Тотальный дизайн. Исследование возникновения и развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Чернийчук, Ирина Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 255
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чернийчук, Ирина Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ТОТАЛЬНОГО ДИЗАЙНА. УТОПИЧЕСКОЕ
СОЗНАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
1.1. Утопическое сознание — программный базис тотального дизайна. Характеристика концепции и специфика утопизма.
1.2. Утопический проект — воплощение теоретической модели утопизма. Возникновение и исследование тотального проекта
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛЬНОГО ДИЗАЙНА.
2.1. Вычленение дизайн-практики. Становление и активное развитие тотального дизайна в 20-е — 30-е годы XX века.
2.2. Спад в тотальном проектировании в 40-е — 50-е годы XX века
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТОТАЛЬНОГО ДИЗАЙНА
3.1. Новый всплеск тотального проектирования в 60-е годы XX века Научный подход к проектированию.
3.2. Ослабление тотального проектирования в 70-е — 80-е годы
XX века
Выводы по третьей главе.
ГЛАВА 4. ТОТАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
4.1. Рубеж XX-XXI веков. Глобализация масштабов проектирования.
4.2. Тотальный дизайн на службе у стран, корпораций, дизайнера и потребителя. Продукт тотального дизайна.
Выводы по четвертой главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Дизайн, его место и роль в культуре2004 год, кандидат философских наук Фандеева, Елена Михайловна
Утопическое сознание как социокультурный феномен в русской историософии2002 год, доктор философских наук Учайкина, Наталья Ивановна
Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века2004 год, кандидат культурологии Краснобородкина, Анна Геннадиевна
Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды: теоретико-методологическая концепция2011 год, доктор искусствоведения Михайлов, Сергей Михайлович
Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований2004 год, кандидат философских наук Морщихина, Лариса Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тотальный дизайн. Исследование возникновения и развития»
В современном мире дизайн, занимая уже достаточно прочные позиции, продолжает расширять сферу проектной деятельности, усложняясь под влиянием меняющихся объективных, исторически обусловленных процессов, тесно взаимодействуя на протяжении всего процесса проектирования с такими отраслями- науки, как социология, культурология, эргономика, психология, отраслями рекламы и маркетинга и др. В отсутствие четких предметных границ для оптимизации дизайн-деятельности происходит дробление дизайна на узкоспециализированные виды. Кроме традиционных видов индустриального и графического дизайна со временем дизайном стало называться даже то, что традиционно считалось искусством или ремеслом. Сформировался дизайн архитектурной среды, выставочных экспозиций, одежды и аксессуаров, арт-дизайн. Развитие техники привело к возникновению компьютерного дизайна. Удовлетворяя не только материальные потребности, но и коммуникативные, информационно-статусные, отражая ценностные ориентиры и духовные, удовлетворяя эмоциональный дефицит, дизайн выступает как продукт культуры и инструмент ее строительства, как источник и носитель социальных изменений. В условиях отсутствия единого гармонизирующего центра тотальный дизайн стремится стать всеобщим синтезирующим ядром, формирующим, регулирующим, направляющим энергию проектировочной деятельности на создание гармоничной предметно-пространственной среды и гуманизацию отношений внутри социума. Настоящая работа посвящена комплексному изучению тотального дизайна, исследованию его развития, места и роли в истории проектирования.
В диссертационном исследовании основополагающими понятиями, непосредственно связанными с предметом изучения, являются «утопия» и социальная утопия», «утопическое проектирование», «социальное проектирование» и «тотальное проектирование». Все это характеристики и названия одного из наиболее интересных и мало исследованных явлений в дизайне, которое можно объединить одним понятием — тотальный дизайн.
Тотальный дизайн анализируется в историческом контексте. Зарождение и осознание необходимости тотального преобразования действительности рассматриваются в тесной взаимосвязи с древнейшей из наук — философией, дающей наиболее полное представление о предпосылках возникновения и задачах утопического проектирования. Становление тотального проектирования связано с более поздними направлениями научного знания, а именно социологией, антропологией, психологией, глобалистикой и др.
Следует отметить, что споры о жизнеспособности тотального дизайна возникли с самого момента появления данного понятия, что объясняется тем, что при высоком уровне теоретических и проектных разработок практика реализации разработок тотального дизайна в основном неуспешна и малопригодна для использования. Эти споры не затихают до сих пор. В настоящее время тотальный дизайн переживает второе рождение. Все чаще данное словосочетание можно услышать экранов и найти в печатных изданиях. Тем не менее единое определение и представление о сущности тотального дизайна так и не сформировались.
История тотального проектирования традиционно не вычленяется из истории дизайна, хотя имеет собственные законы развития и существования. Для дизайна вообще, и тотального особенно, характерна высокая социальная и политическая значимость. Многие дизайнеры, создавая искусственную среду, задумывались о возможности ее совершенствования, о последствиях и влиянии, которые может оказать новый дизайн на развитие и становление идеального общества. В таких работах с особой силой проявлялась утопичность тотального дизайна, характеризующаяся стремлением создать индивидуальную, гармоничную, высококомфортную среду обитания человека, благоприятную для реализации общественных и личных потребностей, выражающую социальную значимость происходящих в ней процессов и дух времени. Однако тотальный дизайн преувеличивает масштаб изменений, предлагая переустройство всей жизни, отказ от традиционных, привычных объектов и их замену на универсальные, моделирующие среду и поведение тотальные дизайн-объекты. По силе воздействия и охвата тотальное проектирование стремится встать в один ряд с возможностями Творца, предполагает поглотить архитектуру, скульптуру, живопись и графику, все визуальные виды искусства. Как тенденция развития, тотальный дизайн занимает все больше места в жизни людей, превращая жизнь в зрелище, в спектакль, о чем предупреждал еще в 1967 г. французский писатель и философ Ги Дебор. В современных условиях тотальный дизайн становится могущественным инструментом в руках политических деятелей, руководителей могущественных экономических и информационных сфер, что приводит к значительным изменениям в понимании целей тотального дизайна, расширении его возможностей и связей.
В данной работе не ставится задача описания полной истории тотального дизайна. В работе отражено стремление разобраться в основных тенденциях и закономерностях развития тотального дизайна, а также отметить и подробнее рассмотреть наиболее важные и значимые направления, организации и деятельность дизайнеров и теоретиков. Выбор темы объясняется необходимостью определения корректности использования данного термина применительно к современному проектированию, а также выявления его роли в масштабных проектах настоящего и будущего. Впервые тотальный дизайн исследуется по отношению к новым технологиям, возможностям и потребностям XXI века.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:
• недостаточной освещенностью проблемы возникновения, существования и развития тотального дизайна;
• необходимостью составления целостного представления о тотальном дизайне и проектировании;
• необходимостью рассмотрения тотального дизайна как глобального явления современной культуры;
• значимостью результатов исследования для расширения и понимания практики тотального проектирования;
Исследование представляется актуальным для программ обучения в вузах по истории и теории дизайна.
