Культурная трансформация системы китайского образования в условиях глобализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Цуй Хунхай
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат философских наук Цуй Хунхай
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ XX-XXI ВВ.
1.1. Взаимодействие культур и культурная трансформация в Китае как форма глобализационного процесса.
1.2. Глобальные аспекты проблем трансформирующегося образования.
ГЛАВА 2. ГЛОБАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КНР
2.1. Состояние и тенденции культурной трансформации китайского образования.
2.2. Регионализация как фактор развития китайского образования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Образование в духовной культуре Китая: Философско-антропологический аспект2005 год, кандидат философских наук Шаренкова, Татьяна Аркадьевна
Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая2011 год, кандидат философских наук Ци Минянь
Культурная регионализация в условиях межкультурного взаимодействия: на примере Автономного района Внутренней Монголии КНР2007 год, кандидат философских наук Ли Пин
Политико-правовое управление социально-экологическим процессом КНР в современных условиях развития2009 год, кандидат философских наук Колпакова, Татьяна Владимировна
Тенденции развития современной китайской семьи: философско-антропологический анализ2007 год, кандидат философских наук Ерёмкина, Татьяна Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная трансформация системы китайского образования в условиях глобализации»
Актуальность темы исследования. Существует ряд причин, актуализирующих изучение проблем современного образования. Сложности протекания глобализирующихся социокультурных процессов заставляют обращаться прежде всего к образованию. Именно оно лежит в основании прогрессивного культурно-цивилизационного развития. Образование в мире рассматривается как ключ к решению глобальных нравственных, экологических и других проблем, стоящих перед человечеством.
В условиях глобальной регионализации возникает необходимость исследования опыта разных стран в контексте позитивного осмысления образовательных концепций. В Китае образование рассматривается не только как решающее условие экономического процветания нации. Эффективность действия образовательной системы этой страны является одним из факторов её растущей многогранной конкурентоспособности, что актуализирует фило-софско-культурологический анализ данной проблематики.
Актуальность темы исследования определяется также необходимостью выявления универсальных ценностных основ и формирования нового глобального содержания человеческой индивидуальности с учётом потенциала разных национальных культур. Образованию в этом отношении принадлежит ключевая роль.
Проблемы образования становятся предметом интереса не только педагогов, но и философов, культурологов, политологов, политиков. С философ-ско-культурологических позиций современное образование предстаёт как прогностическая идея и модель, позволяющая видеть и анализировать объективные процессы в этой культурной сфере, которые выходят за рамки «предметности» самого образования. Для китайской гуманитарной науки такая рефлексия является вполне адекватной.
Общепризнанно, что состояние современного образования характеризуется наличием ряда проблем. Назревает разрыв между образованием и культурой, образованием и наукой. Сложившаяся в мире ситуация делает актуальной проблему поиска новых мировоззренческих представлений, определяющих концепции образования и формирование новой, возможно, единой парадигмы образования, что связано с осознанием необходимости глобального диалога и взаимодействия культур.
В таком процессе развивается общепланетарное сознание обучаемых, происходит «производство глобализирующегося человека», в отличие от парадигмы, в которой акцент делается лишь на усвоении локальной информации и приобретении определённых знаний. Сегодня становится очевидным, что образовательные системы, сохраняющие традиционные формы только передачи знаний, воспроизводят в своих национальных системах общециви-лизационное отставание.
В этой связи появляется необходимость философско-культуроло-гического осмысления не только статичной модели современного китайского образования, но и выявления динамики трансформационных процессов, направленных на формирование такой общеобразовательной парадигмы.
Актуальным представляется и привлечение внимания к гуманистическому аспекту изменяющегося современного китайского образования. Китайская культура глубоко антропологична по своему содержанию. В центре сформировавшихся цивилизационных философско-антропологических учений - конфуцианства, даосизма всегда стоял вопрос о природе человека и о его месте в мире. Каждое из этих учений, разрабатывая проблематику человека, создало систему ценностей, которую китайский народ сумел пронести через многие века без существенных потерь.
В контексте современных тенденций развития философии образования аксиологическая проблематика человека в китайских учениях, наполняя учебный процесс, формирует качество региональной гуманизации китайского образования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях. Имена Платона,
Аристотеля, М. Монтеня, Я. Коменского, И.-Г. Песталоцци1 связаны с осознанием культурно-исторической ценности образования.
Образование всегда занимало особое место в цивилизационном пространстве традиционного Китая. Китайская педагогическая мысль, связанная с воспитанием личности, являлась неотъемлемой частью традиционных фи-лософско-культурологических теорий. В формировании природы человека решающая роль принадлежала образованию и воспитанию (Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Мо-цзы, Дун Чжуншу). В разные исторические эпохи китайские педагоги-новаторы отстаивали принципы дифференциации человеческой природы (Хань Юй, Чжан Цзай, братья Чэн), доказывали необходимость индивидуальных методов обучения (Ван Янмин), размышляли о развитии и изменении человеческой природы под воздействием среды, обучения и воспитания (Ван Чуаньшань).
Различия философско-культурологических теорий о природе человека и методах её совершенствования, о соотношении рациональных и чувственно-эмоциональных факторов познания, о связи эпистемологии и этики, знания и морали, обучения и воспитания тем не менее формировали универсальную философско-антропологическую концепцию идеальной личности, воспитание которой являлось целью многовековых образовательных усилий. А китайская педагогика представлялась как часть философского знания и как особый рациональный элемент китайской духовной культуры.
Для современных китайских учёных активное освоение проблем образования в качестве специального предмета философско-культурологи-ческих л исследований является традиционно актуальным . Философия образования
1 Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести / Сост. и отв. ред. Г.Б. Корнетов. - М., 2003; Мон-тень, М. Избранное / Сост. С.Д. Артамонова. - М., 1988; Коменский, Я. Великая дидактика / Я. Коменский И Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М., 1982; Песталоцци, И.-Г. О народном образовании и индустрии / И.-Г. Песталоцци // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг. -М., 1981.
2 Чжан, Шаохуа. Мысли о проблеме человеческой цивилизации / Шаохуа Чжан // Проблемы Дальнего Востока. - 2000. - № 2; Цзя хуа. Цзяоюй ды чжэсюэ вэньти (Философские проблемы образования) // Цзяоюйсюэ (Образование). - 2005. - № 5; Ли, Синфу. Шицзянь чжэсюэ шие чжун ды Чжунго цзяоюйсюэ (Китайское образование в поле практической философии) / Синфу Ли, Чанвэй Ли // Цзяоюйсюэ (Образование). - 2002. -№ 2; Чжан, Тяньбяо. Шилунь лицзе ды цзяоюй гожэньгуань (Концепция понимающего образования) / Тянь-бяо Чжан // Цзяоюйсюэ (Образование). - 2002. - № 3 - Кит. яз. разрабатывается и российскими исследователями (Н.Г. Алексеев, И.Н. Семёнов, Я.С. Яскевич, Б.С. Гершунский, Б.Л. Вульфонсон, В.М. Таланов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластёнин, В.П. Каширин, JI.A. Степашко).
