Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона: принципы работы автора середины - второй половины XVII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Севастьянова, Светлана Климентьевна

  • Севастьянова, Светлана Климентьевна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2009, Б.м.
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 722
Севастьянова, Светлана Климентьевна. Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона: принципы работы автора середины - второй половины XVII века: дис. доктор филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Б.м.. 2009. 722 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Севастьянова, Светлана Климентьевна

Введение.

Часть I. Эпистолярное наследие патриарха Никона: идейная проблематика и принципы авторского самовыражения в переписке с современниками.

Глава 1. Переписка патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем: способы изложения автором его взглядов на актуальные вопросы современности.

§ 1. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу и традиции русской деловой письменности.

§ 2. Способы авторского самовыражения в переписке патриарха Никона с царем.

§ 3. Видения патриарха Никона и их роль в структуре его посланий царю.

Глава 2. Переписка патриарха Никона с греками.

§ 1. Ответные письма патриарха Никона грекам - его сторонникам и традиции поздневизантийского письма.

§ 2. Послание патриарха Никона к газскому митрополиту

Паисию Лигариду.

§ 3. «Перехваченная» грамота патриарха Никона ко вселенским патриархам.

Глава 3. Типы источников эпистолярных сочинений патриарха Никона и методы работы с ними автора.

§ 1. Реконструкция келейных библиотек патриарха Никона: круг чтения и источники эпистолярных текстов владыки.

§ 2. Методы работы патриарха Никона с библейскими источниками.

§ 3. Печатная книга «Кормчая» в переписке патриарха Никона с современниками и способы работы автора с законодательными источниками.

Часть П. Назидательные и духовно-нравственные сочинения патриарха Никона как памятники литературы.

Глава 1. Окружные грамоты патриарха Никона и принципы реализации автором своих идей.

§ 1. Способы выражения представлений патриарха Никона о Кресте и крестном знамении в Грамоте о Крестном монастыре.

§ 2. Поучение патриарха Никона о моровой язве и способы характеристики« духовно-нравственного состояния русского общества середины XVII века.

Глава 2. Принципы организации текста в духовно-нравственных сочинениях патриарха Никона.

§ 1. «Наставление царю» как памятник духовно-назидательной литературы.

§ 2. Завещание-устав братии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и византийско-русские традиции завещаний и уставов основателей монастырей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона: принципы работы автора середины - второй половины XVII века»

Патриарх Никон оставил заметный след в истории и культуре России XVII века. Его имя, как правило, связывается с проведением церковных реформ, возвращением к вопросу о соотношении церковной и светской властей, книжной справой и изданием «новопечатных» книг. Интерес к его личности не ослабевает уже более 300 лет.1 Шестому всероссийскому патриарху принадлежит интересное литературно-публицистическое наследие: обширный эпистолярий, духовно-назидательные и полемические сочинения.

Эпистолярий Никона представлен разными типами писем к современникам: официальными грамотами к настоятелям находящихся во власти новгородского митрополита и патриарха Никона монастырей, посланиями к русским митрополитам и представителям восточной Церкви, дружескими письмами и полемическими посланиями царю Алексею Михайловичу, утешительными письмами к Никону заключенным под стражу грекам и другу боярину H.A. Зюзину; «отписками» и другими приказными документами, составленными Никоном по его «делу» и судебным тяжбам; окружными посланиями в Тихвинский монастырь 1650 года и всем жителям России 1656 года; поучением священному чину и причетникам 1654 года.

Патриарх Никон известен и как автор духовно-назидательных сочинений - «Наставления царю», завещания-устава для братии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря; в рукописной традиции именем патриарха подписан текст разрешительной молитвы. Плодом литературной деятельности московского владыки является «Слово

1 Библиографию работ о патриархе Никоне до 1985 года см.: Бубнов Н.Ю. Никон II Словарь книжников и книжности Дрвней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.), ч. 2: И-О. С. 400-404; до 2003 года: Буланин Д.М. Никон // Словарь книжников и книжности Дрвней Руси. СПб., 2004. Вып. 3 (XVII в.), ч. 4: Т-Я. Дополнения. С. 757-761; Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. С. 459-483.

2 Лобачев C.B. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 372-375. богополезное о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Иверския»,3 которое вошло в состав сборника «Рай мысленный», напечатанного в типографии Иверского Валдайского монастыря (28.Х.1658). При участии патриарха Никона были составлены предисловия к книгам «Служебник» (М., 1655) и «Скрижаль» (М., 1655-1656); «вопрошение» Никона к восточным патриархам о крестном знамении находится в составе печатной «Скрижали». В 1656 году на Московском печатном дворе изданы два окружных послания патриарха Никона - об основании Крестного онежского монастыря и о моровом поветрии.

Особое место в письменном наследии патриарха Никона занимает «Возражение» на вопросы боярина Симеона Стрешнева и ответы на них газского митрополита Паисия Лигарида, составленное в традиции прения. В этом сложном полемическом и богословском сочинении изложена система воззрений патриарха Никона о соотношении церковной и светской властей, его религиозно-богословская система. «Возражение» требует специального исследования, и в рамках настоящей работы привлекается в качестве дополнительного источника анализа воззрений патриарха Никона, образца авторского стиля и использования полемических приемов и способов работы.

Несмотря на довольно широкий круг сочинений, составленных патриархом Никоном и при его участии, вопросы исследования письменного наследия патриарха Никона - книжника и писателя, изучения принципов его работы с авторским текстом до сих пор в литературоведении не ставились.

Проблема методов работы древнерусского автора - одна из ведущих в литературоведческих исследованиях (М.И. Сухомлинов, В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, В.М. Живов и др.), которая ставится и рассматривается на примере творчества конкретных писателей и книжников Древней Руси (И.П. Еремин, Н.В. Понырко, Е.Л. Конявская и др.), XVI века (Я.С Лурье, Д.М. Буланин, В.В. Калугин, A.B. Каравашкин, Л.И. Журова и др.); при

3 Белоненко B.C. 1) Материалы для изучения истории книжного дела и библиотеки Иверского Успенского монастыря на Валдайском озере в XVII-XIX столетиях // Книжные центры Древней Руси. XVII век; Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 90-103; 2) Рай мысленный. СПб., 1999. С. 95. исследовании творчества писателей и книжников «переходного» XVII века (Н.С. Демкова, A.M. Панченко, Е.К. Ромодановская, Н.М. Герасимова, Л.И. Сазонова, JLB. Титова, М.А. Федотова, О.С. Сапожникова, Т.В. Панич, A.B. Шунков и др.). Многие современники патриарха Никона, книжники и писатели XVII века, давно привлекают внимание литературоведов. Достаточно полно исследована литературная и книжная деятельность идеологов раннего старообрядчества - протопопа Аввакума, дьякона Федора; монастырских книжников и царя Алексея Михайловича; патриархов Иосифа и Иоакима, архиереев Афанасия Холмогорского, Димитрия Ростовского, сибирских - Нектария и Симеона, грекофилов - писателей патриаршего круга и их идейных противников — «западников». На этом фоне крупная историческая фигура патриарха Никона — книжника и писателя - «белое пятно». Именно поэтому проблему творчества Никона, работавшего в условиях взаимодействия традиции и новизны, в период зарождения новой культурной модели внутри традиционной культуры я исследую на примере литературно-публицистического наследия патриарха Никона.

Материалами исследования являются рукописные источники: около ста сочинений патриарха Никона, общий объем которых составляет почти 30 а.л. в современном исчислении.

