Святость как феномен русской культуры: Семантическое и лингвокультурологическое описание тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Смирнова, Светлана Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Смирнова, Светлана Анатольевна
Введение
Глава I. Человек и религия как объекты лингвистического описания ю
§ 1. Человек в языке \ О
§2. Лексика религиозной и церковной сферы. Проблемы 23 ее описания
§3. Святость: аспекты изучения
Выводы
Глава II. Лексико-семантическая характеристика слова святой бо в синхронном и диахроническом аспектах
§1. Слово святой в лексикографических источниках
§2. О семантике слов святой и праведный
§3. Семантика слова святой в диахроническом аспекте
Выводы
Глава 111. Функциональные особенности слова святой 97 и атрибуты святости в агиографических текстах
§ 1. Агиографические тексты как источник изучения святости
§2. Методы и приемы изучения агиографических текстов юб
§3. Феномен «святость» в агиографических текстах \ а) поверхностно-синтаксический фрейм б) поверхностно-семантический фрейм в) тематический фрейм г) повествовательный фрейм 157 Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Женский религиозно-нравственный идеал в культуре Древней Руси2010 год, кандидат культурологии Малкова, Наталья Алексеевна
Языковой образ святого в древнерусской агиографии: Проблематика взаимной обусловленности лингвистического и экстралингвистического содержания языкового образа человека в определенной социокультурной ситуации2003 год, кандидат филологических наук Завальников, Владимир Петрович
Традиция и ее трансформация в жанре агиографии: На материале старообрядческих житий святых1999 год, кандидат культурол. наук Лоевская, Маргарита Михайловна
Жития святых в российской историографии XIX - начала XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Гжибовская, Ольга Вячеславовна
Концепт святости в культурной традиции России и Франции XIX столетия2009 год, кандидат исторических наук Мироненко-Маренкова, Ирина Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Святость как феномен русской культуры: Семантическое и лингвокультурологическое описание»
Каждая эпоха и каждая культура имеет свой мир смыслов и идеалов. Однако независимо от времени и национальной принадлежности человек никогда не терял внимания к ценностям древнего искусства; не утратился интерес и наших соотечественников к средневековой живописи, архитектуре, книжности. Древнерусское искусство возвращает нас к тому, что «получило название «общих истин», которые не подлежат абсолютизации, но природу и условия возникновения которых выяснить очень важно» [Вагнер 1987: 8]. Святость - одна из таких «истин»; «изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» [Федотов 1990: 27].
Почти тысячелетняя история христианства, предшествовавшая крещению Руси, создала достаточно сложное представление о святости, выразившееся как в богословских построениях, так и в освященных традицией культовых формах - обрядах, обычаях, иконографии. Почитание святых стало неотъемлемой частью православной духовности и определяется, прежде всего, преданием: мы научаемся жить со святыми и общаться с ними так, как жили и общались наши отцы и деды. Почитание святых в Древней Руси обладало определенными особенностями, представлять которые важно, поскольку они формировали отечественную духовную традицию, особенно ценную для нас. В нынешнее время преемственность поколений была нарушена длительной эпохой гонений, «естественное» знание перестало быть общедоступным, и" потому возникла необходимость его «искусственного» восполнения [Живов 1994: 5 - 6]. Отметим, что «эпоху гонений» мы связываем не только с
XX веком, но и с историческими событиями XVII века - века «Смутного времени; Никоновской церковной реформы, окончательно и полностью подчинившей Церковь государству, и вызванного ею движения «раскола»; многочисленных посадских, крестьянских и даже монашеских восстаний; городских бунтов .» [Левшун 2001: 308]. В этот период изменились и условия канонизации; «при Святейшем Синоде канонизации были редки; в XVIII веке чаще деканонизировали святых. В течение двух последних столетий, до царствования Николая II, канонизировали всего четырех святых, и эти четыре все епископы: Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофаний Воронежский и Тихон Задонский» [Федотов 1990: 257].
Святость как феномен русской культуры имеет свою историю, существует также и история изучения данного феномена. В настоящем диссертационном сочинении святость рассматривается в соответствии с современной классификацией знаний.
Отечественными мыслителями создано значительное количество работ, в которых изучается или исследуется православное представление о святости и духовном подвиге святых - богословских (игумен Августин, Е.П. Аквилонов, С. Булгаков, арх. Гергий, Макарий (П.И. Веретенников), А.В. Мень, Д.В. Новиков, П.А. Флоренский, Г.П. Федотов и др.), исторических (Н.С. Гординенко, А. Кадлубовский, В.О. Ключевский, А.А. Куратов, Г.П. Федотов и др.), философских и культурологических (В.В. Бибихин, Н.Е. Выжленцова, Н.Ю. Гвоздецкая, А.П. Забия-ко, Е.В. Зимакова, С.М. Климова, И.К. Кучмаева, М.П. Омельницкий, С.А. Смирнов и др.), литературоведческих (Ф.И. Буслаев, В.А. Грихин, А.С. Демин, JI.A. Дмитриев, В.А. Котельников, В.В. Кусков, JI.B. Левшун, С.В. Минеева, А.А. Ольшевский и др.).
Лингвисты к изучению святости обращаются достаточно поздно, в конце XX века. Лексика, соотносимая с понятием «святость», рассматривается в составе религионимов (С.В. Булавина, Р.И. Горюшина, И.А. Королева, Ю.В. Лапатухина, Н.Б. Мечковская, Ю.В. Митина, Ю.Н. Михайлова, Л.Г. Панова, А.К. Перевозникова, М.Е. Петухова и др.); святость описывается как национально-культурный концепт (В.В. Ко лесов, И.Н. Пономаренко, Т.П. Рогожникова, Ю.С. Степанов и др.) или как слово, называющее некое явление реальной / ирреальной действительности (Т.И. Вендина, И.А. Королева, Ю.В. Митина, Ю.Н. Михайлова, Н.Г. Михайловская и др.).
Диссертация выполнена в рамках проблемы моделирования «внутреннего человека», так как, безусловно, представления о святости и святых в целом являются частью общерусских представлений о человеке.
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, лингвистическими задачами - необходимостью осмысления ключевого для русской истории и культуры феномена «святость» с точки зрения современных научных тенденций, во-вторых, общекультурными задачами и требованиями восполнения православных знаний о духовности и культивирования духовных ценностей русского народа, важнейших для нравственного воспитания современного российского общества.
Предмет исследования - семантическое пространство, объединяемое понятием «святость».
Цель исследования - представить интегративное описание семантического пространства 'святость'.
В данном случае под интегративностью понимается лингвистическое осмысление святости, проводимое на уровне слова и текста, с учетом достижений философии, истории, литературоведения, культурологии, богословия и опирающееся на методы системоцентрического и антропоцентрического принципов описания языка. Сведения смежных научных дисциплин привлекаются как факты лингвокультурологического описания феномена «святость», а также при интерпретации собственно лингвистических сведений. Интегративный путь изучения детерминирован спецификой феномена «святость».
В связи с этим в диссертации ставятся следующие задачи:
1. Обосновать теоретическую базу и методы исследования семантического пространства 'святость'.
2. Изучить проблемы и вопросы исторического, философского, литературоведческого и лингвистического осмысления святости.
3. Опираясь на толковые словари, рассмотреть объем и содержание семантики слов со значением 'святость' на различных исторических этапах.
4. Моделировать семантическое пространство 'святость', установив его ядро и периферию.
5. Выявить речевые формулы, характерные для святописаний.
