Тенденции развития современной китайской семьи: философско-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ерёмкина, Татьяна Анатольевна

  • Ерёмкина, Татьяна Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 169
Ерёмкина, Татьяна Анатольевна. Тенденции развития современной китайской семьи: философско-антропологический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Чита. 2007. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ерёмкина, Татьяна Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Философско-методологические основы исследования в отечественной и западной науке.

1.2.Методология познания проблем семьи в китайской гуманитарной науке.

1.3. Эволюция китайской семьи в культурно-историческом контексте.

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ КИТАЙСКОЙ СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ КНР.

2.1. Семья как объект государственной социокультурной политики КНР.

2.2. Типологические характеристики организации семьи в КНР.

2.3. Особенности и тенденции функционирования современной китайской семьи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тенденции развития современной китайской семьи: философско-антропологический анализ»

Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы семьи в большей степени изучаются демографами, психологами, социологами. В философском контексте с учетом антропологических принципов семья рассматривается редко. Философско-антропологический подход к данной проблематике обусловлен самим предметом исследования, при котором семья характеризуется как «матрица человеческой личности», «культурный элемент социальной структуры», наиболее сложная «культурная форма социальной общности» и т. д. Философско-антропологический контекст определяет семью не только как социальный институт, но и как форму самоопределения и самоутверждения человека в окружающем его бытии.

В условиях транзита и перехода к глобальному информационному обществу китайская семья подвергается существенным трансформациям, предполагая иной тип отношений, поколенческих ценностей, форм брачного поведения.

Подобные трансформации актуализируют проблему осмысления китайской семьи как важнейшего института трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей.

Являясь одним из основополагающих социальных институтов, китайская семья в своей эволюции неизбежно отражает существенные тенденции развития всего общества. Трансформация китайского социума серьезно детерминирует функционирование семьи, что выражается в увеличении числа нуклеарных, неполных семей, росте семей нежелающих иметь детей и других негативных проявлениях.

Ускорение социально-экономического развития китайского общества требует иной постановки вопроса по поиску эффективных механизмов гармонизации семейных отношений, их развития в сложных социальных условиях, что актуализирует проблему исследования.

Актуальность исследования заключается и в необходимости тематиза-ции таких проблем как анализ эволюции института брака и семьи в Китае в философско-культурологическом контексте; исследование демографических тенденций в китайском обществе на рубеже XX -XXI вв. и перспектив развития семьи; изучение нравственно-этических брачных установок молодежных групп, отношения молодежи к семейным ценностям, что является условием прогнозирования типов брачного поведения.

Анализ трансформаций в современной китайской семье является необходимым и для прогнозирования основных тенденций развития китайской цивилизации в целом.

Степень научной разработанности проблемы Семья как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества являлась предметом исследования на протяжении многих веков.

Начиная с античности, проблемами происхождения и развития семьи занимались мыслители Аристотель, Платон, Гегель1.

Исторический путь формирования семьи как структуры воспроизводства человека представлен в работах известных антропологов и социологов XIX в. JL Моргана, Ф. Энгельса, Ф. Ле-Пле, Дж.Ф. Мак-Леннана2 и др.

Важный вклад в анализ семьи как социального института внесло использование учёными структурно-функционального подхода, направленного на поиск общего в разных типах семей в процессе исторического развития. Из зарубежных исследователей XX века стоит отметить основателя структурного функционализма Т. Парсонса , У.Дж. Гуда, неоднократно обращав

1 Аристотель. Политика [Текст] // Сочинения. / Аристотель - М: 1983. - T.4; Платон. Законы III, 680-681 [Текст] / Платон // Сочинения: В 2-х т. - М., 1972. - 4.2, T.3.; Гегель, Г. Сочинения [Текст] / Г. Гегель. - М., 1934.-Т. VI.

2 Морган, Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев [Текст] / Л.Г. Морган. - Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934; Маркс, К. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст] / К. Маркс, Ф.Энгельс // Сочинения. М.: политическая литература, 1973. - Т.21 изд.2.; Ле-Пле, Ф. Основная конституция человеческого рода [Текст] / Ф. Ле-Пле. - М., 1897.

3 Парсонс, ГЛ. Человек в современном мире [Текст] / Г.Л. Парсонс // пер. с англ. под ред. В.А. Кувакина. -М.: Прогресс. 1985; Система современного общества [Текст] / Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1997. шихся к теме семьи; австралийского демографа Дж. Колдуэлли1, которые рассматривали теории демографического перехода, влияния модернизации на такие институты как семья и общество.

Традиция исследований семьи в России восходит к работам социологов М.М. Ковалевского, Ю.И. Семенова , которые рассматривали семью в исто-рико-социологическом аспекте. Взгляды на семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества, изложил известный социолог П.А. Сорокин3.

Существенный вклад в разработку социально-философских и методологических оснований по данной проблематике внесли А.Г Харчев, И.С. Андреева, И.С. Кон, Н.Д. Шимин4 и др.

В современных научных публикациях рассматриваются демографические, социально-экономические проблемы семьи, репродуктивная деятельность, влияние образа жизни семьи на демографические установки супругов (А.И. Антонов, А.Г. Волков, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, JI.E. Дарский, А .Я. Кваша, М.С. Мацковский5 и др.). Структурный анализ семьи, прогностические тенденции её развития отражены в работах М.Ю. Арутюняна, И.А. Герасимовой, Э.К. Васильевой, И.В. Бестужев-Лады6.

Социология в России [Текст] / Под ред. В.А. Ядова / М.: Института социологии РАН., 1998.

2 Ковалевский, М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности [Текст] / М.М. Ковалевский. -СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1902;Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи [Текст] / Ю.И. Семенов - М.: Мысль, 1974.

3 Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин. - Политиздат, 1992.

4 Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы: (социально-демографическое исследование) [Текст] / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.: Статистика, 1978; Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР [Текст] / А.Г. Харчев. -М.: Мысль, 1979; Андреева, И.С. Социально философские проблемы пола, брака и семьи [Текст] / И.С. Андреева // Вопросы философии. - 1980. -№1. - С.138-143; Андреева, И.С. Голоса философов [Текст] // Семья: Книга для чтения / И.С. Андреева, А.В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1990; Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984; Шимин, Н.Д. Семья как общественное явление [Текст] / Н.Д. Шимин. - Воронеж: издательство воронежского университета, 1989.

5 Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / Антонов, А.И., Медков В.М. - М.: МГУ, Международный университет бизнеса и управления (Братья Карич),1996; Волков, А.Г. Семья как объект демографии [Текст] / А.Г. Волков. - М.: Мысль, 1986; Вишневский, А.Г. Современная семья: идеология и политика [Текст] / А.Г. Вишневский // Свободная мысль, 1993 -№11. - С.110-120; Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты [Текст] / С.И. Голод. - Л.: Наука, 1984; Дарский, Л.Е. Рождаемость и репродуктивная функции семьи [Текст] // Демографическое развитие семьи / Л.Е. Дарский. - М. 1979; Кваша, А.Я. Демографическая политика в СССР [Текст] / А.Я. Кваша. - М.: 1981.

6 Арутюнян, М.Ю. О распределении обязанностей в семье и отношения между супругами [Текст] / М.Ю. Арутюнян. Семья и социальная структура / Отв. Ред. М.С. Мацковский. - М.: ИСИ АН СССР, 1987; Герасимова, И.А. Структура семьи [Текст] / И.А. Герасимова. - М.: Статистика, 1976; Васильева, Э.К. Семья и ее функции. (Статистико-демографический анализ) [Текст] / Э.К. Васильева. - М.: Статистика, 1975; Василье

Семья как социокультурный феномен и основной социализирующий фактор общества в той или иной степени представлена в философских трудах В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, А.С. Ахиезера, Н.И. Лапина1 и многих др.

