Рецепция понятия «культура» в философии современного неоконфуцианства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Сухомлинова Виктория Владимировна

  • Сухомлинова Виктория Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 172
Сухомлинова Виктория Владимировна. Рецепция понятия «культура» в философии современного неоконфуцианства: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации». 2022. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сухомлинова Виктория Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ВЭНЬХУА» В СРАВНЕНИИ С ПОНЯТИЕМ «КУЛЬТУРА»

1.1. История формирования понятия «вэньхуа» в китайском языке

1.2. История немецкого культурфилософского дискурса и его рецепция в китайской мысли о культуре

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО НЕОКОНФУЦИАНСТВА

2.1. Эволюция конфуцианства: диалектика «синтеза традиции»

2.2. Философия современного неоконфуцианства: становление культурфилософского дискурса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция понятия «культура» в философии современного неоконфуцианства»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. По мере того, как определилось прочное вхождение Китая в число мировых лидеров, в западном и российском философском сообществе постоянно увеличивается число исследований, посвященных мировоззренческим основам жизни современного китайского общества. Интенсивные споры идут о самобытности современной китайской философии, и о ее соизмеримости с «некитайской» философской традицией. Между тем, сама жизнь доказывает возможность и необходимость «соизмерять» традиции философского самосознания Китая с мировоззренческими матрицами других народов и культур. Которые к тому же нередко становятся источниками сознательного пополнения и обновления «исходной» китайской традиции. Так, базовая мировоззренческая концепция современного Китая «социализм с китайской спецификой» - о которой к тому же спорят, точно ли это социализм, а не капитализм, - показала, что современная китайская культура преуспела в синтезировании необходимых ей смыслов из разнородных, а зачастую и противоречащих друг другу концептуальных комплексов. Можно ли очертить конкретный механизм этого синтеза - вот основной вопрос, определивший проблематику данной работы. По мнению ряда ведущих синологов, наиболее очевидной платформой, в рамках которой осуществляется искомый синтез, своеобразной ценностной и смысловой осью китайской культуры является конфуцианство1. Как известно, конфуцианская традиция прочно укоренилась во всех сферах жизни Китая уже к концу XIX века. Именно в рамках конфуцианства общественной мысли Китая удалось выработать уникальный инструментарий по обеспечению динамизма культурной традиции, открывшего дорогу ее активному взаимодействию с практикой современности. В рамках конфуцианства происходила и происходит рецепция западного философского и - шире -

1 Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / под. ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. М. : Восточная литература РАН. 2006. С. 53-56; Alitto G. Reconstituting Confucianism for the Contemporary World. // Contemporary Confucianism in Thought and Action, Alitto G. ed. Heidelberg : Springer. 2015. P. 4-5; Chen L. Confucius and the Modern World. London : Routledge. 2018. P. 1 и др.

мировоззренческого вокабуляра. Особенности этой рецепции, особенно в российской синологии, пока мало изучены, тогда как российская научная мысль обладает в данной сфере определенным преимуществом: находясь на перекрестке культур, в месте столкновения различных интеллектуальных традиций, она имеет широкий опыт общения и взаимодействия с каждой из них.

Вместе с тем, можно с высокой степенью обоснованности утверждать, что в ХХ - начале XXI вв. китайская философская традиция переживает аналог «культурного поворота»2, о котором на Западе говорят уже более трех десятилетий и который выявляет усиленный интерес к дискуссионному и вместе с тем релевантному многим исследовательским задачам понятию «культура». Изучение философии Китая сквозь призму рецепции понятия «культура» в соотношении с аутентичным китайским понятием «вэньхуа» открывает возможности более развернутого изучения актуальных тенденций освоения и присвоения Китаем западного опыта, позволяет глубже понять процессы, происходящие в ходе межкультурного взаимодействия с представителями этой культуры.

Степень разработанности темы. При написании диссертации были использованы два крупных кластера источников и исследовательской литературы, которые служат соответственно основой двух глав данной диссертации.

2 Термин «культурный поворот» был впервые употреблен Джеффри Александером в эссе «The New Theoretical Movement» 1988 г. и означал, что «культуре» отныне отводится центральное место как в теоретических, так и в эмпирических исследованиях (Eyerman R. Jeffrey Alexander and the Cultural Turn in Social Theory. Thesis Eleven. №. 79. 2004. P. 25-30). Как утверждает Ф. Джеймисон, визуальная культура, не говоря о текстовой, настолько глубоко проникла во все сферы повседневной жизни, что стала универсальным объяснением той или иной интерпретации реальности. Детальный анализ пределов интеграции методов культурологии в другие области гуманитарных наук предложен в статье Л. Спиллман и М. Якобса (Jacobs M., Spillman L. Cultural sociology at the crossroads of the discipline. Poetics. 33 (1). 2005. P. 1-14). В данной диссертации под «культурным поворотом» подразумевается также то, что описано в трудах К. Гирца и Ф. Джеймисона, - смещение фокуса гуманитарных наук и философии с наблюдения как теоретического конструкта на конкретное событие наблюдения, в котором происходит перекрестное всматривание - и конструирование в этом процессе - себя и Другого. Иными словами, на культуру как на фреймворк как собственного наблюдения, так и реакций на (предполагаемое) наблюдение со стороны Другого (Jameson F. The cultural turn: Selected writings on the postmodern, 1983-1998. London: Verso, 1998, p. 104-111; Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. С. 19-23).

В первый кластер источников и литературы входят работы, посвященные особенностям китайской истории и культуры и - /же - этимологии и эволюции понятия «вэньхуа». Одной из наиболее интересных в этой области является энциклопедия «Духовная культура Китая» 3 и статьи из древнего словаря «Шовэнь цзецзы»4, а также труды таких известных зарубежных и отечественных синологов, - таких, как А.М. Карапетьянц, В.Г. Буров, В.В. Малявин, А. В. Меликсетов, Дж. Левенсон, Дж. Нидэм 5 и специализированные статьи китайскоязычных и англоязычных исследователей6. Непосредственно сравнению понятий «культура» и «вэньхуа» посвящены труды Р. Эймса, написанные единолично и в соавторстве с другими учеными7.

