Сводная Кормчая митрополита Даниила и её место в каноническом праве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Манохин, Александр Александрович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 406
Оглавление диссертации кандидат наук Манохин, Александр Александрович
Введение.........................................................................................................................................4
Глава I. Исследования по Сводной Кормчей. Описание списков............................................8
§1. Исследования Сводной Кормчей митрополита Даниила................................................9
§2. Список НИОР РГБ. Ф. 310 (В.М. Ундольского). № 27..................................................20
§3. Список НИОР РГБ. Ф. 98 (Е. Е. Егорова). № 893 ..........................................................29
§4. Список РГАДА. Ф. 181 (РО МГАМИД). Оп. 17. № 1598..............................................31
§5. Список ОР ГИМ. Музейское собрание. № 3456.............................................................32
§6. Список НБ имени М. Горького СПбГУ. МБ Б.1У.67.....................................................35
Глава II. Состав и источники Сводной Кормчей......................................................................36
§1. Сводная редакция Кормчей книги: взаимоотношение списков....................................37
§2. О неполноте Сводной Кормчей........................................................................................42
§3. Источники текстов правил................................................................................................44
§4. Источники толкований......................................................................................................58
§5. Источники комментариев: Пандекты, или Великая книга Никона Черногорца.........62
§6. Тактикон Никона Черногорца..........................................................................................65
Глава III. Указатель XIV титулов. Апостольские правила в Сводной Кормчей...................66
§ 1. Об Указателе XIV титулов..............................................................................................67
§2. Первые два Апостольских правила.................................................................................69
§3. Пятое Апостольское правило и вопрос о безбрачии епископата.................................77
§4. Правила до четырнадцатого Апостольского ..................................................................79
§5. Вставка и конец первых 20 Апостольских правил.........................................................83
§6. Повторение правил до 27 Апостольского.......................................................................84
§7. Двадцать седьмое Апостольское правило и вопрос о гневе и кротости......................89
§8. Тридцать второе и тридцать третье Апостольские правила........................................100
§9. Шестидесятое Апостольское правило и вопрос о книгах...........................................103
§10. Шестьдесят девятое Апостольское правило и вопрос о постах................................106
§11. Правила до семьдесят девятого Апостольского.........................................................108
§12. Семьдесят девятое Апостольское правило и вопрос о безумцах..............................109
§13. Последние правила из числа 85 Апостольских..........................................................111
§14. Правила Апостола Павла..............................................................................................113
§15. Второе правило всех Апостолов и вопрос о лжепророках........................................116
Глава IV. Правила Вселенских Соборов в Сводной Кормчей..............................................118
§1. Первые четыре правила Никейского Собора................................................................119
§2. Пятое правило Никейского Собора и вопрос о прекословии......................................121
§3. Остальные правила Никейского Собора.......................................................................123
§4. Правила Константинопольского и Эфесского Соборов..............................................126
§5. Правила до восемнадцатого Халкидонского................................................................128
§6. Двадцать третье Халкидонское правило и вопрос о преследовании смутьянов.......133
§7. Двадцать четвёртое Халкидонское правило и вопрос о монастырских имуществах .................................................................................................................................................139
§8. Сказания о Пятом Вселенском Соборе.........................................................................142
§9. Сказания о Шестом Соборе и первые два Трулльских правила.................................144
§10. Правила Трулльского Собора до двадцать второго...................................................148
§11. Двадцать второе Трулльское правило и вопрос о симонии......................................154
§12. Правила до пятьдесят шестого Трулльского..............................................................157
§13. Пятьдесят шестое Трулльское правило и ещё раз о постах......................................163
§14. Шестьдесят первое Трулльское правило и вопрос о чародеях.................................165
§15. Правила до шестьдесят шестого Трулльского............................................................168
§16. Правила до сотого Трулльского...................................................................................170
§17. Последние два Трулльских правила............................................................................174
§18. Первое правило Седьмого Вселенского Собора........................................................175
§19. Остальные правила Седьмого Вселенского Собора..................................................180
Глава V. Правила Поместных Соборов в Сводной Кормчей. Тексты дополнений к
Кормчей......................................................................................................................................182
§1. О Двукратном Соборе.....................................................................................................182
§2. Первое правило Двукратного Собора и вопрос о праведном имуществе..................184
§3. Пятое и шестое правила Двукратного Собора и вопрос о пострижении...................187
§4. Девятое правило Двукратного Собора и вопрос о добре и зле...................................190
§5. Конец «Изложения священных правил...»...................................................................193
§6. Дополнения к Сводной Кормчей...................................................................................196
§7. Тематика Сводной Кормчей митрополита Даниила....................................................198
Глава VI. Сводная Кормчая и другие памятники...................................................................203
§1. Сводная Кормчая и Кормчая Нифонта (Кормилицына)..............................................204
§2. Сводная Кормчая и «Соборник Слов»..........................................................................212
§3. Сводная Кормчая и Травник 1534 года.........................................................................231
§4. Сводная Кормчая и Стоглав: идея «симфонии»...........................................................232
§5. Сводная Кормчая и Стоглав: иные возможные связи..................................................237
Заключение.................................................................................................................................247
Список сокращений...............................................................................................................253
Неопубликованные источники.............................................................................................253
Опубликованные источники.................................................................................................255
Литература.............................................................................................................................256
Справочные издания.............................................................................................................261
Приложение I. Состав Сводной Кормчей с указанием листов.........................................263
Приложение II. Источники Сводной Кормчей...................................................................318
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Кормчие книги XIV - первой половины XVII в. как исторический источник2015 год, кандидат наук Корогодина, Мария Владимировна
Рецепция концепта «благой симфонии» (συμφωνία ἀγαθή) в русской богословско-политической мысли XI-XVII веков2024 год, кандидат наук Бежанидзе Юсуф Ибрагимович
Литературное наследие митрополита Московского Даниила в идейно-политической борьбе первой половины XVI века2014 год, кандидат наук Стариков, Юрий Сергеевич
Древнерусское послание XI-XIII веков: Поэтика жанра1999 год, доктор филологических наук Антонова, Мария Владимировна
Мерило Праведное как памятник древнерусской книжности и права2016 год, кандидат наук Вершинин, Константин Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сводная Кормчая митрополита Даниила и её место в каноническом праве»
Введение
Актуальность исследования. Сводная Кормчая митрополита Московского и всея Руси Даниила (1522-1539, |1547) попала в поле зрение исследователей в 1820-е гг., но до сих пор остаётся недостаточно изученной. С одной стороны, её состав был подробно расписан ещё А.Х. Востоковым для книги барона Г.А. Розенкампфа1; были даже указаны некоторые источники, в частности, Пандекты и Тактикон, и сделаны ссылки на их Почаевское издание2. Кроме того, исследователи достаточно часто обращались к её материалам, в первую очередь, в связи с изучением «иосифлянства» - течения в Русской Церкви, защищавшего монастырское землевладение и проводившего бескомпромиссную борьбу с еретиками3. Также Сводная Кормчая часто упоминается в работах по Кормчим книгам и каноническому праву в целом, особенно за авторством Е.В. Беляковой4.
С другой стороны, Сводная Кормчая существенно отличается по составу от любой другой редакции Кормчей книги. Данное обстоятельство недавно заставило М.В. Корогодину при написании докторской диссертации по Кормчим книгам XIV - второй половины XVII века отказаться от её исследования5. Таким образом, Сводная Кормчая не изучалась как единый памятник.
Кормчие книги весьма объёмны и разнятся по содержанию. В них содержится масса важных для исследователей прошлого материалов, в первую очередь юридического и канонического характера. Тем более интересна авторская редакция Кормчей, которой является творение митрополита Даниила, существенно отличающаяся от остальных. До сих пор недооценивалось одно существенное обстоятельство: автором Сводной Кормчей являлся первоиерарх Русской церкви - митрополит Московский и всея Руси. Если известные современники Даниила, создатели авторских редакций Кормчей «нестяжатель» Вассиан (Патрикеев) и «иосифлянин» Нифонт (Кормилицын) в силу своего не самого
1 Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. СПб., 1839. Приложение VII. С. 535-596.
2 Никон Черногорец. Пандекты. Почаев: Типография Успенского монастыря, 7303 (1795).
3 БегуновЮ. К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. М.; Л.: 1956. Т. 12. С. 141-159; КлоссБ.М. Никоновский свод и русские летописи XУI-XУII веков. М., 1980. С. 59-67; Плигузов А.И. Противостояние митрополичьей и вассиановской Кормчих накануне судебных заседаний 1531 года // Исследования по источниковедению СССР дооктябрьского периода. М., 1985. С. 23-68; Он же. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 69, 157-159, 177-178 и др.
