Типы повествования в прозе М. Осоргина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Деблик, Наталья Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Деблик, Наталья Михайловна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЛАН АВТОРА
§1. ГРАММА ТИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПОВЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ
ПОВЕСТВОВА ТЕЛЕЙ
§2. ФАКТОР АДРЕСА ТА
ОЦЕНОЧНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ В ПОВЕСТВОВАНИИ
§4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ЯЗЫКЕ ОСОРГИНА
ГЛАВА И. ПЛАН ПЕРСОНАЖА
§1.ПРОЗА 1917-1919 ГГ
1.1. "Из маленького домика"
1.2. "Эмигрант"
§2. ПРОЗА 1920-Х- 1930-Х ГГ
2.1. Повествование от первого лица
2.2. Повествование от третьего лица
2.3. Стилизация
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЛЕКСИКИ
¿7, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
§2. ИНОЯЗЫЧНАЯ И ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА
§3. СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ В СТИЛИЗОВАННОЙ ПРОЗЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сокращения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Воплощение натурфилософской концепции в художественной прозе М. Осоргина 1920-х годов2007 год, кандидат филологических наук Боравская, Ирина Борисовна
Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе И. Бунина и М. Осоргина: "Жизнь Арсеньева" - "Времена"2002 год, кандидат филологических наук Полупанова, Анна Владимировна
Эволюция нравственного сознания "маленького человека" в романах М. Осоргина 1920 - 1930 годов2002 год, кандидат филологических наук Лобанова, Галина Ивановна
Мифологема "дом" и ее художественное воплощение в автобиографической прозе первой волны русской эмиграции: на примере романов И.С. Шмелева "Лето Господне" и М.А. Осоргина "Времена"2007 год, кандидат филологических наук Анисимова, Мария Сергеевна
Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода2005 год, кандидат филологических наук Снежко, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типы повествования в прозе М. Осоргина»
ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность исследования
Принципы анализа художественного текста как целостной, замкнутой структуры, выработанные в трудах В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г.О. Винокура, Б.М. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, Ю.Н. Тынянова, не теряют своей актуальности и по сей день. Как писал В.В. Виноградов, "образ автора" является конструктивным элементом одного произведения, цикла произведений и творчества писателя в целом" [Виноградов 1971, 155]. Идеи классиков отечественной филологии получили развитие в трудах современных исследователей в области языка художественной литературы, лингвистической семантики и прагматики. Реферируемая диссертация относится к разряду исследований индивидуальных стилей писателей и представляет собой опыт изучения типов повествования в прозе М.Осоргина (1878-1942) с учетом лингвистических категорий (лингвопоэтических, стилистических, семантических, прагматических). Актуальность работы определяется тем, что проза М. Осоргина, известного русского писателя-эмигранта, не исследована в языковом отношении.
2. Предмет исследования
Предметом исследования являются способы субъектной организации прозаических текстов М. Осоргина разных периодов и жанров, рассматриваемые в их эволюции.
Проза М. Осоргина - это частица русской эмигрантской прозы "первой волны", языку которой присуща повышенная субъективность изложения. Писатель, публицист, общественный деятель, один из двухсот выдающихся представителей русской интеллигенции, высланных из России в 1922 году, М. Осоргин и на родине, и в эмиграции занимал позицию, независимую от какой бы то ни было литературной и политической конъюнктуры.
Повествование от первого лица в прозе писателей-эмигрантов
приобретает особую тематическую прикрепленность и связано с "самовыражением пишущего как личности с конкретной биографией" [Николина 1993]. Проза Осоргина становится в ряд мемуарных, документальных и художественно-автобиографических произведений русских писателей (И. Бунин, В. Набоков, И. Шмелев, Б. Зайцев), где в структуре образа автора особенно ярко выражена связь с реальностью - с прошлым родной земли и с собственным прошлым. В сумме разных произведений Осоргина, среди которых есть как автобиографические, так и неавтобиографические, очевидно предпочтение первого автобиографического лица.
М. Осоргин всегда принимал активное участие в политической жизни России. За время первой эмиграции, уходя от преследования царских властей за участие в подготовке Революции 1905 года, он побывал во многих странах Европы. Основным его пристанищем стала Италия. "Болонья, Флоренция, Рим... Италия - мой дом, города - мои комнаты"1, - напишет он в одном из автобиографических сочинений. Вторая пожизненная высылка ("власть царскую сменила власть пролетарская"2) привела Осоргина в Германию, затем во Францию. Русский писатель две трети своей жизни провел за границей. Статус эмигранта давал ему некий особый угол зрения, право осмысления и интерпретации событий новейшей русской истории сквозь собственный опыт. Его художественная проза опирается на реальность. Вместе с изображением единственного и неповторимого мира личности в ней воссоздается картина конкретной эпохи, образ родины постигается через образ чужбины.
