Формирование этнической идентичности в дискурсе современной моды: XX - XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Чернодед, Анастасия Борисовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат наук Чернодед, Анастасия Борисовна
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. МОДА И ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ДИСКУРС И МЕХАНИЗМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ........................................................................................................20
1.1. Мода как объект изучения гуманитарных дисциплин.......................................20
1.2. Этничность в структуре социальной идентичности и строение этнического самосознания..................................................................................................................39
1.3. Проблема моды в контексте исследований этнической культуры...................56
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА МИРОВУЮ МОДНУЮ ИНДУСТРИЮ...............................................................................................................62
2.1. Отражение этнических процессов современной индустрией моды...............62
2.2. Этнические мотивы в контексте современной высокой моды........................85
2.3. Современная мода: этническая идентичность и глобализация культур......137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................150
ПРИЛОЖЕНИЯ
171
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этническая мода в современном костюме бурят: культурологический анализ2014 год, кандидат наук Норбоева, Туяна Бабасановна
Этнокостюм в современной культуре адыгов: социокультурные аспекты2014 год, кандидат наук Хокон, Саида Энверовна
Формирование художественных принципов дизайна современной авторской одежды на основе традиций адыгского костюма2022 год, кандидат наук Кидакоева Нафисет Зауровна
Художественные традиции народного костюма адыгов в контексте современного дизайна одежды2023 год, кандидат наук Кидакоева Нафисет Зауровна
Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды2008 год, кандидат искусствоведения Нестерова, Мария Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнической идентичности в дискурсе современной моды: XX - XXI вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что этнокультуры являются неизменным и наиболее плодотворным источником появления новых форм и образов в современном костюме.
Проблема феномена моды на протяжении ХХ-ХХ1 вв. неизменно вызывала интерес у ученых разных отраслей знания. Она множество раз являлась объектом исследования многих отраслей знания: культурологии, искусствоведения, социологии, философии, психологии и др. Это связано с неоднозначностью и многогранностью данного явления, оказывающего влияние на многие стороны человеческого бытия.
Мода в качестве проводника между социальными и культурными идеями и повседневностью стала существенным фактором, оказавшим серьезное влияние на процессы культурной динамики XX в. Изменчивость и быстротечность этих процессов приводит к необходимости разработки новых стратегий исследования культуры в целом и моды в частности, позволяющих выявлять основные закономерности развития изучаемых феноменов. В этой связи изучение моды представляется наиболее интересным именно в рамках культурологического и философского знания, обладающих междисциплинарным статусом, поскольку позволяет проследить как историческую, так и современную динамику культурных процессов.
Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека и пониманием его экзистенциальных ценностей. Данный переход наглядно прослеживается при анализе эволюции моды, начиная от появления ее праэлементов в доиндустриальном обществе и заканчивая преобразованием в систему, с элементами самоорганизации, в эпоху постиндустриализма. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие
параметры обществу и ценностные ориентации культуре, а также мода выступает в качестве ценности в современном западноевропейском обществе.
Современное постиндустриальное общество вступило в фазу нелинейного развития и не является простым продолжением общества индустриального. В свою очередь культура также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.
В результате смены мировоззренческих установок и традиционных ценностей, происходящих в период постиндустриализма, конструируется новая мода, состояние которой, ее основные признаки, характерные особенности, позволяют говорить о ней, как о системе с элементами самоорганизации. Именно это ее состояние представляет интерес для исследователя.
Сложная природа моды развивалась вместе с динамикой общества, поэтому социальная обусловленность и направленность моды, ее укорененность в социуме неизменно являются актуальной темой для исследования. Экзистенции моды, как правило, выражаются в непрерывных изменениях, ориентации на новизну и неожиданность. В этой связи обостряется проблема личностного выбора в области модных новаций. Нельзя не отметить регулятивное воздействие моды, способной детерминировать сознание человека, что особенно актуально в обществе массового сверхпотребления.
Следует также подчеркнуть исторически обусловленное влияние западноевропейских ценностей на формирование единого мирового поля моды. Именно Западная Европа заложила основу для интернационализации моды. Данное явление, имея несомненные плюсы (возможность любого человека в любое время и в любом месте земного шара присоединиться к единому модному пространству), приобретает и отрицательные черты, например, всемирная экспансия массовой американской культуры). В связи с этим остро встает вопрос об утрате своеобразия культурных традиций разных народов. Поэтому чрезвычайно важным является вопрос о том, в какой форме и каким образом те,
кто имеет отношение к модным новациям, оказывают влияние на актуализацию, распространение и функционирование культурных ценностей Запада во всем мире. Несомненную значимость также приобретает рассмотрение преломления тенденций глобализации в сфере моды.
Моду нередко рассматривают как своеобразный и неповторимый элемент культуры, оказывающий на нее свое влияние в виде выработки культурных норм и ценностей. Однако мода последних лет в контексте примененного к ее явлениям постмодернистского дискурса производит впечатление полной дезориентации и потери ценностных ориентиров. Полистилизм, реминисценции к стилям прошлого, компиляция и цитирование - вот характерные черты моды третьего тысячелетия. В связи с этим остро встает вопрос о будущем моды как феномена культуры.
Эволюция моды, выраженная в развитии от простых форм к сложной системе, приблизилась к точке бифуркации - состоянию выбора нового пути развития, пройдя которую современная мода либо выйдет на качественно новый, ранее не известный уровень, приобретя совершенно иные смыслокультурные основания, либо исчезнет из жизни социума, как самостоятельное явление-феномен, растворяясь в абсолютной свободе выбора из множества разнообразных мод, устанавливаемых каждым индивидом в отдельности.
Выявление причин становления, формирования и поэтапного развития феноменов костюма представляет комплексную историко-культурную, психологическую и искусствоведческую проблему, попытки решения которой в настоящее время становятся возможными во многих областях знания. Определение функций костюма в различных сферах деятельности человека, возможно, является основополагающим аспектом изучения данных явлений на разных стадиях исторического развития.
Одним из основных для нашего исследования понятий является «этнос».
Этнос - это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общим языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием,
а также мифом об общем происхождении и коллективной исторической памятью. Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.
Основы теории этноса были заложены в 1920-х гг. С.М. Широкогоровым, который рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В частности, С.М. Широкогоров предложил следующее определение этноса: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличаемых ей от таковых и других». В 1960-1980-е гг. концепция Широкогорова была развита советскими этнографами (Институт этнографии Академии Наук СССР). Наиболее последовательной её марксистской интерпретацией стала дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея. Он предлагал различать «этникосы» (этносы в узком значении слова) как совокупности людей, объединённых общим языком, культурой, самосознанием и самоназванием (этнонимом), и «этносоциальные организмы», или «ЭСО» (этносы в широком значении слова) как этносы, сопряжённые с территориально-политическими общностями (государственно-образующими или существующими в пределах государств). Последние, по Ю.В. Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определённой общественно-экономической формации этносоциальные организмы составляют определённую социально-экономическую целостность, выступая в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов — изменений этносов, проинтерпретированная применительно к различным эпохам развития человечества.
Данный термин был разработан в трудах зарубежных авторов, таких как Б. Малиновский, Л. Морган, А.Р. Рэдклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др. Среди отечественных исследователей необходимо выделить работы А.С. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, А.В. Костиной, И.Л. Набока, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова, С.М. Широкогорова и др.
В XX-XXI вв. дизайнеры не перестают искать вдохновение в этнических культурах и их творчестве, зачастую элементы этнодизайна мы видим не только в декорировании предметов, но и в моделировании модной одежды.
