Традиции ивановского текстиля в промышленном дизайне набивных тканей второй половины XX века. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Савина Наталья Владимировна

  • Савина Наталья Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 210
Савина Наталья Владимировна. Традиции ивановского текстиля в промышленном дизайне набивных тканей второй половины XX века.: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна». 2020. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Савина Наталья Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИВАНОВСКОГО ТЕКСТИЛЯ XVIII - НАЧАЛА XXI ВЕКА

1.1. Аналитический обзор материалов фонда отдела «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина

1.2. Традиционная школа ивановского текстильного дизайна

1.3. Классификация набивных тканей второй половины ХХ века по способам и типам печатания рисунка, видам и назначению

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИВАНОВСКИХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

2.1. Основные направления проектирования ивановского текстиля второй половины ХХ века

2.2. Хронологическая сравнительная линейка орнаментальных мотивов ивановских набивных тканей второй половины ХХ века

2.3. Влияние орнаментальных традиций предшествующих периодов на формирование художественного языка оформления набивных тканей второй половины ХХ века

2.4. Творческие эксперименты ивановских художников в процессе поиска оригинальных решений оформления текстиля

ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ МАСТЕРСКОЙ ИВАНОВСКОГО ХЛОПЧАТОБУМАЖНОГО КОМБИНАТА ИМ. Ф. Н. САМОЙЛОВА

3.1. Исторические особенности развития художественной мастерской Ивановского хлопчатобумажного комбината им. Ф.Н. Самойлова

3.2. Художественные особенности оформления тканей Ивановского хлопчатобумажного комбината им. Ф.Н. Самойлова второй половины ХХ века

3.3. Анализ влияния традиционного направления проектирования текстиля на формирование художественного языка оформления тканей второй половины ХХ века Ивановского хлопчатобумажного комбината им. Ф.Н. Самойлова

ГЛАВА 4. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ БОЛЬШОЙ ИВАНОВСКОЙ МАНУФАКТУРЫ

4.1. Исторические особенности формирования и развития художественной мастерской Большой Ивановской Мануфактуры

4.2. Стилистические характеристики оформления набивного текстиля Большой Ивановской Мануфактуры второй половины ХХ века

4.3. Анализ стилевых решений в оформлении набивного текстиля Большой Ивановской Мануфактуры второй половины ХХ века

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Альбом иллюстраций

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Каталог работ ивановских художников второй половины ХХ века

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация посвящена комплексному научному исследованию ивановского набивного текстиля как самобытного художественного явления в промышленном дизайне России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции ивановского текстиля в промышленном дизайне набивных тканей второй половины XX века.»

Актуальность исследования

Важной составляющей частью развития русского набойного промысла является история ивановского текстиля, которая, одновременно со становлением города Иваново в качестве основного текстильного центра России, на каждом этапе своего становления приобретала свои особенные черты.

Период формирования ивановского текстильного рисунка второй половины XVIII - начала ХХ века изучен достаточно хорошо. Подробно и детально проработаны богатые иллюстративные материалы, относящиеся к обозначенному периоду, большое количество исследовательских работ, посвященных дореволюционному текстильному рисунку, опубликовано в печатных изданиях (Арсеньева Е.В. «Ивановские ситцы» (1983), Соловьев В.Л., Болдырева М.Д. «Ивановские ситцы» (1987) и др.)

Отдельным этапом в развитии ивановских набивных тканей является время агитационного текстиля, отражавшее идеологию 1920-1930 гг. Этот период подробно изучали К. Акинша, М. Блюмин, Н. Вышар, Г. Карева и другие исследователи, результаты работ которых опубликованы в книге «100% Иваново» (2010).

Однако исследовательских работ по художественному проектированию ивановских набивных тканей второй половины ХХ века проводилось немного, и знания, полученные в этой области искусства, пока не были систематизированы. Являясь продолжением истории ивановской школы текстильного дизайна, исследуемый период представляет несомненный практический и научный интерес, как для творческой деятельности современных мастеров, так и для изучения развития теории текстильного дизайна в нашей стране. Его значимость определяют новые стилевые решения в оформлении текстиля и творческие эксперименты, в

которые наряду с использованием традиционных приемов, вносились элементы авторского стиля.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется важностью изучения сохранения и развития традиций ивановского текстиля в художественном проектировании тканей второй половины ХХ века.

Степень разработанности проблемы:

По истории ивановской текстильной промышленности второй половины XVIII - первой половины XX века существует обширная и подробная литература. Так, художественные особенности ивановского набивного текстиля дореволюционного времени детально рассмотрены в альбоме Е.В. Арсеньевой «Ивановские ситцы» (1983); подробное описание и анализ ивановского агитационного текстиля 1920-х-1930-х, богатый иллюстративный материал содержится в книге И.М. Ясинской «Советские ткани 1920 - 1930х годов» (1977) и в альбоме «100% Иваново» (2010). История русского ситценабивного рисунка освещена в трудах искусствоведов И.А. Алпатовой «Художественные особенности русской набойки» (1985), С.М. Темерина «Русское прикладное искусство» (1960), М.Н. Мерцаловой «Русский ситец» (1967). В области теории и практики художественного построения текстильного рисунка ХХ века следует отметить работы С.А. Малаховой «Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах» (1984), С.П. Немковского «Орнамент на ткани» (1987) и В.Я. Берсенева «Вопросы орнаментации ткани» (1977).

При этом объемы материалов, посвященных художественному оформлению тканей, и особенно истории ивановского ситцепечатного художественного рисунка второй половины ХХ века невелики и не позволяют получить полное представление о традициях ивановской школы текстильного дизайна.

В процессе подготовки диссертации автором был изучен широкий круг источников, в которых ивановский текстиль второй половины ХХ века рассматривается в различных ракурсах и аспектах; в целом их можно сгруппировать в три основные раздела:

- письменные, которые представляют собой монографии, диссертационные исследования, учебные пособия, статьи в периодических изданиях. Ценным источником информации явились художественные альбомы и каталоги, посвященные народному текстилю, ведущих российских музеев (Государственный исторический музей, Российский этнографический музей, Государственный Русский музей).

