Трансформация конфуцианской традиции на рубеже XX-XXI вв.: философия Бостонской школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Черных Варвара Игоревна

  • Черных Варвара Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 158
Черных Варвара Игоревна. Трансформация конфуцианской традиции на рубеже XX-XXI вв.: философия Бостонской школы: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2020. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Черных Варвара Игоревна

Введение

Глава 1. Формирование школы Бостонского конфуцианства

§ 1. Исторические предпосылки возникновения конфуцианства современного типа

§ 2. Новое конфуцианство в 40-х гг. XX века: дискуссия «западников» и постнеоконфуцианцев

§ 3. «Третья волна» нового конфуцианства: Ду Вэймин, Р.К. Невилл, Дж. Бертронг

§ 1. Семиотика как методологическая основа Бостонской школы современного конфуцианства

§ 2. Переосмысление концепции «пяти постоянств»: человеколюбие как основа для остальных конфуцианских понятий

§ 3. «Две линии» развития Бостонского конфуцианства: религиозная философия Р. К. Невилла и «Культурный Китай» Ду Вэймина

Глава 3. Проблемы современной культуры как область применения идей бостонских конфуцианцев

§ 1. Кризис современной культуры и пути его преодоления через «духовный поворот» в философии

§ 2. Либеральное образование как базис для формирования новых ценностей

§ 3. Экология как гармонизация взаимоотношений человека в системе «Человек-Мир»

Заключение

Библиография

141

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация конфуцианской традиции на рубеже XX-XXI вв.: философия Бостонской школы»

Актуальность темы исследования:

Конфуцианская традиция в ее современной интерпретации берет начало с середины XIX века, но предпосылки для возникновения этой самой интерпретации трудно назвать «легкими» в истории Китая. Своим возникновением она «обязана» провалу политики самоизоляции Китая в результате поражений в двух Опиумных войнах; технический уровень Запада (а, следовательно, и военный потенциал) в десятки раз превосходил китайский. Естественным политическим следствием этого была частичная утрата Китаем своего суверенитета; европейские державы получали в безвозмездное пользование прибрежные китайские города и вывозили из страны дешёвую рабочую силу. Как итог -китайскую цивилизацию охватил полномасштабный кризис.

Но помимо этих и других явлений имело место усиление процесса вестернизации Китая, которое уже больше не могло сдерживаться ослабленной властью императоров из маньчжурской династии Цин Вместе со стремлением к научно-техническим заимствованиям с Запада возникает значительный интерес и к западной философии, что становится серьёзным вызовом для занимавшего до того времени господствующее положение конфуцианства. Вектором интеллектуального развития этой вековой философской школы становилась её очередная трансформация1, которая ставила в центр своей проблематики поиск оптимальной модели взаимодействия китайской традиционной культуры с западной мультикультурной цивилизацией. Возможно ли было в рамках такого взаимодействия, с одной стороны, сохранить духовное наследие Поднебесной, с

1 Прим. Авт.: «Очередная» в том смысле, если иметь в виду что ханьское конфуцианство восприняло некоторые положения «школы Инь-Ян», а неоконфуцианство было продуктом полемики с даосизмом и чань-буддизмом. Каждый новый «диалог» между конфуцианством и какой-либо иной философской системой воспринимал некоторые положения оппонентов, которая затем гармонично вписывалась в собственную систему.

другой же - значительно «обогатить» ее за счет достижений западной философской мысли?

В качестве одной из наиболее структурированных попыток «адаптировать» конфуцианство, обновив его проблематику до реалий современного Запада, и заодно затронув глобальные социокультурные проблемы, может выступить отдельное научно-исследовательское направление под названием «Бостонская школа современного конфуцианства» во главе с Ду Вэймином (Tu Weiming, ft Ш Щ, род. 1940) из Гарвардского университета, Робертом Каммингсом Невиллом (Robert Cummings Neville, Ш^Ш, род. 1939) из Бостонского университета.

Исторически сложилось таким образом, что конфуцианство конца XX -начала XXI в. мыслилось в рамках двух векторов развития, которые можно условно обозначить как «От Китая к Западу» и «От Запада в Китай». Такое деление обусловлено формированием различных «взглядов» на китайскую цивилизацию как самих китайских мыслителей, так и их западных коллег. При этом основная тематика их работ затрагивает схожие темы: «религиозность» конфуцианства, связи с современным миром, роли конфуцианской этики в формировании межличных отношений, возможности применения одних и тех же понятий в уже существующей системе ценностей. Филологический аспект играет здесь немаловажную роль в построении коммуникации между людьми и раскрытии всех возможностей конфуцианской мысли в рамках современного мира2.

2 См., например: Cua Antonio S. Moral Vision and Tradition: Essays in Chinese Ethics. Washington: The Catholic University of America Press, 1998; Cua Antonio S. Ethical Argumentation: A Study in Hsün Tzu's Moral Epistemology. Honolulu: University of Hawaii Press, 1985; Ching J. Probing China's Soul: Religion, Politics, and Protest in the People's Republic. San Francisco: Harper and Row, 1990; Ching J. Moral Vision and Tradition: Essays in Chinese Ethics. Washington: The Catholic University of America Press, 1998; Shen V. The Fading Political Theology and the Rise of Creative Humanism. // Dao Companion to Classical Confucian Philosophy.: Shpringer, 2014. Pp. 23-51; Shen V. Evolutionism through Chinese Eyes: Yan Fu, Ma Junwu and Their translations of Darwinian Evolutionism. // A Journal for Asian Studies in the Liberal Arts. 22(1):49. 2015.

Частным случаем же такого рода «реинтерпретации» являются работы бостонских ученых, для которых конфуцианство всегда рассматривается как непрерывная, со времен Конфуция, традиция.

Их философские поиски принесли свои плоды: вдохновившись их деятельностью, студенты Бостонского университета в 2015 году основали организацию «Конфуцианская ассоциация Бостонского университета», которая

под эгидой модернизации и глобализации конфуцианской этики ведет свою

3

деятельность3.

Связь теоретических построений и возможности их применения на практике, в частности в образовательной деятельности, описанной в современных публикациях о роли и сущности современного конфуцианства в значительной мере обуславливают актуальность поставленной в теме диссертационного исследования проблемы. Актуальность же выбора Бостонской школы в качестве предмета исследования обусловлена несколькими факторами: с одной стороны, более общими, затрагивающими современную философскую мысль в целом и представляющие для нее определенный интерес; с другой, - частные, представляющие определенную ценность в рамках изучения определенной философской традиции.

Также немаловажным фактором актуальности изучения конфуцианства в его современном варианте является практически полное отсутствие - на сегодняшний день - полноценных переводов трудов Р.К. Невилла и Ду Вэймина на русский язык, хотя на Западе их разработки стали предметом дискуссии относительно их использования в качестве материала для построения диалога с Китаем, с одной стороны, и «обогащением» культуры США - с другой 4.

3 Подробнее см.: Конфуцианская ассоциация Бостонского университета [Электронный ресурс] / Boston University Confucian Association - Электрон. дан. - Бостон, 2015. Режим доступа: https://www.bu.edu/chapel/life/boston-confucianism/ (Дата обращения: 15.01.2020).

4 Подробнее см.: Liu Shu-hsien. Confucianism as world philosophy: a response to Neville's Boston Confucianism from a neo-Confucianism perspective / Journal of Ecumenical Studies. Vol.40 (1/2), 2003, pp. 5973; Paramare K. "Civil Religion" and Confucianism: Japan's Past, China's Present, and the Current Boom in

Степень разработанности темы

В российской науке Бостонская школа не была предметом подробного детального анализа. Имеющиеся на русском языке исследования носят либо обзорный, либо общетеоретический характер.

