Казанский русский драматический театр в общественной и культурной жизни Казани XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Благов, Юрий Алексеевич

  • Благов, Юрий Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 282
Благов, Юрий Алексеевич. Казанский русский драматический театр в общественной и культурной жизни Казани XX в.: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Казань. 2013. 282 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Благов, Юрий Алексеевич

Оглавление

Введение

Глава 1. Казанский драматический театр на завершающем этапе

частно-антрепризной формы организации

§ 1. Антреприза Н.И.Собольщикова-Самарина (1901-1909)

§ 2. Театр накануне и в эпоху социальных потрясений

(1910-1918 гг.)

Глава 2. Казанский русский Большой драматический театр в статусе

государственного учреждения культуры

§ 1. Процесс перехода от частно-антрепризного к советскому

репертуарному театру (1919-1934 гг.)

§ 2. «Эпоха» Г.Д.Ригорина (1934-1961 гг.). Расцвет реалистического искусства

§ 3. Театр имени В.И.Качалова в поиске новых идей и форм

(1960- 1980-е гг.)

§ 4. Начало постсоветской истории театра (1991-2000 гг.)

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Репертуар Казанского русского драматического театра

в 1901-1919 гг

Репертуар Казанского Большого драматического театра

в 1919-2001 гг

Список используемых сокращений

Материалы о работе театра со зрителями (анкеты, зрительские письма и пр.)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Казанский русский драматический театр в общественной и культурной жизни Казани XX в.»

Введение.

Духовная жизнь общества является важным фактором общественного развития, не только характеризующим уровень культуры данного общества на определённом историческом этапе, но и оказывающим значительное воздействие на развитие материального производства, развитие социально-экономических отношений. На это неоднократно указывали основоположники марксизма. Ф.Энгельс, в частности, в письме к Ф.Мерингу подчёркивавает нелепость представления некоторых идеологов, не признающих возможность «воздействия на историю» различных «идеологических областей», указывая, что всякое проявление в той или иной форме общественной мысли, явившееся следствием определённых экономических причин, в то же время

«в свою очередь становится активным фактором, может оказывать обратное

1

воздействие на окружающую среду и даже на породившие его причины». Развитие просвещения, науки, уровень грамотности населения, развитие искусства в разных его формах не только отражали уровень развитости общества, но и способствовали дальнейшему его развитию.

Одним из важных слагаемых духовной жизни общества является театр. Появившись в России в XVII веке как исключительно придворное развлече-чение, в конце XVIII в. театр становится не только важной структурой городской жизни, признаком цивилизованности и просвещённости города, но и рассматривается государственной властью как одно из важных средств идеологического воздействия на население. Не случайно Екатерина II, приехав в Казань в 1767 г., поинтересовалась, продолжаются ли театральные представления в казанской гимназии, и выразила пожелание, чтобы они непременно продолжались, чтобы «здешнее дворянство[...] посредством сих представлений могло научаться приятному обращению и необходимой в свете ловкос-

1 Фридрих Энгельс - Францу Мерингу // Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: в 2 т. М., 1976 / Т. 1, с. 96-97.

сти».~ Одновременно русский публичный профессиональный театр становится важнейшим звеном в процессе формирования русской общественной мысли, проводником наиболее прогрессивных демократических идей. Творчество драматургов Д.И.Фонвизина, В.В.Капниста, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, Н.В.Гоголя, актёров И.А.Дмитревского, П.А.Плавилыцикова, Е.С.Сандуновой, М.С.Щепкина заложило основы русской реалистической театральной школы, определило направление последующего развития русского театра по пути глубокого и правдивого отображения жизни. Путь этот был необычайно тернист и проходил в условиях непрерывной борьбы между стремлением власти ограничить деятельность театра определёнными рамками и возраставшей в обществе потребностью критического осмысления действительности. Не только явлением культуры, но и событием общественной жизни было появление пьес «Горе от ума» А.С.Грибоедова и «Ревизор» Н.В.Гоголя и постановка их на сцене. Широкий общественный резонанс вызвала постановка пьесы Г.Ибсена «Доктор Штокман» на сцене Московского Художественного театра в 1900 г. и исполнение К.С.Станиславским центральной роли. Значительным общественным событием стала также постановка пьесы А.Н.Афиногенова «Страх» с Е.П.Корчагиной-Александровской в роли большевички Клары Спасовой на сцене Ленинградского театра драмы в 1931 г. Борьба вокруг театра, за превращение его из средства развлечения господствующих классов в подлинно народный, доступный всем слоям общества театр происходила на протяжении всего XIX-го и начала XX в., была важным фактором общественного движения.

Казанский театр с самого своего основания, с 1791 года, в силу целого ряда причин играл весьма значительную роль в культурном и нравственном развитии казанского общества. Университет в Казани был открыт лишь десятилетие спустя, и театр так или иначе оказывался единственным общественным учреждением культуры и должен был взять на себя функции просве-

Рыбушкин М.С. Краткая история города Казани. Казань, 1834 / 4.1. С. 121.

щения. Активное участие прогрессивной казанской интеллигенции во главе с поэтом и известным общественным деятелем С.А.Москотильниковым, петербургских и московских актёров, приезжавших в Казань на гастроли, определили направленность его развития, его творческих устремлений.

