Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена "мода на одежду" в культурологическом дискурсе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Старовойтова, Елена Николаевна

  • Старовойтова, Елена Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 150
Старовойтова, Елена Николаевна. Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена "мода на одежду" в культурологическом дискурсе: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2017. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Старовойтова, Елена Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ В ИССЛЕДОВАНИЯХ МОДЫ НА ОДЕЖДУ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Проблемное поле дискурса моды на одежду в

культурологическом контексте

1.2 Научные подходы и методы исследования моды на одежду

1.3 Опыт классификации объектов моды

1.4 Этимологические границы и понятийно-терминологические дефиниции моды на одежду

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЫ НА ОДЕЖДУ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ЗНАНИИ

2.1. Концепт «феномен» для исследований явление «мода на

одежду»

2.2. Структурный анализ моды на одежду в современном культурологическом знании

2.3 Функциональный анализ моды на одежду в современном

культурологическом знании

2.4. Сигнальный признак моды: опыт дефинициации

ГЛАВА 3. ДИНАМИКА МОДЫ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ

КОНТЕКСТЕ

3.1 Анализ закономерностей эволюции моды на одежду в

культурологическом контексте с опорой на дефиницию «развитие»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТАБЛИЦЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена "мода на одежду" в культурологическом дискурсе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационной работы связана с современными реалиями культурных изменений, охватывающих все сферы жизни социума и напрямую связанных с модой, под влиянием которой трансформируются ценностные ориентиры, происходит регулярная переоценка и изменение актуальных культурных образов, формируется механизм культуры потребления. Несмотря на то что мода распространилась на самые разные сферы и аспекты жизнедеятельности человека, одним из традиционных объектов моды остается одежда. Мода на одежду как частный вариант моды в широком смысле активно влияет на современную культуру, оказывая воздействие на общественное и индивидуальное сознание. В гуманитарном знании посредством изучения моды на одежду возможен также и анализ различных аспектов взаимозависимости общества, культуры и человека, в частности - формирования новых социальных ценностей и их влияния на культуру общества.

В современной науке, когда развитие реальности опережает устоявшиеся теоретические модели и схемы, важной является разработка новых теорий и системных понятий, например модный стандарт, необходимых для прогнозирования текущих тенденций в культуре. В связи с этим важным является изучение феномена моды на одежду в культурологическом контексте с позиции не столько многовариантности моды, сколько её целостности. Исследователи, как правило, очень редко обозначают термин «мода на одежду» как самостоятельный. Отличительной особенностью сложившегося изучения феномена моды на одежду является отсутствие следующих факторов: культурологической методологической базы исследования; единства в терминологии; четких границ при анализе разных объектов моды и понимания взаимосвязи этих границ; констатации идейной основы модного стандарта на одежду.

Создание единого категориального аппарата является частью дискурсивной задачи, посредством которой возможно раскрытие особенностей теоретических,

идеологических и технологических аспектов функционирования моды как системы культуры. В культурологическом дискурсе этот вопрос раскрыт недостаточно полно. Вместе с тем по богатству возможностей для аналитики культуры мода на одежду не уступает таким активно исследуемым предметам, как история одежды, костюм, стиль. Учитывая быструю смену модных стандартов, своевременной является постановка задачи эмпирического и теоретического исследования динамики феномена в рамках культурологической модели моды на одежду. Актуальность исследования связана также с дальнейшей разработкой единого методологического культурологического подхода к изучению моды на одежду и созданию культурологической теории моды на одежду.

Степень научной разработанности темы. Моде как феномену в широком значении посвящено много трудов западных и отечественных исследователей. При этом объект моды, как правило, не уточняется, а мода на одежду воспринимается составной частью явления «мода». Обособление моды на одежду в качестве предмета научного исследования началось в начале XX века. На сегодняшний день в качестве автономной области исследования она формируется на пересечении исторических, эстетических и технологических знаний.

К классическим исследованиям западного дискурса моды относятся исследования Г. Зиммеля «Философия моды», Г. Блумера «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору», Р. Барта «Система моды», Ж. Бодрийяра «Система вещей», П. Бурдье «Кутюрье и его подпись: вклад в теорию магии» и «Высокая мода - высокая культура», Л. Свендсена «Философия моды». Каждый из них имеет свой взгляд на данный феномен.

Например, Г. Зиммель рассматривает моду и одежду следующим образом: мода представляется им как форма социальной жизни, которая проявляется во всех сферах жизни общества; одежда - как проявление только одной из этих сфер. Г. Блумер пишет о моде как о «духе времени», с коллективным отбором на основе коллективного вкуса как основным принципом формирования и функционирования моды. Р. Барт первым выбирает объектом исследований не

моду как процесс, а модную одежду. На основе одежды-описания из модных журналов он поэтапно раскрывает знаковую систему моды и модной одежды. П. Бурдье сосредоточивается на исследовании модной одежды в рамках высокой моды. Работа Л. Свендсена посвящена роли модной одежды в проявлении индивидуальности.

