Традиционная музыка Дальнего Востока - Китай, Корея, Япония: историко-теоретический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор искусствоведения У Ген-Ир
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 415
Оглавление диссертации доктор искусствоведения У Ген-Ир
Введение.
Глава первая. История музыки
§1. Китай
§2. Корея
§3. Япония.
§4. Обобщения и выводы.
Глава вторая. Теория музыки.
§1. Китай
§2. Корея
§3.Япония.
§4. Обобщения и выводы.
Глава третья. Формы и жанры музыки.
§1. Китай.
§2. Корея
§ З.Япония.
§4. Обобщения и выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена "Акхак квебом": "Основы науки о музыке". XV век2004 год, кандидат искусствоведения Пак Кюн Син
Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий2006 год, кандидат культурологии Чжен, Ирина Абрамовна
Специфика традиционной музыкальной письменности Восточной Азии: на примере Китая и Кореи2009 год, кандидат искусствоведения Ключко, Светлана Иосифовна
Трансформация музыкально-исполнительского искусства Японии (конец XIX - начало XXI века) в контексте диалога культур: на материале национальной танцевальной культуры2011 год, кандидат культурологии Жукова, Анастасия Витальевна
Творчество Юн Исана: Композиторская, музыкально-просветительская, педагогическая, общественная деятельность2004 год, кандидат искусствоведения Хан Бо Ён
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная музыка Дальнего Востока - Китай, Корея, Япония: историко-теоретический анализ»
История мировой цивилизации убедительно показывает, что многие выдающиеся достижения в области науки и техники, культуры и искусства были осуществлены в странах Востока. Некоторые из них имели решающее значение для судеб человечества. На Востоке берут свое начало три древнейшие цивилизации мира: Китая, Месопотамии и Индии. Восток является родиной трех мировых религий (христианства, буддизма, ислама), а также индуизма, конфуцианства, даосизма и др.
Что такое Восток? Этот вопрос не простой, как может показаться на первый взгляд. «Восток» - понятие очень широкое, порой неопределенное. В древности восточными странами назывались местности, которые находились от Греции к востоку (Orient). Со временем, по мере расширения представления о земле, под термином «восток» начали подразумевать обширнейшую территорию от Урала до Тихого океана, т.е. весь азиатский континент. В настоящее время в географическое понятие «восток» входят:
- Западная Азия (Иран, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Израиль, Иордания, Турция);
- Средняя Азия (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Казахстан, Тибет, Монголия);
- Северная Азия (Сибирь);
- Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Бирма, Кампучия, Вьетнам, Лаос, Сингапур и др.);
- Южная Азия (Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Непал);
- Восточная Азия (Китай, Корея, Япония).
Но когда речь идет не о географическом, а цивилизационном и историко-культурном аспектах, то граница Востока выходит далеко за пределы азиатского континента. Так, влияние музыки арабского, Ближнего Востока (иначе Западной Азии) простиралось далеко - до границ Северной Африки и Андалусии.
Если рассматривать Восток с точки зрения этико-философских, религиозных и культурных традиций, в рамках которых функционировали общества, то можно выделить три основные цивилизации Востока:
- арабо-исламскую;
- индо-буддийскую;
- китайско-конфуцианскую.
Однако эти древние цивилизации были подвергнуты покорению европейцами, и в течение длительного исторического времени в мире преобладало мнение, согласно которому вся мировая культура делится на высший и низший разряды. Европейская культура возводилась в ранг высшего разряда и претендовала на роль всеобщей и универсальной культуры. В области музыки эта точка зрения с наибольшей категоричностью была высказана в свое время автором капитального четырехтомного труда «История музыки» Августом Амбросом (1816-1876). Амброс считал восточную музыку «первобытной». Распространению этого антинаучного взгляда способствовала вся колониальная политика вплоть до второй мировой войны.
Необходимость пересмотра концепций «западной гегемонии», «европоцентризма» и перехода к полицентрической музыкальной историографии, как отмечает М. Е. Кравцова, одним из первых была осознана и высказана российским ученым, представителем «первой школы» китаистики, С. М. Георгиевским (1851-1893) в монографии «Важность изучения Китая» (СПб., 1890) [69, с. 32].
В настоящее время цивилизация стран Дальнего Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры Китая, Кореи и Японии. Издаются и комментируются произведения литературы, живописи, архитектуры и т.д. Запад интенсивно впитывает в себя достижения Востока, и на основе взаимодействия и взаимовлияния цивилизаций рождаются новые шедевры искусства и культуры.
Однако в области музыкальной культуры этот процесс носит несколько односторонний характер. Ныне во всех странах Востока функционируют две системы музыкальной культуры. Это, с одной стороны, европейская музыка, а с другой - традиционная национальная музыка. Европейская музыка стала неотъемлемой частью музыкальной культуры всего мира. Что касается музыки Востока, то отношение к ней населения Запада, в том числе и музыкантов, остается негативным. Вот что писал исторически сравнительно недавно Гектор Берлиоз о китайской музыке: «Напев, гротескный и даже весьма неприятный. Дробный монотонный по ритмическому рисунку. В этой области они пребывают в полнейшем мраке варварства и инфантильного невежества. Народы Востока называют музыкой то, что мы назвали бы шумом» [151, с. 26]. И это о музыке Китая, которая имеет не менее чем трех тысячелетнюю историю своего развития и которая сохранила для потомства трактат «Гуаньцзы» (VII—II вв. до н. э.), выдающийся памятник музыкально-поэтической культуры «Шицзин» (V в. до н. э.). Непонимание народом Запада музыки Востока не случайно. Как писал в своей книге «Звуки индийской музыки» замечательный представитель индийской культуры Рагхава Р. Менон «Слушать музыку раги почти столь же трудно, как научиться играть или петь её. От слушателя требуется едва ли не такое же искусство, как и от исполнителя» [86, с. 80]. Для восприятия музыки инокультурной традиции необходима определенная подготовленность, желательно наличие хотя бы минимальной осведомленности в вопросах «грамматики» музыкальной системы.
Прогресс в понимании музыки Востока наметился с начала XX в., в особенности после второй мировой войны. Существенную лепту в признании равенства музыки Востока и Запада внесли видные ученые, такие как Я. Кунст (1891-1960), А. Мерриэм (1923-?), Б. Неггл (1889-1972) и другие. В частности, американский ученый А. Мерриэм в своем труде «Антропология музыки» {«The Anthropology of music» - Evanston, 1964) обосновывал необходимость отхода от европоцентристского образа мышления и развития взаимопонимания между нациями и странами путем изучения различных национальных культур.
Непосредственное знакомство с внеевропейской культурой стран Азии и Африки открыло путь к пониманию художественной ценности культуры Востока. Сейчас с удовлетворением воспринимаются слова: «теперь уже не вызывает сомнений, что по содержательной значительности, концепционности, виртуозности системы музыкально выразительных, формообразующих средств искусство устной традиции не уступает профессиональным жанрам европейской музыки и может с равным правом репрезентировать мировую музыкальную цивилизацию» [152, с. 144].
В данной диссертационной работе впервые исследуются общие тенденции развития традиционной музыки всех трех стран Дальнего Востока, а именно Китая, Кореи, Японии, феномен этой культуры в едином комплексе. По нашему убеждению, именно такое комплексное исследование позволяет, с одной стороны, наиболее объективно и всесторонне осветить общее и специфическое в музыкальной культуре каждой из стран Дальнего Востока. С другой - дает возможность представить, что Восток и Запад незамкнутые пространства со своими замкнутыми социальными и духовными образованиями, а часть всеобщего мироздания, где действуют универсальные законы общественного развития, регламентирующие родство многих явлений в социальной и духовной жизни общества.
Необходимость комплексного исследования музыкальной культуры Дальнего Востока вытекает из имеющей древнюю традицию его региональной общности, ставшей необратимой исторической реальностью к УИ-УШ вв.
Корея имела связь с Китаем с древнейших времен и воздвигала государственное устройство по китайским образцам, идейной доктриной которых было конфуцианство, а с конца IV в. - частично и буддизм. Япония начала поддерживать оживленные культурные и экономические связи с тремя государствами Кореи (Когурё, Пэкче и Силла) уже в 1У-У1 вв., а в УН-УШ вв. стала испытывать непосредственное влияние китайской цивилизации.