Степень изученности проблемы
Обращения исследователей к явлению «тотального проектирования» носят эпизодический характер и не дают возможности составить целостное впечатление о развитии и. существовании тотального дизайна. В процессе формирования характеристики и вычленения этапов в истории тотального дизайна были использованы исследования научных институтов, широкий перечень трудов в области дизайна и искусства, классической философии, социологии, культурологии, истории и политологии.
По дизайну и архитектуре заслуживают внимания работы Ю.Б. Соловьева, JT.H. Безмоздина, Д.А. Азрикана, В.Р. Аронова, Т.М. Дридзе,
A.B. Иконникова, В.Ф. Сидоренко, Д.А. Щелкунова, Г.Б. Минервина, Л.Б. Переверзева, С.О. Хан-Магомедова, K.M. Кантора, Л. А. Кузьмичева,
B.В. Тасалова, Н.В. Воронова, Е.А. Розенблюма, Г.Ю. Сомова, В.Ф. Рунге и др. Культурологический подход, сформулированный в работах
A.Г. Раппапорта, Г.П. Щедровицкого, В. Сцдоренко, О. Генисаретского,
B. Глазычева и Д. Дондурея, позволил рассматривать тотальный дизайн как часть общечеловеческой культуры. Теорию и методологию дизайна разрабатывали В.М. Розин, Э.П. Григорьев, A.A. Грашин, А.Н. Лаврентьев,
Г.Г. Курьерова, В.Т. Шимко. Информация о дизайне за рубежом представлена в работах Г. Земпера, В. Гропиуса, Jle Корбюзье, Дж. Нельсона, Дж.К. Джонса, Р.Б. Фуллера.
Ключевая для диссертации гуманистическая парадигма основывается на работах философов. Вопросы глобализации в контексте классической теории познания рассматривались Аристотелем, Платоном, Конфуцием, Г.В.Ф. Гегелем, И. Кантом, К. Марксом и др. В рамках неклассической теории познания - в работах Н.И. Бердяева, В.И. Вернадского, В.И. Ленина, Ф. Ницше, П.А Флоренского, К.С. Циолковского, Ф.А. Шопенгауэра. Социальные и философские исследования представлены в работах Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Папанека, ЛЛ. Аверьянова и др.
Базовые принципы социального проектирования разрабатывались Я. Дитрихом, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и др. В отечественной социологии изучению этого вопроса посвятили свои исследования НИ. Ляхов, В.Н. Дубровский, В.М. Разин, Б.В. Сазонов, Л.Н. Коган и С.Г. Панова. Проблемы социального управления рассматривались И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым.
Значительный культурно-этический пласт представлений о будущем содержат мировые религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам. В Средние века появились первые работы Т. Мора и Т. Кампанеллы. В Новое время осмысление будущего предпринимают К.А. Сен-Симон, Ф.-М.Ш. Фурье и Р. Оуэн. Вклад в становление современных концепций научного прогнозирования внесли труды западных футурологов: Э. Говарда, Г. Уэллса, 3. Бжезинского, Г. Кана, А. Печчеи, О. Тоффлера, Ф. Фукуямы и др.
Цель исследования состояла в получение новых знаний о тотальном дизайне, как виде проектной деятельности, применимых к современному проектированию, а также определении границ тотального проектирования, конкретизации временных характеристик его исторического развития.
Поставленная цель обозначила основные задачи исследования:
• раскрыть понятие «тотальный дизайн», задачи тотального проектирования, выявить наиболее характерные области применения тотального проектирования как вида проектной деятельности;
• определить хронологические рамки и вычленить различные стадии существования и развития тотального дизайна, провести анализ его исторического развития в контексте истории проектирования;
• выявить историко-социологический и культурологический аспекты тотального проектирования, особенности теоретической и практической частей тотального проектирования; определить место и значение применения тотального дизайна в проектировочной деятельности XXI века. Наметить возможные перспективы и варианты развития.
Объектом исследования является практика тотального проектирования, опыт его распространения и развития. Как объекты исследования рассматриваются проектная деятельность, предметы и предметно-пространственная среда.
Предмет исследования
Предметом исследований стали социально-культурные взаимосвязи, особенности формирования тотальным дизайном предметной среды и влияние, оказываемое на процессы рационального функционирования человека в созданной среде.
Границы исследования
Хронологические границы существования тотального дизайна до сих пор четко не определены. Тотальное проектирование, развиваясь параллельно с утопизмом, зарождается в эпоху Ренессанса. Однако полноценная реализация тотальных проектов связана уже с началом XX века. Тотальный дизайн продолжает развитие на протяжении XX века и до наших дней. Социальные границы обусловлены тем, что тотальный дизайн является признаком массовой культуры и соответственно может быть характерен для цивилизованной социальной структуры, перешедшей границы кустарного производства. С точки зрения географических и территориальных границ тотальный дизайн — явление межконтинентальное и характерно для различных стран.
Методика исследования
Сложность и многогранность предмета исследования потребовали комплекса сочетающихся методов анализа. В работе применен искусствоведческий анализ, много факторный анализ, включающий принципы системного, прогностического подхода, элементы историко-культурной методологии, позволившие рассмотреть развитие тотального дизайна во взаимосвязях с другими видами проектной деятельности.
На теоретическом уровне использовались методы абстрагирования, аналогии, обобщения, анализа и синтеза, позволившие расположить рассматриваемые объекты в хронологической последовательности и составить целостную картину развития тотального дизайна. Методика исследования включает комплексное изучение текстового и иллюстративного материала в отечественных и зарубежных изданиях. Методологической базой стали труды в области теории, истории, философии и эстетики дизайна, архитектуры, изобразительного искусства. Обобщение информации проводилось на основе сравнительного анализа различных взглядов на дизайн и основных этапов его развития.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней формулируется программный базис тотального дизайна, связанный с установкой на осуществление утопии. В то же время, предпринимается попытка сформировать целостный взгляд на тотальный дизайн как вид проектной деятельности, определить место тотального дизайна в системе сложившихся видов дизайна. Тотальное проектирование отрывается от традиционно связываемой с данным понятием области архитектуры и градостроительства и раскрывается через предметно-пространственную среду и отдельные объекты. Впервые исследование тотального дизайна представляется как целостная картина эволюции в виде непрерывного процесса. Выделены основные хронологические этапы в развитии и существовании тотального проектирования, которое, как выявлено в ходе работы, с момента зарождения до современного состояния прошло несколько временных циклов, характеризующихся активным развитием и спадом в тотальном проектировании.
