Стратегия геокультурного брендинга города: креативный потенциал пермского звериного стиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Дианова Юлия Викторовна

  • Дианова Юлия Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 217
Дианова Юлия Викторовна. Стратегия геокультурного брендинга города: креативный потенциал пермского звериного стиля: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2020. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дианова Юлия Викторовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ГЕОКУЛЬТУРНОГО БРЕНДИНГА

1.1 Брендинг территорий и креативность городской среды

1.2 Геокультурный потенциал Перми в XXI веке 45 Глава 2. КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ

2.1 Семантика образов пермского звериного стиля

2.2 Пермский звериный стиль в уличном пространстве Перми: проектные предложения

2.3 «Пермский анималистический стиль» для перспективной модели креативного города в Перми

Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОБРАЗА

ПЕРМИ КАК КРЕАТИВНОГО ГОРОДА

3.1 Особенности построения композиции в объектах пермского 130 звериного стиля и их современных дизайн-формах

3.2 Средообразующие возможности колористики объектов 146 пермского звериного стиля

3.3 Приемы тематической интерьерной декорации 169 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 183 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение А. Использование объектов пермского звериного стиля 218 в средовом дизайне

Приложение Б. Артефакты, объекты интерьерной среды, проекты 223 Приложение В. Использование декоративного покрытия в дизайне 227 интерьера

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стратегия геокультурного брендинга города: креативный потенциал пермского звериного стиля»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Для российских городов в XXI веке открылась уникальная возможность раскрытия своего креативного потенциала на основе культурных ресурсов и культуротворчества горожан. Как справедливо утверждает Н.В. Барабошина, образы города сегодня являются консолидирующим фактором групповой и индивидуальной идентификации горожан [10, с. 229]. При этом успешные практики демонстрируют крупные и малые города, где реализована стратегия геокультурного брендинга города. Разработка стратегии возможна при условии эффективного взаимодействия городских администраций с научными и общественными организациями, с культурными институциями, а также с творческими коллективами и мастерскими, чья деятельность направлена на развитие социокультурной среды города. Как отмечает Д.Н. Замятин, «к основным типам таких стратегий возможно отнести стратегию модернизации культурного ландшафта города, стратегию поддерживания на уровне сохранения и воспроизведения его традиционных образцов и стратегию по кардинальному изменению культурного ландшафта, связанную с теми или иными его тенденциями к деградации» [52, с. 39]. Несмотря на то, что в Перми на протяжении последних двух десятилетий были апробированы несколько сценариев раскрытия геокультурного потенциала («культурная столица Поволжья», «культурная столица Европы», «Пермь как стиль», «Пермский период. Новое время») город продолжает демонстрировать сложную культурную ситуацию. Стратегия геокультурного брендинга города вполне могла быть запущена в русле «пермской культурной революции» (2009-2013 гг.), теоретическое обоснование которой выстраивалось по мотивам концепции креативного класса Р. Флориды. Однако ни один из культурных сценариев не нашел живого отклика у городских жителей. В отличие от Кирова, Ижевска и Уфы город Пермь в настоящее время стремительно теряет имиджевые позиции. Согласно мнению экспертов визуально-эстетический облик Перми не имеет стилевой выразительности. По выражению В.В. Абашева, город Пермь сегодня

«внешне мало интересен, он как бы стерт» [258]. Аналогичной позиции придерживается президент Пермской государственной художественной галереи, искусствовед Н.В. Беляева, называя культурную среду Перми «почтовым ящиком», и призывает к культурной перезагрузке: «В нас неизвестно что вкладывают, мы еще платим за все это, но ничего не происходит» [248].

При этом в общероссийском информационно-культурном пространстве Пермь устойчиво идентифицируется с медиабрендом «Реальные пацаны». Российский телепродюсер Я.И. Гильмутдинов, основатель движения КВН в Прикамье, в одном из интервью признал «реальных пацанов» новым культурным кодом современной Перми [262]. С таким подходом выражали свое несогласие представители пермских творческих сообществ. «Мне всегда не нравилось, что Пермь воспринимают как провинциальный гопнический город, мне всегда хотелось это изменить», - говорил пермский мастер стрит-арта А.И. Жунев [208].

Таким образом, несмотря на богатое смыслами именное начало города, через которое в новейшее время следовало бы развертывать его геокультурный потенциал («Пермь» - исторически сложившееся, древнее, мифологизированное название камской земли, образ легендарного места), Пермь накануне своего 300-летия не имеет стратегии геокультурного брендинга. Ситуация усугубляется отсутствием общегородского публичного диалога с участием не только профессиональных творческих сил, но и приглашенных людей - жителей города. Выход из данной ситуации возможен в выборе геокультурного основания для разработки и реализации стратегии геокультурного брендинга Перми. Причем этот выбор должен основываться на культурных явлениях («пластах»), действительно связывающих историю и современность пермской земли. Таким основанием логично признать пермский звериный стиль, стилизованные образы которого уже запечатлены в городском культурном ландшафте. К пермскому звериному стилю в XX веке время от времени обращались архитекторы, скульпторы и художники-декораторы, используя его исторические образы в своих произведениях. В настоящее время выявление искусствоведческими средствами скрытых возможностей пермского звериного стиля и творческое использование его

потенциала представляется стратегически важным для городской среды Перми. Пермский звериный стиль обладает еще одним немаловажным свойством -гибкостью в современных интерпретациях его образов в средовом дизайне. Соответственно горожане через собственное творческое действие с образами пермского звериного стиля могут создавать новые культурные продукты и вносить заметный вклад в развитие креативности городских пространств. Творческие действия с пермским звериным стилем могут привести и к неожиданным, но перспективным для их участников результатам и стать движущей силой в реализации стратегии геокультурного брендинга Перми.

Степень теоретической разработанности проблемы. Культурная политика как фактор прогрессивного развития города стала предметом изучения для исследователей и специалистов творческих профессий еще в первой половине XX века. Так, за рубежом теоретическое осмысление социокультурных процессов, протекающих в городах, было постулировано в трудах М. Вебера, Г. Зиммеля, А. Лефевра, Р. Лоуи, Дж. Нельсона, Ф. Тенниса, Л. Вирта и др. На основе представлений о культуре как области высоких смыслов, которая должна служить не только просвещению граждан, но и устранению социального неравенства, в западных странах реализовывались программы культурной политики. Так, во Франции в 1960-е гг. такого курса придерживался ее министр культуры Ж.-А. Мальро.

В научных трудах Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, Л.Е. Иофы и Н.П. Пиксанова город рассматривался как сложный социокультурный организм, функционирующий в том числе за счет многогранности форм позиционирования культурного своеобразия. Так, И.М. Гревс высказал идеи о важности изучения города через язык художественных образов и методы исторической антропологии [31]. Л.Е. Иофа, сравнивая уральские города Екатеринбург и Пермь, в частности, отмечал, что Екатеринбург, расположенный в центре Урала, был всегда средоточием местных связей - деловых и культурных, а расположенная на периферии Пермь была представителем Урала в связях с внешним миром, транслируя достижения региона [65, с. 233]. Социокультурный подход в изучении

города получил развитие в работах М.С. Кагана, Г.М. Лаппо, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др.