К числу письменных источников относятся работы следующих авторов. Труды искусствоведа В.Л. Соловьева, а именно книга «Ивановские ситцы» (1987) и диссертационное исследование «Ивановские ситцы» (1990), посвященные орнаментальным традициям ивановского текстильного рисунка. Частично исследуемый вопрос освещен в книге К.И. Мокрова «Художники текстильного края» (1986). Ряд обзорных статей научно-популярного характера принадлежат Б.А. Державину (1960), Г. Радугину (1967), Б. Лопатину (1981), В.Л. Соловьеву (1981, 1982), И. Грязнову (1983), В. Новикову (1984), Т. Кузнецовой (1985), Т. Преображенской (1985), Г. Харитонову (1987), В.И. Ивашневу (2009), М.И. Ермолаевой (2009).

- иллюстративные - графические материалы, фотография, каталоги текстильных образцов, хранящиеся в фондах художественных, краеведческих и исторических музеев, а также в частных коллекциях.

Обширной иллюстративной и информационной базой служат материалы архива отдела «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина - это авторские эскизы и образцы тканей периода 1960-1980 гг., а также рабочие каталоги выпускаемой продукции крупных текстильных фабрик города второй половины ХХ века.

- вещественные - образцы текстильных изделий промышленного производства, выполненные из ивановских набивных тканей второй половины ХХ века, представленные в музейных и частных коллекциях.

К числу вещественных памятников, использованных в настоящей работе, относятся образцы текстильных изделий ивановского промышленного производства второй половины ХХ века - женские костюмные комплексы,

состоящие из блуз и юбок, платья, постельное белье, сшитые из ивановских набивных тканей второй половины ХХ века.

Объектом исследования являются ивановские набивные ткани второй половины ХХ века.

Предметом исследования - художественные особенности проектирования ивановского текстиля второй половины ХХ века.

Цель диссертационной работы заключается в комплексном исследовании эстетических и стилистических особенностей художественного проектирования ивановских набивных тканей второй половины ХХ века для получения новых знаний о традициях ивановской школы текстильного дизайна.

Основные задачи исследования:

1. Собрать, систематизировать и ввести в научный оборот ранее не изученные архивные материалы из фонда отдела «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея (ИГИКМ) им. Д. Г. Бурылина.

2. Рассмотреть практическое значение технологических особенностей производства текстильного материала (способа и вида печатания орнамента, структуры материала и его назначения) при создании орнамента набивных тканей второй половины ХХ века.

3. Изучить творческие и технические приемы и направления проектирования ивановского набивного текстиля второй половины ХХ века на примере тканей, выпускаемых крупными фабриками города Иваново: Большой Ивановской Мануфактурой (БИМ) и Ивановским хлопчатобумажным комбинатом имени Ф. Н. Самойлова.

4. Разработать классификацию основных групп орнаментальных мотивов набивных тканей второй половины ХХ века.

5. Составить хронологическую сравнительную линейку орнаментальных мотивов ивановских набивных тканей второй половины ХХ века.

6. Проанализировать влияние общественных событий (Летние Олимпийские игры 1980 года в Москве, фестивали) и достижений технического прогресса (освоение космоса, развитие автомобилестроения) на печатный текстильный орнамент второй половины ХХ века.

7. Рассмотреть творчество ведущих художников ивановских текстильных фабрик второй половины ХХ века - Н.С. Балагуровой, З.П. Вахтановой, В.И. Галаниной, Н.П. Гостевой, К.С. Логинова, А.И. Цибиной, П.Н. Прытковой, Т.К. Ананьиной, А.А. Заикиной, Н.А. Гузиковой, А.В. Гуськова, В.А. Колесова, Т.А. Терентьевой и др.; составить каталог ивановских художников второй половины ХХ века.

Методология и методы исследования

При работе автор опирался на теоретические и методические разработки в области изучения традиционного текстиля. Методологическую базу составили междисциплинарные и дисциплинарные методы. В целом можно выделить несколько направлений, составивших основуисследования:

историко-культурологический метод, определивший осмысление основных этапов эволюции ивановского текстиля, раскрывший художественно-эстетические ценности текстильных рисунков второй половины ХХ века в сравнении с орнаментами предшествующих периодов;

сравнительно-типологический метод использовался для классификации набивных тканей второй половины ХХ века по типам текстильных волокон, способам орнаментации и назначению использования, для систематизации материала и анализа формообразующих элементов текстильных рисунков;

стилистический анализ, позволяющий раскрыть художественную выразительность основных орнаментальных композиций;

предметно-аналитический метод лежит в основе исследования иллюстративного и архивного материала художественных, краеведческих и исторических музеев, а также частных коллекций.

Границы исследования

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XX века до начала XXI века.

Территориальные рамки исследования определяются понятием ивановского региона, в который входят границы современных городов Иванова, Шуи, Фурманова, Тейкова, Южи, Кохмы, Кинешмы, Вичуги, Наволок, а также Лежневского, Савинского и Гаврилово-Посадского районов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- собраны и систематизированы материалы, посвященные ивановским набивным тканям второй половины ХХ века;

- разработана классификация основных групп орнаментальных мотивов ивановского набивного текстиля второй половины ХХ века и составлена их хронологическая сравнительная линейка;

- проанализированы и сформулированы творческие приемы соединения стилевых составляющих традиционных орнаментальных решений и новых идей второй половины ХХ века;

- определена зависимость ивановского текстильного орнамента второй половины ХХ века от значимых событий в жизни общества и достижений технического прогресса того времени;

- проанализировано творчество ведущих художников крупных ивановских мастерских, работающих с набивными тканями;

- введен в научный оборот новый изобразительный материал, отражающий художественное оформление ивановских набивных тканей второй половины ХХ века; составлен каталог работ ивановских художников второй половины ХХ века.