М. Осоргин создает разнообразные по жанрам произведения -романы, повести, рассказы, эссе, где наблюдается движение от простых повествовательных форм с единым рассказчиком к сложным, в кото-
1 Осоргин М. Там, где был счастлив. Париж, 1928.
2 Осоргин М. В тихом местечке Франции. Париж, 1946
рых образ автора неоднороден, варьируются субъектные сферы повествования. Если выстроить в ряд наиболее крупные произведения М. Осоргина, то можно увидеть, с каких композиционных форм начинал автор, что сохранилось в дальнейшем, что развилось в новые структуры, и какие формы выражения постепенно исчезли.
3. Цель исследования - дать общую характеристику повествования в прозе М. Осоргина, показать своеобразие индивидуального стиля писателя. В работе изучается, каким из типовых позиций говорящего отдается предпочтение, как изображается внешний мир и внутренняя сфера автора и персонажей. Этой целью определяются следующие задачи исследования:
1) анализ принципов композиции плана автора;
2) анализ соотношения планов автора и персонажа;
3) анализ основных лексических слоев в повествовательной речи.
4. Объекты исследования
Наиболее общие объекты исследования - это организация планов автора и персонажа.
С организацией авторского повествования связаны такие частные аспекты исследования, как способы обозначения повествователей в текстах разной субъектно-речевой отнесенности (от первого лица, от третьего лица); способы конкретизации повествователя, способы адресации, лексические и синтаксические средства выражения эмоций и оценки в авторской речи, а также словоупотребление. Характеристика образа автора связьюается также с выделением основных способов обозначения пространства-времени в тексте. В рамках того или иного типа повествования автор индивидуально проявляет себя и как языковую личность.
В диссертации рассматриваются также основные способы включения в разнотипное повествование точек зрения персонажей, связь слова автора со словом героя
5. Материал исследования
Это корпус прозаических текстов М. Осоргина разных периодов и жанров - художественные и художественно-публицистические произведения, взятые в широком хронологическом срезе - от 1917 до 1940 гг. Сюда входят как широко известные, так и непереиздававшиеся сочинения. Это повесть "Эмигрант" (1917), книги художественных очерков "Из маленького домика" (1921) и "Происшествия зеленого мира" (1938), цикл рассказов "Там, где был счастлив" (1928), рассказы из цикла "Чудо на озере" (1931), романы "Сивцев Вражек" (1928), "Повесть о сестре" (1930), "Свидетель истории" (1932), "Книга о концах" (1935), цикл стилизованных "старинных" рассказов (1934-35), повесть "Вольный каменщик" (1937), автобиографическая хроника "Времена" (1940, впервые посмертно издан в 1955 г.), а также ряд "французских" рассказов 1923-1938 гг. Изучается в первую очередь язык художественных произведений, но в качестве иллюстраций используется и материал очерков, эссеистики. Материал наиболее значительных произведений Осоргина - романов "Сивцев Вражек", "Свидетель истории" и "Книга о концах", "Повесть о сестре", ранней повести "Эмигрант", автобиографической хроники "Времена", цикла рассказов "Там, где был счастлив", книги художественных очерков "Из маленького домика" используется более широко, материал остальных используется выборочно.
Проза Осоргина находится в русле основных тенденций поэтики русского зарубежья. "Литература о прошлом", литература зарубежья создала многочисленные образцы мемуарного и автобиографического жанра. Общей чертой эмигрантской литературы является ее ностальгия по прошлому и родине, утраченным времени-пространству. За рубежом создается огромное количество автобиографических и мемуарных произведений, разных по замыслу и качествам. Личность изображающего автора и изображаемого главного персонажа документально близки в мемуарных произведениях - это, например, "Весенний плеск" И. Шме-
лева, "Поезд на третьем пути" Дона-Аминадо, "Петербургские зимы" Г. Иванова, "Ностальгия" Тэффи, "Живые лица" 3. Гиппиус, "Курсив мой" Н. Берберовой, "Маска и душа" И. Шаляпина. К произведениям недокументального характера, где "Я" реального автора скрыто за изображением "Я" наполовину вымышленного персонажа, можно отнести роман "Жизнь Арсеньева" И. Бунина, "Путешествие Глеба" Б. Зайцева, "Другие берега" В. Набокова.
