Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Николаев, Валерий Александрович

  • Николаев, Валерий Александрович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 404
Николаев, Валерий Александрович. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 404 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Николаев, Валерий Александрович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования процесса формирования этнопедагогической культуры учителя

1.1. Культурологический подход как теоретическая база исследования

1.2. Этнопедагогический контекст профессиональной культуры учителя

1.3. Историография и современное состояние проблемы

Выводы

ГЛАВА 2. Сущность, структура и критериальные характеристики этнопедагогической культуры

2.1. Этнопедагогическая культура как единство традиционных

и научных ценностей народного воспитания

2.2. Этнопедагогическая культура как отражение менталитета русского народа

Выводы

ГЛАВА 3. Методика формирования этнопедагогической культуры учителя

3.1. Формирование этнопедагогической культуры учителя

как системно организованный процесс

3.2. Динамика формирования этнопедагогической

культуры будущих учителей

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Духовное возрождение России закономерно требует восстановления традиционной педагогической культуры русского народа, которая на протяжении нескол ьки хстолетий отражала и утверждала в нем соборность, религиозность, трудолюбие, доброту, сострадание и другие нравственные качества.

К сожалению, богатые традиции русского народного воспитания оказались забытыми и не востребованными педагогической наукой и практикой. В результате существенной деформации подвергся менталитет русской нации. У части молодежи сформировались социальная апатия, антипатриотизм, стремление жить за чужой счет, жестокость, этнически нивелированное сознание, что грозит народу потерей национальной самобытности.

В ряде стран мира, сделавших в последние десятилетия резкий скачок в своем развитии (Германия, Япония и др.), одним из существенных условий их процветания стала актуализация национальной, в том числе педагогической культуры. Аналогичным путем, по-видимому, должна пойти и современная Россия.

Приобщение к народной культуре целесообразно начинать с детского возраста, с создания русской национальной школы, ибо нация сохраняется, пока в детях живы национальные черты. Развивая идеи К.Д.Ушинского о народности воспитания, современная педагогическая наука установила, что учет и реализация этнорегиональной специфики в учебно-воспитательной работе способны превратить современную школу в национальное образовательное учреждение (А.Э.Измайлов, М.И.Стельмахович, Я.И.Ханбиков и др.)

Ориентация школы на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. Национальная школа воспитывает ш-

ность с положительной этнической самоидентификацией в духе патриотизма, национальной гордости и достоинства (М.Г. Харитонов и др.). Не случайно закон Российской Федерации "Об образовании" объявил приоритетным направлением государственной школьной политики защиту системой образования национальных культурных традиций в условиях многонационального государства.

Одним из факторов, сдерживающих развитие национальной школы, по нашим данным, является слабая этнопедагогическая подготовка учителей. Современное педагогическое образование не обеспечивает в должной мере их этнопедагогическую ориентацию. Будущие педагоги недооценивают значимость народной педагогики в образовательном процессе школы, не видят необходимости глубокого изучении обобщенного опыта традиционного русского воспитания. У некоторых из них проявляется негативное отношение к нему, они слабо владеют его средствами и источниками, поэтому не могут использовать в работе с детьми.

Выдающиеся педагоги прошлого: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, В.И. Водовозов, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и другие - неизменно указывали на необходимость развития русской национальной школы. Одной из важнейших задач подготовки учителей они считали изучение народной педагогики. Обобщая западный опыт, Н.Н.Ильин сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом обусловливает становление профессионализма учителей, способствует формированию у них любви к родине, к своему народу.

В современной высшей школе накоплен некоторый опыт ознакомления студентов с традиционной педагогической культурой народа, особенно в странах СНГ. Значительное место отводится мотивации и рефлексии изучения народной педагогики (А.Алимбеков, А.Манонов и др.). Делаются попытки развести объективную и субъективную стороны этнопедагогической под-готорки учителя, осуществить комплексное изучение традиционной педагоги-

ческой культуры народа, различные варианты ее использования в современном педагогическом процессе (А.Г.Гмырин). Наиболее распространенной формой ознакомления студентов с народной педагогикой является включение ее элементов в основные педагогические курсы (И.А.Шоров, Б.Ш.Тажикова, Г.У.Убайдуллаев). Некоторые вопросы этнопедагогики изучаются в спецкурсах (А.Г.Абсалямова; Ш.М-Х.Ареалиев; Р.Н.Идрисова и др.). Для решения специфических задач этнопедагогический материал включается в такие прикладные курсы, как методика обучения русскому языку, методика музыкального воспитания, методика преподавания изобразительного искусства. Этно-педагогические знания студентов углубляются и обогащаются в их научно-исследовательской внеучебной деятельности.

Ряд исследователей выходят на уровень теоретических обобщений опыта народной педагогики (Е.П.Белозерцев, Г.В.Лунина, Е.Л.Христова и др.). Под руководством Г.Н.Волкова создана программа комплексного освоения чувашской народной педагогики в рамках довузовского педагогического образования в этнопедагогических классах. Результаты ее апробирования представлены в исследовании М.Г.Харитонова. Интегративная программа подготовки учителя национальной русской школы разработана под руководством И.Ф.Гончарова в г. Санкт-Петербурге.

При всей значимости этих работ следует констатировать, что система этнопедагогической подготовки учителя до настоящего времени не сложилась.

В современной педагогической литературе нет единого понятийного аппарата этнопедагогической подготовки учителя. Г.Н.Волков ввел в научный лексикон понятия "этнопедагогика" и "этническая педагогика". Этнопе-дагогику он трактует как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения. Ее предметом является "народная педагогика", составляющая часть народной культуры, которую правомерно именовать "народной педагогической культурой". Этническая педагогика исследует осо-

бенности функционирования народной педагогики, определяемые национальной психологией. В ряде современных исследований в этом же значении используется термин "традиционная педагогическая культура" (Г.Н.Волков, А.Л.Бугаева). Она складывается из предметов ухода за детьми, любви к ним, навыков и знаний, позволяющих воздействовать на психику воспитуемого, чтобы привить ему качества, востребованные этносом.

В работах Е. Л. Христовой предложен ряд терминологических конструкций, характеризующих отдельные стороны народной педагогики: " педагогическая народная культура" и "педагогическая традиционная бытовая культура". Эти понятия охватывают основные аспекты функционирования педагогической культуры народа: создание, опредмечивание народно-педагогических знаний, но они отражают лишь часть данного процесса. В них не в полной мере акцентирован личностный результат усвоения народной педагогической культуры.

Опираясь на созданный Г.Н.Волковым методологический базис этно-педагогики, мы вводим понятие "этнопедагогическая культура", которая представляет собой социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания.

