Страсти человека: Философско-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Осика, Юлианна Львовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат философских наук Осика, Юлианна Львовна
Введение.з
Глава 1. Страсть и мышление.
§1 Методологические основания изучения страстей в психологии и философии.
§2 Проблема «внутреннего»: философско-антропологические подходы.
1. «Пафос дистанции» и «забота о себе».
2. Этическое измерение «внутреннего».
3.Онтологические гарантии «внутреннего».
4. Эпистемические стратегии конструирования «внутреннего».
§3 Спонтанность и аффицирование.
1. Единство субъекта в чувственном опыте.
2. Ресурсы спонтанности.
§4 «Эстезис мышления».
1. Страсть и cogito: проблема страстей в философии Декарта.
2. Пафос участия и проблема эстетического переживания.
Глава 2. Страсть и опыт тела.
§1 Cogito и телесность.
1.Тело как «протяженная вещь». Машина тела.
2.«Мое тело»: психофизическое единство.
§2 Опыт телесности и статус Другого.
1. Другой как априорный принцип организации поля восприятия.
2. Вчувствование как основа интерсубъективности.
3. Трансиндивидуальное измерение телесности и феномен коллективных аффектов.
§3 Аффекты и телесный опыт в учении Спинозы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Соотношение человеческих страстей и разума в рациональной метафизике XVII столетия: Декарт, Спиноза, Мальбранш2005 год, кандидат философских наук Иост, Роман Анатольевич
Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты2005 год, доктор философских наук Маслов, Роман Владимирович
Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания2000 год, кандидат философских наук Фролова, Светлана Владимировна
Природа духовности человека: Гносеологический аспект2005 год, доктор философских наук Катунина, Надежда Сергеевна
Телесно-духовное единство как онтологическое основание субъективности2011 год, кандидат философских наук Малахова, Наталия Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Страсти человека: Философско-антропологический анализ»
Актуальность исследования.
Тема страстей, их пагубности или благотворности, уходящая корнями в античность, всегда была актуальна в западноевропейской культуре. На протяжении веков значение и роль страстей в жизни человека оценивались мыслителями не однозначно, но всегда страсти представляли большой интерес не только для философов, но и морализаторов, теологов, проповедников, художников, поэтов. В настоящее время проблема страстей возникает в контексте исследования многомерности и сложности человеческой природы, в контексте изучения причин и мотивов поступков человека. Особую важность изучение страстей как уникальных личных переживаний приобретает в современную эпоху общества массового потребления, не ориентированного на уникальность переживания, неповторимость отношения, самостоятельность оценки. Детальная и обоснованная концептуализация проблематики страстей, изучение смысла и роли аффектов в жизни личности помогли бы по-новому оценить значимость чувственной сферы в социальных, культурных, политических, экономических процессах современности, послужили бы необходимым подготовительным этапом дальнейшей теоретической разработки социокультурных аспектов бытия человека.
Проведенный в диссертации анализ демонстрирует, что человек всегда обретает себя в необъятном мире чувственно воспринимаемых и мыслимых объектов, которые беспрестанно волнуют его душу, вызывая страстное отношение ко всему окружающему. Эти аффективные движения души предопределяют (высвечивают, выводят из недифференцированной слитности, хаотичности) предметы познания, объекты воления, желания, выбора, свершения, исполнения. Многообразный интерес к вещам, событиям и людям зависит от движений любви и ненависти, склонности и отвращения, страха и надежды, принятия и отрицания. Сама познающая мысль разворачивает свою активность на фоне эмоционально-волевого, пристрастного и участного отношения к предметам познания. Мировоззрение как система выборов и предпочтений, утверждение ценностей и принятие решений оказывается сущностно укоренено в этосе, характеризующемся господством страстей («чувством жизни» как восприимчивости к одним совокупностям сущих и игнорированием других). Наличие того или иного аффекта указывает, что в своем личностном центре человек выступил за пределы себя как телесного единства и что он соуча-стен в бытии чуждого предмета или другого человека. Но и Другой может утвердить себя только благодаря моей открытости ему. Только исходя из «страстной природы человека» может быть понято со-бытие как событие. Тем самым причастность человека процессам становления бытия невозможно помыслить вне аффективно окрашенного отношения, настроения; вовлеченность в бытие («заброшенность», в терминах экзистенциалистов) и означает пристрастность, неравнодушие, разомкнутость существа человеческой личности навстречу миру со всеми встречающимися ему сущими.
Состояние научной разработанности проблемы
Страсти - сложная многоаспектная проблема, пограничная между нравоучительной литературой и искусством, философией и психологией. На протяжении многовековой истории исследования страсти привлекали самое пристальное внимание как наиболее могущественная среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. В теоретической сфере тема страстей традиционно находилась в ведении философии. Однако со становлением и развитием психологии как самостоятельной науки в последней трети XIX в. и на протяжении всего XX в. все более широкое распространение получало позитивное, научно-экспериментальное исследование переживаний и эмоциональных состояний человека. Так, XX в. демонстрирует намного более тщательную разработку проблемы страстей в области психологии, нежели в философии или в сфере иных гуманитарных дисциплин. Однако очевидно, что в структуре аффективного, страстного переживания существуют такие аспекты, которые требуют философского осмысления. Тема страстей имеет вполне обоснованный философский статус и должна быть реабилитирована как полноправный объект философского анализа с учетом всего наработанного психологией теоретического и практического материала.
Обозревая широкий круг трудов по проблеме страстей, можно обнаружить многозначность таких терминов, как «эмоции», «настроения», «аффекты», «чувства», «страсти», «переживания» и многочисленные терминологические различия в трудах исследователей природы человеческих переживаний.1 Все это свидетельствует о чрезвычайной сложности как самого изучения феномена страсти, так и проблемы его дефиниции и интерпретации. На сегодняшний день как в философии, так и в науке (психологии) отсутствует вполне однозначная трактовка и определение страсти. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие «страсть» совершенно различное содержание. Объяснить это можно, по нашему мнению, сложностью, разнообразием и противоречивостью самого предмета исследования, а также мировоззренческим со
1 Некоторые философы различают эти понятия (например, Д. Юм, И. Кант, М. Шелер и другие). Однако с точки зрения философско-антропологического подхода их различие не представляется существенным. держанием и теоретико-методологическими особенностями исследовательских позиций ученых.
