Особенности религиозной идентичности чеченских студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат наук Хасханова Милана Тахировна

  • Хасханова Милана Тахировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 206
Хасханова Милана Тахировна. Особенности религиозной идентичности чеченских студентов: дис. кандидат наук: 19.00.05 - Социальная психология. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2020. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хасханова Милана Тахировна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы исследования религиозной идентичности как социально -психологического феномена

1.1. Теоретические аспекты исследования идентичности личности

1.1.1. Развитие категории «идентичность» в зарубежных и отечественных исследованиях

1.1.2. Анализ подходов к изучению идентичности в психологической науке

1.2. Содержание религиозной идентичности

1.2.1. Религиозность и религиозная идентичность в контексте социально-психологических концепций

1.2.2. Типы религиозности личности и виды религиозной идентичности

1.3. Этапы р азвития и функции р елигиозной идентичности

1.4. Механизмы и факторы формирования религиозной идентичности личности

1.5. Методологические основы изучения религиозной идентичности в современных условиях поликультурности России

Выводы к главе

Глава 2. Программа эмпирического исследования религиозной идентичности чеченских студентов

2.1. Обоснование изучения религиозной идентичности чеченских студентов

2.2. Цели, задачи и гипотезы исследования

2.3. Диагностический инструментарий

2.4. Описание математико -статистических методов, применяемых в исследовании

2.4. Описание выборки исследования

Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования религиозной идентичности чеченских студентов

3.1. Результаты исследования религиозности личности, типа религиозной ориентации, отношения к религии и социальных представлений о религиозности студентов-представителей чеченской этнической культуры

3.2. Анализ результатов исследования валентности, определенности и типов этнической идентичности чеченских студентов

3.3. Особенности преодолевающего поведения и стрессоустойчивости студентов Чечни

3.4. Результаты факторного анализа

3.5. Результаты корреляционного анализа

Выводы к главе

Выводы

Заключение

Библиография

Пр иложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности религиозной идентичности чеченских студентов»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что современная ситуация как в российском, так и в мировом обществе, в целом характеризуется возрастанием интереса к проблеме религиозной идентичности. В качестве важного компонента сознания, который в существенной мере определяет поведение, общение и взаимодействие людей и социальных общностей, в которые они включены, исследователями отмечается отношение к религии, характеризующееся возникновением конфликтов культурных и конфессиональных констант [133], [166].

В современном поликультурном обществе, которому присуща утрата смысловых универсальных основ человеческого бытия и этнической культуры, личность сталкивается со сложностями при выборе идентификационных ориентиров, обусловленными постоянными изменениями динамично трансформирующихся традиционных культурных оснований и влиянием культурных моделей, отражающих отличающиеся системы ценностей и социальные нормы [151]. Безусловно, личность в условиях поликультурной среды, являясь субъектом межкультурного взаимодействия, оказывается под воздействием ценностей разных культур, которые достаточно часто носят неоднозначный, а порой и противоречивый характер, ставя человека перед выбором, вызывая диссонанс ценностей, что отражается на социальной, этнической, личностной и религиозной идентичности.

Обострение религиозных чувств, подъем религиозного сознания обусловлены глубокими социально-экономическими и политическими кризисами, трансформациями духовной жизни народов, населяющих Российскую Федерацию, и приходится на начало 90 -х годов XX столетия, что обусловлено вышеуказанными процессами, отражающими утрату метафизических оснований человеческого бытия и ценностно -ориентационных векторов развития. Изменения, детерминированные процессами модернизации и глобализации современного общества, неизбежно приводят к

перестраиванию ценностно-смысловой структуры личности, в том числе представителей традиционных культур, что не может не отразиться на их социальной и религиозной идентичности [151].

Исходя из этого, вопросы, связанные со становлением религиозной идентичности личности, затрагивающей различные сферы жизнедеятельности человека и развития общества в целом, представляются актуальными в социально -психологической области исследований современной науки.

Проблема идентичности личности отражена в философских, социологических, психологических, психолого-педагогических и социально-психологических работах. Понятие «идентичность» как ключевой компонент личности рассматривали зарубежные и отечественные исследователи.

В последние десятилетия проблема религиозной идентичности и религиозного сознания активно обсуждается в отечественной науке философами и психологами: З.А. Жаде, В.И. Жог, С.И. Иваненко, С.А.Ляушевой, В.М. Миназовой, М.П. Мчедловым, О.С. Павловой, В.Г. Пивоваровым, И.Э. Соколовской, Д.М. Угринович, Е. А. Ходжаевой, О.Е. Хухлаевым, С.А. Черняевой, Е.А. Шумиловой, И.Н. Яблоковым и др.

В рамках психолого -педагогического подхода проблема религиозная идентичность личности представлена в трудах А.Г. Асмолова, Дж. Брунера,

A.А. Бодалева, В.Г. Безрогова, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, В.В. Знакова,

B.Ф. Петренко, Ж.Ж. Пиаже, Л.В. Тарабакиной, Л.Б. Шнейднр, А. Щуца и др. В исследованиях И.М. Богдановской, Т.И. Головановой, А.М. Двойнина, Е.В. Перевозкиной и др. выявлены особенности верующего человека в контексте самосознания личности.

В русле социально -психологического подхода Г.М. Андреева, К.Н.Антонов, Л.С. Выготский, У. Джемс, Н.В. Дмитриева, З.А. Жаде,

A.Л.Журавлев, Дж. Келли, А.Н. Крылов, М. Лацарус, С.А.Ляушева, Дж. Марсиа, А. Маслоу, М. Мид, Дж. Мид, С. Московичи, А.В. Мудрик,

B.С.Мухина, Г. Олпорт, О.С. Павлова, Б. Д. Парыгин, Ю.П. Платонов, Н.А. Самойлик, А.Л. Свенцицкий, И.Э. Соколовская, Д. Тейлор, Дж. Тернер,

Т.А.Тумгоева, Г. Тэджфел, Э. Фромм, Г. Г. Шлет, Г. Штейнталь, Э. Эриксон, В.А. Ядов и другие ученые раскрывали понятие и генезис социальной идентичности личности, а также факторы, определяющие процесс самоидентификации. И.Э. Соколовская и другие исследователи изучали социально -психологические характеристики верующих как членов социальных групп, отмечая, что отношение личности к религии, представляющей одну из базовых категорий духовности и нравственности, определяет не только характер социализации личности, но и особенности ее социального поведения [131]. При этом представление об иерархической структуре социальной идентичности личности описано в работах С.Московичи, Г.Б. Мазиловой, В.А. Ядова и других исследователей.

Согласно концепции С. Московичи, можно говорить о существовании идентификационной матрицы, включающей множество идентификаций, связанных с принадлежностью личности: общечеловеческую, половую, религиозную, этническую, профессиональную и т.д. Но, несмотря на изученность структуры идентичности личности, вопрос о соотношении различных видов социальной идентичности в настоящее время остается не изученным. Также тр ебует р ассмотрения проблема р елигиозной идентично сти в современных условиях развития Чеченской Республики с позиции социально -психологического подхода, который позволяет раскрыть и описать феноменологию и закономерности социального поведения представителей этнокультурной группы, обусловленных фактом включения в религиозное сообщество.

Актуальность настоящего исследования религиозной идентичности чеченских студентов также определяется рядом факторов. Во -первых, это возрастающий масштаб исследований психологических и психосоциальных проблем личности, связанных с религиозной идентичностью, и недостаточной разработанностью методологических принципов ее изучения, обеспечивающих адекватное отношение к религии, представляющей базовую категорию духовности и нравственности человечества. Во-вторых, результатами

исследований, констатирующих интенсивность процессов религиозной идентификации при довольно слабой изученности вопроса о влиянии р елигии на становление не только религиозной, но и этнической идентичности представителей традиционной культуры. В -третьих, определенным социальным запросом на изучение особенностей отечественной культуры и поведения современной российской молодежи, оказывающейся под влиянием процессов исламизации, что приводит к подъему религиозного сознания и обострению религиозных чувств, и слабой представленностью данных исследований в этой области.