В контексте социокультурных исследований на рубеже XX-XXI вв. возникла теория креативного города. Ее концептуальные основы были изложены в книгах Ч. Лэндри «Креативный город» (2000), Дж. Хокинса «Креативная экономика. Как делать деньги из идей» (2001) и Р. Флориды «Креативный класс» (2002). Этим исследователям удалось привлечь внимание обширного круга специалистов по городской проблематике своим оригинальным подходом к пониманию «креативности», «креативной среды», «креативной экономики». Особенно прогрессивным выглядело положение о том, что каждое поселение - городское или сельское, в какой бы стране оно ни находилось, может вести свои дела с большей долей воображения, более творческим и новаторским способом. Ядром культурной политики в городах признавалась креативная среда как главное условие их устойчивого экономического роста. Разность исследовательских позиций заключалась в вопросе о том, как и какими средствами создавать в городах креативную среду.

У зарубежных исследователей, представляющих разные направления, находим как положительные, так и критические позиции по общим и частным концептам теории креативного города (К. Айвсон, Т. Борен, Д. Джейкобс, Г. Дуглас, Н. Камиллери, Н. Клифтон, Ю. Маккен, К. Малкахи, Д. Меркель, Д. Пек, Э. Пратт, С. Тейлор, К. Уорд, Д. Хоу, К. Янг и др.). Некоторые идеи о креативной экономике получили концептуальное развитие в таких направлениях, как «сетевая креативность» (С. Тейлор и К. Литтлтон), «креативность и альтернативные публики» (К. Айвсон) и т.д.

Интерес российских исследователей к теории креативного города был обусловлен обращением к трудам Ч. Лэндри и Р. Флориды. Креативный город получил признание как модель перспективного городского развития, реализация которой приводит к развитию инновационных творческих индустрий и преобразованию архитектурного облика города, изменению его функционального зонирования (И.А. Соловьева, Д.П. Фролов). Анализ концепции

креативного класса Р. Флориды проводился А.А. Волошинской, А.А. Желниной, В.М. Комаровым, С.П. Лапаевым, Д.Л. Лободановой, А.Ю. Масленниковой, В.С. Мартьяновым, В.С. Мельниченко, Е.А. Сачковой, И.В. Стародубровской, В.Ш. Сургуладзе, Н.Г. Федотовой и др. Рассмотрение положений теории Ч. Лэндри о творческом действии в креативном городе осуществлялось М.А. Беляевой, Г.Е. Гун, Л.Р. Зотовой, А.Ю. Ильичевым, В.М. Комаровым, А.П. Моденовой, В.С. Мартьяновым, С.С. Касаткиной, О.А. Полюшкевич, И.П. Прядко, Д.И. Сапоновым, Е.А. Шныренковым, Т.Ю. Фальковской и др.

Реализация пермскими властями «пермского культурного проекта» (пермская культурная революция: 2009-2013) некоторыми исследователями была теоретически привязана к концепции Р. Флориды (А.А. Волошинская, В.М. Комаров, Д.Л. Лободанова, И.В. Стародубровская, А.В. Фрицлер, В.В. Шилов). Впоследствии оформилась исследовательская позиция о том, что модель Р. Флориды может быть осуществлена только в тех российских мегаполисах, где уже создана инновационная экономика и трудовые ресурсы обладают высокой мобильностью (А.А. Волошинская, В.М. Комаров, А.В. Фрицлер, В.В. Шилов). Анализируя итоги «пермского культурного проекта», пермские исследователи выдвинули тезис о том, что развивать социокультурную сферу города, делая его пространства креативными, необходимо на основе местного историко-культурного наследия (С.М. Аристова, П.М. Королев, А.В. Фрицлер, В.В. Шилов, С.С. Шляхова). В числе культурных ресурсов Перми назывались «пермский геологический период», «пермская деревянная скульптура», «пермский театр», «пермская мифология», «пермский звериный стиль» (О.В. Лысенко, О.В. Игнатьева, А.В. Шишигин) и др.

Проблематика пермского звериного стиля как историко-культурного наследия пермской земли впервые получила развитие в исторических исследованиях (А.А. Спицын, А.В. Шмидт, В.А. Оборин, Г.Н. Чагин, Ю.В. Балакин, А.М. Белавин, А.В. Голдобин, Л.С. Грибова, Н.Б. Крыласова, А.Ф. Мельничук). Пермский звериный стиль рассматривался как сложное и многомерное свидетельство о культурном и художественном наследии народов

Европейского Северо-Востока и Зауралья. В трудах историков раскрывалось древнее искусство металлической пластики (метод литья из бронзы, меди и других сплавов), в котором нашли отражение образы людей, животных и фантастических существ. Особенно содержательным стало изучение развития пермского звериного стиля в периоды Ломоватовской (V-IX вв. н.э.) и Родановской (IX-XIV вв. н.э.) культур. В публикациях А.В. Вострокнутова, Ю.А. Кокшаровой, Н.В. Кошаева, Л.И. Липиной, В.Л. Петрова, Е.А. Подшиваловой на основании новейших археологических открытий и этнографических данных были уточнены вопросы, связанные с сакральными и хозяйственно-бытовыми аспектами пермского звериного стиля.

Вывести пермский звериный стиль за рамки исторического изучения и исследовать его культурологический потенциал предложил В.В. Абашев. Он включил пермский звериный стиль в систему «пермского текста» и определил возможности его изучения в рамках культурно-семиотического подхода [1]. Вслед за этим сложилось исследовательское направление, определившее предметом своего изучения пермский звериный стиль как неотъемлемый элемент современного культурного ландшафта Перми, поселений Пермского края и соседних регионов (О.В. Игнатьева, П.Ф. Лимеров, Б.А. Эренбург).

Большое значение для диссертационного исследования имеют работы по изучению культурного ландшафта российских городов. Вопросы семантики городских культурных ландшафтов изложены в трудах Л.Ю. Антоновой, Н.В. Барабошиной, Е.Я. Бурлиной, Ю.А. Веденина, Н.Ю. Замятиной, Е.Е. Захаровой, В.Л. Каганского, Е.Н. Коваленко, Е.Ю. Колбовского, Т.А. Ладыгиной, Т.О. Король, Т.М. Красовской, Т.В. Куличенко, О.А. Лавреновой, А.В. Лисицыной, Т.А. Смолицкой. Проблемы исследования хронотопологии города - предмет рассмотрения Е.Я. Бурлиной, Н.И. Ворониной, Т.С. Злотниковой, Л.Г. Иливицкой и др. Системному исследованию брендинга российских городов посвящены труды К.Е. Безенкова, И.С. Важениной, Д.В. Визгалова, Т.П. Гореловой, А.А. Гуцалова, Н.П. Кетовой, Н.Ю. Ланцевской, М.В. Мининой, В.Н. Овчинникова,

А.М. Пономаревой, Е.М. Пономарева, П.Е. Родькина, И.Л. Сиротиной, Е.Д. Тасиной, А.Ю. Цепелева и др.

Для разработки концепции диссертации важное значение имели работы Д.Н. Замятина и Н.Ю. Замятиной, в которых раскрываются концептуальные основы теории геокультурного брендинга городов. Научные труды Д.Н. Замятина посвящены рассмотрению современного состояния культурного ландшафта российских городов, в том числе и уральских.

