Традиция неореализма и формирование концепций ценностей в американской философии 10-60 гг. XX века: Р.Б. Перри и У.К. Франкена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Лубяной, Максим Сергеевич

  • Лубяной, Максим Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 156
Лубяной, Максим Сергеевич. Традиция неореализма и формирование концепций ценностей в американской философии 10-60 гг. XX века: Р.Б. Перри и У.К. Франкена: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Нижний Новгород. 2006. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лубяной, Максим Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ НЕОРЕАЛИЗМА В АМЕРИКАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ 10-60 ГГ. XX ВЕКА.

§ 1. Специфика американской философской среды 10 - начала 60 гг.

XX века и возникновение философии неореализма.

§ 2. «Сообщество неореалистов» в американской философской среде 10 - 60 гг. XX века в его эволюции и развитии: истоки и основные характеристики концепции.

ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ РАЛЬФА ПЕРРИ И УИЛЬЯМСА ФРАНКЕНЫ.

§ 1. Концепция ценностей Ральфа Перри: построение феноменологической метафизики ценностей.

§2. Концепция ценностей У.Франкены: построение метаэтики ценностей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиция неореализма и формирование концепций ценностей в американской философии 10-60 гг. XX века: Р.Б. Перри и У.К. Франкена»

Актуальность темы исследования. Предлагаемая для изучения проблема предполагает два измерения, которые обеспечивают ее актуальность в контексте современного этапа развития истории философии и философии культуры как в мировой, так и в отечественной историографии. Эти измерения, с одной стороны, заданы духом всеобщего гуманитарного пространства евро-американской культуры, а с другой - постоянной философской рефлексией над насущными проблемами повседневной жизни.

Этот «всеобщий дух распознаваемого универсального планетарного пространства»1 как никогда в прошлое время создает для исследователя интеллектуальной культуры установку на восприятие любой, самой частной проблемы из области философского знания как знаково-символической области, аккумулирующей в себе совокупность смыслов глобального социума, что заставляет обнаруживать во фрагментах многообразной культурной практики определенные всеобщие принципы, которые проявляются в виде такого же многообразия интеллектуальных традиций. Каждая культурно-философская традиция в совокупности своих сообществ и смыслов, исходя из повседневного и проявляясь в нем, принуждает людей, занимающихся интеллектуальным трудом, соизмерять глобальные смыслы культуры с запросами и потребностями своих персональных миров.

Эти две пред-установки - культурно-философские традиции эволюционирующего и революционизирующегося глобального пространства мировой культуры и потребности и ожидания персональных миров -распознаются в современной философии культуры в двух измерениях.

1 Аппель К.-О. Планетарная этика. Киев, 2005. С. 10.

Во-первых, это измерение основоположения или основания, то есть совокупности принципов, на которых базируется та или иная идея - в этом случае речь идет о философско-мировоззренческих традициях в совокупности сообществ, направлений, течений, школ. Эти традиции в совокупности институтов и принципов в «метафизическом времени-пространстве» являются тем, в чем концентрируется сущность высокой евро-американской культуры и что, соотнесенное с историческим и национальным, позволяет обнаружить принципиальные основания того или иного конкретного социума. В настоящем случае речь идет о традиции неореализма в философии, о том, как она формировалась и развивалась в американской культурно-философской среде, задавая ее конкретные смыслы и влияя на социально-политические программы. Такой взгляд на американскую культуру - культуру сверх-цивилизации, существенно влияющей на судьбы современного мира - позволяет обратиться к основам ее жизнедеятельности и встать на путь обнаружения ее будущего, от которого сейчас в определенной степени зависит будущее всего мира.

Во-вторых, это измерение действия, то есть рефлексия над глубинными, основательными объяснениями мотивов деятельности, которые основываются на базовых культурно-философских традициях конктерного социума и являют себя как совокупности концепций ценности, этических и аксиологических программ, размышляющих над моральными принципами, в контексте которых осуществляются исторические, социальные, политические, персональные действия и поступки. В настоящем исследовании это измерение существует как анализ теоретических предпосылок и содержания фундаментальных ценностных теорий, исходящих из базовой для американской культуры первой половины XX философской традиций неореализма и сконцентрированных в концепциях профессора Гарвардского университета Ральфа Б. Перри (1876-1957, известного в университетских кругах как автора фундаментального трактата «Царство ценностей», а широкой публике как автора биографии основателя американского прагматизма У.Джеймса) и профессора Мичиганского университета Уильямса К. Франкены (1913-1999, известного практически всему гуманитарному сообществу США как автора рекомендованного в качестве обязательного для вузов учебника-монографии «Этика»).

Перри является признанным основателем американского неореализма и создателем оригинальной концепции философии ценностей. Франкена -был известным специалистом в области моральной философии, политической теории и философии образования. Сопоставительный анализ их проектов, никогда не осуществлявшийся в отечественной и чрезвычайно редко в американской историографии, стал возможен потому, что оба они, исходя из неореалистической философской позиции, выстраивают оригинальные, по ныне пользующиеся популярностью в неоконсервативных кругах США этико-аксиологические теории, таким образом, что второй наследует первому и развивает заданные им программные смыслы. Некоторые из высказанных выше положений нуждаются в доказательствах, что и будет осуществлено в настоящем диссертационном исследовании.

