Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Пономарева, Елена Юрьевна

  • Пономарева, Елена Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 197
Пономарева, Елена Юрьевна. Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пономарева, Елена Юрьевна

Георетические основы развития творческой свободы певца.

Сущность и содержание творческой свободы певца.

Тсихолого-педагогические условия развития творческой свободы ручающихся вокалу.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях»

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях развития демократического общества проблема свободы личности, уникальности каждого человека, проявления его индивидуальной природы в области искусства и культуры приобретает первостепенное значение. Свобода, творчество, индивидуальность выражают сущность демократических преобразований в обществе. Растет потребность каждого индивида и социума в целом к подлинно высоким образцам искусства и культуры, которые ориентируют людей на духовное, нравственное оздоровление.

Кризис духовности породил стремление к идеалу существования в безликой серой толпе, подчинение личности менталитету масс, отсутствие индивидуальной жизненной позиции. Поэтому в настоящее время обнаруживает себя противоречие между свободным поиском высоких идеалов и стереотипизацией мышления, поведения, между возможностью творческого самовыражения и степенью самореализации.

В современной культурной жизни обозначились такие негативные явления, как непопулярность классического искусства, отсутствие интереса значительной части населения к высокохудожественным ценностям, нежелание молодого поколения заниматься истинным творчеством.

В передовой науке создана широкая теоретическая база, обосновывающая необходимость свободного творческого роста человека, направленность его созидательной деятельности, духовного самовоплощения. Поэтому внедрение инновационных технологий в художественную практику, предполагающих активизацию творческих ресурсов обучающихся, представляет собой актуальную научную задачу.

Сегодня возрастает значимость психолого-педагогических процессов в развитии творческих способностей и расширении мировоззрения каждого, отдельно взятого феномена.

В свою очередь, в педагогике и психологии прослеживается противоречие между наличием арсенала научных средств и отсутствием обоснования их эффективного применения в сфере искусства и культуры.

В области свободного творческого самовыражения личности большой удельный вес имеет музыкальное искусство, которое, с одной стороны, пронизывает весь многогранный спектр творческой деятельности, с другой, - заключает в себе чувственную природу, способствующую реализации креативного потенциала.

Важная психолого-педагогическая роль в формировании деятельно-творческих качеств индивида принадлежит вокальному искусству, в котором человек одновременно и объект воспитания, и инструмент, и средство художественного воплощения. Поэтому становится актуальным поиск как новых форм и методов психолого-педагогического воздействия, так и принципов их применения в сфере духовно-креативного становления вокалиста.

В решении перечисленных вопросов особую значимость приобретают вокальные студии, где в свободное время в детско-юношеский возрастной период учащихся закладывается фундамент для их дальнейшего духовного роста.

Степень научной разработанности проблемы. Основные работы, в которых затрагиваются вопросы духовного развития личности, ее творческого потенциала, принадлежат следующим русским философам: В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Б.П.Вышеславцев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов, Л.Шестов. Их труды содержат положения, характеризующие сущность творческой свободы, рассматривающие различные аспекты ее структуры и содержания.

В сфере психолого-педагогической данную проблематику изучали такие ученые, как В.И.Мясищев, М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Занков, Э.В.Ильенков, Д.С.Лихачев, Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, Г.И.Кечхуашвили, Л.С.Зорилова и др. Аналитические суждения и выводы этих авторов дают основу для понимания процессов развития креативного потенциала индивида.

Аспекты теории и методики преподавания музыки представлены в трудах Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Т.И.Баклановой, Л.В.Шаминой, Г.П.Стуловой, Е.И.Максимова, П.А.Черватюка и др. В работах данных авторов проблема развития творческих способностей получила освещение с теоретико-методологической стороны музыкального обучения и воспитания.

Творческую природу феномена, как объективную необходимость для его внутреннего развития, рассматривали М.С.Бернштейн, Е.Б.Евладов, Р.С.Тафель, С.П.Торренс, К.Р.Роджерс, И.А.Мартынюк, Л.Н.Москвичева,

E.В.Колесникова,Г.А.Глотова, Г.Г.Браже, Ю.Н.Кулюткина, М.Г.Мерзлякова.

Проблемой активизации объекта воспитания, создания среды, позволяющей динамично влиять на процесс совершенствования духовного содержания человека, занимались В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.В.Краевский, Я.С.Турбовский и др.

Для нашего исследования являются важными работы А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, В.Т.Лежнева, Е.С.Кузмина, В.Н.Колбановского, М.Я.Басова, в которых подробно освещаются вопросы, касающиеся интересов, потребностей, вкусов, ценностных ориентаций, оказывающих непосредственное влияние на формирование эстетического сознания индивида.

В основу разработки методов развития творческой свободы вокалиста легли положения таких ученых, как З.Фрейд, К.Юнг, Р.Бэндлер, Д.Гриндер, В.Сатир, В.Райх, Г.Лейтц, С.Фанти, Ф.Перлз, М.Е.Бурно.

В трудах С.В.Шушарджана, Л.С.Брусиловского, В.И.Петрушина, J.Alvin,

F.Licul, M.Priestli, D.Michel анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия психологических и вокально-творческих процессов в системе музыкально-педагогического образования. Перечисленные авторы обращали внимание на взаимообусловленность и взаимозависимость физиологии певца, его культурно-мировоззренческого уровня и духовного развития в целом.

Существует ряд разработок в сфере музыкознания и искусствоведения, касающихся деятельности С.Рахманинова, И.Стравинского, А.Скрябина, Ф.Шаляпина, Н.Обуховой, Ф.Стравинского, Л.Собинова, М.Биешу,

Е.Образцовой, М.Ланца, М.Каллас. В них освещаются учебно-воспитательные и концертно-исполнительские аспекты в ракурсе синтеза творческого и психологического начал.

В области театрального искусства существуют технологии, которые основываются на применении психотерапевтических методов воздействия на творческие процессы Художника. К.С.Станиславским, М.Б.Чеховым, Е.Б.Вахтанговым, В.Э.Мейерхольдом, Е.Гротовским и др.активно использовались аутотренинг, метод психической саморегуляции, измененных состояний сознания, мышечной релаксации, медитации, телесно-ориентированной психотерапии, а также восточных эзотерических техник и.т.д.