Исходя из вышесказанного, актуальность исследования особенностей религиозной идентичности чеченских студентов обусловлена недостаточной изученностью данного феномена в условиях Чеченской Республики.

Цель исследования - изучить особенности религиозной идентичности у чеченских студентов.

Объект исследования: студенты-представители чеченского этноса.

Предмет: особенности религиозной идентичности чеченских студентов.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что чеченские студенты характеризуются внутренней религиозностью наряду с утратой этнокультурной идентичности.

Дополнительные гипотезы.

1. При повышении религиозной идентичности чеченских студентов утрачивается этнокультурная идентичность.

2. Религиозность чеченских студентов выполняет адаптивную функцию и представляет собой личностный ресурс в ситуации совладания с трудными жизненными ситуациями.

3. Религиозная идентичность чеченских студентов типологизируется на внешнюю, внутреннюю и отражает различные связи с этнической идентичностью.

4. Существуют половые и возрастные различия в содержании и степени выраженности религиозной идентичности чеченских студентов.

Исходя из предмета, объекта, цели и гипотезы исследования были обозначены следующие задачи.

1. проанализировать теоретико -методологические подходы к исследованию религиозной идентичности.

2. Раскрыть содержание религиозной идентичности с позиции социально -психологического подхода, ее функции и виды.

3. Определить факторы, влияющие на формирование религиозной идентичности личности.

4. Обозначить теоретико -методологические основы в изучении религиозной идентичности личности, определив методологические пр инципы ее исследования.

5. Описать особенности ситуации развития религиозного сознания представителей чеченского этноса.

6. Выявить особенности, типы и виды религиозной идентичности представителей чеченской этнической группы и чеченских студентов.

7. Установить связь между этнической и религиозной идентичностью чеченских студентов.

8. Определить половые и возрастные различия религиозной идентичности чеченских студентов.

Теоретико -методологическую основу исследования составили: методологические принципы изучения личности как члена социокультурной общности А.Г. Асмолова, Г.М. Андреевой, Дж. Брунера, А.А. Бодалева, П. Бергера, Л.С. Выготского, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, Дж. Келли, Т.и М. Лукман, Дж. Мида, Т.Н. Петраковой, Б.Ф. Поршнева, Ж.Ж. Пиаже, А. Щуц, Л.В. Тарабакиной и др.; концепции социокультурной детерминации Р.Бенедикт, А.Кардинер, М.Мид, М.Спиро, М.Херсковиц Дж.Хонигман, Ф.Хсю; принципы детерминизма, субъектности и деятельностной обусловленности психических явлений А.В.Брушлинского, Б.Д. Парыгина, СЛ. Рубинштейна и др.; принцип соотношения индивидуального и общественного Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской;

функциональный подход к изучению религии и ее психологической роли для личности и общества Д.Е. Мануйловой, Д.В. Ольшанского, Э. Фромма, Т. Роджерса, П.Джонсона и др.; социально -психологический подход к религии Т.А. Бажан, А.И. Клибанова, Д.М. Угринович; теории социальной идентичности личности М. Лацаруса, Д. Кэмпбелла, Н.М.Лебедевой, А. Маслоу, А.В. Микляевой, А.В. Мудрика, Л. Г. Почебут, П.В. Румянцевой, Дж. Тернера, Г.Тэджфела, З. Фрейда, Э.Фромма, Э.Эриксона, М. Шерифа, Л.Б. Шнейдера, Г. Штейнталя и др.; теория социальной идентичности и категоризации Г. Тэджфела; теория идентификационной матрицы социальной идентичности личности С. Московичи; теория конструирования идентично сти личности Дж. Марсиа; теории о религиозной идентичности в структуре социальной идентичности личности Г. Тэджфела, К. Гергена, Т.П. Емельяновой, С. Московичи, П.Н. Шихирева и др.; социально-психологические концепции этнической идентичности и детерминант этнического поведения Е.П.Белинской, М.В. Верещагиной, О.И.Дреева, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, С.В.Лурье, Т.Г.Стефаненко, В.Ю.Хотинец, Ю.П.Платонова, Л.Г.Почебут и др.; результаты исследования современных аспектов религиозности и религиозной веры Ф. Е. Василюк, Р.М.Грановской, А.И. Демьянова, З.А. Жаде, С.И. Иваненко, С.А.Ляушевой, В.С.Мухиной, М.П.Мчедлова, Г.Олпорта, В.Г. Пивоварова, И.Э. Соколовской, Д.М. Угринович, С.А.Черняевой, Е.А.Ходжаевой, Е.А. Шумиловой и др.; а также на работы Г.М. Андреевой, П.Гуревич, А.В.Кузьмина, А.В. Лукьянова, Д.Орлова, Л.М. Путиловой и др., которые отмечают, что в условиях взаимопроникновения различных культур и унификации образа складывается ситуация, характеризуемая как кризис идентичности личности; концепция адаптации личности и ее психологической безопасности И.А. Баевой, У.Билски, А.В. Брушлинского, Г. В. Грачева, Б.А. Еремеева, Ю.П. Зинченко, О.И. Зотовой, Т.С. Кабаченко, Ю. М. Кондратьева, А. Минделла, С.К. Рощина, А.Н. Сухова, Ш. Шварца, А. Эдмонсона и др.

Методы исследования:

- теоретические: анализ философской, социально -психологической, социологической, психолого -педагогической, культурологической, религиозной литературы по теме исследования, сравнение, синтез теоретического и эмпирического материалов, обобщение;

- эмпирические: тестирование, опрос. В качестве психодиагностических методик использовались следующие:

1) анкета И.Э. Соколовской «Мое отношение к религии» в авторской модификации к верующи-мусульманам;

2) шкала религиозной ориентации Г. Олпорта и Д. Росса;

3) опросник Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной р елигиозности» ;

4) опросник Г.С. Никифорова «Стратегии и модели преодолевающего поведения»;

5) тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона ;

6) первый блок из анкеты Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко, направленный на выявление валентности и определенности этнической идентичности, а также готовности к межэтническим контактам;

7) методика Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности»;

- методы математической статистики с использованием стандартных пакетов обработки данных Microsoft Excel ХР и SPSS for Windows v.13.0. Анализ эмпирических данных осуществлялся с помощью следующих методов: критерий хи-квадрат на нормальность распределения; частотный анализ ; при сравнении значений независимых выборок — Т-критерий и критерий хи-квадрат; расчет связей между переменными проводился с использованием метода корреляций по Ч. Спирмену; факторный анализ применялся для определения внутренней структуры системы исследуемых переменных; качественные методы - контент-анализ и аналитическое сравнение.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2016-2017 гг.) - теоретико-аналитическом -осуществлено изучение и анализ научно-методологической литературы по исследуемой проблеме; параллельно проводился анализ практического состояния обозначенной проблемы в современном обществе и, в частности, в Чеченской Республике; формировался понятийно-категориальный аппарат исследования; формулировались рабочие гипотезы исследования, определялся круг исследовательских задач.

На втором этапе (2017 - 2018 гг.) - эмпирическом - намечались пути организации и пр оведения констатирующего этапа эксперимента; подбирались эмпирические методы для проведения диагностики; осуществлялось психодиагностическое исследование религиозной идентичности и социально -психологических особенностей представителей чеченского этноса; проводилась обработка эмпирических данных; результаты исследования были подготовлены к публикации в открытой печати.

