Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии конца XX - начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Палькина, Татьяна Николаевна

  • Палькина, Татьяна Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 148
Палькина, Татьяна Николаевна. Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии конца XX - начала XXI вв.: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Саранск. 2013. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Палькина, Татьяна Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I Художественные особенности пространственно-временного воссоздания картины мира в реалистической прозе Мордовии конца XX - начала ХХ1веков

1.1 Способы моделирования художественного времени и пространства в рассказах писателей-реалистов конца XX — начала XXI веков

1.2 Память как основополагающая константа воспроизведения бытия в современных повестях Мордовии

1.3 Дискретность сюжетного начала в контексте выявления специфики пространственно-временной организации романа в современной литературе Мордовии (на примере произведений Г. Петелина «Безгрешны только

боги» и В. Федосеева «Плутовка»)

Глава II Трансформация пространственно-временного плана в контексте современной прозы Мордовии с ирреальной доминантой

2.1 Пространственно-временнаяорганизация фантастических рассказов современных прозаиков Мордовии

2.2 Концепт «дом» как часть духовной конструкции художественного пространства и способы воссоздания временных констант в современной прозе Мордовии

2.3 Специфика воссоздания сакральной реальности как синтез времени и

пространства в произведениях Н. Рузанкиной и А. и К. Смородинных

Заключение

Список использованных источников

Зи

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии конца XX - начала XXI вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Современная литературная ситуация в России характеризуется быстрым и фундаментальным изменением описания мироустройства, требующим философско-культурологического, литературоведческого осмысления. В свете изменения темпов развития общества в целом и доминант культуры в частности особый интерес представляет культура регионов России, где наряду с русскойлитературой развивается инациональная.

Общеизвестно, что литература в Мордовии развивается на нескольких языках, ведущими среди которых является русский и два мордовских -эрзянский и мокшанский. Учитывая самостоятельность и самобытность каждой ветви литературного развития в республике, за основу рассуждений о типологии пространственно-временной организации современной прозы Мордовии, мы взяли литературные образцы на русском языке. Это объясняется многочисленностью такого художественного материала, его оригинальностью, с одной стороны, трансформацией и взаимодействием разных типов художественного сознания в подобных произведениях - с другой. К тому же, художественные произведения А. И. Брыжинского, В. И. Мишаниной, А. И. Доронина как ведущих прозаиков Мордовии рубежа XX — XXI веков, чьи прозаические образцы публикуются и на национальном (мордовском-мокша, мордовском-эрзя) языке, уже являлись предметом монографического исследовательского интереса ряда начинающих и маститых литературоведов республики, в отличие от творчества избранных нами авторов. Это в свою очередь ведет к нашим попыткам описания основных пространственно-временных доминант в творчестве современных писателей, чьипроизведения могут рассматриваться не только как пример развития литературного процесса национальной республики, но и дает возможность вписать анализ текстового материала в эволюционные процессы современной литературы России в целом.

Избранный для анализа текстовый материал дает возможность описать мировоззрение современных писателей Мордовии, мастерство которых позволяет говорить о высоком качестве не только современной литературы в Мордовии, но и представить картину идейно-эстетического развития новейшей русской прозы.

Литература Мордовии уже становилась объектом исследования ряда специалистов (например, в диссертационных работах Р. П. Васильевой [Васильева,1991], С. Н. Гудковой [Гудкова, 1998], Е. А. Жиндеевой [Жиндеева,2004], Н. В. Карабановой [Карабанова,2001], Е.А. Кулебякиной [Кулебякина,2001], Н. Н. Максимкиной [Максимкина,2008], С. Н. Степина [Степин,2000], Е. А. Уторовой [Уторова,2009]Н. В. Чушниковой [Чушникова,2003] и др.).

Однако до настоящего времени темпоральный аспект воспроизведения пространственно-обстоятельственного изображения мира в произведениях современных прозаиков Мордовии не являлся основой специального исследования.

Бесспорно, за последние десятилетия в отечественной науке о литературе получены значительные результаты, давшие возможность констатировать специфическое положение категориальной темпоральной организации художественного произведения современного писателя. В филологической науке, как и в философии, изучение пространственно-временных категорий занимает центральное место. Помимо широчайшего круга западных исследователей, внесших значительный вклад в разработку пространственно-временных категорий, в русском литературоведении проблема пространства и времени художественного текста нашла отражение в трудах следующих крупных специалистов - В. В. Виноградова [Виноградов,!963], П. А. Флоренского [Флоренский, 1993], В. Б. Шкловского [Шкловский, 1969; 1983] и мн. др.

Современные литературоведы и языковеды, как правило,

рассматривают временной аспект художественного произведения или

4

всинхронном разрезе, охватывающим одновременно компоненты темпоральных и пространственных структур (например, М. М. Бахтин [Бахтин,2000; 1986], Н. II. Михайлов [Михайлов,2006], В. И. Тюпа [Тюпа,2006.] и др., либо в диахронном. В последнем случае объектом внимания становится линейно-временной ракурс изображаемого бытия (возможность расширения или сжатия времени в процессе воссоздания картин бытия). К таковым научным работам можно отнести труды Л. Г. Бабенко [Бабенко, 2004], В. Б. Шкловского [Шкловский, 1983], 3. Я. Тураева [Тураев,2009] и др.