Размышления о природе и сущности страстей берут свое начало в глубокой древности. Всякое существование, утверждают античные философы, стремится к своему благу и избегает всего неблагоприятного; стремление быть, вожделение полноты бытия есть первая характеристика человека. Как полагает Б.П. Вышеславцев, «всеобъемлющее древо жизни» учения о вожделении может быть обнаружено в Платоновом Эросе, означающий «существенную и несводимую функцию души, функцию стремления, уходящую в бесконечность и многообразную по содержанию, но всегда направленную на возрастание бытия».
В контексте данного диссертационного исследования весьма существенным является сформулированный в «Метафизике» Аристотеля постулат онтологической трактовки претерпевания (pathos) - это понятие способности как начала изменения вещи, находящегося в другом или в ней самой. И прежде всего, это «способность претерпевать как заложенное в самой претерпевающей вещи начало испытываемого ею изменения, вызываемого другим или ею самой».
Открытие бессознательного, происходящее в учении Декарта, позволяет увидеть человеческое я как сложное образование, попытки исследовать которое неизбежно наталкиваются на некий предел, традиционно считающийся опытом переживания собственной телесности. Тело выступает как предел движения мысли в пространстве внутреннего опыта. Несомненно, душа обладает способностью к образованию идей; и одновременно существует первичная сфера опыта - активность (жизненность) как именно активность бессознательная (телесная), т.е. происходящая и развертывающаяся независимо от мышления как представления и до него. Т.о., телесные процессы (движения духов) не только доставляют возбуждения, на основе которых душа строит образы, они «укрепляют мысль», «удерживают» мысли в душе, направляют ее активность, приковывают внимание.
Онтологическим вариантом описания эмоциональных состояний является учение Спинозы об аффектах, в котором под аффектами понимаются «состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или уменьшают ее». Спиноза утверждает, что всякая вещь может быть причиной (прямой или косвенной) удовольствия, неудовольствия или желания. Все дело в стремлении челрвека ко всему тому, что способствует удовольствию, и к избеганию всего препятствующего или ведущего к неудовольствию. Человек сознает самого себя по тем состояниям, которыми он определяется к действию. Всякое действие стремится к утверждению существования того, кто производит действие. Состояния человека, идеи которых представляют нам внешние тела находящимися налицо, т.е. образы вещей, формируют в испытывающих воздействия теле и душе определенное положение дел (constitutio), подразумевающее большее или меньшее совершенство по сравнению с предшествующим положением дел. Такие непрерывные длительности и вариации совершенства Спиноза называет «аффектами», или «чувствами» (affectus).
В гносеологическом ключе соотношение претерпевания и деятельности (спонтанности и аффицирования) глубоко разработано И. Кантом в «Критике чистого разума». Способность воспринимать внешние воздействия Кант называет чувственностью. Без взаимной согласованности аффицирования и чистых понятий рассудка всякий субъективный опыт бессодержателен. Восприимчивость только в соединении с самодеятельностью может произвести знание.
Общим для рассуждений большинства философов XVII-XVIII вв. является понимание страсти как тяготения, стремления, conatus, как сильного желания приятного. Многие мыслители Нового времени сделали человеческие страсти предметом специального исследования (Б. Паскаль, Ф. Ларошфуко, Шамфор, М. Монтень, Б. Мандевиль), предоставив читателям меткие, афористичные определения, тонкие и глубокие наблюдения, вскрывая за видимой картиной наблюдаемого ими поведения членов общества мотивы, в действительности руководящие людьми. В интел-лектуалистическом ключе эмоциональные переживания трактуются в учениях Гоб-бса, Локка и Лейбинца; для них страсти связаны с мыслью о достигнутом благе. В дальнейшем рационализация эмоций находит место в трудах немецкого философа И. Гербарта, выдвинувшего гипотезу, согласно которой эмоциональные состояния зависят от соотношения представлений, причем задержка их вызывает отрицательно окрашенные эмоции, а их взаимное усиление - положительные.
Сторонниками сенсуалистически-физиологической обусловленности страстей были Д. Дидро и Ж.О. Ламетри,, не видевшие разницу между животным инстинктом и человеческими стремлениями. Таким трактовкам противостоит всплеск сентиментальной идеализации чувственности (Ж.-Ж. Руссо) и детальнейшая тщательная проработка неисчерпаемой палитры чувственности, состояний человеческой души в немецком романтизме конца XVIII - начала XIX вв. (Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, В. Гумбольдт, Ф. Шлейермахер, Ф. Шиллер).
Пониманию аффектов как состояний, не укорененных в сознании, способствуют учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, трактующих человеческие переживания как проявления слепого иррационального начала - воли. Ницше оказывается в определенном смысле спинозистом, когда определяет мышление в качестве вторичного феномена, возникающего как эффект разворачивания жизнью стратегий становления собственного могущества. Ницше усомнился в исключительном праве
Человека (как оно представлялся классическому рационализму) на постижение и адекватную формулировку раз навсегда уясненного смысла. Возвращая философии «полноту и радость жизни», Ницше дисквалифицировал мысль в качестве единственного гаранта активности человека. Тела уменьшают или увеличивают свое могущество как волю к власти. На переходе от менее мощных целостностей к более мощным, и обратно рождается сознание такого перехода. Ницше разделил все аффекты на свидетельствующие о воли к власти и на аффекты ressentiment - импульсы мести, ненависти, злобы, коварства. Жизнь по ту сторону сознания, в движении потоков, которые пересекают границы человеческого и увлекают в ту глубину, где не может и речи быть о самосознании тождественного Я и используемых им схемах, законах, причинах. Это отказ от попыток мыслить сознание в терминах самого сознания, поиск того глубинного уровня (непостижимого для самого сознания, но являющегося его предпосылкой), которое позднее будет названо «бессознательное» (3. Фрейд), «интенциональность» (Э. Гуссерль), «архетипы» (К. Юнг), «до-рефлексивное когито» (Ж.-П. Сартр) и т.п. Самое загадочное, по Ницше, это не душа, а тело, те силы и токи, которые пронизывают его, те стремления, которые владеют им и увлекают мысль на постижение собственной безосновности. Мыслить не тело, но телом - так выглядит предложенная Ницше модель.
