Сюрреалистическая живопись Жоана Миро: поиски художественного своеобразия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Орлова, Ксения Валерьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 269
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Орлова, Ксения Валерьевна
Введение.
ГЛАВА I. Становление. Каталонский фовизм.
Семья и обучение живописи. Каталонский фовизм.
Влияние древнекаталонского искусства на творчество Миро.
Художественные объединения Барселоны начала XX века.
Природа и культура Каталонии - источник вдохновения Миро.
ГЛАВА II. От подражания к индивидуальности.
Детализация» и преодоление фовизма.
Опыт общения с художниками авангарда в Париже.
На пути к сюрреализму.
ГЛАВА III. Сюрреалистический этап творчества Жоана Миро.
В кругу сюрреалистов.
Сюрреализм Миро.
Движение к абстрактному искусству.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Андре Бретон и формирование поэтики французского сюрреализма в 20-е - начале 30-х годов XX века2002 год, кандидат филологических наук Домарацкая, Елена Сергеевна
Джексон Поллок и "живопись действия" 1940-1950-х годов в США: истоки, художественные принципы, место в искусстве XX века2011 год, кандидат искусствоведения Ярцева, Ольга Александровна
Роман Генри Миллера "Тропик рака" и европейский сюрреализм2006 год, кандидат филологических наук Петров, Дмитрий Сергеевич
Сюрреализм в социокультурном контексте постмодернизма2008 год, кандидат культурологии Рокунова, Наталья Ивановна
Эксперименты художников Парижской школы в области проектирования текстиля и костюма2009 год, кандидат искусствоведения Хорошилова, Ольга Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сюрреалистическая живопись Жоана Миро: поиски художественного своеобразия»
Актуальность исследования. Жоан Миро (1893-1983) - один из крупнейших представителей европейского искусства, создатель уникального художественного мира, занимающий особое место среди творческих деятелей XX века. Он стал классиком европейского авангарда, истинным воплощением модернизма, но, подобно Пабло Пикассо, преодолел рамки определенных художественных направлений, характеризовавших искусство первой половины минувшего столетия. Разумеется, творчество многих представителей модернизма не исчерпывается поэтикой одного единственного течения. Практически все они участвовали в различных движениях, искали свой собственный стиль, нащупывали возможности выразить личные устремления и индивидуальное мироощущение, поэтому зачастую сложно определить, в каком из направлений тот или иной мастер наиболее полно раскрыл свой творческий потенциал. Однако Миро принадлежит к числу тех, к кому это утверждение относится едва ли не в наибольшей степени. Именно поэтому представляется правомочной постановка вопроса о «сюрреализме Миро» как о неком уникальном и самобытном явлении, возникшем на почве эстетики сюрреализма.
Миро стал одним из ярчайших представителей сюрреализма, проложил собственную дорогу к выражению беспредметности, сверхреальности и бессознательного, выработал индивидуальную манеру, которая в стилистическом плане находится на стыке разных течений модернизма и являет особый авторский мир, полный тайн и символов, характерных только для Миро. Хотя его творчество важно в равной степени как для истории сюрреализма, так и для истории экспрессионизма и абстрактного искусства, в данной работе основное внимание сосредоточено на взаимоотношениях художника с сюрреализмом, базовые принципы которого многое определили в творчестве каталонского мастера на разных этапах его длинного пути в искусстве. Можно с уверенностью утверждать, что в сложении индивидуального стиля Миро именно сюрреализм сыграл решающую роль.
В искусствоведческой литературе на русском языке о Жоане Миро, за редким исключением, упоминается вскользь, как о друге Пабло Пикассо, или как о соседе по мастерской Андре Массона в Париже. В то время как европейские искусствоведы выделяют Миро из общей массы художников и посвящают ему многочисленные фундаментальные исследования. Кроме того, в отечественной литературе по искусству совсем не освещается вклад Миро в создание так называемой «Парижской школы», хотя он входил в это содружество на равных правах со всеми известными его участниками.
До сих пор на русском языке нет научных работ, посвященных отдельным периодам творчества Миро. Отечественные исследователи почти не касались также вопроса о взаимоотношениях двух самобытных сюрреалистов - Миро и Дали, и о том, какое важное место в жизни Дали занял Миро, введя его в круг сюрреалистов в Париже. Однако помимо этих частных вопросов, данное исследование преследует цель на основе анализа работ художника и его дневниковых записей, не публиковавшихся в русскоязычных изданиях, показать его значение в развитии европейского искусства, определив место Миро в художественной истории XX века. Назрела необходимость продемонстрировать, сколь значительную роль сыграл художник в развитии сюрреализма, какое влияние он оказал как на своих коллег, так и на историю искусства в целом. В отечественных исследованиях до сих пор не предпринималось попыток всестороннего искусствоведческого анализа, позволяющего раскрыть специфику самобытного стиля Миро, проследить его формирование и множественные трансформации. В данной работе предпринята попытка достаточно полного анализа произведений Миро и его биографии, что необходимо для понимания неизбежности его увлечения идеями сюрреализма в собственном творчестве.
