Свадебная музыкально-этнографическая традиция северных районов саратовского Поволжья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Хохлачева, Мария Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 419
Оглавление диссертации кандидат наук Хохлачева, Мария Вячеславовна
Введение........................................................3
ГЛАВА I. Музыкально-этнографические основы драматургии
свадебного обряда..............................................19
1.1. Этнографический аспект: реконструкция.....................19
1.2. Песенные типы и причитания в структуре обряда.............40
1.3. Напевы-формулы как музыкальный код свадебного обряда......57
ГЛАВА II. Музыкальная типология свадебных песен................77
2.1. Слогоритмическая и ритмокомпозиционная стилистика.........77
2.2. Звуковысотные характеристики.............................108
2.3. Причитания как феномен традиции..........................141
Заключение....................................................161
Список литературы.............................................168
Приложение.................................................192-419
2
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыкальная драматургия свадебного обряда русских селений побережья реки Самары2010 год, кандидат искусствоведения Бикметова, Наталия Владимировна
Традиционный свадебный обряд Орловской области: музыкально-этнографический аспект2013 год, кандидат искусствоведения Чернобаева, Оксана Вячеславна
Свадебный фольклор средней и нижней Вычегды: Функциональное определение музыкально-поэтических жанров2002 год, кандидат филологических наук Вотинцева, Ольга Николаевна
Русская свадьба Среднего Прикамья: локальные традиции, коды обряда, межэтнические связи2018 год, кандидат наук Болдырева, Вера Геоленовна
Музыкально-фольклорные традиции мордвы Сибири: приуроченные жанры2015 год, кандидат наук Шахов, Павел Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свадебная музыкально-этнографическая традиция северных районов саратовского Поволжья»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена выявлению характерно-местных свойств музыкальной драматургии русского свадебного обряда, исторически сложившегося в центральном Поволжье в результате заселения данной территории русскими'.
На сегодняшний день имеется ряд работ по освещению стилистики свадебного фольклора различных регионов России [24; 29; 44; 45; 72; 98; 107; 161; 175; 187; 194]. Однако малоизученной остаётся до сих пор музыкальная культура саратовского Поволжья, являющегося обширной частью пограничья ниж-не- и средневолжского регионов. Исторические сведения указывают на полиэт-ничность заселения саратовской территории, которое происходило в несколько этапов, начиная с конца XVI века [6; 27; 101; 103; 114; 124-126; 150; 151; 156; 157]. Будучи притягательным местом для обустройства, Саратовский край не мог не обратить на себя внимание насельников центральных районов Московского государства.
Первая колонизация Саратовского края русскими началась, прежде всего, с северо-западной границы, с прихопёрских мест (Кузнецкого, Сердоб-ского уездов). Ещё в древних актах второй половины XIV века упоминаются караулы «еозле Аоирл Эо Дону» [157, 3]. Селиться здесь, на окраине, под прикрытием старейшей по времени учреждения «сторожевой линии», направлявшейся по Дону?
Следующим путём, по которому происходило заселение, была река Волга и её приток - река Терешка. Пытаясь обезопасить край от набегов ордынцев, Федор Иванович (время правления 1584-1598гг.) принял решение учредить линию застав и разъездов по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани и даже далее - до Терека. Началось строительство укреплённых городов
«<...>7/о/?ь /Zoo;/// Дяспльеиич //?ояняй (время правления]547-!584), jwoe/nhe? слобыиесмоо сеое ио Долее, иелел селнмься ио сил /^и<?оль//ы.г.месл7о.г...>> []50, /].
- «<...>с.7уж'?минп/ Л7ОС//Ы.И Hj'wan сообщения А/оснсы с //о^ь.^обо.и, было коиси/о зыеобиее ;/)Ообиее, иез/сели о Э/Л'еил, более ;/еи/п/?ольиыл .мес7/;носшя.г иои/еео л/?оя» [] 57, 3].
3
по нагорному берегу Волги: Царицына и Саратова. Эти два города сделались центрами, из которых воеводы рассылали воинских людей против смельчаков, собиравшихся на Волге и соседних реках для грабежа или набегов на русские окраины, и единственными во всем низовом Поволжье пунктами, на которых новые переселенцы могли бы обосноваться. Охотников идти из старинных областей Московской Руси в новые места теперь, благодаря реформам Годунова, было не мало. Отмена Юрьева дня^ дала саратовскому Поволжью не одну тысячу беглецов. Возникли небольшие поселения из - сброс) из /?ро-
с/иуц/и/кос, рлзбоц/о/кое Z/ СЛЮЛМТ /C/2<?Z?<9C/ZZ//bZT, блЯ KO/77O/?bZX O777JZO7/C/ /ОрЬСбСУ бия 77ОСЛУЗ/С7/Л(2 CZZ/Zb^bZJ/ /7ZO/ZWO.1Z 7С /7epece.7C77Z//O Z/C/ Jz/KZ/C /?ОЛЯ 7O2O-6OC77ZO47/OZ/ o/<paz//zbz л/оскобскоао ao^dopczzzgo...» [157, 2]. Холопы и пашенные крестьяне, не хотевшие мириться с возникшим крепостным правом, отягощённые оброками и податями, толпами бежали на Волгу «<...> c/zzoez/^z/ ceoz/ z/ ooz/jwzczz
zzo/zzoKzcaz jizec/zzcMz, 2Э0 Эо zzzoao epcjzo/zz/ 7/0 czz6//o было 4C^06C40CKZ/^ слобое^/ [157, <5]. Позднее к ним присоединились остатки от вольницы, которые в смутные времена занимались разбоями и грабежами.
