Художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Ткач, Дмитрий Геннадиевич

  • Ткач, Дмитрий Геннадиевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 299
Ткач, Дмитрий Геннадиевич. Художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2008. 299 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ткач, Дмитрий Геннадиевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

СТАНОВЛЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ СЮЖЕТНОЙ НАБОЙКИ. ВЛИЯНИЕ СТАНКОВОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКИ НА ПРОЕКТНЫЙ ПРОЦЕСС.

1.1. ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАБОЙКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕЁ ПРОИЗВОДСТВА ВО ФРАНЦИИ.

1.2. ИСТОКИ МОТИВОВ ФРАНЦУЗСКИХ СЮЖЕТНЫХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ.

1.3.РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ГРАВЮРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПЕЧАТНЫХ СЮЖЕТНЫХ РИСУ ШОВ.

ГЛАВА 2.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ ФРАНЦУЗСКИМИ МАНУФАКТУРАМИ И ФАБРИКАМИ В ХУШ-Х1Х ВЕКАХ.

2.1. МАНУФАКТУРА ЖУИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЮЖЕТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ЖУИ. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

2.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ

НА МАНУФАКТУРАХ И ФАБРИКАХ НАНТА, РУАНА И ОБЛАСТИ ЭЛЬЗАС (XVIII - XIX ВВ.).

ГЛАВА 3.

ПРОЕКТНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ВО ФРАНЦУЗСКОМ СЮЖЕТНОМ ПЕЧАТНОМ ТЕКСТИЛЕ XX ВЕКА.

3.1. СЮЖЕТНЫЙ НАБИВНОЙ ТЕКСТИЛЬ РАУЛЯ ДЮФИ. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО.

3.2. ПРОЕКТНЫЕ ТРАДИЦИИ ЖУИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ СЮЖЕТНОМ ПЕЧАТНОМ ТЕКСТИЛЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX- НАЧАЛА XXI ВЕКА.

3.3.СЮЖЕТНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ТЕКСТИЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕЛЬЕРОВ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка»

Проблема, тема, состояние вопроса. Печатный текстиль - одна из наиболее древних и значимых сегодня ветвей дизайна изделий текстильной и легкой промышленности. Его многовековое развитие в сфере европейской культуры позволило соединить в текстильном рисунке достижения проектных технологий, каноничные схемы орнаментальных построений и стилевые тенденции изобразительных искусств. От гармоничности связей трех данных компонентов, лежащих в основе проектных методов работы с текстильным рисунком, зависит успех дизайнерской практики.

История дизайна показывает нам, что эти связи были далеко не всегда гармоничными, и при постоянном увеличении в мире производства тканей с рисунками просчеты в художественном оформлении становятся всё более и более заметными. Особенно явно они просматриваются в сюжетном текстильном рисунке, который считался и считается наиболее сложным в исполнении. Однако при многочисленных производственных и художественных трудностях исполнения сюжетный текстиль всегда притягивал к себе внимание, как производителей, так и потребителей тканей, так как позволял существенно обогатить ассортимент текстильных орнаментов и выразить актуальные мировоззренческие установки.

Особенно заметную роль сюжетный текстиль сыграл в искусстве Х1Х-ХХ веков, когда он широко использовался в качестве носителя культурной и политической информации. В наши дни, когда основным способом коммуникации являются визуальные образы, значимость и востребованность сюжетного печатного текстиля возрастает, и вместе с этим растет потребность в изучении и анализе его истории и методов проектирования.

Как зародились традиции сюжетного текстиля? Как он развивался? Каковы пути совершенствования его проектирования? Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо изучить лучшие примеры его проектирования и изготовления в историческом развитии. По нашему мнению, одним из таких примеров является французский сюжетный печатный текстиль, имеющий заслуженную мировую известность.

Произведения французских мастеров текстильного рисунка хранятся в-лучших музеях мира, составляя основу коллекций текстильных отделов. Предметом особой гордости таких коллекций является сюжетный печатный текстиль. Вот уже более двух веков Франция - признанный лидер текстильной моды и экспортер образцов орнаментов для предприятий многих стран.