Степень научной разработанности проблемы. Характеристика источников. Основным материалом, на котором базируется данное исследование, стали картины, рисунки и коллажи Жоана Миро, его дневники и беседы, а также научная литература на разных языках, посвященная этому мастеру.
В период нескольких стажировок в фондах Миро в Барселоне 1 (Fundado Joan Miró) и в Пальма де Майорка (Fundación Pilar у Joan Miró) диссертант ознакомился с работами художника, выставленными в музеях Испании.
Отечественные собрания дают несопоставимо меньшую возможность изучать произведения Миро. В свое время в России художник не представлял для коллекционеров такого интереса, как Пабло Пикассо, Хуан Грис или Сальвадор Дали, и поэтому в российских музеях его работ практически нет. Исключение составляет одна картина в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина («Композиция» (1927), холст, масло) и семь работ мастера, хранящихся в Московском музее современного искусства3. В последнее время интерес к художнику явно возрастает4. В Санкт-Петербурге в 2004 году в Государственном русском музее прошла
Директор Фонда Жоана Миро — доктор искусствоведческих наук Роза Мария Малет (Rosa María Malet). Она — организатор множества тематических выставок, публикаций и каталогов, посвященных Миро, член самых престижных международных искусствоведческих ассоциаций, автор многих монографий Миро, его биограф. У диссертанта была возможность увидеть уникальную живопись, скульптуру, графику, гобелены, этюды и макеты для спектаклей, которые хранятся в запасниках Фонда. Под руководством Терезы Марти (Teresa Martí) - директора библиотеки Фонда Жоана Миро в Барселоне - автором была проведена определенная работа с её фондами. Так, были просмотрены многочисленные документальные съемки, помогающие увидеть метод творчества Миро, позволяющие соприкоснуться с его внутренним миром; была отобрана для исследования определенная литература, включая все возможные для прочтения монографии, отдельные статьи, исследования. Библиотека также обладает огромными электронными фондами, которые во многом помогли работе с материалом.
2 Подробнее об истории создания Фондов и их коллекции рассказывается в приложении 1 данного исследования.
3 «Без названия», акватинта; «Опьяневшая лошадь» (1964), цветная литография; «Скульптуры» (1974), цветная литография; «Перелетная птица» (1970), цветная литография; «Сова и улитка» (1964), цветной офорт; «Молот без мастера» (1976), акватинта; «Черное, красное, зеленое» («Этюдник» (1960), цветная литография).
4 Несколько работ (например, «Огненный бык», 1960) можно было увидеть в павильоне французской галереи Cazeau-Béraudiére на Московском Международном салоне изящных искусств, проходившем в Галерее искусств Зураба Церетели летом 2004 года. Также на графическом аукционе в антикварном доме «Гелос» были проданы две литографии автора. первая персональная выставка Жоана Миро в России5 , на ней были представлены поздние работы, выполненные в различных техниках. Одна работа мастера была выставлена в апреле того же года в Государственном центральном музее современной истории России в рамках проекта «Поклонение Пикассо» из собрания Художественной галереи Боттингерхаус, Бамберг, Германия.
Отечественные исследования. По известным причинам советские искусствоведы вынуждены были обходить вниманием многие важные аспекты западного искусства XX в., в том числе и творчество крупных художников-авангардистов. Возможно поэтому в отечественном искусствознании до настоящего времени не существовало серьезных монографических исследований творчества Жоана Миро. Однако упоминания о нем можно встретить в литературе, посвященной более общим проблемам искусства XX века. Среди таких исследований можно отметить работу Н.В. Яворской «Современная французская живопись» (1977), Л.Г. Андреева «Сюрреализм» (1972) и его же «Сюрреализм. История. Теория. Практика» (2004), B.C. Турчина «По лабиринтам авангарда» (1993), Т.П. Каптеревой «Дадаизм и сюрреализм» (в книге «Модернизм. Анализ и критика основных направлений». - Изд-е 4-е. (1987), В.М. Полевого «Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира» (1989), С.П. Батраковой «Искусство и миф. Из истории живописи XX века» (2002), М.Ю. Германа «Модернизм. Искусство первой половины XX века» (2003), И.Н. Голомштока «Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке» (2004), в статьях М.А. Бусева, Е.Д. Гальцовой в сборнике «Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы» (1999), книги И.С. Куликовой «Сюрреализм в искусстве» (1970) и «Философия и искусство модернизма» (1974) и многих других.
5Был выпущен каталог выставки - «Хуан Миро». Альманах. Выпуск 85. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2004. - 144 с.
В сборнике статей «Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века» (1986), под редакцией Л.Г. Андреева, можно ознакомиться с программными выступлениями сюрреалистов А. Бретона («Манифест сюрреализма») и Л. Арагона («Надо называть вещи своими именами») и т.п.
В «Энциклопедическом словаре сюрреализма» (2007) имеется статья о Миро М.А. Бусева, имя художника встречается и в других разделах словаря.