Новизна исследования также связана с развитием традиционных идей, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях. Впервые заявлено о существовании тотального дизайна в условиях XXI века, рассматриваются его характеристики, произошедшая смена приоритетов, определяются перспективы его развития.
Практическая ценность диссертации заключается в:
• расширении научного знания о тотальном дизайне, его истоках, принципах формирования, методах и приемах, используемых в тотальном подходе к проектированию;
• получении результатов исследования пригодных для использования в обществе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике;
• возможности использования материалов данного исследования в научной, преподавательской и лекционной работе, а также при разработке учебных пособий, методической литературы, учебных и лекционных программ, спецкурсов, направленных на подготовку архитекторов и дизайнеров.
Апробация работы
Основные результаты диссертационного исследования прошли апробацию в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова в учебном курсе «История дизайна» для специальности промышленный дизайн. Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях и научных конференциях, сведения о которых представлены в конце реферата.
Опубликованность результатов диссертации
Результаты диссертационного исследования отражены в 7 публикациях автора. Количество публикаций в рецензируемых научных изданиях - 3. 3 статьи в периодических изданиях (научных изданиях), тезисы научных конференций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Утопическое сознание - программный базис тотального дизайна. Утопическое проектирование перерастает в тотальное проектирование и в конечном итоге принимает вид тотального дизайна.
2. Предпосылки возникновения тотального дизайна: опора на утопические идеи, промышленная революция XVII — XVIII веков, наличие мощной идеологии и власти, социальная готовность к изменениям,, научный прогресс и формирование дизайн-профессии в начале XX века.
3. Предметные границы тотального дизайна как вида проектной деятельности характеризуются широким диапазоном охватываемых объектов. Тотальный дизайн проявляется в градостроительных, архитектурных и средовых проектах, в комплексных разработках и проектах отдельных объектов, подразумевающих формирование тотальной среды или ее наличие.
4. Эволюция тотального дизайна имеет волнообразный характер. Временные границы тотального дизайна определяются ХХ-ХХ1 веками и разделены на несколько этапов, характеризующихся ослаблением и широким применением тотального дизайна. Становление тотального дизайна приходится на 1920-е - 1930-е годы и сменяется периодом спада в 1940-е - 1950-е годы. Новый расцвет тотального дизайна приходится на период 1960-х годов и вплоть до начала 1970-х не теряет своей актуальности.
1970-е — 1980-е годы можно охарактеризовать как период неверия в возможность реализации тотальных проектов. Изменения конца 80-х и 90-е годы ознаменовали новый этап в развитии тотального проектирования, продолжающийся и в XXI веке. Тотальный дизайн в условиях современности приобретает тенденцию к глобализации.
5. Определение тотального дизайна:
Тотальный дизайн — это вид проектной деятельности, представляющий комплексную разработку, включающую идеологически-насыщенную концепцию, направленную на преобразование окружающей действительности и гуманизацию общества посредством формирования идеальной среды и массового внедрения универсальных объектов и систем в жилое и рабочее пространство, и наглядное изображение, являющееся иллюстрацией теоретической модели построения совершенного общества, созданной на основе представлений об идеале и гармонии и рассчитанной, по своей сути, на будущее, так как в современном ей мире она выглядит как утопия.
6. Осознание невозможности успешной и комплексной реализации проектов тотального дизайна не приводит к окончательному сворачиванию тотального проектирования.
Структура диссертации
Диссертация состоит из двух томов. В первом томе представлен основной текст на 169 страницах, состоящий из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Раздел «библиография» включает 174 наименования. Второй том содержит иллюстрации и схемы на 85 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Технология и формообразование в проектной культуре дизайна: Влияние технологии на морфологию промышленных изделий2006 год, кандидат искусствоведения Базилевский, Александр Андреевич
Русская литературная утопия второй половины XX века2005 год, доктор филологических наук Ковтун, Наталья Вадимовна
Дизайн в культуре русского авангарда: 1910-1920-х гг.2004 год, кандидат культурологии Голенок, Марина Петровна
Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект2009 год, доктор искусствоведения Яцюк, Ольга Григорьевна
Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства XX века: 1920-1980-е гг.2009 год, кандидат искусствоведения Михайлова, Александрина Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Чернийчук, Ирина Александровна
Выводы по четвертой главе
1. Новое звучание тотального проектирования с 90-х годов XX века. Происходит смена приоритетов и задач тотального проектирования. Тотальный дизайн приобрел глобальные черты. Осуществляется реальная практика тотального дизайна, в соответствующих масштабах замыслов. Имеют место многочисленные диктаторские попытки реализовать тотальный дизайн на межконтинентальном уровне. Осуществляется невероятный по масштабу тотальный проект «Земля» по превращению всего населения земного шара в жителей проектной модели. Под лозунгом демократии, свободы слова и самовыражения происходит массовая стандартизация, усреднение социального положения, навязывание стереотипного поведения, тотальный контроль и отсутствие реального выбора. Ориентация на долгосрочную перспективу.
2. Изменились связи на всем протяжении от проекта до реализации. Тотальный дизайн виртуализировался, занял «место, которого нет». Произошло снижение роли и значимости дизайнера, как главного выразителя гармонизирующих связей, за дизайнером закрепилась только эстетическая составляющая проекта. Институт внедрения утопии в жизнь разросся до небывалых размеров. Производитель, Дизайнер и Потребитель раздавлены системой. Диктатура мегамонстров индустрии обеспечивает тотальное единство разнообразной продукции. Получают развитие оригинальные разработки небольших малоизвестных дизайн-бюро и дизайнеров. Растет число нереализованных и невостребованных проектов так же, как и число непрофессиональных и неглубоких проектов. Становится очевидным разделение тотального дизайна на два направления: проекты будущего и проекты настоящего.
3. Происходит обезличивание вещей в дизайне, что является одним из признаков тотального дизайна. «Развеществление» продукта тотального дизайна сопровождается переориентацией с функции на идею. Коммерческий дизайн оказался не в состоянии предложить полноценный выбор. Новые формы объектов вследствие культивирования тотального вкуса чрезвычайно похожи друг на друга. Упор делается на технологию и игру, форма отсутствует. Технический прогресс, как панацея, последовательно превращает жизнь не в самообеспечение, а обеспечение обслуживающих человека вещей.