Наиболее изученной проблематика образования выглядит с точки зрения цивилизационного подхода. Так, американский учёный Э. Майерс в монографии «Образование в исторической перспективе» рассматривает образование как одну из сторон каждой из 21 цивилизаций, выделенных ещё в трудах А.Тойнби. Российские учёные также акцентируют внимание на введении междисциплинарной категории «цивилизация» при анализе проблем образования1. В качестве определяющего фактора развития современного образования учёные отмечают диалогизм культур ( труды В.И. Кудашова, М.Н. Фоминой, Н.А. Абрамовой).
Разрабатывая образовательную проблематику, китайские ученые делают акцент на обосновании философско-культурологической методологии его исследования. Чжэ Хунчи, Чжан Байшэн, Ли Юнван, Гу Минюань, Сунь Липин, Чи Син, И Баоюань, Пин Цзецзюнь, Гэ Хунбин, Хао Кэмин, Тань Сунхуа и другие выдвигают на первый план выработку новых концептуальных, методологических и аксиологических подходов к анализу образовательного процесса. Однако, по мнению самих китайских ученых, методологические и понятийные характеристики отличаются недостаточной степенью разработанности и требуют дальнейшего осмысления.
Одним из наиболее фундаментальных трудов в философии китайского образования новейшего времени является монография Сунь Мяньтао «Концепция системы китайского образования»3. Автор анализирует текущую образовательную политику в КНР, определяя её последовательность и преемственность. В контексте глобализирующегося мира, концептуального анализа
1 Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход / Г.Б. Корнетов // Педагогика. -1995. -№3,- С. 26-47.
2 Кудашов, В.И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования: сущность и специфика взаимосвязи: автореф. дис. . докт. филос. наук / В. И. Кудашов; Иркут. гос. ун-т - Иркутск, 1999; Фомина, М.Н. Философия культуры: онтологический диалогизм / М.Н. Фомина. - Чита, 1999; Абрамова, Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие / Н.А. Абрамова. - Чита, 1998.
3 Jin, Shibai. China s modernization and its educational reform / Shibai Jin. - Beijing, 1993. западных философских построений, институциональных теорий он разрабатывает теоретическую базу развития современного китайского образования, обосновывает новую модель «регулируемой системы» образования и её реформирования.
Проблемам становления образовательной парадигмы индивидуально ориентированной гуманистической педагогики посвящены труды современных педагогов и философов Дин Шисюня, Гу Минъюаня, Ху Чжунпина и др. Наиболее многочисленный пласт исследований связан с реформированием китайского образования, начиная с целеполагания и заканчивая идеями китайской регионализации и формированием единого образовательного пространства1.
Проблема регионализации образования как тенденции межкультурного взаимодействия в стратегии развития образования в Китае отражена в работах ЦюйБаокуя, Чжэн Цзиньчжоу2.
Регионализация образования детерминируется прежде всего социально-экономическим развитием различных регионов, взаимосвязь которых рассматривается в трудах Хэ Фушэна, Ли Хуэйциня, Фу Вэньди, Ван Шаохуэя, Сюй Миньцзи, Мин Вэйфана .
Среди известных российских учёных вопросами китайского образования в исторической ретроспективе и современным его состоянием занимается Н.Е. Боревская. Американские специалисты в области образования Дж. А.
Чжунго цзяоюй сяньдайхуа ды цюйюй фачжань (Региональное развитие модернизации китайского образования) / Под. ред. Тань Сунхуа. - Гуанчжоу,2003; Фу, Вэньди. Лиши ды шимин - XXI шицзи Чжунго цзяоюй гайгэ юй фачжань (Историческая миссия - развитие и реформирование китайского образования в XXI веке) / Вэньди Фу. - Харбин, 2003.
2 Цюй, Баокуй,. Чжунго цзяоюй яньцзю синь цзиньчжань (Исследование системы образования в КНР: современное развитие) / Баокуй Цюй, Цзиньчжоу Чжэн. - Шанхай, 2005.
3 Хэ, Фушэн. Чжунго сибу цюйюй цзяоюй сяньдайхуа фачжань яньцзю (Исследование процесса модернизации системы образования в западных регионах КНР) / Фушэн Хэ, Хуэйцинь Ли. - Куньмин, 2002; Фу, Вэньди. Лиши дэ шимин - XXI шицзи чжунго цзяоюй гайгэ юй фачжань .; Ван, Шаохуэй. Особенности экономического развития Северо-Западного Китая / Шаохуэй Ван // Проблемы Дальнего Востока. - 2000. - № 6; Мин, Вэйфан. Современные тенденции развития высшего образования в Китае / Вэйфан Мин // Alma mater. -2001. — № I; Сюй, Миньцзи. Экономическая реформа в Китае и образование / Миньцзи Сюй // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем. Отделение Азии и Африки. - Серия 10, Китаеведение - М., 1999. - № 2.
Постиглайон, К. Мохрмен1 отмечают ряд тенденций, наметившихся в ней в последние десятилетия в связи с интернационализацией образования.
Большое значение на современном этапе приобретают исследования, связанные с влиянием процесса глобализации на образование, детерминация которого отражена в работах российских учёных П.В. Кургузова, Ф.К. Кес-сиди, А.И. Салицкого, А.С. Панарина, JI.H. Клепацкого.
Процессы реформирования и трансформации китайского образования в условиях глобализации и формирования единого образовательного пространства являются предметом рассмотрения в работах таких российских исследоу вателей как Н. Боревская, А. Лиферов, И. Майбуров , которые акцентируют внимание на специфике реформ китайского образования в новой исторической обстановке.
Фактор глобализации стал особенно очевиден для Китая в связи с вступлением страны в ВТО. Китайские исследователи У Сун, У Лаохэ, Фу Вэнди, Чжан Лили, Чжун Сяомань, Янг Ру подробно рассматривают позитивные и негативные проявления, связанные с членством Китая в ВТО и пытаются прогнозировать влияние организации на систему образования.
Китайские ученые придают данной проблеме особое значение, видя в глобализации и угрозу духовным ценностям. В связи с этим проблема широко представлена в трудах Цзинь Цзиня, Дин Яфэя, Тао Фуюаня, Лю Шусяня, Ван Мэна4.
1 Постиглайон, Дж.А. Становление коммунальных коллежей в Китае / Дж.А. Постиглайон // Alma Mater. -2003. - № 8. - С. 42 - 43; Мохрмен, Кэтрин. Университеты мирового класса и китайское высшее образование / Кэтрин Мохрмен // Alma Mater. - 2005. - № 6. - С. 38 - 39.
2 Боревская, Н. Е. Система образования с китайской спецификой / Н.Е. Боревская // Народное образование. - 2003. - № 7 - С.38 - 45; Лиферов, А. Образование в стратегиях транснациональных корпораций / А. Лиферов // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 79 - 90; Майбуров, И. Г. Глобализация сферы высшего образования / И.Г. Майбуров//Мировая экономика и международные отношения.-2005.-№3.-С. 10- 17.
