Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: Исторический аспект, современные проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Григорьева, Алла Викторовна

  • Григорьева, Алла Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 150
Григорьева, Алла Викторовна. Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: Исторический аспект, современные проблемы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 1999. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Григорьева, Алла Викторовна

ВВЕДЕНИЕЗ

Глава I. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА - ОСНОВА. САМОБЫТНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАЗАЧЕСТВА

Глава П. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗШЗИЕ СИСТЕМЫ ТРАДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ У КАЗАКОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ДО ОКТЯБРЯ 1917 г.

2.1. Семейное воспитание как начальный этап приобщения подрастающего поколения к казачьей культуре.

2.2. Витательная деятельнь казачьих объединений

2.3. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в казачьих учебных заведениях до октября 1917 г.

Глава Ш ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЗАЧЕСТВА (90-е гг. XX в.)

3.1. Современные казачьи учебные заведения (содержание и основные направления деятельности).

3.2. Детские казачьи объединения и организации (формы воспитательной работы).НО

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: Исторический аспект, современные проблемы»

Актуальность исследования. Одной из ярких страниц истории отечественной педагогической мысли является традиционное воспитание у казанов Северного Кавказа. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа. В систему образования и воспитания казачества заложено два начала: религиозно-православное и национально-русское. Закон "О реабилитации репрессированных народов", принятый Государственной Думой*, положил начало процессу возрождения казачества России и Северного Кавказа. Этот сложный социальный процесс включает в себя восстановление и сохранение культурных ценностей, обогащение их новда содержанием. Данный процесс органически связан с воспитанием подрастающего поколения казаков в духе народных традиций. Возрождение традиционной культуры требует научного подхода.

Устав Союза казаков и Декларация казачества России, принятые в 1990 г., отражают следующие направления деятельное®! современного казачества в областа воспитания и развития школы:

- сохранение и воссоздание культурных традиций и обычаев с учетом исторического прошлого и современной обстановки;

- утверждение в повседневной жизни казанов высокой нравственности;

- воспитание чувства глубокого патриотизма;

- восстановление традиций семейного воспитания в духе народной педагогики казачества;

- открытие учебных заведений, соответствующих интересам со

I, Российская газета, 1991, 9 мая. временного казачества;

- разработка целостной системы воспитания и образования с учетом национального, регионального и общечеловеческого факторов.

Система воспитания и школа у казаков имеет свою историю. Изначально воспитательные традиции складывались в семье, поддерживались станичниками, пополнялись и обогащались в образовательной практике.

Семья формировала основу личности, базовые черты характера истинного казака. Наряду с огромной воспитательной ролью, которую играли ближайшие родственники и общественность, первыми есте-ственнши воспитателями ребенка были его отец и мать. В семейной педагогаке казачества нашли широкое отражение такие вопросы, как уход за ребенком, особенности воспитания мальчиков и девочек, отношение к чужим детям, забота о сиротах и стариках, др. Специфика семейного воспитания была обусловлена особенностями жизнедеятельности казаков: демократичный образ жизни (несмотря на бесспорный авторитет отца), формирование общественного мнения на семейных советах, дафференциро ванный подход в воспитании ребенка, разделение труда между мальчиками и девочками, уважение к старшим по возрасту и чину, строгое соблюдение народных традиций. Дальнейшее воспитание и приобщение ребенка к национальной культуре, си< стеме нравственных ценностей, подготовка к полноценной жизни осуществлялась в учебных заведениях.

С конца ХУШ до начала XX века казакам Северного Кавказа удалось организовать разветвленную сеть учебных заведений, представ ленную войсковши школами и училищами, женскими и мужскими гимна зиями, полновьми и бригадными шкодами, кадетскими корпусами и вы сшими учебнши заведениями. В отличие от жителей Центральной Рос сии, не говоря уже о национальных окраинах, среда казаков Северкого Кавказа процент грамотных был достаточно высок. Местное население всегда радушно относилось к открытию школ, по мере сил не жалея своих скудных средств на школьное дело. Очень многие казачьи учебные заведения содержались практически полностью на средства казны войсковой и пожертвования частных лиц. До октября 1917 г. обучение грамоте в объеме начальной школы с изучением Закона Божьего для казаков было обязательный. Осмысление веры, приобщение к религии и народным традициям начиналось непосредственно в казачьих семьях, а затем закреплялось в учебных заведениях.

В условиях Северного Кавказа произошло обогащение куль туры казаков элементами культур горских народов: обрядовая сфера (куначество, аталычество), форма одежды (гражданской и военной), особенности кухни и т. п. Все это отличает казачество Северного Кавказа от казаков других регионов страны.

В ряду проблем, стоящих перед отечественной педагогикой и школой, несомненно, важное место занимает выявление специфических воспитательных традиций и особенностей развития школы у казаков. Проблема традиционного воспитания и развития народных школ недостаточно разработана и с тори ко -педаго гачес ко й наукой. Так, освещение этой проблемы в последние десятилетия Ж в. представлено единичны/да публикациями в педагогической печат, наиболее крупными из которых являются труды следующих авторов: М.П.Ас тапенко, И.Кузнецова, В.Лях, И.Горловой, А.Манаенко, Ю.Трофимовой, В.Ходарева, Ю.Д.Труханова, А.П.Пивнева, АЛ.Скорика. Нет специальных исследований по истории просвещения и развития педагогической мысли у казаков Северного Кавказа, где в силу истори-но-политических причин сосредоточено наибольшее количество казачьего населения и активно идет процесс возрождения традиционной культуры. Накоплен некоторый опыт организации казачьих учебных заведений различного типа, созданных в 90-е годы XX в. Этот опыт требует обобщения и научной оценки.

Теоретическая и практическая значимость проблемы для современной отечественной педагогики и школы, отсутствие работ, дающих целостное представление о системе традиционного воспитания у казанов Северного Кавказа, становлении, основных тенденциях развития и современном состоянии казачьих школ, определили тему нашего исследования: "Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: исторический аспект, современные проблемы".