Теоретическое и практическое значение полученных результатов

заключается в том, что материалы и теоретические положения диссертации могут послужить основой для других подобных исследований. В диссертации систематизированы и обобщены данные об ивановской школе текстильного

дизайна. Введен в научно-практический оборот обширный материал по художественно-композиционному построению ивановского текстильного рисунка, а также составлен каталог работ ведущих ивановских художников второй половины ХХ века. Результаты данной работы вводят в искусствоведческую базу новые научные данные, которые могут послужить основой для дальнейших теоретических исследований и научно-методической дизайнерской деятельности.

Материалы диссертации могут быть использованы при создании лекционных курсов, семинаров, практических занятий по истории декоративно-прикладного искусства и дизайна тканей. Исследование может служить информационной базой для краеведов и сотрудников музеев при составлении каталогов и научно-справочного аппарата к выставкам. Положения настоящей работы могут быть использованы в практике работы художников-дизайнеров и студентов в области искусства и художественного проектирования текстильных изделий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена применением методологического инструментария, соответствующего поставленным в исследовании цели и задачам; привлечением значительно массива теоретических трудов и публикаций, архивных и справочных материалов, изобразительных и вещественных источников.

Апробация результатов работы. Доклады и тезисы, отражающие основные положения диссертационной работы, получили положительную оценку на следующих научных и научно-технических конференциях: международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии», г. Санкт-Петербург, 2012, 2013, 2014, 2015, 2017, 2018; международной научно -технической конференции «Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности» (ИННОВАЦИИ - 2014), г. Москва, 2014; международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы науки в развитии инновационных технологий» (ЛЕН-2014), г. Кострома, 2014; межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов

«Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» (ПОИСК -2015), г. Иваново, 2015.

По материалам диссертации опубликовано 13 печатных работ, в числе которых 4 статьи в изданиях, предусмотренных Перечнем ВАК, из них 1 статья - в Международной базе Scopus («Известия вузов. Технология текстильной промышленности», Иваново, 2017; «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики», Тамбов, 2015, 2016; «Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки», Иваново, 2014).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты стилистического анализа творческих экспериментов ивановских художников в процессе поиска оригинальных решений оформления текстиля, позволяющие говорить о возникновении и развитии новой орнаментики ивановских набивных тканей второй половины ХХ века.

2. Традиционная ивановская школа текстильного дизайна, использовавшая три направления в области декорирования тканей (мотивы восточного происхождения, европейские узоры и темы русского народного творчества) в работах художников по текстилю второй половины XX века нашла с одной стороны, продолжение в привычной трактовке мотивов, а с другой - использовала творческие интерпретации.

3. Структурированная информация о творческой деятельности ведущих ивановских мастеров текстильного рисунка, основанная на изучении иллюстративного материала ИГИКМ, и представленная в приложении диссертации как каталог работ ивановских художников второй половины XX века.

4. Результаты анализа стилевых решений в оформлении набивного текстиля художниками мастерских Большой Ивановской Мануфактуры и Ивановского хлопчатобумажного комбината имени Ф.Н. Самойлова второй половины ХХ века.

5. Хронологическая сравнительная линейка орнаментальных мотивов ивановских набивных тканей второй половины ХХ века.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка сокращений, списка источников, списка литературы, списка иллюстраций и приложений. Основной материал работы изложен на 149 страницах. Список источников включает 13 наименований. Список использованной литературы - 108 наименований. Приложение состоит из двух частей: альбома иллюстраций, содержащего 122 рисунка, и каталога работ ивановских художников второй половины ХХ века, который представлен на 18 страницах.

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ИВАНОВСКОГО ТЕКСТИЛЯ

1.1. Аналитический обзор материалов фонда отдела «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого

музея имени Д.Г. Бурылина

Музей ивановского ситца - самый молодой отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина (ИГИКМ), основанный в 1987 году.

Здание музея построено в начале ХХ века архитектором А.Ф. Снуриловым и являлось усадьбой ивановского фабриканта, коллекционера и мецената Дмитрия Бурылина, в честь которого и назван сам комплекс. Дом выполнен в стиле модерн: имеет сложную планировку, украшен витражами, декоративной плиткой, мозаикой и лепниной. В настоящее время архитектурное строение музея представляет огромную историческую ценность для города и области. В углу здания сохранился двухэтажный флигель, между ним и домом разбит сад, в наши дни представляющий собой сквер. Напротив усадьбы еще в начале XX века был построен бульвар, оформленный также в стиле модерн1 «Рисунок 1,2».

Основные экспозиции музея - «Ивановский текстиль. История и современность» и «Слава Зайцев. Жизнь = Творчество».

В основу первой экспозиции музея «Ивановский текстиль. История и современность» легла уникальная коллекция ивановских тканей, насчитывающая полмиллиона единиц. Она отражает историю развития текстильного производства с древних времен до настоящего времени. Уникальные образцы ивановских тканей позволяют проследить исторические особенности развития яркого ивановского стиля 2.

1 Музей ивановского ситца. URL: http://музейбурылина.рф/o-muzee/muzey-ivanovskogo-sittsa/.

2 Там же.

Главные экспонаты выставки: археологические материалы, свидетельствующие об изготовлении тканей на территории Ивановской области до нашей эры; древние приспособления для выработки льняных холстов в крестьянском хозяйстве; уникальные доски для нанесения узора на ткань - манеры, каждая из которых является произведением декоративно-прикладного искусства; портреты и клейма основателей первых ивановских мануфактур; приспособления для создания набивного рисунка - стол набойщика и оборудование лаборатории красковара начала XIX века; образцы тканей и костюмы, выполненные ручным способом.

