Типологические черты советской радиодраматургии 1970 - х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Ковалева, Полина Игоревна

  • Ковалева, Полина Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 201
Ковалева, Полина Игоревна. Типологические черты советской радиодраматургии 1970 - х годов: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2015. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ковалева, Полина Игоревна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. РАДИОДРАМА КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. Радиодраматургия в аспекте традиций классической литературной драмы

1.2. Драматургия второй половины XX века: основные тенденции литературного развития

2. ТРАДИЦИИ И СПЕЦИФИКА МИРОВОЙ РАДИОДРАМАТУРГИИ (ОПЫТ АМЕРИКАНСКОЙ, ЯПОНСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ РАДИОДРАМЫ)

2.1. Художественный потенциал американской радиодраматургии

2.2. Японская радиодраматургия как специфический художественный феномен

2.3. Традиции немецкой радиодраматургии

3. СПЕЦИФИКА СОВЕТСКОЙ РАДИОДРАМАТУРГИИ 1970-Х ГГ

3.1. Поэтика радиодрамы 1970-х гг

3.1.1. Конфликт в радиодраме

3.1.2. Своеобразие главного героя радиодрамы 1970-х гг

3.1.3. Хронотоп в радиодраматургии 1970-х гг

3.2. Формально-структурный аспект радиодрамы: специфика создания атмосферы

3.2.1. Роль диалога в конструировании художественной модели

3.2.2. Авторские ремарки в структурно-функциональном аспекте

3.2.3. Монтаж как конститутивный прием и принцип организации художественного целого в радиодраме

4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАДИОДРАМЫ 70-Х ГГ. XX ВЕКА В РАДИОПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА МИШАРИНА «ПЯТЬ РАЗГОВОРОВ С СЫНОМ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типологические черты советской радиодраматургии 1970 - х годов»

ВВЕДЕНИЕ

Советская радиодрама, возникшая в 1920-х годах и пережившая всплеск в 70-х годах XX века, представляет собой феноменальное явление в истории русской литературы, требующее глубокого осмысления. В связи с этим типологические черты радиодрамы как литературной основы радиотеатра представляют актуальную научную проблему для современного литературоведения. Радиодраматургия появилась вследствие стремительного развития радиотехнологий, что обусловило одновременно возникший интерес к этому виду литературного творчества в 70-х годах XX века в европейских странах (Англии, Германии, Финляндии), Америке и Японии. В то же время, несмотря на синхронность зарождения радиодрамы, история развития национальных школ существенно различается.

Радиодрама как уникальный феномен, возникший на стыке литературы, театра и радио, неразрывно связана с понятием радиотеатра, оказавшего огромное влияние на мировую аудиторию в эпоху, когда многие специалисты и ученые предрекали исчезновение радио из-за растущей популярности телевидения. Историк и исследователь радиотеатра А. А. Шерель в работе «В студии радиотеатра» пишет о свидетельствах возрастающего, несмотря ни на что, веса художественного вещания: «Польское радио, к примеру, только по одному из своих каналов в 1976 году предложило слушателям 437 радиоспектаклей. <...> Интерес слушателей к художественным передачам радио в Венгрии проявился в таком примечательном факте: газета, печатающая программы радио и телевидения, решила наградить подписчика, который получит квитанцию за номером 750 ООО, ценным подарком. Предполагали дарить телевизор сверхновой модели. Объявили об этом читателям. По их просьбе заменили приз на стереофонический радиоприемник»1.

Эти и подобные им факты - свидетельство тенденции, имеющей объективную основу: своеобразие радио, обусловленное сочетанием охвата

1 Шерель А. А. В студии радиотеатра. М.: Знание, 1978. С. 2.

массовой аудитории и его специфически интимной манеры обращения к отдельному человеку, играет особую роль в воспитании чувств. Сочетание потенциала драмы и радио предоставляет слушателю возможность острее почувствовать тот или иной конфликт, «запрограммировать» реакцию слушателя, просчитать последствия этого «радиовоспитания»2.

Будучи, по выражению А. А. Шереля «своеобразным аккумулятором культурных ценностей», репертуар радиотеатра в СССР помимо инсценировок русской и мировой классики, публицистических документальных драм и «литературных чтений», режиссерских экспериментов Г. А. Товстоногова и А. В. Эфроса, Г. Б. Волчек и О. П. Табакова, регулярных международных фестивалей и театрализованных биографий, включал оригинальные радиопьесы, которые представляют особый интерес для исследователя. При всем многообразии искусствоведческих работ, посвященных радиотеатру, радиодрама в литературоведческом ракурсе практически не исследовалась. Причины наличия столь серьезной научной лакуны можно отчасти связывать с отсутствием у исследователей собственно литературного материала: в советское время было издано в печатной версии лишь несколько радиопьес. В современной теории и истории литературы типологические особенности советской радиодрамы практически не исследованы. Прежде всего, отсутствие системного подхода к изучению столь важного явления объясняется тем, что радиодрама ранее рассматривалась либо вне общего литературного контекста, либо как часть драматического искусства, обладающая универсальными для этого рода литературы принципами миромоделирования. Специфика и художественный потенциал соединения в рамках радиовещания таких видов искусства, как театр и литература, становятся предметом системного научного исследования впервые. В работе предлагается опыт системного анализа радиопьес 1970-х гг., принадлежащих перу отечественных авторов, таких как

2 Согласно представлениям исследователя драматургии XX века Е. С. Шевченко, выработавшимся на основе работ Г. Э. Дебора, Р. Барта, Ж. Баландье, М. К. Видаля, Г. Алмер: «В гуманитарной мысли последних десятилетий театр, как таковой, фигурирует в качестве эпистемологической доминанты современности» (Об этом: Шевченко Е. С. Эстетика балагана в русской драматургии 1900-1930-х годов : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Самара, 2010. С. 3.)

Виктор Штанько, Аркадий Пинчук, Георгий Падалка, Север Гансовский, Виталий Сергеев, Евгений Астахов, Андрей Кунаев, Андрей Вейцлер, Александр Мишарин, Андрей Татарский.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления специфического в контексте развития русской и мировой культуры феномена радиодраматургии, основанного на стыке литературы, театрального искусства и радиовещания; необходимостью введения в научный оборот целого ряда произведений отечественной радиодраматургии, до сих пор не являвшихся объектом научного изучения.

Обращение к советской радиодраме 1970-х годов обусловлено недостаточной изученностью поэтики радиопьесы как специфического феномена, обладающего синтетической природой (основанного на стыке литературы, театрального искусства и радиовещания), в частности, не являлись предметом научного анализа пьесы, составившие значительную часть репертуара советского радиотеатра. Анализ поэтики радиодрам, включенных в сборники «Канал альпинистов» (1971), «Млечный путь» (1979), способствует уточнению истории русской драматургии второй половины XX века, пониманию своеобразия современной российской драматургии, активно включающейся в медийное пространство.