Новые семейные структуры, возникшие в условиях трансформации обществ, перераспределяют акценты в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, что требует иных подходов к исследованию семьи. Одним из них является субъектно-центрический подход, предлагаемый ч

J1.B. Карцевой . Есть работы, посвященные социально-политическому аспекту взаимодействия и взаимовлияния семьи и региона её проживания (Ф.А. Ильдарханова3).

Значительный вклад в осмысление проблем семьи вносят исследования семейной политики (А.А. Пахомов, В.Т. Пуляев, М.В. Рабжаева, С.В. Дармо-дехин4 и др.).

В российской синологии заметный вклад в исследование проблем се-мейно-брачных отношений внесли JI.C. Васильев, М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов, Л.С. Переломов, Н.Н. Чебоксаров, О.В. Почагина5. ва, Э.К. Образ жизни городской семьи [Текст] / Э.К. Васильева. - М.: Финансы и статистика. - 1981; Бестужев-Лада, И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования [Текст] / И.В. Бестужев-Лада // Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. - М.: мысль, 1986.

1 Розанов, В.В. Семейный вопрос в России [Текст] / В.В. Розанов. - СПб, 1903. - T.1; Бердяев, Н.А. Метафизика пола и любви [Текст] / Н.А. Бердяев // Русский эрос. - М.: 1991; Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта [Текст] / А.С. Ахиезер. - Новосибирск. - 1997. - Т. 1.; Лапин, Н.И. Пути России: социокультурные трансформации [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: 2000.

2 Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества [Текст] / Л.В. Карцева // Социс. -2003. -№4. - С. 92-100.

3 Карцева, Л.В. Российская семья на рубеже двух веков [Текст] / Л.В. Карцева. - Казань: Школа,2001; Ильдарханова, Ф.А. Формирование и развитие государственной семейной политики в трансформирующемся обществе [Электронный ресурс] / Ф.А. Ильдарханова // Региональный аспект. - дисс. д-ра. социол. наук. -Казань. 2004.

4 Пахомов, А.А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики (на примере Республики Саха (Якутия)) [Текст] / А.А Пахомов. // Социс. - 2005. - №12. - С. 101-108; Пуляев, В.Т. Размышление о семье Российской [Текст] / В.Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - №6. - С. 134-141; Рабжаева, М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века [Текст] / М.В. Рабжаева // Социс. - 2004. - № 6. - С.89-95; Дармодехин, С.В. Семья и государство [Текст] / С.В. Дармоде-хин / Мониторинг социально-экономического потенциала семей. - 2000. - №3.; Дармодехин, С.В. Проблемы семьи и семейной политики [Текст] / С.В. Дармодехин, В.В. Елизаров // Социально-политический журнал. -№9-10;

5 Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст] / Л.С. Васильев. - М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001; Крюков, М.В. Система родства китайцев (Эволюция и закономерности) [Текст] / М.В. Крюков. - M.: Наука ,1972; Крюков, М.В. Формы социальной организации древних китайцев [Текст] / М.Ф. Крюков. - M.: Наука, 1967; Крюков, М.В. Китайский этнос в средние века [Текст] / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Сафронов. - М.: Наука, 1984; Крюков, М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневекового и нового времени [Текст] / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Сафронов. - М.: Нау

Определение проблем семьи в качестве специального предмета фило-софско-культурологических и антропологических исследований находит отражение в работах китайских философов Лю Баоцзюя, Вэй Цзюньху, Бао Го-сяна1, известных антропологов и культурологов XX в. Сунь Бэньвеня, Пань Гуанданя, Фэй Сяотуна . В числе китайских учёных, разрабатывающих проблематику современной семьи, можно назвать Чжан Мэйцзе, Ло Мэйцзюня, Ли Дуншаня, Лю Баоцзюя, Ян Шаньхуа, Тань Шэня3.

Типология и структура китайской семьи находится в поле научного интереса специалистов в области демографии, этнографии, социологии, антропологии (Ван Юэшэн, Гу Цзяньтань4. Анализ сельских семей, их традиций ка, 1987; Крюков, М.В. Древние китайцы. Проблема этногенеза [Текст] / М.В. Крюков, Л.С. Переломов, М.В. Софронов, H.H Чебоксаров. - М.: Наука, 1978; Почагина, О.В. Современная семья в Китае в Китае [Текст] / О.В. Почагина // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. Под ред. Титаренко М.Л, Беле-любского Ф.Б., Черникова М.С. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999; Переломов, Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая [Текст] / Л.С. Переломов. - М.: Наука, 1981; Малявин, В.В. Китайская цивилизация [Текст] / В.В. Малявин. - М.: Астрель, ООО ACT, 2000.

1 Лю, Баоцзюй. Шэхуэй бяньцянь чжун дэ цзятин: даньдай чжунго чэньши цзятин яньцзю (Семья в изменяющемся обществе: исследование современной городской семьи) [Текст на кит.яз.] / Баоцзюй Лю. - Чэнду: ба шу шушэ, 2006; Вэй, Цзюньху. Синай дэ лиши фачжань юй хуньинь цзичу дэ лиши фачжань цюйши (Тенденция исторического развития брачно-семейных отношений) [Текст на кит.яз.] / Цзюньху Вэй / чжэ-сюэшэхуэй кэсюэбань, 1995; Бао, Госян. Цзятин дэ лиши бяочэнь юй соючжи дэ бяньгэ (Изменения истории института семьи и других институтов) [Текст на кит.яз.] / Госян Бао. - Нэймэнгу миньцзуши сюэбао: чжэ-шэбань, 1996.

2Сунь, Бэньвэнь. Шэхуэйсюэ юаньли (Основы социологии) [Текст на кит.яз.] / Сун Бэньвэнь. - Бэйцзин: ша-ну инь шу чуань, 1935; Пань, Гуаидаиь. Чжунго чжи цзятин вэньти (Проблемы китайской семьи) [Текст на кит.яз.] / Гуандань Пань / Минго шичи шэхуэй цзяоча цунбянь «хуньиньцзятинцзюань», 1993; Фэй, Сяотун. Цянсу цзинцзи - Чжунго нунминь дэ шэнхо (Экономическое положение деревень в провиции Цзянсу-сельская жизнь Китая) [Текст на кит.яз.] / Сяотун Фэй. - Бэйцзин: шаньу иншугуань. - 2001.

3 Чжан, Мэйцзэ. Чжунго дэ хуньинь цзятин вэнти яньцзю: игэ шицзи дэ хуэйгу (Исследование китайских брачно-семейных отношений) [Текст на кит.яз.] / Мэйцзэ Чжан - Бэйцзин: шэхуэйкэсюэяньцзю, 2001; Ло, Мэйцзюнь. Шицзю шицзи мо ицзи цзиньжи Чжунго сянцун дэ хуньинь юй цзятин цзньцзи (Экономика китайских брачно-семейных отношений начиная с конца 19 века до наших дней) [Текст на кит.яз.] / гл. ред. Чжан Гоган. - Бэйцзин: цзятинши яньцзю дэ синь шие, 2004; Шицзи чжицзяо дэ чэнсянцзятин (Городская и сельская семья на рубеже веков) [Текст на кит.яз.] / Под ред. Шэнь Чунлинь, Ян Шаньхуа, Ли Дуншань. -Бэйцзин: Чжунго шэхуэй чубаньшэ, 1999; Лю, Баоцзюй. Сяньдай Чжунго чэнши цзятин цзегоу бяньцянь яньцзю ( Исследования изменений структуры современной китайской городской семье) [Текст на кит.яз.] / Баоцзюй Лю. - Чэнду: шэхуэйсюэяньцзю чубаньшэ, 2006; Тан, Цань. Чжунго чэнсян шэхуэй цзятин цзегоу юй гуннэн дэ бяньцянь (Изменения функций и структуры семьи в городах и селах Китая) [Текст на кит.яз.] / Цань Тань. - Чжэ цзян сюэкань, 2005.