4 Белякова Е. В. Учреждение автокефалии Русской Церкви в политической мысли XУ-XУI веков // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 288, 295; Она же. Сборники церковных канонов на Руси (Некоторые проблемы изучения церковного права в России) // Страницы. Т. 2, вып.2. М., 1997. С. 270; Она же. Стоглав и его место в русской канонической традиции // Отечественная история. 2001. № 6. С. 93-94; Она же. Кормчая как сборник // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Том 10, выпуск 8: Филология. С. 11.
5 КорогодинаМ. В. Кормчие книги XIV-первой половины XVII века как исторический источник. Дис. <...> доктора исторических наук. СПб., 2015. С. 12-13, 233.
высокого церковно-административного положения, могли сосредоточиться на темах, интересных именно им, то митрополит вынужден был давать ответы на все без исключения вызовы современности. Следовательно, тематика Сводной Кормчей может быть намного шире, чем те темы, по которым разошлись «иосифляне» и «нестяжатели»: владение монастырскими землями, отношение к еретикам и безбрачие епископата. Восприятие Сводной Кормчей исключительно в качестве иосифлянского памятника (представления об иосифлянской позиции митрополита Даниила господствуют в историографии) препятствовало изучению всей полноты её текстов. Данная работа призвана по возможности восполнить этот недостаток.
В последнее время появляются крупные работы по Кормчим книгам. Помимо указанной выше докторской диссертации М.В. Корогодиной, это коллективная монография «Кормчая книга: от рукописной традиции к печатному изданию» 6. Кроме того, повысился интерес к литературному творчеству митрополита Даниила. Оно
у
исследуется Ю.С. Стариковым в кандидатской диссертации и в трудах новосибирской исследовательницы Л.И. Журовой . В связи с этим тем более актуальным становится исследование других трудов Даниила, и в частности Сводной Кормчей.
6 Белякова Е. В., Мошкова Л. А., Опарина Т. А. Кормчая книга: от рукописной традиции к печатному изданию. М.; СПб., 2017. 496 с.
7 Стариков Ю. С. Литературное наследие митрополита Московского и всея Руси Даниила в идейно-политической борьбе первой половины XVI века. Дис. <...> кандидата исторических наук. М., 2014. 242 с.
8 Журова Л. И. «Власть и общество как структурообразующая тема авторских комплексов в публицистике XVI в. («Просветитель» игумена Иосифа и «Соборник» митрополита Даниила) // Власть, общество и человек в истории и литературных источниках ХУН-ХХ вв. Новосибирск, 2012. С. 16-28. Она же. Мотивная структура «Соборника» митрополита Даниила // Сибирский филологический журнал. 2012. №2. С. 15-19; Она же. О некоторых приёмах критики лжеучений в русской полемической литературе XVI в. // Морфология дискурса лжи в литературе и культуре. Часть 1. Новосибирск, 2013. С. 49-57; Она же. О некоторых особенностях функционирования цитат и заголовков в публицистике первой половины XVI в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 3. С. 26-30; Она же. Мотив лжепророков в структуре авторских сводов русской публицистики первой половины XVI века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53). С. 56-57; Она же. «Наказания» в структуре слов «Соборника» митрополита Даниила // Сибирский филологический журнал. 2014. № 3. С. 50-57; Она же. «Слово о Крестной смерти» митрополита Даниила и традиция учительной литературы // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция: сб. науч. тр. Новосибирск, 2014. С. 130-156 (Археография и источниковедение Сибири. Вып.32); Она же. «Соборник» митрополита Даниила и культура проповеди в Московской Руси XVI века (постановка проблемы) // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 3. С. 41-44; Она же. Митрополит Даниил в историографии XIX-XXI вв. и задачи изучения литературного наследия церковного писателя // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI-XXI вв. Памяти академика Николая Николаевича Покровского. Новосибирск, 2015. С. 416-433; Она же. Некоторые проблемы анализа авторской правки в текстологии сочинений Максима Грека и митрополита Даниила // Актуальные вопросы текстологии и инновации (Кусковские чтения-2015). Материалы международной конференции. М, 2015. С. 99-104; Она же. роли неписаных преданий в русской публицистике XVI в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. Т. 22. № 3 С. 5-10; Она же. О некоторых особенностях литературной истории «Соборника» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 48-49; Она же. Преподобный Максим Грек и митрополит Даниил: послания об иноческом жительстве // Труды Киевской духовной академии. 2016. № 25. С. 45-63; Она же. Слово четвёртое Соборника митрополита Даниила в контексте сказаний о крестном знамении // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. №1 (63). С. 104-116; Она же. Сильвестровский сборник посланий митрополита Даниила и «Соборник»: вопросы кодификации // Сибирский филологический журнал. 2016. № 4. С. 29-38; Она же. «Соборник» митрополита Даниила в поэтической системе авторских
Научная новизна. В данной работе Сводная Кормчая митрополита Даниила впервые исследуется во всей полноте текстов и списков, что даёт возможность составить максимально полное представление о её содержании. На основании уточненных датировок списков устанавливается схема их взаимоотношений. На основании книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу, преемнику Даниила, выявляются источники статей Сводной Кормчей и приводятся разночтения. Наконец, на основании полного анализа содержания исследуется круг тем, интересовавших митрополита Даниила, и его позиция по этим темам.
Цель исследования вытекает из темы работы: определить место Сводной Кормчей митрополита Даниила в русском каноническом праве. Для её достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить датировку всех списков Сводной Кормчей;
2. Определить состав Сводной редакции;
3. Определить взаимоотношение списков в редакции;
4. Выявить круг источников, привлекавшихся её составителем, в первую очередь, через использование рукописей, принадлежавших Иоасафу, преемнику Даниила на митрополичьей кафедре;
5. Выяснить тематику Сводной Кормчей митрополита Даниила.
Объектом исследования является русское каноническое право, предметом - Сводная Кормчая митрополита Московского и всея Руси Даниила.
Хронологические рамки работы вытекают из времени митрополичьего служения Даниила и времени создания Сводной Кормчей. Таким образом, их можно определить второй четвертью XVI века.
Источниковая база исследования включает, в первую очередь, списки исследуемого памятника - Сводной Кормчей. Для решения четвёртой задачи привлекаются Пандекты и Тактикон Никона Черногорца. Наконец, для определения места Сводной Кормчей в каноническом праве используются иные редакции Кормчих книг, «Соборник слов» митрополита Даниила и публикации Стоглава.
сводов XVI в. (функции предисловий и заглавий) // Археографические и источниковедческие аспекты в изучении истории России. Сборник научных трудов к 85-летию со дня рождения Н.Н. Покровского. Новосибирск, 2016. С. 43-58; Она же. К вопросу о нравственном богословии митрополита Даниила // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. № 4(16). С. 63-83; Она же. Митрополит Даниил и Максим Грек: парадигма творчества // Славяноведение. 2017. №2. С. 14-25; Она же. И. «Судный список Максима Грека и церковная публицистика XVI в. (митрополит Даниил и Максим Грек) // Проблемы сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письменности XУI-XXI вв. Серия «Археография и источниковедение Сибири». Новосибирск, 2017. С. 90-100. Она же. Слова и Послания митрополита Даниила (к вопросу об отношениях жанров) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3 (69). С. 51-52; Она же. Послания митрополита Даниила: история текста авторского собрания // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 4(70). С. 107-119.
Методологическую основу исследования составляет базовый принцип историзма. Используется системный подход, в рамках которого Сводная Кормчая рассматривается как единое цельное произведение. Для выявления взаимоотношения списков в редакции используется историко-генетический метод. Широко используются методы текстологического анализа для решения вопросов об источниках Сводной Кормчей и её дальнейшем использовании при создании Стоглава.
Научная новизна. В данной работе Сводная Кормчая митрополита Даниила впервые исследуется во всей полноте текстов и списков, что даёт возможность составить максимально полное представление о её содержании. На основании уточненных датировок списков устанавливается схема их взаимоотношений. На основании книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу, преемнику Даниила, выявляются источники статей Сводной Кормчей и приводятся разночтения. Наконец, на основании полного анализа содержания исследуется круг тем, интересовавших митрополита Даниила, и его позиция по этим темам.
Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться в работах о книжности и каноническом праве Руси, а также для создания научной биографии митрополита Московского и всея Руси Даниила. Выводы исследования могут послужить основой для учебного курса «Кормчие книги на Руси».
Положения, выносимые на защиту:
1. Сводная редакция представлена 6 списками и имеет два вида: Егоровско-Музейский и Архивный.
2. РГБ. Унд.27 - протограф редакции. Его следует датировать 1531-1539 годами.
