Локальное художественное стилеобразование как проектный метод в дизайне города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Дембич, Наталья Дмитриевна

  • Дембич, Наталья Дмитриевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 274
Дембич, Наталья Дмитриевна. Локальное художественное стилеобразование как проектный метод в дизайне города: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2013. 274 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Дембич, Наталья Дмитриевна

Введение.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ.

1.1. «Локальность» как особенность художественного стилеобразования в индустриальном дизайне.

1.1.1. Уровни художественно-стилевой организации объектов дизайна.

1.1.2. Локализация художественного стилеобразования в художественно-стилевых направлениях.

1.1.3. Локализация художественного стилеобразования в художественно-стилевых течениях.

1.2. Двойственность природы локального художественного стилеобразования в дизайне.

1.2.1. Двойственность природы локального художественного стилеобразования в первых фирменных стилях монополий.

1.2.2. Маркетинговое направление в развитии фирменных стилей.

1.2.3. Культурологическое направление в развитии фирменных стилей.

1.3. Основные этапы развития локальных художественных (фирменных) стилей в дизайне

1.3.1. Понятие «фирменный стиль»:исторический экскурс.

1.3.2. Предпосылки становления первых фирменных стилей.

1.3.3. Первый этап (начало XX века). Появление первых фирменных стилей в условиях монополистического капитализма

1.3.4. Второй этап (сер. XX века).

Фирменный стиль как распространенная область проектной деятельности в индустриальном дизайне.

1.3.5. Третий этап (вторая пол. XX века).

Фирменный стиль как универсальный проектный метод дизайна.

1.3.6. Четвертый Этап (к. XX - н. XXI вв.).

Персонификация фирменного стиля и брендинг.

1.4. Отличительные признаки локального художественного стилеобразования в индустриальном дизайне.

1.4.1. Субъективно-объективный подход к художественному стилеобразованию.

1.4.2. Социальная направленность стилеобразования

1.4.3. Адресность художественного стилеобразования.1.

1.4.4. Преемственность принципов стилеобразования и стремление к устойчивости во времени.

1.4.5. Формообразование с ориентацией на высокотехнологичность производства в условиях массового тиражирования предметного комплекса.

1.4.6. Маркирование - выделение локальным (фирменным) стилем объектного комплекса из ряда себе подобных.

ГЛАВА 2. ЛОКАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ ГОРОДА.

2.1. Фирменные стили в дизайне городской среды.

2.1.1. Временные фирменные стили событий.

2.1.2. Графические фирменные стили визуальных коммуникаций городских ансамблей.

2.1.3. Фирменные стили в дизайне новых градостроительных образований.

2.2. Локальные архитектурно-художественные стили городских ансамблей.

2.2.1. Предпосылки возникновения локального архитектурнохудожественного стилеобразования в дизайне города.

2.2.2. Локальные архитектурно-художественные стили пешеходных улиц. Развитие сложившейся системы образно-семантических доминант.

2.2.3. Локальное художественное стилеобразование в проектах историко-архитектурной экспозиции города. Регенерация существовавшей ранее системы образно-семантических доминант.

2.3. Брендинг места.

2.3.1. Брендинг места созданием запоминающегося логотипа с использованием имени (наименования) места.

2.3.2. Брендинг места созданием обобщенного образа (образов) места и его достопримечательностей.

2.3.3. Проект локального архитектурно-художественного стиля как брендинг места.

2.3.4. Эволюционирование локального архитектурно-художественного стиля в бренд места (на примере «Николай-Фиртель» в Берлине).

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ ГОРОДА.

3.1. Художественное стилеобразование как средство ипдивидуализации и повышения выразительности городского ансамбля

Принцип «персонификации архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города», направленный на индивидуализацию ансамбля и выделение его среди себе подобных.

3.2. Художественное стилеобразованне как инструмент гармонизации предметно-пространственной среды и формирования художественной целостности городского ансамбля

Принцип «системности архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города», предусматривающий систему взаимосвязанных и иерархически выстроенных локальных архитектурно-художественных стилей.

3.3. Художественное стилеобразованне как средство реабилитации утраченных ценных характеристик городского ансамбля

Принцип «знаковой реконструкции в дизайне города средствами локальных художественных стилей», направленный на воссоздание средствами современного дизайна утраченных ценных качеств исторического места.

3.4. Художественное стилеобразованне как средство актуализации и (периодического) обновления внешпего облика городского ансамбля, его адаптации к изменяющимся условиям

Принцип «Временной актуализации локальных художественных стилей в дизайне города», способных периодически преображать облик места ансамбля)в городе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Локальное художественное стилеобразование как проектный метод в дизайне города»

Актуальность исследования. Эффективная организация предметно-пространственной среды современного города уже невозможна без проектных методов дизайна, опирающихся на «человеческий фактор», способных формировать масштабную и информационно насыщенную среду с высокими функциональными и художественно-эстетическими качествами.

История дизайна XX века предстает перед нами пестрой лентой, состоящей из множества художественно-стилевых течений. В известной книге Лакшми Бхаскарана «Дизайн и время» (2006) в дизайне XX века выделяется порядка 40 художественно-стилевых направлений и движений. Наряду с т.н. большими историческими художественными стилями, оперирующими общими законами (канонами) формообразования и охватывающими многие виды искусства, были и художественно-стилевые течения, носившие локальный характер, относящиеся только к дизайну или его отдельным видам (графическому дизайну, моде и пр.), дизайну отдельных стран, школ и мастеров дизайна («Школа Глазго», «Де Стиль», «Мемфис»). Они носят более субъективный характер и направлены на художественно-стилевую организацию определенного предметного комплекса в строго заданных рамках. Профессор Г.Власов заявляет о «внестилевом характере (в традиционном смысле)» развития дизайна и новейшей «дизайн-архитектуры», и «разностильный город, по его мнению, становится единым, но не в стилевом отношении, а в ином, семантическом». Особо здесь следует отметить такое явление, как фирменный стиль, получивший широкое распространение и определивший всю идеологию развития индустриального дизайна двадцатого столетия, «сконцентрировавший в себе основные проблемы, противоречия, цели и ценности его проектной культуры» (В.Сидоренко, И.Счетчиков).

Со второй половины XX века локальные художественные стили начинают находить распространение и в дизайне города. Особо ярко это проявилось в дизайне пешеходных улиц послевоенной Европы, которые в процессе полномасштабной реконструкции становились общественными центрами общегородского значения и потому первостепенной задачей здесь становился поиск эффективных средств формирования стилистической целостности этих городских комплексов, повышения статуса их благоустройства и художественного оформления. Сегодня в архитектурно-дизайнерской практике все чаше встает вопрос уже не только о собственном художественном стиле отдельного городского ансамбля, но и о брендинге целого города, а порой и значительно больших территориальных образований.