Степень разработанно'сти темы. Анализ историографии по теме исследования предполагает два аспекта, которые периодически, особенно в американских и английских исследованиях сливаются в одно целое -изучение американского неореализма и изучение концепций ценностей у Перри и Франкены.

В отечественной историографии американской философии культуры и истории философии в период 60 - 70 гг. существовала постоянная группа авторов, создавших ряд концептуально-идеологических произведений, в которых особое место уделялось именно критике американского неореализма, позитивизма, • лингвистической философии с позиций марксистской мысли2.

2 См.напр.: Богомолов А.С. Буржуазная философия США. XX в. М., 1974 Бегиашвилли А.Ф. Современная английская аналитическая философия Тбилиси, 1975 Богомолов А.С. Философия англо-американского неореализма М., 1962. Нарский И.С. Современный позитивизм. М., 1961.

Из отечественных исследователей достойны особого упоминания три f 1 автора. Н.С.Юлина в двух своих основательных монографиях предложила последовательный анализ американского неореализма, в котором преимущественное внимание уделяется работам гарвардских профессоров и преподавателей 10-20 гг. XX в., прежде всего Р.Перри и У.Монтегю. Автор предложила строгий концептуальный анализ, который сводится к тому, что устанавливается жесткая зависимость американских неореалистов от английских основателей и отказывается в реконструкции структуры традиции неореалистов, как явления, имеющего общие принципы эволюции и развития, против чего в настоящем исследовании ведется полемика. С.В.Никоненко4 в своем фундаментальном труде, следуя концепции Юлиной, также рассматривает американский неореализм в качестве эпигонской ветви английского и вводит в реконструкцию принципов неореалистического течения вообще некоторые черты, свойственные в большей степени неопозитивизму, что в данной диссертации находит возражение. Наконец, С.Ф.Анисимов является единственным из отечественных авторов, предложивших последовательный, хотя и не слишком обширный, анализ аксиологических программ Перри и Франкены, впрочем, не рассматривая вопроса об их преемственности. Приведем далее полностью одну обширную цитату из его труда, критика и уточнение смысла и содержания которой будет составлять пафос 2 главы данного диссертационного исследования.

В середине XX века, воззрения неопозитивизма и феноменологии смешались настолько, что трудно определить, «кто есть кто». Например, феноменологи Перри, Брандт, Франкена, другие американские аксиологи, этики и эстетики часто и охотно цитируют неопозитивистов Айера, Рассела, Стивенсона, Тулмина, Ноуэлл-Смита, Хеара и др. В сущности, и те и другие имеют одного и того же великого предка — И. Канта. Учение Канта об

Шварев B.C. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966. Ендовицкий В Д. Критика философии американского критического реализма. М., 1968.

3 Юлина Н.С.Очерки по философии в США. XX век. М., 1999. 214 с.

Юлина Н.С.Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978. С. 295 с.

4 Никоненко С.В. Английская философия XX века. СПб., 2003. автономном априорном сознании и критика им апостериорной гетерономной точки зрения лежит в основе метафилософии и современных неопозитивистов, и последователей феноменологии. Строго говоря, англо-американские аксиологи мало что прибавили от себя к основным идеям немецких аксиологов, если не считать всяческих уточнений, упорядочений и добавлений. В основном они пересказывают немецкие первоисточники, иллюстрируя и дополняя теоретические положения элементами психологии, логики, этики, эстетики. Для трудов англо-американских аксиологов характерно включение идей, заимствованных из утилитаризма, прагматизма, психологии поведения, «теории справедливости» и других новых направлений»5.

Представляется, что в вышеприведенной цитате, что, по сути дела является итоговым достижением отечественной историографии философии культуры и истории философии в исследовании концепций ценности Перри и Франкены, содержатся один чрезвычайно продуктивный и один контр-продуктивный моменты. Первый относится к признанию за Перри и Франкеной феноменологической методологии и определенной «подвижности» теоретической концепции. Второй, опять таки, лишает труды этих авторов какой-либо оригинальности по отношению к традиции европейской аксиологии.

В американской и английской историографии учения Перри и Франкены имеют давние традиции изучения. Среди многочисленных авторов, пишущих о неореалистах и аксиологах XX века, отметим, прежде всего, последние работы гарвардских, мичиганских, н£ю-йоркских и оксфордских профессоров. JI. Кальмински («Щей и ценности в американской культуре», 1991), Д. Дармстона («История фальсификаций: англо-американская философия», 2002), Дж. Рокстона («Игра идей», 2003), JL Бровски («Американская история идей: парадоксы и заблуждения», 2006), К.Г. Динера («Американская философия и история идей в лицах их создателей», 2002), Н.Т. Мальтера («История американской философии и ее европейские

5 Анисимов С.Ф.Введение в аксиологию. М., 2001. С.53. корни», 2003)6. Каждому из этих исследований, равно как и многим другим, менее значительным, будет уделено должное внимание в процессе диссертационной работы. Здесь, во Введении, сформулируем четыре основных тезиса, с помощью которых, по нашему мнению, можно охарактеризовать степень изученности заявленной темы и существующие неразрешенные проблемы:

