Трансформация идентичности человека в информационно-компьютерном мире тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Рейнгардт, Наталья Викторовна

  • Рейнгардт, Наталья Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Курск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 136
Рейнгардт, Наталья Викторовна. Трансформация идентичности человека в информационно-компьютерном мире: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Курск. 2006. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рейнгардт, Наталья Викторовна

Введение.

Глава 1. Основные черты современного информационно-компьютерного мира. .;.

1.1. Качественные преобразования информационно-коммуникационой среды.

1.2. Виртуальная реальность как механизм влияния на человека современной информационно-коммуникационной среды.

1.3. Особенности социализации человека в современном информационном обществе.

Глава 2. Закономерности трансформации идентичности в современной информационно-коммуникационной среде.

2.1. Идентичность человека и её национальная форма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация идентичности человека в информационно-компьютерном мире»

Актуальность исследования. Проблема идентичности человека в условиях современной информационно-коммуникационной среды приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Это вызвано, прежде всего, современным состоянием общества, общества высокой технологической культуры. Одним из факторов качественно нового уровня развития стал ускорившийся процесс информатизации. Техническая среда всё активней охватывает все сферы жизни человека. Последствия этого процесса -возникновение новых форм жизни, изменение картины мира, трансформация идентичности человека под влиянием новых средств информации и коммуникации — являются объектом пристального внимания многих отечественных и западных специалистов, в том числе и немецких. Современные алгоритмизированные технологии определяют не только производственно-трудовую деятельность, но и становятся одним из важнейших факторов формирования новых форм межличностного взаимодействия.

Современный исторический этап двойственен по своей природе, по проявлению активности: с одной стороны, мы являемся свидетелями и в определённой мере участниками процесса распада традиционной системы ценностей, с другой стороны, активно идёт процесс формирования новой культуры, основанной на иных принципах развития самосознания. На современном этапе происходит процесс трансформации идентичности человека, который обусловлен изменениями социальных отношений. Проблема сохранения идентичности человека в современных условиях становится одной из самых актуальных, поскольку идентичность членов любого общества определяет его духовное начало, формирует его целостность и жизнеспособность. Прежняя естественная среда «человек - мир - отношения» заменяется на искусственную «человек - компьютер - интерактивность». Электронная среда позволяет человеку, находящемуся в «сетевом мире», преодолевать рамки традиционных коммуникаций. Одновременно конструируются новые типы социального поведения личности, альтернативные исторически сложившимся связям в реальном обществе. Человек из пассивного наблюдателя превращается в «навигатора», искателя новых коммуникантов в сети, в креативную личность, всегда готовую к диалогу. Но, поскольку интенсивное развитие науки и техники в полной мере не гарантирует развитие духовного мира самого человека, сохранения его нравственных идеалов, возникает угроза потери индивидуальности.

Всё это свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки поставленных проблем, одной из которых является трансформация идентичности. Этому вопросу посвящены работы многих отечественных и зарубежных специалистов: философов, социологов, психологов, политологов, филологов, экономистов, футурологов и т. д. На страницах как отечественных, так и западных изданий всё чаще звучат мнения о неизбежности унификации мировой культуры в постиндустриальном обществе. Объектом внимания исследователей являются мультикультурализм, поликультурная 4 нация, планетарная сверхкультура, кризис идентичности.

Степень разработанности проблемы. Процесс обновления в информационно-технической среде происходит постоянно. Но на определённых исторических этапах он проявляется особенно интенсивно. Современное общество находится на этапе «переходности»: в нём одновременно присутствуют традиционные формы культуры, и, вместе с тем, появляются новые синтезирующие образцы. Новый тип культуры продуцирует серьёзные социокультурные изменения: новые принципы взаимодействия людей и социокультурной организации - замены традиционных форм общения на приём и передачу информации, отсутствие иерархической соподчинённости элементов социальной системы, «размытые» социальные структуры и т. д. Осмысление всей совокупности изменений, сопутствующих переходному периоду, - это сложная междисциплинарная задача, выполнение которой невозможно без участия специалистов разных научных направлений.

В основе данной работы фундаментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей по проблемам информационного общества, социализации личности. Основными теоретическими источниками исследования послужили работы классиков информационного общества - Д.

Белла, 3. Бжезинского, Ж. Бодрийяра, У. Дайзарда, П. Дракера, М. Кастельса, Д. Лайона, Н. Луманна, М. Маклюэна, Й. Масуды, Дж. Мартина, М. Постера, Д. Рисмана, Т. Стоуньера, О. Тоффлера, А. Турена и др. Отечественная наука представлена трудами Р. Ф. Абдеева, И. Ю. Алексеевой, О. Н. Вершинской, С. А. Дятлова, В. С. Иноземцева, О. В. Кедровского, А. Н. Кочергина, И. Н, Курносова, Н. Моисеева, Н. А. Носова, А. И. Ракитова, Г. Л. Смоляна, Д. С. Черешкина, А. А. Чернова и . др. Значительное влияние на разрабатываемое социально-философское понимание сущности информатизации общества оказали научные подходы общей теории систем Л. Берталанфи, Н. Винера, К. Шеннона, В.Эшби и др.

Идентичность человека как целостной системы составляют территориальные, религиозные, этнические и другие элементы. Обращение к идентичности как философской категории мы встречаем в работах западных мыслителей, начиная с Аристотеля. В сочетании с определением «национальная» это понятие к настоящему времени становится особенно актуальным. Национальная идентичность представляет собой исторически сложившийся, глубоко укоренённый слой идентичности. Национальная идентичность в контексте истории русской философской мысли имеет сильные традиции. Вопросы о национальном характере как об основополагающем элементе национальной идентичности широко освещены в работах П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, А. И. Герцена, В. С. Соловьёва, С. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, П. А. Флоренского и др.