Не обошли вниманием моду на одежду и отечественные ученые. В последние десятилетия её исследованиями занимались представители различных отраслей гуманитарного знания: историки (А. А. Васильев, Д. Ю. Ермилова, Н. Которн и др.), искусствоведы (Л. Н. Картамышева, Н. М. Каминская, Е. В. Киреева, Р. М. Кирсанова, Е. А. Косарева, М. Н. Мерцалова, Ф. М. Пармон, р. В. Захаржевская и др.), социологи (Л. А. Дергунова, Л. В. Петров, В. И. Толстых, М. Н. Топалов, З. Б. Элькин, Л. И. Ятина), экономисты (Л. В. Архипова, С. О. Аничкина, Н. Т. Фролова), дизайнеры (Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева, А. Ю. Демшина), философы (Е. Я. Басин, А. Б. Гофман,), культурологи (С. Н. Иконникова, М. А. Коськов, В. М. Липская, Е. Н. Устюгова и др.). Отечественный дискурс моды и моды на одежду сформировался в результате различных подходов.

В рамках исторического знания представлены два направления. Первое -объединение истории моды и истории одежды. Здесь они рассматриваются и историками, и искусствоведами как констатация факта существования того или иного вида и разновидности одежды в определенный временной промежуток в контексте общего развития культуры (Л. Н. Картамышева, Н. М. Каминская, Е. В. Киреева, Р. М. Кирсанова, Е. А. Косарева, М. Н. Мерцалова, Ф. М. Пармон, р. в. Захаржевская и др.). Второе направление заключается в трактовке истории моды как истории модных домов (А. А. Васильев, Д. Ю. Ермилова).

Представители социально-психологического подхода рассматривают моду на одежду как один из психологических способов регулирования поведения и сознания индивида (Г. М. Андреева, А. В. Коваленко, Б. Д. Парыгин, В. И. Толстых). Подход, основанный на особенностях технологического процесса

и моделирования костюма, позволяет проработать вопросы конструирования одежды по законам визуального восприятия (С. Н. Беляева-Экземплярская), формообразования силуэта из геометрических структур (Г. И. Петушкова Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева, Т. С. Бастрыкина). Философско-

культурологический подход представляет осмысление общественной природы и ценностной значимости моды и костюма в жизни социума (С. Н. Иконникова, М. А. Коськов, В. М. Липская, Е. Н. Устюгова и др.).

В рамках отечественного дискурса моды на одежду затрагиваются такие позиции как логика процесса функционирования моды, его закономерности и динамика (Т. Л. Макарова, Е. В. Николаева, Л. В. Смурова, Н. А. Филатова), теории и модели моды (А. Б. Гофман, Т. А. Гришаева, М. И. Килошенко); акцентируется проблема сущности моды и её ценностно-нормативной природы (Е. Я. Басин, М. Н. Топалов, З. Б. Элькин, Л. И. Ятина). Несмотря на то что на сегодняшний день мода на одежду получила достаточно глубокую проработку как в российской, так и в зарубежной науке в историческом, экономическом и технологических аспектах, культурологическая интенция методологии изучения данного феномена представляет собой относительно новую и мало разработанную тему.

Цель диссертационного исследования - выявить и артикулировать теоретические, методологические и технологические аспекты моды на одежду, посредством которых возможно концептуализировать модный стандарт на одежду в культурологическом дискурсе.

Задачи исследования:

1. Очертить проблемное поле дискурса моды на одежду в культурологическом контексте и определить основания его исследовательского освоения.

2. Провести структурно-функциональный анализ моды на одежду и определить условия возможности создания культурологической структурной модели модного стандарта.

3. Определить наиболее значимые категориальные единицы, посредством которых возможно построение культурологического концепта модного стандарта на одежду.

4. Рассмотреть и проанализировать вариативности функционирования модного стандарта на одежду.

5. Рассмотреть возможность создания и использования культурологически ориентированного исследовательского инструментария для анализа наиболее значимых процессов развития и функционирования модного стандарта на одежду.

Источниковедческая база исследования

Теоретическую основу диссертационного исследования составили общекультурные теоретические работы отечественных ученых: М. С. Кагана «Философия культуры», А. Я. Флиера «Происхождение и развитие культуры», Ю. В. Осокина «Системный подход и специфика его применения в исследованиях культуры», М. А. Коськова «Системный подход в культурологии». Это позволило осознать необходимость выхода на общефилософский уровень и выявить место моды на одежду в пространстве культуры. Теоретическим обоснованием важных для исследования тем послужили работы С. Н. Иконниковой, В. М. Липской, Е. Э. Суровой. При написании работы учитывались идеи западных классиков: Р. Барта «Система моды», Л. Свендсена «Философия моды».

Для понимания моды на одежду как структурной системы культуры использовались наработки В. Е. Романова «Системный подход к проектированию специальной одежды». Для получения результатов, обладающих новизной в области динамической составляющей моды на одежду как самоорганизующейся

знаковой системы, в диссертационном исследовании нашли применение работы Л. В. Смуровой, Н. А. Филатовой. Построение теоретической структурной модели модного стандарта на одежду потребовало обращение к работам А. Б. Гофмана, А. Зиновьева, Т. А. Макаровой. Для определения условий графического представления пространства модной одежды в пространстве культуры использована модель пространства культуры А. С. Кармина. В частности, его концепция помогла определить сущность основных осей графического представления моды на одежду.