Наиболее крупные сочинения М. Осоргина от первого лица -"Времена" и "Повесть о сестре", отмеченные единством автобиографического начала, отличаются набором характеристик документального / художественного: в "Повести о сестре" автор-герой и его сестра изображаются в масках героев с фактически недостоверными "дополнениями" к биографиям, во "Временах" достоверность преобладает над вымыслом. Характерной особенностью автобиографической прозы Осоргина и ряда других текстов от первого лица является преобладание рефлексирующего начала, открытого выражения авторских эмоций над изображением внешних событий.
Многие из художественных текстов Осоргина изучаются впервые.
6. Методика исследования
Цель и задачи диссертации определяют выбор основных методов исследования: описательно-аналитического и сопоставительно-аналитического методов.
7. Научная новизна исследования
В диссертации содержится комплексное, многоаспектное лин-гвостилистическое описание повествовательной структуры ряда прозаических произведений писателя. В работе выделяются наиболее общие закономерности в способах субъектной организации текстов М. Осоргина.
Научная новизна работы состоит также в том, что в ней исследуется структура произведений писателя, бывших объектом изучения в
литературоведении, но не исследованных в лингвостилистическом отношении.
Научно-теоретическая значимость диссертации заключается в определении системы категорий, формирующих представление о языке М. Осоргина, выделении основных направлений эволюции его индивидуального стиля.
8. Обзор литературы по теме
Научный аппарат диссертации опирается на работы исследователей виноградовской школы, в которых по традиции сочетаются лингвистический и литературоведческий подходы. В трудах В.В. Виноградова [Виноградов 1959; 1963; 1971; 1976; 1980], представителей ОПОЯЗа [Проза 1926; Эйхенбаум 1924; 1969, Шкловский 1929], М.М. Бахтина [Бахтин 1972; 1975; 1979] под типами повествования понимаются композиционные единства, организованные определенной точкой зрения (автора, рассказчика, персонажей) и характеризующиеся относительно закрепленным набором конструктивных признаков и речевых средств. В характеристике разновидностей повествования учитывается также общее содержание составляющих его композиционных блоков - традиционно выделяемых по типу речевой организации с учетом контекстно-вариативного членения текста различных фрагментов: описание, повествование, размышление, рассуждение [Гальперин 1982, 19].
Для общей характеристики повествования как элемента характеристики индивидуального стиля могут быть интересны подходы исследователей разных школ и направлений. Исследование сформулированной A.A. Потебней проблемы точки зрения в разных ее выражениях [Потебня 1905, 10-13], продолжено в работах Б.А. Успенского [Успенский 1971], А.П, Чудакова [Чудаков 1971].
Типы повествования - объект научного интереса в работах по интерпретации текста (К.А. Долинин, А.И. Домашнев, В.А. Кухарен-ко), лингвистике текста (Т.М. Николаева). При изучении типов повеет-
вования важно учитывать и коммуникативные аспекты организации текста, разработанные в трудах Г.А. Золотовой [Золотова 1982; 1984], Е.В. Падучевой [Падучева 1991; 1996J и других представителей этого направления в лингвистике.
Отдельным типам повествования посвящены работы К.Н. Атаро-вой и Г.А. Лесскиса [Атарова, Лесскис, 1976; 1980]. Существуют работы о типах повествования в советской прозе [Кожевникова 1971; 1977], в русской классической литературе [Кожевникова 1994], о структуре повествования в автобиографической прозе [Николина 1984; 1993]. Целый ряд работ посвящен типам повествования в прозе отдельного писателя [Чудаков 1971, Барлас 1991, Краснянекий 1972; 1976, Иванчикова 1987; 1995]. Лингвистический и литературоведческий подходы при изучении структуры повествования в прозе отдельного писателя сочетаются в исследованиях Ю.И. Левина [Левин 1998 а, 1998 б].
Изучение типов повествования тесно соприкасается и с проблемой самовыражения языковой личности пишущего. Теоретическая разработка этой проблемы содержится в работе Ю.Н. Караулова [Караулов 1987].