В экспозиции представлены уникальные коллекции тканей ХУП-ХХ веков, тематических платков, вееров, церковных облачений, вышитых картин. Немаловажная часть выставки - текстильная продукция как элемент декоративно-прикладного творчества города Иваново. В музейной коллекции хранится 58 манерных книг: Сосневской объединенной мануфактуры, Большой Иваново-Вознесенской Мануфактуры, Прядильно-отделочной фабрики «Красная Талка», Новой Иваново-Вознесенской Мануфактуры, Фабрики имени рабочего Ф. Зиновьева. Наиболее ранний образец манерной книги в коллекции музея - альбом Иваново-Вознесенского государственного текстильного треста, представляющий собой узкую вытянутую книгу с кожаными застежками. Представительские манерные книги изготавливались по специальному заказу. Как правило, они были большого размера в дорогом кожаном или бархатном переплете. Рядом с образцами тканей на бумажных выклейках указывали артикул, иногда название ткани и ее технические характеристики. Манерные книги для служебного пользования были оформлены без излишней роскоши и представляли собой большие тетради из тонкой серой или коричневой бумаги, образцы тканей в которых содержали лишь фрагмент раппорта рисунка3.

Большой раздел экспозиции посвящён зарождению и развитию во второй половине XIX века фабричного производства, совершенствованию технологии

3 От ручной набойки до машинной печати. Коллекция тканей Музея ивановского ситца. URL: http://textilemuseum.ru/ru/.

изготовления хлопчатобумажных тканей, способствовавшему значительному росту популярности ивановских ситцев конца XIX - начала XX вв.

Авторы научного проекта выставки стремились показать экспозиционными средствами, что текстиль - это не только предмет быта, текстиль - это история и культура народа, это творческая и кропотливая работа многих людей и многих поколений.

В 2007 году была открыта новая экспозиция «Слава Зайцев. Жизнь = Творчество» - рассказ о жизни и творчестве всемирно известного модельера Вячеслава Михайловича Зайцева. Появление выставки в здании музея обусловлена также и тем, что Иваново - родной город Вячеслава Зайцева, здесь он окончил текстильный техникум и начал свой творческий путь. Экспозиция гармонично вписана в концепцию развития музея, подчеркнув связь традиции с современностью4.

В настоящее время в Музее ивановского ситца проводятся обзорные экскурсии, такие как «Церковное декоративно-прикладное искусство», «Поэзия народного костюма», «Рубаха, сарафан, панева», «Из истории текстильного бизнеса»; в здании музея организовывают различные тематические занятия и лекции.

В текущем подразделе диссертации выполнен обзор архивных исторических памятников отдела «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина, это - образцы набивного текстиля периода второй половины XX века Ивановского хлопчатобумажного комбината имени Ф. Н. Самойлова и Большой Ивановской Мануфактуры (БИМ).

Совместно с сотрудниками музея среди обширного иллюстративного материала, хранящегося в архивах ИГИКМ, был выявлен ряд интересующих образцов тканей и каталогов текстильной продукции исследуемого периода. Несмотря на то, что каталоги содержат лишь фрагменты раппорта узора, они позволяют говорить о характере рисунков, отражают весь спектр ассортимента и

4 Музей ивановского ситца. URL: http://музейбурылина.рф/o-muzee/muzey-ivanovskogo-sittsa/.

содержат важные характеристики (датировки, авторов и т.д.), что представляет особенную ценность для настоящего исследования.

В первую очередь, это рабочие альбомы Ивановского хлопчатобумажного комбината имени Ф. Н. Самойлова, содержащие фрагменты эскизов тканей, выпускаемых на предприятии в период 1985 - 1999 гг., и рабочие альбомы БИМ с мелкими отрезами выпускающих здесь тканей периода 1957 -1999 гг. Помимо этого, были изучены некоторые коллекции текстильных образцов фабрик периода 1960-х - 1980-х гг. В анализа архивных материалов ИГИКМ были выявлены имена конкретных художников: Н.С. Балагуровой, Г.С. Горбачева, Т.М. Коптяковой, И.В. Захаровой, Е.Я. Николаевой, А.С. Гориной, Б.Д. Кочеткова, Т.А. Терентьевой, М.Б. Тощевой, Л.М. Уваровой, С.А. Чеботарева, И.С. Суховой, И.А. Малькова, Л.В. Шалдиной, И.А. Шелудяковой, Л.Н. Павловой, К. С. Логинова, З.П. Вахтановой, В.И. Галаниной, Н.П. Гостевой, В.А. Данилова, А.В. Гуськова, С.С. Чужининой, И.В. Грязнова, А.В. Митрофанова, А.И. Цыбиной, П.Н. Прытковой, Т.К. Ананьиной, А.А. Заикиной, Н.А. Гузиковой, В.А. Колесова, Г.П. Прыткова, Г.С. Соломоновой и других5.

Обнаруженные рабочие каталоги представляли собой альбомы из плотной бумаги, образцы или эскизы тканей в которых были сгруппированы в таблицы, и содержали серийный номер рисунка, информацию о дате выпуска, авторе, оценке художественного совета и т.п. Среди них: каталог тканей БИМ 1957 - 1960 гг., каталог тканей БИМ 1961 - 1964 гг., каталог тканей БИМ 1965 - 1969 гг., каталог тканей БИМ 1972 - 1974 гг., каталог тканей БИМ 1975 - 1979 гг., каталог тканей БИМ январь 1980 - октябрь 1983 гг., каталог тканей БИМ ноябрь 1983 - июль 1987 гг., каталог тканей БИМ август 1987 - июль 1991 гг., каталог тканей БИМ 1991 -1995 гг., каталог тканей БИМ 1996 - 2001 гг. и каталог эскизов тканей Ивановского хлопчатобумажного комбината им. Ф.Н. Самойлова 1985 - 2004 гг.