К концу XVII века активно началась колонизация Хвалынского уезда -северной части саратовского Поволжья, чья территория находилась в подчинении Чудову монастырю. Вслед за добытым у царя Василия Шуйского в 1606 году правом на ловлю рыбы «е zznzxzzx сосноеых зобах» [157, Р], монастырь ходатайствовал себе в 1685 году у правительства и право на владение нагорным берегом Волги «zcozzzopoao нс cz/zazaczz? co6ozo со срсл/я риал мед» [там же]. В 1699 г. монастырь быстро перевёл в село Сосновый Остров (ныне Хвалынск) до трёхсот душ крестьян из других своих вотчин. Одновременно с переселением крестьян в монастырские владения, активно началось заселение частных людей и солдат, отправленных сюда для несения кордонной службы, из-за чего монахи сетовали «о тесноте» в государственных прошениях. К обычным мотивам
Юрьев день (26 ноября) — определенный законом срок, когда при окончании полевых работ крестьянин мог перейти от одного владельца к другому. Царским указом от 1597 года, право «крестьянского перехода» было отменено. [Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.www.vehi.net/brokgauz]
4
поселения прибавился ещё одни важный этап: «аояб/шеза соЭбух?/сл/ш<? б/?<?бля<?о бляеочес/777/я» и число «элементов» бродячей Руси значительно увеличилось.
В !632 году Новоспасский монастырь получил от царя Михаила Фёдоровича Романова (время правления 1613-1645гг.) жалованную грамоту, в которой монастырю были сданы в аренду за 20 рублей в год «сд/элшоеекия <...> /?Ь/б/7ЫЯ ЛО6ЛН 0/7? Л6////ЯЫ Тубы 6Я7/3 /70 /?ОЛ2С /70 //7/Э/СЯ/О/О 7/ЗРОЛОбЬ OCZ/ЯОйЛаО /^с//7л» [150, 9]. В 90-е годы XVII века Новоспасский монастырь просит Московское правительство, чтобы примыкающие к волжским водам «збл;ли со есе-n/7/^2o6bZ/, Оо/УЫ 6 60/77 4Z/7 Щ С/7ОССК0ЛЩЛ/ОЯОС/77Ы/2/0 бе? .ПС/?Ь/, /70 С/У/О/ЗЫЛ/ДуУОЧМ-///ол/» [150, 27; также об этом 151; 157]. Будучи в полной уверенности, что ходатайство будет удовлетворено, монастырь поспешил перевести сюда некоторых своих крестьян из «разных вотчин». Таким образом, к 1699 году было построено два села: Малыковка на Волге (ныне г. Вольск) и Терса на реке Терсе.
Одновременно с Новоспасским монастырем получил «еромабу/ыя зе-л/слы/ь/я^аобья» [150; 157] на Волге и Воскресенский монастырь. Так появилось во второй половине XVII века село Воскресенское, значительно увеличенное за счет крестьян, переведённых из других монастырских вотчин «с ир»шо<з-Э//7/(?Я7/(?л/ /с /и/л/ безлеу/ов 7/ ауля///лро л/обл» [156, 22; 101,65].
Переселенцы из центральных областей России занимали места по преимуществу в северо-западной части края, ибо продвигались оттуда, а переселенцы из верхнего Поволжья спускались по Волге, оседая по берегам Хвалынском и Вольского уездов/
Судя по архивной документации, большое влияние на формирование поселений оказал раскол. В 1683 году, после стрелецкого бунта, сюда было выслано из Москвы немало стрельцов-раскольников, которые поселились на правом берегу Волги в Хвалынском уезде. Так, в начале XVIII века были обра-
«Также я мой .иесмиосвм .молено найми еыхоб^ев из иеим/мльиых еубеуний: Московской, Рязанской и Вяабам/^ской, нереееЭё'ииы.г ҶЩовы.и .мо//ас/7;ы/эём. /7о нреоблас/аимо числе/мосми и с)ревнос/ни поселения осмаемся есё-/иаки за вылоЭ^амп из ее^.говаео /7ово.7жья. Всеео яснее показываем эмо язык: особеииосми <?оео/?а .у лоеолжскат п/?ос/по.7/оЭи//ов, збесе мелсе самый, коморыя <?оснобс/;мз'/ом и в ее/?.го<?ы.г е)бе/з//ия.т [!56,23; также об этом !0]; !25; )64; !57].