В этой же группе первого кластера задействованы исследования, посвященные разнообразным подходам к толкованию китайскоязычных терминов, в том числе в условиях господства европоцентричного культурфилософского

3 Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / под. ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. М. : Восточная литература РАН. 2006.

4 Электронная версия словаря «Шовэнь цзецзы», иероглиф «Вэнь». URL: http://www.shuowen.org/view/5695 (дата обращения 10.07.2021); Электронная версия словаря «Шовэнь цзецзы», иероглиф «Хуа». URL: http://www.shuowen.org/view/5192 (дата обращения 10.07.2021).

5 Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология: генеральная схема и приложения. М. 1990; Буров В. Г. Современная китайская философия. М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1980; Малявин В.В. Китайская культура. // Summa culturologiae. Энциклопедия. В 2-х т. Том 1 / под ред. С.Я. Левита. СПб. : Центр гуманитарных инициатив. 2017. С. 933-939; Levenson J. R. Confucian China and its Modern Fate. Vol. 3. Berkeley : University of California Press. 1968; Needham J. Science And Civilization In China. Vol. 1. Introductory orientations. Cambridge : Cambridge University Press. 1956 и др.

6 Deng F., Tang J. Introduce to the Non-symmetry of Word Derivation between «Wenhua» and «Culture». // International Journal of Linguistics and Communication, Vol. 3(1). 2015; жш. Ш ЩШ^ f «£{» [Хуан Синтао. Происхождение понятий «вэньхуа» и «вэньмин» в их современном смысле в конце эпохи Цин - начале эпохи Китайской Республики и практико-исторический аспект] // Исследования новейшей истории Китая. Т. 6. №. 3. 2006. URL:

https://www.lishiyushehui.cn/statics/article/attachment/202103/oSYiYrbpl3ScppYb.pdf (дата обращения: 21.02.2022); Ciaudo J. Is «New Culture» a Proper Translation of Xin wenhua? Some Critical Remarks on a Long-Overlooked Dilemma. // Asian Studies. Т. 9. №. 2. 2021. и др.

7 Ames R. Unloading the Essentialism Charge: Some Methodological Reflections in Doing Philosophy of Culture. // Comparative Philosophy and Method: Contemporary Practices and Future Possibilities. London : Bloomsbury Academic, 2022; Hall D., Ames R. Thinking from the Han: Self, Truth, and Transcendence in Chinese and Western Culture. Albany : SUNY Press. 1998; Hall D., Ames R. Anticipating China: Thinking Through the Narratives of Chinese and Western Culture. New York : State University of New York Press. 1995. и др.

дискурса; это труды Г.Е. Гороховой, Чэнь Юнцзе, К. Хэма, Х. Юна и др8. Сюда же отнесены работы, посвященные феноменам эпистемологической колонизации и деколонизации, поскольку именно они отражают метаморфозы, произошедшие с понятием «вэньхуа» при его сближении с понятием «культура»9.

Во вторую подгруппу первого кластера входят источники и литература, посвященные сложившимся на Западе - в частности, в немецкой традиции -философским подходам к теме культуры и связанным с ней темам творчества, интерпретации и ценностей. В числе наиболее важных авторов здесь следует назвать такие имена, как И. Гердер, Э. Лессинг, И. Гёте, И. Кант, Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, В. Гумбольдт, В. Виндельбанд, Г. Риккерт и, наконец, О. Шпенглер, рецепция идей которого прямым образом повлияла на формирование китайского культурного самосознания10. Ценное исследовательское изложение в этой области - совместный труд А.Л. Доброхотова и А. Т. Калинкина11. Среди исследователей эволюции культурфилософского дискурса в западной традиции привлечены труды Р. Уильямса, К. Гирца, А.Л. Доброхотова, М.В. Силантьевой, О.Д. Маслобоевой, В.П. Визгина12. Освоению идей Шпенглера в

8 Chan W. A Source book in Chinese philosophy. Princeton : Princeton University Press. 1963; Горохова Г.Е. Универсализм раннего даосизма. // Дао и даосизм в Китае, под ред. Л.С. Васильева. М. : Рипол Классик. 1982; Hahm C. How the East was won: Orientalism and the new Confucian discourse in East Asia. // Development and Society. 2000; Jung H. Y. Wang Yangming and the way of world philosophy. // Dao. Т. 12. №. 4. 2012. P. 461-486. и др.

9 Posholi L. Epistemic Decolonization as Overcoming the Hermeneutical Injustice of Eurocentrism. // Philosophical Papers. Т. 49. №. 2. 2020; M Ш " [Чэнь Синдэ. От «антиколониализма» - к «самоколонизации»?] // Образовательный форум Фудань. №. 2. 2004;

M^ffc " ЙЖШ-^" [Чжун Хайфэн. От культурной «самоколонизации» к

культурной самоуверенности]. // Теория знания. №. 15. 2012 и др.

10 Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М. : Издательство «Наука». 1977; Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М. : Прогресс. 1985; Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. // В. Дильтей. Собрание сочинений: в 6 т. М. : Три квадрата. 2004.; Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. // Культурология. XX век : антология. М. : Юрист Год. 1995. С. 57-68; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. XX век : антология. М. : Юрист Год. 1995. С. 69103; Шпенглер О. Закат Европы. Том 1. Гештальт и действительность. М. : «Мысль». 1998 и др.

11 Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология: учеб. пособие. М. : ИД ФОРУМ. 2010.

