Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат философских наук Смолин, Артем Александрович

  • Смолин, Артем Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 179
Смолин, Артем Александрович. Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального: дис. кандидат философских наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Красноярск. 2005. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Смолин, Артем Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СЮРРЕАЛИЗМА С ПОЗИЦИИ Г- ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕЧЕНИЯ И СВЕРХРЕАЛЬНОСТИ.И

1.1. СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СЮРРЕАЛИЗМА.

1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СЮРРЕАЛИЗМА, НАУКИ И ИСКУССТВА.

1.3. МЕСТО СЮРРЕАЛИЗМА В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КАРТИНЫ МИРА.

ГЛАВА II. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ГЕНИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ СВЕРХРЕАЛЬНОГО.

2.1. ГЕНИАЛЬНОСТЬ, РОЖДЕННАЯ В БЕСКОНЕЧНОСТИ СВЕРХРЕАЛЬНОСТИ КАК "PERPETUUM MOBILE"

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

2.2 САЛЬВАДОР ДАЛИ - ТВОРЕЦ НЕБЫТИЯ.

• КОМПЛЕКСЫ DALI.

• DALI и НРАВСТВЕННОСТЬ.

• ГАЛА - "PERPETUUM MOBILE" DALI.

• DALI и СЮРРЕАЛИСТЫ.

• DALI и СИЛЬНЫЕ МИРА СЕГО.

• DALI и ГЕНИАЛЬНОСТЬ.

• DALI РАЗНОСТОРОННИЙ.

• DALIMAHHfl.

• DALI и ЖИВОПИСЬ.

• DALI и НАУКА.

• DALI и РЕЛИГИЯ.

• DALI и СВЕРХРЕАЛЬНОСТЬ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Актуальность данной темы обусловлена несколькими причинами:

Во-первых, с самого своего возникновения и до сегодняшнего дня сюрреализм, несмотря на его колоссальную значимость для культурного развития общества, рассматривался исключительно как одно из направлений в искусстве. При этом опускался его основополагающий аспект, который в данной диссертации рассматривается как единение науки, искусства и религии посредством сюрреализма, т.е. сюрреализм репрезентируется до сверхреального. Здесь необходимо дать определение одного из основополагающих понятий диссертации - сверхреальности. По определению автора, сверхреальное или сверхреальность - это "вселенская ткань", представляющая из себя нечто запредельное, находящееся в самых глубоких пластах коллективного бессознательного и выступающая как квинтэссенция, объединяющая основные сферы деятельности разумного человеческого существования (науку, искусство, философию и религию).

Во-вторых, как уже было отмечено выше, сюрреализм, как течение в искусстве с самого своего возникновения вызывал к себе повышенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, тематикой, к которой обращались сюрреалисты. Сюрреалисты обратились к тем вопросам, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его исследования, будь то философия, искусство или точные науки.

Их уникальность заключается, прежде всего, в субъективном подходе к исследованиям всех сфер человеческого бытия, что обеспечило сюрреалистам необходимый чувственный подход для отражения сверхреального.

В художественном плане сюрреалисты были столь плодотворны, что их деятельность, так или иначе отразилась на всех последующих художественных течениях и видах искусства.

В-третьих, пытаясь показать единение науки и искусства посредством сверхреального, автор обратился к гениальности, и, в частности, к гениям - как к движущей силе цивилизации и научного прогресса.

Несмотря на всю мощь и специфику нынешних научных исследований (огромных лабораторий с большим количеством ученых, совместно исследующих ту или иную проблему), по-настоящему важное для человечества открытие, которое в корне изменит ту или иную область исследований, принадлежит, зачастую, индивидуальному субъекту — гению. Здесь выдвигается гипотеза о том, что гении - это некая проекция сверхреального на объективную действительность, что делает гениальность одной из важнейших проблем для исследования человечества.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Исследование сюрреализма как художественного течения следует рассматривать с двух позиций.

Первая позиция заключается в деятельности непосредственно самих членов сюрреалистического общества.