- в англо-американской историографии не сложилось окончательного мнения по поводу оригинальности американского неореализма относительно его английских корней - существует устойчивая тенденция обвинения американских неореалистов и лично Р.Перри в прямом и косвенном плагиате концепции «здравого смысла» Дж. Мура;

- признается практически всеми исследователями, что неореалистическая программа американских мыслителей обладает рядом оригинальных черт, одной из которых считается устойчивая тенденция к построению метфизических систем при особом понимании сущности метафизики вообще;

- признается устойчивое и очевидное влияние ценностных концепций Перри и Франкены на американскую традицию неоконсерватизма7, при том, что отсутствует твердая убежденность в существовании преемственности этико-аксиологических программ этих мыслителей;

- чрезвычайно осторожно и неохотно американские и английские исследователи употребляют в отношении ценностных концепций Перри и Франкены термин «метафизика».

В процессе данного диссертационного исследования некоторые из этих положений будут скорректированы, а некоторые, наоборот, приобретут статус сильных суждений. — ■ . .-,1.1, «

6 Kalminsky L. Ideas and values in the American culture. San Francisco, 1991 Darmston D. History of falsifications: Anglo-American philosophy. Oxford, 2002. Roxton J. Game of ideas Harward, 2003. Brovski L.Y. The American history of ideas: paradoxes and errors Boston, 2006. Diner K.G. American philosophy and history of ideas in persons of their founders. Washington, 2002. Malter N.T. A History of American Philosophy and its European roots. N. Y., 2003.

7 См. напр -Barret W. Values of conservatism: recurrence of the last present in searches. N.Y., 2005. Deine R. Semantic society and its authorities. N.Y., 2004.

Объектом настоящего исследования является американская философская среда 10-60 гг. XX века, в совокупности основополагающих традиций, сообществ, направлений, течений. Предметом исследования является традиция американского неореализма в процессе возникновения и развития и возникающие на ее основе концепции ценностей Р.Б.Перри и У.К.Франкены. Следует подчеркнуть, что фокус исследования сосредоточен именно на теоретической стороне этико-аксиологических концепций американских авторов.

Целью настоящего исследования является определение основополагающих философско-культурных характеристик сообщества американского неореализма и анализ возникающих на его фундаменте этико-аксиологических учений Р.Перри и У.Франкены. Для реализации этой цели решаются следующие конкретные задачи:

- осуществить анализ американской философской среды первой половины XX в. и выявить ее основополагающие характеристики;

- проанализировать европейские истоки американского неореализма, установить причины его возникновения и выявить структуру неореалистического сообщества в совокупности его институциональных и рефлексивных элементов в процессе их эволюции и развития;

- проанализировать концепцию здравого смысла у Перри, как основателя неореализма в США, установив ее взаимодействие с концепцией основателя английского неореализма Дж.Мура и степень ее преемственности у Франкены;

- выявить структуру концепций ценности у Перри и Франкены, установить их основополагающие характеристики и обнаружить единство этико-аксиологических подходов и решений;

- дать итоговую характеристику концепций ценности у Перри и Франкены, установив их неореалистические основания и пропозиционировав их в контексте евро-американской аксиологической традиции.

Теоретические и методологические основы исследования.

Двусоставная структура предмета исследования и характер поставленных задач предполагают совершенно определенную структуру научного понимания культурно-философской аналитики и формирующуюся в соответствии с этой потребностью методологию исследования и принципов теоретического подхода к проблеме. Основой методологической программы, применяемой в диссертации, служат принципы герменевтического анализа,

• о так как они формулируются и используются Г.Гадамером и Э.Бетти , прежде всего - концепция пред-суждения (исходной гипотезы, которая формулируется в начале каждой главы), теории понимания и интерпретации, ориентированной на разумную корреляцию позитивистского принципа верификации и феноменологического принципа ясности понимания. На этом основании в диссертации применяются принципы историзма и системности, что дает возможность адекватного восприятия эволюции традиции в контексте американской культурно-философской среды.

Теоретическую основу работы составляют исследования отечественных и зарубежных авторов, исследующих различные аспекты американского неореализма и теории ценностей - Л.Бровски, Д.Дармстона, Л.Кальмински, Д.Ларера, Н.Мальтера, У. Марвина, Дж.Рокстона, С.Ф.Анисимова, С.В.Никоненко, Н.С.Юлиной. Концептуальные основания для формирования представления о традиции американского неореализма как совокупности сообществ и персональных центров сложились под влиянием работ В.Хёсле9 и А.А.Фёдорова10.

Научная новизна . исследования определяется четырьмя характеристиками:

8 Гадамер Г.Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988 Бетти Э Принципы герменевтического анализа. Киев, 2001.

9 Hosle V. Wahrheit und Geschichte. Studien zur Struktur der Philosophiegeschichte unter paradigmatischer Analyse der Entwicklung von Parmenides bis Platon. Stuttgard, Formmann-Holzboog, 1984.