3 У, Сун. WTO юй чжунго цзяоюй фачжань (ВТО и развитие образования в Китае) / Сун У, Лаохэ У. - Пекин, 2001; Фу, Вэньди. Эршии шицзи чжунго цзяоюй гайгэ юй фачжань (Реформа и развитие образования в Китае в XXI веке) / Вэньди Фу. - Харбин, 2003; Чжан, Лили. Состояние китайского высшего образования / Лили Чжан // Высшее образование в России. - 2002 . - № 5. - С. 133 - 136; Чжу, Сяомань. Реформа содержания образования в Китае / Сяомань Чжу // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 96 - 99; Янг, Ру. Вступление Китая в ВТО и высшее образование / Ру Янг // Alma Mater. - 2002. - № 1. - С. 33 - 34.
4 Цзинь, Цзин. Цзинцзи чуаньчиухуа ши ба «ханьгуан линлиндэ шуачень цзень» / Чжунго вэньти баогао: синь шицзе чжунго мяньлинь яньцзень тяочжань («Хододный свет обоюдоострого меча» экономической глобализации / Сборник статей о Китае) / Цзин Цзинь. - Бэйцзин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаныиэ, 2000; Дин Яфэй. Цзинцзи цюаньцюхуа юй Чжунго сяндайхуа (Экономическая глобализация и китайская модернизация) / Яфэй Дин, Фуюань Тоао. - Чжэсюэ яньцзю, 2002. - № 1; Лю, Шусянь. Волна глобализации и
Глобализационные процессы в культурном плане приобретают диалектическую форму трансформации национальных культур, которая, в свою очередь, является следствием и результатом их взаимодействия. За последние годы в КНР появились десятки публикаций, где рассматривается данная проблематика. Философские исследования Чжан Кайюаня и других авторов создали теоретическую базу для дальнейшего изучения трансформации духовной культуры общества1. В опубликованных работах (1997 - 1998 гг.) Ли Чэнгуя «Отношения между китайской и западной культурами», коллективных исследованиях «Философия и современная культура», Ду Вэймина «Культурный Китай» и конфуцианские традиции», Е Таня «Китайская традиционная культура и модернизация», а также в публикациях Чжан Ливэня, Чжэ Хунчи, Чжао Чжидуна исследуются различные стороны духовной культуры, культурная трансляция, проблема традиционной культуры и культурных трансформаций, фактора традиционной культуры и инноваций в культуре.
Отдавая должное огромной научной и практической значимости работ, касающихся взаимосвязи различных аспектов китайской культуры и проблем образования, их философского осмысления, следует отметить, что в настоящее время не изученным является типология, структура и динамика культурно-образовательных трансформаций в КНР. Требуются углублённые исследования тенденций и особенностей трансформации системы китайского образования как подсистемы культуры в условиях глобализации.
Актуальность темы, практическая значимость и неразработанность данного аспекта определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Цель исследования и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является философско-культурологический анализ строительство культурной державы: пер. с кит. С. Торопцева / Шусянь Лю, Мэн Ван // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - № 2.
1 Чжан, Кайюань. Лин юй хуэйгуй: Чуаньтун вэньхуа юй цзиньдай вэньхуа гуаньси шиси (Откат и возвращение: Влияние традиционной культуры на исторический процесс модернизации общества. Опыт анализа проблемы) / Кайюань Чжан. - Чанша, 1988. процесса трансформации китайского образования. Данная цель обусловила следующие комплексные задачи:
- выявление общих подходов в исследовании глобализирующегося процесса социокультурных изменений и в выработке новой образовательной парадигмы;
- анализ основных направлений культурных трансформаций в китайском обществе;
- анализ тенденции и содержания трансформаций современного китайского образования;
- исследование содержания понятия «регионализация образования» в китайской науке;
- выявление особенностей регионализации национального образования в условиях глобализации.
Объект исследования. Объектом исследования выступает глобализирующаяся социокультурная реальность.
Предмет диссертационного исследования. Динамика трансформирующегося китайского образования в условиях социокультурной глобализации.
Рабочая гипотеза исследования. Реформирование образования в КНР является частью экономической реформы и направлено на создание такой модели, которая позволит стране вписаться в глобальный социально-экономический и социокультурный контекст развития. В данных условиях Китай начинает рассматривать регионализацию образования не только как характеристику внутренней модели, но и как фактор создания транснациональной образовательной системы, объединённой едиными ценностями, обеспечивающей отношения региональной стабильности и консенсуса.
Методологическая и теоретическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных философов, философских антропологов, социологов, культурологов, педагогов по проблемам глобализации и трансформации культуры, межкультурному взаимодействию, проблемам образования в современном мире.
В настоящем исследовании использована синтетическая методология, включающая диалектический, системно-структурный, философско-антропо-логический, социокультурный и герменевтический подходы. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала использованы принципы структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения,аналогии и др.
В диссертационной работе использованы теоретические разработки и концепции китайских философов, касающиеся общих черт и особенностей развития педагогической мысли в Китае, культурных традиций в образовании, проблем соотношения и сосуществования традиционных конфуцианских установок и современности.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нём реализован философско-антропологический, социокультурный подход к углублённому исследованию трансформаций в системе современного китайского образования с акцентом на тенденцию регионализации. В итоге разработки темы получены следующие результаты:
- выявлена методология исследования трансформационных процессов в культуре и подходы к формированию новой образовательной парадигмы в условиях глобализации, охарактеризованы глобальные аспекты проблем трансформирующегося образования;
- исследованы направления культурных трансформаций, определена степень их распространения в современной культуре Китая;
- проанализированы тенденции и содержание культурных трансформаций современного китайского образования;
- исследовано формирование концепции регионализации национального образования в китайской науке и практике, дано авторское определение регионализации образования;
- выявлены особенности регионализации китайского образования в условиях глобализации как фактора региональной стабильности и консенсуса.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов в преподавании ряда тем философской антропологии, социальной философии, регионоведения, культурологии и других гуманитарных дисциплин.
Знакомство с разработанными в КНР образовательными моделями способно помочь другим странам в планировании образовательных реформ. Материалы данного исследования могут найти свое применение при дальнейшей разработке новой образовательной парадигмы и внедрении последней различными уровнями власти РФ и КНР в практику.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Культурные трансформации являются следствием глобального межкультурного взаимодействия. В Китае они реализуются в различных направлениях массовой культуры, бизнес-культуры, культуры интеллектуалов. Наиболее продуктивным для исследования данных явлений представляется социокультурный подход.
2. Развитие мировой истории подводит человечество к интеграции локальных цивилизаций в единую, где главной ценностью является человек. Требуется формирование новой образовательной парадигмы, выработанной на основе универсальных антропологических идей и ценностей. В этом качестве может служить гуманистическая информационная образовательная парадигма.
3. Модернизация китайского образования осуществляется в направлении культурной трансформации его парадигмы, целей, содержания, принципов организации системы, изменения объектности и качеств образовательной системы.
4. Концепция регионализации образования в китайской науке находится в стадии формирования. На практике на смену единообразной модели образования в КНР приходят индивидуализированные региональные модели. Регионализация на транснациональном уровне приобретает качество интернационализации образования. В тенденции внешней регионализации имманентным качеством образовательной системы остаётся ценностный традиционализм, претерпевающий допустимые изменения, обеспечивая транснациональный консенсус и стабильность.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой востоковедения Читинского государственного университета.