Из всего обширного эпистолярного наследия владыки выбраны те его сочинения, в которых, на мой взгляд, особенно ярко проявилась авторская манера повествования Никона, его принципы работы, раскрылась творческая лаборатория Никона-публициста, обнаружились подходы к «Возражению», способы выражения взглядов владыки на актуальные вопросы современности. Эпистолярий включает сочинения Никона, связанные с разными этапами его епископского служения: во-первых, — это переписка с царем Алексеем Михайловичем («отписки» новгородского митрополита, дружеские письма патриарха, публицистические послания опального владыки из Воскресенского монастыря и челобитные ссыльного иерарха из Ферапонтова монастыря); во-вторых, — это переписка с греками сторонниками: Саввой Дмитриевым и иконийским митрополитом Афанасием — и оппонентами: газским митрополитом Паисием Лигаридом и восточными патриархами). Многие письма Никона царю Алексею Михайловичу сохранились в автографах патриарха, единичных писцовых списках, современных автору, переписка с греками представлена в нескольких списках ХУП-Х1Х веков. В научный оборот мной введены челобитные патриарха Никона царю из Ферапонтова монастыря, обоснована датировка всех исследуемых писем и посланий Никона современникам, проведена текстологическая работа с ранее не известными списками эпистолярных сочинений патриарха: переписки Никона с митрополитом Афанасием Иконийским и Саввой Дмитриевым (5 списков), послания патриарха к газскому митрополиту Паисию Лигариду (13 списков), «перехваченной грамоты» Никона константинопольскому патриарху Дионисию (23 списка), другим вселенским патриархам (по 2 списка грамот патриархам иерусалимскому Нектарию, александрийскому Паисию и антиохийскому Макарию, 3 списка грамоты константинопольскому патриарху Парфению). Охарактеризована работа справщиков при передаче содержания и стиля посланий патриарха Никона представителям греческой Церкви при переводе их с греческого языка на русский.

К духовно-назидательным сочинениям Никона отнесены в диссертации четыре памятника: «Наставление царю» и -завещание-устав для братии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, сохранившиеся в единичных списках и введенные мной в научный оборот, а также окружные послания патриарха Никона пастве об основании Крестного монастыря (Грамота о Крестном монастыре) и моровой язве. Именно потому, что окружные послания принадлежат к особому в Древней Руси жанру -окружным грамотам, которые хотя и связаны с эпистолярной традицией, но в большей степени тяготеют к жанру проповеди, пастырского поучения (устным, письменным и печатным назидательным словом), в рамках которого можно было излагать собственные идеи и программы, окружные послания Никона отнесены мной в разряд его духовно-назидательных сочинений. Другие сочинения, авторство Никона которых и участие патриарха в составлении которых, на мой взгляд, пока сомнительно и требует специального исследования (предисловия в печатных книгах, молитвы, «Слово. о создании монастыря.», «вопрошение», окружное послание в Тихвинский монастырь и поучение священному чину) остались за границей диссертационного исследования.

К анализу привлечены и рукописные труды книжников ХУП-ХУШ веков, составивших свои сочинения на основе авторских текстов патриарха Никона. Принципы работы патриарха Никона с традиционными источниками были сохранены неизвестным старообрядческим автором начала XVIII века, который на основе Грамоты патриарха Никона о Крестном монастыре составил сочинение в виде выписок о христианском Кресте. Литературно-публицистические способы выражения Никоном его взглядов на проблему разделения духовной и светской властей, использованные в автобиографическом рассказе патриарха о видении парящего по воздуху царского венца в составе послания Алексею Михайловичу 1661 года, ярко проявились при сравнении рассказа о видении со «Сказанием» о видении Никона, составленном в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в конце XVII века.

Учитывая то, что многие сочинения патриарха Никона представляют собой живой отклик публициста на актуальные вопросы современности и написаны для доказательства собственной правоты в религиозно-богословских и обрядовых аспектах, в качестве материалов исследования были использованы издания Московского печатного двора («Скрижаль», Евангелия учительное и толковое, «Кириллова книга», «Книга о вере», минеи праздничная и служебная), литература церковная литургического характера (служебники, триоди), а также кодексы церковного («Эпанагога», «Алфавитная Синтагма», «Кормчая») и светского законодательства («Соборное уложение» 1649 года).

Кроме того, для выявления литературных подобий и образцов, на которые ориентировался патриарх Никон, особенностей его литературной деятельности на фоне конфликта традиционных и новаторских тенденций в литературе «переходной» поры мной привлекались сочинения русских публицистов, писателей и книжников ХУ1-ХУ11 веков (Иосифа Волоцкого, патриархов Иосифа и Иоакима), византийских писателей (Григория Синаита, аввы Дорофея, епископа Фессалоникийского Симеона) и отцов Церкви (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова).

Обоснование темы исследования. До сих пор основным источником биографических сведений о московском патриархе служит «Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси» - житийная повесть, составленная в 80-е годы XVII века вскоре после кончины Никона, его клириком Иваном Корнилиевичем Шушериным-Рипатовым и впервые изданная в 1784 году. Иподиакон повествовал о многих событиях и истинных мотивах поступков своего духовного наставника, чем создавал основу для понимания нравственного облика Никона. Близкий патриарху человек свидетельствовал о том, что Никон был глубоко начитан в Священном Писании и святых отцах, и проповедь священного слова составляла одно из важных направлений его архипастырской деятельности. Возможно, поэтому статьи о Никоне — ярком проповеднике и толкователе Священного Писания — вошли в первые справочники о российских писателях, в которых особо подчеркивался книжный характер образованности шестого всероссийского патриарха.

В науке о патриархе Никоне конца XVIII — начала XXI века историки выделяют несколько периодов, каждый из которых характеризуется своим уровнем источниковой базы и методами ее разработки. Именно историки опубликовали большую часть эпистолярного наследия патриарха. Отдельные письма Никона современникам изданы в составе документов, собранных Археографической комиссией, в собраниях Российских законодательных актов архимандритами Аполлосом (Алексеевским), Леонидом (Кавелиным),

Досифеем (Немчиновым), Лаврентием; послания патриарха Никона царю Алексею Михайловичу разных лет напечатаны Ф.И. Буслаевым, И.В. Ламанским, H.A. Гиббенетом, Г.В. Штендманом, Я.Л. Барсковым, М.Н. Тихомировым.

Публикации архивных документов о Никоне стали поворотным этапом в открытии огромного эпистолярного наследия патриарха и предоставили ученым материалы для изучения рукописного наследия патриарха, осмысления и анализа его взглядов, идей, поступков.

Работы зарубежных исследователей, среди которых немало наших соотечественников (Andreyev N., Hemer Ch., Hoffman P., Kevin M. Kain., Lupinin N., Meyendorff P., Spinka M., Flier Michael S., Vernadsky G., Страхова О.Б. и др.), внесли огромный вклад в осмысление духовного наследия патриарха Никона и осуществили публикации ранее не известных сочинений и списков его трудов из зарубежных архивов. В конце XIX века английский ученый W. Palmer издал послания патриарха Никона современникам из судного «дела» Никона и «Возражение» на английском языке в собственном переводе; несмотря на то, что тексты сочинений патриарха были даны в пересказе и их переводы далеки от оригиналов, это было первое издание комплекса трудов московского патриарха.4 В 1970 году Elke Matthes-Hohlfeld издал текст «перехваченной» грамоты Никона к константинопольскому патриарху Дионисию по двум известным ему спискам: из библиотек Амстердама и Российской АН, введя в научный оборот недоступный российским ученым редкий список из зарубежного архива.5 В 1982 году по рукописи из библиотеки Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, хранившейся в Санкт-Петербурге в музее истории религии и атеизма, Г.В. Вернадским и В.Б. Туминой был издан текст «Возражения» по рукописи

4 Palmer W. The Patriarch and the Tsar. History of the Condemnation of the Patriarch Nicon by a Plenary Council of the Orthodox Catholic Eastern Church, held at Moscow A.D. 1666-1667. Written by Paisius Ligarides of Scio. London, 1871-1876. Vol. 1-6.