В XX в. эмоции исследуются в основном в рамках таких направлений философии, как феноменология, экзистенциализм, «философия жизни» и философская антропология, выступающие против натурализации эмоций. Наибольшее влияние на становление экзистенциализма оказало творчество С. Кьеркегора, рассматривавшего человеческие переживания в аспекте их роли в процессах становления уникальной личности. Страх, любовь, нужда, парадокс, трепет оказываются такого рода экзистенциально значимыми реакциями человека на события его жизни, в которых личность постигает свою судьбу и предназначение. В дальнейшем М. Хай-деггер, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Финк, О. Ф. Больнов, Э. Левинас, М. Мерло-Понти видели в эмоциях способ бытия человека, особую настроенность экзистенции в отношениях с миром. Такие термины, как «расположение», «забота», «ужас», «страх», «тревога», «тошнота» призваны характеризовать изначальную укорененность человека в бытии, вовлеченность человека в контакт с миром, в отношения с другими. Эмоции - интенциональные единства, которые собирают и оживляют совокупность действий субъекта.
Философско-антропологической проблемой, поставленной мыслителями в начале XX в., является невозможность объяснить само сознание (акты полагания сознанием смысла), исходя из какихтлибо внешних воздействий. Представители экзистенциально-феноменологического направления философии (Ф. Брентано, Э.
Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, Г. Шпет, JI. Шестов, C.JI. Франк, М. Мамардашвили и другие) указали на бытие человека как радикально отличное от способов бытия всех объектов физического мира. Законы, выводимые психологией, не являются определяющей силой действительной психической жизни личности. Опираясь на феноменологию Гуссерля и его последователей, возможно говорить о бытии субъекта как «абсолютном», которое, однако, уклоняется от попыток конструировать его как объект познания. Эту реальность можно только описать, а не объяснить, причем описать так, как она «дается», «является» - то есть феноменально.
Согласно феноменологическому направлению, собственно человеческое бытие не есть часть мира и невыводимо в своей специфичности из законов мира. Такие модусы человеческого бытия, как ответственность и чуткость к зову совести, умение превратить переживание собственных страданий и удовольствий в средство самопреодоления на пути к лучшему и высшему, восприимчивость к прекрасному, равно как и к ужасному и безобразному, бесстрашие перед познанием истины -всякая подлинно самовластная деятельность нуждается в четко очерченных границах «собственного» как сфере, внутри которой происходит воспитание духа. Тем самым человеческая субъективность становится предметом скорее практическим, т.е. направлением приложения творческих усилий самоосуществления. По мнению К. Ясперса, подлинное знание о человеке должно апеллировать к его свободе как раз не быть тем, что становится «объективно» известно о нем на основании объясняющих наук.
Нельзя оставить без внимания традицию описания чувственных переживаний в литературе XIX - XX в. (И.В. Гете, Стендаль, Г. Флобер, О. де Бальзак, Ги де Мопассан, М. Пруст, Г. Гессе, Т. Манн, Ф. Кафка, Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой и другие).
В начале XX в. формируется несколько направлений психологии, в которых вопрос о природе эмоций решался в зависимости от общетеоретических и методологических основ той или иной школы. Интроспективная психология, развившаяся из идей Ф. Брентано, представленная деятельностью К. Штумпфа, Т. Липпса, О. Кюльпе и оказавшая влияние на программу Вюрцбургской школы, усматривала задачу исследователя в том, чтобы непосредственно реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка, К. Левин), преодолевая «атомизм» Вундта (представление о том, что образы строятся из «кирпичиков» ощущений), выдвинула теорию о построении образа посредством особого психического акта постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Оба эти направления способствовали отходу от механистического, детерминистского понимания деятельности психики, утверждению примата активности сознания в построении образов внешнего мира. Важнейшей интенцией являлась попытка понять сознание, исходя из него самого.
В настоящее время существует три четко выраженных направления в когнитивной психологии: 1) Р. Зайонк, М. Арнольд, Р. Лазарус, С. Шактер, Г. Мандлер утверждают, что эмоция является сознательной интерпретацией «телесно» переживаемого возбуждения; 2) К.Изард, С. Томпкинс, X. Левенталь полагают, что эмоции отличны от когнитивных процессов и в своем протекании являются более первичной реакцией на внешнее воздействие; 3) А. Изен, П. Ниденталь, Е. Йохонсон, А. Тверски считают, что эмоциональные и когнитивные процессы взаимно влияют друг на друга.
Современные психологи (К. Изард, П. Экман, Дж. Грей, Р. Мауер, Р. Вуд-вортс, Г. Шлосберг) разрабатывают классификации эмоций в целях изучения их организации, однако не добились пока согласия в отношении числа и содержания первичных (базовых, фундаментальных) переживаний.
В советской психологии проблеме чувственно-эмоциональных переживаний посвящены многочисленные исследования. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.М. Якобсон, К. Обуховский, O.K. Тихомиров, Ф.В. Бассин, М.С. Неймарк, Л.И. Божович, О.В. Овчинникова, Н.В. Витг, В.К. Вилюнас, П.В. Симонов, Д.И. Дубровский, И.В. Котович, Г.Х. Шингаров, Ю.Е. Виноградов, А.В. Запорожец исследовали эмоции как выражение активной стороны потребности и продемонстрировали тесную взаимосвязь интеллекта и эмоции, их единство в мотивационно-волевой и ценностно-смысловой структуре личности. Общая теория эмоций нашла свое применение в трудах по судебной психиатрии (Л.И. Петражиц-кий, А.Р. Лурия, А.А. Герцензон, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, Я.М. Калаш-ник). Изучение художественного выражения и эстетической реакции во многом опирается на результаты достижений психологии (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Малюков, С.Х. Раппопорт, П.В. Симонов, Н.В. Витг).