5
зованы сёла: Акатная и Сосновая Мазы, Апалиха, Самодуровка (ньше с. Белогорное Вольского района), Елшанка, Демкино, Ивановка (БазарноКарабулакский район), Павловка, Подлесное, Поповка, Болтуновка (Ульянино), Селитьба, Широкий Буерак (Хвалынский район) и Федоровка (Новобурасский район). Эти сёла постепенно становились центрами старообрядчества, где основным населением являлись «с/77л/?обеу?ы 77 сек»7Д77/77ы» [157, ^3; 136;
101]
Также интенсивному заселению Хвалынского и Вольского уездов способствовала деятельность Нижегородского и Алатырского Архиепископа Пи-тирима в Нижегородском крае. Его стараниями в губернии было репрессировано около 40 тысяч приверженцев старой веры. Большая часть при этом укрывалась в саратовском Поволжье. Статистический сбор сведений по перечисленным выше уездам - тому свидетельство. Так, на момент переписи населения по Саратовской губернии 1884-1887 гг. в Вольском уезде староверов было 66 селений (20 волостей), в Хвалынском уезде (приволжские районы) - 23 селения (5 волостей)^. Кроме того, в научных исследованиях музыковедческого направления теме старообрядчества посвящено диссертационное исследование И.В. Полозовой [124-125], С.В. Полозова [126], А.Г. Хачаянц.
Несмотря на разнородные миграционные процессы, происходившие на протяжении нескольких столетий на территории Саратовского края, исследуемый ареал выделяется единым пластом заселения, как по временным, так и по этническим факторам. Убедительным подтверждением тому служат научные труды лингвистического направления [20; 65]. Исходя из информации, изложенной в диалектологической карте [с. 18 настоящей работы] русских говоров среднего и нижнего Поволжья, составленной Л.И. Баранниковой [20] мы можем утверждать, что приволжская территория осваивалась достаточно компактно носителями севернорусских и среднерусских «окающих» говоров.^* Таким обра-
ЗДля сравнения: в центральной части Губернии раскольников имелось 9 селений (3 волости) [157].
<<//сслЮ),е.мые<?ойо/?ы, /юзОлеео мселелмя о/и.жчл/о/мся а о/я исколяой /ле/7/?лл;о/л/;/
/jycc'A'ojo яеыкя, л о/и еЭе /л'сжле носелелия появились ,кяи)лее (ДТА-АуГеля ле
зоеыоллл _?лпчи/ле.7ьлм.г ^елос/ииыг.мнссизоз, '/№o.T77/?77A.'we/?//o Для еоео/703 лолЭллт [20, 5].
6
зом, можно судить об исторически сложившейся однородной зоне и сходных культурных и духовных традициях. Все эти признаки являются обоснованием выбранного ареала - северной возвышенности пограничья среднего и нижнего Поволжья, что определяет и актуальность темы, обусловленной отсутствием научных исследований по свадебной обрядовости данного региона.
Постановка проблемы связана с детальным изучением музыкального фольклора как важнейшего компонента свадебного ритуала. На сегодняшний день благодаря архивным источникам и активной полевой работе этнографов, мы имеем обширные этнографические материалы, что позволяет судить о высокой степени разработанности проблемы с этой точки зрения. Но с позиций этномузыкологии тема не изучена, работы, посвященные музыкальной драматургии свадебного обряда саратовского региона, отсутствуют. Это определяет важность проблемы, необходимость её разработки.
По нашей гипотезе, культура северных районов саратовского Поволжья должна обладать заметной общностью в силу названных исторических, а также хозяйственных предпосылок. Собранные за последние три десятилетия различными исследователями-фольклористами музыкально-этнографические материалы подтверждают предварительные предположения.
Впервые опубликованная информация по саратовской свадьбе появилась, благодаря саратовскому этнографу и краеведу А.Ф. Леопольдову [90] в 30-е годы XIX столетия. В своей заметке автор последовательно изложил все главные этапы свадебного обряда крестьян саратовской губернии, приложил тексты 18 песен, но не указал конкретное место фиксации данных сведений.
В очередной своей статье в 1839 году он поместил ранее опубликованный материал с 17 поэтическими текстами с небольшими изменениями.
Следующая обширная работа по данной теме принадлежит известному русскому собирателю А.В. Терещенко [164; 165] (50-е годы XIX века). Во втором томе своего труда «Быт русского народа» автор подробно описывает саратовскую свадьбу с возможными вариантами и текстовым приложением 79 песен и плачей, исполняемых в обряде. Судя по имеющимся ссылкам, А.В. Тере
7
щенко опирался на записи, производимые в разных сёлах Волгского (ныне Вольского) и Хвалынского уездов. Кроме этого, автор провёл аналогию с мордовской свадебной традицией, что является ценным источником для анализа современного ритуала и его специфики.
