Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Ахмедходжаева, Назира Махкамовна

  • Ахмедходжаева, Назира Махкамовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1985, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 198
Ахмедходжаева, Назира Махкамовна. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ташкент. 1985. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ахмедходжаева, Назира Махкамовна

ВВЕДЕНИЕ

1. О ПОНЯТИЯХ КОНЦЕРТНОСТИ И КОНЦЕРТИРОВАНИЯ.

1.1. Характеристика использования понятий концерт-ности и концертирования в советском музыкознании.

1.2. Пути построения дифференцированных понятий концертности и концертирования.

2. О РОЛИ КОНЦЕРТИРОВАНИЯ В .РДЗВИГЙИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

2.1. О природе концертирования.

2.2. О музыкальном профессионализме и некоторых тенденциях в развитии европейского и восточного типов профессиональной музыки.

3. О ПРИРОДЕ КОНЦЕРТНОСТИ.

ЗАКЛКНЕНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве»

Одна из ведущих тенденций современной отечественной науки внимание к проблемам фундаментального плана. В полной мере это относится и к теоретическому музыкознанию. В исследованиях такого рода изучаются явления, имеющие большое значение для музыки как искусства, дяя музыкальной деятельности в целом. В подобных трудах нередко встает вопрос о содержании и объеме понятий и категорий, обозначающих такие явления, вопрос об уточнении границ некоторых из используемых понятий, об их соотношениях. Практика показывает, что углубленное рассмотрение их и в первую очередь тех, которые укоренились прочно и давно, распространены особенно широко и поэтому на поверхностный взгляд лишены научного интереса) сулит исследователю много неожиданных находок. Справедливо замечает по этому поводу Е.В.Назайкинский: Выработанные в сфере музыкознания при всей их (понятий теории музыки Н.А.) специфичности и кажущейся технологической ориентированности, они нередко обнаруживают такие возможности обобщения, какие свойственны эстетическим и философским понятиям, понятиягл математики. Таковы, например, понятия лада, гармонии, контрапункта, консонанса, симфонизма, концертности и т.д. Музыкально-эстетическая разработка этих понятий, повышение их общеэстетического здгдожественного потенциала перспективный путь развития теории музыки и анализа музыкальных произведений" 3. 4, 93). Особую актуальность для музыкознания представляют такие явления (и обозначающие их понятия), которые занимают как бы пограничные зоны: например, между структурой музыкального произведения и восприятием, между индивидуальным и коллективным типами восприятия, между содержанием произведения и его формой и т.п. К числу подобных межструктурных явлений и относится концертность, а также ряд неотрывно связанных с ней явлений.Многочисленные слова с общим корнем "концерт" ("концерт, "концертирование", "концертность" и другие) относятся в музыкознании к достаточно распространенным. Они используются в разнообразных по тематике и профилю работах, в анализе музыки различных исторических эпох, стилей, жанров. Это свидетельствует о том, что за ними стоят весьма важные музыковедческие понятия, значительность которых не вызывает сомнений. Последние возникают в случае необходимости уяснения конкретного смысла этих слов. Он обычно выявляется из контекста. Среди этих понятий особого внимания заслуживают понятия концертности и концертирования. Использование данных терминов отличается наглядной многозначностью, а зачастую противоречивостью. С одной стороны, они употребляются в связи с жанром концерта, раскрывая особенности его образного строя, драматургии, принципов формообразования, с другой в связи с публичным концертом, подразумевая его эстрадно-артистическую атмосферу или тип деятельности музыканта-исполнителя. Характерно, что эти термины используются и как синонимы, и как слова с дифференцированным значением, Такое их бытование в музыковедческой литературе говорит об определенном родстве подразумеваемых ими понятий. Но кроме того оно же свидетельствует о недостаточной разработанности последних, о невыявленности их содержания, неизученности связей между ними. Проблема уточнения значений однокоренных терлинов сама по себе является интересной музыковедческой проблемой. Между тем она лишь часть ряда больших проблем, связанных с важнейшими, сущностными для музыкального искусства сторонами. Эти проблемы и сфорлулированы в настоящей работе как проблемы концертности и концертирования. В трудах Б.В. Асафьева было заложено начало теории концертности и концертирования. В ряде исследований Т.Н.Ливановой, С. Скребкова, В.Д.Конен, Л.А.Мазеля, А.Н.Сохора, Е.В.Назайкинского и других советских ученых данные явления неоднократно подвергались глубокому исследованию. Накопленные сведения, представляя собой ценный материал в теоретическом осмыслении данных явлений, все же не удовлетворяют потребности современной науки. Назрела необходимость отдельного, самостоятельного их изучения, теоретического обобщения знания по данному вопросу. Это может оказаться полезным и для уяснения некоторых важных закономерностей,имеющих место в ситуации публичного концерта, и для развития теоретического учения о жанре концерта, а также раскрытия связей между данными явлениями. Последнее представляет большую ценность в изучении музыкально-выразительных средств инструментального концерта, на протяжении долгого времени функционирующего как чрезвычайно популярный музыкальный жанр. Не менее актуально рассмотрение всех этих вопросов в связи с изучением современных форм бытования музыки,частным проявлением которых является концертная практика, концертная форма реализации музыки. Диссертация является опытом построения целостной теории концертности и концертирования в музыкальном искусстве,привлекающим широкий круг эстетических и смежно-искусствоведческих знаний, знаний в области психологии восприятия, социальной психологии, социологии. Результатом являются новые, объясняющие ряд встречавшихся ранее противоречий, понятия концертности и концертирования, развернутая характеристика эволюции самих явлений. Исходной точкой исследования служит положение о том,что концертность и концертирование явления близкие,родственные друг другу,но не идентичные. Закономерно, что начальный этап дифференциации этих понятий возможен при условии, с одной стороны, четкого разграничения их значений, а с другой обнаружения