Объектом исследования является педагогическая культура казаков Северного Кавказа, нашедшая отражение в их многовековом опыте и раскрытая в обычаях, традициях, фольклорных произведениях; а также современное состояние учебных заведений казачества.

Предмет исследования: процесс воспитания и обучения у казаков Северного Кавказа в конце ХУ1 - 90-х гг. XX века.

Проблема исследования: обобщение и научная оценка педагогических идей и опыта, накопленных казаками Северного Кавказа в процессе их исторического развития.

Дель исследования: раскрыть специфику развития содержания, форм и методов воспитания и обучения казачества Северного Кавказа.

Достижение данной цели требует решения ряда задач:

- охарактеризовать ведущие идеи русской народной педагогики как базовые идеи педагогики казачества;

- определить основные этапы становления и развития школ казачества Северного Кавказа до октября 1917 г.;

- проанализировать и обобщить опыт современных казачьих учебных заведений, детских объединений и организаций;

- показать перспективы развития казачьих школ.

Методологическая основа исследования:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей;

- аксиологический подход к изучению педагогических реалий;

- целостность мирового педагогического процесса, своеобразие его проявления в различных странах и регионах;

- целостное изучение историко-педагогаческого явления;

- общенаучный принцип объективное1»! в подборе и оценке исследуемых фактов, явлений и обобщений;

- принцип логического и исторического;

- системно-структурный подход, связь исторического с современностью.

При изучении педагогической проблемы автор руководствовался также принципом комплексного использования методов исследования. Данный принцип обусловлен сложностью самого педагогического процесса, его диалектичноетью и предусматривает ввдвижение нескольких исследовательских задач, охват как можно большего числа связей изучаемого процесса, «философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных результатов. Комплексный подход дает объективное представление об изучаемом педагогическом явлении.

В исследовании автор опирался на труды современных отечественных педагогов Ю.К.Бабанского, М.В.Богуславского, В.Й.Додоно-ва, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандрова, А.В.Мудрика, З.И.Равнина, В.А.Сухомлинского, Ф.А.Фрадкина и др.

В теоретическом осмыслении положений, традиций и закономерных связей народной педагогики автору большую помощь оказали исследования по истории педагогики М.В.Богуславского, Л.Н.Гончарова, В.В.Макаева, М. Г.Л лоховой, В.Г.Прянниковой, специалистов по этно педагогике В.Ф.Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова, Е.Е.Хатаева, Й.А.Шорова.

Ведущими методами исследования явились:

- изучение архивных и литературных источников по данной проблеме;

- анализ государственных документов об образовании, уставных документов Российского Союза казаков, региональных объединений казачества;

- сравнительно-сопоставительный анализ первоисточников;

- личные наблюдения за деятельностью современных образовательных учреждений казачества;

- интервьшрование руководителей, педагогов, учащихся казачьих учебных заведений;

- обобщение и систематизация полученных данных.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, пеихолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, государственные документы об образовании, учебные программы, методическая литература, учебники.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной педагогической науке дана обобщенная характеристика системы традиционного воспитания у казаков Северного Кавказа. Установлено, что в народной педагогике казачества семья рассматривалась как определяющий фактор формирования личности. Охарактеризован сложишийся в опыте народа идеал воспитания казака-труженика, семьянина, гражданина, воина. Выявлены основные части (задачи) воспитания: воспитание детей в труде и для труда; раскрытие физического потенциала человека; выработка нравственного сознания и национального самосознания; овладение жизненно необходимыми знаниями, развитие интеллекта и творческих способностей. Охарактеризована специфика средств и методов непосредственного педагогического воздействия семьи и казачьей общественности в процессе социализации личносж. Проанализирован и обобщен опыт современных казачьих учебных заведений, определены особенности организации учебно-воспитательного процесса: включение в содержание образования регионального компонента, усиление образовательных функций традиционной культуры, использование культурных и образовательных традиций казачества. В процессе исследования выявлено расширение сети учебных заведений, ранняя профориентация в соответствии с традащонндаи казачьими видами деятельности, система наставничества, тесная связь с казачьими общественными организациями, разнообразие форм внеклассной работы.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт формирования воззрений казачества на воспитание детей представляет собой характеристику важнейших понятий и идей, обычаев и традиций народного воспитания как целостной педагогической совокупное та. Эта целостная система включает в себя идеал, цель и задачи традиционного воспитания; процесс, средства, методы и отдельные приемы педагогического воздействия на ребенка, родителей, семью в целом; самовоспитание и социализацию личности в условиях семьи и общины, а также результаты воспитательного процесса, имеющие гуманно-демократическую направленность. Результаты исследования содержат идеи и положения, которые углубляют знания и пред' етавления современного педагога о формировании системы казачьих учебных заведений в период с конца ХУШ в. до 1917 г., а также определяют теоретические положения прогнозирования системы образовательных учреждений казачества в свете актуальных задач современной педагогики и процесса возрождения в России народной школы» Практическая значимость исследования♦ Сформулированные автором положения и выводы могут быть включены в курсы теории и истории педагогики, этно педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учреждений, для создания спецкурсов и спецсеминаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов, в лекторской работе и деятельности институтов повышения квалификации. Теоретические положения и методические материалы представляют непосредственный интерес для учителей казачьих школ и родителей-казаков в их воспитательной деятельности.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием исследования теоретико-методологическим принципам, целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1994-1996 гг.) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ материала. На втором этапе (19961997 гг.) - осмысление и обобщение полученного материала, оформление дассертации, апробация результатов.

На защиту выносятся следующие положения; I. Система традиционного воспитания у казаков Северного Кавказа, основанная на ведущих идеях русской народной педагогики, формировалась с учетом региональных особенностей и специфики жизнедеятельности казачества.