3. Митрополит Даниил восстановил текст правил русской редакции при помощи Пандект Никона Черногорца, перевода с греческих «Богородицких правил» и Сербской редакции Кормчей.
4. Толкования на правила взяты как из русской, так и из Сербской редакций. Кроме того, присутствуют и авторские толкования на правила под заголовками «Ино/другое толкование».
5. Даниил использует 4 приёма работы с текстом: контаминацию, авторское редактирование, компиляцию, заимствование.
6. Тематика Сводной Кормчей необычайно широка: от священства и царства до посещения бани.
7. Главный мотив книги - врачевание епископом души грешника путём отлучения от Причастия и снятия этого наказания после искупления.
8. Сводная Кормчая и Кормчая Нифонта имеют мало пересечений. Причина - в положении авторов-составителей и разных задачах, стоявших пред ними.
9. Сводная Кормчая и «Соборник» представляют собой два произведения Даниила, создававшиеся параллельно. Даниил собственноручно цитирует «Соборник», создавая новые редакции текстов.
10. Составители Стоглава используют Сводную Кормчую сугубо как источник новых текстов правил и толкований. Иных текстуальных пересечений нет.
11. Сводная Кормчая следует в традиционном русле включения канонов и законов в общий контекст христианского Писания. Новаторство Даниила состоит в принципиальном стирании грани между правом и Писанием.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в докладах на нескольких научных конференциях «Макариевские чтения» (Можайск, 2016 и 2017 гг.), «Комплексный поход в изучении Древней Руси» (Москва, 2017), Семинаре молодых исследователей журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» (01.02.2018). По теме диссертации опубликовано 7 статей, в том числе 4 статьи в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в базах Web of Science, Scopus, RSCI, и изданиях из перечня, утверждённого Учёным Советом МГУ имени М.В. Ломоносова. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России до начала XIX века Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Структура исследования. В первой главе дан обзор литературы, затрагивающей Сводную Кормчую, и решена первая задача. Во второй главе решаются источниковедческие проблемы, связанные со Сводной Кормчей. Ввиду обширности материала, целесообразно разбить анализ содержания памятника на три части. В третьей главе произведён анализ содержания различных статей к Апостольским правилам. В четвёртой главе разобраны комментарии к правилам Вселенских Соборов, в пятой - к правилам двух последних Поместных. В шестой главе вскрываются связи Сводной Кормчей с некоторыми другими памятниками.
Глава I. Исследования по Сводной Кормчей. Описание списков
Литература, в которой привлекается Сводная Кормчая, достаточно обширна. В данной главе я постараюсь дать максимально полный обзор упоминаний Сводной Кормчей в научной литературе. Здесь необходимо сказать, что сам памятник не называется «Сводной Кормчей». Такое название «Изложению священных правил...» даёт барон Г.А.
Розенкампф ввиду наличия в нём нескольких вариантов текста правил. В дальнейшем это название не подвергалось изменениям. В настоящее время известно 6 списков Сводной Кормчей, выявленных М.В. Корогодиной в ходе сплошного просмотра Кормчих книг9. В данной главе необходимо остановиться на некоторых источниковедческих моментах этих списков.
§1. Исследования Сводной Кормчей митрополита Даниила
Кормчие книги стали предметом исследований достаточно давно. Весь объём литературы о Кормчих обработан М.В. Корогодиной при подготовке докторской диссертации10. Однако в ней не исследуется крайне своеобразная по своему составу Сводная Кормчая митрополита Даниила11.
Сводная Кормчая была известна ещё барону Г.А. Розенкампфу. Он относил её к третьей «фамилии» (редакции) - той, что содержит перевод митрополита Киприана и толкования болгарского митрополита Дмитрия Хоматина 12 . Тем не менее, Г.А. Розенкампф приписывал её создание митрополиту Макарию. Правила в ней давались по нескольким переводам с многочисленными комментариями, что, во-первых, сильно увеличило объём Кормчей, а во-вторых, привело исследователя к выводу, что целью составителя было приготовление материалов «для нового издания Кормчей в виде
13
настоящего Русского Номоканона» (курсив самого Г.А. Розенкампфа - А.М.). Также в его книге содержится подробное описание одного из списков этой Сводной Кормчей14. Однако это описание копии, принадлежавшей митрополиту Евгению (Болховитинову), которая была сделана со списка 1615 года. Из его описания становится очевидной переработка составителем Сводной Кормчей как Указателя, так и Основного канонического корпуса. В Сводной Кормчей присутствуют лишь Апостольские правила (включая правила Апостола Павла, Апостолов Петра и Павла и два правила всех Апостолов), правила Вселенских Соборов и двух последних Поместных. Кроме того, в книге присутствуют тексты неканонического содержания, например, выдержки из Житий. Наконец, были найден источник некоторых статей Сводной Кормчей - Пандекты Никона Черногорца.
9 Корогодина М. В. Кормчие книги XIV-первой половины XVII века как исторический источник. Диссертация <...> доктора исторических наук. СПб., 2015. С. 458, примечание 624.
10 Там же. С. 17-64.
11 Там же. С. 12-13, 233.
12 Розенкампф Г.А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. СПб, 1839. (первое издание - СПб., 1829). С. 10, 61.
13 Там же. С. 10.
14 Там же. Приложение VII. С. 535-596.
Протограф этой редакции был найден В.М. Ундольским. В его собрании он хранится и сейчас (НИОР РГБ Ф. 310 (собрание В.М. Ундольского) №27) (далее - Унд.27). Исследователь указал на имеющуюся в ней запись «Книга правила митрополичьи казённые» и заключил, что это и есть подлинник составителя15.
Митрополит Макарий (Булгаков) не согласился с мнением барона Г.А. Розенкампфа о наличии целого перевода Кормчей, якобы сделанного митрополитом Киприаном или же Максимом Греком16. Им же была замечена и разновременность составления данной Кормчей. На это указывали пробелы в списке Ундольского и разные почерки. Временем её составления митрополит Макарий (Булгаков) полагал 1518-1531 год, так как в ней содержались тексты в переводе Максима Грека, прибывшего в 1518 году, а свидетельства, подтверждавшие 24 правило Халкидонского Собора, были зачитаны на суде над Вассианом Патрикеевым в 1531 году. При этом Макарий (Булгаков) полагал, что
17
переводы правил Максима Грека были взяты из Вассиановской Кормчей . Однако он
счёл слова византийского канониста Феодора Вальсамона о «настоящей книге» в
толковании за указание самого Вассиана Патрикеева. Это отсылка Феодора Вальсамона на
Номоканон XIV титулов, к которому он давал ранее толкования. А поскольку сами тексты
правил в Вассиановской Кормчей расположены в соответствии с этим Номоканоном, то
это и ввело историка в заблуждение.
Митрополит Макарий (Булгаков) связал составление Кормчей с именем митрополита
Даниила. Он также поддержал барона Г.А. Розенкампфа в том, что Кормчая была в
употреблении и дополнялась при митрополите Макарии (1542-1563). В Стоглаве
присутствуют толкования неизвестного автора, которого Г.А. Розенкампф определял как 18
Дмитрия Хоматина18.
Уже в XIX веке утверждается предположение, что Сводная Кормчая, по всей видимости, создавалась митрополитом Даниилом как противовес Кормчей Вассиана. Однако «иосифляне» предприняли сразу две попытки составления своих редакций Кормчих: это Сводная Кормчая Даниила и Кормчая Нифонта (Кормилицына). Отсюда мнение А.С. Павлова, что именно Кормчая Нифонта была ответом иосифлян на Кормчую Вассиана19. Историк придерживался мнения, что Сводная Кормчая была составлена при митрополите Макарии, который, в противовес двум систематическим, создал Кормчую,
15 Викторов А. Е. Славяно-русские рукописи В.М. Ундольскаго, описанныя самим составителем и бывшим владельцем собрания с № 1-го по 579-й с приложением очерка собрания рукописей В. М. Ундольскаго в полном составе. М., 1870. Стб. 31-32.
16 Макарий (Булгаков), митрополит Московский. История Русской Церкви. СПб., 1877. Том 8, гл. 7. С. 158159. Примечание 299; С. 160-161. Примечание 203.
17 Там же. С. 163.
18 Там же. С. 164-165.
19 Павлов А. С. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С. 119-120.
где правила расположены традиционно по порядку их номеров. А.С. Павлов, как и барон Г.А. Розенкампф, говорит о вероятной роли Сводной как основного свода канонических правил для разрешения всех церковных вопросов в Русской церкви XVI века.