Специально особенности таких отдельных эмоциональных состояний, как смех, страх действия, печаль, горе, любовь освещены в работах А. Бергсона, А. Жане, 3. Фрейда, Э. Линдеманна, Ж.-П. Сартра, X. Ортеги-и-Гассета.
Значению и роли эмоциональных переживаний в контексте культуры посвящены многочисленные работы как зарубежных (Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Ше-лер, М. Фуко, П. Слотгердайк и другие), так и отечественных мыслителей (М. Бахтин, Ю. Лотман, Б.А. Успенский, Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, Н.В. Понырко, А.И. Клибанов) Существенный вклад в изучение страстных переживаний был внесен советскими (российскими) философами. М.К. Мамардашвили ввел термин «эс-тезис мышления» для характеристики понимания как уникального события в жизни личности, постигающей свое место в мире. В своих работах М.С. Каган, Б.В. Марков, Ю.М. Шор, А.А. Грякалов, В.В. Савчук, Т.В. Чумакова, А.Н. Исаков, Е.К Краснухина обращаются к соотношению рационального и чувственного в разнообразных формах познавательной, религиозной, культурной деятельности человека.
Цели и задачи исследования
Основной целью данного исследования является изучения страстей как важнейших составляющих элементов стратегий деятельного проявления человеческой сущности, способов осуществления человеком проекта собственной жизни.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Определить смысл феномена страсти на основе анализа различных форм эмоционального опыта.
- Описать аффекты (страсти) как особые внутренние переживания психофизического единства человеческого присутствия.
- Продемонстрировать специфичность аффективных переживаний, их нере-дуцируемость к сфере мышления или актам тела.
- Выявить особенности протекания процессов мышления и опыта телесности в переживании страстей.
- Исследовать этическую (событие поступка) и эстетическую (интенсивность переживания) значимость аффективного опыта.
- Выявить роль чувственности в интерсубъективных и трансиндивидуальных процессах и утвердить конститутивную значимость страстей в актах признания другого.
Методология
За методологическую основу берется феноменология восприятия М. Мерло-Понти, а также феноменологический анализ аффектов в учении М. Шелера и экзистенциальная трактовка эмоций в работах Ж.-П. Сартра. Кроме того, используется проект описательной психологии, предложенный В. Дильтеем. Важнейшими методами являются экзистенциальная аналитика М. Хайдеггера и герменевтический метод Г.-Г. Гадамера. Феноменологический подход позволяет рассматривать приписываемую аффективному опыту интериорность как модус активности, творческой направленности, наделенных определенным смыслом и задействованных в тех или иных способах выражения. Экзистенциалистская трактовка бытия в мире как живой причастности человека процессам движения и становления раскрывает смысл соединения психологических и физиологических компонентов в аффективном опыте. Концептуализация неразрывности перцептивных и практических интенций в структурах существования вводит организацию телесного опыта как решающий момент в генезисе аффектов.
Как указывают крупнейшие психологи (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), без разработки общей теории психического невозможно решение проблемы эмоций (следует добавить: ни в научно-психологической, ни в философ-ско-антропологической сфере). Выготский писал: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от аффективной волевой стороны представляет один из коренных пороков всей традиционной психологии. Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». Тем самым, противопоставление познавательных и эмоционально-волевых сфер в жизни личности беспочвенно.
Философско-антропологический анализ роли и значения страстей в человеческой жизни демонстрирует необходимость исходить в определении широты контакта личности с универсумом из ценностных модальностей, задаваемых существенными возможностями страстных переживаний
Научная новизна исследования
Данное исследование актуализирует эмоциональную сферу существования человека в единстве телесно-психических переживаний. Это единство отличается от единства научного объекта. Поэтому психологические (эмпирические, научно-позитивные) концепции представляются недостаточными для описания всей сложности феномена страстей. Философское рассмотрение требует проблематизации психофизической природы страстей и отношения мышления и телесности в человеческом существе, поскольку мы рассматриваем его аффекты. Применение экзистенциально-феноменологического метода раскрывает смысл аффективного опыта как способа бытия в мире, как модуса экзистенции, вовлекающего всю целостность человеческого существа в процессы переживания. Преодолевая дихотомию души и тела, удается избежать игнорирования специфичности протекания как опыта мышления так и опыта телесности и показать связь, «сцепление» физиологических и психических процессов в актах переживания страстей. В диссертации получили научную разработку следующие положения:
Человеческое Я не представляет исключительно прозрачное для самого себя сознание (cogito), но укоренено в теле - «ангажировано телесностью» (Мерло-Понти) - в чем удостоверяют нас страсти человека. Человек как существование изначальная доличностная причастность к всеобщей форме мира) - это не психика в соединении с организмом, а бесконечное движение между телесностью (в своей глубине чем-то таким, что не есть мы сами, и в то же время чем мы во всякий миг являемся) и личностными (осознанными и ответственными) поступками. Телесные причины и психические мотивы зачастую переплетаются, ибо нет такого движения в живом теле, которое было бы совершенно обособленно от психических интенций, и нет такого психического акта, общая схема которого не содержалась бы в физиологических механизмах.
Именно благодаря теснейшей связи мыслительных (сознательных) процессов с опытом тела человеческое присутствие оказывается укорененным в бытии, что доказывает анализ переживания страстей. Тело - центр, из которого выступает понимающее, оценивающее отношение с миром и к миру. «Интонирование» отношений к миру и самому себе - это и есть аффективно окрашенные переживания, инкорпорированные в повседневные практики присутствия. Страсти доставляют самосознанию «чувство жизни» (И. Кант), свидетельствующее о могуществе или слабости души, способности или неспособности к действию. В переживании страсти мы можем приблизиться к действию нескончаемых и автономных природных сил, безграничному могуществу бытия, не вмещаемому в познавательные схемы, телеологические объяснения, рациональные суждения.