Некоторыми специалистами (А.М. Бельтюкова, А.М. Бритвин, И.Б. Бритвина, Н.Ю. Власова, Л.Э. Старостова, Н.А. Шумилова) проводились комплексные городские исследования с использованием методологии геокультурного брендинга.

Рассматривая искусствоведческий потенциал пермского звериного стиля в предметно-пространственной среде Перми, отдельно выделим группу трудов, в которых содержатся результаты исследований ведущих российских специалистов в сфере архитектуры и дизайна: И.С. Важенина, В.Л. Глазычев, Е.А. Заева-Бурдонская, Н.Г. Елинер, О.В. Ефремова, В.А. Олешко, Г.Ф. Терещенко, А.Л. Усанова, Л.В. Шокорова и др. Констатируем отсутствие научных публикаций, посвященных вопросам прикладного использования пермского звериного стиля в средовом дизайне (экстерьер, интерьер). Темы использования стилизованных образов пермского звериного стиля в жилом интерьере, в проектировании художественного образа уличного пространства (пешеходные улицы, бульвары, скверы) остаются сегодня вне поля зрения исследователей.

Обзор научной литературы подчеркивает актуальность темы диссертации, указывает на ее связь с социальными и гуманитарными науками: историей, философией, социологией, музеологией, а также с дизайном и компьютерным моделированием. Проведенный анализ показывает, что тема выявления креативного потенциала пермского звериного стиля с целью создания креативного города и в целом в стратегиях геокультурного брендинга в пространстве культурологического

дискурса и в искусствоведческом плане специально не исследовалась. Данное диссертационное исследование претендует на восполнение этого пробела.

Объектом исследования является модель креативного города как стратегия геокультурного брендинга современных городов.

Предмет исследования - креативный потенциал пермского звериного стиля в дизайне городской среды в ракурсе стратегии геокультурного брендинга.

Цель диссертационной работы - исследование перспектив репрезентации пермского звериного стиля в средовом дизайне Перми для создания перспективной модели креативного города в качестве стратегии геокультурного брендинга.

Достижение указанной цели в процессе диссертационного исследования потребовало решения следующих задач:

- выявить методологические и теоретические основания геокультурного брендинга города;

- разработать модель креативного города в качестве стратегии геокультурного брендинга города;

- проследить динамику развития геокультурного потенциала Перми в XXI веке.;

- раскрыть феноменальные смыслы образов пермского звериного стиля;

- сформулировать проектные предложения по использованию пермского звериного стиля в разработке перспективной модели креативного города как стратегии геокультурного брендинга Перми;

- выявить креативный потенциал пермского звериного стиля в культуротворческой деятельности: средообразующие возможности колористических сценариев, композиционные особенности современных дизайн-форм, тематику интерьерной декорации.

Гипотеза исследования. Геокультурный брендинг города предполагает активное вовлечение городского населения в процесс культуротворческой деятельности в целях развития креативности городских пространств. Важным геокультурным ресурсом Перми является пермский звериный стиль, обладающий мощным креативным потенциалом. Образы архаических культур, обращение к

которым в современных проектных творческих действиях основывается на художественном опыте и искусствоведческой практике, могут выступать как составная часть геокультуры территории. Образы пермского звериного стиля через культуротворческую деятельность горожан получают возможность быть представленными не только в визуальной эстетике городского пространства Перми, но и в интерьерной среде (в том числе жилом интерьере). Сочетание роста познавательных интересов пермяков к истории древней пермской земли и уровня развития проектной культуры в городе позволяют говорить о том, что Пермь готова к реализации перспективной модели креативного города.

Методологической основой и научно-теоретической базой диссертации послужили фундаментальные исследования в области культурологии, искусствоведения, эстетики, работы в области археологии, истории, музееведения, этнографии, а также труды теоретиков и практиков дизайна.

Исходя из концептуального положения о том, что модель креативного города подразумевает максимальную интеграцию культуры с другими сферами (экономикой, политикой, управлением, архитектурой, дизайном, туризмом), решение рассматриваемых в диссертации проблем осуществляется на основе комплексного междисциплинарного подхода.

В диссертационном исследовании применялся историко-культурный и искусствоведческий анализ. Историко-культурный анализ предполагает выявление исторически сложившихся образов пермского звериного стиля, смысловых основ их архаической символики, рассмотрение динамики развития геокультурного потенциала Перми в XXI веке и особенностей реализации стратегий геобрендинга российских городов (Киров, Уфа и др.). Применение искусствоведческого анализа позволяет выявить композиционные и колористические особенности предметов музейных коллекций пермского звериного стиля для определения перспективных форм стилизации объектов средового дизайна. В авторских проектных предложениях подчеркивается значимость искусствоведческих приемов по формированию художественного образа интерьерной среды. Большое внимание

уделяется выявлению возможностей презентации пермского звериного стиля в культуротворческих практиках, нацеленных на преобразование городской среды.

В диссертации имеют место описательный и объяснительный методы, методы системного анализа и сравнения в работе с историческими источниками, музейными экспонатами с образами пермского звериного стиля, реальными объектами средового дизайна.

В исследовании применялись общенаучные и специальные методы:

- сравнительно-исторический, способствующий выявлению основных образов пермского звериного стиля, а также сложившейся в историографии палитры исследовательских оценок артефактов пермского звериного стиля;

- феноменологический, позволяющий рассматривать пермский звериный стиль как древнепермское искусство «говорящего слова», характеризовать семантику его образов;

- интегративный, позволяющий использовать достижения социально-гуманитарных наук при решении задач, поставленных в диссертационном исследовании;

- формально-стилистический, дающий возможность отображения художественного потенциала традиционных форм пермского звериного стиля в объектах современного дизайна;

- метод моделирования в части визуализации авторских вариантов проектных решений в контексте разработки модели креативного города.

Достоверность и объективность результатов диссертационного исследования обеспечиваются опорой на теоретические и методологические положения, разработанные в теории и истории культуры, в искусствоведении, в исторической науке, в дизайне.

Решение рассматриваемых в диссертационном исследовании проблем опирается на концепцию геокультурного брендинга городов и территорий в том виде, в котором она представлена в научных трудах Д.Н. Замятина, а также на теорию креативного города Ч. Лэндри, в особенности, на положение о творческом действии.

В процессе разработки проектных предложений по использованию пермского звериного стиля для разработки перспективной модели креативного города были учтены практические рекомендации, выработанные Д.В. Визгаловым, Н.П. Кетовой, П.Е. Родькиным в рамках маркетингового подхода к брендингу городов.

Теоретическим основанием диссертационной работы также послужили работы В.В. Абашева о «пермском тексте», О.В. Игнатьевой о пермском зверином стиле как культурном явлении Пермского Прикамья, В.А. Оборина, Г.Н. Чагина и А.Ф. Мельничука о семантике образов пермского звериного стиля, М.А. Беляевой об особенностях культурологического направления в изучении городских брендов, Н.В. Барабошиной об образе города как динамичном смысловом конструкте культуры, О.В. Ефремовой о художественном подходе к жилой среде.