10 Федоров А.А. Традиция в истории философии: сообщества и дискрет-этапы//Поиски и разыскания в истории идей. Теоретические проблемы истории философии и истории науки. Рига - Варшава - Москва, 2004. С. 90-120.

- произведена реконструкция традиции американского реализма в XX веке как совокупности институциональных и рефлексивных сообществ и персональных центров в процессе их эволюции и развития и установлена степень преемственности и оригинальности по отношению к английской неореалистической философии;

-обоснованна характеристика фундаментальных оснований философской позиции Франкены как представителя американского неореализма;

- впервые в отечественной историографии производится комплексное исследование концепций ценности Р.Б.Перри и У.К.Франкены (вводится в научный оборот отечественной философии культуры и истории зарубежной философии 3 работы Перри и 7 работ Франкены) и устанавливается их преемственность;

- осуществлена теоретическая характеристика концепций ценности Р.Б.Перри и У.К.Франкены как - в первом случае - феноменологической метафизики ценностей, ориентированной на построение формалистической нормативной универсалистской иерархии, а во втором - метаэтики (или аксиологической «метафилософии»), которая выстраивается как особый тип неореалистической семантической метафизики ценностей, имеющей феноменологическое основание с методологическим регулятором в виде этико-утилитаристского нормативного релятивизма.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие пять положений, составляющие основу результатов данного диссертационного исследования:

- возникающее в 10-е годы XX в. рефлексивное сообщество неореалистов становится одним из ведущих в американской философской среде именно ввиду того, что органически сумело соединить в идеях своих деятелей все существующие продуктивные и негативные тенденции развития философского знания, заявив себя, таким образом, как своеобразное зеркало американской теоретической философской культуры. В отличие от английского варианта неореализма вариант американский представлял собой институциональное (имеющее явную структуру преемствующих друг другу институциональных и рефлексивных сообществ, школ, связок «учитель» -«ученик») явление в истории идей, важнейшими теоретическими тенденциями которого были этико-аксиологическая метафизика при явном намерении поиска прагматико-политического воплощения предлагаемых концепций.

- вопреки имеющемуся в историографии проблемы скептицизму, можно утверждать, что американские неореалисты, прежде всего сам Р. Перри, безусловно, преемствуя британской традиции, создали на основе критического прочтения европейской феноменологической философии (Брентано, Мейнонга и Гуссерля) авторский, отличный от программы Дж.Мура, проект концепции «здравого смысла», что позволит Перри сделать его основанием своей теории ценностей. Исходя из имеющихся данных, философско-теоретическую позицию У. Франкены следует расценить как неореалистическую по своей сути, хотя она и возникает в результате сложного переплетения идей с неопозитивистскими устремлениями «третьей волны», а его самого следует отнести к деятелям рефлексивного сообщества американского неореализма, что послужит решающим фактором в построении им концепции ценностей.

- в процессе создания своей концепции ценностей Перри придет к выводу, что основанием для определения ценности является интерес. Но не интерес индивидуального человеческого сознания, а некий «интерес» как самоочевидно одинаковый для всех, априорный «факт» автономного сознания как такового. Перри предлагает завершенную систему ценностной этики. В предельном варианте ценностное, основывающееся в историческом, существует как трансцендентно-определенное, универсально опосредованное, религиозно и этнически обоснованная тоталитарная универсалистски-эйтопическа$ ценность, где ценностное вообще актуализируется как конкретно-ценное. Тогда ценность понимается как желание-потребность считать нечто необходимым исторически, метафизически и личностно ради продолжения существования в порядке сохранения принятой идентичности;

- концепция Франкены представляет собой метаэтику (или аксиологическую «метафилософию»), которая выстраивается как особый тип метафизики. Это неореалистическая, имеющая феноменологическое основание, семантическая метафизика ценностей с регулятором в виде этико-утилитаристского нормативного релятивизма, где ценности превращаются в «ценностный опыт» через организующую деятельность мышления в непрерывном процессе опыта как эксперимента и развитие способностей творить и нести конструктивную ответственность за создание социально-политических перспектив, а также способности объединяться с перспективами других людей;

- сравнительный анализ "концепций Перри и Франкены показывает, что исследователь имеет дело с двумя опытами построения метафизик ценностей, одна из которых формируется в контексте неореалистической программы «здравого смысла» как формально-нормативная универсалистская система (Перри), а другая в контексте семантической нормативно-релятивистской аксиологии, имеющей явные основания в неореалистической философской программе, достигаемой в преодолении неопозитивистской позиции и традиционно именуется метаэтикой (Франкена).

Теоретическая значимость представленной работы заключается в том, что она является вкладом в анализ фундаментальных философско-теоретических традиций XX века и вкладом в изучение теоретических оснований этико-аксиологических концепции в американской культурно-исторической среды, как одной из доминирующих в эпоху современности. В работе произведено уточнение принципов развития неореалистической традиции в философии США, впервые введены в научный оборот отечественной историографии некоторые важные сочинения Перри и

Франкены и предложена теоретическая характеристика концепций ценности этих авторов.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения традиции американского неореализма и американской философии ценностей, при том, что концептуальные построения Перри и Франкены сыграли t существенную роль при формировании идеологической программы неоконсерватизма. Результаты, полученные в диссертации способны использоваться в материалах учебных курсов по истории и теории американской культуры, американской философии.