Статьи в словаре «Китайская философия: энциклопедический словарь», также, как и в томе «Философия» энциклопедии «Духовная культура Китая» принадлежат перу А.В. Ломанова5

В.Г. Буров привлекает отдельные взгляды Ду Вэймина в своих работах о современном китайском обществе при изложении идей модернизирующегося конфуцианства6.

В «Философии китайского неоконфуцианства» А.И. Кобзев уделяет немалое внимание подходу Ду Вэймина к изучению конфуцианства7.

Статья Н.В. Тереховой «Понятие конфуцианской традиции в Бостонской школе» посвящена обзору базовых понятий, которые затрагивают в своих исследованиях бостонские ученые, поднимает вопрос определения философско-культурной идентичности, описывая ее в контексте традиций классического конфуцианства и неоконфуцианства 8 . Также краткий обзор понимания

Scholarship on Confucianism. Cambridge University Press. 2015. Vol.74 (2), pp. 269-282. DOI: https://doi.org/10.1017/S0021911814002265; Fenggang Yang, Tamney J. eds. Confucianism and Spiritual Traditions in Modern China and Beyond. 2011. pp. 131-147; Foust M.A. Confucianism and American Pragmatism. / Philosophy Compass. 2015. Vol. 10(6), pp. 369-378. DOI: https://doi.org/10.1111/phc3.12214; Sole-Farras J. Harmony in Contemporary New Confucianism. / China Media Research. 4(4), 2008. pp. 14-24.

5 Ломаное А.В. Ду Вэймин. Невилл Р. К. //Китайская философия: энциклопедический словарь. Под ред. М.Л. Титаренко. М., Мысль, 1994. С. 113-114, 239-240; Он же. Ду Вэймин. //Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия. Ду Вэймин. С. 249-250.

6 Подробнее см. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФРАН, 1998. С. 155-194; Он же. Китай и китайцы глазами российского ученого. М.: ИФРАН, 2000. С. 115-155.

7 Подробнее см.: Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. С. 40-44.

8 Терехова Н. В. Понятия конфуцианской традиции в Бостонской школе современного конфуцианства // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири «Magister Dixit» / №4(12). Декабрь 2011.

конфуцианской традиции Ду Вэймином был сделан Э.Э. Федоровой и Л.Б. Кареловой в соавторстве с С.В. Чугровым9.

Исследования данной школы упоминаются в диссертационных исследованиях, например, в работе Э.Р. Фахрудиновой «Проблема мудрости и морали в философии Конфуция» в контексте противостояния взглядов Ду Вэймина и Р.К. Невилла и неамериканских синологов 10 . В работе М.А. Хаймурзиной «Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая XX-XXI вв.» автором затрагивается только аспект религии как трансформации человека, общества и культуры, которые упоминаются представителями Бостонской школы в их совместной работе «Бостонское конфуцианство: динамика традиции в современном мире» («Boston Confucianism: Portable tradition in the Late-Modern World»)11. Также отдельно деятельности Ду

9 Федорова Э. Э. Третий этап конфуцианства в осмыслении Ду Вэймина. // Регионоведческие чтения: Азиатско-тихоокеанский регион в диалоге языков и культур. 2018. С. 98-103. Краткие обзоры также см., например: Карелова Л.Б., Чугров С.В. Ту Вэймин и «Новое конфуцианство». // Полис. Политические исследования. 2012. №1. С. 188-189.

10 Фахрудинова Э. Р. Проблема мудрости и морали в философии Конфуция. Диссертация... кандидата философских наук: 09.00.03 / Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна; [Место защиты: Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Саратов, 2012; Также отдельные положения отражены в диссертации Е.А. Юйшиной. См: Юйшина Е.А. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития. Диссертация. кандидата философских наук: 09.00.03 / Юйшина Елена Александровна; [Место защиты: Читинский гос. ун-т.] - Чита, 2004.

11 Подробнее см.: Хаймурзина М. А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства и конфуцианской мысли и религиоведения Китая XX - начала XXI в. диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Хаймурзина Мария Ахатовна; [Место защиты: Амурский гос. ун-т]. -Благовещенск, 2014; Neville, R. C. Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-modern World. - NY: State university of New York press, 2000; также подробно о религии как трансформации см.: Neville R. C. Ritual and Deference: Extending Chinese Philosophy in a comparative Context. Ed. Roger T. Ames. - NY: State University of New York Press, 2008. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture); Tu Weiming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. - Boston: Cheng and Tsui Company, 1998; Tu Weiming. Centrality and Commonality: an essay on Confucian religiousness. Ed. Roger T. Ames - NY: State University of New York Press, 1989. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture); Tu Weiming. Confucian Thought:

Вэймина посвящена статья Н.И. Мигунова «Конфуцианский путь Ту Вэймина»12. В книге А.П. Шилова «Конец древности» есть упоминания о концепции «Культурного Китая», разработанной Ду Вэймином как возможный способ выхода Китая из духовного кризиса XXI века13. Отдельно есть реферативный перевод открытой лекции Ду Вэймина, прочитанной на XXIV Всемирном философском конгрессе в г. Пекине в 2018 году14. Также есть реферативный перевод его книги «Confucian Traditions in East Asian Modernity: Moral Education and Economie Culture in Japan and the Four Mini-Dragons.», сделанный К.А. Уховой, где вкратце излагаются его основные взгляды на модернизацию конфуцианской этики, образования как на Востоке, так и на Западе, а также тезисно изложены положения относительно конфуцианского гуманизма 15 . В 2019 г. вышла статья В.В. Сухомлиновой, где проводится краткий сравнительный анализ методологии Ду Вэймина и теорий интерпретации культуры А.В. Смирнова и К. Гирца16.

На Западе вопросы, которые поднимают в своих работах представители Бостонского конфуцианства, представляют научный интерес, в первую очередь, с точки зрения возможности хотя бы частичной реализации того «Конфуцианского проекта», о котором говорят Ду Вэймин и Р.К. Невилл. Ведутся дискуссии не только среди синологов, но и среди теологов и специалистов по Западной

Selfhood as creative transformation. / ed. Neville R.C. - NY: State University of New York Press, 1985. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture).

12 Подробнее см.: МигуновН. И. Конфуцианский путь Ту Вэймина. // Век глобализации. Выпуск №1(13) -Волгоград, 2014. С. 13-16.

13 Подробнее см.: Шилов А. П. Конец древности: о духовном кризисе современного китайского общества и поиске новых ценностей. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009. С. 134-141.

14 См., например: Ту Вэймин. Личность, социум, Земля и Небо. // Век Глобализации. - М. №2(30). 2019. С. 16-37.

15 Ту Вэймин. Разные взгляды на современность: о сущности Восточноазиатской модели современности. // Век Глобализации. - М. №1(13). 2014. С. 3-12.

16 Подробнее: Сухомлинова В.В. Интерпретация культуры в философии Ду Вэймина. // Вестник ВГУ. Серия: Философия. Воронеж: Изд-во ВГУ. №3 (33). 2019. С. 151-160.