Ведущая роль в разработке категорий художественного пространства и времени принадлежит М. М. Бахтину, предложившему термин «хронотоп» как основу в изучении синтетической темпоральной структуры художественного произведения. Сам термин был заимствован из математического естествознания — теории относительности А. Эйнштейна, однако М. М. Бахтин предложил иное толкование данного понятия применительно к литературоведению, которое и взято нами за основу рассуждений о современном состоянии русской литературы Мордовии.

Построение типологии пространственно-временных отношений в

литературе - одна из наиболее сложных и актуальных задач теории

литературы, которая основывается на отсутствии исчерпывающих сведений о

временных закономерностях, характерных для того или иного рода

литературы. Закономерности построения временных и пространственных

отношений художественного произведения, относящегося к тому или иному

роду литературы, во многом определяют их специфику. Таким образом,

актуальность работы определяется тем, что на фоне научных поисков

литературоведения конца XX - начала XXI веков в контексте кардинального

пересмотра представлений о современной культуре нами описаны основные

типологические подходы к изображению пространства и времени в

современной русской прозе Мордовии. Аналитическая работа при этом

базируется на ряде произведений писателей Мордовии, которые не

5

становились до настоящего времени объектом внимания литературоведов (например, проза Е. Резепова, В. Федосеева, новые прозаические произведения Г. Петелина, I I. Рузанкиной, А. и К. Смородиных).

Возросший интерес к категориям художественного времени и пространства, который проявляется не только в литературоведении и лингвистике, но ив искусствоведении, психологии, культурологии,работах по эстетике и семиотике позволил высказать и нам свое отношение к специфике изображения литературной действительности в контексте понимания социального пространства, первостепенным компонентом которого является введение временного параметра в содержание изображения развития общества в пределах художественного переосмысления бытия. При этом за единицу типологической идентичности повествования нами взяты реалистическая и ирреалистическая доминанты изображения действительности.

Таким образом, объектом данного исследования становится типология пространственно-временной организациихудожественных образцов в контексте социально-философских исканий представителей современной русской прозы Мордовии.

Предметом исследования является динамика развития и реализация концептуальных составляющих пространственно-временной организации картины мира в современнойпрозе Мордовии в зависимости от различных аспектов воплощения доминант (реальная, фантастическая, сакральная) изображения действительности.

Материалом исследования послужили прозаические произведения современных писателей Мордовии, созданные в конце 1990-х - начале 2000-х годов.

Целью данного исследования является выявление специфики типологических разновидностей изображения художественного пространства и времени с учетом своеобразия воспроизведения характера литературного

персонажа в образцах современной прозы Мордовии.

6

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- проанализировать теоретические изыскания современных литературоведов, касающиеся типологии пространственно-временной организации художественного повествования, с последующей возможностью выделения сакральности;

- описать характерные процессы развития современной литературы Мордовии путем выявления и описания специфики пространственно-временных доминант реалистических произведений в их .жанровом соответствии;

- выявить значение дискретности пространства и времени в современных повестях литературы Мордовии;

- проследить специфику воссоздания памяти как основополагающей категории воспроизведения бытия в романах Г. Петелина и В. Федосеева;

- раскрыть типологические черты в изображении пространственно-временного плана в русской литературе Мордовии с ирреальной доминантой (фантастическое повествование);

- представить моделирование сакрального времени и пространства в текстах Н. Рузанкиной, А. и К. Смородиных.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах отечественных ученых по проблемам литературы и искусства: М. М. Бахтина, А. Г. Бочарова, Л. Я. Гинзбург, Б. О. Кормана, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Н. Н. Михайлова, В. В. Розанова, В. И. Тюпы, В. Шкловского, В. Е. Хализева, М. Б. Храпченко и мн. других.

Основным методом исследования был выбран системный подход, основанный на совокупности определяющих теоретических положений и конкретных идейно-эстетических аспектов рассматриваемой проблемы, взаимосвязи художественного пространства и времени и характера

литературного персонажа, а также на изучении художественной структуры произведений в связи с обозначенной проблемой.

В данном диссертационном исследовании использованы следующие методы:

-аналитический, помогающий изучить внутреннюю организацию художественного произведения;

-типологический, способствующий раскрытию социально-нравственной обусловленности современной прозы;

-сравнительно-сопоставительный, позволяющий дать развернутую характеристику описываемым явлениям.

Использованы герменевтический и аксиологический подходы в анализе как конкретных явлений литературы Мордовии, так и отдельных ее образцов.

Это дало возможность при помощи частных методов в рамках достижения цели диссертационной работы существенно расширить эвристический потенциал системного подхода исследования.