у/ Язык прозы М. Осоргина до сих пор не был объектом целостного изучения, что обусловлено существовавшим длительное время запретом на его сочинения. Имеются работы преимущественно критико-литературоведческого направления, где можно найти лишь краткие, тезисные замечания о стиле писателя или подробное исследование частных аспектов его творчества. Это работы М. Алданова [Алданов 1952], Г.П. Струве [Струве 1956], D.M. Fiene [Fiene 1974 и 1979], Л. Паскви-нелли [Пасквинелли 1986], В. Вестейна [Вестстейн 1995], О. Тилкес [Тилкее 1995]. С началом 1990-х гг. наследие М. Осоргина стало привлекать активное внимание и отечественных литературоведов. Появляются работы Т.В. Марченко [Марченко 1993 и 1994], в которых делается попытка осветить жизненный и творческий путь писателя в жан-
ре энциклопедической статьи, кандидатская диссертация того же автора [Марченко 1994а], посвященная характеристике образной и философской системы прозы Осоргина 20-40-х гг. В статье А.И. Павловского [Павловский 1993] проводится краткий сопоставительный анализ автобиографической прозы русского зарубежья на материале произведений И. Бунина, В. Набокова, М. Осоргина. К юбилею писателя в его родном городе Перми проводятся Осоргинские чтения, результатом которых становится сборник тезисов Чтения 1994. В 1997 г. появилась кандидатская диссертация М.В. Нечаевой (Нечаева 1997), автор которой делает анализ идейно-философской основы и околороманного пространства - системы прототипов романа "Сивцев Вражек".
Исследований, более или менее детально затрагивающих лингво-поэтическую сторону прозы М. Осоргина, пока не имеется. В книге H.A. Николиной о структуре жанра автобиографической прозы [Николина 1993] в качестве иллюстраций к тем или иным положениям берутся и прозаические отрывки М. Осоргина. Краткие, тезисные замечания о стиле Осоргина в контексте языка русской эмиграции первой волны можно найти в работе Л.М. Грановской "Русский язык в рассеянии" [Грановская 1995].
9. Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются основные способы организации плана автора, вторая глава посвящена исследованию организации плана персонажа. В третьей главе содержится краткий анализ словоупотребления в повествовательной речи. В заключении обобщается взаимосвязь разных форм повествования, и вместе с тем выделяются их конструктивные отличия.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX в.2008 год, доктор филологических наук Хатямова, Марина Альбертовна
Общественно-политические взгляды и деятельность М.А. Осоргина2009 год, кандидат исторических наук Нестерова, Наталья Владимировна
Специфика речевого функционирования категорий "пространство" и "время" в автобиографической прозе: На материале произведений М. Осоргина и И. Бунина2002 год, кандидат филологических наук Погодина, Елена Викторовна
Диалог в русской романтической прозе 30-х годов XIX века (А.А. Бестужев-Марлинский, В.Ф. Одоевский)1985 год, кандидат филологических наук Пронина, Валентина Александровна
Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой2009 год, кандидат филологических наук Богатырева, Дарья Александровна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Деблик, Наталья Михайловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повествование от первого лица - основной тип повествования в прозе Осоргина - отмечено множественностью своих проявлений. Первое лицо - это и разновидности автобиографического "я", и "я" неавтобиографическое, и "я" в стилизованной прозе. Обладая в разной степени своей конкретности неодинаковыми знаниями о мире, повествователи в прозе Осоргина осваивают объекты изображения во всем многообразии своих отношений к ним. Главные свойства повествования от первого лица - субъективность, повышенная эмоциональность, оце-ночность, опора на адресата - сохраняются и в повествовании от третьего лица, и это сближает разные повествовательные формы.
Связь языка Осоргина с языком современников-эмигрантов выражается в том, что в картине мира писателя подробно, в разнообразных аспектах разграничивается "свое" и "чужое", пространственно прикрепленное к родине или чужбине. С языком современников - не только эмигрантов, но и русских советских писателей 1920-30-х гг., проза Осоргина соотносится через идеологическую маркированность основ мироздания, смещение привычных сложившихся связей.
В прозе Осоргина выражена и связь с языком предшественников - русских писателей-классиков XIX века. Если, например, в прозе В.Набокова развиваются тенденции к компрессии, интеграции разных типов повествования [Левин 1998 а, 1998 б], преодолевающие классическую школу письма, в прозе Осоргина способы организации субъектных планов продолжают традиции русской классической школы, к которой принадлежат Ф.М. Достоевский [Туниманов 1971; Кошкаров 1987; Каширина 1988; Иванчикова 1987, 1995], А.П. Чехов [Чудаков 1971, Барлас 1991], И.А. Бунин [Краснянский 1973, 1976; Николина 1988, 1995]; Б .А. Зайцев [Толмачев 1994].