Одновременно с этнографическими публикациями по свадьбе постепенно стали издаваться и песенные сборники. Например, публикация «Сборника русских народных песен» Н.А. Римского-Корсакова, в который вошли 4 свадебные песни Кузнецкого уезда Саратовской губернии (в настоящее время относится к Пензенской области) [138].
В 80-е годы появляется серия наблюдений члена Императорского Русского Географического и Московского Археологического Обществ, саратовской Архивной Комиссии, помещика с. Колено А.Н. Минха [106], где он помещает подробное описание свадьбы одноимённого села. На протяжении 20 лет автор занимался собирательской деятельностью в своём селе, проводя систематические записи традиционных песен и этнографических данных, включая суеверия и пословицы.
В 1881 году публикуется статья «Коленская волость Аткарского уезда» [105], где А.Н. Минх, помимо прочих этнографических заметок, поместил свои «лмч//ыв //дб/7/оЭвн?/яз>, которые «был?/ боал/ио лололлвнь/ <...> А7Г. Д(во/з//мко-выш», [105, /27]. Далее исследователь отмечает, что «7?ообщв свлбвбм&л/ сбл/з-ш/к левей в с. Еолеие очелв бебел, /ллк ч/ло /зебко услылллль б/зувме, кузоше л/зл-вебёллмх» [105, 725].
В 1890 году А.Н. Минх публикует «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии» [103]. Здесь автор помещает краткое описание свадебного обряда с четырьмя текстами песен. В 1893 году в Этнографическом обозрении А.Н. Минх публикует интересную заметку «Репей в народных обрядах и песнях» по селу Полчаниновка Саратовского уезда [104], где упомянута некогда бытовавшая традиция - выкуп репья.
В дальнейшем, к концу XIX столетия публикуются сведения по конкретным селам саратовской губернии, пополняя ее этнографический багаж. К
8
таковым относятся заметки крестьян В.Арефьева [8], Ф. Ерохина [51], П. Сухова [159].
В начале XX века выходит в свет широко известное издание фольклориста П.В. Шейна [190, 325], где автор помещает материалы по свадьбе в записях 60-х годов XIX века.
В 1903 году в песенном сборнике А.К. Лядова для голоса в сопровождении фортепиано были размещены четыре свадебные песни, записанные вСе-рдобском и Аткарском уездах и г. Саратове [93].
В 1907 году выходит первое полное собрание музыкального фольклора Саратовской губернии И.В. Некрасова «50 песен русского народа» и семь из них - свадебные песни Сердобского, Хвалынского, Аткарского уездов и г. Саратова [110].
Вскоре были напечатаны материалы А.А. Минха [100] по свадебной обрядности. Автор тщательно исследовал двенадцать деревень Саратовского уезда, о чём свидетельствует сопроводительная пометка: «... Лесми зяиисыед-лись со слое л;сс/7?ных заиселл - Эееуюок Луке/зы/ /1ее/з&яноеой, ЛеЭоиця/
Ля/ЗСу/«Э6(ЗМ М //ЗИ<ЗО/ЗбСе<ЭИ, ССОбл/ОС<С//Л2/ 77(3 «ОЗЛ/ОЗ/СНОС/ИМ МТ СЬ/<?О6(3-
/?озз [там же, с.51]. Ему удалось зафиксировать 62 поэтических текста и весь ход свадебного обряда с подробным описанием каждого действа.
Большую этнографическую ценность имеет работа члена Саратовской Учёной Архивной Комиссии М.Е. Соколова [155; 156], в которой автор даёт песенную жанровую характеристику основных моментов ритуала: сговорные, девичные, песни при отъезде невесты в церковь. Девичные песни включают в себя величальные и корильные жениху, невесте, холостым парням, свахам, вдовам. Особую ценность придаёт сохранённый специфический диалект поэтических текстов. Песни представлены в статье 29 текстами с вариантами, записанные автором в Петровском, Сердобском, Аткарском, Балашовском, Кузнецком и Камышинском уездах.
9
В первой четверти XX века появляется статья И.А. Тихонова, где помимо подробного описания свадьбы присутствуют лирические вставки о доле невесты и рассуждения о крестьянской жизни [162].
В 1926 году опубликован отчёт филологического факультета Саратовского государственного университета о современном состоянии устнопоэтического творчества в деревнях Вольского уезда. Профессор В. Буш отмечал хорошую сохранность свадебных обрядов и песен «свадебную старину», бытовавших в сёлах в конце XIX века и регрессивное воздействие нового времени [25] на фольклорное наследие.
В 1946 году факультетом филологии был выпущен сборник «Фольклор Саратовской области» под руководством Т.М. Акимовой. В сборник включены 33 поэтических текста свадебных песен и восемь сюжетов причитаний, записанных в Вольском (ранее Черскасском), Балтайском, Базарно-Карабулакском и Хвалынском районах в период с 1919-1945 годы студентами кафедры [176].