Между тем целостная концепция формирования этнопедагогической культуры сегодня отсутствует, что порождает противоречие между педагогической теории и практикой.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические и методические основы эффективного формирования этнопедагогической культуры учителя?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - система профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования - процесс формирования этнопедагогической культуры учителя.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью в ходе исследования решались следующие задачи:

■ обосновать совокупность исходных положений, определяющих тео-ретико-методологические основы исследования процесса формирования этнопедагогической культуры учителя;

■ проследить динамику развития взглядов на процесс этнопедагогической подготовки учителя в истории отечественной и зарубежной науки, рассмотреть ее современное состояние в теории и практике;

■ определить основные структурные и функциональные составляющие этнопедагогической культуры, ее взаимосвязи и механизмы функционирования, критерии и уровни сформированности;

■ выявить и экспериментально обосновать ведущие тенденции, принципы, психолого-педагогические условия эффективного формирования этнопедагогической культуры учителя;

■ разработать, апробировать и внедрить в процесс подготовки учителя научно-методические рекомендации по формированию его этнопедагогической культуры.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнопедагогической культуры детерминирован совокупностью факторов, характеризующих объективную и субъективную стороны изучаемого феномена. Этот процесс протекает эффективно при реализации следующих психолого-педагогических условий:

■ процесс формирования этнопедагогической культуры учителя предполагает последовательное изучение обобщенных ценностей соогвет-

ственно целевой, содержательной и процессуальной составляющих традиционной педагогической культуры народа;

■ развитие элементов этнопедагогической культуры учителя ( этнопе-дагогического сознания, этнопедагогического мышления, этнопедагогической деятельности) зависит от уровня осознания качеств менталитета русского народа, степени сформированное™ национального самосознания;

■ в ходе освоения целей, идей закономерностей, принципов, понятий, средств, методов, источников традиционной педагогической культуры народа основное место отводится пониманию их воспитательного смысла;

■ методика формирования этнопедагогической культуры основана на ведущих тенденциях, принципах и строится в соответствии с основными направлениями, путями, которые реализуются в несколько этапов;

■ развитие этнопедагогической культуры основано на принципе " диалога культур", предполагающем адаптацию традиционной педагогической культуры к условиям современной практики обучения и воспитания.

Общая методология исследования базируется на фундаментальных философских положениях о целостности, взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности.

Специальную методологию исследования составляют культурологический, аксиологический, системный, личностно-деятельностный подходы.

Культурологический подход предполагает исследование этнопедагогической культуры на различных уровнях: общественном, профессионально-групповом, личностном, изучение в статике и динамике, выявление технологических особенностей, воспитательных возможностей и т.д. На основе кущ?

турологического подхода предполагается обобщение основных этнопедагоги-ческих знаний (идей, закономерностей, принципов, понятий и др.), отношений, способов деятельности, качеств личности, их состава и структуры, содержательного наполнения, функционирования в конкретных учебно-воспитательных ситуациях.

Функционально культурологический подход связан с аксиологическиму подходом. Согласно ему, составляющие традиционной педагогической культуры представляют собой систему ценностей: ценности-цели, ценности-содержания, ценности-средства.

Применение целостного подхода обеспечило необходимое и достаточное обоснование сущности, содержания и структуры этнопедагогической культуры, ее формирование в целостном образовательном процессе.

Традиционную педагогическую культуру образуют три составляющие: и целевая, содержательная и процессуальная. Будучи сложной педагогической системой, она требует использования системного подхода.

Важным методологическим основанием настоящего исследования является личностно-деятельностный подход, который создает предпосылки для изучения процесса формирования этнопедагогической культуры в технологическом контексте.

Теоретические основы исследования. Этнопедагогическая культура учителя нами понимается как составная часть профессионально-педагогической культуры, отдельные вопросы которой изучали А.В.Барабанщиков, Н.Ю.Бочарова, Е.Б.Гармаш, Т.В.Иванова, И.Ф.Исаев, Н.Л.Крицкая, И.Я.Лер нер, В.А.Сластенин и др. В основу исследования положена концепция И.Ф.Исаева, трактующая профессионально-педагогическую культуру как систему педагогических ценностей.

В данной работе в различных аспектах затрагивались концепции развития культуры личности: в общем плане (Л.В.Сохань, Л.Е.Шкляр), интеллектуальная культура специалиста (Г.А.Антипов, И.С.Ладенко, и др.), коммуни-

кативная культура (В.С.Грехнев, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров и др.), культура деятельности (М.С.Каган, А.А.Леонтьев и ДР-).

В современных условиях процесс формирования этнопедагогической культуры проходит успешно, если он построен в соответствии с концепцией "диалога культур" (А.С.Арсентьев, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Б.М.Бим-Бад и др.), предполагающей взаимосвязь культур адекватно их сущности (И.В.Баева).

В диссертации использовались идеи концепции совместной продуктивной деятельности (В.С.Агеев, А.И.Донцов, И.П.Иванов, Я.Л.Коломинский, Р.С.Немов, А.В.Петровский и др.)

Исследование опиралось на результаты изучения этнопедагогической подготовки учителя А.Г.Абсалямовой, А.Алимбековым, Ш.М-Х. Арсалие-вым, А.Г.Гмыриным,И.Ф.Гончаровым, Р.Н.Идрисовой, А.Маноновым, А.П.Орловой, М.М.Тхуго, Г.У.Убайдуллаевым, М.Г.Харитоновым, И.А.Шоровым и др.

Теоретической базой изучения содержательной составляющей этнопедагогической культуры служили исследования И.Арабова, Х.Х.Батчаевой,

A.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, М.Дибирова, Б.А.Кадырова, Т.И.Майцекива, Ш.А.Мирзоева, Т.Т.Мунзук, Б.А.Пирлиева, Ю.А.Рудя, В.М.Петрова, Н.С.Сафа рова, М.И.Стельмаховича, Е.И.Сявавко, Х.А.Тагировой, З.П.Тюменцевой, Т.Г.Тимошиной, И.А.Шорова, Я.И.Ханбикова, Е.Е.Хатаева и др.

Исследование опиралось на обобщенны результаты изучения русской народной педагогики, ориентированные на развитие русской национальной школы, изложенные в публикациях В.А.Алексеева, В.Белова, Е.П.Белозерцева, Г.В.Луниной, А.М.Леонова, О.В.Леоновой, Л.С.Малик,

B.М.Меньшикова, В.М.Петрова, В.К.Шаповалова, С.С.Щекиной и др.

Важным концептуальным положением является вывод о принципиальном единстве народной культуры. Наиболее последовательно эта мысль изложена в трудах этнографов А.К.Байбурина, Т.А.Бернштам, М.М.Громыко, Н.Костомарова, С.В.Максимова, Н.А.Миненко, А. Ф. Некрыловой, Г.П.Носовой, И.М.Снегирева, А.В.Терещенко А.Л.Топоркова, В.И.Чичерова и др. По их данным, региональные, сословные, профессиональные особенности придавали народной педагогической культуре своеобразие. Имели место некоторые различия в обрядах, обычаях, ритуалах в различных регионах России, но в целом явления традиционной культуры типичны повсеместно. Идея единства народной педагогической культуры, ее общенациональный характер нашла подтверждение при изучении архивных материалов государственного музея этнографии (ГМЭ).