Достоверность исследования определяется сочетанием традиционных методов и новых подходов (герменевтический, контекстный, культурологический) к изучению явлений литературы. Методология и конкретная методика исследования базируются на системном анализе, где учтены социальный и историко-культурный контексты изображения современных проблем.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении на материале современной литературы национального региона Российской Федерации (Республики Мордовия) проводится многоаспектный анализ проблемы пространственно-временной организации художественного текста в связи с его жанровой природой и раскрытием характера литературного персонажа. Работа является целостным исследованием, охватывающем рассмотрение современнойпрозы Мордовии как части общего литературного процесса России:

- впервые описываются и подробно исследуются на материале современной прозы Мордовии такие составляющие категории времени, как память, дискретность сюжета, сакральная реальность;

- выявляются способы моделирования художественного времени, характерные для прозы конца XX - начала ХХ1в.;

- впервые вводится в научный оборот характеристика творчества некоторых писателей (например, Е. Резепова, В. Федосеева), анализ новых художественных произведенийГ. Петелина, А. и К. Смородиных, Н.Рузанкиной, А. Зевайкина, С. Тремасовой и др.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблемы категорий пространства и времени, систематизацией материала, составляющего базу литературоведческих исследований, связанных с рассмотрением многоаспектности развития современной русской литературы. Анализ теоретических положений, существующих в настоящее время в гуманитарной науке, позволяет в рамках диссертационной работы предложить разделение двух типов пространственно-временной организации художественных произведений и выделить реалистическое повествование и прозу с ирреальной. доминантой как разные способы, воспроизведения картины мира в литературном произведении. Представленное положение имеет существенное значение для выявления и описания типологических моделей времени и пространства в образцах современной прозы Мордовии. Анализ избранных литературных произведений последних десятилетий раскрывает художественные искания и эстетические принципы сущности воссоздания категорий времени и пространства в творчестве современных представителей прозы Мордовии, в которой сочетаются художественные традиции и новации в представлении художниками слова окружающей действительности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ и переосмысление опыта отечественного литературоведения

в области изучения типологического своеобразия пространственпо-

9

временной организации художественного произведения дает основание утверждать, что время и пространство, наряду с другими литературоведческими категориями, являются обязательными смыслообразующими текстовыми единицами, отражающими способы воссоздания в художественном произведении разных типов действительности (реальный и ирреальный мир).

2. Существует устойчивая взаимосвязь между дискретностью пространственно-временной организации современного рассказа писателей Мордовии и выражением состояния или качества душевных переживаний литературного героя.

3. Временная перспектива в литературе Мордовии последнего десятилетия смещается: прошедшее время реализуется как настоящее, а будущее - как прошедшее. Способы воссоздания категории памяти в художественном произведении, таким образом, превращаются в основополагающую константу реалистической составляющей современной картины мира в крупных прозаических текстах конца XX - начале XXI в., о чем и свидетельствует анализ культурно-исторической составляющей романов Г. Петелина и В. Федосеева.

4. Дом в художественных произведениях современных прозаиков Мордовии рассматривается не только как константа, репрезентирующая ориентацию человека в пространстве, но и как концепт, отражающий социальное и психологическое положение человека относительно культуры, что в значительной степени характеризует специфику реализации современного подхода к воспроизведению соотношений «человек -социальное время», «человек - культурное пространство».

6. Наложение художественных систем реального и ирреального миров предполагает сходные контуры восприятия писателем и читателем места событий, а его пространственно-временная проекция позволяет говорить о специфике субъектно-объектной организации фантастических произведений А.Зевайкина.

7.0стрые проблемы современности вынуждают писателей обращаться к философско-религиозным темам, воссоздавая при этом в изображении действительности сакральную реальность как синтез времени и пространства.Такие современные прозаики, как А. и К. Смородины, Н. Рузанкина предлагают осмысление поступков своих героев в аспекте их религиозных исканий.

Практическая значимость диссертацииопределяется тем, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов на лекциях и семинарских занятиях по изучению современной литературы Мордовии, могут стать основой курсов по выбору и дисциплин национально-регионального компонента, составной частью разработки факультативных курсов, при написании учебных пособий и учебников для вузов и общеобразовательных школ Мордовии, а также применяться учителями-словесникамив практике преподавания литературы в общеобразовательныхшколах республики, студентами при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов. Материалы диссертации обсуждались на

кафедре литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е.

Евсевьева». Основные положения излагались на конференциях различного

уровня, в том числе на Международной научно-практической конференции

«Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и

перспективы развития» (Саранск, 2008), Международной научно-

практической конференции «Осовские чтения-2008» (Саранск, 2008), в IV

М1жн. научшвконф1ршцп «Культурно-мистецькесередовище: творчьсть та

технологи» (11-12 листопада 2010 р) (Киев, Украина, 2010); Всероссийской

научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой

художественной культуре» (Москва, 2008), Всероссийской научно-

практической конференции «Межкультурные связи в системе литературного

образования» (Саранск, 2008), Всероссийской интернет-конференции с

11

международным участием «Святотеческие традиции в русской литературе» (Омск, 2010); региональной научно-практической конференции «Методология гуманитарного знания» (Саранск, 2007), региональной научно-практической конференции «М. И. Безбородов и современность» (Саранск, 2007)и др.; часть материалов стала основой коллективной монографии «Религиозные искания и поиски себя в русской и мордовской литературе конца XX века» (Саранск, 2010).

С марта 2009 года часть материала используется в реализации исследовательского проекта № 09-04-23406 а/В, поддерживаемого РГНФ («Волжские земли: Республика Мордовия»), с мая 2010 года - в качестве составной части выполнения поисковых научно-исследовательских работ по проекту -Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Филологические науки и искусствоведение» в рамках мероприятия 1.2.1 Программы»мероприятия 1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук» по направлению 1 «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы по проблеме «Современный литературный процесс Мордовии в контексте новейшего развития русской литературы» (ГК от 07.05 2011 №П381).