В 1969 году стараниями филологического факультета появился в свет сборник «Песни, сказки, частушки саратовского Поволжья». Один раздел данного труда посвящён свадьбе и включает в себя известные нам материалы, записанные А. Леопольдовым, с приложением 27 поэтических текстов, собранных в Вольском, Лысогорском, Хвалынском, Аркадакском, Аткарском и Красноармейском районах [121].
В 1971 году Областным домом народного творчества был опубликован песенный сборник «Я по бережку похаживала» [201], автором и составителем которого являлся Л.Л. Христиансен - чуткий и внимательный к образцам песенного фольклора учёный. В сборнике размещены шесть свадебных песен отдельных районов: Вольского, Хвалынского, Красавского (ныне территория Самойловского района). Отличают данную публикацию от ранних печатных изданий подробные комментарии к песням. Получив широчайший интерес со стороны творческой публики, Л.Л. Христиансен практически следом выпустил репертуарное пособие «Под ракитою зелёной», на этот раз с одной свадебной песней, записанной в Красавском районе [128].
!0
В этом же году публикуется сборник «Песни Ольги Ковалёвой», куда вошли 23 свадебные песни села Любовки (Окунёвки) Аткарского района [122].
После двадцатилетнего «затишья» в 1991 году выходит в свет монография Т. Ананичевой и Л. Сухановой «Песенные традиции Поволжья» - результат масштабной экспедиционной деятельности по изучению песенных традиций народов, населяющих территорию среднего течения Волги (Саратовская область - как пограничье нижней и средней Волги). В первой главе [6, 23] кратко описывается манера пения некоторых саратовских сёл, а также указана локальная терминология, относительно свадебных плачей и их исполнения. В аналитической части второй главы [6, 45] даны этнографические фрагменты драматургии обряда отдельных сёл Базарно-Карабулакского и Петровского районов.
В 1996 году Саратовским областным центром народного творчества был выпущен песенный сборник, посвящённый 125-ю со дня рождения певицы О.В. Ковалёвой, составленный П. А. Сорокиным [132]. В сборнике помещены некоторые свадебные песни (широко распространённые на территории БазарноКарабулакского и Хвалынского районов) в авторской аранжировке и без конкретизации места записи.
Среди последних следует отметить работу филологического направления 3. Горюновой «Свадьба саратовских крестьян» [36], выпущенную Областным музеем краеведения, в которой помещены материалы по структуре свадьбы периода Х1Х-ХХ в.в, находящиеся в распоряжении музея. Кроме того, в 1999 году было опубликовано учебное пособие Е. Алиференко [4], в основу которого легли этнографические материалы по Балашовскому району. В данном пособии представлена драматургия свадьбы с приведением поэтических текстов песен. В настоящее время Е.И. Алиференко опубликовано большое количество работ по саратовской свадьбе. В своей статье «Игровой фольклор саратовского свадебного обряда» [5], автор рассматривает свадебные «поцелуйные песни». На примере отдельных образцов, в процессе анализа раскрыва-
! ]
ет специфику жанра и доказывает факт перехода необрядовых песенных форм в обряд.
Указанные архивные и современные материалы дают возможность обобщить структуру и вербальное наполнение свадебного обряда саратовского Поволжья.
Объектом исследования является
северных поселений в пределах приволжской возвышенности (Правобережье) Вольского и Хвалынского уездов, ныне территории Хвалынского, Вольского, Базарно-Карабулакского, частично Воскресенского и Балтайского районов Саратовской области, как целосиньи"/ (лш/лмс/иичсскш*/ комплекс, образованный в период первых колонизационных потоков.
Предметом исследования выступает музыкальное и этнографическое освещение свадебного обряда, его комплексной сущности с последующим рассмотрением атрибутивных маркирующих показателей.
Цель работы - выявление музыкально-этнографических особенностей свадебного ритуала означенного региона, как драматургически комплексной локальной системы.
Для достижения цели необходимо решить основные задачи:
- определить структурную модель свадебного обряда на основе реконструкции этнографического компонента, с выявлением стабильных элементов ритуала и его модификации в современных условиях;
- выявить музыкальную составляющую обряда в процессе его структурного развития, показать драматургическую роль песен и причитаний;
- проанализировать музыкально-этнографический текст с позиции формульных напевов как специфического кода обряда;
- на основе типологической классификации слогоритмических и музыкальных форм выстроить систему их структурных взаимоотношений;
- установить основные закономерности звуковысотной организации на уровне многоголосия, лада и мелодики.
Материал исследования составили полевые записи свадебного фольклора по Хвалынскому, Базарно-Карабулакскому, Вольскому, частично Воскресенскому и Балтайскому районам. Информационные сведения, собранные в период 1970 - 2012 гг. позволили предположить наличие единой певческой традиции, основанной на исторической процессуальности фольклора и становлении художественной парадигмы под воздействием социальных условий. Подтверждением служит анализ музыкальных образцов и этнографических сведений, как записанных автором, так и рукописных материалов кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова, а также личного архива записей А.С. Ярешко.