Современные миграционные процессы, вызванные экономическими и политическими причинами, привели к смешению многих национальных традиций. В ряде государств, таких как США, Канада, Австралия, вызванные этническим многообразием проблемы принято интерпретировать и решать в духе концепции мультикультурализма. В Европе и России подобные тенденции получают более сложную и неоднозначную оценку и в рамках идеологической риторики, и в повседневной практике. Тема мультикультурализма в России все чаще рассматривается в исследованиях отечественных культурологов, политологов и социологов как вариант разрешения проблем на этнонациональной почве. Критики же рассматривают мультикультурализм как разрушительную идею, которая расколет единое культурное пространство страны на фрагменты и приведет к напряжению в межэтнических отношениях, будет способствовать не диалогу культур, а их конфликту. И мода на сегодняшний день образно, через символическую систему отражает сложные процессы интеграции и дезинтеграции национальных и этнических процессов.
Степень разработанности данной темы: необходимо выделить несколько подходов в изучении моды. Теоретические основы изучения моды с культурологической позиции были освящены Л.В. Петровым [164], Э. Сепиром, Й. Хейзингой [207] и др. Например, по мнению Л.В. Петрова в создании внешнего вида человека играют важную роль знаковые системы, и они должны отражать социальный статус человека, его половую принадлежность, его статусно-
престижное положение и возрастную группу. Э. Сепир писал о месте моды в личностной идентификации, укреплении своего «Я» и самовыражении.
Исследуемая проблема привлекает внимание ученых из разных областей знания, что потребовало изучения обширного круга научной литературы. В контексте нашего исследования большое значение имеют труды, посвященные теоретическим аспектам культуры таких ученых как Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.С. Каган, А.С. Кармин, А.Я. Флиер и др. Также немаловажный интерес представляют работы, затрагивающие проблематику массовой культуры, которая имеет непосредственное отношение к объекту нашего исследования. Данному феномену посвящены работы зарубежных ученых: Т. Адорно, X. Ортеги-и-Гассета, М. Хоркхаймера и др., а также отечественных исследователей:
A.В. Захарова, А.Ф. Полякова, К.Э. Разлогова и др.
Различные аспекты культуры и этнической истории россиян изучались в трудах В.Д. Бабуевой, К.Д. Басаевой, О.В. Бураевой, И.Б. Галсановой, К.М. Герасимовой, Н.Б. Дашиевой, Н.Л. Жуковской, Т.М. Михайлова, Б.З. Нанзатова и др.
Также следует отметить работы, непосредственно связанные с темой нашего исследования. В истории гуманитарной мысли труды, посвященные проблеме моды, носили как описательный, так и аналитический характер. В той или иной мере, данный феномен нашел отражение в трудах, опубликованных Р. Бартом, И. Богардусом, Ж. Бодрийяром, П. Бурдье, Т. Вебленом, Г.В.Ф. Гегелем,
B. Зомбартом, Ю. Кавамура, И. Кантом, А. Кребером, Ж. Липовецкий, Д. Ричардсоном, Л. Свендсеном, Ж.-Г. Тардом, Дж. К. Флюгелем. В отечественной науке мода освещена в работах К.С. Аксакова, Д. А. Башкатовой, Н.А. Бердяева, В. Ю. Борева, Т.А. Гришаевой, А.Б. Гофмана, И.А. Ильина, М.И. Килошенко, О.М. Клименко, А.В. Коваленко, А.В. Коневой, К.Ю. Михалевой, Б.Д. Парыгина, Л.В. Петрова, В.Л. Петрушенко, М.Н. Топалова, Л.И. Ятиной и др.
Особый интерес для настоящего исследования представляют диссертационные работы Е.А. Амброзе, М.И. Галитбаровой, Т.А. Грусман, рассмотревшие моду в культурологическом ракурсе. Этнический аспект моды
отражен в работах Т.П. Алексеевой, Н.В. Алехиной, Ж.В. Васильевой, А.Ю. Демшиной, З.У. Махмудовой, Т.С. Поздняковой, Р.Ф. Самархановой, B.C. Святогоровой, И. Стар и др.
Большое значение уделяется работам, в которых освещаются проблемы изучения костюма. Теоретический, исторический и символический аспекты рассмотрены в трудах А.И. Затулий, Р.В. Захаржевской, Н.М. Калашниковой, О.В. Калашниковой, P.M. Кирсановой, Т.В. Козловой, И.Н. Мерцаловой и др.
Социологический аспект рассмотрения моды в целом и ее структуры, социальных функций характерен для работ А.Б. Гофмана [58], В.П. Терина [196], Г. Блумера [31], В. Зомбарт [82] и др. В современной отечественной социологической литературе анализу современного состояния моды в России посвящено значительное число публикаций. Существенный вклад в разработку социологический проблем внесли научные труды Е.Я. Басина [11], В.А. Крючкова [117], Т.Б. Любимовой [131], Л. Орловой [160], и др. Общим для всех социологических концепций моды является признание моды как важного социального феномена, оказывающего влияние на социум. Среди отечественных исследователей необходимо отметить книгу «Мода: за и против» (1973 г.), в которой авторы пытались проанализировать противоречивость моды как социального явления, а также ее место и роль в отечественной культуре. Данная работа, несмотря на ранний год издания, относится к числу наиболее часто цитируемых в российской социологии моды.
При эстетическом подходе мода рассматривается с точки зрения тех эстетических требований, которые предъявляет эпоха В. Брун [33], JI.M. Горбачева [55] и др. Значимой работой В. Бруна является «История костюма от древности до Нового времени». Оставаясь на уровне явления, мода не проникает в сущность эстетических процессов и тенденций, а потому характеризует явления более поверхностно, чем стиль или манера.
Психологический подход представлен работами М.И. Килошенко [99], Б.Д. Парыгина [162], Г. Тарда [194] и др. В этом аспекте интересна работа М.И. Килошенко «Психология моды: теоретический и прикладной аспекты» тем, что в
книге представлен обзор теорий и гипотез, богатый фактический и экспериментальный материал. В этой книге Килошенко говорит о моде, как о подражании, раскрывает психологические механизмы моды.
Представители философского подхода указывали на знаковость сущности моды и говорили о существовании особого «влечения к моде». Это авторы Ж. Бодрийяр (Мода, или Феерия кода в книге «Символический обмен и смерть») [27], Т. Веблен [46], Г. Зиммель [81] и др.
Но одними из самых значимых работ для данного исследования являются работы историков моды, искусствоведов: Т.В. Козловой «Стиль в костюме ХХ века» [109], Г.С. Гориной «Народные традиции в моделировании одежды» [56], А.А. Васильева «Европейская мода: три века» [41], М.Н. Мерцаловой «Народный костюм и мода» [142], Н.М. Калашниковой «Народный костюм» [92], Ф.М. Пармон «Композиция костюма» [161], Ж. Липовецкий «Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе» [126] и др.
Теоретическую основу работы составили исследования культурологов и социологов, которые посвящены проблемам мультикультурализма. При изучении специфики и структуры этнической моды необходимо обращаться к теме мультикультурализма, как направления западной философии, которое возникло как ответ на культурное и религиозное разнообразие В. Малахов «После мультикультурализма: Европа и ее иммигранты» [132], Франц-Олаф Радтке «Разновидности мультикультурализма и его неконтролируемые последствия» [168], А.А. Борисов «Мультикультурализм: американский опыт и Россия» [29]. Различные аспекты мультикультурализма в своих работах отмечали многие зарубежные ученые: Э. Гидденс [54], М. Кастельс [98], Ч. Тейлор [198], Ю. Хабермас [205] и др.
В отдельную категорию необходимо выделить литературу, посвященную этносу и этнической идентичности. Анализ степени разработанности данной проблемы показал, что в основном исследования происходят на стыке нескольких наук: философии, культурологии, психологии, социологии и политологии. Проблема идентичности связана с философскими проблемами сущности человека,
его индивидуальности и личности. Эта проблема проявляется в работах Р.Декарта[66], Д.Локка [129], Э. Фромма[203] и др. Большинство из них делали акцент на роли общества в формировании и существовании идентичности, на зависимость идентичности от конкретных социальных условий и сообщества. Другие работы посвящены этнической идентичности и этносу: Г. Лебон [123], Ю.Б. Бромлей [32], С.А. Арутюнов [5], Е.В. Дзякович [71] и др.
