Тенденции развития профессиональных праздников в современной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологических наук Алексеева, Елена Владимировна

  • Алексеева, Елена Владимировна
  • кандидат культурологических науккандидат культурологических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 201
Алексеева, Елена Владимировна. Тенденции развития профессиональных праздников в современной культуре: дис. кандидат культурологических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2008. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологических наук Алексеева, Елена Владимировна

Введение.

Глава 1 Статус праздников профессиональных сообществ в культуре.

§ 1 Праздничная культура и повседневность.

§ 2 Традиционные основы профессиональных праздников.

§ 3 Мифологические основания праздничного события: «легенды» праздника, хронотоп.

§4 Трапеза и её символика.

ГЛАВА 2 Праздники профессиональных сообществ современности и их значение в развитии культуры.

§ 1 Трансформация аксиологического содержания трудовых праздников.

§2 Развитие игровых начал праздничного действа профессионалов.

§3 Становление праздников в системе организационной культуры периода глобализации.

§ 4 Многообразие и специфика развития современного этапа праздничной культуры профессиональных сообществ России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тенденции развития профессиональных праздников в современной культуре»

В современной России, на фоне интенсивного развития праздничной культуры, профессиональные праздники приобретают особую значимость. Праздники профессиональных сообществ фиксируют успехи и достижения, вносят игровое начало, «карнавальную перевернутость», стимулирующие свободу творчества и созидательную активность. При этом отмечаются как празднества, возникшие и ставшие традиционными в советское время, так и новые - установившиеся в период рыночных отношений. Развитие организационной культуры актуализирует праздник в рамках корпорации, который воспринимается презентацией успеха, выражением сопричастности общей идее, утверждает нормы и правила фирменного поведения, формирует корпоративную общность.

На протяжении всей истории человечества праздник обеспечивал преемственность трудовых традиций и адаптацию их к современности, включал в себя обыгрывание трудового процесса, итоги сельскохозяйственного или иного производительного цикла, отражал существующие ценности культуры, её созидательный потенциал и направленность развития. Сегодня, в условиях переоценки ценностей и нестабильности духовно-нравственных основ, существует опасность утраты праздником свойственной его природе миросозерцательной сущности, подмены праздничного события интересами рекламы и PR. Нарастающая интенсивность профессиональных праздников, их некоторая стихийность, бессистемность порождает озабоченность перспективами дальнейшего развития праздничной культуры вообще и профессиональных праздников в частности. У празднеств профессиональных сообществ есть огромный культуротворческий потенциал: возможность неформального общения коллег и единомышленников, предпосылки профессионального роста и идентификации, участников, стимулирование деловой активности. Органично связанные с ежедневной трудовой жизнью человека, профессиональные праздники могут выступать катализатором позитивных процессов в развитии общества, стимулировать предпринимательскую инициативу и ответственность бизнеса, объединять интересы производителей и потребителей. Однако в современной научной литературе феномен праздника профессиональных сообществ как целое не осмыслен с культурологических позиций.

Профессиональный праздник начала XXI века значительно отличается от праздничных событий середины XX столетия. Это проявляется в изменении форм и масштабов праздников, включении в них элементов ранее не принадлежавших праздничной культуре, возрождении ритуальных начал, влиянии шоу-бизнеса и технических инноваций, восприятии зарубежного опыта. Для наиболее полного раскрытия его потенциала необходимо теоретическое осмысление феномена профессионального праздника, концептуализация его в культурологии и определение возможных перспектив развития.

Феномену праздничной культуры уделялось внимание на протяжении всего развития философской мысли - от античности (Платон, Аристотель, М. Тирский) - до новейшего времени (В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, К. Леви-Стросс, М. Мосс и

ДР-)

Культурологический подход к феномену праздника осуществили представители зарубежной мысли, определившие его структурирующую, культуросозидаю-щую функцию. Э. Дюркгейм видел в праздниках оппозицию рабочим дням, подобную оппозиции сакрального и профанного. Р. Кайуа, Д. Кэмпбел, М. Элиаде выявили мифологическую основу праздников, К. Жигульский исследовал праздник как социальный институт, рассмотрел влияние на него религиозных, политических и социальных идей, господствующих в тот или иной период времени. Болгарский ученый Н. Мизов обратился к обрядовой составляющей праздников, проанализировал архаичные ритуалы. М. Мид, Д. Фрезер осмыслили этнические и формы празднеств, И. Хейзинга проанализировал игровое содержание праздника.

В России начало систематизации праздников было положено в 30-е годы XIX века фольклористами И.М. Снегирёвым, И.П. Сахаровым, А.А. Терещенко, представителями мифологического направления - А.Н. Афанасьевым, Ф.И. Буслаевым, А.А. Потебней, и последователями существовавшего в фольклористике направления «Школы заимствования» - А.И. Веселовским, Е.В. Аничковым, и др. В трудах этих учёных праздник получил осмысление как духовный элемент жизни русской деревни, ими был предпринят опыт периодизации, определены подходы к описанию аграрного праздничного календаря. Среди анализируемых работ необходимо выделить ряд исследований советского периода, определивших «трудовую концепцию» праздника. Представители этого направления (В.И. Чичеров, В.Я. Пропп и др.) определяют основополагающим источником праздника и формирования праздничного календаря трудовую деятельность крестьянина, промысловика, охотника. В их работах осмысляются мифологические, семантические и этнографические аспекты русских аграрных праздников, подчёркивается их ритмообра-зующая функция (чередование труда и отдыха). Особый интерес, по мнению ученых, представляет ярмарка в крестьянской культуре, воспринимаемая в качестве сезонного крестьянского праздника, подводящего своеобразный наглядный итог активного трудового периода.

Особого внимания заслуживают труды М.М. Бахтина, который разработал теорию праздника, ставшую методологической базой для многих исследований. Праздник в его теории — первичная форма человеческой культуры, не только художественное воспроизведение или отражение жизни, а сама жизнь, прожитая игровым способом.

Этнокультурные особенности праздника были описаны, систематизированы и проанализированы в трудах JI.H. Лазоревой, А.Ф. Некрыловой, И.И. Шангиной. В этих работах праздник рассматривается в его этнической особенности, обращается внимание на формирование национального самосознания посредством обрядовой культуры, акцентируется внимание на яркой самобытности праздничных действий отдельных этнических групп, проводятся параллели с другими сообществами.

В трудах Н.А. Хренова осмыслены обряды, ритуалы и праздники, изучена их специфика на различных этапах развития человека и общества, выявлены общие и специфические черты разнообразных праздников, осуществлён анализ функциональной природы празднеств в тоталитарных и демократических общественных системах.