Цель диссертационной работы - сформировать представление о специфике советской радиодраматургии 1970-х годов, выявить ее типологические черты, охарактеризовать структурно-семантические особенности.

Основные задачи:

1. Определить принципы построения жанрово-родовой модели радиодрамы.

2. Охарактеризовать специфику отечественной радиодрамы в контексте тенденций мировой радиодраматургии изучаемого периода; выявить национальные особенности и универсальные жанрово-родовые принципы

построения художественной модели в ее структурно-семантическом и коммуникативном аспектах.

3. На основе анализа пьес, включенных в сборники «Канал альпинистов» (1971), «Млечный путь» (1979), определить художественный потенциал и значение изучаемого феномена в формировании этико-эстетических представлений и идеологических ориентиров советского общества 1970-х гг.

4. Представить комплексный анализ репрезентативной радиопьесы рассматриваемого периода («Пять разговоров с сыном» Александра Мишарина).

Материалом исследования стали произведения, которые до сих пор не являлись объектом рецепции литературоведения, в частности его сегмента, посвященного драматургии. В работе исследованы тексты таких советских сборников, как «Канал альпинистов» (1971), «Млечный путь» (1979); сделаны научные наблюдения над немецким сборником радиодрам «Модель» (1978), сборником американских радиопьес «Падение города» (1974), сборником японских радиопьес «Звезды не гаснут» (1979). Выбор произведений обусловлен тем, что они представляют собой репрезентативные образцы радиодрамы, синхронно созданные в мировой драматургии в один историко-литературный период. Анализ сборников советских радиопьес позволил выявить и охарактеризовать универсальные и специфические черты советской радиодрамы в контексте общемировых тенденций. Мы не преследовали задачу исследования лингвистической составляющей зарубежных пьес, а потому воспользовались переводами зарубежной радиодрамы, так как перевод дает представление о содержательно-формальных особенностях конструирования художественной модели, созданной на стыке литературы и радио. Отбор материала подчинен стремлению выявить специфику использования изобразительно-выразительных художественных средств, актуализируемых в рамках радиовещания, благодаря которым феномен радиодрамы и сегодня продолжает оставаться востребованным.

Теоретической основой исследования являются труды в области истории и теории литературы (литературной драмы; драмы, непосредственно рассчитанной на вещание), истории и теории радиовещания, труды о природе творчества в актерской и режиссерской практике известных деятелей радиоискусства. Теоретическую базу также составили научные и экспериментальные данные в области звукорежиссуры и сценической речи.

Проблема радиотеатра и его составляющих (режиссуры на радио, актерского мастерства) неоднократно становилась объектом научного интереса, однако большая часть научных трудов посвящена именно искусствоведческому анализу радиопостановок. Так, например, особое внимание практики и теоретики уделяют специфике работы актера у микрофона. Первые наблюдения в этой области изложены в книге К. С. Станиславского «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения». Для радио был очень важен вывод К. С. Станиславского о способности человека при словесном общении с другими людьми видеть «внутренним взором то, о чем идет речь». «Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное»3.

«Многие из нас пользуются текстом для того, чтобы показать слушателям качество своего звукового материала, дикцию, манеру декламировать и технику речевого аппарата. Такие актеры имеют мало отношения к искусству. Не больше тех приказчиков музыкальных магазинов, которые бойко разыгрывают на всевозможных инструментах замысловатые рулады и пассажи не для того, чтоб передавать произведение композиторов и свое понимание их, а лишь для того, чтобы демонстрировать качество продаваемого товара»4.

Впоследствии эта проблема была интерпретирована научным знанием. В работе «Формирование интонации сценического общения»5 Л. А. Петрова рассматривает объективные закономерности порождения-восприятия

3 Станиславский К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. III: Работа актера над собой. Ч. II. Работа над собой в творческом процессе воплощения. М.: Искусство, 1955. С. 88.

4 Там же. С. 83.

5 Петрова Л. А. Формирование интонации сценического общения : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1993.

интонации, их проявление в сценическом диалоге и воздействие на зрительный зал. В контексте нашего подхода важно замечание Петровой о том, что интонация лишь относительно свободна от текста, что увеличивает в радиопьесе роль интонационных авторских ремарок6. Интонация имеет непосредственное влияние как на рациональную, так и на эмоциональную стороны сознания. По отношению к радио это имеет особое значение, т. к., не имея визуального ряда, радио чаще всего использует именно голос как основное средство воздействия на сознание. Когда речь идет о деятельности литературно-художественной редакции на радио, интонация является «катализатором фантазии» слушателя, и здесь очень важен профессионализм актера у микрофона, так как неправильно поставленная интонация может заслонить или исказить идею автора художественного произведения. Поэтому в радиодраме столь существенно возрастает роль «интонационных» ремарок.

В то же время авторские пояснения относительно интонационного рисунка роли представляют собой лишь одну разновидность всех авторских ремарок. Опираясь на труды А. Н. Зорина7, Л. А. Шуваловой8, И. Я. Балягиной9, Т. Г. Ивлевой10 и В. И. Комаровой11, мы составили собственную классификацию авторских ремарок, характерных для радиодрамы 70-х годов XX века, разделив их с точки зрения функционального аспекта, а также их позиции (формальной закрепленности) в тексте радиодрамы.

Формально-структурный аспект анализа также представлен осмыслением роли диалога, который, согласно Т. А. Марченко12, несет наибольшую информационную нагрузку в радиодраме. Специфику работы

6 Типология и специфика авторских ремарок в радиодраме подробно описана нами в параграфе 3.1 главы 3 «Поэтика радиодрамы 1970-х гг.».

7 Зорин А. Н. Поэтика ремарки в русской драматургии ХУШ-Х1Х веков : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2010.

8 Шувалова Л. А. Стилистико-грамматические особенности сценических ремарок : дис.... канд. филол. наук. М., 1969.

9 Балягина И. Я. Драматургическая ремарка как тип текста (на материале русских пьес 1920-х годов) : автореф. дис.... канд. филол. наук. М, 1993.

10 Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001.

11 Комарова В. И. Принципы и содержание лингвистического анализа обстановочной ремарки как компонента драматического произведения : дис. ... канд. филол. наук. М., 1973.

1 См.: Марченко Т. А. Радиотеатр. М. : Искусство, 1970; Марченко Т. А. Радиотеатр и телетеатр: Типология форм : учеб. пособие ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. Л. : ЛГИТМИК, 1988.