Проработка вариативности технологического аспекта модного стандарта потребовала культурологического анализа обширного материала журналов мод: Ателье, Журнал Мод, Искусство потребления, Лиза, Dress Code, Diana Moden, Fashion Collection, Fashion Club, Susanna Moden, Cosmopolitan, Vogue, CG Wedding, и др.; дефиле: ювелирного дома «Эстет» под названием «православный дресс-код» (30 Апреля 2011 г.), сайты: www.women.ru, www.style.wildberries.ru,www.modaturkiye.com. Анализ структурообразующих элементов модного стандарта выполнялся с опорой на рекомендации по принципам проектирования и технике кроя Ж. Лин, К. Тэтхем, А. Ф. Бланк.

Для исследования в качестве ведущего выбран культурологический подход. Это позволило представить моду на одежду как некую целостную систему в культуре.

В рамках указанного научного подхода использованы следующие научные методы:

- метод восхождения от абстрактному к конкретному использован для разработки классификации объектов моды;

- метод моделирования использован для разработки структурной модели модного стандарта на одежду и представления стадий современного процесса функционирования моды на одежду в виде алгоритма модного стандарта на одежду и соответствующего ему ориентированного графа;

- метод системно-структурного анализа положен в основу предложенной автором структуры моды, предусматривающей переход от одного структурного уровня (структура моды) к другому, более глубокому (структура модного стандарта);

- метод научных аналогий позволил определить сигнальный признак моды на одежду;

- структурно-функциональный метод позволил выделить элементы культуры, относящиеся к моде, и выявить роль каждого из них в процессе функционирования моды на одежду;

- аналитический метод использован для анализа динамики моды на одежду и выявления внешней и внутренней динамики моды на одежду.

Глава 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ В ИССЛЕДОВАНИЯХ МОДЫ НА ОДЕЖДУ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Проблемное поле дискурса моды на одежду в культурологическом контексте

Мода как многоаспектное явление имеет отношение к различным областям человеческой деятельности и выступает объектом изучения разных наук. Каждая из них рассматривает феномен в системе своего понятийного аппарата с выявлением узкого круга теоретических вопросов, полностью зависящих от предметной области конкретной науки. В центре внимания любой науки оказываются проблемы, которые непосредственно связаны с ее предметной областью, вписанные и ориентированные в ее проблематику.

Например, аксиология изучает моду с точки зрения ее ценности и определяет «ценности моды». История прослеживает хронологический ряд моды, временное господство конкретного модного стандарта. Для этого рассматриваются вопросы, относящиеся к объекту моды, его качественное содержание (эстетические, технологические, идейные и другие параметры). Социология и психология изучают феномен моды как взаимодействие индивидуумов между собой и социальной группой. Детально рассматривается психология социальных групп и массовых сообществ, изучаются способы познания социального мира, специфические формы стандартизированного массового поведения, возникающего преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся вкусов, увлечений. Семиотика выделяет знаковую систему моды, прослеживая выражение некоего смысла через объект моды и подвергая анализу проблему отношений между модой и участниками модного процесса [2].

Для исследования моды в культурологическом русле важна не столько констатация многомерности явления, сколько осознание её целостности с учетом

её проблемного поля исследования. Специфика моды на одежду состоит в том, что одежда трудно вычленяема из мира жизнедеятельности человека. Можно определить и изучить отдельные стороны явления «мода», но это не даст целостного представления о моде на одежду как культурологическом явлении. Мода на одежду является частным случаем феномена «мода», которая, в свою очередь, традиционно рассматривается как часть культуры. В результате чего выстраивается логическая цепочка «культура - мода - мода на одежду - одежда», раскрывающая причинно-следственную связь проблемного поля моды на одежду. Это поле формируется из четырех разномасштабных составляющих: особенностей культуры, своеобразия моды и, собственно, специфики моды на одежду и одежды.

Анализ феномена моды на одежду предполагает следующие уровни рассмотрения проблемного поля: проблемное поле культуры, проблемное поле моды, проблемное поле моды на одежду и проблемное поле одежды. При этом базовую часть проблемного поля моды формирует проблемное поле культуры, отражающее специфику и отличительные особенности культуры. Особенность которой в свою очередь заключается в её зависимости от существования человека и его деятельности. Именно это формирует базовое поле научных проблем культуры. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальных смыслах. В результате его деятельности происходит закрепление и передача культурного статуса и культурного смысла. В моде это происходит посредством создания и тиражирования знаковых систем, в роли которых выступают все объекты культуры, включая и одежду.

Человеческий фактор проблемного поля культуры дополняется двумя взаимосвязанными кругами вопросов, сопряженных с обозначением культуры как «квазиживой» системы [66]:

- понятие «культура» является одновременно и абстрактным и «вещественным» феноменом;

- культура существует в неразрывной связи двух форм: «объективной» и

«субъективной».