4. Созданы идеальные условия для диктатуры тотального дизайна. Стирая различия между полами, тотальное проектирование создает некого «среднего человека среднего пола», «овеществляет» человека. Если в 60-70-е годы стиль unisex был новым модным течением, идеологией, то к 90-м годам он превратился в общепринятый стиль жизни. Реализуется установка на свободу при отсутствии времени. Пропагандируется регламентированный образ жизни. Возрастают болезненное чувство утерянной гармонии и жажда ее обретения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные научные результаты диссертации
1. Исследована теоретическая основа тотального проектирования. Выявлена связь идеи с утопией, ставшей программным базисом тотального дизайна. Установлено, что преимущественно идеи утопии выражены в философских трактатах и теоретических работах и имеют богатую историю. Связь с утопическим сознанием, его имманентность природе человека позволила объяснить непрекращающиеся попытки реализации тотальных проектов.
2. В диссертационной работе были сформулированы основные предпосылки возникновения тотального проектирования:
- утопические идеи, благодаря которым был создан теоретический базис и появились первые практические попытки построения справедливого общества;
- промышленная революция ХУЛ—XVIII веков, с возможностями новых технологий машинного производства и массового тиражирования изделий и обособлением профессии индустриального проектировщика;
- мощная идеология и власть, взаимосвязь государственного строя, общественного строя и семейного уклада;
- социальная зрелость, готовность к изменениям, отказ от исторического прошлого;
- научно-технический прогресс, новое восприятие предметного мира и формирование дизайн-профессии в начале XX века позволили использовать возможности тотального дизайна в полной мере.
3. В процессе исследования были определены временные границы тотального дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. Первая граница связана с утопическим проектированием, вторая — с тотальным проектированием и началом массового производства, третья — непосредственно с тотальным дизайном и широким его применением. Третий период определяются XX—XXI веками и связан с эволюционным процессом, разделенным на несколько этапов, характеризующихся ослаблением и широким применением тотального дизайна. Установлено, что эволюция тотального дизайна имеет волнообразный характер. Становление тотального дизайна приходится на 1920-е - 1930-е годы и сменяется периодом спада в 1940-е — 1950-е годы. Новый расцвет тотального дизайна приходится на период 1960-х годов и вплоть до начала 1970-х не теряет своей актуальности. 1970-е — 1980-е годы молено охарактеризовать как период неверия в возможность реализации тотальных проектов. Изменения конца 80-х и 90-е годы ознаменовали новый этап в развитии тотального проектирования, продолжающийся и в XXI веке. Тотальный дизайн в условиях современности приобретает тенденцию к глобализации.
4. Сформировано цельное представление о тотальном проектировании как о виде проектной деятельности, определенны характерные особенности и задачи. Среди программных целей выделяются гуманизация, гармонизация, универсализация, упорядочивание, типизация, идеализация среды и социума, ориентация на свободу и равенство. Отмечается универсализм проектировщика, отрицание исторического прошлого, идеологическая насыщенность, использование прасимволов в проектной трафике, ее простота, образность и схематичность. Рассмотрены различные представления о тотальном проектировании в разных странах. Предметные границы тотального дизайна как вида проектной деятельности характеризуются широким диапазоном охватываемых объектов. Тотальный дизайн проявляется в градостроительных, архитектурных и средовых проектах, в комплексных разработках и проектах отдельных объектов, подразумевающих форм!фование тотальной среды или ее наличие. Отмечается разнообразие вариантов тотальных предложений и проектных решений, тесно связанных с утопической программой и применяемой степенью условности при реализации.
5. Тотальный дизайн как явление сложное и многогранное в контексте истории получил несколько трактовок и определений. В диссертации сформулировано определение тотального дизайна.
Тотальный дизайн — это вид проектной деятельности, представляющий комплексную разработку, включающую идеологически-насыщенную концепцию, направленную на преобразование окружающей действительности и гуманизацию общества посредством формирования идеальной среды и массового внедрения универсальных объектов и систем в жилое и рабочее пространство, и наглядное изображение, являющееся иллюстрацией теоретической модели построения совершенного общества, созданной на основе представлений об идеале и гармонии и рассчитанной, по своей сути, на будущее, так как в современном ей мире она выглядит как утопия.
6. Рассмотрены роль и место тотального дизайна в истории проектирования. Выявлены современные тенденции и перспективы в развитии тотального дизайна. Родившись из идеи несовершенства мира, преодолев длительный путь от первых литературных утопий, до воплощенных на практике социально-ориентированных проектов, тотальное проектирование заняло значительное место в истории развития преобразования окружающей среды посредством осмысленного человеческого вмешательства, стимулируя, способствуя и вдохновляя дизайнеров на смелые проекты. Являясь мечтой, представлением о нереальном, тотальные проекты объективно способствуют скорейшему развитию человечества и его трансформации в более совершенное общество. Осознание невозможности успешной и комплексной реализации проектов тотального дизайна не приводит к окончательному сворачиванию тотального проектирования. Определены особенности существования тотального дизайна в XXI веке. Производитель, Дизайнер и Потребитель оказались раздавлены системой и глобализацией. Выявлены современные тенденции в развитии тотального дизайна: миниатюризация и «развеществление», повышение роли технологий, виртуализация, особое внимание к психологической составляющей в ущерб эргономики, отрыв от производственной базы, акцент на информационные технологии, выход за границы проектно-художественной деятельности. Несмотря на различные точки зрения на тотальный дизайн, споры о жизнеспособности тотального дизайна не прекращаются, так же как не прекращают появляться различные проекты будущего. Возможно, произойдет возвращение гуманистической составляющей тотального дизайна. В условиях множащегося предметно-пространственного хаоса тотальный дизайн сможет внести существенный вклад в гармонизацию окружения и обеспечить рациональное функционирование и управление тотальной средой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чернийчук, Ирина Александровна, 2010 год
1. Аверьянов, ЛЛ. Социология: что она знает и может / Аверьянов ЛЯ. — М.: «СОЦИОЛОГ», 1993. — 119 с. — То же электронный ресурс. — Режим доступа: http*7/www.i-iLm/biblio/archive/aversoc/ (28.09.2010)
2. Анализ опыта зарубежного дизайна. — М.: ВНИЕГГЭ, 1974 №7. -118 с.
