Татарские исторические предания и легенды и их художественные особенности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук в форме науч. докл. Гилязутдинов, Салим Мингазович
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 32
Оглавление диссертации кандидат филологических наук в форме науч. докл. Гилязутдинов, Салим Мингазович
Научная деятельность автора шла в 3-х направлениях: экспедиционно-собирательском, текстолого-эдиционном и научно-теоретическом.
Экспе дипионно-собирательскз я работа заключалась в участии в фольклорных экспедициях и записывании произведений народного творчества из уст информаторов на магнитофонную ленту, их расшифровке и оформлении согласно требованиям архивного дела, в составлении научных отчетов. Автор участвовал в 17-и научных экспедициях (в некоторых из них в качестве руководителя) в различные районы Татарстана, а также в Челябинскую, Свердловскую, Пермскую, Тюменскую, Кировскую, Рязанскую, Астраханскую области, республики Мари-Эл и Башкортстан, где компактно проживает татарское население. Всего во время экспедиций, организованных ИЯЛИ им.
1 Татарское народное творчество. Программа для отделений татарского языка и литературы высших учебных заведений. /Составитель Р.М.Мухамедзянов. —Уфа, БГУ, 1988. —С. 16, 34 (на тэт. яз.)
Г.Ибрагимова в 1979-1991гг., и в экспедициях, организованных Центром Татарского Фольклора при Министерстве Культуры Республики в 1992-1997гг., обследовано около 100 населенных пунктов и записано 1247 единиц произведений, в том числе 135 преданий, легенд и мифологических рассказов.
Текстолого-эдиционная работа заключалась в транскрибировании рукописей с арабской и латинской графики, расшифровке транскрипций, литературной правке (не редактирование), адаптации переводов арабских, персидских и архаичных слов для подстрочных примечаний, научном комментировании, технической подготовке к печати текстов произведений несказочной прозы, их частичном переводе (для изданий на русском языке) и корректировании типографических гранок.
В 1987 г. вышел из печати подготовленный соискателем том "Предания и легенды" из многотомного свода "Татарское народное творчество". В текстовой части (379 текстов, объем- 19 п.л.) представлены почти все основные жанры несказочной прозы: предания, легенды, мифологические рассказы. Более половины текстов (203 единиц) опубликованы впервые, а 33 текста извлечены нами из труднодоступных, ставших библиографической редкостью дореволюционных изданий. Введены также в научный оборот неизвестные или недоступные до сегодняшнего дня иностранные источники.
В 1992 году в библиотеке журнала "Казань" были изданы 6 сборников, составленных соискателем (3 на русском, 3 на татарском языках) общим объемом 22 п.л.
Сборники на татарском языке ("Исэ Болгар жиллэре", 'Теллэрдэн тешмэс Казан", "Щен-пэрилэр бар дилэр") состоят из 136 текстов (11 п.л.): 123 единиц преданий, легенд и мифологических рассказов и 13 единиц байтов и исторических материалов.
Сборники на русском языке ("Ветры Великих Булгар", "Сказания о Казани", "Пусть нам лешие попляшут, попоют"), состоят из 113 текстов (11 п.л.): 97 единиц преданий, легенд и мифологических рассказов и 16 единиц байтов и исторических материалов. Половина текстов (56 единиц) на русском языке печатались впервые. Часть текстов (8 единиц) переведена самим составителем (7 с татарского и 1 с персидского).
Общий тираж 7 выпусков указанных книг составляет более 100 тысяч экземпляров.
В настоящее время автором диссертации составлен и подготовлен к печати сборник "Предания и легенды" (25 п.л.) для 14-томного свода "Татарское народное творчество" на русском языке. В него вошли 389 текста преданий, легенд и мифологических рассказов (20 п.л.). Около 70 % из них (252 текста) переведены на русский язык впервые. Часть переводов (44 единиц) сделана автором.