Автор большого труда о жизни и деятельности митрополита Даниила В.И. Жмакин также уделил внимание Сводной Кормчей. Под «Кормчей митрополита Даниила» он
понимал протограф Даниловской подгруппы Сербской редакции, указав на один из
20
списков - ОР ГИМ. Воскресенское бумажное собрание. № 28 . В.И. Жмакин согласен с мнением митрополита Макария (Булгакова) о непосредственном участии митрополита Даниила в редактировании Кормчей. В Сводной Кормчей есть много заимствований из Сборника слов митрополита (НИОР РГБ Ф.173Л (основное собрание Фундаментальной библиотеки Московской Духовной Академии) № 197) (далее - МДА.197), а делал их, вероятнее всего, сам автор слов 21 . Есть в ней и тексты, ставшие «приписью» в Даниловской подгруппе.
В 1909 году вышла в свет работа Д.Ф. Стефановича о Стоглаве, где он показывает
22
прямые заимствования Стоглавом текстов из Сводной Кормчей22. Автор говорит о 10
23
главах: 40, 54, 87-90, 92, 93 и 95 . 40 глава посвящена пострижению бород, и некоторые доказательства запрета брадобрития взяты из самого конца Сводной Кормчей. Глава 44 содержит Трул.23 с толкованием из Сводной Кормчей о возможностях принятия подношений прихожан и запретом их требовать за освящение храмов. Причастие и постриг. Глава 54 представляет собой толкование неизвестного автора на Ап.2 о взаимоотношениях священства и царства. В главах 87-89 речь идёт «о проторех на поставлениях» и приводятся тексты о симонии, в том числе и русского происхождения, её разрешающие («Послание преосвященного Фотия митрополита Киевскаго», лл. 357об.-361об.). Глава 90 позаимствовала Трул.27 о запрете клирикам облачаться в неподобающие одежды. Главы 92-93 посвящены волхвам, в них взяты толкования на Трул.62 и 63 и само Трул.65. Глава 95 посвящена праздникам, в ней использованы два текста Трул.66 и толкование к нему. Также в работе Д.Ф. Стефановича особенно ценны несколько
24
публикаций текстов Сводной Кормчей параллельно с текстами Стоглава24.
Весьма интересные соображения высказывал в своей статье Н.П. Попов. Он полагал, что в Русской Церкви конца XV - начала XVI веков происходил сдвиг канонического
20 Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 743-751.
21 Там же. С. 748-749.
22 Стефанович Д. С. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. Из истории памятников древнерусского права. СПб., 1909. С. 242-243, 263-264, 266
23 Там же. С. 238.
24 Там же. С. 293-294, 297-298, 308-316.
права в сторону католицизма25, в первую очередь из-за действий ордена доминиканцев. Автор полагал католической саму идею «убивать писание преданием». И, как он считает, в Сводной Кормчей эта идея в полной мере воплощается: правила являются лишь поводом к многочисленным рассуждениям26. Также историк обратил внимание на регулярные пометки о превосходстве священства над царством, сделанные, по его мнению, в начале или середине XVII века. Н.П. Попов относил начало составления Кормчей ещё ко времени Иосифа Волоцкого (до 1515 года) (первые 20 Апостольских правил, после которых их
27
изложение начинается заново) .
С этим утверждением соглашался Ю.К. Бегунов, полагая процесс создания Сводной
28
Кормчей длительным - от Иосифа Волоцкого до митрополита Макария . Он отметил, что Даниловская Кормчая (список Даниловской подгруппы Сербской редакции) привлекалась для создания Сводной Кормчей и является наиболее ярким выражением иосифлянских
29
взглядов . Историк впервые описал состав списка Унд.27, однако, Указатель XIV титулов (Синтагма) в его статье по какой-то причине был указан на лл.1-67, несмотря на то, что он заканчивается на л. 12об. Ю.К. Бегунов искал еретические воззрения в Кормчей Ивана Волка Курицына (НИОР РГБ. Ф. 173/! (основное собрание Фундаментальной библиотеки Московской духовной академии). № 187) (далее - МДА.187), и отыскал их в тексте Трул.82, сравнивая её текст с текстами Кормчей Вассиана и Сводной Кормчей30 . Впоследствии Е.В. Белякова опровергла положение о «еретичности» текста Трул.82 в Кормчей Курицына. Тот позаимствовал болгарскую Мазуринскую редакцию, и ошибка в
31
тексте правила вызвана ошибкой перевода . Ю.К. Бегунов также отметил, что в Сводной Кормчей статьи о ересях расположены вслед за соответствующими правилами. В качестве примера он приводит листы 216-220 после 19 правила Никейского Собора. Более того,
32
многие тексты после Ап.27 доказывают необходимость расправ над еретиками .
33
Исследователем отмечены и статьи, узаконивающие симонию на лл. 361об.-362 .
Огромный вклад в дело исследования Сводной Кормчей внёс Б.М. Клосс. В статье 1972 года он указал на тождество почерка основного писца списка Оболенского Никоновской
25 Попов Н.П. Афанасиевский извод повести о Варлаааме и Иоасафе // Известия отделения русского языка и словесности АН СССР. Л., 1926. Том XXXI. С. 222.
26 Там же. С. 222.
27 Там же. С. 223, примечание 1.
28 Бегунов Ю. К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. Том 12. М., Л., 1956. С. 149.
29 Там же. С. 145.
30 Там же С. 148. Трул.82 в Сводной Кормчей находится на л. 446 об. списка Унд.27, с которым работал автор, почему во 2 сноске на С. 148 стоит л. 570, неясно.
31 Белякова Е. В. Источники Кормчей Ивана Волка Курицына // Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984. С. 75-83.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Древнерусское сочинение XII века "Вопрошание Кирика": История текста1999 год, кандидат исторических наук Парфененков, Виталий Олегович
Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона: принципы работы автора середины - второй половины XVII века2009 год, доктор филологических наук Севастьянова, Светлана Климентьевна
Религиозные аспекты политики московских князей во второй половине XV-первой трети XVI вв.2007 год, кандидат исторических наук Тарасов, Аркадий Евгеньевич
Паннонские юридические памятники в древнерусской книжности2007 год, доктор филологических наук Максимович, Кирилл Александрович
Толкование норм права в системе теоретической и практической деятельности в сфере уголовного судопроизводства2009 год, доктор юридических наук Белоносов, Владимир Олегович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Манохин, Александр Александрович, 2017 год
Литература
1. Алексеев А. И. Доктрина неотчуждаемости церковных имуществ в системе канонического права Руси конца XIV - первой половины XVI в. // Духовная культура Средневековой Руси. - М.: Индрик, 2016. - С. 98-104.
2. Алексеев А. И. Иосиф Волоцкий. (Жизнь замечательных людей: серия биографий. Вып. 1698 (1498)). - М. : Молодая гвардия, 2014. - 335 с.
3. Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV-начала XVI вв.: стригольники и жидовствующие. Диссертация <.> док. ист. наук. - СПб., 2011. - 667 с.
4. БегуновЮ. К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. Т. 12. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. - С. 141-159.
5. Белякова Е. В. Источники Кормчей Ивана Волка Курицына // Древнерусская литература: Источниковедение. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1984. - С. 75-83.
6. Белякова Е. В. Кормчая как сборник // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Том 10, выпуск 8: Филология. -Новосибирск, 2011. - С. 5-14.
7. Белякова Е. В. Об одном источнике Жития митрополита Ионы (Происхождение чуда о Пафнутии Боровском) // Архив русской истории. Вып.2. - М., 1992. - С. 171-178.
8. Белякова Е. В. Особые редакции сборника XIV титулов в византийско-славянской традиции // Церковь в истории России. Сб. 3 / отв. Ред. О.Ю. Васильева. - М.: Институт Российской истории РАН, 1999. - С. 21-43.
9. Белякова Е. В. Сборники церковных канонов на Руси (Некоторые проблемы изучения церковного права в России) // Страницы. Том 2. Вып.2. - М., 1997. - С. 265-272.
10. Белякова Е. В. Стоглав и его место в русской канонической традиции // Отечественная история. - 2001. - № 6. - С. 90-96.
11. Белякова Е. В. Учреждение автокефалии Русской Церкви в политической мысли XV-XVI веков // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика: IX Междунар. Семинар истор. исслед. «От Рима к Третьему Риму», Москва, 20-31 мая 1989 г. / Отв. ред. Сахаров А. Н., Каталано П. -М., 1995. - С. 288-302.
12. Белякова Е. В., Мошкова Л. В., Опарина Т. А. Кормчая книга: от рукописной традиции к первому печатному изданию. - М.; СПб.: Институт российской истории РАН; Российский государственный архив древних актов; Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 496 с.