Жоан Миро - каталонский художник. В связи с этим особое внимание уделялось исследованиям, где затрагивалась «испанская» и «каталонская» темы - это, например, статьи «Признаки, знаки и символы театра в творчестве Пикассо» (2010) С.П. Батраковой, «Пабло Пикассо глазами Сальвадора Дали» (2006) М.А. Бусева, раздел «Задумчивость Дали» книги «Образ двадцатого . в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории» (2003) B.C. Турчина. Тот же автор в статье «Актуальность мифологического» подчеркивает каталонское происхождение Миро и указывает на те особенности его творчества, которые были этим обусловлены.
Следующие источники не содержат информации о Миро, но они оказались полезны для получения общего представления об эпохе: М.Ю. Герман «Парижская школа», Б.И. Зингерман «Парижская школа. Пикассо. Модильяни. Сутин. Шагал». В сборнике «Искусствознание Запада об искусстве XX века» (1988) под редакцией А. Карягина интересна статья Е.В. Лапиной «О влиянии «примитивного» искусства на европейский авангардизм начала XX века (критический анализ Р. Голдуотера)».
Книги С.П. Батраковой: «Искусство и утопия. Из истории западной живописи и архитектуры XX века» (1990), «Художники XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо» (1996), статьи «Неклассический язык искусства и науки» (1997) и «Картины Пикассо» (1997), «Проблема интерпретации вчера и сегодня» (2007) представляют собой рассуждения о новом неклассическом языке искусства XX века, помогают глубже понять некоторые художественные процессы, почувствовать среду, в которой вращались художники, близкие Миро.
Более подробный анализ литературы, посвященной Миро и повлиявшей на изучение данной темы, диссертант предлагает в приложении
I к диссертации.
Зарубежные исследования. В западном искусствознании творческому наследию Жоана Миро посвящена обширная литература самых разных жанров. Особое место в этом ряду занимают исследования биографии мастера. Отметим лишь некоторые из них. Известный биограф художника P.M. Малет в работе «Жоан Миро»6 делает акцент больше на личности и судьбе художника, чем на его творчестве. Тот же подход характеризует книгу Триадо Тура «Миро» . Крупный исследователь Р. Бернье вспоминает свои личные встречи с Миро и комментирует его творчество в книге о
Матисс. Пикассо. Миро. Такие, какими я их знала» .
Книги и статьи В. Комбалии «Открытие Миро. Миро и его критики,
1918-1929» и «Видеть Миро. Влияние Миро на испанское искусство», посвящены не только самому творчеству Миро, но и воздействию, которое он оказал на испанское искусство XX века. Ее же труд «Пикассо - Миро.
Пересечение взглядов»9 и исследование Х.Э. Сирлота «Жоан Миро» 10 помогают понять особенности творческой манеры мастера. Монография друга художника Ж. Дюпена «Миро» 11 - чрезвычайно подробное исследование жизни и творчества художника. Особое внимание к влиянию каталонских народных традиций и низовой культуры Майорки на сложение
12 стиля Миро обнаруживают П. Гимферрер в работе «Истоки Миро» и П.А.
6 Malet R.M. Joan Miró. Barcelona, 2003.
7 Triado Tur J.-R. Miró. Madrid, 2000.
8 Bernier R. Matisse. Picasso. Miró. As I Knew Tham. New York, 1991.
9 Combalía V. El discubriminto de Miró. Miró y sus críticos, 1918-1929. Barcelona, 1990; Ver a Miró. La irradiación de Miró en el arte español. Barcelona, 1993; Picasso - Miró. Miradas cruzadas. Madrid, 1998.
10 Cirlot J.E. Joan Miró. Barcelona, 1949.
II Dupin J. Miró. Barcelona, 1993.
12 Gimferrer P. Las raíces de Miró. Barcelona, 1993.
Серра в своем труде «Миро и Майорка» 13 . М.Ж. Бальсач в книге
Космогонии первоначального мира (1918-1939)»14 пытается разобраться в мире образов и символов Миро, находя их первоистоки в древнем искусстве, средневековой миниатюре и т.п.
Большую часть творческого наследия Миро составляют графические произведения, которым посвящен следующий ряд искусствоведческих работ: книга С. Хантера «Жоан Миро. Его графика»15; книга Г. Миллера «Улыбка у подножия лестницы» 16 ; сборник статей «Миро - гравер из фондов
Национального музея Центра искусств Королевы Софии»17 и многие другие.
Фундаментальное исследование М. Лейриса и Ф. Мурло, посвященное Миролитографу 18, помогает воссоздать последовательное развитие творчества
Миро в этом качестве. В работе «Мирографиас. Рисунки, сделанные на коже, литографии, сделанные на дереве, книги, плакаты Жоана Миро»
И. Тайлландье 19 исследовал, проанализировал и описал арт-объекты из различных материалов и всевозможные экспериментальные работы художника. Самым полным исследованием графики Миро является 4-х томный труд Ж. Дюпена «Миро-гравер» (I - 1978-1960, II - 1961-1973, III
1973-1975, IV- 1976-1983)20.