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ахмедходжаева, Назира Махкамовна, 1985 год

1.1. Маркс К. Капитал. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т. 23, с. 333 347.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 221-368.

3. Марк с К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Политиздат, 1956, с. 590-591.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр.соч., т.18, с. 53-201.

5. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29,с. 65-290.

6. Официально-документальные материалы

7. Материалы Ш1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

8. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

9. Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азиии Казахстана. Межреспубликанская научно-теоретическая конференция. 10-14 ноября 1975 года. Ташкент: ИЛИ им. Г.Гуляма, 1977. 207 с.

10. Макомы, мугамы и современное композиторское творчество.Межреспубликанская научно-теоретическая конференция. (Ташкент, 10-14 июля 1975 г.) Ташкент: ИМ им. Г.Гуляма, 1978. - 260 с.

11. Музыкальная трибуна Азии (Алма-Ата, 1973). М.: Советский181композитор, 1975. 158 с.3.4, Проблемы анализа советской музыки. Советская музыка,1979, № 2, с. 89-97.

12. Арановский М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке. 1960-1975 гг. Исследовательские очерки. Л.: Советский композитор, 1979. 288 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр. пер. сангл. М.: Прогресс, 1974. 392 е., ил. . 4.3. Асафьев Б.В. Избранные труды, т. I. Избранные труды о М.И.Глинке, М.: АН СССР, 1952, - 399 е., нот.

14. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. 2-е изд., Музыка, 1977.280 с., нот.

15. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов) Музыкальная форма как процесс.Книги I и 2. Л.: Музгиз, 1963. 379 е., нот.

16. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начало XX века. 2-е изд.,Л.: Музыка, 1979. 341 с.

17. Банфи Г. Избранное. Пер. с итал. М.: Прогресс, 1965.291 с.

18. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд., перераб. и доп.,М.: Советский писатель, 1963. 364 с. 4.8. Богатырев П.Г. Вопросы народного искусства. М.: Искусство. - 544 с.

19. БрабичВ.М., Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. JE.: Искусство, 1971. 77 е., ил.

20. Брук Л. Пустое пространство. Пер. с ант. М.: Прогресс,1976. 440 е., ил.

21. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. Старинная музыка. Словарьсправочник. Л.: Музыка, 1974. 144 с.

22. Векслер С.М. Очерк истории узбекской музыкальной культурыДо Великой Октябрьской социалистической революции). Учебное пособие для студентов консерватории и учащихся музыкальных училшц. Ташкент: Учитель, 1965. 247.с.