На третьем этапе (2018 -2019 г.) - обобщающе-интерпретационном -осуществлено теоретическое осмысление полученных эмпирических данных, их анализ и обобщение; уточнены основные теоретические положения и сформулированы выводы; оформлено исследование.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечены обоснованностью исходных методологических и теоретических позиций, получившим развитие и обоснование в работах по социальной, кросс-культурной и религиозной психологии; использованием апробированных, надежных и взаимодополняющих социально-психологических методов исследования, соответствующих его задачам и логике изложения материала; репрезентативностью объема выборки; корректной организацией экспериментальной работы с опорой на важнейшие принципы проведения эмпирического исследования, длительным ее характером и возможностью повторения; использованием методов математической статистики при обработке полученных экспериментальных данных; доказательностью и

логической непротиворечивостью выводов, полученных в результате исследования.

Научная новизна состоит в том, что выявлены социально-психологические особенности религиозной идентичности чеченских студентов. Раскрыто содержание их внутренней и внешней религиозной ориентации и определены виды религиозной идентичности, исходя из указанных типов. Впервые исследовано соотношение религиозной и этнической идентичности чеченских студентов в зависимости от типа религиозной ориентации. Показаны половые и возрастные различия в содержании религиозной идентичности чеченских студентов. Выявлено, что религиозная идентичность чеченских студентов не связана со стрессоустойчивостью личности, но отражает связи со стратегиями преодолевающего поведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты его углубляют представления о религиозной идентичности в структуре социальной идентичности личности. Сделан определенный вклад в структурирование психологического категориального аппарата, на который мы опирались в работе, что позволило раскрыть особенности и содержание религиозной идентичности студентов- представителей чеченской этнической группы, ее типологию и виды. Полученные материалы по религиозной идентичности могут быть полезны для систематизации и обобщения данных, уже имеющихся по данной проблеме исследования. В научный оборот введены термины, которые обозначают выявленные виды религиозной мусульманской идентичности личности.

Практическая значимость исследования отражена в том, что выявленные эмпирическим путем данные обогащают представление о содержании категории «религиозная идентичность», ее месте в структуре социальной идентичности личности, а также определении ее типологии и видов. Логически обоснован комплект психодиагностических методов, направленных на выявление содержания и особенностей религиозной

идентичности мусульман. Представленные результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных и семинарских занятий и модулей по социальной психологии, психологии религии, психологии личности, психологии современной молодежи. Результаты исследования также могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации педагогов и психологов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Религиозная исламская идентичность - вид социальной идентично сти личности, проявляющийся в установке на принадлежность к исламу, что интегрирует индивида с мусульманской общностью. Представления о вере у чеченских студентов связаны с верой в Аллаха, которая обусловлена потребностью в защите и поддержке высшими силами, переживанием чувств благоговения, покоя и умиротворенности. Цели, которые достигаются с помощью веры, связаны с надеждой на спасение души и прощение грехов, вечную жизнь и понимание смысла жизни. Респондентами отмечено, что вера задает и объясняет нормы поведения, учит ответственности, помогает преодолевать трудности, обеспечивает поддержку в трудных ситуациях, не позволяя чувствовать себя одиноким, связана с честностью и порядочностью.

2. Структура индивидуальной религиозности чеченских студентов представлена: религиозным самосознанием, позволяющем осознавать себя членом единой религиозной общности, скрепленной общими ценностями и целями, и самоопределиться в общественной системе с установленными в ней религиозными ценностями и убеждениями, нормами поведения и образом жизни; религиозной идентичностью, основанной на вере в творца и признании существования высшей силы, создавшей мир; религиозной идентичностью, опирающейся на философскую концепцию, согласно которой религия наполняет жизнь особым значением и смыслом; религиозностью, связанной с поиском в религии поддержки и утешения через религиозную и коммуникативную практики в общении с Аллахом, пророками и верующими между собой; внешними признаками религиозности, позволяющими

реализовать культурную функцию религии; религиозностью как совокупностью определенных ценностных установок и образцом морально -нравственных норм поведения, которые вырабатываются в исламской традиции и представляют собой своеобразную программу поведения людей.

3. Чеченские студенты до 22 лет в отличие от респондентов в возрасте от 23 до 28 лет характеризуются экстринсивной (внешней) религиозной ориентацией, связанной со стремлением к проявлению внешнего благочестия, когда религия как ценность играет второстепенную роль и служит инструментом для достижения других значимых ценностей, в том числе и реализации потребностей в защищенности и поддержке как соблюдении заветов предков. Содержание религиозности у чеченских студентов обусловлено верой в высшую силу и признанием существования высшей силы, создавшей мир, а также моральными нормами и правилами поведения, выр аженной позитивностью этнической идентичности и оптимизмом относительно межэтнического взаимодействия в будущем.

4. Чеченским студентам свойственны как внутренний, так и внешний типы религиозной идентичности. Внешняя религиозная ориентация направлена на взаимодействие с людьми, единомышленниками, причем своей этнической группы, что сопровождается потребностью в сохранении и восстановлении положительного образа своего народа, соблюдении заветов и традиций предков. Внутренняя религиозная ориентация направлена на веру в творца и философскую концепцию религии, что отражается на формировании религиозного самосознания с четкими морально-нравственными ценностями. Внутренняя религиозная ориентация связана с более широким спектром понимания возможностей веры, которые заключаются не только в помощи по преодолению трудностей и обозначение ориентиров в отношении того, как надо жить, но и, в отличие от внешней религиозной ориентации, обучает ответственности за собственные поступки, объясняя те аспекты, которые не может объяснить наука, включая то, почему человек страдает, не позволяет чувствовать себя одиноким и направляет на путь «честности и порядочности».

Внутренняя религиозная идентичность гармонично сочетается с позитивной этнической идентичностью, сопровождается чувством защищенности и поддержки высшими силами, а также надеждой на вечную жизнь.

5. Виды религиозной идентичности определяются исходя из основных ее типов - внешней и внутренней - истинная религиозная мусульманская идентичность, формальная религиозная идентичность, просоциальная религиозная идентичность, неадаптивная религиозная идентичность, неорелигиозная ориентация.

6. Религиозность чеченских студентов выступает ресурсом личности в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями, но не обладает адаптивной функцией. Так, внешняя религиозная идентичность связана с активной моделью действий, направленных на поиск эмоциональной, материальной или информационной помощи, которая предоставляется другими людьми, с которыми сообща решаются возникающие проблемы при прямом, открытом поведении, сопровождающимся уверенным отстаиванием своих прав, не ущемляющим при этом прав других, но низкой стрессоустойчивостью, не обеспечивающей гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации. Внутренняя религиозная идентичность связана с просоциальной моделью поведения, также заключающейся в поиске эмоциональной, материальной или информационной помощи от других, стремлении к совместному принятию решений с другими членами социальной группы, в которую они включены, без навязывания собственных взглядов и не противореча общественным нормам и принципам, при низкой степени адаптации к воздействию экстремальных факторов как внешней, так и внутренней среды.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждены и одобрены на научно -практических конференциях: международной научно -практической конференции «Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы» (г. Волгоград, 2017), международной научно -практической

конференции «Педагогика и психология в информационном обществе» (г. Омск, 2017), Всероссийской научно -практической конференции «Личность и культура в глобализирующемся мире» (г. Грозный, 2017), VII международной научно-практической конференции «Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике» (г. Москва, 2018), международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки» (г. Тамбов, 2018), научно-практической конференции «Современные технологии в образовании» (Владикавказ, 2019), всероссийской научно-практической конференции «Социализация молодежи в условиях современных перемен в мировом сообществе» (г. Махачкала, 2019); на заседаниях и методических семинарах кафедры психологии Государственного бюджетного образовательного учреждения «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ) и заседаниях кафедры психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный).

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 212 источников, в том числе 28 на иностранном языке, и приложений. Объем основного текста работы составляет 180 страниц. Диссертация иллюстрирована 15 таблицами и 11 рисунками.