12 Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. New York : Oxford University Press. 1976; Гирц К. Интерпретация культур. М. : РОССПЭН. 2004; Доброхотов А. Л. Избранное. М. : Издательский дом «Территория будущего». 2008; Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Николая Бердяева. М. : ГАСК. 2002; Визгин В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни. // Философские науки. № 6. 2010; Маслобоева О.Д., Пигров К.С.,

китайской философской мысли также посвящен отдельный корпус источников и

13

литературы в рамках первого кластера13.

Во втором кластере источников и литературы используются тексты конфуцианской традиции и литература, посвященная ей, включая наиболее крупную подгруппу - тексты современных неоконфуцианцев и исследовательские работы по нему. Неоконфуцианство - это философская традиция, оформившаяся на базе конфуцианства в первой половине II тысячелетия н.э. Прежде конфуцианская классика представляла из себя совокупность «четырех трактатов» и «пяти книг», содержание которых не было структурировано очевидной стержневой логикой. Эта логика была представлена именно в трудах неоконфуцианцев, разработавших принципы комментирования классики. Созданием на базе конфуцианства монолитной философской системы заняты и современные конфуцианцы, что и позволяет относить их к «неоконфуцианству». В то же время многие из них выступают против традиции комментирования как таковой, предпочитая ей интуитивное понимание раннеконфуцианских концептов с помощью буддистского и западного философского словаря. В связи с чем более распространенное в западном научном сообществе обозначение конфуцианства XX века - новое конфуцианство (New Confucianism), XXI века - современное новое конфуцианство (Contemporary New Confucianism). Один из крупнейших российских синологов, занимающихся неоконфуцианством, А.И. Кобзев предлагает все же использовать выражение «современное неоконфуцианство», другой известный китаевед А.В. Ломанов предлагает свой термин -«постконфуцианство». По иронии судьбы в литературе на китайском языке четкого разделения между «неоконфуцианством» и «новым конфуцианством» не

Силантьева М.В., Трофимова Е.А. Национальная стихия творчества: время и трансгрессия (обзор международной научной конференции). // Вопросы философии. № 3. 2018. С. 211-215 и др.

13 М'МШШ [Ли Чанлинь. Первый этап

распространения в Китае «истории культурных форм» Шпенглера]. // Исторические исследования. № 6. 2004; ШШ^ШШ^Ы^^Щ [Ли Сяоцянь.

«Чудак мира мыслителей»: вновь о влиянии Шпенглера в период Китайской Республики]. // Научные исследования. № 4. 2012; Zheng Z. Fang Dongmei's Philosophy of Life and Culture. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021 и др.

проводится, поскольку приставка «нео» передается за счет того же самого понятия синь что и прилагательное «новый». Для настоящей работы, однако, важно на уровне понятий сохранить преемственность между классическим неоконфуцианством и конфуцианством ХХ-ХХ1 веков, в связи с чем в работе фигурирует формулировка «современное неоконфуцианство».

Во вторую подгруппу второго кластера, таким образом, вошли работы самих современных неоконфуцианцев первого поколения (первая половина XX века, Лян Шумин, Ма Ифу, Сюн Шили), второго (вторая половина XX века, Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Сюй Фугуань, Чжан Цзюньмай, Фэн Юлань) и третьего (конец XX -начало XXI вв., Ду Вэймин, Лю Шусянь, Чэн Чжунъин)14 - те из них, которые касаются осмысления собственной культурной традиции. Отдельный важный источник здесь - это эпохальная совместная работа четырех современных неоконфуцианцев второго поколения - «Манифест китайской культуры людям мира» (1958 г.)15.

14 Ш^Ш [Полное собрание сочинений Ма Ифу, под ред. У Гуана. Том 1.] Ханчжоу : Чжэцзян Гуцзи Чубаньшэ. 2013; ШШШ. ШШХ^ЖЖЩ^ / ШШШМ [Лян Шумин. Культуры Востока и Запада и их философии / под. ред. Лян Шумина]. Шанхай: Шанхайское издательство научно-технических документов. 2015; Ш^Л. [Сюн Шили. Трактат о сознании только]. Издательство Шанхайского книжного. 2008; ^Н. ШЖ^Ф Ш ^ ^ [Моу Цзунсань. Интеллектуальная интуиция и китайская философия]. Тайбэй : Тайваньское издательство Шанъу. 1971; ШШШ^Ш. ШИШ [Полное собрание сочинений Тан Цзюньи. Т. 4]. Пекин : Издательство Цзючжоу. 2016; ШШШ^Ш. Ш^—Ш [Полное собрание сочинений Тан Цзюньи. Т. 12]. Пекин : Издательство Цзючжоу. 2016; ШЖШ^Ш. ШИШ [Полное собрание сочинений Сюй Фугуаня. Т. 4]. Пекин : Издательство Цзючжоу. 2014.; ЖШШ. ШШШ^-Ш^ [Чжан Цзюньмай. История неоконфуцианской мысли]. Пекин : Издательство Народного университета Китая. 2006; ЩЖ^. ФШ^^Ш^ / ЩЖ^М; [Фэн Юлань. Краткая история китайской философии / Сост. Фэн Юлань, с коммент. Ту Югуана]. Пекин : Издательство Пекинского университета, 2013; Tu W. Centrality and Commonality: An Essay on Confucian Religiousness. Albany : SUNY Press; Tu W. Humanity and Self-cultivation : Essays in Confucian Thought. Boston : Cheng & Tsui. 1998; Neville R. C. Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-Modern World. Albany : State University of New York Press. 2000 и др.

15 ЖШШ, ШШШ, ШЖШ. [Чжан Ц. Моу Ц. Тан Ц. Сюй Ф. Манифест китайской культуры людям мира]. // ЖШШ.ШШШШШ.^ [Чжан Цзюньмай. История неоконфуцианской мысли]. Пекин : Издательство Народного университета Китая. 2006. С. 563-598.

