Хоровой концерт российских композиторов второй половины XX - начала XXI века. Метаморфозы жанра и его типология тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Стець, Ольга Владимировна

  • Стець, Ольга Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 252
Стець, Ольга Владимировна. Хоровой концерт российских композиторов второй половины XX - начала XXI века. Метаморфозы жанра и его типология: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Тамбов. 2012. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Стець, Ольга Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Фольклорный концерт

Глава II. Светский концерт

Глава III. Духовный концерт

Заключение

Библиография

Приложение I. Нотные примеры

Приложение II. Список хоровых концертов российских 238 композиторов второй половины XX - начала XXI века

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровой концерт российских композиторов второй половины XX - начала XXI века. Метаморфозы жанра и его типология»

ВВЕДЕНИЕ

Хоровое искусство, уходящее корнями в исконные глубины национального художественного творчества, образует богатейший пласт русской музыкальной культуры. Для России хор - это не только и не столько «собрание поющих», сколько мощный выразитель национального духа, народной менталь-ности, это - «особое мировосприятие, одно из воплощений идеи соборности» [108, 271]. На протяжении столетий хоровые жанры формировали особую сферу музыкальной выразительности, способную к тонкому и глубокому воплощению самых сложных нравственных, этических, философских идей и образов.

Нет сомнений в том, что в условиях нарастания в общественной жизни процессов консьюмеризма и девальвации духовных ценностей активизация интереса отечественных композиторов второй половины XX века к хоровым жанрам может быть трактована как одна из форм духовного противостояния этим негативным влияниям. Современная хоровая музыка, генетически связанная с богатейшей национальной вокально-хоровой традицией, располагает поистине уникальным ресурсом влияния на формирование и развитие духовно-нравственного потенциала личности.

В широком жанровом спектре современной отечественной хоровой музыки одно из наиболее видных мест принадлежит хоровому концерту. Возникнув во второй половине XVII века как компонент православной церковно-певческой культуры, хоровой концерт на протяжении почти трёх столетий (до 20-х годов XX века) оставался жанром преимущественно духовным. За это время он прошёл несколько важных эволюционных этапов, каждый из которых привнёс в облик жанра существенные стилевые изменения: барочный партесный концерт (вторая половина XVII - начало XVIII века), классический (вторая

половина XVIII - начало XIX века), позднеромантический (рубеж XIX -XX веков), современный (вторая половина XX - начало XXI века).

Возвращение хорового концерта в 70-80-х годах XX века, вызванное интересом авторов к духовному наследию прошлого, видится не столько возрождением старых форм хорового концерта, сколько возникновением нового жанрового феномена. С одной стороны, в нём претворились особенности рассматриваемого периода развития русской музыки, с другой стороны, - сохранились глубокие внутренние связи с богатейшими традициями, сформировавшимися на различных исторических этапах многовековой эволюции жанра.

Изначально присущая природе концерта восприимчивость к «внешним» (мирским) влияниям обусловила сложность перипетий на пути его развития и интенсивность процессов жанрового обновления. Несомненно, интересен для изучения вопрос, что же представляет собой хоровой концерт сегодня, каковы его основные жанровые признаки и какие метаморфозы он претерпел в творчестве композиторов второй половины XX - начала XXI века. Решение этих проблем сопряжено с необходимостью более обстоятельного рассмотрения направлений эволюции хорового концерта, что поможет выявлению типологических черт и наиболее устойчивых, архетипических свойств жанра.

Основное внимание в данном исследовании сосредоточено на вопросе преемственности современного хорового концерта с его историческими предшественниками, а также на особенностях претворения типологических черт жанра в условиях современной «эпохи». И это не случайно. Отсутствие непрерывности в развитии и бытовании концерта, длительные периоды исчезновения его из исполнительской практики существенно повлияли на комплекс жанровых свойств. Прежде всего это выразилось в определённом «размывании» основных типологических признаков, их «перетекании» в другие жанры, а также и в обратном движении - обогащении хорового концерта качествами, ранее ему несвойственными. Указанными обстоятельствами в большей степени обусловлена сложность и неоднозначность современного хорового концерта как жанрового явления.

Его новизна и многоликость, богатство образно-тематического спектра -от возвышенно-этических и религиозно-философских размышлений до тонкого лиризма, острой шутки или драматичных остроконфликтных столкновений -определили необходимость классификации современного хорового концерта.

В связи со значительными изменениями в жанровых параметрах современного хорового концерта возникла насущная потребность в более внимательном его изучении. Вместе с тем, несмотря на активное бытование жанра, отечественное музыкознание не располагает достаточно целостными и комплексными исследованиями современного хорового концерта второй половины XX - начала XXI века, что определяет актуальность рассматриваемой темы. Насущность такого исследования вызвана также и необходимостью выявления стилевых особенностей и типологических признаков жанра, как основного, базового условия для формирования исполнительских интерпретаций подобного рода произведений.

Степень разработанности проблемы.

Сложные перипетии многовекового развития хорового концерта (вторая половина XVII - начало XX века) и интенсивные процессы его жанрового обновления неоднократно становились объектами научного осмысления таких учёных, как, например, Т. Владышевская, Н. Герасимова-Персидская, И. Дабаева, Ю. Келдыш, Т. Ливанова, Вл. Протопопов, М. Рыцарева, С. Скребков, В. Холопова. Вместе с тем хоровой концерт второй половины XX - начала XXI века изучен в значительно меньшей степени.

Следует также отметить и наличествующий перевес исследовательского внимания в сторону духовного концерта. Наиболее интенсивно в последние десятилетия его рассмотрением занимались Н. Гуляницкая, Е. Долинская, Ю. Паисов. За последние годы разноплановая проблематика современного духовного концерта была отражена в диссертационных работах И. Свиридовой, Г. Цмыг, С. Хватовой. Вопросы эволюции светского (нецерковного) направления хорового концерта наиболее системную и последовательную разработку

получили в исследованиях Ю. Паисова и Г. Григорьевой. Некоторые проблемы типологии жанра освещены в работах Г. Батичко и JI. Рязанцевой.

Анализ отдельных концертных сочинений осуществлён исследователями творчества Г. Свиридова (А. Белоненко, О. Сокурова, Ю. Паисов и другие), А. Шнитке (С. Бевз, Г. Григорьева, А. Демченко, В. Холопова), В. Калистратова (А. Тевосян, И. Тихонова), Г. Дмитриева (Ю. Паисов), А. Ларина (Н. Гуляницкая, П. Карпов), Е. Подгайца (Е. Голубева, Е. Дурандина, П. Карпов), Ю. Фалика (Е. Ручьевская, О. Тарасова) и других композиторов.

Объектом исследования является хоровой концерт российских композиторов второй половины XX - начала XXI века.

Предметом исследования стала типология данного жанра и его метаморфозы в ходе эволюции.

Цель работы заключена в выявлении жанровых модификаций хорового концерта второй половины XX - начала XXI века.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:

- осуществление классификации хорового концерта второй половины XX - начала XXI века по семантическому признаку;

- выявление наиболее устойчивых типологических признаков жанра и определение их соотношения с новоприобретёнными;

- исследование структурных, интонационных, фактурных, ладогармони-ческих средств концерта указанного периода в образно-содержательном и жанровом контексте;

- определение места современного хорового концерта в жанровой иерархии русской музыки, осмысление его роли в хоровой культуре России и перспектив дальнейшего развития.

Материалом исследования явились сочинения для хора а cappella российских композиторов второй половины XX - начала XXI века, принадлежность которых к жанру концерта определена их авторами. В связи с установкой на следование композиторской жанровой атрибуции отдельные произведения, обладающие чертами концертности, но не названные концертами, остались за

рамками исследования. Одновременно в работе учитывалось и то обстоятельство, что не все сочинения, рассматриваемые их создателями как концерты, имеют необходимые признаки для использования подобной жанровой дефиниции.

Определение хорового концерта, данное более двадцати лет назад Ю. Паисовым, и по сей день остаётся базовым для понимания сущности жанра: «хоровой концерт - разновидность концертного жанра, отличающаяся ведущей ролью хора в произведении и основанная на диалектическом становлении музыкальной идеи, с её развитием в форме диалогического высказывания, музыкально воплощаемого периодическим контрастом вокальных, инструментальных групп или отдельных голосов» [154, 240]. Вместе с тем следует признать, что в силу интенсивности процессов жанрового обновления хорового концерта в конце XX - начале XXI века, данное определение требует отдельных дополнений и уточнений.