4 Fei, Xiaotong. Changes in Chinese Family Structure (Изменения в структуре китайской семьи) [Текст на англ. яз.] / Xiaotong Fei. - Chine Reconstructs. - № 7, 1982; Ван, Юешэн. Дандай Чжунго цзятин дэ цзегоу бяньдун фэньси (Анализ изменений структуры современной китайской семьи) [Текст на кит.яз.] / Юешэн Ван. -Чжунго шэхуэйкэсюэ, 2006; Гу, Цзяньтань. Брак и семья в Китае. Проблемы народонаселения в КНР [Текст] / Цзяньтань Гу. - М., 1989.

1 2 осуществлён в трудах Линь Яохуа , Шэнь Чунлиня, Минь Чжу) . Роль семьи в процессе социализации индивида освещены в работах Ван Цзиньлиня3.

Несмотря на научную и практическую значимость исследований, касающихся проблем семьи в Китае, в отечественной науке китайская семья не рассматривалась в философско-антропологическом контексте.

Актуальность темы, практическая значимость и неразработанность данного аспекта определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является современная китайская семья.

Предмет исследования - тенденции развития китайской семьи как носителя социокультурных функций.

Цель исследования - философско-антропологический анализ трансформационных процессов, происходящих в китайской семье на современном этапе её развития.

Данная цель обусловила следующие комплексные задачи:

- выявить философско-методологические основы исследования семьи в отечественной и зарубежной науке;

- дать анализ методологии познания проблем семьи в китайской гуманитарной науке;

- исследовать эволюцию китайской семьи в культурно-историческом контексте;

- охарактеризовать типологию и особенности функционирования современной китайской семьи;

Ли, Яохуа. Чжунгоцзяцу чжиту дэ шэхуэй сюэяньцзю (Социология исследования системы китайского рода) [Текст на кит.яз.] / Яохуа Ли. - Бэйцзин: саньленьшудянь. 2000; Шэнь, Чунлинь Шицзи чжи цзяо дэ чэнсян цзятин (Городская и сельская семья на рубеже веков) [Текст на кит.яз.] / Чунлинь Шэнь, Шаньхуа Ян, Дун-шань Ли. - Чжунго шэхуэй чубаньшэ, 1999.

2 Цзиньдай чжунго чэншифачжань юй шэхуэй бяньи (1840-1949) (Развитие городов и трансформация общества в Китае в 1840-1949гг) [Текст на кит.яз.] / Под ред. Минь Чжу. - Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2004.

3 Ван, Цзиньлин Нюсиньшэхуэйсюэ дэ бэньту яньдиу юй диньянь («Теория и практика социологии женщин родного края») / Цзиньлин Ван. - Шанхай: Шанхайжэньмин чубаньшэ, 2002.

- исследовать влияние проводимой в КНР политики планирования семьи на её трансформацию, определить тенденции развития современной китайской семьи.

Гипотеза исследования Тенденции развития современной китайской семьи детерминированы общемировыми процессами, определяя её структуру, функции, жизнедеятельность. Ценностный аспект трансформации китайской семьи связан с отходом от традиционных норм и принципов взаимоотношений внутри семьи, изменением ролевых функций. Вместе с тем, традиционализм как характеристика китайского социума продолжает оказывать влияние на формирование определённых параметров семьи.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных философов, философских антропологов, социологов, культурологов.

В настоящем исследовании применена синтетическая методология, включающая социально-философский, герменевтический, структурно-функциональный, социокультурный, цивилизационный, антропосоциенталь-ный, философско-антропологический и регионологический подходы. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала применены принципы структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.

В диссертационном исследовании использованы теоретические разработки и концепции представителей отечественного и зарубежного востоковедения, китайских философов по проблемам семьи.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе системно и комплексно реализован философско-антропологический подход к углубленному исследованию современной китайской семьи. В итоге разработки темы получены следующие результаты:

- выявлены общие философско-методологические основы исследования семьи в западной и отечественной науке. Определены инновационные подходы к анализу данной проблематики;

- проанализирована методология познания проблем китайской семьи, выявлены специфические методы, используемые китайскими учеными;

- исследована эволюция китайской семьи в историко-культурном контексте;

- охарактеризована типология и особенности функционирования современной китайской семьи;

- исследовано влияние проводимой в КНР политики планирования семьи на её трансформацию. Определены основные тенденции развития современной китайской семьи;

- введены в научный оборот переведённые автором аутентичные китайские источники по данной проблематике.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в подготовке спецкурсов и вузовских курсов по социальной философии, культурологии, этнологии, политологии, психологии, социологии, включающих тематику брака и семьи; в дальнейших исследованиях по проблемам семьи и семейных отношений в социальной философии и в таких науках, как демография и педагогика; при разработке социальных программ, направленных на решение практических проблем современного института брака и семьи КНР. Результаты диссертационной работы являются важной информационной базой для дальнейшего философско-культурологического исследования проблем китайской семьи.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В современном китайском обществе усилилось противоречие между процессом автономизации семьи в выполнении ее функций и внешними социально-экономическими условиями её региональной локализации. Комплексное исследование трансформаций и возникающих в связи с этим проблем современной китайской семьи в контексте транзитивности предполагает выработку новых методологических подходов. Среди них выделяются инновационные: субъектно-центрический, социоцентрический, семьецентриче-ский, регионологический. Регионологический подход позволяет обосновать представления о тех региональных цивилизационно-культурных, взятых в динамике факторов, которые являются стержневыми основами разных парадигм развития семьи. Это дает возможность выявить специфику модели и функционирования семьи в зависимости от региона проживания.

2. Для понимания сущности современной китайской семьи и трансформационных процессов, происходящих в ней под влиянием социально-экономических преобразований, китайские теоретики используют подходы к её анализу, отражающие общую методологическую базу исследования китайской культуры. Новизна разработок учёных заключается в применении синтетической методологии, состоящей из элементов западных и собственно китайских методик.

3. Традиционный характер взаимодействия китайского государства, общества, семьи сформировал современную семейную политику («одна семья - один ребенок»), осуществление которой происходит в различных формах: принудительной, разъяснительной, стимулирующей. Направления семейной политики связаны с поддержкой однодетной семьи, решением проблем старения населения, выравниванием полового дисбаланса рождений.

4. Трансформация китайской семьи связана с формальными, структурными и функциональными изменениями, которым подвержены основы экономического функционирования семьи, типы семьи, внутренние связи между ее членами, ценностные ориентации и жизненные приоритеты.

5. Китайская семья обнаруживает в своём развитии общечеловеческие закономерности. Вместе с тем, к собственно национальным тенденциям относится сохранение традиционных социокультурных норм китайской нации, проявляющихся в функционировании современной семьи.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой востоковедения Читинского государственного университета.

Автор выступал с докладами на методологических, научно-практических семинарах преподавателей и студентов ЧитГУ. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций, в выступлениях на международных, межрегиональных, всероссийских и вузовских научных конференциях. Всего по теме диссертации опубликовано 12 работ.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ерёмкина, Татьяна Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня вопросы семьи волнуют не только социологов, демографов и психологов, но и философов. Семья была и остается одним из основных социальных институтов в структуре любого общества. С одной стороны, семья - является результатом цивилизации, с другой, ее творцом, источником социального и экономического развития, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, основным и единственным «производителем» главного богатства общества - человека. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека. С развитием семьи и изменением ее функций меняется и ценностное отношение к ней. Семья в обществах всех типов является институтом социализации, однако ее роль в процессе становления личности и вклад в усвоение культурных ценностей и норм в разных культурах имеет свои отличия. Общества переходного типа, к каковым относится современный модернизирующийся Китай, характеризуется интенсивными противоречиями, возникающими между формирующимися и сложившимися ценностями. В связи с этим философско-антропологический анализ китайской семьи современного Китая представляется необходимым, так как в ней отражается процесс формирования универсальных новых ценностей и идеалов.