Структура и объем диссертации определены спецификой выдвинутых в исследовании задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА I ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ВОССОЗДАНИЯ КАРТИНЫ МИРА В РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ МОРДОВИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА ХХ1ВЕКА 1.1 Способы моделирования художественного времени и пространства в рассказах писателей-реалистов конца XX - начала XXI века

Построение типологии временных отношений в литературе - одна из наиболее сложных и актуальных задач теории литературы, которая всегда испытывала трудности из-за отсутствия, сведений о временных закономерностях, характерных для того- или иного рода литературы. Закономерности построения временных отношений художественного произведения, относящегося к тому или иному роду литературы, во многом определяют их специфику.

В работах многих ученых встречается мнение о том, что временная организация того или иного художественного произведения определяется позицией автора, а также то, что время - это обязательный атрибут текстового аналога, организующий, наряду с категорией пространства, композицию художественного произведения. Большой интерес исследователей при рассмотрении временных отношений в тексте вызывают различные временные сдвиги, отклонения, изображение в художественном произведении нарушений реального хода событий и т.д.

Настоящий параграф посвящен проблеме моделирования художественного времени и пространства в рассказах современных писателей Мордовии. Его методологической основой послужили фундаментальные работы, посвященные проблеме временной организации прозы.

Исследованию особенностей художественного времени были посвящены работы Л. Г. Бабенко, Б.И.Бурсова, Я.О.Зунделовича,Г.Мейергоффа,В.Ф.Переверзева, Г.Пуле,А.Л.Слонимского, В.М.Фишера, Р.О.Якобсонаи др.

Множественность подходов к изучению феномена времени предполагает неоднозначность его толкования. 10. С. Степанов, исследуя концепт «время», отметил, что «концепт этот столь труден уже сам по себе, да и к тому же столь запутан различными точками зрения и научными спекуляциями, что единственный способ внести хоть какую-то ясность в культурологическом отношении — это выделить в нем именно культурологический компонент, т.е. вопрос не о времени вообще, а о «времени мира» [Степанов, 1997 : 120].

Если пространство художественного произведения наполняется разного рода объектами и ими определяется, то время литературного произведения репрезентируется событиями, а точнее их развитием и последовательностью. Именно поэтому, по словам, Л. Г. Бабенко: «Оно (время) включает, во-первых, семантику ограниченной длительности, временного периода, точек времени. Во-вторых, оно включает семантику неограниченной длительности, семантику текущего времени, временных изменений от прошлого к настоящему и будущему» [Бабенко, 2004 : 194]. Такая двойственность в толковании категории «времени» находит отражение в художественном произведении. Для художественного времени в большей мере характерен тот факт, что художник слова старается передать его существенные признаки,,., изменить ход, размыть, разомкнуть его границы, прервать однонаправленность временного потока.

В различных системах знания существуют разнообразные представления о времени. Ученые выделяют бытовое, обыденно представленное, научно-физическое, научно-философское, грамматическое и проч.

Традиционно считается, что исторически в науке и культурном сознании человечества сложилось два представления о времени: времени циклическом и времени линейном.

Л. Г. Бабенко о циклическом времени говорит как о последовательности однотипных событий, жизненных кругов, вращении по кругу. Также ученый выделяет характерные признаки циклического времени, такие как завершенность, повторяемость событий, неразличение начала и конца.

14

Время же линейное связывается с представлением об однонаправленности поступательного движения событий, их единичности, с идеей конца, эволюции, развития. Такое представление о времени связывают с индивидуализацией событий и их участников. Важными признаками его являются конкретность, единичность, однонаправленность культурно-исторического развертывания[Бабенко, 2004 : 196].

Ю. С. Степанов, исследуя развитие концепта «время», выделяет три типа времени: циклическое (кольцевое), линейное (по его мнению, это то же представление о кольце, но кольце разомкнутом, разорванном в одном месте) и разом данное, которое определяется следующим образом: «Мы обозначаем этим термином такое представление, когда «настоящее», «прошлое» и «будущее» мыслятся как бы разом, одновременно данными сознанию человека и одновременно присутствующими в определенной действительности» [Степанов, 1997 : 124].

Изображение действий и деятельности в художественном тексте, по мнению Л. Г. Бабенко, - основа временной непрерывности. Кроме того, ученый говорит о временных отклонениях, которые могут наблюдаться в художественном .тексте, о нарушениях временного порядка, так называемой ахронии. Они проявляются в двух разновидностях: в ретроспекции, или возврате к уже обозначенному, изображенному событию, взгляд в прошлое, и в проспекции - взгляд в будущее[Бабенко, 2004 : 194].

Специфика текстового времени проявляется в том, что оно является перцептуальным, так как воспринимается и воспроизводится субъективно, с возможным нарушением хода реального хронологического времени. Оно противостоит объективному времени. В художественном тексте объективное время представляется как констатация факта, а субъективное - его восприятием.

Л. Г. Бабенко утверждает, что субъективная природа текстового времени

детерминирована точкой зрения автора-наблюдателя, которая является

основной организующей силой временных отношений в художественном

15

тексте[Бабенко, 2004 : 196]. В связи с этим литературоведы выделяют внутреннюю и внешнюю точки зрения: «В плане временной характеристики использование внутренней точки зрения имеет место в том случае, когда временная позиция повествователя синхронна описываемому им времени (он ведет свое повествование как бы из «настоящего» участников действия), тогда как внешняя точка зрения представлена ретроспективной позицией автора» [Волков, 1997 : 221].