23. Виноградов B.C. Индийская para. M.: Советский композитор,1976. 64 е., нот., ил.

24. Восприятие музыки. Сборник статей. Ред. составительВ.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. 256 е., нот.

25. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.- 380 с.

26. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975.140 с., ил.

27. Гинзбург С.С. Очерки истории кино. М.: Искусство, 1974.- 264 с.

28. Гулыга A.B. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978.184 с.

29. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, Ленинградскоеотделение, 1967. 319 с.

30. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. Кхарактеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. М.: Наука, 1968. 385 с.

31. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956, т. I, с. 694.

32. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. М.-Л.: Музыка,1966. 519 с.

33. Друскин М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. 3-е изд. Л.: Советский композитор, 1974. 208 с.

34. Друскин М.С. Фортепианные концерты Бетховена. Путеводитель. Л.: Музыка, 1973. 88 е., нот.

35. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). М.: Искусство, 1972. 352 с.

36. Иванов-Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия,т.1, М.: Музгиз, 1936. 128 е., нот.

37. Иванов-Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия,т. 2. М.: Музгиз, 1936. 212 е., нот.

38. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-еизд.расширен, и перераб. Изд-во Ленинградского университета, 1971. 766 с.

39. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.440 с.

40. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

41. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Наука, 1975. 720 с.

42. Конен В.Д. Театр и симфония. Роль оперы в формированииклассической симфонии. 2-е изд. М.: Музыка, 1975. -376 с., нот.

43. Леонтьев В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов-психологов. Тарту: Изд-во Тартусского университета, 1974. 220 с.

44. Ливанова Т.Н. История западно-европейской музыки до1789 г. В 2-х томах. T.I. По ХУШ век. 2-е изд. пере-раб. и доп. - М.: Музыка, 1983. - 696 е., нот.

45. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г.Нотные примеры. Учебник для специального курса историко-теоретических факультетов консерваторий. М. Л,: Муз-гиз, 1940. - 323 е., нот.

46. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка ХУП-ХУШ веков в ряду искусств. Исследование. М.: Музыка, 1977.528 е., ил.

47. Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия И.С.Баха и её исторические связи. Часть I. Симфонизм. М. Л.: Музгиз, 1948.- 232 е., нот.

48. ЗЭ.Мазаев А.И. Праздник как художественно-социальное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. 392 с.

49. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического знания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978. 352 е., нот.

50. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. 2-е изд.,доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. 536 е., нот.

51. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с. нот.

52. Марков М. Искусство как процесс. Основы функциональнойтеории искусства. М.: Искусство, 1970. 240 с.

53. Менон Рагхава Р. Звуки индийской музыки: Путь к pare (пер.с англ. и коммент. A.M.Лубянского. М.: Музыка, 1982.- 80 е., ил.

54. Медушевский B.B. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 255 е., нот.

55. Моль А. Социодинамика культуры. Пер с франц. М.: Прогресс,1973. 406 с.

56. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность.Отв. ред. Б.М.Ярустовский). М.: Советский композитор, 1973. 376 с.

57. Музыка народов Азии и Африки. Вып. I. М.: Советский композитор, 1969. 318 е., нот.

58. Музыка народов Азии и Африки. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. 423 е., нот.

59. Музыка народов Азии и Африки. Вып. 3. М.: Советский композитор, 1980. 423 е., нот.

60. Музыкальная эстетика стран Востока. Общая редакция и вступительная статья В.П.Шестакова. М.: Музыка, 1967. -415 с., с ил.

61. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальнойпсихологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 170 с.

62. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М. : Музыка, 1982. 319 с., нот.

63. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. : М.: Музыка, 1972. 384 е., нот.

64. Неф К. История западно-европейской музыки. 2-е изд., перераб. и доп. Пер. с франц. Б.В.Асафьева. М.: Музгиз, 1938. 304 е., нот.

65. Общая психология. Под ред. Б.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова, С.Н.Шабалина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1973. 352 с.

66. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд.,доп. и перераб. М.¡Просвещение, 1976. 480 е., ил.

67. Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего,Среднего Востока и современность. Ташкент: ИЛИ им. Г.Гуляма, 1981. 312 с.

68. Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Пер. с анг. Л.: Музыка, 1975. 215 с., нот.