Проблемы семьи и брака уже не первое десятилетие привлекают внимание многих исследователей. Как в отечественной, в западной, так и в китайской литературе интерес к проблемам семьи непрерывно возрастает, это видно из количества работ и направлений, посвященных проблематике семейной жизни. Обращает на себя внимание разнообразие новых тем и подходов к семье, обусловленное тем, что современный этап развития требует углубленной разработки вопросов, относящихся к выявлению сущности и специфики семейно-брачных отношений, к их историческим перспективам.

Происходящие в китайском обществе изменения серьезно влияют на функционирование семьи, что не может не вызывать интерес к ее исследованию. В основе методологии семьи китайские ученые, используют опыт как своих, так и западных психологов, антропологов, культурологов и других специалистов. Следует отметить применения особых подходов к исследованию китайской семьи (например: теория «традиционализма» (чуаньтун ли-лунь), структурно-традиционный подход (синьцзегоу юй чуаньтун янъсюе ) и т.д.), это связано главным образом с тем, что в семейных отношениях проявляется социокультурная специфика общества. Чтобы всесторонне охарактеризовать семью, вскрыть ее специфику, надо исходить не из семьи как таковой, а из общества, составной компонентой которого является семья и которое определяет социальную сущность семьи и основные тенденции ее развития.

Эволюцию познания проблем семьи в китайской гуманитарной науке следует рассматривать через четыре основных периода ее развития (19111949 гг.; 1949-1979 гг.; 1979-200 гг.; 2000- до настоящего времени), тесно связанных с идеологическими, философско-культурологическими представлениями и этапами социально-экономического развития китайского общества. На современном этапе развития китайские исследователи разрабатывают новые теории семьи, типологию семьи, ее функции, структуру используя для этого как западные теории, так и свои специфические методы. Китайские исследователи приходят к выводу, что современная семья кардинально отличается от традиционной китайской семьи, она находится в состоянии активнейшей трансформации и поиска новых форм и ценностей.

Китайская семья продолжает выступает хранителем традиций, проявляющихся в действующих семейных ритуалах. Одновременно с этим появляются совершенно иные для китайского менталитета формы брачно-семейных отношений с другой ценностной системой. Традиционная модель семейной организации в Китае характеризовалась патриархальностью. Она сформировалась на основе конфуцианских представлений о семье и характере взаимоотношений между различными категориями родственников по крови и браку, культе предков и принципе сыновней почтительности. Основными принципами китайской семьи выступали конфуцианские ценности, которые выражены категориями: жэнь (гуманность; человечность); и (справедливость); ли (этикет; ритуал); сяо (почтительность); дэ (мораль; нравственность); чжи (знание; разум); шэн (совершенство; мудрость) и др. Нравственные нормы регулировали общественную практику не столько через поступки, регулируемые формальным законом, сколько через внутренний мир и мысли, которые внушались китайцу с детства. Высшим категорией справедливости были отношения «сыновней почтительности», предок - высшей ценностью, а выполнение долга - святой обязанностью.

В условиях глобализации и регионализации меняется не только представления о традиционной китайской семье, но и ее ценностное ядро. В конфуцианском Китае, где семья - первичная ячейка общества, от которой зависит развитие всего государства в целом, проблемы семьи являются одной из актуальных проблем. Происходит переориентация ценностей, а они и их изменение, так или иначе, воздействуют на течение жизни, в том числе и на состояние семьи. Можно сказать, что появились угрозы в социально-культурной сфере. Одной, из наиболее важной, социокультурной угрозой является угроза традиционной семье. В условиях свободной практике сексуальных ориентаций во всем мире создаются новые типы семей, которые еще больше подрывают стабильность традиционного разделения сексуальных ролей между мужчинами и женщинами, и грозят полным уничтожением патриархальной семьи. Все это может привести к совершенно новым типам межличностных отношений, к разрушению веками складывающейся культуры. Современная китайская семья также не является исключением, в ней отражаются все основные тенденции социальной модернизации. Возникающие проблемы (нуклеаризация семьи, разрыв родственных связей, снижение авторитета старшего поколения, насилие в семьях, изменение тендерных ролей и др.) не могут рассматриваться вне взаимодействия традиционализма и модернизации в ее социальном аспекте.

Вовлечённость китайской семьи в процесс глобализации формирует новые тенденции ее развития, которые детерминированы процессами регионализации, что сказывается на структуре семьи, ее функциях и жизнедеятельности. Ценностный аспект трансформации китайской семьи связан с отходом от традиционных конфуцианских норм и принципов взаимоотношений внутри семьи, изменением ролевых функций.

Огромное влияние на социальную структуру общества и институт семьи в частности произвело осуществление семейной политики. Появились как достижения на этом фронте (темпы роста населения удалось существенно снизить), так и новые проблемы. Семейная политика в Китае всегда была одной из актуальных проблем. Однако пристальное внимание ей стало уделяться в XX в. посредством принятия ряда законодательных актов, в которых отражалась целенаправленная политика на развитие семьи, планирование деторождения, взаимоотношение супругов, защита прав женщин, детей и стариков. Более целенаправленная политика в области семьи началась формироваться в первой половине 70-х гг. XX столетия, когда общество'пришло к осознанию сочетания традиций и новых реальностей, и необходимости пересмотра демографической политики, основой которой стала планирование деторождения. Исследование репродуктивных предпочтений свидетельствует, что политика «одного ребенка», направленная на ограничение рождаемости, в значительной мере изменила репродуктивное поведение в значительной массе населения Китая. Специфика традиционной для Китая конфуцианской идеологии с установкой на приоритет мужского начала в социальной жизни, многовековые устои патриархальных семейных отношений, где также господствовал мужчина в сочетании с новой идеологией последнего полувека, направленной на ограничение рождаемости в китайском обществе при количественном сохранении примитивных производительных сил для подавляющего большинства населения, диктовавших сохранение мужского превосходства, породил, несмотря на усилия уже двух поколений руководителей Китая на его модернизацию, небывалую в истории человечества тендерную деформацию.

Главные направления семейной политики Китая это не просто рост уровня жизни, но и развития человека как личности - как важнейшая социально-политическая задача общества. Именно прочность семьи, ее развитие, укрепление духовных основ является определяющим в условии глобализации общества. Проводимая в Китае семейная политика имеет и ряд негативных последствий: рост разводов, неполные семьи, изменения возрастной структуры населения и т.д.

Преобладающая тенденция нуклеаризации, уменьшения семейной структуры привела к тому, что идеальная традиционная модель китайской семьи - «все поколения под одной крышей» - сегодня практически не встречается. Урбанизации, индустриализация и экономическое развитие полностью уничтожили расширенную многопоколенную семью. Нуклеарная семья укоренилась не только в городе, но и в деревнях.

В диссертационной работе осуществлен анализ изменения типов китайской семьи исходя из регионального подхода. Так, нуклеаризация китайских семей имеет существенные региональные различия, обусловленными традициями представителей разных этнических групп, современными различиями в образе их жизни, особенностями демографических процессов в различных районах Китая. По уровню нуклеаризации выделяют два региона Восточный и Западный: с высоким уровнем нуклеаризации на Востоке и с более низким на Западе Китая. В настоящее время в современном Китае процент простых семей увеличивается, поэтому региональная дифференциация нуклеаризации семей усиливается. Важным фактором нуклеаризации китайской семьи является уровень рождаемости. А это свидетельствует тому, что политика «одного ребенка» проводимая китайским руководством принесла и негативные тенденции. Среди которых, кроме изложенных, можно отнести появления новых типов семьи: неполных, одиноких, семей, не желающих иметь детей, межнациональные браки, семьи родителей - одиночек, семьи повторно вступивших в брак и т.д.

Автор приходит к выводу о том, что регионализация китайской семьи представляет тенденцию, направленную сохранение традиционных ценностных основ, претерпевающих в условиях глобализации серьезные изменения.