Девятнадцатый век в истории казанского театра прошёл под знаком утверждения на его сцене принципов реализма, верности жизненной правде как в передаче человеческих характеров, так и во внешнем оформлении спектаклей. Выдающееся исполнительское мастерство таких актёров, как П.А.Стрепетова, М.И.Писарев, М.Г.Савина, В.Н.Давыдов, А.П.Ленский, А.И.Каширин, И.М.Шувалов, молодой В.И.Качалов, определяло не только художественный уровень казанского театра, но и демократическую направленность его творчества, его общественную позицию, ориентировавшую зрителя на внимание к человеку, к его внутреннему миру, достойному уважения независимо от социального положения того или иного сценического героя. Общественная значимость казанского театра находила отражение на страницах казанской печати в периодически публиковавшихся рецензиях на спектакли и на игру отдельных исполнителей, в возникавших время от времени дискуссиях о месте и роли театра в жизни казанского общества. Укреплению общественных позиций казанского театра способствовала, в определённой степени, и сформировавшаяся на протяжении XIX века система взаимоотношений между театром и городской думой. При всей неоднозначности этих отношений, постоянно возникавших противоречиях и конфликтах, тем не менее будет справедливым отметить, что казанские городские власти неукоснительно проявляли заботу о театре, заинтересованность не только в том, чтобы в городе постоянно функционировал театр, но и в том, чтобы театр этот удовлетворял запросы всех слоёв общества, чтобы спектакли театра отличались высоким художественным уровнем и с точки зрения содержания, и с точки зрения исполнения. Именно этим обстоятельствам, в конечном итоге, Казань обязана тому, что во главе казанского театра на протяжении второй половины XIX века стояли такие выдающиеся театральные

деятели, как Н.К.Милославский, П.М.Медведев, М.М.Бородай, Казань приобрела славу крупнейшего театрального центра Поволжья, получила неофициальное наименование «Поволжских Афин».

Многочисленные исследования, посвященные истории русского театра, рассматривают театр преимущественно как явление искусства. Между тем, выдающиеся деятели русской культуры - А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, А.Н.Островский — всегда видели в театре прежде всего общественное явление, средство воспитания и просвещения. Строки из печально знаменитых «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя о том, что «театр отнюдь не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нём может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чём не сходная между собою, разбирая её по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»,4 пожалуй, в наибольшей степени выразили отношение к театру всей русской передовой интеллигенции, отношение, сохранявшееся на протяжении всего XIX в. и большей части XX в.

В годы советской власти, когда театр был включён в государственную систему идеологического воспитания масс, его общественная значимость возросла неизмеримо. Неслучайно партийные органы на всех уровнях уделяли деятельности театров пристальное внимание. В 30-е годы XX в. театр сыграл важную роль в процессе социалистического строительства, в годы Великой Отечественной войны он достойно, с великим чувством ответственности и глубокого понимания нёс миссию духовной поддержки народа, его нравственных сил. Во второй половине XX в. именно театр явил первые

3

«Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя встретили резко отрицательную оценку со стороны В.Г.Белинского. Его открытое «Письмо к Гоголю» распространялось в списках по всей России.

4 Гоголь II.В.Сочинения, 12-е изд. - СПб, 1894 / Т.5 - С. 65.

признаки грядущего кризисного состояния общества. На всём протяжении своего существования театр безусловно был явлением общественной жизни, всегда играл важную роль в процессе формирования общественного сознания и сам, в свою очередь, испытывал на себе постоянное воздействие общества. Это взаимовлияние можно проследить как в процессе изучения истории русского драматического театра в целом, так и на примере одного конкретного, в данном случае Казанского русского драматического, театра.

Рассмотрение процесса взаимодействия театра и общества, выявление общественной роли театра на примере истории провинциального театра имеет принципиальное значение. Исследования, посвящённые истории русского театра, основаны, прежде всего и преимущественно, на изучении деятельности театров столичных, т.е. расположенных в Петербурге и Москве.

Провинциальные театры в этих исследованиях затронуты в весьма малой степени. Между тем история русского провинциального театра имеет свои особенности и принципиальные отличия от истории столичных театров.

Столичные публичные театры - Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве - по существу, были театрами государственными, находились на содержании государства, подчиняясь ведомству министерства двора. Их деятельность ни в какой степени не зависела от коммерческой стороны их жизни. Публичные театры в провинции, возникавшие, практически, одновременно с театрами императорскими, т.е. в конце XVIII в., создавались исключительно как театры частные, и их существование целиком и полностью зависело от продажи продукта своей деятельности, которую организовывал содержатель театра, частный предприниматель-антрепренёр. Оплата труда актёров, обслуживающего спектакли персонала, подготовка, изготовление необходимого для спектаклей оформления, «обстановки», как тогда говорили, - всё это производилось из тех средств, которые выручались от продажи билетов. «Слова дотация в то время в обиходе не было», - констатировал один из крупнейших русских антрепренёров Н.И.Соболыциков-Самарин, сопоставляя доходы театра с расходами на его

организацию.5 Вполне естественно, что в этих условиях творческая деятельность театра, её художественная сторона напрямую зависела от коммерческих успехов театра. Совместить две эти стороны театрального существования было делом чрезвычайной сложности и удавалось далеко не всякому антрепренёру. Уровень существования провинциальных театров, условия быта и труда провинциальных актёров отличались, зачастую, крайней бедностью и примитивностью.6

Советское правительство, объявив театры общенародным достоянием, тем не менее, к театрам столичным и провинциальным тоже отнеслось не одинаково: если все крупные столичные театры сразу же получили титул государственных театров, подлежащих охране и заботам государства, то те-

»у

атры провинциальные были отданы на усмотрение местных органов власти, которые, рассмотрев свой скудный бюджет, решали, стоит ли им тратиться на содержание своего городского театра. Положение столичных и провинциальных театров существенно отличалось и в последующие годы.

Не менее важной стороной вопроса было количество театров в городе. В столицах театров было несколько, в провинциальных городах, как правило, один. И это в значительной степени определяло характер взаимоотношений театра и с городскими властями, и со зрителем. Если столичный зритель имел достаточно широкую возможность выбора, житель провинциального города вынужден был довольствоваться тем, что ему предлагал единственный театр. Театр, в свою очередь, нёс на себе двойное бремя ответственности, будучи единственным и средством досуга, и средством воспитания и просвещения.