Однако с позиции современного дизайна французский сюжетный текстильный рисунок практически не исследован. Вплоть до настоящего времени он изучался историко-описательно или как часть общестилевых тенденций развития искусства (Р. Форер, А. Клузо, А. Р. Д'Альмань, А. де Моран, Ж. Жаке, Н. Парро, Д. Джекобсон, А. Груббер, Н. Ю. Бирюкова, H.H. Соболев, Р. Стюарт, С. Шассань, Ч. Мак-Коркодейл).

Поскольку в создании французского сюжетного текстиля участвовал ряд крупнейших деятелей изобразительного искусства Франции, то их «текстильные периоды» рассмотрены как одна из составляющих их культурного наследия такими исследователями, как Ж. Бредиф, М. Рифель, П. Хьюг, А.-Р. Арди, Ф. Франсес, А. Турлоне, Ж. Видал, Ж. Ласань, С. Куске.

Работы отечественного исследователя текстильного дизайна Н.П.Бесчастнова, в основном, посвящены русскому текстилю, и французский текстиль в них рассматривается опосредованно, в контексте его влияния на русский текстиль.

В диссертации «Художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка» рассматривается не изучавшаяся ранее актуальная проблема художественного проектирования текстиля. Ограничение исследования только печатным рисунком на ткани связано как с огромными объемами материала, так и с тем, что в печатном текстиле, изначально направленном на массовое потребление, и проблемы промышленного изготовления и уникальности изображения выявляются наиболее остро.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - провести анализ процессов становления и развития французского сюжетного текстильного печатного рисунка с точки зрения современной истории и теории дизайна, выявить и обосновать наиболее эффективные проектные формы работы, которые имеют существенное значение для современной практики.

Для реализации данной цели в диссертации решаются следующие задачи: определяются условия возникновения и хронологические рамки развития проектирования французских печатных орнаментов; проводится структурный анализ исторических и современных процессов проектирования; проводится классификация сюжетных мотивов; - - выявляется взаимосвязь развития печатных технологий и форм и приемов исполнения сюжетных мотивов; прослеживается как отдельная подтема роль выдающихся деятелей изобразительного искусства в развитии сюжетного текстиля.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является художественная практика создателей французского печатного текстиля XVIII - XX вв. в процессе её развития, предметом исследования - проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка.

Работа строится на материале истории и теории искусства, эстетики, истории и теории орнамента, современной методологии дизайна. В качестве материала для исследования вовлекаются уникальные образцы из фондов Музея печати на тканях г. Мюлуз (Эльзас, Франция) и Музея Жуй г. Жуи-ан-Жозас (Франция).

Выбор и организация материала подчинены задаче исследования, и в этой связи описанию и анализу был подвергнут опыт только ключевых, с нашей точки зрения, производств и художников.

Так как фактический материал по проектированию французского печатного рисунка в отечественной литературе почти не освещается, или освещается со значительными неточностями, существенную роль в диссертации играет фактография явлений (событий).

Метод исследования. Значительный исторический период, рассматриваемый в исследовании, требует применения системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем процессы проектирования, рожденные в разные исторические периоды во Франции.

Понимая текстильный орнамент как композицию с собственной структурно-смысловой иерархией, мы анализировали возможности существования сложных сюжетных изображений в традиционной композиционной сетке, выявляли изменения образа орнамента в результате стилевой эволюции сюжетов.

Сюжетные текстильные композиции, изучавшиеся в диссертации, описываются с применением стилистического анализа, который позволяет выявлять изменения проектных форм во времени.

Сюжетный текстиль Франции, испытывавший на себе все изменения такой системы, как культурная среда, рассматривается в работе как органичная составная часть этой системы.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: художественное проектирование французского сюжетного текстильного печатного рисунка с позиций современного дизайна анализируется впервые. Кроме того, в работе проведено системное исследование влияния изобразительного искусства на развитие французского печатного текстиля, выявлены и описаны масштабы и формы этого влияния.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное автором исследование обосновывает и научно оформляет практику создания сюжетного текстильного рисунка на примере французских печатных рисунков; восполняет дефицит исследований в области текстильного дизайна.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет понять художественное проектирование французского печатного рисунка в развитии и использовать полученный опыт в современном дизайне и в сфере художественного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам «Реализация проекта» и «Специальный рисунок» кафедры рисунка и живописи МГТУ имени А. Н. Косыгина. Материал, полученный автором в результате исследования, был использован при создании учебного методического пособия «Многофигурная композиция в черно-белой и цветной графике».