Сюрреализм как одно из направлений в искусстве возник во Франции в двадцатые годы XX в. и существовал приблизительно до шестидесятых годов. Изначальный костяк группы представлял писателей и поэтов, которые оставили после себя огромное наследие. Это, в первую очередь, работы лидера группы Андре Бретона, написавшего совместно с другими членами группы два важнейших документа, олицетворяющих философию и эстетику сюрреализма -первый и второй манифесты сюрреализма. Также огромный вклад в развитие сюрреализма внесли своими работами Антонен Арто, Филипп Супо, Поль Элюар, Рене Кревель, Сальвадор Дали, Луи Арагон, Роже Витрак и др. Следует отметить, что помимо литературной деятельности наследие сюрреалистов представляет собой множество живописных и графических произведений.

Исследованию сюрреализма в качестве художественного течения посвящено сравнительно большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов.

Исследование философии и методологии сюрреализма отражено в работах таких известных зарубежных исследователей, как Г. Пикон, Ж. Шенье-Жандрон, Р. Лесли, Э. Швинглхурст, Я. Гибсон и др. Часть работ хорошо иллюстрирована и носит биографичный характер (Г. Пикон), в других работах сделан акцент на философскую концепцию сюрреализма (Ж. Шенье-Жандрон).

Исследованию сюрреализма в отечественной литературе посвящены работы JT. Г. Андреева, И. С. Куликовой, В. Мириамова, Д. Смолева и др.

Вторая позиция заключается в исследовании сюрреализма как сверхреальности.

В поисках взаимосвязи между наукой и искусством посредством сверхреального, автор обратился к работам различных ученых и философов, исследующих различные аспекты научного познания. Автор рассмотрел статьи в журналах "Наука и жизнь", "Вопросы философии", "Наука и религия" таких ученых как: М. С. Каган, Ю. И. Кулаков, С. А. Сошинский, А. А. Белый, Е. JL Фейнберг, А. В. Волошинов, Г. Николаев, Г. Кочемасов, Э. Рипс и др.

Рассматривая гениальность в контексте сверхреального, были проанализированы работы А. И. Савенкова, Ч. Ломброзо, Н. В. Гончаренко, Т. Мейснера, С. Г. Шумана, И. Е. Сироткина, Э. Кречмера, Ф. Гернека, Б. Г. Кузнецова и др. Работы этих ученых можно условно разделить на две категории. Первая представляет собой исследование гениальности как некоего явления в обществе. Во второй категории исследовались непосредственно гении и одаренные личности.

Исследуя творчество Сальвадора Дали с позиции рассмотрения его как гениальной личности, являющейся олицетворением данной диссертации, были рассмотрены работы как самого художника, так и различные монографии, посвященные его творчеству: А. И. Рожина, К. Рохаса, Э. Свинглхарста, М. Этерингтон - Смит, Я. Гибсона, Ramona Gomesa de la Serna и др.

Таким образом, все сферы, которые автор попытался исследовать и объединить (сюрреализм, сверхреальное, гениальность), нуждаются в дальнейших комплексных исследованиях.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе исследования лежит философский и искусствоведческий анализ литературных и художественных произведений сюрреалистов. В различных манифестах и произведениях деятелей сюрреализма прослеживается стремление проникнуть в глубины человеческой психики, используя сновидения и различные психические заболевания.

В связи с этим, методологическую базу исследования составили труды Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. В своей врачебной практике Зигмунд Фрейд использовал метод свободных ассоциаций. Беседуя с пациентом и анализируя его сновидения, Фрейд посредством ключевых символов выявлял причину невроза.

Исследования Карла Густава Юнга связаны с выявлением архетипов и символов в жизнедеятельности различных народов. При исследовании гениальности автор использовал труды Чезаре Ломброзо, связывающего гениальность с психическим заболеванием.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования данной диссертации выступает сюрреализм как явление в культурной жизни общества. Предметом исследования выступает сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального, отраженный в гениальности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель исследования - показать, что сюрреализм является не только ушедшим художественным течением, а сверхреальностью - единением всего сущего и всех сфер человеческого бытия.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

1. Выявить предпосылки возникновения и развития сюрреалистического общества во главе с Андре Бретоном;

2. Проанализировать взаимосвязь науки и искусства посредством сюрреализма;

3. Изучить влияние сюрреалистического течения на развитие современного искусства;

4. Рассмотреть понятие "гениальность" через призму сверхреального и проанализировать влияние гениальных личностей на развитие общества;

5. Исследовать жизнь и творчество испанского живописца Сальвадора Дали в контексте данного труда.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В работе впервые понятие "сюрреализм" репрезентировано до запредельного, находящегося где-то в самых глубоких пластах бессознательного каждого индивида, как "вселенская ткань", пронизывающая все сущее и существующая до появления человечества.