Многие иностранные исследовательские работы посвящены теме этнических мотивов в массовой моде. Работа «The Folkwear Book of Ethnic Clothing:Easy Ways to Sew & Embellish Fabulous Garments from Around the World» M. Parke [230] («Книга этнической одежды: простые способы сшить и украсить невероятную одежды со всего мира») представляет собой иллюстрированный обзор традиционной одежды со всего мира, в ней раскрываются секреты инновационных технологий для изготовления и украшения одежды. В тексте «Dress and Ethnicity» J. B. Eicher [217] («Платье и этническая принадлежность») исследуется этнос через анализ феномена человека и одежды. Авторы - это этнографы, фольклористы, представляют конкретные примеры со всего мира, чтобы проиллюстрировать свои теории и предположения.
В книге «Dress, Gender and Cultural Change: Asian American and African American Rites of Passage (Dress, Body, Culture)» A. Lynch [225] («Одежда, пол и культурные изменения: Азиатские, Американские и Афроамериканские обряды (платье, тело, культура)») описываются обряды совершеннолетия и то, что они служат основой культурных изменений. Для каждой из общин, выбор платья отождествляется с культурным подтверждением. «Ethnic Style: History and Fashion» B. Geoffroy-Schneiter [221] («Этнический стиль: история и мода»). В этой книге прослеживается этнический стиль в Азии, Африке и Америке. Архив фотографий и современные документы показывают, как головные уборы, украшения, и одежда символизируют убеждения, престиж, принадлежащих определенному сообществу.
Выявление элементов системы моды как феномена культуры и определение выполняемых ими функций, потребовало изучение литературы по философии и
теории культуры. При наличии достаточно большого количества исследований феномена моды не обнаружено концептуального единства в его понимании. Изучение литературы позволило выделить следующие подходы, которые были использованы для построения модели моды как системы, выявляющей своеобразие, её единого смыслового поля.
С формированием открытого общества мировой цивилизации в нашу жизнь неизбежно входят стереотипы и стили поведения Запада, с одной стороны, и стремление к общечеловеческим ценностям - с другой. Вопрос в том, в какой форме и каким образом оказывается воздействие на становление и функционирование культурных стереотипов, ценностей и норм современного российского общества теми, кто имеет отношение к модным новациям. Этот вопрос во многом остается нерешенным. Его открытость застрагивает экзистенциальную, ментальную проблемы, связанные в свою очередь с поиском глобальных смыслов человеческого бытия. Несомненно, что российская культура не может обойтись без поиска новых смыслокультурных парадигм и не учитывать парадигмы, порожденные феноменом моды. При этом она не может игнорировать российские культурные традиции, необходимые для стабилизации и продуктивного развития социальной системы. Поэтому, на наш взгляд, изучение феномена, моды, его значения для формирования нового российского социума и культуры человеческого общества в целом, а также перспектив его развития и управления им является чрезвычайно важной проблемой.
Объектом исследования диссертации являются этнические мотивы в моде, а предметом - способы репрезентации этнических традиций в моде.
Цели и задачи исследования. Цель - выявить проявление этнической идентичности в современной моде как актуализирующийся интерес к этническим мотивам.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования обозначены следующие задачи:
1. проанализировать подходы к исследованию феномена моды и выделить в их многообразии существенные особенности;
2. раскрыть суть дискурсивного подхода к интерпретации феномена моды;
3. рассмотреть взаимодействие этнокультур и моды в обществе ХХ-ХХ1 вв.;
4. определить циклы и закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам в ХХ-ХХ1 вв.;
5. выявить проявление этнических мотивов в коллекциях модных дизайнеров.
Объект, предмет, цель и задачи определили методологические основы
исследования - культурно-исторического метода, метода социологического наблюдения, системного метода, сравнительно-исторического метода.
Культурология - наука, которая синтезирует результаты исследования культуры из многих научных областей, поэтому мы применяем разнообразные методы и подходы. Для достижения цели диссертационного исследования использовались методы:
• культурно-исторический метод, позволивший рассмотреть социокультурный контекст появления и развития моды; диалектический метод, способствовавший раскрытию внутренних противоречий моды как источника ее развития;
• диалектический метод, способствовавший раскрытию внутренних противоречий моды как источника ее развития;
• структурно-функциональный анализ, который позволил адекватно раскрыть полифункциональность моды;
• метод компаративного анализа, применение которого дало возможность сравнить и сопоставить идеи авторов, принадлежащих различным историческим эпохам;
• метод системного анализа, на основе которого мода была рассмотрена как сложная система, состоящая из многих подсистем и элементов;
• метод моделирования, позволивший посредством идеализации реконструировать теоретическую модель моды.
Системный метод позволяет рассмотреть этническую моду как часть культуры общества. С помощью сравнительно-исторического метода выявлены изменения в состоянии этнической моды в одежде, определены тенденции ее
развития. Социологическое наблюдение - с помощью этого метода наблюдала за проявлением этнической моды в общественной жизни человека. С помощью системного метода мода была рассмотрена как сложная система, состоящая из многих подсистем и элементов. В основу была положена классификация А.Б. Гофмана, который выделяет четыре основных элемента, образующих структуру моды: модные стандарты, модные объекты, модные значения и поведение участников моды.
В связи со сравнительно-историческим методом можно выделить два периода во влиянии этнической моды на общество. Это XX и XXI вв. Именно в это время этническая мода достигла пика своего развития и продолжает покорять мир и сейчас. Выяснилось, что 1990-е гг. были самыми яркими и показательными в проявлении этнической моды. Именно тогда знаменитые дизайнеры Жан-Поль Готье, Ив Сен-Лоран, Кензо, Карл Лагерфельд создали свои незабываемые и популярные этнические коллекции, вдохновленные культурами Африки, Азии, Индии.
В данном исследовании использован структурно-семиотический подход и интерпретация модных образов, предметом которой является образ как система знаков, несущая культурные смыслы, привязку к этническим структурам. Выборка составила период 2012-2016 гг., который рассмотрен на основе фотографий коллекций осень/зима, весна/лето. Всего проанализировано 200 изображений и 120 фото-образов с показов.
Инструментарий исследования включил характеристики: цветовая гамма, орнамент, аксессуары, основные формы кроя, ткани, компоненты одежды (в вариациях), поскольку она является не только выражением индивидуальности человека, гораздо чаще она подчёркивает его статус, должность, положение в обществе и в политической иерархии.
Научная новизна исследования состоит в следующем: расширены и дополнены известные факты взаимодействия этнических культуры и моды в обществе XX-XXI вв.; структурированы подходы к исследованию феномена моды; впервые выделены существенные особенности влияния социально-
экономических явлений разных эпох на историю костюма; впервые определены циклы и закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам посредством анализа этнических коллекций известных модельеров; обоснована гипотеза о существовании циклов влияния этнических мотивов на мировую моду; определена связь циклов влияния этнических культур на моду с циклами исторического развития общества; конкретизированы проявления этнических мотивов в коллекциях ХХ-ХХ1 вв. модных дизайнеров.