Автор выступал с докладами на методологических, научно-практических семинарах преподавателей и студентов ЧитГУ, Шаньдунского Института технологии и бизнеса. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций, в выступлениях на международных, межрегиональных, всероссийских и вузовских научных конференциях: (Чита 2002, 2003, 2005, 2006 гг.). Отдельные материалы исследования используются в процессе языковой практики студентов в учебных центрах КНР.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Формирование государственной стратегии образования периода реформ в КНР, 1980 - 90-е гг.2002 год, доктор исторических наук Боревская, Нина Ефимовна
Формирование культурной идентичности как фактор консолидации глобализирующегося китайского общества: на примере телевидения2011 год, кандидат философских наук Шугаев, Антон Викторович
Историко-философская концепция китайского философа-прагматика Ху Ши: 1891-19622007 год, кандидат философских наук Киселев, Валерий Анатольевич
Культурно-цивилизационные ценности концепции национальной безопасности КНР в условиях глобализации2007 год, кандидат философских наук Феоктистов, Василий Михайлович
Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества2007 год, кандидат философских наук Морозова, Валентина Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Цуй Хунхай
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс глобализации, затронувший все сферы общества, в том числе и образование, вызвал ответную реакцию - регионализацию. Она также проявляется в разных формах. В условиях современности появляется необходимость исследования адаптации разных стран к данным процессам.
Сегодня особенно актуальным становится проблема переоценки ценностей. Главные задачи все в большей мере перемещаются в область ценностей, понимаемых не только как духовное выражение социально-экономического состояния общества, но и в качестве системообразующих компонентов культуры. Центральной фигурой становится человек, а культурологическая доминанта представляется тем стержнем, вокруг которого формируется социальная компетентность человека.
Философско-культурологический анализ образовательной системы современного Китая представляется необходимым, так как в нём отражается процесс формирования универсальных новых ценностей и идеалов.
Китайские исследователи разрабатывают методологию исследования образования, связывая его с историческим, культурным компонентами, устанавливая внутри данного поля исследования отношения с традиционностью китайского общества.
Важнейшим качеством образования в Китае следует считать способность к интерпретации традиционных ценностей в духе современности, к творческому восприятию и адаптации инокультурных влияний с опорой на национальную традицию.
Многие страны связывают возможность решения глобальных проблем с развитием новых моделей образования. В условиях деантропологизации современного общества, присущий китайской культуре антропологизм формирует качество антропологичности образовательного процесса в Китае. С учетом данного факта китайские ученые разрабатывают направления образования, через которые внедряется новая культура мышления с опорой на духовные традиции китайской философской мысли.
Данная диссертация имела целью философско-культурологический анализ процессов трансформации китайского образования. В результате диссертационного исследования получены следующие выводы.
Китай в третьем тысячелетии активно взаимодействует с миром, что приводит к возникновению различных процессов трансформации во всех сферах жизнедеятельности китайского общества, в том числе и в культуре. Процесс культурных трансформаций многообразен и особенно заметен в области массовой культуры и материальной культуры. Однако традиционное «ядро» китайской культуры сохраняет свою устойчивость, как и национальный характер, о чём свидетельствует востребованность конфуцианства. А актуализированная в современных условиях «конфуцианская» личность свидетельствует о наличии традиционного фактора в системе образования.
В ответ на всё более усиливающееся влияние Запада Китай адаптирует позитивные традиционные элементы своей культуры к современным условиям. Большая роль в этом принадлежит образованию.
Система образования Китая, как и образование других членов мирового сообщества, сталкивается с огромными вызовами глобализации, которые в настоящее время превышают выгоды. Главным образом это отсутствие механизмов, позволяющих интегрироваться в мировое образовательное пространство при одновременном сохранении традиционных ценностей и достижении универсальных целей, стоящих перед образованием.
Вовлечённость образования в процесс глобализации формирует новые тенденции его развития. Китай, продолжая интеграцию в мировое экономическое и политическое пространство, преобразует систему образования в соответствии с требованиями международных стандартов, но и с учетом своих национальных интересов. Это означает, что некоторые способы и методы воздействия и борьбы с негативным влиянием глобализации на национальную систему образования уже найдены и заложен фундамент для их дальнейшего совершенствования. В качестве такого механизма можно рассматривать регионализацию образования.
В диссертационной работе осуществлен анализ парадигм в современной образовательной практике и современной методологии исследования образования. Определены глобальные аспекты проблемы трансформирующегося образования, которые заключаются в выработке в условиях глобализации новой парадигмы образования, основанной на универсальных для человечества идеях и ценностях.
Анализируя методику исследования образования российскими учеными и сопоставляя ее с китайской методологией, диссертант приходит к выводу о том, что китайские ученые, разрабатывая методологическую и концептуальную базу, опираются на существующие методологии российских и западных исследователей. Кроме того, они создают свой категориальный аппарат, однако понятийные и методологические характеристики, которыми оперируют китайские ученые, отличаются недостаточной степенью разработанности и требуют дальнейшего осмысления. Несмотря на это, теоретики сходятся во мнении о том, что методология исследования должна учитывать эффективно функционирующую систему национальных традиций, наполняющих своим содержанием и образование.
Китайские ученые выделяют специальную область исследования -«модернизацию образования» как комплексный социальный процесс, выделяя в нем несколько аспектов, требующих научного осмысления.
Автором проанализированы тенденции трансформации современного китайского образования. Определяющим является разработка новой стратегии развития образования, которая в XXI в. ориентирована на всё население страны. В диссертации отмечается, что китайскую образовательную стратегию отличает планирование, преемственность, направляющая и контролирующая роль центра.
В русле реформирования образования в диссертации обозначены уже разработанные направления китайского образования: личностно-ориентированное, нравственное, эстетическое, креативное, экологическое, патриотическое, физическое, трудовое. В диссертации определяется содержание трансформационных процессов в системе современного китайского образования. Прежде всего, пересмотрена роль образования в процессе модернизации: ему придано значение не только объекта, но и субъекта модернизации. Обеспечена его основная роль по отношению к экономическому росту.
Культурной трансформации в той или иной мере подверглись парадигма образования, целеполагание, содержание, методы, принципы организации системы образования, её модель и другие составляющие.
Расширилась объектность системы образования: перенесён акцент с подрастающего поколения как главного объекта воспитания и обучения на всё население страны. Осуществляется диверсификация содержания образования - обучение по специальностям в соответствии со спецификой местных условий. В общей структуре содержания произошло смещение доминанты в сторону сбалансированного развития гуманитарного и технического направлений. Происходят изменения и по критерию охвата населения образовательными услугами: от элитарности высшего образования к массовости и в перспективе к всеобщности.
В диссертации отмечается, что качественно новыми тенденциями, появившимися или получившими дальнейшее развитие с момента вступления Китая в ВТО, являются регионализация и интернационализация.
Диссертант приходит к выводу о том, что регионализация в сфере образования проявляется в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Данная проблематика находится в стадии своего становления. Внутри страны регионализация проявляется в функционирующих различных образовательных моделях. Регионализация, рассматриваемая во внешнем аспекте, представляет собой развитие национальной системы образования КНР в процессе её интеграции в мировое сообщество. В этом контексте регионализация приобретает качество интернационализаци - формирования единого (интегрированного) образовательного пространства с зарубежными странами, прежде всего в АТР.