Коллекции текстильных образцов состояли из отрезов тканей, производимых БИМ и Ивановским хлопчатобумажным комбинатом им. Ф.Н. Самойлова в период

5 Картотека ивановских художников-текстильщиков // Фонд отдела «Музей ивановского ситца» ИГИКМ.

1960-1980 гг., которые были собраны в комплекты по датам выпуска. Вместе с этим рассматривались коллекции тканей с рисунками на тему: «Летние Олимпийские игры 1980 года в Москве», юбилейные каталоги продукции БИМ и Ивановского хлопчатобумажного комбината им. Ф.Н. Самойлова. В процессе работы изучены каталоги выставок работ О.В. Богословской, В.В. Гурковской и Л.Н. Проворовой.

Сформировавшаяся ивановская школа текстильного дизайна является важной составляющей промышленного дизайна России, а также ценной теоретической базой для художников и дизайнеров современности. Этим обусловлена актуальность настоящего исследования, направленного на изучение орнамента ивановских набивных тканей второй половины ХХ века. Особенно важно, что временные рамки рассматриваемого периода близки к настоящему времени, многие памятники - рабочие альбомы фабрик, эскизы и образцы тканей сохранились до наших дней в отличном состоянии и могут быть изучены специалистами разных областей. Ценнейшие материалы архива отдела «Музей ивановского ситца» ИГИКМ, текстильные выставки и публикации составляют хорошую информативную базу молодых дизайнеров, работающих в области художественного оформления современной текстильной продукции.

1.2. Традиционная школа ивановского текстильного дизайна

Сегодня ткани и их художественное оформление занимают особое место как в декоративно-прикладном искусстве, так и промышленном дизайне. Первые рисунки создавались переплетением нитей в процессе изготовления тканей, затем рисунок стали наносить ручным способом, в том числе с помощью печатных деревянных резных досок - манер. В ХУШ веке начали применять металлические набивные доски, после чего начали получать рисунки с использованием специальных печатных машин.

Важной составляющей частью развития русского набойного промысла является история ивановского текстиля. С середины XVIII века село Иваново Владимирской губернии стало центром текстильной промышленности.

Производимые там набивные ткани отражали особенности сложившихся к тому времени традиций русской набойки, влияние на их формирование различных культур Востока и Запада, их гармоничное объединение и переосмысление. И в тоже время ивановский способ и художественные особенности оформления текстиля самобытны и оригинальны. Чтобы понять и выявить эти характерные черты, нужно проследить хронологию развития набивного ремесла этого края.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Савина Наталья Владимировна, 2020 год

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Ершова, Н.В, Традиции ивановского текстиля в художественном оформлении дореволюционных набивных тканей / LLB. Ершова, И.Г. Мизонова // Мода и дизайн: исторический опьтт - новые технологии: материалы 15-й международной научной конференции / под ред. Н.М.Калашниковой. - СПб.:

2. Ершова, Н.В. Художественные особенности ивановского текстиля 19201 930 тт. / Н.В. Ершова // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 16-й международной научной конференции / под ред. Н.М.Калашниковой. - СПб.: ФГБОУ ВПО СПГУТД, 2013 - С. 245-249,

3. Савина, Н.В, Ивановский текстиль как феномен промышленного дизайна России / Н.В. Савина // Известим высших учебных заведений. Гуманнтариые науки. Том 5. - Иваново; ФГБОУ ВПО ИГХТУ, 2014. - № 1. -

4. Савина, Н.В. Особенности ивановского текстильного орнамента периода 1970-х 1980-х годов / Н.В. Савина // Актуальные проблемы пауки в развитии инновационных технологий (ЛЕН-2014), Материалы международной на^шо-технической конференции. - Кострома: ФIБОУ В ПО К1 ТУ, 2014. - С. 120-121.

5. Савина, Н.В. Особенности ивановской школы текстильного дизайна / Н.В. Савина // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ - 2014). Материалы международной научно-технической конференции. Часть 3. - Москва: ФГБОУ ВПО К1ТУ, 2014. - С. 179-

6. Савина, Н.В. Художественные особенности ивановского текстиля второй половины XX века: на примере ассортимента тканей Бо.плпой Ивановской Мануфактуры / Н.В. Савина // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 17-й международной научной конференции / под ред. Н.М.Калашниковой. - СПб.: ФГБОУ ВПО СТТГУТД, 2014. - С.225-228.

7. Савина, Н.В. Орнаментальные традиции и новаторство художественной мастерской Большой Ивановской Мануфактуры 1950-х -начала 1980-х годов / Н.В. Савнна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - №2. — С. 159-162.

8. Савина, Н.В. Формирование и развитие новой орнаментики ивановского текстиля второй половины XX века /Н.В. Савина // Молодые ученые развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК — 2015): сборник материалов межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов. Часть 2.

9. Савина, Н.В. Орнаментальные традиции в оформлении ивановского текстиля второй половины XX века /Н.В. Савина // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 18-й международной научной конференции /под ред. И.М.Калашниковой. - СПб.: ФГЬОУ ВПО С11ГУТД, 2015. - С. 181-184.

10. Савииа, Н.В. Принципы и методы художественного проектирования ивановского текстильного рисунка второй половины XX века / Н.В. Савина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов:

11. Савина, Н.В. Трансформация орнаментальных традиций ивановскою текстильною рисунка в период 1950-х - 1980-х годов / Н.В. Савина // Известия вузов Технология текстильной промышленности. — 2017. -

12. Савина, Н.В. Творческая деятельность ивановских художников текстильного рисунка второй половины XX века / Н.В. Савина //Мода и дизайн: исторический опыт- новые технологии; материалы 20-й международной научной конференции / под ред. Н.М.Калашниковой. - СПб.: ФГБОУ ВПО СПГУТД, 2017.

