Татуирование как объект социологического исследования. Теоретико-методологические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат наук Воробьёва, Екатерина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ22.00.01
- Количество страниц 333
Оглавление диссертации кандидат наук Воробьёва, Екатерина Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТАТУИРОВАНИЯ
§1.1. Современные научные подходы к изучению татуирования §1.2. Программа диссертационного исследования §1.3. Типология обществ «традиционное vs современное»: её объяснительные возможности для анализа татуирования §1.4. Татуирование в традиционных и современных обществах: принципы сравнительного анализа
§1.5. Татуирование и дилемма «социальная структура/индивид» §1.6. Элементы интегративной теоретической модели татуирования: идентичность, телесность, гендер, потребление §1.7. Татуирование в традиционных и современных обществах: инте-гративная теоретическая модель_
29 29 44
ГЛАВА 2. ТАТУИРОВАНИЕ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ: МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА
§2.1. Метод анализа литературных источников §2.2. Метод анализа научных источников §2.3. Этнографический метод
§2.4. Основные выводы_
ГЛАВА 3. ТАТУИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ: МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА
§3.1. Татуирование в «большом» обществе.
3.1.1. Вклад К. Сандерса в изучение татуирования в «большом» обществе США
3.1.2. Постановка исследовательских вопросов и обоснование методики изучения татуирования в российском «большом» обществе
3.1.3. Анкетирование: татуированные как особая группа потребителей
3.1.4. Глубинное интервью: субъективная мотивация к татуированию §3.2. Татуирование в «закрытых» социальных группах
§3.3. Татуирование в «большом» обществе и в тюрьме: сравнительный анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концептуально-объяснительная и функциональная модели татуирования
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Анкета Приложение 2. Анализ анкетирования
Приложение 3. 1. Татуировки в традиционном обществе (фото) Приложение 3. 2. Татуировки в «большом» обществе (фото)
Приложение 3. 2. Тюремные татуировки (фото) Приложение 4. Блок-схема интервью с тату-мастерами Приложение 5. Блок-схема интервью с тату-клиентами Приложение 6. Список участников интервью Приложение 7. Пример интервью с тату-мастером Приложение 8. Пример интервью с тату-клиентом 288 291 294 296 298 310
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 317
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК
Политико-коммуникативные практики в деятельности Администрации Президента Российской Федерации: 2000-2008 гг.2013 год, кандидат политических наук Дениева, Айна Кюриевна
Современный русский дискурс моды2009 год, кандидат филологических наук Башкатова, Дарья Александровна
Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации: опыт социологического исследования2014 год, кандидат наук Касаткин, Сергей Сергеевич
Печатные СМИ как акторы социальных реформ в России2003 год, кандидат социологических наук Скворцов, Ярослав Львович
Спортивная социализация российской интеллигенции: проблемы, вызовы, противоречия2022 год, кандидат наук Гонашвили Александр Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Татуирование как объект социологического исследования. Теоретико-методологические аспекты»
Актуальность темы исследования
Татуирование в современных западных обществах - явление достаточно распространенное, и некоторые количественные исследования, проводимые в США начиная с конца 80-х гг. XX в., демонстрируют положительную динамику процесса. Если в 1989 г. татуировки имели от 4% до 6% взрослого населения США1, то в 2001 г. число татуированных колебалось в диапазоне от 15
9 -5 д
до 20% , а в 2006 г. их численность составляла уже 24% , в 2015 - 25% .
В России официальная статистика по количеству татуированных отсутствует, и о распространённости явления можно судить по косвенным данным5. Как следует из статей и фотографий в СМИ, адептами тату-культуры становится и молодёжь, и представители самых высоких социальных страт (политики, звёзды кино, спорта и шоу-бизнеса).
По нашим подсчётам с 1995 по 2016 гг. только в Москве открылись не менее 200 тату-салонов, и примерно такое же количество частных тату-мастеров принимают клиентов у себя на дому. Ежегодно в России - в Москве и Санкт-Петербурге - проводятся две крупные международные тату-конвенции, цели и характер организации которых позволяют провести аналогию между ними и официальными профессиональными мероприятиями, имеющими место в кино- и театральной индустрии, моде и современном искусстве: событие анонсируется в специализированной прессе, на суд экс-
1 Sanders C. Customizing the Body: The Art and Culture of Tattooing. Philadelphia: Temple University Press, 1989. Steward S. Bad Boys and Tough Tattoos: A Social History of the Tattoo with Gangs, Sailors, and Street Corner Punks. New York: Haworth Press, 1990.
2 Atkinson M., Young K. Flesh Journeys: Neo Primitives and the Rediscovery of Radical Body Modification // Deviant Behavior, 2001. Р. 22.
3 Laumann A. and Derick A. Tattoos and Body Piercings in the United States: A National Data Set // Journal of the American Academy of Dermatology, 2006. 55 (3). Р. 413-421.
4 По данным журнала «To Ink or Not to Ink: the Meaning of Tattoos Among College Students» за 2015 г., татуировку имеет каждый пятый американец. Среди татуированных людей 25% составляют студенты и выпускники колледжей. Dickson L., Dukes R. ACAD: College Student Journal, 2015. Vol. 49. Issue 1. Р. 106-120.
5 Так, согласно опросу, проведённому газетой «АиФ», 8% читателей которой составляет возрастная группа 16-24 года., 27% - 25-44 лет и 40% - 45-64 года. (данные предоставлены редакцией «АиФ»), татуировки есть у 6% читателей: URL: http://www.aif.ru/health/life/939932 (Дата обращения 20.09.2016).
4
пертного жюри представляются выполненные работы, призовой фонд распределяется по нескольким номинациям, публикуются итоги, издаются каталоги и альбомы.
Беря начало в частных практиках татуирования6, современная российская тату-культура, позиционирует себя как одно из направлений современного искусства. В этом смысле в целом уместно говорить о тату-культуре современного российского общества как о художественной. Понятие «художественная» в данном случае не несёт оценочной нагрузки. Критерием «художественности» для нас являются: 1) характер функционирования тату-культуры; 2) самоидентификация тату-энтузиастов, квалифицирующих свои татуировки как произведения искусства - с одной стороны, и с другой - обозначающих таким образом своё полное отмежевание от традиций и символики тюремных «наколок» и непрофессионально выполненных армейских и флотских «портаков».
При этом тату-культура и татуирование в современном российском обществе - будучи рядоположенными и другим видам искусства, и другим видам телесных практик - в отличие от них носят маргинальный характер, который выражается в юридической «неполноценности» тату-профессии и высокой степени социального неприятия тату-культуры в целом.
Профстандарты7 профессии «тату-мастер» (или «татуировщик»), которая в отличие от большинства стран Западной Европы и США в России чётко не определена и официально называется «специалист по предоставлению бытовых косметических услуг», распространяясь также на визажистов, косме-тиков, эстетистов, массажистов лица и пр., были введены Минтруда России только в 2015 г. Обучение этой профессии не производится ни в одном государственном учебном заведении. И художественным, и техническим мастер-
6 Татуирование в тексте диссертации понимается как (1) социальная практика телесной модификации; (2) как социокультурный процесс. Само слово «татуирование» в русском языке в настоящее время распространено достаточно широко и употребляется достаточно давно: его можно встретить, в частности, в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, из современных словарей - в словаре Т.Ф. Ефремовой.
7 Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1069н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2015 N 35776).
ством, и медицинскими навыками начинающие татуировщики вынуждены овладевать либо самостоятельно, по книгам европейских и американских авторов, либо под руководством опытного тату-мастера, воспроизводя, таким образом, традицию средневековых художественных цехов.
Представители современной тату-культуры нередко сталкиваются с распространённым настороженным отношением, усугубляющим проблему её легитимации: человеку могут незаконно отказать в приёме на работу или ос-
о
корбить только на том основании, что на его теле есть татуировка .
И если такие телесные практики, как бодибилдинг или эстетическая хирургия, более-менее безболезненно встроились в социокультурное пространство современного российского общества, то татуировка до сих пор продолжает ассоциироваться у части россиян - преимущественно старшей возрастной категории - либо с тюрьмой, либо с психическим расстройством9. В молодёжной возрастной группе, наиболее восприимчивой к разного рода нововведениям и экспериментам (в том числе и телесным), ситуация не столь однозначная, но в целом может быть охарактеризована как амбивалентная. Если у тату-энтузиастов - исходя из их высказываний в СМИ и на тематических тату-форумах - татуировка ассоциируется с «искусством», «творчеством» и «самовыражением», то у сторонних наблюдателей, не имеющих татуировок и не испытывающих желание их делать, преобладают - наряду с любопытством - ассоциации с «маргинальностью», «болью», «рок-музыкой», «тюрьмой», «армией», «печатью», «клеймом», «ужасом», «грязью», «вызовом», «агрессией», «отвращением». Именно в таких терминах «обыватели» описывают свои ощущения от татуировки10.