Теории национальной идентичности и сегодня развиваются и имеют широкое распространение. Это обусловлено тем, что в XX веке проблемы национальной идентичности связаны с проблемой самозащиты национальных государств, национального достояния в складывающемся едином мировом пространстве. Национальная идентичность рассматривается как одна из определяющих характеристик социума, сформировавшаяся в процессе исторического развития общества. В ходе диссертационной работы учитываются результаты исследований современных авторов, занимающихся проблемами национальной идентичности в условиях надвигающейся цивилизации: В. Г. Бабакова, И. Т. Касавина, В. С. Малахова, М. К. Мамардашвили. и др. Особый интерес представляют работы зарубежных авторов - Э. Геллнера, Н. Зуравски, Г. Люббе, С. Хантингтона, К. Хюбнера, Ф. Дрёге, X. Реймана и др. В этом же контексте актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением менталитета, национального и социального характера на современном этапе. Этому посвящены работы К. Касьяновой, И. С. Кона, Н. А. Моисеевой, С. Г. Спасибенко, Б. Ф. Сикорского и др.

Идентичность в целом связана с усвоением общепринятых образцов и норм действий, выработанных в процессе длительной эволюции человеческого общества, в процессе которой сформировался единый стандарт, отражающий определённую культуру и воспринимаемый в большей или меньшей степени всеми членами общества. Такой подход мы обнаруживаем в работах отечественных мыслителей - X. Абельса, Г. М. Андреевой, Д. Иванова, В. С. Иноземцева, С. Г. Климовой, В. С. Малахова, Н. Ф. Наумовой, И. Семёнова, Л. В. Скворцова, А. Д. Урсула, Ю. В. Яковца и др., а также в работах зарубежных авторов - Э. Гидденса, Ч. Кули, Дж. Мида, Дж. Талли, А. Турена, Э. Эриксона. Но особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы современных немецких исследователей, прежде всего, М. Фасслера, М. Фридриха, Ф. Хартманна, Б. Беккер, А. Бюля, М. Паэтау и др.

Цель и основные задачи исследования. Цель диссертационного исследования - определение и анализ процесса трансформации идентичности человека в информационно-компьютерном мире в контексте работ немецких мыслителей второй половины XX века.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

- на основе анализа теоретических работ современных зарубежных (прежде всего немецких) мыслителей раскрыть содержание понятий «традиционная идентичность», «смешанная идентичность», «информационно-коммуникационная среда», «дополнительное виртуальное социальное пространство», «виртуальная реальность», «информационное общество» и показать их взаимодействие;

- выявить философско-культурные аспекты коммуникации (в том числе Интернет-общения) в условиях виртуальной реальности;

- выяснить значение компьютерной симуляции в виртуальном пространстве как механизма воздействия на идентичность человека;

- определить перспективы трансформации традиционных форм идентичности (национальной) в новые формы.

Объектом диссертационного исследования является феномен человека в условиях информационного общества.

Предметом диссертационного исследования является идентичность человека и её трансформация под влиянием компьютерных технологий и виртуальной среды.

Методология и источники исследования. Методологической основой данного исследования является:

- комплексный подход к проблеме, позволяющий дать целостный анализ объекта исследования и ориентирующий на выявление многообразных связей информационно-компьютерного мира и идентичности человека в современном обществе; диалектический метод, с позиций которого трансформация идентичности рассматривается как противоречивый процесс развития, взаимодействия и взаимообусловленности новых форм коммуникации и путей адаптации человека к изменяющимся условиям жизни;

- структурно-функциональный подход, направленный на анализ структуры информационно-коммуникационной среды в условиях компьютеризации и виртуализации и её функциональных особенностей; социокультурный подход, ориентирующий на рассмотрение идентичности человека в контексте культуры общества;

- сравнительный метод, позволяющий сопоставить как специфические признаки и отличия разных форм идентичности так и различные подходы к осмыслению тенденций их дальнейшего изменения.

Источниковую базу исследования составили оригинальные тексты, современных западных мыслителей - М. Фасслера, М. Фридриха, Ф. Хартманна, Б. Беккер, А. Бюля, М. Паэтау, К. Хюбнера.

При этом применялась методика контекстуального и герменевтического анализа, необходимого для адекватного толкования их научных трудов.

Кроме того, использовались материалы ряда отечественных авторов, рассматривавших проблемы положения человека в информационном обществе - В. С. Иноземцева, J1. В. Скворцова, Д. Иванова, В. С. Малахова, И. Семенова др.

Научная новизна исследования заключена в определении условий, механизмов и тенденций трансформации идентичности в процессе взаимодействия человека и виртуальных социокультурных пространств, сформированных в условиях современного информационного общества (на основе анализа работ современных немецких мыслителей).

Основные положения, выносимые автором на защиту:

1. В диссертации показано, что современное информационное общество в процессе глобализации, открытого информационного взаимообмена, постепенной трансформации духовно-личностных особенностей, обусловленных институциональным характером общественной системы национального государства, создаёт перспективу существенного изменения положения человека, готовности к восприятию новых ценностей, активизации личностного начала, самоопределения.

2. Определено, что современная информационно-компьютерная среда является необходимым условием для смены форм общения и предпосылкой для смены традиций и формирования новых ценностей. В целом процесс информатизации обусловливает возникновение нового типа человека - «homo informaticus», причём виртуальная реальность выступает здесь как механизм создания такого типа.

3. Мы считаем, что компьютерная виртуальная реальность представляет собой особый тип коммуникативной среды, в которой происходит виртуальное общение. В настоящее время основным смыслообразующим элементом формирования информационного общества является не информация, а коммуникация, «человеческая составляющая» в её социально-гуманистическом значении.