Современные тенденции организации китайской семьи связанны, прежде всего, с трансформацией этого института в современных условиях. Трансформация имеет разноуровневый характер и проявляется в изменении структуры семьи, ее ролевых функций в обществе, в системе воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, формирование современной китайской семьи осуществляется под влиянием различных обстоятельств связанных с индустриализацией, научно-техническим процессом, урбанизацией и других процессов. В настоящее время распространения сожительства вне брака, двухступенчатый брак, родительский и т.д. Значительное влияние на брак и семью в современном Китае оказывает дисбаланс полов между мальчиками и девочками, что порождает массу негативных проблем. При этом рассматривается четкий региональный подход.

Современная семья кардинально отличается от традиционной китайской семьи, она находится в состоянии активнейшей трансформации и поиска новых форм и ценностей. То, какой эта семья станет, очень важно для понимания картины мира и особенностей менталитета современной китайской цивилизации.

Интерес к институту китайской семьи в современной науке неуклонно возрастает. Несмотря на то, что процесс формирования китайской семьи нового типа еще не завершен, однако уже сейчас можно увидеть основные рамки этого процесса и предложить прогнозирование вариантов дальнейшего развития трансформации института семьи в Китае. Во-первых, это продолжения уменьшения размера китайской семьи, которое, по мнению китайских исследователей в большей мере затронет в ближайшее время и сельскую семью, что скажется негативно, но семейно-брачных отношениях в деревне. Во-вторых, тенденция развития китайской семьи по западному типу, где главной ценностью является свобода, и права личность будет неуклонно продолжатся, что неблагоприятно скажется на развитии китайской семьи. Следует отметить, то, что, несмотря на количество материалов по этой теме, китайская семья еще имеет области научного исследования, например: китайская семья в этнокультурном аспекте, насилие в семье, разводы и т.д. г. .

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ерёмкина, Татьяна Анатольевна, 2007 год

1. Абрамов, В.А. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения Текст.: монография / В.А. Абрамов, Н.Н. Волнина. Чита: ЧитГУ, 2006.-209 с.

2. Абрамов, Ю.Ф. Регион: научное понятие и реальность. Теоретико-методологические очерки. Текст. / Ю.Ф. Абрамов, О.В. Бондаренко, А.Н.Лапшин, В.В. Мантатов. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2001.-218 с.

3. Абрамова, Н.А. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития Текст.: монография / Н.А. Абрамова, Е.А. Юй-шина. Чита: ЧитГУ, 2005. - 212 с.

4. Абрамова, Н.А. Политическая культура Китая: Традиции и современность Текст.: монография / Н. А. Абрамова. М.: Муравей, 2001. - 320 с.

5. Абрамова, Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект) Текст.: монография / Н.А. Абрамова. Чита: ЧитГТУ, 1998. - 258 с.

6. Алимов, И.А. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая Текст. / И.А. Алимов, М.Е. Ермаков, А.С. Мартынов. М.: ИД Муравей, 1998.-288 с.

7. Андреева, И.С. Голоса философов Текст. // Семья: Книга для чтения / И.С. Андреева, А.В. Гулыга. М.: Политиздат, 1990 - 346 с.

8. Андреева, И.С. Социально философские проблемы пола, брака и семьи Текст. / И.С. Андреева // Вопросы философии. 1980. - №1. - С. 138143.

9. Антонов, А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему. Семья: какая она и куда движется Текст. / А.И. Антонов // Семья в России. -1999.-№ 1-2-С. 30-34.

10. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И.Антонов, В.М. Медков -М.: МГУ, Международный университет бизнеса и управления (Братья Ка-рич), 1996. -304 с.

11. Аристотель. Политика Текст. // Аристотель /.Собр. сочинения в 4-х томах М.: Мысль, 1983. - Т.4. -С. 376-379,398-402.

12. Арутюнян, М.Ю. О распределении обязанностей в семье и отношения между супругами Текст. / М.Ю. Арутюнян. Семья и социальная структура / Отв. Ред. М.С. Мацковский. М.: ИСИ АН СССР,1987. - С.53-70.

13. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта Текст. / А.С. Ахиезер. Новосибирск, 1997. - Т. 1.

14. Баженова, Е Новые тенденции в развитии семьи в КНР Текст. / Е. Баженова // Городская и сельская семья. М.: Мысль. - 1987. - 284 с

15. Бергер, Я. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы Текст. / Я. Бергер // ПДВ. 2001. - №2. - С.76-91.

16. Бергер, Я. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы Текст. / Я. Бергер //ПДВ. 2002. - №2. - С.86-101.

17. Бердяев, Н. А. Смысл творчества Текст. / Н.А. Бердяев II Философия свобод. - М.: Правда, 1989. - 607 с.

18. Бердяев, Н.А. Метафизика пола и любви Текст. / Н.А. Бердяев //. Эрос и личность. -М.: Прометей, 1991. 156с.

19. Бестужев-Лада, И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования / И.В. Бестужев-Лада // Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М.: Мысль,1986. - 236 с.

20. Буров, В.Г. Современная китайская философия / В.Г. Буров М.: Наука, 1980.-311 с.

21. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае Текст. / Л.С. Васильев. М.: Восточная литература РАН, 2001. - 488 с.

22. Васильев, Э.К. Семья и ее функции. (Статистико-демографический анализ) Текст. / Э.К. Васильева // М.: Статистика, 1975. 181 с.

23. Васильева, Э.К. Образ жизни городской семьи Текст. / Э.К. Васильева. М.: Финансы и статистика. - 1981. - 96 с.

24. Вебер, М. Образ общества // Избранные произведения Текст. / М. Вебер.-М.: Юрист, 1990. 702 с.

25. Вишневский, А.Г. Современная семья: идеология и политика Текст. / А.Г. Вишневский // Свободная мысль. 1993. - №11. - С.110-120.

26. Волков, А.Г. Семья как объект демографии / А.Г. Волков. М.: Мысль.- 1986.-269 с.

27. Гегель, Г. Сочинения Текст. / Г. Гегель. М.,1934. - Т.VII. - 421с.

28. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-435 с.

29. Головачева, Л.И. Конфуцианство и мир: развитие в 21 веке / Л.И. Головачева // Восток. 2000. - №2. - С. 188 -200.

30. Голод, С.И Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты Текст. / С.И. Голод / Под редакцией Г.М. Романенковой.- Л.: Наука, 1984.-234 с.

31. Гу, Цзяньтань. Брак и семья в Китае. Проблемы народонаселения в КНР Текст. / Гу, Цзяньтань. М., 1989 - С. 151-152.

32. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ Текст. / С.И. Голод. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 272 с.

33. Дармодехин, С.В. Семья и государство Текст. / С.В. Дармодехин / Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2000. - №3. -С.36-84.

34. Дармодехин, С.В. Семья как объект государственной политики Текст. / С.В. Дармодехин. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. - 1998.-206 с.

35. Дармодохен, С.В. Проблемы семьи и семейной политики Текст. / С.В. Дармодохен, В.В. Елизаров // Социально-политический журнал. № 9-10.-С.43.

36. Дарский, JI.E. Рождаемость и репродуктивная функции семьи Текст. // Демографическое развитие семьи / JT.E. Дарский. М. 1979. - С.85-125.

37. Дидье, Ж. Философский словарь Текст. / Ж. Дидье. М.: Международные отношения, 2000. - 532 с.

38. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке Текст. / Питер Ф. Друкер: пер с англ. М.,2002.

39. Дудченко, К.В. К вопросу о демографическом дисбалансе Текст. / К.В. Дудченко // Китай и Дальний Восток России. 2002. - №3. - С. 42-49.

40. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социальный этюд Текст. / Под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994.- 321 с.

41. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение Текст. / Э. Дюркгейм // Пер. с фр., А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. - 352 с.

42. Закон КНР о браке 1950 г. Текст. // Законодательные акты КНР. -М.: 1952. С.261-267.

43. Закон о труде Китайской Советской Республике Текст. // Советские районы Китая. С. 110-113.

44. Закон КНР о браке 1980г Текст. // Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М. 1984. - С.427-432.

45. Ильдарханова, Ф.А. Формирование и развитие государственной семейной политики в трансформируещемся обществе Текст.: дис. . д-ра. социол. наук / Ф.А. Ильдарханова. Казань, 2004. - 382 с.