В работе рассмотрены основные тенденции, доминирующие в русской народной педагогике, преимущественно в среде русского крестьянства. По данным исследований, выполненных в прошлом веке и современных ученых, отмечается, что поведение, привычки русских людей были в целом схожи у различных слоев общества. Наиболее глубокие признаки менталитета, его этнические основы исследователи отмечают в русском крестьянстве. В условиях патриархального быта, неразделенной семьи, общинного ведения хозяйства сформировались и прочно сохранились исконно русские качества.

Одним из ключевых положений данного исследования является идея обусловленности цели, содержания, средств народного воспитания особенностями русской национальной психологии. Развитию этой идеи служили труды Э.А.Баграмова, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева, И.Е.Забелина, В.В.Зеньковского, К.Касьяновой, В.О.Ключевского, И.С.Кона, Д.С.Лихачева, Н.О.Лосского, С.В.Максимова, В.В. Розанова, В.С.Соловьева, З.В.Сикевича, Г.И.Успенского, К.Д.Ушинского П. Флоренского, А.Хомякова и др.

Существенным моментом историко-педагогического исследования яв- 7 ляется определение его временных параметров. Изучение традиционной рус-

ской педагогической культуры в данном исследовании ограничено периодом с начала XIX до начала XX вв. Выбор этого временного отрезка обусловлен тем, что к его началу, по мнению большинства исследователей, в целом сложился менталитет русского народа, проводились наиболее активные этнографические и фольклористические исследования.. В работе учитывались отдельные материалы более раннего периода (XI - ХУШ вв.)

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование), методы изучения и обобщения передового педагогического опыта (наблюдение, анализ продуктов педагогической деятельности), методы опытно-экспериментальной работы, диагностические методы (опросы, беседы, интервьюирование, тестирование, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки), методы статистической обработки результатов (расчет критерия Стьюдента и коэффициента корреляции, факторный анализ) и др.

Опытно-экспериментальной базой исследования служил Орловский государственный университет, институт повышения квалификации, русская национальная школа №24, гимназия №28 г. Орла, Знаменская школа-интернат, Городшценская средняя школа Орловского района. В сравнительном плане привлекался массовый опыт, отраженный в печати. Исследованием охвачено 1282 испытуемых (студентов, учителей, учащихся педагогических классов). Из них 754 студента приняли участие в эксперименте.

Цель, задачи и высказанные предположения обусловили следующую логику исследования: анализ опыта русской народной педагогики, обобщение его целей, содержания, средств и выявление особенностей их реализации в ходе воспитания детей разного возраста; определение сущности понятия "этнопедагогическая культура", выявление ее составляющих, их содержа-

тельного наполнения и системообразующих оснований; выделение основных элементов этнопедагогической культуры личности (этнопедагогического сознания, этнопедагогического мышления, этнопедагогической деятельности) и условий их развития в процессе освоения традиционной педагогической культуры общества; установление ведущих тенденций, принципов, этапов, путей, условий формирования этнопедагогической культуры учителя, разработка программ этнопедагогических дисциплин, их методического обеспечения, выделение критериев оценки уровня развития этнопедагогической культуры; выявление оптимальной последовательности изучения этнопедагогических курсов в ходе опытно-экспериментальной работы; статистическая обработка экспериментальных данных, описание результатов исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

1988 - 1990 гг. - анализ состояния вопроса об этнопедагогической культуре в историческом, философском, культурологическом, этнографическом, социологическом, психологическом и педагогическом аспектах, сбор эмпирических материалов на предмет выявления целей, содержания, средств, источников народного воспитания; определение проблемы, цели, задач, гипотез, методологии и методики исследования.

1990-1993 гг. - историко-педагогический анализ и обобщение опыта этнопедагогической подготовки учителей в различных вузах страны и государствах СНГ; уточнение понятийного аппарата; определение ведущих тенденций, принципов, путей формирования этнопедагогической культуры.

1993 - 1996 гг. - эмпирическая часть исследования; разработка содержания базовых экспериментальных курсов, их апробация в рамках опытно-экспериментальной работы.

1996 - 1998 гг. - уточнение и обобщение теоретических позиций, завершение эксперимента, статистическая обработка данных, систематизация результатов исследования.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение. Объективные результаты исследования содержат решение крупной научной проблемы формирования этнопедагоги-ческой культуры учителя:

■ проанализирована динамика развития взглядов на процесс этнопеда-гогической подготовки учителя в истории отечественной и зарубежной педагогики;

■ определены структура и составляющие традиционной педагогической культуры, механизмы ее функционирования, критерии и уровни сформированности;

■ выявлены сущность и содержание элементов этнопедагогической культуры учителя: этнопедагогического сознания, этнопедагогиче-ского мышления, этнопедагогической деятельности, раскрыты их внутренние связи и зависимости;

Й теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены ведущие тенденции, принципы, психолого-педагогические условия формирования этнопедагогической культуры;

■ экспериментально установлена наиболее эффективная логика развития этнопедагогической культуры учителя.

Практическая значимость исследования. Разработанные в ходе исследования концептуальные положения и выводы обеспечивают эффективное формирование целостной этнопедагогической культуры учителя. Учебные программы этнопедагогических дисциплин и методические рекомендации, отражающие существо теоретической модели этнопедагогической культуры, прошедшие опытно-экспериментальную проверку, используются в процессе непрерывного педагогического образования в условиях педагогических классов, высшей школы, института повышения квалификации. Установленные в ходе исследования уровневые характеристики сформированности этнопедагогических знаний, мышления, национального самосознания, познавательного

интереса, эмоционально-ценностного отношения к народной культуре, народной педагогике позволят совершенствовать процессе этнопедагогической подготовки будущих учителей.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных оснований исследования, связанных с культурологическим, аксиологическим, системно-структурным, целостным, лич-ностно-деятельностным подходами; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования, валидностью и репрезентивно-стью экспериментальных данных, их сопоставимостью с массовым педагогическим опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

■ этнопедагогическая культура учителя - социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания. Этнопедагогическая культура представляет собой диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Объективная сторона - традиционная педагогическая культура общества, включающая целевую, содержательную, процессуальную составляющие. Субъективная - этнопедагогическая культура личности, объединяющая этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическую деятельность;

■ содержательным наполнением этнопедагогической культуры учителя являются ценности-цели, ценности-содержания, ценности-средства, этническую специфику которым придает менталитет нации. Их освоение обеспечивает развитие системы ценностных ориентаций, составляющих основу этнопедагогического мировоззрения, которое проявляется в форме установки на организацию воспитательно-

образовательной деятельности с позиций этнопедагогической культуры;

■ ценности-содержания как составляющая этнопедагогической культуры объективируются в сознании учителя в виде ведущих этнопедаго-гических идей, закономерностей, понятий принципов; в качестве ценностей-средств этнопедагогической культуры выступают ценности народной культуры, дифференцируемые на ценности материальной культуры, ценности духовной культуры, ценности соционорма-тивной культуры;

■ этнопедагогическая культура учителя характеризуется системой эт-нопедагогических знаний, этнопедагогической направленностью мыслительных процессов, ориентацией на творческую реализацию профессиональной деятельности этнопедагогическими средствами;

■ этнопедагогическая культура предполагает развитое национальное самосознание, позитивную направленность отношений к родине, нации, народной культуре, народной педагогике, активный познавательный интерес к изучению ее целей, содержания, средств;

■ основой системы формирования этнопедагогической культуры учи- 7 теля являются ведущие тенденции, принципы, которые конкретизируются в соответствующих направлениях, этапах, определяющих динамику этого процесса. Эффективное развитие этнопедагогической культуры учителя обеспечивается рядом психолого-педагогических условий: соблюдением принципа "диалога культур"; детерминированностью целевой, содержательной, процессуальной составляющих, менталитетом нации; степенью освоения учителями ценностей традиционной педагогической культуры; уровнем развития этнопедаго- V гического сознания, этнопедагогического мышления, этнопедагогической деятельности; последовательностью усвоения ценностей-

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Николаев, Валерий Александрович, 1998 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего пед. образования. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. 141с.