Апробация результатов исследования была проведена на ряде международных и российских конференций - в Санкт-Петербурге («Идеология и психология глобализма», 2002 г.), в Москве («Глобальные смыслы культуры, 2003 г.»), Риге («Ценностные ориентиры евро-американской цивилизации», 2004 г.), Нижнем Новгороде («Российская 9 система ценностей», 2005 г.). Основные результаты исследования отражены в 6 публикациях - 3 статьях и 3 тезисах.

Структура диссертации. Исследование представляет собой текст, состоящий из Введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, Заключения, Библиографии и Приложения (схема сообщества американских неореалистов).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Лубяной, Максим Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в итоге проведенного исследования имеется возможность сделать следующие выводы о формировании неореалистического направления в американской культурно-философской среде и возникающих на его основе концепций ценностей Р.Б.Перри и У.К.Франкены.

1 .Американская культурно-философская среда 10-50 гг. XX столетия складывалась как многомерное и многообразное образование истории идей, в котором были представлены практически все существующие и актуальные в Западной Европе философские направления и течения. В ней преобладали три основные тенденции - эмпирико-прагматическая, эмпирико-позитивистская, религиозно-спекулятивная, которые находились в постоянном конфликте и противостоянии при общих прагматико-сциентистских настроениях и особом понимании статуса науки как системы эмпирических методов, получающих этико-прагматическое и теоретическое осознание в процессе их использования. В этой среде, при постоянном конфликте между антиметафизической и метафизической тенденциями, выработалось особое синтетически-эклектическое понимание метафизики как универсального системного знания.

2. Возникающее в 10-е годы XX в. рефлексивное сообщество неореалистов становится одним из ведущих в американской культурно-философской среде именно ввиду того, что органически сумело соединить в идеях своих деятелей все существующие продуктивные и негативные тенденции, заявив себя, таким образом, как своеобразное зеркало американской теоретической философской культуры. В отличие от английского варианта неореализма вариант американский представлял собой институциональное (имеющее явную структуру преемствующих друг другу институциональных и рефлексивных сообществ, школ, связок «учитель» ученик») явление в истории идей, важнейшими теоретическими тенденциями которого были этико-аксиологическая метафизика при явном намерении поиска прагматико-политического воплощения предлагаемых концепций. Подчеркнем, что развитие американского неореализма осуществлялось преимущественно институциональным путем - это единый процесс, включающий в себя наследующие друг другу институциональные и рефлексивные сообщества, формирующиеся в контексте, как правило, университетской среды или ' при участии университетских профессоров. Неореализм - одна из основополагающих разновидностей американской университетской философии, которая получила распространение от Нью-Йорка до Мичигана и по сие время служит одной из существенных программ в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Он воспринимается как одно из значительнейших явлений американской культурно-философской среды, оказавшее заметное влияние на современную американскую историю философии и историю идей.

3. Вопреки имеющемуся в историографии проблемы скептицизму, можно утверждать, что американские неореалисты, прежде всего сам Р. Перри, безусловно, преемствуя британской «островной» традиции, создали на основе критического прочтения европейской феноменологической философии (Брентано, Мейнонга и Гуссерля) авторский, отличный от программы Дж.Мура, проект концепции «здравого смысла», что позволит Перри сделать его основанием своей теории ценностей. Исходя из имеющихся данных, философско-теоретическую позицию У. Франкены следует расценить как неореалистическую по своей сути, хотя она и возникает в результате сложного переплетения идей с неопозитивистскими устремлениями «третьей волны», а его самого следует отнести к деятелям рефлексивного сообщества американского неореализма, что послужит решающим фактором в построении им концепции ценностей.

4. В процессе создания своей концепции ценностей Перри придет к выводу, что основанием для определения ценности является интерес. Но не интерес индивидуального человеческого сознания, а некий «интерес» как самоочевидно одинаковый для всех, априорный «факт» автономного сознания как такового.

Из этого формально всеобщего абстрактного интереса как положительной абстракции сознания вообще - представляющего собой ни что иное как логическое развитие принципов феноменологического понимания априорного и долженствования-целеполагания - дедуктивно выводятся все частные, конкретные оценки (ценности). У Перри «интерес» - исходная априорная ценностная категория (как у Канта абстрактное «должное»).

Абстрактное», или «априорное», определение ценности, которое разделяет и

Франкена, сводится, таким образом, к тезису вполне феноменологическому: ценность сводится к «интересу» (положительному или отрицательному), а «интерес» (как интенция) есть априорное свойство сознания. Интенция «интереса» определяет содержание абсолютных ценностей «добра», «красоты», «святости», «должного», «правильного», «справедливого» и пр.