Ф. Фанес в книге «Живопись, коллаж, массовая культура. Жоан Миро, 21
1919-1934» анализирует влияние современных плакатов, рекламы, газет, журналов, фотографии, кино, массового искусства на творчество Миро, а П. Кабаньес в монографии «Сила Востока в работах Жоана Миро»22 пишет о влиянии восточного искусства на живопись Миро. А. Мозинска в работе
13 Serra Р.А. Miró у Mallorca. Barcelona, 1984.
14 Balsach M.J. Cosmogonías de un mundo originario. 1918-1939». Barcelona, 2007.
15 Hunter S. Joan Miró. His graphic work. New York, 1958.
16 Miller H. La sonrisa al pie de la escala. Barcelona, 1999.
17 Miró grabador en los fondos del Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía. Madrid, 1995.
18 Leiris M., Mourlot F. Joan Miró. Litógrafo. Barcelona, 1972.
19 Taillandier I. Mirógrafías. Dibujos, grabados sobre cobre, litografías, grabados sobre madera, libros, cartels de Joan Miró. Barcelona, 1972.
20 Dupin J. Miró Grabador. Barcelona, 1989.
21 Fanés F. Pintura, collage, cultura de masas. Joan Miró, 1919-1934. Madrid, 2007.
22 Cabanas P. La fuerza de Oriente en la obra de Joan Miró. Madrid, 2000.
Абстрактное искусство» изучает уже не корни творчества Миро, но влияние его сюрреализма на американских абстракционистов 40-х годов.
Работа П. Гимферрера «Миро и его мир»24 посвящена отношениям Миро с ключевыми фигурами модернизма, определению его места в истории движения дада, сюрреализма и пр. Книга X. Бриуеги «Миро и Дали: великие сюрреалисты»25 исследует творческие позиции двух художников. Отношения
Пикассо с сюрреализмом и его деятелями, в числе которых и Жоан Миро,
26 рассмотрены в работе Р. Джексона «Пикассо и поэтика сюрреализма» .
О Каталонии, сыгравшей столь важную роль в становлении Миро, писали в числе прочего исследователи творчества Сальвадора Дали: «Дали.
27
Треугольник Эмпорда» в главе «Страна Дали» , Я. Гибсон в «Безумной жизни Сальвадора Дали», М. ди Капуа «Сальвадор Дали» в главе «Счастье
28 быть испанцем», Р. Дешарн и Ж. Нере «Сальвадор Дали. 1904-1989» , Р. ИН. Дешарн «Сальвадор Дали». «Каталонскости» самого Жоана Миро
29 посвящены: статьи Ж. Дюпена «Разоблачение (1923-1924)» , Д.Д. Суини «Атмосфера Миро»30, Ф. Висенса «Преданность Каталонии»31 , статьи Т. Льоренса: «Каталонскость Миро», «Монтройг» в каталоге «Миро: земля»32.
Работа JT. Перманьера «Трудные годы Миро, Льоренса Артигаса, Феносы, Дали, Клаве, Тапиеса» 33 посвящена вынужденной эмиграции испанских художников во время Гражданской войны и рассказывает об их непростой жизни за границей. Глава «Испанские художники в Париже и в
23 Mozinska A. Abstrakt art. London, 2001.
24 Gimferrer P. Miró y su mundo. Barcelona, 1978.
25 Brihuega J. Miró y Dalí: los grandes surrealistas. Madrid, 1993.
26 Jackson R. Picasso i las poéticas surrealistas. Madrid, 2003.
27 Roig S. El País de Dalí // Dalí. El triángulo de L'Empordà. Menorca, 2004.
28 Descharnes R., Néret G. Salvador Dalí. 1904-1989. Köln, 1994.
29 Dupin J. La revelación (1923-1924) // Joan Miró. Pintura. Barcelona, 1978.
30 Sweeney J.J. Atmósfera Miró // Joan Miró. Pintura. Barcelona, 1978.
31 Vicens F. La fidelidad de Miró a Cataluña // Joan Miró. Pintura. Barcelona, 1978.
32 Llorens T. Miró: tierra. Madrid, 2008.
33 Permanyer L. Los años difíciles de Miró, Llorens Artigas, Fenosa, Dalí, Clavé, Tápíes. Barcelona, 1975.
Праге»34 книги В. Босаля «Исследования современного искусства. Том II. Темы испанского искусства XX века» 35 послужила дополнительным источником информации о Жоане Миро и «Парижской школе». Некоторые сведения черпались из литературы о Пабло Пикассо. К числу подобных работ относятся биографические исследования А. Жиделя «Пикассо» и Р. Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество».
В основу данного исследования положена работа с каталогами. Среди прочих можно указать самый полный каталог собрания Фонда Жоана Миро в Барселоне - «Произведения Жоана Миро. Рисунки, живопись, скульптура,
36 керамика, текстиль» ; а также каталог собрания Фонда Жоана Миро в Пальма де Майорка «Миро. Фонд Пилар и Жоана Миро на Майорке»37.