Проза М. Осоргина неоднородна по своему составу и качеству. В ней простые повествовательные формы с единым рассказчиком постепенно эволюционируют к сложным, в которых образ автора неоднороден, где варьируются субъектные сферы повествования, возникают субъектно-речевые взаимодействия. Классические приемы организации повествования в языке Осоргина преобразуются под влиянием общих тенденций, характерных для художественной речи начала XX в. [Струве 1956, 272-274]. Это варьирование точек зрения, образно-ассоциативное и лейтмотивное построение текста, сближение предмета и средств изображения.
Черты индивидуальной писательской эволюции связаны, во-первых, с постепенным усложнением образа автора, заменой открытого автобиографизма скрытым, во-вторых, с варьированием форм изложения в пределах одного произведения, в-третьих, с расширением тематики творчества и, соответственно, усилением роли персонажа, развитием речевых структур главных и неглавных героев.
Сокращения
ИМД - "Из маленького домика" ПЗМ - "Происшествия зеленого мира" СР - "Старинные рассказы" ТГБС - "Там, где был счастлив"
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Деблик, Наталья Михайловна, 1999 год
3. Список литературы
1. Адамович 1929 - Адамович Г. Мих.Осоргин. Там, где был счастлив // Современные записки. 1929. № 38. С.526-527.
2. Адамович 1932 - Адамович Г. Мих.Осоргин. Свидетель истории // Современные записки. 1932. № 50. С.459-461.
3. Адамович 1935 - Адамович Г. Россия, Русь, святость // Последние новости, 1935, 9 мая.
4. Алпатов 1970 - Алпатов A.B. Стилизация речи. // Русская речь, 1970, №4.
5. Апресян 1986 - Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика, вып. 28. М., 1986. С.5-23.
6. Арутюнова 1981 - Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Серия лит. и яз., т. 40, 1981, № 4. С.357-366.
7. Арутюнова 1988 - Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: (Оценка. Событие. Факт.) М., 1988.
8. Атарова, Лесскис 1976 - Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от 1-го лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия лит. и яз., т. 35, 1976, № 4. С.343-356.
9. Атарова, Лесскис 1980 - Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от 3-го лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия лит. и яз., т. 39, 1980, № 1. С.33-46.
10.Бабенко 1985 - Бабенко Л.Г. Функционально-семантический класс глаголов эмоциональной деятельности // Лекеико-семантические группы современного русского языка. Новосибирск, 1985. С.41-48.
11 .Бабенко 1989 - Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск, 1989.
12. Б ар лас 1991- Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. Ростов-на-Дону, 1991.
{З.Бахтин 1972 - Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
{А.Бахтин 1975 - Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
{5.Бахтин 1979 - Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
{6.Белый 1934- Белый А. Мастерство Гоголя. М.-Л., 1934.
{1 .Богатырева 1982 - Богатырева H.A. Роль местоимений в организации художественного текста // Сб. научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1982. С. 163-172.
18.Васильев 1971 - Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли, речи // Очерки по семантике русского глагола. Уфа, 1971. С.38-265.
1 9.Вежбицка 1978 - Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике, вып. VIII. М., 1978. С.402-421.
20.Вежбицка 1982 - Вежбицка А. Дескрипция или цитация? // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XIII. Лингвистика и логика. М., 1982. С.237-262.
21 .Венгеров 1907 - Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. Спб., 1907.
22.Вестстейн 1995 - Вестстейн В. Повествовательная структура романа Михаила Осоргина "Сивцев Вражек" // Вторая проза: русская проза 20-х - 30-х гг. XX в. Сост.: Вестстейн В., Рицци Д., Цивьян Т.В. Trento, 1995.
23.Виноградов 1959 - Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
24.Виноградов 1963 - Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
25.Виноградов 1971 - Виноградов B.B. О теории художественной речи. М., 1971.
26.Виноградов 1976 - Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.
21 .Виноградов 1980 а - Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Виноградов
B.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С.3-41.
28.Виноградов 1980 б - Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.
C.42-55.
29.Виноградов 1980 в - Виноградов В.В. О художественной прозе // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С.56-238.
30.Винокур 1990 - Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М., 1990.
31 .Вольф 1985 - Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М„ 1985.
32.Гальперин 1981 - Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
33.Гальперин 1982 - Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.