Особенности содержания семейного воспитания определялись традиционной педагогикой казачества и заключались в следующем: - подготовка к трудовому образу жизни через раннее вовлечение детей в трудовую деятельность на благо семьи и общества, недопустимость нетрудовых доходов;

- общечеловеческая и религиозная (христианская) мораль -основа нравственного воспитания; воспитание добродетели, чести, коллективизма, гуманного отношения к людям, особенно к женщинам, детям, старикам;

- физическое и военно-патриотическое воспитание как непременное условие формирования личности казака-воина, гражданина;

- умственное воспитание через приобщение к устному народному творчеству (загадки, пословицы, поговорки, сказки и т» д.)» фольклору;

- формирование эстетического сознания, эстетических чувств, умений и навыков художественной деятельности, основанных на достижениях народного творчества казаков, а также поведения по законам красоты.

3. Характеристика процесса становления и развития системы казачьих учебных заведений на Северном Кавказе до октября 19X7 г с точки зрения обусловленности этого процесса социально-поли чиче скими предпосылками и направленностью на формирование казачьей интеллигенции в целом и военной интеллигенции в частности.

4. Необходимость возрождения традиционной культуры и казачь их школ как непременного условия возрождения самого казачества.

5. Специфика организации учебно-воспитательного процесса в современных казачьих учебных заведениях, их перспективность.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, на первом Международном конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, об разование, культуру" (1996 г.); издавались в сборнике научных трудов молодых ученых университета "Теоретические и прикладные исследования в области гуманитарных наук" (1996 г.)» в сборнике материалов для студентов по изучению истории педагогики "Страницы истории педагогики", вып.5-ый (1995 г.)» вып.6-ой (1997 г.)» вып.7-ой (1997 г.), вып.8-ой (1997 г.), вып.9-ый (1998 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Григорьева, Алла Викторовна

Результаты исследования показали, что педагогика казаков Северного Кавказа, как отражение представлений народа о человеке, семье, воспитании, зародилась на рубеже ХУШ-XIX вв. Ее исто

- 128 чником стал многовековой уклад жизни казачьих семей. Народная педагогика казачества ставила своей целью воспитание нравственно целостной личности, сочетающей в себе черты казака-семьянина, труженика, гражданина, воина. Семья оберегала вековые воспитательные и культурные традиции, использовала присущие только казачеству методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, вырабатывая нормы оптимальных взаимоотношений между членами семьи и казачьей общности. Казаки всем укладом семейной жизни стремились воспитать в детях чувство долга перед семьей и Отечеством, уважение к старшему и ближнему, отвращение ко злу и неправде, умение жить в гармонии с самим собой и природой, радоваться малейшей удаче и достойно преодолевать трудности, ценить семейное счастье, дружбу, мир и порядок. Каждый член семьи с детства приучался заботиться о ее престиже и благополучии, материальной обеспеченности и моральной чистоте. Основой воспитания являлся ежедневный труд. В каждой семье родители старались распределить обязанности по дому между детьми, стремились научить их полезному ремеслу, готовили к самостоятельной жизни. В семье осуществлялась военно-физическое, умственное, религиозно-нравственное, эстетическое воспитание, хотя систематизированных научных знаний семья не давала. Эмпирические знания приобретались детьми в процессе трудовой деятельности, общения, в непосредственных беседах с родителями и старшими, в играх, упражнениях на смекалку и находчивость. Территориальная разбросанность, разнообразие условий проживания, социально-политические события, происходившие в России, наложили отпечаток на всю жизнь казачества. Однако общим и бесспорным для казаков всех регионов страны оставалось понимание семьи как источника крепкого казачьего духа, стойкости и жизнелюбия.

Полученные в процессе нашего исследования результаты свидетельствуют о том, что воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни, национальной культуре, системе нравственных ценностей. Оно поддерживалось всем укладом станичной жизни. Общественная форма проживания и землепользования, изначально присущая русскому народу, долгое время носила у казаков Северного Кавказа военный характер и отличалась от традиционно крестьянских внутренней организацией и выполняемыми функциями. Изначально в казачьей общине существовали две распорядительные инстанции: войсковой круг и станичный сбор (сход), решаниие важные военные и бытовые дела. Казачий круг являлся высшим органом самоуправления казачьих станиц, проявлением демократии, т. к. в основу функционирования власти у казаков было положено выборное начало, а не "божье помазанье". И круг, и станичный сход, выполняя управленческие функции, приучали молодежь решать все свои проблемы на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Общественный характер воспитания у казаков заключался в том, что наряду с семьей педагогическое воздействие на подрастающее поколение оказывали казачьи объединения и все население станицы. С детства казачат приучали уважительно относиться к мнению не только родителей, но и всех старших, прислушиваться к их советам, выполнять их поручения и просьбы. Обычаи, созданные всем укладом станичной жизни, религиозно-нравственные заветы, воплотившиеся в "Кодексе казачьей чесои", соблюдались строго и носили характер местного закона. Общественный подъем в России в конце XIX - начале XX в. способствовал появлению в среде казачества просветительских обществ, содействоваших народному образованию, распространению книг, организации культурного досуга.

- 130

Воспитательная деятельность казаков основывалась на принципах долга и чести, порядочности, воинской удали. Казачье население всегда отличалось трудолюбием, почитанием старших, уважением к законам, нетерпимостью к порокам, религиозностью, бережньм отношением к своей культуре и культуре других народов. Становление и развитие системы образования у казаков Северного Кавказа тесно связано с социально-политическими событиями, происходившими в стране. Условно процесс формирования образовательной системы у казачества можно разделить на три этапа:

- ХУШ в. - 20-е годы XIX в. - период зарождения грамотности у казаков; создание системы начального образования;

- 30-е-80-е годы XIX в. - время возникновения новых типов казачьих учебных заведений (полковые школы, школы линейного казачества, гимназии, кадетские корпуса и др.);

- 90-е годы XIX в. - начало XX в. - дальнейшее расширение сети учебных заведений для казачьего населения, в том числе открытие высших школ.