13. Белякова Е. В., Щапов Я. Н. Законодательство императора Юстиниана в русской и славянской традиции. Особенности русской рецепции римского права // Этнокультурное взаимодействие в Евразии: в 2 кн. Книга 1. М.:Наука, 2006. С. 386404.
14. Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г. К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. - СПб.: Типография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1905. - XIII, 334 с.
15. Вершинин К. В. Мерило Праведное как памятник древнерусской книжности и права. Диссертация <.> канд. ист. наук. М., 2016.
16. Герд Л. А. «Тактикон» Никона Черногорца как источник по истории харистикариата в Византии // Византийский временник. Том 55 (80). Часть 1. - М. : Наука, 1994. - С. 111-115.
17. Емченко Е. Б. «Священство» и «царство» на Стоглавом Соборе // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М: РАН, 1995. С. 303-317.
18. Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. - М. : Индрик, 2000. - 495 с.
19. Жмакин В. Взгляд митрополита Даниил на отношение к еретикам // Журнал Министерства Народного просвещения. - 1879. - № 5. - С. 1-51.
20. Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. - XIV, 762, 96 с.
21. Журова Л. И. Авторские своды в русской публицистике XVI в. (постановка проблемы) // Гуманитарные науки в Сибири. - 2011. - № 3. - С. 46-49.
22. Журова Л. И. «Власть и общество» как структурообразующая тема авторских комплексов в публицистике XVI в. («Просветитель» игумена Иосифа и «Соборник» митрополита Даниила) // Власть, общество и человек в литературных источниках XVI-XX вв.: сборник научных трудов / отв. ред. Н.Н. Покровский. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - С. 17-28.
23. Журова Л. И. К вопросу о нравственном богословии митрополита Даниила // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2016. - № 4(16). - С. 63-83.
24. Журова Л. И. Митрополит Даниил в историографии XIX-XXI вв. и задачи изучения литературного наследия церковного писателя // Религиозные и политические идеи
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
в произведениях деятелей русской культуры XVI-XXI вв. Памяти академика Николая Николаевича Покровского. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2015. -С. 416-433.
Журова Л. И. Митрополит Даниил и Максим Грек: парадигма творчества // Славяноведение. - 2017. - № 2. - С. 14-25.
Журова Л. И. Мотив лжепророков в структуре авторских сводов русской публицистики первой половины XVI века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики.
- 2013. - № 3(53). - С. 56-57.
Журова Л. И. Мотивная структура «Соборника» митрополита Даниила // Сибирский филологический журнал. 2012. № 2. С. 15-19.
Журова Л. И. «Наказания» в структуре Слов «Соборника» митрополита Даниила // Сибирский филологический журнал. 2014. № 3. С. 50-57. Журова Л. И. Некоторые проблемы анализа авторской правки в текстологии сочинений Максима Грека и митрополита Даниила // Актуальные вопросы текстологии и инновации (Кусковские чтения-2015): материалы международной конференции. - М: Буки-Веди, 2015. - С. 99-104.
Журова Л. И. О некоторых особенностях литературной истории «Соборника» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2015. - № 3(61). - С. 48-49. Журова Л. И. О некоторых особенностях функционирования цитат и заголовков в публицистике первой половины XVI в. // Гуманитарные науки в Сибири. - 2013. -№ 3. - С. 26-30.
Журова Л. И. О некоторых приемах критики лжеучений в русской полемической литературе XVI в. // Морфология дискурса лжи в литературе и культуре: коллективная монография. Ч. I: Модусы лжи в литературе и культуре. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 49-57.
Журова Л. И. О роли неписаных преданий в русской публицистике XVI века // Гуманитарные науки в Сибири. - 2015. - № 3. - С. 5-10.
Журова Л. И. Послания митрополита Даниила: история текста авторского собрания // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2017. - № 4(70). - С. 107-119. Журова Л. И. Преподобный Максим Грек и митрополит Даниил: послания об иноческом жительстве // Труды Киевской духовной академии. - 2016. - № 25. - С. 45-63.
Журова Л. И. Сильвестровский сборник посланий митрополита Даниила и «Соборник»: вопросы кодификации // Сибирский филологический журнал. - 2016.
- № 4. С. 29-38.
Журова Л. И. Слова и Послания митрополита Даниила (к вопросу об отношениях жанров) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2017. - № 3 (69). - С. 51-52. Журова Л. И. «Слово о Крестной смерти» митрополита Даниила и традиция учительной литературы // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Сб. науч.тр. (Серия: Археография и источниковедение Сибири. Вып. 32). - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. - С. 130-156. Журова Л. И. Слово четвёртое «Соборника» митрополита Даниила в контексте сказаний о крестном знамении // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2016. - № 1(63). - С. 104-116.
Журова Л. И. «Соборник» митрополита Даниила в поэтической системе авторских сводов XVI в. (функции предисловий и заглавий) // Археографические и источниковедческие аспекты в изучении истории России. Сборник научных трудов к 85-летию со дня рождения Н.Н. Покровского. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. - С. 43-58.
Журова Л. И. «Соборник» митрополита Даниила и культура проповеди в Московской Руси XVI в. // Гуманитарные науки в Сибири. - 2014. - № 3. - С. 4144.
42. Журова Л. И. «Судный список Максима Грека и церковная публицистика XVI в. (митрополит Даниил и Максим Грек) // Проблемы сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письменности XVI-XXI вв. Серия «Археография и источниковедение Сибири». - Новосибирск: ООО Полиграфическая компания «Апостроф», 2017. - С. 90-100.
43. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуция, библиография. - Л.: Наука, 1969. - 248 с.
44. Исаченко Т. А. Московская книжность XV-XVII вв.: переводческая школа митрополичьего и патриаршего скриптория. Диссертация <.> док. филол. наук. -М., 2009. - 581 с.
45. Исаченко Т. А. Переводная московская книжность XV-XVII вв. - М.: Пашков дом, 2009. - 334 с.
46. Исследовательские материалы для «Словаря книжников и книжности Древней Руси» // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 44. - Л.: Наука, 1990. - С. 3160.
47. КазаковаН. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. - М.; Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960. - 363 с.
48. Казакова Н. А. О «Судном списке» Максима Грека // Археографический ежегодник за 1966 год. - М.: Наука, 1968. - С. 25-40.
49. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века. - М.; Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. - 545 с.
50. Клосс Б. М. Библиотека московских митрополитов в XVI в. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР / отв. ред. Люблинская А. Д. - М.: Наука, 1974. - С. 114-125.
51. Клосс Б. М. Деятельность митрополичьей книжной мастерской в 20-х - 30-х годах XVI века и происхождение Никоновской летописи // Древнерусское искусство. Рукописная книга. - М.: Наука, 1972. - С. 318-337.
52. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. - М.: Наука, 1980. - 312 с.
53. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности: сборник статей / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. - Л.: Наука, 1991. - 483, 2 с.
54. Корогодина М. В. Была ли в XVI веке официальная митрополичья Кормчая? // Русское Средневековье: сборник статей в честь 80-летия профессора Ю.Г. Алексеева. - М.: Древлехранилище, 2012. - С. 832-843.
55. КорогодинаМ. В. Кормчие книги XIV - первой половины XVII веков. В 2-х томах. Т. 1: Исследование. - СПб.: Альянс-Архео, 2017. - 600 с..
56. Корогодина М. В. Кормчие книги XIV - первой половины XVII веков. В 2-х томах. Т. 2: Описание редакций. СПб.: Альянс-Архео, 2017. 648 с.
57. Корогодина М. В. Кормчие книги XIV-первой половины XVII века как исторический источник. Диссертация <.> док. ист. наук. - СПб., 2015. - 540 с.
58. КорогодинаМ. В. Переводы с греческого языка в Кормчей Вассина Патрикеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2016. - № 3 (65). - С. 118-132.
59. КукушкинаМ. В. Книга в России в XVI веке. - СПб.: Петербург. Востоковедение, 1999. - 201 с.
60. Лурье Я. С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого - памятник идеологии раннего иосифлянства // ТОДРЛ. Том 12. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. - С. 116-141.
61. Ляховицкий Е. А. Стоглавый собор и общественное сознание Руси XVI века. Диссертация <.> канд. ист. наук. - СПб., 2012. - 188 с.
62. Макарий (Булгаков), митрополит Московский. История Русской Церкви. Том 8. -СПб.: Типография Юлия Андреевича Бокрама, 1877. - 414 с.
63. Макарий (Веретенников), архимандрит. Из истории русской иерархии XVI века. -М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. - 317 с.
64. Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополиты Древней Руси (X-XVI века).
- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. - 1256 с.
