"Театральная жизнь Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX века" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Колесникова Анна Николаевна

  • Колесникова Анна Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 236
Колесникова Анна Николаевна. "Театральная жизнь Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX века": дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2016. 236 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Колесникова Анна Николаевна

Введение

Глава 1. Условия развития театральной жизни Вятской губернии второй половины XIX - начала XX вв

1.1. Государственная политика в сфере провинциального театра. Влияние цензуры на развитие театра

1.2. Проблема театральных помещений

1.3. Финансовые условия реализации театральной жизни

Глава 2. Формы функционирования театра Вятской губернии

2.1. Профессиональный театр

2.2. Любительский театр

2.3. Народный театр

Глава 3. Театральная публика Вятской губернии второй половины XIX -начала XX вв

3.1. Социальный портрет зрителей Вятской губернии

3.2. Отношение вятской публики к театру

Заключение

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Театральная жизнь Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX века"»

Введение

Актуальность темы. В условиях мобильного, модернизирующегося мира, несмотря на создание различных высокотехнологичных устройств, появление телевидения и интернета, радикально изменивших общественные приоритеты, театр продолжает занимать важное место в системе ценностей человека. В театральной жизни проявляется значимость непосредственных межличностных контактов, которые не может заменить виртуальное общение. Как и сегодня, во второй половине XIX - начале XX вв. российское общество было поставлено в новые условия жизни, связанные с радикальной сменой привычных устоев. Изменения во всех сферах общественной жизни России во второй половине XIX в. обусловили всплеск интереса к театру, что было связано с его способностью чутко реагировать на происходившие события. Демократизация общественной жизни в России в пореформенную эпоху привела, в свою очередь, к демократизации театра, что сделало его способным активно воздействовать на умы и настроения наиболее прогрессивных слоёв общества. В изучаемый период театральная жизнь страны как никогда тесно переплеталась и взаимодействовала со всеми другими формами общественной жизни. Театр во второй половине XIX столетия по силе влияния на формирование ценностей молодёжи постепенно становился на одну ступень с великой русской литературой, а в начале XX в. едва ли не опережал её. Развитие театральной жизни привело к формированию специфической социальной среды и наполнявших её субъектов с характерными для них взаимосвязями. Это замечание верно как в отношении всей страны, так и отдельных регионов. Значимость локальной истории неоспорима в виду того, что единая история страны, история общероссийских явлений может быть понятна только в контексте изучения истории каждой местности в отдельности с присущими ей особенностями. Изучение истории театральной жизни отдельного региона, как и его части, позволяет выявить местную специфику на фоне общих тенденций развития. Особенно важно изучение местных особенностей в России в

силу обширности территории, различий не только между столицами и провинцией, но и разнообразия самой провинции. Даже в рамках одного региона различия могли быть кардинальными.

Новым направлением исторических исследований является история повседневности. Только во второй половине XX в. «обыденное, повседневное, бытовое», то, что окружает человека регулярно и кажется привычным, привлекло внимание российских историков. Как и в случае с локальной историей, в центре изучения оказывается индивид с его манерами, чувствами, привычками и процесс их изменения. Важность истории повседневности заключается именно в объекте изучения, возможности сместить приоритеты с политической, экономической, военной истории.

Объектом изучения выступает театральная жизнь провинции Российской империи.

Предмет исследования - театральная жизнь Вятской губернии в динамике исторического развития на протяжении второй половины XIX - начала XX вв.

Применительно к данному исследованию театральную жизнь следует понимать как систему, представляющую собой совокупность элементов (субъектов) театральной жизни в их социальных взаимосвязях. В качестве субъектов театральной жизни выступают, с одной стороны, профессиональные деятели театра: актёры, антрепренёры, различные служащие сцены, а с другой -лица, непосредственно не занятые в театральной деятельности, но важные в её реализации, - театральная публика, особую часть которой представляли театральные критики. Промежуточное положение между этими двумя группами занимают любители драматического искусства, принимавшие участие в театральной жизни как в качестве зрителей, так и актёров и распорядителей. Следует отметить, что театральная жизнь в её системности рассматривается не только как система сама по себе, но и как часть более крупной системы - всей общественной жизни страны на определённом историческом этапе.

В настоящей работе речь идёт о русском драматическом театре, поскольку национальный театр получил своё развитие после 1917 г.