Автор имеет 9 печатных работ по теме диссертационного исследования, опубликованных в изданиях Московского государственного текстильного университета им. А. Н. Косыгина (5 работ), Московского государственного университета культуры и искусств (1 работа), Вестнике Димитровградского института технологии, управления и дизайна Ульяновского государственного технического университета (1 работа), и Вестнике высшей школы Минобразования РФ (2 работы).

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ имени А. Н. Косыгина.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Она содержит 184 страницы машинописного текста, включающего 7 схем. Приложение объемом 114 страниц содержит 155 рисунков. Список литературы включает 111 наименований, в том числе 87 на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Ткач, Дмитрий Геннадиевич

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проведённое исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для понимания истории становления и развития текстильного дизайна и совершенствования методов проектирования современного сюжетного текстильного рисунка.

1. Художественное проектирование сюжетного текстильного печатного рисунка — одно из наиболее динамично развивающихся направлений во французском текстильном дизайне, роль и востребованность которого неуклонно возрастает в современную эпоху господства визуальных образов в системе массовых коммуникаций.

2. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что непременным условием успешного развития художественного проектирования сюжетного текстильного печатного рисунка является органичное сочетание следующих факторов: применение достижений передовых для данной эпохи технологий создания и тиражирования изображений на тканях; участие в проектной работе высококвалифицированных художников, обладающих инновационным творческим потенциалом; использование в проектной деятельности в качестве ориентиров лучших образцов и традиций предшествующих эпох.

3. Истоки мотивов французского сюжетного текстильного печатного рисунка включают: европейскую книжную миниатюру средневековья, гравюру Ренессанса и возрождённый Ренессансом гротеск, а также адаптированные образы индийского и китайского декора. Основополагающую роль в развитии печатного сюжетного текстиля сыграла французская гравюра, привнесшая в рисунок набойки образы искусства больших мастеров и обеспечившая тематическую и стилистическую актуальность сюжета.

4. К началу последней четверти XVIII в. в набивной индустрии Франции доминировали крупные мануфактуры, на которых проектированием декора набойки, выделенным в самостоятельный производственный процесс, занимались специально подготовленные дессинаторы и граверы. Их деятельность заложила основы формирования методов художественного проектирования сюжетного текстильного печатного рисунка, в дальнейшем развитых привлеченными к процессу проектирования сюжетной набойки профессиональными художниками — станковистами, декораторами и архитекторами.

5. Определяющую роль в развитии художественного проектирования французского сюжетного текстильного печатного рисунка сыграли художники, работавшие для мануфактуры Жуй, и, прежде всего, выдающийся французский художник и гравер Ж.-Б.Гюэ, который первым в полной мере использовал в проектном процессе методы художественного проектирования, свойственные станковому искусству. Им был создан новый жанр сюжетного набивного декора, способный адекватно воплощать существующие в обществе эстетические и социальные устремления и нести актуальную визуальную информацию.

6. В период расцвета французской сюжетной набойки (1760-1820гг.) были разработаны новые принципы проектирования сюжетного печатного текстильного рисунка, которые впоследствии с успехом применялись европейскими художниками по текстилю и остаются актуальными в наши дни. К ним относятся: принцип единства сюжетно-информационного и декоративно-эстетического аспектов рисунка набойки; принцип художественно-образного решения сюжетного мотива, включающий передачу нюансов психологического состояния, временное развитие (драматургию) сюжета, а также многоплановую и разномасштабную визуализацию представленного события; принцип актуальности сюжетного рисунка; принцип соответствия графического решения сюжетного мотива фактуре текстильного материала, используемого для набойки.