Как известно, наиболее значимым для определения специфики хорового концерта является принцип концертирования. Практически все исследователи, обращавшиеся к проблеме жанровой сущности концерта, давали своё определение концертности или концертирования. Многие называют концертирование одним из специфических свойств концертного жанра. Это вполне закономерно, поскольку данное понятие является очень ёмким, многогранным, вбирающим в себя множество смыслов. Одно из первых определений концертирования принадлежит Н. Дилецкому, который писал в «Мусикийской грамматике» о том, что «концерт - это когда голоса борются друг с другом» [60, 359]. Б. Асафьев, ссылаясь на книгу А. Шеринга «Geschichte des Instrumentalskonzert», подчёркивает следующее: «Понятие концертирование - древнее. Проследить его можно далеко в глубь веков - до чередующихся хоров в греческой трагедии и еврейских псалмов, нашедших себе место в католическом культе в качестве антифонов» [2, 220]. JI. Раабен, соотнося концертирование с инструментальным исполнительством, пишет: «процесс развития материала в нём осуществляется концертированием инструментов, которым как бы подменяется принцип тематической разработки, присущей драматургии симфонической. Концерти-

рование теснейшим образом связано с виртуозностью» [173, 5].

По определению Ю. Паисова под концертированием понимается «музицирование в виде соперничества разных голосов, партий, инструментов, исполнительских групп» [154, 259]. Далее исследователь раскрывает основные виды концертирования, выявленные «в процессе последовательно сменявшихся в истории форм концертирования:

- особый вид изложения, основанный на драматургии темброакусти-ческих, высотных, фактурных контрастов, на диалогически противоборствующем развитии-становлении идеи, на противостоянии-борении исполнительских групп, подчёркнутом их пространственно-акустическим разделением (итальянский, польский, немецкий концерт эпохи барокко, русско-украинский партесный концерт);

- способ последовательного, широко развёрнутого выражения в хоровой музыке комплекса контрастных эмоций и состояний (русский классици-стский хоровой концерт);

- широкое, возможно более полное использование виртуозных возможностей исполнителя - инструменталиста, певца, инструментального или певческого ансамбля (классический, современный инструментальный концерт, концерт для оркестра)» [154, 261].

Суммируя вышесказанное, можно вывести, что под хоровым концертированием понимается особый вид диалогического «общения» голосов, основанный на игровом типе их взаимодействия. Игровой принцип организации музыкального материала представляет собой важнейшее свойство концерта. «Такое состязание - пишет М. Тараканов, - не только не исключает, но предполагает взаимное согласие участников, умение тактично отойти в сторону, чтобы выслушать "противника"» [209, 5]. Игра, таким образом, превращается в одно из устойчивых качеств концерта. Многие исследователи жанра единогласно признают игровую природу концерта и соответствие игровой логики логике концертного жанра. «Игра, - пишет Ю. Лотман, - особого типа модель действительности, которая подразумевает реализацию особого - "игрового" - поведе-

ния, отличного от практического, и от определяемого обращением к моделям познавательного типа» [121, 390]. Выступая в качестве особого типа общения, игра формирует правила взаимодействия различных компонентов музыкальной ткани, исполнителей, хоровых групп. В результате наблюдается характерная для неё условность, когда реальная ситуация соперничества лишь моделируется, а результат при этом заранее известен. От игроков требуется умение поддержать друг друга и вовремя «уступить дорогу» партнёру. Как отмечает М. Тараканов: «Целое возникает не как результат решительного самоутверждения отдельных голосов во что бы то ни стало - это дало бы в итоге варварский хаос, а как результат самоограничения и рефлексии» [209, 54].

«Значение соревнования, - отмечает Б. Асафьев, - заключается не в одном виртуозном превосходстве (владение инструментом и свобода в преодолении технических проблем), а в совершенстве диалога» [4, 218]. При этом в концерте определяющее значение приобретает динамизм (степень активности) диалога, становящийся одной из специфических особенностей концертирования.

Большей конкретизации требует и термин диалогичностъ, многозначность которого раскрывается через разнообразие видов фактурного взаимодействия голосов - от инструментальной состязательности, даже соперничества хоровых и сольных партий до их тесного «содружества» или сопоставления хоровых массивов, идущего от барочной многохорности. Диалектичность общения, с одной стороны, полемизирует музыкальное «высказывание», с другой стороны, приводит к достижению противоречивого единства двух начал.

Таким образом, в хоровом концерте в полной мере претворены универсальные концертные черты развития и активно представлены игровые формы взаимодействия голосов. Всё это в полной мере характерно для современного хорового концерта, что подтверждает тезис о принадлежности жанра к концертному направлению, а, следовательно, и преемственности с более ранними формами хорового концерта.

Методология исследования. Работа над диссертацией осуществлялась в опоре на комплекс теоретических и эмпирических методов. Наибольшую важ-

ность приобрели методы системно-структурного и музыковедческого анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Сравнительно-исторический метод позволил охватить хоровой концерт в его целостности, определить линию преемственности и перспективу дальнейшего развития жанра. Культурологический подход дал возможность рассмотреть хоровой концерт в контексте эпохи. Среди эмпирических методов особую ценность для исследования представили наблюдение и интервьюирование авторов хорового концерта.

Методологической базой диссертации явились музыкально-исторические работы Б. Асафьева [6, 7, 8], Т. Владышевской [29, 30], Н. Герасимовой-Персидской [36, 37], Н. Гуляницкой [46], И. Дабаевой [51-54], Н. Заболотной [67], В. Ильина [76], А. Кандинского [82], Ю. Келдыша [87-91], Вл. Протопопова [162171], М.Рахмановой [175, 176], М.Рыцаревой [183, 184, 185], С. Скребкова [194197], Н. Успенского [218]; исследования отечественной музыки второй половины XX века Г.Григорьевой [40, 41, 42], Е. Долинской [62], Т.Левой [110], Л.Никитиной [143]; концепции стиля и жанра М.Лобановой [116, 117],

B. Медушевского [130, 131], Е. Назайкинского [140, 141], Л. Раабена [172],

C. Скребкова [196], А. Сохора [204]; теософско-культурологические теории И.Гарднера [33, 34], В.Мартынова [126-129]. Большую роль для формирования основных положений диссертации сыграли монографические исследования и статьи Ю. Паисова [151-155], наиболее полно рассматривающие современный хоровой концерт.

Проблематика, связанная с особенностями развития хорового концерта на исследуемом этапе, обусловила обращение к монографиям, публицистическим источникам и сборникам статей, посвященным творчеству отечественных композиторов (Г. Дмитриев [157], В. Калистратов [215, 211, 250], А. Ларин [32, 44, 84, 239], А.Николаев [234], В.Салманов [95, 178], Н. Сидельников [249], С. Слонимский [68], В. Рубин [212], Ю. Фалик [182], А. Шнитке [11, 18, 40, 59, 226], Р. Щедрин [156, 177] и другие). Поскольку в процессе написания работы имелась возможность привлечения к исследованию мнений, суждений и взглядов некоторых композиторов, активно работающих в настоящее время в жанре

хорового концерта, то особую ценность для диссертации представили интервью, опубликованные в различных публицистических источниках, а также личные беседы с композиторами, как с ныне здравствующими (В. Беляев, Ю. Евграфов, А. Королёв, В. Ходош), так и ныне покойным Ю. Фаликом.

Изучение литературы, тематически сопряжённой с проблематикой диссертации, выявило недостаточную разработанность целого ряда вопросов, центральных для настоящей работы. Результатами их решения определена научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования. А именно:

- предпринят опыт изучения хорового концерта второй половины XX - начала XXI века как целостного, жанрово очерченного пласта отечественной музыки;

- выявлены основные типологические черты и устойчивые компоненты жанра;

- произведена классификация современного хорового концерта по семантическому признаку;

- выяснена степень модификации хорового концерта на различных уровнях его музыкально-поэтического ряда (литературный текст, форма, музыкальный тематизм, фактура);

- введены в научный оборот новые данные о большом числе образцов жанра хорового концерта второй половины XX - начала XXI века (В. Беляева, К. Волкова, М. Гоголина, И. Голубева, В. Довганя, Ю. Евграфова, А. Микиты, Г. Седельникова, В. Ходоша и других), основанные на аналитическом материале.

Положения, выносимые на защиту:

1. Хоровой концерт второй половины XX - начала XXI столетия, при всей масштабности и разноплановости видоизменений, происшедших в его облике, в своих глубинных, архетипических свойствах обнаруживает историческую преемственность с предшественниками - барочным, классическим, позд-неромантическим концертом.

2. Наиболее устойчивыми признаками жанра являются многочастность, основанная на драматургическом единстве цикла, принцип концертирования, определяющий закономерности фактурного строения концерта, и игровой тип взаимодействия голосов.

3. Хоровой концерт второй половины XX - начала XXI века имеет разветвлённую типологию, которая в целом сосредоточена на трёх магистральных направлениях: фольклорном, светском, духовном.

4. Самые значительные преобразования в структуре и образно-содержательной сфере концерта связаны с революционными изменениями общественно-исторических реалий и обусловленными ими новыми социокультурными потребностями.

