Толстовская концепция человека и творчество Бориса Пастернака тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Журавлев, Андрей Николаевич

  • Журавлев, Андрей Николаевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 155
Журавлев, Андрей Николаевич. Толстовская концепция человека и творчество Бориса Пастернака: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Нижний Новгород. 2004. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Журавлев, Андрей Николаевич

Введение

Глава I. Личность и окружающий мир: Своеобразие субъектно-объектных отношений в художественном мире Толстого и Пастерна- 10 ка

1.1. Внутреннее движение и процесс самопознания личности у Толстого и Пастернака

1.2. Особенности субъектной структуры в лирике Пастернака

Глава II. Типы человека и художественные модификации сюжета в 52 романной форме у Толстого и Пастернака

2.1. Идея нравственного совершенствования и тип героя у Л.Толстого и Б.Пастернака

2.2. Тип «негероического» человека и семантика «женственного» у Толстого и Пастернака

2.3. Варианты пути героя и их сюжетная реализация (мифо-поэтический аспект)

Глава III. Сюжетная организация и жанр романа в творчестве Толстого и Пастернака

3.1. Концепция человека в истории и эстетические представления Толстого и Пастернака

3.2. Семантика сюжетных «сопряжений» у Л.Толстого и Б.Пастернака («Война и мир» и «Доктор Живаго»)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толстовская концепция человека и творчество Бориса Пастернака»

Творчество Л.Толстого неоднократно становилось предметом художественно-философской рефлексии Б.Пастернака на протяжении всей его жизни («Повесть», «Охранная грамота», «Доктор Живаго», «Люди и положения» и др.). Исследователи обращали внимание на некоторое сходство между произведениями двух писателей: так, например, Ю.Н.Тынянов одним из первых почувствовал связь «Детства Люверс» Пастернака с художественной формой «Детства» Толстого. Но предметом пристального научного изучения обнаруживаемые совпадения не становились. Между тем, Пастернак определял толстовское мировосприятие как основу своего собственного существования, включая автора «Войны и мира» в круг людей и течений, который по своим художественным и этическим установкам представлялся ему «нетолстовским» (символисты, Скрябин)1. Следование Пастернака толстовской традиции проявляется в преемственности глубинных оснований поэтики, связанных с концепцией человека. Последнее как «присущий самому творению художественный концепт я-в-мире, который не следует отождествлять ни с личностью самого автора, ни с той или иной рациональной концепцией, усвоенной или выработанной его мышлением»2, и лежит в основе традиции. Поэтому проблема художественной типологии, помогающей уяснить место пастернаковского творчества в истории литературы, должна быть рассмотрена сквозь призму концепции человека.

Актуальность проблемы. Художественно-философские взгляды Б.Пастернака генетически связаны с модернистским периодом в истории культуры, однако самим писателем декларировалась связь его поэтики и с

1 Письмо к Н.С.Родионову от 27 марта 1950 г. См.: Пастернак, Б.Л. Собраиие сочинений в 5-ти т. - М.: Худож. лит., 1989-1992. Т. 5. С. 486 (Далее произведения Б.Л.Пастернака цитируются по этому изданию с указанием номера тома и страницы в тексте).

2 Тюпа, В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). - М.: Лабиринт, 2001. С. 77. философскими, психологическими традициями литературы XIX века. Обращение к толстовскому реализму как наиболее значимому для писателя эстетическому феномену позволяет уяснить своеобразие романной формы, которая у Пастернака обусловлена особой полигенетической природой его творчества.

В то же время интертекстуальный анализ, как правило, не претендует на полноту раскрытия глубинных смыслопорождающих механизмов, динамическим взаимодействием которых только и может быть объяснена эстетическая целостность творчества писателя. Определенная односторонность, свойственная разбору отдельных текстов, связана, по-видимому, с постановкой частных исследовательских задач. Поэтому структурный изоморфизм произведений, обнаруживаемый в ходе такого анализа, рассматривается зачастую вне архитектонической системности.

В связи с этим, становится очевидной необходимость типологического подхода к изучению поэтики. По справедливому замечанию Н.Д.Тамарченко, «носителем традиции, т.е. наследуемых в данной области культурного творчества "норм" и "образцов", конечно, выступает прежде всего жанр: ведь наследуется не только тот или иной способ построения сюжета, но и связанное с ним миропонимание, воплощенное в целостности произведения»3. При этом «тематические жанрообразующие конвенции, определяющие референтную компетенцию жанра, суть традиционные для него концепты героя и картины мира»л, что, в сущности, обусловлено архаической семантикой жанра5.

Следовательно, изучение художественной антропологии в типологическом измерении продемонстрирует, что разноуровневые системы значений

3 Тамарченко, Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. - М., 1997. С. 30.

4 Тюпа, В.И. Аналитика художественного. С. 126. (Здесь и далее курсив принадлежит цитируемым авторам).

5 Связь происхождения жанра с типом человека (героя) и сюжетом исследована в: Фрей-денберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. С. 202-229. внутри произведения группируются вокруг человека как «ценностного центра» (М.М.Бахтин) эстетической реальности.

Моделирование современной гуманистической научной парадигмы в области литературоведческих исследований с их требованием родо-видового синтеза при оперировании художественными фактами и обусловило выбор темы данной работы. Обстоятельный анализ влияния толстовской концепции человека на творчество Б.Пастернака открывает пути к непротиворечивому пониманию эстетических закономерностей, свойственных произведениям писателя, как в уникальности их поэтики, так и в перспективе исторического развития литературы.

Степень разработанности проблемы. Литература о творчестве Б.Пастернака обширна. Большое количество работ посвящено исследованию отдельных аспектов его художественной системы:

1) формально-семантических особенностей стихотворных текстов (В.С.Баевский, Ю.М.Лотман, Д.Сегал, К.Ф.Тарановский, O.Hughes, K.Pomorska и др.);

2) мотивной структуры отдельных произведений, тем и образов, основополагающих для творчества как целого (Б.М.Гаспаров, А.К.Жолковский, А.В.Лавров, Е.С.Хаев, Ю.К.Щеглов, А.Юнгрен, H.Birnbaum, A.Livingstone, S.Witt);

3) философско-эстетических взглядов писателя (П.А.Иенсен, Л.С.Флейшман, А.Хан);

4) мифопоэтического контекста произведений (В.С.Баевский, Е.Фарыно);

5) связи поэтики Пастернака с современными ему культурно-историческими условиями, в том числе биографические исследования (М.Л.Гаспаров, Л.С.Флейшман, Е.Б.Пастернак, C.Barnes, G. de Mallac).

Наиболее функциональным и распространенным является сравнительный подход к изучению пастернаковского творчества, реализуемый в виде как интертекстуального анализа конкретных произведений, так и типологического сопоставления художественных принципов Пастернака с поэтикой других писателей (А.К.Жолковский, И.П.Смирнов, И.А.Суханова).

Следует отметить наличие работ, раскрывающих своеобразие типа героя как в прозе, так и в поэзии Пастернака (С.А.Куликова, И.Ужаревич, M.Aucouturier, E.Clowes). Несмотря на это, вопрос о художественно-философской антропологии как целостном представлении о человеке, определившем этико-эстетические доминанты творчества и жизни писателя, остается открытым.

Роль традиций Толстого в формировании пастернаковской поэтики мало изучена. Кроме отдельных наблюдений и попутных замечаний можно назвать лишь несколько работ, в которых эта тема стала центральной6. Здесь исследовательский акцент смещается в основном на рассмотрение нравственного влияния Толстого на Пастернака, наблюдается тенденция к выявлению лишь общей проблематики двух писателей, при этом собственно поэтический аспект уходит на второй план.