Научно-теоретическая работа. Объектом исследований автора являются произведения несказочной прозы татар Среднего Поволжья и Приуралья. Предания, легенды и мифологические рассказы сибирских татар, хотя и представлены отдельным циклом в обеих томах соискателя (как на татарском, гак и на русском языках), не были предметом специального изучения, а привлекались нами в основном как вспомогательный материал для решения тех или иных вопросов.
Cipyj£iyp.a. диссертации:
- Общая характеристика работы.
- Введение, которое посвящено историографии вопроса.
- Глава I: Жанры татарской несказочной прозы.
- Глава II: Исторические предания и легенды и их художественные особенности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Татарский фольклор периода Казанского Ханства в русских исторических источниках2001 год, кандидат филологических наук Садеков, Марат Рафаилевич
Народное творчество периода Золотой Орды: мифологические и исторические основы2011 год, доктор филологических наук Закирова, Ильсеяр Гамиловна
Жанровое своеобразие песенно-музыкальных традиций татар Тюменской области2007 год, кандидат филологических наук Сурметова, Луиза Раисовна
Поэтика татарских баитов2013 год, кандидат филологических наук Идрисова, Кадрия Раесовна
Несказочная проза теленгитов2012 год, кандидат наук Яданова, Кузелеш Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Татарские исторические предания и легенды и их художественные особенности»
Круг источников по татарским преданиям, легендам и мифологическим рассказам чрезвычайно широк как по времени (с древнейших времен до наших дней), территории, так и по языку (источники на древнетюркском, арабском, персидском, западноевропейских, русском и татарском языках). Они охватывают почти все области истории культуры. Это, в первую очередь, труды по истории, археологии, географии (сочинения арабских, персидских, западноевропейских, русских и татарских путешественников), этнографии, языку (диалектологии и исторической ономастике), литературе, искусству, архитектуре и фольклористике (в основу многих дастанов легли древние легенды и предания. Происхождение целого ряда байтов, песен, пословиц и поговорок также связано с легендами и преданиями).
Значительный интерес для изучения древних форм мифологического мышления предков современных тюркских народов древних тюрков представляют варианты преданий, зафиксированные в китайских хрониках VI-VI1 вв.'
Словарь "Дивани лугагиг-тюрк", составленный знаменитым ученым XI века Махмудом Кашгари, также является солидным источником для изучения преданий и легенд тюркских народов . Первые образцы преданий и легенд
1 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в Лрезнне времена. Т. t. —М. —Л., 1950 —С. 214. 220, 221.
2 Кошгарнй Махмуд. Туркий суэлар девони (Девону луготит-турк). Тошкент, 1 том —1960, 2 том — 1961,
3 том — 1963. •*» предков современных татар- волжских булгар зафиксированы в арабских и персидских источниках X-XV вв.
Большое количество исторических преданий и легенд, указывающих на преемственность Булгарского и Казанского ханств, имеются в татарских письменных памятниках XVII-XVUI вв.
Во второй половине XIX- начале XX вв. татарские историки
Ш.Марджани, Х.Амирханов, Р.Фахретдинов, Г.Ахмеров, Х.Атласи и др. при освещении событий эпохи древних Булгар и средневековой Казани, наряду с" 3 другими материалами, широко использовали и народные предания.
Большой вклад в дело собирания произведений народной исторической прозы внесли историк-любитель М.Аитов и выдающийся татарский ученый-просветитель К.Насыри.
Отдельные образцы преданий и легенд публиковались в татарской дореволюционной периодической печати.5
В русских источниках татарские предания и легенды начали фиксироваться в конце XVI в. , а первые публикации относятся к XVIII в.7
В собирании, публикации и изучении преданий и легенд значительна заслуга ученых Казанского университета, открытого в 1804 г.8
Достойна внимания книга С.М.Шпилевского, в которой автор поместил свыше 30 преданий, опубликованных до 1878 г. , и подверг их историческому анализу.