7. В этот период художниками были выработаны новые методы проектирования сюжетного печатного текстильного рисунка. К ним относятся: метод свободного комбинирования разнообразных сюжетных изображений и орнаментальных форм, отобранных из заранее созданного тематического банка мотивов; метод проектирования сюжетного мотива для печатного текстиля по свойственным станковому искусству законам и алгоритмам, включающим натурную зарисовку мотива и творческую переработку элементов, заимствованных из произведений других художников; метод построения сюжетных сцен по законам перспективы и светотени.

8. Значительный вклад в развитие методов проектирования французского текстильного печатного рисунка внесли набивные предприятия городов Нанта, Руана и, в особенности, региона Эльзас, в котором была создана система профессионального художественного образования в области текстиля и где в 1850-1870 гг. сформировались независимые ателье текстильных художников и дессинаторов, поставлявшие рисунки для печатного текстиля на набивные предприятия Франции и всей Европы.

9. Обновление образного строя и иконографии французского сюжетного текстильного печатного рисунка в первой четверти XX века связано с именем известного французского художника Рауля Дюфи. В своих новаторских поисках, созвучных новейшим течениям станкового искусства своего времени, он опирался на заложенные мануфактурой Жуй проектные традиции французского сюжетного печатного текстиля.

Ю.Впервые примененные французскими художниками-модельерами в начале 1980-х гг. компьютерные методы проектирования позволили существенно расширить рамки художественной образности сюжетного текстильного печатного рисунка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ткач, Дмитрий Геннадиевич, 2008 год

1. Арманд Т. Орнаментация ткани.- М.-Л.: Academia, 1931, 206с.

2. Ащепков Е.А. «Архитектура Китая» (очерки) М.: Госуд. Изд-во литературы по стоительству, архитектуре и строительным материалам, 1959,368с.

3. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента (печатный рисунок). Учебное пособие. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004, 432с.

4. Бесчастнов Н.П., Журавлёва Т.А. Методы художественного проектирования текстильного рисунка.- М.: МГТУ, группа «Совьяж-Бево», 2003, 294с.

5. Бесчастнов Н.П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России. История, теория, практика: автореферат дисс. доктора искусствоведения -М.: 1998, 22с.

6. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские набивные ткани 16-18 века. Собрание Государственного Эрмитажа.-М., «Искусство», 1973, 175с.

7. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков —Л.: «Искусство», 1972, 240с.

8. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. -М.: «Галарт», 1998, 326с.

9. Гусева Н.Р. Современное декоративно-прикладное искусство Индии.- М., «Искусство», 1958, 182с.

10. Джекобсон Д. Китайский стиль,- М.: «Искусство-XXI век», 2004, 239с.

11. Дзери Ф. Ватто. М.: «Белый город», 2005, 48с.

12. Западноевропейская гравюра XV-XVIII вв. из собрания Государственного Эрмитажа (каталог выставки).- М., 1980, 51с.

13. Кес Д. Стили мебели.- Будапешт; Издательство Академии наук Венгрии, 1981,269с.

14. Китайские расписные эмали в коллекции Государственного музея искусств народов Востока —М.: «Галарт», 1995, 84с.

15. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981,264с.

16. Костюм. Теория художественного проектирования. Под общей редакцией Козловой Т.В. М.: МГТУ им А.Н. Косыгина, 2005, 382с.

17. Кучумов А.М., Величко М.А. Павловск. Дворец и парк. Л.: «Аврора», 1976, 448с.

18. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней.- М.: Издательство «Сварог и К», 2006, 245с.

19. Малахова С.А., Журавлева Т.А., Козлов В.Н. и др. Художественное оформление текстильных изделий. М.: Легпромбытиздат, 1988, 304с.

20. Мерцалова М.Н. История костюма. — М.: «Искусство», 1972, 195с.

21. Де Моран Анри. История декоративно-прикладного искусства.- М.: «Искусство», 1982, 577с.

22. Очерки по истории и технике гравюры.- М.: «Изобразительное искусство», 1987, 688с.

23. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.- М.-Л.: Academia, 1934, 434с.

24. Шугаев В.М. Орнамент на ткани (теория и методика построения). — М.: Легкая индустрия, 1969, 88с.

25. L'Alsace, découvertes et passions. №6. Janvier février - mars 1998. - P.: Editions Freeway, 1988, p. 33-45.

26. Andrinopole, le rouge magnifique. De la teinture à l'impression , une cotonnade à la conquête du monde. Ouvrage collectif sous la direction de Jacqueline Jacqué. — P. : Editions de la Martinière, 1995, 158p.