5. Высокие позиции концерта в иерархии современных хоровых жанров обусловлены его богатым художественным потенциалом и особой жизнестойкостью, основанной на способности адаптироваться к изменениям историко-культурных условий и сохранять социальную востребованность.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут оказать несомненную практическую помощь дирижёрам и хормейстерам при формировании исполнительской интерпретации произведения концертного жанра. Материалы диссертации могут быть применены в курсах «Хоровая литература», «История хоровой музыки», «Хороведение», «Хоровые стили», «Анализ музыкальных произведений», спецкурсах по искусству интерпретации в музыкальных колледжах и вузах.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры хорового дирижирования (совместно с кафедрой теории и истории музыки) Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. C.B. Рахманинова. Результаты исследования нашли практическое применение в разработанных автором лекционных курсах «Теория и практика хоровой интерпретации», «Хоровая литература» в ТГМПИ им. C.B. Рахманинова.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научных конференциях в виде статей, тезисов и докладов: II,

III, VII Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2006, 2007, 2011), VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы культуры в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство» (Саратов, 2007), III Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Белгород, 2011), Всероссийская научная конференция «Фольклор в контексте культуры» (Махачкала, 2011). Опубликованы статьи в журналах «Музыкальная жизнь» (Москва, 2011), «Вестник Челябинского государственного университета» (Челябинск, 2011), в сборнике статей кафедры хорового дирижирования ТГМПИ им. C.B. Рахманинова (Тамбов, 2008).

Структура работы. В XXI столетии эволюция хорового концерта продолжилась по трём направлениям, сформированным во второй половине XX века - фольклорному, светскому и духовному. Этим обусловлена целесообразность их рассмотрения в таком же порядке. Таким образом, представленное диссертационное исследование состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии и двух Приложений, содержащих нотные примеры и список хоровых концертов анализируемого периода.

* * *

Со времени своего появления - второй половины XVII века - хоровой концерт стал одним из излюбленных жанров русских композиторов и одновременно явился высшей формой развития партесного стиля. Вместе с тем в структуре церковной службы концерт всегда был чужеродным «сегментом». Против него на протяжении всей истории существования жанра боролись церковные власти, поскольку в подобных сочинениях чаще всего не принимались во внимание требования, предъявляемые к церковному песнопению Уставом. Это влекло за собой восприятие концерта церковнослужителями как своего рода развлечения для прихожан, что противоречило атмосфере сакрального действа.

По этой причине концерт неоднократно запрещали (указы государя от 1797 г., 1804 г., 1825 г.), однако никакими указами и административными мерами, даже на самом высоком уровне, оказалось невозможным упразднить то, что «вжилось» в структуру богослужения и приобрело характер традиции.

Будучи по происхождению церковным, в эпоху Петра I концерт выполнял и придворно-церемониальные функции, а также получил распространение в области бытовой музыки (в придворном и княжеском быту), чем обеспечил себе весьма устойчивые позиции в жанровой иерархии эпохи барокко. Партесное пение было включено в программу обучения «музыкальных школ», созданных при Петре I, и даже было частью программы воспитания царевича Алексея Петровича. Способность удовлетворять потребности российского общества в профессиональной светской музыке и, в определённой степени, компенсировать отставание инструментальных жанров содействовала, с одной стороны, росту популярности концерта, с другой стороны, - была причиной неуклонного обмирщения жанра.

Широкое распространение жанра в церковной службе и его социальная востребованность явились следствием внутренней двойственности природы концерта, выразившейся в балансировании его образно-художественного содержания на границе между «горним» и «дольним» мирами. Богослужебные тексты и функциональные задачи определяли его принадлежность к духовной сфере, а вот их музыкальное воплощение очень часто приобретало мирской характер.

Тексты псалмов Давида, стихир, тропарей и кондаков, полагаемые в основу концертов, характеризовались диалогической драматизацией повествования, что, несомненно, привлекало композиторов и побуждало их включать в палитру новые, яркие, всё более контрастные выразительные средства. Ещё в IV столетии Св. Иоанн Златоуст, называя важной особенностью псалмов то, что в них «сосредоточено всё человеческое» [6, 115], фактически указал на их высокий потенциал к передаче людских страстей и чувств.

Именно мирское начало партесных концертов, с его эмоциональностью, злободневностью, семантической ясностью музыкальной «речи», богатыми

возможностями к драматизации хорового звучания, явилось одним из оснований той широкой востребованности и популярности, которую обрёл жанр в конце XVII - начале XVIII века.

Пышность, яркость, красочность, порой даже помпезность, присущая партесному концерту, была абсолютно созвучна особенностям мироотражения эпохи барокко в целом. Концерт, рассчитанный на массовое исполнение и восприятие, был не только многоголосным, но часто и многохорным (состав хора мог включать от 8-12 до 24 и даже 48 голосов, как, например, два концерта на 48 голосов, которыми приветствовали императрицу Екатерину II в Ярославле в 1762 году).

Многохорный состав концертов значительно увеличивал возможности для экспериментирования композиторов в области хоровой «инструментовки» и открывал широкие перспективы для творческого поиска. «Генетические» фактурные свойства партесного многоголосия, позволяющие расчленять монолитную музыкальную ткань на относительно самостоятельные, взаимодействующие линии или пласты, которые могут вновь объединяться в единую звуковую массу, создавали условия для активного внедрения в хоровую ткань концертирующего начала. Типичной чертой, присущей всем моделям концертного жанра, стал склад письма, основанный на принципе концертирования голосов. Претворение данного принципа в эпоху барокко осуществлялось в диалогичном или антифонном взаимодействии хоровых и ансамблевых групп, солистов и tutti, подчёркнутом их пространственно-акустическим разделением.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Стець, Ольга Владимировна, 2012 год

Библиография

1. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие/ред. О. Козлоского. - Л.: Музыка, 1988. - 352 е., нот.

2. Анатолий Королёв - Алла Григорьева. Найти свое место в окружающем мире // Муз. академия. - 1995. -№ 4-5. - С. 66-78.

3. Андрущак Т. Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века: к исследованию феномена: дис. ... канд. искусствоведения / Т. Андрущак. - Астрахань, 2008. - 225 с.

4. Асафьев Б. Книга о Стравинском / Б. Асафьев. - Л.: Музыка., 1977. - 280 с.

5. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.

6. Асафьев Б. О музыке XX века / Б. Асафьев. - Л.: Музыка, 1982. - 200 с.

7. Асафьев Б. О хоровой искусстве / Б. Асафьев. - Л.: Музыка, 1980. - 216 с.

8. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. Асафьев. - 2-е изд. -Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

9. Ахмедходжаева Н. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве: дис. ... канд. искусствоведения / Н. Ахмедходжаева. - Ташкент, 1985. - 199 с.

10. Батюк И. Современная хоровая музыка: теория и исполнение: очерки / И. Батюк. - М.: МГК, 1999. - 192 с.

П.Бевз С. Хор в творчестве А. Шнитке: дис. ... канд. искусствоведения / С. Бевз.-М., 2001.-241 с.

П.Бекетова Н. Концепция преображения в русской музыке / Н. Бекетова // Христианская культура: вопросы философии и эстетики. - Ростов н/Д, 2001. -С. 104-132.

13. Белоненко А. Из истории русской музыкальной текстологии / А. Белоненко // Проблемы русской музыкальной текстологии: (по памятникам рус. хоровой ли-

тературы XII-XVIII вв.). - JI., 1983. - С. 173-194.

14. Белоненко А. Метаморфоз традиций (наблюдения и мысли по поводу некоторых хоровых сочинений Свиридова последних лет) / А. Белоненко // Книга о Свиридове. - М.: Музыка, 1983. - С. 166-180.

15. Белоненко А. Образы и черты стиля современной русской музыки 60-70-х годов для хора а cappella / А. Белоненко // Вопросы теории и эстетики музыки. -Л.: Музыка, 1977.-Вып. 15.-С. 139-152.

16.Белоненко А. Хоровая «теодицея» Свиридова / А. Белоненко // Полное собрание сочинений Г.В. Свиридова. -М.; СПб., 2001. - Т. 21. - 1-44. П.Берберов Р. Структура хорового произведения / Р. Берберов // Гнесинский дом. Гнесинская научная школа: традиции и современность. Из истории отечественного музыкознания. -М.: Композитор, 2008. - С. 318-344.

18. Беседы с Альфредом Шнитке - М.: Культура, 1994. - 304 с.

19. Беседы с композиторами. С В. Мартыновым // Традиционные жанры руси о _

скои духовной музыки и современность / ред.-сост. Ю.И. Паисов. - М.: Композитор, 1999.-С. 190-197.

20. Беседы с композиторами. С В. Рубиным // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред.-сост. Ю.И. Паисов. - М.: Композитор, 1999.-С. 197-202.