4. В диссертации определено, что сформированная с помощью технических средств информационно-коммуникативная среда, непосредственно влияющая на идентификационные характеристики человека, рассматривается как некий квазисоциум - особый тип социокультурного пространства. Значение компьютерной симуляции, формы ее проявления в виртуальном социальном пространстве и механизм их воздействия на идентичность человека определяются не только с точки зрения её онтологических и гносеологических оснований, но и как антропологический и социологический феномен.

5. В диссертации выявлены перспективы трансформации традиционных форм идентичности (в том числе и национальной) в новые формы: «смешанная идентичность» (М. Фасслер), «флюидная идентичность» (Б. Беккер). Мы считаем, что виртуализация человека не может быть полной, поскольку связанная с ней «электронная идентичность» амбивалентна по своему значению.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты, позволяют выявить круг междисциплинарных проблем изменения идентичности человека в контексте малоизвестных русским исследователям работ немецких мыслителей. Отдельные работы немецких мыслителей впервые были переведены на русский язык и представлены в диссертации. Содержание диссертационного исследования может быть использовано при чтении лекционных курсов по философской антропологии, социальной философии, философии культуры и истории философии и науки.

Апробация материалов исследования. Основные * идеи диссертационного исследования излагались на IV Российском Философском Конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), Международной научно-практической конференции «Пятые Илиадиевские чтения. Бытие и культура. История и современность» (Курск, 2004), XXXIII межвузовской научно-технической конференции студентов и аспирантов «Молодёжь и XXI век» (Курск, 2005). Материалы диссертации использовались автором в лекциях и семинарах по курсу «Философия» Курского государственного университета. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры философии КГУ и рекомендована к защите (протокол № 11, от 4. 07. 05).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Рейнгардт, Наталья Викторовна

Заключение

Наступление информационной эпохи, формирование информационного общества и связанные с этим изменения в социальном пространстве, механизмы и условия трансформаций - вопросы, которые находятся в эпицентре самого пристального внимания и отечественных и зарубежных учёных. Этот круг проблем, возникший впервые в начале 1960 годов прошлого столетия, всё более переходит из теоретической сферы в практическую и требует реальных организационных и деятельностных подходов в их решении. Такая постановка вопроса объясняется тем, что если ранее пути техногенной эволюции в информационной сфере были недостаточно чётко определены, то сегодня созданы и широко применяются технологические достижения, которые делают реальным многое из того, что когда-то казалось принципиально неосуществимым. Представление в цифровой форме изображения и звука, возможность практически мгновенно передавать и получать разнообразные данные из любой точки планеты с помощью оптоволоконной или спутниковой связи кардинально меняют привычную информационную инфраструктуру, традиционную систему общения, устраняют расстояния, границы, преодолевают культурные и языковые различия. Информационные технологии активно проникают в материальное производство, науку, культуру, образование и просто в повседневную жизнь, в результате чего и происходит образование качественно иного информационного общества, основной отличительной чертой которого является роль информации как главного двигателя прогресса цивилизации, высокая активность и гигантские объёмы информационных обменов. Это не могло не отразиться на всех сферах человеческой жизнедеятельности. На сегодняшний день пути развития информационных технологий почти полностью лишены каких-либо барьеров. В связи с этим намечаются перспективы того, что информационные системы будут обладать спектром различных степеней свободы поиска и передачи информации, выбора коммуниканта. В последнее время возникают различные мнения относительно будущего информационно-компьютерной среды, которая способна не только содействовать реализации творческого потенциала, креативности, моделей поведения, интеллектуальной свободы личности, но и оказывать значительное влияние на взгляды, поведение людей, навязывая определённые стереотипы, зачастую далеко не соответствующие гуманистическим представлениям.

Одними из первых, кто обратились к проблеме человека в современной информационно-компьютерной среде, стали немецкие учёные, философы и социологи. В частности, роли человека в эпоху информатизации посвящены труды таких исследователей как М. Фасслер, М. Фридрих, М. Паэтау, А. Бюль, Б. Беккер, Ф. Хартманн, Ш. Вебер, Н. Зуравски и др. Особенности новой информационно-коммуникационной среды они рассматривают как условия формирования нового типа общества и нового типа личности, человека постиндустриальной, информационной эпохи.

Анализ работ немецких мыслителей представляет значительный теоретический и практический интерес, поскольку в них освещены такие стороны информационного общества и идентичности человека в компьютерном мире, которые, на наш взгляд, ещё не в полной мере получили отражение и оценку в отечественной научной литературе и с ними незнакома широкая научная общественность. Так, Фасслер наряду с характеристикой общеизвестных черт информационного общества глубоко раскрывает сущность интерактивных информационно-коммуникативных сред, трансформирующих духовно-личностные характеристики человека. В его работах показана роль коммуникативной и антропологической функций информационных технологий. Обогащается представление об информационном обществе. Тотальная технологизация бытия человека, виртуализация социокультурного пространства изменяет каналы передачи социокультурного опыта, возможности адаптации человека к новым условиям, перспективы творческой самореализации. Масс-медиа, электронные сети образуют виртуальные пространства, в которых человек черпает новые информационные ресурсы, узнаёт себя и окружающих его людей. Здесь основной характеристикой новой среды выступает такое её свойство как диалогичность. Взаимодействие коммуникантов в виртуальном пространстве - это всегда диалог (разные точки зрения, языки, традиции, жизненные ориентиры и т.д.). Многоуровневость и диалогичность виртуальной реальности позволяют каждому участнику процесса коммуникации найти свою информацию, расширить интеллектуальный мир, приблизиться в какой-то мере к пониманию новых идей. Не случайно М. Фасслер в качестве одного из источников идентичности называет коммуникацию, поскольку, с одной стороны, это открывает широкие перспективы интеллектуального развития человека, осознающего множественность реальностей и свою включённость в них. С другой стороны, формирующаяся с помощью технических средств компьютерная виртуальная реальность, являющаяся неотъемлемой чертой информационного общества, выступает и как информационно-коммуникативная среда, и как социальное пространство, и как сложное психологическое состояние участников виртуального общения и как игровая ситуация, призванная влиять на идентификационные характеристики человека. Это своего рода квазисоциум -особый тип социокультурного пространства. Фасслер обозначает эту электронную среду как «дополнительные социальные пространства». Главной особенностью этих «дополнительных пространств» является их виртуальный характер. Это значит, у человека появляется возможность управлять событиями в этих пространствах, изменять информационные потоки, комбинировать, а также генерировать новые.