Становлению региональной общности способствовали единство мышления и принятие иероглифической письменности {венъянъ в Китае, ханмун в Корее, канбун или кандзи в Японии) в качестве основного литературного языка. Могут возникнуть возражения, указывая на общность латинского алфавита для большинства стран Европы, кириллицы для славянских народов, арабского письма для народов Западного и Среднего Востока. Однако у этих народов общность письменности, в отличие, от иероглифов Дальнего Востока, не означает понимания смысла письменности одного народа другим.
Письменность, основанная на системе иероглифов, сложилась в Китае к середине второго тысячелетия до нашей эры. Согласно реформе первого императора Китая Цинь Ши-Хуанди (259-210 гг. до н. э.), количество иероглифов составляет около 50 ООО. В современном китайском языке используются около 5 ООО - 7 ООО. В корейском языке, введенном в употребление в 1-П вв. н. э., и в японском, введенном в УП-УШ вв. н. э., в наше время употребляются около 2 ООО знаков. Иероглифы при одинаковом написании и одинаковом смысловом значении читаются каждым народом по-разному. Например, слово «музыка» состоит из двух иероглифов, означающих «звук» (инь, ым, он) и «радость» (юэ, ак, гаку). В результате мы получаем: инъюэ по-китайски, ымак по-корейски, онгаку по-японски. Дословно эти слова переводятся как «наслаждение звуком», «искусный звук», «искусство звука» и т.д.
С введением иероглифической письменности в Корее и Японии возрастает роль и влияние китайской цивилизации, ее философско-идеологической доктрины конфуцианства, даосизма и позднее - буддизма. Конфуцианство и даосизм, возникшие как критика идеи конфуцианства, вместе составляют величественное здание древнекитайской философии. Неслучайно, в Китае существовала поговорка: «Конфуцианство - это необходимая одежда китайца, а даосизм - его душа».
Как свидетельствует японская историческая хроника «Нихон сёки»», континентальная (т. е. азиатского материка) музыка впервые исполнялась в Японии в 453 г. корейскими музыкантами, прибывшими в Японию по случаю смерти императора Инге (413-453). Такая связь естественным образом предопределила определенную общность в развитии музыкальной культуры стран Дальнего Востока. Например, корейский аак (аак) имеет теснейшую связь с китайским яюэ (уа-уиек) и они оказали сильнейшее воздействие на японский гагаку (gagaku).
Таким образом, музыкальная культура каждой из стран дальневосточного ареала при всей своей специфичности и самобытности обнаруживает неоспоримые свидетельства сопричастности друг другу. В настоящем диссертационнолм исследовании сделана попытка изучить и понять традиционную музыку стран Дальнего Востока и сделать ее достоянием современности.
В настоящее время российское востоковедение, особенно в области китаистики, - одна из наиболее плодотворно работающих отраслей гуманитарной науки. Лишь в области музыковедения научные достижения незначительны. В середине XX в. основоположник «новой школы» российской китаистики В. М. Алексеев писал: «Музыка Китая - сплошная для нас загадка. Хорошо было бы подготовленному музыканту. написать исследование о ней, общее или по отдельным вопросам» [2, с. 308]. Загадкой по сей день для многих остается не только музыка Китая, но всего Дальнего Востока.
Культура стран Дальнего Востока в российской науке стала объектом исследования сравнительно недавно. Однако в имеющихся у нас на русском языке монографиях и учебных пособиях по искусству и культуре, как правило, почти ничего нет слов о музыке. Даже в таких содержательных изданиях, как «История культуры Китая» М. Е. Кравцовой (СПб.: Лань, 1999. -416), «Япония. Краткая история культуры» Дж. Б. Сэнсома (СПб.: Евразия, 2002. - 576 е.), «Всё о Китае: культура, религия.» (М.: Профит Стайл, 2008. - 608 с. Составитель Царева Г. П.), совсем незначительно и скупо приводятся сведения о музыке этих стран или вовсе отсутствуют главы или параграфы о музыке.
К настоящему времени на русском языке имеется лишь несколько специальных работ, посвященных отдельным жанрам и областям музыки стран Дальнего Востока. В числе немногих ученых, посвятивших свои труды традиционной музыке Китая и Японии, можно назвать Р. И. Грубера, Г. М. Шнеерсона, Ф. Г. Арзаманова, С. А. Серову, В. И. Сисаури, С. Б. Лупиноса, Е. М. Алкон, Т. Г. Михееву, Е. В. Васильченко, Е. В. Виноградову, А. Н. Желоховцева, М. Ю. Дубровскую, М. В. Есипову, В. Н. Юнусову, Н. И. Чабовскую, Цзо Чженьгуан и др.
При этом, если мировое значение китайского или японского искусства более или менее общепризнано, и оно разрабатывалось и разрабатывается в отдельных его проявлениях, то корейское же искусство, особенно музыкальное, как будто бы не существует. Оно неизвестно не только широкой публике, но и часто специалистам. В то же время без знания корейского искусства не может быть полного и объективного представления об искусстве стран дальневосточного региона. Основным источником информации о традиционной музыке Кореи остается лишь статья М. М. Яковлева «Корейская музыка» в «Музыкальной энциклопедии» (1974, т.2. с. 943-950). Лишь в последние десятилетия в связи с диссертационными (кандидатскими) работами (например, Ким Тхэ-Хуна, Зо Ок-Хи, Им Ок-Сун, Сон Син-Сжун, Ан Сун-Мин, Хан Бэ-Ён, Пак Кюн-Син, И Нам-Сун, Чжон Сан-Ил, Пак Кён-Хва, Ли Ын-Кён, Ключко С. И. и др.) активизировалась исследовательская работа в области музыкальной культуры Кореи.
Существует также ряд трудов ученых стран Дальнего Востока, посвященных традиционной музыке своей страны. Здесь, прежде всего, следует назвать труды Янь Ин-лю, Чао Ю-шена по китайской музыке; Чань Са-Хуна, Ли Хье-Гу, Сонь Бань-Сонь, Ю Сина, Ким Ги-Су, Чон Ин-Пхёнь по корейской музыке; Танабэ Хисао, Киткава Эйси, Кисибэ Сигэё, Ёкомицу Марио, Хоси Акира по японской музыке. Однако эти работы, посвященные истории музыки отдельной страны и некоторым ее проявлениям, не дают общую панораму истории и теории музыки дальневосточного региона в целом.
Таким образом, при всей ценности трудов вышеназванных авторов состояние современного музыкального востоковедения в отношении стран Дальнего Востока нельзя признать удовлетворительным. В связи с этим данная диссертация призвана восполнить этот пробел, осветить общие тенденции развития традиционной музыки Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии), раскрывая при этом общее и специфическое в развитии музыкальной культуры каждой из стран данного региона. Именно комплексное исследование истории музыки стран Восточной Азии, региональная общность которой стала исторической реальностью к УП-УШ вв., в состоянии дать объективную картину её развития каждой из стран. При этом актуальность музыкознания заключается не только в том, чтобы изучить современную для данной эпохи музыкальную практику, но и дать далекому прошлому или недавнему прошлому новое и более объективное освещение, вскрывая при этом то, что было не замечено или недостаточно оценено раньше.
На основании вышесказанного:
Объект исследования - музыкальная культура стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) с древнейших времен до середины XX века.
Предмет исследования - история и теория музыки, а также отдельные образцы музыки, из которых многие внесены по решению ЮНЕСКО в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Цель и задачи исследования
Исходя из всего этого, поставлена цель выяснения общих тенденций развития, исторической и теоретической разработки традиционной музыки всех трех стран Дальнего Востока с древнейших времен до наших дней в её главнейших аспектах (история, теория, формы и жанры музыки). Для достижения этой цели в диссертации выдвигается ряд задач.
В рамках всего дальневосточного региона:
- исследовать общее и специфическое в становлении и развитии музыкальной культуры региона;
- проанализировать и сопоставить отдельные спады и кульминационные вехи в развитии музыкальной культуры стран Дальнего Востока.
В рамках отдельно взятой страны:
- систематизировать историю развития музыкальной культуры;
- осмыслить роль и место музыки в обществе;
- проанализировать теоретические основы музыки;
- проследить истоки рождения и развития отдельных форм и жанров музыки;
- рассмотреть образцы музыки, в том числе произведения, внесенные по решению ЮНЕСКО в список всемирного нематериального наследия человечества.