6. Апробировать оригинальные методики и приемы описания феномена «святость».
Материал исследования составляют лексические и текстуальные единицы агиографических текстов XI - XVII веков, объединяемые значением 'святость'.
Источниками фактического материала послужили словари различных типов - толковые, исторические, этимологические и др., житийные тексты XI - XVII веков, а также Евангелие (см. «Лексикографические источники», «Древнерусские и старорусские источники», «Четвероевангелие»).
Исследование опирается на общенаучные и частнонаучные методы: наблюдение, анализ, сравнение, логический анализ словарных дефиниций, компонентный и функциональный анализ значений лексических единиц, концептуальный анализ, приемы и методики фреймовой и ситуативной семантики, синхронно-диахроническое комментирование агиографических текстов.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1) феномен «святость» получает лингвистическое осмысление с учетом достижений смежных дисциплин знания - философии, истории, литературоведения, культурологии, богословия;
2) описание материала осуществляется с использованием оригинальных методик и приемов;
3) к исследованию привлекаются агиографические тексты XVI -XVII веков и Четвероевангелие, в том числе не изученные лингвистами древнерусские памятники - «Повесть о житии царя Федора Ивановича», «Повесть о житии Варлаама Керетского», «Житие игумена Никона», «Житие отца Исайи», «Житие Елеазара Анзерского», «Житие Епи-фания»;
4) впервые данный феномен рассматривается с точки зрения модели православного мироустройства.
Теоретическое значение. Диссертация вносит определенный вклад в изучение «внутреннего человека», в интегративное описание феноменов русской культуры, а также в разработку лингвистических методов и приемов исследования слов с абстрактным значением.
Практическая ценность. Материалы работы могут быть применены в лексикографической практике - при составлении семантических и идеографических словарей, словарей религионимов, концептов и под. Конкретные наблюдения над значением и функционированием единиц семантического пространства 'святость' и приемы его описания будут полезны для авторов спецкурсов по проблемам лексической семантики и когнитивной лингвистики. Думается, что отдельные сведения и комментарии, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в практике преподавания религиоведения.
Положения, выносимые на защиту:
1. В русской культуре знания о святости формируются под влиянием двух традиций - языческой и христианской; они обусловлены знаниями о святом как о свойстве и о святом как о личности.
2. Святость как феномен русской культуры имеет длительную историю, соотносимую с индоевропейским, древнеславянским, древнерусским и великорусским периодами.
3. Структура семантического пространства 'святость' может быть представлена двумя моделями: одна детерминирована знанием о православном мироустройстве, другая - знанием о духовном восхождении человека к горнему миру.
4. Семантическое пространство 'святость' включает взаимодействующие семантические парадигмы со значением 'Бог', 'святые Божии', 'вера', 'религия', 'церковь' и под.
5. Святописание ориентировано на устойчивые речевые формулы («топосы культуры»), с помощью которых характеризуются святые, их духовная жизнь.
6. История формирования понятия «святость», его актуализация в агиографических текстах, осмысление в богословии и философии, лексикографическое описание позволяют квалифицировать святость как важнейший феномен русской культуры и как семантическое пространство русского языка.
Основные положения диссертации апробированы в выступлениях на международных и межвузовских конференциях - «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск 2004), «Этногерменевтика и антропология: языки и культуры в когнитивном аспекте» (Кемерово 2004), «Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации», посвященной 160-летию со дня рождения Бодуэна де Куртенэ (Северодвинск 2005); на «Кирилло
Мефодиевских чтениях» (Северодвинск 2005) и ежегодных Ломоносовских чтениях филологического факультета СФ ПГУ (2002 - 2004); на заседаниях кафедры русского языка СФ ПГУ (2002, 2004), на совместном заседании кафедр русского языка и языкознания СФ ПГУ (2005), на семинаре аспирантов кафедры русского языка СФ ПГУ (2005), а также нашли отражение в семи публикациях.
Структура работы. Диссертация включает Введение, три главы («Человек и религия как объекты лингвистического описания»; «Лекси-ко-семантическая характеристика слова святой в синхронном и диахроническом аспектах»; «Функциональные особенности слова святой и атрибуты святости в агиографических текстах»), Заключение, Список литературы, Источники (Лексикографические источники, Древнерусские и старорусские источники, Четвероевангелие).
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Развитие функционально-семантических свойств инфинитива в старорусских житийных текстах2008 год, кандидат филологических наук Стародубцева, Наталья Анатольевна
Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в.: проблема генезиса и жанровой трансформации2008 год, доктор филологических наук Растягаев, Андрей Викторович
Философско-культурологический анализ феномена святости и образа русского святого в народном православии2008 год, кандидат философских наук Коноваленко, Светлана Петровна
Образы святых женщин в Византии VIII - XII вв.: становление, эволюция, типология2011 год, кандидат исторических наук Охлупина, Ирина Сергеевна
Русская агиография в культурно-историческом контексте переходных эпох2005 год, доктор культурологии Лоевская, Маргарита Михайловна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Смирнова, Светлана Анатольевна
Выводы
К описанию феномена «святость» привлечены 14 агиографических текстов XI - XVII веков, которые представлены мартириями и житиями-биос, а также преподобническими и княжескими святописаниями.
При анализе житийных произведений мы опирались на методы и приемы ситуативной и фреймовой семантики. Исследование проводилось «шагами», в соответствии с которыми были получены ответы на 4 вопроса - «О чем мы говорим?», «Что мы об этом знаем?», «Что мы об этом говорим?» и «Как мы об этом говорим?» - и выстроены 4 фрейма -«поверхностно-синтаксический», «поверхностно-семантический», «тематический» и «повествовательный».
На уровне первых двух фреймов было выявлено когнитивное ядро феномена «святость», представленное в агиографических текстах двумя семантическими моделями: «субъект (имя существительное) + предикат (имя прилагательное)» и «субъект (имя существительное) + предикат (глагол)». В первой модели слово святой занимает позицию семантического предиката, характеризующего Всевышнего, Богородицу, ангельские чины, святых Божиих, церковные обряды и таинства, книги церковного содержания, религиозные праздники и под. Во второй модели святой замещает позицию субъекта, называя святых Божиих. Предикат данной модели выражен глаголами тематических групп со значением 'ритуального действия', 'перцептивного восприятия', 'речи' и др.
На уровне третьего фрейма были установлены отношения между различными сценами, объединяемыми темой 'святой' и определены общие и специфические сценарные связи, характерные для преподобниче-ских и княжеских житий XI - XVII веков, а именно: «святой благочестивые родители», «святой «-> духовный подвиг», «святой горний мир», «святой <-* мир», «святой <-> испытания» и под.
Четвертый фрейм позволил представить сценарий духовного пути святого (иерархия «Человек - Бог») и определить «топосы культуры», свойственные «сакральному типу языка».
Результаты анализа агиографических текстов существенно расширили и обогатили те знания о святости (когнитивный фон), которые были получены в процессе изучения лексикографических источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семантическое пространство 'святость' соотносится с понятиями «Бог», «вера», «религия», «церковь» и под. В лингвистических исследованиях данные понятия трактуются по-разному: «конфессиональная лексика», «религиозная лексика», «сакрально-богослужебная лексика», «цер-ковно-религиозная лексика», «религионимы». В настоящем сочинении святость и ее атрибуты получили особое терминологическое обозначение - «лексика православной веры», так как выявленные нами когнитивный фон и лексико-семантическое содержание феномена «святость» отражают православное культурно-религиозное представление о мироустройстве и духовной жизни.