Что касается научной толстовианы, то она предлагает литературоведу значительный материал для осмысления толстовского творчества. Наибольшую важность для данной работы имеют исследования как художественных принципов построения произведений, так и философских, эстетических, религиозных представлений писателя в свете его поэтики (Э.Г.Бабаев, Я.С.Билинкис, С.Г.Бочаров, Г.Я.Галаган, Н.К.Гей, Г.В.Краснов, Е.Купреянова, В.М.Паперный, Е.И.Рачин, А.П.Скафтымов, Н.М.Фортунатов, В.Е.Хализев, Л.Г.Шакирова, Б.Эйхенбаум, P.Jones, G.S.Morson, B.P.Scherr и др.). Существуют также отдельные работы, авторы которых анализируют

6 Варламова, Е.Ф. Б.Пастернак и Л.Толстой: к вопросу о традициях // «Быть знаменитым некрасиво.». - М., 1992; Горелик, JI.JI. Диалоги с Л.Н.Толстым в «Спекторском» и «Повести» Б.Пастернака// Ученые записки: Русская филология, - т.2. - Смоленск: СГПИ, 1996; Лосский, И.О. «Война и мир» Л.Толстого и «Доктор Живаго» Б.Пастернака // Новый журнал. - New York, I960, кн. 61; Пастернак, КБ. Значение нравственной проповеди Л.Толстого в формировании Пастернака // «Быть знаменитым некрасиво.». - М., 1992; Mossman, Elliot. Metaphors of History in 'War and Peace' and 'Doctor Zhivago' // Literature and History: Theoretical problems and Russian Case Studies / edited by Gary Saul Morson. -Stanford: Stanford University Press, 1986. толстовские традиции в литературе XX века7, хотя в обосновании обнаруженных сближений не ставится вопрос о ретроспекции современных («посттолстовских») философско-эстетических комплексов на творчество Толстого.

Объектом исследования является творчество Б.Пастернака. Предмет - аспекты поэтики Пастернака, касающиеся художественного освоения писателем толстовской концепции человека, места личности в истории как основы сюжето- и жанрообразования.

Основная цель исследования - выявление и анализ способов художественного функционирования на разных уровнях в поэзии и прозе Пастернака толстовских структурно-смысловых комплексов, реализующих характерную для Толстого совокупность человековедческих представлений.

Цель определяет задачи работы:

1) выявить и обосновать связь системы субъект-объектных взаимодействий, определяющих эволюцию героя и его отношения с окружающим миром в творчестве Пастернака, с концепцией сознания у Толстого;

2) доказать, что при создании художественных типов человека и детерминированных ими сюжетных моделей в романной форме Пастернак опирается на художественный опыт Толстого;

3) исследовать связь жанра романа в творчестве Пастернака с толстовскими представлениями о роли личности в истории, обусловившими поэтику романа «Война и мир».

7 Ср. также некоторые специализированные сборники: Толстой и наше время. Сб.ст. / АН СССР. Ин-т мировой лит.им. Л.М.Горького; Под ред. Н.К.Гея, К.Н.Ломунова и др. - М.: Наука, 1978; Л.Н.Толстой и современные проблемы культуры: Материалы научно-практической конференции. (26-27 окт. 1978 г.). - М., 1980; Толстовский сборник-2000 (Материалы XXVI международных толстовских чтений): В 2 ч. Ч. 1: Л.Н.Толстой в движении эпох. - Тула, 2000; и др.

Методологическая основа работы — сравнительно-сопоставительное исследование художественных, публицистических, философских произведений Толстого и Пастернака. С целью установления схождений двух писателей в области типологии героя, сюжета и жанра используются данные исторической поэтики.

Научная новизна. Следование толстовской традиции у Пастернака носит во многом сознательный характер, что отмечалось самим поэтом. Творчество Толстого включается им в диалогическое пространство истории развития человеческой мысли, поэтому оказывается воспринятым не просто как предшествующая традиция, а «приближается». Принципиально новым в данной работе является фиксирование этого «приближения», выражающегося у Пастернака в проецировании актуальных современных ему черт философского и эстетического мышления на творчество и жизнь автора «Войны и мира». Такой подход, берущий за основу сообразность пастернаковского прочтения внутренним смысловым доминантам толстовского творчества, помогает обнаружить своеобразную современность Толстого, его адекватность эпохе первой половины XX века.

Методологический подход к описанию связи между типом человека, его отношением к миру, сюжетом и жанром произведений позволяет по-новому взглянуть на соотношение эпического и собственно романного в жанре «Войны и мир» и «Доктора Живаго».

В ходе исследования установлены новые закономерности сюжето-строения в произведениях Толстого и Пастернака, вскрывающие художественную логику ряда сюжетных ситуаций, которые ранее оставались за пределами литературоведческого анализа.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы

XIX - XX вв., спецкурсах и семинарах, а также могут стать основой для других литературоведческих исследований.

Апробация работы. Основные материалы, составившие корпус диссертации, обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях в Нижнем Новгороде, Туле, Москве, Владимире и нашли свое отражение в 9 публикациях.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Журавлев, Андрей Николаевич

Заключение

Толстовские представления о человеке, лежащие в основании поэтики писателя, во многом определили развертывание художественной системы Б.Пастернака. Прежде всего это касается толстовской концепции сознания как процесса и вытекающей из нее идеи внутреннего движения личности, которая функционирует у Пастернака в сходном художественном материале. Связь между человеком и окружающим миром в произведениях обоих писателей диалогична, она обусловливает ту идеальную форму самопознания, при которой «я» обнаруживается и самоопределяется через соотнесенность с объективной действительностью.

В лирике Пастернака эта система представлений зачастую детерминирует такой способ организации художественного мира, при котором лирическое «я», не материализуясь в качестве четко выраженного героя, обретает бытийную плотность опосредованно, через факты описываемой действительности в последовательно реализующейся структуре субъектно-объектного тождества. При этом комплекс образных отождествлений субъекта с явлениями объективного мира оказывается тесно связанным с развитием лирического сюжета.

В произведениях Пастернака обнаруживается восходящее к художественной антропологии Толстого и его идее нравственного самосовершенствования человека как поиска духовной свободы противопоставление двух типов личности: рационального «героического» и «негероического», путь которых реализуется в параллельных друг другу сюжетных вариантах. Такая поляризация, актуализирующая архаическую типологию умирающего и воскресающего героя в рамках циклической сюжетной схемы, определяет конфронтацию разных жанровых языков в «Войне и мире» и «Докторе Живаго».

Толстовское представление о личностности и событийности общечеловеческой истории, фатальность которой не противостоит индивидуальной свободе, но конструируется как эстетически организованный диалог творчески активных сознаний, определила пастернаковскую экзистенциальную установку на творчество как поступок. Лирическая поэзия ( как и творчество в целом), по Пастернаку, отмечена такой креативностью, при которой личное авторское начало стремится как бы к растворению в объективной стихии языка, вербализующего имманентные окружающему бытию закономерности. Следовательно, в бытии поэта сходятся в одной плоскости творение и сотво-ренность, и процессуальность истории оказывается событийностью некоей мировой драмы, реализующей божественный замысел. Такое понимание человека в истории определяет символику театра (драмы) в образной системе обоих писателей. г

Восходящее к Толстому эстетическое видение истории и человека в историческом процессе, с одной стороны, фундирующее понимание реальной жизни как эстетического бытия, с другой стороны, порождающее индуцирование общечеловеческого смысла из поля частного события, обусловливает семантику сюжетных сопряжений в романе Пастернака.