Изучение этого явления, обобщение существующего опыта, выявление современных тенденций, выработка научно обоснованных методик и принципов художественно-стилистической организации городских ансамблей становятся в ряд первостепенных задач теории дизайна города.

Все это определило актуальность нашего исследования, связанного с поиском эффективных проектных средств художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды современного города в целях ее гармонизации и индивидуализации.

Объектом исследования явились предметные, графические и предметно-пространственные комплексы в дизайне города.

Диссертационное исследование строится на уникальном материале экспериментальных проектных работ Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) по благоустройству и архитектурно-художественному оформлению городов Углича (1982-84), Новотроицка (1985), Торжка, Альметьевска (1986), Мамадыша (1987), Сарапула (1990), Орска (1994), Лениногорска (1998), а также проектных Семинаров Союза Дизайнеров России по организации предметно-пространственной среды центров городов Златоуста (1994), Гжели (1995), Коломны (1999), Железноводска (2000), Урюпинска (2002),

Оренбурга (2004), выполненных под руководством проф. Михайлова С.М., а также в дипломных проектах, выполненных под руководством автора в 1995-2013 гг.

Предметом исследования стали проектные методы и приемы художественно-стилистической организации предметных, графических и предметно-пространственных комплексов в дизайне города. Особое внимание при этом уделялось локальному художественному стилеобразованию в дизайне, включая фирменные стили в дизайне индустриального и постиндустриального периодов.

Целью исследования стала разработка разработка принципиальной модели художественного стилеобразования в дизайне современного города.

Для достижения поставленной цели в диссертации решались следующие основные задачи:

1. Раскрыть отличительные черты художественного стилеобразования в дизайне индустриального и постиндустриального периодов.

2. Выявить динамику развития локального художественного стилеобразования в дизайне города.

3. На основе анализа современных тенденций разработать принципы художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды города методами дизайна.

Гипотеза исследования. Наряду с историческими художественными стилями, носящими «объективный характер», оперирующими общими законами (канонами) формообразования, охватывая широкий спектр объектов архитектуры и предметного окружения человека, во второй половине XX века в дизайне города получает развитие локальное художественное стилеобразование, основанное на «субъективно-объективном» подходе к архитектурно-художественному стилеобразованию, которое в работе рассматривается как проектный метод в дизайне города, отвечающий особенностям образно-семантической организации предметно-пространственной среды городских ансамблей.

Локальное художественное стилеобразование в индустриальном дизайне изначально имело двойственную природу и включало: «маркетинговую» и «культурологическую» составляющие. При этом в фирменных стилях (в традиционном их понимании) доминировала первая составляющая, в локальных архитектурно-художественных стилях, напротив, более активную роль играл культурологический аспект, отражающий особенности стилеобразования в дизайне города.

Методология и основные методы исследования. Определяющим в исследовании локального художественного стилеобразования на различных иерархических уровнях организации предметно-пространственной среды города работе стал системный подход (Зараковский Г.М., Михайлов С.М., Мунипов В.М.).

Для решения поставленных задач в работе использовались: общенаучные методы: теоретический и сравнительный анализ, классификация, синтез и логическое моделирование; на их основе собран и систематизирован материал, выявлены современные тенденции в области художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды города, сформулированы принципы и построена принципиальная модель художественного стилеобразования в дизайне города; методы натурных исследований (фотофиксация, зарисовки, наблюдения) объектов средового дизайна; ретроспективный анализ, направленный на выявление становления и основных этапов развития метода «локального художественного стилеобразования» в индустриальном предметном дизайне и дизайне города; графоаналитические методы, использованные при анализе проектных материалов; проектный эксперимент, обеспечивший проверку полученных принципов в проектах организации предметно-пространственной среды городских ансамблей.

Степень научной разработанности темы, теоретическая база исследования. Различным аспектам художественно-стилистической организации графических и предметных форм, а также предметно-пространственной среды у нас в стране и за рубежом в специальной литературе уделялось большое внимание, и спектр источников достаточно широк.

Среди них необходимо выделить в контексте решаемых в нашем исследовании задач следующие направления:

1) труды, посвященные общим вопросам стилеобразования в дизайне, архитектуре и искусстве Арнхейма Р., Аронова В.Р., Вёльфлина Г., Власова В.Т., Иконникова A.B., Иоффе И.И., Лармина О., Лосева А.Ф., Монаховой Л.П., Сарабьянова Д.В., Сидориной Е.В., Хан-Магомедова С.О., Бивиса Хиллера, Устюговой E.H., Курьеровой Г.Г.;

2) исследования системного подхода в дизайне Азрикана Д.А., Генисаретского О.И., Дижура А.Л., Кочугова Д.А., Кузьмичева Л.А., Мещанинова A.A., Сидоренко В.Ф., Переверзева Л.Б., Щелкунова Д.Н., Устинова А.Г, Эрлиха М.Г.;

3) работы в области проектирования фирменных стилей в различных областях дизайна Гусейнова РФ., Серова С.И., Сильвестровой С.А., Азрикана Д.А., Глазычева В.Л., Грашина A.A., Дижура А.Л., Исакова В.Д., Мещанинова A.A., Соловьева Ю.Б., Черепановой A.A., Покишевской Г.С., Сысоева Г.Б.; при этом особо следует отметить работу Сидоренко В.Ф., Счетчикова И.Е. «Эволюция фирменного стиля в проектной культуре XX», обобщившую и подведшую определенный итог исследованиям фирменных стилей; брендирования и имиджеологии города Павловской Е.И., Путинцева П. А.;

4) публикации в области художественной организации предметно-пространственной среды города Асса Е.В., Глазычева В.Л., Григорьева О.Д Ефимова A.B., Ермолаева А.П., Лаврентьева А.Н., Минервина Г.Б., Назарова Ю.В., Шимко В.Т. При этом особо следует отметить научно-методические и проектные разработки Белова М.И., Кудрявцева В.В., Михайлова С.М., Сысоева Г.Б. в области использования метода фирменных стилей в дизайне города.

5) Настоящая работа строится в развитие результатов диссертационного исследования С.М.Михайлова «Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция)» и фундаментальных разработок ВНИИТЭ в области методологии проектирования «дизайн-программ».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций исследования, всесторонним анализом проблемы, выбором адекватных методов ее решения, широкой источниковедческой базой, соответствием принципиальных положений работы поставленным целям и задачам, успешной апробацией полученных результатов в прикладном художественном проектировании, научно-исследовательской и педагогической практике.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключается в том, что в диссертационном исследовании:

Выявлено, что в основе художественного стилеобразования в дизайне лежит субъективно-объективный подход, выражающийся в концептуальности, программности и локальности стилеобразования. Она проявляется в многоуровневой системе художественно-стилевых направлений и течений, включая авторские стили школ, творческих групп и отдельных мастеров дизайна.