Материал исследования
Важнейшими материалами в процессе исследования служили исторические хроники, нотные материалы, как иероглифической записи, так в современной нотации, а также научные работы ученых Китая, Кореи, Японии и ряда отечественных и зарубежных авторов. В своем исследовании автор обращается в основном к трудам дальневосточных ученых, как наиболее достоверным и объективным. Здесь уместными представляются слова основоположника российской китаистики «новой школы», академика В. М. Алексеева (1881-1951) о важности изучения культуры других народов, прежде всего, на основе оценок самих этих народов. Он писал: «Возможно даже утверждать, что европейский обыватель, когда-либо слышавший китайскую музыку, приходил в ужас. Однако мне кажется, первым путем к научной объективности, как всегда, служит умелое и вдумчивое отношение к эстетическим оценкам самих китайцев, тех самых китайцев, которые, как обыватели, страстно любят свою музыку и готовы слушать ее целыми днями, а как писатели и ученые - ее изучают и поэтизируют. Таким верным путем можно будет, по крайней мере, достичь более широкого, глубокого и уверенного понимания слишком сложного явления, именуемого китайской музыкой, и создать если не все пропорции ее оценок, то, во всяком случае, ряд предпосылок к ним» [1, с. 242-243]. В ходе исследования неоценимую услугу оказали автору и беседы с различными деятелями традиционной культуры стран Дальнего Востока.
Методологическая основа исследования
Исследование опиралось на единство философско-культурологического, историко-культурного, междисциплинарного подходов к решению целей и задач. Оно базируется на ряде гносеологических принципов и на сравнительном анализе, изучении всех явлений эволюционного процесса. Музыкальная культура стран Дальнего Востока рассматривается не только как памятник прошлого, не только как сложившийся продукт художественного творчества, а как явление, постоянно развивающееся и обновляющееся.
Научная новизна исследования
Новизна исследования заключается в том, что:
- впервые в отечественном музыкознании объектом исследования становится традиционная музыка стран Дальнего Востока в едином комплексе;
- при освещении музыкальной культуры каждой из стран выявляются данные, свидетельствующие об едином культурном пространстве дальневосточного региона;
- впервые в диссертации рассматриваются некоторые теоретические проблемы традиционной музыки стран Дальнего Востока;
- впервые освещается ряд выдающихся произведений стран Дальнего Востока, не подвергавшихся прежде научному анализу;
- предпринята классификация традиционной музыки:
- приводятся свидетельства, подтверждающие тезис о том, что становление и развитие мировой культуры есть закономерный процесс и в нем можно уловить общность социальных, духовных и культурных процессов в различных регионах мирового пространства.
Положения, выносимые на защиту
- Дальневосточная региональная общность, которая стала исторической реальностью к УП-УШ вв., обусловила известное родство во всех сферах культуры, и более конкретно в формах и жанрах музыкального искусства.
- В рамках региональной общности каждая из стран сформировала и развила свою специфическую национальную музыкальную культуру со свойственными только ей чертами.
- В развитии музыкальной культуры стран Дальнего Востока в определенный период её истории обнаруживается родство культурообразующих процессов. Свидетельством тому высочайший расцвет культуры и искусства в эпоху Тан и Сун (618-907, 960-1279) в Китае, в эпоху Корё (918-1392) и первые сто лет эпохи Чосон в Корее (13921492) в Корее, в эпоху Хэйан (794-1192) в Японии.
Музыка в странах Дальнего Востока всегда рассматривалась как явление государственной важности. Именно в русле этого понимания формировалась и развивалась традиционная музыка «высокой традиции» или музыка «совершенная, правильная, изящная» (яюэ в Китае, аак в Корее, гагаку в Японии). Родившаяся в Древнем Китае, как составная часть церемониальной музыкально-хореографической композиции, «совершенная» музыка стала эталоном музыкальной культуры всего Дальнего Востока.
- На современном этапе развития музыкального искусства продолжается естественный процесс взаимообогащения культур. Подтверждением этому служит, например, творчество таких композиторов, как Си Син-Хай и Ма Сы-Цун в Китае, Ан Ик-Тхэ и Юн Исань в Корее, Ямада Косаку и Мияги Митио в Японии.
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что:
- впервые в отечественном музыкознании систематизируется процесс развития традиционной музыки трех стран Дальнего Востока в едином комплексе и раскрывается ряд важных явлений в ее развитии; раскрыты общие и специфические особенности развития музыки Китая, Кореи и Японии;
- выявлены кульминационные вехи в развитии традиционной музыки в каждой из стран дальневосточного ареала;
- предложена новая классификация музыки стран Дальнего Востока;
- систематизирован ряд теоретических проблем музыки Китая, Кореи и Японии;
- проанализированы формы и жанры традиционной музыки, которые ранее не были известны российскому читателю.
Всестороннее и объективное изучение музыки Востока - важная задача музыкознания. Оно может внести много нового и существенного в науку о музыке. Данное исследование ни в коей мере не является окончательным. Дальнейшей разработки требуют еще многие страницы истории и теории музыки. Особого внимания заслуживает теоретическая разработка проблемы традиции и новаторства. Во всех трех странах Дальнего Востока ныне ширится движение «Новая национальная музыка», известное в Китае как «синьиньюэ», в Корее - «синчанъзяк ымак», в Японии «синниппон онгаку», задачей которых является синтез элементов традиционной музыки и музыки европейского стиля. Особо трудную задачу представляет разработка проблемы многоголосия в традиционной музыке. Так или иначе, современные композиторы Востока пытаются приложить основы гармонии и полифонии к монодии Востока. Здесь крайне необходима теоретическая разработка - анализ уже существующих образцов музыки, и на основе практики создать собственную теорию многоголосия - и, таким образом, заключить монодию с элементами многоголосия «узами законного брака».
Практическая значимость
Диссертация раскрывает ряд важных явлений в истории традиционной музыки Дальнего Востока, что позволяет более объективно оценить суть и явление каждого из конкретных вещей. Результаты работы могут оказаться полезными для многих категорий специалистов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут служить базой для дальнейших научных изысканий.
Все без исключения разделы могут быть использованы в педагогической работе на музыкальных и культурологических факультетах учебных заведений.
Некоторые положения и нотные примеры могут быть использованы в творческой работе как композиторов, так и исполнителей.
Апробация работы
Материалы диссертации отражены в монографиях автора «Введение в корейскую национальную музыку: Вопросы теории» (Петрозаводск, 1997. -6,5 п. л.), «Введение в музыку стран Дальнего Востока» (Петрозаводск, 2002. - 11,7 п.л.), «Традиционная музыка Дальнего Востока (СПб, 2005. -21,5 п. л.), в учебном пособии «История музыки Восточной Азии» (СПб., 2011. - 28, 56 п. л.) и в ряде других научных публикаций, в том числе в рекомендованных ВАКом изданиях. Основные положения и выводы были изложены также в докладах на межреспубликанских и международных научных конференциях, семинарах.
Учебное пособие «История музыки Восточной Азии», подготовленное на основе диссертации и изданное издательствами «Планета музыки» и «Лань» (СПб., 2011. - 544 е.), удостоено диплома второй степени на университетской выставке научных достижений в номинации «Разработка для высшей школы в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Содержание и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на совместном заседании кафедр хорового дирижирования, музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена, на кафедре истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А . К. Глазунова.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений (приложение 1 - Описание музыкальных инструментов; приложение 2 - Краткая сравнительная хронология развтия музыки Востока и Запада; приложение 3 - Краткая таблица сравнения истории музыки Запада и стран Дальнего Востока; приложение 4 -Хронологическая таблица истории стран Восточной Азии); приложение 5 -Нотные примеры).
