Стилевые диалоги в хоралах Сезара Франка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Бобина Елена Михайловна

  • Бобина Елена Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 181
Бобина Елена Михайловна. Стилевые диалоги в хоралах Сезара Франка: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». 2019. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бобина Елена Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Жанр хорала в творчестве Сезара Франка

§ 1. Хорал в органном творчестве Сезара Франка

§2. Хорал в исполнительском творчестве Сезара Франка

ГЛАВА II. Хоральные традиции Средневековья и Барокко и их претворение в творчестве Сезара Франка

§1. Особенности интерпретации григорианского хорала в творчестве

Сезара Франка

§2. Протестантский хорал в сочинениях Сезара Франка

ГЛАВА III. Черты позднеромантического стиля в хоралах Франка

§1. Особенности позднеромантической гармонии в хоралах Франка

§2. Особенности позднеромантической фактуры в хоралах Франка

§3. Особенности позднеромантического формообразования хоралах

Франка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ I . Таблица «Органные исполнительские школы»

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Органисты Франции - выдающиеся исполнители

сочинений для органа Сезара Франка

ПРИЛОЖЕНИЕ III. Педагогическая деятельность Сезара Франка в Парижской консерватории

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилевые диалоги в хоралах Сезара Франка»

ВВЕДЕНИЕ

Музыка Сезара Франка до сих пор достаточно редко становилась объектом серьёзного исследовательского внимания в отечественном музыкознании. Во многом это связано с тем, что стиль Франка - внешне неброский, не манифестирующий революционных изменений в музыкальном языке, но исполненный благородной простоты и истинно французского изящества - не часто привлекал внимание массового слушателя, в основном становясь уделом искушённых знатоков.

Среди музыкального наследия французского композитора особое место занимают органные произведения: это и многочисленные миниатюры и крупные сочинения, которые композитор создавал на протяжении всей творческой жизни. Цикл «Три хорала для большого органа», а также эпизоды с ощутимым воздействием жанра хорала в других произведениях можно отнести к подлинным вершинам творчества Франка.

Термин «хорал» имеет в исследовательской литературе множество значений: это наименование обиходного богослужебного жанра; обозначение певческих стилей, связанных с католическим и протестантским богослужением и содержащих соответствующие религиозные догматы; первоисточник и его инструментальная и хоровая обработка; склад фактуры и музыкальное произведение на основе данного фактурного типа.

В произведениях Сезара Франка задействованы практически все уровни трактовки хорала. В ряде органных сочинений использован григорианский хорал как первоисточник; «Три хорала» представляют собой органную хоральную фантазию в духе Барокко; в симфонических и, в особенности, в органных сочинениях достаточно часто использован аккордовый (так называемый «хоральный») склад1. Кроме того, как органист

1 Данное понятие представляется не вполне корректным с точки зрения строгой музыковедческой терминологии, т.к. аккордовое изложение равномерными длительностями не является типологическим признаком жанра хорала.

католического храма и верующий человек, Сезар Франк связывал исполняемые на богослужении хоралы и с догматами данной религиозной конфессии.

Хоральные произведения Франка целесообразно рассматривать в контексте трёх стилевых плоскостей. Во-первых, материалом для импровизаций во время богослужений в храме и занятий с учениками служил григорианский хорал. Во-вторых, в сочинениях французского мастера достаточно ярко проявляются черты хоральных обработок эпохи Барокко. В-третьих, жанр хорала в сочинениях Франка, безусловно, переосмыслен в русле позднеромантической культуры. В диссертационном исследовании последовательно рассмотрена каждая из названных стилевых плоскостей.

Особенно важно, что различные стилевые элементы в сочинениях Франка не изолированы друг от друга, но образуют теснейшее взаимодействие. Однако, данное явление до сих пор не становилось предметом самостоятельного исследовательского внимания. Этим определяется актуальность темы предпринятого исследования.

Степень научной разработанности темы. Обзор литературы о жизни и творчестве С. Франка позволяет сделать вывод о малочисленности исследований, посвященных заявленной теме. В статьях и главах книг о французском мастере можно выявить два основных исследовательских направления: в одних материалах достаточно полно раскрыт творческий путь, дана характеристика личности композитора, в других содержится анализ отдельных сочинений.

Единственная на русском языке монография о французском композиторе Н. Рогожиной [88], вышедшая в свет в 1969 году, содержит обзорную характеристику сочинений Сезара Франка, а также биографические сведения, которые в последние десятилетия были значительно дополнены и скорректированы в иностранных источниках.

В достаточно обширной иностранной литературе, посвящённой

творчеству Франка, содержатся глубокие анализы некоторых сочинений

4

Франка - П. Беккер [P. Bekker, 141], Х. Данусер [H. Danuser, 150], Г. Энгель [G. Engel, 162], Х. Хирш [H. Hirsch, 174], Э. Рац [E. Ratz, 189], Р. Риннгер [R. Rinnger, 191], рассматриваются отдельные средства музыкальной выразительности: гармония - Х. Грабнер [H. Grabner, 170], К. Унгер [K. Unger, 216], тематизм - Ф. Барфорд [Ph. Barford, 138], Дж. Феллингер [J. Fellinger, 165], ритмическая организация - Х. Хирш [H. Hirsch, 174] и т.д. Значительное количество работ носит мемуарный характер.

Нисколько не преуменьшая значение трудов вышеперечисленных авторов, стоит отметить, что несмотря на живейший интерес в иностранной литературе к музыке Сезара Франка, усиливающийся на протяжении последних лет, феномен стиля Сезара Франка всё ещё не стал объектом специального изучения. Отсутствуют и исследования стилевых процессов в хоральных сочинениях французского мастера.

Данная ситуация свидетельствует о назревшей необходимости исследования подобного рода.

Объектом исследования в диссертационной работе являются хоральные сочинения Сезара Франка.

Предметом исследования становятся механизмы стилевых взаимодействий в хоралах французского композитора.

Всё вышесказанное позволяет сформулировать цель диссертационной работы - исследование хоральных сочинений Сезара Франка в историко-стилевом ракурсе, выявление репрезентированных в данных произведениях стилевых диалогов.