радиодраматургов с диалогами героев, помимо Марченко, выявляют и 1 ^

В. П. Зверев , исследующий радиодраму как явление искусства, а также О. Ю. Багдасарян, объектами диссертационного исследования которой являются поэтика атмосферы, особенности речевой организации пьес «новой волны»14. Диалог в качестве важнейшего компонента художественного текста подробно рассматривается в докторской диссертации Г. Г. Хисамовой15. В диссертации А. А. Сафронова16 подчеркивается значимость чередования ритма повествования от обычного к ускоренному или размеренному как особого средства удержания внимания читателя.

Существенное значение в радиопьесе имеет и монолог героев. При отсутствии визуальной картины действия, монолог часто представляет собой поток мыслей героя и воспринимается в произведении, предназначенном для постановки на радио, вполне реалистично. О. В. Гадышева17 предлагает понятие «монологизированного диалога», приобретающего особое значение для радиодрамы, где собеседник героя не виден и речь говорящего может быть легко обращена как к активно принимающему участие в разговоре собеседнику, так и к слушателю. Полилог - редкое явление в радиодраме: восприятие действия на слух может быть затруднено при участии слишком большого количества персонажей.

Немаловажную роль в точном воплощении авторской идеи играет работа

звукорежиссера. П. В. Игнатов в своем труде «Эволюция средств

" 18 художественной выразительности в творчестве звукорежиссера» доказывает,

что от эстетических концепций звукорежиссера, его музыкальной культуры,

художественного вкуса и творческого использования им всей палитры

13 Зверев В. П. Радиодраматургия как разновидность драматической литературы : дис. ... канд. искусствоведения. М., 1981.

14 Багдасарян О. Ю. Поствампиловская драматургия: поэтика атмосферы : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006.

15 Хисамова Г. Г. Диалог как компонент художественного текста : автореф. дис.... д-ра филол. наук. Уфа, 2009.

16 Сафронов А. А. Смыслообразование в драматургическом тексте и его вторичных интерпретациях : дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2002.

17 Гадышева О. В. Структура диалога в жанровых разновидностях драм (на материале драматургии Л. Андреева) : дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1995.

18 Игнатов П. В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера : автореф. дис.... канд. искусствоведения. СПб., 2006.

современных средств художественной выразительности в значительной степени зависит уровень культуры современного радиослушателя.

Специфике работы звукорежиссера посвящает свою работу и В. С. Турбин. В книге «Режиссер радио- и телетеатра»19 автор таких телеспектаклей, как «Портрет Дориана Грея», «Любовь Яровая», «Фиалка», рассказывает о своей работе на радио и телевидении, дает подробный анализ живого творческого процесса, который начинается с выбора актеров на роли и заканчивается выходом спектакля в эфир. В исследовании создается представление о том, что вносить правки в исходный текст, на котором основывается радиоспектакль, могут не только сценаристы и режиссеры на радио, но и сами актеры. «Многим актерам свойственно произносить авторский текст не так, как написал его автор, а так, как ему, актеру, удобнее, в его собственной редакции» . Однако при этом исследователь отмечает, что эти «отсебятины» микрофон и улавливает лучше всего. Искусствоведческий анализ работы актера с микрофоном, предложенный В. С. Турбиным, важен для нас тем, что он помогает понять специфику «кода», запрограммированного непосредственно самим драматургом: выбора автором радиопьесы ремарок, характеризующих тембр голоса и интонацию героев.

В исследовании В. С. Турбина внимание уделяется специфическим маркерам радиодраматургии как самостоятельного жанрово-родового явления -наличию в ней пояснительного текста. Своеобразие пояснительного текста на радио, по мнению исследователя, заключается в том, что он не может быть подробным, иначе он будет задерживать, растягивать действие. Между тем, наблюдения над конкретными историко-литературными фактами, представленными в нашей работе, позволяют прийти к заключению о том, что советские драматурги сводят пояснительный текст в радиодраме к минимуму, не жертвуя при этом смысловой насыщенностью.21 Помимо В. С. Турбина

19 Турбин В. С. Режиссер радио- и телетеатра. М.: Искусство, 1983.

20 Там же. С. 17.

21 Какими средствами достигается этот эффект, анализируется в параграфе 3.2.2 главы 3, посвященном специфике авторских ремарок в радиопьесе.

проблемами телетеатра - явления, также обладающего синтетической природой, и потому отчасти соотносимого с феноменом радиодраматургии, занимались также такие ученые, как А. С. Вартанов, В. А. Фролов, Н. М. Зоркая, Е. М. Авербах22, Н. В. Ростова23.

Наибольший вклад в развитие теории искусства и литературы на радио внес А. А. Шерель. Его работы «В студии радиотеатра», «Там, на неведомых подмостках...», «Рампа у микрофона», «Радиоискусство: проблемы истории и теории. 1922-1941 гг.» и одна из последних - «Аудиокультура XX века» дают наиболее полное представление о том, как рождался, развивался и в каком виде функционирует радиотеатр.

С теоретико-литературных позиций принципиально важным представляется то, что в диссертации «Радиоискусство: проблемы истории и теории. 1922-1941 гг.»24 А. А. Шерель четко разграничивает два родственных понятия - «радиотеатр» и «театр у микрофона». «Программы, включающие трансляцию или адаптацию театрального спектакля, мы называем "театр у микрофона". В отличие от них, спектакли, осуществленные непосредственно в студии по оригинальным сценариям, написанным специально для радио, или по инсценировкам литературных произведений (а иногда и на основе традиционных театральных пьес), относятся к направлению вещания, получившему название "радиотеатр"» . В своей работе автор подробно характеризует становление и эволюцию каждого из представленных им направлений.

«Аудиокультура XX века» является квинтэссенцией научной работы А. А. Шереля. В ней рассматривается начальный период радиоискусства, то есть период радиоконцертов, постепенное появление звука в немом кино, период расцвета радиодраматургии, радиоискусство в период Великой

22 Работы этих авторов включены в сборник: Поэтика телевизионного театра / М-во культуры СССР ; ВНИИ искусствознания ; редкол.: Ю. Богомолов, А. Вартанов, А. Липков. М.: Искусство, 1979.

23 Ростова Н. В. Художественно-эстетические проблемы современного телетеатра : дис. ... канд. искусствоведения. М., 2001

24 Шерель А. А. Радиоискусство: проблемы истории и теории. 1922-1941 гг. : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1995.

25 Там же. С. 19.

Отечественной войны. Особое внимание в работе автор уделяет эволюции творческих приемов и технических находок, используемых в постановках на радио26.

Между тем, рассматривая актерские и режиссерские приемы, автор совсем не затрагивает тему преобразования авторского текста в радиосценарий или специфику создания оригинальной радиопьесы как феномена, опирающегося на литературный текст. Отдельные аспекты этой проблемы, связанные с особенностями преобразования авторских текстов в театральный сценарий,

27

рассматриваются в работе К. Л. Рудницкого «Проза и сцена» , где раскрываются принципы сценического воплощения русской и советской прозы на сцене МХАТа, БДТ, театров им. Евг. Вахтангова, им. Моссовета, «Современника». Свои наблюдения автор основывает на опыте творческих исканий театральных режиссеров А. Д. Попова, Ю. А. Завадского, Г. А. Товстоногова, Ю. П. Любимова. В труде К. Л. Рудницкого на конкретных примерах рассматриваются особенности трансформации прозаического произведения в пьесу, которая происходила в знаменитых спектаклях МХАТа «Бронепоезд 14-69», «Дни Турбиных», «Братья Карамазовы», «Виринея».