Заявлено о двойственности природы локального художественного стилеобразования в индустриальном дизайне, определившей два основных направлениях его развития: «маркетинговое» и «культурологическое». При этом было установлено, что «маркетинговое» направление преобладает в предметном и графическом дизайне и нашло выражение в «фирменных стилях», «культурологическое» - в дизайне города, и проявилось в «локальных архитектурно-художественных стилях» городских ансамблей.

Представлен целостный взгляд на эволюцию «фирменных стилей» как одной из форм локального художественного стилеобразования и его превращение в универсальный проектный метод в индустриальном дизайне XX в. с выявлением его прототипов, отличительных признаков и основных этапов исторического развития.

Локальный художественный (фирменный) стиль рассмотрен как проектный метод в организации предметно-пространственной среды города, который способен средствами дизайна: формировать и повышать художественно-стилистическую целостность городских ансамблей, индивидуализировать их, а в итоге — способствовать повышению разнообразия и художественной выразительности города в целом; семантически упорядочивать пространственную структуру городского ансамбля и города в целом, улучшая тем самым условия ориентации и навигации в ней; способствовать актуализации и периодическому обновлению городской среды; выявлять историко-культурный и художественный потенциал города, формируя его историко-архитектурную экспозицию, включая создание памятных и мемориальных знаков.

В работе систематизирован материал в области фирменных стилей и художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды города.

На основе выявленных современных тенденций в области художественного стилеобразования в дизайне города сформулированы проектные принципы, отражающие специфику архитектурного контекста: «персонификации» и «системности» архитектурно-художественного стилеобразования», «знаковой реконструкции» и «временной актуализации локальных художественных стилей» в дизайне города, отражающие особенности развития современного постиндустриального общества.

На основе сформулированных проектных принципов разработана принципиальная модель художественного стилеобразования в дизайне города, которая может быть использована в образовательном процессе подготовки дизайнеров в вузе и реальной проектной практике.

Теоретическая значимость результатов работы. В теорию дизайна введен комплекс новых знаний, раскрывающих особенности стилеобразования в индустриальном дизайне, основные предпосылки становления и этапы развития проектного метода локального художественного стилеобразования в дизайне города.

Практическая значимость. Разработанные принципы художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды города средствами дизайна, определяющие суть метода локального архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города, могут быть использованы в современной архитектурно-дизайнерской практике.

Собранный и систематизированный материал в области фирменных стилей и художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды города может быть использован в учебном процессе в специальных лекционных курсах по истории городского дизайна, учебных пособиях по курсовому и дипломному проектированию в подготовке бакалавров и магистров направлений «дизайн» и «дизайн архитектурной среды».

На защиту выносятся:

1. Особенности художественного стилеобразования в дизайне индустриального и постиндустриального периодов.

2. Особенности и основные этапы локального художественного стилеобразования в дизайне города.

3. Принципиальная модель (система принципов) художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды города средствами дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 8 научных статьях автора, в том числе 3 в рецензируемых журналах из списка ВАК, авторских методических разработках, докладах на научно-технических конференциях Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ), Института открытого бизнес-образования и дизайна (ИНОБО), конференции «Инновационный потенциал промышленного дизайна России» в рамках Московского Дня Дизайнера (Москва, 2013), международной научной конференции «Дизайн города XXI века» (Казань, 2012), всероссийской выставке «Дизайн-2009» (Москва, 2009), расширенном заседании ученого совета ВНИИТЭ (Москва, 2013).

Выявленные в процессе обобщения исторического современного опыта принципы и приемы художественного стилеобразования в дизайне города были использованы в учебном процессе на кафедрах Дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) и Дизайна Института открытого бизнес-образования и дизайна (ИНОБО) в курсовом и дипломном проектировании. На основе собранного автором материала им в составе авторского коллектива было подготовлено учебное пособие «Художественное стилеобразование в дизайне города» для бакалавров и магистров направления «дизайн архитектурной среды».

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и графического приложения. Основной материал изложен на 153 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Дембич, Наталья Дмитриевна

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III

Основным результатом третьей главы стала разработка принципиальной модели (системы принципов) художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды города методами дизайна.

В третьей главе, связанной с решением поставленной задачи - «На основе анализа современных тенденций разработать принципы художественно-стилистической организации предметно-пространственной среды города методами дизайна» были сформулированы следующие четыре принципа:

1. Принцип «персонификации архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города», направленный на индивидуализацию ансамбля и выделение его среди себе подобных. Здесь художественное стилеобразование выступает как средство индивидуализации и повышения выразительности городского ансамбля.

Стилеобразование в дизайне города носит субъективно-объективный характер и приобретает локальность. Следуя законам фирменного стиля оно изначально предполагает индивидуализацию и выделение объекта (в нашем случае городского ансамбля) среди себе подобных, а вместе с тем и повышение общей выразительности, путем внесения в него средствами дизайна новых образов и семантических знаков. Сегодня можно говорить уже о персонификации локального художественного стилеобразовании в дизайне города.

Особую роль такие локальные художественные стили начинают играть в условиях новых градостроительных образований (жилых микрорайонов и целых городов) или художественно деградированной архитектурной среды города. Здесь элементы городского дизайна становятся основными носителями семантической нагрузки, формирования художественного образа и стиля ансамбля.

2. Принцип «системности архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города», предусматривающий систему взаимосвязанных и иерархически выстроенных локальных архитектурно-художественных стилей. Художественное стилеобразование выступает как инструмент гармонизации предметно-пространственной среды и формирования художественной целостности городского ансамбля.

Локальный художественный (фирменный) стиль подразумевает наличие общих принципов (художественных приемов), программы или концепции формообразования для ряда разнородных объектов, их цветового и художественно-графического решения, которые направлены на формирование единого смыслового, художественного и стилевого целого. В дизайне городской среды локальный художественный стиль предполагает формирование средствами дизайна стилистически целостных семантических образований (ансамблей) в рамках определенных городских территориях (улица, квартал, набережная, бульвар и пр.). Такие стилистически упорядоченные и художественно целостные ансамбли обогащают общую образно-семантическую структуру города, становясь в ней своеобразными ориентирами и образными доминантами, а в целом они, тем самым, улучшают читаемость архитектурно-планировочной и функциональной структуры города. Локальный художественный стиль в этом случае становится инструментом формирования этой иерархически выстроенной образно-семантической структуры города, решая тем самым средствами дизайна архитектурно-градостроительные задачи.

3. Принцип «знаковой реконструкции в дизайне города средствами локальных художественных стилей», направленный на воссоздание средствами современного дизайна утраченных ценных качеств исторического места.