46. Кант, И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного Текст. / И. Кант // Сочинения: В 6-ти т. М.: 1964. - Т.2.

47. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества Текст. / Л.В. Карцева // Социс. 2003. - №4. - С. 92-100.

48. Карцева, Л.В. Российская семья на рубеже двух веков Текст. / Л.В. Карцева // Казань: Школа,2001. С.99-105.

49. Кваша, А.Я. Демографическая политика в СССР Текст. / А.Я. Кваша.-М.: 1981.-221 с.

50. Китайская философия. Энциклопедический словарь / РАН. Ин-т Дальнего Востока / гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: «Мысль», 1994. - 573 с.

51. Ковалевский, М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности Текст. / М.М. Ковалевский. СПб.: Типография М.М. Стасюле-вича, 1902.

52. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание Текст. / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1984. - 334 с.

53. Конрад, Н.И. Запад и Восток / Н.И. Конрад М: Наука, 1986. - 910с.

54. Конфуций Текст. / Сост. В.В. Юрчук. 2-е изд. - Мн.: «Современное слово», 2002. - 384 с.

55. Корнетов, Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию Текст.: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003.-С. 101.

56. Кравцова, М.Е История культуры Китая Текст. / М.Е Кравцова. -М.: Лань, 19999.-416 с.

57. Крапивенский , С.Э, Указ. Соч. С. 165

58. Крюков, М. В. Китайский этнос в средние века Текст. / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. М.: Наука, 1984. - 334 с.

59. Крюков, М.В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй Текст. / М.В. Крюков, Л.С. Переломов, М.В. Софронов, Н.Н. Чебокса-ров. М.: Наука, 1983. - 415 с.

60. Крюков, М.В. Древние китайцы. Проблемы этногенеза Текст. / М.В. Крюков, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. М.: Наука, 1978. - 342 с.

61. Крюков, М.В. Формы социальной организации древних китайцев Текст. / М.В. Крюков. М., 1967. - 429 с.

62. Крюков, М.В. Этническая история китайцев в XIX начале XX века Текст. / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. М.: Наука, 1993.-413 с.

63. Крюков, М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени Текст./ М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов.-М.: Наука, 1987.-312 с.

64. Кузнецов В.Г. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние Текст. / В.Г. Кузнецов // Вест. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. -1992.-№2.-С. 64-75.

65. Кузык, Б.Н. Китай Россия - 2050: стратегия со развития Текст. / Б.Н. Кузык, M.JI. Титаренко. - М.: Институт экономических стратегий, 2006.- 656 с.

66. Кунов, Г. О происхождении брака и семьи Текст. / Г. Кунов. -М.:, 1923.-С.113.

67. Кучера, С. Истоки конфуцианской концепции Сяо сыновней почтительности Текст. / С. Кучера // Азия и Африка. - 2004. -№11.- С.30

68. Лапин, Н.И. Антопосоциентальный подход: методологические основания, социологические измерения Текст. / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2005. - №2. - С. 17-28.

69. Лапин, Н.И. Общая социология Текст.: учеб. пособие. / Н.И.Лапин. М.: Высшая школа, 2006. - 415 с.

70. Лапин, Н.И. Проблема социокультурной трансформации Текст. / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2000. - №6. - С.3-17.

71. Лапин, Н.И. Проблема формирования современного социетального порядка в России Текст. / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2006. - №11. -С.3-13.

72. Лапин, Н.И. Пути России: социокультурные трансформации Текст. / Н.И. Лапин. М.: Ин-т философии РАН, 2000. - 194 с.

73. Леонтович, О.А. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию Текст. / О.А. Леонтович. Волгоград: Перемена,2003. -400 с.

74. Ле-Пле, Ф. Основная конституция человеческого рода Текст. / Ф. Ле-Пле. -М.,1897.

75. Лось, Б.В. Фертильность и планирование семьи в сельском Тибете Текст. / Б.В. Лось // РЖ Сер. 9 Социальные и гуманитарные науки. 2002. -№4. - С.135-138.

76. Любовь, брак и семья у современных китайцев Текст. Пекин, 1995. - 54 с.

77. Лян, Шумин. В чем специфика китайской культуры? / Шумин Лян // Проблемы Дальнего Востока. 2004. - № 4. - С. 131-134.

78. Малевич, И.А. Внимание, Китай Текст. / И.А. Малевич. Минск.: Харвест, М.: ACT,2001. -317 с.

79. Малявин, В.В. Китайская цивилизация Текст. / В.В. Малявин. -М.: «Издательство Астрель», ООО « Издательство ACT, 2000. 632 с.

80. Манухина, О.В. Процесс изменения семейного права В Китае (1911-2001гг.) Текст. / О.В. Манухина // ПДВ. 2006. - №6. - 121-129 с.

81. Маркс, К. К критике гегелевской философии права Текст. / К.Маркс, Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1964. - Соч. 2-е изд. - Т. 1. - С. 219368.

82. Маркс, К. Критика политической экономии Текст. / К Маркс., Ф Энгельс. М.: Политиздат, 1964. - Соч. 2-е изд-е. - Т. 46. - Ч. 1. - С.51-508.

83. Маркс, К. Происхождение семьи, частной собственности и государства Текст. / К. Маркс, Ф.Энгельс // Сочинения. М.: Политическая литература, 1973.-Т. 21 изд.2.-С. 28-178.

84. Мацковский, М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики Текст. / М.С. Мацковский. М.: Наука. - 1989. - 116 с.

85. Морган, Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев Текст. / Л.Г. Морган. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934.-462 с.

86. Морган, Л.Г. Древнее общество Текст. / Л.Г. Морган. -Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934. 347 с.

87. Осинский, И.И. Семья как объект социологии Текст. / И.И. Осин-ский, Э.В. Гылыкова. Улан-Удэ: БГУ, 2002. - 137 с.

88. Парсонс, Г.Л. Система современных общества Текст. / Г.Л. Парсонс // Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.

89. Парсонс, Г.Л. Человек в современном мире Текст. / Г.Л. Парсонс // пер. с англ. под ред. В.А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985. - 429 с.

90. Пахомов, А.А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики (на примере Республики Саха (Якутия)) Текст. / А.А Пахомов. // Социс. 2005. - №12. - С.101-108.

91. Переломов, Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая Текст. / Л.С. Переломов. М.: Наука, 1981. - 333 с.

92. Платон. Законы III, 680-681 Текст. / Платон // Сочинения: В 2-х т. М„ 1972. - 4.2, Т.З. - С.148-150.

93. Попов, А.Г. Трансформация современной городской семьи Текст.: дис.канд. истор. наук / А.Г. Попов. 07.00.03. М.,2005. - 158с.

94. Почагина О.В. Торговля женщинами и детьми в современном Китае Текст. / О.В. Почагина / Проблемы Дальнего Востока. 2007. - №1. -С.139-155.

95. Почагина, О. Китайская молодежь отношение к семье и браку Текст. / О. Почагина. Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - №6. - С. 109124.

96. Почагина, О. Новая редакция закона КНР о браке Текст. / О. Почагина. Проблемы Дальнего Востока. - 2002. - №3. - С.22-33.

97. Почагина, О.В. . Модернизация представлений о семье и браке Текст. / О.В. Почагина // Китай в диалоге цивилизаций. М., 2004. - С.671-680.

98. ЮО.Пуляев, В.Т. Размышление о семье Российской Текст. / В.Т. Пу-ляев // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 6. - С. 128-147.

99. Рабжаева, М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века Текст. / М.В. Рабжаева // Социс. 2004. - № 6. - С.89.

100. Ю2.Ребеко, Т.А. Взгляд на пути революции семьи в социологии ФРГ и ГДР (научно-аналитический обзор) Текст. / Т.А. Ребеко // Эволюция семь в современном обществе. М.: 1989. - С.32-71.