Научная новизна исследования заключается в придании пермскому звериному стилю атрибутов геокультурного ресурса, предназначенного для реализации стратегии геокультурного брендинга города Перми, а также в комплексном искусствоведческом изучении креативного потенциала пермского звериного стиля для осуществления культуротворческой (художественной, технико-эстетической, дизайнерской) деятельности пермяков; определении места существующих стилизованных образов пермского звериного стиля в визуально-эстетической среде Перми; выявлении и конкретизации смысловых характеристик образов пермского звериного стиля, в том числе демонстрирующихся в современных художественных, театральных и мультимедийных постановках; демонстрации средообразующих возможностей колористики пермского звериного стиля для их перспективного использования в цветовых решениях предметно -пространственной среды Перми; разработке проектных предложений по созданию концептуального образа Перми как креативного города.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сценарий креативного развития городской среды, основанный на модельной привязке «культурные ресурсы территории - творческое действие ее

населения», является необходимым условием для реализации стратегии геокультурного брендинга города. В российских городах, избравших креативность как метод эксплуатации и возобновления культурных ресурсов, основы стратегии геокультурного брендинга формулируются с прицелом на будущую перспективную модель креативного города, которая, при условии ее практической реализации, может послужить базой для разработки последующей геобрендинговой стратегии. Проведенный анализ выявленных геокультурных оснований, которые потенциально могут стать базисом концепции креативного города для Перми, позволяет вывести из их среды пермский звериный стиль в качестве особого геокультурного ресурса. Творческие действия с пермским звериным стилем поддержат уже существующие креативные практики в визуальной эстетической среде города, придадут отдельным гражданским инициативам творческий характер и найдут в интеллектуальных и во властных кругах отклик для запуска механизмов реализации эффективной стратегии геокультурного брендинга Перми. Вовлекать городские сообщества в креативную деятельность по продвижению пермского звериного стиля предлагается, как через имеющиеся каналы (городской портал «Управляем вместе», конкурсы по благоустройству, фестивальные программы), так и через организацию постоянно действующих площадок по профессиональному обучению основам художественного мастерства, дизайна, декорирования, колористики.

2. В современной репрезентации образов пермского звериного стиля в керамике, живописи, скульптуре, графике и архитектуре произведения авторов-творцов ориентированы более на феноменальное «ядро» (мифы, легенды, предания), чем на исторические факты. Креативное видение образов пермского звериного стиля позволяет выйти из строго аргументированного историко-фактического поля в формат искусствоведческих интерпретаций, посредством которых возможна не только репрезентация образов пермского звериного стиля, но и ассоциируемых с ним образов «пермскости».

3. Геокультурные возможности уличной среды города раскрываются в энергичной деятельности творческих людей, посредством которой становится

реальной перспектива создания креативных сценариев развития уличной городской сети. Ядром креативного сценария пешеходной улицы (бульвара, аллеи, сквера) является концепция стилевого оформления, нацеленная на публичный социальный эффект. В художественном образе пешеходной улицы, складывающемся в соответствии с данной концепцией, заключены познавательные, аналитические и эстетические моменты, адресованные, прежде всего, тем группам городского населения, которые выключены из общей культурной жизни города, в силу ряда обстоятельств не имеющие к ней доступа и не формирующие собственного мнения о ее развитии. Проектирование художественного образа пешеходной улицы в пермском зверином стиле -это креативный сценарий, позволяющий наполнить ее пространство новыми культурными объектами и прогнозировать вариации ее визуально-эстетического облика. Существующие объекты городской среды Перми, стилизованные в тематике пермского звериного стиля, предлагается соединять посредством креативной уличной инфраструктуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дианова Юлия Викторовна, 2020 год

- 48 с.

120. Оборин, В.А. Древнее искусство народов Прикамья : Пермский звериный стиль / В.А. Оборин. - Пермь: Кн. изд-во, 1976. -190 с.

121. Оборин, В.А. Чудские древности Рифея: пермский звериный стиль : Альбом / В.А. Оборин, Г.Н. Чагин. - Пермь: Кн. изд-во, 1988. -184 с.

122. Олешко, В.А. Генезис понятия «колористический портрет города» / В.А. Олешко // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА : научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. - 2016. - № 4. - С. 336-342.

123. Оятева, Е.И. Мифологические персонажи и их отражение в художественной пластике Прикамья I - начала II тысячелетия н.э. / Е.И. Оятева // Искусство Прикамья по материалам художественной металлической пластики: сборник научных трудов. - Пермь, 2003. - С. 82-98.

124. Пермский проект. Концепция культурной политики Пермского края / авт. кол. Н.В. Гладких, Е.В. Зеленцова, Е.Х. Мельвиль [и др.]; рук. проекта Е.В. Зеленцова. - Пермь, 2010. - 121 с.

125. Пермь больше, чем Париж? : материалы круглого стола в рамках XII Пермского городского конкурса социально значимых проектов «Город -это мы» (г. Пермь, 6 октября 2010 г.) / под ред. М.Г. Нечаева; Администрация г. Перми;

Пермское представительство РАСО // Мы - земляки : журнал о Пермском крае и его жителях. - Пермь, 2010. - 45 с.

126. Пермь как стиль. Презентации пермской городской идентичности : монография / под ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой, вступ. ст. О.Л. Лейбовича ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 240 с.

127. Петров, В.Л. Культ животных в Пермском Предуралье / В.Л. Петров // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции ПГГПУ. - Вып. 9. -Пермь, 2014. - С. 87-93.

128. Петрухин, В.Я. Мифы финно-угров / В.Я. Петрухин. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 463 с.

129. Пиксанов, Н.К. Областные культурные гнезда / Н.К. Пиксанов. -М.: Гос. изд-во, 1928. - 148 с.

130. Подшивалова, Е.А. Образ ящера в Пермском зверином стиле / Е.А. Подшивалова // L Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых (УПАСК, 1-4 февраля 2018 г., г. Самара): материалы Всероссийской научной конференции с международным-участием / отв. ред. С.Э. Зубов. - Самара: Самарский университет, - 2018. - С. 364-367.

131. Полюшкевич, О.А. Креативный город: условия развития (Случай Иркутска) / О.А. Полюшкевич // Управление городом: теория и практика. - 2019. -№ 2 (33). - С. 3-8.

132. По-пермски глядя. Пермь глазами ученых : альманах гуманитарных исследований / под ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 385 с.

133. Портнова, И.В. Вопросы развития современного анималистического искусства / И.В. Портнова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - № 2 (2). - Т. 13. - С. 484-489.

134. Преловская, Е.С. Концепция комфортной улицы / Е.С. Преловская // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2014. - № 5. - (10). - С. 118-127.

135. Проблемы интерьера массового жилища: сборник статей по материалам совещания, проходившего в г. Москве 26-27 марта 1979 г. / научн. ред. Б.М. Мержанов. - М.: Типография Минкультуры СССР, 1982. - 114 с.

136. Родькин, П.Е. Бренд-идентификация территорий. Территориальный брендинг: новая прагматичная идентичность / П.Е. Родькин. - М.: Совпадение, 2016. - 247 с.

137. Розанова, Н.Н. История русского жилого интерьера с древнейших времен по начало XX века / Н.Н. Розанова. - М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993.

- 96 с.

138. Рыбаков, Б.А. Макрокосм в микромире народного искусства / Б.А. Рыбаков // Декоративнее искусство СССР. - 1975. - № 1 (206). - С. 38-43.