В диссертации именем изучаемого семантического пространства является святость, существительное со значением признака, объединяющее различные языковые единицы. В научных и научно-популярных работах слова святость и святой чаще всего рассматриваются как семантически тождественные, поскольку представление о святости всегда соотносилось с определенным носителем данной характеристики: святителем, преподобным (монашествующим), Христа ради юродивым, святым мирянином. В настоящей работе в качестве идентифицирующей единицы также избирается слово святой, функционирующее как имя прилагательное и как имя существительное.
Логический анализ материалов различных словарей выявил сложную семантическую структуру лексемы святой. До XVIII века ЛСВ данного слова соотносились только с религиозной сферой. Структура древнерусского и старорусского слова включала следующие семантические компоненты: источник святости (Бог); проводники святости (Богородица, ангелы, апостолы, предтечи, пророки); воплощение святости (церковь, жертвенник, трапеза, праздник, хлеб и пр.); свидетельства святости (Евангелие, книги, молитва); путь, ведущий к святости (крещение, путь и под.); святые Божии {святой муж, старец, человек и под.). Приведенная структура представляет собой иерархию «Бог - человек», или иерархию «небесная (торжествующая) Церковь - земная (воинствующая) Церковь», единственной и абсолютной вершиной которой, ядерным смыслом является Бог.
После XVIII века структура слова святой претерпевает существенные изменения: ЛСВ лексемы святой отражают религиозные знания о мироустройстве и об эстетически освоенной действительности; в данной системе «идеалом воплощения святости» становится человек.
Обращение к этимологии и истории слова святой выявило, что православному пониманию святости и формированию семантики лексемы святой предшествовала длительная история, которую можно представить четырьмя этапами: (1) индоевропейский; (2) древнеславянский; (3) древнерусский; (4) великорусский. Диахронический аспект изучения слова святой позволил проследить, как формировались и изменялись знания носителей русского языка о святости на протяжении веков.
Когнитивный аспект изучения агиографических текстов выявил ядро семантического пространства, которое представлено двумя семантическими моделями: «субъект (имя существительное) + предикат (имя прилагательное)» и «субъект (имя существительное) + предикат (глагол)». В первой модели святой-прилагательное определяет существительные, относящиеся к различным лексико-семантическим группам: «Всевышний» (святый духъ, святая троица, трисвят06 имя, спасъ, заступ-никъ, благочблов-ьколюббць и др.), «Богородица» (богородица, мати божиа, владычица, д-feba и др.), «Чины бесплотных» (агг6л, святые силы, жители), «Святые Божии» (апостолъ, пророкъ, страстотьрпьць, мученикъ, въгодник, князь, отець, стлрець и др.), «Священнослужители» (владыко, бпископъ, началникъ), «Церковные обряды и таинства, ритуальные действия» (крыц6ни6,
ПРИЧАЩеНИе, СЛуЖЬБА, ЛИТуРГИА, МОЛИТВА, ПОСТЪ и др.) и под. Во второй модели свя/яом-существительное характеризует субъекта (БЛАЖеННЫЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ, СВЯТОЙ) и его деяния, которые выражаются глаголами ритуального действия (СВЯТЫЙ ЗНАМ6НА 6г0 КР6С-ТОМЪ, СВЯТЫЙ уТВеРЖДАШе БРАТИЮ и т.д.), речи (КЪ Архиерею ОТВ-ЫЦА, Рвче К НИМ), перцептивного восприятия (ВИДИТ МНОЖЬСТВО ПТИЦЬ, УСЛЫША СИА) и под.
Периферия данного семантического пространства представлена следующими сценарными связями: «святой <-> благочестивые родители», «святой <-> наставники», «святой <-> духовный подвиг», «святой умерщвление плоти», «святой <-> места обитания», «святой <-»• горний мир» и под.
Сценарий духовного пути святого предопределен двумя канонами: каноном преподобнического жития-биос и каноном княжеского жития. Первый канон представлен следующим сценарием: I. Рождение в благочестивой семье. II. Имянаречение. III. Освящение святым крещением. IV. Детство (отмеченность Богом, любовь к Богу, церковное прилежание, гнушание детскими играми и др.). V. Юность («социальное самоуничижение», побег в Святую Землю, смирение, послушание и др.). VI. Иноческое подвижничество (труд, бдение, воздержание, постничество и др.).
VII. Получение священного сана (игуменство, наставничество, испытания, молитвенность, «худость риз», усмирение плоти и др.).
VIII. Преставление. IX. Посмертные чудеса. Второму канону соответствует иной сценарий: I. Рождение в благочестивой семье. II. Духовный подвиг. III. Ратный подвиг. IV. Преставление. V. Посмертные чудеса.
Компоненты сценария - конкретные сцены - описываются с помощью «топосов культуры», например: «святое крещение» - варфоломея въ святомъ Крещении НАРеКЪ того; «любовь к богу» - от сам*х пеленъ бога позна, и бога возлюби; «отмеченность богом» - благодать божия съ нимъ, и духъ святый измлада въселися въ
НЪ; «молитвенность» - НАЧАТЪ МОЛИТВУ ТВОРИТИ ВбЧеРНКМО СЪ ОЛЬЗАМИ ГОРЬКЫЛШ И ЧАСТЫИМЬ въздыхлниемь.
Интегральное описание семантического пространства 'святость' позволяет характеризовать его как совокупность взаимодействующих семантических парадигм со значением 'Бог', 'святые Божии', 'вера', 'религия', 'церковь'. Ядро данного семантического пространства - Бог и человек, отмеченный Святым Духом.
Думается, что обращение к методам когнитивной лингвистики при изучении агиографических текстов позволило достичь высокой степени полноты в выявлении и описании языковых единиц семантического пространства 'святость'.
Перспективы настоящего исследования связываются нами с изучением русской художественной литературы и современного русского литературного языка, где наблюдается трансформация и переосмысление значений языковых единиц данного семантического пространства.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Смирнова, Светлана Анатольевна, 2005 год
1. Абреимова Г.Н. Концепты «душа» и «вера» в повести М.М. Пришвина «Светлое озеро» // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы международного симпозиума. - Волгоград: Перемена, 2003.-С. 225-227.
2. Августин игумен (Анисимов). Александр Невский и святость //Материалы историко-философских чтений, посвященных 775-летию со дня рождения Александра Невского. Иваново, 1995. - С. 5 - 10.
3. Аверьянов В.В. Традиция как преемственность и служение // Человек. -2000. -№ 2. -С. 38 -51.
4. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. JI.: Наука, 1974.- 170 с.
5. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. -М.-Л.: Академия наук СССР, 1947. 185 с.
6. Аквилонов Е.П. О Спасителе и спасении. -М.: Москва, 1997. 160 с.
7. Алексеева Е.А. Семантические особенности лексики, связанной с обозначением объектов культурной символики (на примере символа Бог в русской и французской лингвокультурах): Автореферат . кандидата фи-лол. наук. Саратов, 2001. - 21 с.
8. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. Монография. Волгоград: Перемена, 1999. - 273 с.
9. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку // Вопросы языкознания. 1993. - № 3. - С. 15 - 26.
10. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. -М.: Издательство «Academia», 1997. С. 267 - 269.
11. Ашхарава А.Т. Концепт дитя в русской языковой картине мира: Диссертация . кандидата филолог, наук. Архангельск, 2002. - 151 с.
12. Бабаева Е.Э. Кто живет в вертепе, или опыт построения семантической истории слова // Вопросы языкознания. 1998. - № 3. - С. 94 - 106.
13. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. - 184 с.
14. Балясников JJ.A. Лексико-семантическое развитие слов с этимологическим корнем доб- (из истории корнеслова русского языка): Автореферат . кандидата филол. наук. Л., 1974. - 22 с.
15. Басгприков А.В. Изменение значений слов с морально этической семантикой в русском литературном языке XVIII в.: Автореферат . кандидата филол. наук. Л., 1989. - 17 с.
16. Басырова Ф.А. О полевой структуре концептосферы «человек» // Теория поля в современном языкознании: Межвузовский научный сборник. Уфа: РИО Баш ГУ, 2002. - С. 35 - 42.
17. Башкеева В.В. Возрастные парадигмы в русском художественном мышлении первой трети XIX века // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Издательство «Индрик», 1999. - С. 387 - 394.
18. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Пер. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс-Универсал, 19995. - С. 345 - 356.
19. Бердяев Н.А. Истина православия // Человек. 2003. - № 4. - С. 128 - 135.
20. Берестнев Г.И. Иконичность добра и зла // Вопросы языкознания. -1999-№ 4. -С. 99-113.
21. Бибиков М.В. Мир византийской литературы: традиции и творчество //Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 2000. -№ 1. - С. 7 - 17.
22. Бибихин В.В. Власть России // Наше положение: Образ настоящего. -М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. С. 67 - 79.
23. Библейский словарь / Составитель Эрик Нюстрем. СПб.: Издательство «Логос» Лаге, 1995. - 517 с.
24. Библейская энциклопедия / Составитель архимандрит Никифор. Репринтное издание. М.: Терра, 1990. - 902 с.
25. ЪХ.Бойнова Т.М. Система норм словоизменения в книжно-литературном языке XVI века («Житие Ефросина Псковского»): Автореферат . кандидата филолог, наук. М., 1977. - 24 с.
26. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2000. - 123 с.
27. Борисова Е.Г. Значение слова и описание ситуации // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1996. - № 3. - С. 37 - 50.
28. Борисова Е.Н. Проблемы становления и развития словарного состава русского языка к. XVI нач. XVII вв.: Автореферат . доктора филол. наук - Смоленск, 1978. - 44 с.
29. Бредихина Т.В. Наименования лиц в русском языке XVIII века: Автореферат . кандидата филол. наук. Воронеж, 1990. - 24 с.
30. Булавина С.В. Русские устойчивые словосочетания, содержащие цер-ковно-религиозную лексику: Автореферат . кандидата филол. наук. Воронеж, 2003. - 24 с.
31. Булгаков С.Н. Православие. М.: Москва, 2001. - 480 с.
32. Булгаков С. Философия имени. КаИр, 1997. - 330 с.
33. Булгучева С.А. Прилагательные нефизической характеристики человека в современном русском языке (в сопоставлении с ингушским): Автореферат . кандидата филол. наук М., 2004. - 24 с.
34. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997. - 576 с.
35. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. -СПб.: Лига Плюс, 2001.-352 с.
36. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования, статьи. М.: Художественная литература, 1990. - 512 с.
37. Буянова О.Н. Языковая концептуализация любви: лингвокультурный аспект: Автореферат . кандидата филол. наук. Краснодар, 2003. - 20 с.
38. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.-288 с.
39. Вагнер Г.К. К вопросу о новом сознании Киевской Руси X XII вв. //Герменевтика древнерусской литературы. - Сборник 8. - М.: Наследие,1995.-С. 16-23.
40. Васильев А.Д. Крутой // Русская речь. 1993. - № 6. - С. 44 - 47.
41. Васильев JT.M. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Выпуск 1. Уфа: «Восточный университет», 2000. - 200 с.
42. Васильев JI.M. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Выпуск 2. Уфа: Издательство Башкирского университета, 2000. - 146 с.
43. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
44. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. -416 с.
45. Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002. - 336 с.
46. Бенедиктова JI.H. К вопросу о содержании понятия «концепт» // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Пименова. -Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. Вып. 2. - С. 24 - 32.
47. Верещагин Е.Ы. История возникновения древнего общеславянского литературного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М.: Мартис, 1997. - 315 с.
48. Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М.: Наука,1996.-208 с.
49. Веряскина В.П. Концепт «образцового человека» // Человек. 2004. -№4.-С. 49-63.
50. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Стиль "Жития протопопа Аввакума" // Виноградов В.В. Избранные работы. О языке художественной прозы М.: Наука, 1980. - 432 с.
51. Виноградов В.В. Слово и значение как предмет историко-лексикологического исследования // Вопросы языкознания. 1995. - № 1. - С. 5 - 34.
52. Виноградов В.В. Заметки о лексике «Жития Саввы Освященного» II Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., Наука, 1977.-С. 35-38.
53. Водовозов Н.В. История древнерусской литературы. М.: Просвещение, 1972.-383с.
54. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 236 с.
55. Выжленцова Н.Е. Святость как первооснова древнерусской духовности //Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Серия: Гуманитарные науки. Новгород, 2001.-№ 18.-С. 61 - 64.
56. Гак В.Г. Актантная структура грехов и добродетелей // Логический анализ языка: Языки этики. / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко, Н.К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 90 - 97.
57. Гак В Г. Человек в языке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Издательство «Индрик», 1999. - С. 73 - 80.
58. Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культурологии Г.П. Федотова // Философия в России XIX нач. XX вв.: Преемственность идей и поиски самобытности. Сборник статей / Отв. ред. А.Д. Сухов, С.И. Бажов. -М., 1991.-С. 79-91.
59. Гардзанити М. Церковнославянская агиография в византийском литургическом контексте: священное писание и литургия в литературной композиции Жития Параскевы // Славяноведение. 2000. - № 2. - С. 42 - 51.
60. Гвоздева А.А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и тендерные особенности (на материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов): Автореферат . кандидата филол. наук. Краснодар, 2004. - 23 с.
61. Гвоздецкая Н.Ю. Ученость, монашество, святость // Материалы историко-философских чтений, посвященных 775-летию со дня рождения Александра Невского. Иваново, 1995. - С. 68 - 71.
62. Геляева А.И. Человек в языковой картине мира. Нальчик: Кабардино-Балканский университет, 2002. - 177 с.
63. Георгий (архим.) Обожение как смысл человеческой жизни. М., 2000. -32 с.
64. Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. М.: Современник, 1990.- 124 с.
65. Гординенко Н.С. Православные святые: кто они? Л.: Наука, 1979. -270 с.
66. Л. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М.: Высшая школа, 1984. - 319 с.
67. Горюшина Р.И. Именования иерархов христианской церкви // Русская речь. 2003 (а). - № 1. - С. 82 - 86.
68. Горюшина Р.И. Имя ему Бог. Об именованиях верховного божества // Русская речь. 2003 (б). - № 3 - С. 68 - 70.
69. Горюшина Р.И. Лексика христианства в русском языке (системные отношения прямых конфессиональных и производных светских значений слов): Автореферат . кандидата филол. наук. Волгоград, 2002. - 20 с.
70. Гребенюк В.П. Принятие христианства и эволюция героико-патриотического сознания в русской литературе XI XII вв. //Герменевтика древнерусской литературы. - Сборник 8. -М.: Наследие, 1995. - С. 3-15.
71. Грихин В.А. Древнерусские княжеские жития // Русская речь. 1980. -№2.-С. 106-110.
72. Грихин В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV XV вв. -М.: Издательство московского университета, 1974. - 234 с.