Вследствие вышесказанного проблемное поле культуры включает рассмотрение вопросов деятельности человека с учетом её мотивации, а также отражение абстрактно-вещественного и объективно-субъектного аспектов культуры. Именно проблематика культуры является той основой, на почве которой происходит уточнение проблемного поля моды. Последнее, в свою очередь, выстраивается с учетом ведущей особенности моды - ее краткосрочностью и непостоянством. При последовательной фиксации разных мод возникает вопрос о правомерности и условиях использования термина «динамика». Анализ динамики моды сопряжен с поиском ответов на вопросы закономерностей и цикличности в моде. Эти вопросы привлекали многих исследователей. Считается, что изменения моды в основном закономерны, хотя очень часто широкой публике и даже историку моды они могут показаться случайными. Ряд исследователей рассматривает цикличность моды как накладывающиеся друг на друга во времени и пространстве модные циклы. Однако до настоящего времени в научном языке не выработана единая трактовка понятий «цикл моды» и «цикличность моды». Кроме того, не определен критерий, позволяющий определить эту цикличность. Ответ на вопрос о закономерностях моды напрямую связан с определением динамики моды.

Дальнейшая конкретизация проблемного поля моды зависит от особенности моды как объекта научного изучения. Эта особенность характеризуется неоднозначным соотношением моды и культуры. При решении этого вопроса исследователи предлагают следующие варианты:

1) мода как совокупность форм культуры, характерных для определенного

общества, класса или периода времени;

2) мода как особый тип культурных изменений и соответствующих им форм;

3) мода как фактор, вызывающий к жизни сами эти изменения и формы.

Ни один из предложенных вариантов не является достаточным и исчерпывающим. Каждый из них очерчивает свою проблему соотношения моды и

культуры. В первом варианте мода представляется как культурно-историческое понятие. Такую точку зрения широко используют искусствоведы, историки культуры и этнографы. В этом случае термин «мода» употребляется во множественном числе. «Моды» исследуются как конкретно-исторические формы культуры. Такой подход может подойти для анализа содержания и взаимодействия культур, для констатации факта поочередного существования то одной, то другой моды. В этом варианте динамика моды рассматривается как смена мод, являющаяся результатом изменений в промышленности, политике, бытовой и других сферах. С данной точки зрения под модой понимает «совокупный "культурный" результат действия самых различных факторов, вследствие чего мода теряет значение самостоятельного явления в контексте культуры» [3, с. 41].

Вторая точка зрения подразумевает наличие для всех «мод» неких единых специфических структурных элементов. Такая позиция удачна для культурно-исторического подхода. В ней понятие «мода» связывается с фактом изменчивости культурных форм. «В указанном значении термин "мода" выражает уже не различия в конкретном содержании тех или иных исторических типов культуры, а, напротив, фиксирует их существенную общность - их изменчивость» [там же]. В этом случае с модой отождествляются любые изменения культуры. В результате такого мнения границы моды становятся расплывчатыми и по существу совпадают с общекультурными изменениями, среди которых ученые пытаются разграничить «модные» и «не модные». В вопросе их разграничения в научной практике до сих пор не достигнуто единой точки зрения. Одни исследователи считают, что модные изменения совершаются в рамках «основного качества ("базисной модели", "стиля", "обычая")» [там же] и отличаются от кардинальных перемен в культуре. Не исключается и то, что модные изменения, накапливаясь, потенциально способны повлиять на изменения в культуре. По мнению других исследователей, к моде следует относить лишь те изменения культуры, которые не обусловлены практическими нуждами людей и характеризуются обратимостью,

цикличность ради изменчивости, господство в сфере внешнего.

Такой «количественный» подход не является универсальным, потому что он оперирует неопределенными показателями. «Рассмотрение моды в качестве особого типа культурных изменений лишает смысла деление моды на традиционную и изменчивую, аристократическую и демократическую, высокую и низкую и т. п., ибо теперь речь идет не о конкретном содержании тех или иных культур и не о том, что отличает одну культуру от другой, а об особом типе изменений и форм, свойственных различным культурам и самым разнообразным их сферам» [3]. В этом варианте мода рассматривается в связи с изменениями культуры, но причины этих изменений и их механизмы выносятся за границы моды и рассматриваются как внешние факторы. Они не включаются в структуру моды. «Подобная точка зрения, ограничивающая моду исключительно областью меняющихся "форм", порождает описательность в анализе моды, делает моду, несмотря на всю ее изменчивость, явлением, по существу, мертвым, лишенным жизни и внутреннего движения» [там же]. Перенос акцента с описания изменений моды на анализ её сущности делает возможным структурный анализ моды. Такой подход позволяет отделить моду как явление от тех областей культуры, где мода проявляется (материальная или духовная культура). Это дает возможность осуществить рассмотрение моды как фактора, инициирующего изменения и формы культуры и подводящего к восприятию ее как явления системного порядка. Выработка «цельного взгляда на моду и преодоление эклектизма в ее понимании» [там же] с позиций понимания моды как системного явления создает условия для решения вопроса проблемного поля моды. Кроме того, определение его составляющих зависит от интерпретации этой системы как конкретного механизма, порождающего модные изменения и формы в культуре.