5 Der Brief des Moskauer Patriarchen Nikon an Dionysios, Patriarch von Konstantinopel (1665). Textausgabe und sprachliche Beschreibung von zwei bisher nicht veröffentlichten Handschriften (Cod. Guelf. 210.5. Extravag. BI. 415-437 und Sbornik BAN SSSR /Leningrad/ 16.18.14. Bl. 2-29) von Elke Matthes-Hohlfeld. Verlag Adolf M. Hakkert - Amsterdam, 1970. S. 6-355; 285-343 (text). рубежа ХУП-ХУШ веков.6 Среди документов судного «дела» Никона протоиерей Лев Лебедев обнаружил рукопись-автограф Никона с ранее не известным сочинением патриарха, которое условно назвал «Наставлением христианину». Дав краткую характеристику содержания этого сочинения Никона, отец Лев Лебедев поставил перед исследователями духовного наследия Никона задачу дальнейшего глубокого и всестороннего его изучения.7

В историографии о патриархе Никоне содержатся две диаметрально противоположные и выросшие на одних и тех же источниках оценки личности патриарха Никона и его трудов: «апологетическая» и «критическая», которые в дальнейшем нашли отражение и в противоречивых высказываниях ученых-гуманитариев о содержании эпистолярных, духовно-назидательных и богословских сочинений московского патриарха.

В начале XIX века историк В.Н. Берх оценивал Никона с позиции элитарной дворянской образованности и как писателю дал ему невысокую оценку.8 И. Ламанский, отмечал, что эпистолярные тексты патриарха, «несмотря на свою деловую форму, обнаруживают иногда страстные увлечения и порывы крутого нрава знаменитого иерарха».9 Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) писал, что окружные послания патриарха Никона «страждут многословием, повторениями, растянутостью и что самый слог в грамотах не довольно чист и правилен, а по местам и недовольно вразумителен»; а в «Возражении» Никон проявил

6 Patriarch Nikon on Church and State: Nikon's «Refutation» [«Возражение или разорение смиреннаго Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу и на ответы Паисиовы», 1664 г.] / Edited, with introduction and notes by Valerie A.Tumins and George Vernadsky. Berlin - New York - Amsterdam, 1982. C. 80-673.

7 Лебедев Лев, протоиерей. 1) Новый Иерусалим в жизни Святейшего Патриарха Никона // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 8. С. 68-78; 2) Патриарх Никон // Богословские труды. М., 1982. Сб. 23. С. 154-202; М., 1983. Сб. 24. С. 139-170; 3) Богословие Русской Земли как образа обетованной земли Царства Небесного (на некоторых примерах архитектурно-строительных композиций XI-XVII веков) II Тысячелетие крещения Руси: Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21-28 июля 1986 г. Материалы. М., 1988. Т. 2. С. 140-175; 4) Москва патриаршая. М., 1995.-594 с.

8 Берх В.Н. Царствование царя Алексея Михайловича. В 2-х ч. СПб., 1831. Ч. 1. С. 76, 199,200-305.

9 Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. IX. себя как переписчик, лишенный «обширной начитанности и учености».10 Н.А. Гиббенет напротив свидетельствовал о «глубоком знании» Никоном Священного Писания, его «начитанности и обширности ума», об отражении на письме «характера и. душевного настроения» автора.11 По наблюдениям В.Б. Туминой, «возражения», написанные живым языком, отражают выразительную и пылкую устную речь патриарха.12 B.C. Румянцева, рассматривая тексты патриарха Никона как важные документы, отразившие противоречия современной Никону эпохи, указывает на «трудности языка, стиля и почерк Никона».13 Д.Ф. Полознев в работах о патриархе Никоне подчеркивает высокую богословскую эрудицию автора, «опирающегося на библейскую и евангельскую историю, творения святых отцов, решения вселенских и поместных соборов и законы византийских императоров».14 Г.М. Зеленская, исследуя особенности отражения в монастырском строительстве патриарха Никона образов Святой Земли, отмечает, что письменное наследие Никона представляет собой духовную литературу, отмеченную ярким авторским стилем.15

Исследования о патриархе Никоне последнего десятилетия свидетельствуют о повышенном интересе не только к личности шестого всероссийского патриарха, но и его письменному наследию. Переиздаются ставшие библиографической редкостью исследования о патриархе Никоне (Н.Ф. Каптерева, М.В. Зызыкина, И. Бриллиантова, архимандритов Воскресенского монастыря Леонида (Кавелина) и Вениамина). К юбилейным

10 Макарай, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. СПб., 1883. Т. 12. С. 279280,431-432.

11 Историческое исследование дела патриарха Никона / Сост. по офиц. документам H.A. Гиббенет. СПб., 1884. Ч. 2. С. 179.

12 Тумана В.Б. Введение // Patriarch Nikon on Church and State: Nikon's «Refutation». C. 68, 69, 7173.

13 Румянцева B.C. 1) Патриарх Никон и Соборное Уложение 1649 г. // Реформы в России XVI-XIX вв.: Сб. науч. тр. / отв. ред И.А. Булыгин. M., 1992. С. 89-100; 2) Патриарх Никон и Ростовский митрополит Иона// История и культура Ростовской земли: 1995. Ростов, 1996. С. 118-124; 3) Патриарх Никон и Стефан Внифантьев: к постановке вопроса о церковных реформах 50-х годов XVII в. // Патриарх Никон и его время: Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М., 2004. С. 217-226.

14 Полознев Д.Ф. 1) Письма русских архиереев царю Алексею Михайловичу (1662 г.) (К истории внутрицерковной борьбы в связи с «делом Никона») // Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 6180; 2) Архиерейский корпус при патриархе Никоне и конфликты в нем // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2000. Вып. 10. С. 38-64 и др.

15 Зеленская Г.М. Новый Иерусалим: Путеводитель. М., 2003. С. 25-26. датам Никона - 400-летию со дня рождения (2005 год), 350-летию со дня основания Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (2006 год) приурочены научные конференции и выставки, выпуски сборников научных работ, где многогранная деятельность московского патриарха представлена на фоне идей и событий всего XVII века. Но отношение научной общественности к деятельности шестого русского патриарха выразилось в недостаточности филологических работ, и интерес к духовному и рукописному наследию патриарха до сих пор ограничивается переизданиями сочинений патриарха без реального комментария16 и исследованиями без текстологического и источниковедческого анализа.17

Разноречивые оценки творчества патриарха Никона специалистами разных областей гуманитарного знания являются важным аргументом в пользу необходимости комплексного изучения не только сочинений патриарха филологами с использованием опыта других исследователей, что и показано в диссертации, но и самого Никона как автора, имевшего свой стиль и технику письма.

В переходный от культуры средневековья к культуре Нового времени — XVII век - трансформируется литературная система. Однако по своему типу русская культура XVII века оставалась средневековой, и это обстоятельство способствовало усилению конфликта традиции и новизны. Традиционные тексты, как и раньше, определяли литературные и культурные нормы, служили основным литературным образцом. Русские книжники и писатели продолжали работать в русле «субстанционального» подхода к тексту (в отличие от «релятивистского»), когда целью становилось стремление к архетипу через максимальное воспроизведение источника и доказательство подобия (Р. Пиккио, В.В. Калугин). Но новое отношение к тексту, книге, авторству, образованности и просвещенности зародилось, как известно,

16 Никон, патриарх. Труды / Научное исследование, подготовка документов к изданию, составление и общая редакция В.В. Шмидта. М., 2004. - 1261 с.