В то же время «культурный» ракурс в работах современных неоконфуцианцев нередко оказывается причудливо фрагментирован и переплетен с вопросами онтологии. В связи с этим выделить его самостоятельно, учитывая огромный массив текстов-первоисточников, представляется задачей, выходящей за рамки данного исследования. Поэтому помимо текстов-источников существенным подспорьем для обработки информации стала авторитетная исследовательская литература, посвященная детальному изложению философских концепций современных неоконфуцианцев с их более четкой систематизацией16, а также труды Д. Белла, Р. Невилла, Р. Эймса, Й. Роскер, С. Энгла, посвященные методам культурной компаративистики с позиции, максимально учитывающей китайское

17

мировосприятие17.

Изучение специфики современного неоконфуцианства также невозможно без понимания того, как исторически происходила интеграция конфуцианством инокультурных концептуальных матриц. Поэтому анализу современного неоконфуцианства предшествует в диссертации анализ раннего конфуцианства и классического неоконфуцианства, а именно механизма его адаптации в условиях необходимости проведения культурной модернизации. Над этой темой специально трудились такие известные китайские, российские и зарубежные китаеведы, как

16 Elstein D. (ed.). Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021;

[Чай Вэньхуа, Изучение подходов к культуре современного неоконфуцианства] // Пекин. 2004; Alitto G. The last Confucian: Liang Shu-ming and the Chinese dilemma of modernity. Berkeley : University of California Press. 1986; Cheng C., Bunnin N. (ed.). Contemporary Chinese Philosophy. New York : John Wiley & Sons. 2008; ШШ.

-^йШ^Ь - ЖМШШШ^^^Ш^ [Люй С., Чэнь Й. Свобода духа и национальная культура: основная суть нового конфуцианства Чжан Цзюньмая]. Пекин : Издательство радиостанции Китая. 1995 и др.

17 Bell D. Confucianism for the Modern World (co-edited with Hahm Chaibong). Cambridge : Cambridge University Press, 2003; Neville R.C. Boston Confucianism: Portable tradition in the late-modern world. Albany: State University of New York Press. 2000; Ames R. Confucian Role Ethics. Hong Kong : Chinese University Press. 2011; Rosker J. S. Interpreting Chinese Philosophy: A New Methodology. London : Bloomsbury Publishing. 2021; Angle S. C. Sagehood: The contemporary significance of Neo-Confucian philosophy. New York : Oxford University Press. 2009.

Фэн Юлань, Чэнь Юнцзе, Фэй Сяотун, Чэн Чжунъин, Л.С. Переломов, В.А. Рубин, А.И. Кобзев, С. Энгл и другие18.

В этом же кластере литературы будут использованы работы, посвященные месту и роли конфуцианства в истории Китая. Это особенно важно в связи с тем, что современное конфуцианство родилось в начале республиканского периода китайской истории, а после 1949 года, за редкими исключениями, развивалось за пределами вне интеллектуального поля материкового Китая - на Тайване, в Гонконге и позже в США. Однако, начиная с 1980-х годов, оно было вновь инкорпорировано в культурную повестку Китайской Народной Республики, и этот процесс совпал с не менее важным, тесно связанным с ним процессом -реинтеграцией огромной китайской диаспоры в общественную, экономическую и даже политическую жизнь КНР. О конфуцианстве в XX веке имеются крупные труды и статьи Дж. Мэйкхэма, Г. Алитто, Чэнь Лая, П. Блитстейна, Р.К. Невилла, Ли Минхуэя, Ни Пэймина и других19.

Цель данного исследования - проследить особенности рецепции понятия «культура» в китайском философском дискурсе, центрированном феноменом современного неоконфуцианства. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

18 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб. : Евразия. 1998; Chan W. A Source book in Chinese philosophy. Princeton : Princeton University Press. 1963; ШФШ. j^i^H [Фэй Сяотун. Сельский Китай]. Пекин : Издательство Пекинского университета. 2012; Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э. - XXI в.) М.: Издательство «Стилсервис». 2009; Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов. М. : Восточная литература РАН. Москва. 1999; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература РАН. 2002; S. Angle, Contemporary Confucian Political Philosophy. Cambridge: Polity. 2012; Cheng C. Xunzi as a Systematic Philosopher: Toward Organic Unity of Nature, Mind, and Reason. // Dao Companion to Classical Confucian Philosophy. Dordrecht : Springer. 2014. P. 179-199 и др.

19 Contemporary Confucianism in Thought and Action, Alitto G. ed. Heidelberg : Springer. 2015; Chen L. Confucius and the Modern World. London : Routledge. 2018; Blitstein P. Confucianism in Late Nineteenth-Early Twentieth Century China. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021; Neville R. C. Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-Modern World. Albany : State University of New York Press. 2000; Li M. I Disapprove of the Phrase «Mainland New Confucianism». // Contemporary Chinese Thought. Vol. 49. № 2. 2018. P. 100-112; Ni P. Theories of the Heart-mind and Human Nature in the Context of Globalization of Confucianism Today. // Dao. T. 20. 2021. P. 25-47.

1. Описать процесс зарождения и развития китайского термина «вэньхуа», определить его смысловое наполнение и проанализировать противоречивый процесс его принятия в качестве аналога понятия «культура»;

2. Выявить степень обоснованности тезиса о «подмене» смысла понятия

«вэньхуа» смыслом понятия «культура» в качестве акта эпистемологической

20

«самоколонизации»20;

3. Проследить пути влияния западной (прежде всего, немецкой) культурфилософской традиции на процесс становления культурного самосознания Китая первой половины XX века и отметить точку начала встречного процесса «само-деколонизации» китайской философской мысли о культуре;

4. Доказать, что в представлении китайцев 1920-х гг.21 феномен «китайской культуры» Чжунго вэньхуа был в содержательном отношении равнозначен феномену, который сейчас принято обозначать как «конфуцианство», показать, как современное неоконфуцианство наследует в этом отношении классическому конфуцианству;

5. Обосновать продуктивность теории эпистемологической «самодеколонизации» китайской мысли о культуре с точки зрения реинтеграции китайской диаспоры, живущей в западных странах, в культурную жизнь материкового Китая.