Мода как системное явление включает в себя обусловливающие ее объективные факторы, особые состояния общественного сознания, специфические формы поведения людей и соответствующие им культурные изменения и формы. В таком варианте мода рассматривается как особый

механизм, воздействующий на культуру. Это позволяет говорить о широких социальных функциях моды, не связанных с развитием тех областей культуры, где она действует. «Мода, сохраняя свою объективную неэстетическую природу, может действовать и в области эстетических отношений, не исключая при этом и не подменяя собой особого явления эстетического вкуса и его эволюций» [там же]. На фоне отсутствия единого подхода к моде как к объекту научного изучения до настоящего времени в научной практике: не определен единый сигнальный признак моды, позволяющий говорить о наличии такого явления как «мода»; отсутствует классификация, позволяющая систематизировать разнохарактерные и разномасштабные исследования явления моды.

Проблемное поле моды на одежду обозначает свой круг вопросов. Они связаны с особенностями моды на одежду как с культивированной потребностью человека не просто в одежде, а именно в модной одежде. Центральным вопросом здесь является уточнение термина «мода на одежду». Следующее уточнение проблемного поля моды зависит от специфики самого объекта моды, в нашем случае - одежды. Для этого сделано уточнение трактовки терминов «одежда» и «костюм», рассмотрена возможность их взаимозаменяемости в научной сфере, определены принципы и критерии тиражирования модной одежды. Уточнение терминов «одежда» и «костюм» вызвано тем, что эти термины используются как в бытовой, так и в научной сфере. При этом нигде и никем не декларировано ни их противопоставление, ни взаимозамещение. С целью проверки возможности взаимозаменяемости этих терминов выполнен сравнительный анализ их определений и сопоставлены их особенности. Для этого использовались определения из высказываний этнографов, историков, искусствоведов, модельеров и философов.

Итак, проблемное поле моды на одежду определяется пересечением четырех областей проблем: «унаследованных» от культуры и тех, которые связаны со спецификой явлений «мода», «мода на одежду» и «одежда». Таким образом, проблемное поле дискурса моды на одежду в культурологическом контексте

включает следующие позиции:

1. на уровне проблемного поля культуры: учет действий участников моды по передаче культурного статуса и культурного смысла посредством использования и воспроизводства модного стандарта на одежду;

2. на уровне проблемного поля моды: поиск закономерностей моды с определением сигнального признака моды и возможностью оценки динамики моды; преодоление существующих разночтений в понимании моды и классификации исследований феномена;

3. на уровне проблемного поля моды на одежду: выбор целостной культурологической структурной модели моды на одежду; выбор критерия активности потребителей моды;

4. на уровне объекта моды - одежды: тиражирование модного стандарта на одежду, учет активного использования модной одежды.

Перечисленные позиции, отображающие особенности разных уровней, объединены в две группы: концептуальную и рабочую. Концептуальная обозначена как «Формирование категориального аппарата моды на одежду». Её центральными задачами являются определение сигнального признака моды на одежду и выбор модного стандарта на одежду как её «единицы измерения». Остальные позиции представляются рабочими, они становятся составляющей исследовательского процесса.

1.2 Научные подходы и методы исследования моды на одежду

Трудности в исследовании моды на одежду определяются спецификой самой моды. Особенности моды предполагают и особенные методы исследования. Подход к исследованию в общенаучном варианте характеризует то, с какой стороны рассматривается объект исследования. На сегодняшний день уже сформировался ряд научных подходов исследования моды: аксиологический, антропологический, исторический, психологический, семиотический, социологический, социально-психологический, экономический. Каждый из них

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Старовойтова, Елена Николаевна, 2017 год

Литература

1. Абушенко, В. Л. Развитие. Новейший философский словарь /

B. Л. Абушенко. - Изд. 3-е, исправ. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

2. Барт, Р. Система моды: ст. по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

3. Басин, Е. Я. «Гордиев узел» моды / Е. Я. Басин, В. М. Краснов // Мода: за и против: [сб. ст.]. - Москва: Искусство, 1973. - С. 40-67.

4. Бауэр, А. Философия и прогностика: мировоззренческие и метод. проблемы общественного прогнозирования / А. Бауэр [и др.]. - Москва: Прогресс, 1971. - 424 с.

5. Беганович, А. Псевдотрансформация: тендерные репрезентации в российских масс-медиа / А. Беганович // Гендерные разночтения: материалы IV межвузов. исслед. «Тендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное». - Санкт-Петербург, 2005. - С. 76-80.

6. Белько, Т. В. Бионические принципы формообразования костюма: дис. ... д-ра техн. наук / Белько Татьяна Васильевна. - Москва, 2006. - 342 с.

7. Беляева-Экземплявская, С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия / С. Н. Беляева-Экземплявская. - Репринт. изд. - Москва: Академия моды, 1996. - 117 с.

8. Березкина, О. Product Placement: Технологии скрытой рекламы / О. Березкина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 224 с.

9. Блумер, Г. Социальные проблемы как коллективное поведение /

Г. Блумер; пер. И. Ясавеева // Контексты современности-II: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия / сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева. - 2-е изд., доп. и перераб. - Казань: Изд. Казан. ун-та, 2001. -

C. 150-159.

10. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - Москва: Рудомино, 1995. - 172 с.

