко // Неприкосновенный запас. 2003. - № 3. - С. 127-132.
77. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. СПб.: Паритет, 2005. - 240 с.
78. КошелеваО. Е. Филипп Арьес и российские исследования истории детства / О. Е. Кошелева // Вестник РГГУ. 2010. - № 15. - С. 25-32.
79. Крайг Г. Психология развития: пер с англ. / Г. Крайг; под. общ. науч. ред. А. А. Алексеева. 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
80. Кудрявцев В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания / В. Т. Кудрявцев // Психологический журнал. 1998. - № 3.-С. 17-23.
81. Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. / В. Т. Кудрявцев. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. - 160 с.
82. Кулешова Н. С. Дети как человеческий капитал общества / Н. С. Кулешова // Регионоведение. 2010. - № 4. - С. 126-134.
83. Культурология: Учебник / Ю. Н. Солонин и др.; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. -М.: Высшее образование, 2007. 566 с.
84. Купина Ю. А. Семантика детской скульптуры эвенков / Ю .А. Купина // Мир детства в традиционной культуре народов СССР. Часть II.-Л.:, 1991.-С. 54-62.
85. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой: пер. с англ. / Дж. Кэмпбелл. -М.: Ваклер: Рефл-бук: ACT, 1997. 382 с.
86. Левкиевская Е. Е. Полесские поверья о некрещенных детях / Е. Е. Левкиевская // Живая старина. 2009. - № 4. - С. 7-9.
87. Лойтер С. М. Детская повествовательная традиция / С. М. Лойтер // «Рябининские чтения '95»: междунар. науч. конф. по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера : сб. докл. -Петрозаводск, 1997. С. 184-187.
88. Лойтер С. М. Детский фольклор Заонежья (Великогубская коллекция Т.В. Андреевой) // Кижский вестник: сб. ст. / ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. Петрозаводск, 2004. - № 9. - С. 24-36.
89. Лопаткина Т. Образ ребенка в рекламе: за и против / Т. Лопаткина // Конкуренция и рынок. 2002. - № 15. - С. 20.
90. ЛотманЮ. М. Куклы в системе культуры / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин, 1992. - С. 377-380.
91. Лурье В. Ф. Антология фольклора младших подростков / В. Ф. Лурье // Школьный быт и фольклор. Таллин, 1992. - Т. 1. - С. 19-28.
92. Лурье М. Л. О детском современном анекдоте / М. Л. Лурье // Традиционная культура и мир детства: XI Виноградовские чтения: материалы междунар. науч. конф. Ульяновск, 1998. - Ч. 3. - С. 53-58.
93. Лурье М. Л. Очерки современного детского фольклора / М. Л. Лурье // Экология культуры. 2006. - № 2. - С. 66-75.
94. Лурье М. Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое / М. Л. Лурье // Экология культуры. 2006. - № 2. - С. 75-86.
95. Майорова-Щеглова С. Н. Детская субкультура: неиституционализированный сектор детства. Электронный ресурс. режим доступа: www.cMMsoc.m/doc/cMld sub kult.pdf. Дата обращения 25704.11
96. Майорова-Щеглова С.Н. Детство: противоречия и диалог культур / С.Н. Майорова-Щеглова // Интеллигенция в диалоге культур: сб. ст. М., 2007.-С. 126-131.
97. МамычеваД. И. Архетип ребёнка как интенция современного субъекта / Д. И. Мамычева // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: материалы междунар. науч.-практ. конф., 5-6 марта 2011 г. Пенза; Прага, 2011. - С. 121-122.
98. Мамычева Д. И. Детство в эпоху модернизации / Д. И. Мамычева // Общество. Среда. Развитие. 2009. -№ 3 - С. 94-100.
99. МамычеваД. И. От детоцентризма к «потреблению детства» / Д. И. Мамычева // Философия права. 2011. - № 4. - С. 79-82.
100. МамычеваД. И. Трансформации категорий «детство» и «взрослость» в современной культуре / Д. И. Мамычева // Общество. Среда. Развитие. 2010. - № 3 - С. 75-80.
101. Мамычева Диана Ивановна. Феномен детства в европейской культуре: от скрытого дискурса к научному знанию : диссертация . кандидата культурологии : 24.00.01 / Д. И. Мамычева,- Санкт-Петербург, 2009,- 147 с.