5 Соболыциков-Самарин Н.И. Записки. Горький, 1940. С. 196.

6 См. Русский провинциальный театр: воспоминания. Л.; М., 1937.

у

Советский театр: Документы и материалы / русский советский театр: 1917-1921. Л., 1968. С. 26-28.

Казань в этом смысле была исключением, поскольку в городе было несколько вместительных театральных залов, в которых работали крупные труппы, одновременно в городе могли работать драматическая труппа, оперная и опереточная, а кроме того небольшие труппы работали на клубных площадках. Казань была избалована театрами. Но в советское время положение изменилось, городские власти не имели возможности содержать такое количество театров, которое существовало в Казани до 1917 г. Судьбу театров стали определять возможности городского бюджета, приходилось идти на компромиссы, выбирать между оперной и опереточной труппами, довольствоваться одним драматическим театром в центре города, чтобы иметь ещё один в рабочем Заречье. К тому же победившая в 1917 г. революция легализовала татарский театр, который тоже нужно было поддержать.

Особенностью города было и то, что он был центром Казанской губернии, включавшей в себя области исконного обитания разных народов. Здесь проживали, кроме русских и татар, ещё и чуваши, и марийцы, и удмурты. Получив, в результате победы советской власти, возможности самоорганизации, самоуправления, они тоже обратились к театру, как к средству просвещения своего народа. В Казани в 1917-1919 гг. возникают чувашский, марийский театры. Наконец, в 1920 г. Казань теряет статус губернского города и становится столицей национальной автономной республики.

Все эти обстоятельства так или иначе отражались на деятельности Казанского русского театра. Свою общественную миссию он обязан был выполнять, применяясь к обстоятельствам своего существования, которые многократно менялись самым кардинальным образом. В начале века это было частное предприятие, хозяин которого - антрепренёр - находился с городом в договорных отношениях. Городу принадлежало помещение театра, и городская дума - официальная владелица этого помещения - сдавала его в аренду на определённых условиях, которые предусматривали не только плату за аренду помещения, но и целый ряд требований, определяющих худо-

жественные стороны театрального предприятия: состав труппы, репертуар и прочее.

В 1919 г., объявив театры всенародным достоянием, советская власть не учла того обстоятельства, что в столичных театрах работали постоянные труппы, в театрах провинциальных постоянной труппы не было. Получив по наследству от городской думы театральное помещение, совет солдатских и рабочих депутатов должен был, фактически, вступать в такие же, как и прежде, договорные отношения с каким-либо антрепренёром и договариваться с ним, чтобы он собрал труппу и организовал представления. Прошло немало лет, прежде чем театр обрёл привычную нам сегодня форму государственного учреждения культуры. Приезжавшие в город по приглашению антрепренёра артисты отнюдь не были гражданами этого города, не знали его проблем, отработав обусловленный срок контракта, как правило, год, они уезжали, на их место приезжали другие.

И тем не менее театры стабильно работали, и не просто работали, а выполняли свой общественный долг, несли людям и необходимый заряд оптимизма в годы испытаний, и поднимали насущные проблемы времени, и потрясали своим искусством постижения правды жизни и человеческого духа. Казанский русский драматический театр, в советские годы ставший Большим драматическим театром, являл в этом смысле особенно показательный пример, потому что и в советские годы он вновь, как и в предыдущем столетии, оказался в первых рядах, приобрёл всероссийскую славу одного из крупнейших художественных коллективов страны.

В чём же заключался феномен Казанского русского драматического театра? На чём был основан его высокий общественный статус, его общепризнанный авторитет в масштабах страны? Какими объективными или субъективными причинами можно объяснить его долговременный успех? Как складывались на протяжении века, как изменялись его отношения с городом и зрителем, в чём заключалась его общественная роль - вопросы, ответы на которые могут не только пролить свет на какие-то творческие секреты Ка-

занского театра, но и помогут расширить наши представления об общественной и культурной жизни города, в которой Казанский Большой драматический театр играл немаловажную роль.

Исходя из вышесказанного, определяется цель данного исследования: рассмотреть процесс изменений общественной роли Казанского русского театра на протяжении XX века и выявить объективные и субъективные причины этих изменений. Объектом исследования, таким образом, является история Казанского русского драматического театра, предметом исследования - процесс эволюции взаимоотношений театра и общества как в лице государства и представляющих его властных структур, так и в лице зрителя, являющегося составной частью общества.

Хронологические рамки исследования — двадцатый век, включивший в себя конец дореволюционной истории, весь советский период и начало постсоветского времени. Широта хронологических рамок позволяет выявить особенности каждого из этих этапов жизни Казанского русского драматического театра. Выбор хронологических рамок обусловлен не только общими вехами. Нижняя граница - 1901 год - совпадает с началом деятельности антрепренёра Н.И.Собольщикова-Самарина, оставившего значительный след в истории Казанского русского драматического театра. Верхняя граница - 2000 год — позволяет подвести определённую черту под процессом развития театра за почти десятилетний постсоветский период, ибо к этому времени чётко определились изменения, произошедшие в положении театра и его деятельности.

Важность выдвигаемой проблемы заключается не только в том, что критерии оценки деятельности того или иного театра и определения его места в общем процессе исторического развития театрального искусства, которыми зачастую руководствуются официальные органы, достаточно размыты, страдают отсутствием чёткости и конкретности, грешат субъективизмом. При бесконечном утверждении приоритетов идейности и художественности в творческой работе театра, в конечном итоге лучшими театрами, с точки

зрения руководящих органов, всегда признавались те, что успешно выполняли финансовый план. Но, как справедливо заметил А.В.Луначарский, выступая на одном из совещаний по театральному вопросу в декабре 1918 г., «хорошие сборы театра не доказывают ещё, что там всё обстоит благопо-

о

лучно и публику кормят настоящей духовной пищей». Общественный статус театра складывается не только, и даже не столько в зависимости от официальных оценок его деятельности. Он включает в себя многие факторы, и не последнее место среди них занимает общественное мнение, процесс формирования которого также, в свою очередь, зависит от многих факторов.