3. Анализ проектных идей и концепций комплексных объектов. — М.: ВНИИТЭ, 1982.-110 с. (Тр. ВНИИТЭ.Сер.«Техничяеская эстетика»;Вып. 35)
4. Андреева, АН. Дизайнерские бренды в фешн-бизнесе / АН. Андреева. — 2-е изд. — СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. — 256 с.
5. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: теоретич.-методологич. аспект / Г.А. Антонюк. — Минск: Наука и техника, 1986. — 203 с.
6. Аристотель. Сочинения: в 4х т. Т. 3. / Аристотель. — М.: «Мысль», 1981.-613 с.
7. Аронов, В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В.Р. Аронов. М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.
8. Байдаров, Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека / Э.У. Байдаров // Теоретический журнал «Credo», 2005. электронный ресурс. — Режим доступа: http://credonew.i-u/content/view/510/30/ (12.10.09)
9. Барсукова, Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX — начала XXI веков: автореф. дис. . доктора искусствоведения: 17.00.06. / Н.И. Барсукова; ВНИИТЭ. М., 2008. - 48 с.
10. Баталов, Э.Я. Политическая утопия в XX веке: вопросы теории и истории: дис. в виде научн. докл. . д-ра полит, наук: 23.00.01 / Э.Я. Баталов; Моск. Пед. Гос. Ун-т. М., 1996. - 56 с.
11. И. Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи и особенность ренессансного творческого мышления / Л.М. Баткин. — М: Искусство, 1990. — 415 с.
12. Батракова, G. И Искусство и утопия. Из истории западной живописи и архитектуры XX / С.П. Батракова.— М.: Издательство «Наука», 1990.— 304с.
13. Батыгин, Г. «Место которого нет»: (феномен утопии в социальной перспективе) // Вестник АН СССР. 1989. №10.
14. Бердяев, H.A. Новое средневековье, размышление о судьбе России и Европы / H.A. Бердяев: — М.: Феникс, 1991. — 81 с. '.
15. Бердяев, H.A. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники / Н. Бердяев // Вопросы филосо фии. — 1989; — №2.
16. Бестужев-Лада, И:В. Социальное прогнозирование: курс лекций / ИВ ■ Бестужев-Лада. М: Педагогическое общество России, 2002. — 392 с.
17. Бобков, П. М Концепция будущего на проблемном поле социальной философии: автореф. дис. . канд. фил. наук: 09.00.11. / П.М. Бобков; СГА. -М., 2008. 22 с.
18. Быкова, Э.В. Культура народная, элитарная^ массовая: учебное пособие / Э.В. Быкова. — М»: МЕИ им. Е.Р. Дашковой, 2005. — 52 с.
19. Бытовые потребности и жилая предметная среда / Гос. ком. СССР по науке и технике. М.: ВНИИТЭ, 1987. - 92 с. — (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика»; Вып. 53)
20. Ванн, Д; Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру / Д. Ванн, Т. X. Нэйлор, Д. Де Грааф. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. — 392 с.
21. Верещагин, И. Об архитектурной1 достоевщине и прочем / И. Верещагин // Современная архитектура. 1928. — №4.
22. Волковская, Л. Типизированное историческое время утопии / Л. Волковская.-Л., 1989.
23. Вопросы технической эстетики. Вып. 1. (Сборник статей) / ред. коллегия: Г.Б. Минервин и др. — М: Искусство, 1968; — 127 с. — (ВНИИТЭ).
24. Вопросы технической эстетики. Вып. 2. Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований. (Сборник статей) / ред. коллегия: Г.Б. Минервин и др. М.: Искусство, 1970. - 335 с. - (ВНИИТЭ).
25. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: в 2 т. / Н.В. Воронов. — М.: Союз дизайнеров России, 2001.
26. Воронов, Н.В. Эстетика техники / Н.В. Воронов, Я. Шестопал. — М.: Сов. Россия, 1972. 176 с.
27. Вуек, Я. Мифы и утопии архитектуры XX века / Я. Вуек; пер. с польского М.В. Предтеченского; под ред. В.Л. Глазычева. — М.: Стройиздат, 1990. 286 с.
28. Генисаретский, О.И. Дизайн и культура / О.И. Генисаретский. — М.: ВНИИТЭ, 1994. С.45-64
29. Генисаретский, О.И., Щедровицкий Г.П. Обособление проектирования: от утопий к социальному институту. Мышление дизайнера: отчет ВНИИТЭ. 1967.
30. Генисаретский, О.И. Социальное проектирование как средство активной культурной политики / О.И. Генисаретский // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986.
31. Глазычев, В.Л. «Как у всех» или «не как у всех» / В.Л. Глазычев // Декоративное искусство, 1965. — №12. — То же электронный ресурс. — Режим доступа:http://wmv.glazychev.ru/publications/articles/1965nekalcuvsex.htm (28.10.2010)
32. Глазычев, В.Л. Методологические рекомендации по программированию культурного развития города / В.Л. Глазычев // Социальное проектирование в сфере культуры М.: НИИ культуры, 1987.
33. Глазычев, B.JI. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / B.JI. Глазычев. — М.: Искусство, 1970. — 192 с.
34. Глазычев, В.Л. Урбанистика / В.Л. Глазычев. — М.: Европа, 2008. — 220 с.
35. Глазычев, В.Л. Язык и метод социального проектирования / В.Л. Глазычев // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. — М.: НИИ культуры, 1986. С. 115-129
36. Гозак, А.П. Иван Леонидов I А.П. Гозак. М: Жираф, 2002. - 240 с.
37. Горозия В.Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса / В.Е. Горозия // Человек. Государство. Глобализация: сб. науч. тр. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С. 98-118.
38. Горшкова, Г.Ф. Проекционная геометрия архитектурного пространства: автореф. дис. . доктора архитектуры: 18.00.01 / Г.Ф. Горшкова; ННГАСУ. — Нижний Новгород, 2009. — 46 с.
39. Горький, М. Несобранные литературно-критические статьи / М. Горький; ред., введ., примеч. С.М. Брейтбурга— М.: Гослитиздат, 1941.—550с.
40. Грашин, А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и а1регатированных объектов: учебное пособие / A.A. Грашин. — М.: Архитектура-С, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2004. -232 с.