21. Беседы с композиторами. С В. Рябовым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред.-сост. Ю.И. Паисов. - М.: Композитор, 1999.-С. 214-223.

22. Беседы с композиторами. С К. Волковым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред.-сост. Ю.И. Паисов. - М.: Композитор, 1999.-С. 209-214.

23. Бреславец Г. Фольклорный текст и его интерпретация в авторской концепции (на примере хоровых произведений Г. Свиридова и Ю. Алжнева) / Г. Бреславец // Свиридовские чтения: «Г.В. Свиридов и современная отечественная и мировая культура» : материалы III Всерос. конф. - Курск, 2007. - С. 200-203.

24. Буцкая С. Принципы образования многоголосия в партесных гармонизациях второй половины XVII - начале XVIII вв. / С. Буцкая // Из истории духовной музыки: межвуз. сб. науч. тр. / Рост. гос. консерватория им. C.B. Рахманинова. -Ростов н/Д, 1992. - С. 52-63.

25. Веселое В. Звёздная романтика / В. Веселов // Музыкальный мир Свиридова. -М., 1990.-С. 19-32.

26. Вихорева Т. Полифонические формы хоровых концертов Бортнянского (к проблеме классификации) / Т. Вихорева // Материалы международной научно-практической конференции «III серебряковские чтения», г. Волгоград, 1-3 февр. 2005 г. - Волгоград, 2006. - Кн. I. - С. 264-281.

27. Вихорева Т. Хоровые концерты Д.С. Бортнянского: дис. ... канд. искусствоведения / Т. Вихорева. - СПб., 2007. - 325 с.

28. Владимирцева И. Песнопения Великого Поста и Страстной Седмицы в современном композиторском творчестве / Н. Владимирцева // Музыкальная культура христианского мира: материалы междунар. науч. конф. / Рост. гос. консерватория им. C.B. Рахманинова. - Ростов-н/Д, 2001. - С. 480-489.

29. Владышевская Т. История русской музыки: учебник: в 3 вып. Вып. 1 / Т. Владешевская, О. Левашева, А. Кандинский ; ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. - М.: Музыка, 1999. - 560 с.

30. Владышевская Т. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко / Т. Владышевская // Традиции русской музыкальной культуры XVIII века / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1975. - Вып. XXI. - С. 72-112

31 .Волков К. Маятник времени: сб. ст. и материалов / К. Волков. - М.: Композитор, 2007. - 190 с.

32. Выплывет ли Китеж? Композитор Алексей Ларин: материалы к творческой биографии / ред.-сост. Е. Вязкова. - М.: Композитор, 2009. - 336 с.

33.Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том! Сущность, система и история / И. Гарднер. - М.: Православ. Свято-Тихонов. Богосл. ин-т, 2004. - 498 с.

34. Гарднер И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том II. Ис-

тория / И. Гарднер. - М.: Православ. Свято-Тихонов. Богосл. ин-т, 2004. - 530 с.

35. Генин В. «Небо - как колокол...» / В. Генин // Музыкальный мир Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. - М.: Совет, композитор, 1990. - С. 165-175.

36. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры / Н. Герасимова-Персидская. - М.: Музыка, 1983.-288 с.

37. Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века - встреча двух эпох / Н. Герасимова-Персидская. -М.: Музыка, 1994. - 126 е., нот.

38. Гервер Л. Избранные стихи Псалтири, переложенные на музыку Дмитрием Бортнянским / Л. Гервер // Бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы междунар. науч. конф. / редкол.: Ю.А. Розанова, И.А. Скворцова, Е.Г. Сорокина ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - С. 77-96.

39. Голубева Е. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца: авто-реф. дис. на ... канд. искусствоведения / Е. Голубева. - М., 2010. - 26 с.

40.Григорьева Г. Армянская интонация в Концерте для хора А.Шнитке / Г. Григорьева // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке - цента».-М., 2001. - Вып. 2.-С. 142-147.

41 .Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970 - 80-х годов / Г. Григорьева. -М.: Музыка, 1991. - 80 е., нот. - (Библиотека музыканта-педагога).

42. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. Григорьева. - М.: Совет, композитор, 1989. - 208 с.

43. Грубер Р. Всеобщая история музыки. Ч. 1 / Р. Грубер. - М.: Гос. муз. изд-во, 1960.-488 с.

44. Гуляницкая Н. Алексей Ларин: эстетические акценты и техника композиции (начало XXI века) / Н. Гуляницкая // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алесей Ларин: материалы к творческой биографии / ред.-сост. Е. Вязкова - М., 2009.-С. 62-75.

45.Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений / Н. Гуляницкая // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст., исследований, интервью / ред.-сост. Ю.И. Паисов. - М.,

1999.-С. 117-149.

46. Гуляницкая H. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX в. / Н. Гуляницкая. - М.: Языки славян, культуры, 2002. - 432 с.

47. Гуляницкая Н. Россия - воспряни! (музыка Сергия Трубачева) / Н. Гуляницкая // Муз. академия. - 1999. - № 3. - С. 76-83.

48. Гуляницкая Н. Русское «Гармоническое пение» (XIX век) / Н. Гуляницкая. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.- 180 с.

49.Гуревич В. Типическое и особенное в гармоническом языке произведений Д.С. Бортнянского / В. Гуревич // Бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы междунар. науч. конф. / редкол.: Ю.А. Розанова, И.А. Скворцова, Е.Г. Сорокина ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - С. 24-34.

50.Гусарчук Т. Бортнянский, Ведель, Дегтярёв: к проблеме индивидуальности хоровых концертов / Т. Гусарчук // Бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы междунар. науч. конф. / редкол.: Ю.А. Розанова, И.А. Скворцова, Е.Г. Сорокина ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - С. 149-157.

51 .Дабаева И. Духовный концерт в творчестве русских композиторов второй половины XIX - начала XX века [Электронный ресурс] / И. Дабаева // Вестн. Адыгейского гос. ун-та: сетевое электрон, науч. изд. 2009. № 1. - URL: http://www.vestnik.advgnet.rU//files/2009. l/837/dabaeva2009 1 .pdf (дата обращения: 15.02.2012).

52.Дабаева И. Ладогармонические основы русской духовной музыки конца XIX - начала XX в. (московская школа) / И. Дабаева // Из истории духовной музыки: межвуз. сб. науч. тр. / Рост. гос. консерватория им. C.B. Рахманинова. - Ростов н/Д, 1992.-С. 64-73.

53.Дабаева И. Романтические тенденции в русской музыке на рубеже XIX-XX веков / И. Дабаева // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к настоящему. - Ростов н/Д, 1998. - С. 81-83.

SA. Дабаева И. Рубежи истории русской духовной музыки / И. Дабаева // Искусство на рубежах веков: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Рост. гос. консерватория им. C.B. Рахманинова. - Ростов н/Д, 1999. - С. 211-228. 55.Дабаева И. Русский духовный концерт в историческом контексте / И. Дабаева // Двенадцать этюдов о музыке: к 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского: сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2001. - С. 7-16.

5в. Давыдова В. Музыка для флейты в творчестве русских композиторов второй половины XX века (на примере жанров концерта и сонаты): автореф. дис. на ... канд. искусствоведения / В. Давыдова. - Ростов н/Д, 2007. - 19 с.

57.Дауноравичене Г. Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки / Г. Дауноравичене // Laudamus. - M., 1992. - С. 99-107.

58.Демченко А. История мировой художественной культуры. Краткий курс. Вып. 5. Эпоха барокко (Вторая половина XVI - первая половина XVIII века): учеб. пособие / А. Демченко. - Тамбов, 2002. - 70 с.

59.Демченко А. Смысловые ориентиры полистилистики Альфреда Шнитке / А. Демченко // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке - цента». - М., 2001. - Вып. 2. - С. 100-109.

60.Дилецкий И. Идея грамматики мусикийской [Ноты] / Н. П. Дилецкий ; публ., пер., исслед. и коммент. Вл. Протопопова ; ред. [и авт. предисл.] А. Зорина ; редкол.: Ю. Келдыш, А. П. Зорина, В. А. Киселев и др. ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т искусствознания. - М. : Музыка, 1979. - 639 с. - (Памятники русского музыкального искусства ; вып. 7).

61 .Доброхотов Б. Д.С. Бортнянский / Б. Доброхотов. - JL: Музыка, 1950. - 56 с.

62.Должская Е. О русской музыке XX века (60-е - 90-е годы) / Е. Долинская. -М.: Композитор, 2004. - 128 с.

63.Дубинец Е. Знаки стиля Ю. Буцко. Знаменный распев в XX веке / Е. Дубинец // Муз. академия. - 1993. - №1. - С. 49-52.