Художественное стилеобразование играет роль средства реабилитации утраченных ценных характеристик городского ансамбля

Как показывает практика, дизайн все активнее начинают использоваться в создании памятных знаков, в том числе и пространственных. Причем если классическая архитектурная реставрация строго регламентирует этот процесс и требует консервации или максимально точного воссоздания утраченного объекта, то дизайн более свободен в выборе средств (методов и технологий). Он способен нести с собой совершенно новые и неординарные решения, отвечая духу времени и эстетическим идеалам современного человека.

Особую ценность городской дизайн приобретает в ситуациях, в которых невозможна реставрация утраченных объекта или определенного историко-архитектурного слоя, или отсутствия достоверных исходных данных об объекте. Метод абстрактного композиционного моделирования, заложенный в основе философии дизайна, позволяет создавать некий диалог со зрителем путем домысливания последним предлагаемых дизайнером решений.

Кроме того дизайн может служить промежуточным звеном в процессе воссоздания утраченного объекта как временный «памятный знак» на историческом месте, начина от растяжки с изображением исторических фасадов реставрируемого здания, кончая объемными и пространственными формами.

4. Принцип «Временной актуализации локальных художественных стилей в дизайне города», способных периодически преображать облик места (ансамбля) в городе. Художественное стилеобразование представляет собой средство актуализации и (периодического) обновления внешнего облика городского ансамбля, его адаптации к изменяющимся условиям.

Динамика процессов, протекающих в современном информационном обществе, требует адекватной организации предметно-пространственной среды, способной быстро реагировать на изменения ситуации, нести новую информацию и периодически обновляться. В архитектуре города в последние годы происходят существенные изменения - она все больше начинает походить на живой организм, динамично изменяющийся не только по временам суток, но и пульсирующий, находящийся в постоянном движении. Этому способствуют и «кинетические объекты», и медиа-фасады, разрушающие в городе границы между реальным и виртуальным пространством.

Активная роль здесь отводится городскому дизайну. Его недолговечные и мобильные формы, масштабные и соразмерные человеку, формируют новый тип городских пространств - «дизайн-пространств», высоко комфортных, технически оснащенных, и динамичных.

Вместе с тем небольшие по своим физическим размерам элементы городского дизайна, объединенные на основе общей художественно-стилистической концепции (фирменного стиля), могут стать мощной образной доминантой в пространственной структуре города, охватив значительные по размерам территории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Одна из главных отличительных особенностей стилеобразования в (индустриальном) дизайне состоит в субъективно-объективном подходе к этому процессу, который приводит к концептуальности, программности и локальности стилеобразования (в отличии от законов и канонов исторических художественных стилей). Она проявляется в многоуровневой системе художественно-стилевых направлений и течений, включая авторские стили школ, творческих групп и отдельных мастеров дизайна.

Изначально заложенная двойственность локального художественного стилеобразования в дизайне прослеживается в ходе всего его исторического развития, в результате которого в современной профессиональной культуре дизайна сложилось два направления стилеобразования - «маркетинговое» и «культурологическое». Первое отождествляется с понятием «фирменный стиль» (корпоративная культура) продолжает парадигму проектной культуры эпохи модернизма, развиваясь как естественный механизм рекламной и маркетинговой технологии, где во главу угла ставится «коммерческая составляющая». Прерогативой второго направления является «художественная составляющая», создание «локального художественного стиля» в целях формирования стилистической и художественной целостности предметного ряда (ансамбля), повышения его образности и индивидуальности. Находясь вне «коммерческой области» это направление нашло широкое распространение в художественно-стилистическом сопровождении крупных общественно-политических событий, организаций и структур, а также в архитектурной среде.

2. В дизайне города в отличие от предметного и графического дизайна локальный художественный (фирменный) стиль из обособленной области дизайнерской деятельности и ее целевой установки превращается в проектное средство (метод) для решения художественных и архитектурно-градостроительных задач.

Особенности художественного стилеобразования в дизайне города находят свое выражение в ярко выраженном его «контекстуальном характере», с одной стороны, и внесением новых компонентов в его образно-семантическую структуру, с другой стороны. Создаваемый в итоге локальный архитектурно-художественный стиль (его принципы) представляет собой качественно новые формы художественно-стилевого синтеза, основанного субъективно-объективном подходе к стилеобразованию фирменных стилей и законов места, объективно действующих и определяющих архитектурно-художественный контекст.

В процессе анализа художественного стилеобразования в дизайне города были выявлены тенденции и разработаны принципы «персонификации» и «системности» архитектурно-художественного стилеобразования», «знаковой реконструкции» и «временной актуализации локальных художественных стилей» в дизайне города. Направленные на индивидуализацию городского ансамбля, воссоздание средствами современного дизайна утраченных ценных качеств исторической среды, периодическое обновление облика места они отражают современные тенденции, происходящие в постиндустриальном обществе и могут быть рекомендованы для использования в современной практике городского дизайна, а также в процессе повышения квалификации практикующих специалистов и профессиональной подготовки архитекторов и дизайнеров в вузе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Дембич, Наталья Дмитриевна, 2013 год

1. Отечественная литература

2. Адаскина Н.Л. «Средовой подход» как мировосприятие // Городская среда. Сб. материалов Всесоюзной научн. конф. М.: ВНИИТАГ, 1989. - С. 107-113

3. Азизян И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры // И.А.Азизян, И.А.Добрицина, Г.С.Лебедева. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 568 е.: ил.

4. Азрикан Д.А., Щелкунов Д.Н. О концепции фирменного стиля// Техническая эстетика, 1976, № 2

5. Азрикан Д.А., Щелкунов Д.Н. О природе и функциях фирменного стиля// Техническая эстетика, 1975, № 10

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Издательство «Прогресс», 1974. -392 с.

7. Аронов В. Р., Иконников А., Дижур А. и др. 100 дизайнеров Запада. ВНИИТЭ. М., 1994.

8. Аронов В.Р. Современная теория дизайна/ЯТроблемы дизайна 5: Сборник статей/Составитель и отв. редактор В.Р.Аронов. М: Артпроект, 2009. - С.7-25

9. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. 1. Текст. -М.: ВНИИТЭ, 1992. 122 е.: ил

10. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987. -232 е.: ил.

11. Аронов, В.Р. «Искусство и техника новое единство» (к столетию со дня рождения Вальтера Гропиуса) / В.Р.Аронов // ТЭ. - 1983.

12. Артамонов И.Д. Иллюзия зрения. М.: Наука, 1964

13. Архитектура и эмоциональный мир человека // Забелыпанский Б.А., Минервин Г.Б., А.Г.Раппопорт, Г.Ю.Сомов. М.: Стройиздат, 1985. - 208 е.: ил.

14. Асс Е.В. Дизайн в контексте городской среды. Некоторые теоретические и творческие проблемы // Техническая эстетика. Проблемы дизайна

15. Бархин М.Г. Архитектура и человек. М.: Наука, 1979. - 238 е.: ил.

16. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986. - 263 е.:ил.

17. Барышева В.Е, Желондиевская Л.Г. Национальные традиции России в аспекте современной коммуникации//Проблемы современного дизайна. Вып.б.Роль стиля и национального стилеобразования в создании отечественной инновационной продукции. Москва, 2010.

18. Безмоздин, Л.Н. В мире дизайна /Л.Н. Безмоздин. Ташкент, 1990.

19. Беккер А.Ю, Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие: эстетический аспект/ А.Ю.Беккер, А.С.Щенков/ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1986 - 204 с.:ил.

20. Белов М.И. Дизайн пешеходной улицы (Принципы организации предметно-пространственной среды) Текст. М., 2012

21. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. -М.: Стройиздат, 1977. 125 е.: ил.

22. Беляева Е.Л. Движение и время в восприятии городской среды// Город и время. М.: Стройиздат, 1973. - С. 136-159

23. Большой словарь иностранных слов , Сост. А.Ю.Москвин. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 816 с.

24. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова. Тт. 1, 2. -М.: Советская энциклопедия, 1991.

25. Брунер Джд. Психология познания. М: Прогресс, 1977.

26. Бхаскаран, Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л.Бхаскаран. Арт-Родник, 2006. - 256 е.: ил.

27. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964

28. Велев П. Пешеходные пространства городских центров./ пер. с болг. Д. П. Кривошеева ; под ред. В. В. Владимирова. М. : Стройиздат, 1983. - 191 е.: ил.

29. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М.: МГУ, 1973

30. Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

31. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне. Методические материалы. -М.: ВНИИТЭ, 1980.

32. Воронов Н. Реальный дизайн предвоенных лет / Н.Воронов // Дизайн: сб. научных трудов. Вып. 4. М., 1996.

33. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия/ Под ред. Г.В.Вершинина. — Тюмень, 2003. 208 е.: ил.

34. Воронов Н.В. Производственное искусство предшественник дизайна.// Дизайн. Сборник научных трудов. Выпуск 2. - М.: НИИ PAX, 1993. - С.3-55

35. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т.1. М.,2001. 424 с; Т.2. - 392 с.

36. Воронов, Н.В. Эстетика техники. Очерки истории и теории / Н.В.Воронов, Я.Е.Шестопал. М., 1972.

37. Высоковский A.A. Введение к сб.: Средовой подход в архитектуре и градостроительстве. -М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1989, С.7-12

38. Высоковский A.A. Средовая интерпретация пространственной организации города // Городская среда. Сб. материалов Всесоюзной научн. конф. -М.: ВНИИТАГ, 1989. С. 26-35

39. Генисаретский О.И. Дизайн, городская среда и проектная культура.// Дизайн и город // Тр. ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». М.: 1988, Вып. 57

40. Генисаретский, О.И. Эстетические концепции современного дизайна / О.И.Генисаретский. М., 1988.

41. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988

42. Глазычев B.JT. Дизайн как он есть: Изд. 2-е, доп. М.: Европа, 2006. - 320 е.: ил.

43. Глазычев B.JT. Образы пространства // Творческий процесс и художественное восприятие. Д., 1978.

44. Глазычев В.JI. Поэтика городской среды//Эстетическая выразительность города. -М., 1986.

45. Глазычев В.Л. Уловление вечности. Теневые города //Города мира мир города/ Коллективная монография.- М: НИИ PAX, 2009.- С.288-297

46. Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Издательство «Европа», 2008. - 220 е.:ил.

47. Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. М.: Гелла-принт, 2002.

48. Город и его художественный облик. М., 1975.

49. Город территория дизайна. Проектная культура, проблемы мифологии и типологии среды. Строановские чтения - 2013. - М.: МГХПА им.Строганова, 2013.

50. Городская среда. Технологии развития: настольная книга. Под ред. В.Л.Глазычева. М. : Ладья, 1995. - 239 с. : ил.

51. Грашин А.А.Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов: Учебное пособие/ А.А.Грашин. М.: «Архитектура-С», 2004 - 232 е.: ил.

52. Грегг Д. Опыты со зрением. М.: Мир, 1970.

53. Грегори Прогресс, 1970. 269 с.Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.:

54. Гутнов А. Э. 'Мир архитектуры' Москва: Молодая гвардия, 1985 - с.352

55. Даниленко, В.Я. Становление традиций инженерного дизайна / В Л.Даниленко // ТЭ. 1988.

56. Дегтярев А.Р. Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция, стиль, цвет. М.: Фаир-Пресс, 2006.

57. Демидов В. Как мы видим и что видим. М.: "Знание" 1987.

58. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы Текст.: учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. - 232 с.

59. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/Г.Б.Минервин, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б.Минервина и В.Т.Шимко. М.: «Архитектура-С», 2004. - 288 е.: ил.

60. Дмитриева Н. Вопросы эстетического восприятия. М.: Искусство, 1956. - 208 с.

61. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. М., 1989.

62. Ермолаев А.П. Главная книга средового существования/ Серия «быть посредником» вып. 4. М.:ОАО «Щербинская типография», 2004. - 383 е.: ил.

63. Ефимов A.B. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов. М.: Архитектура-С, 2004. - 504 е.: ил.

64. Ефимов A.B. Колористика города. — М.: Стройиздат, 1990. 272 е.: ил.

65. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне/ Е.В.Жердев. М.: Изд-во МСХА, 2004. - 227 с.

66. Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика.-М.: Аутопан, 1994.

67. Журнал «Салон» N9 (87) 2004

68. Забелыпанский Г.Б. Улица как элемент городской среды // сб. Проблемы теории и стории архитектуры. Вып. 5. Труды ЦНИИТИА- М.: ЦНИИП градостроительства, 1979, С. 54-60

69. Забелыпанский Г.Б., Минервин Г.Б., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Архитектура и эмоциональный мир человека/ Г.Б. Забелыпанский, Г.Б. Минервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов М.: Стройиздат , 1985. - 208 е.: ил

70. Зинченко В.П. Формообразование в дизайне и вопросы визуальной культуры / В.П. Зинченко, А.Г.Устинов // Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий: труды ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1975, № 11.

71. Иконников A.B. и др. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / ВНИИТЭ ; под общ. ред. А. В. Иконникова. М. : Стройиздат, 1990. -335 с.:ил.

72. Иконников A.B. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. -М., 1985. 217 с.:ил.

73. Иконников A.B. Эстетические проблемы композиции. М., 1972. - 215 с.:ил.

74. Иконников A.B., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М.: Искусство, 1971

75. Каганов Г.З. К вопросу об образе среды// Городская среда. Сб. материалов Всесоюзной научн. конф. М.: ВНИИТАГ, 1989. - С. 17-25

76. Кантор K.M. Правда о дизайне. М.: АНИР, 1996. - 285 с.