8 О проблеме «лукизма» см.: Орех Е.А. Феномен лукизма и возможности его социологического анализа // Социологический журнал. 2016. Том 22. № 3. С. 67-81.
9 По данным опроса читателей, проведённого «АиФ»: URL: http://www.aif.ru/health/life/939932 (Дата обращения 20.09.2016).
10 По материалам интернет-форумов на сайтах: www.tattooartists.ru, www.tattoo.2bb.ru, www.forum.awd.ru, www.woman.ru.
Распространённость, которую постепенно пробрело татуирование в современном российском обществе в течение последних 25-ти лет, нашла отражение в современных медиа.
Официальный сайт телеканала «РТР» (http://russia.tv/) на запрос по слову «татуировка» выдает ссылку на 94 сюжета, официальный сайт телеканала «ОРТ» (www.1tv.ru) - на 335.
В Таблице 1 представлены данные о частоте появления статей в газете «АиФ» с 1991 по 2015 гг., в которых так или иначе затрагивается тема татуирования. Данные получены в результате запроса по слову «татуировка» на официальном сайте газеты и сгруппированы в соответствии с пятилетними интервалами.
Таблица 1. Частота появления сюжетов о «татуировке» в газете
«АиФ» с 1991 по 2015 гг.
Временные интервалы Частота упоминания
1991-1995 гг. 15
1996-2000 гг. 55
2001-2005 гг. 137
2006-2010 гг. 96
2011-2015 гг. 170
В Таблице 2 представлены данные о частоте появления статей в изданиях ИД «Ъ» с 1991 по 2015 гг., в которых так или иначе затрагивается тема татуирования. Данные получены в результате запроса по слову «татуировка» на официальном сайте ИД «Ъ» и сгруппированы в соответствии с пятилетними интервалами.
Таблица 2. Частота появления сюжетов о «татуировке» в изданиях «Ъ-Россия» с 1991 по 2015 гг.
Временные интервалы и частота упоминания
1991-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2005 гг. 2006-2010 гг. 2011-2015 гг.
в «лентах новостей» {0)
в материалах «Коммерсантъ FM» (0 в материалах «Коммерсантъ FM» (0) в материалах «Коммерсантъ FM»
все (52)
в газете «Коммерсантъ» (44)
в тематических приложениях (0)
в журнале «Власть» и еженедельнике «Ъ» (6)
в журнале «Деньги» (0)
в журнале «Огонек» (0)
в журнале «Секрет Фирмы» (0)
в журнале «Weekend» (0)
в журнале «Автопилот» (3)
в журнале «Наука» (0)
в журнале «Citizen К» (0)
в материалах сайта (0)
все (127)
в газете «Коммерсантъ» (67)
в тематических приложениях (1)
в журнале «Власть» и еженедельнике «Ъ» (11)
в журнале «Деньги» (15)
в журнале «Огонек» (30)
в журнале «Секрет Фирмы» (0)
в журнале «Weekend» (1)
в журнале «Автопилот» (2)
в журнале «Наука» (0)
в журнале «Citizen К» (0)
в материалах сайта (0)
в «лентах новостей» (0)
все(239)
в газете «Коммерсантъ» (125)
в тематических приложениях (14)
в журнале «Власть» и еженедельнике «Ъ» (20)
в журнале «Деньги» (23)
в журнале «Огонек» (29)
в журнале «Секрет Фирмы» (3)
в журнале «Weekend» (18)
в журнале «Автопилот» (0)
в журнале «Наука» (0)
в журнале «Citizen К» (0)
в материалах сайта (0)
в «лентах новостей» (7)
(0) в материалах «Коммерсантъ FM» (0) в «лентах новостей» (0)
все (215)
в газете «Коммерсантъ» (70)
в тематических приложениях (9)
в журнале «Власть» и еженедельнике «Ъ» (12)
в журнале «Деньги» (14)
в журнале «Огонек» (37)
в журнале «Секрет Фирмы» (12)
в журнале «Weekend» (53)
в журнале «Автопилот» (1)
в журнале «Наука» (0)
в журнале «Citizen К» (1)
в материалах сайта (6)
все(302)
в газете «Коммерсантъ» (57)
в тематических приложениях (18)
в журнале «Власть» и еженедельнике «Ъ» (12)
в журнале «Деньги» (18)
в журнале «Огонек» (43)
в журнале «Секрет Фирмы» (7)
в журнале «Weekend» (56)
в журнале «Автопилот» (6)
в журнале «Наука» (3)
в журнале «Citizen К» (1)
в материалах сайта (31)
в материалах «Коммерсантъ FM» (40)
в «лентах новостей» (10)
Как видно из Таблиц 1 и 2, количество публикаций с 1991 по 2015 гг. в целом возрастает. Однако из анализа содержания публикаций видно, что портрет тату-культуры, представленный в средствах массовой информации, оказывается столь же неоднозначным, как и представление о татуировании, живущее в обыденном сознании.
Первая группа сюжетов на телевидении и в прессе - назовём их «оценочно нейтральными» - материалы, подготовленные по инициативе и при непосредственном участии специалистов (историков, антропологов, криминалистов) и повествующие о татуировании в традиционных и современных обществах, либо в современной криминальной среде. К этой группе сюжетов можно отнести статьи в авторитетных иллюстрированных журналах «Geo», «National geographic», «Вокруг света», «Esquire» и других; телевизионный фильм «Татуировка», снятый в 1993 г. видеостудией МВД РФ, документальные фильмы о криминальной татуировке «Чрезвычайного канала» (1995) и канала «Совершенно секретно» (1996). Сюжеты этого типа - редкость на фоне многочисленных «Новостей», сериалов и шоу, и имеют небольшой шанс на появление в прайм-тайм и на федеральных каналах. Впрочем, бывают исключения: пример обсуждения современного татуирования на федеральном канале - ток-шоу канала ОРТ «Наедине со всеми», эфир от 25.06.201511.
11 Не такие, как все // Наедине со всеми. ОРТ. Эфир от 25.06.2015. URL: http://www.ltv.ru/shows/naedine-so-vsemi/vypuski/ne-takie-kak-vse-naedine-so-vsemi-vypusk-ot-25-06-2015 (дата обращения 20.09.2016).
8
И есть сюжеты второго типа: назовём их сюжетами со знаком «-». При их подготовке бал правит логика рейтинга и сопутствующие ей технологии доставления публике зрелищ.
Здесь мы встречаем, например, статью «Дурная голова рукам покоя не
даёт», опубликованную в немецком журнале «Штерн» и перепечатанную в
12
1991 г. газетой «Аргументы и факты» в рубрике «На свете и такое бывает» .
Сюжет статьи впечатляет, и для наглядности воспроизведём текст с минимальными купюрами.
«Татуировки молодой Ференц Деак впервые увидел у старших воспитанников интерната. Над собственным телом он начал работать двадцать лет назад, в тюрьме. Его первым сюжетом был дух, обнимающий крест. Уже давно он убрал дух, как и многое другое из ранних творений. Он вытравил ненужное кислотой или выжег сигаретой.
К осени 1990г. на его теле от затылка до пяток насчитывалось 400 сюжетов. Между ними расположены 2000 свастик, которые являются для него не знаками зла, а приносящими счастье древнеиндийскими символами. К ним можно добавить 19 женских портретов, Белоснежку со всеми семью гномами, доисторических ящериц, слона в арестантской шапочке и обезьяну в форме полицейского.
Свободные места остались только на спине, ягодицах, некоторых пальцах и ушах... Мотылёк на лбу и переплетённые сердца на щеках он вытатуировал в 1978г. 8 месяцев длилась работа над лицом. Сначала он фломастером нарисовал на коже проект. Чтобы можно было работать на носу, он набивал его туалетной бумагой. Работу своих булавок и лезвий он контролировал с помощью зеркала. При этом случалось, что он иногда проводил неправильный надрез и затем был вынужден делать болезненные поправки.
Иногда Ференца Деака мучает страх перед собственной бренностью. Тогда он пишет в музеи и просит после смерти сделать из него чучело или, по крайней мере, препарировать и выставить его голову. Ведь с мотыльками это тоже делали - во всяком случае, с са-
13
мыми красивыми экземплярами» .