101. ЮЗ.Римашевская, Н.М. Роль семьи в условиях социальных трансформаций Текст. / Н.М. Римашевская // Семья, тендер, культура / Материалы международных конференций 1994-1995 гг. / Под ред. В.А. Тишкова. М.: 1997.

102. Розанов, В.В. Семейный вопрос в России Текст. / В.В. Розанов // Семья.-М.: 1990.-С.246.

103. Роль традиций в истории и культуре Китая Текст./ Под ред JI.C. Васильева, В.Н. Никифорова, Н.П. Свистунова. -М.: Наука, 1972. 374. с.

104. Романова, Н.П. Одинокие женщины: потребности, жизненные ориентации и пути их реализации Текст. / Н.П. Романова, И.И. Осинский. Чита: ЧитГТУ, 2000. - 230 с.

105. Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи Текст. / Ю.И. Семенов М.: Мысль, 1974. - 346 с.

106. Семья здоровье - общество Текст. / под ред. М.С. Бедного. - М.: Мысль, 1986. - 239 с.

107. Система современного общества Текст. / Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997.

108. Современная западная социология: Словарь Текст. /М.: Политиздат, 1990. С. 307-308.

109. Сорокин, П.А. Система социологии Текст. / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1993. - Т. 1.

110. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П.А. Сорокин. Политиздат, 1992. - 542 с.

111. Сорокин, С.А. Российская семья и три законопроекта по ее охране Текст. / С.А. Сорокин. -М.: 1999. С.40.

112. Социальные последствия рыночных преобразований в КНР (19782002гг.) (Изменение жизненного уровня и система социальной защиты населения (демографическая ситуация)) Текст. М.: Ин.-т. Дальнего Востока РАН, 2004. - 280 с.

113. Социология в России Текст. / Под ред. В.А. Ядова / М.: Издательство института социологии РАН., 1998. 573с.

114. Пб.Тойнби, А. Постижение истории Текст. / А. Тойнби. М.: Прогресс 1997.-170с.

115. Философская энциклопедия Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983.-С.602.

116. Философский словарь Текст. / Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина (изд. 2-е, испр. и доп.). -М.: Политиздат, 1968. 634 с.119. «Чжун юн» Текст. // Древнекитайская философия / Пер. В.Г. Бурова). М., 1973. -Т.Н. - С. 119 -136.

117. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон // Полис. 1994. - №1. - С.508-517.

118. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР Текст. / А.Г. Харчев. М.: Мысль, 1979.-367 с.

119. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы: (социально-демографическое исследование) Текст. / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. -М.: Статистика, 1978.-223 с.

120. Шаренкова, Т.А. Современное образование в КНР (философско-антропологический аспект) / Т.А. Шаренкова, Н.А. Абрамова. Чита: ЧитГУ, 2006.- 136 с.

121. Шимин, Н.Д. Семья как общественное явление Текст. / Н.Д. Ши-мин. Воронеж: издательство воронежского университета, 1989. - 190 с.

122. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии Текст. / Я. Щепанский. -М.: 1969. С. 141-142.

123. Литература на иностранных языках

124. Bachfen, J.S. Myth, Religion and Mother Right Text. / J.S. New Jersey, 1967.-309 p.

125. Bogardus, E. Sociology Text. / E. Bogardus. N.Y., 1954. - P.75.

126. Caldwell, J. C. Theory fertility declaim. Text. / J.C. Caldwell. N.Y.: Academic press, 1982.

127. Fei Xiaotong. Changes in Chinese Family Structure. Text. / Xiaotong Fei // Chine Reconstructs. 1982- № 7. - P. 23-36.

128. Good, W. World revolution and family patterns Text. / W. Good. -N.Y., 1963.-432 p.

129. Mead, M. Marriage in two steps The family in search of a future Text. /М. Mead N.Y., 1970. - P.75-84.

130. Murdock, G.P. Social Structure Text. / G.P. Murdock. N.Y., 1949.1. P3.

131. Айшэрман, Дж. Локк. Цзитин даолунь (Теория управления семьей) Текст на кит.яз. / Дж. Лосс Айшерман. Пекин: 1991, - С. 79.

132. Бао, Госян. Цзятин дэ лиши бяочэнь юй соючжи дэ бяньгэ (Изменения истории института семьи и других институтов) Текст на кит.яз. / Госян Бао. Нэймэнгу миньцзуши сюэбао: чжэшэбань, 1996. - С.37-42.

133. Ван, Бинчжоу. Циньци цзэнюнь цзай чжэгэ шици нэй цила шэммо бяньхуа? (Родственные обязательства: что изменилось за это время?) Текст на кит. яз. / Ван, Бинчжоу // Шэхуэйкэсюэ чжаньсянь. Чаньчунь, 1995. - № 4.-С.39-48.

134. Ван, Диньлин Нюсинь шэхуэйсюэ дэ бэньту яньцзю юй диньянь Текст на кит.яз. (Теория и практика социологии женщин родного края) / Ван Диньлин / Шанхай: Шанхайжэньмин чубаньшэ. 2002. - С. 514-517.

135. Ван, Юешэн. Дандай Чжунго цзятин дэ цзегоу бяньдун фэньси (Анализ изменений структуры современной китайской семьи) Текст на кит.яз. / Ван Юешэн,- Бэйцзин: Чжунго шэхуэйкэсюэ,2006.-.256 с.

136. Вэй, Цзюньху. Синай дэ лиши фачжань юй хуньинь цзичу дэ лиши фачжань цюйши (Тенденция исторического развития брачно-семейных отношений) Текст на кит. яз. / Цзюньху Вэй // Шангэшичжуань сюэбао: чжэ-сюэшэхуэйкэсюэбань, 1995. С. 1-11.

137. Гу, Юаньцзы. Цюаньтиухуа юй Чжунго (Глобализация и Китай) Текст на кит.яз. / Гу Юаньцзы / Чжунго бяньи чубаньшэ, 1998. С. 266.

138. Дин, Вэнь Дандай Чжунго цзятин гуйбянь (Трансформиция современной китайской семьи) Текст на кит. яз. / Динь Вэнь, Сюй Циньлин. / Цзинань: кэсюэ чубаньшэ, 2001. 326 с.

139. Дун, Юнши. Лэнцзин ды фэнси цинкуан (Трезво анализировать обстановку) Текст на кит. яз. / Дун, Юнши // Сюэшу яньцзю. Гуанчжоу, 1996. - №2. - С.67-78.

140. Дэн, Вэйчжи. Дандай чжунго цзятин дэ бяньдун гуйцзи (Изменчивая орбита современной китайской семьи) Текст на кит. яз. / Дэн, Вэйчжи. -Шанхай, 2001.-С.51-55.

141. Ли, Дачжао Экономическое объяснение идеологических поворотов в современном Китае Текст на кит. яз.: избранные статьи и речи / Ли Дачжао. -М: .,1965.-376 с.

142. Ли, Дуншань Гунехуа юй цзятинчжиту бяньчэнь (Модернизация и семья в изменяющейся системе) Текст на кит. яз. / Ли Дуншань. Бэйцзин: шэхуэй сюэяньцзю. - 2000. - 260 с.

143. Ли, Яохуа. Чжунго цзяцу чжиту дэ шэхуэй сюэяньцзю (Социология исследования системы китайского рода) Текст на кит. яз. / Ли Яохуа. -Бэйцзин: саньлянынудянь. 2000. 365 с. ': г

144. Лю, Баоцзюй. Шэхуэй бяньцянь чжун дэ цзятин: даньдай чжунго чэныпи цзятин яньцзю (Семья в изменяющемся обществе: исследование современной городской семьи) Текст на кит. яз. / Баоцзюй Лю. Чэнду: ба шу шушэ, 2006.-317.

145. Ма, Гочин. Фэнцзя: фэнчжун юу цзие юухэ чжунго фэнцзя чжиту яньцзю (Отделение семьи: исследование системы распада семьи) Текст на-кит. яз. / Ма, Гочин Чжунго шэхуэй кэсюэ. - 1999. - 378 с.