102. Марко Н. С. Использование образа ребенка в современной рекламе Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.seun.ru/mk2010/viewtopic.php?f^l2&t=250&start=0&sid=40c6fbc35f 7e5b46384f37260e701edd. Дата обращения: 25.04.11.
103. МаркузеГ. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М.: Изд-во ACT, 2002. - 526 е.
104. МидМ. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1983. -361 с.
105. Митрофанова С. Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/generation/publications/publication28/ Дата обращения 28.05.11.
106. Михельсон О. К. История религий и Новый гуманизм М. Элиаде / О. К. Михельсон // Религиоведение. 2002. - № 4. - С. 52-72.
107. Морозов И. А. Игровой «дом» в контексте современных детских игровых практик / И. А. Морозов // Очерки русской народной культуры. М. : Наука, 2009.-С. 737-779.
108. Морозов И. А. Кукла в современном обиходе (полевое исследование эволюции статуса вещи) / И. А. Морозов // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М., 2002. - Вып. 1. - С. 53-68.
109. Морозов И. А. Роль куклы в онтогенезе / И. А. Морозов // Живая старина. 2006. - № 1. - С. 15-18. // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №4. - С. 57-60.
110. МуллярЛ. А. Феномен «детство» в образно-концептуальном сопровождении сказки / Л. А. Мулляр // Теория и практика общественного развития. 2011. - № 4. - С. 57-60.
111. НазаркинА. Д. Иркутские бумажные куклы «пандоры» персонажи произведений Лидии Чарской / А.Д. Назаркин // Живая старина. -2007. -№ 2. -С. 36-37.
112. Нельсон А. Игра как опосредованное действие. Тендерный аспект / А. Нельсон // Психологическая наука и образование. 2011. - № 2 - С. 93101
113. Носко И. В. Детство как психосоциокультурный феномен / И. В. Носко // Социальная работа в Сибири: сб. науч. тр. Кемерово, 2004 -С. 118-132.
114. Оршанский JI. Г. Игрушки / JI. Г. Оршанский // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. Петроград, 1923. - 174 с.
115. ОсоринаМ. В. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории / М. В. Осорина // Знание-сила. 1986. -№10.-С. 43-45.
116. ОсоринаМ. В. Коммуникативные традиции детской субкультуры / М. В. Осорина // Школьный психолог. 2008. - № 2. - С. 35-36.
117. ОсоринаМ. В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей / М. В. Осорина // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. - С. 47-66.
118. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / M .В. Осорина. СПб.: Питер, 1999. - 288 с.
119. Павлов С. Н. Основные теоретические подходы к исследованию проблем детства / С. Н. Павлов // Образование и социальное развитие региона. 2004. - № 3-4. - С. 87-90.
120. Панченко А. А. Отношение к детям в русской традиционной культуре / А. А. Панченко // Отечественные записки. 2004. - № 3. - С. 2125.
121. Плеханов Е. А. Теория свободного воспитания в оценке С. И. Гессена / Е. А. Плеханов // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Саранск, 2000. - Вып. 15 - С. 45-49.
122. Поливанова К. Н. Взросление сегодня: социальные изменения современного детства. Электронный ресурс. Режим доступа: strategy2020.rian.ru > load/366070742. Дата обращения 14.09.2011.
123. Постман Н. Исчезновение детства / Н. Постман // Отечественные записки. 2004. - № 3. - С. 17-30.
124. Поэзия детства: русское народное творчество для детей / отв. ред.
125. B. И. Жекулина. СПб.: Алетейя, 2004. - 576 с.
126. Пропп В. Я. Русская сказка / В. Я. Пропп; отв. ред. К. В. Чистов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 335 с.
127. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мешерякова 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. -440 с.
128. Ребенок в мире культуры. / Отв. ред. Р. М. Чумичева -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 558с
129. Русская деревянная игрушка / под ред. А. Н. Тырса. Л.: Художник РСФСР, 1968. - 44 с.
130. Русская игрушка: Из коллекции Худож.-пед. музея АПН СССР, г. Загорск: альбом / авт.-сост. Г. Л. Дайн. -М.: Сов. Россия, 1987. 195 с.
131. СалминаН. Г. Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр / Н. Г. Салмина, И. Г. Тиханова // Психологическая наука и образование. -2011,-№2.-С. 29-37.