Л.Б.Дмитриев, А.П.Зданович, Д.Л.Аспелунд, В.П.Морозов, Н.И.Жинкин, А.С.Иррисов обосновывают принципы и методы вокально-педагогической работы, направленной на динамизацию голосовых возможностей певца.

В современной вокальной научно-теоретической и учебно-методической литературе почти полностью отсутствуют исследования, в которых бы применялись психотерапевтические принципы и методы воспитания творческой свободы певца, формирования его исполнительской культуры. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается важность и значимость данной проблемы, указывается на необходимость ее глубокого изучения.

Учитывая актуальность темы и ее недостаточную разработанность на вокально-педагогическом уровне в музыкально-образовательной системе, соискатель избрал следующий объект исследования: музыкально-исполнительская подготовка певца в вокальных студиях.

Предметом исследования является процесс становления и развития творческой свободы учащегося-вокалиста.

Цель исследования - теоретико-методическое обоснование художественно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческой свободы певца.

В диссертации решались следующие задачи:

1 .Выявить историко-теоретический генезис проблемы развития творческой свободы вокалиста.

2.Теоретически обосновать психолого-педагогические возможности применения элементов музыкально-терапевтического воздействия как средства развития творческой свободы учащегося-вокалиста.

3 .Разработать и экспериментально апробировать методику развития творческой свободы певца посредством психолого-педагогических методов с использованием некоторых музыкально-терапевтических механизмов.

4.0ценить психолого-педагогическую эффективность предлагаемой методики и разработать конкретные рекомендации по ее использованию в системе вокального воспитания и обучения.

В диссертации была выдвинута гипотеза:

Есть предположение о том, что художественно-педагогическая работа в классе вокала связана как с совершенствованием исполнительских умений и навыков, так и с формированием внутренней культуры. Она позволяет певцу найти свое творческое «Я», обрести гармонию с самим собой и окружающим миром. Процесс развития творческой свободы предполагает формирование исполнительского мастерства вокалиста, совершенствование всех сторон его креативного сознания, деятельно-творческой природы, культуры в целом.

Реализации такого подхода в наибольшей степени будет соответствовать применение психолого-педагогических методов (включающих элементы нейро-лингвистического программирования - НЛП, телесно-ориентированного тренинга, вокалотерапии), способствующих решению следующих художественно-педагогических задач: активизации объекта воспитания; совершенствованию элементов творческого сознания («интерес», «потребность», «вкус» и др.); формированию исполнительской культуры, ее внутренней и внешней природы («культура внутреннего «Я» и «культура поведения, общения» со зрительско-слушательской аудиторией и т.д.).

Подобная организация учебно-воспитательной работы будет оптимизировать креативные процессы исполнителя, позволит динамично развивать творческую свободу вокалиста.

Методологическую основу исследования составили положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений Аристотеля, Платона, И.Канта, Г.Гегеля, З.Фрейда, К.Юнга и др., которые рассматривали творческую свободу как созидательное начало в человеке, путь к формированию духовности, внутреннего мира личности.

Теоретическими источниками исследования явились произведения русских философов: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Л.Шестова и др. В их работах глубоко раскрывается духовный путь развития мира и индивида в нем, общечеловеческие ценности, многогранность творческой свободы. Исследование опирается на определение понятия «творческая свобода», данное Н.А.Бердяевым, который рассматривает ее как составляющую совокупности принципов общечеловеческих ценностей: духовности, любви, добра, красоты и др.; идеи духовного возрождения России и всего человечества В.С.Соловьева, И.А.Ильина, Б.П.Вышеславцева и др., где превалирующее значение в качестве ее движущих сил приобретают свобода и творчество; интуитивные основы человеческого познания Н.О.Лосского.

Для исследования имеют большое значение положения представителей отечественной педагогической науки, таких, как Ю.П.Азаров, Ю.Б.Алиев, Л.Б.Дмитриев, Д.Б.Кабалевский, А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин и др., которые раскрывают сущность творческого совершенствования личности.

Диссертант опирался на труды видных отечественных психологов - теоретиков психологии творчества: М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.И.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др., которые рассматривали креативные процессы на сознательном уровне.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс теоретических и эмпирических данных таких зарубежных ученых, как Р.Бэндлер, Д.Гриндер, В.Келер, К.Коффка, Ф.Перлз, В.Райх и др.

В диссертации использовались работы следующих выдающихся музыковедов: Б.В.Асафьева, В.Д.Конен, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, С.С.Скрепкова, Н.Г.Шахназаровой.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа на основе целостного подхода к решению поставленных задач.

Методика исследования.

Первый этап (1997-1998 гг.) посвящен изучению теоретико-методологических источников по вопросам развития творческой свободы личности, поиску и определению ее сущностного содержания, анализу историографического аспекта проблемы. Была проработана литература на психолого-педагогическом и вокально-методическом уровнях, связанная с развитием творческой свободы вокалиста. Изучались современные методики, направленные на активизацию творческого потенциала певца в вокальных студиях.

Автор осваивал материалы, касающиеся психологии творчества, а также методов психотерапии, которые могут способствовать развитию креационного потенциала личности (и, в частности, вокалиста).

Анализировались принципы нейро-лингвистического программирования, телесно-ориентированной психотерапии, вокалотерапии. Методы этих направлений рассматривались как средства развития и совершенствования творческой свободы певца в целом и его вокально-педагогических умений и навыков в частности. Выявлялась специфика художественно-воспитательного воздействия музыкально-терапевтических методик.

На данном этапе использовались методы анализа литературы по проблеме исследования; методы синтеза, сравнения и обобщения теоретических положений, связанных с развитием творческой свободы певца; наблюдения за деятельностью педагогов-вокалистов и учащихся, а также вокалистов-исполнителей.

В результате проделанной работы была создана экспериментальная методика, в основе которой лежит механизм психотерапевтического воздействия, базирующийся на музыкально-педагогическом материале.