Антрополог JI.A. Абрамян рассматривает праздник как выход из рутины повседневности в пространство высоких смыслов, как единение с другими людьми, независимо от социальной принадлежности. Н.Ф. Максютин, анализируя происхождение праздника, представил систематизацию концепций возникновения праздника, разработал их. классификацию. Е.Э. Келлер анализирует петербургское праздничное пространство как многофакторную и многомерную систему, диктующую манеру праздничного поведения, определяющую праздничное самочувствие, порождающую образ и стилистику петербургского праздника.

Диалектику праздника и игры рассматривали Т.А. Апинян, С.В. Григорьев; М.А. Новиков, JI.T. Ретюнских, В.Я. Суртаев, В.И. Устиненко. Существенное знат чение для определения хронотопа праздника имеет хронотоп культуры, исследованный в трудах С.С. Аверинцева, С.Н. Иконниковой. Ю:М. Лотмана, В.Н. Топорова.

В" изучении праздничной культуры значительную ценность представляют труды, написанные специалистами - режиссёрами, сценаристами, художниками - постановщиками праздников. К таким работам относятся исследования Д.Н. Аля, Э.В. Вершковского, Д.М. Генкина, JI.A. Дронова, А.А. Коновича, М.В. Левина, О.В. Немиро, О.Л. Орлова, Б.Н. Петрова, А.Д. Силина, И.М. Туманова, Ю.М. Черняк и др. Они ориентированы на> практиков и содержат обширный материал по организации праздничного действия - от написания сценария до процесса воплощения, в них приведены яркие примеры, служащие иллюстрациями к теории.

Важным-элементом осмысления профессиональных праздников в современной научной, литературе является изучение феномена корпоративного праздника. Эти исследования основываются на теоретических разработках по корпоративной психологии, культуре предпринимательства (В.В. Алёшин, О. Родин, Р. Рютин-гер), в исследованиях организационного поведения (Э.Б. Воронова, С.Д. Резник,

P.JI. Кричевский), особенностей российского (О.С. Виханский, А.И. Наумов) и американского менеджмента (М. Альберт, Дж.К. Грейсон мл., М.Х. Мексон), с учётом классических идей управления, изложенных М. Вебером, Ф. Р. Мертоном, Э. Мэйо, А. Файолем, Г. Эмерсоном, В этих работах уделяется большое внимание «человеческому фактору» в индустриальной цивилизации, налаживанию корпоративного общения, выстраиванию корпоративной иерархии и организации неформальных социальных норм и связей, осмысливается «карнавал ьная^ перевёрнутость» корпоративного праздника, отмечается его роль в демократизации процесса управления.

Предпосылками культурологического осмысления профессиональных праздников являются и научные работы, освещающие темы психологии и философии труда, профессиональной этики, поднимающие проблемы профессионального самоопределения личности в современных условиях. Среди работ этой направленности наибольший интерес представляют труды отечественных исследователей (А.А. Деркач, Е.А. Климов, О.А. Платонов, Е.С. Протанская, В.В. Парцвания), а также зарубежных авторов (3. Бауман, Г. Зиммель, Л. Нуаре, и.др.). Большое значение при*изучении праздников профессиональных сообществ уделено осмыслению труда и производительной деятельности человека в духе традиций русской культуры. Этому аспекту уделено внимание в трудах отечественных мыслителей, таких как С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др.

О стабильном интересе научной мысли к феномену праздничной культуры свидетельствует ряд трудов, защищенных в последнее десятилетие. Широта тем исследования и разнообразие научных подходов свидетельствует о многоплановости феномена праздника и наличии проблемных зон для изучения. С культурологических позиций О.Л. Орлов в докторской диссертации «Российский праздник, как историко-культурный феномен» (СПбГУКИ, 2004 г.) осмыслил феномен праздника посредством интегрального междисциплинарного анализа, отметил сущностное расширение его понятия, необходимость изучения перспектив развития. В диссертациях на соискание степени кандидата философских наук были осмыслены различные аспекты праздника: М.А. Слюсаренко - «Экзистенциальный смысл праздника: философско-культурологический анализ» (Томский государственный педагогический университет, 2007г.) определила основания типологического разнообразия праздника, обусловленные темпоральными, ценностными и ментальными характеристиками его содержания; И.Н. Пронина («Феномен праздника в контексте отечественной культуры» Саранск, 2001г.) выявила функциональные особенности праздника, по-разному проявляющееся как в различные исторические периоды, так и в различных социокультурных ситуациях; H.JI. Юдин («Социальный смысл праздника», Ивановский государственный университет, 2006г.) рассматривает праздник с позиций социальной философии, раскрывая внутреннюю связь праздника и ритмов социального времени; И.В. Гужова («Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода», Томский государственный университет, 2006г.) описывает праздничное мироощущение человека как кульминационный момент эстетической рефлексии участников праздника и критерием его смысло- и целесообразности в культуре. Педагогические аспекты праздника исследовали А.Н. Дупенко («Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре», 1999г.), Г. А. Романива («Социально-педагогические условия возрождения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры», 2005г.), В области социологии - Г.Г. Карпова «Праздник в контексте социальных изменений», (Саратов, 2001г.), О.В. Калачёва «Формирование индивидуальной и коллективной идентичности в контексте неофициального праздника» (Москва, 2003г.). Примеры свидетельствуют о многообразии научных проблем в осмыслении праздничной культуры. В целом авторами отмечается ослабление социально-смысловой роли праздника в культуре и его роли в качественном изменении сферы ценностей. Широта обозначенных аспектов свидетельствует о необходимости изучения праздников профессиональных сообществ с междисциплинарных позиций.

Объектом диссертационного исследования является праздничная культура. Предмет исследования - профессиональные праздники и тенденции их развития.

Целью исследования является определение культурного содержания, специфики и статуса праздников профессиональных сообществ в культуре и выявление их перспектив.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

• раскрыть связь профессиональных праздников с повседневностью, определить специфику праздников профессиональных сообществ, их типологию, выявить традиционные основы профессионального праздника в прошлом и настоящем праздничной культуры;

• исследовать мифологические основы профессиональных праздников, проявление архетипов, хронотоп торжественных событий, символику праздничной трапезы профессионалов;

• выявить обновление, изменение или утрату ценностных основ труда в профессиональных праздниках, способствующих сплочению сообщества профессионалов, обладающих единым ценностно-мотивационным отношением к трудовой деятельности, общим хозяйственным менталитетом;

• проследить процесс развития традиции корпоративных праздников в России, влияние на её формирование западной и восточной культур;

• проанализировать процесс возникновения новых праздников, связанных с трудовой деятельностью человека и их перспективы в современности.