Хронологические рамки исследования определены периодом, включающим вторую половину XIX - начало XX вв. и обусловлены двумя факторами: политикой реформ и социально-культурными изменениями. Нижняя граница определена либерализацией жизни, начавшейся с момента вступления на престол Александра II, и её влиянием на театральную общественность. Она проявилась в оживлении многих сторон культурной жизни. Социально-культурные изменения, обусловившие нижнюю хронологическую границу, связаны с модернизацией страны, формированием русского города, как более демократичного по составу населения, наполненного разночинными элементами. Следствием этого явилось резко возросшее внимание горожан к театральной деятельности, формирование театра как неотъемлемой части жизни населения, трансформация отношения к актёрской профессии от сугубо негативного до признания её достойной уважения. Верхняя граница - февраль 1917 г. - связана со сменой политического режима, что привело к утверждению новых форм и принципов функционирования театрального дела на всей территории страны. Новации предполагали отказ от старых имперских представлений о развитии театра и, с точки зрения социально-культурного фактора, создание новой культуры (в 1917-1918 гг. был начат процесс ликвидации антреприз).

Территориальные границы исследования охватывают Вятскую губернию в её дореволюционных пределах. В работе рассматривается театральная жизнь губернской столицы, крупных уездных центров и различных небольших населённых пунктов. В течение изучаемого периода в состав губернии входило 11 уездов, характеризовавшихся неравномерностью в развитии торгово-промышленной деятельности. Число уездов было практически одинаковым во всех губерниях урало-поволжского региона. Выбор Вятской губернии обусловлен тем, что российская провинция характеризовалась существенными различиями, проявлявшимися в развитии экономики и культуры. Вятская губерния не имела

городов, являвшихся культурными и торгово-промышленными центрами, сопоставимыми с городами Казанской и Пермской губернии. Первый вуз Вятского края (Вятский учительский институт) появился лишь в 1914 г. Крупнейшими предприятиями были государственные Ижевский, Воткинский и частные Омутнинские и Холуницкие заводы. Торговля была наиболее развита в Вятке, Сарапульском и Яранском уездах. Размещение торговли и промышленного производства, как правило, оказывало положительное влияние на степень развития театральной жизни уездов. В советское время на этой территории частично или полностью были образованы Кировская область, Татарская, Удмуртская и Марийская АССР.

Степень изученности темы. На протяжении большей части XX столетия в отечественной историографической традиции исследовательский интерес в значительной мере был смещён в сторону социально-экономической и политической истории. Кроме этого, исследовательские работы были связаны с изучением истории наиболее активной части общества, сосредоточенной, как известно, в столицах. Провинция как самостоятельный предмет исследования занимала подчинённое центру место. В то же время периферия предоставляет огромные информационные возможности для изучения дореволюционного театра. Как пишет о реалиях имперского периода русской истории советский театровед И.Ф. Петровская: «...провинция - это вся Россия, кроме двух точек: старой столицы - Москвы и новой - Петербурга»1. Но только со второй половины XX столетия традиционное отношение к изучению культурной жизни регионов начало существенно меняться.

Первоначально интерес учёных был направлен на историю российского театра. Театральная жизнь как предмет исследования была заявлена значительно позже, но, безусловно, её изучение опиралось на труды историков театра. Всё многообразие научных исследований по проблеме провинциального театра можно

1 Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России, вторая половина XIX в. Л.: Искусство, 1979. С. 5.

разделить на три основных периода: дореволюционный, советский и постсоветский2.

Первые вопросы по развитию дореволюционного провинциального театра были подняты во второй половине XIX - начале XX вв. Одной из первых таких работ стало исследование А.С. Гациского, в котором автор описал процесс

-5

формирования нижегородского театра . Им было исследовано развитие интереса к театру со стороны публики и влияние на этот интерес социально-политических событий, происходивших в стране в 60-е гг. XIX столетия. Состояние других двух крупных провинциальных театров - Одессы и Харькова - проанализировал Л.Н. Самсонов. Автор показал положение антрепренёров и артистов в пореформенное время. Критически оценивая систему антрепризы как эксплуатации артистов, в качестве перспективного проекта развития театрального дела он предложил создание общины русских актёров4. Тема необходимости изменений в деятельности российских театров нашла продолжение в работах конца XIX в.5 В это же время вышел исторический очерк Н.И. Николаева о развитии драматического театра в Киеве, начиная с первых лет его существования6. В работе был проанализирован репертуар, его особенности в отдельные театральные сезоны. Главным итогом развития театра автор считал формирование его общедоступности. История всероссийского театра, с его точки зрения, возможна лишь в результате соединения в единое целое материалов по истории театров наиболее крупных провинциальных центров страны.