77. Каплун А.И. Стиль и архитектура// А.И.Каплун. -М.: Стройиздат, 1985. -232 с.

78. Ковешникова H.A. Дизайн: история и теория. -М.: Омега-JI, 2009.

79. Коник М.А. Архив одной мастерской. (Сенежские опыты). М.: Издательство «Индекс Дизайн энд Паблишинг», 2003 324 е.: ил.

80. Короткая E.H. План монументальной пропаганды как пример социального дизайна// Дизайн. Сборник научных трудов. Выпуск 2. М.: НИИ PAX, 1993. - С.109-126.

81. Костинский Г.Д. Образ человека и установки сознания в исследовании городской среды // Городская среда. Сб. материалов Всесоюзной научн. конф. -М.: ВНИИТАГ, 1989. С. 42-48.

82. Крылов А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. -М.: Икар, 2004. С. 72

83. Кузьмичев JI.A. Дизайн-программа: Понятие , структура, функции: труды ВНИИТЭ / Л.А.Кузьмичев, В.Ф.Сидоренко // Теоретические и методологические проблемы художественного конструирования комплексных объектов . — М.: ВНИИТЭ, 1979, Вып. 22.

84. Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. Дизайн-программа. Понятие структура, функция // Техническая эстетика, 1980, № 1

85. Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. — М.: ГАРДАРИКИ, 2007 г.

86. Лебедева Г.С. О средовом восприятии городских структур // Городская среда. Сб. материалов Всесоюзной научн. конф. М.: ВНИИТАГ, 1989. - С. 35-41

87. Линч К. Образ города// пер.с англ. В.Л.Глазычева; Под ред.

88. A.В.Иконникова-М.: Стройиздат, 1982. 328 е.: ил.

89. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве/ Пер. с анг.

90. B.Л.Глазычева; Под ред. А.В.Иконникова. М.: Стройиздат, 1986. - 264 е.: ил.

91. Луначарский A.B. Ленин о монументальной пропаганде.// Ленин и изобразительное искусство. -М., 1977, с. 318-320

92. Любимова Г.Н. Фирменный стиль в аспекте проблем стилеобразования// Техническая эстетика Текст.: 1982, № 8, С.8-10

93. Медведев В.Ю. Стиль и мода в дизайне/ учебное пособие.- СПб.: СПГУТД, 2002 146 с.

94. В.Ю.Медведев. Структура и особенности категории «стиль» в пространственных искусствах и дизайне, 2004 г.

95. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М.: ВНИИТЭ, 1987.

96. Мещанинов A.A. Дизайн. Точка над й // А.А.Мещанинов. СПб.: Изд. Политехи, ун-та, 2008. - 217 с.

97. Мещанинов A.A. Единая размерная модульная система как фактор фирменного стиля ВО «Союзэлектроприбор»// Техническая эстетика, 1976, № 5-6

98. Михайлов С.М. Дизайн городской среды феномен современной проектно-художественной культуры//Дизайн 4: Сб. научных статей РАХ/Под ред. Н.В. Воронова. - М.: Союз Дизайнеров России, 1996. - С. 133-141 (0.4 пл.).

99. Михайлов С.М. Дизайн городской среды Текст. М., 2009

100. Михайлов С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция) Текст. -М., 2011

101. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1: Учеб. для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. - 270 е.: ил. (16,5 п.л.).

102. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2: Учеб. для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. - 396 е.: ил. (24,75 п.л.)

103. Михайлов С.М. Концепция художественного оформления Гжели// Дизайн-ревю, 1995, №4.

104. Михайлов С.М. Метод «фирменных стилей» в организации предметно-пространственной среды города//Дизайн и технологии, 2009, № 15 (0,3 п.л).

105. Михайлов С.М. Советская, Николаевская. XIV научно-проектный семинар Союза Дизайнеров России в Оренбурге//Дизайн-ревю, 2005, № 1-2. -С. 11-22.

106. Михайлов С.М. Три аспекта реконструкции улицы Советской в городе Оренбурге. По результатам XIV научно-проектного семинара Союза Дизайнеров России//Вестник Оренбургского государственного университета, 2005, № 9 (сентябрь). С. 11-13

107. Михайлов С.М. Фирменный стиль как средство выражения «исторической памяти» города//Доклад на общероссийском Дизайн-форуме главных художников и дизайнеров городов России. Сочи, 26-29.05.2009.

108. Михайлов С.М., Белов М.И. Метод «фирменных стилей» в дизайне пешеходных пространств города (на примере квартала «Николай-фиртель» в Берлине)//Мир науки, культуры, образования (в печати, 0,4 п.л., авт. вклад 0,2 п.л.).

109. Михайлов С.М., Михайлова A.C. История дизайна. Краткий курс: Учебное пособие/Под ред. С.М. Михайлова. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. - 289 е.: ил. (18,12 п.л., авт.вклад 12,6 п.л.)

110. Михайлов С.М., Михайлова A.C. Основы дизайна: Учеб. для вузов/ Под ред. С.М. Михайлова. Казань: Дизайн-квартал, 2008. - 288 е.: ил. (30 п.л., авт. вклад 21 п.л.).

111. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир,

112. Монахова Л.П. Внестилевые аспекты формирования предметной среды XX века//Проблемы дизайна 5: Сборник статей/Составитель и отв. редактор В.Р.Аронов. М: Артпроект, 2009. - С.50-69

113. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: Союз Дизайнеров России, 2002. - 416 с.

114. Никитин В.А. Средовой подход и движение к синтетической форме // Городская среда. Сб. материалов Всесоюзной научн. конф. М.: ВНИИТАГ, 1989. -С. 101-106

115. Овчинникова Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования. -М.: Юнити-Дана, 2010.

116. Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник. М.: ВНИИТЭ, 1989.-87 с.

117. Папанек В. Дизайн для реального мира // Виктор Папанек. М.: Издатель Д.Аронов, 2004. - 414 е.: ил.

118. Проблемы современного дизайна. Вып.5.Стиль в дизайне в контексте современной проектной культуры. М.: ВНИИТЭ, 2010 - 308 с.

119. Проблемы современного дизайна. Вып.б.Роль стиля и национального стилеобразования в создании отечественной инновационной продукции. М.: ВНИИТЭ, 2010-200 с.

120. Раппапорт А.Г. Герои и зрители архитектурного театра // Архитектура СССР, 1979, №Ю.

121. Раппапорт А.Г. Городская среда и драматургия архитектурной композиции // Проблемы теории и истории архитектуры. Труды ЦНИИТИА. М.: ЦНИИП градостроительства, 1979, Вып.5. - С. 34-44

122. Раппапорт А.Г. Практика и теория средового подхода. // Средовой подход в архитектуре и градостроительстве. М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1989, с. 91-95.