Основная мысль в работах другого немецкого учёного М. Фридриха, посвящённых виртуальной реальности, сводится к тому, что каждый пользователь может сам создавать свою виртуальную реальность, что открывает принципиально новые возможности, а именно, человек сагй может быть творцом своего собственного мира. Виртуальная реальность представляет человеку уникальные возможности для проведения различного рода исследований, конструирования образов, моделирования ситуаций. Тем самым даётся глубокая характеристика природы виртуальной реальности не только с точки зрения её онтологических и гносеологических оснований, но - и это основное у немецких авторов - как антропологического и социологического феноменов. Такой подход к анализу этого явления позволит всесторонне изучить возможности виртуальной реальности, степени её проявления, выявить её негативные и позитивные стороны. Это откроет возможности для творчества, обучения, моделирования ситуаций и многих других областей человеческой жизнедеятельности, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут пользу как отдельно взятому человеку, так и обществу в целом.

В диссертации рассматривается в контексте немецкой современной философской мысли вопрос о понимании идентичности человека в условиях процесса глобализации и развития информационно-компьютерной среды. М. Фасслер, один из крупнейших исследователей в данной области, говорит о так называемой «предэлектронной» и «электронной идентичности». Под «предэлектронной» идентичностью он понимает всю совокупность отличительных свойств и качеств, присущих тому или иному человеку в докомпьютерную эпоху. Ядро этой системы составляет национальная идентичность. Национальная идентичность в условиях компьютерной среды приобретает особое значение. С одной стороны, благодаря всепроницаемости компьютерных сетей стираются грани национальных и культурных различий. Взаимообогащение культур стало более возможным нежели в докомпьютерную эпоху. С другой стороны, с развитием электронных информационных технологий представители многих этносов и наций получили возможность восстановить связь со своей исторической родиной. В целом же существует реальная опасность унификации национальных культур. Коммуниканты в сети стремятся к диалогу с помощью унификации языка, норм речи, способов ч выражения чувств и эмоций и при этом не стремятся к сохранению отличительности. Именно здесь чётко прослеживается тенденция к утрате элементов национальной культуры. Под влиянием техногенных факторов и новых коммуникативных возможностей человек, перемещаясь из биотехнической в техническую среду, формирует другую идентичность -«электронную», которую Фасслер рассматривает как некий конструкт, не предполагающий национальных и культурных различий в отличие от «предэлектронной». Элементы и составляющие «электронной идентичности» зависят от условий информационно-знаковой среды. Это влияет на изменение сознания человека, что, в свою очередь, вызывает серьёзные социокультурные изменения, формирование нового типа культуры, новые принципы взаимодействия людей.

Разумеется, в новых условиях интерактивной среды у человека возникает потребность в самоопределении в процессе коммуникации. В связи с этим Фасслер выделяет следующие источники идентичности «коммуникация -самоорганизация — самоопределение», что отображено в модели (см. стр. 74). У Фасслера главным в конструировании идентичности оказывается самоопределение человека. Коммуникация в виртуальном социальном пространстве невозможна без «навигатора», человека, ищущего новое, без преобразования его идентичности. Человек сам может быть творцом своего собственного мира, потому что он не наделён идентичностью от природы. Немецкие мыслители связывают идентичность с антропологическим пониманием того, что «человек - это открытая система». Благодаря процессам виртуальной коммуникации человек создаёт свой собственный управляемый мир. Он как бы «конструирует» себя в зависимости от тех условий, которые сам же и создал. Примером таких искусственно созданных условий могут служить информационно-коммуникационные среды МООв и МИБб, анализ которых даётся в диссертации. В условиях многопользовательских коммуникационных сред возникает новая форма идентичности, которая определяется как «смешанная», идентичность, которая не имеет больше границ, которая становится «ликвидной», «текучей». Стоит подчеркнуть, что «смешанная идентичность» - это одна из форм выражения социальной идентичности, наряду с традиционными. Она непостоянна и зависит от условий коммуникации. Как всякая другая идентичность, «смешанная» идентичность не могла появиться без объективной основы, но различные элементы этой ^основы: материальная и духовная культура, социальная организация и т.д. - почти никогда полностью не коррелируют между собой. Определить границы «смешанной» идентичности практически невозможно без двух составляющих — объективной и субъективной. Объективная составляющая в данном случае это материально-техническая база (информационно-компьютерные технологии), субъективная - творческая сила, преобразующая результаты техногенной цивилизации в духовные и культурные ценности. Что касается национальной идентичности, то существует реальная перспектива того, что благодаря всепроницаемости компьютерной среды и процессам глобализации, национальная идентичность, хотя и медленно, эволюционным путём будет отходить в прошлое. Необходимо способствовать дальнейшему укреплению межкультурных и межэтнических связей с учётом сохранения национального сознания. Иначе, с утратой элементов национальной идентичности может возникнуть вопрос о выживании исторически сложившегося социума. Усиливается роль фактора сознательного регулирования общественных процессов в условиях бурного развития компьютерных технологий. Речь идёт не о централизованном контроле со стороны государства и государственных структур. Скорее - о создании информационных центров в Интернет-пространстве, ■ которые несли бы ответственность за предъявляемую информацию. Происходящие глубинные социальные изменения должны обладать как элементами самоорганизации (внутренний процесс),, так и элементами организации (внешний процесс) в направлении формирования новых форм идентичности и самоопределения человека. Это необходимо иметь в виду, когда речь идёт о дальнейшем эволюционном процессе самоорганизации социальной реальности, для которой национальная культура, в частности, является одним из основных, базовых условий устойчивого развития в современную историческую эпоху.