73. Громов М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X XVII веков. - М.: Изд-во Московского университета, 1990. - 278 с.
74. Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. -СПб.: РГИ, 2001.-960 с.
75. S3. Громов Н.С. Структура и типология русской средневековой философии.-М., 1997.-256 с.
76. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. -397 с.
77. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -318с.
78. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. М.: МИРОС, 1992. - 256 с. Ъ1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. -М.: Русский язык, 1998. Даль.
79. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. -М.: Прогресс, 1989. 312 с.
80. Демин А.С. Внешность человека в древнейших славянских житиях //Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. Очерки древнерусского мировидения от Повести временных лет до Аввакума. -М., 1998.-С. 56-73.
81. О.Демин А.С. «Житие Александра Невского» и летописание XII в. // Мир житий. Сборник материалов конференции. М.: Кругъ: Имидж-Лаб, 2002. -С. 83-90.
82. Демкова Н. С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источники: Сб. статей. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. - 219 с.
83. Державин A.M. Дмитрий Ростовский // Русская речь. 2002. - № 1. -С. 63 - 70.
84. Дмитриев JI. А. Жанр севернорусских житий // История жанров в русской литературе X XVII вв. - Л.: Наука, 1972. - С. 181 - 202.
85. Дмитриев JJ.A. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII XVII вв. - Л.: Наука, 1973. - 161 с.
86. Добротолюбие / Сост. и предисл. Л.С. Кукушкина. М.: Москва, 2001.- 528 с.
87. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1987. 206 с.
88. Ермаков С.А. Святоотеческая мысль о впадении во грех и борьбе с ним // Человек. 2004. - № 1. - С. 86 - 94.
89. Ермакова О.П. Концепты совесть и зависть в их языковом выражении // Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб. статей. / Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2002. - С. 375 - 385.
90. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. -М.: Гнозис, 1994.- 112 с.
91. Забияко А.П. Категория святости (философско-религиоведческий анализ): Автореферат . доктора филос. наук. М., 1998 (а). - 44с.
92. Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лин-гворелигиозных традиций. М., 1998 (б). - 205 с.
93. Зеленокоренный АД. Дмитрий Донской в житии и в жизни // Мир житий. Сборник материалов конференции. М.: Кругъ: Имидж-Лаб, 2002. -С. 117-126.
94. Зимакова Е.В. Особенности русского старчества и его влияние на отечественную культуру XIX века // Агиологическое древо русской культуры. Сборник докладов и сообщений участников конференции. -М., 2000.-С. 28-33.
95. Зиновьев Е.А. Лицом румяна рожа толста // Русская речь. 1993. -№ 5. - С. 76-81.
96. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. - № 3. - С. 104 - 114.
97. Ю.Иванов П. Неповиновение Духу Святому // Наука и религия. 1992. -№6-7.-С. 20-21.
98. Иванова М.В. Древнерусская агиография конца XIV XV в. как источник истории русского литературного языка // Вопросы языкознания. -1998.-№2.-С. 79-87.
99. И2.Иванова М.В. Лексика «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым: Автореферат . кандидата филол. наук. М., 1987.- 19 с.
100. Избранные проповеди святых отцов церкви и современных проповедников в 2-х ч. / Сост. Платон Дударев. М., 1999. - Ч. 1. - 717 с.
101. Ильин И О православии и католичестве // Москва. 1993. - № 3. -С. 3-8.
102. Истрин В.М. Очерк истории древнерусской литературы домосков-ского периода (XI XIII вв.). - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-384 с.
103. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусских литературных житий святых. Варшава, 1902.
104. Камалова А.А. «Душа» и «сердце» в когнитивном аспекте // Тезисы второй международной школы семинара по когнитивной лингвистике. -Тамбов, 2000 (а). - С. 77 - 79.
105. Камалова А.А. Роль языка в познании и формировании внутреннего мира человека // Проблемы гуманитарного образования в условиях технического ВУЗа. Северодвинск, 1995. - С. 41 - 43.
106. Камалова А.А. О языковой и научной картинах мира // Семантика и прагматика слова и текста: Монография / Отв. ред. А.А. Камалова, А.Г. Лошаков. -Архангельск: Поморский государственный университет, 2004. С. 7 - 27.
107. Камалова А.А. Семантические типы предикатов состояния в системном и функциональном аспектах. Архангельск: Издательство Поморского университета имени М.В. Ломоносова, 1998. - 325 с.
108. Камалова А.А. Формирование и функционирование лексики со значением психического состояния в русском литературном языке. Архангельск: Издательство Поморского международного педагогического университета имени М.В. Ломоносова, 1994. - 130 с.
109. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. -355 с.
110. Карябкина И.Н. Обзор понятия «концепт» в современной лингвистике и принципы выделения этических концептов // Язык. Миф. Этнокультура / Отв. ред. JI.A. Шарикова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. -С. 145- 152.
111. Каштанова Е.Е. Лингвокультурологические основания русского концепта любовь (аспектный анализ): Диссертация . кандидата филолог, наук. Екатеринбург, 1997. - 230 с.
112. Киселева М.С. Знание в древнерусской книжности (эпистемологический анализ: текст и контекст): Автореферат . доктора филол. наук. М., 2000 (а).-45 с.
113. Киселева М.С. Эпический герой и феномен «двоеверия» в культуре Древней Руси // Человек. 2000 (б). - № 3. - С. 73 - 86.
114. Климова С.Н. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб.: Алетейя, 2004. - 329 с.
115. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник.-М., 1871.-512 с.
116. Ковалева Т.Ю. О содержательных контекстах понятия «концепт»: от В. Гумбольдта и А.А. Потебни к А. Вежбицкой и Ю.С. Степанову // Язык. Человек. Картина мира. Омск, 2000. - С. 16-18.
117. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 3. Бытие и быт. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2004 (а). - 400 с.
118. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 2. Добро и зло. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. - 304 с.
119. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 1. Мир человека. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. - 326 с.
120. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Издательство ЛГУ, 1986.-312 с.
121. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. - 448 с.
122. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004 (б). - 240 с.
123. Колымагин Б. Русские святые // Сельская молодежь. 1993. - № 9. -С. 10-12.
124. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. -717 с.
125. Кондратьева О.Н. 'Перемещение в пространстве' как признак концепта душа II Язык. Миф. Этнокультура / Отв. ред. Л.А. Шарикова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003 (б). - С. 152 - 156.
126. Кондратьева О.Н. Функциональная структура концепта сердце в древнерусском языке // Мир человека и мир языка: Коллективная монография /Отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (г). - Вып. 2. - С. 275 - 287.
127. Конырева И.В. Плач как феномен русской культуры: Автореферат . кандидата филол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003. - 24 с.
128. Конявская E.JI. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI сер. XV в.). - М, 2000. - 199 с.
129. Королева И.А. Православная сакрально-богуслужебная лексика в современном русском языке и в художественном тексте: Автореферат . кандидата филол. наук. Волгоград, 2003. - 28 с.
130. Коротун О.В. Образ-концепт «внешний человек» в русской языковой картине мира: Автореферат . кандидата филол. наук. Барнаул, 2002. - 23 с.
131. Коротун О.В. Семиосфера внешнего человека в русской языковой картине мира // Мир человека и мир языка: Коллективная монография /Отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. -Вып. 2.-С. 229-236.
132. Котельников В. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. М.: Прогресс-Плеяда, 2002. - 384 с.
133. Котельников В.А. Святость, радость и творчество // Христианство и русская литература. СПб, 1999. - С. 59 - 66.