философской традиции17. Главным образом это работы, связанные с поиском практического применения конфуцианских принципов на практике. Естественно, дело не ограничивается сугубо научными трудами, есть также и научно-популярные работы18. В данной диссертационной работе основное внимание будет уделяться работам Р.К. Невилла и Ду Вэймина, в которых раскрываются основные положения Бостонской школы. Также немаловажно отметить работы немецко-американского теолога П. Тиллиха (1886-1965), которыми в какой-то степени вдохновлялся Р.К. Невилл, а также работы некоторых коллег Р.К. Невилла, которые разбирали конфуцианскую мысль с точки зрения его влияния на общемировой

19

дискурс

17 Подробнее см.: Chapman J. H., Franckenberry N. K. Interpreting Neville. - Albany: State University of New York Press, 1999; New Confucianism: A Critical Examination. Ed. by J. Makeham. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2003; Alitto G. S. The Last Confucian: Liang Shu-ming and the Chinese Dilemma of Modernity. - Berk. : University of California Press, 1986; Cheng Chung-ying. New dimensions of Confucian and Neo-Confucian philosophy. - Albany: State University of New York Press, 1991; Jensen L.M. New Confucianism // Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture / ed. Edward L. Davis. - London: Routledge, 2005; Norden B. W. Van. Review to «Boston Confucianism: Portable tradition in the Late-Modern World» by Neville R.C. // Philosophy of East and West. - 2003. - Vol.53. №3. - P. 413-417; Self as Person in Asian Theory and Practice / ed. by Ames R. T., Kassulis T., Wimal Dissanayake. - Albany.: State University of New York Press, 1994; Sor-hoon Tan. Confucian democracy: a Deweyan reconstruction. - Albany: State University of New York Press, 2003; Confucianism in action. / ed. by David S. Nivison, Arthur F. Wright, with contributions by Wm. Theodore De Bary [and others] -Stanford: Stanford University Press, 1959; The East Asian region: Confucian heritage and its modern adaptation. / ed. by Gilbert Rozman. - Princeton: Princeton University Press, 1991; Confucianism for the modern world. / ed. by Daniel A. Bell, Hahm Chaibong. - New York: Cambridge University Press, 2003.

18 Подробнее см.: CanrightR. E. Jr. Lasting Happiness: Timeless Secrets to Transform Your Life. - Bloomington: «Author House», 2005; Confucius in the boardroom: ancient wisdom, modern lessons for business / compiled and adapted by Stefan Rudnicki. - Los Angeles: Dove Books, 1998.

19 См. например: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.: Юрист, 1995; Fingarette H. Confucius: The Secular as Sacred. New York: Harper & Row, 1972; Tse-Chang C.F. "The Confucian View of World Order". / ed. by Janis M.W. - Netherlands: Martinus Nijhnoff Publishers, 1991. P. 45-69.

В Китае в основном дискуссия сужается до локальных проблем, начиная с кризиса человека в целом и заканчивая разбором возможностей для диалога цивилизаций в рамках глобализационных процессов 20.

Таким образом, подход Бостонских ученых, а также интерпретация ими основных понятий конфуцианской этики представляет собой обширное поле для дискуссий.

Объектом данной работы являются основные конфуцианские понятия на рубеже ХХ-ХХ1 века.

Предметом работы является трактовка основных конфуцианских понятий в Бостонской школе современного конфуцианства и их применение на практике через их «Конфуцианский проект».

Цель работы - выявить особенности употребления классических конфуцианских понятий в современной философской мысли, определить пути и

20 См., например: Хуан Юйшунь. Данцян жусюе фусин юньдун юй сяньдай синьжуцзя - цзайпин «вэньхуа баошоу чжуи». (Современное движение конфуцианского возрождения и современного неоконфуцианства - переоценка «культурного консерватизма», ЩШШ^Ж^Ш^^М^ШШШ--

// Сюэшу цзе. №5. 2006. С. 116-119; Хуан Юн, Хуан Цзягуан. Цзовэй дунли чжи чжидэ жу цзя «тичжи» лунь - Ду Вэймин дуй дандай даодэ жэньшилунь дэ гунсянь («Конфуцианство о соотношении «Тела/Ума» как источника познания - вклад Ду Вэймина в современную эпистемологию морали», ^^

¿АЯ^аМШШ "Шъ" &--// Чжэсюэ фэньси. 2020. №3. с. 101116; Го Циюн. Лунь Ду Вэймин сюэшу сысян - и синьчу «дуовэй минвэньцзи» вэй чжунсинь («О сути

академической мысли Ду Вэймина в его новой «Антологии», --ЙШЖ ((^ШВД^

// История китайской философии, 2002. №4. С. 114-119; Суй Сумин. Пин Ду Вэймин «цунью дэ ляньсюйсин - цзяньтань чжунси чжэсюэ ци лунь. («Комментарий Ду Вэймина к "непрерывности бытия" и о теории китайской и западной философской мысли», Щ "^^ШШШИ" —ШШФШЙ

// Научный обзор гуманитарных наук. Нанкин. 2019. №2. С. 89-100; Чжан Шибао. Далу синьжуцзя юй макэсы чжуи гуаньси таньлунь («Дискуссия о соотношении «нового конфуцианства» и марксизма», ^ШШШШ" // Исследования по марксизму. 2008. №6. С. 22-27;

Лин Сюнчжоу. Баожунсин жэньвэнь чжуи «дэ шэньтай сянду - Ду Вэймин шэнтай луньли сысян чутань («Экологическая ориентация «инклюзивного гуманизма» - предварительное изучение экологической этики Ду Вэймина», - ). // Журнал Южно-

китайского Университета: издание социальных наук. Гуандун. - 2015. - №4. С. 169-174.

результаты трансформации конфуцианских понятий на примере философских концепций Бостонской школы современного конфуцианства.

Задачи исследования:

1) Определить предпосылки возникновения школы Бостонских конфуцианцев и ее проблематику.

2) Раскрыть особенности и механизмы трансформации традиционных конфуцианских понятий в сочинениях представителей Бостонского конфуцианства.

3) Определить базовый понятийный аппарат конфуцианской традиции, применяемый в Бостонской школе, а также выявить мировоззренческие и общекультурные причины интереса к этим понятиям.

4) Определить основные сферы применения идей Бостонской школы современного конфуцианства в проблемах культуры и образования и оценить возможную действенность концепции для решения актуальных проблем современной философии.

Новизна диссертационного исследования. Диссертация является первым в российской синологии исследованием, посвященным комплексному изучению трактовки понятийного аппарата конфуцианства в интеллектуальной традиции конца XX - начала XXI вв. на примере опыта Бостонской школы современного конфуцианства. Новизна исследования определяется совокупностью следующих признаков:

1) Определено, что введенные в научный оборот бостонскими конфуцианцами понятия (self-cultivation, inclusive humanism, eastern humanism и др.), разработанные в качестве «реинтерпретирующей» основы, активно используются в современных синологических исследованиях.

2) Продемонстрировано, что бостонские конфуцианцы предложили иную трактовку устоявшихся понятий (например, человеколюбия и ритуальной благопристойности), поставив во главу угла «переосмысление»

древнекитайской философии в контексте современных проблем в таких сферах человеческой жизни, как образование, экология и проч.

3) Определено что бостонцы выстраивают обновленную систему ценностей, пытаясь объединить в единый «Культурный проект», цель которого -построить общее, понятное для всех дискуссионное поле, которое могло бы позволить построить диалог «Восток-Запад».

4) Было также выявлено, что методология Бостонской школы современного конфуцианства интерпретирует конфуцианские понятия, используя для этого западную теорию, в частности, семиотику Ч.С. Пирса, инструментализм Дж. Дьюи и «философию процесса» А.Н. Уайтхеда.

Методология, методы и источниковая база исследования.

В ходе написания диссертационного исследования автор использовал преимущественно компаративный анализ, принцип культурного релятивизма и компаративный анализ понятий в соответствиии с задачами, поставленными в диссертации. Использование «метода истолкования (интерпретации) текста» представляется наиболее перспективным в данном конкретном случае, философская компаративистика здесь также необходима для того, чтобы было возможно проследить динамику изменений понятий и тех параллелей, которые проводят сами «бостонцы» в своих исследованиях. В основном фокусе исследовательского внимания оказывается текст и соответствующие ему категории. В используемых источниках авторы опираются, с одной стороны, на категории древнекитайской конфуцианской философии, а с другой - на достижения американской философии прагматизма Ч.С. Пирса и Дж. Дьюи21

21 Подробнее см.: Neville, R. C. Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-modern World. - NY: State university of New York press, 2000; Neville R. C. Ritual and Deference: Extending Chinese Philosophy in a comparative Context. Ed. Roger T. Ames. - Albany: State University of New York Press, 2008; Tu Weiming. Confucian Thought: Selfhood as creative transformation. / ed. Neville R.C. - NY: State University of New York Press, 1985.