В дореволюционной историографии в рамках истории театра ещё одной проблемой, разрабатываемой исследователями, являлся народный театр. Этот тип театра создавался для зрителя мало или совсем необразованного, который не мог в связи со статусом и материальным положением посещать обычный драматический театр. Именно из таких зрителей и состояла большая часть

2 Яговкина А.Н. Отечественная историография истории русского провинциального театра второй половины XIX -начала XX века // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2012. Вып. 3. С. 139-144.

3 Гациский А.С. Нижегородский театр (1798-1867). Н.-Новгород, 1867.

4 Самсонов Л.Н. Театральное дело в провинции. Одесса. 1875.

5 Раббрин Д.К. К преобразованию театрального дела в России. СПб., 1901.

6 Николаев Н.И. Драматический театр в городе Киеве. Исторический очерк (1803-1893 гг.). Киев, 1898.

п

населения страны. К теме народного театра обратился А.М. Уманский . Автором была отмечена важность и необходимость развития такого театра, главная цель которого должна была заключаться в формировании народной нравственности. Кроме того, исследователем были рассмотрены репертуар и социальный состав зрителей народного театра.

Наиболее содержательной работой обозначенного периода является труд Н.В. Дризена. Развитие российского театра исследователь начал с XVIII века и довёл до второй половины XIX столетия. Значимость данной работы заключается в широте охватываемых Н.В. Дризеном вопросов из истории дореволюционного театра. Наибольший интерес представляют наблюдения автора , во-первых, о том, что в разных провинциальных городах в условиях отсутствия постоянных

развлечений организовывались домашние спектакли; во-вторых, о существенной

8

роли государства в развитии народного театра .

В своих исследованиях и А.М. Уманский, и Н.В. Дризен полагали необходимым обращение русских театральных деятелей к положительному опыту западных государств, таких как Англия и Франция, по созданию народных театров.

Накануне Первой мировой войны в свет вышел коллективный труд, посвящённый истории русского театра под редакцией В.В. Каллаша и Н.Э. Эфроса. Однако описание авторами работы провинциального театрального дела

9

занимало подчинённое центру место .

Итак, работы по истории провинциального театра начали появляться только во второй половине XIX - начале XX вв., представляя собой первые попытки анализа и осмысления фактического материала, накопленного исследователями. В рамках дореволюционной историографии проблема истории провинциальной сцены была рассмотрена на примере Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и Харькова. Остальные исследователи, обращаясь к вопросу развития

7 Уманский А.М. Народные театры в Петербурге. Исторические наброски. СПб, 1898.

8 Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. М., 1913.

9 История русского театра / Под ред. В.В. Каллаша, Н.Е. Эфроса. Т. 1. М., 1914.

провинциального театра, по сравнению со столичным, рассматривали его как второстепенный.

С установлением советской власти в стране начался пересмотр культурного наследия дореволюционной России. Особенностью советской историографии являлась определённая зависимость от господствовавшей идеологии, поэтому обращение к вопросам, даже связанным с историей культуры, в частности, театра, во многом определялось курсом партии в жизни государства. В период культурной революции произошёл отказ от многих ценностей предыдущего периода. Не признавая их, большевики стремились создать собственные ориентиры, направленные на формирование социалистической культуры. Это стало причиной отсутствия работ по истории дореволюционного театра вплоть до конца 1920-х гг. Начиная с этого времени, наметился постепенный пересмотр исключительно негативного отношения к искусству предшествующей эпохи. Среди исследований этого типа следует отметить монографию советского историка театра В.Н. Всеволодского-Гернгросса. Наиболее важным представляется обращение исследователя к истории провинциального театра, лицо которого он попытался воссоздать. В.Н. Всеволодский-Гернгросс акцентирует внимание на низком профессионализме и бесправии провинциальных актёров. Автор также обратился к архитектуре театральных зданий, некоторым особенностям регионального театра. Итогом его размышлений стал вывод, что провинциальный театр не имел художественного значения, будучи полностью зависимым от императорской сцены10. Вплоть до послевоенного времени исследование В.Н. Всеволодского-Гернгросса оставалось наиболее масштабной работой, охватившей значительный круг вопросов по истории дореволюционного и в том числе провинциального театра. Автором ещё одной работы этого периода, написанной в эмиграции, являлся Е.А. Зноско-Боровский. Наряду с характеристикой театра XX в. автор привёл краткий очерк развития русского театра с момента появления его в России. Он полагал, что

10 Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра. Л.; М.: Театр. Кино. Печать, 1929.

причиной, по которой русские правители решили создать театр, являлось подражание Западу и стремление сблизится с Западной Европой. Кроме того, по мнению исследователя, некоторые элементы русской драматургии XIX в. были заимствованы из западных пьес11.