11. Бурдье, П. Рынок символической продукции / П. Бурдье // Вопросы социологии. - 1993. - № 1-2.

12. Варшавский, П. Р. Методы и программные средства поиска решения на основе аналогий в интеллектуальных системах поддержки принятия решений: автореф. дис. ... канд. техн. наук / Варшавский Павел Романович. - Москва: МЭИ, 2005. - 21 с.

13. Василькова, В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Василькова. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 480 с.

14. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - Москва: Прогресс, 1984. - 183 с.

15. Верховин, В. И. Экономическая социология / В. И. Верховин, В. И. Зубков. - Москва: Изд-во РУДН, 2002. - 459 с.

16. Волкова, В. М. Этнические традиции и формообразование одежды как средства социально-бытовой адаптации инвалидов: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Волкова Валентина Михайловна / НИИ «Музей антропологии и этнографии». - Санкт-Петербург, 1996. - 23 с.

17. Гофман, А. Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. - Москва: Наука, 1994. - 160 с.

18. Григорьев, А. А. Культурологический смысл концепта: дис. канд. ... филос. наук / Григорьев Алексей Александрович. - Москва, 2003. - 176 с.

19. Гузявичуте, Р. А. Цикличность моды XX в. / Р. А. Гузявичуте // Мода и промышленное моделирование одежды: тез. докл. на Всесоюз. науч. конф. 16-18 января 1979 г. - Москва, 1979. - С. 15-17.

20. Давыдова, В. В. Костюм как феномен культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Давыдова Валерия Владимировна. - Санкт-Петербург, 2001. - 156 с.

21. Деменок, С. Л. Просто фрактал / С. Л. Деменок. - Санкт-Петербург: ООО «Страта», 2012. - 168 с.

22. Дергунова, Л. А. Мода как социальная технология / Л. А. Дергунова. -

Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2004. - 53 с.

23. Ефремова, Т. Ф. Толково-словообразовательный словарь / Т. Ф. Ефремова. - Москва: Русский язык, 2000. - 1209 с.

24. Лин, Жак. Техника кроя / Жак Лин. - Ижевск: Удмуртия, 1991. -96 с.: ил.

25. Жилина, Л. И. Проблемы потребления и воспитания личности / Л. И. Жилина, Н. Т. Фролова. - Москва: Мысль, 1969. - 17 с.

26. Жилина, Л. Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности / Л. Н. Жилина. - Москва: Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, 1988. - 220 с.

27. Жуков, Д. С. Метафоры фракталов в общественно-политическом знании / Д. С. Жуков, С. К. Лямин. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. - 136 с.

28. Зелинг, Ш. Мода век модельеров 1900-1999 / Ш. Зелинг. - Изд. Копетапп, 2000. - 457 с.

29. Зиммель, Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. -Москва: Юристъ, 1996. - С 266-291.

30. Зиновьев, А. К понятию моды: О моде, определениях и теориях /

A. Зиновьев // Декоративное искусство СССР. - 1971. - № 8. - С. 38-39.

31. Зомбарт, В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт. - Москва: Наука, 1999. -392 с.

32. Имидж времени // Эхо планеты. - 1996. - № 42. - С. 15-16.

33. Ирина, В. Р. В мире научной интуиции: Интуиция и разум /

B. Р. Ирина, А. А. Новиков. - Москва: Наука, 1978. - 192 с.

34. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. - 415 с.

35. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 3-е изд. -Санкт-Петербург: Лань, 2004. - 928 с.

36. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская. - Москва: Легкая индустрия, 1977. - 128 с.: ил.

37. Килошенко, М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспект / М. И. Килошенко. - Санкт-Петербург: СПГУТ, 2001. - 192 с.

38. Киреева, Е. В. История костюма: Европейский костюм от античности до ХХ века / Е. В. Киреева. - Москва: Просвещение, 1976. - 165 с.

39. Клименюк, Н. Просто наклей ярлык / Н. Клименюк // Вещь. - 2001. -№ 7. - С. 2-4.

40. Князева, Е. Н. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - Москва: КомКнига, 2007. - 272 с.

41. Козлова, Т. В. Основы моделирования и художественного оформления одежды / Т. В. Козлова [и др.]. - Москва: Легкая индустрия, 1979. - 168 с.: ил.

42. Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 145 с.

43. Козлова, Т. В. Основы моделирования и художественного оформления одежды / Т. В. Козлова, Л. Б. Рытвинская, З. Н. Тимашева. - Москва: Легкая индустрия, 1979. - 168 с.: ил.

44. Козлова, Т. В. Стиль в костюме XX века / Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. - Москва: МГУ им. А. Н. Косыгина, 2003. - 160 с.

45. Кон, И. С. Прогресс. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / И. С. Кон. - Изд. 3-е. - Москва: Советская энциклопедия, 1969-1978.

46. Котельников, Г. А. Теоретическая и прикладная синергетика / Г. А. Котельников. - Белгород: БелГТАСМ, 2000. - 162 с.

47. Косарева, Е. А. Мода: 20 век: Развитие модных форм костюма / Е. А. Косарева. - Санкт-Петербург: Петербург. ин-т печати, 2006. - 465 с.