Объектом исследования является «китайский вариант» феномена «культурного поворота» современной социогуманитарной мысли. Предмет

20 В китайском историко-философском дискурсе встречается термин «цзыво чжиминьхуа» ( ^ ШШй^), не имеющий устоявшегося русского перевода. Переводить его как «самоколонизация» представляется наиболее целесообразным с лингвистической точки зрения, поскольку пара иероглифов «цзы во» ( ^Ш) несет смысл, схожий с русской морфемой «само-», а «чжи минь хуа» (Шй^) переводится как «колонизация». Термин «самоколонизация» созвучен «самопорабощению» у М. Мамардашвили, он означает «скованность собственными представлениями и образами о себе» (Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть. // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, с. 186)

21 Именно в эти годы, как показано в Главе 1 диссертации, китайские интеллектуалы в массе заговорили о «китайской культуре» как о самостоятельной, отличной от «западной культуры», сущности, принадлежность к которой можно осмыслять.

исследования - репрезентация понятия «культура» в философии современного неоконфуцианства.

Область исследования соответствует пункту №3.17 «Сходство и различие цивилизационных моделей Востока и Запада. Проблемы культурной компаративистики» паспорта специальности ВАК 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры».

Основные хронологические рамки исследования охватывают период с 1922 г., когда была опубликована работа Лян Шумина «Культуры Запада и Востока и их различия», с которой, по мнению большинства исследователей, начинается история современного неоконфуцианства, до наших дней. Вместе с тем ряд аспектов, важных для понимания как специфики понятия «вэньхуа» («культура»), с которым работает современное неоконфуцианство, так и особенностей модели «синтеза традиции», которая задействуется в нём, требуют значительного расширения этого временного интервала. Так, при анализе этимологии понятия «вэньхуа» используется текст «Канона Перемен», составленный в эпоху Чжоу (1045-221 гг. до н.э.), а теория «синтеза традиции» проиллюстрирована изложением ключевых моментов всей истории конфуцианства (V в. до н.э. - начало XX в.).

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования.

Теоретической основой диссертации является философская компаративистика, обеспечивающая исследование культурных различий на уровне специфики культурной аксиоматики. Применение системного подхода и методов герменевтического анализа позволяет на материалах современного неоконфуцианства уточнить вопрос о перспективах поиска синтезирующего «референта», «общей системы координат». Последнее особенно важно для интерпретации подходов современной китайской философии к обоснованию позиции представителей китайской культуры, вступающих в коммуникацию с представителями других культур (не только вестернизированных «западных» культур, но и российской).

В диссертации планируется использовать такие методы, как: динамический (позволяет показать развитие конфуцианства в процессе преодоления им системных кризисов, вызванных конкуренцией со стороны чужеродных идей); историко-философский (в рамках которого предполагается выяснить источник становления феномена культуры как в западном, так и в китайском философском дискурсе); сравнительно-исторический метод (способствовал выявлению особенностей генезиса культурфилософского дискурса в Китае, который происходил на фоне ознакомления китайских ученых с западной культурной традицией и моделями ее динамики); качественный контент-анализ (позволил систематизировать контекстные определения понятия «вэньхуа» исходя из особенностей содержащего его источника).

Научная новизна работы. Выявленные в работе пути рецепции понятия «культура» в китайском философском дискурсе позволяют реконструировать противоречивый путь развития самобытной китайской версии «философии культуры». Так, эквивалентом понятия «культура» в китайской философии принято считать идеографический концепт «вэнь+хуа», оформившийся в качестве понятия во второй половине XIX в. Однако, как показало исследование, уже на уровне этимологии понятие «вэньхуа» серьезно отличается от западного аналога. Альтернативный вариант перевода «вэньхуа» - «орнаментализация». Такой перевод, как представляется, подсвечивает присущую китайскому мироощущению идею отказа от регуляции спонтанного культурного опыта сообразно некоей рациональной цели.

Понятию «вэньхуа» семантически чужда идея линейного прогресса и безусловного приоритета нового перед старым. Тем не менее, китайские интеллектуалы конца XIX в. заместили содержание понятия «вэньхуа» содержанием понятия «культура», вложив в «вэньхуа» идею обновления самой культурной формы, или - оперируя китайскими категориями - «пути» дао культуры, а не лишь ее актуального наполнения. Этот процесс можно обозначить термином «эпистемологическая «самоколонизация» китайской мысли о культуре. Это было обусловлено усугубляющимся кризисом государства, который

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сухомлинова Виктория Владимировна, 2022 год

Литература

Монографии: На русском языке:

18.Бердяев Н. А. Предсмертные мысли Фауста. URL: https://readli.net/chitat-online/?b=156620&pg=1 (дата обращения: 10.03.2022).

19.Буров В. Г. Современная китайская философия. М. : Наука. Гл. ред. вост. лит. 1980.

20.Гердер И. Идеи к философии истории человечества (Серия «Памятники исторической мысли») М. : Издательство «Наука», 1977.

21.Гирц К. Интерпретация культур. М. : РОССПЭН, 2004. URL:

http: //yanko .lib.ru/books/cultur/girc=interpret_cult.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

22.Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс. 1985.

23. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. // В. Дильтей. Собрание сочинений: в 6 т. М. : Три квадрата. 2004.

24. Доброхотов А. Л. Избранное. М. : Издательский дом «Территория будущего», 2008.

25. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология: учеб. пособие. М. : ИД ФОРУМ. 2010.

26.Меликсетов А. В. История Китая. Учебник / под ред. А. В. Меликсетова. 2-е изд., испр. и доп. М. : издательство МГУ. 2002.