Впервые предпринята попытка представить связь науки и искусства посредством сюрреализма.

Показано, что именно сверхреальность является порождением гениальности - понятия вечного, как само мироздание, а гении - связующим звеном между сверхреальным и объективной реальностью. Гениальная личность представляет собой дар сверхреального, и никакому ученому не подвластно создать гения или установить четкую классификацию гениальной личности.

НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результатом работы в плане практической значимости может быть утверждение, что ученым воображение и интуиция настолько же важны, насколько они необходимы художникам и поэтам, вследствие того, что любое существенное научное открытие совершается, как правило, людьми неординарными и сопровождается необычными событиями ("сюрреалистическими чудесами"). Это показывает важную роль иррационального, вдохновения в мире науки. Такие научные озарения являются не чем иным, как "объективным случаем" - поиском чудесного в повседневной жизни у сюрреалистов и одной из ниточек, связывающих науку и сюрреализм.

Работа может быть полезна всем интересующимся и занимающимся исследованием сюрреализма и гениальности, а также в практических занятиях по культурологии и искусствоведению при изучении творчества Сальвадора Дали и других сюрреалистов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Материалы и результаты исследования обсуждались автором в выступлениях в ряде научных конференций, в том числе - всероссийской научно-технической конференции "Достижения науки и техники - развитию сибирских регионов" (Красноярск, 2003), на всероссийской научно-технической конференции "Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов" (Красноярск, 2004), на межвузовской конференции студентов и аспирантов (Красноярск, 2004) и на теоретических семинарах кафедры философии гуманитарного факультета.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, двух глав, двух приложений, заключения и перечня цитируемой литературы. Содержание изложено на 179 страницах машинописного текста, список литературы включает в себя 124 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Смолин, Артем Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования, тема которого, "Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального" были решены следующие задачи:

1. Были рассмотрены предпосылки возникновения и развития философии и методологии сюрреалистического общества во главе с Андре Бретоном;

2. Репрезентируя сюрреализм до сверхреального, была сделана попытка, рассмотреть взаимосвязь науки и искусства;

3. Исследовано влияние сюрреалистического течения на развитие современного искусства;

4. Представлено понятие гениальности через призму сверхреального и проанализировано влияние гениальных личностей на развитие общества;

5. Были рассмотрены жизнь и творчество испанского живописца Сальвадора Дали, в контексте данного труда.

Таким образом, решение поставленных во введении задач помогло нам придти к основному выводу данной диссертационной работы: доказать, что сюрреализм - это не только художественное течение, зародившееся в начале XX века, но и сверхреальность, которая есть единение всего сущего и всех сфер человеческого бытия.

Кроме того, следует отметить, что чувственно - субъективный подход, с помощью которого автор работал над диссертацией - полностью себя оправдал и привел к ряду интересных результатов. Был обнаружен ряд субъективных взаимосвязей объединяющих сверхреальное с различными сферами человеческого бытия:

- Автор выявил взаимосвязь физики с психикой каждого человека посредством исследований Карла Густава Юнга и одной из физических теорий.

Принципом единства и многообразия в физике является идея суперобъединения, идея объединения четырех основных сил природы, четырех фундаментальных взаимодействий в единую суперсилу.

Карл Густав Юнг показал, что ядро психики (Самость) обычно выражает себя в виде четырехуровневой структуры. Число "четыре" связано с анимой и анимусом, поскольку их развитие, как отметил Юнг, проходит через четыре стадии.

- В результате проведенного автором эксперимента на ассоциативное мышление с математиками и физиками (см. Прил. II) выяснилось, что для нескольких понятий ассоциации совпали, более того, непосредственно с автором, составляющим тесты исходя из своих образов: пчелиные соты -матрица; лук (для стрельбы) - закон Гука; железно - дорожные рельсы уходящие в горизонт - геометрия Лобачевского. Такое совпадение может служить одним из подтверждений гипотезы Юнга о взаимосвязи сознательного и бессознательного с окружающим миром.