Перри предлагает завершенную систему ценностной этики. В предельном варианте ценностное, основывающееся в историческом, существует как трансцендентно-определенное, универсально опосредованное, религиозно и этнически обоснованная тоталитарная универсалистски-эйтопическая ценность, где ценностное вообще актуализируется как конкретно-ценное. Тогда ценность понимается как желание-потребность считать нечто необходимым исторически, метафизически и личностно ради продолжения существования в порядке сохранения принятой идентичности.

Фундаментальным аргументом, отвергающим тотальную исключительность в определении ценностного, является единовременность существования трех взаимозависимых оснований никогда не сводимых в единое - исторического, метафизического и личностного.

Таким образом, в случае с концепцией Р.Б.Перри исследователи имеют дело с феноменологической метафизикой ценностей, ориентированной на построение формалистической нормативной универсалистской иерархии, позволяющей выработать этико-утилитаристское отношение в совокупности со-понимания конкретного поступка конкретной личности и социально-исторического процесса вообще.

5. Из предложенной Франкеной концепции ценностей следуют на наш взгляд два вывода: 1) существует априорно данная четырехуровневая двухмерная - подобно двум измерениям-взаимодействиям в человеческой личности (активная и теоретическая) - иерархическая система символического мира, детерминирующего определение ценностей и норм для человека и в обществе (символы - ценности - нормы - знания; трансцендентное - эвалюативное - прескрептивное - дескрептивное); 2) существуют как истинные, так и ложные значения и ценности - они связаны с формированием ложных ценностно-нормативных структур, вызванных несоответствием с первичной основой символического мира. При этом будет утверждаться, что свобода личности лежит не в оппозиции сдерживающим нормам и авторитету обобщенного другого, но в самоконтроле, какого требует правильная динамика взаимодействия двух полюсов личности

В концепции Франкены исследователь имеем дело с метаэтикой (или аксиологической «метафилософией»), которая выстраивается как особый тип метафизики. Это неореалистическая, имеющая феноменологическое основание, семантическая метафизика ценностей с регулятором в виде этикоутилитаристского нормативного релятивизма, где ценности превращаются в ценностный опыт» через организующую деятельность мышления в непрерывном процессе опыта как эксперимента и развитие способностей творить и нести конструктивную ответственность за создание социально-политических перспектив, а также способности объединяться с перспективами других людей.

6. Сравнительный анализа концепций Перри и Франкены в рамках данного исследования показывает, что исследователь имеет дело с двумя опытами построения метафизик ценностей, одна из которых формируется в контексте неореалистической программы «здравого смысла» как формально-нормативная универсалистская система (Перри), а другая в контексте семантической нормативно-релятивистской аксиологии, имеющей явные основания в неореалистической философской программе, достигаемой в преодолении неопозитивистской позиции и традиционно именуется метаэтикой (Франкена).

Представленный опыт» построения теорий ценностей Перри и Франкены, при всей его кажущейся теоретичности и спекулятивности, оказался весьма жизнеспособным и востребованным особенно в 80-гг. XX ст., когда государственная идеология США вновь обратилась к культу семейных ценностей и мультикультурного в социальной стратегии.

Этико-аксиологическая мысль Перри и Франкены приобретает этико-утилитаристские социально-политические черты, отстаивая идею развития способности творить и нести конструктивную ответственность за создание социальных перспектив, а также способности объединяться с перспективами других людей, что позволило им поныне быть авторами, обильно цитируемыми в сочинениях американских консерваторов и неоконсерваторов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лубяной, Максим Сергеевич, 2006 год

1. Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998. 457 с.

2. Анисимов С.Ф.Введение в аксиологию. М., 2001.127 с.

3. Аппель К.-О. Планетарная этика. Киев, 2005.' 125 с.

4. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М., 1985. 245 с.

5. Бегиашвилли А.Ф. Современная английская аналитическая философия. Тбилиси, 1975.217 с.

6. Бетти Э. Принципы герменевтического анализа. Киев, 2001.

7. Богомолов А. С. Буржуазная философия США XX века. М„ 1974, 245 р.

8. Богомолов А.С. Философия англо-американского неореализма М., 1962.211 с.

9. Богомолов А. С. Философия в США. XX век//Направления и течения в западно-европейской и американской философии XX века. М., 2001. С. 205-221

10. Ю.Боднар Я. О современной философии в США. М., 1959.

11. Быховский Б.Э. Философия неопрагматизма. М.,1959.

12. Гадамер Г.Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 641 с.

13. Гартман Н. Этика. СПб.,'2002. 707 с.

14. Гоббс Т. Избранные сочинения. Киев, 2003. 408 с.

15. Гулыга А.В. Кант. М., 2001. С. 301 с.

16. Долгих В. Рождение феноменологии. М., 2004. 310 с.

17. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

18. Ендовицкий В.Д. Критика философии американского критического реализма. М., 1968.

19. История философии. Запад Россия - Восток. М., 1998. Кн. III. 410.

20. Каримский A.M. Идейные источники и основные концепции философии американского семантического неореализма (70-80 гг. XX века)//История всемирной философии. 4.1. Томск, 2002. С. 101-121.

21. Каримский A.M. Неореализм//Современная западная философия. Словарь. 2-е издание. М., 2001. 318 с.