С проблемой адаптации литературного материала к специфике радиотеатра отчасти связано и понятие «сценичности» художественных произведений, которое делает предметом своего исследования Б. Н. Любимов. В работе «О сценичности произведений Достоевского»28 ученый выделяет ряд признаков, характерных для прозы писателя, которые позволяют относить его произведения к наиболее подходящим для постановки на сцене. Признакам сценичности в прозаическом произведении уделяет внимание и

26 «Интереснейший прием выдумал Гарин, когда искал звуковое решение реплики «Баттлинг нокаутирован»: каждый из десяти актеров, изображавших зрителей у ринга, пел какую-то свою мелодию. Эта какофония, пропущенная через ревербератор, создавала впечатление головокружения у героя, ибо голоса орущей толпы входили в его сознание как бы с некоторым торможением. Гариным впервые в радиотеатре был использован этот аппарат - ревербератор, позволяющий "раздваивать" звук. В массовых сценах это давало возможность при небольшом количестве действующих лиц вызвать ощущение грандиозной толпы; в камерных, например, в монологе арбитра, - создать впечатление гнетущей, испуганной тишины в огромном куполообразном зале, где каждое слово как удар, отзывающийся эхом» (Шерель А. А. Аудиокультура XX века. М. : Прогресс-Традиция, 2004. С. 201).

27 Рудницкий К. Л. Проза и сцена. М.: Знание, 1981.

28 Любимов Б. Н. О сценичности произведений Достоевского. М.: ГИТИС, 1981.

Б. А. Грифцов . Подробный анализ представленных в нашем исследовании радиопьес позволяет понять механизмы «сценичности» в их преломлении к радиодраматургии.

Безусловно, важной научной базой, существенной для понимания характерных особенностей работы сценаристов и режиссеров на советском радио, являются история и теория русской драмы. Представления о тенденциях драматургии складываются из работ, посвященных пьесам А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого. Литературоведческую базу составили работы Н. А. Борисовой30, Н. В. Глущенко31, Ю. В. Доманского32, П. В. Ермаковой33, Ким Ми Хен34, Г. Л. Корольковой , И. Б. Мардова , Н. А. Муратовой , М. Я. Полякова , Е. И. Поляковой39, С. А. Саламовой40, Т. В. Смирновой, И. А. Хромовой41, Р. Я. Штеренгарца42, С. А. Шульц43.

В составлении представлений о сущностных чертах драмы как рода литературы, имеющих непосредственное отношение и к радиодраматургии, важную роль сыграли работы В. Е. Головчинер. В своих трудах «Эпическая

29 Грифцов Б. А. Достоевский и театр. Театральное обозрение. 1921. № 4. С. 2.

30 Борисова Н. А. Лирическая драма А. С. Пушкина о русалке: Источники, творческая эволюция, поэтика : дис. ... д-ра филол. наук. Великий Новгород, 2005.

31 Глущенко Н. В. Драматический диалог как дискурсивная практика: А. Н. Островский, А. П. Чехов, Д. Хармс : дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2005.

32 Доманский Ю. В. Вариативность драматургии А. П. Чехова : монография. Тверь : Лилия Принт, 2005.

33 Ермакова П. В. Социолингвистическое комментирование драматических произведений на русском и английском языках: На материале пьес Н. В. Гоголя «Ревизор» и А. П. Чехова «Чайка» : дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.

34 Ким Ми Хен. Драматургия Гоголя и ее сценическое воплощение: 1993-1997 годы XX века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1999.

35 Королькова Г. Л. Чеховская драматургическая система и драматургическое творчество Л. С. Петрушевской : автореф. дис.... канд. филол. наук. Чебоксары, 2004.

36 Мардов И. Б. Лев Толстой. Драма и величие любви: опыт метафизической биографии. М. : Прогресс-Традиция, 2005.

37 Муратова Н. А. Разрешение конфликта в драмах и комедиях А. П. Чехова : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2005.

38 Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Советский писатель, 1978.

39 Полякова Е. И. Театр Льва Толстого: драматургия и опыты ее прочтения. М.: Искусство, 1978.

40 Саламова С. А. Драматургия Л. Н. Толстого и западно-европейская «новая драма» конца XIX - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1987.

41 Хромова И. А. Традиции народного театра в творчестве А. Н. Островского : текст лекций. Иваново : ИвГУ, 1993.

42 Штеренгарц Р. Я. Тайна обаяния Н. В. Гоголя в литературе, театре и изобразительном искусстве. М. : Прогресс-Традиция, 2008.

43 Шульц С. А. Драматургия Л. Н. Толстого в контексте исторической поэтики: Герменевтический аспект : дис. ... канд. филол. наук. Ростов-н/Д., 2004.

драма в русской литературе XX века»44 и «Эпический театр Евгения Шварца»45 исследователь выделяет ряд характерных драматургических принципов, которые в радиодраматургии имеют особое значение. Объектом внимания в данной работе стали новые явления драмы XX века в их родовой и жанровой специфике. Исследователь выявляет генезис и систему отличительных признаков эпической драмы, описывая репрезентативные авторские формы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ковалева, Полина Игоревна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Источники

1. Айх, Г. Прибой в Сетубале / Г. Айх // Модель : сборник немецких радиопьес. - М. : Искусство, 1978. - С. 77-107.

2. Астахов, Е. «Остаюсь твой внук Торька...» / Е. Астахов // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979. - С. 66-97.

3. Аппел, Б. Спросите кого угодно / Б. Аппел // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - С. 72-81.

4. Афиногенов^ А. Дшпрельстан / А. Афиногенов // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979. - С. 229-253.

5. Баринов, М. Цунами / М. Баринов // Канат альпинистов : радиопьесы. -М., 1971.-С. 177-202.

6. Бахман, И. Добрый бог Манхеттена / И. Бахман // Модель : сборник немецких радиопьес. - М.: Искусство, 1978. - С. 153-191.

7. Бредбери, Р. Луг / Р. Бредбери // Падение города : сборник американских радиопьес. - М.: Искусство, 1974. - С. 180-194.

8. Вейцлер, А. Засада / А. Вейцлер // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979. - С. 124-143.

9. Вейцлер, А. Февральский ветер / А. Вейцлер // Канат альпинистов : радиопьесы. - М., 1971. - С. 153-176.