Научная новизна исследования состоит в следующем: показан статус профессионального праздника в культуре, его взаимосвязь с трудовыми событиями повседневности, разработана типология праздников профессиональных сообществ, уточнены понятия «праздник профессиональных сообществ», «профессиональный праздник», «корпоративный праздник»; выявлены культурно-исторические предпосылки праздников профессионалов: мифологические мотивы, обусловливающие «легенду» праздника; хронотоп, структурирующий праздничное действие; символика праздничной трапезы. Выделены основные знаково-символические формы (гербы, эмблемы, символический инструментарий, игровая имитация производства), как необходимые элементы, создающие праздничную образность, оказывающие эмоциональное воздействие; раскрыто доминирующее значение профессиональных праздников в отражении изменений, происходящих в ценностных ориентациях представителей профессиональных сообществ; определен потенциал праздников в системе организационной культуры, обеспечивающих презентацию достижений, раскрытие творческого потенциала сотрудников, признание заслуг и выстраивание корпоративной иерархии, снятие трудового напряжения; установлены тенденции возможного развития праздников профессиональных сообществ - развитие и расширение сферьь бытования профессиональных праздников, их влияние на весь спектр созидательной активности человека; возникновение форм, включающих инновации, ранее не воспринимаемые в контексте праздничной культуры и определяющие аксиологический аспект профессиональной идентификации человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональный праздник существует в культуре как исторически сложившееся явление, имеющее непосредственную связь с трудовым потенциалом общества. Праздник формирует положительное отношение к профессиональной деятельности, позволяет выявить те стороны, которые в повседневности ограничены или сдерживаются: потребность в разнообразных впечатлениях, азарт состязательности, стремление получить общественное одобрение и др. В праздниках профессиональных сообществ различают два аспекта — «внешний» и «внутренний». Внешне праздник воспринимается неким коммерческим «продуктом», элементом рекламы, презентации. Изнутри он возвращает участника действия к «вечному настоящему», к «мифологической модели», способствует культурному самоопределению. В празднике «культуросообразно» организованном эти проявления образуют единый праздничный текст. и

2. Структура профессионального праздника обладает как общими, так и специфическими чертами, что выражено в особенностях событийной основы, хронотопе, символике праздничной трапезы. Мир символов праздника обеспечивает особое эмоциональное воздействие на участников праздничного события на их личностное мироощущение, способствует профессиональной адаптации и идентификации.

3. В процессе празднования помимо эмоциональной разрядки происходит трансформация ценностных установок участников в соответствии с аксиологическим потенциалом действа. Существует связь между восприятием трудовой1 деятельности в обществе и формированием профессиональных праздников, т.к. праздник находится во взаимной зависимости с ценностями, утверждаемыми1 в обществе в тот или иной период времени, является их проводником-и развивается в соответствии,с религиозной и культурной традицией.

4. Интегративная связь праздника и игры в профессиональных праздниках в яркой действенной форме помогает обыгрывать трудовой процесс. Игровая общность людей, возникающая в праздничном действии, служит проводником ценностных ориентаций и эмоционального отклика.

5. В системе организационной- культуры праздник способен содействовать сохранению устойчивости норм и ценностей, неизменности жизни коллектива, соответственно заданным установкам, хранителем уникальных ритуалов, легенд, церемоний. Корпоративная культура получает раскрытие в празднике, проявляющем её возможности и смыслы.

6. Современные профессиональные праздники, помимо гедонистической и рекреативной функций, помогают адаптации человека к новейшим экономическим условиям, формируют ценностные установки и интерес к новым формам занятости. Представляя появляющиеся профессии, демонстрируя инновационные технологии, праздники могут содействовать осознанию профессиональных возможностей личности с учетом требований времени. На основе выявленных предпосылок показано, что наиболее общими тенденциями развития профессиональных праздников являются: a. возникновение новых форм трудовых праздников, позволяющих в яркой форме популяризировать результаты труда, утверждать ценность мастерства и профессионализма; b. расширение рамок праздничного общения между представителями различных сфер трудовой деятельности от межпрофессионального до международного уровня; c. возрождение в празднике этнической самобытности (в том числе, русской), духовно-нравственных основ народной трудовой культуры, построенной на ориентирах служения профессии, выполнения долга, идеалах любви, заботы, наставничества, в противовес всеобщей «эко-номизации»; d. наряду с массовым - развитие индивидуального начала, создание условий для равных возможностей и признания заслуг всех участников профессионального праздника; e. усиление роли профессиональных праздников в профориентации молодежи, популяризации дефицитных профессий; f. расширение технических возможностей используемых в праздниках, особенно если новации связаны с трудовым процессом, усиление влияния на культуру профессионального праздника телевизионной шоу-культуры как элемента глобализации.

В исследовании применяется междисциплинарный подход, основанный на работах культурологов, психологов, историков, философов, этнографов, фольклористов, антропологов, социологов.

Анализ профессиональных праздников осуществлен на основе комплексной методологии, включающей в себя общие и специальные методы: этнологический, сравнительно-исторический. Компаративистский метод с применением системного подхода в изучении культуры позволил сопоставить различные праздники профессиональных сообществ в современной России в целях типологизации. Применялись системно-функциональный, аксиологический, структурный, семиотический и деятельностный подходы.

Источниковая база исследования включает в себя - интервью с действующими режиссёрами-постановщиками праздников и участниками праздников - представителями конкретных профессий, а также включённое наблюдение.

Основные материалы диссертации были обсуждены в ходе научно-практических конференций: «Культура и образование - неприкосновенный запас XXI века» СПб, 16-17 мая 2000г.), «Культурная политика и профессиональная деятельность» (СПб, 20-22 апреля 2002 г.), на семинаре режиссёров массовых праздников и театрализованных представлений, проводимом Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с Гос. Росс. Домом народного творчества (Тула, 30.11.-4.12. 2004), на научной конференции аспирантов и студентов «Современные проблемы исследования культуры» 10.04. 2007 г. в СПбГУКИ.

Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры теории и истории культуры ФГОУ ВПО СПбГУКИ.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса «Культурология», «История мировой культуры», «Праздничная культура современности», «Профессиональный праздник в культуре», дисциплины «История искусства театрализованных представлений и праздников», в подготовке спецкурсов по режиссуре профессиональных праздников, а также при изучении отдельных структурных элементов праздника. Материалы исследования имеют также практически-прикладной характер и могут применяться в режиссёрско-постановочной работе при организации и проведении профессиональных праздников. г

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Алексеева, Елена Владимировна

Заключение

Проведённое исследование позволило рассмотреть профессиональный праздник как устойчивый,элемент праздничной культуры, имеющий наряду с общегосударственным, религиозным и семейным важнейшее значение в идентификации человека как гражданина, субъекта профессии, члена социума. Выделен-ность феномена профессионального праздника в праздничной культуре обусловлена специфическими критериями - он фиксирует систему ценностей профессионального сообщества; утверждает профессиональную этику; передаёт из поколения в поколение цеховую символику, опыт, традиции; служит средством объединения и установления диалога профессионалов; формирует эстетическое отношение к профессиональной деятельности человека, популяризирует необходимые обществу на данном этапе профессии.