17 Воробьева Н.В. Историко-канонические и богословские воззрения патриарха Никона. Автореферат дисс. д-ра ист. наук. Омск, 2009. —44 с. внутри традиционализма; ярко проявившись в практике справщиков Московского печатного двора (A.C. Демин), оно не могло не оказать влияние на литературно-публицистическую деятельность Никона, в период патриаршества стоявшего в управлении этим главным печатным органом страны. Традиционалист по воспитанию и образованию, грекофил по убеждению, противник «западных» новин Никон не отрицал тех культурных изменений, которые не противоречили православной традиции и укрепляли ее.

Актуальность темы обусловлена малой изученностью литературно-публицистического наследия патриарха Никона, в состав которого входит большое количество разных по содержанию и жанрам сочинений. Литературная и книжная деятельность патриарха Никона во многом определялась жизненными обстоятельствами, его статусом и обязанностями первосвятителя. В эпистолярных и полемических сочинениях московский патриарх отчетливо сформулировал собственные представления об идеальном православном правителе и качествах патриарха, которые являлись отражением остро политического вопроса о соотношении святительской и царской властей. Ожившая в переписке Никона с современниками теория о взаимоотношениях «священства» и «царства» органично вписала сочинения патриарха Никона в традицию русской публицистики XVII века, в рамках которой активно обсуждались вопросы о пределах церковной и светской власти. Духовно-назидательные сочинения патриарха Никона представляют научный интерес как памятники русской письменности и культуры второй половины XVII века и заслуживают должной оценки. Важность научного изучения выбранной для диссертационного исследования темы заключается в том, чтобы не только определить место сочинений патриарха Никона в литературном процессе XVII века, особенности деятельности патриарха — книжника и писателя, но и дополнить уже сложившиеся в современной филологической науке представления о закономерностях развития литературного процесса середины — второй половины XVII века в условиях начавшегося «перехода» от литературы и культуры средневекового типа к литературе и культуре Нового времени. Патриарх Никон, как известно, активно внедрявший в общественную жизнь церковные реформы, лично руководивший книжной справой и изданием новых книг, в то же время в своей литературно-публицистической деятельности продолжал традиции средневековой словесной культуры.

В историографии о патриархе Никоне чисто филологических, литературоведческих работ мало. Они представлены разделами книг и единичными статьями.

В работах A.C. Елеонской о литературном процессе второй половины

XVII века содержатся ценные сведения об особенностях русской публицистики этого периода, развитии публицистических идей и способов их

18 выражения в произведениях писателей разных литературных школ. В семи посланиях патриарха Никона и «Возражении» исследовательница выявляет особенности использования автором средств и приемов полемической литературы: это и выразительные характеристики противников Никона при помощи подбора фактов об их несостоятельных поступках и специальной лексики; и особое обращение к жанру видений; и использовании в языке элементов разговорной речи; и владение автором приемами ораторского искусства ведения спора. A.C. Елеонская сравнивает сочинения патриарха и авторов, принадлежавших к противоположной Никону литературной традиции, которые были сторонниками сильной самодержавной власти московского царя, с законодательными актами, имеющими характер публицистических манифестов, и произведениями, написанными после низложения патриарха и направленными против Никона лично и его теории.19

18 Елеонская A.C. 1) Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978.-270 е.; 2) Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. М., 1990. - 224 с.

19 Елеонская A.C. 1) Полемика о «царстве» и «священстве» в русской публицистике 50-60-х годов XVII века // Очерки по истории русской литературы / Под ред. проф. И. А. Ревякина. М., 1967. Ч. 1. (Ученые записки МГПИ. № 256). С. 61-71; 2) Русская публицистика второй половины XVII века. С. 29-60.

Е.К. Ромодановская называет патриарха Никона «одним из крупнейших писателей своего времени» и справедливо полагает, что художественные системы патриарха Никона и писателей «московской школы», идеологов раннего старообрядчества — Аввакума, дьякона Федора, Авраамия и др., одной природы, которая кроется в их воспитании, образовании, понимании системы ценностей. Сходство художественных приемов, принципов построения и подачи сюжета у разных по духу авторов «следует искать в определенном стиле эпохи, в общих источниках и правилах творчества».20

Н.В. Шухтина издала текст одного письма патриарха Никона царю из ссылки и снабдила его историко-филологическим комментарием, в котором отметила, что послания Никона публицистического характера написаны ярким, образным языком; Никон как полемист использует различные литературные средства для утверждения своей точки зрения: это и художественное воссоздание картин современности и прошлого, это определенные символы и метафоры, это использование в рамках послания других литературных жанров - гимна, видения, прения.21

М.Ю. Люстров исследовал в посланиях патриарха Никона стихотворные вставки, рифмованные вкрапления, являющиеся производными этикетных эпистолярных формулировок. По мнению исследователя, для привлечения внимания адресата Никон опирался на сформированный в первой половине XVII века стихотворный эпистолярий.22 Несмотря на то, что большое количество сочинений патриарха Никона издано, открыты и введены в научный оборот его новые произведения, до сих пор нет полного издания и критического анализа огромного эпистолярного и духовно-нравственного наследия патриарха Никона, не

20 Ромодановская Е.К. Литературное творчество патриарха Никона и старообрядческие писатели // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1990. С. 58-64.

21 Письмо патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу / Подгот. текста и коммент. Н.В. Шухтиной//ПЛДР: XVII век. М., 1988. Кн. 1. С. 514-522, 669-674.

22 Люстров М. Ю. Старинные русские послания (ХУН-ХУШ век). М., 2000. С. 29-36. проведен текстологический и литературоведческий анализ его сочинений, что необходимо для понимания литературного процесса в XVII веке, для дальнейших исследований о патриархе Никоне. Собственно литературно-публицистическая деятельность патриарха Никона и его место в культурно-историческом и литературном контексте, среди писателей и книжников середины — второй половины XVII века остаются практически неизученными. В диссертации эта проблема поставлена и решена на материале большого числа памятников.

В диссертации личность патриарха Никона и его труды характеризуются с точки зрения научной объективности восприятия персоны патриарха Никона и его деяний, заложенной H.A. Гиббенетом, Г.В.

23

Вернадским, отчасти Н.Ф. Каптеревым, которые хорошо знали архивные источники по «делу» Никона и издали в XIX веке значительную часть рукописного наследия патриарха. j

Предметом исследования является выявление способов освоения древнерусской литературной традиции патриархом Никоном, автором середины - второй половины XVII века, и определение особенностей его творчества в контексте «переходного» периода.

Объектом исследования стали два комплекса сочинений патриарха Никона, представляющие разные типы литературно-публицистического творчества: эпистолярий и духовно-назидательные сочинения. Эпистолярные и духовно-назидательные сочинения патриарха Никона изучаются как памятники литературы и публицистики XVII века.

Целью исследования является определение принципов литературно-публицистической деятельности патриарха Никона, способов построения авторского текста и приемов отстаивания владыкой через слово идейных воззрений. Достижение поставленной цели основано на постановке и решении следующих конкретных задач:

23 Кистерев С.Н. Эпоха патриарха Никона как этап в истории русского просвещения в представлении Н.Ф. Каптерева // Каптеревские чтения 6: Сб. ст. М., 2008. С. 139-144.

I. Определено место эпистолярных сочинений патриарха Никона в византийско-русской традиции жанра:

1) установлены элементы делового стиля в письмах и посланиях Никона царю Алексею Михайловичу;

2) исследована роль техники поздневизантийского греческого письма в посланиях патриарха Никона к грекам;

3) описаны стилистические приемы и фигуры речи, формы проявления авторского начала и способы формирования индивидуального строя, использование автором элементов разных жанров средневековой литературы (агиографии, святоотеческих и пастырских поучений, гомилетики, молитвословий, прения) и жанров, принадлежащих к приказному делопроизводству, принципы работы патриарха Никона с разными типами источников и их роль в построении авторских текстов;

4) выявлена роль видений патриарха Никона в структуре его посланий царю Алексею Михайловичу.