22. Луканов Д. М. Гносеология американского «реализма». М., 1968. 211 с.

23. Маровский Д.А. К истории понятия «а priori» в новоевропейской философии//История философских идей и понятий. Спб., 1999. С. 2137.

24. Митенс Л. Американские философские школы//Западная философия сегодня. Киев, 2003. С. 81-104.

25. Мур Дж. Доказательство внешнего мира//Аналитическая философия:9

26. Избранные тексты. М., 1993. С.71-99.

27. Нарский И.С. Современный позитивизм. М., 1961. 213 с.

28. Никоненко С.В. Английская философия XX века. СПб., 2003. 770 с.

29. Прозерский В.В.Критика современной буржуазной эстетики Л., 1973. 187 с.

30. Современная буржуазная философия. М., 1978. 387 с.

31. Современный либерализм. М., 1997. 318 с.

32. Сполдинг Э.Г. Ценности и познание// Западная философия сегодня. Киев, 2003. С.106-118.

33. Фёдоров А.А. Традиция в истории философии: сообщества и дискрет-этапы//Поиски и разыскания в истории идей. Теоретические проблемы истории философии и истории науки. Рига Варшава - Москва, 2004. С. 91-130

34. Философы двадцатого века. Книга вторая. М., 2004. 337 с.

35. Фреге Г. О существовании: Диалог с Пьюнером // Фреге Г. Избранные работы. М., 1997. С. 5-43.

36. Шварев B.C. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966. 208 с.

37. Шелер М. Феноменология и теория познания/ЯПелер М.Избранные произведения. М., 1994. С 183-217

38. Юлина Н.С.Очерки по философии в США. XX век. М., 1999. 214 с.

39. Юлина Н.С.Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978. С. 295 с.

40. Юм Д. Избранные сочинения. Киев, 2000. 242 с.

41. Ayer A. J. Russell and Moore. The Analytical Heritage. Cambridge, 1971. 324 p.

42. Blanshard B. Reason and Analysis. London, 1962. 471 p.

43. Brovski L.Y. A History of American Philosophy. XX. N.Y., 2005. 512 p.

44. Brovski L.Y. The American history of ideas: paradoxes and errors. Boston, 2006.318 р.

45. Commager H. S. The American Mind. An Interpretation of American Thought and Character Since the 1880's. New Hawen, 1950. 420 p.

46. Daele W. van den. Die Naturlichkeit des Menschen als Kriterium und Schranke technischer Eingriffe//Wechsel Wirkung. Juni-August 2000. S.28-41.

47. Diner K.G. American philosophy and history of ideas in persons of their founders. Washington, 2002. 418 p.

48. Deine R. Semantic society and its authorities. N.Y., 2004. P. 302.

49. Darmston D. History of falsifications: Anglo-American philosophy. Oxford, 2002.318 р.

50. Dummet M. The Interpretation of Frege's Philosophy. L., 1981. 247 p.

51. Fedorov A. Die Prinzipien des Entstehens der Gesellschaft in der philosophischen Tradition // Die Geschichte der Ideen-V. Das Jahrbuch der germanischen elektronischen Agentur. Koln, 2004. S.31-54.

52. Fiske J. Outlines of Cosmic Philosophy Based on Doctrine of Evolution. V.2. Boston, 1974.410 р.

53. Folk W.D. Morality, Self, and Others // Morality and the Language of Conduct. Wayne State U. P., 1965. P. 60-79.

54. Frankena W.K Definition of terms // The American philosophy of morals. 1969. №4. P. 87.

55. Frankena W.K. Ethik. N.Y., 1963. 327 p.

56. Frankena W.K Modern representations about morals // the American philosophical year-book. 1971. Boston, 1972. P. 80-107.

57. Frankena W.K. Recent Conceptions of Morality//Morality and the Language of Conduct. Detroit, 1965. P. 8-31.

58. Frankena W.K. The bases of values in the European philosophy and the American tradition // the American philosophy of morals. 1969. № 1. P. 55

59. Frankena W.K Valuable and personal // The Person in a modern society. Materials of the American philosophical congress. Michigan University. 1969. June 25-29. 1969. P. 66-97.

60. Frankena W.K. Valuable bases of practical activities // Ethics in a modern American society. Boston, 1971. P. 198-218.

61. Frankena W.K Valuable comprehension of sense // The Americanphilosophy of morals. 1964. № 3. P. 89.

62. Gewirth A. Reason and Morality. Chicago, 1978. 410 p.

63. Haer R. Freedom and Reason. Oxford U. P., 1963. 411 p.

64. Наег R. Moral Thinking: Its Levels, Method and Point. Oxford U. P., 1981. P. 410 p.

65. Haer R. Moral Thinking: Its Levels, Method and Point. Oxford U. P., 1981. P. 601 p.

66. Haer R. The Language of Morals. Oxford U. P., 1952. 375 p.

67. Нагге R. Varieties of Realism. Oxford; N. Y, 1986. 345 p.

68. Hofstadter R. Social Darvinism in American Thought. Boston, 2000, 210 p.

69. Joseph H. W. B. The Psychological Explanation of the Development of the Perception of External Objects // Mind. 1910.Vol. 19. 453- 471.