В «Докторе Живаго» так же, как и в «Войне и мире», взаимодействуют различные жанровые модели, продуктивность которых не одинакова. Способ художественно-идеологического завершения в обоих произведениях имеет явный уклон в «романность», а не «эпопейность», так как именно романный мир строится вокруг частного человека, который в художественном мире Толстого и Пастернака реализует свою судьбу через отказ от героической парадигмы поведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Журавлев, Андрей Николаевич, 2004 год

1. Пастернак, Б.Л. Собрание сочинений: В 5-ти т. / Б.Л. Пастернак. М.: Художественная литература, 1989-1992.

2. Пастернак, Б.Л. Стихотворения и поэмы / БЛ. Пастернак. М.; Л., 1965.

3. Пастернак, Б.Л. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве / Б.Л. Пастернак. Сост. и примеч. Е.Б. и Е.В.Пастернак. - М., 1990.

4. Переписка Бориса Пастернака / Вступ.статья Л.Гинзбург; Сост., под-гот. текстов и коммент. Е.В.Пастернак и Е.Б.Пастернака. М.: Художественная литература, 1990.

5. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. (Юбилейное издание) / Л.Н. Толстой. М., 1928-1958.

6. Теоретические и философские работы

7. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

8. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М.М. Бахтин // Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

9. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. 3-е изд. - М.: Художественная литература, 1972.

10. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Бахтин, М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.

11. Ю.Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин // Бахтин, М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.

12. П.Бройтман, С.Н. Историческая поэтика / С.Н. Бройтман. М.: РГГУ, 2001.

13. Бройтман, С.Н. Три концепции лирики (проблема субъектной структуры) / С.Н. Бройтман // Изв. Российской Академии наук. Сер. литературы и языка. 1995. - Т. 54, №1.

14. И.Бубер, М. Проблема человека / Перевод с нем. Н.Кушнира / М. Бубер. -Киев: «Ника-Центр, Вист-С», 1998.

15. Н.Бычков, В.В. Эстетическое в системе культуры / В.В. Бычков // Мир культуры. Труды государственной академии славянской культуры. Выпуск II. М., 2000.

16. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков, О.В. Бычков // Новая Философская Энциклопедия. Т.4. М., 2001.

17. Булгаков, С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. М., 1994.

18. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М., 1989.

19. Волошинов, В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии / В.Н. Волошинов // Бахтин, М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи / Сост. И.В. Пешков. М.: Лабиринт, 2000.

20. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм / Г.Д. Гачев. М., 1969.

21. Гинзбург, Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. М.: Интрада, 1997.

22. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. М.: Интрада, 1999.

23. Гиршман, М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа / М.М. Гиршман. М., 1991.

24. Гиршман, М.М. Повествователь и герой / М.М. Гиршман // Чехов и Лев Толстой: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т мировой лит.им. A.M. Горького / Отв. ред. Л.Д. Опульская и др. М.: Наука, 1980.

25. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Перевод с нем. А.В.Михайлова / Э. Гуссерль. М., 1999.

26. Живолупова, Н.В. Достоевский и Горький: идея страдающей женственности / Н.В. Живолупова // Горький и современность. Сборник докладов японско-российского литературного симпозиума. Tokyo: Japanese Literature Association, 2001.

27. Живолупова, Н.В. Другой в художественном сознании Достоевского и проблема эволюции исповеди антигероя / Н.В. Живолупова // The Dostoevsky Journal: An Independent Review. 2001. - № 2.

28. Живолупова, Н.В. Исповедь Позднышева: трагический антиномизм личности и миропорядка в «Крейцеровой сонате» Л.Н.Толстого / Н.В. Живолупова // XXI толстовские чтения. Тула, 1993.

29. Живолупова, Н.В. Сюжетная метафора в рассказе А.П.Чехова «Ариадна» / Н.В. Живолупова // Творчество А.П.Чехова (поэтика, истоки, влияние). Таганрог: Сфинкс, 2000.

30. Зеньковский, В.В. Л.Толстой как мыслитель (к диалектике его духовных исканий) / В.В. Зеньковский // Зеньковский, В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

31. Кант, И. Основы метафизики нравственности /Перевод с нем. Л.Д.Б. под ред. В.М.Хвостова / И. Кант // Кант, И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999.

32. Карасев, Л.В. О символах Достоевского / Л.В. Карасев // Вопросы философии.- 1994. №10.

33. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Перевод с англ. и комментарии Ю.А.Муравьева / Э. Касси-рер // Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.

34. Краснов, Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса / Г.В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции: Межвузовский сборник / Отв.ред. Г.В.Москвичева и др. Горький: Горьк. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 1980.

35. Краснов, Г.В. Герой и народ / Г.В. Краснов. М.: Сов. писатель, 1964.

36. Кузьмичев, И.К. Герой и народ: Раздумья о судьбах эпопеи / И.К. Кузь-мичев. — М.: Современник, 1973.

37. Кьеркегор, С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал / Перевод с дат. П.Ганзена / С. Кьеркегор // Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

38. Левин, Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах / Ю.И. Левин // Структурная типология языков. М., 1966.

39. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Се-миосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000.

40. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М., 1970.

41. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. -М., 1994.

42. Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000.

43. Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. М., 2000.

44. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Языки русской культуры, 1999.

45. Рикёр, П. История и истина / Перевод с фр. И.С.Вдовиной и А.И.Мачульской / П. Рикер. СПб.: Алетейя, 2002.

46. Рымарь, Н.Т. Романное мышление и культура XX века / Н.Т. Рымарь // Литературный текст: проблемы и методы исследования / Аспекты теоретической поэтики: К 60-летию Натана Давидовича Тамарченко. Сб. научн. трудов. М., Тверь, 2000.

47. Тамарченко, Н.Д. Автор, герой и повествование (К соотношению «эпо-пейного» и «романного» у Гоголя) / Н.Д. Тамарченко // Поэтика русской литературы. К 70-летию профессора Юрия Владимировича Манна. Сб. ст.-М.: РГГУ, 2001.

48. Тамарченко, Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра / Н.Д. Тамарченко. М., 1997.

49. Тамарченко, Н.Д. «Свое» и «чужое» в эпическом тексте. К вопросу о родовых структурных признаках / Н.Д. Тамарченко // Литературный текст: проблемы и методы исследования / «Свое» и «чужое» слово в художественном тексте. Сб. науч. трудов. Тверь, 1999.

50. Тамарченко, Н.Д. Эпика / Н.Д. Тамарченко // Литературоведческие термины: (материалы к словарю). Вып. 2. Коломна, 1999.

51. Троицкий, С. Христианская философия брака / С. Троицкий // Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

52. Тюпа, В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ) / В.И. Тюпа. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.

53. Фрейденберг, О.М. Образ и понятие / О.М. Фрейденберг // Фрейден-берг, О.М. Миф и литература древности. М., 1978

54. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997.

55. Фарыно, Е. К проблеме кода лирики Пастернака / Е. Фарыно // Russian Literature. 1979. - №VI - 1.

56. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М., 1999.

57. Шеллинг, Ф.В. Система трансцендентального идеализма / Перевод с нем. М.И.Левиной, А.В.Михайлова / Ф.В. Шеллинг // Шеллинг, Ф.В. Сочинения. М.: Мысль, 1998.

58. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Перевод с нем. П.С.Попова / Ф.В. Шеллинг. М.: Мысль, 1999.

59. Шульц, П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию / П. Шульц. Новосибирск, 1996.бЗ.Элиаде, М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость /Пер. с франц. Е.Морозовой, Е.Мурашкинцевой / М. Элиаде. СПб., 1998.

60. Литературоведческие исследования

61. Алексеева, М.А. Творчество Б.Пастернака 1910-х 1920-х годов: Формирование органической поэтики. Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / М.А. Алексеева. - Екатеринбург, 1997.

62. Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака / В. Альфонсов. Л.: Сов. писатель, 1990.

63. Бабаев, Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого / Э.Г. Бабаев. М., 1978.

64. Бабаев, Э.Г. Очерки эстетики и творчества Толстого / Э.Г. Бабаев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

65. Баевский, B.C. Б.Пастернак лирик: Основы поэтической системы / B.C. Баевский. - Смоленск: Траст-Имаком, 1993.

66. Барышников, Е.П. Диалектика этического и художественного в прозе Л.Толстого: (Пособие для спецкурса) / Воронежский гос. пед. ин-т / Е.П. Барышников. Воронеж, 1980.

67. Белова, Т.Н. Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» в англоязычных исследованиях 80-х годов / Т.Н. Белова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология.- 1993.-№6.

68. Бердяев, Н. Л.Толстой в русской революции / Н. Бердяев // Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995.

69. Бёртнес, Ю. Христианская тема в романе Пастернака «Доктор Живаго» / 10. Бёртнес // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.

70. Билинкис, Я.С. «Война и мир» Л.Толстого: частный человек и история /Я.С. Билинкис // Литература в школе. 1980. - №6.

71. Билинкис, Я.С. Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Лекция в спецкурсе по творчеству Л.Н.Толстого / Я.С. Билинкис. Л., 1973.

72. Билинкис, Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Очерки / Я.С. Билинкис. -Л., 1959.

73. Борисов, В.М. Имя в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» / В.М. Борисов // «Быть знаменитым некрасиво.»: Пастернаковские чтения, вып. 1. М., 1992.

74. Борисов, В.М. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» / В.М. Борисов, Е.Б. Пастернак // Новый мир. -1988.-№6.

75. Бочаров, С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир» / С.Г. Бочаров. М., 1987.

76. Бройтман, С.Н. А.Блок в «Докторе Живаго» Б.Пастернака / С.II. Бройтман // Дискурс. 2000.- №8,9.

77. Будин, П.А. Пастернак и христианское искусство / П.А. Будин // Русская поэзия XX века. Смоленск, 1992.

78. Буланов, A.M. «Ум» и «сердце» в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.И.Гончарова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого / A.M. Буланов. Саратов, 1992.

79. Варламова, Е.Ф. Б.Пастернак и Л.Толстой: к вопросу о традициях / Е.Ф. Варламова// «Быть знаменитым некрасиво.». М., 1992.

80. Венцлова Т. Из наблюдений над стихами Бориса Пастернака / Т. Венц-лова // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Сб. к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. М.: ОГИ, 1999.

81. Вершинина, Н.Л. Пушкинская традиция в творчестве Л.Н. Толстого 5060-х гг.: (К проблеме человека и истории у Пушкина и Толстого): Ав-тореф. дисс.канд.филол.наук: 10.01.01 / Н.Л. Вершинина. М., 1979.

82. Ветловская, В.Е. Поэтика «Анны Карениной»: система неоднозначных мотивов / В.Е. Ветловская // Русская литература. 1979. - №4.

83. Вильмонт, Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли / II. Виль-монт. М.: Сов. писатель, 1989.

84. Витт, С. Доктор Живопись. О «романах» Бориса Пастернака «Доктор Живаго» / С. Витт // Классицизм и модернизм. Сб. статей. Тарту, 1994.

85. Газизова, А.А. «Синтез живого со смысловым»: (размышления о прозе Пастернака) / А.А. Газизова. М., 1990.

86. Галаган, Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) / Г.Я. Галаган. Л.: Наука, 1981.

87. Гаспаров, Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип построения романа Пастернака «Доктор Живаго» / Б.М. Гаспаров // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX в.- М., 1993.

88. Гаспаров, Б.М. Gradus am Parnassum (самосовершенствование как категория творческого мира Пастернака) / Б.М. Гаспаров // Wiener Slawistischer Almanach, 1992.- В. 29.

89. Гаспаров, М.Л. Поэтика Пастернака в культурно-историческом измерении: Б.Л.Пастернак и О.М.Фрейденберг / М.Л. Гаспаров // Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1992.

90. Гаспаров, М.Л. Четыре стихотворения из «Сестры моей жизни» Б.Пастернака. Сверка понимания / М.Л. Гаспаров, И.Ю. Погаецкая // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. - СПб.: Азбука, 2001.

91. Гей, Н.К. Из художественного опыта Л.Н.Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) / Н.К. Гей // Толстой и наше время. -М., 1978.

92. Гей, Н.К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение») / Н.К. Гей // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1978. - №2.

93. Гей, Н.К. Сопряжение пластичности и аналитичности в стиле / Н.К. Гей // Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.

94. Горелик, Л.Л. Диалоги с Л.Н.Толстым в «Спекторском» и «Повести» Б.Пастернака / Л.Л. Горелик // Ученые записки: Русская филология, -т.2. Смоленск: СГПИ, 1996.

95. Горелик, Л.Л. Ранняя проза Пастернака: Миф о творении / Л.Л. Горелик. Смоленск, 2000.

96. Горелик, Л.Л. Семиотические проблемы Жени Люверс: К характеристике образа Пастернака / Л.Л. Горелик // Пушкинско-пастернаковскаяпарадигма: итоги исследования в XX веке. Материалы научной конференции. Смоленск, 2000.

97. Гофман, И.А. «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстого и «Кроткая» Ф.М.Достоевского: (К проблеме «романизации» жанра повести) / И.А. Гофман // Типологический анализ литературного произведения: Сборник научных трудов. Кемерово, 1982.

98. Громов, П.П. О стиле Л.Толстого. Становление «диалектики души» / П.П. Громов. Л., 1971.

99. Гулин, А.В. Дело под Шенграбеном в «Войне и мире» (Пути преображения исторического материала) / А.В. Гулин // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Выпуск 1-й. М.: Наследие, 1998.

100. Гурвич, И.А. Неопределенное в контексте трагедии (Толстой) / И.А. Гурвич // Гурвич, И.А. Проблематичность в художественном мышлении (конец XVIII-XX вв.). Томск: Водолей, 2000.

101. Гурвич, И.А. Поэтизация прозы (Пастернак) / И.А. Гурвич // Гурвич И.А. Проблематичность в художественном мышлении (конец XVIII-XX вв.). Томск: Водолей, 2000.

102. Днепров, В.Д. Изобразительная сила толстовской прозы / В.Д. Днепров // Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

103. Днепров, В.Д. Искусство человековедения / В.Д. Днепров. Л., 1985.

104. Есаулов, И.А. Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго» / И.А. Есаулов // Дискурс. 2000. -№8,9.

105. Жданов, В.А. От «Анны Карениной» к «Воскресению» / В.А. Жданов.-М., 1967.

106. Zywolupowa, Natalia. Л.Н. Толстой: «Одна душа во всех» -«Крейцерова соната» как преодоление метафизического кризиса / N. Zywolupowa // Acta Polono-Ruthenica. VI, Wydawnyctwo Uniwersytetu Warminsko-Mazurskiego. Olsztyn, 2001.

107. Жолковский, А.К. Бессмертие на время (К поэзии грамматического времени у Пастернака) / А.К. Жолковский // Текст. Интертекст. Культура.-М., 2001.

108. Жолковский, А.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака / А.К. Жолковский // Russian Literature. 1978.- №6.

109. Жолковский, А.К. Экстатические мотивы Пастернака в свете его личной мифологии / А.К. Жолковский // Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

110. ИЗ. Журавлев, А.Н. «Диалогика сознания» в трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» / А.Н. Журавлев // Пятая нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Сборник трудов (14 октября 2000 г.). Н.Новгород: Изд-во ИПФ РАН, 2001.