Спонтанность, присущая как мышлению, так и телесности, наделяет каждое событие в жизни человека той долей интенсивности, которая не позволяет рассматривать бытие человека в модусе чистой рецептивности, пассивности. Исследование страстей выявляет роль бессознательного в генезисе сознания. Мысль, аффинированная волнениями души, получает необходимую долю напряженности и силы, может ставить себе цели в воображении и устремляться к этим целям. Тем самым страсть - важнейшее понятие для интерпретации существа человека как трансценденции. «Бессознательность» тела заключается в переживании стремления, желания, влечения. Неразрывность перцептивных и практических интенций в структурах существования вводит организацию телесного опыта как решающий момент в генезисе аффектов
Страсти являются способами бытия в мире, интенциональными единствами, собирающими совокупность действий человека. Досада, боль, отчаяние, страх - это тональности существования Для-себя в его трансцендентном проекте. Мы не можем даже вообразить себе мир, индифферентный, «бесцветный», а значит абсолютно не определенный. Наше сознание всегда выступает на фоне «сенестетиче-ской аффективности» (Ж.П. Сартр), открывающей наше тело сознанию. Аффективный опыт является модусом активности, который наделен определенным смыслом и задействован в тех или иных способах выражения. Бытие в мире - живая причастность человека процессам движения и становления.
В отличие от натуралистической трактовки страстей современная философская антропология исходит из того, что они искусственно культивируются и во многом являются продуктом цивилизации. Ни одна культура не остается равнодушной к сфере переживаний членов сообщества. Существуют комплексы техник, механизмов, практик, наделяющих чувственностью или задающих нужное направление эмоциям. Таким образом, наряду со спонтанностью переживаний имеется нормативность чувств, символически и семиотически обусловленные особенности их переживания.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
"Человек гедонистический" как философская проблема2003 год, кандидат философских наук Емельянов, Александр Владимирович
Чувственность как метафизическая истина бытия и познания2000 год, кандидат философских наук Рудаков, Александр Михайлович
Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности2008 год, кандидат философских наук Попова, Ольга Владимировна
Телесность в структуре культурных универсалий аполлонийского и дионисийского: На материале культуры русской творческой интеллигенции начала XX века2004 год, кандидат культурологии Иванов, Антон Анатольевич
Символизм страсти в культуре серебряного века2010 год, кандидат философских наук Деточенко, Людмила Станиславовна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Осика, Юлианна Львовна
Заключение
Обращение к проблеме страстей человека в философско-антропологическом ракурсе имеет непреходящее значение и актуальность в силу того, что такие переживания, как страх, надежда, горе, страдание, любовь, нежность, презрение и др. составляют неотъемлемую характеристику человеческого способа бытия. При этом «человеческое, слишком человеческое» в страстных переживаниях сводится к обнаружению таких устремлений, порывов, желаний, такого рода претерпеваний, которые намечают границу собственно человеческого (все социокультурные детерминации, всякий смысл и рациональное постижение), проявляют нечеловеческое в человеческих формах опыта (неотступность и непреодолимость, неподконтрольность разуму - низость или возвышенность).
Страсти представляют собой специфический феномен, который устанавливает предел одновременно «чистому мышлению» (если о таковом вообще может идти речь) и чисто телесному претерпеванию под внешними воздействиями. Ведь страсти (как предвосхищение в воображении, воспоминание, желание, воление и другие модусы сознания) не существуют без своего телесного коррелята (напряжение и ослабление мышц, частота дыхания и пульса, движения членов тела и пантомимика). В страстных волнениях мы видим, как телесные импульсы, касания, движения сосуществуют с ясно или неясно осознаваемыми душевными настроениями (при этом аффективные состояния сопровождают создание величайших произведений литературы, живописи, поэзии и т.д. - всего того, что принято относить к «духовным» явлениям, очевидно отличным от физиологии организма). «Бодрость духа», «живость воображения», «полет мысли», «подавленность» воплощаются в теле, в энергии его движений, в остроте или притупленности ощущений, проявляются как «общее самочувствие», без которого мы не знали бы самоотверженных подвигов, героических устремлений, порывов отчаяния, надежды, жестов любви, заботы, отвращения. Страстные переживания намечают определенные трансформации как опыта мышления, так и телесных действий, не совпадая при этом, в строгом смысле, ни с сознанием, ни с органическими изменениями.
Вопрос о соотношении души и тела, психического и физиологического является вечно актуальным (и до конца не решаемым) в истории западной философии. Но именно тема страстей вынуждает вновь искать решения этого вопроса и делает эти поиски вполне обоснованными в силу невозможности игнорировать специфический опыт переживания одновременно телесных и душевных изменений. Пристальное внимание психологии XX в. к проблеме эмоций вполне понятно, поскольку ориентируется на практику обращения с различными проблемами социализации, культурной адаптации, реабилитации, идентификации, столь остро поставленных многочисленными политико-экономическими и социо-культурными трансформациями «картины мира» в прошлом столетии. В прагматическом аспекте, тема эмоциональных переживаний - это проблема влияния на те или иные патологические состояния: меланхолия, депрессия, неврозы, всякого рода фобии (медикаментозное решение проблем в этом случае основывается на вере в каузальную связь между физиологическими и психическими состояниями); это проблема социализации индивидов, перенесших тяжелые стрессы и потрясения; и это трудности педагогической и воспитательной работы. Как соотносятся душевные переживания, в которых индивид с той или иной степенью ясности может дать себе отчет, с физиологической, органической картиной его состояния? - Различные научные и социо-гуманитарные теоретические подходы предлагают набор ответов, ни один из которых в философском смысле не может рассматриваться как окончательный. В диссертации делается попытка очертить широкий диапазон возникающих проблем и трудностей в интерпретации эмоциональных переживаний. Целью работы было показать неоднозначность, многовариантность, сложность связи мыслительных и телесных процессов в переживаниях аффектов.