- Автор связал точку бифуркации (точку ветвления) рассматриваемую в науке синергетике, с точкой описываемой Андре Бретоном во втором манифесте сюрреализма: ".существует некая точка духа, в которой жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, передаваемое и непередаваемое, высокое и низкое уже не воспринимаются как противоречия. И напрасно было бы искать для сюрреалистической деятельности иной побудительный мотив, помимо надежды определить, наконец, такую точку".

Автор рассмотрел гипотезу американских астрофизиков с перечисленными выше взаимосвязями.

Американские ученые считают, что наша Вселенная за пятнадцать миллиардов лет своего существования прошла в своем развитии четыре фазы (идея суперобъединения в физике, четырехуровневое ядро психики), которые привели, в свою очередь, к появлению новых атомарных молекулярных структур. Теория утверждает, что нас ожидает пятая фаза — когда вся находящаяся во Вселенной материя, все силы возвратятся в изначальное состояние — в единую точку (точка бифуркации и точка сюрреалистов), где, наконец, соединятся все миры, все измерения и время.

- Рассмотрев одну из самых популярных концепций одаренности, разработанную американским психологом Джорджем Рензулли автор сопоставил ее с двумя системам смешивания цветов, придя к выводу, что палитра гениальных личностей черно-белая.

- Автор рассмотрел кинофильм Андрея Арсеньевича Тарковского "Солярис" - как взаимодействие людей с иным разумом, представляющее из себя взаимосвязь со сверхреальным.

Программист Снаут, олицетворяющий философию, занимает нейтральное положение, не конфликтуя ни с кем из окружающих. Ученый Сарториус олицетворяет пауку, причем в ее негативном, варварском аспекте достижения прогресса любой ценой. Психолог Крис Кельвин символизирует искусство, позитивное познание посредством любви и сострадания. И, наконец, Хари -проявление сверхреального, является катализатором внутреннего мира каждого из присутствующих на станции.

Репрезентировав понятие "сюрреализм" до сверхреального - единения всего сущего, автор хотел напомнить о существовании Абсолютного, считая, что ученые должны продвигаться по пути истинного "космического" познания, а не плутать в лабиринтах категорий и методологий.

В процессе работы над диссертацией, благодаря различным исследованиям, автор усовершенствовал собственный сюрреалистический метод: "Метод Эволюционированного Сюрреализма" - взаимосвязь всех сфер человеческого бытия посредством сверхреального. Кроме того, с ним произошел ряд "сюрреалистических чудес" ("объективных случаев"), о нескольких из которых автор поведал в данной диссертации.

157

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Смолин, Артем Александрович, 2005 год

1. Андреев JL Г. Сюрреализм. - М.: Изд-во Высшая школа, 1972. - 230 с.

2. Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Москва : ГИТИС, 1994, 390 с.

3. Арлычев А. Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопросы философии. 1999. - № 3. - С. 85-96.

4. Арто Антонен "Манифест провалившегося театра" / Пер. с фр. Виктории Никифоровой http://www.kvadrat.artmill.org/texts/library/arto3.asp

5. Арто А. Портрет в зеркалах // Иностранная литература. 1997. - № 4. - С. 226-249.

6. Арто Антонен "Ритуал Пейотля у индейцев племени тараумара" / Пер. с фр. Я. Лутиковой http://www.screen.ru/vadvad/Litoboz/aarto.htm

7. Батай Жорж Литература и зло / Пер. с фр. и коммент. Н. В. Бунтман и Е. Г. Домогацкой, предисл. Н. В. Бунтман. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 166 с.

8. Батай Жорж Солнечный анус / Пер. с фр. Арнаута Скорд-Лапидуса -http://ppf.uni.udm.rU/biblfaculty/B/batay/batayl.html

9. Батай Жорж Сюрреализм день за днем. Антонен Арто / Пер. с фр. Сергея Дубина http://www.kvadrat.artmill.org/texts/library/arto 10.asp

10. Батай Жорж Теория религии. Литература и зло / Пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с.

11. П.Бахтерева Н. Мозг человека сверхвозможности и запреты // Наука и жизнь. - 2002. - № 7. - С. 14-21.

12. Белый А. А. Ценностная компонента науки и становление оптики (от Августина до Леонардо Да Винчи) // Вопросы философии. 2001. - № 10. -С. 114-128.