48. Коськов, М. А. Системный подход в культурологи / М. А. Коськов // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: к 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы Междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. - Санкт-Петербург, 2001. - Сер. «Symposium». - Вып. № 12. - С. 65.

49. Коськов, М. А. Предметный мир культуры / М. А. Коськов. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2004. - 344 с.

50. Крёбер, А. Л. Избранное: Природа культуры / А. Л. Крёбер. - Москва: РОССПЭН, 2004. - 1007 с.

51. Крючков, В. А. Мода как форма потребления / В. А. Крючков // Мода: за и против. - Москва: Искусство, 1993. - С. 235-251.

52. Кузнецов, И. Н. Информация: поиск, анализ, защита / Н. И. Кузнецов. - Изд. 2-е. - Минск.: Амалфея, 2004. - 314 с.

53. Лейбенстайн, Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / Х. Лейбенстайн; пер. с англ. И. Попович // Вехи экономической мысли. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. - Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1999. - С. 304-325.

54. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - Москва: Гнозис: Изд. группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

55. Липская, В М. Циклический характер изменений в дизайне костюма / В. М. Липская // Культурология. - 2013. - № 2. - С. 107-110.

56. Макарова, Т. Л. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме: автореф. ... канд. техн. наук /

Макарова Татьяна Львовна. - Москва, 2004. - 21 с.: ил.

57. Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы / Б. Мандельброт. -Москва; Ижевск: ИИКИ, НИЦ «РХД», 2010. - 656 с.

58. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - Москва: АСТ, 2002. -

526 с.

59. Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 23-25 июня 2008 г. / под ред. Н. М. Калашниковой. - Санкт-Петербург: СПбГУТД, 2008. - 540 с.

60. Матосян, Я. С. Основные тенденции формирования и функционирования номинаций понятийной сферы «одежда и мода» в русском

языке ХХ-ХХ1 вв.: дис. ... канд. филол. наук / Матросян Яна Саркисовна. -Краснодар, 2008. - 181 с.

61. Мильман, А. Л. Мода как форма театрализации жизни (эстетические аспекты проектирования костюма): автореф. ... канд. искусствоведения /

А. Л. Мильман. - Москва, 1999. - 24 с.

62. Николаева, Е. В. Концептуальный фрактал в культурных системах / Е. В. Николаева // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Сер. «Философия. Социология. Культурология». - 2013. - Вып. 29. - № 13 (304). - С. 68-71.

63. Николаева, Е. В. Фракталы в дизайнерских коллекциях и социокультурных практиках моды / Е. В. Николаева // Дизайн и технологии. -2013. - № 35 (77). - С. 105-112.

64. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва: Азъ, 1992.

65. Оре, Ойстин. Графы и их применение / Ойстин Оре. - 2-е изд., стер. -Москва: Едиториал УРСС, 2002. - 172 с.: ил.

66. Осокин, Ю. В. Системный подход и специфика его применения в исследованиях культуры / Ю. В. Осокин // Системные исследования культуры: сборник. - Санкт-Петербург: Алтейя, 2009. - 604 с.

67. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. - Санкт-Петербург: ИГУП, 1999. - 417 с.

68. Петушкова, Г. И. Структурный анализ форм костюма 1970-1976 гг.: конспект лекций / Г. И. Петушкова. - Москва: Москов. текстил. ин-т, 1977. - 32 с.

69. Подольская, О. Б. Интерпретация моды как формы социального поведения / О. Б. Подольская // Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества: Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. тр. / ЮРГУЭС. - Шахты: ЮРГУЭС, 2005. - С. 46-48.

70. Подольская, О. Б. Мода как форма элементарного социального действия в парадигме структурно-функционального анализа / О. Б. Подольская // Научная мысль Кавказа: СКНЦВШ. Прил. - 2005. - № 14. - С. 43-48.

71. Подольская, О. Б. Теоретические подходы к определению понятия «мода» в социологии / О. Б. Подольская // Научная мысль Кавказа: СКНЦВШ. Прил. - 2005. - № 13. - С. 60-65.

72. Прогресс // Большой Энциклопедический Словарь / Современная энциклопедия. - Москва: АСТ; Астрель, 2008.

73. Прогресс // Российский Энциклопедический словарь. Кн. 2-я. -Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001.

74. Пуанкаре, А. О науке // А. Пуанкаре. Ценность науки. Математические науки / под ред. Л. С. Понтрягина; пер. с фр. Т. Д. Блохинцева; А. С. Шибанов). -Москва: Наука, 1989. - 414 с.

75. Развитие // Большой Энциклопедический Словарь / Современная энциклопедия. - Москва: АСТ; Астрель, 2008.

76. Развитие // Российский Энциклопедический словарь. Кн. 2-я. -Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001.

77. Развитие // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. -Москва: Политиздат, 1981. - 445 с. (См. также: Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 8-е изд., дораб. и доп. - Москва: Республика; Современник, 2009. - 846 с.)

78. Романов, В. Е. Системный подход к проектированию специальной одежды / В. Е. Романов. - Москва: Легкая и пищевая промышленностью, 1981. -128 с.: ил.