Таким образом, ученые пришли к выводу о том, что время текста в целом обусловлено взаимодействием трех темпоральных «осей»:

1) календарного времени, отображаемого преимущественно лексическими единицами с семой «время» и датами;

2) событийного времени, организованного связью всех предикатов текста (прежде всего глагольных форм);

3) перцептивного времени, выражающего позицию повествователя и персонажа (при этом используются разные лексико-грамматические средства и временные смещения).

В художественном тексте находят отражение основные универсальные представления о ходе времени и его свойствах: наполненность событиями; цикличность/линейность/временная данность; диалектика времени; движение от прошлого к настоящему; от настоящего к будущему; непрерывная текучесть/длительность/временная фиксированность событий.

J1. Г. Бабенко приходит к выводу о том, что в художественном тексте воплощаются также и уникальные индивидуально-авторские представления о времени, которые проявляются: 1) в текстовых ахрониях (ретроспекциях и проспекциях); 2) в сжатии (свертывании) и в растягивании (развертывании) времени протекания событий; 3) в дискретности времени[Бабенко, 2004 : 195].

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Палькина, Татьяна Николаевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимов, В. М. Человек и время: «путевая проза», «деревенская проза». Открытия и уроки / В. М. Акимов. - Л. : Советский писатель, 1986. -254 с.

2. Алешкин, А. В. Роман: обстоятельства и характеры / А. В. Алешкин // Современная мордовская литература: 60-80-е годы. -Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1991. -Ч. 1. - С. 120-133.

3. Алтабаева, Е. В. Семантические параметры концепта «желание» в . современном русском языке / Е. В. Алтабаева // Русский язык вчера, сегодня, завтра. - Воронеж, 2000. - С. 32-33.

4. Анализ драматического произведения. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. -

386 с.

5. Анализ литературного произведения / под ред. Л. И. Емельянова, А. Н. Иезуитова. - М. : Наука, 1976. - 235 с.

6. Андреев, Л. Рассказы и повести / Л. Андреев. - М. : Недра, 1980. -288 с.

7. Архангельский, Л. М. Социально-этические..проблемы теории личности / Л. М. Архангельский. - М. : Мысль, 1974. - 221 с.

8. Аспект-1989. Исследования по мордовской литературе / сост. и отв. ред. А. В. Алешкин. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1989 - 120 с.

9. Аспект-1990. Исследования по мордовской литературе: идейно-эстетические проблемы и художественные традиции : трудыНИИЯЛИЭ. — Вып. 102. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1991 - 117 с.

10. Аспект-1991. Исследования по мордовской литературе: современный литературный процесс, вопросы поэтики жанров : труды НИИЯЛИЭ. - Вып. 102. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1992. - 128 с.

11. Астафьев, В. Посох памяти / В. Астафьев. - М. : Просвещение, 1980.-С. 44.

12. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. - М., Екатеринбург, 2004.

13. Бахтин, М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. - СПб : Азбука, 2000. - 336 с.

14. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин ; сост. С. Бочаров, В. Кожинов. - М. :Худож. литература, 1986. - 543 с.

15. Бахтин, М. М. Слово в поэзии и в прозе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы - 1972. - № 6. - С. 54-85.

16. Белая, Г. А. Художественный мир - современной прозы / Г. А. Белая. - М.: Наука, 1983.- 190 с.

17. Большая литературная энциклопедия / В. Е. Красовский [и др.]. -М. : Слово: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - 845 с.

18. Борисов, А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература / А. Г. Борисов. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1977. - 190 с.

19. Бочаров, А. Г. Литература и время: из творческого опыта прозы 60-х - 80-х годов. - М. :Худож. литература, 1988. - 383 с.

20. Бочаров, А. Г. Современник - крупным планом / А. Г. Бочаров // Вопросы литературы. - 1965. - № 12. - С. 89.

21. Бочаров, А. Г. Требовательная любовь: концепция личности в современной советской прозе. -М. :Худож. литература, 1977. - 368 с.

22. Бочаров, А. Г. Чем жива литература?.. Современность и литературный процесс : монография / А. Г. Бочаров. - М. : Советский писатель, 1986. - 400 с.

23. Браже, Т. Г. Искусство анализа художественного произведения / Т. Г. Браже. - М. : Просвещение, 1971. - 186 с.

24. Васильев, С. Пока смеется гном... / С. Васильев // Странник. -2008.-№5.-С. 145-155.

25. Васильева, Р. П. Художественный билингвизм в мордовской литературе и его национально-стилевая природа :автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р. П. Васильева ; Мордов. гос. ун-т. - Саранск, 1991.

26. Вейник, А. И. Почему я верю в Бога. Исследование проявлений духовного мира / А. И. Вейник. - Минск : Белорусский Экзархат, 2004. - 372 с.

27. Величковский, Б. М. Представление реального и идеального воображаемого пространства / Б. М. Величковский, И. В. Блинникова, Е. А. Лапин // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 103-113.

28. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 255 с.

29. Вовк, О. В. Энциклопедия знаков и символов / О. В. Вовк. - М. : Вече, 2006. - 528 с.