ЪА.Гашева 1994 - Гашева H.H. Кинематографичность прозы М.Осоргина (на материале анализа романа "Сивцев Вражек") И М. Осоргин. Страницы жизни и творчества. Материалы научной конференции "Осоргинские чтения" (23-24 ноября 1993 г.). Пермь, 1994.
35.Гвоздев 1955 - Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1955.
36. Гинзбург 1977 - Гинзбург Л .Я. О психологической прозе. Л.,
1977.
37.Головко 1995 - Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. М.-Ставрополь, 1995.
3$.Грановская 1969 - Грановская J1.M. Наименования цвета в русском языке XVIII-XIX вв. // Русская речь, 1969, № 1. С.30-32.
3 9.Грановская 1995 - Грановская J1.M. Русский язык в "рассеянии". Очерки по языку русской эмиграции первой волны. М., 1995.
40.Грановская 1996 - Грановская Л.М. Русский литературный язык в конце XIX-XX вв. Часть I. Баку, 1996.
41.Группы 1988 - Лекеико-семантические группы русских глаголов. Учебный словарь-справочник./Под общ. ред. Т.В. Матвеевой. Свердловск, 1988.
42.Джанджакова 1983 - Джанджакова Е.В. Анализ художественного прозаического текста. М., 1983.
43.Долгополое 1985 - Долгополов Л.А. На рубеже веков. Л., 1985.
44.Долинин 1985 - Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
45 Домашнее, Шишкина, Гончарова 1989 - Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М., 1989.
46.Жолковский 1992 - Жолковский А.К. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. М., 1992.
47.Жолковский, Щеглов 1996 - Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.
48.Зобов, Мостепаненко 1974 - Зобов Р.А., Моетепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
49.3олотова 1982 - Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
50Золотова 1984 - Золотова ГА. К вопросу о коммуникативных единицах текста // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984.
51 .Иванчикова 1977 - Иванчикова Е.А. Синтаксис текстов, организованных авторской точкой зрения // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М., 1977.
52.Иванчикова 1987 - Иванчикова Е.А. Синтаксическая дифференциация типов художественного повествования. По роману Достоевского "Бесы" // Русский язык. Языковые значения в функциональном и эстетическом аспектах. М., 1987.
53.Иванчикова 1995 - Иванчикова Е.А. "Подросток": повествование с лирическим рассказчиком // Вопросы языкознания, 1995, № 3.
54.Илъев 1991 - Ильев С.П. Русский символистский роман. Киев,
1991.
55.Караулов 1987 - Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
56.Карельская, Падучева 1971 - Карельская Т.Д., Падучева Е.В. О возвратных, личных и указательных местоимениях в русском языке // Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода, вып.1. М., 1971. С.46-66.
57.Каширжа 1988 - Каширина Л.Г. Авторская речевая сфера в смысловой структуре образа Алеши Карамазова в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы": Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Л., 1988.
58.Ковтунова 1986 - Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.,1986.
59.Ковтунова 1989 - Ковтунова И.И. Образ пространства в поэтическом языке XX в. // Язык русской поэзии XX века (сборник научных трудов). Отв. ред. В.П. Григорьев. М., 1989.
60.Кожевникова 1971 - Кожевникова Кв. Спонтанная устная речь в эпической прозе. Прага, 1971.
в\.Кожевникова 1969 - Кожевникова H.A. А.П.Чехов. Каштанка. // Русский язык в национальной школе. 1969. № 1. С. 14-16.
62.Кожевникова 1994 - Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX - XX вв. М, 1994.
вЪ.Кожевникова 1994 а - Кожевникова H.A. О языке писателей-эмигрантов // Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940. Книга вторая. М., 1994.
вА.Кошкаров 1987 - Кошкаров В.Л. Внутренняя речь как компонент художественного произведения и ее синтаксические особенности в прозе Ф.М. Достоевского: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Л., 1987.
65. Крас няне кий 1973 - Краснянский В.В. Повествовательная речь в рассказах И.Бунина 1915-1916 гг.: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1973.
вв.Краснянский 1976 - Краснянский В.В. Эволюция повествовательной речи в творчестве И.А. Бунина // Современный русский язык. Лингвистический сборник. Вып. 6. М., 1976.
67.Кубарев 1991 - Кубарев Е.М. Сопоставительная интерпретация художественной литературы: Учебное пособие по спецкурсу. Самара, 1991.