69. Раабен Л.Н. Советский инструментальный концерт. Л.: Музыка, 1967. 308 с.

70. Раабен Л.Н. Советский инструментальный концерт 19681975 годов. Л.: Музыка. 80 с.

71. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972.168 с.

72. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено икак функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. 239 е., ил.

73. Русский хоровой концерт конца ХУП первой половиныШ1 веков. Хрестоматия. Составление и исследование Н.Д.Успенского. М,: Музыка, 1976. 240 с. нот.

74. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций.М.: Наука, 1970. 141 с.

75. Скребков С.С. Русская хоровая музыка ХУП-ХУШ веков.Очерки. М.: Музыка, 1969. 120 е., нот.

76. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.М.: Музыка", 1973. 448 е., нот.

77. Соловцов A.A. Концерт. 2-е изд. перераб. М.: Музгиз,1963. 59 е., нот.

78. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд., доп. иперераб. М.: Музыка, 1970. 192 с.

79. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советскийкомпозитор, 1975. 201 с.

80. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка,1968. 103 с.

81. Социальная психология. Краткий очерк. Под общей ред.Г.Н.Предвесного и Ю.А.Шерковина. М.: Политиздат, 1975. 319 с.

82. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Часть I. Работа над собой в творческом процессе переживания. Собр. соч., т. 2. М.: Искусство, 1954. - 424 е., ил,

83. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. Пер. с франц. Л.: Музыка, 1963. 273 с.

84. Толковый словарь русского языка. Главная редакция: Б.М.Волин и проф. Д.И.Ушаков. Под ред. Д.И.Ушакова. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1939, т.Ш, с. 1062-1063.

85. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: СоцЭкГиз, 1939.570 с.

86. Фарбштейн A.A. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976.208 с.

87. Философский словарь. 4-е изд. Под ред. И.Т.Фролова. М.:Политиздат, 1980. 444 с.

88. Хохлов Ю.Н. Советский скрипичный концерт. М.: Музгиз,1956. 232 е., нот.

89. Хренов H.A. Место зрелищных искусств в художественной культуре. М.: Информационный центр по проблемам культуры и искусства. Обзорная информация. М., 1977. 46 с.

90. Хубов H.H. Арам Хачатурян . Монография. М.: Советский композитор, 1962. 441 е., нот.

91. Хубов Г.Н. Себастиан Бах. 3-е изд. перераб. и доп. М.:Музгиз, 1953. 316 е., нот.

92. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм.М.: Музыка, 1964. 160 е., нот.

93. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада.Типы музыкального профессионализма. М.¡Советский композитор, 1983. 152 с.

94. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз,1956.-399 с.

95. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск:Наука, 1967.- 247 с.

96. Янов-Яновская Н.С. Узбекская симфоническая музыка. Ташкент:ИЛИ им. Г.Гуляма, 1979. 220 с.

97. Garrel II. Bella's Brandenburg concertos .London, Allen unwin,1963.-p.130.

98. Glennon J.Making friend with the concreto historical and analytical notes on seventy concrtos from the time of Vivaldi,Bach and Handel to the present day,with short, notes ofthe composers.Adelaide,Rigby,I964.-p.86.

99. Hutching A.The Baroque concerto.London.Faber and Paber,1.6l.-p.367.

100. ITelson W. The concerto. Dubuque, 1969.-p. 169.

101. Szabolcsi B. Das"Magam"-Prinzip in der Volks und Kunstmusik:Der Typus und seine. Abwandlung eil, in Bausteine zu einer Geschichte der Melodie.Budapest,1959.s.223-236.

102. Young P.M. The concert tradition.London,I965.-p.278.

103. Young P.M. Concrto.London,1957.-p. 168.1895. СТАТЬИ

104. Абызова Е. Некоторые вопросы тематизма и формы скрипичныхконцертов И.С.Баха. В кн.: Вопросы теории музыки. Сборник статей. Вып.З. М.:Музыка, 1975, с. 237-271.

105. Адамян А.А. Вопросы искусства в свете марксистско-ленинской теории отражения. В кн.: А.Адамян. Вопросы эстетики и теории искусства. М.: Искусство, 1978, с. 7-91.