Психология объясняет, в основном, эмоциональные переживания каузально, по принципу причина/действие, что игнорирует спонтанность, самодеятельность человеческого духа в отношениях с сущими мира. Феноменологический подход позволяет рассматривать приписываемую аффективному опыту интериорность как модус активности, творческой направленности, наделенный определенным смыслом и задействованный в тех или иных способах выражения. Экзистенциалистская трактовка бытия в мире как живой причастности человека процессам движения и становления раскрывает смысл соединения психологических и физиологических компонентов в аффективном опыте. Концептуализация неразрывности перцептивных и практических интенций в структурах существования вводит организацию телесного опыта как решающий момент в генезисе аффектов.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- Страсти, интерпретируемые экзистенциально, позволяют эксплицировать сферу «внутреннего», приобретающую, в таком случае, значение всей совокупности способов бытия в модусах «собственного» и «несобственного». Вариации понимающего отношения к миру и с миром принимают в структурах бытия присутствия такие специфические виды (забота, ужас, надежда, возвышенная любовь и т.д.), которые позволяют выделить собственно человеческое в человеке.
- Чтобы конституирвоать расположение человеческого бытия, недостаточно только пассивности и претерпевания телесных или душевных состояний. Человеческое бытие определено по существу тем, что не присутствует в настоящий момент. Открытое собственным возможностям, оно сущностно активно в вожделенном устремлении к тому состоянию, которого нет в наличии как здесь и сейчас существующей модификации телесности.
- Мысль как событие вовлекает целостность человеческого существа в переживание акта поступка. Существо экзистенции, располагающееся в сфере свободы, как способность ответственного выбора предполагает такую интенсивность мыслительного усилия, концептуализация которого с необходимостью проблематизи-рует отношение страсти и «чистого» мыслительного акта.
- Аффективные состояния - не скрытые в интимных «душевных глубинах» психические факты, но типы поведения или стили жизни, смысл которых заложен в жестах, позах, перемещениях, частоте дыхания в нисколько не меньшей степени, чем в интенсивности «душевного» волнения. Страсть, аффект тогда выступит в качестве вариации нашего отношения к миру, к другим людям, которых мы знаем по «внешнему», воспринимаемому выражению и которым мы, в свою очередь, даны телесно-пластически, в целостно-оформленном и законченном облике.
- Тело - центр нашего действия как отношения с миром и к миру. Посредством опыта собственного тела человек приобретает опыт контакта с миром и Другим. В допредикативном, доязыковом опыте Другой в своем телесном выразительном движении представляет себя и так или иначе очерчивает конфигурацию события встречи с ним в актах взаимного полагания смысла происходящего. Угроза, пренебрежение, равнодушие, участливое внимание - это модификации состояний Другого, являющиеся мотивом моего последующего поведения, ответных реакций, дальнейших возможностей. Открытость Другому - это готовность определять себя в соответствии с чужими ожиданиями. Тело является данностью, благодаря которой движение и жизнь существуют и сохраняются внутри самого «социального тела».
- Между «социальным телом» и человеческим индивидуальным телом происходит какой-то процесс сцепления и расцепления, который есть не что иное, как вступление в бесконечно открытый горизонт культуры. Это стремление к расцеплению, разъединению и дифференциации, которое подразумевает физическое и эмоциональное присутствие человека в мире, есть основа создания и трансформации различного рода общностей, осуществляющих предпочтения, включения и исключения на основе схем восприятия, оценивания и действия, инкорпорированных в индивидуальные социализированные тела. Культура развивается потому, что человек не является только духом. Только благодаря множественным и личным реакциям индивида на присутствие других, благодаря разным и постоянным попыткам все время неполным, неудовлетворительным — выразить эти реакции через общий язык, только таким образом может появиться социальное разнообразие.
Если страсти - это варианты отношения к миру, осуществляя которые человек понимает себя (понимающе относится к себе самому и окружающему миру), наделяя смыслом и ценностью как собственную жизнь, так и события мира, то основной задачей дальнейшего исследования может предстать изучение способов включения страстных переживаний единичного в социокультурную сферу. Принимая во внимание изначальную интенсивность, которой наделен единичный в качестве «центра сопротивления» (Ж. Делез), мы можем рассмотреть культурные и социальные стратегии обработки, упорядочивания, нормализации, регуляции, «канализации» той или иной интенсивности аффектов. Канализация (направление в «нужное» русло) страстных переживаний членов сообщества - основная задача всякой жизнеспособной культурной общности. В ходе социализации происходят различного рода «сбои» упорядочивающих практик, благодаря которым налицо социальное и культурное многообразие. Аффекты представляют собой не только препятствие на пути к установлению гомогенных общностей, но и необходимое условие для поддержания властных стратегий производства и распределения благ, удовольствий, ценностей, смыслов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Осика, Юлианна Львовна, 2003 год
1. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина. - М., 1992.
2. Августин Блаженный. О благодати и свободном произволении// Гусейнов А.А., Ир-литц Г. Краткая история этики. М., 1987. стр. 532-557.
3. Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Аверин-цев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
4. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988.
5. Агацци Э. Человек как предмет философского познания // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.
6. Аристотель. О душе // Собр. соч. в 4 т. Т. 1.- М.: Мысль, 1976.
7. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Поэтика. Риторика М.: Азбука,2000.
8. Аристотель. Риторика // Аристотель. Поэтика. Риторика М.: Азбука,2000.
9. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М.: Ad Margiinem,1999.
10. Батай Ж. Внутренний опыт /Пер. с фр., послесл. и коммент. СЛ. Фокина. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997.
11. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
12. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985. - М.: Наука, 1986. - С. 82 - 138.
13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
14. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
15. Беседы Эпиктета. / Изд. подгот. Г.А.Таронян. -М.: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1997.
16. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пре. с фр. А. Гараджи. М.: Ad Marginem, 2000.
17. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.
18. Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Пер. с итал. К.: Новый Акрополь, 1996.
19. Бурдье П. Начала / Перевод Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994.
20. Вальденфельс Б. Интенциональность и каузальность // Вальденфельс Б. Мотив чужого: Сб. пер. с нем. / Науч. ред. А.А. Михайлов; отв. ред. Т.В. Щитцова. Мн.: Пропилеи, 1999
21. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С. 3 - 19.
22. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
23. Вундт В. Основания физиологической психологии / Пер. с нем. Т. 1 2. - СПб., 1880.
24. Выготский Л.С. Психология искусства // Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 2001.
25. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984
26. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Са-пова. -М.: Республика, 1994.
27. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного М.: "Искусство", 1991.
28. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба»). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
29. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа / Пер Г. Шпета. СПб.: Наука, 1992.
30. Гербарт И.Ф. Психология / Пер. с нем. СПб., 1895.
31. Голосовкер Я.Э. Интересное // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 115 - 142.
32. Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879.
33. Грякалов А.А. Эрос/эстезис и мета-физика письма II Метафизические исследования. Выпуск 5. Культура. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. С. 9-31.
34. Грякалов А.А. Homo aestheticus. Дискурс и событие // Философский век. Альманах. Вып. 22. Ч. 2 / Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2002. - С. 228 - 235.
35. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999
36. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, Ювента, 1998.
37. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1 // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.
38. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.
39. Декарт Р. Метафизические размышления // Декарт Р. избр. Произв. / Пер. с фр. и лат. В.В. Соколова. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1950.
40. Декарт Р. Рассуждение о методе // Соч. в 2-х т. Т. 1. / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989.
41. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т. 1 / Сост., ред., вступ. Ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989.
42. Делез Ж. Логика смысла. // Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum / Пер. с фр. Я. И. Свирского. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
43. Делез Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или тихоокеанский лимб. СПб., 1999.
44. Делез Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. Н.Б. Маньковской, Э.П. Юровской. -СПб.: Петрополис, 1998.
45. Делез Ж. Спиноза // Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Пер. с фр. Я. И. Свирский. М.: ПЕР СЭ, 2001.
46. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. -М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998.
47. Джемс У. Психология / Пер. с англ. 8-е изд. - П., 1922.
48. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. -М.: Университетская книга; Иерусалим: Gesharim, 2000.
49. Дильтей В. Описательная психология. 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 1996.
50. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. В 2 т. Т. 2. JI.-M., 1957.
51. Жеребкина И. Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России. СПб.: Алетейя, 2001.
52. Зиммель Г. Созерцание жизни// Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. -М., 1996.
53. Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
54. Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этос сознания. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999.
55. Искусство в системе культуры: Социологические аспекты: Сб. науч. тр. / Ред. и сост. Ю.М. Шор и др. Л.: ЛГИТМИК, 1981.
56. Карасев Л.В. Философия смеха. М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 1996.
57. Канетти Э. Масса и власть / Пер. с нем. и предисл. Л. Ионина. М.: Ad Marginem, 1997.
58. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. в 6-ти т. Т. 6. М.: Мысль, 1966.
59. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.
60. Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 2001.
61. Кант И. Критика чистого разума. Ростов н/Д, 1999.
62. Климова С.В. История Души.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996.
63. Кожев А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля // Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / Пер. с фр. и послесл. И. Фомина. Ред. В. Большаков. -М.: изд-во «Логос», изд-во «Прогресс-Традиция, 1998.
64. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997.
65. Коффка К. Самонаблюдение и метод психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
66. Кристева Ю. Дискурс любви // Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.
67. Кьеркегор С. Гармоническое развитие эстетических и этических начал в человеческой личности // Кьеркегор С. Или или / Послесл. С .А. Скляренко. - М.: Арктогея, 1991.
68. Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. и общ. ред. С.А. Исаева. -М.: Республика, 1993.
69. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.
70. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд. СПб, 1896.
71. Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж. О. Человек-машина . Мн.: Литература, 1998
72. Ларошфуко Ф. Максимы. Мемуары: Пер. с фр. М.; Харьков: ACT; Фолио, 2001.
73. Левинас Э. Время и другой // Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Пер. с фр. А.В. Парибка. СПб.: НОУ - Высшая религиозно-философская школа, 1998.
74. Левинас Э. Лицо незнакомца // Курьер ЮНЕСКО. 1992. - № 4. - С.63 -65.
75. Левинас Э. Ракурсы // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
76. Левинас Э. Тотальность и бесконечное // Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное: Пер. с фр. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
77. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: Переводы, статьи, комментарии. В 2 т. Т. 1. СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ПРЕСС, 1999.
78. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
79. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3-х т. Т. 1 / Ред. И.С. Нарский. -М.: Мысль, 1985.
80. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М.: Искусство, 1994.
81. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос / Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993.
82. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972.
83. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издат. центр «Феликс», 1999.
84. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.
85. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Изд. группа «Прогресс»; «Культура», 1993.
86. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994.
87. Мамардашвили М. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. -М.:ИПЛ, 1991.-С. 8-22.
88. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000.
89. Мандевиль Б. Басня о пчелах / Общ. ред. и вступит, статья Б.В. Мировского. Пер. Е.С. Лагутина. М.: Мысль, 1974.
90. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001.
91. Марков Б.В. О пере-живании // Очерки феноменологической философии: Учеб. пособие / Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997.-С. 208-222.
92. Марков Б.В. От феноменологии сознания к аналитике телесного бытия // Очерки феноменологической философии: Учеб. пособие / Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. - С. 4 - 65.
93. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб.: Издат-во С.-Петербургского университета, 1993.
94. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999.
95. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К.: «ИСА», 1995.
96. Мельников Г.М. Психология чувств. Челябинск, 1968.
97. Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века / Предисл. П. Морель; Коммент. А.В. Густырь, И.С. Вдовина. М.: Искусство, 1995.
98. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, C.JI. Фокина. СПб.: Ювента; Наука, 1999.
99. Монтень М. Опыты. Избранные главы / Составление и вступительная статья Г.К. Косикова, М., Правда, 1991.
100. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
101. Ницше Ф. К генеалогии морали // Соч. в 2-х т. Т.2 / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990.
102. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. в 2-х т. Т. 2 / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. -М.: Мысль, 1990.
103. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Соч. в 2-х т. Т. 1 / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. -М.: Мысль, 1990.
104. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1971.
105. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.,1991.
106. Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр. Э.Л. Линецкой; Послесл. и коммент. И.Е. Бабанова. -СПб.: Северо-Запад, 1994.
107. Паскаль Б. Трактаты. Полемические сочинения. Письма / Пер. с фр. О.И. Хомы, С. Долгова.-К.: Port-Royal, 1997.