В данном диссертационном исследовании впервые были переведены и использованы работы ряда немецких авторов: М. Фасслера, М. Фридриха, Б. Беккер, Ф. Хартманна, Ш. Вебера, Н. Зуравски и т. д. это позволяет обогатить имеющиеся представления об информационном обществе, о положении в нём человека и его перспективах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рейнгардт, Наталья Викторовна, 2006 год

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994

2. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. СПб, 1999

3. Акчурин И. А. Виртуальные миры и человеческое познание. РАН, институт философии, из-во Русского Христианского гуманитарного института. СПб., 2000

4. Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество, 1999, № 1

5. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994

6. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1996, № 4

7. Бабаков В. Г., Семёнов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М., 19968; Багиров А. Интернет в международных отношениях // Международная жизнь, 2000, № 8-9

8. Барлоу Дж. Декларация независимости киберпространства // Информационное общество. М., 2004

9. Баталов Э. Я. О книге О. Тоффлера «Футурошок» // США экономика, политика, идеология, № 7, 1982

10. Бауман 3. От паломника к туристу // Ведомости НИИ прикладной этики ТГНУ. Вып. 6. Тюмень. 1996

11. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002

12. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000

13. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новаячтехнократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М., 1986

14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995

15. Бердяев Н. А. Душа России. Л., 1990

16. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М., 1983

17. Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: 1980

18. Варина В. Г. Проблемы философии языка в эпоху немецкого романтизма. М., 1987

19. Вершинская О. Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3

20. Вестник московского университета // Философия, 2002, № 4

21. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., Сов. радио, 1958

22. Всемирная энциклопедия. Философия. М., 2000

23. Геллнер Э. Нации и национализм. (Пер. с англ.). М., 1991

24. Геллнер Э. Пришествие и национализм. Мифы нации и класса // Путь. 1992, №1

25. Герцен А. И. К старому товарищу. Собр. соч. в 30-ти тт., М., АН СССР, 1954-1964

26. Глоссарий по информационному обществу. htt://www.iis.ru/glossary Грязнова Е. В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия // Философские науки. 2005, № 2

27. Дайзард У. Наступление информационного века//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

28. Девятко И. Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества // Глобализация и постсоветское общество. М.: Из-во ООО «Стови», 2001

29. Диалог цивилизаций: Восток Запад // Тезисы выступлений Второго международного философского симпозиума. М., из-во РУДН, 1995

30. Дракер П. Посткапиталистическое общество. СПб., 1999

31. Дятлов С. А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб, 1992

32. Журнал Chip, 2003, №№ 1,3,4,11

33. Иванов Д. В. К пониманию современности: критический вызов // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О. Бороноева. Вып. 2. СПб., 1996

34. Иванов Д. В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. 1999, № 1

35. Иванов Д. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество. М., 2004

36. Ильин И. А. Мир перед пропастью. М., 1989

37. Иноземцев В. J1. «Вечные ценности» в меняющемся мире // Свободная мысль XXI, 2001, №8

38. Иноземцев В. JI. Расколотая цивилизация: наличественные предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: «Academia» -«Наука», 1999

39. Иноземцев В. С. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспектива. М.: Логос, 2000

40. Иноземцев В. С. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. 1998. № 9

41. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. Л.: 1979

42. Касавин И. Т. Введение в социальную теорию познания (на нем. яз), Бремен, 1997

43. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000

44. Касьянова К. О русском национальном характере. М.,1994

45. Кедровский О. В. Информация и аналитическая работа властей. Информационные ресурсы России. М., 1998, № 6

46. Климова С. Г. Изменение ценностей оснований для идентификации (80-90-е годы) // Социологические исследования. 1995, № 1

47. Коловоротный С. Словом и делом // Мой компьютёр, Киев. 2001, №№ 9, 10, 12 ' 4

48. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971

49. Кочергин А. Н. Экология и техносфера. Спецкурс для студентов философских факультетов. М., РОУ, 1995

50. Кочергин А. Н., Коган В. 3. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М.: Наука, 1980

51. Кули Ч. Структура личности и поведенческие типы. М., 1969

52. Курносов И. Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. М., 1997

53. Лайон Д. Информационное общество. Проблемы и иллюзии. М.: ИНИОН, 1989ф

54. Лем Ст. Сумма технологии. М., 1968

55. Луман Н. Глобализация мирового сообщества // Социо-Логос. М., 1991

56. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. М., 1991

57. Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994, № 4

58. Маклюэн М. Средство само есть содержание // Информационное общество. М., 2004

59. Малахов В. С. Нация и культурный плюрализм // Независимая газета. 14. 06. ф 1997

60. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998, № 2

61. Малахов В. С. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература 1997,№11

62. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма. М., 2001

63. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. М.: Логос, 2004

64. Мартин Дж. Виртуальные компьютерные системы: методы обслуживания и « прогнозирования, США, 1987

65. Моисеев Н. Информационное общество как этап новейшей ^ истории//Свободная мысль, 1996, № 1

66. Моисеева Н. А., Сороковикова. Менталитет и национальный характер (о выборе метода исследования) // Социс, 2005, № 5

67. Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995, № 2

68. Новая постиндустриальная волна на Западе. Под ред. Иноземцева В. Л., из-¡Ф во Academia, 1999• 70. Норберт Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1958