На защиту выносятся следующие положения:
1. мода в современном мире связана с идентичностями человека -гендерными, этническими, возрастными, статусными и т.д. Она выступает в качестве проводника между социальными и культурными идеями, оказывая влияние на процессы культурной динамики ХХ в. Мода воздействует на межкультурные коммуникации во время глобализации, ломает национальные границы, но одновременно с этим старается поддержать национальные культуры;
2. индустрию моды следует рассматривать как феномен, который с одной стороны, имеет знаковую (семиотическую) природу, а, с другой -дискурсивную, где дискурс - обусловленный системой социокультурных ограничений процесс конструирования знания о том или ином явлении культуры. При таком подходе мода как совокупность смыслов является продуктом дискурса и пространством его воплощений;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Традиционная культура и этническая идентичность мордвы: факторы формирования и основные компоненты2023 год, кандидат наук Попова Татьяна Васильевна
Сакрально-смысловое и семиотическое наполнение традиционного удмуртского костюма в современном дизайне2021 год, кандидат наук Сазыкина Ирина Анатольевна
Стритстайл как художественное явление молодежной моды: Вторая половина XX - начало XXI веков2006 год, кандидат искусствоведения Музалевская, Юлия Евгеньевна
Этнокультурная идентичность русских в современной России2009 год, кандидат философских наук Савченко, Виктория Владимировна
Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков: генезис и основные направления2008 год, кандидат искусствоведения Елинер, Лидия Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чернодед, Анастасия Борисовна, 2018 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абельс, X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс; пер. с нем. под ред. Н. А. Головина и В.В. Козловского. - СПб.: Алетейя, 2000. - 272 с.
2. Адлер, Б.Ф. Возникновение одежды / Б.Ф. Адлер. - СПб.: Худ. типолитография Вейерман А.В., 1901. - 84 с.: ил.
3. Андреева, А.Ю. История костюма. Эпоха, стиль, мода / А.Ю. Андреева. -СПб.: Паритет, 2004. - 136 с.
4. Андреева, И.А. Мода и культура одежды / И.А. Андреева. - М.: Знание, 1987. - 64 с.
5. Арутюнов, С. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С. Арутюнов, Н. Чебоксаров // Расы и народы. - 1972. - С. 8-30.
6. Арутюнян, Ю. Этносоциология / Ю. Арутюнян, Л. Дробижева, А. Сусоколов. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
7. Афанасьевский, В.Л. Потребление как феномен культуры / В.Л. Афанасьевский, С.В. Краснов // Философия культуры: межвузовский сб. науч. ст. - Самара: Б.И., 1995. - С. 110-115.
8. Ахиезер, А.С. Между циклами мышления и циклами истории // Общественные науки и современность. - 2002. - N 3. - С.122-132.
9. Бандура, И. В. Идеологический аспект моды как средства коммуникации / И. В. Бандура // Всесоюзная философская конференция молодых ученых: тез. докл. / под. ред. С. И. Иванова. - М., 1984. - Вып. 9. - С. 102-104.
10.Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства / Е. Я. Басин; Российская акад. наук, Ин-т философии, Акад. гуманитар. исслед. - 4-е изд., доп. - М.: Гуманитарий, 2012. - 348 с.
11.Басин, Е. Я. «Гордиев узел» моды / Е. Я. Басин, В. М. Краснов // Мода: за и против / под ред. В. И. Толстых. - М., 1973. - С. 40-77.
12.Баркалов, Н.В. Подходы к моделированию поведения потребителей под влиянием моды / Н.В. Баркалов, B.C. Высоцкий, В.М. Петров // Модели и методы исследования социально-экономических процессов. - М.:Б.И., 1975.
- С.175-187.
13.Барт, Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. - М., 2003.
— 512 с
14.Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. - М., 1999. - 241 c.
15. Беляева-Экземплярская, С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия/ С.Н. Беляева-Экземплярская. - М.: Академия моды, 1996. - 117 с.
16.Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
17.Белова, О. Чужие среди своих / О. Белова // Родина. — 2001. - №1-2. - С. 166 - 170.
18.Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб. - М.: Логос, 2003. - 350 с.
19.Бердник, Т. О. Дизайн костюма / Т. О. Бердник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 256 с.
20.Бердник, Т. Мода эпохи постмодерна. Design-Review: [Электронный ресурс]. / Т. Бердник. - Режим доступа: http://designreview.kgasu.ru/index.php?show=article&id=147&year=2006&num ber=2 (дата обращения 18.09.13г.)
21.Богатырев, П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии / П.Г. Богатырев. - М., 1971. — С. 299-366
22.Богданов, К. Фольклорная действительность: перспективы изучения / К. Богданов // Повседневность и мифология. - СПб.: Искусство, 2001. - С.66
23.Богословская, И.В. Национальный костюм национальное самосознание: проблемы науки о костюме / И.В. Богословская //Этнографическая наука и этнокультурные процессы: Сб. науч. ст. - М.: Мад, РАИ, 1993. - С.85-96
24. Богуславская, И. Я. Русская народная вышивка / И.Я. Богуславская. - М.: Искусство, 1972. - 151с.
25. Богуславская, И. Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом XIX начала XX вв. / И.Я. Богуславская // С А. - 1982. - № 11. - С. 101-112.
26.Бодо, Ф. Дух высокой моды: мелодия для избранных / Ф. Бодо // ELLE, октябрь-ноябрь 1996. - № 4. - С. 79
27.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
28.Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 2001. - 218 с.
29.Борисов, А. А. Мультикультурализм: американский опыт и Россия / А.А. Борисов // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. — М., 2003. — С. 8.
30.Борзова, Е. П. Мода в мире кросскультурного синтеза / Е.П. Борзова // Мода в контексте культуры: сб. ст. Второй науч.- практ. конфи. СПб., 2007. - С. 4З
31.Блумер, Г. Коллективное движение / Г. Блумер // Психология масс. Хрестоматия. - М.: ИД Бахрах, 1998. - С. 321.
32.Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография/ Ю.В. Бромлей. - М., 1973. - 206 с.
33.Брун, В. История костюма от древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 462 с.
34.Буланина, И. А. От этнокультурного стереотипа к образу современного человека / И.А. Буланина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. - № 3. - С. 248-250.
35. Бурдье, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 87-96.
36.Буткевич, Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / J1. М. Буткевич. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 272с.
37.Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна/ Т.Ю. Быстрова. - Ек.: Изд-во Уральского ун-та, 2001. - 288 с.
38.Вальденфельс, Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом / Б. Вальденфельс // Логос. 1994. - № 6. - С.77-94
39.Ван Дейк, Т. А. К определению дискурса: [Электронный ресурс]. / Т.А. Ван Дейк. - Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/ vandijk2.htm
40.Вардугин, В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен / В.И. Вардугин. - Саратов: Регион, 2001. - 352 с.
41. Васильев, А. А. Европейская мода: три века / А.А. Васильев. - М.: СЛОВО, 2006. - 440 с.
42. Васильева, Ж. В. Этнические традиции в моде и культура модерна второй половины XX века / Ж.В. Васильева // Обсерватория культуры. -2007. - № 4. - С. 60-64.
43.Вайнштейн, О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни/ О.Б. Вайнштейн. -М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.
44. Вайнштейн, О. Б. Ноги графини: этюды по теории модного тела / О.Б. Вайнштейн // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2006-2007. - № 2. - С. 109.
45. Вебер, М. Этнические общности / М. Вебер // Личность. Культура. Общество. 2004. - Вып. 2 (22) - С. 9-26.
46.Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
47. Ведерникова, Н.М. Эстетика народной одежды в производстве фольклора / Н.М. Ведерникова // Традиции народной одежды и искусство современного костюма: Сб. науч. тр. М.: НИИХП, 1983. - 150 с.
48.Вейс, Г. Всеобщая история мировой культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы / Г. Вейс. - М.: Эксмо, 2007. - 957 с.
49. Восток. Искусство быта и бытия The East. The art of life and existence: к 85-летию Государственного музея Востока/ авт.сост. В. Н. Набатчиков. — М.: Государственный Музей Востока: Скан Рус, 2003. — 254 с.