Территориальные рамки обусловлены историческими процессами и отмечены ареалом, охватывающим территорию северной части приволжской возвышенности как зоны пограничья нижнего и среднего Поволжья: Хвалын-ский, Вольский, Базарно-Карабулакский, Воскресенский и Балтайский районы Саратовской области. Географическое расположение исследуемого ареала граничит на севере с Ульяновской областью, на северо-западе - с Пензенской.
Хронологические рамки исследованиявключают в себя период от второй половины XIX века - до начала XXI века. Данный охват обусловлен наличием разнообразной специальной информации от архивных источников прошлых веков, вплоть до последних экспедиционных исследований.
Методологическую основу исследования составляют:
- иоЭхоб к* фолькло/?нь/х /и/лзбш/нп, предложенный В.М.
Щуровым?, заключающийся в комплексном системном исследовании музыкально-этнографических, музыкально-стилевых и исполнительских аспектов;
- введённый в научный обиход Е.В. Гиппиусом и получивший дальнейшую разработку его последователями - М.А. Енговатовой, Б.Б. Ефименковой, Е.М. Шишкиной;
Щф/мз. В А/ О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика-выпЗ.-М.'Сов.композитор, 1986.-с. И-47
)3
- селшо/ш/чбскш/ /?<э<Д<э() разработанный А. ван Геннепом и в дальнейше]\1 получивший развитие в трудах отечественных учёных А.К. Байбурина, Т.А. Бернштам, Г.А. Левинтона. В семантическом аспекте автор опирался на метод Л.Л. Христиансена, связанный со смысловыми ассоциациями. В настоящее время данная идея активно разрабатывается в работах И. Л. Егоровой;
- анялм/ушчбскщ*? и разработанный Е.В.
Гиппиусом и активно применяемый в современных этномузыкологических исследованиях.
При анализе песенных структур были использованы работы Е.А. Дороховой, В.А. Лапина, Т.С. Рудиченко, А.В. Рудневой, О.А. Пашиной, А.С. Ярешко.
Теоретической базой являются работы ведущих отечественных этно-музыкологов. В специфическом жанре свадебного фольклора - причитаниях -автор опирался на труды Б.Б. Ефименковой, Т.В. Краснопольской, Е.Б. Резниченко. На уровне ритмической организации песен это работы авторов Е.В. Гиппиуса, Б.Б. Ефименковой, К.В. Квитки, А.В. Рудневой, В.М. Щурова. На уровне звуковысотной организации основополагающими работами учёных в области лада, мелодики и многоголосия являются труды Э.Е. Алексеева, Т.С. Бершадской, Т.М. Дигун, Б.Б. Ефименковой, М.А. Енговатовой, А.Д. Кастальского, О.И. Кулапиной, Ф.А. Рубцова, Н.М. Савельевой, Л.Л. Христиансена, Е.М. Шишкиной, В.М. Щурова. Основной базой для изучения стилистики Поволжья являются специальные музыкальные исследования учёных: Т.М. Ана-ничевой, Н.В. Бикметовой, Н.Н. Гиляровой, И.Л. Егоровой, И.В. Полозовой, Л.Ф. Сухановой, Е.М. Шишкиной, А.С. Ярешко. Фундаментальные труды филологического и исторического направлений авторов: Т.М. Акимовой, Е.И. Алпференко, Л.И. Баранниковой и Н.В. Зорина.
Научная новизна определяется ракурсом исследования. Соответственно, впервые:
- объектом исследования выступает традиционный свадебный обряд Саратовской области, что является весомым вкладом в изучение музыкальных
]4
диалектов Поволжья как обширной зоны вторичного формирования в рамках общерусского свадебного ритуала;
- вводится в научный оборот ранее не опубликованный музыкальный н этнографический материал (185 песен и причитаний), который значительно обогащает представление о специфике ритуала, его структуре и традиционной песенной культуре, бытующих на данной территории;
- данная работа является системным исследованием свадебного фольклора саратовского Поволжья, осуществление которого происходило с помощью структурно-типологического метода, способствующего выявлению музыкально-стилевых особенностей на уровне ритмики и звуковысотной организации;
-проведённое исследование свадебного ритуала указанного региона вносит существенный вклад в теорию переселенческих фольклорных традиций, что в итоге выводов подобных работ позволит составить целостную концепцию народной культуры.