139. Рындина, О.М. Город, как центр культуры / О.М. Рындина // По очагам культуры: новые темы для экскурсий по городу. Методический сборник / под ред. И.М. Гревса. - Л.: Сеятель, 1926. - С.148-167.

140. Серебренников, Н.Н. Пермская деревянная скульптура / Н.Н. Серебренников. - Пермь: Кн. изд-во, 1928. - 211 с.

141. Сериков, Ю.Б. Краски и цвет в ритуалах древнего населения Урала / Ю.Б. Сериков // Народы и религии Евразии. - 2012. - № 5. - С. 122-141.

142. Серов, Н.В. Цвет культуры. Психология, культурология, физиология Н.В. Серов. - СПб.: Речь. 2004. - 672 с.

143. Сиротина, И.Л. Брендинговые стратегии г. Саранска в контексте категории «качество жизни» / И.Л. Сиротина, И.Н. Пронина, М.А. Шохорова // Регионология. - 2017. - № 3 (100). - Т. 25. - С. 407-420.

144. Соколова, И.Б. Феноменологический подход к анализу произведений культуры / И.Б. Соколова // Культурологические исследования. - 2006. -СПб.: Астерион, 2006. - С. 73-75.

145. Спицын, А.А. Гляденовское костище / А.А. Спицын // Записки императорского русского археологического общества. - 1901. - Т. XII. - Вып. 1-2.

- СПб. - С. 228-269.

146. Спицын, А.А. Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых / А.А. Спицын // МАР. - СПб., 1902. - № 26. - 109 с.

147. Стародубская, И.В. Креативный класс и креативный город: российское преломление / И.В. Стародубская, Д.Л. Лободанова // Экономическая политика. -2013. - № 5. - С. 127-149.

148. Сургуладзе, В.Ш. Концепция креативного класса Ричарда Флориды // Проблемы национальной стратегии. - 2018. - № 6 (51). - С. 202-210.

149. Такаракова, Е.О. Традиции и новации в культурном ландшафте города Горно-Алтайска / Е.О. Такаракова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. -№ 6 (37). - С. 404-405.

150. Татаева, А.Е. Анималистический код в современном дизайне: казахстанский контекст / А.Е. Татаева, М.Э. Султанова, Ж.Н. Шайгозова // Технология текстильной промышленности. - 2018. - № 6 (378). - С. 252-257.

151. Терещенко, Г.Ф. Традиции и новации в дизайне современного жилого интерьера Г.Ф. Терещенко // Общество: история, философия, культура. - 2016. -№ 5. - С. 102-104.

152. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н. Топоров. - М.: Прогресс: Культура, 1995. - 621 с.

153. Турыгина, Е.М. Теоретический аспект формирования основ колористической культуры студентов инженерно-архитектурных факультетов / Е.М. Турыгина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 1. - Т. 16. - С. 97-100.

154. Усанова, А.Л. Теоретические особенности изучения жилого интерьера первой половины XX века. Сущность и интерпретации ключевых понятий / А.Л. Усанова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1 (44). - С. 291-293.

155. Усанова, А.Л. Художественно-бытовые традиции в советском городском интерьере (1930-1950-е годы): монография / А.Л. Усанова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 188 с.

156. Флиер, А.Я. Культурная среда и ее социальные черты / А.Я. Флиер // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 2. - С. 5-12.

157. Флорида, Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Р. Флорида : пер. с англ. - М.: Изд. дом «Классика - XXI», 2007. - 421 с.

158. Фролов, Д.П. Современные модели городского развития: от противопоставления к комбинированию / Д.П. Фролов, И.А. Соловьева // Пространственная экономика. - 2016. - № 3. - С. 151-171.

159. Хокинс, Дж. Креативная экономика / Дж. Хокинс. - М. : Классика-XXI, 2011. - 256 с.

160. Хронотопия города: монография (с приложением сборника научных статей «Гении места») / Е.Я. Бурлина, Л.Г. Иливицкая, Ю.А. Кузовенкова, Я.А. Голубинов, Н.В. Барабошина. - Самара: ООО «Книжное издательство», 2016.

- 240 с.

161. Цепелев, А.Ю. Брендинг городов и регионов: социологический подход / А.Ю. Цепелев // Социологические этюды: сборник статей аспирантов. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2013. - С. 234-242.

162. Чагин, Г.Н. Птицы, звери, боги и духи в бронзовом искусстве Рифея / Г.Н. Чагин // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2011. - №2 1 (15).

- С. 127-133.

163. Чижова, Л.В. Культовое литье лесной полосы Евразии в системе анимистических представлений угро-самодийцев / Л.В. Чижова // Новые археологические исследования на территории Урала. - Ижевск, 1987. - С. 121-135.

164. Чиркова, Н.В. Кукла как арт-объект в креативных городского уличного искусства / Н.В. Чиркова // Управление городом: теория и практика. - 2019. - № 2 (33). - С. 9-14.

165. Шевелев, А.Н. Потенциал феноменологического подхода в историко-педагогических исследованиях / А.Н. Шевелев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - № 14.

- Т. 6. - С. 151-162.

166. Шевченко, А.А. Креативные практики в рекреационном пространстве современного российского города / А.А. Шевченко // Гуманитарий Юга России. -2015. - № 4. - С. 291-298.

167. Шилов, В.В. Анализ концепций Р. Флориды и Ч. Лэндри на примере двух городов Западного Урала / В.В. Шилов, А.В. Фрицлер // Власть. - 2018. - №2 1. - С. 73-80.

168. Шляхова, С.С. Поиск смыслов и смысл поисков: пермская культурная революция-2 в зеркале общественного мнения / С.С. Шляхова, А.Ю. Прудников, Ю.Ю. Лекторова // Российская школа связей с общественностью. - 2019. - № 13. -С. 134-152.

169. Шмидт, А.В. К вопросу о происхождении пермского звериного стиля / А.В. Шмидт // Сборник музея антропологии и этнографии. - Л., 1927. - Вып. IV. -С. 126-164.

170. Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. - М.: Юрайт, 2018. - 118 с.

171. Эренбург, Б.А. Звериный стиль: История. Мифология / Б.А. Эренбург. -Пермь: Сенатор, 2014. - 213 с.

172. Эренбург, Б.А. Лось на рыбе. Что осталось от языческой цивилизации Прикамья - современников викингов и майя / Б.А. Эренбург // Welcome to Perm : журнал о Пермском крае / глав. ред. Ю.В. Куроптев; Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края. - 2016. - № 1 (3). - С. 10-13.

173. Юнг, К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов : пер. с англ. / К.Г. Юнг. - Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. - 384 с.

174. Юрьева, А.И. Цвет как элемент искусства / А.И. Юрьева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 8 (22): в 2 ч. - Ч. II. -С. 226-229.

175. Янковская, Г.А. Локальный фундаментализм как стиль пермских дебатов в культуре / Г.А. Янковская // Пермь как стиль. Презентации пермской городской идентичности : монография / под ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой, вступ. ст. О.Л. Лейбовича ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013.- С. 151-161.

Диссертации и авторефераты диссертаций

176. Важенина, И.С. Концептуальные основы формирования имиджа и репутации территории в конкурентной среде: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук : 08.00.05 / И.С. Важенина. - Екатеринбург, 2008. - 41 с.

177. Гун, Г.Е. Художественная культура города: структура, динамика, перспективы: дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Г.Е. Гун. - Челябинск, 2014. -356 с.