30. Волков, О. В. Точка зрения автора как центральная проблема композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / О. В. Волков // Категоризация мира: пространство и время. -М. : Наука, 1997. - С. 221-222.

31. Волченко, Л. В. Нравственная позиция личности / Л. В. Волченко // Моральный выбор. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - С. 54-69.

32. .Волькенштейн, В. М. Драматургия / В. М. Волькенштейн. - М. : Советский писатель, 1981. - 279 с.

33. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М. : Наука, 1981.-261 с.

34. Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения / Н. К. Гей // Контекст-74 : литературно-теоретические исследования. - М. : Наука, 1975.-С. 213-228.

35. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. - Л. : Наука, 1971.-С. 403^63.

36. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Советский писатель, 1979. - С. 89.

37. Громова, М. И. Русская современная драматургия / М. И. Громова. -М. : Флинта : Наука, 1999. - 160 с.

139

38. Грюнбаум, А. Философские проблемы пространства и времени [Электронный ресурс] /А. Грюнбаум. - Режим доступа : http://humanities.edu.ru/db/msg/26448. - Загл. с экрана.

39. Гудкова, С. Н. Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы 1970-90-х годов :автореф. дис. ... канд. филол. наук. / С. П. Гудкова ;Мордов. гос. ун-т. - Саранск, 1998.

40. Гусейнов, А. А. Социальная природа нравственности /

A. А. Гусейнов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 157 с.

41. . Девяткина, Т. П. Мифология мордвы / Т. П. Девяткина. - Саранск :Крас. Окт., 1998.-563 с.

42. Днепров, В. Д. Литература и нравственный опыт человека /

B. Д. Днепров. - Л. : Советский писатель, 1970. - 423 с.

43. Евтушенко, О. В. Антропоцентрический принцип в развитии русского языка: микросистема «пространственные ориентиры» / О. В. Евтушенко // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. -2002.-№5.-С. 73-86.

44. Есин, А. Б. Время и пространство / А. Б. Есин // Введение в литературоведение. Литературное произведение: общие понятия, и термины / под ред. Л. В. Чернец. - М.: Наука, 2000. - С. 47-62.

45. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени [Электронный ресурс] / П. Жане. - Режим доступа : http://pierrejanet.narod.ru/memory.html

46. Жиндеева, Е. А. Эволюция русскоязычной прозы Мордовии : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Е. А. Жиндеева ; Казан.гос. ун-т. — Казань, 2004.

47. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В. М. Жирмунский. - Л. : Наука, 1977. - 407 с.

48. Звездова, Г. В. Мир и человек в раннем творчестве А. И. Солженицына (рассказ «Матренин двор») / Г. В. Звездова, О. В. Ланская. - Липецк, 2007. - 114 с.

49. Зиновьев, Н. В. Связь времен и поколений: русские писатели о мордовском народе / Н. В. Зиновьев // Человек и время. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1995.-С. 5-24.

50. Карабанова, Н. В. Художественно-эстетическое своеобразие повести в русскоязычной прозе Мордовии 80-90-х годов XX века :автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Карабанова ; Мордов. гос. пед. нн-т. -Саранск, 2001.

51. Кардин, В. К. Верность времени / В. К. Кардин. - М. : Советский писатель, 1962.-215 с.

52. Карпицкий, Н. Н. Виртуальность и темпоральность / Н. Н. Карпицкий // Известия Томского политехнического университета. -2003. - Т. 306. - № 4. - С. 132-136.

53. Карякин, Ю. Новый хронотоп / Ю. Карякин // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. -М. : Советский писатель, 1989. - С. 639-641.

54. Касаткина, Т. А. Время, пространство, образ, имя, символика цвета, символическая деталь в «Преступлении и наказании» : комментарий / Т. А. Касаткина // Достоевский: дополнения к комментариям / под ред. Т. А. Касаткиной ; Ин-т мировой лит.им..А. М. Горького. - М. : Наука, 2005...--С. 236-269.

55. Катто, Ж. Пространство и время в романах Достоевского / Ж. Катто // Достоевский: материалы и исследования. - Л. : Наука, 1978. — С. 41-53.

56. Ким, И. В. Модели репрезентации и проблема социальных симулякров / И. В. Ким // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 48. - С. 30-34.

57. Ключарев, Г. А. Пространство и время в жизни человека Философия и жизнь. О человеке / Г. А. Ключарев// Знание. - 1991. - №12. — 92 с.

58. Коваленко, А. Г. Время частное и время бытийное в русской литературе / А. Г. Коваленко // Филологические науки. - 2000. - № 6. -С. 3-12.

59. Кожинов, В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра / В. В. Кожинов. - М. : Современник, 1978. - 303 с.

60. Копалинский, В Словарь символов / В. Копалинский. -Калининград : Мысль, 2002. - С. 65.

61. Корман, Б. О. Изучение текста художественного произведения /Б. О. Корман. - М. : Наука, 1972. - 324 с.

62. Кузмичев, И. К. Литература и нравственное воспитание личности : пособие для учителей / И. К. Кузмичев. - М. : Просвещение, 1980. - 176 с.

63. Кузнецов, Ф. Ф. За все в ответе: нравственные искания в современной прозе и методологии критики / Ф. Ф. Кузнецов. - М. : Советская Россия, 1984.-592 с.