В научном плане китайскими исследователями выдвигается понятие «новый регионализм», который связывается с формированием и становлением единого регионального сознания и единой региональной идентичности, в основании которой находится ценностный традиционализм конфуцианства.
Автор приходит к выводу о том, что регионализация китайского образования на внешнем уровне представляет сложную тенденцию, направленную на интеграцию в транснациональную образовательную инновационную систему с сохранением традиционных ценностных основ, претерпевающих в условиях глобализации допустимые изменения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Цуй Хунхай, 2006 год
1. Абрамов, Ю.Ф. Философия образования / Ю.Ф. Абрамов. М.: Знание, 2001.
2. Абрамов, Ю.Ф. Философия образования: фундаментализация, гуманизация, регионализм / Ю. Ф. Абрамов, В.А. Балханов, Л.Г. Сандакова. Иркутск: ИГУ, 2005. -Ч. 1. - 308 с.
3. Абрамова, Н.А. Традиционная культура и межкультурное взаимодействие: (Социально-философский аспект) / Н. А. Абрамова Чита: ЧитГТУ: Поиск, 1998.-258 с.
4. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев М.: МГУ, 1990.
5. Бичурин, Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я. Би-чурин. М.: Восточный Дом, 2002. - 432 с.
6. Боревская Н. Е. Модернизация учебных планов и программ в школах КНР / Н.Е. Боревская // Педагогика. 2002. - № 10. - С. 85 - 90.
7. Боревская, Н.Е. Негосударственные образовательные учреждения в Китае / Н.Е. Боревская // Педагогика. 1999. - № 1. - С. 92 - 102.
8. Ю.Боревская, Н.Е. Система императорских экзаменов в Китае /Н.Е. Боревская // Педагогика. 2005. - № 10. - С. 78 - 89.11 .Боревская, Н.Е. Система образования с китайской спецификой / Н.Е. Боревская // Народное образование. 2003. - № 7 - С.38 - 45.
9. Боревская, Н.Е. Частный сектор в китайской системе образования: проблемы и перспективы / Н.Е Боревская // Проблемы Дальнего Востока.2003.-№5.-С. 91-105.
10. Бу, Чи. Чжунго сибу гайлань (Взгляд на Северо-Запад Китая) / Чи Бу -Бэйцзин: Миньцзу чубанынэ, 2000. 123 с.
11. Быков, Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф.С. Быков М.: Наука, 1966. - 242 с.
12. Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А.П. Валицкая // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 15-19.
13. Ван, Дян. Чжэсюэ яньцзю (Философские исследования) / Дян Ван. 1987. -№2.-164 с.
14. Ван, Жунжун. О повышении образовательного потенциала населения Северо-западного региона Китая / Жунжун Ван // СОЦИС. 2005. - № 7. -С. 136- 138.
15. Ван, Мэн. Волна глобализации и строительство культурной державы / пер. с кит. С. Торопцева / Мэн Ван // Проблемы Дальнего Востока. 2004. - № 2. - С. 168-171.
16. Ван, Це. Вэньхуа гуаньнянь чжуаньбянь юй цимэн (Трансформация культурных концепций и просвещение) / Це Ван // Хэхай дасюэ сюэбао.2004. № 6. - С. 58 - 78. - Кит. яз.
17. Ван, Шаохуэй. Особенности экономического развития Северо-Западного Китая / Шаохуэй Ван // Проблемы Дальнего Востока. 2000. - № 6.
18. Вербицкий, А.А. Общество «Знание» / А.А. Вербицкий М., 2000. - 110 с.
19. Гао Чжансян. Хунци - 1986. -№ 21. - С. 23-32. - Кит. яз.
20. Гаодэн цзяоюй гуаньлисюэ (Управление высшим образованием) / Под ред. Яо Цихуа. Чжунлигун дасюэ чубаныго, 2000. - 385 с. - Кит. яз.
21. Герцен, А.И. С того берега / А.И. Герцен // Мир философии: Книга для чтения. М.: Политиздат, 1991. - Ч. II. - 624 с.
22. Го, Бису. Дуй фачжань шэцюй гаодэн цзяоюй ды сыкао (О развитии высшего образования территориальных общин) / Бису Го, Янь Чжан, Дэминь Гуань // Чжунян шифань сюэюань сюэбао. 1994. - № 4. - С. 126 - 138. -Кит. яз.
23. Го, Хай. XX шицзи 90 няньдай Чжунго гаодэн цзаоюй ды цзинфэй лай ды лайюань гоучэн бяньхуа (Изменение структуры источников финансирования высшего образования Китая в 90-х гг. XX в.) / Хай Го // Гаодэн цзяоюй. 2005. - № 1 - С. 27 - 33. - Кит. яз.
24. Головачева, Л.И. Цивилизация, Конфуций и будущее Китая /Л.И. Головачева // Проблемы Дальнего Востока. 1996. - № 1. - С. 111 - 116.
25. Гоцзя тунцзицзюй сяокан кэтицзу. Чжунго сяокан бяочжунь (Критерии «сяокан» в Китае. Государственная статистика о «сяокан»). Бэйцзин, 2001.-245 с.-Кит. яз.
26. Гу, Минюань. Гуаньюй цзяоюй сяньдайхуа ды цзигэ вэньти (Несколько вопросов о модернизации образования) / Минюань Гу. Чжунго цзяоюй сю-экань. - 1997 - № з. с. 23 - 28. - Кит. яз.
27. Гу, Юаньцзы. Чуаньчиухуа юй Чжунго (Глобализация и Китай) Юаньцзы Гу // Чжунго бяньи чубаньше, 1998. 315 с. - Кит. яз.
28. Гэ, Гуйлу. Лунь чжунго вэньхуа сян шицзе чуаньбо ды чжуяо туцзин (Основные пути трансляции китайской культуры) / Гуйлу Гэ, Бин Чэнь // Ху-айин шичжуань сюэбао. 1997. - №2. - С. 52 - 55. - Кит. яз.
29. Гэ, Хунбин. Чжанай ми жэньтун: дандай Чжунго вэньхуа вэньти (Проблема культуры современного Китая) / Хунбин Гэ. Шанхай: Сюэминт чубаныыэ, 2000. - 224 с. - Кит. яз.
30. Гюи, Нив. Глобализация. У гроза? Возможность? А может, и то и другое / Нив Гюи // Alma Mater. 2003. - № 8. - С. 37 - 39.
31. Данильченко, В.М. Глобализация и образование в XXI веке Электронный ресурс. / В.М. Данильченко Режим доступа: htpp://www.finec.ru/rus/parts/sbio - site/files/glob.doc
32. Дин, Яфэй. Цзинцзи цюаньцюхуа ю Чжунго сяндайхуа (Экономическая глобализация и китайская модернизация) / Яфэй Дин, Фуань Тао. Чжэсюэ яньцзю, 2002. - № 1. - С. 13 - 14. - Кит. яз.
33. Ду, Юйхун. Цзаоюй фачжань бу пиндэн яньцзю (Исследование неравномерного развития образования) / Юйхун Ду. Бэйцзин: Бэйцзин фасюэ чубанынэ, 2003. - 198 с.