В соответствии с заявленной целью в диссертации поставлены следующие задачи:

1. выявить основные черты органного творчества Франка, обозначить место жанра хорала в наследии французского композитора;

2. определить роль хорала в исполнительской деятельности Сезара Франка в качестве органиста католических храмов Парижа;

3. рассмотреть основные этапы истории и основные стилевые модели

5

хорала;

4. выделить стилевые модификации хорала эпохи Средневековья и Барокко, задействованные в сочинениях Франка;

5. проанализировать особенности гармонии, фактуры, формообразования хоралов Сезара Франка в контексте позднеромантического стиля.

6. выявить характерные особенности стилевых взаимодействий в хоральных произведениях Франка.

Материалом для исследования послужили произведения Сезара Франка. В первую очередь анализировались сочинения для органа («Три пьесы», «Шесть пьес», «Три хорала»), однако привлекались сочинения для фортепиано и фисгармонии («Прелюдия, хорал и фуга», «Прелюдия, ария и финал», «Канон», «Офферторий на бретонскую тему»), сочинения для оркестра (Симфония, «Симфонические вариации»), и камерные произведения (Соната для скрипки и фортепиано, Квинтет). Проанализировано около 60 пьес Франка из сборников «Органная книжечка» и «Органист». Кроме того, музыкальным материалом для сравнительного изучения стали хоралы и хоральные обработки Средневековья, Ренессанса и Барокко (обработки григорианского хорала и сочинения И. Пахельбеля, Д. Букстехуде и И. Баха).

Также в качестве музыкального материала задействованы сборники хоралов, используемые для католического богослужения («Santissimo Corpo e Sangue di Cristo»).

Методы исследования. Методология исследования опирается на

методы исторического и теоретического музыкознания. Использовано

сочетание синхронического и диахронического подходов. Синхронический

подход позволяет осуществить развёрнутый анализ обширного свода

образцов творчества Франка и ряда его современников. При сопоставлении

стилевых моделей хорала - с одной стороны и сочинений Сезара Франка - с

другой, применён диахронический метод, который опирается на изучение

эволюции жанра хорала. Благодаря такому подходу становится возможным

выявить и проследить генезис хорала, определить его основные

6

типологические стилевые модели, изучить эволюцию их развития вплоть до рубежа XIX-XX вв.

Анализ хоральных сочинений Франка носит комплексный характер, что обусловило привлечение некоторых положений истории музыкального исполнительства.

В изучении заявленной темы немаловажное значение имеет системный подход, позволяющий скоординировать привлечённые методы и выявить в хоральных сочинениях Франка признаки системной целостности.

Раскрытие проблематики исследования предполагает использование определенного понятийного аппарата. В связи с этим необходимо обозначить некоторые терминологические дефиниции, которые приняты в настоящей работе. В представленной диссертации термин «хорал» используется как понятие, охватывающее масштабную группу жанровых видов, и, одновременно, обозначение конкретных жанров - прежде всего в духовной музыке. Григорианский и протестантский хоралы понимаются как конкретные жанровые виды.

Хорал рассматривается в исследовании как исторически изменчивый феномен, в котором в разные периоды истории и в разных областях музыкального искусства проявляется значительная типологическая множественность.

Хоральность подразумевает опору на конкретные средства художественной выразительности, характерные для хорала, но существующие не только внутри жанра хорала, но и за его пределами, в условиях других жанров.

Понятие «хоральные сочинения» подразумевает круг произведений, в которых задействован и жанр хорала, и его отдельные черты (например, тип фактуры или мелодический материал).

Хоральная традиция - линия исторического развития жанра хорала на

протяжении его существования, охватывающая его основные виды. В

настоящей работе исследуется традиция хорала, характерная для органного

7

музицирования во Франции. Затрагивается специфика национального претворения жанра хорала во Франции, особенности его трактовки на различных исторических этапах, а также обозначаются важнейшие стилистические нормы.

Заглавным в диссертации становится понятие «стилевой диалог». Оно рассматривается как поочерёдное или одновременное использование элементов различных стилей, обусловливающее различные формы их взаимообмена и взаимообогащения. Эффект диалогичности образуется в чередовании эпизодов хоралов различной стилевой принадлежности, переосмыслении закономерностей стиля той или иной эпохи, перенесении музыкального материала в иной стилевой контекст. Кроме того, диалог стилей возникает в процессе истолкования и трансформации жанровой модели хорала в сочинениях различных эпох.

Источники исследования. Основными источниками стали три группы исследований. Одна группа связана с изучением биографии Сезара Франка. Первую книгу о жизни и работе Франка «César Franck» (1906 г.) написал его

л

ученик по классу органа Венсан д'Энди [Vensan d'Indy, 155] . Это наиболее яркое и непосредственное свидетельство о Франке, обладающее живой эмоциональностью повествования и содержащее немало трогательных деталей.

Важной для данной работы стала книга австралийского писателя, композитора и органиста Дж. Стова [J. Stove, 199] «César Franck: His Life and Times» (1961 г.) - первая на английском языке биография Сезара Франка, основанная на переводах писем композитора и других архивных источниках.

Большой интерес представляет монография Д. Лоуренса [D. Laurence, 177] «César Franck and His Circle» (1977 г.), в которой автор обращается к изучению художественных и педагогических взглядов Франка, а также анализу жизни и творчества его наиболее известных учеников.

2 В 1909 году его монография была переведена на английский язык Розой Ньюмарч [Rosa Newmarch, 145].

8

Одним из последних фундаментальных исследований творчества Франка стала диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук «Tonality, functionality and Beethovenian form in the late instrumental works of Cesar Franck» (2011 г.) Р. Свиндэллса [R. Swindells, 207].