10. Гансовский, С. И нас двадцать! / С. Гансовский // Канат альпинистов : радиопьесы. - М., 1971. - С. 203-226.

11. Гансовский, С. Млечный путь / С. Гансовский // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979. - С. 18-39.

12. Дзюндзи, К. Девочка Урико-химэ и злодей Амандзяку / К. Дзюндзи // Звезды не гаснут : сборник японских радиопьес. - М. : Искусство, 1979. — С. 99-105.

13. Дзюндзи, К. Дождь, кровь и цветы / К. Дзюндзи // Звезды не гаснут : сборник японских радиопьес. - М.: Искусство, 1979. - С. 36-56.

14. Дзюндзи, К. Звезды не гаснут / К. Дзюндзи // Звезды не гаснут : сборник японских радиопьес. - М.: Искусство, 1979. - С. 14-35.

15. Дзюндзи, К. Шум ткацкого станка / К. Дзюндзи // Звезды не гаснут : сборник японских радиопьес. - М.: Искусство, 1979. - С. 57-69.

16. Дюрренматт, Ф. Авария / Ф. Дюрренматт // Модель : сборник немецких радиопьес. - М.: Искусство, 1978. - С. 49-76.

17. Кашниц, М. Л. Свадебный гость / М. Л. Кашниц // Модель : сборник немецких радиопьес. - М. : Искусство, 1978. - С. 192-215.

18. Корвин, Н. Опасная встреча / Н. Корвин // Падение города : сборник американских радиопьес. -М. : Искусство, 1974. - С. 135-145.

19. Корвин, Н. Явление богини / Н. Корвин // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - С. 128-134.

20. Кучаев, А. Слепая посадка / А. Кучаев // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979. - С. 98-123.

21. Ленц, 3. Обыск / 3. Ленц // Модель : сборник немецких радиопьес. - М. : Искусство, 1978. С. 236-261.

22. Маклиш, А. Падение города / А. Маклиш // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. — С. 29-45.

23. Медведенко, Д. Канат альпинистов / Д. Медведенко // Канат альпинистов : радиопьесы. - М., 1971. - С. 111-152.

24. Мишарин, А. Пять разговоров с сыном / А. Мишарин // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979.-С. 157-176.

25. Мур, Ю. Неопознанные / Ю. Мур // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - С. 61-72.

26. Найт, В. Серебряный доллар / В. Найт // Падение города : сборник американских радиопьес. - М.: Искусство, 1974. - С. 21-29.

27. Обол ер, А. В то необычное утро / А. Оболер // Падение города : сборник американских радиопьес. -М. : Искусство, 1974.-С. 171-179.

28. Обол ер, А. Ночной полет / А. Обол ер // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - С. 160-170.

29. Падалка, Г. За живой водой / Г. Падалка // Канат альпинистов : радиопьесы. - М., 1971. - С. 60-110.

30. Петтит, У. Сейлемский кошмар / У. Петтит // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - С. 113-127.

31. Пинчук, А. Билет на «Лебединое озеро» / А. Пинчук // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979. - С. 144-156.

32. Пинчук, А. Много-мало / А. Пинчук // Канат альпинистов : радиопьесы. -М., 1971.-С. 45-59.

33. Райт, Р. Тучи и пламя / Р. Райт // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - М.: Искусство, 1974. - С. 46-60.

34. Рафаэльсон, С. Генерал Шезлонг / С. Рафаэльсон // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - С. 146-159.

35. Ростен, Н. Прометей в Гранаде / Н. Ростен // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - С. 96-112.

36. Сергеев, В. Стадион / В. Сергеев // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979. - М., 1979. - С. 40-65.

37. Татарский, А. Певец / А. Татарский // Млечный путь : сборник советских радиопьес. - М., 1979. - С. 177-223.49.

38. Хакс, П. Притча о старом вдовце, жившем в 1637 году / П. Хакс // Модель : сборник немецких радиопьес. - М. : Искусство, 1978. - С. 11-23.

39. Хильдесхаймер, В. Жертвоприношение Елены / В. Хильдесхаймер // Модель : сборник немецких радиопьес. - М. : Искусство, 1978. - С. 108-131.

40. Штанько, В. Главное в жизни / В. Штанько // Канат альпинистов : радиопьесы. - М., 1971. - С. 22-44.

41. Эйзенрейх, Г. Чем мы живем и от чего умираем / Г. Эйзенрейх // Модель : сборник немецких радиопьес. - М. : Искусство, 1978. - С. 132-152.

Научная и критическая литература

42. Айрапетян, А. Б. Функции монтажа на радио / А. Б. Айрапетян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: «Филология и искусствоведение». - Майкоп, 2008. - № 3 - С. 93-97.

43. Аннинский, Л. Шалости сфинкса / Л. Аннинский // Современная драматургия. - 1983. - № 2. - С. 189-200.

44. Арденс, Н. Н. Драматургия и театр А. С. Пушкина / Н. Н. Арденс - М. : Сов. писатель, 1939.-281 с.

45. Архипов, Ю. И. Биография и характер юного жанра / Ю. И. Архипов // Концерт для четырех голосов : сборник немецких радиопьес. - М. : Искусство, 1972.-С. 5-25.

46. Арутюнова, А. Д. Логический анализ языка. Концептуальные поля игры /

A. Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 2006. - 543 с.

47. Багдасарян, О. Ю. Поствампиловская драматургия: поэтика атмосферы : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / О. Ю. Багдасарян. -Екатеринбург, 2006. - 20 с.

48. Балягина И. Я. Драматургическая ремарка как тип текста (на материале русских пьес 1920-х годов) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / И. Я. Балягина. - М, 1993. - 16 с.

49. Бараневич, Ю. Д. Жанры радиовещания (проблемы становления, формирования, развития) / Ю. Д. Бараневич. - Киев ; Одесса : Вища школа, 1978.- 194 с.

50. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. — М. : Худож. лит., 1975. - 504 с.

51. Бентли, Э. Жизнь драмы / Э. Бентли ; пер. с англ. В. Воронина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 406 с.

52. Бернацкая, В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. /

B. Бернацкая. - М.: Рудомино, 1993. - 216 с.

53. Борисова, Н. А. Лирическая драма А. С. Пушкина о русалке: Источники, творческая эволюция, поэтика : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / Н. А. Борисова. - Великий Новгород, 2005. - 118 с.

54. Бржозовская, Н. Репертуарная политика и «новая драма» (из опыта ленинградской сцены) / Н. Бржозовская // Современная драматургия. - 1991. -№2.-С. 191-195.

55. Бугров, Б. С. Русская советская драматургия. 1960-1970-е годы / Б. С. Бугров. - М.: Высшая школа, 1981. - 286 с.

56. Бугров, Б. С. Русская советская драматургия 50-70-х годов: основные тенденции развития : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / Б. С. Бугров. - М., 1986. - 46 с.