По стилю этот газетный текст, в основе которого, видится, лежит имплицитное желание журналистов представить тату-историю Ференца Деака как проявление психического недуга, имитирует выписку из истории болез-
12 Факт подобной публикации в западном журнале - свидетельство того, что негативное освещение татуирование в СМИ - явление не только российское.
13 Дурная голова рукам покоя не дает // АиФ, 1991. №30. С. 7.
ни, сходную по содержанию и идентичную по форме клиническим описаниям, которыми изобилуют классические труды по психиатрии и которыми полнятся карты в кабинете любого современного психиатра.
Статья сопровождена фотографиями молодого человека «до и после», призванными, по-видимому, уверить читателей в реальности персонажа. Однако очевидно несоответствие содержания статьи и места ее публикации.
Некоторые яркие истории болезни, такие как «случай сержанта Бертрана», описанный Крафт-Эбингом, или «случай Маленького Ганса» и «случай судьи Шрёбера», описанные Фрейдом, действительно вышли за пределы медицинских стен, став нарицательными для целого класса клинических проявлений болезни, обладающих общим набором признаков. Однако типичная площадка для обнародования подобных историй - специализированные научные журналы и монографии, имеющие адресатом профессиональное сообщество коллег, для которых болезнь пациента - не повод для веселья. Публикация же статьи «Дурная голова рукам покоя не даёт» в многотиражной газете склоняет к выводу, что даже если история Ференца Деака реальна, то перед нами типичный случай журналистской «утки», нацеленной не только на развлечение читательской аудитории, но и - имплицитно - на создание образа татуированных людей как психически нездоровых. - Эффект pars pro toto хорошо известен в социологии и социальной психологии: он работает благодаря склонности человеческого мышления к стандартизации и типизации явлений - особенно в условиях дефицита информации, или, как говорит А. Шюц, «анонимности отношений»14.
Телевизионные журналисты предпочитают эпатировать публику ещё более провокационными сюжетами. В аудиторию приглашается десяток татуированных, рядом с ними располагают граждан с пирсингом, тоннелями в ушах, губах и с имплантированными рогами на макушке; расстроенные ро-
14 «Очевидно, увеличение анонимности влечет за собой уменьшение полноты содержания. Чем более анонимен типизирующий конструкт, тем меньше отражена в нём уникальная индивидуальность описываемого лица, тем меньше сторон его личности и поведения типизируются как релевантные с точки зрения наличной цели, ради которой, собственно, и конструируется тип». А. Шюц. Структура повседневного мышлении // Социологические исследования, 1988. № 2. С. 8-16.
дители возводят очи горе, разгневанные зрители мечут перуны, рекламная пауза; приглашённый тату-мастер публично прокалывает «клиенту» язык или зашивает рот, «жертва» падает в обморок, на сцену выбегает врач скорой помощи, «пациента в коме» уносят на носилках. Как вариант финала шоу, все весело пляшут и поют. Типичный пример такого рода сюжетов - программа НТВ «Тело в дело» от 05.04.201215.
Атмосфера подобных шоу в точности воспроизводит атмосферу европейских цирков и «ярмарок уродов» XIX в., где татуированных демонстрировали в одном ряду с бородатыми женщинами, лилипутами, гигантами, горбунами и калеками16, и информационный посыл подобных теле-сюжетов едва ли способствует формированию адекватного общественного мнения в отношении современной тату-культуры, имеющей свою историю и основания, не сводимые к болезни или девиации.
Отголоски восприятия татуированных как диковины слышатся и в единичных попытках российских студентов-социологов зайти на интересующую их территорию. В этой связи характерен разговор, встретившийся нам в 2011 г. на известном тату-форуме «Му1айоо» - разговор происходит между студентом социологической специальности, собирающим материал для курсовой работы, и татуированными завсегдатаями форума (аутентичная орфография и пунктуация по возможности сохранены).
Студент:
«...Уважаемые участники портала, нужны ответы на некоторые вопросы. Книги и интернет-статьи - это прекрасно, но нужны и живые люди.
Если у Вас есть свободное время, ответьте, пожалуйста:
1. Есть ли какой-либо жаргон (возможно профессиональный) в вашей группе? (например, названия проколов, стилей татуировок, помимо официальных; спец. слова для обозначения новичков в этом деле и т.д.
15 Тело в дело. НТВ. Эфир от 05.04.2012. URL: https://www.voutube.com/watch?v=GTCgk3qSlq0 (дата обращения: 20.09.2016).
16 О «ярмарках уродов» см.: Ельски А. Татуировка/Пер. с польск. Д.А. Подберезского. Минск.: «МЕТ», 1997. С. 54.
2. Как принято разговаривать во время процесса нанесения татуировки/пирсинга? Принято ли это вообще?
З.Что запрещено? (темы, знаки, жесты) < .... >
10. Кого Вы считаете чужими?
Буду очень благодарен, если вы найдёте время ответить хотя бы на некоторые вопросы».
MET: «Ответ: - Вы - чужой. Вопрос: - а зачем Вам все это?»
KZIN: «Соцопрос! наберет Социолог определенное количество респондентов, во я какое умное слово знаю! и получит денежку, в развитых странах респондентам тоже денег платят а у нас как всегда хотят нахаляву». Barrakuda: «ДА НА КОЛ ЕГО!!!!!!!!!!!»
Студент: «MET, затем что другого способа написать курсовую по этой теме не имею. KZIN, нет, денежку мне, к сожалению, не заплатят».
MET: «Социолог, выбранная тема слишком специфична для курсовой, могу посоветовать взять что-нить другое, например - «Влияние употребления алкогольных напитков,
табака и наркотических веществ на психические состояния в процессе социализации под-
17
ростков».
Желание респондентов «получить денежку» - в духе времени и вполне понятно, однако, видится, ключевым механизмом, провоцирующим конфликт, в этом разговоре выступает именно вопрос студента-социолога «Кого вы считаете чужими?», запускающий оборонительную реакцию и подчеркнуто издевательский тон ответов.
Если медийный дискурс, несмотря на интонационную разницу в освещении темы современного татуирования, прочно утвердился в информационном пространстве, то научный дискурс в отношении тату-культуры в Рос-
18
сии в целом пока ещё мало распространён . В западных исследованиях, краткой характеристике которых посвящён следующий раздел «Научная раз-
17 Mytattoo.ru URL: http://mytattoo.ru/fomm/showthread.php?t= 1480 (дата обращения: 20.06.2016).
18 Татуирование в субкультурах г. Владивосток рассмотрено в диссертации Л.А. Мельниковой. См. Мельникова Л.А. Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока): автореф. ...канд. культурологии: 24.00.01. Комсомольск-на-Амуре, 2015. Татуировки у женщин анализируются в магистерской работе А.О. Ногай «Телесные модификации как форма управления физическим капиталом: на примере татуировок у российских женщин». М.: ВШЭ, 2017.
работанность темы», татуирование рассматривается либо как социальный процесс (в трудах историков), либо как социальная практика (в трудах социологов). Между тем, татуирование представляет собой и социальный процесс, и социальную практику. Это подразумевает комплексное теоретическое осмысление этого социокультурного феномена.
В связи со всем вышесказанным актуальность теоретического социологического исследования татуирования обусловлена тем, что:
1) Татуирование в современных обществах к настоящему времени стало относительно распространённым явлением, что выражается, в частности, в неуклонном увеличении количества тату-салонов и сюжетов, посвященных татуированию, в СМИ; в использовании татуировки как рекламно-
19
маркетингового инструмента крупными коммерческими компаниями19.
2) СМИ, не учитывая историю изменения характера татуирования за последние 25 лет, зачастую создают образ современной тату-культуры как деви-антной телесной практики20, формируя специфическое представление о татуировании в массовом сознании. Они формируют искажённое представление о татуировании у нетатуированного большинства.
3) В западной социологии существует разрыв между анализом исторического процесса развития татуирования и анализом татуирования как современной социальной практики; для российской социологии современное татуирование пока ещё является мало изученным объектом. В связи с этим возникает необходимость комплексного теоретического анализа феномена. Теоретическое исследование татуирования также может внести вклад в развитие ряда проблемных областей социологии, таких как теория иден-
19 Кусмидинова М. Х. Татуировка как удачный маркетинговый ход // Евразийский союз учёных, №7 (16), 2015. С. 80-82.
20 В США после выхода 1989 г. известной книги социолога К. Сандерса « Customizing the Body» авторитетные «The New York Times», «The Wall Street Journal», «The Chicago Tribune», «The Boston Globe», «Newsweek», «Ladies' Home Journal», «Esquire» и ряд других публиковали интервью с автором и готовили материалы о татуировании при его непосредственном участии. С К. Сандерсом также сотрудничали NBC, the Discovery Channel, TLC. Появление академического ученого в медийном пространстве оказало влияние на медийный дискурс о татуировании.