64.Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI в. / Т. Дубравская // Вопросы музыкальной формы: сборник / под ред. В. Протопопова. - М., 1972. - Вып. 2. - С.

55-97.

65.Дурандина Е. О хоровом концерте Е. Подгайца «Вещая душа» (предварительные размышления) / Е. Дурандина, П. Карпов // Процессы музыкального творчества: сб. тр. / РАМ им. Гнессиных. - М., 2005. - Вып. 8, № 166. - С. 218232.

66. Журбинская Т. Владимир Дьяченко / Т. Журбинская // Композиторы Москвы: сб. ст. / сост. И. Лихачева. - М., 1994. - Вып. 4. - С. 108-126.

67. Заболотная Н. Барочные формы музыкальной культуры / Н. Заболотная // Художественно-эстетическая культура Древней Руси Х1-ХУ11 вв. - М., 1996. -Кн. 2: XVII в., Ч. 2. - Гл. 8. - С. 505-517.

68. Зайцева Т. Композитор Сергей Слонимский. Портрет петербуржца / Т. Зайцева. - СПб.: Композитор, 2009. - 40 с.

69. Зароднюк О. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980-90-х годов: автореф. дис. на ... канд. искусствоведения / О. Зароднюк. -Н. Новгород, 2006. - 20 с.

70. Захарова О. Музыкальная риторика XVII - первой половины XVIII века / О. Захарова // Проблемы музыкальной науки. - М., 1978. - Вып. 3. - С. 345-378. 71 .Зверева С. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба...: из сер. Рус. духовная музыка в документах и материалах / С. Зверева. - М.: Вуз. книга, 1999.-240 с.

72. Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды / И. Земцовский. - М., 1978. - 176 с.

73. Иванова Л. Решение проблемы народности в произведениях русских, советских композиторов на фольклорные тексты (60 - 70-е гг.) / Л. Иванова // Современные проблемы советской музыки: сб. ст. / отв. ред. и сост. В. Смирнов. -Л, 1983.-С. 119-144.

74. Игошев Л. Очерки об истории русской музыкальной культуры XVII века / Л. Игошев. - М.: Лилия, 1997. - 75 с.

75. Измайлова Л. Посвящается Пушкину: (Концерт для хора Г. Свиридова) / Л. Измайлова // Музыка России: сб. ст. / сост. А. Григорьева. - М.: Совет, компо-

зитор, 1982. - Вып. 4. - С. 114-133.

76. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII - начала XX века / В. Ильин. - М.: Совет, композитор, 1985. - 232 с.

77. История отечественной музыки второй половины XX века: учебник / отв. ред. Т.Н. Левая. - СПб.: Композитор, 2005. - 556 е., нот.

78. История русской музыки. Т. III, Ч. 2. / Б. Доброхотов, Ю. Келдыш, Е. Левашёв, О. Левашёва, А. Полёхин, А. Соколов. - М.: Музыка, 1985. - 423 с.

79. История русской музыки: в 10 т. / под. ред. Л.З. Корабельниковой, Е.М. Левашёва. - М.: Музыка, 2004. - Т. 10 Б: 1890-1917. - 1071 с.

80. История современной отечественной музыки: учеб. пособие / ред.-сост. Е. Долинская. - М.: Музыка, 2001. - Вып. 3.-656 с.

81 .Калистратов В. Сибирские песни. Концерт-действо для хора a cappella в 12 частях с интермедиями гобоя по материалам русского фольклора Сибири [Ноты] / В. Калистратов. - М.: Композитор, 2008. - 59 с.

82. Кандинский Л. Хоровые циклы Рахманинова / Л. Кандинский // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред.-сост. Ю.И. Паи-сов.-М., 1999.-С. 66-117.

83. Карибжанян К Полифонические приемы в концерте для смешанного хора, чтеца и колоколов «Духовные песнопения» А. Блинова / К. Карибжанян // Музыкальное искусство и наука в современном мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, 18 мая 2006 г. / ред.-сост. Л.В. Самина. -Астрахань, 2006. - С. 126-131.

84. Карпов П. Крупные жанровые формы хорового творчества А. Ларина / П. Карпов // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алеюей Ларин. Материалы к творческой биографии / ред.-сост. Е. Вязкова. - М., 2009. - С. 100-166.

85. Карпов П. О детской музыке Е. Подгайца: хоровой концерт «Времена года» / П. Карпов // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. II междунар. науч.-практ. конф., 30 янв. 2009 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова. - Тамбов, 2009. - С. 88-91.

86. Келдыш Ю. История русской музыки. Т.1 / Ю. Келдыш. - М.: Совет, компо-

зитор, 1983.-315 с.

Ю.Келдыш Ю. На грани древнего и нового периодов русской музыки / Ю. Келдыш // Очерки и исследования по истории русской музыки. - М., 1978. -С. 51-63.

88.Келдыш Ю. Проблема стилей в русской музыке XVII-XVIII веков / Ю. Келдыш // Очерки и исследования по истории русской музыки. - М., 1978. -С. 92-112.

89. Келдыш Ю. Ранний русский кант / Ю. Келдыш // Очерки и исследования по истории русской музыки. - М., 1978. - С. 51-63.

90. Келдыш Ю. Рахманинов и его время / Ю. Келдыш. - М.: Музыка, 1973. - 470 с.

91. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века / Ю. Келдыш. - М.: Наука, 1965. -465 с.

92. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика / JI. Кириллина. - М.: МГК, 1996. - 192 с.

93. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Ч. III. Поэтика и стилистика / Л. Кириллина. - М.: Композитор, 2007. - 376 с.

94.Ковалёв А. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII - XX веков. Специфика жанра и организации цикла: дис. ... канд. искусствоведения / А. Ковалев. - М., 2004. - 295 с.

95. Коловский О. Хоровые циклы В. Салманова / О. Коловский // Вопросы теории и эстетики музыки. - Л.: Музыка, 1969. - Вып. 9. - С. 167-188.

9в. Кон Ю. Избранные статьи о музыкальном языке / Ю. Кон. - СПб.: Композитор, 1994.- 117с.

97. Конен В. Очерки по истории зарубежной музыки / В. Конен. - М.: Музыка, 1997.-640 с.

98. Крейнина Ю. Владимир Довгань / Ю. Крейнина // Композиторы Москвы: сб. ст. / сост. И. Лихачева. - М., 1994. - Вып. 4. - С. 91-107.

99. Кручинина А. Древнерусское в искусстве мастера / А. Кручинина // Совет, музыка. - 1982. - № 12. - С. 33-35.

100. Кузнецов И. Концертирование как метод тематического развития /

И. Кузнецов // Проблемы музыкознания: сб. тр. МГОЛК. - М., 1976. - Вып. 32. -С. 25-67.

101. Кузнецов И. Ранний фортепианный (клавирный) концерт. У истоков сольного концерта / И. Кузнецов // Вопросы музыкальной формы: сб. ст. / ред.-сост. Вл. Протопопов. - М., 1977. - Вып. 3. - С. 156-185.

102. Кузнецов И. Теория концертности и ее становление в русском и советском музыкознании / И. Кузнецов // Вопросы методологии советского музыкознания. -М, 1981.-С. 127-157.

103. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII - XX веков / Т. Кюрегян. - М.: Сфера, 1998.-334 е., нот.

104. Ларин А. Композиторские заметки / А. Ларин // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алесей Ларин: материалы к творческой биографии / ред.-сост. Е. Вязкова. - М., 2009. - С. 272-280.

105. Лебедев А. Музыкальная игровая логика в жанре концерта для баяна с оркестром: проблемы композиции и исполнительской интерпретации: дис. ... канд. искусствоведения / А. Лебедев. - Саратов, 2006. - 206 с.

106. Лебедева-Емелина А. Неизвестные концерты Д.С. Бортнянского (находки и открытия) / А. Лебедева-Емелина // Бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы междунар. науч. конф. / редкол.: Ю.А. Розанова, И.А. Скворцова, Е.Г. Сорокина ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - С. 5-12.

107. Левашёв Е. От Глинки до Рахманинова / Е. Левашев // Муз. академия. -1992.-№2.-С. 2-12.

108. Левашёв Е. Традиционные жанры древнерусского искусства от Глинки до Рахманинова / Е. Левашёв // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. - М., 1999. - Вып. 1. - С. 6-41.

109. Левашёва О. История русской музыки (от древнейших времен до середины XIX века). Т. 1 / О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский. - М.: Музыка, 1980. - 623 с.

110. Левая Т. Русская музыка начала XX в. в художественном контексте эпохи /

Т. Левая. -М.: Композитор, 1991. - 166 с.

111. Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: автореф. дис. на ... канд. искусствоведения / Е. Лианская. - Н. Новгород, 2003. - 21 с.

112. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры XVII - начала XVIII в. / Т. Ливанова. - М.: Искусство, 1938. - 360 с.

113. Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVII века в ее связи с литературой, театром, бытом. Т. 1 / Т. Ливанова. - М.: Музгиз, 1952. - 536 с.

114. Лихачёв Д. Барокко и его русский вариант XVIII века / Д. Лихачев // Рус. лит.-1969.-№2.-С. 18-45.

115. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда / Д. Лихачев. - М.: Искусство, 1992. - 407 с.

116. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Лобанова. - М.: Совет, композитор, 1990 - 320 с.

117. Лобанова М. Западноевропейская музыка Барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Лобанова. - М.: Музыка, 1994. - 318 с.

118. Лобанова М. Мотетное творчество Шютца и некоторые идеи немецкого музыкального барокко / М. Лобанова // Генрих Шютц: сб. ст. / сост. Т.Н. Дуб-равская. - М.: Музыка, 1985. - С. 217-253.

119. Лобзакова Е. Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX - начала XX века: автореф. дис. на ... канд. искусствоведения / Е. Лобзакова. - Ростов н/Д, 2007. - 30 с.

120. Лозовая И. О принципах формообразования в средневековой европейской монодии: византийская, григорианская и древнерусская певческие культуры / И. Лозовая // Из истории форм и жанров вокальной музыки / Моск. гос. консерватория. -М., 1982. - С. 3-21.

121. Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. Лотман. -СПб.: Академ. Проект, 2002. - 544 с.

122. Лотман Ю. Структура художественного текста / Ю. Лотман. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks /Literat/Lotman/ 01.php (дата обращения: 15.02.2012).

123. Лякишева Е. «Пушкинский венок» Г. Свиридова как музыкальное приношение поэту / Е. Лякишева // Свиридовские чтения: «Г.В. Свиридов и современная отечественная и мировая культура»: материалы III Всерос. конф. -Курск, 2007.-С. 144-147.

124. Максимов П. Творчество Г.В. Свиридова и традиции отечественной хоровой музыки «Пушкинский венок». О некоторых исторических предпосылках жанрового выбора композитора / П. Максимов // Свиридовские чтения: «Место творчества Г.В. Свиридова в русском и мировом музыкально-историческом процессе»: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Курск, 2005. - С. 106-112.

125. Манько Т. Русская школа хорового исполнительства: традиции и современность: автореф. дис. на ... канд. искусствоведения / Т. Манько. - Ростов н/Д, 2006.-32 с.

126. Мартынов В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси / В. Мартынов. - М.: Прогресс - Традиция: Рус. путь, 2000. - 224 с.

127. Мартынов В. История богослужебного пения: учеб. пособие / В. Мартынов. -М.: РИО Федер. архивов: Русские огни, 1994. - 240 с.

128. Мартынов В. О трёх принципах организации звукового материала [Электронный ресурс] / В. Мартынов // Вечерняя песнь: сайт о древне-церковной певческой культуре / [Православное Литургическое Содружество]/ - [Б. м.], 1997-2012. - URL: http://ww.canto.ru/index.php?menu=public&id^medieval.mart2 3 (дата обращения: 15.02.2012).

129. Мартынов В. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе / В. Мартынов. - М.: Филология, 1997. - 208 с.

130. Медушевский В. Духовно-нравственный анализ музыки. Музыкальные жанры [Электронный ресурс]: пособие для студентов педвузов / В. Медушевский // Православный образовательный портал Слово. - URL: http.V/www.portal-slovo.ru/art/35817.php?ELEMENT Ю=35817 Г дата обращения: 15.02.2012).

131. Медушевский В. Музыка и стиль как семиотический объект / В. Медушевский // Совет, музыка. - 1979. - № 3. - С. 30-39.

132. Медушевский В. Православная культура Руси: дар вечного обновления /

В. Медушевский / Свиридовские чтения: «Г.В. Свиридов и современная отечественная и мировая культура»: материалы III Всерос. конф. - Курск, 2007. - С. 28-35.

133. Милка А. Сергей Слонимский: Монографический очерк / А. Милка. - JL: Совет, композитор, 1976. - 112 с.

1 ЪА.Михайленко А. Фугированные формы в творчестве Д. Бортнянского и их место в истории русской полифонии / А. Михайленко // Вопросы музыкальной формы. - М., 1985. - Вып. 4. - С. 12-13.

135.Музыка XX века: очерки. T. I / ред.-сост. М. Арановский, Д. Житомирский. - М.: Музыка, 1976. - 363 с.

136. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. - М.: Музыка, 1966. - 576 с.

137. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков / сост. текстов и общ. вступ. ст. В.П. Шестаков. - М.: Музыка, 1971. - 688 с.

138. Мясоедов А. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики) / А. Мясоедов. - М.: Музыка, 1998. - 141 с.

139. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки / Е. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988.-254 е., нот.

140. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции / Е. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982.-319 с.

141. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке / Е. Назайкинский. - М.: Владос, 2003.-248 с.

142.Немкова О. Ave Maria. Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве: дис. ... канд. искусствоведения / О. Немкова. - Ростов н/Д, 2002. - 254 с.

143. Никитина Л. Советская музыка: история и современность / Л. Никитина. -М.: Музыка, 1991.-276 с.

144. Николаев А. [Вступительная статья] // Венок Алябьеву : концерт для хора на стихи русских поэтов XIX века [ноты] / Алексей Николаев ; ред. С. Мага. -М.: Композитор, 2003. - С. 2.

145. Николъская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа: От древности

до XXI века: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / К. Никольская-Береговская. -М.: Владос, 2003. - 304 е., нот.

146. Никольский А. C.B. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки / А. Никольский // Русская духовная музыка в документах и материалах. T. I. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. - М.: Языки рус. культуры, 1998. - 718 с.

147. Никольский А. Формы русского богослужебного пения [Электронный ресурс] / А. Никольский. - URL: http://www.biblioteka-regenta.ru/stati/nik for l.pdf (дата обращения: 15.02.2012).

148. Осипенко В. Структурно-семантичний iHBapiaHT хорового концерту (на ма-Tepiari xopoBoi* творчоси Ю. Алжнева): автореф. дис. на ... канд. мистецтвоз-навства / В. Осипенко. - Харюв, 2005. - 24 с.

149. Отечественная культура XX века и духовная музыка: сб. ст. - Ростов н/Д, 1990.-208 с.

150. Паисов Ю. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество / Ю. Паисов. - М.: Композитор, 2005. - 190 с.

151. Паисов Ю. Духовный хоровой концерт в современной музыке России / Ю. Паисов // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст. и исследований / сост. Ю.И. Паисов. - М.: Композитор, 2004. - Вып. 2. - С. 231-262.

152. Паисов Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России. / Ю. Паисов // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст., исследований, интервью / ред.-сост. Ю.И. Паисов. - М.: Композитор, 1999.-С. 150-189.

153. Паисов Ю. Новаторские черты хорового стиля Свиридова / Ю. Паисов // Музыкальный мир Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. - М., 1990. - С. 199221.

154. Паисов Ю. Новый жанр в советской музыке (заметки о хоровом концерте 70-80-х годов) / Ю. Паисов // Музыкальный современник. - М., 1987. - Вып. 6. -С. 201-242.

155. ПаисовЮ. Современная русская хоровая музыка. 1945-1980: исследование / Ю. Паисов. - М.: Совет, композитор, 1991. - 280 с.

156. Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина: исследование / Ю. Паисов. - М.: Совет, композитор, 1992. - 240 с.

157. Паисов Ю. Хоровое творчество Георгия Дмитриева / Ю. Паисов. - М.: Акад. хорового искусства, 2007. - 346 с.

158. Паисов Ю. Хоры a cappella Свиридова // Георгий Свиридов: сб. ст. и исследований / сост. Р. Леденев. - М., 1979. - С. 312-387.

159. Петров А. Особенности претворения русского фольклора в современной хоровой музыке (1981-2005) / А. Петров // Музыковедение. - 2007. - № 6. - С. 54-58.

160. Петров А. Православное церковное искусство и фольклор / А. Петров // Муз. академия. - 2007. - № 2. - С. 6-11.

161. Плотникова Н. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX веков: дис. ... канд. искусствоведения / Н. Плотникова. - М., 1996. - 264 с. + Прил. (166 е.: ил.)

162. Протопопов Вл. Значение партесного стиля в истории русской музыки / Вл. Протопопов //Муз. академия. - 1991. -№ 1. - С. 88-92.

163. Протопопов Вл. Избранные исследования и статьи / Вл. Протопопов ; сост. Н. Соколов. - М.: Совет, композитор, 1983.-304 с.

164. Протопопов Вл. История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка / Вл. Протопопов. - М.: Музгиз, 1962 - 444 с.