123. Рожков И.Я., В.Г. Кисмерешкин: От брендинга к бренд-билдингу. М.: Гелла-Принт, 2004

124. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне / Е.А.Розенблюм. М.: Искусство, 1974.- 176 с.

125. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2008.

126. Роуден М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе. М.: Добрая книга, 2007.

127. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Текст. М.: МЗ Пресс, 2005. - 368 е.: ил.

128. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф.Рунге. Книга 1.— М.: Архитектура С, 2006.

129. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф.Рунге. Книга 2 — М.: Архитектура С, 2007.

130. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф.Рунге,

131. B.В.Сеньковский. -М., 2001.

132. Савельева Н.Т. Эстетические проблемы организации среды. Понятие и структура композиции// Эстетические проблемы дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1978.1. C. 72-78

133. Самин Д. К." 100 великих архитекторов". М.: Вече, 2013.

134. Фирменный стиль как проблема современной эстетики. Е.А.Гриднева2007

135. Семенов В.Б. Товарный знак: битва со смыслами. СПб.: Питер, 2005.

136. Сидоренко В.Ф., Кузьмичев JI.A., Дижур А.Л. и др. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа Текст. М., 1987

137. Сильвестрова С.А. Визуально-графическая среда Олимпиад// Техническая эстетика, 1980, № 8

138. Сомов Ю.С. Композиция в технике. // 3-е изд., перераб. и доп. М,: Машиностроение, 1987. -288 с.:ил.

139. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 320 е.: ил.

140. Страутманис И.А. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры. М.:Стройиздат, 1978. - 120 с.

141. Счетчиков И.Е. Эволюция фирменного стиля в проектной культуре XX века. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. техн .наук Текст., М., 2005

142. Сысоев Г.Б. Фирменный стиль КамАЗа и проблемы нового города// Архитектура СССР Текст.: 1985, № 1. С. 26-32

143. Ткачев О. Visual бренд: Притягивая взгляды потребителей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

144. Устюгова E.H. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2003.

145. Хрестоматия по дизайну. Тюмень: Институт дизайна, 2005. - 1056 с.:ил.

146. Шепетков Н.И. Световой дизайн города/ Н.И.Щепетков: Учеб. пособие -М.: Архитектура-С, 2006. 320 е.: ил.

147. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: Учебник. М.: Архитектура-С, 2006. - 384 е.: ил.

148. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: СПЦ принт, 2003. - 297 е.: ил.

149. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб.пособие для сред.спец.учеб.заведений. М : Архитектура-С, 2007. - 160с.

150. Шимко В.Т., Волков М.М. Реализация идей монументальной пропаганды в градостроительном проектировании.// Учебное пособие. М.: Издательство МАРХИ, 1983. - 214 е.: ил.

151. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. - 366 е.: ил.

152. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.1. Зарубежная литература

153. Beat Schneider. Design eine Einñiehrung. Текст.: Bern: Birkhaeuser, 2005

154. Christine Sievers, Nicolaus Schroeder. 50 Klassiker Design des 20.Jahrhunderts. Текст.: Hildensheim: Gerstenberg verlag, 2001

155. Design of the 20 th Century/ Charlotte Fiell, Peter Fiell. Koln: Taschen, 1999.-767 s.:il.

156. Designing the 21st Century/ Edited by Charlotte and Peter Fiell. Koln: Taschen, 2001.-576 s.: il.

157. Industrial Design A-Z. Charlotte, Peter Fiell. Tashen, 2000. - 767 s.: il.

158. McDermott, Catherine. Design A-Z: Designmuseum London. München: Ars-Ed., 1999.-400 s.: il.

159. Norberg-Schuly C. Existence, Space and Architecture. Oslo, 1971.

160. Paul Jodard. Raymond Loewy. Текст.: New York: Taplinger publishing company, 1992

161. Raizman, David. History of Modern Design. London: Laurence King Publishing, 2003.-400 s.: il.

162. Thomas Hauffe. Design schnellkurs. Текст.: Koeln: Dumont, 1995

163. Концептуальные проектные разработки Казанского государственного архитектурно-строительного института (рук. проф. Михайлов С.М.)

164. Проект комплексного архитектурно-художественного оформления г. Новотроицка с комплектом паспортов уличной мебели и благоустройством ул. Советской (1985-86).

165. Проект комплексного архитектурно-художественного оформления г. Альметьевска с разработкой комплекта уличной мебели и благоустройства центральной улицы (1986-87).

166. Проект благоустройства г. Мамадыша с разработкой комплекта уличного оборудования (1987).

167. Проект комплексного архитектурно-художественного оформления Сарапула с разработкой благоустройства ул. Советской, Привокзальной площади и пл. «200 лет Сарапула» и разработкой комплекта уличного оборудования (198991).

168. Проект комплексного архитектурно-художественного оформления г. Орска с разработкой схемы колористики города (1993-94).

169. Михайлов С.М. (руководитель авторского коллектива). Проект-концепция фирменного стиля Гжели//В рамках Всероссийского проектного семинара Союза дизайнеров России (1995).

170. Материалы проектных семинаров Союза Дизайнеров России (рук. проф. Михайлов С.М.)

171. Проект-концепция архитектурно-художественного оформления центра г. Коломны.// В рамках Всероссийского проектного семинара Союза дизайнеров России (1999).

172. Проект-концепция архитектурно-художественного оформления курортной зоны Железноводска.//В рамках Всероссийского проектного семинара Союза дизайнеров России (2000).

173. Проект-концепция архитектурно-художественного оформления центра Урюпинска.//В рамках Всероссийского проектного семинара Союза дизайнеров (2001).

174. Концептуальный проект реконструкции улицы Советской в Оренбурге, с превращением ее в пешеходную зону.//В рамках научно-проектного семинара Союза Дизайнеров России (2005).

175. Список интернет-источников

176. AEG. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/AEG (дата обращения 21.07.2013)

177. Braun. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Braun (дата обращения 21.07.2013)

178. Color Jam— самый яркий перекресток в мире. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/020712/16763 (дата обращения 22.08.2013)

179. Diana Memorial Fountain. URL: http://www.royalparks.org.uk/ parks/hydepark/dianamemorial.cfm (дата обращения 25.07.2013)

180. Diana Memorial Playground. URL: http://www.royalparks.org.uk/parks/ kensington-gardens/facilities-in-kensington-gardens/diana-memorial-playground (дата обращения 25.07.2013)

181. Olivetti. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/01ivetti (дата обращения 21.07.2013)

182. URL: http://rogix.livejournal.com/152560.html (дата обращения 11.05.2013)

183. Антонио Гауди. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/TayflHAHTOHHO (дата обращения 15.06.2013)

184. Библиотека маркетолога. URL: http://www.marketing.spb.ru (дата обращения 15.08.2013)