ГЛАВА 1. Теоретико -методологический анализ проблемы исследования р елигиозной идентичности как социально -психологического феномена

1.1. Теоретические аспекты исследования идентичности личности 1.1.1. Развитие категории «идентичность» в зарубежных и отечественных исследованиях

В современных науках о человеке и обществе появляется все больше и больше работ по изучению содержания и способов исследования идентичности. Понятие «идентичность» входит в категориальный аппарат философии, социологии, истории, культурологии, когнитивной психологии, социальной психологии, психологии личности и др. Проблема идентичности личности рассматривается во многих зарубежных и отечественных исследованиях. Назовем лишь некоторых исследователей, занимающихся данной проблемой и внесших существенных вклад в разработку вопросов, связанных с идентичностью личности: У. Джемс, Л.С. Выготский, М. Лацарус, Н.М. Лебедева, М. Мид, С. Московичи, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Дж. Тернер, Г. Тэджфел, Э. Эриксон и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хасханова Милана Тахировна, 2020 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдаллах ибн Насирас-Субейх. Аттаасил алисламилиилман-нафс. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. alukah.net/culture/0/380/#_ftn1 (дата обр ащения 07.07.16).

2. Азербайджани М., Мусави-Асл С.М. Введение в психологию религии. - М.: Вече. 2012. - 192 с.

3. Алексеенко А.И. Религия в условиях модернизации современного российского общества. Автореф. дис...канд. социол. наук. - Курск, 2005. -23 с.

4. Алишев Б.С. Вера как психологический феномен // Современная психология: многообразие научного поиска / Под ред. Р.А. Ахмерова, С.П. Дырина, A.JI. Журавлева. - М.: Изд-во «ИП РАН», Набережные Челны: Изд-во института управления, 2007. - С. 23- 37.

5. Аль Карни Аид ибн Абдуллах. Не грусти! Рецепты счастья и лекарство от грусти. -М.: Умма. 2012. - 320 с.

6. Антоненко С.Т. Религиозная составляющая этнокультурной идентификации россиян в столетие мутационных трансформаций // Религия и идентичность в России. - М., 2003. - С. 1-10. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=bwzh3y&from=yandex.ru%3Bsearch%2F %3Bweb%3B%3B&text=&etext=6566.38rewJHEQey6Dtqb-c-Do7e

7. Антонов К.М. От обыденного к священному: религиозное обращение и пути рационализации религии (феноменологические и психологические аспекты) // Психология религии: между теорией и эмпирикой: Сборник научных статей/ Ред.-сост.: К.М. Антонов, Т.В. Малевич, Т.В. Фолиева. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С.75-86.

8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии, 1996. №2 1. - С.131-143. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://y andex .ru/clck/j sredir?from=yandex. ru%3B search%2F %3 Bweb%3B

%3B &text=&etext= 1543.PSmm6bpLU_YAjTLKm5Y7SSbgxcEDal9HN9ple91 lyK O43H4Ql-MTBDAoK_MmJ7bjBSWJ3umV7cEgGs8xXw5yt6taS5M4DxNAgSy7S

9. Ардашева Л.А. К вопросу о моделях и процессе религиозного обращения// Психология религии: между теорией и эмпирикой: Сборник научных статей/ Ред.-сост.: К.М. Антонов, Т.В. Малевич, Т.В. Фолиева. - М.: Издво ПСТГУ, 2015. - С.87-106.

10. Артеменко О.М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Тр етьего конгр. рос. исследователей религии. В 6 т. Т. 3 / Владим. гос. ун -т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Аркаим, 2016. - 312 с. - С. - 32 - 44.

11. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 488с.

12. Асмолов А.Г. Культурно -историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. -768 с.

13. Асылгужин Р.Р. Этническая идентичность как социально -философская проблема: автореф. дисс. на соискат. учен. степ. к. филос. н.: 09.00.11. - Уфа, 2005.- 21с.

14. Бабич И.Л. «Мягкая исламская революция» в современной Адыгее. // Россия и мусульманский мир. 2014. - .№4. - С. 31-37. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rucont.ru/efd/475345 (дата обращения: 29.12.2018)

15. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. -СПб., 2005. -239с.

16. Барский Ф.И., Кутузова Д.А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода// Мир психологии. - 2004. - N° 2 (38). - С. 67-77.

17. Богатова О. А. Этническая, религиозная и гражданская идентичность в регионе // Регионология, 2009. - N° 3. - C. 249-260.

18. Богдановская И. М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01. - СПб., 2002. -213 с.

19. Бреская О.Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода // Социс, 2011. - №№ 12 (332). - С. 77-87.

20. Бубер М. Два образа веры. - М.: Изд-во АСТ, 1999. - 592 с.

21. Буланова И.С. Религиозное обращение как повторная нарративизация жизни// Психология религии: между теорией и эмпирикой: Сборник научных статей/ Ред.-сост.: К.М. Антонов, Т.В. Малевич, Т.В. Фолиева. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - С. 107-120.

22. Бурнашева А. А. Современные западные психологические и социологические исследования р елигиозности и духовности // Академическо е исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии. В 6 т. Т. 3 / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Аркаим, 2016.

- 312 с. - С. 58-62.

23. Бусыгина Н.П. «Дискурсивный поворот» в психологический исследованиях сознания.// Консультативная психллогия и психотерапия, 2010.

- №№ 1. - С. 55-82.

24. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). - М.: Смысл, 2005. - 191 с.

25. Веремчук В.Л. Социология религии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социология», «Социальная антропология». -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 254 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/872289

26. Верещагина М.В. Влияние социального контекста на характер этнической идентичности и этнотолерантной культуры. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. №34 (74). Аспирантские тетради. Ч.1. (Общественные и гуманитарные науки): Научный журнал. -СПб., 2008. - 580с. - С.106-110.

27. Вер ещагина М. В. Этническая идентичность и этническая толер антность русских и осетинских студентов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. - Владикавказ, 2010. - 262 с.

28. Верещагина М.В., Соболева А.С. Теоретические аспекты изучения религиозной идентичности личности//Общество: социология, психология и педагогика, 2018. - № 12. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.22

29. Вилкокс Л.Суфизм и психология. -СПб.: Диля, 2005. - 260 с.

30. Воронцова Е. В. Методология изучения религиозного сознания в работах А.И. Клибанова // Философские науки, 2017. -№ 11. - С. 108-119.

31. Воропаева Т.С. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания // Мир психологии и психология в мире, 1995. - №№1. - С.7-12.

32. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, Смысл, 2004. - 1135 с.

33. Галиева Г. И. Потенциал молодежи в сохранении этноконфессиональных традиций: опыт фокус-группового исследования // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгресса рос. Исследователей религии. В 6 т. -Т. 3. Владимир. Гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Аркаим, 2016. - С. 228-237.

34. Гидденс Э. Социология. / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2005. -632 с.

35. Гимадеева Д.Р., Ефлова М.Ю. Конструирование религиозной идентичности в поликультурном обществе: Социальные детерминанты. // Ученые записки Казанского университета. - 2013 - Т.155. Кн. 6. - С. 15-22.

36. Гофман Е. Преставления себя другим в повседневной жизни. - Канон-прес-ц, 2000. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=41sy3i&from=yandex.ru%3Bsearch%2F% 3Bweb%3 В%3В &text=&etext=

37. Грановская Р.М. Психология веры. - 2-е издание переработанное. -СПб.: ПИТЕР, 2010. - 480 с.

38. Губогло М.Н. Этничность, гражданственность, идентичность. -Оренбург, 1998. - С. 15-16.

39. Давыдов А.П. Социокультурные основания модернизации религиозного сознания // Мир психологии. -2003. -№ 2. -С. 259- 278.

40. Данилова Г. И. Отношение к религии у православных и мусульман в условиях мегаполиса.// Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии. В 6 т. - Т. 3 / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столето вых. -Владимир: Ар каим, 2016. -312 с. - С. 103-104.

41. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Этнокультурная среда мегаполиса как условие бытия индивидуальной религиозности современных верующих (на примере г. Москвы): психологическое исследование // Вопросы гуманитарных наук. - 2013. - №№ 6 (69). - С. 130-137.