106. Алексеев Э. О методах сравнительной фольклористики. Советская музыка, 1978, £ 7, с. 90-99.

107. Алтухов В.Л. Антиномии и способ их преодоления в развитиинаучного знания. Вопросы философии, 1978, с. 64-73.

108. Асафьев Б.В. Инструментальное творчество Чайковского. Вкн.: Б.В.Асафьев. О музыке Чайковского. Л.: Музыка, 1972, с. 234-290.

109. Асафьев Б.В. О направленности формы у Чайковского. В кн.:Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Л.: Музыка, 1972, с. 234-290.

110. Асафьев Б.В. Пути развития советской музыки. В кн.: Очерки советского музыкального творчества. М^-Л.: Музгиз, 1947, т. I, с. 5-19.

111. Барсова И. Камерный оркестр Пауля Хиндемита. В кн.: Музыка и современность. Сборник, статей. Вып. 9. М^г . Музыка, 1975, с. 226- 262.

112. Бирюков С. Импровизационность в музыке. Советская музыка,1977, с. 113-118.

113. Бутир Л.М. О роли концертов в творческом наследии И.С.Баха. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Сборник статей. Вып. 13. Л.1 МузыкаД974, с.187-214.

114. Вызго-Иванова И. Пути постижения творческого наследия. Монодические жанры и современный симфонизм. Советская190.музыка, 1979, № 10, с.34-43.

115. Вызго Т.О. К вопросу об изучении макомов. В кн.: Историяи современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, Сборник статей. М.: Музыка, 1972, с 387-413.

116. Гинзбург Л. 0 некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства. В кн.: Эстетические очерки. Сборник статей. Вып. 2. М.: Музыка, 1967, с. 149-190.

117. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. В кн. : Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 7. М.: Музыка, 1972, с.75-101.

118. Гулыга A.B. Типологизация в художественной литературе. Серия литературы и языка. Известия АН СССР, т.35, 1976, Л 6, с.491-502.j

119. Гусев В.Е. 0 специфике восприятия фольклора (к проблемесинестезии в искусстве) . В кн. : Творческий процесс и художественное восприятие. Сборник статей. Л.: Наука, 1978, с. 79-90.

120. Денисов Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальнойформы и их взаимодействие. В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров музыки. М.: Музыка, 1971, с. 95-133.

121. Дубравская Т. Итальянский мадригал ХУ1 века. В кн.:Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. М.: Музыка,1972, с. 55-97.

122. Дубравская Т. Мадригал ('жанр и форма)1 . В кн.: Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978, с. 108-126.

123. Житомирский Д.В. Фортепианное творчество Рахманинова.Советская музыка, 1945, № 4, с. 80-103.

124. Захарова 0. Музыкальная риторика ХУП первой половиныХУШ века. В кн.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3. М.: Советский композитор, 1975, с. 455-466.

125. Здобнов Р. Исполнительство род художественного творчества. В кн.: Эстетические очерки, вып. 2. М.: % зыка, 1967, с. 98-148.

126. Зейфас Н.М. Заметки об эстетике западноевропейского барокко. Советская музыка, 1975, № 3, с. 99-106.

127. Зейфас Н.М. Concerto grosso в музыке барокко. В кн.:Проблемы музыкальной науки, вып. 3. М.: Советский композитор, 1975, с. 379-406.

128. Земцовский И.И. Народная музыка и современность (к проблеме определения фольклора). В кн.: Современность и фольклор. М.: Музыка, 1977, с. 28-75.

129. Ильенков Э. Идеальное. В кн.: Философская энциклопедия,1962, т.2, с. 219-227.

130. Капустин Ю.В. Исполнитель грамзапись - слушатель. - Советская музыка, 1970, № 2, с. 65-69.

131. Коган Г.М. Свет и тени грамзаписи. Советская музыка,1969, & 5, с. 60-68.

132. Коган Л. Беседы с мастерами. Музыкальная жизнь, 1968,В 14, с. 7-8.

133. Конен В.Д. Значение внеевропейских культур для профессиональных композиторских школ XX века (к постановке проблемы). Советская музыка, 1971, № 10, с. 50-69.