Положения, выносимые на защиту:
- традиционный свадебный ритуал северных поселений приволжской возвышенности пограничья нижней и средней Волги (Правобережье Саратовской области) как фольклорная система является зоной интеграции северного и южнорусского свадебного комплекса;
- музыкальное наполнение обряда принадлежит к стилистическому пласту среднерусской и севернорусской песенных культур, чьи признаки ярко проявляются как на слогоритмическом, так и звуковысотном уровнях;
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Причетные формы мордвы-эрзи в бассейне реки Суры Среднего Поволжья: проблемы типологии и генезиса2010 год, кандидат искусствоведения Шамова, Лилия Николаевна
Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: Историко-этнографические, региональные, языковые аспекты2004 год, доктор филологических наук Рогачев, Владимир Ильич
Свадебный обряд Лузского района Кировской области: Функциональные аспекты поэтических жанров2001 год, кандидат филологических наук Шевченко, Елена Александровна
Свадебная традиция удмуртов бассейна реки Вала2004 год, кандидат искусствоведения Иванова, Надежда Петровна
Кубанская свадьба как музыкально-этнографическая традиция позднего формирования2008 год, кандидат искусствоведения Жиганова, Светлана Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хохлачева, Мария Вячеславовна, 2014 год
- пи -
J
t
)
t
4. Добрых людей из неволи выручат, - Уж, вы люди, люди добрые мои.
6. Помолитесь, люди добры обо мне, Чтоб Господь-то нас помиловал.
5. Уж, вы люди, люди добрые мои, Помолитесь, люди добры обо мне
7. Чтоб Господь-то нас помиловал, Государь-то воспожаловал.
381
169. Что и сватушка богат
2.0н
=h=-f*..
/
1 J 4
бо
- гат, бо- гат, бо
гат.
г
ли.
Т"= пал.
ли,
ой
ЛЮ
ли.
ЛЮ
рал.
г
ли.
тУ
-J —<
/
П
-4
/7
4. Людей добрых из неволи выпускал.
Ойли, ой люди, люди, люди.
6. Помолитесь люди добры обо мне. Ойли, ой люди, люди, люди.
5. -Уж вы, люди, люди добрые мое. Ой ли, ой люди, люди, люди.
382
170. Что Иванушка молодчик молодой
J= Н2
Г-Һ J) J)
......— X...—Ж W TW *
fm ... rr t \ Г\ W.' <7
' —— — -q 7
1.Что И - ва-нуш -ка мо - лод-чик мо - ло - дой.
/У
2.0н
ва - нуш
ХО - ДИТ
по
пла
ши
то
ро
чек
ко
го
лу
бой.
РУ-
и
И
к и
7
/
/
-y—g- W " —] —] * —
X W —
П H
LL —h) П z: ...-L — ,Z-j
ба
он
и
хо
ДИТ
У
лы
ет
ся.
/
Из По По
- Слы Слы Ни Ни
рю под
КП
во
но
У шишь,
су.
30 - РУ
слы - шишь
по
да се
пле
по
шишь, ти ти
слы - шишь,
бе - ли бе
ты,
Ни мы
30
и
ко
и
ли
мы
и
ре ло
ва
ла песен
честь
шет брины чены
нуш
е
ку по-
возда
ём?
383
171. Уж, ты сад ли, ты мой сад
4
//
пал?
/
//
7*
З.Са-дил, а - га-ра
жи - вал.
/
па -ли -вал у -ха-жи-вал.
4. Огараживала дочка Танюшка,
Ее матушка родима по сеничкам ходила.
5. Ее матушка родима по сеничкам ходила, По сеничкам ходила - дочку Таню будила^.
6. - Ты, вставай-ка, дочка Таня, мы тебя просватали.
7. Как к Ванюши на руки, к Петровичу навеки.
8. Полелей-ка, сваха Нина, как мы ее лелели.
9. Как мы ее лелели, ни будили - жалели.
10. Ни давали, свахынька - ветру дунути.
11. Через серебряна колечка - слезам линути.
зз Строение последующих строф аналогично данной
384
171а. Уж, ты сад ли, ты мой сад
« = 60
/
см зе- лё
).Уж, ты са- (га)д. ты мой сад.
сад зс - лё
ӯ Г
И-шё тот ти-бя са-ло-чик.
/
7
са - дил, у -
са-дил. у- га- ра-жи
са-дил, у- га - pa - nht
7 Р
7
да.
/
385
386
5. Её мамычка радима, па сеничкам ходила.
Па сеничкам ходила - дочку Раю будила*^.
6. Ты вставай-ка, дочка Рая - мы тибя просватали.
7. Как Шурыньки на руки, да, Андреичу на легки.
8. Палелейка сваха Оля, как мы ее л если.
9. Как мы ее леели, ни будили, жалели.
10. Ни давали, свахынка, да, а мы ветру дупути.
11. Все серебрина колечка, слезам линути.
34 Строение последующих строф аналогично данной
387
172. Долина, долинушка
J = JOO
388
4. По этой тропинушке шёл-прошёл дитинушка?^
5. Шёл-прошёл дитинушка на имячке Серёжа.
6. На имячке Серёжа, по батюшки Григорьич.
7. Увидала мамынька, да с высока терима.
8. - Что ты, что ты сыночик, не весел гуляишь?
9. - Разумильна мамынька, да чему весилитися?
10. Все мое товарищи, все оне женатыя.
11. А я у вас, мамынька, холост, не женат хожу.
12. - Бери, бери сыночик, где тебе покажется.
13. Или в Питири, Москве, иль Нечаевским селе.
14. - Показалась мамынька, у соседа девушка.