Исследованию жизненного и творческого пути композитора также посвящены следующие работы: Р. Райт [R. Wright, 219] «César Franck» (1922 г.), Ш. Турнемир [Ch. Tournemire, 212] «Cesar Franck» (1931 г.), В. Мор [W. Mohr, 181] «Cesar Franck: Ein deutscher Musika» (1942 г.), М. Кунель [М. Kunel, 175] «Cesar Fra^k. L' homme et son oeuvre» (1947 г.), Х. Грейс [Н. Grace, 171] «The Organ Works of Cesar Franck» (1948 г.), Н. Демут [N. Demuth, 154] «Cesar Franck» (1949 г.), Л. Валлас [L. Vallas, 214] «La Veritable histoire de Cesar Franck» (1955 г.), Дж. Галлуа [J. Gallois, 168] «Franck» (1966 г.), Ш. Дюфурк [N. Dufourcq, 156] «Cesar Franck et la genese des premieres ceuvres d'orgue» (1973 г.), Ф. Сабатье [F. Sabatier, 193] «Cesar Franck et l'orgue» (1982 г.), Ж. Фоге [J. Fauguet, 164] «Cesar Franck» (1999 г.).

Вторую группу материалов составили воспоминания учеников о жизни и работе Сезара Франка - мемуары, отдельные интервью и статьи Ж. Ропарца [J. Ropartz, 192], А. Махо [A. Mahaut, 182], Л. Вьерна [L. Vierne, 200], Г. Пьерне [G. Pierne, 187], Ш. Турнемира [Ch. Tournemire, 211], Дж. Тревита [J. Trevit, 210], Н. Демута [N. Demuth, 154].

Третья группа источников объединяет труды по органному исполнительству, в которых анализируется деятельность Сезара Франка в качестве органиста, систематизируются подходы к интерпретации его органных сочинений, последовательно изучаются органы Парижа второй половины XIX века. Особое место в данной группе занимает капитальный труд Е. Кривицкой «История французской органной музыки».

Особенно важную роль для данного исследования сыграли книги

английского музыковеда Ричарда Смита [Richard Smit, 202] «French Music

Since Berlioz» (2006 г.) и английского органиста Роллина Смита [Rollin Smith,

9

201] «Toward an Authentic Interpretation of the Organ Works of Cesar Franck» (1983 г.). В них представлен интересный материал по интерпретации органных произведений Франка: осуществлён обзор записей сочинений Франка, выявлены два наиболее актуальных подхода к их интерпретации. Особую ценность работе придают использованные письма и воспоминания о Сезаре Франке как об органисте и педагоге.

Большой интерес вызывает диссертация К. Эджкомб [C. Edgecombe, 161] «A reconstruction of authentic performance practice in selected organ works of Cesar Franck from historical sources and recorded performances» (1995 г.), в которой произведён критический анализ записей сочинений Франка различными органистами в сравнении с сохранившимися авторскими рукописями.

Книга Л. Арчболд [L. Archbold, 135] «French Organ Music: From the Revolution to Franck and Widor» (1995 г.) посвящена французской органной музыке XIX века. Значительное внимание в ней уделено творчеству Сезара Франка. В работе исследуется органная техника, разработанные и кодифицированные автором традиции исполнения.

В диссертационном исследовании А. Сунг [A. Sung, 206] «The Cavaillé-Coll Organ and César Franck's Six Pièces» (2012 г.) впервые исследуется влияние на творчество Сезара Франка новых органов, построенных Кавайе-Колем в середине XIX века. Большинство названных работ впервые переведены на русский язык.

Научная новизна работы определяется следующими факторами: Впервые:

• проведено системное, комплексное исследование хоралов Сезара Франка в стилевом ракурсе;

• обоснована значимость хорала и хоральности в музыке Сезара Франка;

• проанализированы два основных направления исполнительской интерпретации органных опусов Сезара Франка;

• предпринят опыт анализа хоральных произведений Сезара Франка с точки зрения католической и протестантской традиций хоральной обработки;

• охарактеризованы стилевые взаимодействия в органных сочинениях Франка;

• изучены с точки зрения взаимодействия с хоральной традицией сборники «Органная книжечка» и «Органист».

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его методологию и выводы для дальнейшего изучения французской органной музыки второй половины XIX столетия. Диссертация может быть полезной как для музыковедов, изучающих творчество Сезара Франка, так и для музыкантов-исполнителей, специализирующихся на интерпретации органной музыки французского композитора. Настоящая работа может найти применение в лекционных курсах истории и теории исполнительского искусства, истории зарубежной музыки, анализа музыкальных произведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Хоральность явилась эстетико-стилевой доминантой многих сочинений последней трети XIX - первых десятилетий ХХ века.

2. Обучение органистов в Парижской консерватории вплоть до ХХ столетия было построено на материале григорианского хорала.

3. В католическом богослужении хорал в своих основных очертаниях сохранил историческую преемственность от первоисточников.

4. В музыке Франка задействованы первоисточники и приёмы их развития, характерные для хоральных обработок Средневековья и Барокко.

5. Позднеромантический стиль является стилевой доминантой хоралов Франка, определяя их гармонию, фактуру и формообразование.

6. В хоралах Франка происходят интенсивные стилевые взаимодействия,

многогранный диалог черт стиля различных эпох. При этом хоралы являются единой, иерархически выстроенной стилевой системой.

7. Устойчивая практика воплощения жанра хорала и его отдельных элементов в органных сочинениях и импровизациях, а также в исполнительской деятельности, позволяет говорить о хоральности в музыке Франка как особой жанровой ветви, обладающей значительным стилевым своеобразием.

Степень достоверности и апробация работы. Достоверность исследования обусловлена опорой на фундаментальные музыковедческие труды, апробированные методы исследования, оригинальные нотные тексты и относящиеся к изучаемой эпохе литературные источники (мемуары, воспоминания, письма и др.).

Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры истории, теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки и была рекомендована к защите.

Основные положения работы, её аналитические экскурсы и выводы апробировались в педагогической и методической деятельности автора в образовательных учреждениях Кемеровской области. Наиболее существенные положения исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Социокультурное пространство современного мегаполиса» (Новосибирск, 2014), Международной научно-практической конференции «Художественное образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2011), а также на Всероссийских научно-практических конференциях в Прокопьевске, Екатеринбурге и Кемерове.

Кроме того, результаты исследования прошли апробацию в докладах на курсах повышения квалификации для педагогов музыкальных школ в Прокопьевском областном колледже искусств имени Д. А.Хворостовского -в 2015, 2016, 2017 гг.