50.Габдрахманов, Г. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии / Г. Габдрахманов // Социологические исследования. 2007. - №1. - С. 116-122
51. Гаген-Торн, Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР / Н.И. Гаген-Торн // СЭ. - 1933. - № 3-4. - С. 119-135.
52. Гаджиева, С. Ш. Историческая память как элемент национального самосознания (на примере азербайджанского народа): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 09.00.02 / Гаджиева Сакинат Шихаметовна. - Баку - 1998. - С. 5
53. Герасимова, Ю. Л. История костюма и моды / Ю. Л. Герасимова. Омск, 2003. - 244 с.
54.Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. - 116 с.
55. Горбачева, Л. М. Мода XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро / Л. М. Горбачева. - М.: ГИТИС, 1996. -120 с.
56. Горина, Г. С. Народные традиции в моделировании одежды / Г.С. Горина. М.: Легкая индустрия, 1974. - 184 с.
57.Готтенрот, Ф. Иллюстрированная история материальной культуры / Ф. Готтенрот. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 478 с.
58. Гофман, А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. СПб.: Питер, 2004. — 208 с: ил.
59. Гранин, Ю. Глобализация и национализм / Ю. Гранин // Философские науки. 2006. - №7. - С. 5-23
60. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; ред. А.П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
61. Гузявичуте, Р. А. Цикличность моды XX в. / Р.А. Гузявичуте // Мода и промышленное моделирование одежды: тез. докл. на Всесоюз. науч. конф., 16-18 янв. 1979. - С.18
62. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Мысль, 1991. - 736 с.
63. Гурова, О. Fast Fashion: быстро сшить, быстро продать, быстро выбросить. Концепция моды и потребление вещей в современном российском обществе / О. Гурова // Экономическая социология. - 2008. - Т.9. - № 5. - С.56-67
64. Гуревич, П. С. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии: Сб. переводов. / Сост. П. С. Гуревича. М., 1988. - С. 505
65.Дахин, А. Соотношение этнической идентичности и национальной идентичности. Россия, Южная Корея, Канада / А. Дахин // Философские науки. 2003. - №9. - С. 5-22
66. Декарт, Р. Сочинения в двух томах: Т. 1: пер. с лат. и франц. / сост., ред. В.
B. Соколова. — М.: Мысль, 1989. - 654 с.
67. Демиденко, Ю. Б. Народная мода в СССР: конкурсное проектирование в период между мировыми войнами / Ю.Б. Демиденко // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2007. - № 3. - С. 33-53
68. Демшина, А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ - начало XXI вв. / А.Ю. Демшина. - СПб.: Астерион, 2009. - 170 с.
69. Демшина, А.Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) / А.Ю. Демшина // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - №5 (84). -
C.71-78
70.Дзеконьска-Козловска, А. Женская мода ХХ века / А. Дзеконьска-Козловска. - М.: Легкая индустрия, 1977. - 296 с.
71.Дзякович, Е.В. Локальные идентичности в контексте социокультурной динамики российских регионов: диссертация ... доктора культурологии: 24.00.01 / Дзякович Елена Владимировна. - Москва, 2011. - 326 с.: ил.
72.Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. - Москва: АСТ:CORPUS, 2013. -512 с.
73.Дудникова, Г. История костюма / Г. Дудникова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 288 с.
74. Ермилова, Д. Ю. История домов моды: учебное пособие для вузов / Д.Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
75. Жилина, Л. Н. Проблема потребления и воспитания личности / Л. Н. Жилина, Н. Т. Фролова. - М.: МГТА, 1969. -131 с.
76.Жученкова, С. Н. Формирование эталона модного костюма / С. Н. Жученкова. - М.: МГТА, 1993. - 58 с.
77.Затулий, А.И. Костюм рубежа третьего тысячелетия: семиотика, ассоциации, психоанализ / А.И. Затулий. - Владивосток: Дальнаука, 2005. -190 с.
78. Захарова, О.Ю. Русский бал ХУШ — начала XX века: танцы, костюмы, символика / О.Ю. Захарова. — М., 2011. — 448 с., ил.
79. Зайцев, В. М. Этот многоликий мир моды / В.М. Зайцев. - М.: 1982. — С. 77
80.Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров / Ш. Зелинг. - М.: КОШМАМ. - 2000. -457 с.
81. Зиммель, Г. Психология моды / Г. Зиммель // Научное обозрение. 1901. - № 5. - С.23-27.
82. Зомбарт, В. Современный капитализм / В. Зомбарт. - М., 1904. — VI, 487 с.
83. Иконникова, С. Н. Векторы и ориентиры культурологии в пространстве глобализации / С.Н. Иконникова // Фундаментальные проблемы. Теория культуры. - СПб.:Алетейя, 2008. - Том I - С. 115-125
84. Ион, Э. Проблемы культуры и культурная деятельность / Э. Ион. - М. 1969. - 413с.
85. Исакова, Н. В. Моделирующие возможности гуманитарного знания: культурно-антропологическая модель жизнедеятельности человека / Н.В. Исакова // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Том II:
Историческая культурология / Отв. ред. Д. Л. Спивак. - СПб.:Алетейя, 2008.
- С. 17-31
86. Исенко, С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение / С.П. Исенко. - М.: Изд-во МГУК, 1999. - 432 с.
87. Интернет ресурс журнала «Vogue»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vogue.ru (дата обращения 24.12.13г.)
88. Интернет ресурс журнала «Крестьянка»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krestyanka.ru (дата обращения 21.11.13г.)
89. История дизайна в биографиях дизайнеров: словарь-справочник: учебное пособие/ сост. И. Г. Пендикова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - 150 с.
90. Каган, М.С. Глобализация как закономерность процесса развития человечества в 21 веке / М.С. Каган // Личность. Культура. Общество. -2004. - N 4(24). - С. 152-170.
91.Кагиян, С. «Нация» и «этнос» как объекты социально-философского исследования / С. Кагиян // Философские науки. 2003. - №8. - С. 36-56.
92. Калашникова, Н. М. Народный костюм / Н. М. Калашникова. - М.: Сварог и К, 2002. - 374 с.
93. Калашникова, Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР / Н.М. Калашникова, Г.А. Плужникова. - М.: Планета, 1990. - 230 с.
94. Каминская, Н. М. История костюма. / Н. М. Каминская; - М.: Искусство, 1986. - 423 с.
95. Кантор, К.М. Мода как стиль жизни / К.М. Кантор // Мода: за и против / Сост. В. И. Толстых. - М., 1973. С. 141—203.
96. Карлов, В.В. Стадиальное и локальное в этнокультурных процессах у народов СССР. XIX - 80-е гг. XX в.: автореф. дис. ... док. ист. наук: 07.00.07 / Карлов Виктор Владимирович. - М. 1992. - 32 с.
97.Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс: пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- 608 с.
98.Кидакоева, Н. З. Социально-исторические аспекты зарождения фэшн-индустрии в западных странах / Н.З. Кидакоева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 4. - С. 97103
99. Килошенко, М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И. Килошенко. - СПб.: СПГУТ, 2001. - 192 с.
100. Килошенко, М.И. Выражение «Я-концепции» личности в одежде молодых / М.И. Килошенко, И.Н. Сафронова // Молодёжная политика XXI века: стратегия выбора: материалы конф. СПб.: СПГУТД, 1999. - С. 58-60.
101. Киреева, Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. - М.: Искусство, 1976. - 127 с.
102. Киреева, Е. В. О культуре одежды (стиль, мода) / Е. В. Киреева. - Л.: Знание, 1970. - 16 с.
103. Кирсанова, Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII — пер. пол. XX века / Р.М. Кирсанова. - М.: 1995. - 384 с.