65. Макарий (Веретенников), архимандрит. Московские митрополиты XVI века. - М.: Русский Хронограф, 2010. - 351 с.
66. Максимович К. А. Афинская Синтагма // Православная энциклопедия. Том IV. -М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. - С. 90-91.
67. Манохин А. А. Сравнение Указателей XIV титулов Древнеславянской, Сербской и Первоначальной русской редакций // Вестник Московского университета. Серия 8: История. - 2016. - №6. - С. 3-37.
68. Маштафаров А. В., Флоря Б. Н. Арсений Элассонский // Православная энциклопедия. Том III. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. - С. 442-446.
69. Морозов Б. Н. Травник из постельной казны Ивана Грозного? Харьковская рукопись 1534 г. - новый памятник книжной мастерской митрополита Даниила (первые итоги изучения) // Археографический ежегодник за 2002 год. - М.: Наука, 2004. - С. 73-85.
70. Мошкова Л. В. Апостольские правила в Кормчей русской редакции: принципы соединения текста // Религии мира. История и современность. 2006-2010. - М., СПб.: Нестор-История, 2012. - С. 44-76.
71. Павлов А. С. Курс церковного права. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра: собственная типография, 1902. - 539, VI с.
72. Печников М. В. Новгородско-псковское движение стригольников XIV-XV веков. Диссертация <..> канд. ист. наук. - М., 2001. - 246 с.
73. Печников М. В. Церковь и стригольники в Пскове в конце XIV-первой трети XV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2014. - № 1(55). - С. 107-122.
74. Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. - М.: Индрик, 2002. - 415 с.
75. Плигузов А. И. Противостояние митрополичьей и вассиановской Кормчих накануне судебных заседаний 1531 года // Исследования по источниковедению СССР дооктябрьского периода. - М., 1985. - С. 23-68.
76. Попов Н.П. Афанасиевский извод повести о Варлаааме и Иоасафе // Известия отделения русского языка и словесности АН СССР 1926 года. Том XXXI. - Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1926. С. 189-230.
77. Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. - СПб.: типография Императорской Академии Наук, 1839. - 596, 96, 12, 44 с.
78. СиницынаН. В. Максим Грек в России. - М.: Наука, 1977. - 332 с.
79. Сметанина С. И. Записи XVI-XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 год. - М.: Наука, 1964. - С. 358-396.
80. Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1897. - VII+ 209 с.
81. Стариков Ю. С. Литературное наследие митрополита Московского и всея Руси Даниила в идейно-политической борьбе первой половины XVI века. Диссертация <.> канд. ист. наук. - М., 2014. - 242 с.
82. Стариков Ю. С. Приёмы литературной антиеретической полемики в иосифлянской книжности (на примере «Слова о воплощении» митрополита Даниила) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. Выпуск 2(57).
- М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 9-22.
83. Стефанович Д. Ф. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. Из истории памятников древнерусского права. - СПб.: Тип. И. В. Леонтьева, 1909. - 2, II, 319 с.
84. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. -М.: Индрик, 2002. - 352 с.
85. Тарасов А.Е. Иона // Православная энциклопедия. Том 25. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. - С. 392-404.
86. Турилов А. А. Даниил // Православная энциклопедия. Том 14. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - С. 66-76.
87. Усачёв А. С. Ещё раз о причинах ослабления роли иноков Иосифо-Волоколамского монастыря в управлении русской Церковью в XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2017. - № 3 (69). - С. 142-143.
88. Усачёв А. С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Русской Церкви XVI века? // Исторические записки. - 2014. - № 15 (133). - С. 151-168.
89. Усачёв А. С. О «специализации» русских писателей XVI в.: предварительные замечания // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вторые чтения памяти академика РАН Л.В. Милова: материалы к международной научной конференции. Москва, 17-19 ноября 2011. - М., 2011. - С. 63-70.
90. Усачёв А. С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. - М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. - 760 с.
91. Успенский Б. А. Царь и Патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и её русское переосмысление). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 680 с.
92. Федотов С. В. Канонизация Пафнутия Боровского // Русская история. - 2011. - № 3(15). - С. 104-107.
93. Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: Греческие рукописи в России. - М.: Наука, 1977. - 247 с.
94. Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 569 с.
95. Шевченко Е. Э. Исаак Бирев (Собака) - профессиональный книгописец первой половины XVI века // Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов: Материалы Международной научной конференции Москва, 27-28 февраля 2013 г. / Отв. ред. И. Г. Коновалова; сост. Д.Н. Рамазанова; Институт всеобщей истории РАН. - М.: ИВИ, 2013. - С. 350-361.
96. Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII веках. - М.: Наука, 1978. - 291 с.
Справочные издания
1. Викторов А. Е. Славяно-русские рукописи В.М. Ундольскаго, описанныя самим составителем и бывшим владельцем собрания с № 1-го по 579-й с приложением очерка собрания рукописей В. М. Ундольскаго в полном составе. - М.: Университетская типография, 1870. - III с, 468 стб., 64 с.
2. Водяные знаки рукописей России XVII века: По материалам Отдела рукописей ГИМ / Сост. Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. - М., 1980. - 176 с.
3. Гераклитов А. А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. - М.: Изд-во Акад. Наук, 1963. - 259 с.
4. Дианова Т. В. Филигрань XVII-XVIII вв. «голова шута»: Каталог // Труды ГИМ. Вып. 94. - М., 1996. - 166 с.
5. Дианова Т. В. Филигрань «кувшин» XVII века: каталог. - М., 1989. - 80 с.
6. Дьяченко Григорий, священник. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. - XXXVIII, 1120 с.
7. Каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. Вып. 1. Апостол - Кормчая. - М.: Древлехранилище, 2006. - 592 с.
8. Лихачёв Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Часть I: Изследование и описание филиграней. - СПб.: Типография «В. С. Балашев и К°», 1899. - II, CCXII, 512, XVII с.
9. Лихачёв Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Часть III: Альбом снимков. - СПб.: Типография «В. С. Балашев и К°», 1899. - DCXXXV t.
10. Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Выпуск III. Библиотека Киево-Софийского собора. - М.: Университетская типография, 1904. - IV с.+ 307 с. + LVIII с.
11. Православная энциклопедия: в 45 томах. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000-н вр.
12. Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д.С. Лихачёв. Вып.2 (вторая половина XIV-XVI в.). Часть 1 (А - К). - Л.: Наука, 1988. - 515 с.
13. Филиграни XVII века по рукописным источникам ГИМ: каталог / сост. Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. - М.: ГИМ, 1988. - 246 с.
14. Briquet C. M. Les Filigranes: Dictionnaire Historique des Marques du Papier Dés Leur Apparition vers 1282 jusqu'en 1600 avec 39 figures dans le texte et 16112 fac-similés de filigranes. T. 4. - Paris: Alphonse Picard et fils, 1907. - Pp. 621-836.
15. Piccard Online [Электронный ресурс] / URL http://www.piccard-online.de/struktur.php?sprache=en (доступен на 20.02.2018)
16. Heawood E. Watermarks mainly of the 17th and 18th centuries / Monumenta charte papyraceœ histotiam illustrantia. V. 1 / G. Ed. E. J. Labarre. Hilversum (Holland): The paper publications society, MCML.. - 154 p., 533 pl.
Приложение I. Состав Сводной Кормчей с указанием листов
Статья Унд.27 Егор.893 РО МГАМИД.1598 Муз.3456 ЕТУ.67
Титлы правилом сочетания подобным коемуждо титлу главам. [без [без 1 — 1-8об.[не
Титл нашим языком сказуется грань. Грань же яснее именуется начала] начала] 1- дописан]
сочетание или совокупление 1-12 8
Изложение Священных Правил Святых Апостол, Святых 13 9 13 1 10
Вселенских Соборов и Поместных, Святых Отец особне
сотворенных, имея толкование Алексиа Архидьакона и Аристина Законохранителя великия церкве Константина града
Ап.1 13 9 13 1 10
Толкование Алексеево и Аристиново 13 9 13 1 10
Толкование иного тому ж 13 9 13 1 10об.
От свитка новых заповедей Устиниана, глава 2 15 11 15об. 4 12об.
Того ж глава 28 15об. 11 об. 16 4об. 13
От различных тител рекше граней Иустиниана Царя новых 16 12об. 16об. 5 14
заповедей, глава 3 , таяжде заповедь
От Градьского закона грань 28 16об. 27 17 5об. 14
Великого Царя Уалентинияна слово возглашено ко 16об. 27-27об. 17об. 6 14об.
Архиепископом и Епископом к собору иже в Медиолане
собравшемуся о поставлении священных пастырев
От свитка новых заповедей Устиниана Царя Констянтина града о 17об. 28 18-18об. 6об. 15об.