Усиление контроля партийно-государственного аппарата над культурной жизнью страны, вновь наблюдавшееся в послевоенное время, не могло не сказаться на характере работ по истории дореволюционного провинциального театра. В конце 1940-х гг. вышел содержательный очерк по истории драматического театра в России, написанный С.С. Даниловым. Наряду с главами, посвящёнными становлению таких жанров, как комедия и водевиль, взаимодействию с театром в качестве драматургов А.С. Пушкина, А.П. Чехова, М. Горького, в работе содержится и глава о развитии провинциального театра. Марксистская идеология обусловила негативное отношение автора к антрепренёрам, которые «в целях собственной наживы беспощадно

эксплуатировали актёров», что позволяло говорить об «иге театральных

12

предпринимателей» . С точки зрения исследователя, такая позиция большинства организаторов театрального дела, видевших в театре разновидность коммерции, лишала провинциальную сцену связи с настоящей художественной работой. Положение было небезнадёжным, по мнению автора, только благодаря ряду выдающихся артистов, работавших в провинции. Однако основная масса актёров периферии значительно уступала по качеству своей игры артистам императорских театров. Таким образом, по мнению С.С. Данилова, как и В.Н. Всеволодского-Гернгросса, уровень подготовки провинциальных актёрских кадров был невысоким, а также в такого типа театре не было никакой художественности. Итак, работа С.С. Данилова продолжила анализ проблем, намеченных в 1920-е гг. В.Н. Всеволодским-Гернгроссом. В исследованиях обоих авторов в отношении регионального дореволюционного театра прослеживалась тенденция,

11 Зноско-Боровский Е.А. Русский театр начала XX в. Прага: Пламя, 1925.

12 Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.; Л.: Искусство, 1948. С. 412.

выразившаяся в изображении бесправного положения актёров и всесилии антрепренёров.

В 1957 г. вышла работа Ю.М. Курочкина, посвящённая истории уральского театра, в которой были систематизированы материалы, набранные автором по данной теме. В работе ярко прослеживается тенденция показать важную роль провинциального театра в театральной системе Российской империи. С точки зрения исследователя, без обращения к истории провинциального театра невозможно во всей полноте понять историю общероссийского театра, поскольку многое «остаётся неясным, недосказанным, неверно понятым,... умаляются достижения и заслуги нашего театрального прошлого, принижается его

13

общественное и культурное значение» .

В конце 1960-х - 1970-е гг. положение в театральной историографии кардинально изменилось. Произошёл всплеск публикаций работ по проблемам истории русского дореволюционного театра. Так, в сборнике, посвящённом развитию художественной культуры рубежа XIX-XX вв., была опубликована статья А.Я. Альтшуллера о провинциальном театре. Наибольшее внимание в нём было уделено репертуару, при анализе которого в основном рассматривались постановки пьес драматургов, считавшихся передовыми. К таковым был отнесён М. Горький. Также работа содержала важные сведения об особенностях региональных театров, условиях существования актёров в провинции, гастролях столичных артистов. Исследование представляет собой яркий пример так называемой идеологически выверенной работы, с частым употреблением таких характерных слов как «реакционные силы» и «идейная борьба»14. Однако стоит отметить, что в отличие от исследователей первых лет существования советского государства А.Я. Альтшуллер подчёркивал самодостаточность провинциального театра, существовавшего наряду, а не в зависимости от столичного.

13 Курочкин Ю. М. Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя. Свердловск: Свердловск, кн. изд-во, 1957. С. 12.

14 Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр // Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков. Кн. 1: Зрелищные искусства. Музыка. М.: Наука, 1968. С. 158-176.

Доказательством, по мнению исследователя, являлось то, что создателями многих ярких сценических горьковских образов стали именно провинциальные артисты.

Наряду с работами по истории театра создавались обобщающие исследования по истории культуры. В конце 1960-х гг. появился очерк истории русской культуры Российского государства с эпохи Киевской Руси до начала XX в. Основное внимание уделено периоду второй половины XIX - начала XX столетия. В работе описывались ведущие театры, драматурги, актёры, тенденции развития театрального искусства. В первую очередь рассматривался столичный театр. В отношении провинциального театрального дела, которому отведено крайне скудное место, отмечалось всевластие антрепренёров, их первоочередное внимание к коммерческой выгоде. Наряду с этим приводились имена выдающихся актёров, которые являлись выходцами из провинции. Кроме того, в связи со вниманием к простому народу, к рабочим массам, авторы затрагивают проблему организации народного театра15.