По материалам диссертации опубликовано 7 статей, в том числе три из них - в журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ. Материалы исследования нашли отражение в конкурсной работе, получившей звание Лауреата III степени на II Всероссийском конкурсе молодых учёных-студентов ВУЗов (Москва, 2009).

Структура диссертации обусловлена направленностью на решение основной цели и задач. Диссертация состоит из Введения, трёх глав и Заключения, Списка литературы, включающего 219 наименований, из которых 86 - на иностранных языках, а также трёх Приложений.

Первая глава посвящена выявлению места хорала и хоральности в творчестве Сезара Франка, в ней дана обобщённая характеристика сочинений французского композитора в данном жанре. Во второй главе осуществляется историческая ретроспекция - исследуются особенности хоральной обработки в эпоху Средневековья и Барокко, нашедшие развитие в сочинениях Франка. Наконец, предметом рассмотрения третьей главы становится трактовка Франком жанра хорала сквозь призму позднеромантического стиля.

ГЛАВА I. ЖАНР ХОРАЛА В ТВОРЧЕСТВЕ СЕЗАРА ФРАНКА

Жанр хорала стал определяющим во многих сочинениях европейских композиторов второй половины XIX - первой трети ХХ века. Так, в поздний период творчества достаточно часто обращается к хоралу Иоганнес Брамс. В 1896 году им создаётся цикл из 11 хоральных прелюдий соч. 122. В этих произведениях слышен голос умудрённого жизнью человека, сознание которого уже способно зрело оценить всю прошедшую жизнь и без страха думать о грядущей смерти.

Названные работы представляют собой некое творческое завещание мастера, и, вместе с «Четырьмя строгими напевами для баса» (соч. 119), подводят итог не только его творческого пути, но и всей его жизни. Здесь проявляется «романтическое» отношение Брамса к органу, как к символу возвышенного, отстранённого и неземного. В последней обработке «O Welt, ich muß dich lassen» («О мир, я должен тебя покинуть») можно слышать подлинное прощание композитора с жизнью. Это своего рода философские размышления не только о сути земного пути человека, но и о великом прошлом немецкой культуры, о её высочайшей духовности.

Основой для хоральных обработок Брамса послужила «Orgelbüchlein» И. С. Баха. Из девяти избранных композитором хоральных напевов шесть уже были использованы Бахом: три в органном творчестве, три - в хоровом. Таким образом, Брамс опирается на хоралы, имеющие строго закрепленную в баховской композиторской практике семантическую нагрузку. Этот выбор подтверждает мысль о прочной памяти культуры, памяти жанра в творческом наследии Брамса.

В органных прелюдиях композитор ограничивается двумя типами обработки:

• строфический хорал на фоне многоголосного контрапункта;

• строфический хорал с интермедиями.

Важную роль хорал сыграл в творчестве Густава Малера: достаточно назвать хоральные эпизоды в первой части Третьей и Четвертой симфониях. Особого упоминания требует траурный хорал у духовых в финале Шестой симфонии. Своеобразным духовным завещанием композитора стал хорал в финале Девятой симфонии, звучащий как тёплое, мягкое прощание-исповедь.

Хорал значительно повлиял и на творчество Антона Брукнера. Среди сохранившихся церковных произведений австрийского композитора - около 50 опусов, среди которых в том числе (исключая незавершенные): 6 месс, реквием, Te Deum, магнификат, кантата, мотеты, псалмы. Ряд сочинений написан на немецком языке, но преимущественно композитор обращался к латинским текстам. В ряде случаев музыка Брукнера содержит стилистические переклички с григорианским хоралом, интонационные аллюзии и цитаты.

Во все времена во Франции был распространен жанр обработки рождественских гимнов на основе григорианских напевов. «Ноэли» писали многие композиторы - Дакен, Лебег, Дандрие и проч. (в частности, в сборнике Франка «Церковный органист» много обработок именно ноэлей). Особенно необходимо выделить «Хоралы и ноэли» ор. 93 (1908 г.) Александра Гильмана.

Гильман был приверженцем литургической музыки, и на протяжении всей жизни проявлял устойчивый интерес к григорианским напевам. Он занимался возрождением григорианской мелодики как основы церковной музыки, а также разработкой аккомпанемента к этим напевам. Композитор создал сборник из 60 пьес «L'Organiste liturgiste» ор.65, основанных на григорианских напевах. Они были предназначены для богослужений, и в сборнике содержатся чёткие указания, когда именно пьесы должны исполняться на богослужении. Во Франции Гильман, наряду с Франком, стал одним из первых, кто серьёзно и планомерно вёл в своём творчестве диалог с прошлыми эпохами.

Ещё один французский композитор - Шарль Турнемир - был учеником Сезара Франка, а после его кончины в 1897 году стал органистом в церкви св. Клотильды. Его перу принадлежит масштабный цикл органных композиций «L'Orgue Mystique», состоящий из 51 мессы общей продолжительностью около 15 часов. В цикле нашли отражение все важнейшие католические праздники и воскресные богослужения в рамках полного церковного года. Каждая из этих пьес представляет собой обработку григорианских напевов. Работая над ними, Турнемир посещал знаменитое Солемское аббатство Св. Петра - мировой центр по исследованию и возрождению григорианского хорала.

В органных сочинениях, Турнемир находил необычные регистровые сочетания для воспроизведения «парящей» акустики соборного пространства. Оливье Мессиан признавался, что оценивал таинственное и поэтичное звучание органа Турнемира как «ослепляюще восхитительное».

Этот, далеко не полный список даёт представление о значительной роли хорала в творчестве современников и учеников Франка. Французский композитор также многократно и многопланово воплощает хорал в своих сочинениях для органа, фисгармонии и фортепиано.

§1. Хорал в органном творчестве Сезара Франка

Первыми крупными произведениями Сезара Франка для органа стали «Шесть пьес для большого органа» (Six pieces pour grande orgue), отразившие ресурсы новейшей конструкции выдающегося мастера Аристида Кавайе-Коля [Aristide Cavaille-Coll], так называемого «симфонического органа», открывающего новые возможности для французской органной музыки.