тичности, социология телесности, социология гендера, социология моды, социология потребления, исследования визуальной культуры. Научная разработанность темы исследования
Если современное «художественное» татуирование российская социология пока в целом обходит стороной, то иная ситуация сложилась в сегменте
других российских социальных исследований, посвященных 1) татуирова-
21
нию в традиционных обществах (племенных культурах) и 2) татуированию в таких социальных институтах, как армия22, флот23 и тюрьма24.
Справедливости ради следует отметить, что в работах российских криминальных антропологов, специализирующихся на изучении тюремной субкультуры, осуществляется попытка разделения современного татуирования на «криминальное/тюремное» татуирование и «светское/художественное» та-
25
туирование . Однако если первый тип татуирования описан и объяснён основательно, то второй тип не получает развёрнутого описания и теоретической интерпретации в силу того, что теоретических либо эмпирических исследований авторами не проводится26.
Иная ситуация складывается в западных исследованиях татуирования. Весь корпус текстов разделяется на два основных кластера: исследования та-
27
туирования в традиционных обществах и исследования татуирования в со-
21 Примером исторического исследования татуирования в традиционных обществах является книга М.Б. Медниковой: Медникова М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. М.: Языки славянской культуры, 2007.
Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
23 Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии русского императорского флота.-М.: Андреев. флаг, 1992.
24 Балдаев Д.С. Татуировки заключенных: Альбом. СПб.: Лимбус Пресс, 2001. Бронников А.Г. Татуировки осужденных. Их классификация и криминалистическое значение: Альбом (учебно -популярное пособие). -М.: Издательство ЦС «Динамо», 1980. Дубягин Ю.П. Дубягина О.П. Смирнов Г.Ф. Культ Тату. Криминальная и художественная татуировка. М.: Юриспруденция, 2003.
25 Данная типология была предложена Ю.А. Алферовым в Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика: (Татуировки, жаргон, жесты). Учеб. пособие. В 2 ч. / Респ. ин-т повышения квалификации работников МВД РФ. Домодедово, 1994.
Например: Алферов, Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика: (Татуировки, жаргон, жесты). Учеб. пособие. В 2 ч. / Респ. ин-т повышения квалификации работников МВД РФ. Домодедово, 1994.
27 Gröning K. Body Decoration: A World Survey of Body Art. London: Thames and Hudson, 1997.
временных обществах . Сравнительные исследования татуирования в традиционных и современных обществах являются скорее единичными29.
Исходя из деления обществ на традиционные и современные, мы можем представить первую типологию татуирования, необходимую для обоснования направления, в котором мы планируем проводить наше исследование. В основании этой первой типологии - характер организации общества.
Исследования татуирования в традиционных обществах группируются в особый кластер, особенность которого не только в чётком ограничении объекта изучения, но и в том, что интерес к сегменту проявляют преимущественно этнографы, историки и антропологи, но не социологи.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК
Популяризация науки в современной российской журналистике2023 год, кандидат наук Рогачева Анастасия Игоревна
Реализация функционального потенциала крылатых единиц в газетном заголовке (на материале российских СМИ 2011-2022 гг.)2024 год, кандидат наук Хохлов Алексей Александрович
Феномен деинституциализации современной российской журналистики как предмет социологического исследования2017 год, кандидат наук Серебрякова, Зинаида Олеговна
Профессиональная журналистская культура в современной России2021 год, доктор наук Нигматуллина Камилла Ренатовна
Тело как медиа: опыт реконструкции2015 год, кандидат наук Очеретяный, Константин Алексеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воробьёва, Екатерина Сергеевна, 2018 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аберкромби Н. Социологический словарь: Пер. с англ./ Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С.; под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 620 с.
2. Алферов, Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика: (Татуировки, жаргон, жесты). Учеб. пособие. В 2 ч. / Респ. ин-т повышения квалификации работников МВД РФ. Домодедово, 1994. Ч.1. - 130 с.
3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
4. Баламут А.Н., Рождественский Н.В. Характеристика доминирующих мотивов нанесения татуирововк осуждёнными в условиях ИУ // Ведомости уголовно-исправительной системы 8 (147), 2014. С. 5-9.
5. Балдаев Д.С. Татуировки заключенных: Альбом. СПб.: Лимбус Пресс, 2001. - 168 с.
6. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
7. Бастер М. Хулиганы-80. Альбом фотографий из личных архивов участников молодежных субкультурных движений 1980-х гг. М.: АНОК «T.C.I.», 2009. - 512 с.
8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Языки славянских культур, 2010. - 543 с.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. - 412 с.
10. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./ Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.
11. Бронников А.Г. Татуировки осужденных. Их классификация и криминалистическое значение: Альбом (учебно-популярное пособие). М.: Издательство ЦС «Динамо», 1980. - 242 с.
12. Бурдье П. Практический смысл. Пер. с франц. А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, М.: Институт экспериментальной социологии, 2001. - 562 с.
13. Бурдье П. Мужское господство в кн. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с. Франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А. Шматко. -М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алтейя, 2007. - 576 с.
14. Бююль А., Цефель П.. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. / Ахим Бююль, Петер Цефель СПБ.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. С. 207.
15. Ваньке А.В. Мужская сексуальность в дискурсе журнала Men's Health.// Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы. Сборник статей / Под ред. Здравомысловой Е., Тёмкиной А. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011, с.178-209.
16. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер. с англ / Вступ. ст. и примеч. С.Г. Сорокиной; Общ. ред В.В. Мотылева. Изд. Стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. - 368 с.
17. Волкова Н.Г. Обычай татуировки и раскраски тела на Кавказе // Советская этнография, 1981. №5. С. 113-116.
18. Воробьёва Е.С. Формирование мотивации к татуированию как механизм конструирования идентичности//Теория и практика общественного развития. - М.: 2016, №6. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv zhurnala/2016/6/sociology/vorobiyova.pdf (дата обращения: 20.06.2016).
19. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. Герменевтики: Пер. с нем./Общ. Ред. Т вступ ст. Б. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
20. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов/Пер. с. франц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. -198 с.
21. Гернет М.Н. Татуировка в местах заключения гор. Москвы // Преступный мир Москвы: сборник статей: А. М. Ароновича, Н. Н. Гедеонова, М. Н. Гернета [и др.] : с фотографиями, рисунками и диаграммами / под редакцией и с предисловием проф. М. Н. Гернета. М.: Право и жизнь, 1924. - XLI, [1], 246, [2] с. : ил., портр., табл.; 23 см. С. 218-246.
22. Геродот. История // Вся история Древней Греции. М.: Астрель-АСТ, 2009. С. 235-243.
23. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. - 2-е изд. М.: Академический Проект, 2003. - 528 с.
24. Гидденс Э. Последствия современности. Пер. с . англ. Г.К. Ольховико-ва; Д.А. Кибальчича; вступ. Статья Т.А. Дмитриева. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 352 с.
25. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с. (Серия «Культурология. XX век»)
26. Гольман Е.А.: Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.01. М., 2015. URL: https://www. hse.ru/data/2015/03/16/1093102198/Golman%20E.A.%20Dissertatio n.pdf (дата обращения: 20.06.2016).
27. Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев северо-западной Сибири. М.: Типография Е.Г. Потапова, 1988. - 198 с.
28. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии русского императорского флота. М.: Андреев. флаг, 1992. - 98 с.
29. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - 424 с.
30. Гофман А.Б. Мода, наука, мировоззрение: о теоретической социологии в России и за ее пределами // Социологический ежегодник, 2009. Сб. науч. тр.
/ РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социальной психологии; Кафедра общей социологии ГУ-ВШЭ. Ред. и сост. Н.Е.Покровский, Д.В.Ефременко. М., 2010. С. 19-55.
31. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. - 4-е изд., испр. и доп. М.:КДУ, 2010. - 228 с.
32. Гофман А.Б.Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье и Бёрка до Макса Вебера и Хальбвакса // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. Под ред. А.Б.Гофмана. М.: РОССПЭН, 2008.
33. Гофман А.Б. Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты / Гофман А.Б. - Москва: Новый хронограф, 2015. - 496 с.
34. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. - 304 с.
35. Громов Д.В. Подростковые молодёжные уличные группировки как объект этнографического исследования//Молодежные уличные группировки: введение в проблематику / Сост. Д.В. Громов; отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. С. 18.