132. СапоговаЕ. Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. -М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.
133. СвасьянК. А. Философия символических форм Э. Кассирера: критический анализ / К. А. Свасьян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. -256 с.
134. Свенссон К. Экспертиза игрушек в Швеции: культорологический и технологический аспекты / К. Свенссон // Психологическая наука и образование. 2011. - № 2,- С. 13-20.
135. Седакова И.А. Крик в поверьях и обрядах, связанных с рождением и развитием ребенка / И. А. Седакова // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / отв. ред. С.М. Толстая. -М., 1999. С. 105-122.
136. Седова Е.Е. Аксиологические основы «педагогики культуры»
137. C. И. Гессена как пути выхода из культурного кризиса эпохи Электронный146ресурс. // Седова Е. Е. Философско-педагогическая концепция С. И. Гессена: монография. Режим доступа: http://bim-bad.ru/ Дата обращения 06.05.2011.
138. Семилет Т. А. Воспроизводство жизненных сил культуры критерий качества образования / Т. А. Семилет // Современные проблемы науки и образования. 2006. - № 1 - С. 92-93.
139. Семилет Т. А. Культурвитализм концепции жизненных сил культуры: монография / Т. А. Семилет. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. - 143 с.
140. Семилет Т. А. Социальная значимость этнокультурных доминант в процессе воспитания / Т. А. Семилет // Наука в социогуманитарной сфере: сборник научных статей / под ред. Н. А. Невинской. Барнаул: Концепт, 2011.-С. 157-163.
141. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, ., Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
142. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 800 с.
143. Смирнова Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ / Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2011. - № 2. - С. 5-13.
144. СмолянскаяН. Символ нашего времени / Н. Смолянская // Горалик JI. Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи / Линор Горалик. -М., 2005.-С. 300-314.
145. Собкин B.C. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) / В. С. Собкин, К. Н. Скобельцина // Психологическая наука и образование. 2011. - № 2. - С.56-67.
146. Соколов А. М. Вечное возвращение к детству? / А. М. Соколов // Социальный кризис и социальная катастрофа: сб. материалов конф. / ред. Ю. И. Солонин и др. СПб., 2002. - С. 249-254.
147. Соколова M. В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей / М. В. Соколова // Психологическая наука и образование. -2011,-№2.-С. 68-74.
148. Соловьева А. А. Детские «вызывания» в Пудожском районе / A.A. Соловьева // Полевые исследования студентов РГГУ: этнология, фольклористика, лингвистика. -М., 2006. Вып. 1. - С. 57-63.
149. СопиковаТ. А. Сказка уродуемое урочище / Т. А. Сопикова // Социальный кризис и социальная катастрофа: сб. материалов конф. / ред. Ю.И. Солонин и др.- СПб., 2002. - С. 255-259.
150. Старыгина А. В. Формы проявления соборности и эсхатологизма как черт национального сознания в литературе и фольклоре. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.: 24.00.01. / А. В. Старыгина. Барнаул, 2003. - 163с.
151. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
152. Топорков A. JI. Детские секреты в научном освещении: (обзор современной литературы по детскому фольклору) / A. JL Топорков // Новое литературное обозрение. 2000. - № 5. - С. 352-359.
153. Топорков A. JI. Страшные истории и пародии на них /
154. A. JI. Топорков // Школьный быт и фольклор. Таллин, 1992. - Ч. 1. - С. 8699.
155. Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала / сост. Т. И. Калужникова. -Екатеринбург: Свердл. обл. Дом фольклора: Банк культур, информ., 2002. -197 с.
156. ТрыковаО. Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой / О. Ю. Трыкова. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. 132 с.
157. ТэрнерВ. Символ и ритуал: пер. с англ. / В. Тэрнер; вст. ст.
158. B. А. Бейлиса. М.: Наука, 1983. - 277 с.
159. Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве -времени Детства / Д. И. Фельдштейн. М.: Просвещение, 1997. - 378 с.
160. Фельдштейн Д. И. Детство в современном мире: явление, событие, процесс. Детство и социальный мир (социальное бытие детства в бытие Социума) / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 2002. - № 1. - С. 920.
161. Фельдштейн Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1998. - № 1. - С. 3-19.
162. Фельдштейн Д. И. Современное Детство: проблемы и пути их решения / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. 2009. - № 2. - С. 28-32.