Новой чертой в театральной историографии в 1970-е гг. стало изучение архивных материалов, различных печатных изданий по истории театра в качестве источников. Вопросы источниковедения театра стали предметом исследования И.Ф. Петровской. Её работа включала разделы, посвящённые основным видам источников. Наибольшее внимание уделено автором развитию драматической театральной периодической печати в XVIII - начале XX вв. - как столичной, так и провинциальной16. В конце 1970-х гг. накопленный автором материал лёг в основу монографии, посвящённой такой проблеме дореволюционного театра, как взаимодействие его со зрительской аудиторией. Это была одна из первых фундаментальных работ, в которой речь шла не столько о театре как таковом, сколько о театральной жизни. Стоит отметить, что И.Ф. Петровская обратилась к рассмотрению отношений театра и зрителей в провинции второй половины XIX в., что не было популярным сюжетом исследовательских работ изучаемого

15 Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времён до 1917 г. / Отв. ред. Ш.М. Левин. Л.: Наука, 1967.

16 Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л.: Искусство, 1971.

периода. Автором проведён глубокий анализ источников, что, в результате, позволило определить роль и положение театра в жизни обывателей, социальный состав публики, особенности репертуара, изменения в актёрском искусстве

17

провинциального театра .

В середине 1970-х гг. вновь была поднята проблема развития народного театра конца XIX - начала XX вв. Одним из ведущих исследователей, занимавшихся данным вопросом, являлся Г.А. Хайченко. Им были рассмотрены зарождение и формирование русского любительского народного театра, выявлены особенности, репертуар, связь этого типа театра с обществом. Несмотря на наличие явного идеологического подтекста, стоит отметить, в целом книга представляет собой достаточно полное, аргументированное исследование

заявленной проблемы, что доказывает широкий спектр привлечённых автором

18

источников и литературы .

В этот же период внимание историков театра было обращено к изучению театральной критики, чему была посвящена коллективная монография. Наряду с другими вопросами театральной критики второй половины XIX в. исследователи обратились к анализу развития критики и расширения газетного дела в регионах. Отмеченные тенденции проанализированы в соответствии с особенностями общественной ситуации 1860-х, а в дальнейшем 1870-1890-х гг.19

К столетию Вятского (Кировского) театра вышла работа В.И. Сазонова. В ней автор попытался представить наиболее интересные страницы истории театра столичной Вятки. В работе даётся характеристика некоторых антрепренёров, актёров, в том числе гастролировавших, более всего запомнившихся пьес. Кроме того, автор кратко привёл хронику событий с момента открытия театра для публики. Однако деятельность любительского театра затронута лишь отчасти, а работа некоторых антрепренёров осталась совсем незамеченной20.

17 Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России, вторая половина XIX в. Л.: Искусство, 1979.

18 Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX - начала XX века. М.: Наука, 1975.

19 Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века / Под ред. А.Я. Альтшуллера. Л.: Искусство, 1976.

20 Сазонов В.И. Страницы истории Кировского театра драмы. Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976.

Новый всплеск интереса к истории провинциального театра произошёл в начале 1980-х гг. Предметом исследования Е.А. Табатчиковой стало актёрское искусство в провинции в последней четверти XIX - начале XX вв. Автором раскрыты основные изменения в театральной жизни пореформенного времени, тенденции в искусстве актёрской игры. При этом в работе был охарактеризован не только сценический путь ведущих провинциальных артистов, но и ряд особенностей регионального театра, оценено влияние МХТ на его развитие21. В.Ф. Фёдорова представила историю театра XIX в. исключительно как историю

составлявших его людей - актёров, писателей, драматургов - сосредоточившись

22

при этом исключительно на сценах Москвы и Санкт-Петербурга22. Кроме того, в начале 1980-х гг. вышла работа А.Ф. Некрыловой, посвящённая русским праздникам, увеселениям и зрелищам конца XVIII - начала XX в. Её появление было связано с представлением о важной роли такого рода развлечений в процессе духовного и нравственного воспитания людей в рамках социалистической культуры. Предметом исследования стали «околотеатральные» развлечения: ярмарки, театр «Петрушки», балаганы, то есть развлечения,

23

предназначенные для простого народа . Проблема положения провинциального актёра затронута в работе В.Р. Лейкиной-Свирской. Выделены особенности работы артистов в условиях провинции. Также характеризовались подготовка

24

актёрских кадров и их численный состав24.