104. Кирсанова, P.M. Розовая ксандрейка и драдемоновый платок: Костюм вещь и образ в русской литературе XIX в. / Р.М. Кирсанова. - М.: Книга, 1989. -205 с.
105. Кирсанова, Р. М. История костюма в России как научная дисциплина / Р.М. Кирсанова // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - 2006. - № 1. -С.53-68
106. Кляйн, Н. NoLogo. Люди против брэндов / Н. Кляйн. - М.: Добрая кн., 2005. - С. 325.
107. Коган, В. З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки / В.З. Коган. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Унта, 1991. - 319 с.
108. Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда / РАН. Инт славяноведения; под ред. Н.В. Злыднева, П.В. Королькова, Н.М. Филатова. — СПб.:Алетейя, 2011. — 560 с.
109. Козлова, Т. В. Стиль в костюме XX века: учеб. пособие для вузов / Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - 160 с.: ил.
110. Козлова, Т.В. О прогнозе моды / Т.В. Козлова // Текстильная промышленность. - 1978 - № 6 - С. 12-16
111. Козлова, Е.Э. Винтаж как процесс антиглобализации в моде / Е.Э. Козлова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. -№ 43 (181). - С.167-171
112. Козлова, Т.В. Основная терминология в теории костюма: уч. пос./ Т.В. Козлова. - М.: МТИ, 1979. - 39 с.
113. Кокберн, С. Пространство между нами: Обсуждение тендерных и национальных идентичностей в конфликтах / С. Кокберн; пер. с англ. М. Торхшоевой. — М.: Идея-Пресс, 2002. - 260 с.
114. Короткова, М.В. Культура повседневности: история костюма / М.В. Короткова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 300 с.: ил.
115. Косарева, Е. А. Мода. XX век: развитие модных форм костюма/ рец.: И. Н. Сафронова. - СПб.: Петербургский институт печати, 2006. - 465 с.
116. Костина, А.В. Этническая культура: специфика развития в современном мире / А.В. Костина // Новые исследования Тувы: электронный информационный журнал. - 2009. - № 1-2. - С. 175-188
117. Крючкова, В.А. Мода как форма потребления. Мода: за и против / В.А. Крючкова // М.: «Искусство», 1973. - С. 235-251.
118. Кувалдин, В.Б. Глобализация светлое будущее человечества / В.Б. Кувалдин // Независимая газета. - 2000. - № 6 (62). - С. 6.
119. Кузнецова, Т.В. Феномен моды: эстетика и диалектика / Т.В. Кузнецова // Философские науки. 1991. - № 6. - С. 165-170
120. Кутырев, В.А. Культурологический смысл глобализма / В.А. Кутырев // Вестн. рос. филос. о-ва. - 2001. - № 4 (20). - С. 78-83.
121. Кэссин-Скотт, Дж. История костюма и моды / Дж. Кэссин-Скотт. -М.: Д&К, 2002. - 422 с.
122. Лебедева, Н. М. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие для студентов психологических специальностей / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко. - М.: Привет, 2004. - 358 с.
123. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон - М.: Академический проект, 2011. - 238 с.
124. Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Д. Лелеко. - СПб.:СПбГУКИ, 2002. - 320 с.
125. Линч, А., Штраусс, М.Д. Изменения в моде. Причины и следствия / А. Линч, М.Д. Штраусс; пер. с англ. А.М. Гольдина; науч. Ред. А.В. Лебсак-Клейманс. - Минск: ГревцовПаблишер, 2009. - 280 с.
126. Липовецкий, Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе / Ж. Липовецкий. -М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 336 с.
127. Липовецкий, Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецкий; пер. с франц. В.В. Кузнецова. - М.: Изд-во «Владимир Даль», 2001. - С. 220-224
128. Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. Под ред. А.А. Велика. - М.: Смысл, 2001. - 555 с.
129. Локк, Дж. Сочинения в трех томах: Т. 1 / под.ред. И. С. Нарский, А. Л. Субботин; пер. с англ. А. Н. Савина. — М.: Мысль, 1985. - 668 с.
130. Лотман, Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство / Ю.М. Лотман //Декоративное искусство СССР. - 1974. - № 4. - С.50-52
131. Любимова, Т.Б. Мода и ценность. Мода: за и против / Т.Б. Любимова.
- М.: «Искусство», 1973. - С. 7-39.
132. Малахов, В. Символическое производство этничности и конфликт / В. Малахов // Язык и этнический конфликт: сб. науч. тр. - М.: Гендальф, 2001.
- С. 115-137
133. Малыгина, И.В. Этнокультурная идентичность (Онтология, морфология, динамика): автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Малыгина Ирина Викторовна. - Москва, 2005. - 41 с.
134. Малыгина, А. В. Гендерные репрезентации как тексты культуры: на примере моды середины XX - начала XXI вв.: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Малыгина Анна Владимировна. - Москва, 2008. - 197 с.: ил.
135. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.:Алетейя, 2000. - С.158
136. Маркович, Д.Ж. Социология и глобализация: сб. ст. / Д.Ж. Маркович; пер. с серб. - М.: МНЭПУ, 2002. - 132 с.
137. Маруценко, И.В. Современная глобализация и кризис гуманизма / И.В. Маруценко, Т.Г. Маруценко // Человек и Вселенная. - 2001. - № 3. - С. 37-39.
138. Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М.: Наука, 1978. - 207 с.
139. Махмудова, З. У. Этнографическая семантика моды / З.У. Махмудова // Этнографическое обозрение. - 2011. № 1. - С. 146-156.
140. Межуев, В.М. Культура в эпоху глобализации / В.М. Межуев // Социокультурная антропология. История, теория и методология. - М.: Академ. проект, Культура; Киров: Константа, 2012. - 1000 с. - С.688-694
141. Мельхиор, М.Р. От наций дизайна к нациям моды. Мечта о моде в современной Скандинавии / М.Р. Мельхиор // Теория моды. - Осень 2012. -Вып.25. - С.221-251
142. Мерцалова, М. Н. Народный костюм и мода / М.Н. Мерцалова // Эстетика в народном хозяйстве. - 1977. - Вып. 8. - С. 45-49
143. Мерцалова, М.Н. История костюма / Н. М. Мерцалова. М.: Искусство, 2000-2001. - 345 с.
144. Мерцалова, М.Н. Из истории моды / М.Н. Мерцалова// Декоративное Искусство СССР. — 1963. — № 1. - С. 32-36
145. Мерцалова, М.Н. Как возникает мода / М.Н. Мерцалова // Декоративное Искусство СССР. -1960. — № 3. - С. 6-7
146. Михалёва, К.Ю. Мода как социальный институт: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Михалёва Катерина Юрьевна. - М.: 2012. - 53 с.
147. Михалёва, К.Ю. Символическое влияние молодёжной контркультуры на Высокую моду [Электронный ресурс] / К.Ю. Михалёва. - Режим доступа: mikhaleva. ucoz.ru/molodezhnaj a_moda.doc.
148. Многоликая глобализация: сб. науч. тр. / ред. П. Бергер и С. Хантингтон; пер. с англ. В.В. Сапова; ред. М.М. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.
149. Мода 2005 - осень: русский стиль [Электронный ресурс] / Е. Джетпыспаева. - Режим доступа: http: //fashion.wworld.com.ua/index.php?name=art_read&mid=b 12-&idnews=757 (дата общения 05.11.13г.)
150. Мода и стиль. Современная энциклопедия. Под ред. Аксенова М., Дукельская Е., Евсеева Т. / М. Аксенов. - М.:Аванта, 2002. - 482 с.
151. Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии: материалы 7-й Международной научной конференции / ред. Н.М. Калашниковой. - СПб.: СПГУТД, 2004. - 320 с.
152. Морган, Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Л.Г. Морган. - Л.: Издательство Института народов Севера и ЦИК СССР, 1933.
- 373 с.