36. Громов Д.В., Стивенсон С.А. Пацанские правила (на материалах московского региона, 1980-2000-е годы//Молодежные уличные группировки: введение в проблематику / Сост. Д.В. Громов; отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. С. 120.
37. Громов. Д.В. Обрядность в городском ландшафте - объекты и практики // Традиционная культура. 2013. № 3. С. 71-82.
38. Громов Д.В. Что показывает субкультурная одежда? // Разногласия. Журнал общественной и художественной критики. Вып. 12.25.01.2017. URL: http://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/13693
39. Гусев С.В. Археология и фольклор азиатских эскимосов // Этнографическое обозрение, 1988. № 4. C. 60-71.
40. Гуссерль Э. Пятая картезианская медитация//От Я к Другому: Сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск: Менск, 1997. С 45-98.
41. Дечамп Ч. П. Африканские племенные знаки и названия рабов на Кубе // Кубинская этнография. М.: 1983. C. 35-46.
42. Дубягин Ю.П. Дубягина О.П. Смирнов Г.Ф. Культ Тату. Криминальная и художественная татуировка. М.: Юриспруденция, 2003. - 240 с.
43. Дурная голова рукам покоя не дает // АиФ, 1991, №30. С. 7.
44. Евреинов Н. История телесных наказаний в России: Репринт. изд. -Белгород: Пилигрим, 1994. - 235 с.
45. Ельски А. Татуировка/Пер. с польск. Д.А. Подберезского. Мн.: «МЕТ», 1997. - 232 с.: ил.
46. Ермолова Н.В. Татуировка в культурной традиции эвенков (к проблеме этногенеза). Культурное наследие народов Сибири и Севера. С-Пб., 2000. C. 113-118.
47. Заковоротная М. В. Идентичность человека [Электронный ресурс] / М. В. Заковоротная. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000729/index.shtml (Дата обращения 20.05.2017).
48. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина. С-Пб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. - 768 с.
49. Ионин Л. Новая магическая эпоха // Логос 5 (50) 2005. С. 23-40.
50. Исмаилов Г.И. Женская татуировка в Дагестане. К проблеме семантики и функций. автореф. ...канд. историч. наук: 07.00.07. Махачкала, 2008.
51. Кертман Г. И тайное знание, и явный обман (имидж рынка оккультных услуг в России) // Социальная реальность. 2006. №5. С.51-64.
52. Килошенко М.И. Психология моды. 3- изд. Спб.: Питер, 2014. - 320 с.: ил.
53. Клиффорд Д. Об этнографической аллегории // Социологическое обозрение, 2014. Том 13. № 3. С.94-125.
54. Ковалёв Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 38.
55. Коган Я.М. Татуировка у преступников. Одесса, 1925. - 135 с.
56. Кравченко С.А. Социологическое знание через призму стрелы времени: востребованность гуманистического поворота / С.А. Кравченко. М.: МГИ-МО-Университет, 2015. - 342 с.
57. Кук Д. Третье плавание капитана Джеймса Кука. М.: Мысль, 1971. - С. 292-294.
58. Кусмидинова М. Х. Татуировка как удачный маркетинговый ход // Евразийский союз учёных. №7 (16), 2015. С. 80-82.
59. Лаббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М.: Либроком, 2011. - 460 с.
60. Леви-Строс К. Печальные тропики / Пер. с фр. Г.А. Матвеевой; науч. консультант и авт. Предисл. Л.А. Файнберг. М.: Мысль, 1984. - 220 с.
61. Леви-Строс К. Первобытное мышление/Пер., вступ. ст., примеч. А. Островского. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 392 с.: ил.
62. Леви-Строс К. Структурная антропология/Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Академический проект, 2008. - 555 с.
63. Лим С.Ч. Айнская татуировка. Краеведческий бюллетень; Б.м. N 4. - С. 70-79.
64. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. Пер. с англ. М,: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 142 с.
65. Ломброзо Ч. Преступный человек: пер. с ит. М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2005. - 877 с.
66. Ломброзо Ц. Новейшие успехи науки о преступнике. Пер. с разрешения авт., под ред. и с предисл. Л.М. Берлина, С.Л. Раппопорт. СПб., кн. маг. М.К. Мартынова, 1892. - 160 стр., илл.
67. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты: пер. с ит. М.: ИНФРА-М, 2004. - 313 с.
68. Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка / пре-дисл. Чудиновского В.С. - 2-е изд. Ставрополь: Торба, 1991. - 224 с.
69. Луман Н. Реальность массмедиа/пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 240 с.
70. Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Л 88 Формирование персональной идентичности в условиях сетевой культуры. М.: Издательство «Спутник +», 2016. - 147 с.
71. Лэнгле А. Грандиозное одиночество: Нарциссизм как антропологически-экзистенциальный феномен//Московский психотерапевтический журнал, 2002. №2. С.38.
72. Малаховский К.В. Британия южных морей. М.: «Наука», 1973. - 168 с.
73. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана/Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 552 с.
74. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры/Пер. с англ. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 464 с., илл. - (Серия «Книга света»).
75. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.:Евразия, 1999. С.45-48.
76. Медникова М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 27-83.
77. Медникова М.Б. К вопросу о позитивном и негативном восприятии татуировок в древности // Этнографическое обозрение. М., 2008. № 5. С. 76-95.
78. Мельникова Л.А. Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока): автореф. .канд. культурологии: 24.00.01. Комсомольск-на-Амуре, 2015.
79. Мелюкова А. И. Скифские элементы в гетской культуре. Краткие со-общ. о докладах и научных исследованиях Ин-та археологии (АН СССР). Вып. 105, 1965. - С. 32-41.
80. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ:АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.
81. Мещеряков. А.Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. М.: Наталис, 2004. - 324 с.
82. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с. англ. и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона.М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 429 с., ил.
83. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Наука, 1990-1999 гг.
84. Миронов С.П Татуировка Маори // Туризм и культурное наследие. -Саратов, 2006. Вып. 3. С. 169-180.
85. Митрюкова Л. Исчезнув на востоке, когда приходит с запада // Север. просторы. М., 2000. № 2/3. С. 69-73.
86. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / пер. с фр. А.Б.Гофмана. М.: КДУ, 2011. - 416 с.
87. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
88. Олейник А.Н. Тюремная субкультура России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: Инфра-М, 2001. - 418 с.
89. Орех Е.А. Феномен лукизма и возможности его социологического анализа // Социологический журнал. 2016. Том 22. № 3. С. 67-81.
90. Орех Е.А. Визуальные методы в социологическом исследовании // Методология и методы социологического исследования: учебник /Под ред.
B.И. Дудиной, Е.Э. Смирновой. СПб.: Издательство СПбГУ, 2014. Гл. 13.
C. 279-302.
91. Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев // Археология, этнография и антропология Евразии. №4. Новосибирск, 2000. С. 95-102.
92. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 204. - 672 с.
93. Ратцель Ф. Народоведение / [Соч.] проф. д-ра Фридриха Ратцеля; Пер. со 2 соверш. перераб. нем. изд., с разреш. изд. подлинника, с библиогр. указ., [предисл.] и доп. Д.А. Коропчевского. 2-е изд. со стереотип. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: Просвещение, 1902.
94. Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пгр., 1918.
95. Руденко С.И. Древнейшая «скифская» татуировка // Советская этнография, 1949. №3. С. 133-143.
96. Руденко С.И. Татуировка азиатских эскимосов // Советская этнография, 1949. № 1. С. 149-154.
97. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2004. - 639 с.
98. Социология: Энциклопедия /Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. 1312 с. — (Сер. Мир энциклопедий).
99. Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1. СПб., 1898. - 707 с.
100. Спенсер Г. Основания социологии. Т. 2. СПб., 1898. - 709 с.
101. Сумцов Н. Ф. Этнографические заметки / [Н.Ф. Сумцов]. М.: Рус. типо-лит., 1889. - [2]. - 23 с.
102. Тайлор Э. Первобытная культура: В 2 кн. Кн. 1/Пер. с англ. Вступ. Ст. В. Никольского. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009. - 464 с.: ил.
103. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы/Сост.и предисл. В.С. Овчинского. М.:ИНФРА-М, 2010. VIII. - 391 с.
104. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993. -103 с.
105. Тело в дело. НТВ. Эфир от 05.04.2012. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=GTCgk3qSlqO (дата обращения: 20.06.2016).
106. Тёрнер В. Символ и ритуал. Сост. и автор предисл. В.А. Бейлис. М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - 277 с.
107. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М.: «Форум», 2014. -384 с.
108. Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и её криминологическое значение: диссертация... кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2003. URL: http://www.dissercat.com/content/kriminalnaya-subkultura-i-ee-kriminologicheskoe-znachenie (дата обращения: 25.06.2016).
109. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. - 287 с.
110. Федорова И.К. Символика мотивов и элементов в татуировке полинезийцев // Фольклор и этнография. Л.: Наука. 1990. С. 153-169.
111. Филиппова Е.И. Территории идентичности в современной Франции. М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2010. - 300 с.
112. Фрейд З. Недовольство культурой. URL:
http://krotov.info/library/21 _f/re/freud_04.html (дата обращения: 20.06.2016).
113. Фробениус Л. Детство человечества / Пер. с немецкого С.Д. Чулока. -С-Петербург,: П.В. Луковников, 1910. IV. - 368 с.
114. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. - 571, [5] с. - (Philosophy)
115. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М.: Касталь, 1996. - 448 с.
116. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Том 3. Киев: Дух и Литера. 1998. - 282 с.
117. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Том 2. СПб.: Академический проект. 2004. - 432 с.
118. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: «Ad Marginem», 1999. - 504 с.
119. Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008. №2(65). С. 96-122.
120. Хамбли У.Д. История татуировки. Ритуалы, верования, табу / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2014. - 255 с.
121. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М-СПб., 1997. -312 с.
122. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс. 1988. - С. 31-95.
123. Штейнберг Я.М. Татуирование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: том XXXII A (64). Издательство: Семеновская типолитография (И.А.Ефрона). СПб., 1901.
124. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследова-ния:учебник / П.Штомпка; пер. с пол. Н.В. Морозовой, авт вступ. ст. Н.Е. Покровский. - 2-е изд. М.: Логос, 2010. - 168 с.: 32с. цв. ил. - (Новая университетская библиотека).
125. Шютц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988. № 2. С. 8-16.
126. Эванс-Притчард Э. Нуэры. М.: «Наука», 1985. - 237 с.
127. Эванс-Притчард Э. История антропологической мысли / Пер. с англ. А.Л. Елфимова; ст. А.А. Никишенкова. М.: Вост. лит., 2003. - 358 с.: ил.
128. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. Пер. с англ. А.А. Ка-занкова, А.А. Велика; коммент. и послесловие А.А. Казанкова. М.: ОГИ, 2004. - 142, [2] с. - (Нация и культура).
129. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. Том 1. М.: Университетская книга. 2001. - 336 с.
130. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир
России. 1995. №3-4, С. 158-179.
131. Якимов К.Н. Опознание преступников. М.: изд. НКВД РСФСР, 1928. -с 3.
132. Alexander J. Critical Reflections on "Reflective Modernization"// Theory, Culture and Society. 1996. Vol. 13. Р. 133-138.
133. Allport G. W. Personality. N.-Y.: Henry Holt & Со., 1937. СИ. 7.
134. Arnould E.J. Toward a broadened theory of preference formation and the diffusion of innovations: Cases from Zinder province, Niger Republic // Journal of Consumer Research, 1989. №16(2). Р.239-267.
135. Arnould E.J. and Thompson C.J. Reflections, Consumer Culture Theory (CCT): Twenty years of research // Journal of Consumer Research. 2005. 31(4). Р.868- 882.
136. Applbaum K. and Jordt I. Notes toward an application of McCracken's «cultural categories» for cross-cultural consumer research // Journal of Consumer Research, 1996. №23(3). Р.204-218.
137. Atkinson M., Young K. 2001. Flesh Journeys: Neo Primitives and the Rediscovery of Radical Body Modification // Deviant Behavior, 2001. - Vol. 22. Р. 117-146.
138. Atkinson M. Tattooed: the sociogenesis of a body art. London. University of Toronto Press Incorporated, 2003. - 320 р.
139. Auty S. and Elliott R. Fashion involvement, self-monitoring and the meaning of brands // Journal of Product and Brand Management, 1998. №7(2). Р.109-123.
140. Barker J., Tietjen A. M. Women's facial tattooing among the maisin of ORO province, Papua New Guinea: the changing significance of an ancient custom // Oceania, 1990. Vol. 60. Issue 3. P. 217-234.
141. Belk R.W., Ger G. and Askegaard S. The Fire of Desire: A multisited inquiry into consumer passion // Journal of Consumer Research, 2003. №30(3). Р.326-352.
142. Bengtsson A., Ostberg J. and Kjeldgaard D. Prisoners in paradise: Subcul-tural resistance to the marketization of tattooing // Consumption, Markets and Culture, 2005. №8(3). P.261-274.
143. Boltanski L. Les usage sociaux du corps // Les Annales. 1971. №26(1).
144. Bonsu S.K. and Belk R.W. Do not go cheaply into that good night: Death ritual consumption in Asante Ghana // Journal of Consumer Research, 3003. №30(1). P.41-55.
145.
146. Brain R. The Decorated Body. New York: Harper and Row, 1979. - 420 p.
147. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. London - New York. Mithuen, 1986. - 260 p.
148. Breakwell G.M. Integrating paradigms, methodological implications // Breakwell G.M., Canter D.V. (eds). Empirical approaches to social representations. Oxford: Clarendon Press, 1993.
149. Brown S. Harry Potter and the Fandom menace // Cova, B., Kozinets, R. and Shankar, A. (eds.) Consumer Tribes. London, Butterworth-Heinemann, 2007. P.177-193.
150. Butler J. Bodies that matter. London: Routledge, 1993. - 212 p.
151. Butler J. Undoing gender. New York: Routledge, 2004. - 340 p.
152. Carroll S.T., Riffenburgh H.R., Roberts A.T., Myhre B.E. Tattoos and Body Piercings as Indicators of Adolescent Risk-Taking Behaviors // Pediatrics, 2002. Vol. 109. № 6. P. 1021-27.
153. Caplan J. 2000. Written on the Body: The Tattoo in European and American History. Princeton, NJ: Princeton University Press.
154. Carr G. Woad, tattooing and identity in later Iron Age and early Roman Britain // Oxford j. of archaeology. Oxford; Boston (MA), 2005. Vol. 24. N 3. P. 273-292.
155. Cohen Morris J. Tattooing: some medical and psychological aspects// British Journal of Dermatology&Syphilis, Jul 1927. Vol. 39. Issue 7. P. 290-297.
156. Connell R. Gender and power: Society, the person, and sexual politics. Stanford: Stanford Univ. Press, 1987.
157. Coulter R.A., Price L.L. and Feick L. The origins of involvement and brand commitment: Insights from post-socialist central Europe // Journal of Consumer Research, 2003. №30(2). P.151-169.
158. Cova B., Kozinets R. and Shankar A. (eds.) Consumer Tribes. London: Butterworth-Heinemann, 2007. P.3-26.
159. Crossley N. Reflexive embodiment in contemporary society. Berkshire: Open University Press. 2006.
160. Crossley N. The Social Body: Habit, Identity and Desire. London: Sage Publications Ltd. 2001.
161. Crossley N. Mapping Reflexive Body Techniques: On Body Modification and Maintenance // Body & Society. 2005. Vol. 11. № 1. P. 26.
162. Dawson M. The consumer trap: Big business marketing in American life. Champaign: University of Illinois Press, 2003.
163. Deci E.L. The psychology of self-determination. Toronto: Lexington books, 1980.
164. Degelman D., Deann P.N. Tattoos And Ratings Of Personal Characteristics // Psychological Reports. 2002. Vol. 90. № 2. P. 507-14.
165. Deighton J. and Grayson K. Marketing and seduction: Building exchange relationships by managing social consensus // Journal of Consumer Research, 1995. №21(4). P.660-676.
166. Delarue J., Giraud R. Les tatouages du Milieu. Paris: l'Oiseau de Minerve, 1999. 87 p.-[64] p. de pl.
167. DeMello M. Bodies of Inscription: A Cultural History of the Modern Tattoo Community. Durham, NC: Duke University Press, 2000. - 460 p.
168. DeMello M. Encyclopedia of Body Adornment. Greenwood Press Westport, Connecticut, London, 2007. - 520 p.
169. Deutsch F. Undoing gender // Gender & Society. 2007. Vol. 21. N 2. P. 106127.
170. Dickson L., Dukes R. ACAD: College Student Journal, 2015. Vol. 49. Issue 1. P. 106-120.
171. Dohscha S. and. Ozanne J.L. An ecofeminist analysis of environmentally sensitive women using qualitative methodology: The emancipatory potential of an ecological life // Journal of Public Policy and Marketing. 2003. №20(2). P.201-214.
172. Doise W. Social representations in personal identity // Worchel S., Morales J.F., Paez D., De-Schamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998.