«Шесть пьес» (1860 - 1862) стали плодами первого исследования композитором нового органа, установленного в Сен-Клотильд (Sainte Clotilde) в 1859 году, где Франк служил органистом. В этом цикле Франк обращается к совершенно новым для французской органной музыки жанрам и формам, создаёт особый тембровый колорит, связанный с использованием своеобразных регистровок. Композитор экспериментирует с различными жанрами, стилями, композиционными моделями, оттачивая своё мастерство и, одновременно, отбирая средства музыкальной выразительности, которые в будущем составят уже его собственный индивидуальный стиль.

Как отмечает Р. Смит [R. Smith, 201], «Шесть пьес» получили известность и были опубликованы лишь в 1868 году, после исполнения одной из пьес цикла на публичном концерте в храме Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris). Именно в эти годы органная музыка в Париже прошли концерты немецкого композитора и органиста Адольфа Фридриха Хессе [Adolf Friedrich Hesse] в церкви Сен-Сюльпис (Saint-Sulpice), которые послужили мощным импульсом к развитию французской органной школы.

Первую из «Шести пьес» - «Фантазию» (C-dur, op. 16) - Франк посвятил своему другу, органисту и композитору Алексису Шове [Alexis Chauvet], который учился у Франсуа Бенуа [Francois Benoist] в Парижской консерватории. Благодаря виртуозному использованию контрапунктического и канонического письма «Фантазия» во многом запечатлела влияние И. С. Баха. Франк возвращался к этой части несколько раз, и в итоге создал 4

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бобина Елена Михайловна, 2019 год

- 87 с.

124. Холопова, В. Формы музыкальных произведений [Текст] / В. Холопова .

- СПб : Лань, 1999. - 491 с.

125. Штейнгард В. М. Генрих Шютц [Текст] : очерк жизни и творчества / В. М. Штейнгард. - М. : Музыка, 1980. - 72 с.

126. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма [Текст] : учеб. пособие для музыковедов вузов / В. А. Цуккерман. -2-е изд. - М. : Музыка, 1987. - 237 с.

127. Чеботаревская, К. Органисты из Франции [Текст] / К. Чеботаревская // Музыкальная жизнь, 1966. - № 3. - С. 4.

128. Шаймухаметова, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Л. Н. Шаймухаметова ; Рос. ин-т искусствознания. - М., 1994. - 31 с.

129. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах [Текст] / А. Швейцер ; Пер. с нем. / Послесловие М. Друскина. - М., Музыка, 1964. - 725 с.

130. Шелудякова, О. Е. Феномен позднеромантической мелодики [Текст] : Монография / О. Е. Шелудякова ; Уральская Гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2007. - 566 с.

131. Шестаков, В. П. Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения [Текст]: вступит. статья к хрестоматии «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» / В. П. Шестаков. -М., 1966 - С. 5.

132. Шютц, Г. Сборник статей / Составитель Т. Н. Дубравская. - М.: Музыка, 1985. - 304 с.

133. Эскина, Н. Принцип «комментирования» и хоральная обработка Барокко [Текст] / Н. Эскина // Проблемы теории западно-европейской музыки (XII-XVII вв.) : Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных ; Вып. 65. - М., 1983. - С. 113-132.

134. Apel, W. Gregorian Chant [Текст] / W. Apel. - London, 1958. - 121 p.

135. Archbold, L. French Organ Music. From the Revolution to Franck and Widor [Текст] / L. Archbold. - Rochester, NY : University of Rochester Press, 1995. - 323 p.

136. Armstrong, I. The Catholic- Сhristian Masking о f С esar F ranck and Alternative Erotic Readings of his Piano Quintet, Violin Sonata, and Prelude, Chorale and Fugue [Текст] / I. Armstrong : a thesis submitted in conformity with the requirements for the degree of Doctor of Musical Arts Graduate Department of Music University of Toronto, 2015. - 161 p.

137. Audsley, G. The Art of Organ-Building [Текст] / G. Audsley. - Reprint, New York : Dover, 1965. - Vol. I. - 600 p.

138. Barford, Ph. Mahler: a thematic archetype / Philip Barford // MR. - 1960. -№ 21. - P. 297-316.

139. Bernadette, G. La Grande Orgue et les Organistes de Notre-Dame de Paris [Текст] / G. Bernadette. - Beziers : Charles Borreda, 1980.

140. Bewerung, H. Gregorian Chant [Текст] / H. Bewerung ; The Catholic Encyclopedia, Volume VI Robert Appleton Company, 1909.

141. Bekker, P. Gustav Mahlers Simfonien / Paul Bekker. - Berlin : Schuster & Loeffler, 1921. - 359 s.

142. Britt, C. The choral: The development of the chorale prelude and the use of the cho rales о f Martin Luther's catechism by vari о us Euro pean c о mp osers fro m the reformation to J. S. Bach [Текст] / C. Britt. - Tuscaloosa, Alabama, 1999. -87 p.

143. Bush, D. The organ [Текст] : An encyclopedia / D. Bush. - London : Routledge, 2006. - 679 p.

144. Cellier, A. L'orgue modern [Текст] / А. Cellier. - Paris, Delgrave, 1913.

145. Cesar Franck [Текст] : A Translation from the French of Vincent D'Indy with an introduction by Rosa Newmarch. - London, John Lane, The Bodley Head, 1909. - 286 c.

146. Cooper, M. French Music : From the Death of Berlioz to the Death of Faure [Текст] / M. Cooper. - Oxford : University Press, 1951. - 250 p.

147. Corto, A. French Piano Music, trans. Hilda Andrews [Текст] / A. Corto. -London : Oxford University Press, 1932. - 149 p.

148. Clemens, B. Hymn [Текст] / B. Clemens : The Catholic Encyclopedia. -New York : Robert Appleton Company, 1910. - Vol. 7. -

149. Clemens, B. Trope [Текст] / B. Clemens : The Catholic Encyclopedia. -New York : Robert Appleton Company, 1912. - Vol. 15. -

150. Danuser, H. Gustav Mahler, Das Lied von der Erde / Hermann Danuser. -München : W. Fink, 1986. - 139 s. - (Meisterwerke der Musik 25). - ISBN 37705-1741-5.