Профессиональный праздник представляет собой систему праздничных событий, обусловленных энергией повседневного бытия человека, структурирующих это бытие и придающих ему ценностные основания, акценты и значимость в жизни человека и общества. Исконно присущее праздничному действию объединение временного измерения, выраженное в подготовке к празднику (создание праздничной ситуации), самого праздничного действия и наличие постпраздничной рефлексии (воплощение режиссерской сверхзадачи), позволяет ощутить нить связующую прошлое, настоящее и будущее.

Хронотоп профессионального праздника структурирует праздничное действие, придаёт ему подлинность, противостоит возможной фальши, посредствам реальных предметов, документов, документов, фактов. Всё это помогает воссоздать эмоциональное состояние присущее празднуемому событию в прошлом, вновь испытать катартические переживания, сплачивающее празднующую общность на основе единых интересов и устремлений.

В традиционных основах праздников профессиональных сообществ заложена общая архетипическая основа праздника и практической деятельности человека, выраженная в стремлении воспроизвести акт Божественного Творения: превращения хаоса в космос. Различие проявляется в итоговом результате - в труде он утилитарен и направлен на достижение практических целей, а праздничное действие условно-символично, в нём обнаруживается существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание.

Но, отдавая дань современности, праздник тоже стремится к прагматике, расширяя свои экономические возможности.

Сегодня профессиональный праздник, это яркое самобытное действие, включающее в себя, как правило, несколько творческих акций, отвечающих современным требованиям развития технических возможностей, объединяющих членов профессионального сообщества, привлекающее внимание молодого поколения, но сохранивший всё самое лучшее из своего прошлого. В период становления рыночных отношений и развития деловой жизни общества, когда одним из важнейших аспектов является возрождение духа предпринимательства, инициативы, личной ответственности во всех сферах жизни, профессиональные праздники являются показателем ценностных установок общества, проводниками процессов осмысления трудовой деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологических наук Алексеева, Елена Владимировна, 2008 год

1. Абрамян JI.A. Беседы у древа / JI.A. Абрамян. М. : Языки славянской культуры, 2005.-272 с.

2. Абрамян JI. Время праздника / JI. Абрамян // Отечественные записки. 2003.- № 1. С. 153-160.

3. Абрамян JI. Возрождение из Хаоса / JI. Абрамян. М. : Знание - сила. - 2004. -№ 12. - С. 23-27.

4. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря / Т. Агапкина. М. : Индрик, 2002. - 814 с.

5. Аникеев С.В. Корпоративные ценности как атрибут удовольствия / С.В. Аникеев // Феномен удовольствия в культуре: сб. науч. ст. СПб, 2004. - С. - 354358.

6. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьёзного / Т.А. Апинян. СПб. : СПбГУ, 2003.-400 с.

7. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам / М. Архангельская.- М. : ЭКСМО, 2002. 159 с.

8. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. М. : Яз. славян, культуры, 2005. - 217 с.

9. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов /А.К. Байбурин. СПб. : Наука, 1993. -273 с.

10. Балла О. Праздник и пустота / О.Балла // Знание — сила. 2004. - № 12. — С.28-39

11. Бауман 3. Возвышение и упадок труда / 3. Бауман, пер. с англ. В. Иноземцева // Социологически исследования. 2004. - №5. - С. 5-144.

12. Бахтин М.М. К вопросам теории смеха. Т. 5 Собр. соч./ М. Бахтин, М. 1997. - С. 48-49.

13. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М Бахтин. — М.: Художественная литература, 1990. 544 с.

14. Белоусов Я. П. Праздники старые и;новые: (Некоторые философские аспекты проблем празднования) / Я.П. Белоусов. Алма-Ата : Казахстан, 1974. -198 с.

15. Бенифанд А. В. Праздник: сущность, история, современность /А.В.Бенифанд. -Красноярск: Краснояр. Университет, 1986. — 140 с.

16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. -М. : Попурри, 2006.- 512 с.

17. Блинова Г.П. Русские народные праздники (история и теория) </ Г. Блинова, М. : Вузовская книга, 2000. 164 с.

18. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности /В.А.Бодров. М. : 1991. - 88 с. >

19. Большаков В.П. Ценности культуры и.время / В.Большаков. В. Новгород : НГУ, 2002-110 с.

20. Бреев Б. Труд в условиях рыночной трансформации / Б. Бреев // Общество и экономика: сб.ст. -М. : Наука, 2003. -№1. С. 93-101.

21. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV-XVIII вв.: в Зт. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Пер. с фр. Л.Е. Куббеля / Ф. Бродель. М:: "Весь Мир", 2006. - 551 с.

22. Бузаева Е.Г. Сущность и основные типы корпоративной культуры / Е.Г. Бу-заева // Экономическая политика: пути и достижения. 2000. - № 1. - С. 125131.

23. Булгаков С.Н. Собрание сочинений в 2-х т. Т.1. Философия хозяйства. / С.Н. Булгаков. -М. : Наука, 1999. С. 603.

24. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности / Б. Вальденфельс // СОЦИО-ЛОГОС Вып. 1 Общество и сферы смысла. — М. : Прогресс, 1991. - С. 17-23.

25. Вебер М. История хозяйства; Город. Пер. с нем. М. : Канон-пресс-Ц.: Кучково поле, 2001.-574 с.

26. Вебер М. Образ общества / М. Вебер. М. : Юрист, 1994. - 702 с.

27. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н.Велецкая. М. : София, 2003. - 240 с.

28. Винокурова У.А. Солнцебог Покровитель Лошади / У. Винокурова, Н.Андреев. - Якутск : Бичик, 2002. - 104 с.

29. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации / Отв. ред. Е.С. Кузьмина. Новосибирск : Наука, 1992. - 141 с.

30. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян /Л.Н. Виноградова. М.: «Индрик», 2000. - 430 с.

31. Воловикова М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека / М.Воловикова, Тихомирова С., Борисова А. М.: ПЕРСЕ, 2003. - 143 с.

32. Волчук С. Корпоративный праздник. Организация: шаг за шагом / С. Волчук. СПб.: Изд. «Питер», 2006. - 160 с.

33. Время и пространство праздника. / Одиссей. Человек в истории, гл. ред. А.Я. Гуревич М. : Наука, 2005. - 470 с.