Важность проблемы и в сравнительно слабой изученности истории Казанского русского драматического театра, в особенности, истории театра XX в., в минимальной включённости его истории в общий контекст исторической науки, что ведёт к недооценке роли Казанского русского театра в культурном и общественном развитии города и региона, чему свидетельством может служить, к примеру, вышедшая в 2005 г. в издательстве «Мага-риф» книга, рекомендованная, между прочим, в качестве учебного пособия учащимся средней школы, «Культура народов Татарстана», в которой Казанскому русскому драматическому театру отведено ровно одиннадцать строк. Многочисленные рецензии на спектакли театра, рассеянные по страницам газет и журналов, творческие портреты его деятелей - режиссёров, актёров, художников, отдельные и весьма редкие статьи, встречающиеся в научных сборниках, отнюдь не дают представления о целостности и последовательности процесса развития такого сложного механизма, как театр, не выявляют и не анализируют различные аспекты этого процесса. Исследователь намеревается по возможности преодолеть указанные несоответствия, выдвинув перед собой следующие задачи:

- выявить факторы, формирующие общественный статус театра и характеризующие его роль в общественной и культурной жизни;

Советский театр: документы и материалы / Русский советский театр: 1917-1921. М.: Искусство, 1968. С. 55.

- раскрыть механизм взаимодействия театра и властных структур, организующих его деятельность; проследить процесс изменения формы внутреннего управления театральной жизныо;

- проследить процесс формирования взаимоотношений театра и зрителя на разных этапах развития театра;

- проследить, как видоизменялось искусство сцены и как эти изменения отражались на общественном статусе театра, его восприятии зрителем.

Как уже было отмечено выше, исследования по истории русского театра базируются, преимущественно, на фактическом материале, отражающем деятельность столичных театров - петербургских и московских. Б.В.Варнеке, автор известного и популярного труда «История русского театра» (Б.Варне-ке. История русского театра ХУИ-Х1Х веков.- М.;Л.,1939), издававшегося трижды, в том числе и в советское время, объясняет этот факт крайней скудостью источников, позволяющих, в лучшем случае, лишь констатировать наличие театра в том или ином провинциальном городе и в немногих случаях рассказать более или менее подробно об их деятельности. Провинциальному театру Варнеке отводит в книге две главы: одна посвящена истории возникновения провинциальных театров на рубеже ХУ111-Х1Х вв. и вторая - провинциальному театру второй половины XIX в. Перечисляя и характеризуя деятельность известных провинциальных театров, автор не разделяет, при этом, театры крепостные, существовавшие в помещичьих усадьбах, сформированные исключительно из крепостных актёров и обслуживавших помещика и его гостей, и театры публичные, организованные зачастую теми же помещиками, но на началах предпринимательских, и служивших разноликому городскому обществу. В труппах таких театров довольно часто служили уже и вольнонаёмные актёры, что делает эти театры по своей организации и характеру деятельности принципиально отличными от театров крепостных.

В другой главе, посвящённой русскому провинциальному театру второй половины XIX в., автор, опираясь на мемуары известных провинциальных актёров и режиссёров, в частности, П.М.Медведева, П.А.Стрепето-

вой, констатирует низкий художественный уровень провинциального театра, тяготы актёрского существования в них, хотя и свидетельствует, что в этих театрах рождались выдающиеся актёрские таланты, украшавшие императорские сцены. Надо заметить, что практически все выдающиеся таланты императорской сцены, за редкими исключениями, начинали свой путь именно на подмостках провинциального театра. И этому, очевидно, всё-таки требуется какое-то объяснение.

Отдельная глава посвящена провинциальному театру в «Очерках по истории русского драматического театра» С.С.Данилова (М.;Л., 1948). Остановившись, достаточно кратко, на истории возникновения провинциальных театров в России и их происхождении, социальном составе актёров и роли антрепренёра, автор делает вывод, что «прогрессивное значение для развития русского театра имеют провинциальные антрепризы в тех случаях, когда во главе их становятся актёры, понимающие творческие задачи театрального искусства[...] В отличие от предпринимательства разных сторонних театру лиц, эти антрепризы не носят чисто коммерческого характера, и даже самый термин «антреприза» в данном случае необходимо применять с оговоркой».9 Остановившись далее на краткой характеристике таких выдающихся антрепренёров, как П.М.Медведев, Н.Н.Синельников, Н.Н.Соловцов, Ы.И.Соболь-щиков-Самарин (трое из них, кстати говоря, работали в Казани), автор подчёркивает, что в их деятельности, при том, что каждый из них был не только талантливым актёром, но и умелым хозяйственником, не упускавшим возможности хорошо заработать, превалировала именно художественная, а не коммерческая, предпринимательская сторона, что и позволяло русской провинциальной сцене творчески развиваться, обогащая своими достижениями русское театральное искусство. С выводами автора нельзя не согласиться.

9 Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.;Л., 1948. С.417-418.