173. Dubar C. La Socialisation, construction des identités sociales et professionnelles. Armand Colin, 2002. - 202 p.
174. Dubar C. La crise des identités. Paris: PUF, 2003. - 239 p.
175. Dukes R.L., Stein A.J. Evidence of Anticipatory Socialization Among Tattooed, Wannabe, and Non-Tattooed Adolescents: Differences in Attitudes and Behavior // SAGE Open. 2014. Vol. 4. № 2. P. 1-12.
176. Durkheim E. The elementary forms of Religious Life. The Free Press. A Division of Simon&Schuster Inc., N.Y., 1995. - P. 111-127.
177. Dye I. The tattoos of early American seafarers, 1796-1818 // Proc. of the Amer. philos. soc. -Philadelphia, 1989. Vol. 133. N 4. P. 520-554.
178. Ebin V. The Body Decorated. London: Thames and Hudson, 1979. - 273 p.
179. Escalas J.E. and Stern B.B. Sympathy and empathy: Emotional responses to advertising dramas // The Journal of Consumer Research, 2003. №29(4). P.566-578.
180. Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. 2nd edition. - London, 2007. SAGE Publications. - 233 p.
181. Fiske J. Understanding Popular Culture. Boston: Unwin Hyman, 1989.
182. Fletcher R. Tattooing among civilized people. Read before the Anthropological Society of Washington. The Anthropological Society of Washington. Washington DC, 1882.
183. Follett J.A. The consumption of tattoos and tattooing: the body as permanent text. 2009. URL:
http://wlv.openrepository.com/wlv/bitstream/2436/88534/1/Follett _PhD%20thesis.pdf (дата обращения: 20.06.2016).
184. Gell A. Closure and multiplication: an essay on Polynesian cosmology and ritual//Cosmos and society in Oceania. Oxford; Wash., 1995. P. 21-56.
185. Giddens A. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford (Calif.): Stanford University Press, 1991. - 264 p.
186. Giddens A. The National-State and Violence. Cambridge: Polity Press, 1985. - 280 p.
187. Gilbert S. Tattoo History: A Sourcebook. San Francisco: Juno Publishing, 2000. - 432 p.
188. Goffman E. Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. Anchor Books Doubleday & Company, Inc. Garden City, New York, 1961. - 360 p.
189. Goffman E. Gender Advertisements // Studies in the Antropology of visual communication. 1976. Vol. 3. N. 2. P. 69-154.
190. Goulding C., Shankar A., & Elliott R. Working weeks, rave weekends: Identity fragmentation and the emergence of new communities // Consumption, Markets and Culture, 2002. №5(4). P.261-284.
191. Gray J. 1 Love Mom: An Irreverent History of the Tattoo. Toronto: Key Porter, 1994. - 296 p.
192. Groning K. Body Decoration: A World Survey of Body Art. London, England: Thames and Hudson, 1997. - 484 p.
193. Grumet G. Psychodynamic Implications of Tattoos // American Journal of Orthopsychiatry, 1983. №53. Р. 482-492.
194. Gustafson M. The tattoo in the Late Roman Empire and Beyond // Written on the Body. The Tattoo in European and American History/Ed. J. Caplan. L.: Reaction Books, 2000. P. 17-31.
195. Hebdige D. Subculture: The Meaning of 'Style. New York: Methuen and Co, 1979.
196. Hetrick W.P. and Lozada H.R. Construing the critical imagination: Comments and necessary diversions // Journal of Consumer Research, 1994. №21(3). Р.548-558.
197. Hirschman A. Les passions et les intérêts. Justifications politiques du capitalisme avant son apogée. Paris: PUF, 1980. - 135 p.
198. Hirschman E. The Ideology of Consumption: A structural-syntactical analysis of «Dallas» and «Dynasty» // Journal of Consumer Research, 1988. №15(3). Р. 344-359.
199. Hirschman E. and Thompson C. Why media matter: Towards a richer understanding on consumers relationship with advertising and mass media // Journal of Advertising, 1997. №26(1). P.43-61.
200. Hobsbawm E. and Ranger T. (eds.) The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
201. Holbrook M.B. and Batra R. Assessing the role of emotions as mediators of consumer responses to advertising // Journal of Consumer Research, 1987. №14(3). P.404-420.
202. Holt D.B. How consumers consume: A typology of consumption practices // Journal of Consumer Research, 1995. №22(1). P.1-17.
203. Howell R., Payne R., Roe A. Differences among Behavioural Variables, Personal Characteristics, and Personality Scores of Tattooed and Nontattooed Prison Inmates // Journal of Research in Crime and Delinquency, 1971. №8. P. 32-37.
204. Huss-Ashmore R. «The real me»: therapeutic narrative in cosmetic surgery // Expedition. Philadelphia, 2000. Vol. 42. N 3. P. 26-37.
205. Joy A. Gift giving in Hong Kong and the continuum of social ties // Journal of Consumer Research, 2001. №28(2). P.239-256.
206. Inkeles A., Smith D.H. Becoming Modern. Cambridge: Mass, Harvard University Press, 1974. - 320 p.
207. Jones C.P. Stigma and tattoo // Written on the body. The tattoo in European and American history/Ed. J. Caplan. L.: Reaction Books, 2000. P. 1-14.
208. Kasprycki S.S. Image and imagination: menominee portraits, 1825-1860 // Arch. fur Volkerkunde. Wien, 1990. Bd 44. P. 65-131.
209. Kaufmann J.-C. L'invention de soi. Une théorie de l'identité. Paris: Armand Colin, 2004. - 347 p.
210. Kessler S., McKenna W. Gender: an ethnomethodological approach. Chicago: Univ. of Chicago press, 1978. - 252 p.
211. Kitamura T. Tattooes of the floating world. Ukio-motifs in the Japanese tattoo. Amsterdam: Hotei Publishing, 2003. - 119 p.
212. Kozinets R.V. Can Consumers Escape the Market? Emancipatory Illuminations from Burning Man // Journal of Consumer Research, 2002. №29(1). P.20-38.
213. Kozinets R.V. and Handelman J. Adversaries of consumption: Consumer movements, activism, and ideology // Journal of Consumer Research, 2004. №31(3). P.691-704.
214. Kumar K. Prophecy and Progress: The Sociology of Industrial and PostIndustrial Society. Harmondsworth: Penguin, 1978 // Kumar K. From PostIndustrial to Post-Modern Society. Oxford: Basil Blackwell, 1995.
215. Kumar K. From Post-Industrial to Post-Modern Society. Oxford: Basil Blackwell, 1995. Inkeles A., Smith D.H. Becoming Modern. Cambridge: Mass, Harvard University Press, 1974.
216. Lacassagne A. Les Tatouages, étude anthropologique et médico-légale. Paris: J.-B. Baillière, 1881. - 116 p.
217. Lacassagne A. La signification des tatouages chez les peuples primitifs et dans les civilisations méditerranéennes. Lyon: impr. de A. Rey, 1912. - 28 p.
218. Laumann A. and Derick A. Tattoos and Body Piercings in the United States: A National Data Set // Journal of the American Academy of Dermatology, 2006. 55 (3). P. 413-421.
219. Lears J. Fables of abundance, New York: Basic Book, 1994.
220. Le Breton D. Tatouages et piercing... un bricolage identitaire? // Identite(s) : L'individu, le groupe, la societe. Paris, 2004. P. 109-115.
221. Le Breton D. La peau entre signature et biffure: du tatouage et du piercing aux scarifications // Revue de psychothérapie psychanalytique de groupe, 2011/2. № 57. P. 79-92.
222. Lombroso C. e G. Ferrero. La Donna delinquente, la prostituta et la donna normale. Torino: L. Roux , 1893. - 640 p.
223. Lombroso C. Le Più recenti scoperte ed applicazioni della psichiatria ed antropologia criminale. Torino : fratelli Bocca, 1893. - 432 p.
224. Lombroso C. L'uomo delinquente in rapporto all'antropologia, alla giurisprudenza ed alla psichiatria. Torino : Fratelli Bocca, 1897. - 677 p.
225. Lorber J. Breaking the Bowls: Degendering and Feminist Change. New York: W.W. Norton & Company, 2005. - 270 p.
226. Lorber J. Using gender to undo gender: A feminist degendering movement // Feminist theory.2000. Vol. 1. N. 1. P. 79-95.
227. Lurie A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. Hamlyn Paperback, 1983. - 273 p.
228. MacQuerrie Ch. Insular celtic tattooing: history, myth and metaphor // Written on the body. The tattoo in Europian and American History/J. Caplan (ed.). L.: Reaction Books, 2000. P. 34-45.