64. Кузьменко, Ю. Чтобы передать богатство нашей жизни... / Ю. Кузьменко // Вопросы литературы. -1977. - № 4. - С. 38.

65. Кулебякина, Е. А. Творчество А. Соболевского в контексте развития русскоязычной прозы Мордовии 1960-90-х годов :автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Кулебякина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2001.

66. Левина, М. Апофеоз беспочвенности / М. Левина // Вопросы литературы. - 1991. - № 5 - С. 5.

67. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы / Д. С. Лихачев. -М. :Алетейя, 1997. -158 с.

68. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-79.

69. Лихачев, Д. С. Избранные работы : в 3 т. Т. 3 / Д. С. Лихачев. — Л. :Худож. литература, 1987. - 520 с.

70. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. - М. : Наука, 1979. - 360 с.

142

71. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. - Л. : Наука, 1972.- 165 с.

72. Лотман, Ю. М. О русской литературе / Ю. М. Лотман. - СПб : Искусство-СПБ, 1997. - 848 с.

73. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве. - СПб : Искусство-СПб, 1998. - 285 с.

74. Майленова, Ф. Г. В виртуальном мире современных нравственных ценностей и убеждений / Ф. Г. Майленова // Виртуальные реальности. - М.: Наука, 1998.-281 с.

75. Максимкина, Н. Н. Документализм "как ведущий принцип изображения действительности в творчестве С. Г. Фетисова / Н. Н. Максимкина ;Мордов. гос. пед. нн-т. - Саранск, 2008.

76. Машинский, С. И. Слово и время / С. И. Машинский. — М. : Советский писатель, 1975. - 560 с.

77. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. — М. : Наука, 1995.-293 с.

78. Михайлов, Н. Н. Теория художественного текста / Н. Н. Михайлов. - М., 2006.

79. Михайлов, Н. Н. Теория художественного текста : учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Н. Н. Михайлов. - М. : Академия, 2006. - 224 с.

80. Моральный выбор / под общ.ред. А. И. Титаренко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980 - 344 с.

81. Насущные вопросы этики : сб. ст. - М. : Изд-во АН СССР, 1971. -

С. 55.

82. Николаенко, Н. И. С временем сверяя шаг. Нравственные искания в современной советской прозе / Н. И. Николаенко. - Киев : Изд-во Киев.гос. ун-та, 1984.- 104 с.

83. Николина, Н. А. Филологический анализ текста / Н. А. Николина. - М. : Академия, 2000. - 512 с.

84. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. - С. 555.

85. Озеров, В. Новый человек в жизни и в литературе / В. Озеров // Жизнь, герой, литература. - М. : Советский писатель, 1961. - С. 12.

86. Пектеев, В. Маленькие трагедии Александра Пудина / В. Пектеев // Современная драматургия. - 1995. - № 3/4. - С. 28.

87. Петелин, Г. И. Безгрешны только боги / Г. И. Петелин. - Рузаевка :Рузаевский печатник, 2005. - 406 с.

88. Петрухин, В. А. Возьми меня, пожалуйста, на речку / В. А. Петрухин // Странник. - 2008. - № 6. - С. 203-207.

89. Попова, 3. Д. Из истории когнитивного анализа в лингвистике / 3. Д. Попова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : науч. изд. / под ред. И. А. Стернина ; Воронежский государственный университет. - Воронеж, 2001. - С. 7-13.

90. Поспелов, Г. Н. Вопросы методологии и поэтики / Г. Н. Поспелов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 336 с.

91. Поспелов, Г. Н. Искусство и эстетика / Г. Н. Поспелов. - М. : Искусство, 1984. - 325 с.

92. Поспелов, Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 360 с.

93. Прокофьева, А. Г. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2000. - 160 с.

94. Пространство и время / под ред. М. А. Парнюка, Е. Н. Причепий, И. В. Огородника [и др.]. - Киев :Наукова думка, 1985. - 295 с.

95. Пространство другими словами: французские поэты XX века об образе в искусстве / под ред. Б. В. Дубина. - СПб : Изд-во Ивана Лимбаха, 2005.-304 с.

96. Пудин, А. Пьесы : в 3 кн. Кн. 1 / А. Пудин. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 2007. - 388 с.

97. Пустовойт, П. Г. Слово и образ в художественном произведении / П. Г. Пустовойт. - М. : Наука, 1976. - 124 с.

98. Резепов, Е. Наша маленькая жизнь : рассказы / Е. Резепов. -Саранск :Мордов. кн. изд-во, 2007. - 416 с.

99. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1974.-286 с.

100. Роднянская, И. Б. Художественное время и пространство / И. Б. Роднянская // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. - М. :Интелвак, 2001. - С. 1174-1177.

101. Розанов, В. В. Апокалипсис нашего времени [Электронный ресурс] / В. В. Розанов. - Режим доступа : http://www.vehi.net/rozanov/apokal.html

102. Розанов, В. В. Религия и культура / В. В. Розанов. - М. : АСТ, 2001.-640 с.

103. Розанов, В. В. Собрание сочинений: около церковных стен / В. В. Розанов ; под общ.ред. А. Н. Николюкина. - М. : Республика, 1995. -558 с.

104. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях / В. В. Розанов ; под общ.ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1996. - 702 с.