134. Конен В.Д. Современность как история Со фортепианном концерте А.И.Хачатуряна). Советская музыка, 1957, № 5, с. 68-75.

135. Косачева Р. Многоликость художника (заметки о драматургиии образном строе Третьего концерта Р.Щедрина) . В кн.: Музыка России. Сборник статей. Вып. 1.М.: Советский композитор, 1976, с. 172-182.

136. Кремлев Ю.А. К понятию мастерства. В кн.: Ю.Кремлев. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976, с. 42-49.

137. Крылова Л. Некоторые приемы авторского отношения в музыке.- В кн.: Музыкальное искусство и наука. Сборник статей. Вып. 3. М.: Музыка, 1977, с.156-187.

138. Кузнецов И.К. Ранний фортепианный (клавирный) концерт.В кн.: Вопросы музыкальной формы. Сборник статей. Вып.

139. М.: Музыка, 1977, с. 156-187.

140. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки. В кн.: Эстетические очерки. Сборник статей. Вып.

141. М.: Музыка, 1977, с.79-113.

142. Медушевский В.В. О музыкальных универсалиях. В кн.: С.С.Скребков. Статьи и воспоминания. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1979, с.176-212.

143. Миклин А.М. Категория развития: трудности объяснения.Вопросы философии, 1978,№ 3,с. 80-89.

144. Мухамбетова А. Национальное и интернациональное в музыкеСоветского Казахстана (К проблеме кюя) . В кн.: Вопросы теории и эстетики, музыки. Сборник статей. Вып. II. Л.: Музыка, 1972, с.33-49.

145. Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки.В кн.: Музыкальное искусство и наука. Сборник статей. Вып. 2. М.: Музыка, 1973, с. 59-98.

146. Назайкинский Е.В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин. Советская музыка, 1982, №2, с. 64-72.

147. Назайкинский Е.В. Речевой опыт и музыкальное восприятие.В кн.: Эстетические очерки. Сборник статей. Вып. 2. М.: Музыка, 1967,с.245-283.

148. Назайкинский Е.В. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии. -В кн.: С.С.Скребков. Статьи и воспоминания. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1979, с. 132-162.

149. Николаева Н.С. Симфонизм. В кн.: Музыкальная энциклопедия, 1981, т.5, с. 11-15.

150. Панкевич Г. Восприятие музыкального произведения и егоструктура. В кн.: Эстетические очерки. Сборник статей. Вып. 2. М.: Музыка, 1967, с. 192-211.

151. Раппйпорт С.Х. О вариантной множественности исполнительства.- В кн.: Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 7, М.: Музыка, 1972, с. 3-46.

152. Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки. В кн.:Эстетические очерки. Сборник статей,. Вып.4. М.:Музыка, 1977, с. 39-78.

153. Симакова H.A. К вопросу о разновидностях жанра симфонии.В кн.: Вопросы музыкальной формы. Сборник статей. Вып. 2. М.: Музыка, 1972,с.261-285.

154. Скребкова-уилатова М.С. Драматургическая роль фактуры в музыке. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Сборник ста-тей.Вып. 3. М.: Советский композитор,1975,с.164-197.

155. Соллертинский И.И. Исторические типы симфонической драматургии. В кн.: И.И.Соллертинский. Исторические этоды. Л.: Музгиз, 1963, с. 335-346.

156. Сохор А.Н. Композитор и публика в социалистическом обществе.- В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Вып.2.Л.: Музыка, 1975,с.5-20.

157. Сохор А.Н. Музыка культура - музыкальная культура.Советская музыка, 1978, Л 3, с. 83 -86.

158. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышленияи восприятия. В кн.: Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. М.: Музыка, 1974, с.59-74.

159. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров : задачи и перспективы.- В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Сборник статей. М.:Музыка, 1971, с. 292-309.

160. Степанская Н.С. Смысловая организация элементов фактуры какпредмет исследования. В кн.: Вопросы музыкознания. Сборник статей.Составители:Г.Глущенко, Т.Г.Мдивани,Н.Н.Юденич. Минек:Вышейная школа, 1981, с. III-II7.

161. Столович Л.Н. Структура искусства и художественная ценность. В кн.: Проблемы этики и эстетики. Сборник статей. Выя. 2. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1975, с. 94-106.