Произведения татарской несказочной прозы публикуются в местной периодической печати, а также в путеводителях, справочниках по Казани и в
1 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 г. —Харьков, 1966; Путешествие Абу Хамила ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153гг.) Публикация Л.Г.Большакова, А.Л.Монгайта. —М., 1971.
2 Назэ китаб фаслы дастани Чингиз хан в» haM Аксак Тимер населенная баян идар. Тарих йиде йоэ елында. —Казан, 1882.; Мвслими Хисаметдин бине Шарэфетдин. Рисалаи тэварихы Болгария вэ зикре мауляна хэзрэт Аксак Тимер вэ хэрабе ШэЬри Болгар. —Казан, 1870, 1887, 1892, 1902.
3 Мэрг&ани ШиЬабетдин. Местафадел ахбар фи эхвали Казан вэ БоЛгар. —Казан, 1, 1885, 1897; II, 1900; дмнрхшов Хесэен. Тэварихы Болгария, Казан, 1883. Фэхретдин Рнзаэгдин. Асар. 1-2 жилдлар, 15 жезьэ, — Казан-Оренбург, 1900-1911.
4 Насыйри Каюм. Календарь 1881 ел очен. —Казан, 1880.; Каюм Насыйриньщ моцарчы басылмаган эсэрлэре Нам йвз еллык бэйрам материаллары. —Казан, 1926. s Вэлиди Тарифен. Актуба буйлары //Шура / —1913,. —№ 4, —С. 109-110.
6 Сказание о царстве Казанском. Под редакцией профессора Водовозова. —М., 1959.
Рынков Н. Журнал или дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 годы. —СПб., 1770.
8 Хальфин И.Й. Жизнь Дткингиз хана и Аксак Тимура с присовокуплением разных отрывков, до истории касающихся, коих все слова для обучающихся расположены по алфавиту, —Казань, 1822; Фукс К.Ф. Краткая история г.Казани. -—Казань, 1917.; Березйн И.Н. Турецкая хрестоматия, т. 1-й. —Казань, 1857-1876; Потанин. У вотяков Елабужского уезда. //Известия общества археологии, истории при Казанском университете (ИОАИЭ), 1884, т. III, —С. 192.; Коблов Я Д. Мифология казанских татар// ИОАИЭ, 1910, t.XXV. вып. 5 и др.
Шпилевскнй С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. '—Казань,
1877. других научно-популярных изданиях.
Некоторые образцы преданий и легенд быЯЛГОуоликованы в краеведческих изданиях других областей и губерний России, где компактно проживало 2 татарское население.
Из зарубежных источников следует отметить труд венгерского ученого Г.Балинта, приезжавшего в 70-е годы в Казанскую губернию для изучения татарского языка. В изданном им сборнике наряду с другими фольклорными произведениями имеются и рассказы о духах природы (иялэр).3
Введению в научный оборот исторических преданий сибирских татар мы обязаны Г.Ф.Миллеру. В свои трудах, наряду с привлечением преданий и легенд сибирских летописей, он широко пользуется материалами собственноручно записанными из уст сибирских татар. Предания об истории сибирских татар занимают важное место и играют роль существенных источников в известном сборнике академика В.В.Радлова.
Рассматривая дореволюционные источники, необходимо отметить, что несмотря на довольно большое количество зафиксированных произведений (более 100 единиц), подавляющая их часть не является "чистыми" записями, а представлена лишь в пересказах авторов-исследователей.
Образцы целостного рассказа, записанного по научным правилам фольклористики, появляются лишь в двадцатых годах этого столетия.6
Целенаправленная научная работа по сбору, изданию и изучению произведений устного народного творчества, в том числе преданий и легенд, началась после открытий в 1939 году Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова. Участниками научных экспедиций Х.Х.Ярми, Х.Х.Гатиной, И.Н.Надировым, Ф.И.Урманчеевым, Х.Ш.Махмутовым, Н.Ш.Хисамовым, Ф.В.Ахметовой, Н.Ф.Ибрагимовым, Л.Ш.Замалетдиновым, Р.Ф.Ягафаровым, А.И.Садыковой, К.Б.Ямалетдиновой, С.М.Гилязутдиновым и др. был собран и создан богатейший фольклорный фонд, который стал основой для многотомного свода "Татарское народное творчество".