163. Философия культуры: Становление и развитие: учеб. пособие. -СПб.: Лань, 1998.-448 с.
164. Фрейд А. Детский психоанализ / А. Фрейд. СПб.: Питер, 2003. -477 с.
165. Фрис С. Социология молодежи. Перевод Е.Л. Омельченко / С. Фрис // Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Логос. 2000. 365 с.
166. Фромм Э. Бегство от свободы / Э.Фромм; перевод Г. Ф. Швейника М.: ACT, 2011. - 288 с.
167. Фромм Э. Иметь или быть / Э.Фромм; перевод Э. М. Телятниковой М.: ACT, Астрель, 2010. -320 с.
168. ХейзингаЙ. Человек играющий: Homo Ludens: ст. по истории культуры / Й. Хейзинга; сост. и пер. с нидерл. Д. В. Сильверстова. 2-е изд, испр. - М.: Айрис пресс, 2003. - 486 с.
169. ХьеллЛ. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2009. - 607 с.
170. Церетелли Н. Русская крестьянская игрушка / Н. Церетелли. М.: Academia, 1933. - 263 с.
171. Чаликова В. Дети, «примитивы» и культура участия / В. Чаликова // Знание-сила. 1993. - № 6. - С. 84-94.
172. ЧередниковаМ. П. «Голос детства из дальней дали.» (Игра, магия, миф в детской культуре) / М. П. Чередникова. М.: Лабиринт, 2002. -224с.
173. Чередникова М. П. Куклы в играх современных детей / М. П. Чередникова // Живая старина. 2006. - № 1. - С. 18-22.
174. Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии / М. П. Чередникова. Ульяновск: Лаборатория культурологии, 1995. - 256 с.
175. Чистяков В. В. Современное детство как антрополого-методологическая проблема / В. В. Чистяков // Мир психологии. 2002. - № 1.-С. 20-30.178. «Чтоб дети были красивые и здоровые.» (публикация Г. И. Лопатина) // Живая старина. 2007. - № 2. - С. 38-40.
176. Шалаева С. Л. Детство в ситуации постмодерна / С. Л. Шалаева // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитар, науки. 2006. - Т. 148.-Кн. 1.-С. 169-182.
177. Шаньгина И.И. Русские девушки / И.И. Шаньгина. СПб.: Азбука-классика, 2007. - 352 с.
178. Шатин Ю. В. Проблема неполноты в теории символических форм Э. Кассирера / Ю. В. Шатин // Критика и семиотика. 2008. - № 12. - С. 96100.
179. Щеглова С. Н. Детство как социальный феномен: концепция социального конструирования детства: дис. . д-ра социол. наук: 22.00.04 / С. Н. Щеглова. -М., 1999. 326 с.
180. Щеглова С. Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства / С. Н. Щеглова. -М. : ТО ЮНПРЕСС, 2000. 96 с.
181. Щеглова С. Н. Социология детства / С.Н.Щеглова. М.: Институт Молодежи, 1996. - 147 с.
182. Щеглова С. Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М.: Социум, 2001. - 85 с.
183. Щеглова С. Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей / С. Н. Щеглова // Журнал исследований социальной политики. 2004. - № 2. - Т. 2. - С. 175-189.
184. ЭлиадеМ. Аспекты мифа: пер. с фр. / М. Элиаде. М.: Инвест-ППП, 1995.-239 с.
185. ЭлиадеМ. Миф о вечном возвращении : избр. соч. : пер. с фр. / М. Элиаде. М.: Ладомир, 2000. - 414 с.
186. ЭлиадеМ. Мефистофель и Андрогин: пер. с фр. / М. Элиаде. -СПб.: Алетейя, 1998. 374 с.
187. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / М. Элиаде; пер. с фр. Г.А. Гельфанд; науч. ред. А.Б. Ншштин.-М.;СПб.: Унив. кн., 1999.-356 с.
188. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1992. - № 3-4. -С. 7-13.
189. Элькошш Д. Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
190. ЭнжелесЭ. Путь четырех дорог. Архетипы воина, целителя, учителя и видящего / Э. Энжелес. Киев: «София», 2003. - 208 с.
191. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
192. ЭриксонЭ. Детство и общество / Э. Эриксон. М.: ЗАО ИТД Летний сад, 2000. - 416 с.