151. Dahlhaus, C. Zwischen Romantik und Moderne : Vier Studien zur Musikgeschichte des spateren 19 Jahrhungerts [Текст] / C. Dahlhaus. -Munchen : E. Katzbichler, 1974. - 92 р. - (Berliner music wissenschaftiche Arbeiten ; Bd. 7).

152. Dahlhaus, C. Untersuchungen uber die Entstrhung der harmonischen Tonatitat [Текст] / C. Dahlhaus. - Kassel : Barenreiter, 1968. - (Saarbucker Studien zur Musikwissenschaft).

153. Douglass, F. Cavaille-Coll and the Musicians: A documented account of his first thirty years in organ building [Текст] / F. Douglass. - Raleigh, NC. : Sunbury, 1980. - 1534 p.

154. Demuth, N. Cesar Franck [Текст] / N. Demuth. - London : Dennis Dobson Ltd, 1949. - 228 p.

155. D'Indy, V. С esar F ranck [Текст] / V. D'Indy. - Paris : Felix Alcan, 1906. -62 p.

156. Dufourcq, N. Cesar Franck et la genese des premieres ceuvres d'orgue [Текст] / N. Dufourcq // L'Orgue. Cahiers et Memoires. - Paris, 1973. - №10.

166

157. Dupre, M. Methode d'orgue [Текст] / M. Dupre. - Paris : Leduc, 1927. - 74 p.

158. Dupre, M. Traite d'improvisation a l'o rgue / M. Dupre. - Paris : Leduc, 1926.

159. Dupre, M. Marcel Dupre raconte [Текст] / M. Dupre. - Paris, 1972.

160. Dupre, M. Traite d'improvisation a l'orgue [Текст] / M. Dupre. - Paris, 1926.

161. Edgecombe, C. J. A reconstruction of authentic performance practice in selected organ works of Cesar Franck from historical sources and recorded performances [Текст] / C. J. Edgecombe : a dissertation submitted to the Faculty of Arts University of the Witwatersrand, Johannesburg for the Degree of Master of Music, 1995. - 261 p.

162. Engel. G. The symphonies of Anton Bruckner / Gabriel Engel. - New York : Bruckner society of America, 1955. - 104 s. mit Noten.

163. Erhardt, L. Brahms [Текст] / L. Erhardt. - Krakow : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1969.

164. Fauguet, J. Cesar Franck [Текст] / J. Fauguet. - Paris : Fayard, 1999. - 1023 p.

165. Fellinger, J. Über Dynamik in der Musik von Johannes Brahms. - Berlin : Hesse, 1961. - 106 s.

166. Fenner, D. С availl é-Coll and the French Romantic Tradition [Текст] / D. Fenner. - New Haven and London : Yale University Press, 1999. - 235 p.

167. Fortescue, A. Gradual. [Текст] / A. Fortescue : The Catholic Encyclopedia. - New York : Robert Appleton Company, 1909. - Vol. 6. -

168. Gallois, J. Franck [Текст] / J. Gallois. - Paris : Editions du Seuil, 1966. -192 p.

169. Gavoti, B. Louis Vierne : la vie et l'oeuvre [Текст] / B. Gavoti. - Paris, 1943.

170. Grabner, H. Regers Harmonik / Hermann Grabner. - 2 Aufl. - Wiesbaden : Breitko p f und Härtel, 1961. - 48 s.

171. Grace, H. The Organ Works of Cesar Franck [Текст] / H. Grase. - London : Novello and Company Ltd, 1948. - 37 p.

172. Guillou, J. L'orgue: Souvenir et Avenir [Текст] / J. Guillou. - Paris, 1978.

173. Hiley, D. Western Plainchant [Текст] : А Handbook / D. Hiley. - Oxford, 1993.

174. Hirsch, H. Rithmik - metrische Untersuchungen zur Variation-stechnik bei Johannes Brahms : Diss. ... Freiburg i Br. Johannes Krause / Hans Hirsch. -Hamburg, 1963. - 177 c.

175. Kunel, M. Cesar Franck. L' homme et son о euvre [Текст] / M. Kunel. -Paris, 1947. - 386 p.

176. Kunel, M. Cesar Franck Inconnu (1822 - 1890), d'apres des documents inédits [Текст] / M. Kunel. - Bruxelles, 1958. - 120 p.

177. Laurence, D. С ésar F ranck and His С ircle [Текст] / D. Laurence. - New York : Da Capo Press, 1977. — 380 p.

178. Lemmens, J. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. [Электронный ресурс] / J. Lemmens. - URL: http://www.oxfordmusiconline.com/public/ book/omo_gmo.

179. Levy, K. Gregorian chant and Carolingians [Текст] / K. Levy. - Princeton, 1998.

180. Mitchell, D. Gustav Mahler : songs and symphonies of life and death : interpretations and annotations [Текст] / D. Mitchell. - Berkley : University of California Press, 1985.

181. Mohr, W. Cesar Franck: Ein deutscher Musika [Текст] / W. Mohr. -Stuttgart : J. G. Gotta, 1942.

182. Murray, M. French Masters of Organ [Тектс] / M. Murray. - New Haven, CT : Yale University Press, 1998. - 245 p.

183. Nilland, A. Introduction to the organ [Текст] / А. Nilland. - London, 1968.

184. Ochse, O. Organists and organ playing in Nineteenth-Century France and Belgium [Текст] / O. Ochse. - Indiana University Press, 1994. - 270 p.

185. Oosten, B. Charles-Marie Widor [Текст] / B. Oosten. - Amsterdam, 1997.

186. Plantiga, L. La musique romantique. Histoire du style musical au XIX siecle en Europe [Текст] / L. Plantiga. - Paris, 1989.

187. Playing the Organ Wo rks о f С esar F ranck' by Ro llin S mith. - New York: Pendragon Press, 1997. - 312 p.

188. Raugel, F. Les grandes orgues des eglises de Paris et du department de la Siene [Текст] / F. Raugel. - Paris, 1927.

189. Ratz, E. Zum Formproblem bei Gustav Mahler. Eine Analyse des ersten Satzes der IX. Symphonie. // Musikforschung, 8. - 1955. - P. 169-177.