178. Елинер, Н.Г. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах: опыт применения системно-культурного подхода: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 / Н.Г. Елинер. -СПб., 2005. - 20 с.

179. Ефремова, О.В. Художественные решения отечественного дизайна интерьера в 1990-2010-е годы: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / О.В. Ефремова. -СПб., 2013. - 221 с.

180. Жердев, Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.06 / Е.В. Жердев. - М., 2002. - 57 с.

181. Кочнев, Д.С. Жилая среда в социокультурном пространстве современного города: автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Д.С. Кочнев. - Саранск, 2018. - 23 с.

182. Кошаев, Н. В. Искусство древней и средневековой пермской бронзы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Н.В. Кошаев. - М., 2015. - 27 с.

183. Кошкин, Д.Ф. Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды: автореф. дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 / Д.Ф. Кошкин. - Казань, 2000. - 18 с.

184. Назукина, М.В. Региональная идентичность в современной России: типологический анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / М.В. Назукина. - Пермь, 2009. - 26 с.

185. Терещенко, Г.Ф. Художественные традиции как источник самобытности современного дизайна среды горного Алтая: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Г.Ф. Терещенко. - Барнаул, 2008. - 22 с.

186. Цепелев, А.Ю. Социальное моделирование региональной идентификации: социолого-управленческий аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 / А.Ю. Цепелев. - М., 2014. - 25 с.

187. Чепурова, О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06 / О.Б. Чепурова. - М., 2004. - 26 с.

Научная литература и публикации на иностранных языках

188. Boren Young C. Getting Creative with the Creative City? Towards New Perspectives on Creativity in Urban Policy. International Journal of Urban and Regional Research. 2010. Vol. 35. No. 7. Pp. 1799-1815.

189. Camilleri N. The Creative City: Reality or Rhetoric? LAP Lambert Academic Publishing, 2010. 104 p.

190. Clifton N. The «creative class» in the UK: An initial analysis. Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. 2008. No. 90 (1). Pp. 63-82.

191. Davoudi S., Zonneveld W. Amsterdam: A Multi-Cultural Capital of Culture. Cultures and Globalization. Cities, Cultural Policy and Governance. SAGE Publications Ltd. London, 2012. Pp. 145-152.

192. Douglas G. C. Do-It-Yourself Urban Design: The Social Practice of Informal "Improvement" Through Unauthorized Alteration. City & Community. 2014. No. 13 (1). Pp. 5-25.

193. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life. N.Y.: Basic Books, 2002. 404 p.

194. Florida R. Who's Your City?: How the Creative Economy is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. N.Y.: Basic Books, 2009. 384 p.

195. Lenclos J.-Ph. Colors of the World. W.W. Norton & cy, New York, London, 2004. 288 p.

196. Landry С. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. London [u.a.]: Earthscan, 2000. 300 р.

197. Landry C. The art of city-making. London [u.a.]: Earthscan, 2007. 462 p.

198. Lefebvre H. The right to the city, in: Lefebvre H. Writings on cities. Oxford: Blackwell, 1996. Pp. 63-181.

199. Handbook of Creative Cities. Edited by D.E. Andersson, A.E. Andersson, Ch. Mellander. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2011. 576 p.

200. Hou J. Insurgent public space: guerrilla urbanism and the remaking of contemporary cities. Routledge, 2010. 278 p.

201. Iveson K. Cities within the City: Do-It-Yourself Urbanism and the Right to the City. International Journal of Urban and Regional Research. 2013. No. 37(3). Pp. 941-956.

202. Peck J. Struggling with the creative class. International Journal of Urban and Regional Research. 2005. Vol. 29. No. 4. Pp. 740-770.

203. Peck J. (2007). The Creativity Fix. Available at: https://www.researchgate.net/publication/237794705_The_Creativity_Fix (accessed 02 April 2011).

204. Pratt A.C. Creative cities: the cultural industries and the creative class // Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. 2008. No. 90 (2). Pp. 107-117;

205. Pratt A.C. The cultural contradictions of the creative city. City, Culture and Society. 2011. Vol. 2, Iss. 3. Pp. 123-130.

206. Taylor S., Littleton K. Contemporary Identities of Creativity and Creative Work. Ashgate Publishing, 2012. 166 p.

207. Wilson D., Roger K. The real creative class. Social & Cultural Geography. 2008. No. 9 (8). Pp. 841-847.

Книги, обзоры, интервью в СМИ

208. Александр Жунев. Эксперименты нехудожника / текст А.М. Жуневой. -Пермь: Изд-во «Литер-А», 2019. - 215 с.

209. Арт-проект «Чудо Чуди». Центр городской культуры г. Перми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kamwa.ru/projects/miracle-chud.html (дата обращения: 06.04.2018).

210. Беломестная, А. Интервью с М. Футликом. «Архитектуре невозможно научить!» [Электронный ресурс] / А. Беломестная // BERLOGOS : интернет-журнал о дизайне интерьера и архитектуре. -Режим доступа: http://www.berlogos.ru/interview/mendel-futlik-arhitekture-nevozmozhno-nauchit/ (дата обращения: 02.04.2020).

211. Бритвин, А.М. Краткий отчет о проведении круглых столов Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции «Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы» / А.М. Бритвин, И.Б. Бритвина, Л.Э. Старостова // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. - Екатеринбург, 2012. - С. 270-274.

212. Гор, А.М. Есть ли завтра у культурной столицы Поволжья? [Электронный ресурс] / А.М. Гор // Улпресса. - 2007. - 16 августа. - Режим доступа: https://ulpressa.ru/2007/08/16/article33753/ (дата обращения: 02.04.2020).

213. Городские автобусы в Перми станут красными [Электронный ресурс] // Город 342 : пермский городской портал. - 2018. - 1 октября. - Режим доступа: https://gorod342.ru/novosti/gorod-i-region/gorodskie-avtobusy-v-permi-stanut-krasnymi.html (дата обращения: 30.03.2020).

214. Денис Визгалов: пусть города живут / сост. М. Губергриц, Н. Замятина, М. Ледовский. - М.: Сектор, 2015. - 272 с.

215. Дианова, Ю.В. Креативный город. Организация уличного пространства г. Перми в пермском зверином стиле. Итоги конкурса дизайн-проектов по благоустройству улицы Макаренко и пешеходной части улицы Крупской Мотовилихинского района г. Перми: проектные решения / Ю.В. Дианова. - Пермь: Астер Диджитал, 2019. - 42 с.

216. Диденко, Н. Планы изменились. Проект пешеходной улицы Перми закрыт окончательно [Электронный ресурс] / Н. Диденко // Business Class : Пермская деловая газета. - 2019. - 2 октября. - Режим доступа:

https://www.business-class.su/news/2019/10/02/plany-izmenilis-gorodskie-vlasti-otkazalis-ot-idei-uspokoennogo-dvizheniya-po-ulice-permskoi (дата обращения: 30.03.2020).

217. Дымка и маркетологи: почему они вместе? [Электронный ресурс] // Клуб маркетологов Кировской области. - 2014. - 15 июля. - Режим доступа: https://xn--80abedj 1 acfegzbbv6aj .xn--p 1 ai/dyimka/dyimka-i-marketologi-pochemu-oni-vmeste.html (дата обращения: 02.04.2020).