42. Двойнин А. М. Психология религии в России: задачи и перспективы. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. Исследователей религии. В 6 т. -Т. 3 / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. -Владимир, 2016. - С. 104-107.

43. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. -368 с.

44. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Наука, 1994. -304 с.

45. Дмитриева Н. В. Самойлик Н. А. Кризис идентичности: феноменология переживания: Монография. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 233с.

46. Добреньков В.И. Методологические вопросы исследования религии: учебное пособие. / В.И. Добреньков, А.А. Радугин. -М.: Гаудемаус, 2002. -438с.

47. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

48. Дробижева Л.М. Российская, этническая и региональная идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М.: Издательство: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. 2002. -№ 2. - С. 213-244.

49. Дробижева Л.М. Татарстан. Процесс реисламизации и современные тренды развития мусульманской идентичности. / Дробижева [и др.] // Россия и мусульманский мир. 2014. №4. - С. 24-31. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rucont.ru/efd/475344(дата обращения: 15.09.2017)

50. Дырин А.И. Идентификация и идентичность как явления и философские категории: характеристика основных функций// Русское православие как основа сохранения национальной идентичности XVI Рождественские православно- философские чтения. - Н.Новгород, 2007.

51. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. - М., 1998.

52. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: дисс. ... д -ра психол. наук: 19.00.05. -М., 2006. -407 с.

53. Емельянова Э. Практикум по этнической психологии. - Иркутск: ИГУ, 2015. - 158 с.

54. Ефремова М. Гражданская и религиозная идентичности в экономическом сознании российских студентов // Вопросы социального обеспечения, 2009. - № 19. - С. 32-33.

55. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М.: Международные отношения, 2003. -216 с.

56. Жемчураева С.Ш. Теоретико -методологические аспекты социологической диагностики идентичности чеченцев в полиэтнической среде: дисс....канд. социол. наук: 22.00.01. -Саратов, 2010. - 285 с.

57. Зенько Ю.М. Психология и религия. Монография. -СПб.: Алетейя, 2002. - 402 с.

58. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. -Ярославль: Изд-во ЯПГУ, 2001. - 194с.

59. Ильин В.А. К вопросу о религиозной идентичности: опыт культурно -истоического анализа с позиций психосоциальной теории развития// Социальная психология и общество. 2015. -Т.6. -№ 2. - С.33-34.

60. Капица П.Б. Религиозная ситуация в современной России. - М., 2008.

61. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация// Социологические исследования, 2004. - №№ 5. - С.45-53.

62. Клибанов А.И. О методологии изучения религиозного сознания// Вопросы научного атеизма, Вып. 11. -М., 1971. - С. 83-113.

63. Кобзева Н.А. Религиозность студенческой молодежи в трансформирующейся России: социологический анализ: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04. - М., 2006. - 167 с.

64. Козлова М. Влияние этнического фактора на становление психосоциальной идентичности // Журнал прикладной психологии, 2001. -№3. - С.32-40.

65. Кондратьев Ю.М. Психология и религия: параллельные проблемно предметные плоскости // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. -Т 4. - №№ 2. - С. 65-73.

66. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях // СОЦИС, 2005. - №№6. -С.46- 56.

67. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2007. - 472 с.

68. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. - СПб.: Изд-во С.-Петер б. ун-та, 2005. -377 с.

69. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. - 3-е изд. доп. и перераб. -М.: Издательство ИКАР, 2014. - 356 с.

70. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия» 2004. - 320с.

71. Кублицкая Е. А. Изучение религиозной и конфессиональной самоидентификации современного российского общества (социологический опыт) // Социально-гуманитарные знания, 2009. -№ 3. - С. 267-280.

72. Кудряшова И.В. Мусульманская политическая идентичность в современную эпоху: Священный текст и социальный опыт // Вестник РУДН. Серия Политология. 2017. - № 4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yandex. т/с1ск/] sredir?bu=k2s3&from=yandex.ru (дата обращения: 8.12.2018)

73. Курбанова Л.У. Проблемы и процессы гендерной самоидентификации чеченцев. - Краснодар: ООО «Просвещение-Юг», 2012. - 303 с.

74. Кутковая Е. С. Сравнительный анализ дискурсивного и нарративного

подходов к исследованию идентичности. Дисс.....канд. психол. наук: 19.00.05.

-М., 2016. -272 с.

75. Лазуткина М.А. Теоретический анализ структуры религиозной идентичности и способов ее измерения// Альманах современной науки и образования . - 2012. - №12 (67). - Ч.1. - С.79-82.

76. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал, 2005. - №3. - С. 51-64.

77. Лескова И.В. Социокультурная идентичность: теоретические и прикладные аспекты // Социальная политика и социология, 2007. - № 3. -С.35-39.

78. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. - Томск, 2008. - 214 с.

79. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - 624 с.

80. Ляушева С.А., Жаде З.А. Религиозная идентичность: некоторые подходы к осмыслению феномена // Научные труды КубГТУ, 2018. - .№ 10. - С. 146 -154.

81. Мазилова Г.Б. Динамика социальной идентичности в меняющихся социальных условиях: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. -Ярославль, 2006. - 22с.

82. МакАдамс Д.П. Психология жизненных историй// Методология и история психологии. - 2008. - Том3. - Выпуск 3. - С. 135-166.

83. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: Гендальф, 2001. - 180 с.

84. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. - М.: Московский Центр Карнеги, 1998. - 222 с.

85. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 134с.

86. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд -во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. humanp sy .ru/miklyaeva/so c_ident_03

87. Михалева А.В. Региональное измерение исламской идентичности в России (на примере Пермского края). // Россия и мусульманский мир. 2011. -№10. - С. 20-25. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rucont.ru/efd/474677(дата обращения: 23.05.2017)

88. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. -М.: «Центр психологии и психотерапии». 1998. - 560 с.

89. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр.; Предисл. А.В. Брушлинского; ИП РАН, Дом наук о человеке (Франция). -М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. - 478с.

90. Мусина Р.Н. Конфессиональный фактор интеграции России.// Материалы Всероссийской социологической конференции «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы». - М., 2010. - С. 46-50.

91. Муха В.Н. Концептуальные подходы к исследованию феномена идентичности в западной психологии // Общество и право, 2013. -№ 2 (44). -С. 253-255.

92. Мчедлов М П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. - 2002. - №7. -С.69-70.

93. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // СоцИс, 1998. -№6. -С. 107-111.

94. Мчедлова М.М. Религиозная и конфессиональная идентичность // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. - М.: Изд-во «Весь мир», 2017. - 992 с. - С. 334-339.

95. Мчедлова М. М. Религия и общество в современной России: поиск единства // Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. -М.: Весь Мир, 2017. - С. 287-307.

96. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. -Т. 17. -№6. 1996. - С.119 -122.

97. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. 2004. [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://yandex .ru/clck/jsredir?bu=gmvc&from=yandex. ru%3B search%2F %3Bweb%3 B%3B&text=&etext=2140 .U0orgECxl0K_nLKWNylhX9lHLyltFTQXpNTlDTCJU mE (дата обращения: 21.12.2018)

98. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации и постсоветский период // Этническая психология и общество. -М.: Старый сад, 1997. - С. 76-88

99. Никифоров Г.С. Опросник «Стратегии и модели преодолевающего поведения». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. elitarium. ru/2010/03/26/preodolevajushheje_povedenije. h

100. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // СоцИс, 1998. - № 9. - С. 93-85.

101. Нунуев С.М. Риски политизации исламской идентичности в современной России (на материалах Северного Кавказа) // Историческая и социально - образовательная мысль. 2015. - Т. 7. - № 2. - С. 63 - 69.

102. Нурбахш Д. Психология суфизма. Размышления о стадиях психологического становления и развития на суфийском Пути / Перевод Л. Тираспольского. Книга издана при участии суфийского братства ниматуллахи. - М.: Ганга, 2019. - 208 с.