190. Reboult, A. L'organiste liturgique au XX siesle et sa formation [Текст] / A. Reboult // La Revue musicale, 1957. PP. 5-8.

191. Rinnger. R. Mahlers Zweite Symphonie und das Zitat // NZ/Melos. - 1967. -№ 11. - S. 452-454.

192. Ropartz, G. A propos de quelques symphonies modernes. Notations artistiques [Текст] / G. Ropartz. - Paris : Lemerre, 1891. - 592 p.

193. Sabatier, F. Cesar Franck et l'orgue [Текст] / F. Sabatier. - Paris, 1982. -127 р.

194. Sabatier, F. Les Aventures du grand orgue de Notre-Dame de Paris au XIX siècle [Текст] / F. Sabatier // L'Orgue. Cahiers et Memoires. № 12. - Paris, 1974.

195. Sabatier, F. Les Grandes ceuvres pour orgue de Mendelssohn [Текст] / F. Sabatier. // L'Orgue. С ahiers et Memo ires. № 24. - Paris, 1980.

196. Sabatier, F. Pour une approche d'Alexandre Guilmant [Текст] / F. Sabatier // L'Orgue. С ahiers et Memo ires. № 35. - Paris, 1986.

197. Sauinier, D. Les modes gregoriens [Текст] / D. Sauinier. - Solesmes, 1997.

198. Stablein, B. Musik und Geschichte im Mittelalter: Gesammelte Aufsatre [Текст] / B. Stablein. - German, 1984. - 458 p.

199. Stove, R. Cesar Franck: His Life and Times [Текст] / R. Stove. - Scarecrow Press, 2011. - 368 p.

200. Smith, R. Louis Vierne: Organist of Notre-Dame Cathedral [Текст] / R. Smith. - Hillsdale, N.Y. : Pendragon Press, 1999. - 805 p.

201. Smith, R. Toward an Authentic Interpretation of the Organ Works of Cesar Franck [Текст] / R. Smith. - New York: Pendragon Press, 1983. - 191 p.

202. Smith, R.L. French Music Since Berlioz [Текст] / R. Smith and C. Potter : England, 2006. - 363 p.

203. Speller, F. Aristide Cavaille-Coll, Organ Builder [текст] / F. Speller. D.M.A. Diss. - University of Colorado, 1968. - 95 p.

204. Stations of the Cross: Music of Cesar Franck freely arranged for organ or harmonium by Gerard Carter op. 3, 2012. - 13 p.

205. Summer, W. The organ. Its evolution, principles of construction and use [Текст] / W. Summer. - N.Y., 1978.

206. Sung, A. The С availl é-Сoll Organ and С ésar F ranck's S ix P ièces [Текст] / A. Sung :D.M.A. diss., Arizona State University, 2012. - 189 р.

207. Swindells, R. Tonality, functionality and Beethovenian form in the late instrumental works of Cesar Franck [Текст] / R. Swindells : A thesis submitted the degree of Doctor of Philosophy at the University of Otago, Dunedin, New Zealand, 2011. - 298 p.

208. Szabolcsi, B. A histori of melody [Текст] / B. Szabolcsi; [translated by Cythia Jolly and Sara Karig]. New York : St. Martins press, 1965.

209. Szulc, T. Chopin in Paris: The Life and Times of the Romantic Composer [Текст] / T. Szulc. - New York City : Simon & Schuster, 1999. - 59 р.

210. Thomson, A. Vincent d'Indy and His World [Текст] / A. Thompson. -Oxford and New York : Clarendon Press, 1996. - 220 p.

211. Tournemir, C. Le Petite Methode d' orgue [Текст] / C. Toutnemire. - Paris, 1934.

212. Tournemire, C. Cesar Franck [Текст] / C. Tournemire // Les Grands musiciens par les maitres d'aujourd'hui. - Librairie Delagrave, 1931. - 75 p.

213. Unger, K. Studien zur Harmonik Anton Bruckners. Einwirkung und Umwandlung alterer Klangstrukturen [Текст] / K. Unger : Diss. / Vorgelegt von Klaus Unger. - Heidelberg, 1969. - 193 s.

214. Vallas, L. La Veritable histoire de Cesar Franck (1822 - 1890) [Текст] / L. Vallas. - Paris : Flammarion, 1955. - 356 p.

215. Vanmackellerg, M. L'esthetique d'Aristide Cavaille-Coll [Текст] / M. Vanmackellerg // L'Orgue. С ahiers et Memo ires. № 127. - Paris, 1968.

216. Unger, K. Studien zur Harmonik Anton Bruckners. Einwirkung und Umwandlung älterer Klangstrukturen : Diss. / Vorgelegt von Klaus Unger. -Heidelberg, 1969. - 193 s.

217. Wegener, B. Cesar Francks Harmonik [Текст] / B. Wegener. - Regensburg: Bosse, 1976. - 209 р.

218. Weitner, C. A. Jasques Nicolas Lemmens: organist, pedagogue, composer [Текст] / C. A. Weitner : Diss. D. of Musical Arts., University of Rochester, 1991. - 175 p.

219. Wright, R. César F ranck [Текст] / R. Wright : Music and Letters, 1922. -Vol. 3. - P. 317-328.

Приложение I Таблица «Органные исполнительские школы»

Приложение II - выдающиеся исполнители сочинений для органа Сезара Франка.