57. Вартанов, А. Советский телетеатр и проблемы его изучения / А. Вартанов // Поэтика телевизионного театра ; М-во культуры СССР ; ВНИИ искусствознания ; редкол.: Ю. Богомолов, Ан. Вартанов, А. Липков. - М. : Искусство, 1979. - С. 9-24.

58. Волькенштейн, В. М. Драматургия: Метод исследования драматических произведений / В. Волькенштейн. - Изд. 2-е, доп. - М. : Федерация, 1929. - 271 с.

59. Гадышева, О. В. Структура диалога в жанровых разновидностях драм (на материале драматургии Л. Андреева) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / О. В. Гадышева. - Саратов, 1995. - 202 с.

60. Глущенко, Н. В. Драматический диалог как дискурсивная практика:

A. Н. Островский, А. П. Чехов, Д. Хармс : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Н. В. Глущенко. - Тверь, 2005. - 161 с.

61. Головчинер, В. Е. Эпическая драма в русской литературе XX века /

B. Е. Головчинер. - Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. - 318 с.

62. Головчинер, В. Е. Эпический театр Евгения Шварца / В. Е. Головчинер. -Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 1992. - 183 с.

63. Грифцов, Б.. А. Достоевский и театр / Б. А. Грифцов // Театральное обозрение. - 1921. - № 4. - С. 2.

64. Громова, М. И. Мир современной драмы / М. И. Громова // Драматургия второй половины XX века. - М.: Дрофа : Вече, 2002. - 448 с.

65. Громова, М. И. Русская современная драматургия : учебное пособие для студентов-филологов, учащихся средних учебных заведений гуманитарного профиля / М. И. Громова. - М.: Флинта : Наука, 1999. - 160 с.

66. Давыдов, Д. «Говорящее кино» Алексея Крученых и «Голоса» Генриха Сапгира : сопоставительные заметки / Д. Давыдов // Полилог. - 2009. - № 2. -С.96-100.

67. Демьянков, В. 3. Морфологическая интерпретация текста и ее моделирование / В. 3. Демьянков. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 205 с.

68. Доманский, Ю. В. Вариативность драматургии А. П. Чехова : монография / Ю. В. Доманский. - Тверь : Лилия Принт, 2005. - 160 с.

69. Доценко, Е. Г. Абсурд как проявление театральной условности / Е. Г. Доценко // Известия Уральского государственного университета. — 2004. -№33.-С. 97-112.

70. Ермакова, П. В. Социолингвистическое комментирование драматических произведений на русском и английском языках: На материале пьес Н. В. Гоголя «Ревизор» и А. П. Чехова «Чайка» : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / П. В. Ермакова. -М., 2006. - 154 с.

71. Жукова, И. В. О радиопьесах Киносита Дзюндзи / И. В. Жукова // Звезды не гаснут : сборник японских радиопьес. - М.: Искусство, 1979. - С. 15-13.

72. Журчева, О. В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / О. В. Журчева. -Самара, 2009. - 43 с.

73. Зверев, В. П. Радиодраматургия как разновидность драматической литературы : дис.... канд. искусствоведения: 17.00.01 / В. П. Зверев. -М., 1981.

74. Зорин, А. Н. Поэтика ремарки в русской драматургии ХУШ-ХГХ веков : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / А. Н. Зорин. - Саратов, 2010. - 36 с.

75. Зоркая, Н. Документальность и художественный вымысел / Н. Зоркая // Поэтика телевизионного театра ; М-во культуры СССР ; ВНИИ искусствознания. - М. : Искусство, 1979.

76. Ивлева, Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова / Т. Г. Ивлева. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2001. - 131 с.

77. Игнатов, П. В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера : автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / П. В. Игнатов. - СПб., 2006. - 26 с.

78. Имихелова, С. С. Современный герой в русской советской драматургии 1970-х гг. / С. С. Имихелова. - Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1983. -125 с.

79. Кагарлицкая, С. Я. Социокультурные механизмы универсализации художественного мышления в отечественной драме 60-80-х годов : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / С. Я. Кагарлицкая. - М., 1998. - 180 с.

80. Калмановский, Е. С. Познание быта / Е. С. Калмановский // Мир современной драмы : сборник науч. тр. ; отв. ред. и сост. Е. С. Калмановский. -Л.: ЛГИТМИК, 1985.-С. 103-115.

81. Каменская, О. Л. Структура и функция текста как средства коммуникации / О. Л. Каменская. - М.: МГПИИЯ, 1985. - 75 с.

82. Катаев, В. Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова (В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам) / В. Б. Катаев. - М. : Изд-воМГУ, 1998.-112 с.

83. Ким, Ми Хен. Драматургия Гоголя и ее сценическое воплощение: 19931997 годы XX века : автореф. дис.... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Ми Хен Ким. - М., 1999.-20 с.

84. Ковалева, П. И. Жанры драматургии: национальная специфика / П. И. Ковалева // Жанры в историко-литературном процессе : сб. науч. ст. ; под ред. Т. В. Мальцевой. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. - Вып. 5. - С. 155-161.

85. Ковалева, П. И. Коммуникативно-деятельностная организация организация текста советской радиодрамы 60-70-х гг. XX века: специфика главного героя / П. И. Ковалева // Уральский филологический вестник. Серия «Драфт : Молодая наука». - Вып. 2. - № 5. - Екатеринбург, 2013. - С. 259-266.

86. Ковалева, П. И. Прием художественного монтажа в советской радиодраме как средство создания выразительности / П. И. Ковалева // Актуальные проблемы журналистики в услових глобализации информационного пространства : материалы VI Международной заочной научно-практической конференции. - Челябинск, 2012. - С. 58-63.

87. Ковалева, П. И. Радиопьеса Александра Мишарина «Пять разговоров с сыном» как образец жанрово-стилевой трансформации драмы в период 60-70-х гг. XX века / П. И. Ковалева и др. // Жанровые трансформации в русской литературе ХХ-ХХ1 вв. : коллективная монография ; под ред. проф. Е. В. Пономаревой и Т. Ф. Семьян. - Челябинск : Цицеро, 2012. - С. 207-223.

88. Ковалева, П. И. Ремарка как жанромаркирующий элемент советской радио драмы / П. И. Ковалева // Пушкинские чтения - 2014. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст : материалы XIX междунар. науч. конф. ; под общ. ред. В. Н. Скворцова ; отв. ред. Т. В. Мальцева. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - С. 203-209.

89. Ковалева, П. И. Речевая культура художественного произведения в преломлении радиодраматургии / П. И. Ковалева // Пушкинские чтения-2010: «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст : материалы XVI международной научной конференции. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010.-С. 224-228.