69. Носов Н. А. Виртуальная реальность // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. Виртуальная реальность и современный мир. М., 1997

70. Носов Н. А. Виртуальный человек, М., 1997

71. Проблема идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия // Вестник института Кеннана в России, вып. 2, М., 2002

72. Ракитов А. И. Наш путь к информационномцу обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989

73. Розанов В. В. Религия и культура. М.: Наука, 1987

74. Романовская Т. Б. Иная реальность и проблемы интерпретации в физике // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000

75. Россия и Европа в поисках идентичности // Международный симпозиум. Москва 1998. М., Вахазар, 2000

76. Северинов Б. С., статья «Социальная квазиреальность или виртуальная реальность» // Социс, 2003

77. Семёнов И. Воля к идентичности: сопротивление и информационные технологии // Интернет и российское общество. М., Гендальф, 2002

78. Сикорский Б. Ф. Национальный и социальный характер в жизни общества и человека. М., 2002

79. Сикорский Б. Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей западной философии XX века. Курск, 1995

80. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание. М.: РАН, институт научной информации по общественным наукам, 2001.

81. Словарь иностранных слов и выражений. / Автор-составитель Е. С. Зенович. М., 1998

82. Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России, 1997, № 4

83. Современное общество // Социология на пороге XXI века. М., 1999

84. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002

85. Соловьёв В. С. Россия и вселенская церковь. Собр. соч. в 10 тт, М., 1911 -1914

86. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. М.: из-во Института социологии РАН, 1994

87. Спасибенко С. Г. Социальная идентичность человека // Социально-гуманитарные знания, 2000, № 1

88. Спасибенко С. Г. Социальная структура человека // Социально-гуманитарные знания, 2001, №1

89. Спасибенко С. Г. Целостность человека как принцип структурирования его качеств // Социально-гуманитарные знания, 2001, №2

90. Спасибенко С. Г. Человек, социосфера, социум // Социально-гуманитарные знания, 1999, №5

91. Стоит ли бояться виртуальной реальности? Document HTML. URL: http//www.bsgraphics.ru/magazvwrr.htm

92. Стоуньер Т. Информационное общество: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М., 1986

93. Тарасов В. Системный подход к описанию и управлению взаимодействиями человека с виртуальной средой // Тезисы докладов на конференции «Технологии виртуальной реальности», Москва, ГосНИИАС, 1995

94. Тоффлер О. Третья волна. М.: ACT, 2004

95. Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания. Собр. соч., в 6 тт., М., 1906-1912

96. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программируемого общества // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича, М.1986

97. Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М., Наука, 1993 ■ .

98. Философия в мире знания, техники и веры СПб., 1997

99. Философия информационной цивилизации. М., 1997

100. Философия. Наука. Культура. Сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ // М., из-во МГУ, 2003

101. Философский энциклопедический словарь. М., 2002

102. Флоренский П. А. Первые шаги философии. М., 1986

103. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. 1966

104. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы // Вопросы философии. 1993, №5

105. Хомяков А. С. Полн. собр. соч. в 8 тт., М., 1904.

106. Хоружий С. С. Род или недород? Заметки онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997, № 6

107. Хэнтингтон С. Кто мы? М., Транзиткнига, 2004

108. Чаадаев П. Я. Философические письма. Т. 1 2. М., 1913 - 1914

109. Человек Философия - Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т. 5

110. Черешкин Д. С., Смолян Г. JI. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России, 1997, № 4

111. Чернов А. А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общёства // Информация. Дипломатия. Психология. М., 2002

112. Шеннон К. Некоторые задачи теории информации // Информационное общество. М., 2004

113. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996

114. Эриксон. Э. Молодой Лютер. М., 1996

115. Этциони А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку 21 века // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М., 1986

116. Эшби. В. Введние в кибернетику. М., 1959

117. Юзвишин И. И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро-и макромирах Вселенной. М., Радио и связь. 1996

118. Яковлев А. И., Катыс Г. П. Виртуальная реальность новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия. М.: из-во Международная инженерная академия, 1999

119. Adorno Th. W. Prolog zum Fernsehen. Frankfurt/Main, 1971

120. Baudrilliard J. Agonie des Realen. Berlin. 1978

121. Becker Barbara, Paetau M. Virtualisierung des Sozialen: Die Informationgesellschaft zwischen Fragmentierung und Globalisierung. Frankfurt/Main, 1997

122. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York, 1973

123. Brzezinski Z. Between two ages: America's role in the technetronic era. N.Y., 1970

124. Buehl A. Cybersociety. Mythos und Realität der Informationsgesellschaft. Köln, 1996

125. Buehl A. Die virtuelle Gesellschaft. Ökonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997

126. Burkart R. Kommunikationswissenschaft. Wien, Köln, Weimer, 1995

127. Ch. H. Cooley. Human Nature and Social Order (1922). NY, 1964

128. Deutsch K. W. Politische Kybernetik. Freiburg i. Breisgau 1969

129. Dröge F. Massenkommunikation. In: Kerber, H./Schmieder, A. (Hrsg), Kritische Medientheorien, München

130. Erickson E. Philosophy in the age of thresholding // intern, philos. quart. -Bronx (N.Y.), 1997, №3

131. Esposito, Elena. Illusion und Virtualität: Kommunikative Veränderungen der Fiktion, in: Soziologie und künstliche Intelligenz. Produkte und Probleme einer Hochtechnologie, (Hrsg.) Werner Rammert, Frankfurt 1995

132. Faßler M. Cyber-Moderne. Medienevolution, globale Netzwerke und die Künste der Kommunikation. (Medienkultur) Wien, New York: Springer 1999

133. Faßler M. Datenverarbeitung und Informatinstheorie. In: I. Lempp, D. Roller (Hrsg.): Zeichen derZeit. Lüneburg. 1993