229. Maffessoli M. The Time of the tribes: The decline of individualism in mass society. London: Sage Publications, 1996.
230. Martischnig M. Tatowierung ostasiatischer Art: Zu Sozialgeschichte u. handwerklicher Ausfuhrung von gewerblichem Hautstich in Vergangenheit u. Gegenwart in Japan. Wien: Verl. der Osterr. Akad. der Wiss, 1987. - 76 S., ill.
231. McAlexander J.H., Schouten J.W., and Koenig H.F. Building brand community // Journal of Marketing, 2002. №(1). P.38-54.
232. McKerracher D., Watson R. Tattoo Marks and Behaviour Disorder // British Journal of Criminology, 1969, № 9. P. 167-72.
233. McCracken G. Culture and consumption: A theoretical account of the structure and movement of the cultural meaning of consumer goods // Journal of Consumer Research, 1986. №13(1). P.71-84.
234. McQuarrie E.F. and Mick D.G. Figures of rhetoric in advertising language // Journal of Consumer Research, 1996. №22(4). P.424-438.
235. Mead G.H. Self and society. Chicago, 1938. - 360 p.
236. Mifflin M. Bodies of Subversion: A Secret History of Women and Tattoo. New York, Juno Books, 2001. - 210 p.
237. Miller P. and Rose N. Mobilizing the consumer; assembling the subject of consumption. Theory Culture and Society. 1997. 14(1). P.1-33.
238. Murray J.B. and Ozanne J.L. The critical imagination: Emancipatory interests in consumer research // Journal of Consumer Research, 1991. №18(2). Р.129-144.
239. Mytattoo.ru URL: http://mytattoo.ru/forum/showthread.php?t=1480 (дата обращения: 20.06.2016).
240. Penaloza L. The commodification of the American West: Marketers' production of cultural meanings at a trade show // Journal of Marketing, 2000. №64(4). Р.82-109.
241. Pendergast S., Pendergast T., Hermsen S. Fashion, Costume, and Culture: Clothing, Headwear, Body Decorations, and Footwear Through the Ages Set Edition 1. Vol. 5.
242. Poggio B. Editorial: Outline of a theory of gender practices gender // Work&Organization, 2006. Vol. 13. Issue 3. P. 225-233.
243. Price L.L. and Arnould E.J. Commercial friendships: Service providerclient relationships in social context // Journal of Marketing, 1999. №63(4). Р.38-56.
244. Price L.L., Amould E.J. and Tierney P. Going to extremes: Managing service encounters and assessing provider performance performance // Journal of Marketing, 1995. №59(2). Р.83-97.
245. Redmond E.M. Tribal and chiefly warfare in South America. Ann Arbor, 1994. XII. - 148 p.
246. Rosaldo M. The use and abuse of anthropology: reflections on feminism and cross-cultural understanding. Signs, 1980. Vol. 5. N 3. P. 389-417.
247. Rosing J. Fortaellinger om «Inua» // Gronland. Charlottenlund, 1998. Arg. 46. N 5. S. 155-174.
248. Rubin A. Marks of Civilization: Artistic Transformations of the Human Body. Los Angeles: Museum of Cultural History, 1988. - 360 p.
249. Sanders C.R. Marks of mischief: Becoming and being tattooed // J. of contemporary ethnography. Newbury Park, 1988. Vol. 16. N 4. P. 395-432.
250. Sanders C.R. Customizing the Body: The Art and Culture of Tattooing. Philadelphia: Temple University Press, 1989. - 340 p.
251. Sherry J.F. A sociocultural analysis of a midwestern American flea market // Journal of Consumer Research, 1990. №17(1). Р.13-33.
252. Sherry J.F. and McGrath M.A. Unpacking the holiday presence: A comparative ethnography of the gift store. in Hirschmann, E. (ed.) Interpretive Consumer Research. Provo, UT: Association for Consumer Research, 1989. Р.148-167.
253. Schier G. Kunst am Korper zur sozialen Aussage von Tatauierung und Bemalung im indianischen Nordamerika // Arch. fur Volkerkunde. Wien, 1985. Bd 39. S. 1-116.
254. Schouten J. and McAlexander J. Subcultures of consumption: An ethnography of the new bikers // The Journal of Consumer Research, 1995. №22(1). P.43-62.
255. Scott L.M. The bridge from text to mind: Adapting reader-response theory to consumer research // Journal of Consumer Research, 1994. №21(3). P.461-480.
256. Sredl K. Consumption and class during and after state socialism // Belk, R.W. and Sherry, J.F. (eds.) Research in consumer behaviour, 2007. V 11. P.187-205.
257. Spencer B. The native tribes of central Australia / by Baldwin Spencer and F.J. Gillen. Macmillan and Co., Limited : The Macmillan Company, 1899. - 671
P.
258. Steiner Chr. B. Body personal and body politic: Adornment and leadership in cross-cultural perspective // Anthropos. Freiburg, 1990. Bd 85. N 4/6. P. 431445.
259. Stern B.B. Feminist literary criticism and the deconstruction of ads: Overview and illustrative analysis // Journal of Consumer Research, 1993. №19(4). P.556-566.
260. Steusloff W. Von den Feiern der Seeleute. Rostock: Hinstorff, 1988. - 79 p.
261. Steward S. Bad Boys and Tough Tattoos: A Social History of the Tattoo with Gangs, Sailors, and Street Corner Punks. New York: Haworth Press, 1990.
262. Swami V., Furnham A. Unattractive, Promiscuous and Heavy Drinkers: Perceptions of Women with Tattoos // Body Image. 2007. Vol. 4. N 4. P. 343-52.
263. Tajfel H., Social identity & intergroup relations. Cambridge, Paris. 1982. -546 p.
264. Tajfel H. Social Categorization, Social Identity and Social Comparison // Differentiation between Social Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations / ed. by H. Tajfel. London: Academic Press. 1978. P. 61-76.
265. Taylor A.C. Les masques de la memoire: essai sur la fonction des peintures orporelles jivaro // Homme. Paris: La Haye, 2003. N 165. P. 223-248.
266. Thompson C.J. and Haytko D.L. Speaking of fashion; consumer's uses of fashion discourses and appropriation of countervailing cultural meanings // Journal of Consumer Research, 1997. №24(1). P.15-42.
267. Tse D.K., Belk R.W. and Zhou N. Becoming a consumer society: A longitudinal and cross-cultural content of analysis of print ads from Hong Kong, the People's Republic of China, and Taiwan // Journal of Consumer Research, 1989. №15(4). P.457-472.
268. Truhelka C. Wissenschaftliche Mittheilungen Aus Bosnien und der Hercegovina. Vena, 1896. Vol. 4.
269. Turner B.S. Orientalism, Postmodernism and Globalism. L.: Routledge, 1994. P. 186-198.
270. Turner B. The possibility of primitiveness: Towards a sociology of body marks in cool societies. Body & Society, June 1999. Vol. 5. N. 2-3. P. 39-50.
271. Tylor E.B. Primitive Culture. 1st ed. 2 vols. L.: John Murray. 1871.
272. Twitchell J. Adcult USA: The Triumph of advertising in American culture. New York: Columbia University Press, 1996.
273. Wagner W. The Mentawaian sense of beauty: perceived through Western eyes // Indonesia at the Malay world. Basingstoke, 2003. Vol. 31. N 90. P. 199.
274. Wacquant L. Body & Soul: notebooks of an apprentice boxer. New York and Oxford: Oxford University Press, 2004.
275. West C., Zimmerman D. Doing gender // Gender&Society. 1987. Vol. 1. N 2. P. 125-151.
276. West C., Zimmerman D. According for Doing Gender // Gender & Society. 2009. Vol. 23. N 1. P. 125-151.
277. Wilk R. Learning to be local in Belize: Global systems of common difference in Miller, D. (ed.) Worlds Apart: Modernity through the prism of the local. London: Routledge, 1995. P.110-131.
278. Witkowski T.H. Colonial consumers in revolt: Buyer values in behavior during the nonimportation movement, 1764-1776 // Journal of Consumer Research, 1989. № 16(2). P. 216-226.
279. Wohlrab S., Fink B., Kappeler M.P., Brewer G. Perception of Human Body Modification // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 46. № 2. P. 202-206.
280. Wuttke H. Die Entstehung der Schrift, die verschiedenen Schriftsysteme und das Schrifttum der nicht alfabetarisch schreibenden Völker. Leipzig, 1872.
281. Wroblewski C. Tattooed Women. London: Virgin Publishing, 1992.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.