108. Перов Ю.В. Кант о способности суждения в контексте природы и свободы, сущего и должного // Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 2001.
109. Пешков И.В. Введение в риторику поступка. М.: Лабиринт, 1998.
110. Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М.: Лабиринт, 1996.
111. Платон. Апология Сократа //Сочинения в 4 т. Т.1 / / Пер. с древнегреч.; Общ. ред.
112. A.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993.
113. Платон. Пир // Собр. соч. в 4 т. Т. 2 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993.
114. Платон. Филеб // Собр. соч. в 4 т. Т. 3 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева,
115. B.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994.
116. Плотин. Избранные трактаты. В 2-х т. Т. 1 / Под ред. Г.В. Малеванского. М.: Издательство «РМ», 1994.
117. Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998.
118. Подорога В.А. Мир без сознания (проблема телесности в философии Ницше) // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989.
119. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.,1995.
120. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
121. Райл Г. Понятие сознания / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
122. Рибо Т. Психология чувств / Пер. с франц. Ч. 1 -2. К., 1912.
123. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995
124. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997.
125. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969
126. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
127. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.
128. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., пре-дисл., примеч. В.И. Колядко. -М.: Республика, 2000.
129. Сартр Ж.П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С.128-143.
130. Сенека. О блаженной жизни // Сенека Луций Анней. Философские трактаты / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т.Ю. Бородай. СПб.: Алетейя, 2000.
131. Сенека. О гневе // Сенека Луций Анней. Философские трактаты / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т.Ю. Бородай. СПб.: Алетейя, 2000.
132. Сенека. О провидении // Сенека Луций Анней. Философские трактаты / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т.Ю. Бородай. СПб.: Алетейя, 2000.
133. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1992.
134. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.
135. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966.
136. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. -СПб.: Наука, 2001.
137. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке. // Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов н/Д, 1998.
138. Станиславский К.С. Работа актера над собой. 4.1: Работа над собой в творческом процессе переживания, Дневник ученика.- М.: Искусство, 1985. 479 с.
139. Суворова О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмертие. М.: Прометей, 1994.
140. Сухачев В.Ю. Тематическое и нетематизируемое в аналитике Lebenswelt // Очерки феноменологической философии: Учеб. пособие / Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. - С. 113 - 132.
141. Телесность человека: Междисциплинарное исследование. М.: Изд-во МГУ, 1991.
142. Философия любви. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д.П. Горского; Сост. А.А. Ивин. М.: Политиздат, 1990.
143. Философские проблемы психологии общения / Под общ. ред. А.А. Брудного. -Фрунзе: Илим, 1976.
144. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988. - С. 357^02.
145. Фихте И.Г. Назначение человека // Соч. в 2-х т. Т. 2. / Сост. и примеч. В. Волжского. СПб.: Мифрил, 1993.
146. Фихте И.Г. Факты сознания // Соч. в 2-х т. Т. 2. / Сост. и примеч. В. Волжского. -СПб.: Мифрил, 1993.
147. Фишер К. Артур Шопенгауэр. СПб.: Издательство «Лань», 1999.
148. Фишер К. История Новой филсофии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994.
149. Флоренский П. Иконостас. Москва: Искусство, 1995.
150. Флоренский П.А. Имеславие как философская предпосылка // Сочинения в 4 т. Т. 3 (1) / Сост. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубаче-вой; ред. Игумен Андроник (А.С. Трубачев). М.: Мысль, 2000.
151. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.
152. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Сигеле С. Преступная толпа. Вундт В. Проблемы психологии народов: Сборник / Перевод. М.: Издательство "Институт психологии РАН", "КСП+", 1999.
153. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.
154. Фуко М. Герменевтика субъекта// Социо-логос. Вып. 1: Пер. с англ., нем., фр./ Сост. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. -М.: Прогресс, 1991.
155. Фуко М. История сексуальности-Ill: Забота о себе / Пер. с фр. Т.Н. Титовой и О.И. Хомы под общ. ред. А.Б. Мокроусова. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998.
156. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. 2-е изд. СПб.: Наука, 2002.
157. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.
158. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.
159. Хорни К. Тревожность // Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. Т.2. М.: Смысл, 1997. - С. 174—180.
160. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
161. Шелер М. Ресентимент в структуре морали. СПб., 1999
162. Шелер М. Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
163. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / Авт. предисловия Н.Б. Иванов. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
164. Шестов Л. Афины и Иерусалим // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993.
165. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994.
166. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч. в 5-ти томах. Т.1 / Пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда. М.: Московский клуб, 1992.
167. Шор Ю.М. Очерки теории культуры: Учеб. пособие. Л.: ЛГИТМИК, 1989.
168. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989.
169. Шпет Г.Г Сознание и его собственник // Шпет Г.Г. Философские этюды.- М., 1994.
170. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты // Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989.
171. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск: Водолей, 1996.
172. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Соч. в 2-х т. Т. 1. 2-е изд., доп. и испр. -М.: Мысль, 1996.
173. Юнгер Э. О боли // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000.
174. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // Юркевич П.Д. Философские произведения / Сост. А.И. Абрамова, И.В. Борисовой. М.: Правда, 1990.
175. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958.
176. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.
177. Ясперс К. Феноменологическое направление исследования в психопатологии // Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Т. 2. М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1996.
178. Baudrillard J. The extasy of communication // The anti-aesthetic: Essays on postmodern culture. Wash., 1983.
179. Buck R. On the Semiotics of Emotion: Spontaneous and Symbolic Communication // For a Semiotics of Emotion. Ed. by Walter A. Koch. Bochum, 1989. - P. 1 - 11.
180. Elias N. On human beings and their emotions: a process of sociological essay // Feather-stone M., Hepworth M., Turner B. The body: social process and cultural theory. L.: Sage, 1991.
181. Kristeva J. Revolution in Poetic Language // The Kristeva Reader / Ed. by Toril Moi. -New York: Columbia University Press, 1986. P. 89 - 136.
182. Morris W.N. Mood: the frame of mind. New York etc.: Springer, 1989.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.