Многие работы конца 1980-х гг. отличались постепенным отходом от марксистских позиций в результате отказа органов руководства культурой от административных методов управления. В коллективном историко-проблемном труде, посвящённом художественной культуре второй половины XIX в., был помещён очерк О.М. Фельдмана о развитии театра в указанный период. Автор привёл различные свидетельства и мнения как о столичном, так и о

21 Табатчикова Е.А. Русское актёрское искусство в провинциальном театре на рубеже XIX - XX веков. Л., 1981.

22 Фёдорова В.Ф. Русский театр XIX века. М.: Знание, 1983.

23 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII - начала XX века. Л.: Искусство, 1984.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Колесникова Анна Николаевна, 2016 год

VII. Литература

322. Альтшуллер, А.Я. Провинциальный театр / А.Я. Альтшуллер // Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков. Кн. 1: Зрелищные искусства. Музыка. - М.: Наука, 1968. - С. 158-176.

323. Арасланова, Л.В. Вятский городской театр в «шаляпинский период» с 1896 по 1917 гг. / Л.В. Арасланова // Шаляпинские чтения. Судьба и творчество Ф.И. Шаляпина: уроки и перспективы изучения. - Киров, 2008. - С. 94-104.

324. Балыбердин, Ю.А. Общественно-политическая жизнь в Вятско-Камском регионе в начале XX века (1900-1914 годы) / Ю.А. Балыбердин. - М., 2005. - 400 с.

325. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. История русского театра / В.Н. Всеволодский-Гернгросс. - Л.; М.: Театр. Кино. Печать, 1929. - 512 с.

326. Гациский, А.С. Нижегородский театр (1798-1867) / А.С. Гациский. -Н.Новгород, 1867. - 137 с.

327. Готард, Э. Заметки о театральной критике начала XX века / Э. Готард // Вопросы театрального искусства. - М.: ГИТИС, 1975. - С. 137-155.

328. Григорьев, А.А. Театральная критика / А.А. Григорьев. - Л.: Искусство, 1985. - 407 с.

329. Данилов, С.С. Очерки по истории русского драматического театра / С.С. Данилов. - М.; Л.: Искусство, 1948. - С. 409-420.

330. Дмитриев, Ю.А. Звёзды провинциальной сцены (конец XIX - начало XX вв.) / Ю.А. Дмитриев. - М.: ГИТИС, 2000. - 176 с.

331. Дмитриев, Ю.А. Очерки по истории русского драматического театра от истоков до 1898 года / Ю.А. Дмитриев. - М.: ГИТИС, 2002. - 192 с.

332. Дмитриевский, В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века / В.Н. Дмитриевский. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. - 327 с.

333. Дризен, Н.В. Материалы к истории русского театра / Н.В. Дризен. - М., 1913. - 314 с.

334. Дьяконов, В.А. Театральная провинция - столицам / В.А Дьяконов. -Саратов: Новый ветер, 2009. - 304 с.

335. Загайнова, В.Л. К истории изучения культурных запросов рабочих Урала (рабочий театр в конце XIX - начале XX века) / В.Л. Загайнова // Положение и борьбы трудящихся Урала XVIII - начала XX в.: сб. науч. трудов / Урал. ун-т. -Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987. - С. 45-50.

336. Зноско-Боровский, Е.А. Русский театр начала XX в. / Е.А. Зноско-Боровский. - Прага: Пламя, 1925. - 444 с.

337. История русского драматического театра: В 7-ми т. / Редкол.: Е.Г. Холодов (гл. ред.) и др. Т. 5: 1862-1881. - М., 1980. - 551 с.; Т. 6: 1882-1897. - М., 1982. - 575 с.; Т. 7: 1898-1917. - М., 1987. - 586 с.

338. История русского театра / Под ред. В.В. Каллаша, Н.Е. Эфроса. Т. 1. -М., 1914. - 364 с.

339. Кауфман, Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа / Р.С. Кауфман. - М.: Искусство, 1990. - 367 с.

340. Кирсанова, Р.М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века / Р.М. Кирсанова. - М.: Артист. Режиссёр. Театр; Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 384 с.

341. Колесникова, А.Н. Антреприза Вятского концертного зала во второй половине XIX - начале XX в. / А.Н. Колесникова // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - Ижевск, 2014. - Вып. 3. - С. 156161.

342. Колесникова, А.Н. Влияние цензуры на развитие театральной жизни Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX века / А.Н. Колесникова // Инновационная наука и современное общество: сб. статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 2. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 73-76.

343. Колесникова, А.Н. Народный театр Вятской губернии в конце XIX -начале XX века / А.Н. Колесникова // Современная наука: теоретический и

практический взгляд: сб. статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 2. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 109-110.