153. Мухина, В. С. Качественные методы исследования этнического самосознания / В.С. Мухин, Т.Ц. Дугарова // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: сб. науч. статей междунар. науч.-практ. конф. 23-25 мая 2008 г.: в 2 т. / под ред. Р. Д. Санжаевой. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. - 2008. - Т. 1. - С. 64-68
154. Нанн, Д. История костюма 1200 - 2000 / Д. Нанн. - М.: Терция, 2003.
- 366 с.
155. Наседкина, Ю.В. Показы коллекций Высокой моды как синкретическое искусство / Ю.В. Наседкина // Мода в контексте культуры сб. статей научно практической конференции. - СПб., 2006. - С. 64-67.
156. Неклюдова, Т.П. История костюма / Т.П. Неклюдова; ред. Т. Сасс. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - 336 с.
157. Никитаев, В. Мультикультурализм и машины этничности [Электронный ресурс] // Русский журнал. - 2011. - Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Mul-tikul-turalizm-i-mashiny-etnichnosti (дата обращения 28.11.13 г.)
158. Некрасова, М.А. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций / М.А. Некрасова. -М.: НИИ Теории и истории изобразит, искусства, 1991. - 378 с.
159. Нугманов. Р.Г. Проблемы теории и истории костюма / Р.Г. Нугманов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997. - 245 с.
160. Орлова, Л.В. Азбука моды / Л.В. Орлова. - М., 1988. — 176 с.
161. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. - М., 2000. -418 с.
162. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М., 1971. - 351 с.
163. Петров, В.М. Количественные методы в искусствознании / В.М. Петров. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. - 432 с.
164. Петров, Л.В. Мода как общественное явление / Л.В. Петров. - Л., 1973. - 103 с.
165. После мультикультурализма: Европа и ее иммигранты. Лекция Владимира Малахова 27 января 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2012/01/27/malakhov/ (дата обращения 15.11.13г.)
166. Поль Пуаре. LiveJournal: пишет AlexandreVassiliev [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://a-vassiliev.livejournal.com/5595.html (дата обращения 02.11.13г.)
167. Попова, И.В. Лексико-семантические и стилистические особенности языка индустрии моды: на материале журналов о моде: дисс. ... канд.филол.наук: 10.02.19 / Попова Ирина Владимировна. - М., 2007. - 156 с.
168. Проблемы философии культуры: опыт историко-материалистического анализа / под ред. В.Ж. Келле. - М.: Мысль, 1984. -325 с.
169. Радтке, Ф.-А. Разновидности мультикультурализма и его неконтролируемые последствия / Ф. -А. Радтке // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. - М.: Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии, 2002. - С. 103-115.
170. Раева, Д. М. Социокультурный анализ моды 20-х-30-х годов XX века: автореф. дис. ... канд. наук: 24.00.01 / Раева Дарья Михайловна. - Нижний Новгород, 2007. - 39 с.
171. Рамси, Н. Психология внешности / Н. Рамси, Д. Харкорт. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
172. Рифат Озбек: этника в каждой коллекции. Модный стиль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pricheska.nnov.ru/rifat-ozbek-е1шка-у-ка7Ьёо]-коПексп (дата обращения 29.10.13г.)
173. Розин, В. М. Понятие «цикл» и типы циклов в культуре / В.М. Розин // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. - М.: Наука, 2004. - С. 74
174. Романов, Ю.И. Образ, знак в искусстве: философско методологический анализ / Ю.И. Романов. - СПб.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1993. - 129 с.
175. Руан, К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700-1917 / К. Руан. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 416 с.
176. Русская народная одежда: ист.-этногр. очерки / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. В.А. Липинская. — М.: Индрик, 2011. — 776 с.
177. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Под ред. Соснина Н., Шангина И. / Н. Соснина. - СПб: Искусство, 2001. -400 с.
178. Савицкая, Т.Е. Новая локальность [Электронный ресурс] / Т.Е. Савицкая. - 2007. - Режим доступа: http: //www.intelros.ru/subj ect/bud_set_ob/158-
tatj ana_savickaj a_novaj a_lokalno st.html
179. Свендсен, Л. Философия моды / Л. Свендсен // Пер. с норв. А. Шипунова. - М.: Прогресс- Традиция, 2007. - 256 с.
180. Сергей Дягилев. Пермь-Петербург-Париж. Альбом - каталог / Отв. ред. С.В. Голынец. - Ек.: Изд-во Уральского ун-та, Академкнига, 1999. -210 с.
181. Сидоренко, В. И История стиля в искусстве и костюме / В.И. Сидоренко. - М.: Феникс, 2004. - 480 с.
182. Сикевич, З. В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие / З.В. Сикевич. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. -203 с.
183. Сиюхова, А.М. Этнический миф как средство сохранения этнокультурной идентичности (на примере культуры адыгов) / А. М. Сиюхова // Философия и культура. - 2016. - № 8 (104). - С. 1202-1209
184. Смурова, Л.В. Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы: автореф. дис. ... канд. технических наук: 17.00.06 / Смурова Любовь Васильевна. - М., 2001. - 24 с.
185. Совдагарова, З.Л. Мода как эстетический феномен: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 24.00.03 / З.Л. Совдагарова. - М., 1996. - 18 с.
186. Сорвин, К. В.Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении: учебник для старшеклассников и студентов младших
курсов / К.В. Сорвин, А.А. Сусоколов. - М.: Русская панорама, 2011. - 256 с.
187. Соколова - Сербская, Л.А. Костюм: история и современность / Л.А. Соколова - Сербская. - М.: Академия, 2009. - 122 с.
188. Степучев, Р.А. Практикум по художественному проектированию костюма (семиотический аспект, дизайнерский аспект) / Р.А. Степучев. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина: Международная программа образования, 2001. — 374 с.
189. Степучев, Р. А. Костюмографика: учебник для вузов / Р. А. Степучев. - М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2003. - 706 с.
190. Стил, В.: «Меня отговаривали заниматься модой как бесперспективной темой» [Электронный ресурс]. - Портал LOOKATME. -2011. - Режим доступа: lookatme.ru/mag/fashion/interview_moda/145115-valerie-steele.
191. Стриженова, Т. Из истории советского костюма / Т. Стриженова. - М.: Сов. художник, 1972. - 110 с.: ил.
192. Супрун, А. И., Филановский Г. Ю. Почему мы так одеты? / А.И. Супрун, Г.Ю. Филановский. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 190 с.
193. Сухарев, А. В. Опыт преодоления методологического кризиса: принцип исторической актуальности и этнофункциональная парадигма в психологии / А.В. Сухарев // Мир психологии. - 2009. - № 3. - С. 123-132
194. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. - М., 2011. - 378 с.
195. Терешкович, Т.А. Словарь моды: термины, история, аксессуары / Т.А. Терешкович. - Минск: Хэлтон, 2000. - 464 с.
196. Терин, В.П. Массовая коммуникация: Исследование опыта Запада / В.П. Терин. - М., 2000. - 145 с.
197. Тёниссен, Й. Мечты о моде в Бельгии и Нидерландах: от глобализационных тенденций к региональному ремеслу / Й. Тёниссен // Теория моды. Одежда. Тело. Культура - Осень 2012. - № 25. - С.253-276.
198. Тейлор, Ч. Демократическое исключение (и «лекарство» от него?) [Электронный ресурс]. - Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М. - 2002. - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geoculture/langsnpeoples/Vavilon/exclusion.
199. Тишков, В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. - М.: Наука, 2003. - 545 с.
200. Тренд: предмет прогноза или стихийное явление? Мысли Круглого стола с участием Т. Кулахметовой, Л. Горалик, Л Алябьевой, О. Вайнштейна // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - 2007. - № 4. - С. 284-286.