священничестве и о царстве
О том же Никоново от послания 20-го к Пифаиотским братиам 17об. 28-28об. 18об. 7об. 16
Того ж от послания 23-го к Магистру и Князю Князем Марапе 19 29об. 20 7 17
От жития Святаго Феодора Студийскаго 19об. 35об. 21 10 18
Святаго Анастасия 20об. 31об. 22 10об. 19
От поучения недельнаго толковаго Евангелия, на Успение 20об. 31об. 22 11 19-19об.
Пресчистыя Богородицы
От жития Златоустаго 21 32 22об. 11 19об.
О главизн Василия Царя Греческого к сыну его Царю Льву о 524 глава 3 21 32 22об.-23 11об. 20
521 Глава 3 пропущено Муз.3456.
522 Эта и следующая статья переставлены Муз.3456.
523 Царю отсутствует Муз.3456.
Толкование тому ж первому Апостольскому правилу 21об. 32 23 12 20об.
Ап.2 23 15 24об. 13об. 22
Толкование 23 15 25 13об. 22
Никоново, от послания 20-го к Пифаиотам 23 15об. 25 14 22
Того ж 24 30об. 26 15 23
В различных титлах новых заповедей 24об. — 26об. 15об. 23об.
От свитка новых заповедей Устиниана 24об. — 27 16 24
Того ж, от различных тител новых заповедей, глава 31 24об. — 27 16 24
Никоново к Пифаиотом 25 — 27 16 24об.
Того же от еже к Магистру и Князю Князем Марапе 26об. 16об. 29об. 18об. 26об.
Того же Великиа книгы от четыридесятнаго Слова 31об. 21об. 35 24/25525 31об.
От поучения недельного толкового Евангелия на Успение 31об. 21об. 35 24/25 31об.
Пречистыя Богородицы
Святаго Анастасия Синайскаго, от Слова, еже о святем Собрании 31об. 21об. 35 24/25. 31об.
Толк тому ж второму Апостольскому правилу 32 22 35об. 24/25об. 32
Златоустаго, от Слова еже о речении Пророка Исаиа глаголющим: 33 23 36об. 26об. 33
И бе в лето внеже умре Иозия Царь, и яко священничество
царствия больше есть.
Того же, от Слово, еже о речении Пророка Исаиа: видех Господа и 35 25 39-39об. 29об. 35об.
указание яко по правде проказися Иозия Царь, понеже недостойне
покадив, еже нелепо есть Царем, но Иереом едием и яко
священничество и самого царства честнейши и больши есть
От Евфимиевы повести о блаженнем Флавиане Патриарсе 38об. 37об.-38 43об. 33об. 39об.
Златоустово от толкования еже от Матфея нравоучение 86 39 38 44 34 40
Ап.3 41 40 46 36 41об.
Тожде правило, ин перевод 41 40 46 36 42
Толкование 41 40 46 36 42
Толкование ино тому же правилу 41 40об. 46об. 36об. 42
Ап.4 41 40об. 46об. 36об. 42
Толкование 41 40об. 46об. 36об. 42
Ап.5 41об. 40об. 46об. 36об. 42об.
Тожде правило иной перевод 41об. 40об. 47 36об. 42об.
524 Глава 3 отсутствует Муз.3456.
525 Лист пронумерован дважды
От заповедей тех же Святых Апостол 41об. 40об. 47 36об. 42об.
Толкование 41об. 41 47 37 42об.
Ино толкование тому же 41об. 41 47 37 43
О послания Никиты Презвитера и инока обители Студийскиа 42об. 42 48 38 44
преклом Стифата к латынам о опреснокех и о посте субботнем и о
брацех священнических
Толкование тому же правилу 44 43об. 49 39об. 45
От иже в Карфагени Собора 3 и 4 Правила, толкование от Иоанна 45 34об. 50об. 40об. 46
Занораса
Никоново от тридесятого послания, еже к мниху Кир Василию о 45об. 33 51 41об. 47
отречении Епископстем
Преподобного Игумена Иосифа Пречистыя Богородицы Успения обители яже сам созда о Господи на Волоце на Ламском 46 44 52 42 47об.
Ап.6 47 45 53 43 48об.
Тожде правило иной перевод 47 45 53 43 48об.
Толк 47 45 53 43 48об.
Иного толкование тому же 47 45 53 43об. 49
От соединения церковного, иже при Констянтине и Романе 47об. 45об. 53об. 44 49-49об.
Ап.7 48об. 46 54об. 45 50
Ап.8 48об. 46об. 54об. 45 50
То же правило, иной перевод 48об. 46об. 54об. 45 50
То же иной перевод 48об. 46об. 54об. 45 50
Толк 48об. 46об. 54об. 45 50об.
Тому же толкование Ивана Занораса 49 46об. 55 45об. 50об.
Златоустаго от шестыя беседы еже о Серафимох 49 47 55 45об. 50об.
Ап.9 51об. 49об. 58 49 53об.
То же правило иной перевод 51об. 49об. 58 49 53об.
Лествичниково от Слова, еже о радостотворнем плаче 51об. 50 58 49 53об.
Златоустово от пятого слова еже о непостижимем 52 50 58об. 49 54
Лествичниково еже о радостотворнем плаче 54об. 52об. 61 52 56об.
Того же еже о молитве 54об. 52об. 61об. 52 56об.
Святаго Федора Студита в пяток [далее чернилами Унд, Егор.]5261-я недели поста наказание и повесть о Епифании, ему же 55 53 61об. 52об. 57
526 Всё выделено киноварью Муз.3456, МГАМИД.1598.
Ангел сочиво свари. Яко недостоит отходити от церкви до отпущениа Иерейска
Ап.10 57 55 64 55 59об.
Тожде правило, иной перевод 57 55 64 55 69лю.
Тожде, иной перевод 57 55 64 55 59об.
Толкование 57 55 64 55 59об.
Ап.11 57 55об. 64 55 59об.
Тожде, иной перевод 57 55об. 64 55 59об.
Иной перевод 57 55об. 64 55об. 59об.
Ин перевод 57 55об. 64 55об. 59об.
Толк 57 55об. 64 55об. 60
Ап.12 57об. 55об. 64 55об. 60
Тожде правило, ин перевод 57об. 55об. 64 55об. 60
Ин перевод 57об. 55об. 64об. 55об. 60
Толкование 57об. 55об. 64об. 55об. 60
Ино толкование тому же 57об. 56 64об. 55об. 60
Ап.13 58об. 56об. 65 56об. 61
Тожде правило ин перевод 58об. 56об. 65об. 56об. 61
То же, ин перевод 58об. 56об. 65об. — 61
То же, ин перевод 58об. 56об. 65об. 56об. 61
Того же ин перевод 58об. 56об. 65об. 57 61
гр 528 Толк 58об. 56об. 65об. 57об. 61
Ино толкование тому ж 58об. 57 65об. 57об. 61
Ап.14 58об. 57 65об. 57об. 61об.
Тожде правило иной перевод 59 57 65об. 57об. 61об.
Того же правила ин перевод 59 57 66 57об. 61об.
Толкование 59 57об. 66 57об. 61об.
От соединения Собора 59об. 57об. 66об. 58 62
Никоново от [далее чернилами Унд., Егор.] послания 21-го еже ко отцу Иоанну о приобщении епископов кроме сущих своих престолов. И о архиереех преходящих от малых градов в великиа 60об. 59 68 59 63об.
527 БТУ.67 Тоже инои перевод.
528 Б.ГУ67 заголовка нет.
529 Всё выделено киноварью Муз.3456, МГАМИД.1598.
[киноварью не выделено] Иже во Антиохии Собора правило 16530 61 59об. 68 60 64
[киноварью не выделено] Имать же зде иже в Сардикии Собора 62 60об. 69 61 65
правило 1
[киноварью не выделено] Того же Собора правило 2 62 60об. 69об. 61об. 65
Того же от [далее чернилами]531 32 послания к иже от Иерусалима 62об. 61 70 61об. 65об.
пришедшем и просившу изложити ему ведение от Божественных
правил. Яко иже от малых градов в великия грады преходящеи
Архиереи по своих тех и страстных похотех ниже на смерти
повелевают им Божественнаа правила причащатися
От повести поставления Митрополитов всея Руси 64 62об. 71об. 63об. 67
Тому же 14 правилу Святых Апостол толк Феодора Валсамона 64об. 63 72 64 67об.
Ап.15 66 64 72об. 65 68об.
Тожде правило ин перевод 66 64 72об. 65 68об.
То же ин перевод 66 64 73 65 68об.
Толкование 66532 64 73 65 68об.