2. Аверкина Ю.П. Проблемы психологического развития в социальной психологии // 18-й Международный психологический конгресс-М., 1966. С.362.

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 261 с.

4. Александров В.А. Сельская община // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987.

5. Александров В.А. Сельская община в России (ХУП-ХХ в.). М., 1976.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2-х т.М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 16 - 178.

7. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977. 208 с.

8. Аникин В.П. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983. 516 с.

9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.

10. Анохина Л. А. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем: На примере Калуги, Ельца, Ефремова. М: Наука, 1977. 3^9 с.

11. Антология педагогической мысли России ХУШ в. / Сост. И.А.Соловков. М.: Педагогика, 1985. 480 с.

12. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. / Сост. Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. М.: Педагогика, 1985. 363 с.

13. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 368с.

14. Арзаканьян Ц.Г. Культура и цивилизация: проблемы теории и истории // Вестник истории мировой культуры. 1966. №3.

15. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 243 с.

16. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. // Научные труды КГПИ. Краснодар, 1966. Вып.53. 271 с.

17. Атамуратов С.А. Национальное самосознание и интернациональное воспитание. Ташкент: Узбекистон, 1991. 122 с.

18. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избр. статьи. М.: Современник, 1982. 464 с.

19. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. Спб.: Наука, 1993. 237 с.

20. Байбурин А.К., Топорков A.JI. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 165 с.

21. Бакланова E.H. Крестьянский двор и община на Русском Севере: Конец ХУЛ - нач. ХУШ в. М.: Наука, 1976. 221 с.

22. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. 390 с.

23. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. 2-е изд. М.: Сов. Россия, 1984. 272 с.

24. Балов А. Рождение и воспитание детей в Пошехонском уезде Ярославской губ. // Этнографическое обозрение. 1890. №3. С.90-115.

25. Барабанщиков A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателя вузов//СП, 1981. №1.

26. Баранова Н.И., Голякова Л.Ф. Материалы по детству и воспитанию в коллекциях ГМЭ // Мир детства в традиционной культуре народов СССР Л.,1991.4.2.

27. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. 342 с.

28. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // ВФ, 1969. №9,

29. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т.2. М., 1948.

30. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

31. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. М,: Роман-газета, 1993. Вып.1. С.10-28.

32. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982. 293с.

33. Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. Учебное пособие к спецкурсу. Мурманск, 1991.69 с.

34. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. М.: наука, 1990. С. 43-271.

35. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. 256 с.

36. Бернштам Т. А. Будни и праздники. Поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - нач. XX в) // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. С. 120-153.

37. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - нач. XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры / АН СССР. Л: Наука, 1988. 274 с.

38. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - нач. XX в.: Этнографические очерки. Л: Наука, 1983. 232 с.

39. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общей психологии. Спб., 1911.

40. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в 21 век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.

41. Блонский П.П. О национальном воспитании. М., 1915. 40 с.

42. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544 с.

43. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

44. Болотнев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978.

45. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991. 42 с.

46. Борисов А.Г., Сушков И.М. Философская культура учителя: понятие, содержание, роль // Философская культура учителя. Саратов, 1985. С.5 - 13.

47. Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л.: ЛГУ, 1978. 104 с.

48. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука,1983. 412 с.

49. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.280 с.

50. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987.333 с.

51. Бурцев А.Е. Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси. //Поли. собр. соч. Спб., 1911. Т.9. 309 с.

52. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Михайличенко Е.В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья (cep.XlX - нач. XX вв.) Казань: КГУ, 1973. 164 с.

53. Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания: К истории древнерусской письменности и культуры. Пг.,1918. 118 с.

54. Былеева Л.В. Русские народные игры. М.: Советская Россия, 1988. 84 с.

55. Быт великорусских крестьян-землепашцев: (На примере Владимирской губ.) / Авт. сост. Б.М.Фирсов, И.Г.Киселева. Спб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. 472 с.

56. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. / Отв. ред. И.В.Маковецкий, Г.С.Маслова. Новосибирск: Наука, 1975. 152 с.

57. Быт русского дворянина в разных эпохах и обстоятельствах его жизни. Сб. Изданный автором семейства Холмских. Вып. 2. М., 1851. 257 с.

58. Бычко А.К. Народная мудрость Руси: Анализ философа. Киев: Вшца школа, 1988. 200 с.

59. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, 1988. Сер. "Эстетика". №1. 68 с.

60. Васильева Е.В. Народная педагогика в подготовке учителей.: Методические рекомендации. Чебоксары, 1988. 51 с.

61.Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. Факт, идея, теория. М.: Наука, 1973.286 с.

62. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах: Материалы собранные и приведенные в порядок П.В.Шейном. М.: Сов. Россия, 1989. 158 с.

63. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519 с.

64. Виноградов Г.С. Детский народный календарь (из очерков по детской этнографии) // Сибирская живая старина, 1924.Вып. П. С.55-86.

65. Виноградов Г.С. Народная педагогика. (Отрывки и наброски). Иркутск: Вост.-Сиб. отделение Русского географического о-ва, 1926. 30с.

66. Виноградов JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. 256 с.

67. Власова И.В. Община и обычное право у русских крестьян северного при-уралья (ХУЛ-XIX вв.) // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С.24 - 44.

68. Водовозов В.И. Русская народная педагогика. // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. С.379-406.

69. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. / Под ред. М.В.Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с.

70. Возрастная педагогическая психология. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 240 с.

71. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся 4-8 классов сельской национальной школы: Пособие для учителей / НИИ национальных школ МП РСФСР. М„ 1986. 105 с.

72. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989. 335 с.

73. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары, 1970. 96 с.

74. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. 376 с.

75. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа: (В связи с проблемой общности народных педагогических культур). Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1966. 341 с.

76. Волков Г.Н. Пробные (экспериментальные) проекты учебных планов и программ лицейских этнопедагогических классов. Б.м. и г.

77. Вундт В. проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912. 132 с.

78. Гайдучонок И. А. Слово о личности. Минск: Наука и техника, 1990. 155 с.

79. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. 150 с.

80. Гарданов В.К. "Кормильство" в древней Руси // СЭ, 1959. №6.

81. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.

82. Гегель Г.В.Ф. Философия права. // Соч. М.-Л.: Госполитиздат, 1934.Т.7.318с.

83. Геллерштейн Л.С., Кошелева О.Е. Педагогика в контексте древнерусской культуры // СП, 1983. №8.

84. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика, 1976. 256 с.

85. Гер дер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.

86. Герцен .А.И. Собр. соч. 1975. Т.7. 606 с.

87. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. 296 с.

88. Гиппократ, О воздухах, водах и местностях // Избр. кн. М.: Госиздат биологической и медицинской литературы, 1936. 736 с.

89. Голованов В.Н. Законы науки в системе научного знания. М.: Мысль, 1970. 229 с.

90. Головин В.В. Колыбельная песня и приемы убаюкивания на русском Севере // Мир детства в традиционной культуре народов СССР. Л., 1991. 4.1.

91. Гомонов А. Традиции, обычаи, обряды и их роль в воспитании чувств человека // Некоторые проблемы формирования личности. Красноярск, 1968. С.237-272.

92. Горделевский В. Рождение ребенка и его воспитание // Этнографическое обозрение. 1910. Кн.86-87. №3-4. М., 1911. С.167-170.

93. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособ. Пер. с англ. М.: МГУ, 1982. 464 с.

94. Григорьев В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. М: ОДИ - Intern., 1996. Ч. 1. 70 с.

95. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М: Политиздат, 1973.319с.

96. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991. 446с.

97. Громыко М.М. Проблемы и источники исследования этических традиций русских крестьян XIX в. // СЭ, 1979. №5. С.35 - 48.

98. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М: Наука, 1986. 278 с.

99. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (ХУШ - пер. пол. XIX в.). Новосибирск: Наука, 1975. 351 с.

100. Громыко М.М Этнографические и фольклорные источники в исследовании общественного сознания русских крестьян Сибири ХУШ - пер. пол. XIX в. // Источниковедение отечественной истории. М., 1976. С.97 - 124.

101. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. 764 с.

102. Гумилев JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопрос,

1992. 334 с.

103. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс,

1993. 543 с.

104. Гуревич П.С. Человек и его ценности. М.: Наука, 1988. 128 с.

105. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. Нальчик: Эльбрус, 1974. 140 с.

106. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985. 192 с.

107. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1979. 264 с.

108. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.240с.

109. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 1980/1981. Т. 1, 1У.

110. Даль В.И. Толковый словарь, живого великорусского языка М.,1956. Т.2.

111. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Изд. 4-е. Спб, 1889. 610 с.

112. Дашдамиров А. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. 140 с.

113. Демин М. Проблемы теории личности. (Социально-философский аспект) М: МГУ, 1977. 240 с.

114. Джидильдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. Алма-Ата, 1989.

115. Джунусов М.С. Актуальные вопросы теории и практики социалистического интернационализма. // Доклады на научной конференции по теоретическим проблемам социалистического интернационализма. Май 1968.

116. Днепров Э.Д. Советская историография отечественной школы и педагогики. 1918 - 1977. Проблемы, тенденции, перспективы. М.: АПН СССР. НИИ ОП, 1981.90 с.

117. Добровльский В.Н. Некоторые поверья, песни и обряды Орловской и Калужской губерний // Живая старина, 1902. Вып.2.

118. Древняя Русь и славяне. М., 1878. 447 с.

119. Духнович А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей. М.,1856. 112 с.

120. Духовная культура и этническое самосознание наций: сб. ст. / АН СССР, институт этнографии. М., 1990. Вып. 1. 241 с.

121. Духовные ценности как предмет философского анализа. М.: МГУ, 1985. 144 с.

122. Емельянов Ю.Н. Введение в культур-антропологию: Учеб. пособ. Спб., 1992. 62 с.

123. ЕреминаВ.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. 207 с.

124. Ефименко А.Я. Исследования народной жизни. Вып. 1. Обычное право. М., 1884. 328 с.

125. Ефимов А.И. Народность эстетического воспитания в педагогической мысли России ХУШ - XIX вв.: Учеб. пособ. Горький: ГГПИ, 1988. 81с.

126. Желобовский А.И. Семья по воззрениям русского народа, выражегрфш в пословицах и других произведениях народно-поэтического творчества. Истори-ко-литературный очерк. Воронеж, 1892. 63 с.

127. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в ХУ1 - ХУП столетиях. Новосибирск: Наука, 1992, 240 с.

128. Завадский C.B. На великом изломе // Архив русской революции. Т.Х1. М., 1991.

129. Закон Божий. Изд. 4-е. 1990. 723 с.

130. Зарипов А.Я. Этническое сознание: (Сущность и особенности формирования, методологический аспект). Уфа, 1994. 183 с.

131. Зворыкин A.A. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. М.: Наука, 1964. 8 с.

132. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.

133. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 507с.

134. Зеленин Д.К. Избр. труды по духовной культуре. 1901-1913. М.: Индрик, 1994. 400 с.

135. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М„ 1993. 222 с.

136. ЗлобинН.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. 303 с.

137. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. 128 с.

138. Иваненко Н.П. Сватанье. Деревня Веретянкина Орловской губ. // Живая старина, 1905. Вып. 1-2. С.107- 140.

139. Игнатов В.И. Мировоззрение русского народа в эпических произведениях нач. ХУП в. Ростов н/Д: РГУ, 1972. 154 с.

140. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения Hapo^qp Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. 253 с.

141. Измайлов А.Э. Этика и педагогика семейной жизни: (В представлениях и идеалах народной мудрости). Ташкент: Укитувчи, 1986 . 206 с.

142. Иллюстров И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Сб. русских пословиц и поговорок. Спб., 1910.

143. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464с.

144. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 203 с.

145. Ильин H.H. Педагогическое образование за границей и у нас. М.: Работник просвещения, 1927. 149 с.

146. ИльинаТ.А. Педагогика. Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1968. 573 с.

147. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М, Белгород: БГПИ, 1993.217 с.

148. Кавелин К.Д. Заметки о русской истории // Вестник Европы. Т.2. 1866.

149. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) М: Политиздат, 1974. 328 с.

150. Кант И. Сочинения. М.,1965. Т.З. 4.2.

151. Капица О.И. Детский быт и фольклор. Л., 1930. 222 с.

1

152. Канцедикас A.C. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1968. 48с.

153. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 367 с.

154. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского. М.: Педагогика, 1978. 208 с.

155. Кириллов В.И. Логика познания сущности. М.: Высш. шк., 1980. 175с.

156. Кларин В.М., Петров В.М. Русская религиозная философия воспитания. М.: Кодекс, 1994. 85 с.

157. Ключевский В.О. Курс русской истории в 4-х т. М: Соцэгиз, 1937 Т.1. Лекц. ХУШ.

158. Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения в Т.2. М.: Мысль, 1988. 446 с.

159. Коган JT.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.

160. Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. Межвузовский сб. /Под ред. А.О.Воронова. М.,1991. С. 106- 124.

161. Колесова А.К. Историко-педагогическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя М.: Прометей, 1993. С.53 - 73.

162. Колмогоров Г. Скотоводство в Тальском округе Тобольской губ. // Журн. Мин-ва внутр дел. Спб.,1857. 4.23. С. 11-25.

163. Колоцца Д. Детские игры, их психолого-педагогическое значение. М., 1909. 260 с.

164. Коменский Я.А. Материнская школа. // Избранные пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. T.l. С.201 -241.

165. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: Наука, 1971. 384 с.

166. Кон И.С. Национальный характер - миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. №9. С.215 - 228.

167. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. 367 с.

168. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1982. 179 с.

169. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. 270 с.

170. Кон И.С. Этнография детства. Историографический очерк. // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.,1983. С.9 - 50.

171. Константинов H.A. Воспитание и обучение в Киевском государстве (IX -ХП в.) и на Руси в ХШ - ХУ вв. // СП, 1951. №9. С.61 - 70.

172. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974. 568 с.

173. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. (На материале стран Азии). М.: Наука, 1970. 100 с.

174. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: АН СССР, 1953. 216 с.

175. Костин В.И. Русская национальная школа имени Тургенева на Орловщине. Орел: Соц.-образоват. центр, 1997. 240 с.

176. Корзухина Г.Ф. Из истории игр на Руси. // Сов. археология, 1963. №4. С. 85--102.

177. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. 100 с.

178. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Учеб. пособ. М.: Изд-во Росс. откр. ун-та, 1994. 138 с.

179. Корончевский Д.В. Прежде и теперь. Очерки домашней жизни в старое и новое время. Спб., 1901. 391 с.

180. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ1 и ХУП столетиях. М.: Республика, 1992. 301 с.

181. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. 431 с.

182. Краткий словарь по философии. 3-е изд. М.: Политиздат, 1979. 413с.

183. Круглый год: Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф. Некрылова. М.: Правда, 1991. 493 с.

184. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для пед. училищ. М: Просвещение, 1986.336 с.

185. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая шк., 1990. 140 с.

186. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. М.: Знание, 1983.64 с.

187. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГПИ, 1967. 183 с.

188. Культура древней Руси. М.: Наука, 1966. 327 с.

189. Культура и развитие человека: (Очерк философско-методологических про» блем). / Отв. ред. В.П.Иванов. Киев: Наукова думка, 1989. 320 с.

190. Кузнецов И.Д. Об изучении "этнопедагогики" чувашского народа. //Вопросы историографии историко-этнографического изучения Чувашии. Чебоксары, 1981. С.114-130.

191. Куницын А.П. Право естественное. Кн.П: Право естественное прикладное. Спб., 1818.

192. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. Учеб. пособ. М.: Высш. шк., 1989. 208 с.

193. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - XX века): Учебное пособие. М.: Издательский Дом "Форум", 1998. 584 с.

194. Лебедев В. Русская старина. 1913.Июль.С. 103-106.

195. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: Макет, 1995. 311 с.

196. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. М.: Наука, 1985.536с.

197. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

198. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 575с.

199. Лернер И.Я. Педагогическое сознание - явление действительности и категория науки. // СП, 1985. №3. С.52 - 57.

200. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М. - Л.: АН СССР, 1946. 120 с.

201. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 180 с.

202. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е. М.: Наука, 1979. 360 с.

203. Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания. // Педагогика, 1995. №1. С.40 -44.

204. Личутин В.В. Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе. М.: Современник, 1989. 493 с.

205. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 298 с.

206. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. М.: Ключ,1990.

207. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУШ - нач. XIX в.). Спб.: Искусство, 1994. 399 с.

208. Лотман Ю.М. О семиотике понятий "стыд" и "страх" в механизме культуры. // Тез. докл. 1У летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970»

209. Мавродин В,В. Рождение новой России: Происхождение русского народа. Л.: ЛГУ, 1978. 183 с.

210. Мазаев А.И. Праздники как социально-художественное явление: Опыт ис-торико-теоретического исследования. М.: Наука,1978. 392 с.

211. Майцекив Т.И. Народные традиции трудового воспитания подрастающего поколения и их использование в современных условиях: (На материале Украины). Киев, 1988. 159 с.

212. Макаренко A.A. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Спб., 1913. 293 с.

213. Максимов C.B. Бродячая Русь. Христа ради. 2-е изд. Т.1 - 2 Спб.: Просвещение, 1877.467 с.

214. Максимов C.B. Год на Севере. Т.1 - 2. Спб., 1859.

215. Максимов C.B. Крестная сила // Собр. соч. В 20-ти томах. Т. 17. Спб., 1912. 332 с.

216. Максимов C.B. Куль хлеба и его похождения. М.: Мол. гвардия, 1982. 292с.

217. Максимов C.B. Нечистая сила. Неведомая сила. // Собр. соч. в 20-ти томах. Т. 18. Спб., 1912. 295 с.

218. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. 284 с.

219. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. 285 с.

220. Мартынова А.Н. Отражение действительности в крестьянской колыбельной песне. // Русский фольклор. М. - Л., 1975. Вып. 15. С. 145 - 155.

221. Масленникова P.A. Русское устное народное творчество. Хрестоматия» (Региональный курс) Орел, 1995. 96 с.

222. Масси P.K. Николай и Александра // Роман газета, 1995. (1248).

223. Мафедов С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX - нач XX в. Нальчик: Эльбрус, 1984. 172 с.

224. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. 199 с.

225. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1987. 240 с.

226. Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д.Ушин-ского // К.Д.Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994. С.70 - 81.

227. Меньшиков В.М. Принципы педагогического учения Ушинского // К.Д.Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994. С.49 - 71.

228. Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск: Кн. изд., 1979. 184 с.

229. Методические рекомендации по использованию прогрессивных идей и опыта народной педагогики в нравственном воспитании школьников. (НИИ нац. шк.). М„ 1985. 59 с.

230. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произвел. / пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.

231. Миненко H.A. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в ХУШ - пер. пол. XIX в. Новосибирск: Наука, 1989. 158 с.

232. Миненко H.A. История культуры русского крестьянства Сибири в период феодализма: Учеб. пособ. Новосибирск, 1986. 91 с.

233. Миненко H.A. Русская крестьянская семья в западной Сибири (ХУШ - пер. пол. XIX в.). Новосибирск: Наука, 1979. 350 с.

234. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: (Словесные средства воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 112 с.

235. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: (Содержание, формы и методы воспитания).Махачкала: Дагучепедгиз, 1986. 123 с.

236. Мищенко А.И., Мищенко Л.И., Шиянов E.H. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М.: МПГУ, 1991.291 с.

237. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Спб.,1866. 949 с.

238. Можаровский А. Из жизни крестьянских детей. Казань, 1882. 95 с.

239. Моление Даниила Заточника // Памятники литературы Древней Руси: ХП в. М., 1980.

240. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1973. 406 с.

241. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. 200с.

242. Монтескье Ш. О духе законов или об отношениях в которых законы должны находиться к устройству каждого проявления, к нравам климату, религии, торговли и т.д. / Пер. фр. Спб., 1900. 706 с.

243. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1.: Младенчество и детство. М.: Худ. лит., 1991. 590 с.

244. Мукаева О. Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей. // С.П. 1987. №1. С.77- 79.

245. Мухина B.C. Детская психология: (Учеб. пособ.) / Под ред. Л.А.Венгера М.: Просвещение, 1985. 272 с.

246. Народная педагогика в профессиональной подготовке студентов педвузов. Методич. рек. Чебоксары: ЧГПИ, 1988. 35 с.

247. Народная педагогика и воспитание: (Учебно-методическое пособие к спецкурсу для студентов, учителей, воспитателей). Барнаул, 1994. 78 с.

248. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М.: Наука, 1991. 166 с.

249. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. В. 3-х томах М.: Худ. литература, 1957.

250. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное искусство я|к мир целостности. М.: Сов. Россия, 1983. 218 с.

251. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории. (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX - нач. XX в.). Спб.: Знание, 1992. 32 с.

252. Нигматов З.Г. Проблемы гуманистического воспитания в татарской народной педагогике. // Уч. зап. / Казанский пединститут, 1979 Вып. 193. С.72 - 91.

253. Никитенко А.В. Дневник А.В.Никитенко за 1844 - 1868 гг. В 2-х т. М.,1955. Т.2.

254. Никитин Е.П. Сущность и явление: (Категории "сущность" и " явление" и методология научного исследования). М.: Знание, 1961. 48 с.

255. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. / МПГУ, ОГУ. Москва-Орел, 1997. 134 с.

256. Николаев В.А. Педагогика русского фольклора: Методическое пособие. Орел, 1994. 107 с.

257. Николаев В.А. Русская народная педагогика: (Пособие к спецкурсу). Орел, 1993. 88 с.

258. Носова Г А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки. М.: ИНИОН РАН, 1993. 254 с.

259. Носова Г.А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. 152 с.

260. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пг., 1922. 137 с.

261. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология СССР: В 2-х т. М., 1966. Т.1.

262. Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа (IX -XI). Душанбе: Ирфон, 1962.

263. Орлова А.П. Студентам о народной педагогике. // СП, 1987. №8. С.91 - 93.

264. Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. Н Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.С.47 - 64.

265. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: ЛГУ, 1965. 208 с.

266. Парыгин Б.Д. Основы социальной психологии. М.: Мысль, 1971.351 с.

267. Пашаева P.M. Народные средства трудового воспитания у горцев. СП, 1973. №1.С.104-110.

268. Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

269. Першиц А., Трайде Б. Воспитательство // Свод этнографических понятий и терминов. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. / Краткие сообщения ин-та этнографии. Вып. ХХХУ1. М., 1986.

270. Пилипов В.М. Так ли плох был Домострой? М.: Панорама, 1991. 48 с.

271.Пирлиев К. Народная педагогика и современность: Методич. указания. / Под ред. Г.С.Ершовой. Ашхабад, 1983. 70 с.

272. Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа: (Учеб. пособ.). Ашхабад. 1980. 132 с.

273. Пирлиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа: (Учеб. пособ. для студентов вузов и педучилищ). Ашхабад. 1976. 172 с.

274. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Репр. воспр. М.: Худ. лит., 1991. 170 с.

275. Пихоя Р.Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (ХУП -ХУШ вв.). Свердловск, 1987.

276. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.

277. Платонов O.A. Русская цивилизация. М.: Рада, 1992. 182 с.

278. По старому русскому обычаю: Свадьба, крещение, похороны. / Авт. сост. Калинина. Мурманск, 1991. 71 с.

279. Плохинский H.A. Алгоритмы биометрии. М.: МГУ, 1967. 81 с.

280. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. М.: Просвещение: Владос, 1996. 432 с.

281. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М., 1887. 368 с.

282. Покровский Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. М.,1884. 24 с.

283. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М.,1884. 128 с.

284. Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

285. Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков, 1892. 228 с.

286. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993. 63 с.

287. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979. 232 с

288. Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. 455 с.

289. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. М.: Мысль, 1984. 325 с.

290. Проблемы формирования духовных потребностей личности. / Отв. ред. Ю.В.Шаров, В.Г.Грибанов. Новосибирск, 1970. 275 с.

291. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этногра-фического исследования). Л.: ЛГУ, 1963. 143 с.

292. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л: ЛГУ, 1946. 340 с.

293. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л.: ЛГУ, 1955. 552 с.

294. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М.: Наука, 1976. 325 с.

295. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.

296. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988. 223 с.

297. Пушкарев Л.Н. Труд как основа социальных идеалов в традиционной волшебной сказке // Русское народнопоэтическое творчество. Матер, для изучения общественно-политических воззрений народа. Тр. ин-та этнографии. М.,1953. Т.20.

298. Развитие общения у дошкольников. (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. A.B. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. 288 с.

299. Развитие этнического самосознания славян в эпоху раннего средневековья. М.: Наука, 1982. 357 с.

300. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера: Сост. С.К.Иванов. М.: Прогресс. Культура. 1994. 461 с.

301. Разов В.Н. О некоторых элементах национальной психологии // Вестник МГУ. Философия. №2.

302. Раскин Д.И. Русские пословицы как отражение развития крестьянской идеологии // Русский фольклор. Вып. ХШ. Русская народная проза. Л., 1972. С.202 - 212.

303. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. 207 с.

304. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.; Педагогика, 1990. 620 с.

305. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира М.,1957. 328 с.

306. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.416с.

307. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. Л.: Лениздат, 1989. 159 с.

308. Рудь Ю.А. Об использовании некоторых воспитательных средств народной педагогики в коммунистическом воспитании школьников // Вопросы педагогики высшей и ср. шк. Вып. 2. М., 1975. С. 110 - 114.

309. Рузавин Г. И. Герменевтика и проблемы понимания и объяснения в научном познании // Структура и развитие научного знания. Системный подход к методологии науки. М.: Мысль, 1982. С. 42 - 43.

310. Русская нация и обновление общества: Сб. тр. М.,1990.197 с.

311. Русские народные сказки/Сост. В.П.Аникин. М.: Дет. лит., 1985. 543 с.

312. Русские: Семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. 334 с.

313. Русские (Этносоциологический очерк). М.: Наука, 1992. 464 с.

314. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М.Забылиным. М.: "Книгапринцггоп", 1990. 607 с.

315. Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев: Наук, думка, 1976. 152 с.

316. Сабурова JI M. Культура и быт русского населения Приангарья. Конец XIX - XX в. Л.: Наука, 1967. 280 с.

317. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Ин-т практич. псих., 1996. 344 с.

318. Сафаров Н.С. Прогрессивные идеи и традиции народной педагогики Узбекистана. Ташкент: Фан. 1989. 96 с.