27. L'Art décoratif en Europe. Tome II Classique et Baroque. Sous la direction de Alain Gruber. Edition Citadelles et Mazenod, 1992, 495p.

28. L'Atelier Buquet illustrateur de mouchoirs au Rouen au 19ème siècle. Catalogue de F exposition, musée des Traditions et Arts Normands, musée industriel de la Cordierie Vallois. Edition Conseil Général Seine -Maritime, 1998, 112p.

29. Autour du fil. L'encyclopédie des arts textiles 1. P. : Editions Fogtdal, 1988,

30. BerensonKathryn. Boutis de Provence. —P. : Flammarion, 1996, 192p.

31. Berthoud Eugene. Traité de la gravure sur rouleaux. P. : Ch. Béranger, editeur, 1906, 186p.

32. Bieri Helen, Jacqué Bernard. Papiers peints Art nouveau. — Milan : editore Skira, 1997, 144p.

33. Blum Dilys E. The Fine Art of Textiles. Philadelphia : Edition Philadelphia Museum of Art, 1997, 163p.

34. Le bon motif. Papiers peints et tissus. Les trésors de la bibliothèque Forney.-P.: Paris bibliothèques edition, 2004, 286p.

35. Borin Lileane. Beauvillé créateur par tradition. L'histoire industrielle d'une marque de luxe. Strasbourg : Edition La nuée Bleue, 2000, 80p.

36. Bosker Gideon, Mancini Michele, Gramstad John. Fabulous Fabrics of the 50 s. San Francisco : Edition Chronicle Books, 1992, 120p.

37. Boulanger Jacques. L'ameublement Français au grand siècle. P. : Edition Les Arts graphiques, 1913, 132p.

38. Brédif Josette. Toiles de Jouy. P. : Editions AdamBiro, 1989, 184p.

39. Buxbaum Gerda. Icons of Fashion. The 20 th century. Munich: Prestel, 2005, 192 p.

40. Carte blanche aux createurs. Exposition au musée de la Toile de Jouy. 25.11.2005-25.06.2006. Edition du Musée, 2005, 24 p.

41. Chassagne Serge. Le coton et ses patrons, France, 1760-1840. P. : Editions de l'Ecole des Hautes études en sciences sociales, 1991, 735p.

42. Chassagne Serge. Oberkampf, un entrepreneur capitaliste au siècle des Lumières. P. : Edition Aubier, 1980, 352p.

43. Chefs-d'œuvre du Musée de l'impression sur étoffés, Mulhouse. Sous la direction de Jacqueline Jaqué. -Tokyo: Gakken, 1978, 233 p.

44. Clouzot Henri. Histoire de la manufacture de Jouy et de la Toile imprimée au XVIII siècle. P. : Les éditions G.Van Dest MCMXXVIII (1928), 208p.

45. Clouzot Henri. L'Ameublement français sous Louis XV. P. : Edition Les Arts graphiques, 1912, 123p.

46. Cogniat Raymond. Raoul Dufy. P. : Flammarion, 1967, 96p.

47. The costumes and textiles of India.- Bombay, TARAPOREVALA'S treasure house ofbooks, 1958, 121p.

48. Le coton et la mode, 1000 ans d'aventures. Musée Galliera. P. : Somogy Editions. 1995, 208p.

49. Cousquer Celine. Nantes une capitale française des indiennes au XVIII siècle. Coiffard librairie editeur, 2002, 200p.

50. D' Allemagne Henry-René. La toile imprimée et les indiennes de traite, notices par Henry Clouzot. — P. : Librairie Griind, 60, rue Mazarine, Paris Vl-e MCMXLII, 184p.

51. De Castelbajac Jean Charles. Anti - Körper, mode 1970-1988 : Edition Mak Wien, Österreichisches Museum fur angewandte kunst Wien, 1988, 164p.

52. De Castelbajac Jean — Charles. Catalogue de l'exposition au Musée de l'art moderne de Troyes Edition du Musée, 1985, 40 p.