13. Савина, Н.В. Творческие эксперименты ивановских художников в процессе оформления текстиля второй половины XX века / Н.В. Савина// Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 21-й международной научной конференции /под ред. Н.М.Калашниковой. - СПб.: ФГБОУ ВПО

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИИ

1 «Музей ивановского ситца». Архитектор А.Ф. Снурилов, С.13

г. Иваново

7 ¿-а Скульптура «Ситцевый носорог» на территории «Музея С. 13

ивановского ситца», г, Иваново

з Платок ситцевый. Фрагмент. Неизвестный автор, конец ХИТ - С,24

начало XLX в. Мануфактура Е.И. Грачева

4 Ситец, Неизвестный автор, первая половина XIX века. С.24

Неизвестная мануфактура

5 Шелковая ткань. Неизвестный автор, 17 век. Франция С.25

6 Шелковая ткань. Неизвестный автор. 17век. Франция С.25

7 Шерстяная ткапь. Неизвестный автор, 16-18 век. Франция С.25

8 Ситец. Неизвестный автор. 1880-е годы. Фабрика Товарищества С.25

Куваевской мануфактуры

9 Ситец. Неизвестный автор, 1896. Фабрика «Прасковья Витова и С.26

сыновья»

10 Ситец, Неизвестный автор, середина ХТХ века. Мануфактура С.27

Я. П. Гарелина

11 Платок. Л.М. Чеппов-Плесский. 1922 С.30

12 Сатин. В. Мае л ов. 1925 С.31

13 Ситец. Неизвестный автор, 1931 С.31

14 Сатин. О.В. Богословская, 1935 С.32

15 Штапельное полотно. А.И. Цибина, 1960 С.49

16 Ситетт. A.A. Заикина, 1977 С.49

17 Штапельное полотно. Н.С. Балагурова, 1966 С.49

18 Ситец. В.А. Колесов, 1991 С.50

19 Ситец. Неизвестный автор, 1961 С.50

20 Ситец, С,С. Чужинина, 1958 С.50

21 Штапельное полотно. Неизвестный автор, 1958 С.50

22 Шерстянка. Н.11. Гостева, 1977 С.51

23 Сатин. Неизвестный автор, 1970-е гг. С. 73

24 Ситец. Неизвестный автор, 1863. Фабрика торгового дома «А. и С.73

А.И. Барановы»

25 Ситец. Т.А. Терентьева, 1973 С.73

26 Ситец. Неизвестный автор, 1863. Фабрика Товарищества С.73

мануфактур И. Гарелииа с сыновьями

27 Рисунок на ситец. 3.11. Кулагина, 1974 С.73

28 Ситец. Г.С. Григорян, 1977 С.74

29 Рисунок на сатин. Е.И. Мигуиова, 1973 С.74

30 Ситец. Неизвестный автор, 1970-е гг. С.74

31 Ситец. Неизвестный автор, 1989 С.75

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

Ситец. Неизвестный автор, конец XVI11 века Ману фактура И.М. Ямановского

Рисунок на ситец. И.П. Хохлычев, 1979

Ситец. Неизвестный автор, 1896. Фабрика «Прасковья Витова и сыновья»

Рисунок для ткани. В.В. Скрыль. 1972

Штапельное полотно. H.H. Прыткова, 1959

Ситец. Г.С. Григорян. 1970

Бязь. Неизвестный автор. 1990

Шерстянка. Н.П. Гостева, 1979

Костюмная ткань. Неизвестный автор. 1988

Бязь. Неизвестный автор. 1989

Бязь. Неизвестный автор. 1988

Сигец, Неизвестный автор, 1979

Ситец. Неизвестный автор, 1979

Ситец. Неизвестный автор, 1979

Ситец. З.И. Вахтангова, 1979

Ситец. Неизвестный автор, 1979

Ситен. Неизвестный автор, 1979

Бязь. В.А. Данилов, 1977

Сатин. С.А. Борисов. 1980

Штапельное полотно. Неизвестный автор, 1989

Креп. А .И. Цыбина. 1980

Ситец. Е.В. Махровская, 1970

Сатан. Неизвестный автор, 1979

Разворот каталога с эскизами текстильных рисунков Ивановского комбината им. Ф. И. Самойлова, 1985 Разворот каталога с эскизами текстильных рисунков Ивановского комбината им. Ф. Н. Самойлова. 1986 Разворот каталога с эскизами текстильных рисунков Ивановского комбината им. Ф. Н. Самойлова, 1989 Разворот каталога с эскизами текстильных Ивановского комбината им. Ф. Н. Самойлова, 1990 Разворот каталога с эскизами текстильных Ивановского комбината им. Ф. Н. Самойлова, 1990 Ситец. J1.M. Уварова, 1979 Репс. Е.Я. Николаева. 1970-е гг. Ситец. Л.Н. Павлова. 1979 Репс. И А. Шелудякова, 1979 Штапельное полотно. Т.М. Коггтякова, 1967 Ситец. Неизвестный автор, 1960-е гг. Сатин. Неизвестный автор, 1979 Сатан, A.C. Горина, 1960-е гг,