134. Кошелев А.Д. О языковом концепте 'долг' // Логический анализ языка: Языки этики. / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко, Н.К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 119 - 124.
135. Критский Ю.М., Синяговский С. А. Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV начале XX века // Святые и святыни северорусских земель / Сост. и науч. ред. Н.И. Решетников. - Каргополь, 2002. - С. 118 - 125.
136. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигматического анализа) // Язык и наука конца XX века. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. -С. 7-34.
137. Кузнецова Т.Н. Автор и читатель житий (к кому обращались в своих произведениях Епифаний Премудрый и Пахомий Лагофет) // Русская речь. -2000.-№5.-С. 93-97.
138. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1998.-336 с.
139. Кусков В.В. Эстетика идеальной жизни: Избранные труды. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. - 319 с.
140. Кучмаева И.К. Русская святость и русская культура // Агиологическое древо русской культуры. Сборник докладов и сообщений участников конференции. М, 2000. - С. 9 - 18.
141. Лапатухина Ю.В. Индивидуальные и групповые маркеры православного дискурса (экспериментальное исследование): Автореферат . кандидата филол. наук. Ульяновск, 2000. - 20 с.
142. Ларин Б.А. Из славяно-балтийских лексикологических сопоставлений {стыд срам) // Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. - М.: Просвещение, 1977. - С. 63 - 72.
143. Ш.Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI XVII веков. - Минск: Экономпресс, 2001. - 352 с.
144. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь / Под ред. В.В. Морковкина. М.: Русский язык, 1984. - 1168 с. ПЪ.Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. - М.: Паломник, 2003.-511 с.
145. Лопутъко О.П. О природе устойчивых формул древнерусской письменности // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 10 / Отв. ред. М.Ю. Люстров. М., 2000. - С. 80 - 87.
146. Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический аспект. Монография. М.; Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2002. - 234 с.
147. Лукин В.А. Концепт истины и слово истина в русском языке (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) // Вопросы языкознания. 1993. - № 4. - С. 63 - 86.
148. Лукина Г.Н. К истории антонимических прилагательных в русском языке (слова толстый и тонкий) // Исследования по исторической лексикологии древнерусского языка. М.: Наука, 1964. — С. 80 - 93.
149. Майер Ф. Библейская энциклопедия Брокгауза. СПб., 2003. - 984 с.
150. Макарий (Веретенников П.И.) Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиографии. М., 2001. - 122 с.
151. Макаров Н.А. Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь // Святые и святыни северорусских земель / Сост. и науч. ред. Н.И. Решетников. Каргополь, 2002. - С. 156 - 161.
152. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1989.-200 с.
153. Маковский М.М. Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев. Сущность формы - развитие. - М.: Изд-во «Азбуковник», 2000. - 268 с.
154. Матвеенко В.А. Лексика нравственно-оценочного ряда в древнерусских памятниках XI века // Логический анализ языка: Языки этики / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко, Н.К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 363 - 372.
155. Межерина А.В. Прилагательные со значением моральной оценки лица (на древнерусском хронологическом срезе): Автореферат . кандидата фи-лол. наук. Киев, 1992. - 17 с.
156. Мень А.В. Библиологический словарь в 3-х т. М., 2002. - Т. III. -1124 с.9\.Менъ А.В. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. - С. 7 - 26.
157. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «ФАИР», 1998. - 352 с.
158. Минеева С.В. Истоки и традиции русского агиографического жанра // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 2000. - № 1. -С. 20-31.
159. Минский М. Фреймы для представления знаний. -М.: Энергия, 1979. -151 с.
160. Миронова Ю.В. Отражение русской ментальности в концептах художественного текста (на материале цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»): Автореферат. кандидата филол. наук. Калининград, 2003. - 24 с.
161. Митина Ю.В. Лексика с религиозной семантикой и ее стилистические функции в житийных памятниках XV века: Диссертация . кандидата филолог, наук. М, 2000 (а). - 158 с.
162. Митина Ю.В. Форма похвалы в "Слове о житьи и о преставлении ве-ликаго князя Дмитрия Ивановича царя рускаго" // Русский язык: история, диалекты, современность. М., 2000 (б). - С. 12 - 19.
163. Михайлова Ю.Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка): Автореферат . кандидата филол. наук. Екатеринбург, 2004. - 20 с.
164. Михайловская Н.Г. К вопросу о номинации в древнерусском тексте // Вопросы языкознания 1981. № 1. - С. 112 - 120.
165. Неллас П. «Кожаные ризы» // Человек. 2000 (а). - № 5. - С. 99 - 111.
166. Неллас П. «Кожаные ризы» // Человек. 2000 (б). - № 6. - С. 76 - 95.
167. Неллас П. Образ Божий // Человек. 2000 (в). - № 4. - С. 71 - 86.
168. Нехлебаева Н.А. «Внутренний человек» в современном литературоведении // Res philologica: Ученые записки. Вып 3. / Отв. ред. Э.Я. Фесенко. Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. — С. 150 - 152.
169. Нехлебаева Н.А. Творчество Дмитрия Ростовского в контексте русских литературных представлений о «внутреннем человеке» конца XVII начала XVIII столетия. Автореферат. кандидата филол. наук. - Архангельск, 2003. - 23 с.
170. Никитин А.Л. К вопросу о достоверности легенды о Борисе и Глебе //Мир житий. Сборник материалов конференции. М.: Крутъ: Имидж-Лаб, 2002.-С. 47-53.
171. Новиков Д.В. Учение о личности в христианском богословии IV- VIII веков // Человек. 2000 (б). - № 3. - С. 64 - 72.
172. Новиков Д. В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000 (в). -№5.-С. 112- 126.
173. Новиков Д.В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000 (г). -№6.-С. 97-108.
174. Новиков ДВ. Христианское учение о человеке // Человек. 2001. - № 1.-С. 119-127.
175. Новикова М.В. Н.А. Бердяев о православном персонализме // Человек. -2003.-№4.-С. 123- 127.
176. Омелъницкий М.П. Концепция святости на пересечении христианского создания и традиционной мифологии // Социальная антропология на пороге XXI века. Тезисы и материалы конференции. М., 1997. -С. 393 -395.
177. Падучее А.А. Текстообразование древнерусских жанровых форм (чудо, плач, молитва): Автореферат . доктора филол. наук. СПб., 2001. - 44 с.
178. Падучева Е.В. Нужен ли лингвистике эпитет «когнитивная»? (о новых идеях и подходах в семантике) // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2003. - № 11. - С. 38 - 43.
179. Панченко Е. Дохристианские представления славян о святости //Межвузовский центр сопоставительных историко-антропологических исследований. Сборник студенческих научных работ. Вып. 1. - М., 2000. - С. 47 - 59.
180. Первухина С.В. Семантический портрет Иисуса Христа в переводе Библии NEW INTERNATIONAL VERSION: Автореферат . кандидата филол. наук. Волгоград, 2003. - 20 с.
181. Переверзев К.А. Высказывание и ситуация: об онтологическом аспекте философии языка // Вопросы языкознания. 1998. - № 5. - С. 24 - 52.
182. Перевозникова А.К. Концепт душа в русской языковой картине мира: Диссертация . кандидата филолог, наук. М., 2002. - 156 с.
183. Петухова М.Е. Функциональные особенности церковной лексики с предметным значением в русском языке: Автореферат . кандидата филол. наук. Казань, 2003. - 24 с.
184. Пиккио Риккардо. Древнерусская литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 352 с.