53. Deguillaume Marie-Pierre. Secrets d'impression. P.: Syros, 1994, 70 p.

54. Le dessin français. Pierre Lavallée. Larousse ParisVI, 1948, 86p.

55. Dictionnaire de la Mode au XX-e siècle sous la direction de Bruno Remaury. P. : Edition du Regard, 594p.

56. Du burin au laser. La gravure pour tissu du XVIII siècle ä nos jours. — Mulhouse : Editions de F Albaron, 1990, 234p.

57. De Senneville Elisabeth. Une mode hors mode. P. : Editions plume, 1994, 160p.

58. The Fabrics of Mulhouse and Alsace 1750-1800 by E.Albrecht Mathey. Leicester, England, F.Levis Publishers limited. 1968, 148p.

59. Fahr-Becker Gabrielle. L'Art nouveau. Cologne : Edition Kônemann, 1998, 424p.

60. Forrer R. Die Kunst des Zeugdrucks Verlag von Schleisier und Schweikhardt. Strassbourg, 1898, 104p.

61. Gere Charlotte. Nineteenth-Century Decoration. The art of the interior. N.Y.: Harry N.Abrams, 1989, 408 p.

62. Hardy Alain-René. Tissus Art Deco en France. P. : Editions Langlande, 2001,p. 256.

63. Histoire de France. Larousse, tome second.- P. 1954, 53 lp.

64. Histoire des tissus en France. Texte Alexandra Fau.-Rennes: Editions Ouest-France, 2006, 127 p.

65. Histoire documentaire de F industrie de Mulhouse et de ces environs au XlX-e siècle. Mulhouse: Veuve Badir and Cie, imprimeurs-editeurs, MPCCCCII, 544p.

66. Histoire singulière de V impression textile. (Musée de lTmpression sur étoffes de Mulhouse). Aix-en-Provence: Edisud, 2000, 166p.

67. Hugues Patrice. Langage du tissus. Autoédition. 1975, 80p.

68. Hugues Patrice. Tissus et travail de civilisation. P. : Editions medianes, 1996, 342p.

69. Hugues Patrice.Tussus et ses motifs, un itinéraire concret du langage. : Autoédition, 1976, 46p.

70. The Illustrated History of Textiles edited by Madeleine Ginsburg. L. : Studio Editions, 1995, 224p.

71. Indiennes et Palampores à Tile Bourbon au 18-ème siècle, catalogue de T exposition : Edition Maison Française du Meuble Créole, 1994, 144p.

72. Jacqué Bernard, Wisse Geert. Le murmure des murs. Quatres siècles d'histoire du papier peint. — Bruxeless : Edition Daniel Lejeune, 2001, 96p.

73. Jean de la Fontaine. Toiles imprimées. Musée National du chateau de Pau. Les petits cahiers du chateau de Pau.- 2005, 76p.

74. Lassaigne Jacques. Dufy.-Lausanne. Skira. 1954, 134p.

75. Lebeau Caroline, Corbett Patricia. La grande Histoire des Tissus. P. : Flammarion, 1994, 218p.

76. Lussier Suzanne. Art Deco Fashion. L.: V&A Publications, 2003, 95 p.

77. Une Manufacture Alsacienne. Bulletin de la Société Industrielle de Mulhouse, Numéro 3. 1988, 34p.

78. Meller Susan, Elffers Joost. Les tissus. Encyclopédie des motifs de tissus imprimés. P. : Flammarion, 1991, 464 p.

79. Les Mouchoirs illustrés de Rouen au XIX siècle. L'atelier Buquet: Edition Musée Oberkampf, 1986, 96p.

80. Mouchoirs /Histoires. Catalogue de l'exposition. Edition Ecomusée de la région Fourmies-Trelon, 1999, 52p.

81. Napoléon et Toile de Jouy. Catalogue de l'exposition Musée de la Toile de Jouy. 2003, 72p.

82. Néoclassicisme et romantisme. Dirigé par Rolf Toman. Cologne : Edition Kônemann, 2000, 346p.

83. Oberkampf et ses Manufactures. Jouy-en-Josas et Corbeil Essonnes. 17601894. Cahiers historiques édités par le Groupe de Recherches Historiques de Jouy-en-Josas. №1, 2006, 86p.