В качестве источников для данного исследования были использованы оригинальные тексты основных представителей Бостонской школы современного конфуцианства - Ду Вэймина и Р.К. Невилла из Бостонского университета, в частности, в данном исследовании затронута одна из ключевых его работ по конфуцианству «Бостонское конфуцианство: динамика традиции в современном мире» («Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-modern World»), где подробно изложена суть так называемого «Конфуцианского проекта», а также и некоторые обзорные работы Дж. Бертонга (John Berthong), который официально не является «бостонским конфуцианцем», но активно участвует в дискуссиях относительно диалога между конфуцианством и христианством,22.

Основной список используемой литературы состоит преимущественно из книг англоязычных авторов и ряда периодических изданий как на английском, на русском, так и на китайском языках23. Также будут затрагиваться подробные

22Neville, R. C. Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-modern World. - NY: State university of New York press, 2000; Neville R. C. Ritual and Deference: Extending Chinese Philosophy in a comparative Context. Ed. Roger T. Ames. - NY: State University of New York Press, 2008. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture); Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. - Boston: Cheng and Tsui Company, 1998; Tu Wei-ming. Centrality and Commonality: an essay on Confucian religiousness. Ed. Roger T. Ames - NY: State University of New York Press, 1989. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture); Tu Wei-ming. Confucian Thought: Selfhood as creative transformation. - Ed. Neville R.C. - NY: State University of New York Press, 1985. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture); Ду Вэймин. Жусюэ дисаньци фачжань дэ цяньцзин вэньти («Перспективы развития третьей волны конфуцианства», Ш^Ш Н^Л^МЙМмЙШ). - Тайбэй, 1988; Моу Цзунсань. Чжунго чжэсюэ дэ тэчжи («Специфика китайской философии», ФШ^^Й^М). - Шанхай, 1997; Моу Цзунсань. Синьти юй синти (Сущность духа и сущность [человеческой] природы, В 3 т. - Тайбэй, 1968. - Т.1; Berthrong J. A Sermon:

Exploring the Dao. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Бостон, 2017. Режим доступа: https://open.bu.edu/bitstream/handle/2144/49/20001022-exploring the dao .htm?sequence=1&isAllowed=y (Дата обращения: 20.09.2019); Tu Weiming, Daisaku Ikeda. New horizons in Eastern Humanism: Buddhism, Confucianism, and the Quest of Global Peace. - London: I.B. Tauris & Co. Ltd., 2011.

23 Neville R. C. Response to Bryan W. Van Norden's review of «Boston Confucianism». // Philosophy of East and West. - 2003. - Vol.53. №3. - P. 417-420; Norden B. W. Van. Review to «Boston Confucianism: Portable tradition in the Late-Modern World» by Neville R.C. // Philosophy of East and West. - 2003. - Vol.53. №3. - P.

обзоры таких исследователей, как Д.Х. Чепмен и Н.К. Франкенберри «Интерпретируя Невилла» («Interpreting Neville»), совместная работа Ду Вэймина и Дайсаку Икеды «Новые горизонты в гуманизме Востока: буддизм, конфуцианство и поиск мирового Порядка» («New horizons in Eastern Humanism: Buddhism, Confucianism and the Quest of Global Peace»), так как они показывают взгляд «со стороны» на само движение и ту методологию, которую выстраивают в своих исследованиях представители Бостонского конфуцианства24. В качестве литературы выступают, кроме всего прочего, некоторые работы Ду Вэймина и Р.К. Невилла, которые не используются в данной работе как источники. Это связано с тем, что они выступают или в качестве комментариев к источникам, или позволяют

413-417; Хуан Юйшунь. Данцян жусюе фусин юньдун юй сяьдай синьжуцзя - цзайпин «вэньхуа баошоу чжуи». (Современное движение конфуцианского возрождения и современного неоконфуцианства -

переоценка «культурного консерватизма», ^ШШ^Ж^Ш^^М^ШШШ--"^tt^^^X"). //

Сюэшу цзе.№5. 2006. С. 116-119; Хуан Юн, Хуан Цзягуан. «Цзовэй дунли чжи чжидэ жуцзя «тичжи» лунь - Ду Вэймин дуй дандай даодэ жэньшилунь дэ гунсянь» («Конфуцианство о соотношении «Тела/Ума» как источника познания - вклад Ду Вэймина в современную эпистемологию морали»,

--/Чжэсюэ фэньси. 2020. №3. С. 101-116.

24 Chapman J. H., Franckenberry N. K. Interpreting Neville. - Albany: State University of New York Press, 1999; Self as Person in Asian Theory and Practice / ed. by Ames R. T., Kassulis T., Wimal Dissanayake. - Albany: State University of New York Press, 1994; Суй Сумин. Пин Ду Вэймин «цунью дэ ляньсюйсин - цзяньтань чжунси чжэсюэ ци лунь. («Комментарий Ду Вэймина к "непрерывности бытия" и о теории китайской и западной философской мысли», ——). // Научный обзор

гуманитарных наук. Нанкин. 2019. №2. С. 89-100; Чжан Шибао. Далу синьжуцзя юй макэсы чжуи гуаньси таньлунь («Дискуссия о соотношении «нового конфуцианства» и марксизма», ^.ШШШШ"

). // Исследования по марксизму. 2008. №6. С. 22-27; Лин Сюнчжоу. Баожунсин жэньвэнь чжуи «дэ шэньтай сянду - Ду Вэймин шэнтай луньли сысян чутань («Экологическая ориентация «инклюзивного гуманизма» - предварительное изучение экологической этики Ду Вэймина», ^Х" ЕЕ^^Й®-ttШЩ^^Ш®Ш 1лШ). // Журнал Южно-китайского Университета: издание социальных наук. Гуаньдун. - 2015. - №4. С. 169-174.

проследить, на основе каких исследований была выстроена мысль ученых до формирования Бостонской школы25.

Положения, выносимые на защиту:

1. Бостонские ученые ввели в оборот обновленный вариант конфуцианских понятий, успешно применяемый в зарубежных публикациях. В частности, понятие человеколюбия выступает как «межличностное взаимодействие» (Иитап-геЫеёпевБ), а также понятие «совершенствования своего "Я"» (Бе^-СиШуайоп) как английский аналог (сю шэнь,

2. Также они предлагают новую трактовку понятий. Для них человеколюбие является смыслообразующим элементом для всех последующих этических норм, комплексно взаимодействующих в конфуцианском устройстве общества, а ритуальная благопристойность выступает как своего рода проявление человеколюбия.

3. «Культурный проект», как более расширенная версия концепции «Культурного Китая» Ду Вэймина, на базе которого бостонские ученые выстраивают обновленную систему ценностей, носит междисциплинарный и межкультурный аспекты, и направлен не только на обновление китайской культуры, но и на построение равноправного диалога «Восток-Запад». В качестве примера могут выступить их разработки в области экологии и образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Черных Варвара Игоревна, 2020 год

Библиография

I. Источники На русском

1. Суждения и беседы «Лунь Юй». / Конфуций; науч. перевод с кит., вступ. ст. и комм. Лукьянова А.Е; поэт. пер. Абраменко В.П. М.: ООО «Шанс», 2019.