185. Пименова М.В. Концепт НАДЕЖДА в русской языковой картине мира // Человек и его язык (75-летию проф. В.П. Недялкова) / Отв. ред. чл.-корр. САН ВШ Е.А. Пименов, М.В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (а). - Вып. 4. - С. 47 - 66.
186. Пименова М.В. О некоторых способах концептуализации внутреннего мира человека (на примере когнитивной модели 'сердце —► контейнер') // Язык. Миф. Этнокультура / Отв. ред. Л.А. Шарикова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003 (б). - С. 160 - 164.
187. Пименова М.В. Особенности репрезентации концепта чувство в русской языковой картине мира // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (в). - Вып. 2. - С. 58 - 120.
188. Пименова М.В. О типовых структурных элементах концептов внутреннего мира (на примере концепта душа) II Язык. Этнос. Картина мира: Сборник научных трудов / Отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (г). - Вып. 1. - С. 28 - 39.
189. Пименова М.В. Эстетическая оценка в древнерусском тексте: Диссертация . доктора филолог, наук. СПб., 2000. - 418 с.
190. Попов Р.В. Русская спортивная терминология (на материале баскетбольной терминосистемы): Диссертация . кандидата филолог, наук. -Архангельск, 2003. 181 с.
191. Попова ЗД., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001. 191 с.
192. Попова ЗД., Стернин И.А. Проблема моделирования концептов в лин-гвокогнитивных исследованиях // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (а). - Вып. 2. - С. 6 - 16.
193. Ремнева МЛ. К вопросу об эволюции грамматической нормы житийных жанров // Вестник Московского университета. -1993. № 2. - С. 27 - 32.
194. Реморов И.А. Формирование языка Синодального перевода Нового Завета (на материале редакторской правки митрополита Филарета (Дроздова)): Автореферат . кандидата филол. наук. Томск, 2003. - 25 с.
195. Рогожникова Т.П. «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого. Лингвостилистический анализ: Автореферат . кандидата филол. наук. Ленинград, 1988. - 218 с.
196. Рогожникова Т.П. Язык житийных текстов к. XV сер. XVI вв. (на материале «Макариевского цикла»): Автореферат . доктора филол. наук. -СПб, 2003.-38 с.
197. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Молодая гвардия, 2002. - 329 с.
198. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. В 6-ти т. / Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2000. -Т.1.-800 с. РСС.
199. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. В 6-ти т. / Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2003. -Т.3.-630 с. РСС.
200. Сабиров В.Ш. Любовь как откровение личности божественной и человеческой // Человек. - 2003 (а). - № 5. - С. 111 - 122.
201. Сабиров В.Ш. Любовь как откровение личности божественной и человеческой // Человек. - 2003 (б). - № 6. - С. 100 - 110.
202. Сабиров В.Ш. Любовь как откровение личности божественной и человеческой // Человек. - 2004. - № 1. - С. 76 - 85.
203. Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике // Человек. -2001 (а).-№ 5.-С.125- 135.
204. Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике // Человек. 2001 (б). -№ 6. - С. 104 -111.
205. Свиридова Л. О. Синтез мифопоэтической и христианской образности в древнерусской культуре: Автореферат . кандидата филол. наук. СПб, 2004. - 22 с.
206. Седова Н.А. Соотношение образов частичного (частей) и целостного человека в языковой картине мира: на материале семантико-функционального макрополя «часть человека» в современном русском языке: Автореферат . кандидата филол. наук. Омск, 2000. - 21 с.
207. Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. - 328 с.
208. Сказания о святых подвижниках Архангельской земли / Подготовила Сказания монахиня Евфимия (Пащенко). Архангельск: Правда Севера, 2002. - 320 с.
209. Смирнов С.А. Современная антропология. Аналитический обзор //Человек. 2003 (а). - № 4. - С. 86 - 94.
210. Смирнов С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. 2003 (б). - № 5. - С. 84 - 96.
211. Смирнов С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. 2004 (а). - № 2. - С. 67 - 78.
212. Смирнов С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. 2004 (б). - № 3. - С. 79 - 88.
213. Смирнова С.А. Религионим святой (по данным лексикографических источников) // Weltin der Sprache / Hrsg. von M.V. Pimenova. Landau: Ver-lag Empirische Padagogic, 2005. - C. 494 - 505.
214. Х.Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001. - 990 с.
215. Степанян А.Г. Лексика русского языка XTV XVII вв. для обозначения понятий этики: Автореферат . кандидата филол. наук. - Одесса, 1984. - 18 с.
216. Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и виды сознания // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы международного симпозиума. Волгоград: Перемена, 2003. - С. 37 - 39.
217. Стернин И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности // Связи языковых единиц в системе и реализации. Тамбов, 1998.-С. 22-31.
218. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2000 (а). - № 2. - С. 92 - 101.
219. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2000 (б). - № 3. - С. 108 - 115.
220. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла//Человек. 2000 (в).-№ 4. - С. 42 - 48.
221. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2000 (г). - № 5. - С. 88 - 98.
222. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2000 (д). - № 6. - С.
223. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2001 (е). - № 1. - С.94 - 106.
224. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2001 (ж). - № 2. - С.83 - 101.
225. Тарабасова Н.И. Из истории синонимических отношений слов с корнями бол- и скорб- (на материале вестей-курантов первой половины XVII в.) // История русского языка. Исследования и тексты. М.: Наука, 1982.-С. 56-69.
226. Тарасова И.А. Концептуализация души в поэтическом мире Г. Иванова // Конец XX века. Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS». Вып. 6. / Под ред. доктора филол. наук проф. К.Э. Штайн. - СПб. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 385 - 388.
227. Тарпанов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - 188 с.
228. Тарнопольская Е.А. Женские библейские имена в истории русской лексикографии: Автореферат . кандидата филол. наук. М., 2002. - 31 с.
229. Терехова О.А. К проблеме языкового представления концепта Человек (на материале современного английского языка) // Sprache. Kultur. Mensch. Ethnie / Hrsg. von M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2002.-C. 131-134.
230. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2-х т.- М.: «Гнозис» Школа «Языки русской культуры». - Т. 1. - 1995. - 875 с.
231. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2-х т.- М.: «Гнозис» Школа «Языки русской культуры», - Т. 2. - 1998. - 864 с.
232. Убийко В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке: Функционально-когнитивный словарь. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1998.-232 с.
233. Угрюмое А.А. Кокшеньга: Историко-этнографические очерки. Вологда, 2003. - 192 с.
234. Ужанков А.Н. Когда было написано «Житие Феодосия Печерского»? // Русская речь. 2002. - № 1С. 57 - 62.
235. Урысон Е.В. Архаичные представления в русской языковой картине мира: Автореферат . доктора филол. наук. М, 1997. - 47 с.
236. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: Языки славянской культуры, 2003. - 224 с.
237. Урысон Е.В. Дух и душа: к реконструкции архаичных представлений о человеке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке
238. Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Издательство «Индрик», 1999.-С. 11-25.
239. Урысон Е.В. Фундаментальные особенности человека и наивная «анатомия» // Вопросы языкознания. -1995.-№3.-C.3-16.
240. Урысон Е.В. Языковая картина мира vs. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. 1998. -№2.-С. 3-22.
241. Уфимцева АЛ. Типы словесных знаков. М.: Наука, 1974. - 205 с.
242. Фараджев К.В. Русская религиозная философия. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. 208 с.
243. Федотов Г.П. Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси. X XIII вв. / Собрание сочинений в 12-ти т. - М.: Мартис, 2001. -Т. 10.-382 с.
244. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. -269 с.
245. Федяева Н.Д. Языковой образ среднего человека в аспекте когнитивных категорий градуальности, дуальности, оценки, нормы (на лексическом и текстовом материале современного русского языка): Автореферат . кандидата филол. наук. Барнаул, 2003. - 22 с.
246. Феофан Затворник (Святитель). О православии. Минск: Лучи Софии, 2003. - 272 с.
247. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. — М.: Прогресс, 1988. -С. 52-92.
248. Флоренский П. А. Христианство и культура / Вступ. ст. и примеч. А.С. Филоненко. М.: Москва, 2001. - 672 с.
249. Фрумкина P.M., Звонкий А.К., Ларичев О.И., Касевич В.Б. Представление знаний как проблема // Вопросы языкознания. 1990. - № 6. - С. 85 - 101.
250. Фрумкина P.M. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца XX века. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. - С. 74 - 117.
251. Христианство. Энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М.: Большая Российская энциклопедия. - Т. 1. - 1993. - 863 с.
252. Цримова З.Р. Концепт «сердце» в языковой картине мира (на материале кабардинского, русского и английского языков): Диссертация . кандидата филолог, наук. Нальчик, 2003. - 145 с.
253. Чарыкова О.Н. Концептосфера и система языка // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста. Материалы международного симпозиума: Тезисы докладов: В 2-х ч. Волгоград: Перемена, 2003. - Ч. 2. - С. 46 - 47.
254. Черепанова О.А. Культурный аспект в историческом изучении лексики русского языка // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1995. - № 5. - С. 136 - 146.
255. Черепанова О.А. Наблюдения над лексикой Стоглава (лексика, связанная с понятиями духовной и культурной жизни) // Русская историческая лексикология и лексикография. Л., 1983. - С. 17-25.
256. Черная Л.А. О христианском открытии человека в литературе XI -XIII веков // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 8. — М.: Наследие, 1995. - С. 24 - 32.
257. Чернейко Л. О. Абстрактное имя в семантическом и прагматическом аспектах: Автореферат . доктора филол. наук. М., 1997 (а). - 48 с.
258. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. М.: Изд-во МГУ, 1997 (б). - 320 с.
259. Чернова С.В. От модели языка к модели человека // Семантика. Функционирование. Текст: Межвузовский сборник научных трудов. Киров, 2002.-С. 130- 138.
260. Чурилина Л.Н. Антропоцентричность текста как принцип организации его структуры: Автореферат . доктора филол. наук — СПб, 2003. 39 с.
261. Чурмаева Н.В. История слова напрасный по русским письменным памятникам // Древнерусский язык. Лексикология и словообразование. М.: Наука, 1975.-С. 113-138.
262. Чурмаева Н.В. Слово в древнем тексте // Русская речь. 1994. - № 4. -С. 77 - 80.
263. Шабес ВЯ. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989. - 175 с.
264. Шатрова Д.Р. Язык Жития Авраамия Смоленского как памятника древнерусской агиографии: Автореферат . кандидата филол. наук. Казань, 1999.- 16 с.
265. Шведова Ю.В. Лингвистические особенности севернорусских житий XVII в. (грамматика): Автореферат . кандидата филол. наук. М., 2004. - 24 с.
266. Шмелев АД. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 496 с.
267. Эткинд ЕТ. «Внутренний человек» и внешняя речь. М., 1998. - 218 с.
268. Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. 1998. - № 3. - С. 43 - 73.
269. Янкова В. Культ святых-отшельников и монастырская культура (к постановке вопроса) // Славяноведение. 1997. - № 2. - С. 49 - 59.
270. Яхонтов И. Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881.
271. Яцкевич Л.Г. Процессы семообразования в структуре исторических корневых гнезд (Концепт <красота>) // Русское слово в тексте и словаре. -Вологда: Изд-во «Русь», 2003. С. 4 - 23.
272. ИСТОЧНИКИ Лексикографические источники
273. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, 2003. 1536 с. БТС.
274. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2-х т. М.: Изд-во «Русский язык», 2000. Ефремова.
275. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.-944 с. СОШ.
276. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / Сост. священникъ магистръ Григорий Дьяченко. -М., 1993. Дьяченко.
277. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. В 2-х т.- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959. Преображенский.
278. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб: Наука, 2000. - 278 с. Скляревская.
279. Словарь древнерусского языка XI XIV веков. В 10-ти т. / Гл. ред. Р.И. Аванесов. - Т. 1 - 6. - М.: Русский язык, 1998 - 2002. Словарь XI - XIV.
280. Словарь русского языка. В 4-х т. М.: Русский язык, 1985 - 1988. MAC.
281. Словарь современного русского литературного языка. В 17-ти т.- М.Ленинград: Изд-во АН СССР, 1950 1965. БАС.
282. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. В 3-х т. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. Срезневский.
283. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Вече: мир книги, 2001. Ушаков.
284. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения /Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб.: Изд-во «Фолио - Пресс», 2002 - 700 с. Языковые изменения.
285. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. проф. Б.А. Ларина. СПб.: Изд-во «Азбука», Изд. Центр «Терра», 1996. Фасмер.
286. Черных П.Я Историко-этимологический словарь русского языка. В 2-х т. М.: Русский язык, 2001. Черных.
287. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. -М.: Прозерпина, 1994. Шанский, Боброва.
288. Древнерусские и старорусские источники
289. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Художественная литература, 1981. - С. 426 - 439. Житие Александра Невского.
290. Житие Епифания // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: 1989. - С. 310 - 336. Житие Епифания.
291. Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа Ростовского чудотворца // Библиотека литературы Древней Руси. XVI век. СПб.: Наука, 2003. - Т. XII. - С. 254 - 262. Житие отца Исайи.
292. Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца // Библиотека литературы Древней Руси: XVI век. СПб.: Наука, 2003. - Т. XII. - С. 80 - 104. Житие игумена Никона.
293. Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия Чудотворца. Написано Премудрейшим Епифанием // Памятники литературы Древней Руси: XIV середина XV вв. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 256 - 429. Житие Сергия Радонежского.
294. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского //Памятники литературы Древней Руси (начало русской литературы XIначало XII в.) М.: Художественная литература, 1978. - С. 304 - 391. Житие Феодосия Печерского.
295. Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском // Памятники литературы Древней Руси: конец XVI начало XVII в. - М.: Художественная литература, 1987. - С. 350 - 375.Повесть об Ионе.
296. Повесть о житии Михаила Клопского // Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV в. М.: Художественная литература, 1982. -С. 334 - 349. Повесть о житии Михаила Клопского.
297. Повесть о преподобн^мъ Варлаам* К^рецком. Вкратц* изложено //Памятники Литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989. - С. 305 - 309. Повесть о житии Варлаама Керетского.
298. Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу //Памятники литературы Древней Руси (начало русской литературы XI -начало XII вв.). М.: Художественная литература, 1978. - С. 178 - 303. Сказание о Борисе и Глебе.
299. Святое БлаговЕствование от Матфея // Новый завет. СПб., 1901.-С. 1-57. Мф.
300. Святое БлаговЕствование от Марка // Новый завет. СПб., 1901. -С. 58-93. Мрк.
301. Святое БлаговЕствование от Луки // Новый завет. СПб., 1901. -С. 94-153. Лк.
302. Святое БлаговЕствование от Иоанна // Новый завет. СПб., 1901. -С. 154- 198. Ин.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.