34. Е, Дагуан. Вого фачжань дицюйсин гаодэн цзяоюй ды лилунь таньлунь (Терия регионального развития высшего образования в нашей стране) / Дауган Е // Цзяоюй яньцзю (Исследование образования). 1990. - № 3. -С. 37-45.
35. Жуковский, И.В. Всемирная торговая организация в процессе либерализации образовательных услуг Электронный ресурс. / И. В. Жуковский -Режим доступа: htpp://www. teacher edu.ru/wnc/arts.htm
36. Жэньмин жибао. 2003. - 14 мая. - С. 5 - Кит.яз.
37. Жэньмин жибао. 2005. - 12 апреля. - С. 10 - Кит.яз.
38. Жэньминь жибао. 1985. - 29 мая. - С. 8. - Кит. яз.
39. Жэньминь жибао. 2004. - 23 сентября. - С. 8. - Кит. яз.
40. И, Баоюань. Шэмэ ши сяньдайхуа гайнянь юй фаныни ды таньтао (Что такое модернизация - исследование концепций и категорий) / Баоюань И. -Бэйцзин: Жэньминь чубанынэ, 2001. - 212 с. - Кит. яз.
41. И, Сяомин. Лунь чжунси вэньхуа цзяолю ды шидай цовэй (Эпохальные ошибки во взаимодействии китайской и западной культур культурный выбор сегодняшнего Китая) / Сяомин И // Нинся шо шэхуэй кэсюэ. - 1996. -№3.-С. 30-34.-Кит. яз.
42. Ин, Хунщан. Тезисы выступления на советско-китайском симпозиуме по проблемам сравнительной педагогики / Хунщан Ин. М.: Мысль, 1991. -С. 31-32.
43. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1996.
44. Кессиди, Ф.К. Глобализация и культурная идентичность / Ф. К. Кессиди // Вопросы философии. 2003. - № 1. - С. 76 - 79.
45. Китай делает все, чтобы обеспечить доступ к высшему образованию для бедняков Электрон, ст. Режим доступа: http://www.xinhua.org.
46. Китайская наука в философии: сборник науч. ст. Пекин, 1986. - Т. 17 -№4.-С. 115.
47. Китайская философия. Энциклопедический словарь / Гл. ред. M.JI. Тита-ренко. М.: Мысль, 1994.- 573с.
48. Клепацкий, JI.H. Глобализация и национальные интересы / J1.H. Клепац-кий // Международная жизнь. 2000. - №1. - С. 87 - 95.
49. Клепиков, В.З. Дэн Сяопин и реформы образования в Китае // Педагогика. 1999.-№ 4.-С. 103- 108.
50. Коменский, Я. Великая дидактика /Я. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. М.: Знание, 1982.
51. Кондрашова, JI. Ма Вэньцзе КНР: выбор региональных приоритетов /Л. Кондрашова // Проблемы Дальнего Востока. 2005. - № 1. - С. 81 - 94.
52. Конституция Китайской Народной Республики. Гл. 1. - ст.4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.asia-bmmess.ru/yurid/37.shtml
53. Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход / Г.Б. Корнетов // Педагогика. 1995. - № 3. - С. 26 - 47.
54. Костин, А.К. Регионализация образования стратегическое направление образовательной политики / А. К. Костин // Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 26-32.
55. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. СПб.: Лань, 1999.-416 с.
56. Кудашов, В.И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования: сущность и специфика взаимосвязи: автореф. дис. . докт. филос. наук / В. И. Кудашов; Иркут. гос. ун-т Иркутск, 1999. - 23 с.
57. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. -М., 2002. -241 с.
58. Кургузов, П.В. Традиционная культура и образование как факторы сдерживания негативного влияния глобализации / П.В. Кургузов // Образование и глобализация: Материалы Байкальской междунар. конф. Улан-Удэ: БГУ, 2004. - Ч. 2. - С. 203-206.
59. Лапин, Н.И. Антропосоциетальный подход: методологические основания, социологические измерения / Н.И.Лапин // Вопросы философии. 2005. -№2.-С.17-28.
60. Лапин, Н.И. Проблема социокультурной трансформации / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 3-17.
61. Ли, Синфу. Шицзянь чжэсюэ ши е чжун ды Чжунго цзяоюйсюэ (Китайское образование в поле практической философии) / Синфу Ли, Чанвэй Ли // Цзяоюйсюэ (Образование). -2002. №2.-С. 16-22,- Кит. яз.
62. Ли, Сяньлинь. Гуаньюй «тянь жэнь хэ и» сысян ды цзай сыкао (Еще раз об идее «совпадающее единство Неба и Человека) /Сяньлинь Ли // Чжунго вэньхуа. 1994. - № 9. - С. 8 - 17. - Кит. яз.
63. Ли, Цзэхоу. Дяньин ишу / Цзэхоу Ли. 1987. - № 1. - С. 17-25. - Кит. яз.
64. Ли, Циньцзюнь. Чжунго цяньфада дицюй фачжань чжуаньсинь яньцзю (Исследование развития депрессивных регшионоа Китая) / Циньцзюнь Ли. Бэйцзин: Цзинцзи гуаньли чубаныпэ, 2000 - 110 с. - Кит. яз.
65. Ли, Чжаньин. Вого чжусюэ дайкуаь синь чжэнцэ шупин (Новая политика государственного кредитования стипендий) / Чжаньин Ли // Гаодэнцзяо-юй. 2005. - №8. - С. 36 - 43. - Кит. яз.
66. Ли, Чэнгуй. Чжунси вэньхуа чжи хуэйтун (Отношения между китайской и западной культурами) / Чэнгуй Ли. Цзянси Наньчан: Цзянси жэньминь чубаныпэ, 1997. - 217 с. - Кит. яз.
67. Линь, Цзе. Чжиду фэньси юй гаодэн цзяоюй яньцзю (Институциональный анализ и исследование высшего образования) / Цзе Линь // Гаодэн шифань цзаоюй. 2005. - № 1. - С. 7 - 12. - Кит. яз.
68. Литвинов, О. Зона Яньтай стала «окном для импорта» новейших российских технологий Электрон, ст. / О. Литвинов. Режим доступа: http://www.ug.ru/01.28/t6.htm.
69. Лиферов, А.П. Образование в стратегиях транснациональных корпораций / А.П. Лиферов // Педагогика. 2005. - № 2. - С. 79 - 91.
70. Лоскутова, А.Е. Современное образование в контексте социально-культурных изменений общества XXI в. / А.Е. Лоскутова. 2002. - http: // www.auditorium.ru
71. Лотман, Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лотман // Semiotike. Тарту, 1971. - № 6.
72. Майбуров, И.Г. Глобализация сферы высшего образования / И.Г. Майбуров // Мировая экономика и международные отношения. 2005. - № 3. -С. 10-17.
73. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография; Изд-во ACT, 2001. - 632 с.
74. Мин, Вэйфан. Современные тенденции развития высшего образования в Китае / Вэйфан Мин // Alma mater. 2001. - № 1. - С. 36 - 45.
75. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона: пер. с англ. В.В. Сапова. М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.