Второй этап (1998-2000 гг.) - решение задач, направленных на развитие творческой свободы вокалиста в вокальных студиях. На данном этапе были определены исходный уровень вокальных знаний, умений и навыков, творческой отдачи и раскрепощенности участников, их интересы и потребности в музыкальной сфере, степень развития творческой свободы в целом участников экспериментальных и контрольных групп. Использовались методы наблюдения, беседы, анкетного и устного опросов. Они проводились с исполнителями, их родителями и вокалистами-педагогами.

Экспериментальная проверка методики, способствующей развитию креативного потенциала и творческой свободы певца, осуществлялась в вокальных студиях на базе учебно-воспитательного комплекса №1804 г.Москвы (1 экспериментальная и 1 контрольная группы) и клуба «Ладога» Северного административного округа г.Москвы (2 экспериментальная и 2 контрольная группы). Выбор баз исследования определялся тем, что Московский регион в целом и вокальные коллективы, представляющие его, имеют достаточно высокий уровень исполнительской культуры. В московских певческих коллективах сложился положительный опыт художественно-воспитательной работы в условиях индивидуального подхода к участникам.

Эксперимент проводился в течение 3-х лет (1998-2001 гг.).

На третьем этапе (2000-2001 гг.) осуществлялся анализ результатов эксперимента, сравнение итогов экспериментальной и традиционной учебно-воспитательной работы в классе вокала, разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию процесса развития творческой свободы в вокальных студиях. На этом этапе применялись математические методы обработки эмпирических данных.

Исследование велось в русле комплексной программы раскрытия творческих начал в человеке, представляющей новейшие технологии художественного образования, совместно с Московским государственным университетом культуры и искусств, НИИ высшего образования РФ, Московским городским педагогическим университетом, Европейским университетом права, школами-лабораториями университета культуры и искусств - УВК №1804 и СШ №1278, лабораторией духовного развития под руководством проф., доктора пед.наук Ю.П.Азарова.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в следующем: на новой концептуальной основе дана характеристика творческой свободы вокалиста как сложного трехуровневого образования, представляющего особое состояние духовного мира, регулируемое творческим сознанием и проявляющееся в созидательно-креативной деятельности.

Обоснована целенаправленность художественно-воспитательного процесса, способствующего развитию творческой свободы вокалиста. Он базируется на педагогических (в отличие от терапевтических - лечебных) принципах психотерапевтического воздействия и определяет поэтапность учебной деятельности: введение в состояние, отвечающее творческим задачам, через формирование установок, стимулирующих художественную работу к созданию качественной музыкальной продукции.

Определены психолого-педагогические методы, с одной стороны, учитывающие специфику вокально-педагогической работы, с другой, - в значительной степени оптимизирующие подсознательные креативные ресурсы исполнителя. Они представляют собой органичное соединение механизма психотерапевтического воздействия и музыкального материала активизирующего и развивающего характера (основываются на нейро-лингвистическом программировании - НЛП, телесно-ориентированном тренинге, вокалотерапии). Установлено, что применение разработанных методов позволяет активизировать сознательно-подсознательный потенциал, влияющий на процесс развития творческой свободы обучающихся певческому искусству.

Обоснована целесообразность применения психолого-педагогических методов как средства развития творческой свободы певца в вокальных студиях.

Практическая значимость исследования. Апробированная в процессе диссертационного исследования методика позволила динамизировать развитие творческой свободы участников первой и второй экспериментальных групп, что подтверждается результатами эксперимента. Разработанные в диссертации рекомендации по совершенствованию процесса развития творческой свободы внедрены в практику вокального коллектива учебно-воспитательного комплекса (УВК) №1804 г.Москвы (1-я экспериментальная группа) и вокального класса клуба «Ладога» Северного административного округа г.Москвы (2-я экспериментальная группа).

Выводы и рекомендации исследования используются в учебно-воспитательной работе вокального ансамбля гимназии №1 г.Оренбурга, на вокальном факультете Московского государственного университета культуры и искусств и вокальном отделении Московского областного высшего училища (колледжа) искусств.

Положения, творческие задания и упражнения, разработанные в ходе диссертационного исследования, могут применяться в практике преподавания вокала в детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, центрах творчества детей и молодежи, специальных средних музыкальных заведениях, на музыкальных факультетах вузов культуры и искусств, в концертно-творческих организациях.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения экспериментальной работы в классе вокала; в ходе выступления на семинарах, научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры XXI века» (май 1998 г., г.Москва); межуниверситетском симпозиуме по проблемам трансцендентального синтеза в образовании (февраль 1999 г., г.Москва); Международной научно-практической конференции «Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития» (февраль 1999 г., г.Москва); научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в сфере культуры и искусства на современном этапе», посвященной 40-летию со дня открытия художественных специализаций в Московском государственном университете культуры и искусств (ноябрь

1999 г., г.Москва); Международном научно-практическом семинаре по новейшим технологиям образования (март 2000 г., г.Москва); «круглом столе» «Трансцендентальный синтез в образовании - ускоренное развитие дарований личности», посвященном 70-летию Московского государственного университета культуры и искусств и 40-летию творческих специализаций (апрель 2000 г., г.Москва); научно-практической конференции молодых ученых «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты» (апрель 2000 г., г.Москва); Международной научной конференции «Человек в информационном пространстве цивилизации: религия, образование, культура» (сентябрь

2000 г., г.Новороссийск).

Комплекс музыкально-терапевтических технологий в вокальном исполнительстве был апробирован в концертных выступлениях воспитанников и сольных выступлениях автора: представление музыкально-драматического проекта на оркестровом факультете Московского государственного университета культуры и искусств (февраль 2000 г., г.Москва); выступление вокального коллектива (1-ая экспериментальная группа) и сольная программа автора показаны на международном научном семинаре по новейшим технологиям образования (март 2000 г., г.Москва); экспериментальная программа прошла апробацию в сольных концертных выступлениях автора, прошедших в клубе «Ладога» г.Москвы, в Московском государственном университете культуры и искусств, в Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел РФ, в Оренбургском государственном университете.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования нашли отражение в одиннадцати публикациях по теме.