Взаимоотношениям театра и зрителя провинциальной России, той роли, которую играл театр в общественной жизни провинциальных городов, посвящено исследование И.Ф.Петровской «Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века» (Л., 1979). Исследование, к сожалению, не рассматривает заявленную проблему в условиях общественной ситуации начала XX века, однако, в достаточной степени убедительно показывает (во второй части книги), как складывались взаимоотношения театра и зрителя в российской провинции накануне 1900-х гг., как воспринималась деятельность театра различными слоями общества, как постепенно менялись и усложнялись цели и задачи провинциального театра, который переставал быть только «полезным развлечением» и средством народного просвещения, но становился проводником демократических идей, развивая самосознание провинциального общества. Книга ценна ещё и обилием статистических сведений о численности населения в крупных российских провинциальных городах на пороге XX века, количестве лиц, имевших законченное среднее и высшее образование в каждом из приведённых городов, о числе грамотных, что позволяет создать конкретное и чёткое представление о культурном уровне зрителя, посещающего спектакли провинциального театра. Подробно автор останавливается на роли и месте прессы в развитии взаимоотношений театра и зрителя, даёт характеристику деятельности ряда корреспондентов местной печати, в том числе и казанских журналистов П.А.Пономарёва и Н.Ф.Юшкова.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Благов, Юрий Алексеевич, 2013 год

Список использованных источников и литературы. 1.Источники

Опубликованные официальные материалы

1.1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1954). - 7 изд. - М., 1954. - Ч. 1 -3.

1.2. Культурное строительство в Татарии: документы и материалы (19411970) / сост. З.Г.Гарипова и др. - Казань, 1976. - 520 с.

1.3. О коммунистическом воспитании: сборник [статьи, документы, материалы] / сост. С.М.Ковалёв.- М. : Госполитиздат, 1962. - 487 с.

1.4. Пути развития театра : этнографический отчёт и решения партийного совещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в мае 1927 г. / вст. ст. В.Г.Корина, под ред. С.М.Крылова. - М. ; JT. : Теакинопечать, 1927. - 524 с.

1.5. Советский театр : документы и материалы / Русский советский театр (1917-1921) / отв. ред. А.З.Юфит. - Л. : Искусство, 1968. - 548 с.

1.6. Советский театр : документы и материалы / Русский советский театр (1921-1926) /отв. ред. А.Я.Трабский. - Л. : Искусство, 1975.-471 с.

1.7. Советский театр : документы и материалы / Русский советский театр (1926-1932). - 4.1 / отв. ред. А.Я.Трабский. - Л. : Искусство, 1982. - 408 с.

1.8. Луначарский А.В. О театре и драматургии : избранные статьи / А.В.Луначарский. - М. : Искусство, 1958. - Т.1 : русский дореволюционный и советский театр. — 838 с.

Периодика

1.9. Театр и искусство : еженедельный иллюстрированный журнал / под ред. А.Р.Кугеля. - СПб. ; Пг, 1897-1918.

1.10. Волжский вестник: обществ.-полит., лит., экон., ежедн. газета / под ред Н.П.Загоскина. - Казань, 1884-1904; 1905-1906.

1.11. Город Казань: обществ., лит, эконом, газета / под ред. Л.П.Антонова, М.Н.Аристова и др. - Казань, 1910-1917.

1.12. Знамя революции: ежедн. обществ.-полит. газета / орган Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. - Казань, 1917-1920.

1.13. Известия ТатЦИКа: ежедн. обществ.-полит. газета / орган обкома РКП(б) и Казанского Совета. - Казань, 1920-1924.

1.14. Казанский телеграф: обществ.-полит., лит., коммерческая ежедн. газета / под ред. А.Г. и Н.А.Ильяшенко. - Казань, 1893-1917.

1.15. Камско-Волжская речь: обществ.-полит., лит. ежедн. газета / под ред. А.Ф.Музовского, В.К.Самсонова и др. - Казань, 1908-1918.

1.16. Красная Татария: ежедн. обществ.-полит. газета / орган обкома ВКП(б)-КПСС и ВС ТАССР. - Казань, 1924-1951. С 1951 изд. продолжалось под назв. «Советская Татария», с 1993 - «Республика Татарстан».

Воспоминания

1.17. Арди-Светлова O.B. Начало пути // Русский провинциальный театр.-Л .; М., 1937.- С. 159-186.

1.18. Бальян Г.А. У каждого своя правда / Г.А.Бальян . - М., 2005. - 199 с.

1.19. Белёвцева H.A. Глазами актрисы / Н.А.Белёвцева; лит. ред. Л.Г.Булгак. - М.: ВТО, 1979. - 295 с.

1.20. Боголюбов H.H. Полвека на оперной сцене : театральные мемуары / Н.Н.Боголюбов. - М. : ВТО, 1957. - 264 с.

1.21. Боратынская К.Н. Мои воспоминания / К.Н.Боратынская. - М. : Зебра Е, 2007. - 540 [4] с.

1.22. Вульф П.Л. В старом и новом театре : воспоминания / П.Л.Вульф; лит. обр. М.Л.Сагаевой. - М. : ВТО, 1962. - 269 с.

1.23. Жаров М.И. Жизнь, театр, кино : воспоминания / М.И.Жаров: лит. ред. А.А.Гершковича. - М. : Искусство, 1967. - 380 с.

1.24. Гусев А.Д. Фронтовые гастроли // Музы не молчали : деятели культуры Татарстана в годы Великой Отечественной войны. - Казань, 2010. - С. 9297.

1.25. Слонова Н.И. Честь актёрская : И.А.Слонов на сцене и в жизни /

Н.И.Слонова. - М., 1966. - 236 с.

1.26. Соболыциков-Самарин Н.И. Записки / Н.И.Собольщиков-Самарин. -Горький : обл. изд., 1940. - 288 с.

1.27. Шебуев Г.А. Актёрское счастье : воспоминания / Г.А.Шебуев; под общ. ред. К.Л.Рудницкого. - Куйбышев : кн. изд-во, 1964. - 308 с.

Неопубликованные Национальный архив Республики Татарстан

1.28. Дело Казанской городской управы по распорядительному отделению о сдаче в аренду городского театра, 1901 г. [Рукопись] // НАРТ, ф. 98, оп. 4, д. 265, л. 36-297.

1.29. Дело о сдаче в аренду Соболыцикову городского театра на срок с 15 июля 1903 года по 15 июля 1905 года. [Рукопись] //НАРТ, ф.98, оп.7, д. 1340.