ЬЪ.Кубрякова 1997 - Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время (вступительное слово) // Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова (17-18 апреля 1997 г.). М., 1997.
69.Кухаренко 1979 - Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Л.,
1979.
70.Ласунский 1992 - Ласунский О.Г. Крестник Камы // Осоргин М.А. Мемуарная проза. Пермь, 1992.
71 .Левин 1971 - Левин В.Д. Литературный язык и художественное повествование // Вопросы языка современной русской литературы. М., 1971.
12.Левин 1978 - Левин В.Д. Русская проза начала XX в. в истории русского литературного языка // Israeli Contribution to the 8th International Slavists Congress. Zagreb - Ljubljana, 1978.
1Ъ.Левин 1973 - Левин Ю.И. О семантике местоимений // Проблемы грамматического моделирования. М., 1973. С.108-121.
1А Левин 1998 а - Левин Ю.И. О "Даре" Набокова // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С.287-323.
15Левин 1998 б - Левин Ю.И. Биспациальность как инвариант поэтического мира Набокова // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 323-291.
16Лотман 1979 - Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1979.
77.Магаротто 1996 - Магаротто Л. Автор, повествователь и читатель в "Герое нашего времени" // Язык как творчество. Сб. статей к 70-летию В.П. Григорьева. М., 1996. С.£254236.
1%.Магомедова 1982 - Магомедова Д.М. Парадоксы повествования от 1 лица в рассказе А.П. Чехова "Дурочка" // Жанр и проблема диалога. Махачкала, 1982.
19. Максимов 1965 - Максимов Л.Ю. Обращение в стихотворной речи // Современный русский язык. Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1965.
80.Малое 1992 - Малов Л.В. Коммуникативно-речевая структура категории образа автора: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук (На материале романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"). М., 1992.
81 .Маловицкий 1989 - Маловицкий Л.Я. Личные местоимения СРЯ в коммуникативном аспекте // Русские местоимения. Семантика и грамматика. Владимир, 1989.
Ш.Манн 1991 - Манн Ю.В. Автор и повествование // Известия РАН. Серия лит. и яз., т. 50, 1991,№ 1.С.З-19.
Ш.Манн 1992 - Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (2-я половина XIX в.) // Известия РАН. Серия лит. и яз., т. 51, 1992, № 1. С.40-59.
84.Марченко 1993 - Марченко Т.В. Осоргин // Литература русского зарубежья. 1920-1940. Сост. О.Н. Михайлов. М., 1993. С.286-321.
85.Марченко 1994 - Марченко Т.В. Осоргин // Писатели русского зарубежья (1918-1940). Справочник. Т.1, ч. II. М., 1994. С.ШЛИ.
86. Марченко 1994 а - Марченко Т.В. Творчество М.А.Осоргина 20-40-х гг. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1994.
87.Милых 1975 - Милых М.К. Конструкции с косвенной речью в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 1975.
88.Милых 1958 - Милых М.К. Прямая речь в художественной прозе. Ростов-на-Дону, 1958.
89.Минц 1979 - Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 459. Тарту, 1979.
90.Мочулъский 1931 - Мочульский К. Мих.Осоргин. Чудо на озере. (Рецензия). // Современные записки. 1931. № 46. С.493-495.
91 .Мурыгина 1970 - Мурыгина З.М. Дейктические значения личных местоимений мы, вы в русском языке // Язык и человек. М., 1970. С.218-229.
92.Мущенко, Скобелев, Кройчик 1978 - Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.
ЭЪ.Нечаева 1997 - Нечаева М.В. Поэтико-философский контекст и околороманное пространство романа М.А.Осоргина "Сивцев Вражек". Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Тамбов, 1997.
94.Николаева 1983 - Николаева Т.М. Функциональная нагрузка неопределенных местоимений в русском языке и типология ситуаций // Известия АН СССР. Серия лит. и яз., т. 42, 1983, № 4.
95.Николина 1984 - Николина H.A. Композиционные функции в идо-временных форм в автобиографической прозе. // Язык и композиция художественного текста: Межвуз. сб. научн. трудов. М., 1984. С.50-57.
96.Николина 1988 - Николина H.A. Новые формы художественной изобразительности (о приемах словоупотребления в прозе И .А. Бунина 1920-1940-х гг.) // Художественная речь: общее и особенное. Межвуз. сб. науч. трудов. Куйбышев, 1988.
' 91 .Николина 1993 - Николина H.A. Повествовательная структура и жанр. М., 1993.