134. Faßler M. 'Electronic City' als ökonomisches und ökologisches Handlungskonzept? In: D. Roller (Hrsg.): Stadt und Mensch. Zwischen Ordnung und Chaos. Frankfurt am Main, 1996

135. Faßler M. Gestaltlose Technologien? Bedingungen, an automatisierten Prozessen teilnehmen zu können. In: M. Faßler, W. Halbach (Hrsg.): Inszenierung von Information. Gießen, 1992

136. Faßler M. Infiographische Orte Im Netzwerke der Kulturen. München. F. Fink. Verlag, 1997

137. Faßler M. Kommunikationen und Sichtbeweise. In: A. Engelbert (Hrsg.): Kunst im Schaltkreis. Variation Serie - Simulation. Berlin, 1990

138. Faßler M. Künstliche Umwelten und Identität. München. F. Fink. Verlag, 1997

139. Faßler M. Mediale Interaktion. München, 1996

140. Faßler M. Mediale Zukünfte. München. F. Fink. Verlag, 1997

141. Faßler M. Mittel des Sehens. Überlegungen zu Draufsicht, Wahrnehmung und Bild. In: A. Engelbert (Hrsg.): Kunst als Medium der Botschaft. Gießen, 1991

142. Faßler M. Netzwerke der Kulturen. Orte der Zivilisation. München. F. Fink, Verlag 1997

143. Faßler M. Rätselhafte Abstände. In: Tübinger Korrespondenzblatt Nr. 46. Tübingen, 1996

144. Faßler M. Sphinx „Netz". Die Wirklichkeit computerbasierter Netzwerke, München. F. Fink. Verlag, 1996

145. Faßler M. Was ist Kommunikation? München, 2004

146. Faßler M. Zivilisierung eines unbegrenzten Raumes? In: K. H. Steinmüller (Hrsg.): Wirklichkeitsmaschinen. Cyberspace und Folgen. Weinheim/Basel, 1993

147. Faßler M., Halbach, W.: CyberModerne. Digitale Ferne und die Renaissance der Nahwelt. In: M. Faßler (Hrsg.): Cyberspace. Gemeinschaften Virtuelle Kolonien -Öffentlichkeiten. München, 1994

148. Faßler M., W. Halbach (Hrsg.): Inszenierung von Information. Motive elektronischer Ordnung. Gießen, 1992

149. Faßler M., Weber St. CyberPoiesis. Forschungsdesiderate zu Theorie und Empirie der Netzmedialität, 1999

150. Faßler M.: Cyber-Modernität. Medienevolution, globale Netzwerke und die Künste der Kommunikation. Wien/New York, 1999

151. Faßler M.: Im Hyperraum auf Patrouille. Öffentlichkeitsbilder zwischen Science Fiction und Social Fiction. In: M. Faßler, W. Halbach (Hrsg.): Cyberspace. München, 1994

152. Faßler M.: Im künstlichen Gegenüber/Ohne Spiegel leben. Manuskript. Erscheint in: M. Faßler (Hrsg.): Ohne Spiegel leben. München, 1999

153. Faßler M.: Netzkommunikation und Medienwelten. XVIII Thesen. Erscheint in: S. Hradil (Hrsg.): Tagungsband der Deutschen Gesellschaft für Soziologie. Frankfurt am Main, 1999

154. Faßler M.: Öffentlichkeiten on-line? In: Zukunfts- und Kulturwerkstätte (Hrsg.): Binäre Mythen. Cyberspace als Renaissance der Gefühle. München, 1997

155. Faßler M.: Privilegien der Ferne, Elektronische. Landschaften, transkulturelle Kommunikation und Weltrhetorik. In: M. Faßler, J. Will, M. Zimmermann- (Hrsg.): Gegen die Restauration der Geopolitik. Gießen, 1996

156. Faßler M.: Selbstorganisation und Identität. In: K. Wägenbaur (Hrsg.): Selbstorganisation. München, 1997

157. Faßler M.: Zeitloses Wissen Wissenslose Zeit? Zu einer Konzeption von Interface-Kultur. In: I. Lempp, D. Roller (Hrsg.): Zeichen und Zeit. Tübingen, 1993

158. Faßler, Manfred. Interaktion und Virtualität, in: Künstliche Paradiese Virtuelle Realitäten. Künstliche Räume in Literatur-, Sozial- und Naturwissenschaften, (Hrsg.) Holger Krapp / Thomas Wägenbaur, München 1995

159. Flusser, Vilem. Digitaler Schein, in: Digitaler Schein. Ästhetik der elektronischen Medien, (Hrsg.) Florian Rötzer, Frankfurt, 1991

160. Freud Sigmund. Der Dichter und das Phantasieren (1907), in: ders., Schriften zur Kunst und Literatur, Frankfurt, 1987

161. Friedrich Michael. Erwartungen an die Virtuelle Realität. In: M. Faßler, W. Halbach (Hrsg.): Cyberspace. München, 2001

162. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1991

163. Halbach, Wulf. Virtual Realities, Cyberspace und Öffentlichkeiten, in: Künstliche Paradiese Virtuelle Realitäten. Künstliche Räume in Literatur-, Sozial-und Naturwissenschaften, (Hrsg.) Holger Krapp / Thomas Wägenbaur, München 1995