105. Рузанкина, Н. Возвращение / Н. Рузанкина // Странник. — 2008. — №2.-С. 3-137.

106. Рузанкина, Н. Рассказы / Н. Рузанкина. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 2005. - 145 с.

107. Русские писатели о литературном труде. - Л. : Советский писатель, 1955.-Т. 2. - С. 712-713.

108. Русское народное поэтическое творчество / под ред. В. П. Андриановой-Перетц. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1955 - Т. И., кн. 1. - 544 с.

109. Смородина, А. Русский костер. Рассказы-притчи / А. Смородина, К. Смородин. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 2000. - 396 с.

110. Современный философский словарь / под общ.ред. Кемерова - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск : Панпринт, 1998. - 1064 с.

111. Соловьев, В. С. Россия и вселенская церковь [Электронный ресурс] / В. С. Соловьев. - Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/vselcerk/index.html

112. Соловьев, В. С. Русская идея [Электронный ресурс] / В. С. Соловьев. - Режим доступа : http://www.vehi.net/soloviev/russianidea.html

113. Стародубцева, Л. В. Мнемозина и Лета. Память и забвение в истории культуры / Л. В. Стародубцева. — Харьков, 2003- 138 с.

114. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры: опыт исслед. / Ю. С. Степанов. - М. : Слово, 1997. - 261 с.

115. Степин, С. Н. Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов :автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. Н. Степин ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2000.

116. Суслова, Н. В. Новейший литературоведческий словарь-справочник для ученика и учителя / Н. В. Суслова. Т. Н. Усольцева. - М. : Белый ветер, 2003. - 152 с.

117. Тамарченко, Н. Д. Теория литературы : учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Академия, 2004. - Т. 1. - 512 с.

118. Тамарченко, Н. Д. Хронотоп / Н. Д. Тамарченко // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН.- М. :Интелвак, 2001. -Стб. 1173.

119. Тимофеев, Л. Основы теории литературы / Л. Тимофеев. - М. : Просвещение, 1966. - С. 43.

120. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст:

семантика и структура. - М. : Наука, 1983. - 482 с.

146

121. Топоров, В. II. Святость и святые в русской духовной культуре /

B. Н. Топоров. - М. : Наука, 1995. - 367 с.

122. Тремасова, С. Колыбельная: рассказы, новеллы / С. Тремасова. -Саранск : Писатель, 2006. - 112 с.

123. Тураева, 3. Я. Категория времени: время грамматическое и время художественное (на материале английского языка) / 3. Я. Тураева. - М., 2009.

124. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста : учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В. И. Тюпа. - М. : Академия, 2006. -336 с.

125. Уторова, Е. А. Специфика воплощения авторского идеала в русской литературе Мордовии конца XX - начала XXI веков / Е. А. Уторова ;Мордов. гос. пед. нн-т. - Саранск, 2009.

126. Федоров, В. В. Почему опасно быть поэтом // Анализ одного стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?..» / В. В. Федоров. - Тверь :Твер. гос. ун-т, 2001. - С. 63-66.

127. Филат, Т. В. Поэтика пространства и времени в русской повести 1880-х - начала 90-х гг. / Т. В. Филат. - Днепропетровск : АРТ-ПРЕСС, 2002. -418с. . .

128. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. - М. : Наука, 1993.-363 с.

129. Францева, В. М. Поэзия и время / В. М. Францева // Проблемы современной мордовской литературы. - Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1980. -

C. 238-252.

130. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М. : Наука, 1958. - 482 с.

131. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. :Высш. шк., 2002. - 437 с.

132. Храпченко, М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Б. Храпченко. - М. : Худож. литература, 1977. -С. 9.

133. Чернейко, В. Способы представления пространства и времени в художественном тексте / В. Чернейко // Философские науки. - 1994. - № 2. -С. 58-70.

134. Чушникова, Н. В. Конфликты и характеры в русскоязычной прозе Мордовии 1980-90-х гг.: жанровый аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Чушникова ; Мордов. гос. ун-т. - Саранск, 2003.

135. Шкловский, В. Б. Конвенция времени / В. Б. Шкловский // Вопросы литературы. - 1969. -№ 3. - С. 115-127.

136. Шкловский, В. Б. Проблема времени в искусстве // Шкловский В. Б. О теории прозы. - М., 1983. - С. 242-249.

137. Шутая, Н. К. Сюжетные возможности хронотопа «присутственное место» и их использование в произведениях русских классиков XIX в. (на примере прозаических произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и JI. Н. Толстого) / Н. К. Шутая // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - 2005. - № 5. - С. 64-75.

138. Щукин, В. Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В, Г. Щукин // Вопросы философии. - 2004. - № 10. - С. 47-64.

139. Элькин, Д. Г. Восприятие времени / Д. Г. Элькин. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 310 с.

140. Эсалнек, А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения : учеб. пособие / А. Я. Эсалнек. - 2-е изд. -М. : Флинта: Наука, 2003. - 112 с.

141. Якубина, JI. В. Анализ пространственных отношений текста / Л. В. Якубина//Русская словесность. - 2002. - № 1. - С. 41-49.

142. http://social.philosophy.pu.ru/biblio/bodryzlo.html

143. http://vestnik-press.ru/7HUDOZhESTVENNOE_VREMYa

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.