С.75

С.75 С.75

С.75 С.84 С. 84 С.84 С.85 С.85 С.85 С.85 С.86 С.86 С.86 С.86 С.86 С.86 С.86 С.86 С.86 С.86 С.86 С.86 С.98

С.98

С.98

рисунков С.98

рисунков С.98

С.98 С.99 С.99 С.99 С. 100 С.100 С.100 C.I01

68 Рисунок на ситсц. А.С. Гсрина. 197Ü С. 104

69 Ситсц. Т.А. Тсрснтьсва, 1960-с гг С. 104

70 Штапельное полотно. Неизвестный автор. 1964 С. 104

71 Репс. Н.С. Балагурова, 1973 С.Ю4

72 Штапельное полотно. Л.М. Уварова, 1979 С. 104

73 Ситсц. Л.М. Уварова, 1979 С. 104

74 Штапельное полотно. Неизвестный автор. 1964 С. 105

75 Штапельное полотно. Н.С. Балагурова, начало 1970-х гг. С. 105

76 Бязь. Т.А. Тсрснтьсва, 1967 С.105

77 Ситетт. Л.М. Уварова. 1979 С.105

78 Ситец. A.A. Шишкин, 1979 С.105

79 Ситец. М.Б. Тошева. 1973 С.105

80 Обложка каталога с выклейками тканей БИМ, 1957-1960 С. 116

81 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1957 С. 116

82 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ. 1958 С. 116

83 Разворот катало!а с выклейками тканей БИМ, 1958 С. 116

84 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1958 С. 116

85 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ. 1959 С. 116

86 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1960 С. 116

87 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1960 С. 116

88 Разворот катало! а с выю!ейками тканей БИМ, 1974 С. 116

89 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1977 С. 116

90 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1978 С. 116

91 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1979 С. 116

92 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1980 С. 116

93 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1984 С. 116

94 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1985 С. 116

95 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1987 С. 116

96 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ. 1988 С. 116

97 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1989 С. 116

98 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1990 С. 116

99 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1991 С. 116

100 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1992 С. 116

101 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1997 С. 116

102 Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1999 С. 116

103 Ситец. JT.H. Проворова, 1952 С. 118

104 Illiaj гельное полотно. Л.Н. Проворова. 1956 С. 118

105 Штапельное полотно. A.A. Заикииа, 1979 С.118

106 Ситец. Н. А. Гузикова. 1974 С. 118

107 Штапельное полотно. В.А, Колесов, 1979 С.118

108 Штапельное полотно. Неизвестный автор. 1959 С.118

109 Ситсц. A.A. Заикииа, 1984 С.118

110 Штапельное полотно. H.H. Ирыткова. 1959 С.119

LH Штапельное полотно. П.Н. Прыткова, 1973 С.119

112 Ситец. A.A. Заикина. 1978 С.120

113 Ситец. Т.К. Ананьина, 1975 С.120

114 Ситец. А.Н, Пьгбина. 1975 С.120

115 Ситец. А.И. Пьгбина, начало 1970-х гг. С Л 20

116 Бязь. Н.П. Гостева, 1988 СЛ21

117 Ситец. Неизвестный автор. 1992 С.121

118 Ситец. H.A. Гузикова, 1980 С.122

119 Ситеп. H.A. Гузикова. 1979 С Л 22

120 Ситец. H.H. Прыткова, 1960 С Л 22

121 Ситец. С.И. Казарцсва, 1978 С.122

122 Ситец. В.А. Ко лесов Л 976 С.122

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Альбом иллюстраций

1. «Музей ивановского ситца». Архитектор А.Ф. Снурилов, г. Иваново

3. Платок ситцевый. Фрагмент. Неизвестный автор, конец XIII - начало XIX в. Мануфактура Е.И. Грачева

4. Ситец. Неизвестный автор, первая половина XIX века. Неизвестная мануфактура

7. Шерстяная ткань. Неизвестный автор, 16-18 век. Франция

8. Ситец. Неизвестный автор, 1880-е годы. Фабрика Товарищества Куваевской мануфактуры

13. Ситец. Неизвестный автор, 1931

14. Сатин. О.В. Богословская, 1935

19. Ситец. Неизвестный автор, 1961

21. Штапельное полотно. Неизвестный автор, 1958

20. Ситец. С.С. Чужинина, 1958

22. Шерстянка. Н.П. Гостева, 1977

29. Рисунок на сатин. Е.И. Мигунова, 1973

30. Ситец. Неизвестный автор, 1970-е гг.

31. Ситец. Неизвестный автор, 1989

39. Шерстянка. Н.П. Гостева, 1979 40. Костюмная ткань. Неизвестный автор,

1988

45. Ситец. Неизвестный автор, 1979

46. Ситец. З.П. Вахтанова, 1979

51. Штапельное полотно. Неизвестный автор, 1989

52. Креп. А.И. Цыбина, 1980

53. Ситец. Е.В. Махровская, 1970

54. Сатин. Неизвестный автор, 1979

Стрмнникова О.А

» ж

" Л 100

ы ¿Ё Ж Ч 103 /т

б2. Ситец. Л.Н. Павлова, 1979

бЗ. Репс. И.А. Шелудякова, 1979

67. Сатин. А.С. Горина, 1960-е гг.

70. Штапельное полотно. Неизвестный автор, 1964

71. Репс. Н.С. Балагурова, 1973

• л *****

одз&Ф М + г 4 5

»дай ;

,/ - " Г**» ***

•^г 1т. " *~

»■г* »1 ******

» /

72. Штапельное полотно. Л.М. Уварова, 1979

73. Ситец. Л.М. Уварова, 1979

74. Штапельное полотно. Неизвестный автор, 1964

75. Штапельное полотно. Н.С. Балагурова, начало 1970-х гг.

76. Бязь. Т.А. Терентьева, 1967

77. Ситец. Л.М. Уварова, 1979

г^уГхчписч^^оскиУ. во * ОЛИМП**

84. Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1958

S6. Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1960

S9. Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1977

93. Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1984

95. Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1987

9?. Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1989

99. Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1991

101. Разворот каталога с выклейками тканей БИМ, 1997

103. Ситец сарафанный. Л.Н. Проворова, 1952 104. Штапельное полотно. Л.Н. Проворова,

1956

105. Штапельное полотно. А.А. Заикина, 1979

106. Ситец. Н.А. Гузикова, 1974

107. Штапельное полотно. В.А. Колесов, 1979

108. Штапельное полотно. Неизвестный автор, 1959

111. Штапельное полотно. П.Н. Прыткова, 1973

112. Ситец. А.А. Заикина, 1978

115. Ситец. А.И. Цыбина, начало 1970-х гг. 116. Бязь. Н.П. Гостева, 1988

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Каталог работ ивановских художников второй половины ХХ века

Ананьина Тамара Константиновна

В 1943 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - художник текстильного рисунка БИМ. Член Союза художников СССР

Ситец, 1958 Ситец, 1958 Ситец, 1959

Ситец, 1959 Шерстянка, 1960 Ситец, 1970-е

Ситец, 1973

Ситец, 1974

Ситец, 1974

Балагурова Нина Сергеевна

Основная профессия - художник текстильного рисунка Ивановского хлопчатобумажного комбината имени Ф.Н. Самойлова.