Во время многочисленных диалектологических экспедиций ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова их участниками (Н.Б.Бурганова, Л.Т.Махмутова, Д.Б.Рамаза-нова, Ф.С.Баязитова, З.Р.Садыкова, Т.Х.Хайрутдинова и др.) также было Спутник по Казани. Под редакцией профессора Н.П.Загоскина. —Казань, 1895.
2 Зайковский Б .Я. Каменные бабы в Саратовском Поволжье. // Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии, 1908, вып. XIV. —С.31.
3 Balint G. Kazani-tatar nuelvtanulmanyok. I. Fuzet. Kazani-tatar szovegek. -Budapest, 1875. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех происходящих в нем дел от начала, а особенно от покорения его Российской державе по сии времена. Км. 1, —СПб., 1787; Миллер Г.Ф. История Сибири, т. 12. —М. —Л., 1937-1941.
5 Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. Часть IV. Наречия барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар. —СПб., 1872.
6 Васильев М.А. Памятники татарской народной словесности. Сказки и легенды. —Казань, 1924; Вахиди С.Г. Татарские легенды о прошлом Камско-Волжского края // Вестник научного общества татароведения (ВНОТ). —1926. —№4; Тарзиманов В.Ф., Рахим А. Хузялар тавы. ВНОТ. 1928. —№8. записано большое количество произведений народного творчества. Всего в различных диалектологических сборниках и исследованиях по татарской диалектологии опубликовано около 200 единиц (в основном истории сел и деревень) фольклорных текстов . Многочисленные топонимические предания использованы в работах гю исторической ономастике академиком Г.Ф.Саттаровым и профессором Ф.Г.Гариповои5.
Фольклор сибирских татар, в том числе предания, широко представлен в исследовании ленинградского языковеда Л. В .Дмитриевой''.
Много сил по сбору преданий и легенд приложил известный археограф М.И.Ахметзянов. Во время археографических экспедиций им записано более 130 единиц произведений несказочной прозы. Около трети из них (44 текста) вошли в том "Предания и легенды" многотомного свода "Татарское народное творчество".
Начиная с 70-х годов появляется ряд научно-теоретических работ, посвященных изучению преданий и легенд как самостоятельных жанров национального фольклора. В трудах Ф.И.Урманчеева, Р.М.Мухамедзянова,
Г.М.Давлетшина, Н.Ф.Ибрагимова, С.З.Мухаматнурова анализируются отделные мотивы, сюжеты и образы преданий и легенд5.
В последние годы предания и легенды были включены в вузовские 6 программы по устному народному творчеству .
История собирания, публикации и изучения татарских преданий и легенд подробно ' изложена в статье соискателя "О преданиях, легендах и мифологических рассказах".7
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного Урала1998 год, доктор филологических наук Ахметшин, Борис Гайсеевич
Несказочная проза хоролоров: традиция бытования2010 год, кандидат филологических наук Герасимова, Лидия Петровна
Дастан "Туляк и Сусылу": тюрко-татарские варианты2007 год, кандидат филологических наук Фахрутдинова, Алена Ришатовна
Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX - начало XXI вв.2004 год, доктор исторических наук Шарафутдинов, Дамир Рауфович
Устная несказочная проза русских казаков Забайкалья: конец XX - начало XXI веков2007 год, кандидат филологических наук Лабутина, Наталья Вячеславовна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Гилязутдинов, Салим Мингазович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Произведения несказочной прозы: предания (риваятьлэр), легенды и мифологические рассказы (мифологик хикэятлэр) являются неотъемлимой частью татарского устного народного творчества. В отличие от традиционных жанров фольклора, в них преобладает познавательная функция, в то же время они не лишены эстетического значения и художественной ценности.