II. Изучены духовно-назидательные сочинения патриарха Никона как памятники литературы середины-второй половины XVII века:

1) определены элементы традиции окружного пастырского послания в грамоте патриарха Никона о Крестном монастыре и послании о моровом поветрии и способы раскрытия автором актуальных тем современности (о кресте и крестном знамении; духовно-нравственном состоянии общества);

2) на основе анализа приемов работы патриарха Никона над «Наставлением царю» изучены способы реализации авторской концепции о соотношений властей церковной и светской;

3) исследованы элементы традиции монастырских уставов и завещаний основателей монастырей в завещании-уставе патриарха Никона;

III. После изучения эпистолярных и духовно-назидательных сочинений патриарха Никона в контексте литературного процесса XVII века, дана оценка его литературно-публицистической деятельности:

1) прослежена история бытования в рукописной традиции посланий патриарха Никона к грекам;

2) проанализировано содержание документов «дела» патриарха Никона и реконструированы келейные библиотеки владыки в Воскресенском монастыре и в ссылке в Ферапонтовом монастыре, выявлен круг чтения патриарха и книг, которые он мог использовать в качестве источников своих сочинений, образцов-подобий форм и жанров, теоретических сведений об эпистолярном искусстве, о приемах и средствах полемической культуры.

3) для выявления литературной специфики сочинений патриарха Никона, особенностей отношения современников к письменным трудам владыки проведено сравнение составленных на основе его текстов сочинений с авторскими, Никоновыми;

4) определено лгесто патриарха Никона в литературном процессе XVII века при помощи сравнения его как автора с его современниками — просвещенными иерархами, монастырскими книжниками, идеологами раннего старообрядчества, справщиками Московского печатного двора, писателями патриаршего круга.

Методологической базой изучения истории текстов патриарха Никона, источников, принципов работы автора стали существующие исследования источниковедческого характера, книжности и русской средневековой литературы, концепции по поэтике древнерусской литературы, проблемам текста.

Большое значение для осмысления характера общих процессов в литературе XVII века имеют работы Д.С. Лихачева о цельности художественного развития русской средневековой литературы.24 Исследование сочинений патриарха Никона подтверждают выводы ученого об этикетности древнерусской литературы, об активном взаимодействии в XVII веке литературы и документа, разговорного и делового языка.25

24 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. - 303 с.

25 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУП веков: Эпохи и стили. Л., 1973. - 256 с.

Для выявления источников и изучения межтекстовых связей в эпистолярных и духовно-назидательных сочинениях патриарха Никона, система доказательств которого базировалась преимущественно на традиционных текстах, огромное значение имеют исследования о цитации и роли цитат в структуре текста, о методах работы средневекового автора с

Л/Г авторитетными источниками. Библейские тексты и заимствования из святоотеческих трудов, составившие основу системы доказательств и аргументов патриарха Никона, встраивали его сочинения в многовековую традицию опоры на авторитет и в полной мере подтверждали особенность средневековой культуры быть ориентированной на высокие подобия и 28 образцы.

Содержание писем и посланий Никона современникам, в которых патриарх раскрывал свою теорию о «священстве» и «царстве», подтверждает

29 наблюдения А.Н. Робинсона о том, что «идеологические факторы внелитературного порядка» имели свое прямое выражение в публицистических сочинениях того времени и оказывали влияние на стиль и формы выражения публицистических идей.

Огромное значение для понимания характера и особенностей переписки патриарха Никона с современниками имеют наблюдения и выводы ученых о влиянии византийской эпистолярной схемы на эпистолярную технику древнерусских книжников и отдельных писателей

26 Левинтон Г.А. К проблеме литературной цитации // Материалы 26-й научной студенческой конференции. Литературоведение. Лингвистика. Тарту, 1971. С. 52-54; Николаева Т.М. Метатекст и его функции в тексте (На материале Мариинского Евангелия) // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 133-147; Станчев К. Поетика на старобългарската литература. Основни принципи и проблеми. София, 1982; Пиккио P. Slavia orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. - 720 с.

27 Сухомлинов М.И. Исследования по древней русской литературе: Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1908. Т. 85. № 1. С. 442-493; Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. — 614 е.; Еремин И.П. Литература Древней Руси: (Этюды и характеристики). М.-Л., 1966. — 264 е.; Живов В.М. Особеннсти рецепции византийской культуры в Древней Руси // Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1. Древняя Русь. С. 586-617; Буланин Д.М. 1) О некоторых принципах работы древнерусских книжников // ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37. С. 3-12; 2) Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984. - 277 е.; Сапожникова О.С. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 546-600.

28 Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. A.M. Лидов. М., 2006. — 764 е.; Новые Иерусалимы. Перенесение Сакральных пространств в христианской культуре. Материалы международного симпозиума / Ред.-сост. A.M. Лидов. М., 2006. - 172 с.

29 Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974.

Bercoff G.B., Berger К., Breloer M., Буланин Д.М., Журова Л.И., Калугин B.B., Подтергера И.А., Понырко Н.В., Попова Т.В., Сметанин В.А., Федотова М.А. и др.). В ответных посланиях Никона грекам и в дружеских письмах царю отразилось особое «эпистолярное сознание», существовавшее в Древней Руси, всеобщие эпистолографические правила и топика, характерные для многих памятников эпистолярного жанра.

Патриарх Никон, «русский по рождению, но по вере грек», противник «латиномудрия», укорененный в святоотеческую и древнерусскую традицию, сохранял в своей деятельности типичные черты русского Православия и вместе с писателями патриаршего круга, анализ деятельности которых сделан Т.В. Панич,31 выражал традиционные взгляды на многие стороны общественной и культурной жизни своего времени, в том числе на литературу и литературное творчество.

Новизна и научная значимость работы состоит в том, что впервые поставлена и решена проблема изучения литературно-публицистического наследия патриарха Никона в контексте литературного процесса XVII века. Созданные патриархом Никоном тексты рассмотрены как его литературное творчество. В научный оборот введены два ранее не известных духовно-назидательных сочинения Никона — «Наставления царю» и завещание-устав для братии Воскресенского монастыря, в которых определены элементы литературной традиции. Окружные послания Никона о Крестном монастыре и моровой язве, изданные на Московском печатном дворе, изучены в традиции пастырских окружных посланий; а для доказательства литературной природы Грамоты о Крестном монастыре привлечено вновь

30 Попова ТВ. Византийская эпистолография // Византийская литература. М., 1974. С. 181-230; Смешанны В.А. 1) Эпистология поздней Византии. Постановка проблемы и обзор историографии // Античная древность и средние века. Свердловск, 1977. Вып. 14. С. 60-76; 2) Эпистология поздней Византии, проэлевсис (конкретно-историческая часть) // Там же. Свердловск, 1978. Вып. 15. С. 60-82; Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. JL, 1984. С. 100-117; Auf Gottes Geheiss sollen wir einander Briefe schreiben: altrussische Epistolographie / Übersetzungen, Kommentare und eine einführende Studie von D. Freydank, G. Sturm, J. Harney, S. und D. Fahl. Wiesbaden, 1999 (Opera Slavica; Neue Folge, 34).

31 Панич Т. В. 1) Книга «Щит веры» в историко-литературном контексте конца XVII века. Новосибирск, 2004. - 332 е.; 2) Писатели патриаршего круга в богословской полемике 80-х - 90-х гг. XVII в. Автореферат дисс. . д-ра филол. наук. Новосибирск, 2007.-45 с. открытое сочинение неизвестного книжника начала XVIII века о христианском кресте, созданное с привлечением текста патриарха Никона. Исследование эпистолярных сочинений Никона проведено с использованием опыта историков, несмотря на то, что тексты патриарха воспринимались ими только как исторические источники. Произведенный для диссертации отбор почти 100 эпистолярных (76 писем царю, 20 текстов переписки с греками) и 4-х духовно-назидательных сочинений патриарха из огромного литературно-публицистического наследия Никона, значительная часть которого издана историками в XIX веке, был обусловлен не принципом информативности текстов, а прежде всего целью исследования.