1.30. Дело о сдаче в аренду городского театра на срок с 1909 по 1915 г. [Рукопись] // НАРТ, ф. 98, оп. 7, д. 520, л. 9-444.

1.31. Дело о сдаче в аренду городского театра, 1908-1909 гг. [Рукопись] // НАРТ, ф. 98, оп. 4, д. 2770, л. 1-180.

1.32. Дело Казанской городской управы по распорядительному отделению о нарушении договора с Н.Д.Кручининым по аренде городского театра, 1911- 1912 гг. [Рукопись] // НАРТ, ф. 98, оп. 5, д. 320, л. 1-24.

1.33. Дело о сдаче в аренду городского театра, 1912 г. [Рукопись] // НАРТ, ф. 98, оп. 5, д. 1242, л. 10-44.

1.34. Дело Казанской городской управы о сдаче в аренду В.В.Образцову городского театра на четырёхлетний срок с 15 июля 1913 г. [Рукопись] //

НАРТ, ф .98, оп. 5, д. 6838.

1.35. Дело о сдаче в аренду городского театра с 15 июля 1913 г. [Рукопись] // НАРТ, ф. 98, оп. 5, д. 1241.

1.36. Дела Татнаркомпроса : переписка с театрами [Рукопись] // НАРТ, ф.Р-3682, оп. 1, д. 630; д. 1100.

1.37. Отчёты о работе Татнаркомпроса, 1920-1921 [Рукопись] // НАРТ, ф. 732, оп. 1, д. 22, л. 1-152.

Архив Казанского Большого драматического театра

1.38. Приказы директора театра на период гастролей в городах Москве и Ленинграде, 9 июня 1939 г.- 5 сент. 1939 г. [Рукопись] // Архив КБДТ, д. 75. -51 л.

1.39. Приказы директора театра на период гастролей в гор. Ялта-Сочи, 1941 г.[Рукопись] // Архив КБДТ, д. 49.

1.40. Приказы директора театра, январь-июнь 1942 г. [Рукопись] // Архив КБДТ, д.52. - 364 л.

Музейные фонды Казанского Большого драматического театра

1.41. Ригорин (Лихтман) Г.Д. : личный архив [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 12-РФ, 69 ед. хр.

1.42. Славянова З.М. : личный архив [Рукопись] // Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, рукописный отдел, ф. № 253.

1.43. Славянова З.М. : личный архив [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 14-РФ, 37 ед. хр.

1.44. Приказы директора театра, 4 янв. 1946 - 27 дек. 1946 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 84. - 123 л.

1.45. Приказы по Казанскому Большому драматическому театру, 1940-1986 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 15026. - 63 л.

1.46. Приказы по Казанскому Большому драматическому театру, 18 окт. 1947 - 5 нояб. 1982 (разрозненные) [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх.№ 2812. - 55 л.

1.47. Переписка директора театра, 4 дек. 1957 - 21 янв. 1961 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 2813. - 60 л.

1.48. Материалы местного профсоюзного комитета Казанского Большого драматического театра, 1940-1949 [Рукопись] //Музейные фонды КБДТ, арх. №2814.-80 л.

1.49. Материалы военно-шефской комиссии МК театра, 1944-1949 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 2815. - 94 л.

1.50. Списки работников театра, 1921-1990 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 2795. - 98 л.

1.51. Справки, отчёты, доклады, 1947-1965 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 14602. - 208 л.

1.52. Справки, отчёты о деятельности Казанского Большого драматического театра, 1948-1973 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 2900. - 67 л.

1.53. Совещание работников театра по вопросу о перспективах будущего сезона 19 апреля 1934 года [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 15003.- 85 л.

1.54. Стенограмма обсуждения спектаклей Казанского Большого театра 8-9 февраля 1955 г. [Рукопись] //Музейные фонды КБДТ, арх. № 15004. - 148 л.

1.55. Стенограмма обсуждений спектаклей Казанского драматического театра имени Качалова, показанных на Декаде татарского искусства и литературы в Москве, 31 мая 1957 г. [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 14788.-65 с.

1.56. Протоколы заседаний художественного совета, 2 янв. 1976 — 22 дек. 1976 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 2826. - 43 л.

1.57. Протоколы заседаний художественного совета театра [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 2829. - 67 л.

1.58. Литературная часть Казанского Большого драматического театра: работа со зрителем, 1949-1986 [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 2845.-71 л.

1.59. Зрительская конференция, 9 фев. 1953 г.: стенограмма // Музейные фонды КБДТ, арх. №15014.-100 с.

1.60. Театральные программы, листовки 1927, 1928, 1931, 1932 гг. // Музейные фонды КБДТ, арх. № 1314, 2908, 4008, 9300, 9408, 15633.

1.61. Репертуар театра с 1901 по 2001 гг. [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, [без №] Ю1л.

1.62. Великанов Б.С. Воспоминания о работе в Казани, 1935-1938 гг. [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 2947-2952.

1.63. Жвирблис М.И. 61 год на сцене : воспоминания [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 14585. - 248 с.

1.64. Лисецкая Е.В. Творчество — это потребность души : воспоминания в 2 тетрадях [Рукопись] // Музейные фонды КБДТ, арх. № 10444 ; 10445. - 35 е.; 31 с.

2. Литература

2.1. Авдеев А.П. Е.Жилина / А.П.Авдеев. - Казань, 1957. - 31 с.

2.2. Актёр и гражданин : статьи, воспоминания, письма [Н.И.Якушенко] / сост. Ю.Благов, В.Гудкова. - Казань, 1979. - 184 с.

2.3. Алперс Б.В. Театральные очерки: в 2 т. / Б.В.Алперс. - М. : Искусство, 1977. - Т.1 : Театральные монографии. - М., 1977. - 567 е.; Т.2 : Театральные премьеры и дискуссии. -М., 1977. - 519 с.