90. Ковалева, П. И. Своеобразие художественного конфликта в советской радиодраме 70-х годов XX века / П. И. Ковалева // В мире научных открытий. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2014. - № 3.2 (51). - С. 869-880.

91. Ковалева, П. И. Специфика диалога действующих лиц в советской радиодраме / П. И. Ковалева // Язык. Культура. Коммуникация : материалы VII

Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. -Челябинск, 2012. - С. 89-93.

92. Ковалева, П. И. Специфика драматического текста в радиопьесе (на примере произведения А. Мишарина «Пять разговоров с сыном») / П. И. Ковалева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». - 2011. - Вып. 13. - № 22 (239). - С. 103-107.

93. Ковалева, П. И. Специфика интерпретации художественного текста с целью постановки спектакля на радио (на примере радиоспектакля по повести Андрея Платонова «Епифанские шлюзы») / П. И. Ковалева // Ломоносов -2010: материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010». Журналистика. Радиовещание. - Шр^Лотоповоу-msu.ru/archive/Lomonosov_201 OZindex.htm (дата обращения: 09.10.2014).

94. Ковалева, П. И. Типологические особенности театрального и радиосценария на примере чеховской «Чайки», поставленной во МХАТе и на Всесоюзном радио / П. И. Ковалева // Литературный текст XX века: проблемы поэтики : материалы II Международной научно-практической конференции. — Челябинск, 2010. - С. 132-136.

95. Ковалева, П. И. Типологические характеристики радиодраматургии (к проблеме сопоставления американского и советского феномена радиопьесы) / П. И. Ковалева // Вестник Лениградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия «Филология». - 2014. - Т. 1. - № 2. - С. 102-109.

96. Ковалева, П. И. Формально-структурная организация текста радиодрамы / П. И. Ковалева // Литературный текст XX века: проблемы поэтики : материалы V Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2012. - С. 168-173.

97. Комарова, В. И. Принципы и содержание лингвистического анализа обстановочной ремарки как компонента драматического произведения : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / В. И. Комарова. - М., 1973. - 192 с.

98. Коренева, М. М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы / М. М. Корнева. - М.: Наука, 1990. - 334 с.

99. Королькова, Г. Л. Чеховская драматургическая система и драматургическое творчество Л. С. Петрушевской : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Г. Л. Королькова. - Чебоксары, 2004. - 23 с.

100. Круглова, Т. А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.04 / Т. А. Круглова. - Екатеринбург, 2005. - 59 с.

101. Кушлина, О. Б. Русская драматургия второй половины XX века / О. Б. Кушлина // Драма второй половины XX века. - М. : СЛОВО/БЬОУО, 2000.-624 с.

102. Ласки, М. Утопия и революция / М. Ласки // Утопия и утопическое мышление : антология зарубежной литературы. - М. : Прогресс, 1991. - С. 170— 209.

103. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 т. - Т. 2 : 1968-1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий - М.: Академия, 2003. - 688 с.

104. Лиокумович, Е. А. Диссидентская утопия в советском культурном пространстве : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Е. А. Лиокумович. - М., 2005. - 132 с.

105. Литовская, М. А. Социалистический реализм в литературе XX века / М. А. Литовская // Филологический класс. - 2008. - № 19. - С. 14-21.

106. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. - Таллин : Ээсти Раамат, 1973. - 138 с.

107. Любимов, Б. Н. О сценичности произведений Достоевского : лекция по курсу «История русского дореволюционного и советского театра» для театр, вузов / Б. Н. Любимов ; М-во культуры РСФСР ; Гос. ин-т театр, искусства им. А. В. Луначарского. - М.: ГИТИС, 1981. - 62 с.

108. Мардов, И. Б. Лев Толстой. Драма и величие любви : опыт метафизической биографии / И. Б. Мардов. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. -630 с.

109. Марченко, Т. А. Радиотеатр / Т. А. Марченко. - М.: Искусство, 1970. -220 с.

110. Марченко, Т. А. Радиотеатр и телетеатр: Типология форм : учеб. пособие / Т. А. Марченко ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. - Л.: ЛГИТМИК, 1988. - 70 с.

111. Микрюков, М. П. Акустическая драма в системе искусств XX века: эстетико-художественная сущность и типология форм : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / М. П. Микрюков. - М., 1971.

112. Микрюков, М. В поисках эстетики радиодрамы / М. П. Микрюков // Проблемы телевидения и радио. - М. : Искусство, 1971.

113. Микрюков, М. П. Радиовещание в «эпоху телевидения» / М. П. Микрюков // В диапазоне современности. - М.: Искусство, 1985.

114. Микрюков, М. П. Эстетические проблемы радиоискусства / М. П. Микрюков // Радиоискусство: теория и практика. - М.: Искусство, 1981.

115. Москалева, Е. К. Тенденции жанрового развития советской драматургии 1970-1980-х гг. / Е. К. Москалева // Мир современной драмы : сборник науч. тр.; отв. ред. и сост. Е. С. Калмановский. - Л.: ЛГИТМИК, 1985. - С. 59-71.

116. Муратова, Н. А. Разрешение конфликта в драмах и комедиях А. П. Чехова : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Н. А. Муратова. -Новосибирск, 2005. - 19 с.

117. Мырзабекова, А. К. Модель жанра в системе драматического произведения / А. К. Мырзабекова // Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе : материалы III Всероссийской научной конференции с международным участием. - Томск, 2008.-С. 36-45.

118. Петрова, Л. А. Формирование интонации сценического общения : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Л. А. Петрова. - М., 1993. -24 с.

119. Полякова, Е. И. Театр Льва Толстого: драматургия и опыты ее прочтения / Е. И. Полякова. - М.: Искусство, 1978. - 344 с.

120. Поляков, М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики / М. Я. Поляков. - М.: Советский писатель, 1978. - 446 с.

121. Попов, И. А. Антифашистская радиодрама в США в предвоенные годы и в период второй мировой войны : дис. ... канд. филол. наук : 10.678 / И. А. Попов.-М., 1971.

122. Попов, И. А. Радиодрама в США / И. А. Попов // Падение города : сборник американских радиопьес. - М. : Искусство, 1974. - С. 5-20.

123. Ромм, А. С. Американская драматургия первой половины XX века / А. С. Ромм. - Л.: Искусство, 1978. - 248 с.

124. Ростова, Н. В. Художественно-эстетические проблемы современного телетеатра : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 / Н. В. Ростова. - М., 2001.-157 с.

125. Рудницкий, К. Л. Проза и сцена / К. Л. Рудницкий. - М. : Знание, 1981. -112 с.

126. Садовская, П. И. Радиодраматургия как феномен синтеза литературы и радиовещания (на примере архивных материалов Челябинского областного радио) / П. И. Садовская // Ломоносов - 2009 : материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2009». Журналистика. Радиовещание. - http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/index.htm (дата обращения: 09.10.2014).