Дневники и личные записи Миро. Жоан Миро не писал теоретических сочинений, но оставил своеобразные дневниковые записи на
38 каталанском языке . Первое их издание было на французском языке - «Жоан Миро. Каталонские тетради. Неизданные рисунки и записи, представленные Гаэтаном Пиконом»39 - вышло в двух томах в 1976 году в Швейцарии40. В данном исследовании использовались дневники на испанском языке, а также оригиналы на каталанском, с которыми диссертант познакомился в Фонде
34 Bozal V. Artistas españoles en París y Praga // Estudios de arte contemporáneo, II. Temas de arte español del siglo XX. Madrid, 2006.
35 Bozal V. Estudios de arte contemporáneo, II. Temas de arte español del siglo XX. Madrid, 2006.
Obra de Joan Miró. Dibuixos, pintura, escultura, cerámica, téxtils. Barcelona, 1988.
37 Miró. Fundació Pilar I Joan Miró a Mallorca. Barcelona, 2005.
38
Дневники представляют собой тетради с подготовительными рисунками, созданными в период между 1924-1941 годами. Они включают и несколько тетрадок с самостоятельными рисунками (1930 г.) и тетради с дневниковыми записями о концепции искусства, отношении к войне, отношении к другим художникам, литераторам и т.п., написанных в 1940-1941 годах.
39Joan Miró. Carnets Catalans. Dessins et texts inédits présentés par Gaetan Picón. Geneva, 1976.
40 Все последующие издания - переводы с французского языка: дневники вышли на английском языке - Joan Miró. Catalan Notebooks. N.Y., 1977, затем первое издание на испанском языке - Joan Miró. Cuadernos catalanes. Dibujos y escritos inéditos presentados por Gaetan Picón. Barcelona, 1980 и второе - Joan Miró. Cuadernos catalanes. Dibujos y escritos inéditos presentados por Gaetan Picón. Ediciones Instituí Valencia d'art modern. Colegio official de aparejadores y arquitectos técnicos de la región de Murcia. Valencia - Murcia, 2002.
Жоана Миро в Барселоне.
Чрезвычайно интересным материалом, использованным в исследовании, является также переписка с друзьями, интервью и беседы с Миро, собранные в работе М. Роувелла «Жоан Миро. Интервью и беседы»41. В беседах 42 с преподавателем литературы и современного искусства Парижского университета Ж. Райаром Миро вспоминает Барселону, Майорку и Париж, встречи с Пикассо, Матиссом, Бретоном, дискутирует о современном искусстве. Любопытны интервью P.C. Торроэлья с тремя каталонскими художниками, объединенные в небольшой книжке «Интервью с Миро, Дали, Тапиесом»43. Книга Катала-Рока «Смотреть на Миро»44 представляет собой подборку фотографий Миро и его друзей, сделанных самим Катала-Рока, а также тексты бесед фотографа с художником.
Важную роль для данного исследования сыграла также книга «Миро -Серт собственными словами. Переписка 1937-1980»45 , где приводится переписка Жоана Миро со своим ближайшим другом и соратником Жозепом Луисом Сертом, а также с общими друзьями. Письма, написанные Миро в период с 1911 по 1945 год, собраны Ж. Мигетом, Т. Монтанер, Ж. Сантаначем в первый том сборника «Каталанская переписка. Жоан Миро. 1911-1945»46. Впервые здесь были опубликованы письма Миро более частного характера.
При всем разнообразии литературы и направлений исследования наследия мастера, фундаментально проработаны далеко не все аспекты его творчества. В том числе, никогда подробно не анализировался сюрреалистический период Жоана Миро. Возможно отсутствие подобной
41 Rowell M. Joan Miró. Escritos y conversaciones. Valencia - Murcia, 2002.
42 Raillard G. Conversaciones con Miró. Barcelona, 1998.
43 Torroella R.S. Entrevista a Miró, Dalí, Tápies. Barcelona, 2004.
44 Català-Roca F. Mirar Miró. Barcelona, 1993.
45 Miró - Sert en sus propias palabras. Correspondencia 1937-1980. Murcia, 2008.
46Minguet J.M., Montaner T., Santanach J. Epistolari català. Joan Miró. 1911-1945. Barcelona, 2009. Это фундаментальное исследование с обширными статьями, иллюстративным материалом, например, с открытыми письмами, полезными комментариями и расшифровками. Следующий том должен выйти в ближайшее время. работы связано с традицией, существующей в западноевропейском искусствознании, где, как правило, не делят творческий путь автора на отдельные периоды, а рассматривают все творчество в совокупности. Обобщив полученную информацию и проведя собственное исследование, диссертант своей работой надеется заполнить существующий пробел.
Теоретико-методологические основы исследования. В данной диссертационной работе применялся сравнительно-исторический метод при изучении персоналий, явлений художественной и культурной жизни. В исследовании проблем западноевропейского искусства XX века диссертант опирался на междисциплинарный, комплексный подход, основанный на изучении трудов по эстетике, психологии, философии, литературе и культурологии. Формально-стилистический и семантический анализ использовались при изучении творческого наследия Жоана Миро.