165. Протопопов Вл. Музыка петровского времени о победе под Полтавой / Вл. Протопопов // Памятники русского музыкального искусства / сост., публ., исследование и коммент. Вл. Протопопова. - М., 1973. - Вып. 2: Музыка на Полтавскую победу. - С. 197-248.

166. Протопопов Вл. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: исследование / Вл. Протопопов. - М.: Композитор, 1990. - 200 с.

167. Протопопов Вл. Николай Дилецкий и его русские современники / Вл. Протопопов // Совет, музыка. - 1972. - № 12. - С. 5-21.

168. Протопопов Вл. О многоголосной композиции XVII - начала XVIII века и Симеоне Пекалицком / Вл. Протопопов // Избранные исследования и статьи / сост. Н. Соколов. - М.: Совет, композитор, 1983. - С. 214-231.

169. Протопопов Вл. Полифония в русской музыке XVII - начала XX в. / Вл. Протопопов. -М.: Музыка, 1987. - 319 е., нот. - (История полифонии; Вып. 5).

170. Протопопов Вл. Творения Василия Титова - выдающегося русского композитора второй половины XVII - начала XVIII века. К проблеме партесного стиля / Вл. Протопопов // Избранные исследования и статьи / В. Протопопов. -М., 1983.-С. 241-256.

171. Протопопов Вл. Творения Василия Титова для Всенощного бдения / Вл. Протопопов // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст. и исследований / сост. Ю.И. Паисов. - М., 2004. - Вып. 2. - С. 6989.

172. Раабен Л. О духовном ренессансе в русской музыке 1950-80-х годов / JI. Раабен. - СПб.: Бланка: Бояныч, 1998. - 352 с.

173. Раабен Л. Советский инструментальный концерт / JI. Раабен. - Л.: Музыка, 1967.-308 с.

174. Разумовский Д. Церковное пение в России. Отделение III. О партесном пении в русской церкви / Д. Разумовский // Муз. академия. - 2000. - № 4. - С. 51.

175. Рахманова М. Русская духовная музыка XX века / М. Рахманова // Русская музыка и XX век / ред.-сост. М. Арановский. - М., 1997. - С. 371-405.

176. Рахманова М. Страстная седмица в духовном творчестве Гречанинова / М. Рахманова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред.-сост. Ю. Паисов. - М., 1999. - Вып. 1. - С. 41-65.

177. Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии / сост. Е. Власова. -М.: Композитор, 2007. - 488 с.

178. Рубцова В. Вадим Николаевич Салманов / В. Рубцова. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1982.-88 с.

179. Руднева А. Народные песни Московской области / А. Руднева. - М.: Музыка, 1964.-56 с.

180. Русский хоровой концерт конца XVII - первой половины XVIII веков : (хрестоматия) / сост. и исследование Н. Успенского. - JL: Музыка, 1976. - 239 с.

181. Ручъевская Е. Функции музыкальной темы / Е. Ручьевская. - Л.: Музыка, 1977.- 160 с.

182. Ручьевская Е. Юрий Фалик: моногр. очерк / Е. Ручьевская. - Л.: Совет, композитор, 1981. - 103 с.

183. Рыцарева М. Духовный хоровой концерт в России второй половины XVIII века / М. Рыцарева. - СПб.: Композитор, 2006. - 244 е., нот.

184. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский: жизнь и творчество / М. Рыцарева. - М.: Музыка, 1979. - 254 с.

185. Рыцарева М. Композитор М.С. Березовский: жизнь и творчество / М. Рыцарева. - Л.: Музыка, 1983. - 144 с.

186. Рязанцева Л. Об особенностях современного функционирования древнерусских хоровых жанров в советской музыке / Л. Рязанцева // История и современность: сб. науч. тр. / Моск. гос. дважды ордена Ленина консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 1990. - С. 16-31.

187. Самойленко Е. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Эшпая: дис. ... канд. искусствоведения / Е. Самойленко. -М, 2003. - 178 с.

188. Светозарова Е. К вопросу о жанровой классификации русской хоровой музыки a cappella / Е. Светозарова // Национальные традиции русского хорового искусства: сб. ст. - Л., 1988. - С. 99-111.

189. Светозарова Е. Темброво-регистровые особенности хорового письма a cappella русских композиторов XIX-XX веков: автореф. дис. / Е. Светозарова -Л, 1986.-26 с.

190. Свиридова И. Духовный концерт в контексте становления русской хоровой культуры / И. Свиридова // Музыкальное искусство и наука в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / ред.-сост. ЛВ. Саввина. - Астрахань, 2006. - С. 190-194.

191. Свиридова И. Русский духовный концерт История и теория жанра: дис. ...

канд. искусствоведения / И. Свиридова. - Саратов, 2009. - 288 с.

192. Селицкий А. Глеб Седельников / А. Селицкий // Композиторы Москвы: сб. ст. / сост. И. Лихачева. - М.: Композитор, 1994. - Вып. 4. - С. 180-212.

193. Семенюк В. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства / В. Семенюк. -М.: Композитор, 2008. - 328 с.

194. Скребков С. Бортнянский - мастер русского хорового концерта // Избранные статьи / С. Скребков ; ред.-сост. Д.А. Арутюнов. - М., 1980. - С. 188-215.

195. Скребков С. Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII веков: очерк / С. Скребков ; под ред. Ю. Келдыша. -М.: Музыка, 1969. - 117с.

196. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

197. Скребков С. Эволюция стиля в русской хоровой музыке XVII века // Избранные статьи / С. Скребков ; ред.-сост. Д.А. Арутюнов. - М.: Музыка, 1980. -С. 171-187.

198. Слонимский С. Заметки композитора о современной советской музыке // Современные вопросы музыкознания: сб. ст. / отв. ред. Е. Орлова. - М.: Музыка, 1976.-С. 263-287.

199. Слонимский С. Мысли о композиторском ремесле / С. Слонимский. - СПб.: Композитор, 2006. - 24 с.

200. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества / А. Соколов. - М.: Музыка, 1992. - 230 е., нот.

201. Сокурова О. Сила гармонии. Размышление о «Пушкинском венке» Георгия Свиридова / О. Сокурова, А. Белоненко // Музыкальный мир Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. - М., 1990. - С. 56-77.

202. Соловцов А. Концерт / А. Соловцов. - М.: Музгиз, 1952. - 54 с.

203. Сохор А. Георгий Свиридов / А. Сохор. - 2-е изд., доп. - М.: Совет, композитор, 1972.-320 с.

204. Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы / А. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М.: Музыка, 1971. -С. 292-309.

205. Спицына Т. Развитие жанра русского хорового концерта в русской музыке: метод, разработка / Т. Спицына. - Тамбов, 2007. - 13 с.

206. Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей / И. Степанова. - М.: МГК, 1999. - 287 с.

207.Сторожко М. Концепция многохорности и северонемецкая органная школа второй половины XVII в. / М. Сторожко // Laudamus. - М., 1992. - С. 235-244.

208. Сторожук В. Генрих Шютц и немецкий вокальный концерт XVII века / В. Сторожук // Генрих Шютц: сб. ст. / сост. Т.Н. Дубравская. - М., 1985. - С. 254287.

209. Тараканов М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы). Пути развития: очерки / М. Тараканов. - М.: Совет, композитор, 1988.-271 с.

210. Тарасова О. Хоровое творчество Юрия Фалика: автореф. дис. на ... канд. искусствоведения / О. Тарасова. - Н. Новгород, 2009. - 25 с.

211. Тевосян А. Валерий Калистратов / А. Тевосян // Это ты, моя Россия. Композитор Валерий Калистратов. - М., 2009. - С. 6-24.

212. Тевосян А. Композитор Владимир Рубин: монография / А. Тевосян. - М.: Совет, композитор, 1989. - 270 е., 16 л. ил.

213.Тевосян А. Проблема пространства в советском хоровом искусстве 70-х годов (условия концертного исполнения как компонента содержания хорового произведения) / А. Тевосян // Советское хоровое исполнительство (50 - 80-е годы): сб. тр. / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. - М., 1988. - Вып. 98. - С. 13-32.

214. Тетерина Н. Духовно-музыкальное творчество Бортнянского в аспекте двух авторских редакций его хоровых сочинений / Н. Тетерина // Бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы меж-дунар. науч. конф. / редкол.: Ю.А. Розанова, И.А. Скворцова, Е.Г. Сорокина ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - С. 124-136.

215. Тихонова И. Национальные истоки творчества Валерия Калистратова, или Русская песня в хоровых сочинениях Валерия Калистратова / И. Тихонова // Это ты, моя Россия. Композитор Валерий Калистратов. - М., 2009. - С. 48-130.

216. Труханоеа А. Духовная тематика в русской хоровой музыке XX века. Опыт типологического исследования: дис. ... канд. искусствоведения / А. Труханова. - Саратов, 2006. - 180 с.