98.Николина 1995 - Николина H.A. Поэтика рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" // Русский язык в школе. - 1995. - № 6. С. 65.
99.Николаева 1978 - Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып.З.
100.Новиков 1990 - Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М., 1990.
101 .Одинцов 1980 - Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
\02.0динцов 1977 - Одинцов В.В. Стилистическая структура диалога // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М., 1977.
103.Павловский 1993 - Павловский А.И. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья (И. Бунин, М. Осоргин, В. Набоков) // Русская литература, 1993, №3. С.30-53.
1 OA.Падучева 1991 - Падучева E.B. Говорящий: субъект речи и субъект сознания // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
ЮЗ.Падучева 1996- Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.
1 ОЪ.Пасквинелли 1986 - Пасквинелли Л. Жизнь и воззрения М.Осоргина (1878-1942). Флоренция, 1986.
107.Петрищева 1977 - Петрищева Е.Ф. Лексика и фразеология в авторском повествовании от первого лица // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М., 1977.
\0$.Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков,
1905.
10Э.Радбилъ 1997 - Радбиль Т.Б. Общественно-политическая лексика в художественной прозе А.Платонова. Автореферат дисс. ... канд. филол. наук. М., 1997.
110.Реферовская 1989- Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. Л., 1989.
111 .Ринберг 1987 - Ринберг В.Л. Конструкция связного текста в современном русском языке. Львов, 1987.
112.Проза 1926 - Русская проза. Л., 1926.
113.Строганов 1987 - Строганов И.В. Несобственно-прямая речь в литературно-художественном тексте // Литературный текст: проблемы и методы исследования Калинин, 1987.
114.Струве 1956 - Струве Г. Русская литература в изгнании. New York, 1956.
\\5.Супрун 1995 - Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания, 1995, № 6. С. 17-29.
116.'Гелия 1986 ....... Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики
языковых единиц. М., 1986.
1 П.Тилкес 1995 - Тилкес О. Правда М.Осоргина // Вторая проза: русская проза 20-х - 30-х гг. XX в. Сост.: Вестстейн В., Рицци Д., Цивь-ян T.B. Trento, 1995.
МЪ.Тодд 1994 - Тодд У.М. III. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху. Спб., 1994.
119. Толмачев 1994 - Толмачев В.М. От жизни к житию: логика писательской судьбы Б.Зайцева. // Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940. Книга вторая. М., 1994.
120.Топоров 1983 - Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.
121 .Троицкий 1964 - Троицкий В.Ю. Стилизация // Слово и образ. М., 1964.
122.Туниманов 1971 - Туниманов В.А. Некоторые особенности повествования в "Господине Прохарчине" Ф.М. Достоевского // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971.
123.Тураева 1986- Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.
124.Тынянов 1977- Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
125.Успенский 1970 - Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.,
1970.
126.Фортунатов 1975 - Фортунатов Н.М. Архитектоника чеховской новеллы. Горький, 1975.
127Чернухина 1983 - Чернухина И.Я. Форма изложения в художественной прозе // Филологические науки, 1983, № 1.
128.Чернухина 1984 - Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984.
129.Чтения 1994 - М. Осоргин. Страницы жизни и творчества. Материалы научной конференции "Осоргинские чтения" (23-24 ноября 1993 г.). Пермь, 1994.
1 ЗО.Чувакин 1995 - Чувакин А.А. Смешанная коммуникация в художественном тексте. Барнаул, 1995.
131 .Чудаков 1971 - Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.
1Ъ2.Чу маков 1975 - Чумаков Г.М. Синтаксис конструкций с чужой речью. Киев, 1975.
133.Шкловский 1929 - Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1929.
134.Шмелев 1991 - Шмелев А.Д. Способы соединения точек зрения Я говорящего и Ты слушающего // Поэтика и стилистика, 19881990. М., 1991.
135.Шмелев 1973 - Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973.
1 Ъв.Эйхенбаум 1924- Эйхенбаум Б.М. Иллюзия сказа // Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. Л., 1924.
137.Эйхенбаум 1969 - Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.
\Ъ%.Якобсон 1987 - Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
139.Fiene 1979 - Fiene D.M. M.A.Osorgin - the last mogican of Russuan Intelligentsia: on the one-hundred anniversary of his birth // Rus. lit. Triquart. Ann Arbor, 1979, № 16.
Ы0.Fiene 1974 - Fiene D.M. The fine and work of M.A.Osorgin, 18781942. Diss. ... Indiana Univ., 1974.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.