41. Гречко, П.К Концептуальные модели истории / ПК. Гречко. М.: Изд. корпорация Логос, 1995. — 141 с. — То же электронный ресурс. - Режим доступа:http://www.gumer. info/bib 1 io tekBuks/His tory/Grech/07.php (21.09.2010)
42. Гутнов, А., Глызычев В. Мир архитектуры: (Лицо города) / Художник М.Розенберг. М: Мол. гвардия, 1990. — 350 с. — То же электронный ресурс. — Режим доступа:http У/architecture.artyx.ru/books/item/ fö0/s00/z0000003/index.shtml (15.09.2010)
43. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры: (Язык архитектуры) / Художник М.Розенберг. — М: Мол. гвардия, 1985. — 350 с. — То же электронныйресурс.- Режим доступа:httpy/architectoe.artyx.ru/books/ite^ (25.09.2010)
44. Джонс, Дж. К Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс; пер. с англ. Т.П. Бурмистровой и И.В. Фриденберга; под ред. В.Ф. Венды и В.М. Мунилова. -М.: Мир, 1976.-376 с.
45. Дизайн XXI века / под ред. III и П. Фиелл. М.: ACT: Астрель, 2008.- 192 с.
46. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Б.Г. Минервин и др.; под общей ред. Б.Г. Минервина, В.Т. Шимко. — М.: Архитектура-С, 2004. 288 с.
47. Дизайн: очерки теории системного проектирования / Н.П. Валькова и др.. Л: ЛГУ, 1983. - 183 с.
48. URL: http://www.fondgp.ru/gpybiblio/rus/61 (дата обращения 02/10/2010)
49. Дондурей, Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиски перспективных направлений / Д.Б. Дондурей // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. — М., 1986.
50. Дридзе, Т.М Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса: теоретико-методологические и «технологически©) аспекты / Т.М.
51. Дридзе // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования. — М: ИСИ, 1986. — 249 с.
52. Есин, А. Б. Введение в культурологию: основные понятия культурологии в систематическом изложении: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Б. Есин. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 216 с.
53. Жилая среда как объект прогнозирования. Материалы к экспериментальному проектированию оборудования жилища / А. В. Рябушин, Е. Богданов, В. Паперный. М.: ВНИИТЭ, 1972. - 154 с.
54. Заславская, А. Ю. Особенности органического подхода в архитектуре конца XX— начала XXI века: автореф. дис. . канд. архитектуры: 18.00.01 /
55. A.Ю. Заславская; ННГАСУ. — Нижний Новгород, 2008. — 24 с.
56. Захарова, О.В. Теоретические основы и методика подготовки проектировщиков в условиях гуманизации предметно-пространственной среды: дис. . канд. архитектуры: 18.00.01 / О.В. Захарова; НГАХА. -Новосибирск, 2005. — 225 с.
57. Зингер, Б.И. Встроенное оборудование для жилых зданий / Б.И. Зингер. М.: Стройиздат, 1984. — 166 с.
58. Знамцева, О.И Информационный человек: социально-видовые характеристики: автореф. дис. . канд. фил. наук: 09.00.11. / О.П. Знамцева; СГУ им. Н.Г. Чернышевского. — Саратов, 2008. — 17 с.
59. Иконников, AB. Архитектура 20 века Утопии и реальность: в 2 т. / AB. Иконников. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.
60. История теоретической социологии: в 5 т. Т. 1. / под ред. Ю.Н. Давыдова. М: Наука. 1997.
61. Кампанелла, Т. Город солнца. М., 1980.
62. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: В 2-х т. /
63. B.В. Кандинский. — М.: Гилея, 2001.
64. Кант, И. «К вечному миру» И Канта / И. Кант. — М.: Моск. рабочий, 1989. 75 с.
65. Кантор, K.M. О промышленном проектировании, дизайне и идее тотального проектирования / K.M. Кантор // Научно-технический прогресс и искусство. М.: Изд-во МГУ, 1970.
66. Кантор, K.M. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955 — 1985). История и теория / K.M. Кантор. М.: АНИР, 1996. - 288 с.
67. Кантор, K.M. Проектность мира, культуры, истории / КМ. Кантор // Декоративное искусство. 2001. — № 1. — С. 41-46
68. Кантор, К. М. Социально-философское объяснение проектных возможностей дшайна/ K.M. Кантор // Вопросы философии. 1981. — №11.
69. Кляйн, Н. NO LOGO. Люди без брендов / Н. Кляйн. — М.: Добрая книга, 2008. 624 с.
70. Ковешникова, E.H. Основы теории дизайна: учебн. пособие для студентов вузов / E.H. Ковешникова, А.И. Ковешников. — М.: Машиностроение, 1999. —206 с.
71. Коган, Л.Н. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы / Л.Н.Коган, С.Г. Панова // Методологические аспекты социального прогнозирования. — Красноярск, 1981.
72. Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне: мат. Всесоюзной конференции «Художественное конструирование комплексных объектов в машиностроении и приборостроении) / ред. Н.Г. Алексеев. М.: ВНИИТЭ, 1977. - 123 с.
73. Кузьмичев Л.А. Дизайн-программа: понятие, структура функции / Л.А. Кузьмичев. М., 1983. - 20 с.
74. Курумчина, A3. Конструирование будущего как реальности: автореф. дис. . канд. фил. наук: 09.00.13. / А.Э. Курумчина; ОГПУ. — Омск: ОГПУ, 2008. 15 с.
75. Лаврентьев, АН. История дизайна: учеб. пособие / АН. Лаврентьев. — М.: Гардарики, 2008. 303 с.
76. Лазарев, E.H. Дизайн: от формы вещи до духа человека / E.H. Лазарев // Дизайн для всех. 1992. — №1.
77. Лебедева, Г. Архитектура и дизайн: Анализ концепции тотального дизайна Р.Б. Фуллера / Г. Лебедева // Архитектура СССР, 1973. — № 1. — С. 54-58
78. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье. — М.: Прогресс, 1970. 304 с.
79. Лучкова, КВ. Жилая ячейка как объект дизайна / И.В. Лучкова, A.B. Сикачев // Техническая эстетика. — М., 1969. — №8.
80. Ляхов, И.И. Социальное конструирование / И.И. Ляхов. — М. 1970.
81. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. М: Логос, 2001. - 408 с.
82. Мангейм К. Идеология и утопия / К. Мангейм // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. — М.: Прогресс, 1991. С. 113-117
83. Медведев, В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: учеб. пособие / В.Ю. Медведев. 2-е изд. - СПб.: СПГУТД, 2004. - 108 с.
84. Медведев, В.Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие / В.Ю. Медведев. -3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.
85. Методика художественного конструирования: Дизайн-программа / В.Ф. Сидоренко и др.; под ред. Л.А. Кузьмичева, В.Ф. Сидоренко, Д.Н. Щелкунова. М.: ВНИИТЭ, 1987. - 172 с.