Структура диссертации подчинена логике научного поиска, поставленным задачам исследования. Диссертация состоит из введения; первой главы, где нашли отражение теоретико-методологические вопросы исследования развития творческой свободы певца в вокальных студиях; второй главы, которая

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Пономарева, Елена Юрьевна

Результаты исследования первоначального уровня развития компонентов творческой свободы суммировались, подвергались соответствующей обработке для представления целостной картины сформированности творческой свободы певца. Материалы констатирующего этапа обследования оформлялись в виде таблиц. Социально-демографические данные были получены на основе бесед с учащимися, анкетного опроса, школьной и клубной документации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время духовное и нравственное обновление общества предусматривает формирование внутреннего мира каждой личности, ее творческой активности и свободного проявления индивидуального креативного потенциала. В связи с этим существенную значимость имеет сфера искусства как источник и цель духовного становления человечества.

Особую роль в области искусства играет вокальное творчество. Оно непосредственно связано с душевными и физиологическими процессами. Насколько глубок и содержателен внутренний мир личности в интеграции с раскрепощенным психологическим и физическим состоянием человека, настолько динамичнее и плодотворнее будет проходить креативная деятельность певца.

Сегодня в вокальном искусстве наблюдается ряд негативных тенденций: стереотипизация исполнения; непопулярность в основной массе населения классического вокального искусства, предпочтение эстрадной музыки; неумение молодых певцов выражать свои чувства и эмоции в пении, что нивелирует индивидуальность творческого облика и исполнительского почерка.

Современное вокальное обучение часто «основывается» на методах, не учитывающих потребность общества в духовной самореализации каждого, отдельно взятого певца, интересы молодого поколения в сфере музыкального искусства. Вместе с тем, достижения некоторых отраслей науки и искусства в настоящий момент включают в себя средства раскрытия и обогащения душевного мира индивида, развития его творческой свободы, что не принимается во внимание современными практиками преподавания вокала.

Проведенная нами работа подтвердила актуальность и целесообразность использования психолого-педагогических методов с музыкально-терапевтическими элементами как средства развития творческой свободы певца.

Согласно поставленной цели в диссертационном исследовании мы определили содержание и задачи художественно-воспитательного процесса, осуществляемого в вокальных студиях (что развивать); выявили психолого-педагогические условия развития творческой свободы вокалиста (каким образом развивать); базируясь на разработанной нами теоретической модели, определили средства (с помощью чего), на основе которых возможно развивать творческую свободу исполнителя.

Наряду с этим, мы не исключаем наличия других эффективных методов развития творческой свободы вокалиста, способствующих формированию его духовности и лучших исполнительских качеств.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность использования разработанных нами механизмов развития творческой свободы певца, внедрение которых способствовало оптимизации вокально-педагогического процесса в музыкальных студиях.

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу:

Художественно-воспитательная работа в классе вокала должна быть связана с совершенствованием всех составляющих творческой свободы певца, базироваться на духовности его внутреннего мира. Креативное становление вокалиста включает в себя как процесс приобретения знаний, умений и навыков, так и формирование его раскрепощенного физического и психологического состояния, доминирующих компонентов творческого сознания (потребностей, интересов, вкуса), его исполнительской культуры и мастерства в области вокального авторского творчества.

Развивая творческую свободу певца, обучающегося в вокальной студии, необходимо учитывать психолого-педагогические условия, при которых разработанные нами методы вокальной работы воздействуют как эффективное средство духовного воспитания молодых людей. Психолого-педагогические методы должны быть направлены на развитие и становление внутреннего мира каждого учащегося, освоение общечеловеческих ценностей, выработку личной гуманистической позиции; основываться на воспитательных возможностях некоторых психотерапевтических направлений (нейро-лингвистическое программирование, телесно-ориентированный тренинг, вокалотерапия), способствующих гармоничному слиянию сознательных и бессознательных, рациональных и иррациональных, дискурсивных и интуитивных творческих сил; создавать необходимую учебно-воспитательную среду для ускоренного достижения вокалистом состояния вдохновения с использованием музыкально-терапевтических и педагогических приемов.

Применяя в вокальных студиях психолого-педагогические методы, основывающиеся на воспитательных возможностях психотерапевтических направлений (НЛП, телесно-ориентированный тренинг, вокалотерапия) и музыкальном содержании, нужно учитывать следующие принципы: индивидуальный подход к раскрытию творческих резервов личности певца; целевые установки его креативной энергии на духовно-созидательные перспективы; развитие физической, психологической, голосовой природы вокалиста как единого комплекса; взаимодействие сознания и бессознательного, равноправно и взаимообусловлено влияющих на творческие процессы; духовное самовоспитание и самосовершенствование педагога-вокалиста; создание мо-тивационной среды, предполагающей погружение воспитанника в сферу положительных эмоций в процессе вокального творчества; формирование креативного сознания исполнителя на основе уже имеющихся интересов, способствующих становлению новых художественных потребностей и вкуса.

Эффективным средством активизации творческих резервов вокалиста, на наш взгляд, является применение развивающих элементов таких психотерапевтических направлений, как нейро-лингвистическое программирование (НЛП), телесно-ориентированный тренинг, вокалотерапия, их действенное влияние на расширение креативных возможностей певца: снятие физических зажимов голосового аппарата (область живота, гортани, нижней челюсти, языка и т.д.), тела (руки, ноги, спина и т.д.); освобождение от негативных психологических состояний (робость, стыд, внутренняя зажатость и т.д.), создание педагогической атмосферы, способствующей подъему эмоционального тонуса вокалиста; осознание позитивного музыкально-педагогического воздействия, формирование качественно новой ступени творческого сознания и его основных элементов (потребностей, интересов, вкуса); как результат развития всех компонентов творческой свободы - ее воплощение в деятельно-творческой природе личности (исполнительская культура и вокально-авторское творчество).

В нашем исследовании деятельность участников вокального класса является объектом педагогического руководства. С другой стороны, изучение нашей проблемы не может охватить все стороны художественно-воспитательного процесса, осуществляемого в вокальных студиях. На наш взгляд, проблема развития творческой свободы вокалиста может более глубоко и детально быть рассмотрена с психологической точки зрения, применены другие способы ее развития, рассмотрены педагогические аспекты других психотерапевтических направлений (например, психодрамы, гештальта, аутотренинга и др.).