103. Ньюберг Э., Уолдман М.Р. Как Бог влияет на ваш мозг/ Пер. с англ. У. Сапциной. -М. : Эксмо, 2012. - 576 с.

104. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды/ Пер. с англ. - М.: Смысл, 2002. - 465 с.

105. Павлова О.С., Миназова В.М., Хухлаев О.Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской р еспублике) // Культурно -историческая психология. 2016. -Т. 12. -№ 4. - С. 90 - 99.

106. Павлова О.С. Об этнической, религиозной и государственно -гражданской идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество. - 2013.- №2. - С.119-136.

107. Павлова О. С. Развитие психологии ислама в России: основные задачи и направления. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии. В 6 т. - Т. 3 / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. -Владимир: Аркаим, 2016. - 312 с. - С. 129.

108. Павлова О.С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития // Ислам в современном мире. 2015. - .№11(4). - С. 207 -222.

109. Павлова О.С. Религиозная и этническая идентичность мусульман Северо-западного и Северо-восточного Кавказа: содержание и особенности соотношения// Ислам в современном мире. - 2015. - Т.11. - № 2. - С.75-86.

110. Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты социально -психологического портрета. - М.: ООО «Сам Полигрфист», 2013. - 558 с.

111. Перепелкин Л.С., Стэльмах В.Г. Человек верующий: религия и идентичность // Вопросы социальной теории. - 2010. - Том4. - С. 373-395.

112. Писманик М.Г., Бурко В.А., Жуланов С.С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие / /Социально-гуманитарные знания, 2003. -№4. - С. 140-146.

113. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. -СПб.: СПбГУ, 1993. - 109 с.

114. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. - СПб., 2005. - 377 с.

115. Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун -т. - Казань: КНИТУ, 2012. - С. 66-68.

116. Психология религии: между теорией и эмпирикой: Сборник научных статей/ Ред.-сост.: К.М. Антонов, Т.В. Малевич, Т.В. Фолиева. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. -188 с.

117. Рабочая группа ИС РАН. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. Часть 3 // Полис. N0 3. 2008. С. 9-29.

118. Рахматуллин Р.Ю. Проблемы мусульманской идентичности // Вестник ВЭГУ. -Уфа: Издательство Восточной экономико -юридической гуманитарной академии. 2018. -№2 (94). - С. 72-82.

119. Сабирова Г.А. Мусульманские идентичности, поколения и дискурсивная традиция ислама в постсоветской Росси // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ интеракции и динамики./ Под ред. А. Гофмана. - М.: РОСПЭН, 2008. - С. 520—565.

120. Самойлик Н.А. Психолого -педагогические условия переживания

кризиса идентичности студентов вуза на начальном этапе обучения. Дисс.....

к.псих. наук: 19.00.07. - Кемерово. 2012. - 213 с.

121. Самошкина И. С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии VIII Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 2010". [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/autoref7samoshkina.pdf

122. Самошкина И.С. Территориальная идентичность как предмет социально-психологического исследования // Вестник РГГУ. Серия «Психология». - №3, 2008. - С. 43-53.

123. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.

124. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350с.

125. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане. Суеверное поведение россиян. - М.: Наука, 2006. - 110 с.

126. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения// СоцИс, 2001. -№ 7. - С.89-95.

127. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2009. -Вып. 4 (15). - С.7-17.

128. Смакотина Н. Л. Национально -культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки / Н. Л. Смакотина, авт. Н. А. Хвыля-Олинтер // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. -2010. - № 2. -С. 59-79.

129. Смирнов Д.О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности. Дисс.... к. психол. н.: 19.00.01.- Пермь, 2001. -186 с.

130. Соколовская И.Э., Сырова И.С. Мотивы религиозности современной молодежи // «Сибирь в исторической перспективе и проблемы сохранения народов и культур». /Тезисы докл. Всерос. науч. конф., приуроченной к Году

истории России (9-10 ноября 2012). - Новосибирск: Изд. СибАГС, 2012. - С. 86-87.

131. Соколовская И.Э. Религиозность и её влияние на характер и личность современного человека. Конструктивные и деструктивные аспекты религиозности современной молодёжи. Научное пособие - М.: ВНИИгеосистем, 2013. - 170 с.

132. Соколовская И.Э. Методологическое исследование отношения к религии современной молодёжи. // Научно -практический журнал «Человеческий капитал», 2014. - No 03 (63). - С. 45 -50.

133. Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодёжи: диссертация ... д. псих. н: 19.00.05. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2015. -315 с.

134. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Под ред. Л.М. Дробижевой и др. - М.: Мысль, 2001. -С. 296-367.

135. Социальная идентификация личности / Под ред. В. Ядова. 2. Книга 2. -М.: Институт социологии РАН, 1994. - 298 с.

136. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М.: Полдитиздат, 1972. - 303 с. [Электронный ресурс]. URL: http: //yandex. ru/clck/jsredir?bu=uniq 1513063030312377090 (дата обр ащения: 12.12.2017).

137. Ставропольский Ю.В. Эпигенетическая теория Э. Эриксона и статусы идентичности // Психология в вузе, 2008. -№1. -С. 101-112.

138. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. -368 с.

139. Стратегии и модели преодолевающего поведения (Опросник Г.С.Никифорова). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yandex.ru/clck/j sredir?bu=6yug&from=yandex.ru%3B search%2F%3Bweb%3 B%3B&text=&etext=2130.Ja6nW3_ (дата обращения: 10.09.2017)

140. Сучкова О. В. Социально -психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности. Автореферат дисс.... кандидата психологических наук: 19.00.05. Санкт-Петербург, 2009. - 25с.

141. Татарко С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии// Психологическая диагностика. - 2009. - № 1. - С. 1-39. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=iutx3m&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb

142. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии: учебно -методическое пособие. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. - С. 15-17.

143. Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: понятие религиозных ориентаций// Культурно -историческая психология. -2013. - №1. - С.2-12.

144. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы.// Идентичность и конфликт в постсоветстких государствах. -М., 1997. - С. 15-44.

145. Тобалов Ю.П. Совладание с трудными жизненными ситуациями у верующих. Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05. -М., 2004. - 192с.

146. Трофимова Л.С. Особенности формирования идентичности. - М.: 2007. -217с.

147. Тумгоева Т.А. О подходах к изучению религиозной идентичности // Вестник университета. - 2014. - № 15. - С. 319-322.

148. Угринович Д.М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

149. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. - 2009. - №2. - С. 18-28.

150. Улановский А.М., Матюхина А.Б. Изучение религиозных переживаний и дискурса (на материале исследования кришнаитов) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7. - №1. - С. 55-73.

151. Факторы риска внутриличностного конфликта в условиях поликультурного социума (на материалах Республики Северная Осетия -Алания): монография / О.И. Дреев, Д.Ю. Крупнов, С.В. Дреева [и др.]; под

общ. ред. О.И. Дреева; Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016. -134 с.

152. Фёдорова М.В. Религиозная идентичность молодёжи в условиях современной массовой культуры (По материалам исследования ценностных ориентаций молодёжи Нижегородской области 2014 -2015 гг.) // Science and Innovations in the Globalized World. Published in San Diego, CA. 2016. - С. 196-204.

153. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ: теория и метод. -Харьков: Гуманитарный центр, 2008. - 336с.

154. Фолкнер Д., Де Йонг Г. Религиозность в пяти измерениях: эмпирический анализ.// Социологические исследовнаия, 2011. - №12. - С.69-76. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/04/19/1271940701/ Folkner.pdf(14.06.2016)

155. Франкл В. Психотерапия и религия/ Хрестоматия по религии /состав. Е.В. Буртовая, 2000. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=j0yv3p&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb

156. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М.: Педагогика,1993.

157. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культурология. - М., 1991. -С. 17 - 65.

158. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.

159. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992. -С.65-134.

160. Фролова Л. Н. «Народный» ислам и мечеть: социологический анализ (на материалах Республики Адыгея): Дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06. -Майкоп, 2006. - 225 с.