Процесс становления общеобразовательной школы у казаков Северного Кавказа можно характеризовать следующим образом. Элементарной грамоте казачье население могло научиться в куренях, канцеляриях или при помощи услуг частных лиц. Но уровень полученных таким образом знаний был невысок и не соответствовал требованиям времени, что делало проблему получения образования общевойсковой задачей. Казачья администрация, опираясь на поддержку частных лиц, общественных организаций и используя войсковые капиталы, стремилась к открытию общественных и государственных учебных заведений, первыми из которых стали войсковые школы и училища. 30-е -40-е годы XIX в. отмечены открытием полковых школ и школ линейного казачества (обучение велось духовными лицами и писарями,

- 131 помимо грамматики много времени уделялось военной подготовке). Возможность продолжить обучение в гимназиях казачество Северного Кавказа получает с середины XIX в. Расширение сети учебных заведений для казаков подводит Войсковое правительство к необходимости решения вопросов, связанных с повышением квалификации учителей (открываются курсы и учительские семинарии).

Проведенное исследование позволило установить, что просветительные реформы 60-х годов XIX в., введение всеобщей воинской повинности, прекращение военных действий на Кавказе (60-е-70-е годы) обусловили дальнейший рост образовательных учреждений для широких слоев казачества. Наказные атаманы получили право открывать на средства казны народные и приходские училища во всех станицах. Одновременно с этим Войсковое правительство стремилось решать вопросы женского образования, получение которого в среде казачества долгое время недооценивалось. Во второй половине XIX века, наряду с домашним воспитанием, девочки-казачки стали получать начальное образование. В 1853 г. был открыт Донской Мариин-ский институт для девочек, позже в ряде станиц начали функционировать женские училища. Вторая половина XIX в. ознаменована также открытием учебных заведений военной направленное ом: кадетских корпусов, пехотных и кавалерийских училищ. Помимо военных дисциплин, в указанных учебных заведениях велось преподавание Закона Божьего, русского и иностранных языков, точных наук, предметов гуманитарного и художественно-эстежческого циклов. Новьм жпом учебных заведений конца XIX - начала XX в. явились ремесленные, сельскохозяйственные и бригадные школы, способствовавшие подготовке молодежи к трудовой деятельности. Увеличению числа грамотных среди взрослого казачьего населения способствовали открывавшиеся в этот период повсеместно воскресные школы. Конец XIX

- 132 начало XX в* озмеченн формированием слоя казачьей интеллигенции и открытием на территории Войска Донского высших учебных заведений, а также организацией библиотек, издательств, типографй. После революции 1905 г. общественная жизнь казачьих станиц замирает, сдерживается рост учебных заведений. Однако в XX век казачество Северного Кавказа вступило, имея достаточно высокий процент грамотных.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что в современных условиях создание системы воспитания, включающей формирование духовно богатой, всесторонне развитой личности, знающей свои истоки и умеющей свободно ориентироваться в экономической и культурной жизни, является непременнш условием подлинного возрождения казачества России, в том числе Северного Кавказа. Успех в этом деле будет во многом зависеть от оптимального сочетания современного и традиционного, общечеловеческого и национального компонентов в системе общего образования. Процесс национального самоопределения породил новые подходы к сфере образования, а их практическое воплощение привело к созданию новых типов учебных заведений, обновлению содержания образования. В этой связи на Северном Кавказе в рамках межведомственной программы развитая инновационных процессов образования организуются специализированные учебные заведения для детей-казаков. В 90-е годы XX в. на Северном Кавказе был открыт ряд образовательных учреждений, наиболее крупндаи из которых являются кадетские корпуса (г.Краснодар, г.Новочеркасск), Южно-Российский лицей казачества и народов Северного Кавказа (г.Железноводск), казачьи школы-гимназии (г.Краснодар, г.Невинномысск), станичные и городские общеобразовательные школы, строящие свою работу на основе традиций казачества (г.Хадыженск, ст.Тбилисская, ст.Каневская и

- 133 др.), Высший профессиональный центр им.атамана Платова и др. Идея создания подобных заведений заключается в возрождении и пропаганде традиционной культуры казачества посредством воспитания достойной казачьей смены.

Учебная деятельность указанных образовательных учреждений строится на основе государственных образовательных стандартов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Современные казачьи учебные заведения отличают высокая образовательная и профессиональная подготовка, приобщение к культурному наследию казачества и основам мировой культуры, начальная военная подготовка, спортивно-оздоровительная работа, духовно-православное воспитание, использование нетрадиционных методов, форм и приемов обучения, тесный контакт учительских и ученических коллективов с казачьей общественностью. Помимо формирования базовой культуры личност (духовной, эстетической, физической) казачьи учебные заведения ставят своей целью воспитание у молодого поколения таких высоких моральных качеств, как готовность к защите Отечества, верность своему конституционному долгу, дисциплинированность, гордость за принадлежность казачеству.

Согласно Закону РФ "Об общественных объединениях" в рамках детского движения на базе учебных заведений успешно функционируют детские казачьи организации, Малые казачьи круга, клубы, объединения. Их деятельность направлена на всемерное удовлетворение духовных, культурных и эстетических потребностей членов организации, приобщение молодого поколения к традиционной культуре казачества, возрождение и обогащение утраченного культурно-исторического наследия казаков России. В основе работы детских казачьих внеклассных и внешкольных объединений лежат принципы гласности и демократии, самоуправления, приоритета общечеловеческих ценное

- 134 тей, взаимного уважения и сотрудничества с государственной и общественными организациями, веротерпимости, добровольности вступления и выхода из состава организации, коллективизма и практической направленности.

На наш взгляд, дальнейшее развитие казачьих школ требует объединения усилий практиков и теоретиков, культурологов и этнопсихологов, социологов и социальных педагогов, казачьей общественности и работников культуры. Первый положительный опыт в этом направлении накоплен в Краснодарском 1фае, где на базе экспериментального центра развития образования создан исследовательский комплекс "Казачья школа*. Действует от в тесном сотрудничестве с Институтом развитая личное чи Российской Академии Образования. Внимание специалистов "Казачьей школы" привлечено к образовательны« проблемам регионов казачества России.

Показателен также факт создания в 1997 г. отдела по делам молодежи Терского Казачьего войска. Его деятельность направлена не только на организацию внешкольной работы, но и на всестороннее воспитание казачьей смены, а также на трудоустройство, проведение компактного призыва в Армию по месту дислокации казачьих войск, создание условий для обучения юных казаков в вузах, привлечение молодежи к активному участию в возрождении славных традиций казачества.