27.Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология: генеральная схема и приложения. М. 1990.

28.Кобзев, А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М. : Восточная литература РАН. 2002.

29. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э.-XXI в.). М. : Стилсервис. 2009.

30.Переломов Л.С. Слово Конфуция. М. : Фабула. 1992.

31.Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М. : Восточная литература. 1999.

32. Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Николая Бердяева. М. : ГАСК. 2002.

33.Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб. : Евразия. 1998.

34.Шпенглер О. Закат Европы. Том 1. Гештальт и действительность. М. : «Мысль». 1998.

35.Щуцкий Ю.К. Китайская классическая Книга перемен. 2-е издание, исправленное и дополненное, под ред. А. И. Кобзева. М. : Восточная литература. 1993.

На английском языке.

36.Alitto G. The last Confucian: Liang Shu-ming and the Chinese dilemma of modernity. Berkeley : University of California Press. 1986.

37.Angle S. C. Contemporary Confucian political philosophy. Cambridge : Polity, 2012.

38.Angle S. C. Sagehood: The contemporary significance of Neo-Confucian philosophy. New York : Oxford University Press. 2009.

39.Bell D. Confucianism for the Modern World (co-edited with Hahm Chaibong). Cambridge : Cambridge University Press. 2003.

40.Chan W. A Source book in Chinese philosophy. Princeton : Princeton University Press, 1963.

41.Chen L. Confucius and the Modern World. London : Routledge. 2018.

42.Chow T. The May fourth movement: intellectual revolution in modern China. Cambridge : Harvard University Press. 1960.

43.Hall D. L., Ames R. T. Anticipating China: Thinking through the narratives of Chinese and Western culture. Albany : SUNY Press. 1995.

44.Hall D. L., Ames R. T. Thinking from the Han: Self, truth, and transcendence in Chinese and Western culture. Albany : Suny Press. 1997.

45.Jameson F. The cultural turn: Selected writings on the postmodern, 1983-1998. London: Verso, 1998.

46.Levenson J. R. Confucian China and Its Modern Fate. Vol. 3. Berkeley : University of California Press. 1968.

47.Makeham J. Lost soul: «Confucianism» in contemporary Chinese academic discourse. Cambridge : Harvard University East Asia Center. 2008.

48.Needham J. Science And Civilisation In China. Volume 1. Introductory orientations. Cambridge : Cambridge University Press. 1956.

49.Neville R. C. Boston Confucianism: Portable Tradition in the Late-Modern World. Albany: State University of New York Press. 2000.

50.Rosker J. S. Interpreting Chinese Philosophy: A New Methodology. London: Bloomsbury Publishing. 2021.

51.Russel B. The Problem of China. London : George Allen & Unwin Ltd. 1966.

52.Tu W. Centrality and Commonality: An Essay on Confucian Religiousness. Albany : SUNY Press. 1989.

53.Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. New York : Oxford University Press. 1976.

На китайском языке:

54.^^. ШШМЖ^Шда / ^^ [Исследование концепции культуры современных неоконфуцианцев / Сост. Чай Вэньхуа]. Пекин : Издательство «Жизнь. Чтение. Новые знания». 2004.

55.й^Ж j^i^lH [Фэй Сяотун. Сельский Китай]. Пекин : Издательство Пекинского университета, 2012.

56.ЖА. ФШ^М^ / ЖА^; [Фэн Юлань. Краткая история китайской философии / Сост. Фэн Юлань, с коммент. Ту Югуана]. Пекин : Издательство Пекинского университета, 2013.

57. ШШ. Ш ЙЙ-Й&ОД - ЗШШШ^Ж« [Люй С., Чэнь Й. Свобода духа и национальная культура: основная суть нового конфуцианства Чжан Цзюньмая]. Пекин : Издательство радиостанции Китая. 1995.

Главы в научных сборниках:

На русском языке:

58.Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век : антология. М. : Юрист Год. 1995. С. 57-68.

59.Горохова Г.Е. Универсализм раннего даосизма. // Дао и даосизм в Китае, под ред. Л.С. Васильева. М. : Рипол Классик. 1982. C. 12-25.

60.Кобзев А.И. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукъянов. М. : Восточная литература РАН. 2006. C. 66-81.

61.Кобзев А.И. Стержневая роль конфуцианства. // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукъянов. М. : Восточная литература РАН. 2006. С. 53-56.

62.Малявин В.В. Китайская культура. // Summa culturologiae. Энциклопедия. В 2-х т. Том 1 / под ред. С.Я. Левита. СПб. : Центр гуманитарных инициатив. 2017. С. 933-939.

63.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. XX век : антология. М. : Юрист Год. 1995. С. 69-103.

64. Старостина А.Б. Борьба разума с китайской традицией. // Китай на пути к возрождению. К 80-летию академика М.Л. Титаренко. М. : ИД «ФОРУМ». 2014. С. 477-483.

65. Сухомлинова В.В. Китайская концепция творчества как «нанесения узора поверх узора» с целью духовного совершенствования. // Творчество как национальная стихия: общее и особенное в современном социокультурном пространстве. Сборник статей по итогам пятой международной научной конференции. Под редакцией Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. 2019. С. 272281.

66. Титаренко М.Л. Лукъянов А.Е. Духовная культура Китая. // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукъянов. 2006. С. 13-18.

67. Титаренко М.Л., Лукъянов А.Е. Понятие духовной культуры Китая. // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукъянов. М. : Восточная литература РАН. 2006. С. 18-24.

68.Титаренко М.Л., Лукъянов А.Е. Эволюция и периодизация духовной культуры. // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукъянов. М. : Восточная литература, 2006. С. 24-26.

На английском языке:

69.Alitto G. Reconstituting Confucianism for the Contemporary World. // Contemporary Confucianism in Thought and Action, Alitto G. ed. Heidelberg : Springer. 2015. P. 1-12.