13. Бергсон А. Творческая эолюция / Пер. с фр. М: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 384 с.

14. Н.Босх Иеронимус Альбом репродукций. М.: Изд-во «УНИСЕРВ», 1995. -74 с.

15. Босх Иеронимус Альбом. Авт. текста и сост. альбома Г. И. Фомин. М.: «Искусство», 1974. - 160 с.

16. Босх Иеронимус Живопись. Графика. -М.: «АРС»; «Алекс»; СП «Панас», 1993.- 112 с.

17. Босх Иеронимус Мастера живописи. М.: Изд-во «Белый город», 2000. -62 с.

18. Босх Иеронимус Серия «Великие мастера» М.: Изд-во «ULYSSES INTERNATIONAL», 1992. - 176 с.

19. Бохм-Дюшен Моника, Кук Джанет Современное искусство / Пер. с англ. Т. Земцовой; Оформл. А. Кузнецова М.: «Премьера», ACT, 2001. - 64 с.

20. Бретон А. Антология черного юмора. (Перевод, комментарии, вступительная статья Сергея Дубина.) М.: Carte Blanche, 1999. — 544 с.

21. Бретон А. В защиту Дада // Иностранная литература. 1996. - № 8. - С. 232-254.

22. Бретон А. Манифест сюрреализма 1924 года // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы М.: Прогресс. - 1986. - С. 40 - 59.

23. Бретон А. Супо Ф. Прозрачное зеркало / Пер. с фр. Д. Галя — Вавилон: Вестник молодой литературы. Вып. 2 (18). М.: АРГО-РИСК, 1993. -С. 68-71.

24. Бретон Андре "Говоря об Арто" / Пер. с фр. Екатерины Дюшен -http://magazines.russ.ru/inostran/1997/4/arto04.htmlb

25. Бретон Андре "Кризис объекта" / Пер. с фр. Анны Матвеевой -http://www.guelrnan.ru/maksimka/n5/breton.htm

26. Бретон Андре "Любовная лодка разбилась о быт" / Пер. с фр. Т. Балашовой http://reliquarium.by.ru/html/articles/breton/love.shtml

27. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Пер. с итал. Редакция и вступительная статья А. Дживелегова, А. Эфроса. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

28. Волошинов А. В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. 2-е. изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение,2000.-399 е.: ил.

29. Воронин А. А. Периодизация истории и проблема определения техники // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 17-28.

30. Гернек Ф. Альберт Эйнштейн. Пер. с нем. 2-е изд. М.: Мир, 1984. - 128 с.

31. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. М.: Изд-во "Арт-родник ", 1998. — 734 с.

32. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. - 432 с.

33. Грибанов Д. П. Философские взгляды Альберта Эйнштейна и развитие теории относительности. М.: «Наука», 1987. - 273 с.

34. Губин В. Б. О связи стилей математического и физического мышления с природой задач математики и физики // Вопросы философии. 1998. - № 11.-С. 148.

35. Дали А., Дали С., Лорка Ф. Сальвадор Дали. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 320 с.

36. Дали С. 50 магических секретов мастерства. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.- 192 с.

37. Дали С. Дневник одного гения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -464 с.

38. Дали С. Новый взгляд (серия "Афоризмы гения"). СПб.: "Издательский дом "Нева""; М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2000. 255 с.

39. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали рассказанная им самим. / Пер. с фр. Юнко А. Кишинев: Литературный фонд "Axul Z", 1993. - 257 с.

40. Дали Сальвадор / Авт. сост. Е. В. Завадская. - М.: Изобразительное искусство, 1992. - 64 с.

41. Дали Сальвадор "Триумфальные скандалы". М.: Журнал "БЕРЕГИНЕ", 1993.-81 с.

42. Дали Сальвадор: Альбом / Авт.-сост. Е. В. Заводская. М.: Изобразительное искусство, 1992. - 64 с.

43. Дали Сальвадор: Альбом репродукций / Авт. сост. А. Б. Поярков. - М.: Изд-во. "Изобразительное искусство", 1991. -73 с.

44. Дали Сальвадор: Альбом репродукций / Вступ. ст. В. Лаптевой. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 96 с.