Цель и задачи исследования. Жоан Миро закрепился в сознании многих как яркий представитель сюрреалистического движения. Однако, если рассмотреть генезис искусства Миро, то станет ясно, что он откликался на все тенденции современного ему художественного процесса, прошел через влияния многих течений модернизма, но ни одному из них не принадлежал целиком: он искал собственную дорогу и выработал уникальную, безошибочно узнаваемую манеру. В формировании его творческого почерка сюрреализм сыграл необычайно важную роль. На протяжении всей жизни Миро оставался верен главному принципу этого направления -освобождению творческого подсознательного начала из под контроля логики и интеллекта. Показать место и значение Миро в рамках сюрреалистического движения, уникальность развития художника внутри этого движения и за его пределами - вот основная цель данной работы.
Главной задачей работы является попытка выявить, проанализировать и охарактеризовать индивидуальную художественную манеру Миро, эстетику и особенность его мироощущения. Диссертант анализирует истоки формирования уникальной манеры Миро, изучая историю его творческого становления и личностного формирования. Также в задачи исследования входит:
Выявить временные границы периода, когда Миро испытывал влияния крупных течений искусства первой половины XX века, среди которых были фовизм, кубизм, дадаизм, футуризм и др.;
Проследить за отдельными этапами в формировании сюрреалистической манеры Миро;
Выявить, в чем состояло влияние идей сюрреализма и творчества некоторых представителей этого направления на произведения Миро;
Проанализировать роль сюрреализма в сложении индивидуальной творческой манеры Миро;
Охарактеризовать специфику сюрреалистических полотен, графических работ и коллажей Миро, возникших в период наибольшей близости художника к сюрреализму;
Показать, что, двигаясь в русле сюрреализма, художник создал новый вариант неклассического художественного языка47;
Определить место Миро внутри сюрреалистического движения и описать специфику его отношений с идеологами и творческими лидерами этого направления (Бретоном, Дали и др);
Изучить влияние, которое оказали произведения Миро на мировоззрение его коллег;
Охарактеризовать место мастера в мировом художественном процессе.
Объект исследования - живопись, графика, коллажи Жоана Миро, а
470 неклассическом языке в своих статьях много говорит С.П. Батракова. Так, она пишет: «Неклассическое искусство XX в. противостоит прежде всего ренессансной и постренессансной (прежде всего просветительской) традиции. Век Просвещения не случайно назывался именно так - «веком света», «веком ясности» <.>, «светлым» в целом был тогда и образный строй искусства, в котором рацио так или иначе, но держит в узде художественную фантазию. В то время как неклассический язык искусства XX века можно назвать скорее «смутным», «непроясненным», в нем заложено предчувствие (если не осознание) величайшей сложности мира и величайшей сложности нашего представления о нем». Батракова С.П. Неклассический язык искусства и науки // МИР ИСКУССТВ. Альманах. Москва, 1997. С. 89. также дневниковые записи художника, его переписка и интервью, составившие литературное наследие мастера.
Предмет исследования - особенности художественного языка сюрреалистических работ Жоана Миро. Его влияние на движение сюрреализма в целом и на отдельных художников в частности.
Хронологические рамки исследования охватывают 1900-1940-е годы (хотя иногда диссертант обращается к работам художника более позднего периода). Выбор подобных временных границ продиктован стремлением проследить за рождением и развитием уникального стиля и художественного языка Жоана Миро с момента появления его первых рисунков (1901 год) и вплоть до создания последних работ, в которых прослеживается явная связь с сюрреализмом (1940-е годы). Хотя Миро - художник долгой творческой судьбы, для данного исследования избраны лишь те его произведения, которые напрямую или косвенно связаны с сюрреализмом.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что это первая в отечественном искусствознании работа, посвященная анализу сюрреалистического периода в творчестве каталонского художника Жоана Миро. Исследуется не только роль этого периода в творческой биографии самого мастера, но также его взаимосвязь со стилистическими направлениями искусства первой половины XX века и с деятельностью других крупных мастеров. В данной работе проводится мысль, что Жоан Миро, находясь в рамках сюрреалистского движения, создал свой вариант сюрреализма, который сыграл ключевую роль в выработке его индивидуального творческого почерка художника, и занял особое место в истории сюрреалистического движения.
Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту:
• Жоан Миро прошел через увлечение многими современными ему течениями европейской живописи, но никогда не погружался ни в одно из этих течений полностью, сохраняя и постоянно совершенствуя свою индивидуальную манеру;
• Жоан Миро создал собственный поэтический вариант сюрреализма;
• Жоан Миро нашел свой путь к созданию нового образного мира, следуя сюрреалистическому идеалу «чудесного» и переосмысляя его, сотворил свой уникальный художественный язык, полный неповторимых образов, знаков, символов, и особую творческую манеру, в формировании которой ключевую роль сыграл именно сюрреализм.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов в общих искусствоведческих и культурологических исследованиях, посвященных искусству XX века, а также в педагогической работе при чтении курсов по истории современного искусства. Введение в научный оборот дневниковых записей и бесед с Миро позволяют не только глубже проникнуть в творчество самого художника, но и лучше изучить эпоху, в которую он жил и работал, узнать больше о его окружении, сыгравшем столь значительную роль в формировании европейского искусства XX века.