111. Журавлев, А.Н. Идея нравственного совершенствования у Л.Толстого и Б.Пастернака / А.Н. Журавлев // Аспирант: Сборник научных трудов аспирантов НГЛУ им. Н.А.Добролюбова. Вып. 3. Часть 2. Н.Новгород: Изд-во НГЛУ, 2000.

112. Журавлев, А.Н. «К морю» А.С. Пушкина и «Волны» Б.Л. Пастернака в свете жанровой типологии / А.Н. Журавлев // Болгарская русистика. 2002. - №1.

113. Журавлев, А.Н. Концепция творчества Л.Н.Толстого и Б.Л.Пастернака / А.Н. Журавлев // Четвертая нижегородская сессия молодых ученых (Гуманитарные науки): Тезисы докладов. Часть II. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

114. Журавлев, А.Н. К проблеме лирического субъекта в раннем творчестве Б.Л.Пастернака / А.Н. Журавлев // Грехневские чтения: Сборникнаучных трудов. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2001.

115. Журавлев, А.Н. Пушкин в художественном сознании Юрия Живаго / А.Н. Журавлев // А.С. Пушкин и русский литературный язык в XIX XX вв.: Тезисы докладов международной научной конференции. - Н.Новгород: Изд-во НГЛУ, 1999.

116. Зотова, Е.И. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Б.Л.Пастернака: Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.И. Зотова. М., 1998.

117. Иванов, Вяч. Вс. Заметки к истолкованию пастернаковских текстов / Вяч. Вс. Иванов // Иванов, Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том II. Статьи о русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000.

118. Иванов, Вяч. Вс. Колыхающийся занавес. Из заметок о Пастернаке и изобразительном искусстве / Вяч. Вс. Иванов // Мир Пастернака. -М., 1989.

119. Иванов, Вяч. Вс. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке / Вяч. Вс. Иванов // Иванов, Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1 . М.: Языки русской культуры, 1999.

120. Йенсен, П.А. По ту сторону «своего» и «чужого»: Заметки об эстетике Пастернака / П.А. Йенсен // Studia Russica Helsingiensia et Tartu-ensia. IV. «Свое» и «чужое» в литературе и культуре. Тарту, 1995.

121. Ищук, Г.Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л.Н.Толстого / Г.Н. Ищук. Калинин, 1972.

122. Камянов, В.И. Поэтический мир эпоса. О романе Л.Толстого «Война и мир» / В.И. Камянов. М., 1978.

123. Каримов, Э. Человек в изображении Льва Толстого («Война и мир» и «Анна Каренина») / Э. Каримов. Ташкент, 1967.

124. Кафанова, О.Б. Лев Толстой — читатель и критик Жорж Санд / О.Б. Кафанова // Русская литература. 1996. - № 2.

125. Ковалев, В.А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции / В.А. Ковалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

126. Кожевникова, О. К определению жанра романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» / О. Кожевникова // Пастернаковские чтения: Выпуск 2. М.: Наследие, 1998.

127. Кондаков, И.В. Роман «Доктор Живаго» в свете традиций русской культуры / И.В. Кондаков // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1990.- Т. 49, №6.

128. Кормилов, С.И. Художественный историзм и поэтика литературы нового времени: (принцип единства динамического многообразия) / С.И. Кормилов // Литературный процесс: Сб. М., 1981.

129. Кретинин, А.А. Роман «Доктор Живаго» в контексте прозы Б.Пастернака: Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / А.А. Кретинин. Воронеж, 1995.

130. Куликова, С.А. Тип героя в прозе Б.Л.Пастернака: Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / С.А. Куликова. Саратов, 1998.

131. Кузина, Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л.Н.Толстого конца XIX нач. XX в. / Л.Н. Кузина. - М., 1993.

132. Курляндская, Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского / Г.Б. Курляндская. М., 1988.

133. Кьяромонте, Н. Парадокс истории: Стендаль, Толстой, Пастернак и др. / Н. Кьяромонте. Firenze: Aurora, 1973.

134. Лавров, А.В. Еще раз о Веденяпине в «Докторе Живаго» / А.В. Лавров // «Быть знаменитым некрасиво.»: Пастернаковские чтения, вып.1.-М., 1992.

135. Лавров, А.В. «Судьбы скрещенья» (Теснота коммуникативного ряда «Доктора Живаго») / А.В. Лавров // Новое литературное обозрение. 1993. - №2.

136. Леонтьев, К. Анализ, стиль и веяния. О романах гр. Л.Н.Толстого / К. Леонтьев // Вопросы литературы. 1989. - №1.

137. Линков, В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина /В.Я. Линков. -М., 1989.

138. Лихачев, Д.С. Борис Леонидович Пастернак / Д.С. Лихачев // Пастернак Б.Л. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1989.

139. Лихачев, Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы / Д.С. Лихачев // Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., 1984.

140. Лихачев, Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» / Д.С. Лихачев // Новый мир.- 1988.- № 1.

141. Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах / Сост. Г.В.Краснов. М., 1978.

142. Ломунов, К.Н. Эстетика Льва Толстого / К.Н. Ломунов. М., 1972.

143. Лосский, Н.О. «Война и мир» Л.Толстого и «Доктор Живаго» Б.Пастернака / Н.О. Лосский // Новый журнал. New York, 1960, кн. 61.

144. Лотман, М.Ю. Мандельштам и Пастернак: (попытка контрастив-ной поэтики) / М.Ю. Лотман. Таллинн, 1996.

145. Лотман, Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста / М.Ю. Лотман // Труды по знаковым системам. Вып. 4. Тарту, 1969.

146. Лурье, Я.С. После Льва Толстого: Исторические воззрения Толстого и проблемы XX в. / Я.С. Лурье. СПб., 1993.

147. Маймин, Е.А. Лев Толстой: Путь писателя / Е.А. Маймин. М.: Наука, 1980.

148. Мардов, И. Лев Толстой: прозрение в мнимодушевность / И. Мардов // Вопросы литературы. 2000. - №1.

149. Мережковский, Д.С. Л.Толстой и Достоевский; Вечные спутники Д.С. Мережковский. М., 1995.

150. Минц, З.Г. Ал.Блок и Л.Н.Толстой / З.Г. Минц // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 119. Тарту, 1962.

151. Михельсон, В.А. Архитектоника «Войны и мира» (Т. 1): (Опыт системного анализа) / В.А. Михельсон // Эстетические взгляды писателя и художественное творчество: Межвуз. сб. / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1981.

152. Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века / В.В. Мусатов. М., 1998.

153. Мухин, В.В. Поэтика раннего Л.Н.Толстого и роман-эпопея «Война и мир»: Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / В.В. Мухин. М., 1980.

154. Набоков, В.В. «Анна Каренина» / В.В. Набоков // Набоков, В.В. Лекции по русской литературе. М., 1990.

155. Неклюдова, Н.Б. Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»: Пути истолкования: Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / Н.Б. Неклюдова. -М., 1999.

156. Немировская, Л.З. Религия в духовном поиске Толстого / Л.З. Немировская. М., 1992.

157. Оболенский, Д.Д. Стихи доктора Живаго / Д.Д. Оболенский // Сборник статей, посвященных творчеству Бориса Леонидовича Пастернака. -Мюнхен, 1962.

158. Одиноков, В.Г. Поэтика романов Л.Н.Толстого / В.Г. Одиноков. -Новосибирск : Наука (Сибирск. отд.), 1978.

159. Одиноков, В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. / В.Г. Одиноков. Новосибирск, 1971.

160. Окутюрье, М. Пол и «пошлость»: Тема пола у Пастернака / М. Окутюрье // Пастернаковские чтения: Вып.2. М.: Наследие, 1998.