45. Дмитриев А. Хаос, фракталы и информация // Наука и жизнь. 2001. - № 5.-С. 44-52.

46. Дмитриева Н. A. Vincent Ван Гог; человек и художник. М.: Изд-во «Наука».-1980.-397с.

47. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. Т. 2 М.: Изобраз. Искусство, 1987. - 752 с.

48. Дубинянская Я. Жизнь как черновик. Год назад погибла Ника Турбина -http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/442/38415/49.3агурская Н. Между Медузой и Сиреной: к вопросу о женской гениальности // Русский журнал www.russ.ru/culture/20020305 zag.html

49. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. - № 6. - С. 52-67.

50. Каленикин С. Крестная сила. круга // Наука и Религия. 2000. - № 1. -С. 40-42.

51. Кант И. Критика способности суждения Санкт-Петербург.: изд-во «Наука», 1995.-512 с.

52. Кастанеда К. Магические пассы: Практическая мудрость шаманов древней Мексики. М.: Изд-во КОР, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 336

53. Кастанеда К. Учения дона Хуана: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-704 С.

54. Кафка Ф. Превращение: Рассказы / Пер. с нем. М.: ООО "Издательство ACT"; Харьков "Фолио", 2001.- 192 с.

55. Клэр Жан "Сюрреализм и деморализация Запада" / Пер. с Иванов В. -http://www.inosmi.ru/print/142347.html

56. Кнабе Г. С. Строгость науки и безбрежность жизни // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С.

57. Константин Васильев. Художник по Зову сердца / Авт. текста и сост. А. Доронин; Макет и оформ. В. Черниевского. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001. - 256 с.

58. Косиков Г. К. "Адская машина" Лотреамона // Лотреамон. Песни Мальдорора. Стихотворения. Лотреамон после Лотреамона / Составление, общая редакция, вступительная статья Г. К. Косикова. -М.: Ad Marginem, 1998. 318 с.

59. Кочемасов Г. Земля как центр золотой. // Наука и Религия. - 2000. - № 1.-С.39.

60. Кревель Рене "Лотреамон, нас хранит твой рассветный перстень" -http://mirror01. users, i.com.ua/--sadness/poetry/lotreamon/rene.htm

61. Кречмер Э. Гениальные люди / Перевод с немецкого Г. Б. Ноткина -Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999-303 с.

62. Кречмер Э. Гениальные люди. // Звезда. 1999. - №11. - С. 130-144

63. Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. 5-е изд., и доп. -М.: Наука, 1979.-680 с.

64. Кулаков Ю. И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. 1999. -№2.-С. 142-153.

65. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. М.: Райт, 1995. - 176с.

66. Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. Минск : Белфакс, 1998. - 128

67. Лир А. Дали глазами Аманды. Главы из книги // Иностранная литература. -2004.-№5.-С. 184-241.

68. Лир А. Дали глазами Аманды. Главы из книги // Иностранная литература. -2004.-№6.-С. 224-269.

69. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство; Женщина преступница или проститутка; Любовь у помешанных: Сборник/Пер. с ит.; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 576 с.

70. Мадера А. Какую форму имеет наша вселенная? // Наука и жизнь. 2002. - № 8. - С. 82-89.

71. Мейснер Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности/Пер. с нем. Г. Рыбаковой. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. 368 с.

72. Молчанов Ю. Б. Сверхзвуковые скорости, принцип причинности и направления времени //Вопросы философии. 1998. - № 8. - С. 153-166.

73. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - 832 с.

74. Николаев Г. Наша вселенная не одинока // Наука и жизнь. 2000. - № 4. -С. 110-114.

75. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000.- 1040 с.

76. Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. - № 10.-С. 152-164.

77. Тарковском / Сост., авт. предисл. М. А. Тарковская. М.: Прогресс, 1989.-400 с.

78. Пикон Г. Сюрреализм: Пер. с франц. Париж: DIAKOM-FRANCE, 1995. -216с.

79. Пицуха Н. А. Скульптура в искусстве сюрреализма // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 120-123

80. Поэзия французского сюрреализма: Антология / Пер. с фр.; Сост., предисл., коммент. М. Яснова. СПб.: Амфора, 2003. - 502 с.

81. Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. М.: Худож. лит., 1985. - 735 с.