Апробация исследования. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях Отдела современного искусства Запада (ГИИ); а также изложены в докладах, представленных на: научной конференции памяти М.В. Доброклонского «СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург в 2009 г. (доклад «Жоан Миро - в поисках стиля»), научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Проблемы развития зарубежного искусства. Франция». СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург в 2010 г. (доклад «Испанские художники в Париже»), Международной научной конференции XX Алпатовские чтения «Россия -Франция в искусстве трех столетий» в PAX, Москва, 2010 г. (доклад «Жоан Миро - младший участник «Парижской школы»), научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского «Проблемы развития зарубежного искусства. Италия - Испания». СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, 2011 г. (доклад «Помогите Испании». Политическое послание Жоана Миро»), Международной научной конференции XXI Алпатовские чтения «Россия - Италия - Испания: художественные связи» в НИИ PAX, Москва, 2011 г. (доклад «Творчество Жоана Миро в годы Гражданской войны в Испании»). А также на: Международном научном семинаре «Автопортрет и портрет художника. XVIII-XXI век» в НИМРАХ, Санкт-Петербург, 2009 г. (доклад «История одного автопортрета Жоана Миро»), научном семинаре по западному искусству XX века в НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX, Москва, 2009 г. (доклад «Особенности изучения творчества каталонского художника Жоана Миро»).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, снабжена приложением, где рассматривается история изучения творчества Жоана Миро в России и за рубежом и освещается деятельность двух существующих ныне Фондов художника (приложение 1), альбомом иллюстраций (приложение 2), а также приложением, дающим представление о специфике живописного языка художника (расшифровка знаков и символов живописи Миро - приложение 3).
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Эстетика Г. Аполлинера и искусство кубизма2003 год, кандидат философских наук Расторгуев, Александр Владимирович
Архетипы и бессознательное в теории и практике европейского сюрреализма: На примерах произведений П. Элюара и С. Дали2000 год, кандидат культурол. наук Довгая, Юлия Валентиновна
Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера2007 год, кандидат филологических наук Марунина, Елена Юрьевна
Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального2005 год, кандидат философских наук Смолин, Артем Александрович
Живопись Н.А. Тархова в контексте европейского искусства XX века2010 год, кандидат искусствоведения Пихлецкая, Елизавета Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Орлова, Ксения Валерьевна
Заключение
Жоан Миро, пройдя в той или иной мере через влияния разных течений искусства первой половины XX века, среди которых фовизм, кубизм, дадаизм и др., выработал свою узнаваемую, индивидуальную манеру живописи, создал новый художественный язык, неразрывно связанный с сюрреализмом. Проведенное диссертантом исследование позволило выделить ряд принципиальных переломных моментов в творческой жизни художника, с трудом поддающейся поэтапному описанию - столь плотно и неразрывно сплетены в ней всевозможные идеи и тенденции искусства первой половины XX в.
К моменту начала сотрудничества Миро с сюрреалистами, в частности, с Бретоном, у каталонского художника уже начал складываться свой собственный стиль, близкий сюрреализму по форме и содержанию. Миро начал движение к новому художественному языку, отличающемуся особым образным и символическим строем. Общение с поэтами и художниками сюрреалистического движения лишь укрепило веру Миро в правильности выбранного им пути.
Основными характеристиками сюрреалистического языка Миро на начальном этапе можно назвать следующие: детализация, стилизация, упрощение форм, стремление использовать локальные цвета, геометризм, чувственность. В большей или меньшей степени эти же особенности были характерны для него в дальнейшем - на разных этапах и в разном соотношении. Но собственная стилистическая манера мастера постоянно приобретала новые специфические черты.
За время своеобразного сотрудничества Миро с кругом сюрреалистов были моменты, когда стиль художника в определенной степени приближался к «бретоновскому» пониманию сюрреализма. Например, создание ряда так называемых картин-поэм с включением абсурдного поэтического текста в ткань произведения.
Сюрреализм Миро прошел несколько этапов развития: от условно наивного к геометризированному, затем к поэтичному; далее - от нарочито грубого и схематичного к очищенному, «метафизическому», «космическому». Необходимо отметить, что подобному очищению художественного языка Миро во многом способствовала абстракция, тяга к которой в его произведениях в этот период нарастала. Возможно, именно умение абстрагировать, присущее Миро изначально, помогло ему не раствориться среди других сюрреалистов, а навсегда остаться самим собой в их кругу, где наряду с уважением, в его адрес не раз высказывались нарекания в связи с нежеланием следовать догмам движения. Не исключено, что именно тяготение к абстракции помогло Миро создать свой собственный язык образов и символов и, как результат, совершенно особую художественную реальность, гораздо менее связанную с объективной реальностью, чем полотна многих сюрреалистов. А ведь создание новой реальности или сверхреальности - это именно то, к чему стремились сюрреалисты. Но удалось оно, в итоге, в наибольшей степени, именно Миро.
При этом, как уже было сказано, Миро не только не «растворился» в движении сюрреализма, но напротив, создал свой вариант сюрреалистического метода, обогатив само понятие сюрреализма, и оказал серьезное влияние на художников этого круга.