161. Орлицкий, Ю.Б. «Доктор Живаго» как «проза поэта» / Ю.Б. Ор-лицкий // Russian Literature. 1997. - Vol. XLI-IV.

162. Панкратов, В.А. Проблема познания в «Войне и мире»: (К вопросу о типе авторской позиции) / В.А. Панкратов // Типологический анализ литературного произведения: Сборник научных трудов / Кемер. гос. ун-т. Кемерово, 1982.

163. Паперный, В.М. К вопросу о системе философии Л.Н.Толстого / В.М. Паперный // Проблемы социальной детерминации познания. Тарту, 1980.

164. Пастернак, Е.Б. Борис Пастернак. Биография / Е.Б. Пастернак. -М.: Цитадель, 1997.

165. Пастернак, Е.В. Значение нравственной проповеди Л.Толстого в формировании Пастернака / Е.В. Пастернак // «Быть знаменитым некрасиво.». М., 1992.

166. Пастернак, Е.В. «Новая фаза христианства». Значение проповеди Льва Толстого в духовном мире Бориса Пастернака / Е.В. Пастернак // Литературное обозрение. 1990. - №2.

167. Пастернак, Е.В. Координаты лирического пространства / Е.В. Пастернак, Е.Б. Пастернак // Литературное обозрение. 1990. - №3.

168. Пастернак, 3. Воспоминания / 3. Пастернак // Воспоминания о Борисе Пастернаке / Сост. Е.В.Пастернак, М.И.Фейнберг. М., 1993.

169. Петрова, О.А. Античный мир в восприятии Л.Н.Толстого и А.П.Чехова / О.А. Петрова // Творчество А.П.Чехова: Особенности художественного метода: Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 1980.

170. Петров, С.М. Русский исторический роман XIX века / С.М. Петров.- 2-е изд.- М.: Худож. лит, 1984.

171. Пискунова, С. «Вседневное наше бессмертье» / С. Пискунова, В. Пискунов // Литературное обозрение. 1988. - № 8.

172. Пластова, Т.Ю. Образ истории в романе Л.Н.Толстого «Декабристы» (1860-1863 г.) / Т.Ю. Пластова // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Выпуск 1-й. М.: Наследие, 1998.

173. Померанц, Г. Неслыханная простота / Г. Померанц // Литературное обозрение. 1990. - №2.

174. Потапов, И.А. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Современность и история в романе, проблемы, композиция, роль пейзажа / И.А. Потапов. М., 1970.

175. Пруайар, Ж. «Лицо» и «личность» в творчестве Бориса Пастернака / Перевод с фр. Н.Б.Кардановой / Ж. Пруайар // Пастернаковские чтения: Выпуск 2. М.: Наследие, 1998.

176. Пятигорский, A.M. Пастернак и Доктор Живаго / A.M. Пятигорский // Пятигорский A.M. Избранные труды. М., 1996.

177. Рачин, Е.И. Философские искания Льва Толстого / Е.И. Рачин. -М., 1993.

178. Ржевский, Л.Д. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»: стиль и замысел / Л.Д. Ржевский // Ржевский, Л.Д. Прочтение творческого слова.-New York, 1970.

179. Ржевский, Л. Язык и стиль в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» / Л. Ржевский // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л.Пастернака. Мюнхен, 1962.

180. Романова, И.В. Память жанров жития и греческого эротического романа в «Докторе Живаго» Б. Пастернака / И.В. Романова // Взаимосвязи национальных литератур и культур. Межвуз.сб. научн. трудов. Вып. I. Смоленск: СГПИ, 1995.

181. Руднева, Е.Г. О романтике в русском критическом реализме / Е.Г. Руднева // Литературный процесс: Сб. М.: Изд. Моск. ун-та, 1981.

182. Рэдферн, Д. Толстой. Принципы нового мирового порядка Д. Рэдферн. М., 1993.

183. Сегал, Д. Заметки о сюжетности в лирической поэзии Пастернака / Д. Сегал // Slavica Hierosolymitana. Vol. III. Jerusalem, 1978.

184. Сато, 10. «Внутренняя связь» в романе «Анна Каренина» (Образы «красного мешочка» и «мужика») / Ю. Сато // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Выпуск 1-й. М.: Наследие, 1998.

185. Симонова, С.В. Нравственная жизнь человека в философских исканиях Л.Н.Толстого / С.В. Симонова. Л., 1988.

186. Синева, О.В. Стилистическая структура художественной прозы Б.Л.Пастернака: Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / О.В. Синева. М., 1995.

187. Синявский, А. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака / А. Синявский // Boris Pasternak and His Times. Berkeley and Los Angeles: Berkeley Slavic Specialties, 1989.

188. Синявский, А. Поэзия Пастернака / А. Синявский // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Б-ка поэта. Большая серия. Изд. 2-е. М.; Л., 1965.

189. Скафтымов, А.П. Диалектика в рисунке Л.Толстого / А.П. Скаф-тымов // Литературные беседы. Саратов, 1929.

190. Скафтымов, А.П. Идеи и формы в творчестве Л.Толстого / А.П. Скафтымов // Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

191. Скафтымов, А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Толстого «Война и мир» / А. П. Скафтымов // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

192. Сливицкая, О.В. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблемы человеческого общения / О.В. Сливицкая. Л., 1988.

193. Сливицкая, О.В. Человек и мир в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Автореф. дисс.докт. филол. наук: 10.01.01 / О.В. Сливицкая. -Л., 1988.

194. Смирнов, И.П. «Доктор Живаго» и литература сталинизма / И.П. Смирнов // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Сборник к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. М.: ОГИ, 1999.

195. Смирнов, И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака) / И.П. Смирнов. СПб., 1995.

196. Смирнов, И.П. Роман тайн «Доктор Живаго» / И.П. Смирнов. -М.: НЛО, 1996.

197. Степун, Ф. Б.Л.Пастернак / Ф. Степуи // Литературное обозрение. 1990.- №2.

198. Степун, Ф.А. Религиозная трагедия Льва Толстого / Ф.А. Степун //Мосты, 1961, №6.

199. Страхов, И.В. Методика психологического анализа характеров в художественном произведении: Психологический анализ портретов-характеров в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» / И.В. Страхов. Саратов, 1977.

200. Суперфин, Г.Г. Б.Л.Пастернак критик формального метода / Г.Г. Суперфин // Труды по знаковым системам, вып. 5. - Тарту, 1971.

201. Суханова, И.А. Интертекстуальные связи в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» / И.А. Суханова. Ярославль, 1998.

202. Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак (дополненная письмами к Е.Б.Пастернаку и его воспоминаниями). М.: НЛО, 1998.

203. Тамарченко, Н.Д. «Монологический» роман Л.Толстого: (опыт реконструкции и применения созданной М.М.Бахтиным «модели» жанра) / Н.Д. Тамарченко // Поэтика реализма: Межвузовский сборник /Куйбыш. гос. ун-т. Куйбышев, 1984.

204. Тамарченко, Н.Д. Сюжет, тип человека и система персонажей в «Докторе Живаго» / Н.Д. Тамарченко // Дискурс. 2000. - №8,9.

205. Тарановский, К.Ф. О поэтике Бориса Пастернака / К.Ф. Таранов-ский // Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000.

206. Топоров, В.Н. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах / В.Н. Топоров // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд. группа «Прогресс», 1995.

207. Туниманов, В.А. «Кроткая» Достоевского и «Крейцерова соната» Толстого (Две исповеди) / В.А. Туниманов // Русская литература. -1999.- №1.

208. Туниманов, В.А. Правда историческая и правда художественная / В.А. Туниманов // Русская литература. 1982.- №2.