70. Kalminsky L. Ideas and values in the American culture. San Francisco, 1991.320 р.

71. Laird J. Study of Realms. N.Y., 1920. 390 p.

72. Larer D. The American intellectual culture for 100 years. Boston, 2003.

73. Malter N.T. A History of American Philosophy and its European roots. N. Y., 2003. 416 p.

74. Marvin U.T. Historical and experimental realism in searches of the bases. Boston, 1960.217 р.

75. Marvin U.T. Occurrence of ideological tradition: America and the Europe. Harward, 1946.211 p.

76. Mead G. Movements of Thought in the Nineteenth Century. Chicago, 1944. P. 441 p.

77. Molchavis D.K. American theories of values // Modem ethical programs and values of the euro-American civilization. Riga, 2003. P. 170-187.

78. Montegu U.P. World of concreteness. N.Y., 1989. 388 p.

79. Moore G. E. Philosophical Studies. London, 1960. 510 p

80. Moore G. E. Some Main Problems of Philosophy. New York, 1959. 318 p.

81. Moore G.E. Visual Sense-Data//British Philosophy in the Mid-century. Cambridge, 1953. P.201-245.81.0utwaite W. New Philosophies of Science: Realism, Hermeneutics and Critical Theory. L., 1987. 518 p.

82. Pepper C. G.The Descriptive Definition//Zournal of philosophy. 1946. P.121-154.

83. Perry R. B. American Philosophy in the First Decade of the Twentieth Century//Revue Internationale de philosophie. 1939. N 3. P. 432-452.

84. Perry R. B. A Review of Pragmatism // Journal of Psychology and Scientific Method. 1916. N 12. P. 371-397.

85. Perry R.B. Perception and understanding: the phenomenological bases // Revue Internationale de philosophie. 1950. N 5. P. 97.

86. Perry R. B. Philosophical reflections about consciousness. Boston, 1978. 317 c.

87. Perry R. B. Present Philosophical Tendencies. London — Bombey — Calcutta, 1912. P. 301 p.

88. Perry R. B. Realism and pragmatism // Journal of Psychology and Scientific Method. 1931. N5. P. 74.

89. Perry R. B. Realms of Value. The Critique of the Human civilization. Harward, 1954. 854 p.

90. Philosophy, Science, and Method. S. Morgenbesser, P. Suppes, M. White (Eds).N. Y., 1969.

91. Pitkin U. Memories about philosophers. Washington, 1995. 317 p.Polston R. American universities for 100 years. San Francisco, 2001. 487 p.

92. Polanyi M. Personal Knowledge. London, 1958.t

93. Quine W. V. O. On What There Is.//The Review of Metaphysics». V. II. 1948. № 5. P.79-85.

94. Reck A. The New American Philosophers. An Exploration of Thought Since World War II. N. Y., 1970.

95. Recent American Philosophy/ Ed. A. Reck. N. Y., 2003. P. 101-121.

96. Roxton J. Game of ideas. Harward, 2003. 290 p.

97. Rogers A. R. English and American Philosophy since 1800. A Critical Survey. N. Y., 1922.217 р.9 8. Roy се I. The World and Individual. V.l-2 . New York — London, 1997. V. 1.318 p.

98. Royce J. The World and the Individual. N. Y., 1959. 202 p.

99. Russell B. The Analysis of Matter. London, 1954. 432 p.

100. Santayana G. The Realms of Being, N. Y., 1942. 310 p.

101. Santaina G. Sens of Beautry. Boston, 1899. 341 p.

102. Schneider H. W. A History of American Philosophy. N. Y., 1947. 344 P

103. Stevenson Ch. Ethic and Language. N. Y., 1944. 312 p.

104. Svensson G. On Doubting the Reality of Reality. Stockholm, 1982. 408 p.

105. The American philosophical encyclopedia. Boston, 2000. 878 p.

106. The dictionary of figures of the American culture. N. Y., 1998.

107. The encyclopedia of professors of the Michigan University. Michigan, 2001.

108. The encyclopedic dictionary of professors of the New York University. N. Y., 1998.

109. The Journal of Speculative Philosophy», 1867, v. 1. CD-vers. N.Y., 2005. 245 p.

110. The New Realism. N. Y., 1912. 311 p.

111. The Philosophy of G. E. Moore. New York, 1952. P. 636.

112. The Philosophy of Language. New York; Oxford, 1990.

113. The Philosophy of Logic. Oxford, 1976.

114. The Program and Platform of Six Realists//Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1910. V. VII. July 21. 232 p.

115. The Return to Reason: Essays in Realistic Philosophy. Chicago, 1963. P. 218 p.

116. Twentieth-century Philosophy: the Analytic Tradition. New York; London, 1966.

117. Urmson J. 0. Philosophical Analysis. Its Development between the Two World Wars. Oxford, 1956.

118. Waismann F. The Principles of Linguistic Philosophy. London, 1965.

119. Метафизика ценностей Перри

120. Метаэтика Семантическая теорияаксиологическая метафилософия) ценностей Франкена Брандт

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.