Наряду с этим, перспективным видится дальнейшее изучение проявлений творческой свободы личности в ее деятельно-креативной природе, выявление аспектов взаимосвязи и взаимообусловленности этих явлений, изучение различных граней творческой свободы в исполнительстве концертирующих вокалистов, их саморазвитие и самосовершенствование.

В современных условиях духовного обновления общества, требующего индивидуальной творческой позиции каждого деятеля искусства, необходимо более углубленно исследовать вопросы, связанные с возможностью популяризации классической музыки, академического вокального исполнительства, подготовкой молодых кадров, способных заинтересовать подрастающее поколение занятиями "серьезной" вокальной музыкой (прослушиванием, исполнением, сочинительством). Остро встает вопрос профессионального будущего студентов, заканчивающих вокальные факультеты учреждений культуры и искусств (общеизвестным является тот факт, что очень малый процент выпускников вокальных отделений посвящают свою жизнь пению и преподаванию музыки). Эти проблемы на сегодняшний день остаются открытыми и ждут своего разрешения.

Преподавателям вокала рекомендуется:

1. При подготовке певцов в процессе обучения важно учитывать не только задачи формирования вокальных знаний, умений и навыков, но и всестороннее духовно-творческое развитие личности вокалиста, как фактор, повышающий исполнительское мастерство. Следует обратить внимание, что, с одной стороны, певец должен занимать творческую позицию, с другой, - его креация проявляется только в условиях свободы. Без свободы творчество становится ремеслом. Процесс развития творческой свободы вокалиста подразумевает формирование навыков физического и психологического раскрепощения, расширение творческого сознания певца. В результате, обучающийся певческому искусству приобретает индивидуальный исполнительский "почерк", глубокое чувство удовлетворения от вокальных занятий (вокал становится имманентным личности), навыки вокального авторского творчества.

Педагогу-вокалисту важно знать изначальный уровень музыкальных потребностей и интересов воспитанников, чтобы наметить реальные перспективы развития их творческой свободы, совершенствования внутреннего мира средствами вокального искусства. С целью планомерного и плодотворного проведения музыкально-педагогической работы преподавателю вокала необходимо объективно оценить степень физической и психологической зажато-сти учеников (использовать для этого методы наблюдения, беседы, опросов, анкетирования, интервьюирования, интроспекции); исследовать музыкальные потребности, интересы и вкусы, изучить исполнительские и креативные возможности учащихся на основе анализа вокальной техники, обще исполнительских качеств, навыков в области вокальной импровизации (умение голосом выражать эмоции, чувства, настроение; формирование навыков сочинения вокальной мелодии, ее варьирования). Важно учитывать, что выявление сочинительских способностей вокалистов не должно являться самоцелью. Авторское творчество певца можно сравнить с потребностью композитора в сочинительстве или художника в рисовании. Становление творческой свободы вокалиста происходит лишь при вовлечении его в интенсивный созидательный процесс и связанные с ним глубокие эмоциональные переживания.

2. Эффективное развитие творческой свободы вокалистов должно основываться на следующих психолого-педагогических принципах: формирование духовности внутреннего мира личности, направленности творческой энергии индивида на эстетические идеалы, общечеловеческие ценности, социальные нормы; целесообразное использование воспитательного воздействия элементов некоторых психотерапевтических направлений (нейро-лингвистическое программирование, телесно-ориентированный тренинг, во-калотерапия), педагогические возможности которых находятся в интеграции с вокальными приемами работы. Они получили название психолого-педагогических методов с использованием механизма музыкально-терапевтического воздействия (в них ярко выражена ценностная детерминация в гармоничном проявлении сознательных и бессознательных, рациональных и иррациональных, дискурсивных и интуитивных творческих сил человека). Важно осуществление целостного подхода к развитию внутренних и деятельностных качеств певца, совершенствование его физической, психологической и голосовой природы как триединого начала.

3. Перечисленные выше принципы находят отражение в применении психолого-педагогических методов, использование которых имеет комплексное воздействие на следующее: устранение физических зажимов и психологической закрепощенности вокалиста, развитие основных элементов его творческого сознания (музыкальных потребностей, интересов, вкуса к лучшим образцам вокального классического, народного и современного искусства), формирование его исполнительской культуры и навыков вокального авторского творчества.

Также необходимо учитывать, что современному певцу мало обладать общей исполнительской культурой. Чтобы быть интересным слушателю, важно иметь неповторимое творческое "лицо", быть имманентным и искренним в исполнении, глубоко переживать идейно-художественное содержание музыкальных произведений. Певец (как и любой другой Художник) лишь тогда интересен зрительско-слушательской аудитории, когда преподносит собственную, индивидуальную интерпретацию сочинения, искренне (в отличие от наигранного) выражает свои эмоции в пении. Важно заметить, что именно такой подход к преподаванию вокала способствует развитию творческой свободы певца, повышает уровень творческой активности воспитанников.

Изложенные принципы развития творческой свободы вокалиста во многом динамизируют художественно-воспитательную работу в вокальных студиях, создают воспитывающую среду, повышают эффективность обучения, придают всему процессу певческих занятий творческий характер, углубляют заинтересованность молодых людей в классическом певческом искусстве, что позволяет констатировать их духовный рост в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пономарева, Елена Юрьевна, 2002 год

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и психологические традиции в средневековом Китае. -Новосибирск: "Наука", 1989. -271с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. -М.: Изд-во «Прометей» Mill'У им.Ленина, 1990. -187 с.

3. Абрахам К. Сон и миф. Очерки народной психологии. -М.: Типография Торгового Дома "Мысль", 1912. -114 с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М.: Просвещение, 1985. -448 с.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М.: "Аргументы и факты", 1993. -605 с.

6. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития -М.: ИВА, 1996. -480 с.

7. Александр Николаевич Скрябин. Альбом /Сост. Е.Н.Рудакова. -М.: Изд."Музыка", 1979. -214 с.

8. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка: Метод психической саморегуляции. -М., 1979.

9. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Метод.пособие для учителей нач.школы. -М.: Просвещение, 1978. -175 с.

10. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков: Ав-тореф. дисс. .д-ра.пед.наук. -М., 1988. -32 с.

11. Аллояров X.А. Музыкотерапия в трудах аль-Фараби// Здравоохранение Казахстана, №2, 1980, 55-56 с.

12. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань: Университет, 1988. -236 с.

13. Антология мировой философии. Т.1, -М.: "Мысль", 1969. -576 с.

14. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. -С.З-18.

15. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Уч.пособие. -М.: МГПИ им.Ленина, 1985. -61 с.

16. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Минск: Литература, 1998. -1391 с.

17. Арнольдов А.И. Грядущая цивилизация: духовно-нравственное и социальное здоровье человека //Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сборник статей. -М.: МГУКИ, 2000. 144-152 с.

18. Аронов А.А. Курс "История отечественной культуры": система базовых понятий //Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сборник статей. -М.: МГУКИ, 2000. 108-113 с.

19. Асафьев Б.В. Избранные труды. T.l, -М.: изд-во АН СССР, 1952. -234 с.

20. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. -Л.: Изд."Музыка", 1977. -277 с.

21. Асафьев Б.В. Об опере: Избр.статьи. -Л.: "Музыка", 1976. -336 с.

22. Асмус В.Ф. Платон. -М.: "Мысль", 1975. -223 с.

23. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. -М.-Л.: Го-суд.музыкальное изд., 1952. -190 с.

24. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. -192 с.

25. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. -М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1953. -94 с.

26. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры (Учеб.пособие для худож.специализаций вузов культуры и искусств и пед.институтов). -М.: Изд-во Моск.гос.ин-та культуры, 1994. -200 с.

27. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1979.

28. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. -Воронеж: НПО "МОДЭК".1995. -224 с.

29. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки. -Л.: "Музыка", 1968. -54 с.

30. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. -М.: "Педагогика", 1975. -432 с.

31. Бахтин М.М. Проблема автора// Вопросы философии. №7, 1977. с.148-160.

32. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. -480 с.

33. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Изд-во "Правда", 1989. -607 с.

34. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. -М.: Республика, 1995. -383 с.

35. Бердяев Н.А. Эрос и личность. (Философия пола и любви). -М.: Прометей, 1989. -157 с.

36. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1998. -147 с.

37. Бернштейн М.С. Закат прагматической педагогики. -М.: "Знание", 1963. -48 с.

38. Блох О.А. Репертуар как средство эстетического воспитания участников самодеятельных молодежных музыкальных ансамблей: Дисс. .канд.пед.наук. -М.: МГИК, 1989. -179 с.

39. Блох О.А. Эстетико-воспитательный процесс в музыкальных ансамблях. Учебное пособие. -М.: МГУК, 1998. -131с.

40. Богданов-Березовский В. Федор Стравинский. -М.-Л.: Музгиз, 1951.50 с.

41. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1983. -173 с.

42. Богоявленская Д.Б. О диагностике художественного творчества //Художественное творчество. -Л.: Наука, 1983. -С.220-224.

43. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. -Ростов-на-Дону: РГПИ, 1991. -30 с.

44. Бочкарев J1.JI. Психология музыкальной деятельности. -М.: Ин-т психологии РАН, 1997. -352 с.

45. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя.// Педагогика. 1993. №2. -С.70-74.

46. Брусиловский J1.C. Музыкотерапия// Руководство по психотерапии. -Ташкент. 1985.

47. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. -М.: Рус.кн., 1992. -525 с.

48. Бурно М.Е. Начала терапии творческим самовыражением. Учебное пособие. -М.: Российская медицинская академия последипломного образования, 1998.-70 с.

49. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейро-лингвистическое программирование. -Санкт-Петербург: "Ювента", 1998. -168 с.

50. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. -Воронеж : НПО "МОДЭК", 1995. -256 с.

51. Бэндлер Р., Гритндер Д., Сатир В. Семейная терапия. -Воронеж: НПО "МОДЭК", 1993. -128 с.

52. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. -С.74-75.

53. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации /А.Н.Леонтьев и современная психология /Под ред. А.В.Запорожца, В.И.Зинченко, О.В.Овчинниковой, О.К.Тихомирова. -М.: МГУ, 1984. -С. 191200.

54. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы. -М.: Просвещение, 1983. —208 с.

55. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение. 1991. -93 с.

56. Выготский J1.C. Психология искусства. -М.: "Искусство", 1968. -576с.

57. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. -М.: Республика, 1994. -368 с.

58. Вязкова Е.В. Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ: Дисс. .д-ра искусствоведения. -М., 1998.

59. Гегель Г. Система наук. Т.1. Феноменология духа. -М.: Изд-во соц-эконом.лит., 1959. -440 с.

60. Гегель Г. Эстетика. T.l. -М.: "Искусство", 1968. -312 с.

61. Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество// Вопросы философии, 1996. №6. -С.87-97.

62. Герсамия И.Е. Некоторые вопросы вокального исполнительства в свете теории установки акад.Д.Н.Узнадзе. Дисс. .канд. искусствоведения. -Тбилиси, 1976. -147 с.

63. Гессе Г. Игра в бисер. -М.: "Художественная литература", 1969. -544с.

64. Гипиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -Л.-М.: Искусство, 1967. -296 с.

65. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. -Екатеринбург: Ур.ун-т, 1992. -128 с.

66. Грачева Л.В. Процессы психической саморегуляции в актерской психотехнике. Канд.дисс. -Санкт-Петербург, 1992. -239 с.

67. Гриндер Д. ,Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. -Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994. -240 с.

68. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. -М.: Каас, 1995. -520 с.

69. Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. -М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1995. -345 с.

70. Губин В.Д. Критика современных буржуазных теорий творчества. -Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк.ун-те, 1981. -168 с.

71. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: "Педагогика", 1986.-239 с.

72. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. -M.-JI.: "Музыка", 1964, -192с.