161. Фромм Э. Бегство от свободы. - М. Издательство: ACT: ACT МОСКВА, 2006. - 571 с.

162. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А. Камю, Ж.П.Сартр; пер. с англ. А.А.Яковлева. - М., 1990. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.textfighter. org/raznoe/P sihol/F romm_Ps

163. Хайретдинов Д.З. Суфизм и исламская психология, 2002. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.islamrf.ru/news/faith/teology/13019 (дата обращения 07.07.16).

164. Хасханова М.Т., Тарамова А.Х. Религиозная идентичность современной молодежи // Личность и культура в глобализирующемся мире. - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2017. - С. 254—258.

165. Хасханова М.Т., Верещагина М.В. Анализ подходов к исследованию идентичности личности. //Педагогика и психология в информационном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 сентября 2017 г., г. Омск) - Уфа: АЭТЕРНА, 2017.- 172 с. - С.146-150.

166. Хасханова М.Т., Верещагина М.В. Анализ классификаций и видов религиозной идентичности с позиции социально -психологического подхода// Общество: социология, психология, педагогика. - .№ 12, 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://doi.org/10.24158/spp.2017.12

167. Хасханова М.Т. Результаты пилотажного исследования религиозной идентичности чеченских студентов// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2019. - №№ 2. - С. 105-120. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://msupsyj.ru/articles/volumes/2019_2.php

168. Хертек С. С. Феномен религиозности в современном российском обществе // Вестник Бурятского государственного университета, 2010. - Вып. 6. - С. 88-91.

169. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии. -1994. - №№ 10. - С.112-123.

170. Хлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. - № 9 (17). [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-problemy-issledovaniya religioznosti (Дата обращения: 25.07.2016).

171. Хоменко В. И. Религиозность населения России: теоретико-методологические основания измерения: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06. - М., 2017. -203 с.

172. Хухлаев О.Е., Миназова В.М. Павлова О.С., Зыков Е.В. Социальная идентичность и этнонациональные установки студенческой молодежи Чечни // Социальная психология и общество, 2015. -Т. 6. - №2 6. - С. 23-40.

173. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни.// Вопросы психологии, 2003. - №2 3. - С. 3-13.

174. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, 1993. -№ 1. - С.11-13.

175. Широкалова Г.С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // СоцИс, 2001. -№ 7. -С. 80- 88.

176. Шнирельман. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России // Этнографическое обозрение, 2003. - №2 4. -С. 3-14.

177. Шорохова В.А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения// Социальная психология и общество. - 2014. - Т.5. - №2 4. - С. 44-62.

178. Щербакова Ю.И Проблемы исследования «религиозности» личности в отечественной и зарубежной психологии религии/Аспирантский сборник. - №2 4 (33). - М.: Издательство РГСУ, 2008. - С. 96-115.

179. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2004. - 416 с.

180. Эпштейн М. Жизнь как нарратив и тезаурус // Московский психотерапевтический журнал, 2007. - №24. - С. 47-56. -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. emory. edu/INTELNET/Epstem_Hfe_thesaurus .htm.

181. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта. Московский психолого -педагогический институт, Прогресс. 2006. - 341 с.

182. Юнг К.Г. Психология и религия. Архетип и символ. - М., 1991. - 304 с.

183. Яворски Р. Личностная и безличностная религиозность: психологическая модель и ее эмпирическая верификация // Журнал ЕМСАРР, 2012. - № 1. -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://sociologyofreligion.ru/topic/6924/(10.06.2016)

184. Ядов В.А. Социальные и социально -психологические механизмы формирования социальной идентичности. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 589 - 601.

185. Allport G.W., Ross J.M. Personal religious orientation and prejudice. // Journal ofPersonality and Social Psychology. 1967. - V. 5. - N° 4. - Р. 432 - 443. URL:http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=axd8&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bw eb%3B%3B&text=&etext=2140.uIdUrnCTss0Idj1KAintf0eueun0QAFt 1 fWd7MI-дата обращения: 17.09.2017)

186. Allport G. W. The individual and his religion. New York: Macmillan. 1959. - 167 p.

187. Batson C., P. Schoenrade P., Ventis W. Religion and the individual. A social-psychological perspective. New York: Oxford University Press: 1993. -427 p.

188. Cohler B. J. Personal narrative and life course // Baltes P., Brim O.G. (Eds.) Life span development and behavior. New York: Academic Press, 1982. - Р. 205241.

189. Cote J. Identity Studies: How Close Are We to Develop ing a Social S cience of identity? - An Appraisal ofthe Field // Identity: An International J. of Theory and Research. 2006. №№6(1). - Р. 3 - 25.

190. Crossley M. Narrative analysis // Lyons E., Coyle A. L. (Eds.) Analyzing qualitative data in psychology. London: Sage, 2007. -Р. 131-144.

191. De Fina A. Group identity, narrative and self-representations // De Fina A., Schiffrin, D., Bamberg, M. (Eds.). Discourse and identity. - Cambridge: Cambridge University Press. 2006. - Р.351-375.

192. Elkind D. The development of religious understanding in children and adolescents./ In M. Strommen (Ed.) Research in religious development. - New-York: Hawthorn Books, 1971. - P. 655 - 685.

193. Erikson E. Insight and Responsibility. -N.Y., 1964. -320 p.

194. Fukuyama Y. The Major Dimensions of Church Membership // Review of Religious Research. 1961

195. Giddens A. Modernity and self-identity self and society in late modernage. -Cambridge: Polity Press, 1991. -150 p.

196. Glock Ch. On the Study of Religious Commitment // Religious Education. 1962. -Vol. 57. -Supplement 4. -P. 98-110.

197. Leach C.W., van Zomeren M., Zebel S., Vliek M.L.W., Pennekamp S.F., Doosje B., Ouwerkerk J.W., Spears R. Group-level self-definition and self-investment: A hierarchical (mul-ticomponent) model of in-group identification // Journal ofPersonality and Social Psychology. 2008. - .№95 (1). - P. 144-165.

198. Lenski G. The Religious Factor. - New York, 1961. - P. 3 - 6.

199. Lenski G. The Religious Factor, A Sociological Study ofReligion's Impact on Politics, Economics, and Family Life. Connecticut, 1963. - 414 p.

200. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // J. of Personality and Social Psychology. 1966. - Vol. 3. - P. 551-558.

201. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. - N.Y.: John Wiley, 1980.

202. McAdams D.P. Personality, modernity, and the storied self: A contemporary framework for studying persons // Psychological Inquiry, 1996 a, Vol.7, .№4. - P. 295-321.

203. Mead G.H. Mind, self and Society. - Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1946.

204. Moskovici S. Notes towards description of Social Representation //European Journal of Social Psychology. 1988. -V. 18. - P. 211-250.

205. Rohr R., Martos J. The stages of faith development: a Biblical perspective.// Studies in Formative Spirituality, 1989. - November. N° 3.

206. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. N. Y., 1982.

207. Tajfel H., Turner J.C. The Social Identity Theory ofIntergroup Behaviour // Psycology of Intergroup Relations / S. Worchel, W.G. Austin (Eds.). - Chicago, 1986. - P.15 - 47.

208. Tomkins S. Script Theory // ArnoffJ., Rabin A. I., Zucker R. A. (Eds.) The Emergence of Personality. - New York: Springer Publishing Company, 1987. -147р.

209. van Dijk T. Critical discourse analysis // Schiffrin D., Tannen D., Hamilton H.E.(Eds.) The Handbook of discourse analysis. Oxford: Blackwell, 2003. -Р. 352371.

210. Van Camp D. Religious Identity: Individual or Social? Exploring the Components and Consequences of Religious Identity: PhD. Thesis Howard University. - Washington, D.C., 2010. URL: http://search.pro-quest.com/pqdtft/docview/743 822279/13E4AA3 864B650ABE7C/1 ?accountid=3541 9 (дата обращения: 13.05.2016).