34. Выпускник петербургской школы в зеркале времени: по материалам исследований ценностных ориентаций выпускников петербургских школ 1993-2003 гг./ Под ред. С.Г.Вершловского - СПб. : СПбАППО, 2004. - 95 с.

35. Выставки и фестивали в Ярославле. Конуркина Е. Агентство прямого действия PRO-ЛИНИЯ : Электронный ресурс. Сайт выставок и фестивалей, проводимых в Ярославле. Режим доступа: http://varflower.pro-linia.ru/

36. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в переходный период социальной трансформации / В. Гаврилюк // Социологические исследования. — 2002. -№1.- С. 96-105.

37. Гоголев А.И. Традиционный календарь якутов / А. Гоголев. Якутск. : ЯГУ, 1999.-71 с.

38. Голицын Ф. Праздник время праздное / Ф. Голицын. - М. Знание - Сила. -2004. -№ 12. -С. 20-22.

39. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. Т.1: Феномен средневекового урбанизма / Отв. ред. А.А., Сванидзе. М.: Наука, 1999. -390 с.

40. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. Т. 2: Жизнь гогрода и деятельность горожан. / Отв. ред. А.А. Сванидзе. М.: Наука, 1599.

41. Град ремёсел на Онеге / А.Монахова, Е.Кульпина // Народное творчество. -№'2. -2004. С.8-11.

42. Грейсон Дж.К. мл., О'Делл К. Американский'менеджмент на пороге XXI века: Пер с англ. /Авт. предисл. Б.З. Мильнер. М.: Экономика, 1991. - 319 с.

43. Грошев И.В. Организационная культура: учебное пособие / И.В.Грошев, П.В.Емельянов, В.М.Юрьев. М. : ЮНИТИ - ДАНА , 2004. - 288 с.

44. Гулиев Ш. Вину можно служить как идее. Электронный ресурс.: газета «Одесские известия» (Электрон. Газета). Режим доступа к газете: http://izvestiya.odessa.gov.ua/Main.aspx?sect=Page&PageID=7547

45. Гуревич А.Я. Избранные труды. В 2 т. Т.2. Средневековый мир / А.Гуревич, отв. Ред. Е. Носенко. М., СПб. : Университетская книга, 1999. - 559 с.

46. Громыко М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. М. : Молодая гвардия, 1991.-445 с.

47. Даль В.И. Толковый словарь русского языка /В. Даль. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-736 с.

48. Дракевич В.П. Светская праздничная жизнь Средневековья: IX-XVI вв. / В.П. Дракевич. М. : Индрик, 2006. - 432 с.

49. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. СПб. : Питер, 2001. -238 с.

50. Егоров А. Труд и отдых в русском быту. В 5 т. Т. 5 ( XIX в.) / А. Егоров // Из истории русской культуры. М. : Языки русской культуры. 1996. - С. 518530.

51. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 2000.-591 с.

52. Ехалов А. Пироги и кони / А. Ехалов // Праздник. 2003. -№3. - С.20-23.

53. Жигульский К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые. Размышления социолога) / К. Жигульский. М.: Прогресс, 1985. - 336 с.

54. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /М. Забылин, Ростов-на-Дону:Изд. Феникс, 1996. - 608 с.

55. Захаров А. Феноменология праздничного мироощущения / А.Захаров // Сб. ст. Общество, культура, мировоззрение. М. : Институт философии АН СССР, 1988. - С.27-38.

56. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография /Д. Зеленин. М. : Наука, 1991. -511 с.

57. Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы / Ф. Зелинский, репринтное воспроизведение издания 1911г. СПб.: Алетея, 1997. - 416 с.

58. Зиммель Г. Избранное. /Г. Зиммель. М. : Юрист 1996. - 608 с.

59. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. М.: Наука, 1980.-303с.

60. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Пер. с нем. / В. Зомбарт. М. : Наука, 1994. -442 с.

61. Иванов К.А; Многоликое средневековье / К. Иванов. СПб. : Алетейа, 2001. 462 с.

62. Ивлева JI. М. Ряженье в русской традиционной- культуре / Л.М.Ивлева. СПб. : 1994.-235 с.

63. Иконникова С.Н.: История культурологических теорий: Учеб. .Пособие. В;3 4. / С.Н; Иконникова. СПб. : Культ-Информ-Прессс, 2001. - Ч. 1 Теоретические проблемы культурологии: - 104 с.

64. Ильин И. Путь к очевидности / И.Ильин. -М. : ЭКСМО-ripecc, 1998. 911 е.

65. Ионин Л:Г. Альфред.Шюц и социология повседневности. //Современная аме риканская социология. Сб; статей, M: :1994i С. 134-146.

66. Ионин Л; Пир /Л; Ионин // Отечественные записки. 2003. - № 1. - С. 56-69.

67. Исаенко В. П. Праздничная культура русского народа, как ценностно-адаптационный феномен. / В. П. Исаенко. Моек гос. соц. ун-т, О-во "Радетели просвещения", 1998.-131 с.

68. Каган М.С. Морфология искусства /М.С.Каган. Л. : Искусство, 1978. - 440 с.

69. Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR / А.Э. Капитонов, Э.А. Капитонов:-М.: Март, 2003. —416 с:

70. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. М. : ОГИ, 2003 -296 с.

71. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М.: Академия, 2004.-336 с.

72. Климов Е. А. История психологии труда в России./Е.А. Климов. 2-е изд. -М.: Издательство МГУ 1992. - 220 с.

73. Климов Е.А. Образ-мира в разнотипных профессиях. / Е.А. Климов. М. : Издательство МГУ 1995.-222 с.

74. Ключевский ВЮ. Русская история: Избранные: лекции / В.О. Ключевский. -Ростов н/Д : Феникс, 2002.- 672 с.

75. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Коно-вич. М.: Высшая школа, 1990i - 208 с.

76. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. / И.Н. Котова, Ко-това А.С. СПб. : Паритет, 2003. - 240 с.

77. Косарев А.Ф. Еда Трапеза - Пир: их семантика и онтология / А.Ф. Косарев // Философия пира: сб. науч. ст. - СПбГУ, 1999. - С. 95-100.

78. Котлярчук А.С. Праздничная культура в городах России и Белоруссии в XVII вв. / А.С. Котлярчук. СПб. : Петербургское востоковедение, 2001. - 240 с.

79. Корпоративные мероприятия в компаниях Санкт-Петербурга // Телескоп: наблюдение за повседневной жизнью петербуржцев: Журнал социологических и маркетинговых исследований. — 2005. № 2. - С. 43-45.

80. Кретен Н. Праздники / Н. Кретен, пер. с фр. Корнеевой Л.Ю. М. : ACT, 2002. - 80 с.

81. Кривцун О. А. Психология искусства / О.А.Кривцун. М. : Изд. Лит инст. им. А.М.Горького, 2000. - 224 с.