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Диалог культур в истории Кореи2005 год, кандидат культурологии Ан Су Ми
Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников: Структурно-аналитический аспект1999 год, кандидат искусствоведения Полуэктова, Ольга Викторовна
Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры2004 год, кандидат искусствоведения Ван Дон Мэй
Игровые традиции в духовной культуре Японии2010 год, доктор исторических наук Войтишек, Елена Эдмундовна
Социокультурное взаимодействие двух ветвей дальневосточной цивилизации - Кореи и Японии, III в. до н.э. - начало XUII в.2003 год, кандидат исторических наук Иванов, Александр Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», У Ген-Ир
§4. ОБОЩЕНИЯ И ВЫВОДЫ
1. Страны Дальнего Востока обладают богатейшим наследием музыкальной культуры. Она состоит из музыки устной и устно-письменной традиций, последняя ич кртпртлу^, Ршягпттяря—рано~утвердившейся~в~этих странах иероглифической системе записи звука, история музыки располагает образцами музыки древнейших времен.
2. Классическая музыка (профессиональная устно-письменной традиции), по сути своей - придворная музыка. Она всегда была уделом определенного сословия высокообразованных людей - государственных мужей и музыкантов-профессионалов. В отличие от народной музыки, понятной и открытой для любого человека, она, как правило, трудна для восприятия, не только для иностранных слушателей, но порой и для своих сограждан. В этой музыке отсутствует бурное развитие, ведущее к кульминации, характерное для европейской классической, романтической и большиства современной музыки. Неискушенным слушателям кажется, что эти произведения - нагромождение бесконечно повторяющих одних и тех же «мотивов», протекающих зачастую непомерно медленно. Это - музыка для ума, музыка философическая. Однако это не означает, что она не лишена музыкальной выразительности и содержательности. Для её познания необходима активная работа как души, так и разума.
3. В развитии музыкальной культуры Дальнего Востока, несомненно, прослеживается родство культурообразующих процессов в разных его странах. Это родство особенно наглядно представлено в истории развития «совершенной» музыки «высокой» традиции (яюэ в Китае, аак в Корее, гагаку в Японии), театральных жанров (пекинская опера, пхансори в Корее, Но и кабуки в Японии) и инструментального исполнительства (цинъ в Китае, комунго в Корее, кото в Японии).
4. В рамках региональной общности каждая из стран сформировала и развила свою специфическую музыкальную культуру со свойственными только ей чертами. В Китае особо выделяются традиция игры на цине и искусство театра «пекинской оперы». В Корее, на основе более чувственного восприятия интонируемого слова, сложилась богатая вокальная традиция {мине, кагок, касса, сичжо, пхансори). В искусстве Японии, где в социально-экономическом и политическом развитии страны определяющую" роль играли внутренние факторы, нежели внешние, всегда находила отражение одна из наиболее привлекательных черт нации, а именно утонченно чувственное отношение к вещам и явлениям природы, которое было свойственно еще в эпоху раннего Ямато (театр Но, кабуки, музыка для сямисэна, кото, сякухати).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
1. Дальний Восток представлен тремя тесно взаимосвязанными географически и по историческому развитию странами: Китай, Корея, Япония. Основой музыки всех стран Восточной Азии становятся китайская теоретическая мысль и ее практика.
2. Что такое музыка в понимании дальневосточной цивилизации? Музыка, как выше подчеркивалось неоднократно, - средство гармонизации общества, средство совершенствования человеческой личности. Этой общечеловеческой задаче служит «совершенная» или «правильная» музыка яюэ в Китае, аак в Корее, гагаку в Японии, имеющая общие корни с древней китайской ритуальной церемониальной музыкой. Выражаясь словами одного из героев «Крейцеровой сонаты» Л. Н. Толстого, «в Китае музыка -государственное дело! И это так должно быть» [120, с. 61].
3. Первичный элемент музыки - эвук. Звук, по восточной философии -это нечто всеобъемлющее, пронизывающее все сущее, и он предназначен выполнять высокую миссию - поддерживать гармонию на Небе и Земле. Музыка же, являющаяся неким конечным продуктом работы со звуком, рассматривается как важнейшее средство посредничества между Небом и Землею (Земля - человек - Небо). Звук в музыке Востока - это не просто акустическое явление, а категория философского порядка.
4. Традиционная музыка стран Дальнего Востока - составная часть синтетического искусства. Она изначально была связано с ритуальным действом. Пение (и декламация), игра на музыкальном инструменте и танец составляли триединое искусство, из которого впоследствии рождались различные роды и жанры музыки. Это триединство и поныне сохраняется в той или иной форме у народов стран Дальнего Востока.
5. Традиционная музыка стран Дальнего Востока - музыка устной и устно-письменной традиции. При этом авторами традиционной музыки в ее классической ветви часто являются не отдельные индивидуумы, как в европейской профессиональной музыке, а некий коллектив творцов как прошлого, так и настоящего времени. И эти «творцы», следуя традициям-канонам, стремятся больше к совершенствованию уже имеющихся образцов, нежели к созданию чего-то совершенно нового.
6. Авторство произведения теснейшим образом связано с проблемой традиции и новаторства. В культуре Востока новаторство абсолютно немыслимо без неукоснительного следования традиции. В связи с этим для философской мысли или литературы Востока, в том числе стран Дальнего Востока, крайне характерно заимствование идеи, сюжетов, образов и создание на этой основе «нового», но более «совершенного». Именно воссоздать, комментируя, оспаривая, добавляя что-то новое, - вот характерная черта философии и эстетики Востока. В этом заключаетися и одна из особенностей музыки Востока, в том числе стран Восточной Азии, где инициатива художника проявляется в соблюдении традиции.
7. Традиционной музыке стран Дальнего Востока, в отличие от европейской многоголосной музыки, не свойственна гармония. Однако монодийнсоть традиционной музыки, как показывают исследования последних десятилетий, не означает категорического отрицания элементов многоголосия. Элементы многоголосия, так или иначе, обнаруживаются во многих формах и жанрах музыки стран Восточной Азии.
8. Традиционной музыке стран Дальнего Востока свойственно многообразие ладовых систем. Ладовой основой мелодических построений служат не только ангемитонная пентатоника, но и разнообразные звукоряды, включая и гемитонные. Одной из характерных черт музыки Востока является поразительное многообразие её ладовых систем, принципиально отличных от универсальной европейской мажоро-минорной системы. Именно игнорирование темперации и особое отношение к самому качеству отдельно взятого звука, а в связи с этими изощренная работа над его обработкой в его непрерывном и разнообразно нюансируемом развертывании - характерная черта музыки Востока, в том числе стран Дальнего Востока, и это придает музыке неповторимо особый колорит.
9. В связи с отсутствием в музыке Востока многоголосного «строительства», роль временной организации музыки чрезвычайно взрастает. Неслучайно отсюда, учение о ритме - наиболее тщательно разработанная часть теории музыки Востока. Многие народы Востока с их многовековой музыкальной практикой выработала свои особые и строго узаконенные ритмические формулы-модели. В этом отношении особенно показательна Корея с ее ритмической формулой «чаньдан».
10. Для традиционной музыки стран Дальнего Востока, в отличие от музыки Запада, не характерно резкое и полярное противопоставление темпов. При разделении темпа музыки на три основных категории (медленно, умеренно, быстро) более свойственным является очень медленное начало, затем постепенное убыстрение и доведение его до крайней быстроты.
11. Тесные культурные контакты в странах Дальнего Востока, наметившиеся в начале новой эры и ставшиеся необратимыми к УН-УШ вв., обусловили известное родство в философии, теории, более конкретно в формах и жанрах музыкального искусства. В то же время каждая из стран дальневосточного ареала имеет свои специфические черты, которые достаточно ощутимо отличают музыкальную культуру одной страны от другой. Музыка Кореи по сравнению с музыкой Китая или Японии носит характер более открытой чувственности. Япония же всегда стремилась к тщательному отбору всех поступающих извне информаций и явлений. На основе тщательного отбора заимствованная идея доводилась до совершенства и превращалась в свое национальное достояние.
§ 2. ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Представленное исследование, основанное на историко-теоретическом анализе музыкальной культуры стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония), дает основание утверждать, что выдвинутый нами тезис находит свое подтверждение. Формулировка «Восток и Запад» подразумевает противопоставление восточной культуры и западной. При этом внешнее их несходство становится причиной представления об обособленности социальной и духовной культуры Востока и Запада. Однако всемирная история показывает, что развитие мировой цивилизации - не хаотический процесс, в нем незримо присутствует историческая закономерность, которая в определенный период истории порождает сходство социальных и культурообразующих форм и явлений.