2. Лунь Юй. Изречения / пер. с кит. И.И. Семененко. - М.: ЭКСМО, 2003.

3. Суждения и беседы «Лунь Юй». / Конфуций; науч. перевод с кит., вступ. ст. и комм. Лукьянова А.Е.; поэт. пер. Абраменко В.П. М.: ООО «Шанс», 2019.

4. Пирс Ч.С. Избранные сочинения. / пер. с англ. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т.Дмитриева. - М.: Логос, 2000.

5. Уайтхед, А. Н. Процесс и реальность. 1 // Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии / А. Н. Уайтхед; пер. с англ. М. А. Кисселя. - М., 1990.

На английском

6. Neville R.C. Boston Confucianism: Portable tradition in the late-modern world. -NY: State University of New York Press, 2000.

7. Neville R. C. Reconstruction of Thinking: Axiology of Thinking. - Albany: State University of New York Press, 1981.

8. Neville R. C. Ritual and Deference: Extending Chinese Philosophy in a comparative Context. Ed. Roger T. Ames. - Albany: State University of New York Press, 2008. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture).

9. Neville R. C. Recovery of the Measure. Volume 2 of the Axiology of Thinking. Albany: State University of New York Press, 1989.

10.Neville R. C. Eternity and Time's Flow. Albany: State University of New York Press, 1993.

11. Tu Weiming "Hsiung Shih-li's Quest for Authentic Existence.". In Furth, Charlotte (ed.). The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Publishers, 1976.

12.Tu Weiming. Humanity and self-cultivation: Essays in Confucian thought. -Berkeley: Asian Humanities Press, 1979.

13.Tu Weiming. Centrality and Commonality: an essay on Confucian religiousness. \ Ed. Ames Roger T. - Albany: State University of New York Press, 1989. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture).

14.Tu Weiming. Confucian Thought: Selfhood as creative transformation. / Ed. Neville R.C. - NY: State University of New York Press, 1985. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture).

На латыни

15.Commentarii collegii conimbricensis e societate Iesu, in Universam Dialecticam Aristotelis stagiritae. Conimbricenses. 1607.

На китайском

16. Ду Вэймин. Жусюэ дисаньци фачжань дэ цяньцзин вэньти («Перспективы развития третьей волны конфуцианства», М^^Н^Л^М Й^ЙЙ ). -Тайбэй, 1988.

17.Ду Вэймин. Жэнь юй сюйшэнь: жуцзя сысян луньцзи (Человеколюбие и самосовершенствование: очерки о конфуцианстве). - Пекин, 2013.

18. Моу Цзунсань. Чжунго чжэсюэдэ тэчжи (Специфика китайской философии).

- Шанхай, 1997.

19.Моу Цзунсань. Сяньсян юй у цзышэнь (Феномены и ноумены,

- Тайбэй, 1985.

20. Моу Цзунсань. Синьти юй синти (Сущность духа и сущность [человеческой] природы, //^^Ц^): В 3 т. - Тайбэй, 1968. - Т.1.

21.Моу Цзунсань. Чжи дэ чжицзюэ юй чжунго чжэсюэ (Интеллектуальная интуиция и китайская философия, ^'Й^Ж'Ж^ ФШ^^). - Тайбэй, 1971.

22.Сюн Шили. Сюн Шили луньчжу цзи (Собрание сочинений Сюн Шили, Ш+Л ШМ). Т.1., 1985.

23.Сюн Шили. Сюн Шили луньчжу цзи (Собрание сочинений Сюн Шили, Ш+Л it#M). Т.2. 1994.

II. Литература На русском языке

24. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. - Новосибирск: Бурятский институт общественных наук СО АН СССР. Изд-во «Наука»,1983.

25. Абрамова Н.А., Юйшина Е. А. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития. - Чита, 2005.

26. Авдонина Н.С. Образовательная модель Liberal Arts: содержание и методы. // Ценности и смыслы. 2017. №4 (50).

27. Барлёвен К. фон. Книга знаний: беседы с выдающимися мыслителями нашего времени. пер. с фр. Наумовой Г. - М.: Прогресс-Традиция, 2010.

28. Бичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов // Московский телеграф. 1832. Ч. 48, № 21-23.

29. Буров В.Г. Древнекитайская философия Эпохи Хань. М.: Наука, 1990.

30. Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. - М.: ИФРАН, 2000.

31. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. - М. : ИФРАН, 1998.

32. Буров В.Г. Китай: третий путь // Полилог/ Polylogos. 2018. T. 2. № 3. DOI: 10.18254/S0000052-9-1. URL: http://polylog.jes.su/s258770110000052-9-1.

33. Буров В.Г. Современная китайская философия. - М.: Наука, 1980.

34. Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (Начало ХХ века). - М., 1984.

35. Васильев Л., Меликсетов А.В., Лапина З., Писарев А.А. История Китая. М: Оникс, Изд-во Московского Университета, 2002.

36. Васильев, Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае. // отв. ред. Кобзев А.И. М: главная редакция Восточной литературы изд-ва «Наука». 1988.

37. Гелен А.О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988.

38. Гране М. Китайская мысль / пер. с фр. Иорданского В.Б. - М.: Алгоритм, 2008.

39. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. / пер. с нем. Михайлова А. В. // Общее введение в чистую феноменологию. -Кн. I. - М: Академический Проект. 2009.

40. Дао и Телос в смысловом измерении культур Восточного и Западного типа / Ячин С.Е. и др. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Федерал. Ун-та, 2011.

41. Дзикевич Д.С. Путь традиционной китайской философии сегодня: кросс-культурный поворот к постмодернизму. // Материалы международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016»

42. Еремеев В.Е. Символы и числа Книги Перемен [Электронный ресурс] -Электронный архив. - 2020. Режим доступа: https: //web .archive.org/web/20071010085032/http: //science.rsuh.ru/eremeev/tri/sy mbol/101.htm (Дата обращения: 20.04.2020).

43. Кант И. Критика чистого разума: Введение. VII / пер. с нем. Лосского / Н. ред. Арзаканян Ц., Иткин М. // Сочинения. - Т. 3. - М.: Изд-во «Мысль», 1994.

44. Кант. И. Трактаты и письма. / пер. с нем. Вальденберг Н., Васильева Т и др. -М.: Наука. 1980.

45. Карелова Л.Б., Чугров С.В. «Ту Вэймин и «Новое конфуцианство»». // Полис. Политические исследования. 2012. №1. С. 188-189.

46. Киселев В.А. «Историко-философская концепция китайского философа-прагматика Ху Ши (1891-1962)» Диссертация на соискание степени кандидата наук: 09.00.03. / Киселев Валерий Анатольевич [Место защиты: РУДН ] - М. 2007.

47. Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.

48. Кравцова М.Е. История культуры Китая. - СПб: Изд-во «Лань», 1999.

49. Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989.

50. Кобзев А.И. Современный этап в изучении и интерпретации неоконфуцианства // НАА. №6, 1983.

51. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.

52. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. - М.: Восточная литература, 2002.

53. Кобзев А.И. Легизм (фа цзя, законнический этатизм - этика тотальной власти // История этических учений. М., 2003.

54. Ломанов А.В. Ду Вэймин. Невилл Р. К. //Китайская философия: энциклопедический словарь. Под ред. М.Л. Титаренко. М., Мысль, 1994. С. 113-114, 239-240; Он же. Ду Вэймин. //Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия. Ду Вэймин. С. 249-250.

55.Ломанов А. В. Постконфуцианство // Китайская философия: Энциклопедический словарь / ред. Титаренко М.Л. - М.: Мысль, 1994.

56. Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

57. Лукьянов А.Е. Две космологии - два типа цивилизаций: конфуцианская и даосская // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2016. Т. 1. № 5. С. 39-45.