344. Колесникова, А.Н. Театральная публика Вятской губернии второй половины XIX - начала XX в. / А.Н. Колесникова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 3 (53). Часть II. - С. 106-110.

345. Колесникова, А.Н. Театральные представления как форма деятельности комитетов попечительства о народной трезвости Вятской губернии в начале XX в. / А.Н. Колесникова // Россия и мир в конце XIX - начале XX века: материалы Седьмой всерос. науч. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов (Пермь, Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 5-9 февраля 2014 г.) / гл. ред. И.К.Кирьянов. - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2014. - С. 41-46.

346. Королёв, Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX веков / Д.Г. Королёв. - СПб: Российская Национальная Библиотека, 1999. - 328 с.

347. Костерина, А.Б. Судьба русского театра / А.Б. Костерина. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. - 176 с.

348. Костерина-Азарян, А.Б. Театральная старина Урала / А.Б. Костерина-Азарян. - Екатеринбург: Демидовский институт, 1998. - 224 с.

349. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времён до 1917 г. / Отв. ред. Ш.М. Левин. - Л.: Наука, 1967. - 652 с.

350. Кузичева, А.П. Театральная критика российской провинции: 1880-1917: комментированная онтология / А.П. Кузичева. - М.: Наука, 2006. - 592 с.

351. Курочкин, Ю.М. Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя / Ю.М. Курочкин. - Свердловск: Свердловск. кн. изд-во, 1957. - 285 с.

352. Лейкина-Свирская, В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1017 гг. / В.Р. Лейкина-Свирская. - М.: Мысль, 1981. - 285 с.

353. Ложкин, В.В. Театральное искусство Удмуртии / В.В. Ложкин. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1994. - 164 с.

354. Миненко, Н.А., Апкаримова, Е.Ю., Голикова, С.В. Повседневная жизнь уральского города в XVIII - начале XX века / Н.А. Миненко, Е.Ю. Апкаримова, С.В. Голикова. - М.: Наука, 2006. - 384 с.

355. Митрофанов, А.Г. Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке: пореформенный период / А.Г. Митрофанов. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 511 с.

356. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII - начала XX века / А.Ф. Некрылова. - Л.: Искусство, 1984. -190 с.

357. Николаев, Н.И. Драматический театр в городе Киеве. Исторический очерк (1803-1893 гг.) / Н.И. Николаев. - Киев, 1898. - 212 с.

358. Николаева, Т.К. Все трудились на общее благо / Т.К. Николаева // Прозоровский альманах : сб. науч.-исслед. материалов. - 2011. - Вып. 3.- С. 97106.

359. Николаева, Т.К. К истории театрального дела на Вятке / Т.К. Николаева // Сквозь границы: культурол. альм. - 2007. - Вып. 6. - С. 260-268.

360. Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века / Под ред. А.Я. Альтшуллера. - Л.: Искусство, 1976. - 344 с.

361. Петровская, И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра / И.Ф. Петровская. - Л.: Искусство, 1971. - 199 с.

362. Петровская, И.Ф. Театр и зритель провинциальной России, вторая половина XIX в. / И.Ф. Петровская. - Л.: Искусство, 1979. - 247 с.

363. Петряев, Е.Д. Вятские книголюбы / Е.Д. Петряев. - Киров, 1986. - С. 8389.

364. Пожарская, М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX века / М.Н. Пожарская. - М.: Искусство, 1970. - 411 с.

365. Преснецов, Р.М. Музыка и театр / Р.М. Песнецов // Энциклопедия земли Вятской. Т. 9. - Киров, 1999. - С. 416-476.

366. Русский театр 1824-1941: Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. 2-е изд. - М.: Интеррос, 2006. - 472 с.

367. Русский театр и общественное движение (конец XVIII - начало XX века). Сборник научных трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1984. - 140 с.

368. Сазонов, В.И. Страницы истории Кировского театра драмы / В.И. Сазонов. - Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976. - 96 с.

369. Свифт, Э. Развлекательная культура городских рабочих конца XIX -начале XX века / Э. Свифт // Развлекательная культура России XVIII - XIX веков. Очерки истории и теории. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - С. 300-315.

370. Сергеев, А.В. Вятская интеллигенция начала XX века / А.В. Сергеев. -Вятка (Киров), 2006. - 160 с.

371. Смирнова, Л.В. На театральных подмостках / Л.В. Смирнова // Энциклопедия земли Вятской. Т. 9. - Киров, 1999. - С. 487-498.