164. Halbach, Wulf. Interfage. Medien-und kommunikationstheiretische Elemente einer Interface-Theorie, München, 1997

165. Hartmann Frank. ~net. Culture. In: M. Faßler, W. Halbach (Hrsg.): Cyberspace. München, 1998

166. Hartmann, Frank. Cyberphilosophie. Medientheoretische Ausloesungen. Wien. 1996

167. Hartmann, Frank. Cyberphilosophie. Von der Sprachkritik zur Datenkritik. Wien. 1996

168. Heft "Medial Tum. Die Medialisierung der Welt" Medien Journal, 1/1999.

169. Heuser Uwe Jean Tausende Welten. Die Auflösung der Gesellschaft im digitalen Zeitalter. Berlin: Berlin Verlag, 1996

170. Holbein, R. Informationssicherheit: Ein Blick über den Tellerrand der Informations- Technologie. In: A. Bürgi-Schmelz, G; Cyranek u.a. (Hrsg.): Computer Science, Communications and Society. A Technical and Cultural Challenge. Zürich, 1993 ' *

171. HÖrisch Jochen (Mannheim). Der blinde Fleck der Philosophie: Medien. // Deutsche Zeitschrift für Philosophie (Zweimonatsschrift der internationalen philosophischen Forschung), (Akademie Verlag, Berlin), 5/2003

172. Hübner Kurt. Das Nationale: Verdrängtes, Unvermeindliches, Erstrebenswertes. Graz, Wien, Köln, 1991

173. Jahraus Oliver. Kybernetik als Beobachtungsinstrument einer totalen und vernetzten Medienevolution. Wien, 1999

174. Kiesler. S. J., Siegel T. W. McGuire, Social Psychological Aspects of Computer Communikation, in: American Psychologist 39 (10), 1984

175. L.v. Bertalanffy. General System Theory. Foundation, Development, Applications, N.Y., 1968

176. Lern Stanislaw. Kodierung auflebendem Trägermaterial. In: R. Posner (Hrsg.), Wanrnungen an die ferne Zukunft, München 1990

177. Lübbe H. Die Wissenschaften und ihre kulturellen Folgen. RheinischWestfälische Akademie der Wissenschaften, Vorträge G 285, Obladen, 1987

178. Lübbe H. Geschichtsbegriff und Geschichtsinteresse. Analytik und Pragmatik der Historie. Basel // Stuttgart, 1977

179. Luhmann N. Die Realität der Massenmedien. Opladen, 1996

180. Luhmann N. Einführende Bemerkung zu einer Theorie symbolisch generalisierter Kommunikationsmedien. Opladen, 1975

181. Masuda Y. Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1980

182. Maturana H., Varela F. Der Baum der Erkenntnis. Die biologischen Wurzeln des menschlichen Erkenntnis. Bern, München, 1990

183. McLuhan M. Die magischen Kanäle. Understanding Media. Düsseldorf, Wien. New Zork, Moskau, 1992 .

184. Mead G. Geist, Identiät und Gesellschaft. Frankfurt/Main, 1973

185. Mersch Dieter (Kiel). Technikapriori und Begründungsdefizit. Medienphilosophien zwischen uneingelöstem Anspruch und theoretischer Neufundierung. // Philosophische Rundschau. 2003, № 3

186. Mihalo M. The Microcomputer and Sociel Relationship, 1985

187. Myron W. Krueger. Artificial reality: Past and Future // Virtual Reality: theory, practice and promise. Westpost and London, 1991

188. Nowotny H. Die Erfindung der Zwischenwelt. Zwischenräume, Zwischenzeiten, Zwischen Niemand und Jemand. (Hrsg.) B. Felderer, 1996

189. Paetau M. Die Informationsgesellschaft zwischen Fragmentierung und Globalisierung. Frankfurt/Main, 1997

190. Philosophische Rundschau. № 3, 5 2003

191. Posner R. Kultur als Zeichensystem. Zur semiotischen Explikation kulturwissenschaftlicher Grundbegriffe. Frankfurt/Main, 1991

192. Poster M. The Mode of Information: Postindustrialism and Social Context. Cambridge: Polity Press, 1990

193. Reimann H. Transkulturelle Kommunikation und Weltgesellschaft. Opladen, 1992

194. Rheingold H.: Virtuelle Gemeinschaften. Soziale Beziehungen im Zeitalter des Computers. Bonn/Paris/Reading, Mass, 1994

195. Rheingold Howard. Virtuelle Welten. Reisen im Cyberspace, New York, 1991

196. Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Larabee E., 1958.

197. Shannon C. A Mathematical Theory of Communication, 1963

198. Smith A. D. Nationalism and modernism. A critical survey of recent thories of and modernism. M., Y.-L.; 1998

199. Stephan Rieger. Die Ästhetik des Menschen. Über das technische in Leben und Kunst, Frankfurt/Main, 2002

200. Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980

201. Touraine A. La societe postindustrielle. Paris, 1969.

202. Tully C.J. Lernen in der Informationsgesellschaft. Informelle Bildung durch Computer und Medien. Opladen, 1994

203. Turkle S. Life if the Screen. New York, 1986

204. Turkle S. Life on the Screen. Identity in the Age of the Internet. New York, 1995 ' *

205. Vaihinger D. Virtualität und Realität in: Künstliche Paradiese Virtuelle Realitäten. Künstliche Räume in Literatur-, Sozial-, und Naturwissenschaften (Hrsg.) Holger Krapp und Thomas Wägenbaur, München, 1997

206. Weber S. Die Beobachtung neuer Medien. In: Medienimpulse Beiträge zur Medienpädagogik, Heft "Neue Medien und Pädagogik" 21/1997

207. Weber S. Formen der Netzkommunikation: Überlegungen zum Internet. Erscheint in: Anthropologie der Medien, Schriftenreihe der Freien Akademie Berlin, 1999

208. Weingarten, R., Fiehler, R. (Hrsg.): Technisierte Kommunikation. Opladen, 1988

209. Werner Faulstich, Christian Steiniger. Zeit in Medien ß Medien in der Zeit. München, 2002

210. Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society, 1986

211. Zurawski Nils. Culture, Identity and Internet. //htt://company.yandex.ru/history/1998

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.