58. Лукьянов А. Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. М.: ИДВ РАН, 2012.

59. Лукьянов А.Е. Истоки Дао (древнекитайский миф). М.: Инсан, 1992

60. Лукьянов А.Е. Феномен китайской философской школы //Моя вторая родина Китай. М.: ИДВ РАН, 2018.

61. Лукьянов А.Е. Философские прообразы «китайской мечты» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 4. С. 50-59.

62.Мартынов А.С. Буддизм в Китае (диалог культур) // Мир Будды и китайская цивилизация. Восточный Альманах. / под ред. Григорьевой Т.П. М.; Толк, 1996.

63. Мартынов А.С. Конфуцианство: классический период. - СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2006.

64. Мартынов А.С. Конфуцианство и проблема сознания // Чжу Си. О сознании (Синь): из философского наследия Чжу Си. - М., 2000.

65. Мигунов Н.И. Конфуцианский путь Ту Вэймина. // Век глобализации. Выпуск №1(13) - Волгоград, 2014.

66. Мунье Э. Манифест персонализма / Пер. с фр. И.С. Вдовина. - М.: Республика, 1999.

67. Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало XX века. — М. : Восточная литература, 2005.

68. Общество и государство в Китае: Т. ^П, ч. 3 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. -М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2012.

69. Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. - XXI в.). - М.: Стилсервис, 2009.

70. Переломов Л. С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. -М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

71. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М.: Восточная литература, 1993.

72. Самойлов Н.А. Борьба тенденций в общественно-политич. мысли Китая пер. политики «самоусиления» // Всемирная история и Восток. - М., 1989.

73. Самойлов Н.А. Чжан Чжидун и его планы преобразований в оценках русских китаеведов кон. XIX нач. XX в // И не распалась связь времен. К 100-летию со дня рождения П.Е. Скачкова. - М.: Восточная литература, 1993.

74. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Факультет «Свободных Искусств и Наук» [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - СПб, 2017. Режим доступа: http://artesliberales.spbu.ru (Дата обращения: 20.03.2017)

75. Середкина Е.В. Современное конфуцианство и западноевропейская философия в их диалогичности: опыт философско-компаративистского анализа. Диссертация... кандидата философских наук: 09.00.03 / Середкина Елена Владимировна; [Место защиты : Пермский гос. тех. Ун-т]. - Пермь, 2005.

76. Синицын Е.П. Бань Гу - Историк Древнего Китая. М. 1975.

77. Словарь философских терминов. Под научной редакцией проф. В.Г. Кузнецова. - М., 2010.

78. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. / пер. с англ. Васильев В.В. -М.: Изд. «Слово» (Издат.-полигр. Комплекс «Звезда»), 2004. - (Серия «Большая библиотека «Слова»).

79. Сухомлинова В.В. Интерпретация культуры в философии Ду Вэймина. // Вестник ВГУ. Серия: Философия. Воронеж: Изд-во ВГУ. - 2019. - №3 (33).

80. Терехова Н.В. Понятие конфуцианской традиции в бостонской школе современного неоконфуцианства // Magister Dixit (Электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири). - 2011. - №4. Режим доступа: http://md.islu.ru/ (Дата обращения: 05.03.2017).

81. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

82. Тихвинский С.Л. «Избранные произведения» в 5 кн. Книга 1 «История Китая до XX века: движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ювэй» — М.: «Наука», 2006.

83. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.: Юрист, 1995.

84. Тихвинский С.Л. История Китая и современность. - М., 1976.

85.Ту Вэймин. Личность, социум, Земля и Небо. // Век Глобализации. - М. - 2019.

- №2(30).

86. Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность.

- М., 1982.

87.Факультет свободных искусств и наук - 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://artesliberales.spbu.ru/ru/education/podhod-k-obucheniyu (Дата обращения:15.04.2020).

88. Фахрудинова Э.Р. Проблема мудрости и морали в философии Конфуция. Диссертация, кандидата философских наук : 09.00.03 / Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна; [Место защиты: Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Саратов, 2012.

89. Феоктистов В.Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. - М., 2001.

90.Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исслед. и пер. - М.: Наука, 1976.

91. Философия: Энциклопедический словарь под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

92. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии / пер. на рус. Р.В. Котенко; Науч. ред. Е. А. Торчинов. - СПб. : Евразия, 1998.

93. Хаймурзина М.А. К вопросу о смысловом содержании понятия «современное конфуцианство» // Вестник Амурского государственного университета. Научно-теоретический журнал. Серия «Гуманитарные науки». - Вып. 62. -Благовещенск, 2013.

94. Хаймурзина М.А. Интерпретация специфики конфуцианской религии в работах современных философов-конфуцианцев. // Вестник Амурского государственного университета. - Вып. 64. - Благовещенск, 2014. (Серия Гуманитарные науки.)

95. Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства и конфуцианской мысли и религиоведения Китая XX - начала XXI в. диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Хаймурзина Мария Ахатовна; [Место защиты: Амурский гос. ун-т]. - Благовещенск, 2014.

96. Черных В.И. О конфуцианстве и христианстве в понимании Бостонской школы современного конфуцианства [Электронный ресурс] / В.И. Черных // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.63.

97. Черных В.И. Прагматизм и семиотика как основа методологии Бостонской школы современного конфуцианства / В. И. Черных // Пространство и Время. — 2016. — № 1—2(23—24). — С. 73—80. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1_2-23_24.2016.23.

98. Черных В.И. Концепция личности в Бостонской школе нового конфуцианства / В.И. Черных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - М.: 2016. - №3. - С. 199 - 209.

99.Черных В.И. Категория «Культивирования собственного "Я"» и ее применение в модели либерального образования. / В.И. Черных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - М.: 2015. - №4. - С. 119123.

100. Шилов А.П. Конец древности: О духовном кризисе современного китайского общества и поиске новых ценностей. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009.

101. Юркевич А.Г. Интерпретации «Дао дэ цзина» в советском/российском китаеведении: проблема произвола переводчиков // В кн.: Синология, японоведение и тибетология в Роосии и Франции: история и перспективы / Сост.: А. Г. Юркевич; под общ. ред.: А. А. Маслов. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013.

102. Юркевич А.Г. Раннедаосская концепция Дао-«Пути» и подходы российских синологов к интерпретации «Дао дэ цзина» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - М. 2012. № 4.

103. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

На английском

104. Alitto G.S. The Last Confucian: Liang Shu-ming and the Chinese Dilemma of Modernity. - Berk. : University of California Press, 1986.

105. Adler J.A. "Zhou Dunyi: The Metaphysics and Practice of Sagehood". ed. by Wm. Teodore de Bary and Irene Bloom. Sources of Chinese Tradition, 2nd ed., vol.1. NY: Columbia University Press. 1999.

106. Buckley E.P. The Economic and Social History of Later Han, in Cambridge History of China: Volume I: the Ch'in and Han Empires, 221 B.C. — A.D. 220, 608—648. Edited by Denis Twitchett and Michael Loewe. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

107. Berthrong J. A Sermon: Exploring the Dao. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Boston, 2017. Режим доступа: https://open.bu.edu/bitstream/handle/2144/49/20001022exploring the dao .htm?se quence=1 &isAllowed=y (Дата обращения: 20.04.2017).

108. Berthrong J. From Beijing to Boston: The Future Contributions of the Globalization of New Confucianism // Confucianism and Spiritual Traditions in Modern China and Beyond, 2000.

109. Berthrong J. Motifs for a New Confucian Ecological Vision, 2006.

110. Berthrong J. Confucian Formulas for Peace: Harmony f. // Society, 2014.

111. Berthrong J. Responses to Agape: Christian Criterion for Truth in the Other World Religions. // International Review of Mission, 1985.