Сюрреализм оставался цементирующей составляющей творчества Миро на протяжении многих лет. Сотрудничество с сюрреалистами обогатило собственную манеру Миро и, возможно, указало ему пути дальнейшего творческого развития, одним из которых оказалось движение к абстракции. Даже внутри сюрреализма многие исследователи творчества Миро определяют его работы как «абстрактный сюрреализм». Таким образом, сюрреализм явился не финальной точкой его творческого развития, а этапом на пути к созданию еще одного индивидуального направления -абстрактного искусства Миро.
Проанализировав взаимосвязь творчества Миро с фовизмом, кубизмом, дадаизмом, конструктивизмом и продемонстрировав уникальность развития художника внутри движения сюрреализма и за его рамками, диссертант постарался достичь главной цели исследования: охарактеризовать своеобразие живописи Миро. Можно констатировать, что, хотя на протяжении своего творческого пути Миро не был устремлен ко всем программным целям, провозглашаемым поборниками сюрреалистического движения, находясь в рамках этого движения, он смог существенно обогатить его и создать собственный поэтический сюрреализм, «сюрреализм волшебного», ставший шагом к созданию еще более отвлеченных, практически абстрактных произведений — снова в неподражаемом, исключительном ключе. Создав свой узнаваемый стиль на стыке разных художественных идей своего времени, Миро смог найти уникальный художественный язык и по праву занять принадлежащее ему особое место в истории искусства XX века.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Орлова, Ксения Валерьевна, 2012 год
1. Joan Miró. Carnets Catalans. Dessins et texts inédits présentés par Gaetan Picon. Editions Albert Skira, Geneva, 1976. vol. 1 - 139 p., vol. 2 - 150 p. fr.
2. Joan Miró. Cuadernos catalanes. Dibujos y escritos inéditos presentados por Gaetan Picon. Ediciones Polígrafa, S.A., Barcelona, España, 1980. 159 p. cast.
3. Joan Miró. Catalan Notebooks. Rizzoli international publications, inc., N.Y. (USA), 1977,- 157 p. eng.
4. Joan Miró. Escritos y conversaciones. A cargo de Margit Rowell. Ediciones Institut Valencia d'art modern. Colegio official de aparejadores y arquitectos técnicos de la region de Murcia. Valencia Murcia, España, 2002. - 410 p. cast.
5. Catalá-Roca F. Mirar Miró. Creaciones Gráficas, S.A., 1993. 99 p. cast., eng.
6. Epistolar i catalá. Joan Miró. 1911-1945. Vol. 1. Ed. Minguet, J.M, Montaner, Т., Santanach, J. Editorial Barcino / Fundació Joan Miró, Barcelona, 2009. 665 p. cat.
7. Miró Sert en sus propias palabras. Correspondencia 1937-1980. Cendeac, Murcia, 2008. - 794 p. cat., cast., eng.
8. Raillard G. Conversaciones con Miró. Editorial Gedisa, S.A., Barcelona, 1998.-291 p. cast.
9. Stein G. Everybody's autobiography. Exact Change, 1993. 328 p. eng.
10. Torroella R.S. Entrevista a Miró, Dalí, Tápies. Publicacions i Edicions de la Universität de Barcelona, 2004. 70 p. cast.
11. DVD Descubriendo el Arte. Miró. Dvd Spain, Barcelona. - 50 min. cast.
12. DVD De Peretti, Y. Miró. L'homme qui a renversé la penture. Dvd Editions Montparnasse, France, 2007. - 52 min. fr.
13. DVD Lough, R. Theatre of dreams Miró. ВВС, 1978. - 56 min. de., eng., fr., cast.
14. Альманах дада. Москва: «Гилея», 2000. 207 с.
15. Андреев Л.Г. Сюрреализм. История. Теория. Практика. Москва: «Гелеос», 2004. 352 с.
16. Андреев Л.Г. Сюрреализм. Москва: «Высшая школа», 1972. 232 с.
17. Андреева Е.Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.-514 с.
18. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. Москва: «Наука», 2002. 215 с.
19. Батракова С.П. Искусство и утопия. Из истории западной живописи и архитектуры XX века. Москва: «Наука», 1990. 303 с.
20. Батракова С.П. Картины Пикассо // Западное искусство. XX век: Между Пикассо и Бергманом. Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 1997.-218 с.
21. Батракова С.П. Кто такой Дон Кихот? // Западное искусство. XX век: Проблемы интерпретации. Москва: «КомКнига», 2007. 288 с.
22. Батракова С.П. Неклассический язык искусства и науки // МИР ИСКУССТВ. Альманах. Москва: РИК Русанова, 1997. 408 с.
23. Батракова С.П. Признаки, знаки и символы театра в творчестве Пикассо // Западное искусство. XX век: Судьбы классики в европейском искусстве: Сборник статей. Москва: «РАТИ ГИТИС», 2010.-490 с.
24. Батракова С.П. Проблема интерпретации вчера и сегодня // Западное искусство. XX век: Проблемы интерпретации. Москва: «КомКнига», 2007.-288 с.26,27.30,31,32,33,34,35,36,37
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.