217. Уреанцева О. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков: автореф. дис. на ... д-ра искусствоведения / О. Урванцева. - Магнитогорск, 2011. - 37 с.

218. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство / Н. Успенский. - М.: Музыка, 1971.-622 с.

219. Фролова Ю. В поисках утраченной мелодичности: от импульсов новаторства к художественным открытиям (на материале современной хоровой музыки) / Ю. Фролова // Искусство на рубеже веков: материалы междунар. науч. конф / Рост. гос. консерватория им. C.B. Рахманинова. - Ростов н/Д, 1999. - С. 336-360.

220. Фролова Ю. Мелодика в современной хоровой музыке: на примере творчества отечественных композиторов второй половины XX века: автореф. дис. на ... канд. Искусствоведения / Ю. Фролова. - Ростов н/Д, 2002. - 24 с.

221 .Харьков В. Песни Красноярского края / В. Харьков. - М.: Музыка, 1962. - 243 с.

222. Хватова С. Русский духовный концерт второй половины XX века: дис. ... канд. искусствоведения / С. Хватова. - Ростов н/Д, 2006. - 257 с.

223. Холопов Ю. Гармония: Теоретический курс: учебник / Ю. Холопов. - СПб.: Лань, 2003. - 544 с.

224. Холопов Ю. Об общих логических принципах современной гармонии / Ю. Холопов // Музыка и современность. - М., 1974. - Вып. 8. - С. 229-277.

225. Холопов Ю. Функциональный метод анализа современной гармонии / Ю. Холопов // Теоретические проблемы музыки XX века / ред.-сост. Ю.Н. Тюлин. - М., 1978. - Вып. 2. - С. 169-199.

226. Холопова В. Альфред Шнитке: очерк жизни и творчества / В. Холопова, Е. Чигарева. -М.: Совет, композитор, 1990. - 350 с.

227. Холопова В. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. Холопова. -СПб.: Лань, 2000. - 320 с. - (Мир культуры, истории и философии).

228. Холопова В. О прототипах функций музыкальной формы / В. Холопова // Проблемы музыкальной науки. - М., 1979. - Вып. 4. - С. 4-22.

229. Холопова В. Русская музыкальная ритмика / В. Холопова. - М.: Музыка, 2000.-280 с.

230. Холопова В. Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко: специфика музыкального языка и композиции / В. Холопова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст. и исследований / сост. Ю.И. Паисов. -М., 2004. - Вып. 2. - С. 90-107.

231. Холопова В. Фактура: очерк / В. Холопова. - М.: Музыка, 1979. - 87 с.

232. Холопова В. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие / В. Холопова. - 2-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2001. - 496 с.

233. Хоровые концерты Бортнянского: метод, разраб. по курсу хоровой литературы / авт.-сост. Е. Светозарова. - СПб., 1992. - 16 с.

234. Художник и время. Композитор Алексей Александрович Николаев. (Статьи. Беседы. Воспоминания. Литературное наследие). - М.: Композитор, 2006. -320 с.

235. Цендровский В. Техника диссонансов в гармонии Свиридова / В. Цендровский // Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. -М.: Совет, композитор, 1990. - С. 186-198.

23 б.Ценова В. Музыкальные формы в творчестве современных московских композиторов / В. Ценова // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа: сб. тр. / сост. З.А. Стручалина. - М., 1994. - Вып. 132. - С. 199-215.

237. Чесноков П. Собрание духовно-музыкальных сочинений. Тетр. 1 / П. Чес-ноков ; вступ. ст. А. Муратова, Д. Иванова. - М.: Нотное изд-во, 1994. - 155 с.

238. Чигарева Е. Бортнянский и Моцарт: типологические параллели / Е. Чига-рева // Бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы междунар. науч. конф. /редкол.: Ю.А. Розанова, И.А. Сквор-цова, Е.Г. Сорокина ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003.-С. 158-170.

239. Шепшелёва О. Хоровая музыка Алексея Ларина: традиции и новаторство /

О. Шепшелёва // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алексей Ларин. Материалы к творческой биографии / ред.-сост. Е. Вязкова. - М., 2009. - С. 205-235.

240. Шолохов М. Тихий Дон. Роман в четырёх книгах. Книга вторая / М. Шолохов. - Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1984.-358 с.

241. Штейнгард В. Генрих Шютц / В. Штейнгард. - М.: Музыка, 1980. - 72 е., нот.

242. Штейнгард В. Творческое наследие Г. Шютца. Черты стиля / В. Штейнгард // Генрих Шютц: сб. ст. / сост. Т.Н. Дубравская. - М., 1985. - С. 17-48.

243. Шубина О. Фольклорные хоровые концерты В.Н. Салманова / О. Шубина // Памяти Л.Л. Христиансена: (сб. ст.) / ред.-сост. A.C. Ярешко. - М.: Композитор, 2010.-С. 207-218.

244. Щербакова М. Итальянцы в Санкт-Петербурге XVIII века / М. Щербакова // Бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы междунар. науч. конф. / редкол.: Ю.А. Розанова, И.А. Скворцова, Е.Г. Сорокина ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - С. 97-110.

245. Щербо Т. Понятие «Симфония». Вопросы этимологии, истории, эстетики и философии / Т. Щербо // Двенадцать этюдов о музыке: к 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского: сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2001. - С. 157-169.

246. Щуров В. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для муз. вузов и училищ: в 2 ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В. Щуров. - М.: Музыка, 2007. - 400 с.

247. Щуров В. Стилевые основы русской народной музыки / В. Щуров. - М.: Моск. гос. консерватория, 1998. - 464 с.

248. Энтелис Н. Долог путь сомнений, трудно обретается вера. Хоровой триптих Владимира Успенского / Н. Энтелис // Муз. академия. - 1995. - № 4-5. - С. 34-37.

249. Эсаулова Т. Языки культуры в вокально-хоровом творчестве

Н. Сидельникова / Т. Эсаулова. - М.: Композитор, 2007. - 192 с.

250. Это ты, моя Россия. Композитор Валерий Калистратов. - М.: Композитор, 2009. - 248 с.

251. Я просто пишу музыку, чтобы её слушали и чувствовали: интервью Е. Скурко с Е. Подгайцем // Муз. жизнь. - 1998. - № 6. - С. 18-20.

252. Батичко Г. Хоровой концерт в контексте современной музыкальной культуры: автореф. дис. на ... канд. мистецтвознавства / Г. Батичко. - Кшв, 1993. -18 с.

253. Матер1али з юторш украшськой музики: Партесний концерт / упор, i авт. вступ. ст. Н. О. Герасимова-Персидська. - Кшв, 1976. - 55 с.

254. Цмыг Г. Хоровой концерт: вопросы стиля, жанра, фактуры: автореф. дис. на ... канд. искусствоведения / Г. Цмыг. - Минск, 2005. - 20 с.

255. ШумШна О. Переходные процессы в украинской партеснш музыканту середины XVIII столетия (за материалами киевской коллекции рукописных памяток): автореф. дис. на ... канд. мистецтвознав / О.А. Шумшна ; Нац. муз. акад. Украины им. П.И.Чайковского. - Кшв, 2004. - 19 с.

256. Boyden D. When is a concerto not a concerto / D. Boyden // Musical Quarterly. - 1957. - Vol. 43, № 2. - P. 220-232.

257. Dobrovetsky E. Jewish elements in the music of a contemporary Moscow composer Efrem Podgaits II Jews in Russia and Eastern Europe / E. Dobrovetsky. - Jerusalem. - 2003. - № 1(50). - P. 27-59.

258. Drummond P. The German Concerto / P. Drummond. - Oxford: Clarendon Press, 1980.- 153 p.

259. Hutching A. The Baroque Concerto / A. Hutching. - London: Faber and Faber, 1961.-367 p.

260. Ivashkin A. Alfred Schnittke / A. Ivashkin. - London: Phaidon, 1996. - 240 p.

261. Kholopova V. Alfred Schnittke's works: a new theory of musical content / V. Kholopova // Seeking the Soul the Music of Alfred Schnittke. - London: Guildhall School of Music & Drama, 2002. - P. 38-44.

262. Konzert // Die musik in geschichte und gegenwart. Allgemeine enzyklopadie der

musik. - Basel, 1958. - Bd. 7. - P. 1555-1587.

263. Roeder M. A History of the Concerto / M. Roeder. - Portland: Amadeus Press, 1994.-366 p.

264. Seagrave B. The Songs of the Minnesingers / B. Seagrave , T. Wesley. - London, 1996.- 115 p.

265. Seeger H. Konzert / H. Seeger // Musiklexikon. - Leipzig, 1966. - Bd. 1. - P. 507-508.

266. Young P.M. Concerto / P.M. Young. - London: Phoenix, 1957. - 168 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.