193. ЮмсуноваТ. Б. Родильно-крестильный обряд у семейских Забайкалья / Т. Б. Юмсунова // Живая старина. 2001. - № 2. - С. 2-5.
194. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. -120 с.
195. Юнг К. Г. Божественный ребенок / К. Г. Юнг. М.: Олимп АСТ-ЛТД, 1997.-400 с.
196. Ярская-Смирнова Е. «Веселые, непонимающие и бессердечные»? О феномене Питера Пэна / Е. Ярская-Смирнова, Г. Карпова, М. Ворона // Неприкосновенный запас. 2008. - № 6 (62). - С. 161-177.
197. Black S. Polynesian Folklore: An Alternative to Plastic Toys / Sharon Black, Thomas Wright, Lynnette Erickson // Children's Literature in Education. -June 2001. Vol. 32. -Issue 2. -pp. 125-137.
198. Briggs M. Teddy Bears, Television & Play: Rethinking Semiotics in Children's Media Culture / Matt Briggs // Social Semiotics. Vol. 17. - № 4. -December 2007. - p. 503-524.
199. Criffiths M. Television & Playground Games as Part of Children's Symbolic Culture / Merris Criffiths, David Machin // Social Semiotics. Aug. 2003. - Vol. 13. - Issue 2. - pp. 147-160.
200. Cross C. Japan, the U.S. and the Globalization of Children's Consumer Culture / Cary Cross, Gregory Smits // Journal of Social History. -Summer 2005, Vol. 38. № 4. - pp. 873-890.
201. Demaus L. The evolution of Childhood / L. Demaus // History of Childhood Quality. Spring, 1974. Vol. 1. - № 4. - 567 p.
202. Doyne S. Is Modern Culture Ruining Childhood? Электронный ресурс. Режим доступа http://learning.blogs.nvtimes.com/2011/Q8/23/is-modern-culture-ruining-childhood/ Дата обращения 02.09.2011.
203. Enyonco S. Children's Television Policy and Conflict Diversity in Ghana / S. Enyonco // Journal of Children and Media. 2011. - Vol. 5. - Issue 1. -pp. 69-85.
204. Flaquer L. How Can We Orientate the Reform of Childhood Policies? Challenges, Dilemmas and Proposals. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.ciimu.org/webs/wellchi/abstracts/flaquer preliminary conclusions.pdf Дата обращения 29.08.2011.
205. Jackson К. From Control to Adaptation: Ameroca's Toy Story/ Kathy Merlock Jackson // Journal of American and Comparative Cultures. -Spring/Summer 2001. Vol. 24. - Issue l/2. - pp. 139-145.
206. KenwayJ. Consuming Children: Education-Entertainment-Advertising / Kenway J., Bullen, E. Buckingham: Open University Press, 2001 -245 p.
207. Neroth P. Play for Tomorrow (Toy Menufacturing Industry) / Pelle Neroth H Engineering & Technology. 2(14) 2009. - Vol. 4. - Issue 3. - pp. 1821.
208. Newham D. Outside In / David Newham // Nersing Standards. 2010. -Vol. 25.-№13.-pp. 26-27.
209. Nilsson M. The doll's House: Dream or Reality? A Borderline Girl's Psychtherapy / May Nilsson // Journal of Child Psychotherapy. Apr 2000. - Vol. 26. - Issue 1. - pp. 79.96.
210. Saltmarsh S. Becoming Economic Subjects: Agency, Consumption & Popular Culture in Early Childhood / Sue Saltmarsh // Discourse Studies in the cultural Politics. Vol. 30, № 1, - March 2009. - pp. 47-59.
211. SchormanR. The Commodification of Childhood: the Children's Clothing Industry and the Rise of the Child Consumer / Rob Schorman // The Journal of American History. 2005. - №92(1). - pp. 281-282.
212. Wall J. Childhood Studies, Hermeneutics, and Theological Ethics Электронный ресурс. http://crab.rutgers.edu/~iohnwall/Childhood%20Studies.pdf Дата обращения 02.06.2011.
213. Zang Y. Analysis of the Social Gender Culture in Children's Games / Yong Zang // Chinese Education & Society. Sep/Oct. 2002. - Vol. 35. - Issue 5. -pp. 77-91.J
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.