2.4. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина / Б.В.Алперс. - М. : Искусство, 1979.- 632 с.

2.5. Анчиполовский З.Я. Кольцовский академический : к 200-летию Воронежского государственного академического театра драмы имени Алексея Кольцова / З.Я.Анчиполовский. - Воронеж, 2002. - 384 с.

2.6. Багаутдинов Ф.Н. Когда на сцепе погас свет.../ Ф.Н.Багаутдинов, И.И.Илялова. - Казань, 2012. - 287 с.

2.7. Баландин JI.A. На сцене и за кулисами : путь театра «Красный факел» / Л.А.Баландин. - Новосибирск : Зап.-сиб. кн. изд., 1972. - 303 с.

2.8. Бартошевич A.B. Театральные хроники : начало двадцать первого века /

A.В.Бартошевич. - М. : Артист. Режиссёр. Театр. 2013. - 504 е., с ил.

2.9. Бедлинский К.Б. Калужский театр / К.Б.Бедлинский. - Тула : Приокс. кн. изд-во, 1977.-206 с.

2.10. Беляков Б.Н. Летопись Нижегородского-Горьковского театра. 17981960 / Б.Н.Беляков. - Горький : Волго-вят. кн. изд-во, 1967. - 352 с.

2.11. Благов Ю.А. В содружестве с Мельпоменой : Казанский университет и театр: к истории взаимосвязей / Ю.А.Благов. — Казань : изд-во КГУ, 2003. -88 с.

2.12. Благов Ю.А. «...каждый был в душе тогда солдат» // Музы не молчали : деятели культуры Татарстана в годы Великой Отечественной войны. - Казань, 2010. - С.45-51.

2.13. Благов Ю.А. Казанская антреприза Соболыцикова-Самарина / Ю.А.Благов. - Казань, 2004. - 116 с.

2.14. Благов Ю.А. Казанский Большой драматический театр // Татарская Энциклопедия . - Казань, 2006. - Т. 3, с.75-78.

2.15. Благов Ю.А. Казанский Большой драматический театр имени

B.И.Качалова : краткий исторический очерк / Ю.А.Благов. - Казань, 2012. -128 е., с ил.

2.16. Благов Ю.А. «Казанский помещик» Александр Каширин / Ю.А.Благов. - Казань, 2006. - 144 с.

2.17. Благов Ю.А. Казанский сын саратовского цехового : Народный художник ТАССР В.С.Никитин / Ю.А.Благов. - Казань, 2000. - 95 с.

2.18. Благов Ю.А. Казанский театр в 1917-1919 гг. : конец эпохи // История России и Татарстана : Итоги и перспективы энциклопедических исследований : сборник статей итоговой научно-практической конференции (г.Казань, 24-25 июня 2012 г.). - Казань, 2012. - С. 43-59.

2.19. Благов Ю.А. Качалов и качаловцы / Ю.А.Благов. - Казань, 2008-2010. -Ч. 1-2.

2.20. Благов Ю.А. КЭМСТ и театральная жизнь Казани 1920-х гг. : опыт исследования / Ю.А.Благов. - Казань : АН РТ, отд. гум. наук, 2005. - 235 с.

2.21. Варнеке Б.В. История русского театра XVII-XIX веков / Б.В.Варнеке. -М.; Л., 1939.-366 с.

2.22. В поисках реалистической образности : проблемы советской режиссуры 20-30-х годов [Сборник статей] / под ред К.Л.Рудницкого. - М. : Наука, 1981.- 375 с.

2.23. Всероссийская режиссёрская конференция, Москва 7-8 декабря 2002 года [Стенограмма]. - М. : ВТО-СТД [Б.г.]. - 188 с.

2.24. Гершкович A.A. Михаил Жаров / А.А.Гершкович. - М. : Искусство, 1971.- 152 с.

2.25. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра /

С.С.Данилов. - M. ; Л., 1948. - 587 с.

2.26. Загоскин Н.П. Очерки города Казани и казанской жизни в 40-х годах / Н.П.Загоскин; изд. подг. Н.В.Фиргер, В.И.Шишкин. - Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2003.- 164 с.

2.27. Зильберман Е.Г. Н.Якушенко : заметки о творчестве актёра / Е.Г.Зиль-берман. - Казань, 1957. - 94 с.

2.28. Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября / Д.И.Зо-лотницкий. - Л., 1978. - 255 с.

2.29. Зубков Ю.А. Судьбы актёрские / Ю.А.Зубков. - М., 1969. - 256 с.

2.30. Ингвар И.Г. Казанская театральная лениниана : очерки / И.Г.Ингвар. -Казань, 1989. - 158 с.

2.31. Ингвар И.Г. Русский театр в Казани : советский период / И.Г.Ингвар, И.И.Илялова. - Казань, 1991.-287 с.

2.32. История Казани: в 2 кн. / Кн.1 / под ред. Я.А.Абдуллина, С.Х.Алишева и др. - Казань, 1988. - 352 с. - Кн.2 / под ред. З.И.Гильманова, А.М.Залялова и др. - Казань, 1991. - 382 с.

2.33. История русского драматического театра: в 7 т. / под ред. Е.Г.Холодова и др. - М.,1987. - Т. 7 : 1898-1917. - 586 с.

2.34. История русского советского драматического театра: кн. 1-2 / под общ. ред. Ю.А.Дмитриева, К.Л.Рудницкого. - М., 1984-1987.

2.35. История советского драматического театра: в 6 т. / под общ. ред. К.Л. Рудницкого и др. - М. : Наука, 1966-1971.- Т. 1-6.

2.36. История советского театра : очерки развития. - Л. : ГИХЛ, 1933. - Т. 1: Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма; под ред. В.Е.Рафаловича. - 403 с.