209. Тюленева, Е.М. Творчество Б.Пастернака 1910 1920-х годов: Мифо-мышление и поэтика текста: Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.М. Тюленева. - Иваново, 1997.

210. Ужаревич, И. К проблеме лирического субъекта в лирике Бориса Пастернака / И. Ужаревич // Studia Filologiczne, 21 (12): Filologia Rosy-jska, Zeszyty Naukowe Wyzszej Szkoly Pedagogicznej w Bydgoszczy / ed. A.Majmieskulow. Bydgoszcz, 1989.

211. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.

212. Фарыно, Е. Белая медведица, ольха, Мотовилиха и хромой из господ: Археопоэтика «Детства Люверс» Б.Пастернака / Е. Фарыно. -Stockholm: Distributor, 1993.

213. Фарыно, Е. Живопись Кологривовской панорамы и Мучного городка (Археопоэтика «Доктора Живаго» 4) / Е. Фарыно // Studia Filologiczne. Bydgoszcz, 1992. - Zeszyt 35.

214. Фарыно, E. Княгиня Столбунова-Энрици и ее сын Евграф. Археопоэтика «Доктора Живаго». I / Е. Фарыно // Поэтика Пастернака. Pasternac's Poetics. Studia Fililogiczne. Filologia Rosyjska. Bydgoszcz, 1990. -Zeszyt 31/12.

215. Фарыно, E. Поэтика Пастернака («Путевые записки», «Охранная грамота») / Е. Фарыно // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 22. -Wien, 1989.

216. Фарыно, E. Три заметки к «определениям» поэзии, творчества и души Пастернака / Е. Фарыно // Алфавит. Филологический сборник: В 4 т. Смоленск, 2002.

217. Фарыно, Е. Юрятинская читальня и библиотекарша Авдотья (Археопоэтика «Доктора Живаго» 6) / Е. Фарыно // Сборник статей к 70-летию профессора Ю.М.Лотмана. Тарту, 1992.

218. Фатеева, Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / Н.А. Фатеева. М.: НЛО, 2003.

219. Флейшман, Л. Борис Пастернак в двадцатые годы / Л.Флейшман. СПб., 2003.

220. Флейшман, Л. Борис Пастернак в тридцатые годы / Л.Флейшман. -Иерусалим, 1984.

221. Флейшман, Л.С. К характеристике раннего Пастернака / Л.Флейшман // Флейшман Л.С. Статьи о Пастернаке. Bremen, 1977. (Также в: Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. СПб., 2003.)

222. Фортунатов, Н.М. Пути исканий. О мастерстве писателя / Н.М. Фортунатов. М.,1974.

223. Фортунатов, Н.М. Эстетика Толстого и проблемы творчества / Н.М. Фортунатов // Яснополянский сборник, 1980: Статьи, материалы, публикации / Редкол. К.Н. Ломунов и др. Тула: Приок. кн. изд-во, 1981.

224. Франк, В. Водяной знак / В. Франк // Литературное обозрение. — 1990. №2.

225. Фроловская, Т.Л. Лермонтов и Пастернак. Проблема лирической личности / Т.Л. Фроловская // «Быть знаменитым некрасиво.». Пас-тернаковские чтения. Выпуск 1. М., 1992.

226. Хаев, Е.С. Проблема композиции лирического цикла (Б.Пастернак «Тема с вариациями») / Е.С. Хаев // Природа художественного целого и литературный процесс. Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1980.

227. Хализев, В.Е. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» / В.Е. Хализев, С.И. Кормилов. М.: Высш. шк., 1983.

228. Хализев, В.Е. Художественное миросозерцание Чехова и традиция Толстого / В.Е. Хализев // Чехов и Лев Толстой. М.: Наука, 1980.

229. Хан, А. Ранние эстетические трактаты Б.Пастернака / А. Хан // Пушкин и Пастернак. Материалы второго Пушкинского коллоквиума. -Будапешт, 1991.

230. Храпченко, М.Б. Лев Толстой как художник / М.Б. Храпченко. -М., 1978.

231. Щеглов, Ю.К. О некоторых спорных чертах поэтики позднего Пастернака: Авантюрно-мелодраматическая техника в «Докторе Живаго» / Ю.К. Щеглов // Пастернаковские чтения: Вып.2. М.: Наследие,1998.

232. Чичерин, А.В. Возникновение романа-эпопеи / Л.В. Чичерин. 2-е изд.- М., 1975.

233. Чичерин, А.В. Ритм образа: Стилистические проблемы / А.В. Чичерин. М.: Сов. писатель, 1980.

234. Чуприна, И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е годы / И.В. Чуприна. Саратов, 1974.

235. Шакирова, Л.Г. Толстой и Шеллинг (К вопросу о генезисе историко-философской концепции романа «Война и мир») / Л.Г. Шакирова // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Выпуск 1-й. М.: Наследие, 1998.

236. Шкловский, В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. М.: Сов. писатель, 1983.

237. Эйхенбаум, Б. Молодой Толстой / Б. Эйхенбаум // Эйхенбаум Б. О литературе. Работы разных лет. М., 1997

238. Эткинд, Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII XIX вв. / Е.Г. Эткинд. - М.,1999.

239. Эткинд, Е. Пастернак — новатор поэтической речи / Е.Эткинд // Там внутри. О русской поэзии XX века. Очерки. СПб., 1996.

240. Юнгрен, А. О поэтическом генезисе «Доктора Живаго» / А. Юн-грен // Studies in Twentieth-Century Russian Prose / edited by N. A. Nils-son^Stockholm:-Almqvistand Wiksell,. 1982,

241. Aucouturier, Michel. The Metonymous Hero or the Beginnings of Pasternak the Novelist / M. Aucouturier // Pasternak: A Collections of Critical Essays / edited by V.Erlich. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1978.

242. Avins, Carol J. Yury Zhivago's Readers: Literary reception in Pasternak's Novel and in His Time / C.J. Avins // Doctor Zhivago: a critical companion / edited by Edith W. Clowes. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1995.

243. Barnes, Christopher. Boris Pasternak: A Literary Biography. Vol. I, 1890-1928 / C. Barnes. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

244. Bethea, David. Doctor Zhivago: The Revolution and the Red Cross Knight / D. Bethea // Bethea, David. The Shape of Apocalypse in Modern Russian Fiction. Princeton: Princeton University Press, 1989.

245. Birnbaum, Henrik. Further Reflections on the Poetics of Doctor Zhivago: Structure, Technique, and Symbolism / H. Birnbaum // Boris Pasternak and His Times. Berkeley and Los Angeles: Berkeley Slavic Specialties, 1989.

246. Bodin, Per Arne. Nine Poems from Doctor Zivago: A Study of Christian Motifs in Boris Pasternak's Poetry / P.A. Bodin. Stockholm: Almqvist and Wiksell, 1976.

247. Bodin, Per Arne. Pasternak and Christian Art / P.A. Bodin // Boris Pasternak: Essays / edited by N.A.Nilsson. Stockholm: Almqvist and Wiksell, 1976.

248. Clowes, Edith W. Characterization in Doctor Zhivago: Lara and Tonya / E.W. Clowes // Doctor Zhivago: a critical companion / edited by Edith W. Clowes. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1995.

249. Clowes, Edith W. Doctor Zhivago in the Post-Soviet Era: A Re-Introduction / E.W. Clowes // Doctor Zhivago: a critical companion / edited by Edith W. Clowes. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1995.

250. Cornwell, Neil. Pasternak's Novel: Perspectives on Doctor Zhivago / N. Cornwell. Keele: University of Keele, Department of Russian Studies, 1986.