Духовная культура Дальнего Востока, как и любого региона, отражает социальную историю общества. Становление и смена тех или иных социальных формаций порождают перемены в жизни общества и, следовательно, соответствующую проблематику в художественном творчестве, вызывая к жизни новые формы ее воплощения. Это единство развития человеческого общества и художественного творчества особенно наглядно прослеживается на примере античного мира и Древнего Китая, в которых закладывались основы их культуры и искусства и наметились высшие этапы развития общества и искусства.
Древний Китай, как античный мир, стал впоследствии своеобразным эталоном, к которому возвращались, как источнику великих исторических и эстетических ценностей. Так, происходило, например, формирование искусства Возрождения в Европе и в эпоху Тан в Китае, Что же касается Кореи и Японии, то «ренессансные» явления в этих странах не следует искать в прямом совпадении в историческом времени. Типологическая общность, как доказал Н. И. Конрад, «объясняется не взаимовлиянием которое бывало далеко не частым), а спонтанной закономерностью самого исторического процесса, вызывающего к жизни родственные духовные образования» [64, с. 18].
Родственные явления в рамках дальневосточного региона наблюдаются в эпоху Тан и Сун в Китае, в эпоху Корё и первые сто лет эпохи Чосон в Корее, в эпоху Хэйан в Японии.
Общие черты можно найти в национальных культурах не только в рамках отдельного региона, но и в различных частях мирового пространства. Яркими иллюстрациями тому служат математическое выражение феномена звука и теоретическое обоснование темперированного строя на Западе и на Востоке, происшедшее почти одновременно и независимо друг от друга.
Сравнительный анализ истории и теории музыки стран Дальнего Востока показывает, что, несмотря на региональную общность и преемственность традиции, каждая из стран дальневосточного ареала демонстрирует самостоятельный путь развития в музыкальном искусстве.
Запад и Восток - незамкнутые пространства со своими социальными и духовными образованиями. В настоящее время во всех странах Востока, в том числе Восточной Азии, так или иначе, сосуществуют две музыкальные системы. В этом сосуществовании неизбежен процесс взаимовлияния и взаимообогащения традиций, и здесь могут быть открытия, восхождения к новым вершинам искусства.
Каким будет мир XXI века?»
Какой будет музыка Востока в XXI веке?».
Какой будет мировая музыка в XXI веке?».
Как завещание звучат слова замечательного музыканта XX в. -Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
В чем я твердо убежден, что в справедливости тезиса о принципиальном равенстве перед лицом культуры человечества всего многообразия национальных музыкальных традиций, всего накопленного богатства мелодий, ритмов, тембров, тончайших поэтических откровений. Дело, по-моему, не в «совместимости» или «несовместимости» различных музыкальных систем, но в том, как и какими методами решается проблема взаимодействия и взаимовлияния культур разных в этническом и географическом отношении народов» [154, с. 13].
Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения У Ген-Ир, 2011 год
1. На русском языке
2. Алексеев В. Ы. Китайская литература: Избранные труды. М.: Наука, 1978.- 596 с.
3. Алексеев В. М. Наука о Востоке: Статьи и документы. М.: Наука, 1982.-536 с.3 .Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада. М.: Музыка, 1976. -288 с.
4. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. М.: Сов. композитор, 1986. - 240 с.
5. Алендер И. 3. Музыкальные инструменты Китая: Иллюстр. очерк. -М.:1958. 52 с.
6. Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада: Исследование.- Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 128 с.
7. Алкон Е. М. Гетерофония и монодия в ведической культуре // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток и Запад. -Владивосток: Дальневост. гос. ин-т искусств, 1999. Вып. 5. - С. 99-106.
8. Античная музыкальная эстетика / Предисловие и общая ред. В. П. Шостакова. М.: Музгиз, 1960. - 304 с.
9. Арзаманов Ф. О некоторых особенностях многоголосия в китайской народной музыке // Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 5. - С.211-256.
10. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1971. — 376 с.
11. Асафьев Б. В. Избранные труды. М.: Академия наук, 1954. - Т. 2.- 384 с.
12. Бершадская Т. С. Б. В. Асафьев об интонационно-процессуальной природе лада // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б.В. Асафьева. Л.: ЛОЛГК, 1985. - С. 5-16.
13. Боронина И. А. Поэтика классического японского стиха / Отв. ред. Б.Л. Рифтин -М.: Наука, 1978. 374 с.
14. Бо Цзюй-и. Стихотворения / Вступ. статья, примеч. Л. Эйдлина. -М.: Худ. литература, 1978. 303 с.
15. Ван Вэй. Стихотворения / Сост., вступ. статья В. Сухорукова. М.: Худ. литература, 1979. - 237 с.
16. Васильев Л. С. История Востока в двух томах М.: Высшая школа, 2001.-Т.1. -512с.
17. Васильев Л. С. История Востока в двух томах М.: Высшая школа, 2001.-Т.2- 559 с.
18. Васильева Л. С. История религии Востока. М.: Высшая школа, 1983.-468 с.
19. Васильченко Е. В. Музицирование на цине и его место в китайской культуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986. - С. 99-129.
20. Васильченко Е. В. Музыкальные культуры мира: Учебное пособие. -М.: Ун-т дружбы народов, 2001. 410 с.
21. Виноградов В. С. Индийская para M.: Сов. композитор, 1976. - 62 с.
22. Виноградов В. С. Классические традиции иранской музыки. М.: Сов. композитор, 1982. - 184 с.
23. Вон Кью-Кит. Энциклопедия дзэн / Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: Фаир-пресс, 1999. - 400 с.
24. Гайда И. В. Китайский традиционный театр сицюи. М.: Наука, 1974. - 129 с.
25. Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981.-92 с.
26. Гань Бихуа. Воплощение образа восточного ощущения в произведениях С. Губайдуллиной. М.: Златоуст, 1977. - 48 с.
27. Гань Бихуа. Восточные черты в произведениях А. Черепнина и С. Губайдуллиной и их сравнение. М.: Дружба и Благая Весть, 1999. - 28 с.
28. Гарбузое Н .А. Зонная природа звуковысотного слуха // Н. А. Гарбузов музыкант, исследователь, педагог. - М.: Музыка, 1980. - С. 80145.
29. Гергрнан Е. В. Античная функциональная теория лада // Проблемы музыкальной науки М.: Сов. композитор, 1983. - Вып. 5. - С. 202-223.
30. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление. Л.: Музыка, 1986.-224 с.
31. Герг^ман Е. В. Тайны истории древней музыки. СПб.: Азбука-классика; Нота-Ми, 2004. - 576 с.
32. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979.-368 с.
33. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки М.: Музгиз, 1956. - Ч. 1. -416 с.
34. Гуанъцзы / Исследование и перевод Штейна В. М. М., 1959. - 380с.
35. Джоан Стэнли-Бейкер. Искусство Японии / Пер. с англ. А. В. Гусева. М.: Слово, 2002. - 240 с.
36. Дзюньтаро Т. Эссе «Похвала тени» // Восточное обозрение. 1939. -№1. -С.101-102.
37. Дубровская М. Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на примере Но и Кабуки): Автореф. дис.канд. искусствоведения. М: ВНИИ искусствознания, 1985. - 19 с.
38. Ду Фу. Лирика / Пред. Е. Серебрякова. Л.: Худ. литература, 1967. -175 с.
39. Еолян И. Р. Традиционная музыка арабского Востока. М.: Музыка, 1990.-240 с.
40. Еремеев В. Е. Древнекитайское учение о системе 12 люй // Музыка и время. 2006. - № 5-С 44-51.
41. Есипова М. В. Дзен-буддизм и музыкальная драма Но // Муз. академия,- 2002.-№2. С. 114-121.
42. Ионова Ю. В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее. -М.: Наука, 1982.-232 с.
43. Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия: Сб. статей / Отв. ред. И. Р. Эолян. СПб.: Дм. Буланин, 1997. - 256 с.
44. Иофан Н. А Из истории японской музыки УП-1Х вв. // Искусство Японии. М., 1965. - С. 23-40.
45. Иофан Н. А. Культура древней Японии. М.: Наука, 1974- 261 с.
46. История всемирной литературы / Отв. ред. А. Д. Михайлов. М.: Наука, 1984. -Т.2.- 672 с.
47. История и современность / Ред.- сост. Т. С. Вызго. М.: Музыка, 1972.-416 с.