185. Брендинг. Практика: четверть миллиона за Мельбурн. URL: http://downtown.ru/voronezh/city/3876 (дата обращения 17.06.2013)

186. Быстрова Т. Консультационный материал студентам и аспирантам Электронный ресурс. URL: http://www.taby27.ru/studentamaspirantam (дата обращения 25.08.2013)

187. Геральдика. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: Ьйр://ш.шИс1ре01а.ог^ш1к1/Геральдика (дата обращения 15.06.2013)

188. Знаменитые дизайнеры предметов интерьера. Михаэль Тонет. URL: http://arx.novosibdom.ru/node/538 (дата обращения 25.08.2013)

189. Знаменитые дизайнеры предметов интерьера. Чарльз Рени Макинтош. URL: http://arx.novosibdom.ru/node/535 (дата обращения 25.08.2013)

190. Знаменитые дизайнеры. Уильям Моррис. URL: http://www.designstory.ru/designers/morris (дата обращения 21.08.2013)

191. Искусство корпоративного дизайна. Коммуникационный дизайн в институте Гёте. URL: http://www.goethe.de/kue/des/dos/dos/kom/ru3676601.htm (дата обращения 15.07.2013)

192. История брендов. URL: http://namingbranding.ru/news/178.html (дата обращения 19.08.2013)

193. Как брендируют города. URL: http://www.adme.ru/brending/kak-brendiruyut-goroda-69951(flaTa обращения 25.06.2013)

194. Коломенский завод. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ш.wikipedia.org/wiki/Koлoмeнcкийзaвoд (дата обращения 25.08.2013)

195. Коломна. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.0rg/wikL^(^0MHa (дата обращения 25.08.2013)

196. Корпоративный стиль. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/KopnopaTHBHbificT^b (дата обращения 12.06.2013)

197. Малые архитектурные формы. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ш.wikipedia.org/wiki/Maлыeapxитeктypныeфopмы (дата обращения 15.06.2013)

198. Михайлов С.М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности // Информационный научно-практический журнал "Дизайн ревю" № 1-2009. URL: http://designreview.net/index.php?show=article&id=:219&year=2009&number=l (дата обращения 25.07.2013)

199. Оренбург. II Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/OpeH6ypr (дата обращения 22.06.2013)

200. Официальный сайт города Златоуста. Энциклопедическая справка. URL: http://www.zlatoust.ru/about/zlatoust (дата обращения 15.08.2013)

201. Официальный сайт компании "IBM". URL: http://www.ibm.com (дата обращения 25.08.2013)

202. Официальный сайт компании " Olivetti ". URL: http://www.olivetti.com (дата обращения 15.08.2013)

203. Официальный сайт компании "McDonalds". URL: http://www.mcdonalds.ru (дата обращения 15.08.2013)

204. Официальный сайт фирмы "Браун". URL: http://www.braun.com (дата обращения 15.08.2013)

205. Официальный сайт Олимпийских игр в Сочи 2014. URL: http://sochi2013.com (дата обращения 15.08.2013)

206. Петербургская улица (Казань). // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/ Петербургская Улица(Казань) (дата обращения 15.08.2013)

207. Практическое применение фирменного стиля во внутрикорпоративном и внешнем PR. URL: http://www.4p.ru/main/theory/9152/ (дата обращения 21.06.2013)

208. Сазиков A.B. А был ли ягуар? // Журнал КАК. URL: http://kak.ru/columns/public/al 1527 (дата обращения 24.06.2013)

209. Товарный знак. // Свободная энциклопедия — Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ToBapHbift3iiaK (дата обращения 25.06.2013)

210. Хазова О.В. ДИЗАЙН КАК МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖИЗНИ // «Архитектон: известия вузов» № 7 Июнь 2004. URL: http://archvuz.ru/20042/39 (дата обращения 25.08.2013)

211. СПИСОК АВТОРСКИХ РАБОТ И ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ1. Монографии

212. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник/Н.Д. Дембич, В.И. Захаров, Л.В. Листовская, С.М. Михайлов/Под ред. С.М. Михайлова. Казань: «ДАС», 1994. - 240 е.: ил. (8 п.л./0,5 пл.).

213. Михайлов С.М., Дембич Н.Д., Михайлова A.C. Художественное стилеобразование в дизайне города. Казань: Дизайн-квартал, 2013. - 160 с.:ил. (12 п.л./4 п.л., в печати)

214. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

215. Белов М.И., Дембич Н.Д., Михайлов С.М. Метод «фирменных стилей» в дизайне города (опыт проектных семинаров Союза Дизайнеров России)//Вестник Оренбургского государственного университета, 2012 (0,6 п.л/0,2 п.л., в печати).

216. Дембич Н.Д., Михайлов С.М. Дизайн как средство создания исторического знака в городской среде (на примере мемориального маршрута принцессы Дианы в Лондоне) //Мир науки, культуры, образования, 2012, № 5 36., С. 219-221 (0,4 п.л./0,2 п.л.).

217. Дембич Н.Д., Михайлов С.М., Михайлова A.C. О двойственности природы фирменного стиля//Мир науки, культуры, образования, 2012, № 5 36., С. 221-223 (0,6 п.л./0,2 п.л.).

218. Учебно-методические работы

219. Аитов P.P. Дембич Н.Д. Малое открытое пространство. Мет. указания к кур. проекту для студентов 2 курса. Казань : КИСИ, 1987.

220. Дембич Н.Д. Детская игровая площадка. Мет. указания к кур. проекту для студентов 2 курса. Казань : КИСИ, 1988.

221. Дембич Н.Д. Детская игровая площадка. Учебное задание. Казань : КИСИ, 1979.

222. Научные статьи в других изданиях

223. Дембич Н.Д., Бальмонт JI.H. Кирпичики нашей памяти // Дизайн ревю, 2009, № 1-4

224. Дембич Н.Д. Мы раскроем мир видимого // Дизайн ревю, 2011, № 3-4

225. Дембич Н.Д. Визуальные коммуникации в структуре фирменного стиля благоустройства исторического района Николай-Фиртель в Берлине // Дизайн ревю, 2011, №3-4

226. Дембич Н.Д., Михайлова A.C. Становление метода фирменных стилей в проектной идеологии дизайна XX века // Дизайн ревю, 2012, № 1-2.

227. Дембич Н.Д., Михайлов С.М. Эволюция понятия «Фирменный стиль»// Дизайн ревю, 2012, №1-2

228. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

229. ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ1. ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ1. На правах рукописи042013617961. ДЕМБИЧ НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА

230. ЛОКАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДИЗАЙНЕ ГОРОДА

231. Специальность 17.00.06 Техническая эстетика и дизайнискусствоведение)

232. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

233. Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор

234. Михайлов Сергей Михайлович1. Москва -20131. ОГЛАВЛЕНИЕ1. ТАБЛИЦЫ К ГЛАВЕ I.6

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.