372. Стрельцова, Е.И. Частный театр в России. От истоков до начала XX века / Е.И. Стрельцова. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2009. - 635 с.

373. Судовиков, М.С. Губерния Вятская: исторические очерки / М.С. Судовиков. - Киров: Экспресс, 2006. - 128 с.

374. Судьба таланта. Театр в дореволюционной России / Сост., вступ., ст. и коммент. Л.В. Маньковой. - М.: Правда, 1990. - 432 с.

375. Сыркина, Ф.Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века. Очерки / Ф.Я. Сыркина. - М.: Искусство, 1956. - 368 с.

376. Табатчикова, Е.А. Русское актёрское искусство в провинциальном театре на рубеже XIX - XX веков / Е.А. Табатчикова. - Л., 1981. - 60 с.

377. Театральная периодика в России: доклады 8-ых международных научных чтений «Театральная книга между прошлым и будущим» / Сост. А.А. Колганова. - М.: РГБ по искусству; Три квадрата, 2009. - 320 с.

378. Уманский, А.М. Народные театры в Петербурге. Исторические наброски / А.М. Уманский. - СПб, 1898. - 16 с.

379. Фельдман, О.М. Театр / О.М. Фельдман // Русская художественная культура второй половины XIX века. Кн. 1 / В.Г. Кисунько [и др.] - М.: Наука, 1988. - С. 157-229.

380. Фёдорова, В.Ф. Русский театр XIX века / В.Ф. Фёдорова. - М.: Знание, 1983. - 160 с.

381. Хайченко, Г.А. Русский народный театр конца XIX - начала XX века / Г.А. Хайченко. - М.: Наука, 1975. - 367 с.

382. Честнодумов, И.Е. Народный театр в русской культуре XX века / И.Е. Честнодумов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 120 с.

383. Чудновцев, М.И. Церковь и театр. Конец XIX-XX вв. / М.И. Чудновцев. -М.: Наука, 1970. - 128 с.

384. Яговкина (Колесникова), А.Н. Деятельность Комитета праздничных развлечений Ижевского завода по организации театральных представлений в 1905-1910 гг. / А.Н. Яговкина // IV Международная заочная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире». - Краснодар, 2011. - С. 53-54.

385. Яговкина (Колесникова), А.Н. Отечественная историография истории русского провинциального театра второй половины XIX - начала XX века / А.Н. Яговкина // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». -2012. - Вып. 3. - С. 139-144.

386. Яковкина, Н.И. История русской культуры: XIX век / Н.И. Яковкина. -СПб.: Лань, 2002. - 506 с.

VIII. Диссертация

387. Загайнова, В.Л. Профессиональный и любительский театр Урала в 18611904 гг.: дис. ... канд. ист. наук / В.Л. Загайнова. - Екатеринбург, 1997. - 221 с.

IX. Авторефераты диссертаций

388. Борзенко, В.В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование: автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.В. Борзенко. - Воронеж, 2008. - 22 с.

389. Загайнова, В.Л. Профессиональный и любительский театр Урала в 1861 -1904 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.Л. Загайнова. - Екатеринбург, 1997. -18 с.

390. Кардынова, М.М. Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. (на материалах Нижегородской и Казанской губерний): автореф. дис. ... канд. ист. наук / М.М. Кардынова. -Н.Новгород, 2010. - 23 с.

391. Комиссинская, Л.В. Любительский театр Кубани XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Л.В. Комиссинская. - М, 1993. - 23 с.

392. Лапина, К.В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / К.В. Лапина. - М., 2008. - 26 с.

393. Лебедева, А.В. Культура губернского города Уфы во второй половине XIX - начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук / А.В. Лебедева. - Уфа, 2002. - 25 с.

394. Романенко, Л.В. Развитие городской культуры южно-русской провинции в XIX - начале XX века: на примере Ставрополья и Терека: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л.В. Романенко. - Ставрополь, 2002. - 26 с.

395. Рязанова, Н.В. Развитие культуры Нижнего Новгорода в 1896-1917 гг.: Исторический аспект: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Н.В. Рязанова. - Н. Новгород, 2003. - 24 с.

396. Сковикова, Е.Г. Музыкально-театральная жизнь Симбирска конца XVIII - начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е.Г. Сковикова. -СПб, 1997. - 16 с.

397. Тухватуллина, К.А. Театральная культура Южного Урала в конце XIX -первой трети XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук / К.А. Тухватуллина. -Челябинск, 2010. - 26 с.

398. Хохрякова, С.И. Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С.И. Хохрякова. - М., 1996. - 17 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.