112. Berthrong J. Contemporary Confucianism and Western Culture. // Journal of Ecumenical Studies, 2003.

113. Boston University Confucian Association [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Boston, 2015. Режим доступа: http : //www. bostonconfucianism. org/?cat= 14 (Дата обращения: 28.04.2017).

114. Buckley E.P. The Economic and Social History of Later Han, in Cambridge

History of China: Volume I: the Ch'in and Han Empires, 221 B.C. — A.D. 220, 608—648. Edited by D. Twitchett and M. Loewe. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

115. Buckley E.P. The Cambridge History of China: Volume XIII: the Republican China 1912-1949. Edited by John K. Fairbank and Albert Feuerwerker. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986

116. Canright R.E. Jr. Lasting Happiness: Timeless Secrets to Transform Your Life. -Bloomington: «Author House», 2005.

117. The Cambridge Companion to Modern Chinese Culture. Ed. by Kam Louie. -Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

118. Chai C. Chai W. "The scared books of Confucius and other Confucian classics." // New Hyde Park, NY: University Books. 1965.

119. Chang C. The development of Neo-Confucian Thought. V. 1-2. NY, 1957.

120. Chan Wing-tsit. Religious Trends in Modern China. - NY: Octagon, 1953.

121. Chan Wing-tsit. Source Book in Chinese Philosophy. Princeton: Princeton University Press, 1963.

122. Chapman J.H., Frankenberry N.K. Interpreting Neville. - Albany: State University of New York Press, 1999.

123. Cheng Chung-ying. New dimensions of Confucian and Neo-Confucian philosophy. - Albany: State University of New York Press, 1991. - (SUNY series in Chinese Philosophy and Culture).

124. Cheng Chun-ying. On Neville's Understanding of Chinese Philosophy: The Ontology of wu, the Cosmology of Yi, ans the Normalogy od Li. \\ Interpreting Neville - Albany: State University of New York Press, 1999. P. 247-270.

125. Chernykh V.I. Boston Confucianism "Self-Cultivation" Concept as Socio-Cultural and Worldview Competency Tool in Liberal Arts' Education // Proceedings of International Seminar on Education, Teaching, Business and Management (ISETBM 2019). - 2019. - P. 261-263.

126. Ching J. Probing China's Soul: Religion, Politics, and Protest in the People's Republic. San Francisco: Harper and Row, 1990.

127. Ching J. Confucianism and Christianity: A Comparative Study. New York: Kodansha International. 1978.

128. Confucian heritage and its modern adaptation. / ed. by Gilbert Rozman. - Princeton: Princeton University Press, 1991.

129. Confucius in the boardroom: ancient wisdom, modern lessons for business / compiled and adapted by Stefan Rudnicki. - Los Angeles: Dove Books, 1998.

130. Confucianism and Ecology: The Interrelation of Heaven, Earth, and Humans. \ ed. Mary Evelyn Tucker and John Berthrong. - Cambridge: Harvard University Centre for the Study of World Religions, 1998

131. Confucianism for the modern world. / ed. by Daniel A. Bell, Hahm Chaibong. -NY: Cambridge University Press, 2003.

132. Confucianism in action. Ed. by David S. Nivison, Arthur F. Wright, with contributions by W. Theodore De Bary [and others] - Stanford: Stanford University Press, 1959.

133. Contemporary Chinese Philosophy. Ed. by Chung-ying Cheng and Nicholas Bunnin. - Oxford, Blackwell Publishers Ltd, 2002.

134. Cronin V. The Wise Man from the West: Matteo Ricci and his Mission to China. London: Harvill Press, 2000.

135. Cua Antonio S. Moral Vision and Tradition: Essays in Chinese Ethics. Washington: The Catholic University of America Press, 1998.

136. Cua Antonio S. Ethical Argumentation: A Study in Hsün Tzu's Moral Epistemology. Honolulu: University of Hawaii Press, 1985.

137. Culler A.D. Imperial intellect. A study of Newman's educational ideal. New Haven. 1955.

138. Culture & Self: Asian and Western Perspectives \ ed. Anthony Marsella, George Devos, Francis L.K. Hsu. - London and NY: Tavistock publ., 1985.

139. De Bary Wm. Th. The Message of the Mind in the Neo-Confucianism. NY.,1989.

140. Dewey J. Freedom and Culture. - NY: G. P. Putnam's Sons. 1939.

141. Golden Sean. The modernisation of China and the Chinese critique of modernity. // HMiC: Orientats. 2006.

142. Fingarette H. Confucius: The Secular as Sacred. NY: Harper & Row, 1972.

143. Fung Yulan. The Short History of Chinese Philosophy. ed. by Derk Bodde. NY: The Macmillan Company, 1948/

144. Gentz, J. "Mohist Traces in the Early Chunqiu fanlu Chapters." // OE 48 (2009), 57 n.9.

145. Griffiths B. "The meeting of East and West", in Derrick, Christopher (ed.), Light of Revelation and Non-Christians, New York, NY: Alba House. 1965.

146. Hoerner J.L. An Historical Review of Liberal Education. Coral Gables, Florida. 1970.

147. Hsia R.P. "The Catholic Mission and translations in China, 1583-1700" // Cultural Translation in Early Modern Europe / eds. Peter Burke and R. Po-chia Hsia. Cambridge: Cambridge University Press. 2007

148. Huang P. Confronting Confucian Understandings of the Christian Doctrine of Salvation. - Helsinki: Department of Systematic Theology, University of Helsinki, 2005.

149. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. 1996.

150. Ikeda D. "The Flowering of Greater Self." Sokka Gokkai International Quarterly Magazine Jul. 2014. - [Электронный ресурс] - Japan. URL: https://www. sgi.org/content/files/resources/sgi-quarterly-magazine/1407_77.pdf (Дата обращения: 15.08.2020).

151. Ivanhoe P.J. Ethics in the Confucian Tradition: The Thought of Mencius and Wang Yang-ming. Atlanta, 1990.

152. Jensen L.M. New Confucianism // Encyclopaedia of Contemporary Chinese Culture / ed. E.L. Davis. - London: Routledge, 2005.

153. Joe Wanne J. Traditional Korea A Cultural History. - Seoul: Chung'ang University Press, 1972.

154. Kang D.C. East Asia before the West: Five Centuries of Trade and Tribute. New York: Columbia University Press, 2010.

155. Ker I., Merrigan T. The Cambridge companion to John Herny Newman. Cambridge. 2009.

156. Kiselev V.A., Chernykh V. I. The Spiritual Crisis of Modernity and Tu Weiming'S Concept of Self-Cultivation. // Proceedings of 4th International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2017). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2017. P. 606-608.

157. Kiselev V.A., Chernykh V.I., Nimenskaya O.S. New Approaches to the Concept of the Knowledge in Chinese Philosophy of the second Half of the Twentieth Century. // Proceedings of International Conference on Economic Development and Education Management (ICEDEM 2017). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2017. - P. 373-375.

158. Liu L.H. The Clash of Empires. The Invention of China in Modern World Making. Cambridge, MA & London: Harvard University Press, 2004

159. McGath F. Newman's University. Idea and reality. L.: 1951.

160. McGath F. Consecration of learning. Lectures on Newman's "Idea of a University". N. Y., 1961.

161. Mou Zongsan. Nineteen Lectures on Chinese Philosophy. Tr. By Julie Wei. 2014.

162. Nature in Asian Traditions of Thought / ed. J.B. Callicott and R.T. Ames, Essays in Environmental Philosophy. - Albany: State University of New York Press, 1989.

163. Nelson E.S., "Zhang Junmai's Early Political Philosophy and the Paradoxes of Chinese Modernity," Asian Studies 8, no. 1. 2020.