218. Жилой комплекс «Дымка» / ООО «Архитектурная мастерская Константина Павлова» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru/projects/russia/8262/zhiloi-kompleks-dymka (дата обращения: 02.04.2020).

219. Защита проектов состоялась успешно [Электронный ресурс] // Наша жизнь : Пермская краевая газета. - 2019. - 31 октября. - Режим доступа: http: //www.gazeta-perm.ru/nashi-novosti/zawitaproektovso stoj alasuspeshno. html (дата обращения: 31.10.2019).

220. Иванов, А.В. Хребет России (Герои / Заводы / Мастера / Матрица) / А.В. Иванов. - М.: АСТ, 2014. - 253 с.

221. Инвестиционный паспорт Пермского края в сфере туризма : Пермь великая. Впечатления через край [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://permtpp.ru/upload/iblock/820/investitsionnyy-pasport-pk-v-sfere-turizma.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

222. «Каждый образ - оберег»: на улицах города появились изображения в пермском зверином стиле [Электронный ресурс] // 59.RU : Пермь онлайн : сайт. - 2017. - 21 августа. - Режим доступа: https://59.ru/text/gorod/334496125997056.html (дата обращения: 02.04.2020).

223. КАМВА. Начало. 2006 год [Электронный ресурс] // Звезда : Пермский независимый интернет-журнал. - 2015. - 25 апреля. - Режим доступа: http://zvzda.ru/articles/d9974c679840 (дата обращения: 02.04.2020).

224. Каталог региональных сувениров «Подари Пермь». - Пермь: Сенатор, 2019. - 115 с.

225. Козлов, И. От нижнего мира к верхнему: фотоэкскурсия по «Чудо Чуди» [Электронный ресурс] / И. Козлов // Звезда : Пермский независимый интернет-журнал. - 2018. - 10 апреля. - Режим доступа: http://zvzda.ru/articles/e7de69d1768f (дата обращения: 03.09.2020).

226. Колбина, Ю. Обещанного триста лет ждут. МЬА+ представило проект изменения краевого центра к юбилею города [Электронный ресурс] / Ю. Колбина // Коммерсантъ Пермь : ежедневная общенациональная деловая газета. - 2018. -№ 83. - 17 мая. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3630095 (дата обращения: 02.02.2020).

227. Конкурс культурных проектов для участия в Программе Приволжского федерального округа «Пермь - культурная столица Поволжья - 2006» [Электронный ресурс] // Архи.ру: сайт. - Режим доступа: https://archi.ru/contests/383/perm-kulturnaya-stolica-povolzhya-2006 (дата обращения: 02.04.2020).

228. Кравцова, М. Путеводитель по работам Николая Полисского, рассказанный им самим [Электронный ресурс] / М. Кравцова // АРТГИД: сайт. -2015. - 27 июля. - Режим доступа: http://artguide.com/posts/866 (дата обращения: 03.09.2019).

229. Культура в Пермском крае [Электронный ресурс] // Статистическая девятка : статистический бюллетень (Пермьстат). - 2019. - №7. - Режим доступа: https: //permstat.gks .ru/storage/mediabank/Статистическая%20девятка%20N^7_2019.р df (дата обращения: 02.04.2020).

230. Кучевасов, С. Стрит-арт в поисках тепла / С. Кучевасов [Электронный ресурс] // Звезда : интернет-журнал. - 2018. - 5 февраля. - Режим доступа: https://zvzda.ru/articles/8a6763d493cb (дата обращения: 02.02.2020).

231. Логовой, М. «Белые ночи-2012»: фестиваль новый, проблемы старые [Электронный ресурс] / М. Логовой // 59.RU : Пермь онлайн : сайт. - Режим доступа: https://59.ru/text/entertainment/486761.html (дата обращения: 03.09.2019).

232. Макаркова, Е. Оранжевое настроение палеозоя [Электронный ресурс] / Е. Макаркова // strana.ru : журнал о путешествиях по России : информационный

портал. - Режим доступа: http://strana.ru/journal/24133452 (дата обращения: 03.09.2019).

233. Миловская, О.С. Дизайн архитектуры и интерьеров в 3ds Max Design 2012 / О.С. Миловская. - СПб.: БХВ Петербург, 2012. - 240 с.

234. На набережной в Перми появился арт-объект «Ни рыба, ни мясо [Электронный ресурс] // Business Class : интернет-сайт. - 2017. - 3 июля. - Режим доступа: https://www.business-class.su/news/2017/07/03/na-naberezhnoy-v-permi-poyavilsya-art-obekt-ni-ryba-ni-myaso (дата обращения: 03.09.2019).

235. Новик, Д. Красные Pprofessors паблик-арта [Электронный ресурс] / Д. Новик // Искусство: журнал (электронная версия). - 2012. - № 3 (582). - Режим доступа: https://iskusstvo-info.ru/krasnye-pprofessors-pablik-arta/ (дата обращения: 30.11.2019).

236. Овчинникова, Н.Н. Интервью с Эдуардом Бояковым: «Мы все в этом проекте были сталкерами» / Н.Н. Овчинникова // Соль : журнал. - 2011, август. -№ 6 (9). - С. 18-24.

237. Пермский звериный стиль. Описание образов [Электронный ресурс] // ПермячОк : авторский блог о Перми и Пермском крае. - Режим доступа: https://socialboor.com/tag/пермскийзвериныйстиль (дата обращения: 02.04.2020).

238. Пермякам предложили придумать дизайн аллеи на Крупской и территории вокруг пруда в Мотовилихе // 59.RU : Пермь онлайн : сайт. - Режим доступа: https://59.ru/text/gorod/66102940/ (дата обращения: 03.07.2019).

239. Пермяки считают, что Пермь стала культурнее после акции «Пермь -культурная столица Поволжья» [Электронный ресурс] // «Группа 7/89» : ассоциации исследовательских компаний: сайт. - Режим доступа: http://789.ru/news/11645-4668.html (дата обращения: 02.04.2020).

240. Пешеходные туристические маршруты г. Перми. Красная линия [Электронный ресурс] // Lines.perm.ru : сайт. - Режим доступа: http://lines.perm.ru/RedLine.html (дата обращения: 30.03.2020).

241. Полякова, Т. Города обретают не только логотипы, но и фирменные шрифты [Электронный ресурс] / Т. Полякова // Sostav : электронный журнал

о рекламе, маркетинге и PR в России. - Режим доступа: https://www.sostav.ru/news/2010/06/23/r1/ (дата обращения: 30.03.2020).

242. Послание губернатора О.А. Чиркунова Законодательному Собранию Пермского края от 18 марта 2010 г. [Электронный ресурс] // socioline.ru : сайт для социологов. - Режим доступа: http://socioline.ru/pages/poslanie-olega-chirkunova-zakonodatelnomu-sobraniyu-permskogo-kraya-2010 (дата обращения: 30.01.2020).

243. Пермь - культурная столица Поволжья 2006 : презентация программы. [Электронный ресурс] // DVI Group : сайт. - Режим доступа: http://www.dvi-group.ru/presscenter/news/23/ (дата обращения: 02.04.2020).

244. Проханов, А.А. Человек Звезды: роман [художник О. Смирнов] / А.А. Проханов. - М.: Вече, 2012. - 349 с.