На материале посланий Никона к современникам выявлены литературные способы выражения автором его взглядов на актуальные вопросы современности, описаны используемые патриархом принципы ведения полемики и способы отстаивания через слово своей позиции, которые впоследствии легли в основу системы аргументации «Возражения».

Впервые проведен текстологический анализ посланий Никона к грекам и изучена рукописная история текстов переводов с греческого языка на русский писем патриарха к представителям греческой Церкви (более 40 новых списков).

Определено место патриарха Никона в литературном процессе XVII века. Если внешнее поведение владыки было организовано в соответствии с его высоким церковным статусом, что позволяло в рамках православной традиции принимать отдельные религиозно-обрядовые изменения и вносить «новины» в традиционную культурную парадигму, то в литературно-публицистическом творчестве патриарх Никон был убежденным сторонником традиции. Как традиционный писатель он подчинял характерные для средневековой книжной культуры приемы и способы повествования внелитературным целям, выражению своих идей. Анализ письменно наследия Никона показал, что в литературе XVII века еще была сильна традиция, и что традиционное направление в литературном процессе поддерживал в середине столетия глава Русской Православной Церкви. Именно поэтому исследование литературно-публицистического наследия патриарха Никона имеет прямое отношение к пониманию литературного процесса середины — второй половины XVII века.

Методы исследования. В основу изучения письменного наследия Никона положен системный подход, который предполагает исследование сочинений патриарха как органическое целое. Методологическую основу системного подхода составляет семантическая связь классических методов изучения рукописных памятников древнерусской письменности: археографический, сравнительно-исторический, текстологический, структурного анализа, историко-типологический, историко-литературный. Применение системного подхода в исследовании дает представление о творчестве патриарха Никона.

Теоретическая значимость работы заключается в выводах о традиционно-книжном характере литературно-публицистической деятельности патриарха Никона. В сочинениях Никона ярко выразилась его приверженность к традиционным способам и формам выражения авторской концепции, проявились типичные для средневекового книжника принципы работы над его сочинениями. Способы авторского самовыражения и отражения свойств личности и характера Никона, событий его биографии в произведениях владыки находятся в рамках традиционной книжной культуры.

Значимость работы заключается и в том, что исследуемые тексты во многом дополняют сложившиеся в науке представления о взаимодействии деловой прозы и литературы в «переходный» период. Эпистолярные сочинения патриарха Никона показывают, что он как личность свободно ведет себя внутри документа, нарушает строгие формулярные требования, вносит индивидуальное начало в делопроизводственные тексты. Письменные источники, использованные в диссертации, показывают ' своеобразие эпистолярного жанра в XVII веке, заключающееся в смешении жанровых форм, стирании границ жанров, в их активном взаимодействии и взаимовлиянии.

В процессе исследования эпистолярных сочинений патриарха Никона накоплен материал и для характеристики частного письма в русской литературе XVII века - жанра, чрезвычайно популярного в поздневизантийской эпистолярной технике, но получившего развитие в России в более позднее время.

Духовно-назидательные сочинения патриарха Никона демонстрируют процесс смешения литературных жанров во второй половине XVII века, доказывают свободное сосуществование жанров в общем пространстве бытования. Важными для теории текста являются выводы диссертации об использовании Никоном известного средневековой культуре способа компилирования и соединения цельных текстов и их фрагментов при построении сочинений, а также о работе автора с разными типами источников, сосуществующих в пределах одного жанра.

Положения, выносимые на защиту:

1. Литературно-публицистическая деятельность патриарха Никона во многом определялась жизненными обстоятельствами его биографии. Общение с современниками через запечатленное на бумаге слово было для патриарха необходимостью и ремеслом. Послания патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу находятся на разных ступенях перехода от официальных документов, деловой прозы к публицистическим посланиям; Никон использует такие виды эпистолярного жанра, которые, с одной стороны, тесно связаны с приказным делопроизводством, с другой, порывают со строгими требованиями делового письма и свободно взаимодействуют с традиционной книжной культурой. Письма Никона царю свидетельствуют о совершенном владении автором приемами, законами и нормами русско-византийской эпистолярной техники.

2. Письма сочувствовавших Никону греков к нему «спровоцировали» московского владыку уподобить его ответные послания греческим образцам и применить в них хорошо знакомые московскому патриарху стилистические средства и широкие возможности поздневизантийской эпистолярной схемы. Составленные в традициях официальных грамот к высокопоставленным духовным лицам послания Никона к представителям греческой Церкви — газскому митрополиту Паисию Лигариду и восточным патриархам превратились в публицистические послания, в которых владыка изложил своих взгляды на актуальную проблему современности о разделении церковной и светской властей. Послания патриарха Никона к грекам отразили характерные для второй половины XVII века процессы активного взаимодействия жанров деловой письменности между собой.

3. Рукописная история посланий патриарха Никона восточным святителям показывает бытование на русской почве списков как протографа авторского текста посланий, так и протографа переводов посланий Никона грекам с греческого языка на русский. Но на русском (до и после перевода) и греческом (1 список) языках сохранилась только грамота Никона патриарху Константинопольскому Дионисию (более 20 списков XVII-XIX веков). Рукописная история послания патриарха Никона газскому митрополиту Паисию Лигариду представлена «жизнью» протографа перевода послания Никона греку с иностранного (латинского или греческого) языка (13 списков Х\ЭД-Х1Х веков), а не списка с автографом патриарха Никона (РГАДА ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 3, л. 144-152). Переписка Никона с греками отражает процесс бытования на русской почве в ХУШ-Х1Х веках посланий как единого комплекса эпистолярных текстов, объединенных тематически и адресатами.

4. Анализ содержания и стилистических особенностей посланий патриарха Никона к царю позволил описать способы авторского самовыражения и поведения автора. Так называемые «образы» Никона, органично связанные с характерным для литературы XVII века возрастанием личностного начала, усилением роли автора, позволяют ему в конкретных ситуациях «перевоплощаться» на письме, для достижения конкретных целей и эмоционально-дидактического воздействия на адресата «исполнять» определенную роль, используя для этих целей традиционный «набор» словесно-художественных средств и литературных приемов. Так, появление «образа» духовного наставника царя связано с возможностями гомилетики и пастырских поучений; «образы» домостроителя и просителя о царской милости связаны с жанрами чисто деловой переписки; собственно литературная традиция определила особенности «образа» страстотерпца', смешение делового письма и литературной традиции произошло при реализации «образов» защитника царской чести и молитвенника о государевой душе. Документы «дела» патриарха Никона показывают, что не только авторское, но и внешнее поведение Никона было организовано в соответствии с его «образами».

5. Принципы работы патриарха Никона с разными типами источников не выходят за рамки средневековой письменной традиции. Священный текст и библейская топика присутствует в эпистолярных сочинениях патриарха Никона на разных уровнях; автор ведет себя как типичный книжник, продолжая многовековую традицию древнерусской книжности обращения к авторитетным текстам-образцам для адекватного понимания создаваемого сочинения. В работе с законодательным источником Никон предпочитает делать цитаты-выписки и точно его обозначать. В то же время, используя способы работы с источниками, характеризующие новую культурную модель и ярко проявившиеся в работе справщиков Печатного двора (изменение структуры текста в сторону ее увеличения и расширения смыслов; критическое отношение к авторитетному тексту, выражавшееся в грамматической и лексической его правке; компиляция заимствований из разных типов источников; выбор источника цитирования путем сравнения нескольких из них), Никон встраивал древнейшие методы и приемы работы средневековых авторов в русло современной ему культурной традиции.