86. Минервин, Г.В. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: учебн. пос. / Г.В. Минервин. — М.: Архитектура-С, 2004. 96 с.
87. Михайлов, С.М. История дизайна: учебник для вузов: в 2 т. / С.М. Михайлов. — М.: Союз дизайнеров России, 2002-2003.
88. Монаков, A.M. Условия и предпосылки эскалации национализма в глобализирующемся обществе: автореф. дис. . кандид. фил. паук: 09.00.11. / А.М. Монаков; МГУ им. Ломоносова. -М., 2008. 35 с.
89. Мор, Т. Утопия / Пер. с лат. Ю.М. Каган. М.: Наука, 1978.
90. Мунипов, В.М. Эргономика: человекоориентированое проектирование техники, про1раммных средств и среды: учебник / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. — М.: Логос, 2001. — 356 с.
91. Назаров, Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности / Ю.Б. Назаров. — М.: «Союз Дизайнеров России», 2002. — 416 с.
92. Научно-технические прогресс и проблемы предметно-пространственной среды: материалы конференций, совещаний / отв. ред. С.О. Хан-Магомедов. М.: ВНИИТЭ. 1982. - 76 с.
93. Наша бизнес-идея ИКЕА. [электронный ресурс]. Режим доступа: http 'J/www. flcea.com/ms/ruRU/aboutikea/theikeaway/oiir businessidea/index.html (16.12.09)
94. Нельсон, Дж. Проблемы дизайна / Дж. Нельсон; пер. Д.Э. Куниной и Д.В. Сильвестрова. — М.: Искусство, 1971. —208 с.
95. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И. Нестеренко. -М.: Молодая гвардия, 1994. — 336 с.
96. Никонов, А.П. Управление выбором. Искусство стрижки * неродных масс / А.П. Никонов. М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
97. Новгородцев, П. И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. -М.: УРСС, 1991. 640 с.
98. Орлов, Д.У. Судьба вещей в эпоху глобализма // Тр. конф. «Глобализация в социально-философском измерении». — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 56-60.
99. Основные термины дизайна: краткий справочник- словарь / отв. ред. Л.А. Кузьмичев. М.: ВНИИТЭ, 1988. - 88 с.
100. Пак, В.А Введение в спецкурс по современной архитектуре и дизайну: учебное пособие / В.А. Пак. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 84 с.
101. Палладио, А. «Четыре книги об архитектуре» / А. Палладио. — М.: Архитектура-С, 2007. — 352 стр. (кн. П, гл. ХП). — То же электронный доступ. — Режим доступа:http://www.leonidov.com/arch/502/542/document556.php (05.10.2010)
102. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. — М.: Д.Аронов, 2004. 416 с.
103. Паперный, В.З. Культура Два / В.З. Папарный. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 382 с.
104. Попова, Ю. Невиданные вещи / Ю. Попова // Энергия промышленного роста, 2008. — № 6-7 26. — То же [электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.epr-magazine.nj/industrialhistory/promdesign/strangethings/ (28.09.2010)
105. Проблемы дизайна: сб. статей / под ред. B.JI. Глазычева; НИИ теории и истории изобразит искусств PAX — М.: Союз дизайнеров России, 2003. 256 с.
106. Проблемы дизайна 5: сб. статей / под ред. В.Р.Аронова; НИИ теории и истории изобразит искусств PAX. — М.: Союз дизайнеров России, 2009. — 318 с.
107. Проблемы прогнозирования материально-предметной среды. — М.: ВНИИТЭ, 1972. 171 с.
108. Проблемы формирования жилой среды: материалы к обсуждению концепции единства среды. — М.: ВНИИТЭ, 1974. — 136
109. Прогнозное социальное проектирование: Методологические и методические проблемы. / отв. Т.М. Дридзе; АН СССР. Ин-т. социологии. — М.: Наука, 1989. 256 с.
110. Раппапорт, А.Г. Границы проектирования / А.Г. Раппапорт // Проблемы методологии. М., 1990
111. Раппапорт, А. Г. Заметки о природе и сущности архитектуры / А.Г. Раппапорт // Советское искусствознание. — М.,1989. — То же электронный ресурс. Режим доступа:http^/papardes.blogspot.com/2009/09/blog-post8374.html (11.01.10)
112. Раппапорт, А.Г. К эстетике тотальных сред / А.Г. Раппапорт // Декоративное искусство СССР. — М., 1989. — № 11
113. Раппапорт, А. Г. Третий дизайн / А.Г. Раппапорт; под ред. B.JI. Глазычева // Проблемы дизайна. — М.: Союз дизайнеров России, 2003. —256 с.
114. Родченко, A.M. Цель проектирования: учебные программы. 19221928 // Родченко А.М. Все опыты. - М., 1996.
115. Розенблюм, Е. Художник в дизайне. Опыт работы в художественно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже / Е. Розенблюм. -М.: Искусство, 1974. — 176 с.
116. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И.А. Розенсон. СПб.: Питер, 2006. - 219 с.
117. Розин, В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий / В.М. Розин // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. — ML, 1987.
118. Российская массовая культура конца XX века: материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. —226 с. (серия "Symposium"; выпуск 15)
119. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: уч. пособие: в 3 т. / В.Ф. Рунге. -М: Архитектура-С, 2008.
120. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: уч. пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: МЗ Пресс, Изд-во «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005. — 368 с.
121. Рябушин, AB. Футурология жилища за рубежом. 60-70-е годы / A.B. Рябушин. М.: ВНИИТЭ, 1973. - 146 с.
122. Секацкий, А.К. Эстетика в эпоху анестезии. // Тр. конф. «Глобализация в социально-философском измерении». — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 65-81.
123. Сидоренко, В.Ф. Дизайн как проектная деятельность / В.Ф. Сидоренко //Техническая эстетика. — М., 1977. — №8
124. Словарь иностранных слов / ред. Ф.Н. Петров. — М.: Русский язык, 1989. 624 с.
125. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т., Т. 3. Р-Я / Т.Ф. Ефремова. М.: ACT, Астрель, Харвест, 2009. - 976 с.
126. Создано в России: промышленный дизайн / ред. А. Матвеев, В. Самойлов. М.: ООО «ИДЕА!», 2004. - 288 с.