Анализ деятельности современных казачьих учебных заведений Северного Кавказа позволил определить основные тенденции развития казачьей школы:

- расширение сева учебных заведений для казаков в системе государственных образовательных учреждений .(-открытие казачьих гимназий, лицеев, кадетских корпусов);

- создание муниципальных учебных заведений для казаков

- 135 примером является Южно-Российский лицей казачества и народов Северного Кавказа, учрежденный Советом адаинистрации г. Железно-водека);

- создание образовательных учреждений для казаков общественными организациями, частными лицами и объединениями при всемерной спонсорской поддержке;

- открытие профессиональных школ для казаков (начальных, высших, средних), деятельность которых направлена на возрождение традиционных видов трудовой деятельности казачества, а также организация высших военных учебных заведений, призванных воз родить элитарное образование в среде казачьего офицерства;

- усиление регионального компонента в содержании образования (в качестве регионального компонента выступает богатство на ционально-региональной культуры, весь уклад жизни казачества, его традации, нормы поведения, духовные устремления и ценности) включение в учебные планы спецкурсов по истории казачества, культуре и обычаям народов Северного Кавказа, изучение казачьих ремесел и казачьего фольклора;

- разнообразие форм внеклассной работы по воспитанию юной смены в духе традиций казачества (создание детских казачьих объ единений и организаций, Малых казачьих кругов и клубов, военно-спортивных лагерей, организация фестивалей народного творчества и др.);

- построение учебно-воспитательного процесса в казачьих учебных заведениях с учетом принципов преемственности и тесной связи всех ступеней образования; широкое привлечение специалистов высшей школы, ученых и общественности к образовательньм про блемам казачества.

О перспективности и дальнейшей необходимости развития каза

- 136 чьих учебных заведений говорят многие выявленные наш в процессе исследования фанты: сотрудничество педагогов, родителей, учащихся, казачьих общественных объединений и организаций, делающее процесс воспитания и образования казачьей молодежи всеобщей проблемой; широкое использование новых технологий, средств, авторских программ, повышающих образовательный уровень; введение системы дополнительных образовательных услуг, способствующих самоопределению учащихся; усиление образовательных и воспитательных функций традиционной культуры и, как следствие, - повышение рейтинга казачьих учебных заведений» соответствие проводимой ими работы государственным образовательнш стандартам и потребностям возрождающегося казачества.

Настоящее исследование позволяет определить ряд проблем, решение которых представляется актуальным в современных условиях: нехватка специализированных педагогических кадров для казачьих школ, а следовательно необходимость возрождения казачьих педагогических училищ, семинарий, военно-педагогических гимназий, институтов, университетов; недостаточное количество методических пособий для учителей, учебной литературы по спецпредметам, книг для внеклассного чтения и т. п.; более широкое отражение в педагогической печати образовательных проблем казачества.

Исследование не претендует на полноту раскрытия проблемы. На наш взгляд, представляется перспекзивнда дальнейшее исследование таких проблем, как особенности религиозно-нравственного воспитания казачества, система военно-физической подготовки казаков, семейная педагогика современного казачества, эстетическое воспитание у казачества и др.

- 127 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс гуманизации и демократизации современного общества, стремление народов к национальному самоопределению и возрождению национального самосознания создали условия для перестройки содержания образования с учетом региональных особенностей и достижений народной педагогики. Национальное воспитание, органически связанное с общечеловеческим, позволяет достичь согласия, преодолеть нетерпимость, межнациональную рознь.

Казачество - оригинальное, своеобразное явление русской исторической и бытовой жизни. Оно возникло в связи с расширением и укреплением государственных границ России в ХУШ в. В истории казачьих поселенцев на Северном Кавказе, начавшейся с 1777 г., немало героических и драматических страниц. За долгие годы существования казачьих станиц в их жизни происходили коренные изменения. Особенно тяжелыми и резкими они были в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в период раскулачивания (1930 г.) и репрессий 1237-1939 гг. Но даже в самые смутные годы казаки стремились сохранить свое единство с Россией. В старину казак был исключительно воином. Его служба влияла на быт, традиции, уклад жизни и систему воспитания, отличавшуюся самобытным характером. Нашедшая отражение в устном народном творчестве, а затем и в письменных источниках воспитательная система казанов строилась на основе русской народной педагогики и вобрала в себя все лучшие ее черты: гуманизм, преемственность, дифференцированный подход к детям, религиозность как основу духовного воспитания и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Григорьева, Алла Викторовна, 1999 год

1. Аверин Н. Казаки: этнос или сословие // Независимая газета, 1992, 19 мая, с.5.

2. Аверьянов Ю., Воронов А. Счастье быть казаком // Наш современник, 1992, Ш, с.137-147.

3. Агафонов А. Казачество и внешняя политика Российского государства // Международная жизнь, 1992, Ш-4, с.55-64.

4. Аджиев М. Любо, терцы!: История терского казачества! // Вокруг света, 1992, М-6, с.46.

5. Аджиев М. Мы из рода половецкого! - Рыбинск, 1992. -146 с.

6. Алмазов Б.А. Памятка. Вып.1. Ессентуки, 1992. - 64 с.

7. Андреев А.П., Панасюк Е.В. Казачье движение // Полис, 1993, Ш, с.57-61.

8. Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки. М., 1988. -179 с.

9. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства Х1У ХУЛ вв. -М.: Педагогика, 1985. - 366 с.

10. Антология педагогической мысли России ХШ в. М.: Педагогика, 1985. - 487 с.

11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. -М.: Педагогика, 1987. 602 с.

12. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. - М.: Педагогика, 1990. - 607 с.

13. Ариаднова Л.А. Социально-функциональное и региональное в морали казачества. Ставрополь, 1993. - 52 с.

14. Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов на Дону: Изд. Рост. обл. ИУУ, 1994. - 171 с.- 138

15. Атаманенко А. Казачья хроника // Утро, 1993 , 28 января,е.2.

16. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 184 с.

17. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. ~М.: Просвещение, 1988. 479 с.

18. Баратов Н. Ставропольское казачье юнкерское училище, 1870-1897: Памятка о двадцати с еми ле тии его жизни и деятельности, Тифлис, Х898. - 124 с.

19. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии // Народное образование, 1994, М, с.43-45.

20. Безотосный В. Военное племя: К истории казачества // Родина, 1993, F7, с. 12-13.

21. Беликов Г. Ставропольское казачье юнкерское // Ставропольская правда, 1995, 26 января, с.2.

22. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т., Т.5. -М., 1954, с.331.

23. Белоглазкин Г. .И поселились здесь: Из истории казачества // Вечерний Ставрополь, 1990 , 27 сентября, с.2.

24. Берлизов А. Душой исповедую // Кубань, 1994, №1-3, с.5-7.

25. Броневский В. История Донского войска. Описание Донской земли и Кавказских Минеральных Вод. 4.2. СПб., 1834, с.137-138.

26. Бурдасов И. Корни уходят в ХУХ в. (о казачестве) //Искра, I99X, 15 августа, с.2.

27. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год: В 3-х ч., 4.1. СПб., 1869. - 548 с.

28. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К.Бабанский и др. Под ред.В.Й.Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. -239 с.

29. Венков В.А. В чем же казачий вопрос? // Дон, 1990, Ш,с.139.

30. Виноградов B.C. Народная педагогика (Отрывки и наброски). Иркутск: Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества, 1926. - 30 е.

31. Володажская В. О заселении Кавказа // Ставропольская правда, 1990, 23 ноября, с.З.

32. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары,1956. 61 с.

33. Вырелкин В.П. Философские проблемы возрождения казачества // Социально-политический журнал, 1994, $6, с.210-214.

34. Глушков А,$. Казачество Терека в период революции 1905-I9Q7 гг. // Проблемы истории и культуры народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985, с Л 5-23.

35. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М.: Советская Россия, 1980. -150 с.

36. Головин В. О кавказском линейном войске // Ставропольская правда, 1993, 9 февраля, с.2.

37. Головлев И. Что же такое казачество? // Ставропольская правда, 1994, 21 декабря, с.2.

38. Гордеев A.A. История казаков: В 4-х т., T.I. М.: Страстной бульвар, 1992. - 176 с.

39. Губарев Г.В. Книга о казаках: отрывки из книги // Военно-исторический журнал, 1992, Ш, с.80.

40. Губин А. Молоко волчицы. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 1989. - 717 с.

41. Даль В.Й. Пословицы русского народа. -М.: Просвещение,1957. 78 с.

42. Декларация казачества России: Принята 30 ноября 1990 г. в Краснодаре на первом Совете атаманов. // Литературная Россия,1990, 14 декабря, с.6.

43. Делицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы и поговорки. М.: Просвещение, 1979. - 71 с.

44. Джатдоев У. Казакам помогали горцы // Кавказский край, 1994, Ш, с.5.

45. Додонов В.Й. Теорети ко-методологические основы духовно-нравственного развития личносчи в наследии русских философов ко нца XIX начала XX в. - М.: РАО, 1994. - 140 с.

46. Егоров М. Пики, шашки, шаровары, кушаки. Обмундирование степовых и кавказских казачьих войск в начале XX в. // Воен но-исторический журнал, 1993, Ш, с .84-89.

47. Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях" // Российская газета, 1995, 19 мая, с.З.

48. Заседателева Л.Б. Казачество как социально-историческое и этнографическое явление в истории России. М., 1974. - 118 с

49. Земцов С. Как их воспитывали // Ставропольская правда,1991, 26 октября, с.2.

50. Знаменский А. Откуда казаки произошли // Литературная Россия, 1993, Ш6, с.1-15.

51. Золото в В.А., Пронштейн АЛ. Казачий словарь-справочник. М., 1992. -361 с.

52. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.- 141

53. Ис тори ко -педаго гичес ки е исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. -М.: РАО,1993. 227 с.

54. И с тори ко-педагогические основания стратегии развитая отечественного образования. Под ред. З.И.Равкина. -М.: РАО,1994. 88 с.

55. Казачество // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т., Т.Н. -М.: изд-во "Советская Энциклопедия", 1973, с.175-176.

56. Казачество: Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества: 0тр. из кн., изд. в Париже в 1927 г. // Дон, 1992, №1-2, с.216-239.

57. Казачество // Советская военная энциклопедия. -М., 1977, т.4, с.32-35.

58. Казачество:// Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.: В 82-х т., Т.13. С.-П.: Типо-Литография И.А.Ефрона, с.882-894.

59. Казачий Дон: очерки истории. Ч.П. Научн. ред. А.П.Ско-рик. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. обл. ЙУУ, 1995. - 98 с.

60. Караулов М.А. Очерки казачьей старины. Вып.1. Владикавказ, 1910. - 59 с.

61. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем: Памятка терского казака. Владикавказ, 1912. - 384 с.

62. Кислицына И.Г. Культура казачества. Материалы У Международной конференции. Ростов-на-Дону: изд-во "Логос", 1995,с .83.

63. К истории русского казачества на Северном Кавказе в ХУ1 в Публ. документов. Подготовл. к печати и предисловие С.А.Ко$лова

64. Советский архив, 1989, Ш, с.86-67.

65. Козлов С.А. О появлении русского казачества на Тереке // Вестник Ленинградского университета. Сер.2. История, языкознание, литературоведение. Вып.З, 1988, с.92-95.

66. Козлов С.А. Пополнение вольных казачьих сообществ на Северном Кавказе в ХУ1 ХУЛ вв. // Современная этнография, 1990, №5, с.47-56.

67. Кострюков И.Т. Новочеркасское казачье юнкерское училище (1869-1910). Новочеркасск, 1910, с.11-13.

68. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. - 124 е.

69. Краснов П. Казаки, их прошлое, настоящее и возможное будущее //Кубань, 1990, №9, с.47-51.

70. Краснов П. Картины былого Тихого Дона: Из истории До не ко го казачества // Дон, 1993, №2, с.200-255.