211. Wach J. Sociology ofReligion. - Chicago, 1958. - 418p.

212. Whitehouse H. Modes of Religiosity: A Cognitive Theory of Religious Transmission. - Walnut Creek, 2004. - 208 p.

Приложение 1 Анкета

Просим Вас заполнить анкету. Пожалуйста, не пропускайте ни одного вопроса. Укажите:

Пол__Возраст_

Национальность отца_Национальность матери__

1. К какой конфессии Вы принадлежите: Христианство

Буддизм Ислам Иудаизм Другое

2. Считаете ли Вы себя верующим человеком? ДА НЕТ

3. Соблюдаете ли Вы религиозные обряды и праздники? ДА НЕТ

4. Как часто Вы посещаете мечеть? Никогда

Очень редко Несколько раз в год Несколько раз в месяц Еженедельно Только по праздникам

5. Имеете ли Вы у себя Священное писание (Коран, др.)? ДА НЕТ

6. Читали ли Вы Коран? ДА НЕТ

7. Живете ли Вы в соответствии с Кораном? ДА НЕТ

8. Знаете ли Вы наизусть тексты молитв?

ДА НЕТ

9. Какие потребности Вы реализуете посредством Веры в Аллаха? Потребность в высшей защите, поддержке

Потребность ощущать себя в группе единомышленников Потребность соблюдать обряды Потребность соблюдать заветы предков

10. Какие чувства Вами руководят, когда Вы приходите в мечеть? Чувство благоговения

Чувство покоя, умиротворенности

Чувство защищенности, поддержки Всевышним

Чувство единства, пребывания среди единомышленников

Чувства приобщения к тайне

Я в мечети расслабляюсь

Мне нравятся религиозные обряды

Я пытаюсь очиститься от грехов

Я хожу в мечеть по привычке

Я хожу в мечеть, потому что меня приучили родители Все люди ходят, поэтому и я должен Я отдаю свой долг предкам

В мечети я отдыхаю и успокаиваюсь от ритма жизни В мечети красиво и спокойно Любопытство, не более того

11. Какие цели достигаются посредством веры? Надежда на вечную жизнь

Надежда на прощение грехов Разъяснение некоторых аспектов бытия Понимание смысла жизни Спасение души Затрудняюсь ответить

12. Какие преимущества есть у верующего человека, по Вашему мнению?

Вера помогает преодолевать трудности

Вера учит ответственности (отвечать за свои поступки)

Вера обеспечивает поддержку в самых тяжелых ситуациях

Вера объясняет, почему человек страдает

Вера учит, как надо жизнь, что можно и нельзя делать

Верующий человек не ощущает себя одиноким

Истинно верующий человек более честный и порядочный

Вера помогает бороться с депрессией

Вера помогает бороться с кризисами

Вера объясняет то, что не может объяснить наука

Затрудняюсь ответить

13. Хотели бы Вы иметь профессию, связанную с религией? ДА НЕТ

14. Что Вы понимаете под термином «особое состояние сознания»: Общение с Аллахом в молитве

Знамения Аллаха Аскетическая практика Умение работать с помыслами

Иное____

Затрудняюсь ответить

15. Приходилось ли Вам испытывать особое состояние сознания в связи с религиозными переживаниями?

ДА НЕТ

16. Чем для Вас в большей степени является религия? Вера в Единого Бога

Часть культуры общества Способ манипуляции сознанием народа Тр адиции пр едков Затрудняюсь ответить

Спасибо за участие!

Приложение2

Таблица 2. Возрастные и половые различия по показателям анкеты И.Э.Соколовской с помощью хи-квадрата

Шкала Возрастные группы (до 30 лет и старше 30 лет) X2 Асимт. знач. Женщины и мужчины Х2 Асимт знач.

Считаете ли Вы себя верующим 283 73 0,780 0,377 221 134 1,835 0,175

Соблюдаете ли Вы религиозные обряды и праздники 287 73 39,135 0,000 225 134 15,671 0,001

Как часто ли Вы посещаете мечеть 281 62 54,547 0,000 221 134 71,199 0,000

Имеете ли Вы у себя Коран 283 73 6,575 0,010 221 134 0,081 0,866

Читаете ли Вы Коран 280 73 0,368 0,544 218 134 3,020 0,082

Живете ли в соответствие с заповедями из Корана 285 62 5,110 0,024 223 123 0,143 0,706

Знаете ли наизусть тексты молитв 285 62 2,939 0,087 223 123 7,450 0,006

Потребности, реализуемые 287 73 225 134

посредством веры

- в высшей защите, 7,490 0,006 0,066 0,797

поддержке

- ощущать себя в - - - -

группе

единомышленников

- соблюдать обряды 0,467 0,745 9,323 0,002

- соблюдать заветы 3,430 0,064 3,380 0,066

предков

Какие чувства 287 225

Вами руководят, 73 134

когда Вы

приходите в мечеть

- благоговения 0,963 0,405 4,538 0,038

- покоя, 0,522 0,430 11,489 0,001

умиротворенности

- защищенности, 12,605 0,000 15,427 0,000

поддержки

высшими силами

- единства 7,211 0,007 3,381 0,066

пребывания среди

единомышленников

- пр иобщения к - - - -

тайне

- я в мечети 8,006 0,005 33,686 0,000

расслабляюсь

- мне нравятся 4,108 0,043 19,247 0,000

религиозные

обряды

- я пытаюсь 19,555 0,000 3,415 0,065

очиститься от

грехов

- я хожу в мечеть 1,290 0,256 3,020 0,082

по привычке

- я хожу в мечеть, 23,252 0,000 0,339 0,561

потому что меня

приучили родители

- все люди ходят, 4,594 0,032 8,678 0,003

поэтому и я должен

- я отдаю свой долг 4,594 0,032 8,678 0,003

предкам

- в мечети я 1,818 0,217 1,111 0,292

отдыхаю и

успокаиваюсь от

ритма жизни

- в мечети красиво, 0,993 0,319 4,612 0,032

не более того

Какие цели 287 225

достигаются 73 134

посредством веры

- надежда на 42,867 0,006 10,284 0,001

вечную жизнь

- надежда на 4,192 0,041 4,205 0,040

пр ощение гр ехов

- разъяснение 83,255 0,000 35,563 0,000

некотор ых аспектов

бытия

- понимание 0,147 0,793 0,496 0,481

смысла жизни

- спасение души 39,347 0,000 35,760 0,000

Какие 287 225

преимущества есть 73 134

у верующего

человека

- вера помогает 0,924 0,357 0,866 0,352

преодолевать

трудности

- вера учит 23,789 0,000 0,239 0,625

ответственности

- вера обеспечивает 6,190 0,013 6,928 0,008

поддержку в самых

тяжелых ситуациях

- вера объясняет 23,340 0,000 0,679 0,410

почему человек

страдает

- вера учит, как 0.568 0,451 26,651 0,000

надо жить, что

можно и нельзя

делать

- верующий 5,228 0,022 13,652 0,000

человек не

ощущает себя

одиноким

- истинно 20,575 0,000 1,157 0,282

верующий человек

более честный и

порядочный

- вера помогает 13,943 0,000 1,959 0,162

бороться с

депрессией

- вера помогает 50,049 0,000 8,299 0,004

бороться с

кризисами

- вера объясняет то, 4,472 0,034 0,078 0,790

что не может

объяснить наука

Хотели бы Вы 277 5,252 0,072 215 4,357 0,001

иметь профессию, 64 125

связанную с

религией

Что Вы понимаете 287 225

под термином 73 134

«особое состояние

сознания»?

- общение с Богом в 2,453 0,147 13,142 0,000

молитве

- явление 3,381 0,048 0,016 0,899

божественных

сущностей

- аскетическая - - - -

практика

- умение работать с 1,029 0,310 2,409 0,121

помыслами

- затрудняюсь 9,074 0,003 14,550 0,000

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.