73. Дилтс Р. Стратегии гениев. T.l. -М.: Независимая фирма "Класс", 1998. -272 с.

74. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. -М.: "Наука", 1976. -191с.

75. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э.Донец-Тессейр. О воспитании женских голосов. -М.: "Музыка", 1974. -64 с.

76. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. -М.: Изд."Музыка", 1968. -673 с.

77. Евгений Вахтангов: Сборник /Сост., ред., авт.коммент. Л.Д.Вендронская, Г.П.Каптерева. -М.: Всерос.театр.об-во, 1984. -571 с.

78. Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. -М.: "Мысль", 1975. -254 с.

79. Жданов В.Ф. Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения. Дисс. .кандпед.наук. -М., 1993. -180 с.

80. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитания личности. -М.: Мысль, 1969. -175 с.

81. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. -159 с.

82. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1990. -418 с.

83. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд. -М.: "Искусство", 1969. -391 с.

84. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. -М.: Музыка, 1965. -144 с.

85. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкально-эстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1986. -236 с.

86. Зорилова JI.C. Духовные идеалы личности: (Теория, история и современные проблемы формирования): Дисс. .д-ра культурол.наук. -М., 1999. -559 с.

87. Иванов Н.В. К вопросу о методике активирующих психотерапий (о значении мотивирующего самовнушения)// Актуальные вопросы психопатологии и психотерапии. -М., 1963.

88. Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. -М.: Мысль, 1984.-192 с.

89. Ильенков Э.В. К оценке гегелевской концепции отношения истины к красоте// Борьба идей в эстетике. -М.: "Наука", 1966. 94-100 с.

90. Ильенков Э.В. Философия и культура: (Сборник). -М.: Политиздат, 1991. -462 с.

91. Ильин И.А. О грядущем России: Избранные статьи. -М.: Воениздат, 1993. -368 с.

92. Иррисов А.С. Звук и музыка. -M.-JL: Гос.изд-во, 1926. -137 с.

93. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн.для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -206 с.

94. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн.для учителя. -М.: Просвещение, 1987. -190 с.

95. Кант И. Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. -709 с.

96. Караковский В.А. Любимые мои ученики. -М.: Знание, 1987. -80 с.

97. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. -М.: Политиздат, 1977. -256 с.

98. Кечхуашвили Г.И. Музыка и фиксированная установка// Бессознательное: природа, функция, методы исследования. -Тбилиси: Изд-во "Мец-ниереба", 1978. -571 с.

99. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -М.: "Мысль", 1968.-148 с.

100. Кириллова Ю.В. Мария Биешу: Творческий портрет. -М.: Музыка, 1985.-32 с.

101. Клименко Ю.Г. Профессиональные особенности психологии актера (К проблеме стресса и катарсиса в сценическом перевоплощении): Дисс. .канд. искусствоведения. -М., 1999. -180 с.

102. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. -М.: Педагогика, 1971. -94 с.

103. ЮЗ.Колбановский В.Н. Роль научной психологии в атеистической пропаганде. -М.: "Знание", 1963. -48 с.

104. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учебное пособие. -Мн.: Выш.шк., 1997. -464 с.

105. Конен В.Д. Перселл и опера. -М.: Музыка, 1978. -262 с.

106. Юб.Коносова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствамитеатрального искусства: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1994. -272 с.

107. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Мето-дол.анализ). -М.: "Педагогика", 1977. -264 с.

108. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. -М.: Высш.школа, 1981. -176 с.

109. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. -М.: Ин-т психологии РАН, 1999. -234 с.

110. ПО.Кузмин Е.С. Основы социальной психологии. -Л.: Изд.Ленингр.ун-та, 1967.-173 с.

111. Ш.Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.: Педагогика. -231 с.

112. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. -М.: Прогресс, Универс, 1994. -352 с.

113. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304 с.

114. Леонтьев A.H. Проблемы развития психики. -М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.

115. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек раз.лет. -Л.: Сов.писатель. Ленинград.отд-ние, 1989. -605 с.

116. Пб.Лосский Н.О. Учение о перевоплощении; интуитивизм. -М.: Прогресс, VIA, 1992. -208 с.

117. Лосский Н.О. Чувствительная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1955. -400 с.

118. Магомаев М. Великий Ланца. -М.: "Музыка"; Шур, 1993. -208 с.

119. Максимов Е.И. Гармоника в культурно-просветительной работе как важное средство воспитания трудящихся. (На материале деятельности учреждений культуры в 1920-х годах): Автореф.дисс. .канд.пед.наук. -М., 1972. -26 с.

120. Мария Каллас: Биография. Статьи. Интервью /Сост. Е.М.Гришина. -М.: Прогресс, 1978. -216 с.

121. Мартынюк И.А. Творческий потенциал инженера: Условия и факторы реализации. -Киев: Знание, 1988. -16 с.

122. Медушевский В.В. Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы. У1 Всесоюзная акустическая конференция, тезисы докладов. -М.: издание Акустического института АН СССР, 1968, раздел К-1-8.

123. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Дисс. .канд. искусствоведения. -М., 1970. -292 с.

124. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. -М.: "Искусство", 1968. -350 с.

125. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: Дисс. .канд.пед.наук. -Челябинск, 1998. -260 с.

126. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики// Вопросы вокальной педагогики. Вып.6, -Л.: "Музыка", 1982, 141-180 с.

127. Москвичева Л.Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал. -М.: Знание, 1985. -64 с.

128. Мутли А.Ф. Звук и слух// Вопросы музыкознания, -М.: "Музгиз", 1960, Т.З. -346 с.

129. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр.психол.тр. -М.: Ин-т практ.психологии; -Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 1998. -362 с.

130. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: "Музыка", 1972.-381 с.131 .Назаренко И.К. Искусство пения. (Хрестоматия). -М.: Гос.муз.изд-во, 1963. -512 с.

131. Недошивин Г.А., Петрова О.Н. Сто встреч в мире искусства. -М.: Молодая гвардия, 1980. -112 с.

132. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры (записки педагога). -М.: Музыка, 1988. -147 с.

133. Никитин Б.С. Сергей Рахманинов. Федор Шаляпин. -М.: ОТиСС, 1998.-240 с.

134. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. -М.: Композитор, 1997. -164 с.

135. Поляновский Г.А. Н.А.Обухова. -М.: "Музыка", 1986. -156 с.141 .Пономарев Я.А.Тенденции развития психологии творчества: вместо введения// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М.: Наука, 1990. -222 с.

136. Психологический словарь /Под ред.В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; науч.-исслед.институт общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР. -М.: Педагогика, 1983. -448 с.

137. Психотерапия и духовные практики /Составитель В.Хохлов. -Мн.: "Вида-Н", 1998. -320 с.

138. Рамачарака. Хатха-йога: Философия физического благополучия: Альманах. Вып.6 /Гл.ред. И.Сосновский. -М., 1997. -174 с.

139. Римский-Корсаков Н.А. Литературные произведения и переписка. Полное собрание сочинений. -М.: "Музгиз", 1955, т.1. -79 с.

140. Рожин А. Сальвадор Дали: миф и реальность. -М.: "Республика", 1992. -224 с.

141. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. -М.: Республика, 1994. -476 с.

142. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл.ред.В.В.Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, Т.2, 1999. -670 с.

143. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АПН СССР, 1958. -147 с.

144. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дисс. .д-ра пед.наук. -Челябинск, 1996. -308 с.

145. Скребков С.С. Статьи и воспоминания. -М.: Сов.композитор, 1979. -309 с.

146. Собинов Л.В. Жизнь и творчество. -М: Музгиз, 1937. -265 с.

147. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. -М.: Искусство, 1991. -699 с.

148. Станиславский К.С. Из записных книжек, т.1. -М.: ВТО, 1986. -608 с.

149. Станиславский К.С. Работа актера над собой. -М.: ГИХЛ, 1938. -262с.

150. Станиславский К.С. Собрание сочинений, т.З. -М.: "Искусство", 1955.-87 с.

151. Стравинский Ф. Статьи, письма, воспоминания. -Л.: Музыка, 1972. -206 с.

152. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению; Дисс. .д-ра пед.наук.-М. 1988.-416 с.

153. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем /Ред.Н.Малиновская. -М.: изд-во "Сварог и К", 1998. -464 с.

154. Тафель Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии//Вопросы психологии. 1972. №4. -с. 166-174.

155. Творчество в искусстве искусство творчества /Ред.Л.Дорфман, К.Мартиндейл, В.Петров. -М.: Наука, Смысл, 2000. -549 с.

156. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: Акад.пед.наук РСФСР, 1947. -335 с.

157. Турбовский Я.С. Парадоксы воспитания. -М.: Знание, 1984. -80 с.

158. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961, -210 с.

159. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избр.пед.соч.в 2 х т., Т.1. -М.: Педагогика, 1974. -С.229-547.

160. ФантГ. Акустическая теория речеобразования. -М.: "Наука", 1964. -284 с.

161. Фанти С. Микропсихоанализ. -М.: "ЦПП", 1997. -400 с.

162. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. 2-е изд. -М.: Сов.энциклопедия, 1989.815 с.

163. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989. -448 с.

164. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1998. -1040 с.

165. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. -Мн.: Изд. В.П.Ильин, 1998. -352 с.

166. Хасаиа З.М. Философская проблема свободы человека: Дисс. . .д-ра филос.наук. -Тбилиси, 1990. -374 с.

167. Хрестоматия по психологии художественного творчества. -М.:ИЧП "Издательство Магистр", 1998. 2000 с.

168. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества: Кн.-1. -М.: Сов.композитор, 1988. -382 с.

169. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дисс. .д-ра пед.наук. -М. 1977. —407 с.

170. Цыпин Г.Н. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. -М.: Интерпракс, 1994. -373 с.

171. Черватюк П.А. Педагогические основы преподавания гармонического сольфеджио в институтах культуры: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. -М., 1979.-26 с.

172. Шадриков В.Д. Духовные способности. -М.: Издательство Магистр, 1996. -102 с.

173. Шаляпин Ф. Маска и Душа. -М.: Вагриус, 1997. -318 с.

174. Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. -Л.: Музыка, 1990. -352 с.

175. Шамина Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Дисс. .д-ра пед.наук. -М., 1996. 492 с.

176. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование. -М.: "Сов.композитор", 1983. -152 с.

177. Шейко Р. Елена Образцова: Записки в пути, Диалоги. -М.: Искусство, 1984. -352 с.

178. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. -М.: Прогресс -Гнозис, 1992. -304 с.

179. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. -М.: АОЗТ "Антидор", 1998. -358 с.

180. Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие / Общ.ред.А.М.Боковикова. -М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. -800 с.18 7. Эстетика Иммануила Канта и современность /Ред.сост.А.С.Батюшкова. -М.: Знание, 1991. -61 с.

181. Юдина С.Д. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей: Дисс. .канд.псих.наук. -Новосибирск, 1996. -157 с.

182. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. -М.-К.: ЗАО "Совершенство" "Port-Royal", 1997. -384 с.

183. Юнг К.Г. Психология бессознательного -М.: ООО "Издательство ACT ЛТД", "Канон +", 1998. -400 с.

184. Alvin J. Music therapy. John Baker, 1966.

185. Lakin M. Interpersonal encounter: Theory and practice in sensitivity training. New-York, 1972.

186. Licul F. Music Therapy //Lijes vjesn, 1974, v.96, №10-11, pp.675-684.

187. Maslow A.N. Motivation and Personality. NY, 1954. -400 p.

188. Meyer L. Emotion and Meaning in Music. -Chicago, 1956.

189. Michel D. Music therapy: An introduction to a special education through music, Sprindfield, 1977.

190. Perls F. Ego, hunger and aggression. New-York, 1969.

191. Perls F. Gestalt therapy verbatim. Lafayette; California, 1969.

192. Perls F. The Gestalt approach and eye witness to therapy. Palo Alto; California, 1973.

193. Priestly M. Music Therapy in Action. Constable /London, 1975.

194. Reich W. Character analysis. New-York, 1949.

195. Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical norm manual. -N.Y., 1974.196

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.