48. История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. М.: МГУ, 1998. -736 с.
49. История Кореи с древнейших времен до наших дней. М.,1974.1. Т.1
50. Исэ Моногатари / Перевод, статья и примечания Н. И. Конрада. -М.: Наука, 1979.-288 с.
51. Ихтисимов X. Заметки о двухголосном гортанном пении тюркских и монгольских народов // Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1984. — Вып.4. — С. 179-193.
52. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии / Отв. ред. Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков. М.: Наука, 1985.-264 с.
53. Кароматов Ф. М. Основные задачи изучения макомов и мугамов в республиках Советского Союза // Макомы, мугамы и современное композиторское творчество: Межресп. науч.-теорет. конференция. -Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978. С.8-19.
54. Ким Бусик. Самгук саги (Исторические хроники трех государств) / пер. с кор. М. И. Пака. -М., 1959.-Т. 1.-390 с.
55. Ким Бусик. Самгук саги (Исторические хроники трех государств) / пер. с кор. М. И. Пака. М., 1995. - Т .2. - 405 с.
56. Ким Бусик. Самгук саги (Исторические хроники трех государств) / пер. с кор. М. И. Пака. М., 2002. - Т .3. - 444 с.
57. Ким Тхэ-хун. Характеристика пхансори // Из истории корейской национальной музыки. Петрозаводск: Периодика, 1996. - С. 25-48.
58. Китайская классическая поэзия (Эпоха Тан) / Сост., вступ. статья. -Н. Т. Федоренко. М.: Худ. литература, 1956. - 431 с.
59. Китайская классическая драма: Сборник. СПб.: Северо-Запад Пресс, 2003.-416 с.
60. Кодзики (Записи о деяниях древности) / Сост., общ. редакция Р. В. Грищенкова. СПб.: Кристалл, 2000 - 608 с.61 .Кон Ю. Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и её гармонизации. Ташкент: Фан, 1979. - 99 с.
61. Кондратьев М. Г. О динамике музыкально-теоретического статуса пентатоники // Муз. академия. М.,1999. - № 4. - С. 37-45.
62. Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке.- М.: Музыка, 1968 295 с.
63. Конрад Н. И. Очерки японской литературы / вступ. статья Б. Сучкова. -М,: Худ. лит-ра, 1973.
64. Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Наука, 1966. - 519 с.
65. Конфуций. Беседы и суждения. СПб.: Кристалл, 1999. - 1120 с.
66. Конфуций. Урок мудрости. М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 958 с.
67. Корейские классические повести XVII XVIII1 веков / Пред. А.Троцевич. - М.: Худ. литература, 1990. - 383 с.
68. Кравцова М. Е. История культуры Китая СПб.: Лань, 1999.-416 с.
69. Кастальский А. Д. Из минувших веков. Опыт музыкальных реставраций. М.: Юргенсон, 1905. - Тетрадь 1. - 118 с.
70. Куликов В. С. Китайцы о себе. М.:Политиздат, 1989. - 256 с.
71. Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад / Материалы научной конференции. - Владивосток: Дальневост. гос. ин-т искусств, 1999. - Вып.5. - 221 с.
72. Курт Э. Основы линеарного контрапункта / Пер. с нем. 3. Эвальд. -М.: Музгиз, 1931.-304 с.
73. Кужамъяров К. X. Двенадцать мукамов // Народная музыка в Казахстане. Сост. В. П. Дернова. Алма-Ата: Казахстан, 1967.- С.214-216.
74. Ли Бо. Нефритовые скалы / Сост и общ. ред. Р. В. Грищенкова. -СПб.: Кристалл, 1999. 384 с.
75. Лихачева Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука. -1979.
76. Ли Хайжуй, Фэн Линьюй, Ши Вэйминь. Китай: Знакомство с древней культурой / Сост., пред. Н. X. Ахметшина. М.: Вече. - 2004. - 208 с.
77. Лии Чао. Пекинская опера. СПб.- Тайбэй, 2003. - 266 с.
78. Лупинос С. Б. Музыкальное наследие Японии: традиционная модель мира и музыкальное мышление // Этнос и культура: сб. статей / Отв. ред. Л. Е. Фетисова. Владивосток, 1994. - С. 175.
79. Макомы, мугамы и современное композиторское творчество: Межресп. науч.-теорет. конференция. Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1978. - 260 с.
80. Маркова В. Н. Мондзаэмон Тикамицу о театральном искусстве // Театр и драматургия Японии: Сб. статей / Отв. ред. Н. Н. Конрад. М.: Наука, 1965.-С. 66-83.
81. Мартынов И. И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века. М.: Музыка, 1970. - 504 с.
82. Матякубов О. Ритмические и ладовые основы хорезмских макомов // Музыка народов Азии и Африки. М., Сов композитор, 1984. - Вып.4. -С.136-148.
83. Мачавариани А. Д. Раздумья о современности // Музыка и современность М.: Музгиз, 1963.-Вып.2.-С. 166-176.
84. Менон Н. Из выступления на III Музыкальной трибуне Азии. Алма-Ата, 21 ноября 1974 г. // Сов. музыка. 1974. - №2.
85. Менон Р. Р. Звуки индийской музыки: Путь к pare / Пер. с англ. и коммент. А. М. Дубянского. М.: Музыка, 1982. - 80 с.
86. Мо-цзы. Осуждение музыки // Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1967.- С.212-213.
87. Музыка народов мира: проблемы изучения. Материалы международных конференций. / Ред.-сост. В. Н. Юнусова, А. В. Харуто. -М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. Вып.1. -416с.
88. Музыкальная акустика / Общ. ред. Н. А. Гарбузова. М.: Музгиз, 1954.-236 с.
89. Музыкальная энциклопедия в шести томах / Под ред. Ю. В. Келдыша.- М.: Сов. энциклопедия, 1973.-Т. 1.-1056 с; 1974. -Т.2. -958 с; 1976. -Т.З. -1102 с; 1978. -Т.4. -974 с; 1981. -Т.5. -1055 с; 1982. -Т.6. -1002.
90. Музыкальная эстетика Западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. и общ. вступ. статья В. П. Шостакова. М.: Музыка, 1966.-576 с.
91. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков / Сост. и общ. вступ. статья В. П. Шостакова. - М.: Музыка, 1971. - 688 с.
92. Музыкальная эстетика стран Востока. / Общ. ред. и вступит, статья В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1967. - 416 с.
93. Назйкинский Г. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
94. Невский Н. А. Фольклор островов Мияко. М.: Наука, 1978 - 192 с.
95. Нихон сёки (Анналы Японии) / Пер. и коммент. JI. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. СПб.: Гипперион. - 1997. - Т.1. - 496 с.
96. Нихон сёки (Анналы Японии) / Пер. и коммент. JI. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. СПб.: Гипперион. - 1997. - Т.2. - 432 с.
97. О китайской музыке: Статьи китайских композиторов и музыковедов.- М.: Музгиз, 1958. -Вып.1. 143 с.
98. Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубликанской научной конференции. Казань: Консерватория, 1995. - 195 с.
99. Переверзев Н. К. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966.-224 с.
100. Плахова А. Ю. Корейская музыкальная реформа XV в. // Теория и история культуры в вузовском образовании. / Ред.-сост. Н. А. Хохлов, Ф. Б. Фурсенко, Е. Б. Шерешевская. Новосибирск, 2003. - Вып. 1. - С. 130-137.
101. Плахова А. Ю. Об изучении корейской традиционной музыки // Теория и история культуры в вузовском образовании. / Ред.-сост. Н. А. Хохлов, Е. М. Тазиева. Новосибирск, 2004. - Вып. 2. - С. 169-173.
102. Радулъ-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. -М.-Л.: АН СССР, 1947. 451 с.
103. Риман Г. Катехизис истории музыки. / Пер. с нем. Н. Кашкина -М.: Музгиз, 1921.-4.1. 162 с.
104. Риман Г. Катехизис истории музыки. / Пер. с нем. Н. Кашкина -М.: Музгиз, 1928. 4.2. - 217 с.
105. Рыжов К. В. Все монархи мира: Древний Восток. М.: Вече, 2001.-608 с.
106. Сабуро Сонобэ. Традиция и современность // Сов. музыка 1965-№9.- С. 131-135.