251. Danow, David K. Dialogic Poetics: Doctor Zhivago / D.K. Danow // Slavic Review 50. 1994. - no.4.

252. Danow, David К. Models of Narrative: Theory and Practice / D.K. Danow. New York: St. Martin's Press, 1997.

253. Feinberg, L.E. The Grammatical Structure of B.Pasternak's "Gamlet" / L.E. Feinberg // Slavic Poetics. The Hague; Mouton, 1973.

254. Fleishman, Lazar. Boris Pasternak: The Poet and His Politics / L. Fleishman. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1990.

255. Freeborn, Richard. The Russian Revolutionary Novel: Turgenev to Pasternak / R. Freeborn. Cambridge Cambridgeshire.; New York: Cambridge University Press, 1982.

256. Gifford, Henry. Pasternak: A Critical Study / H. Gifford. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

257. Gifford, Henry. Pasternak and European Modernism / H. Gifford // Forum for Modern Language Studies 26. 1990.- no. 4.

258. Gifford, Henry. The Novel in Russia; from Pushkin to Pasternak / H. Gifford. New York: Harper & Row, 1965.

259. Griffiths, F.T. Doctor Zhivago and the Tradition of the National Epic / F.T. Griffiths, S.J. Rabinowitz// Comparative Literature I, 1980.

260. Gustafson, Richard F. Leo Tolstoy: Resident and Stranger / R.F. Gustafson. Princeton: Princeton University Press, 1986.

261. Harris, Jane Gary. Pasternak's Vision of Life: The History of a Feminine Image / J.G. Harris // Russian Literature TriQuarterly. — 1974. — 9.

262. Hughes, Olga Raevsky. The Poetic World of Boris Pasternak / O.R. Hughes. Princeton: Princeton University Press, 1974.

263. Jackson, Robert Louis. Doctor Zhivago: Liebestod of the Russian Intelligentsia / R.L. Jackson // Pasternak: A Collection of Critical Essays / edited by V. Erlich. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1978.

264. Jones, Peter. Philosophy and the Novel / P. Jones. Oxford, 1975.

265. Kelly, Ian Crawford. Eternal Memory: Historical Themes in Pasternak's 'Doctor Zhivago': Ph.D. diss. Columbia University, 1986.

266. Levi, P. Boris Pasternak / P. Levi. London: Hutchinson, 1990.

267. Lekic, Maria. Pasternak's Doctor Zivago: The Novel and its Title / M. Lekic // Russian Language Journal. 1988. - 141-143.

268. Lev Tolstoy and the Concept of Brotherhood / edited by Andrew Don-skov and John Woodsworth. Ottawa: Legas, 1996.

269. Livingstone, Angela. Boris Pasternak: Doctor Zhivago / A. Livingstone. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

270. Livingstone, Angela. 'Integral Errors': Remarks on the Writing of Doctor Zhivago / A. Livingstone // Essays in Poetics 13. 1988. - no. 2.

271. Masing-Delic, Irene. Capitalist Bread and Socialist Spectacle: The Janus Face of 'Rome' in Pasternak's Doctor Zhivago / I. Masing-Delic // Boris Pasternak and His Times. Berkeley and Los Angeles: Berkeley Slavic Specialties, 1989.

272. Mathewson, Rufus W. The positive hero in Russian Literature / R.W. Mathewson. Evanston, 111.: Northwestern University Press, 2000.

273. Mlikotin, Anthony M. Doctor Zhivago as a Philosophical and Poetical Novel / A.M. Mlikotin // Australian Slavonic and East European Studies. -1988.-2, no. 1.

274. Morson, Gary Saul. Hidden in Plain View: Narrative and Creative Potentials in 'War and Peace' I G.S. Morson. Stanford, CA: Stanford University Press, 1987.

275. Morson, Gary Saul. Narrative and Freedom: The Shadows of Time / G.S. Morson . New Haven: Yale University Press, 1994.

276. Mossman, Elliot. Metaphors of History in 'War and Peace' and 'Doctor Zhivago' / E. Mossman // Literature and History: Theoretical problemsand Russian Case Studies / edited by Gary Saul Morson. Stanford: Stanford University Press, 1986.

277. Mossman, Elliot. Toward a Poetics of the Novel Doctor Zhivago: The Fourth Typhus / E. Mossman // Boris Pasternak and His Times. Berkeley and Los Angeles: Berkeley Slavic Specialties, 1989.

278. Murphy, Daniel. 'An Atheist Who Has Lost His Faith': The Prose and Verse of Boris Pasternak / D. Murphy // Christianity and Modern European Literature. Dublin; Portland, OR: Four Courts Press, 1997.

279. O'Connor, Katherine Tiernan. Boris Pasternak's My sister life : the illusion of narrative / K.T. O'Connor. - Ann Arbor, Mich.: Ardis, 1988.

280. O'Connor, K. Elena, Helen of Troy and the Eternal Feminine. Epigraphs and intertextuality / K. O'Connor // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. -Berkeley, 1989.

281. Payne, Robert. The three Worlds of Boris Pasternak / R. Payne. -Bloomington: Indiana University Press, 1963.V

282. Pomorska, Krystyna. 'Doctor Zivago' / K. Pomorska // Themes and Variations in Pasternak's Poetics. Lisse: Peter de Ridder, 1975.

283. Pomorska, Krystyna. Jakobsonian Poetics and Slavic Narrative: from Pushkin to Solzhenitsyn / ed. Henryk Baran / K. Pomorska. Durham, NC: Duke University Press, 1992.

284. Reeve, F. D. 'Doctor Zhivago' / F.D. Reeve // Reeve, F.D. The Russian Novel. New York: McGraw-Hill, 1966.

285. Rowland, Mary F. Pasternak's Doctor Zhivago / M.F. Rowland, P. Rowland. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1967.

286. Rudova, Larissa. Understanding Boris Pasternak / L. Rudova. Columbia, S.C.: University of South Carolina Press, 1977.

287. Scherr, Barry P. Narrative Strategies in Tolstoy's Childhood / B.P. Scherr // Studies in Poetics: Commemorative Volume Krystyna Pomorska (1928-1986) / edited by Elena Semeka-Pankratov. 1995.

288. Sedakova, Olga. The Vacancy of a Poet: Toward a Poetology of Pasternak / O. Sedakova // Rereading Russian Poetry / edited by Stephanie Sandler. New Heaven Conn.: Yale University Press, 1999.

289. Sicher, Efraim. Jews in Russian Literature after the October Revolution: Writers and Artists between Hope and Apostasy / E. Sicher. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1995.

290. Spencer, Jerome. "Soaked in The Meaning of Love and The Kreutzer Sonata": The Nature of Love in Doctor Zhivago / J. Spencer // Doctor Zhivago: a critical companion / edited by Edith W. Clowes. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1995.

291. Steiner, G. Tolstoy or Dostoevsky / G. Steiner. New York, 1959.

292. Stepun, Fyodor. Boris Pasternak / F. Stepun // Pasternak: A Collection of Critical Essays / edited by V. Erlich. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1978.

293. Vulkanovich, Helen. The sound texture in Boris Pasternak's "My sister, life" / H. Vulkanovich. Lansing Mich. : Russian Language Journal, 1971.

294. Weir, Justin. The Author as Hero: Self and Tradition in Bulgakov, Pasternak, and Nabokov / J. Weir. Evanston, 111.: Northwestern University Press, 2002.

295. Weststeijn, Willem G. Metaphor and Simile in Doctor Zhivago / W.G. Weststeijn // Essays in Poetics. 1985.- 10, no. 2.

296. Witt, Susanna. Creating Creation. Readings of Pasternak's Doctor Zivago / S. Witt. Stockholm, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.