6. Видения патриарха Никона в структуре его эпистолярных сочинений продолжают традицию русской публицистики XVII века и помогают автору выразить свое отношение к одному из важнейших вопросов современности — о качествах светского правителя и православного пастыря; острой публицистической направленностью видения Никона напоминают видения его современников - старообрядческих авторов. Публицистическая и полемическая направленность видений патриарха Никона обусловила и разные способы включения автобиографических рассказов об откровениях свыше в ткань собственного повествования.

7. Анализ келейных библиотек патриарха Никона, состав которых реконструируется по документам «дела» Никона, путей формирования личных книжных собраний Никона в Воскресенском и Ферапонтовом монастырях показывает, что содержание библиотек патриарха отражает не только уровень его образованности и начитанности, но и позволяет установить конкретные источники его сочинений и духовные основания культурно-реформаторской деятельности.

8. В основу создания духовно-назидательных сочинений патриарх Никон положил традиционный для средневековой культуры составительский принцип, который в каждом конкретном случае способствовал реализации важной для средневековой книжной культуры тенденции возрождения «памяти слова» и «памяти текста». Завещание-устав патриарха Никона для братии Воскресенского Ново-Иерусалимского^ монастыря сохранилось в одном списке конца XVII века (РГБ, Музейное собр. № 9427, л. 485 об.-493 об.). Сочинение компилятивное и состоит из четырех частей, каждая из которых до включения в состав завещания представляла собой самостоятельное произведение со своей рукописной традицией. Никон создал композиционно завершенное произведение завещательно-уставного характера, ориентируясь на игуменские уставы-завещания византийской литературной традиции.

9. «Наставление царю» сохранилось в единственном списке с автографом патриарха Никона: его рукой сделаны вставки из книг Священного Писания и печатной Кормчей (РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 298а-393 об.). Обнаружение мной главного источника «Наставления»

Нравственных правил» Василия Великого - позволило охарактеризовать методы работы патриарха с сочинением каппадокийского святителя и увидеть намеренную ориентацию автором своего произведения на широко распространенную форму средневековой культуры - сборник. Сборник патриарха Никона по форме и структуре в определенной мере соответствовал традиции печатных книг богословского и полемического характера, выходивших в середине XVII века на Московском печатном дворе, и у продолжал традицию популярных в Древней Руси памятников византийской политической мысли, излагавших средневековые общественно-политические концепции и представления о государственной и церковной власти, которые были адресованы светскому правителю.

10. Окружные послания патриарха Никона, изданные на Московском печатном дворе в 1656 году, несмотря на разное содержание, имеют сходство в построении (разделены на две самостоятельные части), в составительском принципе организации материала и в подборе хорошо известных современникам Никона источников для понимания и усвоения широкой аудиторией излагаемых автором религиозно-обрядовых и нравственных идей. Изложение о троеперстии в окружном послании Никона о Крестном монастыре базировалось на текстах о кресте, читаемых на литургии. Темы греха и покаяния в окружном послании о моровой язве патриарх Никон раскрыл в традиции библейского и святоотеческих учений о наказании свыше грешников мором и стихийными бедствиями. В условиях активного влияния на русский быт и мировоззрение современников Никона западной религиозной культуры проблемы чистоты веры и обрядов, сохранения православного образа жизни ярко раскрылись в его окружных посланиях пастве.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные выводы могут служить основой для дальнейших исследований о патриархе Никоне представителями гуманитарных наук. Выводы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях по истории русской литературы и культуры XVII века, в лекционных и специальных курсах по истории литературы периода перехода от средневекового типа к литературе Нового времени.

Основные положения диссертации опубликованы в научных сборниках, периодических изданиях, в том числе рецензируемых ВАК. В настоящее время опубликованы около 60 статей объемом более 50 п.л., две книги о патриархе Никоне и его литературно-публицистической деятельности (Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб.: Дмитрий Буланин, 2003; Эпистолярное наследие патриарха Никона. М.: Индрик, 2007) общим объемом 131,5 п.л., в которых осуществлено научное издание почти 80 сочинений патриарха Никона.

Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на научных конференциях: международных «Исторические традиции русско-сирийских культурных и духовных связей: миссия антиохийского патриарха Макария и дневники архидиакона Павла Алеппского: К 350-летию посещения патриархом Макарием Антиохийским и архидиаконом Павлом Алеппским Москвы» (Москва, 2006), «Человек в культуре русского барокко» (Москва, 2006), «Нарративные традиции славянских литератур (Средневековье и Новое время)» (Новосибирск, 2006-2009), «Святоотеческие этические учения в киевской богословской мысли эпохи реформ» (конец XVI — начало XVIII в.) (Киев, 2007); «Время культурологии» (Москва, 2007); «Культура и текст: Культурный смысл и коммуникативные стратегии» (Барнаул, 2008); на всероссийских и региональных: Чтениях памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 2003-2008) и Никоновских чтениях в музее «Новый Иерусалим» (Истра, 2000, 2006, 2009); «Патриарх Никон и его время» (Москва, 2002).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух частей, каждая из которых включает три и две главы соответственно (в главах выделены разделы), Заключения, Приложения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Севастьянова, Светлана Климентьевна, 2009 год

1. Пролог. М., 1642. Л. 21-22.

2. Минея праздничная. М., 1993. С. 26-26 об., 27 об., 30 об.

3. Вилинбахов Г. Легенда о «знамении Константину» в символике русских знамен XVII-XVIII веков // Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1983. Т. 23. С. 27.

4. Гнутова C.B., Щедрина К.А. Кийский Крест, Крестный монастырь. С. 694.

5. Николаевский П.Ф. Русская проповедь. С. 71.

6. Федоров А. Окружные послания русских иерархов (с 14 по вторую половину 16 в.). Курсовое сочинение. 1904 г. РНБ, ф. 574, оп. 2, № 240, л. 7-8.

7. Александр Мень, протоиерей. Литературные жанры в Библии // Мир Библии. М., 1999. Вып. 6. С.41.

8. Мончева Л.Н. Апостолическое письмо в становлении художественно-этетической традиции средневековой литературы // ТОДРЛ. Л., 1989. Т. 42. С. 190.

9. Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 289.

10. Опарина Т.А. Происхождение статьи «О крестном знамении» московских дониконовских изданий 40-х годов XVII в. (в печ.).

11. Далее ссылки на это издание в тексте в круглых скобках.

12. Московские кирилловские издания. Вып. 3. № 13-17, 19, 21, 22, 26, 27, 28, 34-40.

13. Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Каталог. Вып. 2. 1626-1650. М.: Индрик, 2002. С. 158. № 79; Московские кирилловские издания. Вып. 3. № 87, 88.

14. О такой практике в XVII веке см.: Булычев А. А. Поучение на «моровое поветрие» патриарха Иосифа. С. 187; Московские кирилловские издания. Вып. 2. С. 158.

15. Николаевский П.Ф. Русская проповедь в XV и XVI вв. СПб., 1868. С. 73.

16. Филигрань: лигатура «РФ МП» в картуше. Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М., 1959. № 522 (1744).

17. Зернова A.C. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный каталог. М., 1958. № 270; Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Каталог. Вып. 3. 1651-1675 / Сост. Л.Н. Горбунова, Е.В. Лукьянова. M., 2003. С. 74. № 32.

18. ГИМ, собр. A.C. Уварова, № 138, л. 253-273 об.; № 349 (605), л. 1-18 об.; РНБ, собр. H.M. Михайловского (ф. 487)F-180, л. 101-108.

19. Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. С. 75. № 32.1.

20. Древняя российская вивлиофика. изданная Николаем Новиковым. М., 1788-1791. 2-е изд. 4. 6. С.162.182.

21. Никон, Патриарх. Труды / Hay1!, иссл., подг. документов к изд. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004. С. 100-104.

22. Акты исторические. СПб., 1842. Т. 4. С. 172-177.

23. Предстоятельство Патриарха Адриана (1690-1700) // Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь // Электронный ресурс: Ь1ф://егЬ.5е^1Ч2а.т/тс1ех.Ьйт11?сПс1=700.

24. Панич Т.В. Окружное послание 1696 года Афанасия Холмогорского // Исторические источники и литературные памятники ХУ1-ХХ вв.: Развитие традиций. Новосибирск, 2004. С. 241-249 (исследование), 249-264 (публикация текста).

25. Шаманский Г.И. Грех // Дорога к храму.ги. Электронный ресурс: http://www.wlad.zachalo.ru/p29aal.html.

26. Игнатий (Брянчанинов), сет. Творения. M., 1993. Т. 4. С. 13.

27. Корогодина М.В. Исповедь в России в Х1У-Х1Х вв. С. 267-278.

28. Кормчая. М., 1653. Л. 195-196; Триодь постная. М., 1974. С. 88.

29. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского, избранные творения. Собр. поучений. М., 2006. Т. 1. С. 126.

30. Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию. С.229.231.

31. Дьяченко Григорий, протоиерей. Великий пост. К., 2006. С. 30-36.

32. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского, избранные творения. Т. 2. С. 23,24.таким образом, чтобы соблюдение заповедей Божиих в делах и поступках стало их образом жизни.

33. Исаак Сирии, преп. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты / Пер. с сирийского, прим., предисл. и послесл. еп. Илариона (Алфеева). СПб., 2006. С. 126-127.

34. Краткая исповедь перед духовниками. Извлечение из полной исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского.

35. Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв. С. 25.

36. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. С иллюстрациями. Издание преемников А.П. Лопухина. Пг., 1904-1913. Т. 2. С. 508.

37. Толковая Библия. Т. 2. С. 239,420.

38. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского, избранные творения. Т. 1. С. 71.

39. Геллсй Генри. Библейский справочник. СПб., 2004. С. 334.П. Грехи духа. Патриарх Никон обращает внимание читателей на грехи, которые не связаны с конкретными деяниями человека, а характеризуют его внутреннее состояние и определяют его поведение.

40. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского, избранные творения. Собр. поучений. М., 2006. Т. 1. С. 46; Т. 2. С. 269.

41. Иоанн Кронштадтский, св., праведный. Моя жизнь во Христе. Кн. 1. С. 114-115; Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. С. 199, 205.

42. Киприан (Керн), архгш. Святоотеческое учение о человеке. Начало: апостол Павел // http://www.portal-slovo.ru/rus/theology/6240/6772/.

43. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Антропология в Новом Завете // http://www.spbda.ru/theology/bible contents/01-101 -ianuar-antr-nz.php.

44. Платон, архгш. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. С. 328.

45. Сурова J1.B. Методика православной педагогики. Клин, 2002. Ч. 1. С. 41.

46. Филарет (Вознесенский), игумен. Конспект по нравственному богословию. М., 1990. С. 3.

47. Зорин К. Утрата смысла жизни // Православная беседа. 2004. № 1; Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. Т. 1. С. 367.

48. Герасимов С.А. Совесть как феномен духа.

49. Иоанн Лествичник, преп., авва, игумен Синайской горы. Лествица. С. 70; Никодим Святогорец, преп. Невидимая брань / Пер. с греческого святителя Феофана Затворника. М., 2000. С. 270.

50. Герасимов С.А. Совесть как феномен духа.

51. Новый Завет с толкованием блаженного Феофилакта, архиеп. Болгарского. Кн. 1. С. 59.

52. Новый Завет с толкованием блаженного Феофилакта, архиеп. Болгарского. Кн. 1. С. 642-643.

53. Игнатий (Брянчанинов), еп. Зрение греха своего // Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. СПб., 1905. Т. 2. Аскетические опыты. С. 122.

54. Исаак Сирин, преп. О божественных тайнах и о духовной жизни. С. 36, 119.

55. Исаак Сирин, преп. О божественных тайнах и о духовной жизни. С. 220,263-264.

56. Толковая Библия. Т. 6. С. 6-8.

57. Иоанн Кронштадтский, св., праведный. Моя жизнь во Христе. Кн. 1. С. 113,279.

58. Творения св. Дионисия Великого, еп. Александрийского, в русском переводе / Пер., прим. и введение свящ. А. Дружинина под ред. э.о. проф. Л. Писарева. СПб., 2007. С. 53-54.

59. Москвич В.П. Выразительные средства современной русской речи. С. 64, 69. '

60. Свт. Игнатий Брянчанинов. В помощь кающимся. С. 17; Духовные поучения Старцев Оптинских // http://wwvv.hesvchasm.ru/librarv/athon/optina ger.htm.

61. Лобачев C.B. Патриарх Никон. С. 114-115, 201.

62. Свт. Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский. Собр. творений в 2-х тт. Св.-Троицкая лавра, 1994. Т. 1. С. 240,238-239.

63. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

64. Иоанн Кронштадтский, праведный, св. Поучение на Преображение Господне // Электронный ресурс: http://www.orthodox.spbu.ru/preobr.htin.

65. Фаддей (Успенский), сет. Преображение Господне. Слово пастыря // Электронный ресурс: http://vvww.nikolski.kz/blagovest/nb069.htm.

66. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. С. 14-30.

67. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. СПб., 1900. С. 201.

68. Ромодановская Е.К. Эпистолярное наследие тобольских архиереев XVII века // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 1998. № 4. С. 15.

69. Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984. С. 170.

70. Чумичева О.В. Инок Герасим Фирсов соловецкий писатель XVII в. // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 4. XVII-начало XVIII вв. М., 1992. С. 96.

71. Василий Великий. Книга о постничестве. Острог, 1594. Л. 40-160 об. Далее ссылки на это издание с пометой ВВ и обозначением листов в тексте в круглых скобках.

72. Творогов O.B. 1. Изборник 1073; 2. Изборник 1076 // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI-первая половина XIV в.). С. 194-198.

73. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуция, библиография. Л., 1969. С. 56-59; Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный (теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя). М., 1998. С. 112, 199.

74. Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный. С. 223; Коновалова Ж.Ф. О библиотеке архиепископа Вологодского и Белозерского Симона // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. 1978. Л., 1979. С. 116.

75. Мелетий Смотрицкий. Грамматика. М., 1648. Л. 42 об.

76. РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 3, л. 124; Историческое исследование дела патриарха Никона. 4. 2.С. 495.

77. Севастьянова С.К. Материалы к Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. С. 343-373.правила Василия Великого № 4, 10, 24, 28, 40, 64, 69, 71, 72). 15 правил кесарийского святителя патриарх Никон подверг следующим изменениям:

78. Лурье Я.С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель // Послания Иосифа Волоцкого / Подготовка текста А.А. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 89-94, 183-185, 260-262.

79. Лобакова НА. Памятник византийской учительной литературы «Поучение благого царства» Агапита и «Житие митрополита Филиппа» // Русская агиография. Исследования. Публикация. Полемика. СПб., 2005. С. 527-545.

80. Чумичева О.В. Инок Герасим Фирсов. С. 106-107, 116-126.

81. Сапожникова О.С. Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия Шелонина // Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 349-350.

82. Лебедев Лев. Москва патриаршая. M., 1995. С. 124-125.

83. Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 21-23.

84. Сапожникова О.С. Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа. С. 350.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.