15. Взял бы ету девушку, да без всего приданыва.
16. Без тышши рублей, и без пару лошадей.
17. Без пары лошадей, без казанских саней.
зз Припевная часть после каждой смыслонесущей строфы.
389
173. Виноград расцветает
1<г— - ... .. . —-
р kB-t и^- "1 7 L — Ғ—
2.Ви - ног- рад ]i - ван - су - дарь, ВИ- ног- р И - ван -су- д; рь,
л "1—— =ғ^
W г ип J—
свет Марь-юш-ка,
свет Марь-юш-ка,
390
/7
4. Рыб(ы)ка платешен(и)ка, рыб(ы)ка платешин(и)ка,
Да и Маря ^юлода - 1^юло?кёшенька, да и Марья молода - молодёшенька.
5. Ей молоде - мало можется, ей молоде - мало можется,
Ей маменькин чай пить не хочется, ей маменькин чай пить не хочется.
6. Ей молоде - мало можется, ей молоде - мало можется,
Ей маменькин чай пить не хочется, ей маменькин чай пить не хочется.
7. Ей молоде - мало можется, ей молоде - мало можется,
Ей Иванов-то чай пить хочется, ей Иванов-то чай пить хочется.
8. Дай им Бог и совесть, и любовь, дай им Бог и совесть, и любовь,
Во совете, во любови, хорошо бы им прожить, во совете, во Любови, хорошо бы им
прожить.
174. Как сказали, что ты Ваня не купец
g
/
КН к
2.0н
ска
ска
по
g'.g'=g=^
за - ли, что ты
1--
)
' за - ли, ню ты
j,
4...
t------
] ТЫ
1 41
ще, по
....J.
ПГ"? Р гл""
*---*<-
' Ва - ня нс оо- гаг,
! - .-—
1------------------------*------W—
!
] ты - ще вы - би - вал,
------Д------:t=
/7
g
ж
5
31
Ж---
^7^
—
/
т
_L
4-
t
] о - ны на до
4------.--------------------------
---—*L
/7
мил
ли
391
1----
J____
4—W-
7 7 7 7^
/
/У
-------------I— -----------......*i —J-
ся вы [ Бо - гу за ме - ня. t
-------------[---------------------------
4. Чтобы Бог меня помиловал^,
Государь меня пожаловал.
5. В три полка, полка полковниковых, В три губерни - губернатором.
175. Какусокыла
сны
лыв
2.Свя - жем
/Кеа!
плат
плат
Ва каймы ли кудри, ва каймы ли кудри
мы
зб Лоскут - гость в компании без жены (ч/??обы не хоЭкт оЭин е
392
Завиваются, завиваются.
5. Што за дитятко, што за милая
Уродилася, уродилася.
176. Как у терема
J =60
-- У ===—L-------------------------Z-=
].Как у те - pe-.\ta ле - жат гу - сьли, ле-жат гусь - ли.
4. Тёща радысна встреча...(а)ла, да встречала.
5. За дубовай стол сажа.. .(а)ла, стол сажала.
6. Вина рюмку, да налива...(а)ла, наливала.
7. - Уж, ты зятю не спива.. .(а)йся, не спивайся.
8. Над моей дочкай не лома...(а)йся, не ломайся.
9. Моя дочка детё не.. .(е)жна, детё нежнай.
10. Ни застав-ка разува...(а)ца, разуваца.
11 .Бела ручки замора.. .(а)ца, замораца.
12.-Бела ручки можна вы(э)мать, можна вымать.
13.Златы перстни можна ски..., скинуть, можна скинуть.
+1+
393
177. Винный мой колодец
J = 88
- /
. f ЕЕЕЕ^Е J b JTSZ]
Г f р у- Р у
i-Вчн - ный мой ко - ло - вин - ный мой ко -ло дезЬ^-^
/
во - ду ва - пи - вал,
конь во - ду ва - пи - вал,
/7
7
ми ва - би - вал.
каб - лу - ка - ми ва би вал. /
З.Сюй, ма - ё зо - лот - ца, стой, ма
ё зо -лот- ца!
/7
.... л
5
Це-луй ми -ня мо-лод-ца.
це-луй ми -ня мо-лод-ца.
394
178. Девчонка молоденькая
J= 114
2.А - на вьёт
- h b ; J
ся, у - лы - ба - ет
ся,__________у/
Eb
СЯ.
це - ла - ва - нье да - жи
да - ет
395
396
180. Журавлины длинны ноги
Ж
Жу - ра-вы-ли
180а. Журавлины длинны ноги
397
181. А журавлины длинные ноги
/
д и А жу-рав - ли - ны длин - ны но - ги,
-..— ——
398
182. Канарейка
J -100
Ки -
вста - mt ра - нень
-
на - рей
FL
мойО-ся бе
ji ь j
s
прай - дпсь ве
се - лень
па - це - луй ни -лень
399
J = 76
183. Мальчик, мальчик маленький
/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.