146. Пань, Гуандань. Чжунго чжи цзятин вэньти (Проблемы китайской семьи) Текст на кит. яз. / Пань Гуандань / Минго шичи шэхуэй цзяоча цун-бянь «хуньиньцзятинцзюань»., 1993- 347 с.

147. Сунь, Бэньвэнь. Шэхуэйсюэ юаньли (Основы социологии) Текст на кит. яз. / Бэньвэнь Сун . Бэйцзин: шану инь шу чуань, 1935. - 533 с.

148. Сюн, Юегэнь. Чэннянь цзинюй дуй чжаогу лаожэн дэ канфа (Взгляды совершеннолетних детей о заботе стариков) Текст на кит. яз. / Сюн, Юегэнь. шэхуэй сюэяньдиу. 1998. - 117 с.

149. Тан, Шэнь. Цзятин шэхуэй сюэ яньцзю гайшу (Введение в социологию семьи) Текст на кит. яз. / Тан Шэнь. Бэйцзин: шэхуэй сюэ яньцзю. -1995.-258с.

150. Тоуши чжунгоцзятин (Смотрим на китайскую семью) Текст на кит. яз. Бэйцзин: Чжунго шэхуэй чубаньшэ. - 1998. - С. 9-12

151. Тун, Янчжэн. Вэнхуа жэньлейсюэ (Культурная антропология) Текст на кит. яз. / Тун Янчжэн. Шанхай: жэньмин чубаньшэ, 1989. - 373 с.

152. У, Сяньэнь Женькоу юй сяньдайхуа (Население и модернизация) Текст на кит.яз. / У Сяньэнь // Шэхуэй кэсюэцзя. 1998. -№4. - С.4-12.

153. Фан, Гуандань. Чжунго чжи цзятин вэнти (Семейный вопрос в Китае) Текст на кит. яз. / Фань Гуандань// Сочинения. Бэйцзин: дасюэчу-баньшэ, 1993.-Т.1.-2-е изд. -623 с.

154. Фэй, Сяотун. Шэхуэйсюэ гайлунь (Введение в социологию) Текст на кит. яз. / Фэй, Сяотун. Тяньцзинь: кэсюэ чубаньшэ, 1987. - 415с.

155. Фэй, Сяотун. Сянту Чжунго шэнюй чжиту (Китай деревенский: система деторождения) Текст на кит.яз. / Сяотун Фэй. Бэцзин.: дасюэ чубаньшэ, 2005.-368 с.

156. Фэй, Сяотун. Цянсу цзинцзи Чжунго нунминь дэ шэнхо (Экономическое положение деревень в провиции Цзянсу - сельская жизнь Китая) Текст. / Фэй Сяотун. - Бэйцзин: шаньу иншугуань. - 2001. - 302 с.

157. Хуньинь цзятин фасюэ (Брачная и семейная юриспруденция) Текст на кит. яз. / Гл. ред. Ян Довэнь. Шанхай, 2002. - 63 с.

158. Цзиньдай Чжунго чэншифачжань юй шэхуэй бяньи (1840-1949) (Развитие городов и трансформация общества в Китае в 1840-1949 гг.) Текст на кит. яз. / Под ред. Минь Чжу. Бэйцзин: кэсюэ чубаньшэ, 2004. -295 с.

159. Чень, Чиньсинь Дандай чжунго хуньинь юй цзятин чжуанкуан (Современное состояние брака и семьи в Китае) Текст на кит. яз. / Чень Чиньсинь. Наньнин: Чжунго бяньи чубаньшэ, 1997. - С. 32-33.

160. Чжан, Вэнься. Цзятин шэхуэй гунцзо (Социальная работа семьи) Текст на кит.яз. / Чжан Вэнься. Бэйдин.: шэхуэйкесюэ чубаньшэ. - 2005. -355 с.

161. Чжан, Мэйцзэ. Чжунго дэ хуньинь цзятин вэнти яньцзю: игэ шицзи дэ хуэйгу Текст. / (Исследование китайских брачно-семейных отношений) / Чжан Мэйцзэ. Бэйцзин: шэхуэйкэсюэяньцзю, 2001.-176 с.

162. Чжан, Юцзень. Цзятин юй шэхуэй бяньчэнь дандай сифанцзя-тинши яньцзю дэ синь дунсян (Изменения семьи и общества - движение в строну современной западной семьи) Текст на кит. яз. / Чжан Юцзень. -Шэхуэй сюэ яньцзю. - 1993. - 374 с.

163. Чжунго жэнькоу тунцзи няньцзянь 2006 (Статистический ежегодник по демографии, в том числе результаты опроса 1% населения Китая в 2005 г.) Текст на кит. яз.. Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ. - 2006. - С. 367.

164. Чжунго тунцзи няньцзянь (Статистический сборник Китая) -Чжунго Юйвэнь. 2001. - № 1 - 189 с.

165. Шицзи чжицзяо дэ чэнсянцзятин (Городская и сельская семья на рубеже веков) Текст. / Под ред. Шэнь Чунлинь, Ян Шаньхуа, Ли Дуншань. -Бэйцзин: Чжунго шэхуэй чубаньшэ, 1999. 351 с.

166. Шэнь, Чунлинь, Чжу бянь шиди чжицзяодэ чэнсян цзятин (Городская и сельская семья на рубеже веков) Текст на кит. яз. / Шэнь, Чунлинь, Ян Шаньхуа, Ли Дуншань Чжунго шэхуэй чубаньшэ. 1999. - 264 с.

167. Шэнь, Яньбин. Цзятин гайчжи дэ яньцзю (Исследование реформы семьи) Текст на кит. яз. / Яньбин Шэнь. Бэйцзин: синьвэньхуа шушэ, 1923.249 с.

168. Юй, Хуалинь. Чжунго сяньдай вэньхуа шаньбянь яньцзю (Исследование культурной трансформации современной китайской семьи) Текст на кит. яз. / Юй Хуалинь. Пекин.: шэхуэйкэсюэчубаньшэ, 2002. - С.8-15.

169. Ян, Кунчи. Гуаньюй цзяоюй ши яньцзюдэ цзиншень цзячжи вэнти (К вопросу о духовных ценностях в образовании) Текст на кит. яз. / Ян Кунчи. Цзяоюйсюэ. Бэйцзин, 2005.4. - С. 154 - 155.

170. Бергер, Я.М. Перспективы сотрудничества Электр, ресурс. / Я.М. Бергер. Реж. доступа: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?subaction= show-M&id =113013 7476&archive=l 130138106&startfrom=&ucat=14&.

171. Ван, Юэшэн. Дандай чжунго цзятин де гоубяньтунфэнси (Анализ изменений структуры современной китайской семьи) Электр, ресурс. / Ван Юэшэн. Чжунгошэхуэйкэсюэ. - 2006. - Реж. доступа: http: // www.usc.cuhk.edu.hk / wk.wzdelais.asp?id=5230

172. Конфуций. Лунь Юй. Г.2 п.З./ Конфуций. Электронный ресурс. / Режим доступа: hhh. // www. amvir. ru /lib/konfucij lunuj.shtml

173. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и ее путь развития от конкретной методики до философского направления Электр, ресурс.: Режим доступа:Ьир: //www.ruthenia.ru/logos/namber/1999- 10/04.htm. ,

174. Тан, Цан. Цуйди ши нянь гонэй цзятин шэхуэйсюэ яньцзю дэ ли-луньюй цзяньянь (Теория и практика исследований социологии семьи в Китае за последние 10 лет) Электр, ресурс. / Тан Цай. Реж. доступа: / hhh//. www.usc.cuhk.edu.hk / wk.

175. Чжунго хуньиньфадэ цзоусян: Лифа моши юй цзэгоу (Тенденции развития китайского законодательства в сфере семьи и брака Законодательные модели и структуры) Электр, рес.. Реж. достурпа: // http: // www.usc.cuhk.edu.hk / wk

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.