Тесно взаимодействуя между собой внутри одной жанровой системы, они отличаются мерой историзма, отношением к действительности и характером художественного вымысла и фантастики.
Предания и легенды, имея много общих жанровых признаков, в то же время отличаются направленностью своей информации, своей функцией. Предание стремится прежде всего сообщить факт, и основная функция его познавательная. Легенде свойственен поучительный характер. Сообщая какой нибудь невероятный фантастический факт, легенда стремится поучать, она идеализирует своих героев, придавая им черты святости. Основная функция легенды- дидактическая.
Основная же задачи мифологических рассказов состоит в том, чтобы доказать, подтвердить то или иное народное верование, поэтому эти рассказы всегда носят характер свидетельского показания.
В то же время границы между названными выше жанрами порой очень зыбки, исторические предания могут легко превратиться в историческую легенду, а предания о кладах—- в мифологические рассказы.
Основным жанром татарской несказочной прозы является предание. В исторических преданиях нашли отражение важные этапы исторического пути, пройденного татарским народом: Булгарское государство, Казанское ханство, жизнь в составе многонационального Русского государства. В народной памяти сохранился большой пласт преданий и легенд об одних из предков современных татар— волжских булгарах. Предания о Казани показывают преемственность, генетическую связь и родство волжских булгар и казанских татар. Об этом же говорят и многочисленные предания о происхождении сел и деревень, жители которых связывают свое происхождение непосредственно с Булгарским государством.
Сюжеты, образы, вопросы, поднимаемые и изображаемые в исторических преданиях, связаны с действительностью и потребностями той эпохи, в которых они создавались. Если в преданиях глубокой старины преобладают мотивы и образы, связанные с древними верованиями (мифические богатыри— Алыпы), то в произведениях последующих эпох говорится об основании государств, городов и сел, о принятии ислама. Главные герои этих рассказов— реальные исторические лица: ханы, цари, батыри. Большое место в них занимает тема борьбы с иноземными захватчиками. Центральные же герои преданий позднего феодализма— борцы за национальную и социальную свободу или бунтари-беглецы, открыто выступающие против существующего строя.
Рассказывая о сугубо специфической, национальной истории, предания и легенды в то же время художественно обобщают события и факты, используя для этого интернациональные, "бродящие" сюжеты и мотивы (земля с бычью шкуру; змееборство; жертвоприношение; курган из земли, принесенной в шапках и т.д.).
В преданиях и легендах сосредоточены древнейшие формы мышления народа, ценнейшие сведения о его взглядах на мир, природу и свое историческое прошлое. В них нашла образное выражение мечта трудовых масс о героизме, справедливости и красоте, поэтому они являются ценным источником для раскрытия социально-политических и эстетических идеалов татарского народа в различные эпохи.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ НАПИСАН НАУЧНЫЙ ДОКЛАД:
1. Татар халык Игнаты. Риваятьлэр Ьэм легендалар (Татарское народное творчество. Предания и легенды)/Составитель тома, автор вступительной статьи и комментариев С.М.Гилязутдинов. Научный редактор Х.Ш.Махмутов. — Казань: Тат.кн. издательство, 1987. —368с.
Вступительная статья "О преданиях, легендах и мифологических рассказах": С. 5-18, научные комментарии: С. 288-363.
Рец.: Урманчеев Ф.И. //"Казан утлары", 1989. —№9.
Ахметьянов Р. Бабаларыбызныщ тере авазы //Ватаным Татарстан, 1988, 28 июль.
2. Сказания о Казани. Легенды и предания / Составление, подготовка текста и частичный перевод. —Казань: "Панорама". Библиотека журнала "Казань". — №2. —1992. —48 с.
3. Теллэрдэн тешмэс Казан. Риваятьлэр, баетлар Ьэм тарихи ядкарьлэр (На устах будет Казань. Предания, байты и исторические памятники) /Составление и подготовка текста. —Казань: "Офык". Библиотека журнала "Казань". — №2. —1992. —48 с.