82. Резвых П. Введение в экстремальную антропологию Жоржа Батая -http://exlibris.ng.rU/printed/koncep/2002-12-05/4 protocols.html

83. Рожин А. И. Сальвадор Дали. М.: Знание, 1989. - 56 с.

84. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. М.: Республика, 1992. - 224 с.

85. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. М.: Республика, 1999. - 303 с.

86. Рядом с нашим трехмерным миром и временем существует параллельный мир // Наука и Религия. 2001. - № 11. - С. 6.

87. Савенков А. И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

88. Савчук В.В. Нашествие Батая на Русь http://anthropology.ru/ru/texts/ savchuk/rfokin.html

89. Свинглхарст Э. Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное: Пер. с англ. В. Л. Долидович. М.:Белфакс, 2000. - 130 с.

90. Сироткина И. Е. Гений и безумие // Психологический журнал. 2000. - № 1.-С. 116-124.

91. Сироткина И. Е. Мозг гения // Человек. 1999. - № 4. - С. 18-26.

92. Сироткина И. Е. Мозг гения // Человек. 1999. - № 5. - С. 18-23.

93. Сошинский С. А. Чудо в системе миросоздания // Вопросы философии. -2001.-№9.-С. 82-97.

94. Стародубцева Л. В. Память и гениальность // Мир психологии. — 2001. -№6.-С. 94-104.

95. Супо Филипп "Воспоминание об Антонене Арто" http://www.kvadrat.artmill.org /texts/library/arto 14.asp

96. Суркова О. Хроники Тарковского. «Зеркало». // Искусство кино. 2002. -№ 6. - С. 114-131.

97. Сюрреализм http://www.bolshe.ru/unit/70/books/2011 /s/1

98. Сюрреализм на белом коне http://www.guelman.ru/culture/reviews/2002-03-29/Мо1ок260302/

99. Тарковский А. Запечатленное время. // Искусство кино. 1967. - № 4.-С. 69-79

100. Тарковский А. Между двумя фильмами. // Искусство кино. — 1962. -№ 11.-С. 82-85

101. Тарковский А. Перед новыми задачами. // Искусство кино. 1977. -№ 7. - С. 116-118

102. Туровская М. И. Семь с половиной, или фильмы Андрея Тарковского. -М.: Искусство, 1991. -255 с.

103. Фейнберг Е. JI. Наука, искусство и религия // Вопросы философии. -1997.-№7.-С. 54-62.

104. Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Наука, 1987. - 160 с.

105. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. -448 с.

106. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-448 с.

107. Фрейд Зигмунд "О клиническом психоанализе. Избранные сочинения" -М.: Медицина, 1991.-288 с.

108. Хозиев Махарбек "Сюрреализм в искусстве" http.V/www.darial-online.ru/2000 5/hoziev.shtml

109. Чепуров В. Будущее сквозь призму библейских пророчеств // Наука и Религия. 2000. - № 2. - С. 7-11.

110. Черняк В. С. Философский метод в истории наук // Вопросы философии. -2001.-№8.-С. 125-136.

111. Чтобы стать гением, отключите часть мозга. Дайджест // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. - №1. - С. 91-94

112. Швинглхурст Э. Сюрреалисты. М.: Изд-во Лабиринт-К, 1994. - 80 с.

113. М.Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с французского и комментарии С. Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 416 с.

114. Шопенгауэр А. Избранные произведения /Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. С. Нарский. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.

115. Шуман С. Г. К вопросу формирования гениальности // Образование в современной школе. 2002. - № 9. - С. 18-21.

116. Элюар Поль "Лотреамон" http://mirror01.users.i.com.ua/~sadness/ poetry/lotreamon/eluar.htm

117. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/Глав. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2000. - 656 с.

118. Этерингтон Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е. Г. Гендель; Худ. обл. М. В. Драко. -Мн: ООО "Попурри", 2000. - 560 с.

119. Юнг К. Г. Алхимия снов / Пер. с англ. СЕМИРЫ СПб.: Тимошка, 1997. -352 с.

120. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С. Н. Сидоренко. М.: Серебряные нити, 1997. - 368 с.

121. Яковлев В. А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. 2001. - № 12. - С. 77-86.

122. Breton Andre "What is Surrealism?" http://www-e815.fnal.gov/~romosan/surrealism.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.