127. Садовская, П. И. Специфика интерпретации художественных произведений в рамках радиовещания / П. И. Садовская // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства : материалы II Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2008. - С. 119-123.

128. Садовская, П. И. Специфика интерпретации художественных произведений на радио (к постановке проблемы) / П. И. Садовская // Язык. Культура. Коммуникация : материалы Международной студенческой научно-практической конференции. - Челябинск, 2008. - С. 101-102.

129. Садовская, П. И. Средства и приемы интерпретации художественного произведения в рамках феномена радиодраматургии / П. И. Садовская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 60-63.

130. Садовская, П. И. Феномен радиотеатра как форма соединения искусства и вещания / П. И. Ковалева // Язык. Культура. Коммуникация : материалы IV Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. -Челябинск, 2009. - С. 144-147.

131. Саламова, С. А. Драматургия JI. Н. Толстого и западно-европейская «новая драма» конца XIX — начала XX вв. : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01,10.01.05/С. А. Саламова.-М., 1987.-30 с.

132. Сафронов, А. А. Смыслообразование в драматургическом тексте и его вторичных интерпретациях : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / А. А. Сафронов. - Тверь, 2002. - 142 с.

133. Сидоров, Е. В. Проблемы речевой системности / Е. В. Сидоров. - М. : Наука, 1987. - 138 с.

134. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. : JI. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

135. Смелянский, А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века (без иллюстраций) / А. М. Смелянский. - М. : Артист. Режиссер. Театр, 1999. - 352 с.

136. Смирнова, Т. В. Драматургия А. Н. Островского и народная обрядовая культура (Купеческий быт) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Т. В. Смирнова. - М., 1990. - 29 с.

137. Соколянский, А. Отлив драматургической волны / А. Соколянский // Советская культура. - 1987. - 16 мая. - С. 6.

138. Солганик, Г. Я. Язык современной публицистики : сбрник статей / Г. Я. Солганик. - М.: Флинта, 2007. - 230 с.

139. Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. III : Работа актера над собой. Ч. И. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1955. - 502 с.

140. Театральная энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. : С. С. Мокульский [до 1961 г.], П. А. Марков [с 1963 г.] ; редкол. : Г. Н. Бояджиев, Ю. А. Дмитриев, Н. Г. Зограф [и др.]. - М. : Советская энциклопедия, 1965. - Т. 4 : Нежин -Сярев.- 1965.-1152 стб.

141. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / сост. : В.В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.; под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Сов. энцикл. : ОГИЗ, 1935-1940. Т. 3 : П - Ряшка. - М. : Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1939. -1424 стб.

142. Турбин, В. С. Режиссер радио- и телетеатра / В. С. Турбин. - М. : Искусство, 1983.- 165 с.

143. Туровская, М. Памяти текущего мгновения : очерки, портреты, заметки / М. Туровская. - М.: Сов. писатель, 1987. - 365 с.

144. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов // подг. изд. и комментарии Е. А. Тоддеса, А. П. Чудакова, М. О. Чудаковой. — М.: Наука, 1977.-574 с.

145. Файзрахманова, А. А. Типология жанра литературной утопии / А. А. Файзрахманова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». - 2010. - Вып. 43. - № 13 (194). - С. 136-145.

146. Филиппова, А. К. Лингвистические способы представления пространственно-временных, личностных и событийных характеристик в устном художественном диалоге: на материале немецкоязычных радиопьес : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / А. К. Филиппова. - СПб., 2012. -24 с.

147. Фокин, А. А. Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 50-60-х гг. XX века : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / А. А. Фокин. - М., 2007. - 218 с.

148. Фомина, М. А. Лингвистические средства реализации монтажа в художественном произведении / М. А. Фомина // Вестник Челябинского

M i 2 >i £ В il Ш 1Ш ЁШШИВШШЯ 1Ш.В* К

государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». -2010. - Вып. 48. - № 32 (213). - С. 153-156.

149. Фрадкин, И. М. Невидимый театр / И. М. Фрадкин // Модель : сборник немецких радиопьес. - М. : Искусство, 1978. - С. 5-10.

150. Фрадкин, И. М. Творческий путь Брехта-драматурга / И. М. Фрадкин // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания : в 5 т. Т. 1. - М., Искусство, 1963. - http://lib.ru/INPROZ/BREHT/brehtO_l.txt_with-big-pictures.html.

151. Фролов, В. Репертуар телетеатра: темы, жанры, тенденции / В. Фролов // Поэтика телевизионного театра ; М-во культуры СССР ; ВНИИ искусствознания ; редкол. : Ю. Богомолов, Ан. Вартанов, А. Липков. - М. : Искусство, 1979. - С. 24-43.

152. Хализев, В. Е. Драма как явление искусства / В. Е. Хализев. - М. : Искусство, 1978. - 240 с.

153. Хисамова, Г. Г. Диалог как компонент художественного текста : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 /Г. Г. Хисамова. - Уфа, 2009. - 49 с.

154. Хромова, И. А. Традиции народного театра в творчестве А. Н. Островского : текст лекций / И. А. Хромова. - Иваново : ИвГУ, 1993. - 47 с.

155. Чирков, А. С. Эпическая драма (проблемы теории и поэтики) / А. С. Чирков. - Киев : Вища школа, 1988. - 160 с.

156. Шамина, В. Б. Пути развития американской драмы: истоки, типология, традиции : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.03 / В. Б. Шамина. -Казань, 2007. - 48 с.

157. Шевченко, Е. С. Эстетика балагана в русской драматургии 1900-1930-х годов : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / Е. С. Шевченко. - Самара, 2010.-39 с.

158. Шерель, А. А. Аудиокультура XX века / А. А. Шерель. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 576 с.

159. Шерель, А. А. В студии радиотеатра / А. А. Шерель. - М. : Знание, 1978. -48 с.

160. Шерель, А. А. Радиоискусство: проблемы истории и теории. 1922-1941 гг. : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.01 / А. А. Шерель. - М., 1995.-37 с.

161. Штеренгарц, Р. Я. Тайна обаяния Н. В. Гоголя в литературе, театре и изобразительном искусстве / Р. Я. Штеренгарц. - М. : Прогресс-Традиция, 2008. - 143 с.

162. Шувалова, Л. А. Стилистико-грамматические особенности сценических ремарок : дис. ... канд. филол. наук : 10.663 / Л. А. Шувалова. - М., 1969. - 240 с.

163. Шульц, С. А. Драматургия Л. Н. Толстого в контексте исторической поэтики: Герменевтический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / С. А. Шульц. - Ростов-н/Д., 2004. - 382 с.

164. Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. - М. : ВГИК, 1998.-192 с.

165. Ямпольский, М. Б. О близком (Очерки немиметического зрения) / М. Б. Ямпольский. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 240 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.