76. Монтень, М. Избранное / Сост. вступ. ст. С.Д. Артамонова / М. Монтень.- М.: Сов. Россия, 1988. 416 с.
77. Мохрмен, Кэтрин. Университеты мирового класса и китайское высшее образование / Кэтрин Мохрмен // Alma Mater. 2005. - № 6. - С. 38 - 39.
78. Мэн, Цзяньвэй. Чуаньсинь вэньхуа юй кэсюэгуань ды чжуаньбянь (Трансформация формирования культурных и научных концепций) / Цзяньвэй Мэн // Чжунго женьминь дасюэ сюэкань. 2005. - № 4. - С. 17 -37.
79. Обсуждение цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения: научный альманах / Гл. ред. Б.С. Ерасов. // Восток 1994. -Вып. 1.; 1995. -вып.2; М., 1996.-вып. 1.
80. Особое и профессиональное образование в Китае Электрон, ст. -Режим доступа: http://www.industrystock.ru/html/laenderinfo-ru-291-chinainforussisch.html.
81. Пайдейя М.: Частная школа, 1997. - 363 с.
82. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С. Панарин. -М., 2003.
83. Песталоцци, И.- Г. О народном образовании и индустрии // Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Клари-на / И.-Г. Песталоцци. М., 1981.
84. Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести / Сост. и отв. ред. Г.Б. Корнетов. М.: УРАО, 2003. - 408 с.
85. Постиглайон Дж.А. Становление коммунальных колледжей в Китае / Дж.А. Постиглайон // Alma Mater. 2003. - № 8. - С.42 - 43.
86. Привалов, Д. Студенты из КНР выбирают путь назад Электрон, ст. Режим доступа: http^Avw.lnKlju/Aihiv/2002/06/25/200206251070404.htm.
87. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н.С. Розов. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 194 с.
88. Россия в глобальной системе координат: подходы к проблеме (1994-1996 гг.) //Восток.- 1998.-№ 1.-С. 17-25.
89. Салицкий, А. И. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран / А. И. Салицкий // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - № 2. - С. 15 - 19.
90. Салицкий, А.И. Образование в КНР: специфика и достижения Электрон, ст. / А.И. Салицкий Режим доступа: ht^T7oldjiiss Mstsow/sumeiki/20010412salit-prJitml.
91. Сборник законов о финансировании образования в КНР. Цзяоюй шоуфэй (Плата за обучение). Бэйцзин: Чжунго фачжи чубаныш, 2004. - 200 с. -Кит. яз.
92. Синь дицюйчжуи юй ятай дицюй цзегоу бяньдун (Новый регионализм и эволюция структуры АТР) / Под ред. Гэн Сефэна. Бэйцзин: Бэйцзин дасюэ чубаныпэ, 2003. - 208 с. - Кит. яз.
93. Скотт, П. Глобализация и университет / П. Скотт // Alma Mater. 2000. -№ 4. - С. 3 - 8.
94. Смирнов, И. Ключ к XXI веку без права передачи Электрон, ст. / И. Смирнов - Режим доступа: http://www.scepsis.ru/library/?id=144.
95. Сорокин, П. Родовая структура социокультурных явлений / П.Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
96. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / Сост. Б.С. Брасов. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 556 с.
97. Сяо, Су. Реформа базового образования в Китае / Су Сяо // Народное образование. 2002. - № 7. - С. 53 - 60.
98. Сяо, Юаньцзян. Цзяоюй цюаныыи либукай шэхуэй цзинцзи чжичи (Образование зависит от социальной и экономической поддержки) / Юаньцзян Сяо // Дунфан. 1994. - № 4. - С. 19 - 22. - Кит. яз.
99. Тань сунхуа. Бяньгэ юй чуансинь: Чжунго вэйлай цзаоюй ды цзоусян (Эволюция и обновление: направление будущего китайского образования) / Под ред. Го Кэмина. Гуанчжоу, 1999. - 249 с. - Кит. яз.
100. Телешевская, A.M. Ученые КНР о национальной психологии китайцев / A.M. Телешевская // Проблемы Дальнего Востока. 1989. - № 2. - С. 157-161.
101. Тхагапсоев, Х.Г. О новой парадигме образования / Х.Г. Тхагапсоев // Педагогика. 1999. - № 1. - С. 103 - 110.
102. Тян, Гуанчин. Хэселунь: жуцзя вэньминь юй дандай шэхуэй (Гармония: конфуцианская цивилизация и современноеобщество) / Гуанчин Тян -Бэйцзин, 1998.-314 с.-Кит. яз.
103. У, Гуаньюань. Чуаньтун вэньхуа юй шицзехуа ды цзегуй (Традиционная культура и мировой порядок) / Гуаньюань У // Чжэсюэ дунтай. -1997.-№5.-С. 14-23.-Кит. яз.
104. У, Сун. WTO юй чжунго цзяоюй фачжань (ВТО и развитие образования в Китае) / Сун У, Лаохэ У. Пекин: Бэйцзин лигун дасюэ чубаныпэ, 2001.-293 с.-Кит. яз.
105. Фань, Чжунвэнь. Чжуаньбянь цзяоюй гуаньняь (Изменять концепции образования) / Чжунвэнь Фань // Хэйлунцзян цзяоюй сюэюань сюэбао. -2001.-№2.-С. 39-56.
106. Фомина, М.Н. Философия культуры: онтологический диалогизм / М. Н. Фомина. Чита: Поиск, 1999. - 159 с.
107. Фу, Вэньди. Лиши ды шимин XXI шицзи Чжунго цзяоюй гайгэ юй фачжань (Историческая миссия - развитие и реформирование китайского образования в XXI в.) / Вэньди Фу. - Харбин: Хэйлунцзян жэньминь чубанынэ, 2003. - 783 с. - Кит. яз.
108. Фу, Вэньди. Эршии шицзи чжунго цзяоюй гайгэ юй фачжань (Реформа и развитие образования в Китае в XXI веке) / Вэньди Фу. Харбин: Хэйлунцзян чубаныпэ, 2003. - 783 с. - Кит. яз.
109. Хроника событий в области образования в Китае: 1949 1982 гг. -Пекин, 1983.-695 с.
110. Ху, Аньган. Вого чжишифачжань ды дицюй чацзюй фэнси, тэдянь, чэньъиньцзи дуйцэ (Анализ региональных различий интеллектуального развития в нашей стране: особенности и причины) / Аньган Ху. Ганьли щицзи, 2004. - 117 с. - Кит. яз.
111. Хэ, Фушэн. Чжунго сибу цюйюй цзяоюй сяньдайхуа фачжань яньцзю (Исследование процесса модернизации системы образования в западных регионах КНР) / Фушэн Хэ, Хуэйцинь Ли. Куньмин: Юньнань цзяоюй чубаныпэ, 2002. - 200 с. - Кит. яз.
112. Цзаяюйсюэ вэньти яньцзю гайшу (Исследования педагогических проблем) / Под ред. Сунь Ситина. Тяньцзинь: Тяньцзинь чубаныпэ, 2001 -113 с.-Кит. яз.