70.Ames R. T. Unloading the Essentialism Charge: Some Methodological Reflections in Doing Philosophy of Culture. // Comparative Philosophy and Method: Contemporary Practices and Future Possibilities. London: Bloomsbury Academic, 2022. P. 55-70.

71.Blitstein P. Confucianism in Late Nineteenth-Early Twentieth Century China. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer, 2021. P. 27-46.

72.Chan S. Tang Junyi: Moral Idealism and Chinese Culture. // Cheng C., Bunnin N. (ed.). Contemporary Chinese Philosophy. New York : John Wiley & Sons, 2008. P. 305-326.

73.Chen L. The establishment and development of Feng Youlan's view of culture. // Chen L. Tradition and Modernity: A Humanist View, translated by Edmund Ryden. Boston: Brill. 2009. P. 163-202.

74.Cheng C. Xunzi as a Systematic Philosopher: Toward Organic Unity of Nature, Mind, and Reason. // Dao Companion to Classical Confucian Philosophy. Dordrecht : Springer. 2014. P. 179-199.

75.Fung E., Yung K. Zhang Junmai: The Political and Cultural Thought of a New Confucian. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 105-124.

76.Guo Q. Xiong Shili's Ontology. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 89-104.

77.Elstein D. Introduction. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 1-26.

78.Elstein D. Xu Fuguan: Realizing the Human Spirit. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 199-220.

79.Lee M. Mou Zongsan: Between Confucianism and Kantianism. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 255-275.

80.Leung Y. Liu Shu-hsien and the Effort Toward a Global Philosophy. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 299-321.

81.Lin W. New Confucian Hermeneutic Thought. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 541-558.

82.Liu L. Ma Yifu's Theory of the Virtue of (Human) Nature and the Six Arts. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 47-70.

83.Meynard T. Liang Shuming and His Syncretic Confucianism. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 71-87.

84.Ng O. Onto-Generative Hermeneutics: Cheng Chung-Ying's Philosophy of Understanding and Truth. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 323-343.

85.Pfister L. F. Three Dialectical Phases in Feng Youlan's Philosophical Journey. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 125-157.

86.Pong W. The Influence of the German Idealists on the Contemporary New Confucians. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer, 2021. P. 385-406.

87.Tang R. Mou Zongsan on intellectual intuition. // Cheng C., Bunnin N. (ed.). Contemporary Chinese Philosophy. New York : John Wiley & Sons, 2008. P. 327-346.

88.Weber R. Tu Weiming: The Global Confucian. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 345-366.

89.Zheng Z. Fang Dongmei's Philosophy of Life and Culture. // Dao Companion to Contemporary Confucian Philosophy. Cham : Springer. 2021. P. 159-173.

Статьи в научных журналах

На русском языке:

90.Визгин В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни. // Философские науки. № 6. 2010. С. 5-20.

91.Кобзев А. И. Категории «душа», «дух» и «духи» в китайской культуре. // Сакральное на традиционном востоке. М. : ИВ РАН. 2017. C. 419-425.

92. Ломанов А. В. Ду Яцюань и становление китайского культурного консерватизма в 1910-е годы // Проблемы Дальнего Востока. № 6. 2017. С. 101-111.

93.Маслобоева О.Д., Пигров К.С., Силантьева М.В., Трофимова Е.А. Национальная стихия творчества: время и трансгрессия (обзор международной научной конференции). // Вопросы философии. № 3. 2018. С. 211-215.

94. Степанова А.А. «Закат Европы» Освальда Шпенглера и литературный процесс 1920-1930-х гг.: становление философско-художественного синтеза. // "Бiблiя i Культура». № 17. 2016. С. 72-78.

95. Сухомлинова, В. В. Альтернативный коллективизм: глубинные характеристики традиционного китайского общества. // Манускрипт. № 9(95). 2018. С. 93-99.

96. Сухомлинова В. В. Интерпретация культуры в философии Ду Вэймина. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. №. 3. 2019. С. 151-160.

97. Сухомлинова В. В. Признаки синтеза конфуцианства с марксизмом в идее Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой Новой эпохи. // Концепт: философия, религия, культура. Т. 4. № 1(13). 2020. С. 30-38.

98.Черняев А. В., Бердникова А. Ю. Кризис ренессансного типа культуры в русской и зарубежной мысли: идейные источники трактата Н.А. Бердяева «Новое Средневековье». // Вестник славянских культур. Т. 58. №. 4. 2020. С. 72-83.

На английском языке:

99.Ciaudo J. Is «New Culture» a Proper Translation of Xin wenhua? Some Critical Remarks on a Long-Overlooked Dilemma. // Asian Studies. Т. 9. №. 2. 2021. P. 13-47.

100. Deng F., Tang J. Introduce to the Non-symmetry of Word Derivation between «Wenhua» and «Culture». // International Journal of Linguistics and Communication. Vol. 3(1). 2015. P. 145-150.

101. Elman B. The Civil Examination System in Late Imperial China, 14001900. // Frontiers of history in China. T. 8. 2013. P. 32-50.

102. Eyerman R. Jeffrey Alexander and the Cultural Turn in Social Theory. Thesis Eleven. №. 79. 2004. P. 25-30.

103. Hahm C. How the East was won: Orientalism and the new Confucian discourse in East Asia. // Development and Society. Т. 29. 2000. P. 97-109.

104. Jacobs M., Spillman L. Cultural sociology at the crossroads of the discipline. Poetics. 33 (1). 2005. P. 1-14.

105. Jung H. Y. Wang Yangming and the way of world philosophy. // Dao. Т. 12. №. 4. 2013. P. 461-486.

106. Li M. I Disapprove of the Phrase «Mainland New Confucianism». // Contemporary Chinese Thought. Vol. 49, № 2. 2018. P. 100-112.

107. Ni P. Theories of the Heart-mind and Human Nature in the Context of Globalization of Confucianism Today. // Dao. T. 20. 2021. P. 25-47.