71. Краснов П. О воспитании донского юношества // Военный сборник, 1899, с.420-423.

72. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, погово рки. М.: Родное слово, 1990. - 254 с.

73. Кудряшова С. Управление казачьей станицей // Ставрополье кие губернские ведомости, 1992, 12 ноября, с.З.

74. Кузнецов Й. Путь через века. Ставрополь: Биб-ка казачь ей семьи, 1993. - 98 с.

75. Куценко Й.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1990. -383 с.

76. Лаврентьев М. Казачьи памятки // Россияне, 1995, с.105

77. Лайпанов К. Казаки и горцы старались сблизиться // Российская газета, 1992, 25 сентября, с.4.

78. Латынин В. Возвращение из небытия // Дон, 1993, с.5-6.

79. Лобов О.Н. Памятка надета. Новочеркасск, 1995. - 56 с.

80. Лосев Е. Расказачивание // Литературная Россия, 1990, Мб, с.20.

81. Лукиче в П.Н., С кори к А.П. Социально-психологический феномен казачества // Свободная мысль, 1995, №6, с.42-51.

82. Лях В., Горлова И., Манаенно А. Культура кубанских станиц I794-I9X7. Краснодар, 1993. - 102 с.

83. Макаев В.В. Жизнь и педагогическая деятельность Д.Д.Семенова. Тбилиси: изд-во ЙПН МН Груз. ССР, 1956. - 172 с.

84. Макаев В.В. История педагогики. Опорные конспекты. 4.2. История отечественной школы и педагогики. Пятигорск: изд-во ПГТШШ, 1995. - 64 с.

85. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества: Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ, 1994, с.74-82.

86. Манин В. Казачий круг // Ставропольская правда, 1990, 5 июня, с.З.

87. Медынский E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Учпедгиз, 1938. -512 с.

88. Мудри к A.B. Введение в социальную педагогику. Уч. пособие. 4.1. Пенза, 1994. - 171 с.

89. Мякотин В. Казачество // Энциклопедический словарь; Йзд-во Брокгауза и Ефрона. СПб., 1895. - Т.ХУ-а, с.581-592.

90. Найн А.Я. 0 методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5, с.44-49.

91. Нарошцкий A.JL. История народов Северного Кавказа (конец ХМ 1917 г.). - M.: Наука, 1988. - 659 с.

92. Немченко Г. Последнее рыцарство: Вымыслы и правда о казачьем сословии // Коммунист и политика, 1990, сентябрь, с.37-41.

93. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика, 1990, №9, с.41-47.

94. Никитин Н. Казачья родословная: Об этнической природе российского казачества // Литературная Россия, 1993, №22, с.15.

95. Номикосов С. Воинская повинность казаков // Дон, 1993, №5-6, с.22-27.

96. Номикосов С. Народный казачий быт. Изд. кн.; Статистическое описание Области войска Донского //Дон, 1992, М-2, с.140-168.

97. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Под ред.Э.Д.Днепрова и др. М.: Педагогика, 1991. - 660 с.

98. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. / Под ред.Э.Д.Днепрова и др. -М.; Просвещение, 1991. - 448 с.

99. Павловский C.B. Возрождение казачества: пути и проблемы // Известия Щ КПСС, 1991, Ш, с.133-135.

100. Певнев А.П. Кубанские казаки (пособие по истории для учащихся школ, гимназий, лицеев Краснодарского края). Краснодар1995. 54 с.

101. Пиотровский Б.Б. История народов Северного Кавказа с древнейших времен и до конца ХУШ в. М.: Наука, 1988. - 544 с.

102. Писарев В. Вопроси просвещения на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1928, F?. - 68 с.

103. Писарев С. Трехсотлетие Терского казачьего войска, 15771877. Владикавказ, 1081. - 112 с.

104. Поборина М.Ю., МигалевЯ.М., Кадыгроб H.A., Бережная И.А. Развитие народного образования на Кубани (начало XIX начало XX вв.). - Краснодар: изд-во КГУ, 1993. - 30 с.

105. Подъяков H.H. Национальная школа надежда России // Наш современник, 1995, Ш, с. 134-147.

106. Поликарпов B.C. История нравов России. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1995. - 578 с.

107. НО. Полукаров Ю. О казачестве без домыслов и мифов // Ставропольская правда, 1994, 7 сентября, с.4.

108. Попов В. Проверено историей об изучении истории казаче-стваЗ // Ставропольская правда, 1980, 16 ноября, с.2.

109. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. -М.: Новая школа, 1994. -449 с.

110. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-пе-дагогических исследований. М.: РАО, 1993. - 93 с.

111. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры концепции исследования. // Педагогика, 1995, №5, с.87-90.

112. Разумов A.A. Мудрое слово. -М., 1957. 109 с.

113. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования исходные позиции, цели, принципы, этапы обра- 146 зовашя // Вестник образования. М. : Просвещение, 1992, №10, с.2-25.

114. Ригельман А. Летописное повествование о Малой России, ее народе и казаках вообще. M., 1847. - 737 с.

115. Римский C.B. Казачество и православие // Дон, 1994, №1, с.205-221.

116. Римский C.B. Казачество, религия, терпимость // Международная жизнь, 1992, F7, с.89-93.

117. Рыбин Н.Н. Казачьи войска // Военно-исторический журнал, 1990, №7, с.58-60.

118. X. Савельев А. Казаки и смута // Литературная газета, 1992, №41, с.II.

119. Савельев Е.Н. Древняя история казачества: В 2-х ч. -4.1. Ростов-на-Дону: репринт, изд. I9I5-I9I6 гг., 1990. -194 с.

120. Сборник сведений Терской области. Вып.1-й. Владикавказ, 1878, с.217-219.

121. Семенов Д.Д. Учительские семинарии в России. Педагогический ежегодник Кубанской учительской семинарии, СПб., 1874,с.19.

122. Серов С. Кубанские казаки Из истории казачества // Наука и жизнь, 1990, №5, с.ПО-III.4

123. Скорик А.П., Лукичев П.Н. Станица или столица: культурологический аспект возрождения казачества // Полис, 1992, Щ,с.153-155.

124. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сборник в 3-х т. / Под ред. 3.И.Равнина. T.I. M.: РАО, 1994. - 186 с.

125. Современные проблемы и с тори ко -пе даго ги че с ких исследований- 147

126. Тезисы докладов и выступлений на Ш сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. M.: РАО, 1992. - 272 с.

127. Соловьев В. "Дела давно минувших дней": Из истории Кубанского казачества ХУШ в. //Кубань, 1973, №6, с.106-112.1.Û. Суворов А. Казаки // Энциклопедический словарь / Изд. Брокгауза и Ефрона. СПб., 1894. - Т. 13-а, с.882-894.

128. Сухомлинский В.à-. О воспитании. №.: Политическая литература, 1973. - 272 с.

129. Сухомлинский B.Â. Письмо Г.Н.Волкову от 6 февраля 1967 / Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974, с.162.

130. Сухоруков В. Историческое описание земли Войска Донского Публ. по тексту изд. 1834 г. / Подгот. и коммент. Н.Коршикова и В.Королева// Дон, 1990, №6, с.143-151.

131. Ткачев Е. На сопках Маньчжурии: Терское казачество на фронтах первой мировой войны // Кавказская здравница, 1994, 20-22 апреля, с.4.

132. Ткачев Е. Последние, кто был верен отечеству: терские казаки в период гражданской войны // Кавказский край, 1991, Ш, с. 10-11.

133. Ткаченко П. Где спит казачья слава? Почему необходимо возрождение казачества и возможно ли оно теперь. // Встреча, 1991, №9, с.2.

134. Х37. Толстой Л.H. Казаки. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1977. - 159 с.

135. Трофимова Ю. Терские казаки: история, традиции, нравы. -Пятигорск, 1993. -36 е.

136. Трофимов В. Казачий вопрос // Дон, 1990, Ш, с.133-138.

137. Трухачев Ю.Д. Из истории образования в Ставропольском- 148 крае // Труды Ставропольского пед. института. Ставрополь, 1994, с.94-96.

138. Турченко С. Казаки: Кем они были в прошлом, к чему стремятся сегодня // Красная звезда, 1991, 19 июля, с.2.

139. Турченко С. Казаки собираются в круг: История казачества // Человек и закон, 1991, МО, с.57-73.

140. Устав Союза казаков: Принят на Учредительном Большом круге Союза казаков 30 июня 1990 г. М., 1990, с.8.

141. У шине кий К.Д. О народности в общественном воспитании / Собр. соч. -M.-JL, 1948, T.IX, с.69-166.

142. Федеральный Закон w0 государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений": Принят Гос. Думой РФ 26.05.95 // Российская газета, 1995, 4 июля, с.4.

143. Федосов П. Били ли казаки сословием? // Ставропольская правда, 1993 , 20 мая, с.З.

144. Фрадкин Ш.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. - 162 с.

145. Футорянский 1.И. Социально-экономическое развитие казачества Дона и Северного Кавказа в конце XIX начале XX вв. // Вопросы исторической науки Северного. Кавказа и Дона. - Грозный, 1980, Вып.П, е.120-145.

146. Ходарев В.В. Детские казачьи игры и забавы. Ставрополь: ТОО "ЦШК", 1995. - 90 с.

147. Ходарев В. Старорусские богатыри // Вечерний Ставрополь,1990, 27 сентября, с.З.

148. Чекмене в O.A. Соци аль но -э ко нош чес ко е развитие Ставрополья и Кубани в конце ХМ в. и первой половине XIX в. Пятигорск: йзд-во ППШШ, 1967. - 352 с.

149. Чернышев В.Н. Казачество и его традиции // Кавказская здравница, 1992, 26 мая, с.4.

150. Чернышев В. Постулаты казачества // Казачий круг, 1991, 26 декабря, с. 1-2.

151. Чижов Д. Кто же виноват?: Страницы истории казачества в документах и архивных материалах: казачество перед революцией, в годы гражданской войны. // Вечерний Ставрополь, 1993, 18 мая, с.2.

152. Чиликин М. При царизме в Расею не возвращаться // Огонек,1991, №50, с.8-10.

153. Шадриков В.Д. Народная школа // Высшее образование, 1993, №, С.Ю5-И4.

154. Шашуков Н.Л. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели // Литература в школе, 1994, М, с.70-71.

155. Шевченко А. Казачья вандея: История казачества // Российская газета, 1992, 29 мая, с.4.

156. Шолохов!. Тихий Дон. Ростов-на-Дону: Ростовское кн. изд-во, кн.1-2, 1962. - 626 с.

157. Шолохов М. Тихий Дон. Ростов-на-Дону: Ростовское кн. изд-во, кн.3-4, 1962. - 738 с.

158. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. - 336 с.

159. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Ека-теринодар, I9IÜ-I9II, Т.1-2. - 273 с.

160. Ярошенко Л. Традиции воспитания в среде казачества //- 150

161. Педагогика, 1994, Н, с.122-123.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

162. Центральный государственный исторический архив РФ, ф.932, он Л, 1862; д.1231, л.2.

163. Ставропольский краевой государственный архив, ф.З, д.З.

164. Государственный архив Ростовской области, ф.46, оп.1, д.975, л.29-30.

165. ГАРО, ф.341, оп.Х, д.49, л.5.

166. Государственный архив Краснодарского края, ф.1547, оп.1, д.105, Ш7.

167. ГАКК, ф.5, оп.1, ед. хр. I, лл.1-12.

168. ГАКК, ф.1547, оп.1, д.Ю5, Щ5.

169. ГАКК, ф,454, оп.1, д.1063, Ш.173. ГАКК, ф.162, оп.Х, д.Х79.174. ГАКК, ф.427, оп.П, д.4.

170. ГАКК, ф.470, оп.П, д.1285.

171. Государственный архив Карачаево-Черкесской республики, ф.4, д.48, оп.4.177. ГАКЧР, ф.4, д.1865, л.38.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.