82. Круглова Л. Пир как квинтэссенция культуры /Л.Круглова // Философия пира: сб. науч. ст. СПбГУ, 1999. - С. 31-35.

83. Крюкова Н.С. История геральдики / Н. Крюкова. М. 1989. - 240 с.

84. Культура имеет значение: Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. : Московская школа политических исследований, 2002. - 315 с.

85. Культура Вологодской области Электронный ресурс., http://www.cultinfo.ru/ ОНМЦКПК. - Программы, проекты. Режим доступа: http://www.cultinfo.ru/onmc/centrs/programm.

86. Лебедева И. О некоторых особенностях японской системы управления/И; Лебедева // Материалы Международной конференции«Японский феномен: взгляд из Европы» Москва, 28-29 сентября 2001. - С. 124-137.

87. Леви-Брюль Л- Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М. : Педагогика-Прессс, 1999. - 608 с.

88. Леви-Строс К. Мифологики. В ; 4 т, Т.1. Сырое и приготовленное. Пер. Н:Маньковсеая / К. Леви-Строс.- М.,: СПб., 2000^ 398^с.

89. Леви-Строс К. Мифологики. В 4 т. Т.3'Происхождение:застольных обычаев; Пер. Н.Маньковсеая / К. Леви-Строс. М., СПб. : Университетская книга. — 2000.-459 с.

90. Лейкин М: И. Праздник для«всех и для каждого /М;И.Лейкин. СПб. : ПЦ

91. Лёндри Ч. Возрождение городов через культуру / Ч. Лэндри, Л. Грин, Ф.Матарасо, Ф. Бьянчини. СПб. : Изд. «Нотабене», 2000. - 143 с.

92. Ленк X. Трудовая этика: неизбежность перемен? / X. Ленк // Человек. 1998. -№5.-С. 35-43. . . .98: Липе Ю. Происхождение вещей; Из истории культуры человечества /

93. Ю. Липе. Смоленск : Русич, 2001 -512,с. 99! Лихачёв^ Д.С. О национальном характере русских / Д.С. Лихачёв // Вопросыфилософии. 1990. - №4 - С. 3-6. 100. Лосев А. И. Диалектика-мифа/А. Лосев. - М.: Правда, 1990. -468 с.

94. JIyicoc В. Национальная идея сквозь призму праздничного стола / В.Лукос // Отечественные записки. 2003. - №1

95. Любченко B.C. Л Знание в контексте практик / В.Любченко. Ростов н/Д : "Пегас", 1998. - 192 с.

96. ЮЗ.Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление (опыт истори-ко-теоретического исследования) / А. И. Мазаев. — М.: Наука, 1978. 392 с.

97. Магун В. Трудовые ценности российского населения / В.Магун // Вопросы экономики. 1996. - №1 - С.47-62.

98. Мазерина А. Ремесло за плечами не виснет /А. Мазерина // Народное творчество. -2000. -№ 4. С. 6-10.

99. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. /С. В. Максимов. -М. : ACT, 1999.-512 с.

100. Максютин Н. Ф. Культурологические аспекты праздника / Н.Ф. Максютин. -Казань: Медицина, 1999. 96 с.

101. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб. : Але-тейя, 1999-294 с.

102. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Ч. I: А-Л. Ч. II: М-Я / С.Т. Махлина СПб.: 2000. - 552 с.

103. ПО.Махлина С.Т. Семиотика сакрально-религиозных представлений / С.Т.Махлина. СПб. : Алетейя, 2008. - 172 с.

104. Ш.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. -М.: Дело, 1992. 702 с.

105. Михайловский А. Грустно теперешнее зрелище праздника /А. Михайловский // Отечественные записки. 2003. - № 1. - С. 23-36

106. Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов / А.Д. Мухачёв. Новосибирск, 2001.-282 с.

107. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома /А. Ф. Некрылова. СПб: Азбука-классика, 2007. - 768 с.

108. Николаев Н.А. Истоки славянской мифологии / Н. Николаев, В.А. Сафронов-М. : «Белый волк», 1999. 312 с.

109. Новиков М. А. Введение в методологию игровой деятельности / М.А. Новиков, М. : Эгвейс, 2005. 48 с.

110. Новицкая Л.Ф. Проблемы нравственного самообретения в пространстве интерсубъективности / Л.Ф.Новицкая. Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. - 128 с.

111. Носкова О. Психологическое знание о труде и трудящемся в России XIX -XX в.в. / О. Носкова // Психологический журнал 1985. - Т.1 - №4. - С. 4654.

112. Носкова О. Г. Социальная история индустриальной психологии России. (20 — 30 г.г. XX в.) / О.Г.Носкова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология 1995. - №1. - 31-42

113. Ну аре Людвиг. Орудие труда и его назначение в истории развития человечества /Л. Нуаре, пер. И. Давидзона. Гос. Изд. Украины. - 1925.

114. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М. : АЗЪ, 1997. - 736с.

115. Орлов О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. СПб.: СПбГУКИ, 2001.-160 с.

116. Праздник в ибероамериканской культуре. Сб. ст. М.:ИМЛИ,2002 395с.

117. Панкеев И.А. Обычаи и обряды русского народа / И.А. Панкеев. М. : ACT, 2008.-539 с.

118. Панкеев И. А. Русские праздники и игры /И. А. Панкеев. М., 1999. - 413с.

119. Парцвания В.В. Философия труда / В.В. Парцвания //Отчуждение человека в процессе глобализации мира. Сб. статей. Спб. : Петрополис, 2001. С. 142157.

120. Парцвания-Чараия В.В. перспективы- человека* в глобализирующимся мире: Сб. философских статей /В.В. Парцвания-Чараия. Спб. : СПбГУ, 2003.

121. Панченко A.M. Смех как зрелище / Лихачев Д.С., Панченко A.M. // Смеховой мир Древней Руси. Л., 1976. - С. 91-183.

122. Перминова С.В. Культура в системе развития деловой активности / С. Перми-нова, Ч. 1 — Бизнес, менеджмент и культура, Ч. 2 Культура и- личность в- современном менеджменте: - СПбГУКИ, 2001. - 172, 432 с.

123. Пивоев В;М. Мифологическое сознание как способ освоение мира. /В.М. Пи-воев: Петрозаводск: Карелия, 1991. - 109 с.

124. Платонов О. Русский труд. /О. Платонов. -М.: Современник, 1991. 335 с.

125. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства / Ю. Помпеев. СПбГУКИ, 2002. - 272 с.

126. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала / В.А. Пономарен-ко. М.: Русский врач, 1997. - 269 с.

127. Потапов Л.П. Охотничьи промыслы алтайцев. / Л.П.Потапов. СПб, 2001. -168 с.