164. Neville R.C. Response to Bryan W. Van Norden's review of «Boston Confucianism». // Philosophy of East and West. - 2003. - Vol.53. №№3. - P. 417-420.

165. Neville R.C. The Puritan Smile: A Look toward Moral Reflection. - Albany: State University of New York Press, 1987.

166. Neville R.C. The Cosmology of Freedom. - Albany: State University of New York Press, 1995.

167. Neville R.C. The High Road around Modernism. - Albany: State University of New York Press, 1992.

168. Neville R.C. Normative Cultures. - Albany: State University of New York Press, 1995.

169. Neville. R.C. The Tao and Daimon: Segments of a Religious Inquiry. Albany: State University of New York Press, 1982.

170. Neville R.C. The Truth of Broken Symbols. - Albany: State University of New York Press, 1995. - (SUNY Series in Religious Studies).

171. Neville R.C. Recovery of the Measure: Interpretation and Nature. NY: SUNY Press, 1989.

172. Neville, R.C. Sketch of a System // New essays on metaphysics [сб. ст.] / ed. R.C. Neville. - N.Y., 1987.

173. New Confucianism: A Critical Examination. Ed. by J.Makeham. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2003.

174. Norden B.W. Van. Review to «Boston Confucianism: Portable tradition in the Late-Modern World» by Neville R.C. // Philosophy of East and West. - 2003. -Vol.53. №3. - P. 413-417.

175. Our Wesleyan Heritage [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - 2017. -Режим доступа: http://www.umc.org/what-we-believe/our-wesleyan-heritage

176. Project on Liberal Education and the Sciences, 1990 (Дата обращения: 20.04.2017).

177. Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. - Princeton: Princeton University Press, 1979.

178. Self as Person in Asian Theory and Practice / ed. by Ames R. T., Kassulis T., Wimal Dissanayake. - Albany: State University of New York Press, 1994.

179. Strauss L. "What is Liberal Education?" // Academic Winter. 2003.

180. Sor-hoon Tan. Confucian democracy: a Deweyan reconstruction. - Albany : State University of New York Press, 2003.

181. Tu Weiming. Cultural China: The Periphery as the Center // Daedalus. - 1991. -Vol.120, №3. - P. 1-32.

182. Tu Weiming. A spiritual turn in philosophy: Rethinking the global significance of Confucian humanism. / Journal of Philosophical Research №37, 2012. 389-401.

183. Tu Weiming, Daisaku Ikeda. New horizons in Eastern Humanism: Buddhism, Confucianism and the Quest of Global Peace. - London : I.B. Tauris & Co. Ltd., 2011.

184. Tu Weiming. Confucianism in A Historical Perspective, Singapore: Institute of East Asian Philosophies, 1989.

185. Tu Weiming. The Living Tree: Changing Meaning of Being Chinese Today (editor), Stanford University Press, 1994.

186. Tu Weiming. Confucian Traditions in East Asian Modernity: Exploring Moral Education and Economic Culture in Japan and the Four Mini-Dragons (editor), Harvard University Press, 1996.

187. Tu Weiming. "Beyond the Enlightenment Mentality: A Confucian Perspective on Ethics, Migration, and Global Stewardship". / International Migration Review 1996 Spring; 30(1). 1996.

188. Tu Weiming. Implications of the Rise of 'Confucian' East Asia. // Daedalus 129 (1). 2000.

189. Tu Weiming. "Towards a Global Ethics: Spiritual Implications of the Islam-Confucianism Dialogue," // Islam and Confucianism: A Civilizational Dialogue. / ed. Osman Bakar. Kuala Lumpur: University of Malaya Press, 1997.

190. Wanne J.J. Traditional Korea. A Cultural History. - Seoul: Chung'ang University Press. 1972.

191. Wardy R. Aristotle in China: Language, Categories and Translation. Cambridge, 2003.

192. Wei C. Chinese culture and modem life. Taipei: Buffalo Book. 1987.

193. Wisdom in China and the West / edited by Vincent Shen and Willard Oxtoby. // Cultural heritage and contemporary change series III, Asia / Chinese Philosophical Studies, XXII, Vol. 22.

194. Yang F., Tamney J. Confucianism and Spiritual Traditions in Modern China and Beyond. / Religion in Chinese Societies, Vol.3. BRILL. 2011.

195. Yu Tzu-hsiang, Wen Wei-Chun. "Crisis communication in Chinese culture: A case study in Taiwan." // Asian Journal of Communication. №13. 2009. pp. 50-64.

196. Yu Anthony C. State and Religion in China: Historical and Textual Perspectives -Chicago: Open Court, 2005.

197. Young R. M. "The mind-body problem". In RC Olby; GN Cantor; JR Christie; MJS Hodges (eds.). Companion to the History of Modern Science (Paperback reprint of Routledge 1990 ed.). Taylor and Francis. 1996.

198. Yang Rui. "The East-West Axis? Liberal Arts Education in East Asian Universities". Higher Education in Asia: Quality, Excellence and Governance. Springer, 2016.

199. Zhang Dainian Key Concepts in Chinese Philosophy / ed. and transl. by Edmund Ryden. - Beijing: Foreign Language Press, 2002. (The Culture and Civilization in China).

На китайском

200. Го Циюн. Лунь Ду Вэймин сюэшу сысян - и синьчу «Ду Вэймин вэньцзи» вэй чжунсинь («О сути академической мысли Ду Вэймина в его новой

«Антологии», i^M^S®--). //

История Китайской философии, 2002. №4. С. 114-119.

201. Хуан Юйшунь. Данцянь жусюэ фусин юньдун юй сяньдай синьжуцзя -цзайпин «вэньхуа баошоу чжуи». (Современное движение конфуцианского возрождения и современного неоконфуцианства - переоценка «культурного

консерватизма», ^ШШ^Й^Ш^ШШИ^-WW -

// Сюэшу цзе. №5. 2006. С. 116-119

202. Лин Сюнчжоу. Баожунсин жэньвэнь чжуи «дэ шэньтай сянду - Ду Вэймин шэнтай луньли сысян чу тань («Экологическая ориентация «инклюзивного гуманизма» - предварительное изучение экологической этики Ду Вэймина», ^

^М^^ЗД^Л®). // Журнал Южнокитайского Университета: издание социальных наук. - Гуаньдун. 2015 №4. С. 169-174.

203. Суй Сумин. Пин Ду Вэймин «цунью дэ ляньсюйсин - цзяньтань чжунси чжэсюэ ци лунь. («Комментарий Ду Вэймина к "непрерывности бытия" и о теории китайской и западной философской мысли»,

" —ШШФШ^^^г^). // Научный обзор гуманитарных наук. Нанкин. 2019. №2. С. 89-100.

204. Фу Хаоюань. Юй Цю Юй сань вэй дуй вэньхуа жэньгэ дэ доюань тантао (Культурологический аспект структуры личности в прозе Юй Цю) // Азиатско-тихоокеанский регион: история и современность. - Улан-Удэ, 2008.

205. Хуан Юн, Хуан Цзягуан. «Цзовэй дунли чжи чжидэ жу цзя «тичжи» лунь -Ду Вэймин дуй дандай даодэ жэньшилунь дэ гунсянь» («Конфуцианство о соотношении «Тела/Ума» как источника познания - вклад Ду Вэймина в современную эпистемологию морали», --

ВДХХШ^ЖШАШ^Й^Й^). Шанхай: Ин-т Шанхайской академии гуманитарных наук, 2020. №3. С. 101-116.

206. Чжан Шибао. Далу синьжуцзя юй макэсы чжуи гуаньси таньлунь («Дискуссия о соотношении «нового конфуцианства» и марксизма», ^ МЖ" // Исследования по марксизму. 2008. №6. С. 22-27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.