4. Пусть лешие попляшут, попоют. Татарские мифы и легенды. /Составление и подготовка текста и частичный перевод. —Казань: —"Панорама". Библиотека журнала "Казань". —№3-4. —1992. —64с.
5. Щен-пэрилэр бар дилэр. Татар халык легендалары Ьэм мифлары. (Говорят, что есть джинны, пери. Татарские народные легенды и мифы) /Составление и подготовка текста. —Казань: "Офык". Библиотека журнала "Казань". -№3-4. —1992. —64с.
6. Ветры Великих Булгар. Предания, легенды, байты и исторические памятники" /Составление, подготовка текста и частичный перевод. —Казань: "Панорама". Библиотека журнала "Казань". —№11-12. —1996. —64с.
7. Исэ Болгар' ж,иллэре. Риваятьлэр, легендалар, бзетлэр Ьэм тарихи ядкарьлэр (Веют ветры Булгар. Предания, легенды, байты и исторические памятники) /Составление и подготовка текста. —Казань: "Панорама". Библиотека журнала "Казань". —№11-12, —1992. —64с.
8. Типологический анализ сюжетов татарских бытовых сказок по международным указателям сказочных сюжетов //Татарское народное творчества. Сказки (книга третья). —Казань: Таг.кн. изд-во, 1981. —С. 350353 (на тат. яз.).
9. Сводный указатель сюжетов татарских народных сказок // Татарское народное творчество. Сказки (книга третья) —Казань: Таг. кн. изд-во, 1981. — С. 354-356 (на таг. яз.).
10. Крестьян чыгышлары турында татар тарихи риваятьлэре (Татарские исторические предания о крестьянских выступлениях. Вторая половина XVI-XVIIIbb.) // Борынгы татар фольклоры мэсьэлэлэре. -—Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КФАН СССР. 1984. —С. 77-92.
11. Хосэен Эмирхан. Болгар тарихы. Махсус Казан бэянындадыр (ж,иденче булек). (История Булгар. 0 Казани (глава седьмая). /Перевод со старотатарского исторических преданий и легенд о Казани. / /Мирас, 1994. —
10. —С. 109-112; -№11-12. —С. 105-110.
12. Предания— источник познания. //Научный Татарстан, 1998. —№1 —С. 67-71.
13. Риваятьлэр— белем чишмэсе //Татарлар хазерге доньяда (Халыкара фэнни-гамэли конференция материаллары. Татары в современном мире (Материалы международной научно-практической конференции). Академия наук Татарстана. Изд-во "Фан". —Казань, 1998. На тат. яз.: —С. 177-183; на рус.яз.: "Предания— источник познания. —С. 569-575; и на англ. языке (резюме) —С. 575-576.
14. Борынгы риваятьлэребезгэ бер караш (О наших древних преданиях //Казан утлары, 1999. — №5. —С. 176-180.
15. Мвслими. Тэварихы Болгария. (История Булгара) /Перевод со старотатарского, автор вступительной статьи, комментариев и словаря. —Казань: Изд. "Иман", 1999. —100 с. (на тат. яз.).
Вступительная статья: С. 5, научные коментарии : С. 91-95, словарь (350 слов): С. 96-100.
16. Элмэт тобэге тарихи риваятьлэре (Исторические предания Альметьевском региона) //"Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия". Тезисы выступлений научно-практической конференции. Альметьевск, 23-25 ноября, 1999г. Альметьевск, 1999. —С. 128-130.
17. Татар халык риваятьлэре Ьэм легендалары (Татарские народные предания и легенды)/ Составитель, автор вступительной статьи и комментариев. —Казань: Изд-во "Раннур", 2000. —296 с.
Вступительная статья "О преданиях, легендах и мифологических рассказах": С. 4-6, научные коментарии : С. 287-291
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.