128. Пригожин А. А. Организационная культура и её преобразование / А.А.Пригожин // Общественные науки и современность. 2003. — №5. - с. 1223.

129. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования) / В.Я.Пропп. М:: Лабиринт-К, 2004. - 176 с.

130. Протанская Е.С. Гедонистический принцип в культуре и этика труда / Е.С.Протанская // Феномен удовольствия в культуре: сб. науч. ст. СПб, 2004.-С.-358-360.

131. Протанская Е. С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения: уч. пос. /Е. С. Протанская. СПб. : Алетейя, 2003. - 288 с.

132. Проект «Календарь праздников» — полный информационно-справочный ресурс по теме «праздники мира»: Электронный ресурс. ООО Продюсерский центр «Ройбер» 2005-2008. Режим доступа: http://www.calend.ru. Загл. с экрана.

133. Праздник ремёсел в Кижах // Север. 1990. - №8. - С 13-17.

134. Пряничникова Т.В. Коммуникативное пространство праздника /Т.В. Прянич-никова // Культура XXI века: Материалы науч. конф., Самара, 30-31 мая 2006 г./ Вохрышева М.Г. Самара: СГАКИ, 2006. - 4.1. - С. 137-140.

135. Пулькин В. Заонежские «бобки-бавушки» /В.Пулькин // Народное творчество. -2003.-№6.-С. 3-9.

136. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города /М.Г. Рабинович. М. : Наука, 1998. - 309 с.

137. Ранние земледельцы. Этнографические очерки. Сб. статей под ред. И. Бути-нова. JL: Наука, 1980.-221с.

138. Ретюнских Л. Т. Этика игры /Л.Т. Ретюнских. М.: Прометей, 1998. - 120 с.

139. Розин В.М. Природа и генезис игры / В. Розин //Вопросы философии. 1999.- № 6. С. 26-36.

140. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность/ О.Родин // Менеджмент № 7 1998 - М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма"- С. 67-77.

141. Романов П.В. Застольная история государства Российского. /П.В. Романов. — М.: Центрполиграф, 2002 607 с.

142. Русские: народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура./ Отв. ред. И.В. Власова. М. б.и., 2000. - 244 с.

143. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Энциклопедия. СПб. : Искусство, 2001. - 672 с.

144. Русский Север: этническая история и народная культура XII-XX вв. / И.В.Власова, А.А. Желтов, И.С. Слепцова, Т.А. Воронина; отв. ред. Власова И.В.; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М:: Наука, 2001. - 848 с.

145. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян /Б.А. Рыбаков. М.: София, 2002. -592 с.

146. Рюттингер Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.) / Р. Рюттингер. -М.: ЭКОМ, 1992.-240 с.

147. Салмин А.К. Праздники и обряды чувашской деревни (календарно-земледельческие обряды и праздники) / А. Салмин. Чебоксары. : б.и., 2001.-45 с.

148. Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. /Сост. С.Д. Ошевский. Тула: Приокское книжное издательство, 2000. - 480 с.

149. Силин А. На главной площади с оркестром. Сценарии, режиссёрские и методические рекомендации, статьи /А.Д. Силин. М. : Шанс, 1997. - 110 с.

150. Силин А. Д. Площади наши палитры: Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках /А.Д. Силин. - М.: Советская Россия, 1982.- 184 с.

151. Словарь всемирной мифологии / Составители Грушко Е.А., Медведев Ю.М. -Нижний Новгород : Русский купец, Братья славяне, 1997. 496 с.

152. Словарь славянской мифологии / Составители-Грушко Е.А., Медведев Ю.М. -Нижний Новгород : «Братья славяне», 1997. — 480 с.

153. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. / Сост. С.Д. Ошев-ский. Тула : Приокское кн. изд-во, 2000". - 488 с.

154. Словарь всемирной, мифологии: (Сост. Грушко Е. А. И Медведев Ю. М.) Нижний Новгород : «Братья славяне». 2004. — 496 с.

155. Словарь славянской мифологии. (Сост. Грушко Е. А. И Медведев* Ю. М.)' Нижний Новгород. «Братья славяне». 2007. -480 с.

156. Смирнов П: И. Движение России к рыночной цивилизации и русский национальный характер. //Вестник ЛГУ- сер. 6 1991. Вып.4. С. 72-89.

157. Снегирёв И. М. Русские в своих пословицах и поговорках / И.Снегирёв. Нижний Новгород : «Братья славяне» , 1997. 624" с.

158. Снегирёв И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды /И.М.Снегирёв.' М. : Советская Россия, 1990. - 260 с.170:Сорокин П. Система социологии. В 2 т. Т.2 Сыктывкар : Изд. СГУ, 1998. -2 И с.

159. Степанюк Л. И. Празднично-обрядовая культура, как творческая целостность. М.: МГУК, 1998. 145 с.

160. Суворов Н. Элитарное и массовое* сознание в культуре постмодернизма /Н.Суворов: СПб.: СПбГУКИ; 2004 - 372с.

161. Сунягин Г. Промышленный труд и культура возрождения. /Г.Ф. Сунягин. -Л.: Издательство ЛГУ, 1987. 160 с.

162. Суртаев В. Я. Игра как социокультурный феномен. / В.Я. Суртаев. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2005. - 268 с.

163. Сухарева Н. И. Философско культурологические основы предпринимательства. / Н.И. Сухарева. - Красноярск, 2000. - 198с.

164. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс / Н.В.Тесакова. — М. : РИП-холдинг, 2004. 188 с.

165. Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / С.А.Токарев. М.: Наука, 1983. -218 с.

166. Токарев С. А. Календарные1 обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники /С.А. Токарев. Наука, 1978. - 292 с.

167. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. Толстой. М. : Изд. «Индрик» - 1995. - 512 с.

168. Тощенко Ж.Т. Новый взгляд на понятие «корпоративная культура» / Ж.Т.Тощенко, Могутнова Н.Н. М.: Социс, 2005.- 143 с.

169. Традиционная пища как выражение этнического самосознания / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А.Воронина. М.: Наука, 2001. - 289 с.

170. Устиненко В. И. Место и роль игрового феномена в культуре/ В.И. Устиненко // Философские науки. 1980. - №2. - С. 69-75.

171. Церковно-народный месяцеслов И.П. Калинского. / Вступ. ст. В. П. Аникина. М.: Издательство ACT, 1997. - 240 с. •

172. Чукаева У.А. Корпоративная культура и паблик рилейшнз в промышленных организациях / У.А.Чукаева // Социологические исследования СОЦИС 2000. -№8.-С. 34-36/

173. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России /В.Г.

174. Федотова // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 3-23.1

175. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра./О.М.Фрейденберг. М. : Лабиринт, 1997.-448 с.