245. Пьянкова, Е. Равиль Исмагилов пригрозил сжечь красных человечков в Перми [Электронный ресурс] / Е. Пьянков // Аргументы и факты. - 2010. -21 сентября. - Режим доступа: http://www.perm.aif.ru/culture/details/118995 (дата обращения: 31.08.2019).

246. Развитие туризма в Пермском крае / Агентство по туризму и молодежной политике Пермского края. 2018 : проект [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.msu.zsperm.ru/s6/images/Sovet/2018_11_13_tur.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

247. Результаты заочного конкурса на лучшие дизайн-проекты по благоустройству улицы Крупской и Мотовилихинского пруда [Электронный ресурс] // Территориальные органы администрации города Перми : информационный сайт. - Режим доступа: http://raion.gorodperm.ru/motovilihinskij/novosti/2019/10/25/52008/ (дата обращения:

26.10.2019).

248. Седурина, О. Президент Пермской галереи Надежда Беляева: «Мы платим за то, что в Перми ничего не происходит» [Электронный ресурс] / О. Седурина // Properm.ru : электронное периодическое издание. - 2020. - 16 марта. - Режим доступа: https://properm.ru/news/society/181088/ (дата обращения:

02.04.2020).

249. Семенов, В. Пермские парламентарии хотят убрать «красных человечков» от здания Законодательного собрания [Электронный ресурс] / В. Семенов // Новый день : электронное РИА. - 2010. - 22 сентября. - Режим доступа: https://newdaynews.ru/perm/301472.html (дата обращения: 31.08.2019).

250. Семенова, О. Бой поэтов и Шекспир под волынки. Пермь стала поэтической столицей Урала [Электронный ресурс] / О. Семенова // Аргументы и факты - Пермь. - perm.aif.ru : электронное СМИ. - 2016. - 29 ноября. - Режим доступа: www.perm.aif.ru/culture/details/boy_poetov_i_shekspir_pod_ volynki_perm_ stala_poeticheskoy_stolicey_urala (дата обращения: 03.09.2019).

251. Сколько кировчан проголосовало ЗА дымковский проект «Раскрасим Киров в Дымку!»? [Электронный ресурс] // Клуб маркетологов Кировской области.

- 2016. - 17 июля. - Режим доступа: https://xn--80abedj1acfegzbbv6aj.xn--p1ai/dyimka/skolko-kirovchan-progolosovalo-za-dyimkovskiy-proekt-raskrasim-kirov-v-dyimku.html (дата обращения: 02.04.2020).

252. Скосырская, А. Аэропорт, гляди, меня встречает кто-то! [Электронный ресурс] / А. Скосырская // ББКЬОООЗ : Интернет-журнал о дизайне и архитектуре.

- 2018. - 26 февраля. - Режим доступа: http://www.berlogos.ru/interview/aeroport-glyadi-menya-vstrechaet-kto-/ (дата обращения: 30.03. 2020).

253. Софьина, Е.В. Перми появилась новая скульптура - надкушенное яблоко [Электронный ресурс] / Е.В. Софьина // Комсомольская Правда в Перми : электронное СМИ. - 2010. - 25 декабря. - Режим доступа: https://www.perm.kp.ru/online/news/802344/ (дата обращения: 03.09.2019).

254. Сущек, Г. Три мира пермской земли. Проект «Чудо Чуди» в поиске языка описания мифа [Электронный ресурс] / Г. Сущек // Звезда : Пермский независимый интернет-журнал. - 2018. - 23 марта. -Режим доступа: https://zvzda.ru/articles/feab5a84da8d (дата обращения: 05.04.2018).

255. Теодор Курентзис: «Мы работали в каких-то средневековых условиях». Первое интервью дирижера после заявления об уходе из пермской оперы [Электронный ресурс] // Новый компаньон : электронное периодическое издание.

- 2019. - 04 июля. - Режим доступа: https://www.newsko.ru/news/nk-5292316.html (дата обращения: 30.01.2020).

256. Тетерина, А. «В Прикамье остается лишь три брендовых фестиваля». Наталия Шостина - о причинах закрытия «Камвы» [Электронный ресурс] / А. Тетерина // 59.RU : Пермь онлайн : сайт. - 2019. - 17 августа. - Режим доступа: https://59.ru/text/gorod/65276891/ (дата обращения: 02.04.2020).

257. Трудно ли раскрасить целый дом? [Электронный ресурс] // Клуб маркетологов Кировской области. - 2014. - 11 сентября. - Режим доступа: https://xn--80abedj 1 acfegzbbv6aj .ХП-^ 1 ai/dyimka/trudno-li-raskrasit-tselyiy-dom.html (дата обращения: 02.04.2020).

258. Турбовская, К.В. «Перми стоит поменьше быть Пермью»: Разговор с профессором Владимиром Абашевым о пермской мифологии и её современном осмыслении [Электронный ресурс] / К.В. Турбовская // Новый компаньон: электронное периодическое издание. - 2018. - 6 июля. - Режим доступа: https://www.newsko.ru/articles/nk-4771462.html (дата обращения: 02.04.2020).

259. Фонд пермской деревянной скульптуры. Коллекция, описание [Электронный ресурс] // ПГХГ : сайт. - Режим доступа: https://permartmuseum.ru/collection/wooden-sculpture (дата обращения: 02.04.2020).

260. Ходырева, О.В. «Дымковские войны»: к проблеме разработки визуальной политики российских городов (на материале г. Кирова) [Электронный ресурс] / О.В. Ходырева // SCI-ARTICLE.RU : электронный периодический журнал. - 2019. - № 67 (март). - Эл. ресурс: Ш1р://зсь article.ru/stat.php?i=1552038342 (дата обращения: 02.04.2020).

261. Чимде, О. Душа Пармы: обзор игры «Человеколось». Как два человека из Перми превращают устное народное творчество в цифровое [Электронный ресурс] / О. Чимде // БТБ : сайт. - 2017. - 23 февраля. - Режим доступа: https://dtf.ru/indie/4619-dusha-parmy-obzor-igry-chelovekolos (дата обращения: 03.09.2019).

262. Шнайдер, М. На три буквы. Пермские коррупционеры станут героями тюремного сериала / М. Шнайдер // Аргументы и факты. Прикамье. - 2020. -15 января. - С. 3.

263. Шостина, Н.А. Пермская волна. Пермское не значит плохое / Блоги на «Эхе». [Электронный ресурс] / Н. Шостина // Эхо Перми.ру : сетевое СМИ. -2013. - 15 февраля. - Режим доступа: http://echoperm.ru/blog/276/50312/ (дата обращения: 02.04.2020).

264. Эренбург, Б.А. Лось на рыбе. Что осталось от языческой цивилизации Прикамья - современников викингов и майя [Электронный ресурс] / Б.А. Эренбург // Welcome to Perm : журнал о Пермском крае. - 2016. - № 1 (3). - С. 11-13.

265. Якунчева, О. «Сидящего Спасителя» из Перми разместили в Ватикане. Монтаж витрины совпал с мессой Папы Римского [Электронный ресурс] / О. Якунчева // 59.RU : Пермь онлайн : сайт. - 2018. - 15 ноября. - Режим доступа: https://59.ru/text/culture/65622761/ (дата обращения: 03.09.2019).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.