107. Светлый источник: Средневековая поэзия Китая, Кореи, Вьетнама / Послесл. и прим. И. Смирнова. М.: Правда, 1989. - 480 с.
108. Серова С. А. Пекинская музыкальная драма (сер.Х1Х-40-е годы XX вв). М.: Наука, 1970. - 195 с.
109. Серова С. А. «Зеркало Просветленного духа» Хуан Фань-чо. М.: Наука, 1979.-224 с.
110. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии / Отв. ред. Н. JI. Жуковская, Г. Г. Стратанович. М.: Наука, 1980. - 207 с.
111. Сисаури В.И. Японская инструментальная музыка гагаку // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1975. - Вып.14. - С 202223.
112. Сисаури В. И. Роль континентальных заимствований в формировании национального стиля японской музыки // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности: Сб. научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1981.- С. 127-143.
113. Сисаури В. И, Китайская ритуальная музыка и кризис конфуцианских музыкальных концепций в эпоху Тан // Проблемы музыкознания-СПб., 1996. Вып. 8.
114. Сисаури В. И. Церемониальная музыка Китая и Японии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 292 с.
115. Сыма Цянъ. Исторические записки («Шицзи») / Пер. с кит. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина. М., 1986. - Т.4. - 453 с.
116. Сэнсом Дж. Б. Япония: Краткая история культуры / Пер. с англ. Е.В.Кириллова СПб.: Евразия, 2002. - 476 с.
117. Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур: Сб. трудов М.: Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1983.- Вып.67. - 156 с.
118. Толстой JI. Н. Полное собрание сочинений. М., - Т.27.
119. У Ген-Ир. Пентатоника в творчестве Ким Зин-Гюна (Южная Корея) // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубликанской научной конференции. Казань: Казан, консерватория, 1995. - С.163-165.
120. У Ген-Ир. Краткая история корейской национальной музыки // Из истории корейской музыки. Петрозаводск: Файн Лайн, 1996. - С.5-21.
121. У Ген-Ир, Ким Тхэ-Хун. К вопросу классификации «Гугак»» // Из истории корейской музыки. Петрозаводск: Файн Лайн, 1996 - С21-25.
122. У Ген-Ир. К проблеме музыкальной интонации (теоретические основы чистого интонирования) // История хоровой музыки и вопросы хороведения Петрозаводск: Петрозаводская консерватория, 1996. - Вып.З. - С.40-58.
123. У Ген-Ир. Введение в корейскую национальную музыку: Вопросы теории. Петрозаводск: Петрозаводская консерватория, 1997. - 95 с.
124. У Ген-Ир. О корейской традиционной музыке // Муз. академия- 1998.-№2.- С. 212-218.
125. У Ген-Ир. Еще раз к проблеме «Orient Lux» (Об изучении музыкальной культуры Японии» // Междисциплинарный семинар 2. -Петрозаводск: Петрозаводская консерватория, 2000. - С. 105-114.
126. У Ген-Ир. Введение в историю музыки Дальнего Востока (Китая, Корея, Япония). Петрозаводск: Петрозаводская консерватория, 2002. -184с.
127. У Ген-Ир. Феномен звука // Звукомир художественного текста: Междисциплинарный семинар. Петрозаводск: Петрозаводская консерватория, 2004. - 58-60.
128. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. - 342 с.
129. У Ген-Ир. История музыки Японии в контексте музыкальной культуры Дальнего Востока // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Научный журнал. СПб., 2007. - № 46. - С. 108-118.
130. У Ген-Ир Конфуцианство о музыке и современное образование // Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы X Российско-Американской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - С. 598-602.
131. У Ген-Ир. Феномен звука в музыке стран Дальнего Востока // Вестник МГУКиИ. Научный журнал. М., 2008. - № 24. - С. 70-73.
132. У Ген-Ир. К проблеме изучения традиционной музыки Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) // Научно-теоретический журнал. СПб.: Астерион, 2008. - С. 122-132.
133. У Ген-Ир. Сравнительная характеристика музыки Востока и Запада // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Научный журнал. СПб.,2008. № 85. - С. 95-105.
134. У Ген-Ир. Традиционная музыка Японии в контексте европоцентризма современной культуры И Вестник МГУКиИ. Научный журнал. М., 2008. - № 26. - С. 49-51.
135. У Ген-Ир. Конфуцианство о роли музыки в обществе // Вестник МГУКиИ. Научный журнал. М., 2008. - № 27. - С. 261-263.
136. У Ген-Ир. Формирование музыкальной культуры в древнем Китае // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Научный журнал. СПб.,2009. -№ 89. С. 139-147.
137. У Ген-Ир. О «совершенной музыке» в странах Дальнего Востока // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Научный журнал. СПб., 2009. - № 103. - С. 156-161.
138. У Ген-Ир. О трех композиторах стран Дальнего Востока // Хоровая педагогика. Диалоги времен и континентов. Сб. научных и начуно-мет. трудов. СПб.: Астерион, 2009. - С. 28-30
139. У Ген-Ир. Родство музыкального инструментария в традиционной музыке Дальнего Востока // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Научный журнал. СПб., 2010. - № 134. - С. 152-159.
140. Ульманов Ф. А. О некоторых аспектах теории таджикской традиционной музыки // Эпоха и традиции культуры. Душанбе, 1989. - С 177-204.
141. Федоренко Н. Т. Цюй Юань: Истоки и проблемы творчества. М.: Наука, 1986.- 156 с.
142. Холопова В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. -М.: Музыка, 1971.-304 с.14Хрестоматия по литературе Китая / Сост. М. Е. Кравцовой. -СПб.: Азбука-классика, 2004. 768 с.
143. Цзо Чжэньгуанъ. О музыкально-теоретической системе «люй» в китайской музыке // Музыка народов Азии и Африки- М.: Сов. композитор, 1987. -Вып.5. С. 257-272.
144. Чайтанъя Дева Б. Индийская музыка / Пер. с англ. Е. М. Гороховник. М.: 1980. - 207 с.
145. Чан Ван-Те. Два музыкальных мира // Курьер ЮНЕСКО. 1969. -июнь.
146. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма -М.: Сов. композитор, 1983. 152 с.
147. Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М.: Музгиз, 1952. -250 с.
148. Шостакович Д. Д. Национальные традиции в музыке // Курьер ЮНЕСКО. 1973. - июнь.
149. Зйдзи Есикава. История Хэйке. Роман-эпопея. М.: Центрполиграф, 2001. - 607 с.
150. Юнусова В. Н. История внеевропейских музыкальных культур эпохи Древности и Средневековья: Методическое пособие. М.: МГК, 1998. -32 с.
151. Юэфу. Из древних китайских песен / Пред., пер. и примечания Б.Б. Бахтина. M.JL: Гослитиздат, 1959. - 407 с.
152. Юэцзи (Записки о музыке) // Муз. академия. 1998. - №2. - С.218225.
153. Ямато-моногатари / Пер. с японского, исследование и комментарий JI. М. Ермаковой. М.: Наука, 1982. - 231 с.
154. Янов-Яновская. У истоков многоголосия в узбекской музыке // Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1984. - Вып.4. -С.11-451. На китайском языке
155. Ли Хян-тин. Исследование импровизационного исполнительства на цине (Гуцинь цисин ентзю исю). Пекин, 2002. - 33 с.
156. Музыкальные инструменты Китая (Чжунго юэки). Иллюстрированный альманах. Гл. редактор: Лю Тоньшен. Пекин, 1992. -333 с.
157. Чао Ю-шен. Введение в историю музыки Древнего Китая (Чжунго гудай иньюэши ганьяо). Чачунь, 2000.
158. Цю Ци-хун. История китайской музыки нового времени: 1949— 2000 (Син чжунго иньюэ ши). Чанша, 2000.
159. Цюй Юань и др. Чуские строфы (Чуцы). Шаньси, 2004. - 181 с.
160. Ян Инъ-лю. История китайской музыки (Чжунго иньюэши rao). -Тайбэй, 1989.1. На корейском языке
161. Антология традиционной корейской музыки в пяти томах (Хангук ымак). Сост., ред. Ким Ги-Су. Сеул: Центр нац. музыки, 1981. - 307- 343 с.
162. Большой энциклопедический словарь корейской национальной музыки (Кугак дэсачжон). Под ред. Чань Са-Хуна Сеул: Сэгвань, 1995. -1096 с.