79. Российский энциклопедический словарь. Т. 2. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001.- С 167-175.

80. Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы 9-й Междунар. науч. конф. / под ред. Н. М. Калашниковой. - Санкт-Петербург: СПГУТД, 2006. - 527 с.

81. Свендсен, Л. Философия моды / Л. Свендсен. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.

82. Семенова, В. Н. Гуссерль. Новейший философский словарь /

В. Н. Семенова. - Изд. 3-е, исправ. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

83. Серов, Н. В. Лечение цветом: мода и гармония / Н. В. Серов. - Санкт-Петербург: Лисс, 1993. - 48 с.

84. Серов, Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология / Н. В. Серов. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 672 с.

85. Склянников, В. П. Иерархическая структура потребительских свойств тканей для бытовой одежды / В. П. Склянников // Научные труды МКИ. - Москва, 1975. - С. 3-27.

86. Спенсер, Г. Обычаи и приличия // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Минск: Современный литератор, 1998. - 1407 с.

87. Строева, О. В. Фрактальные аттракционы постфигуративности и экзистенциалы искусства / О. В. Строева // Обсерватория искусства. - 2013. - № 1. - С. 30-35.

88. Такер, Эндрю. История моды / Такер Эндрю, Кингсвелл Тэмсин. -Москва: АСТ; Астрель, 2003. - 136 с.

89. Тарасенко, В. В. Человек кликающий: фрактальные метаморфозы / В. В. Тарасенко // Информационное общество. - 1999. - Вып. 1. - С. 43-46.

90. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард; пер. с фр. Ф. Павленков. -Москва: Академ. проект, 2011. - 304 с.

91. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. -Москва: Советская энциклопедия; ОГИЗ, 1935-1940 (репринт. изд-е: Москва, 2000).

92. Топалов, М. И. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация / М. И. Топалов. - Москва: ИСАИ, 1991. - 46 с.

93. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - Москва: АСТ, 2002. - 776 с.

94. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988. - 261 с.

95. Федер, Е. Фракталы / Е. Федер. - Москва: Мир, 1991. - 254 с.

96. Филатова, Н. А. Построение гармонической матрицы моды различных

периодов XX века: дис. ... канд. техн. наук / Филатова Наталья Анатольевна. -Москва, 2003. - 302 с.

97. Флиер, А. Я. Избранные работы по теории культуры / А. Я. Флиер. -Москва: Согласие, 2014. - 560 с.

98. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. -Москва: Согласие, 2010. - 672 с.

99. Флиер, А. Я. Культурная социодинамика: многообразие возможностей / А. Я. Флиер // Культура культуры. - 2016. - № 4.

100. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - Москва: АСТ, 2000. - 448 с.

101. Фромм, Э. Революция надежды / Э. Фромм. - Санкт-Петербург: Ювента, 1999. - 245 с.

102. Штирнер, М. Единственный и его собственность / М. Штирнер. -Харьков: Основа, 1994. - 558 с.

103. Шуман, Г. Коллективная память поколений / Г. Шуман, Ж. Скотт // Социс. - 1992. - № 2.

104. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Одежда. - Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.

105. Юдин, Э. Г. Развитие (философское) / Э. Г. Юдин // Большая Советская энциклопедия: в 30 т. - Изд. 3-е. - Москва: Советская энциклопедия, 1968-1978.

106. Яковец, Ю. В. Циклы, кризисы, прогнозы / Ю. В. Яковец. - Москва: Наука, 1999. - 448 с.

107. Ятина, Л. И. Мода как фактор формирования стиля жизни: дис. ... канд. соц. наук / Ятина Людмила Ивановна. - Санкт-Петербург, 2001. - 168 с.

108. Ятина, Л. И. Полистилизм: новый этап в развитии моды / Л. И. Ятина // Рубеж. - 2001. - № 16-17.

109. Ятина, Л. И. Мода глазами социолога / Л. И. Ятина. - Санкт-Петербург: Элексис Принт, 2006. - 176 с.

110. Ятина, Л. И. Концепция индустрии моды: проблема инноваций /

Л. И. Ятина // Ненасильственные методы коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. - Санкт-Петербург, 1997. - С. 120— 124;

111. Ятина, Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования / Л. И. Ятина // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — Т. I. — № 2.

112. Laver, James. A Concise History of Costume / Laver James. — London, 1969. — 202 p.

113. Lipovetsky, G. L'empire de L'ephemere / G. Lipovetsky. — Paris: Editions Gallimard, 1987.

114. Miles, S. Consumerism — as a Way of Life / S. Miles. — London et al.: Sage Publications, 1998. — 174 p.

115. Sue, Jenkun Jones. Fashion design / Sue Jenkun Jones. — London: Laurence King Publishing. 2005. — 240 p.

116. http://www.az.ru/women [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2016. — Режим доступа: свободный.

117. Moda Turkiye: сайт. — www.modaturkiye.com [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2016. — Режим доступа: свободный.

118. Style Magazine Wildberries: сайт. — www.style.wildberries.ru [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2016. — Режим доступа: свободный.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.