Ситец, 1960-е Сатин, 1965 Штапельное

полотно, 1965

Штапельное полотно, Штапельное полотно, Штапельное

1970-е 1970-е полотно, 1970-е

Штапельное полотно, 1970-е

Вахтанова Зинаида Павловна

В 1973 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - с 1977 года художник текстильного рисунка

БИМ

Ситец, 1996

Ситец, 1997

Ситец, 1999

Галанина Вера Ильинична

В 1953 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - с 1967 года художник текстильного рисунка БИМ

щ » •г у <£ V V ?|1* г. 'к Д.* > ' V V } я I к а\ т щ ' - - У л и

Ситец, 1970 Штапельное полотно, 1970 Сатин, 1985

Л V \ ^ »у* К : И " «Г « * О* " л п -г ■1 5 ; у : 5

Ситец, 1988 Ситец, 1988 Ситец, 1989

«ч .-Ь 1 о-;: *-*-' ) ■ Ч *"" ' - гл. 1 • ' у/• ' ■ < Г • ■ гПГДС* у 'Л • л _^ ^ * / г4»- у • '• «м 1 Ч "2 ^ г?- V' г • Л 4 - г; : V . 4 ( V . а $1 ' т 1 • Й- Я? К ^ у 1 ■ 1Г>. ^ 0 &

Штапельное полотно, 1990 Ситец, 1990 Сатин, 1990

Горбачев Григорий Степанович

В 1956 году окончил Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия -художник текстильного рисунка Ивановского хлопчатобумажного комбината имени Ф.Н. Самойлова

Сатин, 1967

Сатин, 1970-е

Сатин, 1970-е

Сатин, 1970-е

Шерстянка, 1979

Ситец, 1979

Сатин, 1979

Горина Анна Степановна

В 1951 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия -художник текстильного рисунка Ивановского хлопчатобумажного комбината имени Ф.Н. Самойлова

Сатин, 1965

Штапельное полотно, 1970-е

Рисунок на ситец, 1970

Штапельное полотно, 1979

Штапельное полотно, 1979

Гостева Нелли Павловна

В 1967 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - с 1968 года художник текстильного рисунка

БИМ

Шерстянка, 1970-е

Ж

ЛС ж ♦

-

ж ж

Шерстянка, 1979

Шерстянка, 1979

Ситец, 1985

Ситец, 1991

Ситец, 1991

•» »г

Бязь, 1992

Ситец, 1994

Ситец, 1999

Гузикова Наталья Алексеевна

В 1967 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - с 1968 года художник текстильного рисунка

БИМ

Ситец, 1970

Ситец, 1976

Ситец, 1978

Ситец, 1978

Ситец, 1970-е

Ситец, 1988

Штапельное полотно, 1990

Ситец, 1991

Бязь, 1994

Гуськов Александр Владимирович

В 1966 году окончил Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - художник текстильного рисунка БИМ

Ситец, 1970-е

Ситец, 1970-е

Шерстянка, 1978

Ситец, 1979

Ситец, 1979

Ситец, 1979

Ситец, 1 980

Штапельное полотно, 1983

Ситец, 1984

Заикина Ангелина Александровна

В 1954 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - художник текстильного рисунка БИМ

Ситец, 1970-е

Ситец, 1970-е

Штапельное полотно, 1970-е

Ситец, 1970

Ситец, 1972

Ситец, 1978

► V ' 1 Л- г ^ V* 4? V -- А ' ч чу т •

V Г ' - ** V* у V. А 'Ч, ' Л *:

г V ¿4 V Ч

1 %' » % V ♦г >1 У' V / 14» * • « 4-Л

г ** 1 « Л* 1

Г»

Шерстянка, 1978

Ситец, 1978

Ситец, 1985

Колесов Владимир Александрович

В 1967 году окончил Ивановский химико-технологический техникум,

отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - с 1970 года художник текстильного рисунка, с 1984 года главный художник ассортиментной лаборатории БИМ

Штапельное полотно, Шерстянка, 1978 Ситец, 1979

1973

Сатин, 1982 Ситец, 1982 Штапельное

полотно, 1990

Репс, 1991 Ситец, 1991 Ситец, 1992

Логинов Константин Сергеевич

В 1926 году окончил 3-х годичную школу фабрично-заводского ученичества при Иваново-Вознесенских текстильных предприятиях. Основная профессия -художник текстильного рисунка БИМ. Член Союза художников СССР

Штапельное полотно, 1958

Штапельное полотно, 1958

Штапельное полотно, 1959

5*

* и* й*

/ /

£ У» Г ¿и /

# УГ

** *

5 я £

^ 5 £ % #

И» у»

^ и >

Штапельное полотно, 1958

Рисунок на ситец, 1960

Штапельное полотно, 1960

Штапельное полотно, 1960

Штапельное полотно, 1970-е

Штапельное полотно, 1970

Николаева Екатерина Яковлевна

В 1945 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия -художник текстильного рисунка Ивановского хлопчатобумажного комбината имени Ф.Н. Самойлова

уЛЖ

г.

А

а

Штапельное полотно, 1965

Штапельное полотно, 1965

Штапельное полотно, 1967

Рисунок на ситец, 1974

Штапельное полотно, 1979

Штапельное полотно, 1979

Штапельное полотно, 1970-е

Прыткова Прима Николаевна

В 1950 году окончила Ивановский химико-технологический техникум, отделение - художественное оформление тканей. Основная профессия - художник текстильного рисунка БИМ

Штапельное полотно, 1958

Ситец, 1958

Ситец, 1958

Ситец, 1960

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.