163. Ирен. Самгук юса (Забытые деяния трех государств). Пхеньян. -1960.-634 с.
164. История Кореи в трех книгах. (Хангук-ы ёкса) / Коллектив авторов Сеул: Иссл. ин-т проблем истории, 1993. - 253 е., 254 е., 319 с.
165. Исторические хроники королевской династии Чосон (Чосон ваньджё силок. Сеул: Дылнёк, 1996. - 464 с.
166. Ким Зюн-Гю. Исследование по паньчану оперы типа «Море крови» (Пхибадасик кагык-ы паньчань-э дэхан ёнгу). Пхеньян: Общест. наука, 1984.-200 с.
167. Ким Су-Чхол. O.K. Корейская национальная музыка (O.K. Кугак).- Сеул:Ури, 1995. Кн. 1. - 203 с.
168. Ким Су-Чхол. O.K. Корейская национальная музыка (O.K. Кугак).- Сеул:Ури, 1995. Кн.2. - 221 с.
169. Ким Хэ-Сук, Пэк Дэ-Унь, Чхве Тхэ-Хён. Введение в традиционную музыку (Чонтхонь ымак гэрон). Сеул: Оульрим, 1995. - 345 с.
170. Ким Чонь-Су, Ко Чу-Сон, Хо Хва-Бёнь. Руководство по курсу традиционной музыки (Чонтхонь ымак хаксыб чидопоб): Пособие для учителей. Сеул: Сэгвань, 1990. - 292 с.
171. Кисибэ Сигэё, Ёкомицу Марио. История и теория японской музыки (Ильбон ымак-ы ёксава ирон) / Перевод с японского Ли Дзи-Сен. -Сеул: Народная музыка, 2003. 249 с.
172. Ли Гук-Ча. Изучение пхансори (Пхансори-ы ёнгу). Сеул: Чоньымса, 1987.-479 с
173. Ли Гон-Нёнь. Логика и этика корейской музыки (Хангук ымак-ы нонри-ва юнри). Сеул: Сэгвань, 1994. - 273 с.
174. Ли Хъе-Гу. Исследование корейской музыки» (Хангук ымак ёнгу). Сеул: Общество изучения национальной музыки, 1957
175. Ли Хэнъ-Сун. Монарх Седжон (Седжон дэвань). Сеул: Изд-во образования, 1980. - 209 с.
176. Лим Су-Чёл. O.K. корейская национальная музыка (O.K. кугак). Книга первая. Сеул: Ури, 1993. - 205 с.
177. Лим Су-Чёл. O.K. корейская национальная музыка (O.K. кугак). Книга вторая. Сеул: Ури, 1994. - 223 с.
178. Основы науки о музыке (Акхак квебом). Сеул: Ёгвань, 1991. -657 с.
179. Пак Бом-Хун. Изучение национальных инструментов (Кугак-ки ихэ). Сеул: Сэгвань, 1992. - 365 с.
180. Пак Енъ-Гю. Летопись королевской династии Чосон (Чосон ваньчжо). Сеул: Дылнёк, 1996. - 464 с.
181. Син Хён-Дык. Искусство эпохи трех государств (Самгуе сидэ есуль). Сеул: Нац. иск-во, 1983. - 134 с.
182. Со Хан-Бом. Очерки о корейской национальной музыке (Кугак тоньрон). Сеул: Тхэрим, 1995. - 325 с.
183. Со У-Сок. Проникновение и развитие европейской музыки (Соянь ымакы эёньгва бальчжон). Сеул: Нанам, 1988. - 324 с.
184. Сонь Банъ-Сонъ. Начало корейского музыкознания (Хангук ымакхак сосоль). Сеул: Сэгвань, 1989. - 444 с.
185. Сонь Бань-Сонь. Введение в музыку Востока (Тоньянь ымак кэрон). Сеул: Муз. изд-во «Сэгвань», 1994. - 326 с.
186. Сонь Гёнь-Рин. Постижение корейской национальной музыки (Кугак камсань). Сеул: Самхо, 1994. - 247 с.
187. Сонь Сун-Тхак. Корея глубокой древности (Адыкхи мон етнары Чосон). Пхеньян: Гынро данчэ, 1985. - 104 с.
188. Сорокалетняя история Ассоциации корейской музыки (Хангук ымак хёбхве сасибнёнса): Сб. статей. Сеул: Садан Побин, 1985. - 384 с.
189. Хангук ымак (Антология корейской традиционной музыки). -Сеул: Исслед. ин-т, 1981. Кн. 3. - 342 с.
190. Хан Ман-Ёнъ, Чон Ин-Пхёнь. Музыка Востока (Доньянь ымак). -Сеул: Самхо, 1989.-430 с.
191. Хоси Акира. История и постижение японской музыки (Илбон ымак-ы ёкса-ва камсань) / Пер. с япон. Чхве Че-Рюн. Сеул: Хёндэ-ымак, 1994.-416 с.
192. Чанъ Са-Хун, Хан Ман-Ёнъ. Введение в корейскую национальную музыку (Кугак гэрон). Сеул: Сеульский ун-т, 1975. - 261 с.
193. Чанъ Са-Хун. Введение в корейскую национальную музыку (Кугак чоньрон). Сеул: Сэгвань, 1986. - 588 с.
194. Чанъ Са-Хун. Теория корейской национальной музыки (Кугак ирон). Сеул: Сэгвань, 1986. - 208 с.
195. Чанъ Са-Хун. История корейской музыки (Хангук ымакса). Сеул: Сэгвань, 1993.-738 с.
196. Чин Бонъ-Гю. Пхансори: теория и практика (Пхансори: ирон-нва сильчжэ). Сеул: Сусовон, 1988. - 281 с.
197. Чо Донъ-Ир, Ким Хынь-Гю. Понимание пхансори (Пхансори-ы ихэ). Сеул: Чаньзяк, 1978. - 353 с.
198. Чон Ин-Пхёнь. Родная музыка (Кёре ымак): Нотная хрестоматия. -Сеул: Чжесун-акпо, 1984.-211 с.
199. Чон Ин-Пхёнь. Введение в курс композиции корейской национальной музыки (Кугак чжакгок ибмун). Сеул: Хёндэ-ымак, 1988. -448 с.
200. Чон Ин-Пхёнь. Постижение корейской национальной музыки (Кугак камсань). Сеул: Чжуньань ун-т, 1993. - 417 с.
201. Чхве Су-Чжин. История корейской оперы и исследование ее развития (Хангук чаньзяк опера бальтальса-ва бальчжон баньхяньэ гванхан кочаль). Чхоньчжу: Чхоньчжу ун-т, 1997. - 41 с.
202. Энциклопедия корейских народных песен (Ури минё дэпекгва): Хрестоматия. Сеул: Сэгвань, 1987. - 324 с.
203. Ю Сип. Искусство пхансори (Пхансори есульрон). Сеул: Самхо, 1991.-503 с.
204. Ю Син. Очерки о корейской национальной музыке (Кугак тоньрон). Сеул: Сэгвань, 1993. - 215 с.
205. Ян Инъ-лю. История музыки древнего Китая (Чуньгук годэ ымакса) / Пер. с кит. На кор. Ли Чань-Сук. Сеул: Соль, 1999. - 683 с.1. На японском языке
206. История Японии (Нихон-но рэкиси) / Под общ. ред. Ютаката My. Токио: Сёгакукан, 1974. - 208 с.
207. Кикути Садао. Японская гравюра (Укиё-э). Токио: Color books, 1966.- 154 с.
208. Киткава Эйси. Характер японской музыки (Нихон онгаку-но сэйукаку). Токио, 1948.
209. Киткава Эйси. История японской музыки. Токио, 1965.Танабэ Хисао. Музыка Японии (Нихон-но онгаку). - Токио, 1947.
210. На немецком и английском и языках
211. Eckardt A. Musik, Lied, Tanz in Korea. Bonn, 1968.
212. Halson E. Peking opera. London, 1966.
213. Kaufmann W. Musical Notation of the Orient. Notation Systems of the Continental East, South and Central Asia. Bloomington-London, 1967.
214. Merriam A. The anthropology of music Evanston, 1964.
215. Nettle B. Theory and method in ethnomusicology. New York, 1964.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.