108. Meynard T. Gu Hongliang М&1Й, The Confucian Lifeworld МЖ^^Щ // Dao. № 8. 2009. P. 213-216.

109. Posholi L. Epistemic Decolonization as Overcoming the Hermeneutical Injustice of Eurocentrism. // Philosophical Papers. Т. 49. №. 2. 2020. P. 279-304.

110. Roetz H. Confucianism between Tradition and Modernity, Religion, and Secularization : Questions to Tu Weiming. // Dao. № 7. 2008. P. 367-380.

111. Rogers R. From cultural exchange to transculturation: A review and reconceptualization of cultural appropriation. // Communication theory. Т. 16. №. 4. 2006. P. 474-503.

112. Tian C. Mao Zedong, sinization of marxism, and traditional Chinese thought culture. // Asian Studies. Т. 7. №. 1. 2019. P. 13-37.

113. Tu Weiming. Cultural China: The Periphery as the Center // Daedalus. 120.2. 1991. P. 1-32.

114. Zeng Y., Fang X. Hong Kong/Taiwan New Confucianism Affirms Too Little of Traditional Chinese Politics. // Contemporary Chinese Thought. Vol. 49, № 2. 2018. P. 113-118.

На китайском языке:

115. HXfê. Д "Шй" f "Ш^Шй"? [Чэнь Синдэ. От «антиколониализма» - к «самоколонизации»?] // Образовательный форум Фудань. №. 2. 2004. С. 58-60.

116. Шф. — ii+l 20 «г 30-40 ^ft

[Ху Ц. Философия культуры в мировоззрении современных китайцев: о рецепции и преобразовании философии Шпенглера в Китае в 1930-е и 1940-е гг.] // Исследования исторической теории. № 3. 2002. С. 75-85.

117. йШ. ш^датс «явд» m «жь»

[Хуан Синтао. Происхождение понятий «вэньхуа» и «вэньмин» в их современном смысле в конце эпохи Цин - начале эпохи Китайской Республики и практико-исторический аспект] // Исследования новейшей истории Китая. Т. 6. №. 3. 2006. С. 1-35. URL:

https://www.lishiyushehui.cn/statics/article/attachment/202103/oSYiYrbpl3 Scpp Yb.pdf (дата обращения: 10.03.2022)

118. МШШ ^Ф[Ли Чанлинь. Первый этап распространения в Китае «истории культурных форм» Шпенглера] // Исторические исследования. № 6. 2004.

119. ШШШ^йШШ^ [Ли Сяоцянь. «Чудак мира мыслителей»: вновь о влиянии Шпенглера в период Китайской Республики]. // Научные исследования. № 4. 2012. C. 106-112.

120. [Ло Чжитянь. Другой консерватор: Лян Шумин и «группировка восточных культур»]. // Фронт социальных наук. № 3. 2016. С. 64-78.

121. «£И» ^H^^ii^II® [Ма Лисинь. Новое исследование Спора о западной и восточной культурах в рамках Движения 4 мая 1919 г.] // Вестник шаньдунского педагогического университета: социо-гуманитарные науки. Т. 49. №. 2. 2004. С. 70-74.

122. [Ци Вэйпин. Новое прочтение Спора о западной и восточной культурах в рамках Движения 4 мая 1919 г.] // Форум Цзянхань. №. 5. 1993. С. 45-50.

123. "ё^" ^МЭД [Ван Цишэн. Как новая культура стала «движением»]. // Исследования новейшей истории Китая. Т. 1. 2007.

124. ЗШХ -

^ [Чжан Ифэй. «Тупик модернизации» современного Китая: спор о

западной и восточной культурах в сегодняшнем прочтении]. // Учение и поиск. № 2. 2019. С. 39-47.

125. ЗШЙ. [Чжан Яоцань. Традиционная китайская культура гармонии и современные ценности]. // Вестник Педагогического университета Центрального Китая. № 1. 2006. С. 1-7.

126. ЖУШ. [Чжэн Шицюнь. О повороте в китайской социальной и культурной мысли после европейской войны]. // Исследования новейшей истории. № 3. 1997. С. 207-221.

127. "ШЖ" [Чжун Хайфэн. От культурной «самоколонизации» к культурной самоуверенности]. // Теория знания. №. 15. 2012. С. 144-145.

Статьи энциклопедий:

На русском языке:

128. Кобзев А.И.. Статья «Вэнь». // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукъянов. М. : Восточная литература, 2006. C. 192-193.

129. А.И. Кобзев. Статья «Дун Чжуншу» // Новая философская энциклопедия. URL:

https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f1 029.html (дата обращения: 10.03.2022)

130. Кобзев А.И. Статья «Конфуцианство». // Новая философская энциклопедия. URL:

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6fbae980327d8 62096bb (дата обращения: 10.03.2022)

131. Ломанов А.В. Статья «Лян Шумин». // Новая философская энциклопедия. URL:

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0139aed66d501a 7386199339 (дата обращения 10.03.2022)

132. Ломанов А.В. Статья «Миньбэнь». // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Том 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукъянов. М. : Восточная литература, 2006. С. 350.

133. Феоктистов В.Ф. Статья «Мэн-цзы» // Новая философская энциклопедия. URL:

https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f1 984.html (дата обращения: 10.03.2022)

134. Феоктистов В.Ф. Статья «Сюнь-цзы» // Новая философская энциклопедия. URL:

https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f2 916.html (дата обращения: 10.03.2022)

На китайском языке:

135. Электронная версия словаря «Шовэнь цзецзы», иероглиф «Вэнь». URL: http://www.shuowen.org/view/5695 (дата обращения 10.03.2022)

136. Электронная версия словаря «Шовэнь цзецзы», иероглиф «Хуа». URL: http://www.shuowen.org/view/5192 (дата обращения 10.03.2022)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.