201. Тульчинский, Г. Л. Постчеловеческаяперсонология. Новые перспективы свободы и рациональности / Г.Л. Тульчинский. -СПб.:Алетейя, 2002. - 667 с.
202. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин. - М.: Логос, 2002. - 171 с.
203. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм: пер. Г.Ф. Швейника. - М.: Аст, 2011. - 288 с.
204. Фукай, А. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото / А. Фукай; пер. с японск. Л.А. Борис. - М.: Арт-родник, 2003. - 735 с.
205. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Ю. Хабермас. - СПб.:2001. - 417 с.
206. Хебдидж, Д. Субкультура: значение стиля / Д. Хебдидж // Теория моды. - 2008-2009. - Зима. - № 10. - С.129-175
207. Хейзинга, Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга; пер. с нидерл.; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
208. Хокон, С.Э. Этнокостюм в современной культуре адыгов: социокультурные аспекты: дисс ... кандидата: 24.00.01 / Хокон Саида Энверовна. - Саратов, 2014. - 180 с.
209. Чащихина, Н. В. История развития стиля и моды в костюме / Н. В. Чащихина. - Димитровград, 2002. - 120 с.
210. Этническая одежда: индийская одежда [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.netbazar.ru (дата обращения 04.03.13)
211. Этнические мотивы в современной моде: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.furfurmag.ru/talks/all/249-etnicheskie-motivy-v-sovremennoy-mode (дата обращения 01.04.13)
212. Юдашкин, В. Иллюстрированный альбом / В. Юдашкин. - М.: 2003. — 288с.
213. Barth, F. Ethnic groups and boundaries: The social organization of culture difference / F. Barth. - Boston: Little, Brown, & Co. 1969. - 153 p.
214. Blumer, H. Society as Symbolic Interaction / H. Blumer. - Berkeley: University of California Press, 1969. - 275 p.
215. Breward, C. Cultures, Identities, Histories: Fashioning a Cultural Approach to Dress / C. Breward, N. White, I. Griffiths // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. - N. Y., 2000. - 22 p.
216. Christian Dior: The Man Who Made the World Look New. - London: Arcade Books, 1996. - 320 p.
217. Eicher, J. B. Dress and Ethnicity / J. B. Eicher. - Oxford/Washington, DC: Berg Publishers, 1995/1998. - 332 p.
218. Eicher, J. B. Lutz. The Visible Self: Global Perspectives on Dress, Culture and Society / J. B. Eicher, S. L. Evenson, H, A. Lutz. - 2nd ed. New York: Fairchild Publishers, 2000. - 496 p.
219. Eving, E. A History of 20th Century Fashion / E. Eving, A. Mackrell. -S.I.: Chrysalis Books, 2001. - 335 p.
220. Fashion Cultures: Theories, Explorations, and Analysis / Editors S.S. Bruzzi, P.Ch. Gibson. - S.I.: Routledge, 2001. - 416 p.
221. Geoffroy-Schneiter, B. Ethnic Style: History and Fashion / B. Geoffroy-Schneiter. - London: Assouline, 2001. - 139 p.
222. Kroeber, A. On the Principle of Order in Civili-zation as Exemplified by Chenges in Fashion / A.Kroeber // American Antropologist, - New Seres - 1919. - 21 (3). - P. 235-263
223. Lasn, K. Culture Jam / K. Lasn. - Eagle Brook, 1999. - 264 p.
224. Lurie, A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages / A. Lurie. - Feltham: Hamlyn Paperbacks, 1983. -272 p.
225. Lynch, A. Dress, Gender and Cultural Change: Asian American and African American Rites of Passage / A. Lynch. - Oxford/New York: Berg Publishers, 1999. - 224 p.
226. May, V. A. Survey 2000. Charting Communities and change / V. A. May // National Geographic. - 1999. - Vol. 196. (№ 6). - P. 132.
227. Muggleton, D. Inside Subculture: The Postmodern Meaning of Style (Dress, Body, Culture Series) / D. Muggleton. - N.Y.: New York University Press, 2000. - 224 p.
228. Newman, C. Fashion / C. Newman. - S.I.: National Geographic, 2001. -240 p.
229. Palmer, A. Old clothes, New looks: Second hand Fashion / A. Palmer, H. Clark. - Berg Publishers, 2005. - P. 157.
230. Parker, M. The Folkwear Book of Ethnic Clothing: Easy Ways to Sew & Embellish Fabulous Garments from Around the World / M. Parker. - New York: Lark Books, 2002. - 160 p.
231. Pierre, C. Looking Good. The Liberation of Fashion / C. Pierre. - N.Y., 1976. - 295 p.
232. Phinney, J. Ethnic identity and acculturation / J. Phinney. - Washington, DC: American Psychological Association. 2003. - P. 63-81
233. Rubinstein, R. P. Dress Codes. Meanings and Messages in American Culture / R. P. Rubinstein. - Boulder: Westview Pres, 1995. - 314 p.
234. Steele, V. Fifty Years of Fashion: New Look to Now / V. Steele. - Yale: Yale Univ. Pr., 2000. - 168 p.
235. Troy, N.J. Couture Culture: A Study in Modern Art and Fashion / N.J. Troy. - S.I.: MIT Press, 2002. - 408 p.
236. Veillon, D. Fashion under the Occupation. / D. Veillon, Tr.M. Kochan. -S.I.: Berg Pub Ltd, 2002. - 224 p.
237. Vertes, M. Art and Fashion / M. Vertes. - N.Y., 1944. - 112 p.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Брошь-скарабей от Картье (1920-е гг.)
Кольцо в египетском стиле от Картье На центральном рубине выгравирован профиль фараона
Работы Варвары Степановой и Александра Родченко. Конструктивизм.
СССР (1920-е гг.)
Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте (август 1926 г.)
Jean Patou (1930-е гг.)
Кристиан Диор в Москве (1959 г.)
Космическая коллекция Pierre Cardin (1967 г.)
Коллекция Ив Сен-Лорана «African Look» (1967 г.)
Черты стиля хиппи в одежде
Kenzo Takada в первом магазине Kenzo в галереи «Vivienne», Париж (1970 г.)
Джон Гальяно. Японские мотивы. (1988 г.)
Стиль Гранж
Стиль в одежде «Богемный шик»
Коллекция К. Диора (1998 г.)
Стиль 1990-х гг. в России
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Жар-птица» (1910 г.)
Рисунок 18.
А.Н. Бенуа. «Петрушка» (1911 г.)
Рисунок 19.
Дениза Пуаре.
Рисунок Жоржа Лепапа «Воспоминания о тысяча второй ночи» (1911 г.)
Поль Пуаре. Маскарадные костюмы (1913-1914 гг.)
Дизайн Поля Пуаре. Иллюстрация из книги А.А. Васильева
Фотосессия в журнале Vogue. Ив Сен-Лоран «Русская коллекция» (1976 г.)
Эскизы Ив Сен-Лорана к «Русской коллекции»
Пиджак Неру
Дизайнер Кансай Ямамото
Эксцентричные и комичные модели Кансая Ямамото
Дизайнер Вивьен Вествуд
Модель на показе Вивьен Вествуд
Платье по мотивам народного костюма (1919-1925 гг.) Лиля Брик и Эльза Триоле
(сестра Лили)
Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера. Модель актриса Александра Хохлова. (1923 г.)
В. Зайцев. Серия сарафанов по мотивам русской народной одежды
Орнамент павловопосадской шали
Орнамент жостовской росписи
Альбом «Женский костюм». Лондон (1865 г.)
Африканский национальный костюм
Африканские маски
Африканские женщины окрашивали волосы и кожу в один цвет
Племя Турканов
Индийский национальный костюм
Китайский национальный костюм
Японский национальный костюм
Русский народный костюм. Художник В. Гордеева (1966 г.)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.