162. Тараканов М.Е. Возрождение жанра (0 концерте для флейты,фортепиано и камерного оркестра Б.Тищенко). В кн.: Музыка России. Сборник статей. Вып. I. М.: Советский композитор, 1976, с. 200-217.

163. Тигранов Г.Г. Мысли о современной армянской симфоническоймузыке. В кн.: Музыка и современность. Сборник статей. Вып. 2. М.: Музгиз, 1963, с. 199-217.

164. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.- В кн.: Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования. М.: Наука, 1976, с. 135-327.

165. Финкелыптейн Э. К вопросу о специфике жанра. В кн.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда. Сборник статей. Л.-М.: Советский композитор, 1972, с. 79-97.

166. Фомин В.П. Способы существования музыкального произведения (введение в проблему). В кн.: Музыкальное искус-«ство и наука. Сборник статей. Вып. 2. М.: Музыка,1973, с. 99-134.

167. Холопов Ю.Н. Концертная форма в творчестве И.С.Баха. Вкн.: О музыке. Проблемы анализа. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1974, с. II9-I49.

168. Холопова В.Н. О прототипах функций музыкальной формы. Вкн.: Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 4. Советский композитор, 1979, с. 4-22.

169. Хренов "H.A. в поисках исчезнувшего понятия. Театр, 1977,8, с. 73-80.

170. Чередниченко Т. Терминологическая система Б.В.Асафьева. (На примере исследования "Музыкальная форма какVпроцесс). В кн.: Музыкальное искусство и наука. Сборник статей. Вып. 3. М.: Музыка, 1978, с. 215-229.

171. Чернова Т.Ю. О понятии драматургии в инструментальной музыке. В кн.: Музыкальное искусство и наука. Сборник статей. Вып. 3. М.: Музыка, 1978, с. 13-15.

172. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации.- В кн.: Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В.Я.Проппа. М.: Наука, 1975, с. 26-43.

173. Шахназарова Н.Г. Арам Хачатурян и музыка Советского Востока. В кн.: Музыка и современность. Сборник статей. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1963, с. 218-240.

174. Шахназарова Н.Г. Музыкальный профессионализм в контекстекультуры. К постановке вопроса. Советская музыка, 1981, № 7, с. 7-17.

175. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Концерт. В кн.: Энциклопедический музыкальный словарь. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1966, с. 241-242.

176. Южанин H.A. Некоторые проблемы социальной природы художественной ценности. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Сборник статей. Вып. 2. Л.: Музыка, 1975,с. 21-33.

177. Ямпольский И.М. Концерт музыкальный. В кн.: Музыкальнаяэнциклопедия, 1974, т. 2, с. 926-928.

178. Янов-Яновская Н.С. Инструментальный концерт в Узбекистане.1УУ- В кн.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Сборник статей. М.: Музыка, 1972, с. 64-96.

179. Янов-Яновекая Н.С. Жанр набирает силу. Советская музыка, 1967, № 8, с. 17-19.6. ДИССЕРТАЦИИ

180. Добринская E.H. Соотношение искусства и игры как эстетическаяпроблема. Дис. . канд. философ, наук. - Л.: 1975,- 184 с.

181. Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя иформы их осуществления в современном обществе. Дис. . канд. искусствоведения. - Л.: 1974. - 169 с.7. АВТОРЕФЕРАТЫ

182. Бутир Л.М. Инструментальный концерт в творчестве И.С.Баха.:Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л.: I977;V - 27 с.

183. Добринская E.H. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема.: Автореф. дис. . канд. философ.наук.- Л.: 1975. 22 с.

184. Кузнецов И.К. Фортепианный концерт (к истории и теории жанра). : Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М.: 1980. 25 с.

185. Лебедева Е.В. Контраст как музыкальная категория. (В аспекте музыки первой половины XX века).: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев: 1980. 26 с.

186. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр в эпоху барокко какпроблема современной истории культуры (на примере мотета).: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М.: 1981. 23 с.

187. Фомин В.П. Музыкальная жизнь как проблема теоретическогомузыкознания.: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. - М.: 1977, - 22 с.

188. Чернова Т.Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии.:Автореф. дис. канд. искусствоведения. М.: 1978, 28 с.г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.