2.37. История Татарской АССР / под ред. Х.Г.Гимади, Н.И.Воробьёва и др. -Казань : Таткнигоиздат, 1955-1960. - Т. 1-2.

2.38. Калинин II.Ф. Казань : исторический очерк / Н.Ф.Калинин. - 2-е изд., испр. и доп. - Казань : Таткнигоиздат, 1955. - 414 с.

2.39. Кантор Г.М. Музыкальный театр в Казани XIX - начала XX века : исследование / Г.М.Кантор. - Казань : Карпол, 1997. - 187 с.

2.40. Кардынова М.М. Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX-начала XX вв. (на материалах Нижегородской и Казанской губерний) : автореф. дис. ...канд. ист. наук / М.М.Кардынова; Ни-жегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2010. - 28 с.

2.41. Комиссаржевский В.Г. Театр, который люблю : статьи, очерки, заметки / В.Г.Комиссаржевский. - М. : ВТО, 1981.- 343 с.

2.42. Коржевич Л.С. Путь актёра: М.И.Царёв / Л.С.Коржевич. - М. : ВТО, 1976.-240 с.

2.43. Культура народов Татарстана / авт.- сост. Л.А.Харисова. - Казань, 2005. - 280 с.

2.44. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: в 2 т. / сост. М.Лифшиц ; М. : Искусство, 1976.

2.45. Наше отечество : опыт политической истории / С.В.Кулешов, О.В.Волобуев, Е.И.Пивовар и др. - М.: Терра, 1991.- Т. 1-2.

2.46. Очерки истории русского советского драматического театра: в 3 т. / Н.Г.Зограф, Ю.С.Калашников, П.А.Марков, Б.И.Ростоцкий. - М. : Наука, 1954-1961.-Т. 1-3.

2.47. Панфилов А.П. Свердловский драматический театр / А.П.Панфилов. -Свердловск : кн. изд-во, 1957. - 228 с.

2.48. Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России : вторая половина XIX века / И.Ф.Петровская. - JL, 1979. - 248 с.

2.49. Писарева C.B. Пьесы М.Горького на сцене казанского драматического театра (1900-1917) // Горьковские чтения, 1961- 1963 : драматургия и театр. -М: Наука, 1964. - С. 137-145 (отд. отт.).

2.50. Прокофьев В.Н. В спорах о Станиславском / В.Н.Прокофьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Искусство, 1976. - 368 с.

2.51. Рахманкулов Ш. Казанский Большой драматический театр имени В.И. Качалова : краткий исторический обзор // Литературный Татарстан, альманах СП ТАССР. - Казань, 1954. - № 8. - С. 179-205.

2.52. Рудницкий К.Л. Спектакли разных лет / К.Л.Рудницкий. - М. : Искусство, 1974. - 344 с.

2.53. Рыбушкин М.С. Краткая история города Казани / М.С.Рыбушкин. -Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1834. -Ч. 1-3.

2.54. Славянова З.М. Памяти Парижской коммуны : инсценировка исторических событий / З.М.Славянова; пред. проф. С.Сингалевича. - Ка-зань : Гос. изд-во ТССР, 1922. - 31 с.

2.55. Советский театр : к тридцатилетию советского государства / под общ. ред. М.С.Григорьева. - М., 1947. - 640 с.

2.56. Февральский A.B. Первая советская пьеса : «Мистерия-буфф» В.В.Маяковского / А.В.Февральский. - М., 1971. - 272 с.

2.57. Хайрутдинова Д.Р. Культурная жизнь Казани в годы первой мировой войны : дис. ...канд. ист. наук / Д.Р.Хайрутдинова; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1997. -218 л.

2.58. Ходорковская Л.С. Путь режиссёра : А.И.Канин / Л.С.Ходорковская, А.П.Клинчин. - М. : ВТО, 1962. - 272 с. с ил.

2.59. Юфит А.З. Революция и театр / А.З.Юфит. - Л. : Искусство, 1977. -270 с.

3. Справочно-библиографическая литература

3.1. Большая Советская энциклопедия / гл. ред. С.И.Вавилов. - 2-е изд. - М. : Большая Советская энциклопедия, 1950-1958.- Т. 1-51.

3.2. Большая Советская энциклопедия / гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1970-1978.- Т. 1-30.

3.3. Литературная энциклопедия / под ред. И.И.Лебедева-Полянского, А.В.Луначарского. - М.: Изд-во Коммунистической академии, 1929-1939. -Т. 1-11.

3.4. Малая Советская энциклопедия / под ред. Б.А.Введенского. - 3-е изд. -М.: Большая Советская энциклопедия, 1958-1960. - Т. 1-10.

3.5. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: в 4 т. / И.Ф.Масанов; под ред. Б.П.Козьмина. - М.: Изд-во Всес. кн. палаты, 1956-1960. - Т. 1-4.

3.6. Россия : Энциклопедический словарь [репринт, воспроиз. изд. 1898 г.]. - Л. : Лениздат, 1991. - 922 е., ил.

3.7. Русский драматический театр : энциклопедия / под общ. ред. М.И.Андреева, Н.Э.Звенигородской и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 568 е., с ил.

3.8. Татарская Энциклопедия / под ред. М.Х.Хасанова, отв. ред. Г.С.Сабир-зянов. - Казань : ин-т Татарск. энцикл, 2002-2010. - Т. 1-5.

3.9. Татарский энциклопедический словарь / под ред М.Х.Хасанова, Г.С.Сабирзянова. - Казань : ин-т Татарск. энцикл., 1999. - 703 е., с ил.

3.10. Театральная энциклопедия / под ред. С.С.Мокульского, .Н.Бояджиева. -М.: Советская энциклопедия, 1961-1967. - Т. 1-5.

3.11. Энциклопедический словарь / под ред. Б.А.Введенского. - М.: Большая Советская энциклопедия, 1953-1955. - Т. 1-3.

241

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.