319. Сафьянова A.B. Внутренний строй русской сельской семьи алтайского края во второй половине XIX - начале XX в. // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С.91 -110.

320. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. Собр. И.П.Сахаровым. Спб., Суворин, 1885.

321. Семевский В.И. Домашний быт и нравы крестьян во второй пол. ХУШ в. // Устои, 1882. Вып.2. С.93 - 98.

322. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России: Пер. пол. ХУШ в. Л.: Наука, 1982. 279 с.

323. Сенигов И. Народное воззрение на учение и воспитание. Спб., 1896. 15 с.

324. Сидельковский А.П. О диалектике народной и научной педагогике // Социально-этнические основы интернационального воспитания. Орджоникидзе, 1981. С.44 - 61.

325. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учеб. пособ. М.: Механик, 1996, 208 с.

326. Силяева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. М.: Магистр, 1995. 144 с.

327. Системный анализ и научное знание. / АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1978. 246 с.

328. Скворцов Л.В. Культура и самосознание. М.: Политиздат, 1989. 319с.

329. Сластенин В.А. Методологическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. С.39 - 53.

330. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 159 с.

331. Сластенин В. А. Принципы коммунистического воспитания. It Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С.289 - 306.

332. Сластенин В.А. Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // СП, 1990. №7. С.82-88.

333. Слова Петра Великого Ив.Ив.Неплюеву // Записки Ив.Ив. Неплюева: Новое полное изд. с примеч. Спб., 1893.

334. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 430 с.

335. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837 -1839. Вып. 1 -4.

336. Современная зарубежная этнопсихология. / Ред. Коллегия: Арутюнов С.А., Еремин Г.И. и др. М.: ИНИОН, 1979. 254 с.

337. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.

338. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. Пособ. для учащихся. М.: Интерпакс, 1994. 272 с.

339. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Учеб. пособ. Л.: Наука, 1989. 83 с.

340. Соловьев B.C. Смысл любви // Избранные произведения. М.: Современник, 1990. 524 с.

341. Соловьев B.C. Собр. соч. Т.5. Спб., 1883.

342. Социальная психология: Учеб. пособ. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. 224 с.

343. Социально-этнические основы интернационального воспитания. Орджоникидзе, 1985. 139 с.

344. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.

345. Стельмахович М.Г. Народная педагогика. Киев: Рад. шк., 1985. 312 с.

346. Степанов .Н.П. Народные праздники на святой Руси. Спб.,1899.

347. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Изд. Им. Чехова. Нью-Йорк, 1956. Т.1.

348. Струминский .В.Я. Педагогика Киевской Руси как предмет исторического изучения.//Уч. зап. НИИ школ НКП РСФСР. М, 1940. Т.Ш. Вып. 1.С.79-119.

349. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. 207с.

350. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.

351. Сявавко Е.И. Украинская этнопедагогика в историческом развитии. Киев, 1974. 151 с.

352. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В.В.Краевский, И.Я.ЛернераМ.: Педагогика, 1983. 352 с.

353. Терещенко А. Быт русского народа. Сочинения в 7 частях. М., 1848. Ч. 1.

354. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.:МГУ, 1984. 267 с.

355. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать // Педагогические сочинения М.: Педагогика, 1989. С.271 -288.

356. Толстой Л.Н. О народном образовании // Пед. соч. М., 1989. С.54 - 70.

357. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Пед.соч. М„ 1989. С. 134-200.

358. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. / АН СССР, институт этнографии Л.: Наука, 1988. 251 с.

359. Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. 259 с.

360. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1978. 128 с.

361. Тульцева Л.А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX - XX в. (По материалам среднерусской полосы) // С.Э., 1978. С.41 - 43.

362. Тульцева Л.А. Община и аграрная обрядность рязанских крестьян на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 45 - 62

363. Тульцева Л.А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. M.: Знание, 1990. 63 с.

364. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.573«.

365. Успенский Г.И. Власть земли. М.: Сов. Россия, 1988.

366. Ушинский К.Д Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии//Собр. соч. Т.Н. М.: АПН РСФСР, 1949.

367. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т.1. С.51 - 123.

368. Ушинский К.Д. О нравственности в русском восшггании // Пед. соч. в 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1988. 414 с.

369. Ушинский К.Д. Родное слово // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т.1. С.145 - 159.

370. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. С.229 - 547.

371. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

372. Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983. 261 с.

373. Фольклор и этнография. / Отв.ред. Б.Н.Путилов. Л.:Наука, 1970.256с.

374. Францев Г. Культура. // Философская энциклопедия. М.: Сов. энц., 1964. Т.З. 584 с.

375. Функция // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С.751.

376. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете этнопедагогики осетин // Вопросы обучения и воспитания в национальной школе. М.: Педагогика, 1971. С.205 -220.

377. Ханбиков Я.И. Значение исследования фольклорных материалов для использования идей народного воспитания в педагогической практике. // Доклады АПН РСФСР, 1962. №1 (№2). С.43 - 46.

378. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967. 232 с.

379. Ханбиков Я.И. Народная педагогика Казань, 1966. 126 с.

380. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогщш. // СП, 1966. №6. С.83 - 92.

381. Ханбиков Я.И. Нравственное воспитание в татарской народной педагогике // Уч. зап. Казанского пед. ин-та (Вопросы нравственного воспитания). Казань, 1967. С.85-109.

382. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. 2-е изд. М.: Высш шк., 1990.576с.

383. Хатаев Е.Е. Народная педагогика северного Кавказа. М., 1993. 132 с.

384. Хараузина В.Н. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни // Этнографическое обозрение. 1911. Кн.88 - 89. №1 -2.

385. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики (к вопросу создания единой истории педагогической мысли). // Из истории народного образования Адыгеи. Ростов н/Д, 1975.С.3-15.

386. Ховратович Б.М. Вопросы семейного воспитания в народной педагогике (На материале пословиц и поговорок народов Сов. Союза). // Исследования по педагогике и психологии. Красноярск, 1968. С. 109 - 130.

387. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики. // СП, 1989. №7. С. 103- 106.

388. Цетлин B.C. Вариативность эксперимента в теоретическом исследовании // Тез. докл. на УШ сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики. Ч.П. М„ 1976.

389. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности // Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. С.31 - 72.

390. Чагин Т.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в сер. XIX -нач. XX в. (Этнографические традиции материальной жизни): Учеб. пособ. Пермь, 1991. 112 с.

391. Чагин Т.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в сер. XIX - нач. XX в.: Учеб. пособ. Пермь, 1993. 182 с.

392. Чарушин A.A. Воспитание детей у народа: Отрочество и юность. // Известия Архангельского о-ва изучения Русского Севера. 1917. №5.

393. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986. 303с.

394. Чичеров В.И. Вопросы теории истории народного творчества. М.: Сов. писатель, 1959. 310 с.

395. Чубуков В.П. Овладение студентами основами теоретического анализа при изучении педагогики как условие развития пед. мышления // Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та им.Н.К.Крупской, 1970. Т.274. Вып. 19.

396. Чурбанов В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М.: Педагогика, 1981. 152 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.