113. Цзя, Хуа. Цзяоюй ды чжэсюэ вэньти (Философские проблемы образования) / Хуа Цзя // Цзяоюйсюэ (Образование). 2005. - № 5. - С. 26-34. -Кит. яз.
114. Цзян, Цзэминь. Выступление к 80-летней годовщине КПК / Цзэминь Цзян // Жэньминь жибао. 2001. - 7 января. - С. 3. - Кит. яз.
115. Цзян, Шучжо. Чжун гудай вэньлунь ды чжуаньбянь (Современная трансформация теории древней культуры) / Шучжо Цзян // Чжэцзян дасюэ сюэбао. 2005. - № 3. - С. 8 - 19. - Кит. яз.
116. Цюй, Баокуй. Чжунго цзяоюй яньцзю синь цзиньчжань (Исследование системы образования в КНР: современное развитие) / Баокуй Цюй, Цзиньчжоу Чжэн. Шанхай: Хуадун шифань дасюэ чубаныпэ, 2005. -306 с. - Кит. яз.
117. Цюй, Техуа. Эршии шицзи Чжунго гаодэн цзаоюй ды фачжань цюй-ши (Тенденции развития высшего образования Китая в XXI веке) / Техуа Цюй // Бэйцзин шида сюэбао. 1999. С. 15-24. - Кит. яз.
118. Чень, Чжили. Успехи реформы образования Китая Электронный ст. / Чжили Чень. Режим доступа: www.china.org.cn./russian/220833/htm
119. Чжан, Кайюань. Лин юй хуэйгуй: Чуаньтун вэньхуа юй цзиньдай вэньхуа гуаньси шиси (Откат и возвращение: Влияние традиционной культуры на исторический процесс модернизации общества. Опыт анализа проблемы) / Кайюань Чжан. Чанша, 1988. - 343 с. - Кит. яз.
120. Чжан, Лили. Состояние китайского высшего образования / Лили Чжан // Высшее образование в России. 2002. - № 5. - С. 133 - 136.
121. Чжан, Син. Синьси цзишу юй гаодэн цзаоюй ды шэхуэйхуа, сяньдайхуа (Информационные технологии и социализация высшего образования) / Син Чжан, Ян Ян, Хуа Линь // Вэйлай юй фачжань. 2004. - № 7. -С. 13-18.-Кит. яз.
122. Чжан, Тяньбяо. Шилунь лицзе ды цзяоюй гожэньгуань (Концепция понимающего образования) / Тяньбяо Чжан // Цзяоюйсюэ (Образование). 2002.-№3.-Кит. яз.
123. Чжан, Цзаофу. Цюйюй фачжань моши ды шехуэйсюэ фэньси (Социологический анализ моделей регионального развития) / Зцаофу Чжан. -Тяньцзинь: Тяньцзинь чубаныпэ, 2003. 315 с.
124. Чжан, Цинсюн. Чжунго вэньмин ды фусин хэ жунхэ сифан вэньмин (Расцвет китайской цивилизации и соединение с западной) / Цинсюн Чжан // Фудань сюэбао. 1997. - № 3. - С. 22 - 28 . - Кит. яз
125. Чжан, Шаохуа. Мысли о проблеме человеческой цивилизации / Шаохуа Чжан // Проблемы Дальнего Востока. 2000. - № 2. - С. 117-129
126. Чжу, Сяомань. Реформа содержания образования в Китае / Сяомань Чжу // Педагогика. 2005. - № 1. - С. 96 - 99.
127. Чжу, Хуанхэ. Лунь чжэнцюэ дуйдай вайлай вэньхуа (О правильном отношении к внешней культуре) / Хуанхэ Чжу // Цзюцзян шичжуань сюэбао. 1997. - № 3. - С. 23 - 28. - Кит. яз.
128. Чжу, Цзи. Тенденции в сфере реорганизации системы образования Китая Электронная ст. / Цзи Чжу. Режим доступа: htpp://www.russian.xinhua.net.com/htm/01131935241 .htm
129. Чжу, Цисюнь. Гаосяо шисин гуфэньчжи ды бицзяо яньцзю (Исследования акционирования высшей школы) / Цисюнь Чжу // Гаодэн цзяоюй. -2005. № 7 - С. 43 - 59. - Кит. яз.
130. Чжунго дицюй юй жэньли цзыюань кайфа (Стратегия регионального развития Китая и развитие человеческих ресурсов). Бэйцзин: Гайгэ чу-банынэ, 1997.-267 с.
131. Чжунго цзяоюй сяньдайхуа ды цюйюй фачжань (Региональное развитие модернизации китайского образования) / Под. ред. Тань Сунхуа. Гуанчжоу: Гуандун цзяоюй чубаныпэ, 2003. - 747 с.
132. Чжунхуа жэньминь гунхэго цзаоюйбу. Цюаньго цзяоюй шиъе «шиъу» цзихуа хэ 2010 нянь гуйхуа (Министерство образования КНР. «10-я пятилетка» в образовании и планы к 2010 г.). Бэйцзин, 2001. - 457 с.
133. Чэн, Цзэнхунь. Шицзи ды даодэ чуанцзянь юй жуцзя луньли (Создание морали XXI века и конфуцианская этика) / Цзэнхунь Чэн // Синьхуа вэньчжай. Пекин, 1995. - № 9. - С. 31 - 34. - Кит. яз.
134. Чэнь, Чжэнфу. Лунь чжунси вэньхуа чжэсюэ ды итундянь юй цзехэ-дянь (О сходстве и различии китайской и западной философии культуры иточках их соприкосновениях) / Чжэнфу Чэнь, Чжицзин Хэ // Наньчан дасюэ сюэбао. 1996. - № 9. - С. 39 - 44. - Кит. яз.
135. Шэхуэй кэсюэ (Социальные науки). 1985. - С. 41 - 42. - Кит. яз.
136. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. М.: Высшая школа, 1993. - 250 с.
137. Юэ, Минцзюнь. Чжунси вэньхуа чунту юй чжунго вэньхуа сяньдай хуа (Конфликт китайской и западной культур и модернизация китайской культуры) / Минцзюнь Юэ // Циннянь гунцзо луньтань. 1997. - № 2. - С. 52 - 62. - Кит. яз.
138. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. В. Яковец М., 2001. - 250 с.
139. Яковец, Ю. В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. М., 1997.
140. Яковец, Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Ю. В. Яковец М., 1999. -448 с.
141. Ян, Юэ. Лунь дандай вэньхуа яньцзю фанфалунь ды чжуаньбянь (Трансформация методологии исследования современной культуры) Юэ Ян // Хэбэй сюэкань. 2002. - № 1. - С. 20 - 27. - Кит. яз.
142. Янг, Ру. Вступление Китая в ВТО и высшее образование / Ру Янг // Alma Mater. 2002. - № 1. - С. 33 - 34.
143. Яньсянь, Янь. Управляемая глобализация. Государственная власть и изменения в культуре Китая / Янь Яньсянь // Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М.: Аспект-Пресс, 2004. - С. 27 -57.
144. XIII съезд КПК и реформа в Китае // Сборник статей о Китае. Пекин, 1987.-109 с.-Кит. яз.
145. Shibai, Jin. China s modernization and its educational reform / J. Shibai. -Beijing, 1993.- 193 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.