127. Соловьев, Ю.Б. Проблемы и перспективы советского дизайна: доклад на Всесоюзном совещании 18 июня 1984 г. / Ю.Б. Соловьев // Техническая эстетика. — М., 1984. — №10
128. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды: Социальный заказ, проектные концепции, история проектирования / Гос. ком. СССР по науке и технике. М.: ВНИИТЭ, 1987. - 114 с. - (Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техничяеская эстетика»; Вып. 52)
129. Социокультурные утопии XX века. Вып. 1-6. — М., 1979-1988.
130. Средства дизайн-программирования. Метод. Материалы. — М.: ВНИИТЭ, 1987. 83 с.
131. Теоретические и, методологические проблемы художественного конструирования комплексных объектов. Вып. 1. / ред. В.Ф. Сидоренко и др.. М.: ВНИИТЭ, 1979. - 178 с. - (Труды ВНИИТЭ. Серия Техническая эстетика; вып. 22)
132. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002. 557с.
133. Тьялве, Э. Краткий курс промышленного дизайна / Э. Тьялве; пер. с англ. П.А. Кунина. — М.: Машиностроение, 1984. — 192 с.
134. Уайльд, О. Душа человека при социализме / О. Уайльд; пер. М.А. Головиковская. — М: Дилетант, 1907.
135. Уайльд, О. Критик как художник: манифесты, эссе, лекции, рецензии, письма / О. Уайльд. — М.: Худ. Лит., 1990.
136. Уколова, В.И. «Последний римлянин» Боэций / В.И. Уколова. — М.: Наука, 1987. -160 с.
137. Утопическое сознание в русской литературе первой трети XX века / И.Ю. Иванюшина// Спецкурсы по русской литературе XX в. — Саратов, 2000.
138. То же электронный ресурс. — Режим доступа:http j/www. sgu.ru/facnlties/pMo logical/kafxxvek/education/speckurs (28.09.2010)
139. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / сост. Чаликова: —М.: Прогресс, 1991. — 405 с.
140. Философия техники. История и современность: монография / В.Г.Горохов и др.; под ред. В.М. Розина. -М.: ИФРАИ, 1997. 283 с.
141. Фромм, Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий / Э. Фромм.- М.: Айрис пресс, 2005. 352 с.
142. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М.Б. Левина. М: ООО «Издательство ACT», 2004. - 588 с.
143. ХантМагомедов, С.О. Унификация и стилизация в современной мебели (проблемы и противоречия) / С.О. Хан-Магомедов // Техническая эстетика. М., 1981. - №5. - С. 11-13.
144. Холмянский; Л. М Дизайн: книга для учащихся / JI. М. Холмянский, A.C. Щипанов. М.: Просвещение, 1985. — 240 с.
145. Храмкова, Е. Промышленный дизайн: в поисках product identity / Е. Храмкова // IDENTITY. 2005. № 4. - С. 68-75.
146. Художественное конструирование в СССР. 1976-1980: обзор (государственный комитет СССР по науке и технике, ВНИИТЭ). М.: ВНИИТЭ, 1982.-84 с.
147. Художник, вещь, мода: сб. статей. / сост. Бодрова M.JL, Лаврентьев А.Н. М.: Советский художник, 1988. - 368 с.
148. Чебурашкин, К.Н. Многофункциональная мебель в интерьерах конструктивизма / К.Н. Чебурашкин // ДИ и предметно-пространственная среда. Сб. научн. тр. М., 2002. - С. 168-182.
149. Черткова, Е. Л. Утопия как тип сознания / Е.Л. Черткова // Общественные науки и современность. 1993. — № 3. — С. 71-81.
150. Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. — М.: Прогресс, 1990. — 455 с.
151. Шевченко, В. Пересоздание мира. Альманах «Кентавр» 2003 г. — То же электронный ресурс. — Режим доступа: http://ww.metodolog.ra/00196/00196.html (28.09.2010)
152. Шестаков В.П. Мифология XX века: критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» / В.П. Шестаков. — М.: Искусство, 1988. -223 с.
153. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебн. пос. / В.Т. Шимко. — М.: Архитектура-С, 2004. — 160 с.
154. Шпара, П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования / П.Е. Шпара, И.П. Шпара. — Киев: Киев Выща школа, 1989. 247 с.
155. Штекли, А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука: о кн. Кампанеллы / А.Э. Штекли. М.: Наука, 1978. - 367 с.
156. Штепа, В.В. 1Штопия / В.В. Штепа. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004. 384 с.s
157. Шукурова, АН. Архитектура Запада и мир искусства XX века / А.Н. Шукурова. — М.: Стройиздат, 1990. — 317 с.
158. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / АА. Пископепель, Г.П. Щедровицкий. — М: П1к.Культ.Полит., 1995. — 800 с.
159. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы: сб. статей / отв. ред. О.И. Генисаретский. — М.: Путь, 1991. — 153 с.
160. Энгельс, Ф. Развитие социализма от утопии к науке / Ф. Энгельс. — М.: Политиздат,1989. — 91 с.
161. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / под общ. ред А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1990. — 334 с. - (ВНИИТЭ)
162. Юнг, К.Г. Психология и религия электронный ресурс. / К.Г. Юнг; пер. А.М. Руткевич. — Режим доступа: http://ww.jungtend.ru/node/1807 (28/12/2009)
163. Caplan, R. М New American Design: Products and Graphics for a Postindustrial Age / R. Caplan, McCoy., K. Mc Coy. N.Y.: Rizzoli 1988. - P. 194167. Form, 1963.-№23.
164. Fuller B. Utopia or Oblivion: The Prospects of Humanity / B. Fuller/ 1969.
165. Fuller B. CRITICAL PATH / B. Fuller.l980
166. Fuller B. Humans in Universe / B. Fuller. 1983
167. Maldonado, T. La speranza progettuale / T. Maldonado. — Torino: Einaudi, 1992.-153 p.
168. Marcuse H. Art as a Form of Reality / H. Marcuse // On the Future of Art. -N.Y. 1971.-P. 123-135.
169. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. Wash., D.C.: World Future Society, 1981. - 171 p.
170. Pulos A The American Design Adventure / A. Pulos. — Massachusetts Institute of Technology. USA. 1988. P. 435.
171. МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА1. На правах рукописи042.01 1 50 1 28 "
172. ЧЕРНИИЧУК Ирина Александровна
173. ТОТАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
174. Специальность: 17.00.06 Техническая эстетика и дизайн
175. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
176. Иллюстративное приложение.
177. Научный руководитель Брызгов Н.В.1. Москва 2010
178. Этапы эволюции тотального проектирования.1. Щф утопия2. V эпоха Возрождения
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.