176. Фрезер Д. Золотая ветвь / Д. Фрезер. М. : Изд. ACT, 2003. - 784 с.

177. Фролова А.Н. Праздники коренных народов Северо-востока России / А.Фролова. Магадан. : Кордис, 2002. - 142 с.

178. Хахулина JI.A. Ориентации населения в сфере труда / JI. Хахулина // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. - № 6. - С. 90-106

179. Хейзинга И. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры. / Пер. Д.В. Сильвестрова. М. : Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

180. Хина Мацури Вечная энергия праздника: Реальность и мифы Страны восходящего солнца / Мацури Хина // Библиотечное дело. 2005. - № 12. - С.15-16.

181. Ходжаев Ф.А. Календарные народные праздники / Ф. Ходжаев, JI.H. Крючкова. М.: Изд. «Флинта», 2002. - 192 с.

182. Хренов Н. А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры. / Н. А. Хренов // Общественные науки и современность. 2001 -№ 2. - 56-68.

183. Хренов Н. А. Мифология досуга. / Н. А. Хренов. — М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. 448 с.

184. Хренов Н.А. Человек играющий в русской культуре / Н.А. Хренов. М. : Алетейя, 2006. - 608 с.

185. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия / Г. Цветкова // Экономист. 2000. - №4. - С. 51-56.

186. Цофнас А.Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат /А. Цофнас // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 106-118.

187. Чайковская Н. Трудовая мотивация работников промышленности: структура и динамика / Н.Чайковская // Общество и экономика. 2000. - №11-12. -С. 104-117.

188. Черняк Ю. М.Режиссура праздников и зрелищ: учебное пособие / Ю.М.Черняк. М.: ТетраСистемс, 2004. - 224 с.

189. Чугров С.В. Роль Японии в международных отношениях эпохи глобализации / С. Чугров // Материалы Международной конференции «Японский феномен: взгляд из Европы» Москва, 28-29 сентября 2001. - С. 46-53.

190. Шайн Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шайн, пер. с англ. В.А. Спивака. СПб. : Питер, 2002. - 236 с.

191. Шарипова М.Т. Современный аспект культуры труда / М.Шарипова // Актуальные проблемы социологического образования, СПб. : Русь. С. 264-267

192. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. / И.И.Шангина. Азбука-Классика, 2003. - 668с.

193. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия / М.И.Шахнович. -Л. : Наука АН СССР, 1971.- 240 с.

194. Шевелева Е. Быть сибирской бересте! / Е. Шевелёва // Народное творчество. -2003.-№6.-С. 27

195. Шевцов В.В. Категории «праздник» и «труд» в дворянской и крестьянской субкультурах (XVIII-XIX вв.) / В.В. Шевцов // Феномен удовольствия в культуре: сб. науч. ст. СПб, 2004. - С. - 160-164.

196. Шуклин В.В. Мифы русского народа. / В. Шуклин. Екатеринбург. Банк209.1Цученко В.А. Вечное настоящее культуры / В. Щученко. СПбГТУ, 2001. 230 с.

197. Эдельман О. Советские люди в праздничные дни / О.Эдельман // Отечественные записки. 2003. -№1. - С. 45-57.2И.Элвессон М. Организационная культура / М. Элвессон. Харьков. : Гуманитарный Центр, 2005. - 460 с.

198. Элиаде М. Аспекты мифа. Пер. с фр. Е. Строгановой / М. Элиаде. М. : Ака-демич. проект, 2001. — 239 с.

199. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Пер. с фр. А.А. Васильевой и др. / М. Элиаде. Щ «Ладомир», 2000. - 414 с.

200. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. Пер. с фр. / М. Элиаде. -М. : София : Гелиос, 20022. 351 с.

201. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1999.-360 с.

202. Этапы становления индустрии праздника. Электронный ресурс. http://www.c-culture.ru/go/61/ © 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: Gehapd. Заагл. С экрана.

203. Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2007 / Составители: Е.С. Протанская, А.В.Гришин, И.А. Машнин. СПб. : Фрегат, 2006. - 154 с.

204. Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2008 / Тексты: Д.А. Баранов, В.М. Вызова, Н.Н. Глазунова, Е.С. Протанская и др. А.В.Гришин, И.А. Машнин. СПб. : Фрегат, 2008 - 198 с.

205. Юдин Н.Л.' Образовательный смысл дионисийного праздника / Н.Юдин // Образование и насилие, сб. ст. под. Ред. К.С. Пирогова. СПб. : СПбГУ, 2004. -С. 122-128.

206. Юдин Н.Л. Накрыты праздничные столы / Н.Юдин // Человек. 2004. - № 6. -С. 123-131.

207. Ярушин А. Новое божоле прибыло! И это целая поэма. / А. Ярушин // Эхо планеты: Общественно-политический иллюстрированный еженедельник. -2002.-№49.-С. 34-36.

208. Ясин Е. Модернизация экономики и система ценностей / Е.Ясин // Вопросы экономики. 2003. - № 4. - С. 4-36.

209. Abbeville, Louisiana U.S. A. Giant Omelette Celebration. History of the Giant Omelette.Abbeville's Joining of the Confrerie. Internet resource. Access opened http://www.giantomelette.org/. Screen title.

210. Attenborough D. Quest under Capricorn. Lutterworth Press.: London, 1969./162 p./

211. Belgium, Beerfest in Diksmuide. Internet resource. Access opened http://www.beerfestival.be/. http://www.diksmuide.be/. Screen title.

212. Finland, The Suonenjoki Strawberry Carnival. Internet resource. Access opened http://www. mansikkakarnevaal it.fi/

213. French, La Fete du Citron® (Lemon Festival) "Corso des Fruits d'Or" (Golden Fruits Parades) Internet resource. Access openedhttp://www.feteducitron.com/menton-french-riviera-lemon-festival-uk.html

214. Hungary, Hortobagy. «Animal-Drive Out Celebrate» (celebrate the beginning of the new grazing season). Internet,resource. Access opened' http://www.hortobagvikht.hu/eng/index.php?id=rendezvenyek&subid^kihaitas '

215. Japan,- Hiroshima : Mibu Rice Planting Festival (Mibu-no-Hana-Taue) Internet resource.-Access opened http://www.iapancorner.com/hiroshima.asp

216. Peter Dobkin Hall. The organizationof American culture, 1700 1900. New York University Press, 1982. /326 p./236s This Britain. Tradition and Achievement. Macdonald: London, 1951./152 p./

217. UNESCO, org : Social and Human. Internationals Days in the UN1 System Internet resource. Access opened /http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL ID-7588&URL DO=DO TOPIC&URL SECTIQN=20r.html *дата 12.01.13.01.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.