84. Les Papiers peints en arabesques, de la fin du XVIII-e siècle. P. : Edition de la Martinière. 1995, 191p.

85. Parrot Nicole. Dessins d'imprimés, une aventure dans le tissus . P. : Editions SYROS, 1997, 144p.

86. Paul Poiret et Nicole Croult maîtres de la mode art deco. P. : Edition Paris musees, 1986, 248p.

87. Quand Braquenié rencontre Oberkampf, L'Objet d'art, Hors-Série №332 H, Editions Faton S.A., Dijon, 1999, 164p.

88. Raoul Dufy, Catalogue de Y exposition. Lyon : Edition Musée des Beaux Arts de Lyon, 1999, 256p.

89. Raoul Dufy createur d'étoffés: Edition Musée de l'impression sur étoffés de Mulhouse, 1972, 54p.

90. Raoul Dufy, la passion des tissus. Clé-Librairie Klincksieck. 1992,143p.

91. Renau Nicole. L'Etoffe au fil des civilisations: Edition Edisud. 2000, 186p.

92. Riffel Mélanie, Rouart Sophie. La Toile de Jouy. -P. : Editions Citadelles et Masenod, 2003, 218p.

93. Robinson Stuart. A History of Printed textiles. L. : Studio Vista, 1969, 152p.

94. Rolland D. Musée de l'Impression sur étoffés. Mulhouse, Edition du Musée, 1996,36 p.

95. Roux Annie. Le Textile en Provence. — Aix-en-Provence. : Edition Edisud, 1994, 238p.

96. Roy Bernard. Une Capitale de Tindiennage. Nantes. Au musée des Salorges. -Nantes : Edition Beuchet et Vanden Brugge, 1948, 243p.

97. Schmitt T.M. Aux origines de la Révolution industrielle en Alsace. -Strasbourg : Librairie Istra, 1980, 398p.

98. Schooser Mary, Dejardin Kathleen. French Textiles. L. : Edition Laurence King, 1991,224p.

99. Seeling Charlotte. La Mode au siècle des createurs. 1900-1999. -Cologne. ; Edition Konemann, 1999, 655p.

100. Seta imperiale il mito di Napoleone nei foulard. Collezioni di Mme Jean Lesaffre e del Musée National des Chateaux de Malmaison et Bois — Préau : Edition Novamusa Toscana, 2001, 60p.

101. Sirat Jacques. Braquenié createur de textiles dépuis 1823. Poitiers : Editeur Alain de Gourcuff, Aubin imprimeur, 1998, 178p.

102. Storey Joyce. Impression Textile. Montréal, Québec : Les éditions Sain — Martin, 1993, 193p.

103. Toiles de Nantes, des XVIIIe et XIXe siècles. Catalogue de l'exposition. 9.12.1977-29.01.1978. Musée de l'impression sur étoffés de Mulhouse, 1977, 158 p.

104. Tourlonias Anne, Vidal Jack. Raoul Dufy T oeuvre en soie : Edition Barthélémy-Avignon, 1995, 160p.

105. Tuchscherer Jean-Michel. The fabrics of Mulhouse and Alsace 1801-1850. -L. : Lewis Publischers Ltd., 1972, 112p.

106. Vernet Horace 1789-1863, catalogue de F exposition, Roma : De Luca Editore, 1980, 124p.

107. Viseux Micheline. Le Coton, F impression. Mulhouse : Editions de TAlbaron- Société Présence du livre, 1991, 170p.

108. Wheeler William. Tissus imprimés. P. : Les éditions du Carrousel, 1999, 173p.

109. White Palmer. Poiret. L. : Studio Vista, 1973, 192p.

110. The World of Interiors. London : Condé Nast Publications Ltd., may 2003, 162p.

111. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университетимени А.Н. Косыгина»1. На правах рукописи042008502131. ТКАЧ Дмитрий Геннадиевич

112. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО СЮЖЕТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА

113. Специальность 17.00.06 Техническая эстетика и дизайн1. Диссертацияна соискание ученой степени кандидата искусствоведения1. М*

114. Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор1. Бесчастнов Н.П.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.