Ап.16 66об. 64об. 73 65об. 69
Тожде правило, ин перевод 66об. 64об. 73 65об. 69
То же, ин перевод 66об. 64об. 73 65об. 69
Толк 66об. 64об. 73 65об. 69
Ап.17 66об. 64об. 73об. 65об. 69
Толк 66об. 64об. 73об. 66 69об.
Святого Никифора Патриарха 66об. 64об. 73об. 66 69об.
Ап.18 66об. 64об. 73об. 66 69об.
Толк 67 65 73об. 66 69об.
Ап.19 67 65 73об. 66 69об.
Толк 67 65 74 66 69об.
Ап.20 67 65 74 66 70
Тожде правило, ин перевод 67 65 74 66об. 70
Толк [оборван] 67 65 74 66об. 70
Правило от заповедей святых Отец 68 63об.533 74об. 66об. 70об.
530 Эта и следующие две статьи выделены киноварью в Муз. 3456, Б.1У.67.
531 Выделено киноварью до слов «Яко иже от малых градов.» Муз.3456, МГАМИД.1598 и Б.1У.67 тридесят втораго посланиа выделено киноварью.
532 Заголовок в Унд.27, МГАМИД.1598, Б.1У.67 отсутствует. В Б.1У.67 нет киноварного инициала «А».
Изложение священных Правил534 Божественных святых и Всехвалных Апостол и Священных Вселенских Соборов и поместных Соборов и прочих святых Отец особь сущих. Списаная Правила и послания правильная, имея толкование Алексея Архидиакона Великия Церкви Константина града и Аристина Законохранителя Великия церкви Константина града, Правил Апостольских имать число 85. Начало же сицево имать 68 75 67об. 71
Ап.1 68 — 75 67об. 71
Толк 68 — 75 67об. 71
Ап.2 68об. — 75об. 68 71об.
Ап.3 68об. — 75об 68 71об.
Толк 69 — 75об. 68об. 72
Ап.4 69 — 76 68об. 72
Толк 69 — 76 68об. 72
Ап.5 69 — 76 69 72об.
Толк 69об. — 76об. 69 72об.
Ап.6 70 — 77 70 73об.
Толк 70 — 77об. 70 73об.
Ап.7 70об. — 77об. 70об. 74
Ап.8 70об. — 78 70об. 74
Толк 70об. — 78 70об. 74об.
О том же толкование Иоанна Занораса 71 — 78 71 74об.
Ап.9 71 — 78об. 71об. 74об.
Толк 71 — 78об. 71об. 75
Ап.10 71 — 78об. 71об. 75
Толк 71об. — 78об. 71об. 75
Ап.11 71об. — 78об. 71об. 75
Толк 71об. — 78об. 71об. 75
Ап.12 71об. — 79 72 75об.
Толк 71об. — 79 72 75об.
Ап.13 72 — 79 72об. 75об.
533 Вписано почерком XVIII века. Вероятнее всего, этот же человек изъял 9 листов (конец 8 и большую часть 9 тетради с повторением правил), благодаря чему л. 66 является продолжением текста толкования к Ап.20. 10 тетрадь начинается с л.68.
534 Б!У.67 иакже не доделано киноварное украшения, поэтому первых трёх слов нет.
Толкование 72 — 79об. 72об. 76
Ап.14 72 — 79об. 72об. 76
Толкование 72 — 79об. 72об. 76
Никоново от послания 21 -го еже ко отцу Иоанну о приобщении 72 — — 73 —
епископов кроме сущих своих престолов. И о архиереех
преходящих от малых градов в великиа
[киноварью не выделено] Иже во Антиохии Собора правило 16535 72об. — — 73об. —
[киноварью не выделено] Имать же зде иже в Сардикии Собора 73 — — 74об. —
правило 1
[киноварью не выделено] Того же Собора правило 2 73об. — — 75 —
Того же от [далее обведено чернилами по киновари]536 32 73об. — — 75 —
послания к иже от Иерусалима пришедшем и просившу изложити
ему ведение от Божественных правил. Яко иже от малых градов в
великия грады преходящеи Архиереи по своих тех и страстных
похотех ниже на смерти повелевают им Божественнаа правила
причащатися
[конец Ап.19] 75 — — — —
Ап.20 75 65об. 80 76об. 76об.
Толк 75 65об. 80 77 76об.
Ап.21 76 67 81об. 78об. 78
Ап.22 76 67 81об. 78об. 78
Ап.23 76 67 81об. 78об. 78
Ап.24 76 67 81об. 78об. 78об.537
Толкование 76 67 81об. 78об. 78об.
Толкование о том же 76 67об. 81об. 79 78об.
Никоново от слова 48 76об. 67об. 82 79 78об.
[киноварью не выделено] Иже в Никеи Собора правило 1 76об. 67об. 82 79 79
[киноварью не выделено] Иже в Константине граде Собора в храме Святых Апостол правило 8 76об. 68 82 79об. 79
От Лавсаика 77 68 82об. 80 79об.
535 Эта и следующие две статьи выделены киноварью в Муз. 3456.
536 Всё выделено киноварью Муз.3456.
537 Здесь и к двум следующим статьям не доделаны киноварные заголовки.
538 Эта и следующая статья выделена киноварью Муз.3456, МГАМИД.1598, Б!У.67.
Никоново от послания третьяго к концу 77 68об. 83 80об. 80
Лествичниково от слова еже о чистоте 77 68об. 83 80об. 80
Того же 77об. 68об. 83 80об. 80539
Феофилактово от толкования еже от Матфея Евангелия 77об. 69 83об. 80об. 80
Златоустово еже от Матфея 77об. 69 83об. 81 80об.
Того ж 77об. 69 84 81 80об.
Того ж от еже к Титу послание 78 69об. 84 81об. 81
Великого Епифания от еже на Уалентову ересь [здесь выделены 78 69об. 84 81об. 81
киноварью три разряда скопцов]
От Никонского послания 3-аго к концу о скопцех [далее 79 70об. 85 82об. 82-82об.
киноварью не выделено Егор.]. Святого пророка Исаия
[киноварью не выделено]540 Тех же правило 78 79об. 71 86 83об. 83
Великого Василия от слова еже о девстве 80 71об. 86об. 84 83об.
Ап.25 81 72 88 85об. 85
Толк 81 72 88 85об. 85
Ап.26 81 72 88 85об. 85об.
Толкование 81 72 88 86 85об.
Ап.27 81 72 88об. 86 85об.
Толк 81 72 88об. 86 85об.
Феофилактово от толкования еже от Иоанна 81об. 72об. 89 86об. 86
От жития Святаго Льва епископа Катанскаго 81об. 72об. 89 86об. 86
Иоанна Златоустаго от слова иже в Антиохии речено бысть о 82 73 89об. 87 86об.
еретицех и какову им подобает казнь нанести
Того же от слова еже о лживых пророцех и о безбожных еретицех 83 75об. 91 89 88об.
Великаго и поистинне свята златочестнаго541 Нила 83об. 75об. 91об. 89об. 89
От соединения Собора 84 76 92 90 89об.
Того же 84 76об. 92об. 90об. 90
Златоустаго от слова еже о лживых пророцех и безбожных 84об. 76об. 92об. 91 90
еретицех
Великаго Василия от слова еже [пропуск] 84об. 77 93 91 90об.
539 Также нет киноварного заголовка.
540 Эта статья выделена киноварью Муз. 3456, Б.1У.67 Перед ней идёт текст Ап.77.
541 Златоточнаго Муз.3456, Егор.893, МГАМИД.1598, Б.1У.67.
542 МГАМИД.1598, Б.1У.67 просто «святаго Василиа».
т 543 г- Того же от слова еже не судите и не осужни будете 85 77 93 91 90об.
Того же 85 77 93 91об. 90об.
Преподобнаго Иосифа игумена создателя обители Пречистыа Богородицы Успениа иже на Волоце на Ламском от слова еже о 85 77 93 91об. 90об.
церковнем благочинии и о соборней молитве
Того ж от слова еже отвещание любозазорним и сказание вкратце 85об. 77об. 93об. 92 91об.
о святых отцех бывших в монастырех иже в Рустей земли
Того ж 85об. 78 94 92об. 92544
От жития святаго Пахомия 86 78 94об. 93 92
О святом Досифеи иже бысть ученик блаженнаго Дорофея 86об. 79 95об. 94 93
От жития святаго Венедикта 87 79об. 96 94об. 93об.
От повести святаго Павла Латарскаго от иже в песнех 87об. 80 96об. 95об. 94об.
От жития Иоанна Милостиваго патриарха Александрийскаго 87об. 80об. 97 95об. 95
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.