47

1. Джерард Картер учился у Жана Лангле в Париже в 1980 году , стал автором двух публикаций об органных работах Сезара Франка, а также записал два компакт-диска с музыкой Франка. В настоящее время Джерар Картер является органистом в церкви Доброго Пастыря, органа Эшфилда Финчама (The Church of the Good Shepherd, Ashifield). Он так описывает впечатления от сочинений Франка: «Я помню, что был в восторге от открытия хроматических каденций Хорала и его возвышенного Адажио. Спустя несколько лет мне дали 33-миллиметровый диск Карла Вайнриха, исполняющего несколько органных пьес, включая «Героическую пьесу». Я помню, что был особенно потрясён триумфальным финалом пьесы. Это было началом моего жизненного участия в музыке Франка. Позже мне дали 33-миллиметровый диск Марселя Дюпре с исполнением Хоралов Франка». Эти уроки проходили в храме Святой Клотильды и были посвящены изучению Хоралов № 1 и №3 и «Героической пьесы». «В первый же вечер в Париже я вспоминаю острые ощущения, услышав «Прелюдию, фугу и вариацию», которую сыграл помощник Лангле Пьер Когин [Pierre Cogin], воспроизводя, кажется, те же самые изысканные звуки, что и сам Франк». Картер изучил записи органных работ Франка в интерпретации Лангле и Мари-Клэр Ален. Также Картер брал несколько уроков у Алана Моффата, на которых обсуждалась интерпретация «Героической пьесы», «Кантабиле» и Хорала № 3. Затем, после уроков в Париже, Картер в 2004 году написал статью в Sidney Organ Journal, а затем. В 2013 и 2014 гг. в этом же журнале были

В это время Лангле был органистом в Сен-Клотильд.

172

опубликованы новые статьи о метрономе Франка и о «Героической пьесе». В 2014 году был издан компакт-диск с органными произведениями Франка, записанный им на Холме Бальмейн (Balmain Hill) в заливе Пьюджет (Rose Bay Puget).

2. Альберт Поль Ален [Albert Paul Alain, 1880-1971]. Органист и композитор. Учился у Александра Гильмана, Луи Вьерна и Габриэля Форе. Постоянно исполнял сочинения Франка в концертах.

3. Мари-Клер Ален [Marie-Claire Alain, 1926-2013] - выпускница Парижской Консерватории (1950). Училась по классу органа у Марселя Дюпре (уроки гармонии брала у Мориса Дюрюфле). Также известна как музыкальный критик и педагог. Мари-Клер стала одной из самых известных органистов мира, записавшей полное собрание органных произведений Сезара Франка.

4. Жан-Люк Теллен (Бельгия). Записал полное собрание органных сочинений Франка.

5. Морис Дюрюфле [Maurice Durufle, 1902-1986] - один из последних представителей, наряду с Турнемиром, французской органной школы, основанной С. Франком и Шарлем-Мари Видором. В 1957 году Дюрюфле подготовил издание незаконченного сборника «Органист» («L'Organiste pour orgue ou harmonium») С. Франка, снабдив авторский нотный текст своими регистровыми указаниями. В 1877 году Дюрюфле впервые после автокатастрофы появился перед большой публикой в церкви Сент-Этьен с концертом, на котором исполнял «Фантазию» A-dur С. Франка. В 1979 году Дюрюфле сыграл свой последний концерт, в программе которого звучали произведения Франка [101, с. 90].

6. Луи Вьерн [Louis Vierne, 1870-1937]. Органист и композитор. Его первым учителем органного искусства был Франк. В десятилетнем возрасте Вьерн впервые услышал игру Франка на органе в базилике Св. Клотильды и, по его собственным словам, она стала для него

откровением. В год смерти Франка Вьерн стал студентом Парижской консерватории и его учеником.

7. Жан Гийю [Jean Guillou, 1930]. Учился в Парижской консерватории у Марселя Дюпре, Мориса Дюрюфле и Оливье Мессиана. Записал полное собрание органных сочинений Франка (1989).

8. Венсан д'Энди. Ученик и пропагандист творчества Сезара Франка.

9. Жозеф Жемен [Joseph Jemain, 1864-1950]. Окончил Парижскую консерваторию, ученик Франка.

10. Эжен Жигу [Eugene Gigout, 1844-1925].

11. Андре Изуар [Andre Isoir, 1935-2016]. Учился в школе имени Франка. Осуществил запись полного собрания сочинений Сезара Франка для органа.

12.Жан-Фредерик Нюбурже [Jean-Frederic Neuburger, 1986]. В репертуар большинства программ включает органные сочинения Франка.

13.Шарль Турнемир - создатель новой традиции исполнения произведений Франка.

Кроме того, сочинения Франка эпизодически входили в репертуар других французских органистов:

1. Жан Арист Ален [Jehan Ariste Alain, 1911-1940]. Органист и композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1939), ученик Марселя Дюпре (орган), Поля Дюка и Роже Дюкаса (композиция).

2. Оливье Ален [Olivier Alain, 1918-1994]. Органист, композитор и музыковед. Изучал композицию в Парижской консерватории у Тони Обена и Оливье Мессиана. Преподавал композицию в Высшей школе музыки имени С. Франка.

3. Александр Гильман [Alexandre Guilmant, 1837-1911]. Органист, композитор и музыкальный педагог. Учился у Ж. Лемменса. Был среди соучредителей парижской Schola Cantorum. Вел органный класс в Парижской консерватории.

4. Даниэль-Лесюр [Daniel-Lesur, 1908-2002]. Органист и композитор. Учился в Парижской консерватории у Турнемира. Профессор и директор Школы канторум.

5. Абель Деко [Abel Decaux, 1869-1943]. Органист и композитор. Учился у Видора, Гильмана. Преподавал в Школе Канторум, школе Франка и в Григорианском институте в Париже.

6. Элиана Лежён-Бонье [Eliane Lejeune-Bonnier, 1921-2015]. Училась в школе Франка у Абеля Деко. Окончила Парижскую консерваторию по класу органа Дюпре.

7. Теодор Дюбуа [Theodore Dubois, 1837-1924]. Учился в Парижской консерватории у Бенуа, работал органистом в Базилике Св. Клотильды.

8. Софи-Вероника Кошфер-Шоплен [Sophie-Veronique Cauchefer-Choplin, 1959]. К настоящему времени выпустила шесть альбомов органной музыки, в которых широко представлена французская органная школа.

9. Жюль Коэн [Jules Cohen, 1835-1901]. Учился в Парижской консерватории у Бенуа.

10. Тьерри Эскеш [Thierry Escaich, 1965]. Окончил Парижскую консерваторию. Развивает традиции григорианского пения.

Приложение III Педагогическая деятельность Сезара Франка в Парижской

консерватории.

Весьма важным аспектом для раскрытия облика Сезара Франка является его педагогическая деятельность как руководителя класса органа в Парижской консерватории. Он оставил след в истории музыки не только как выдающийся композитор, замечательный пианист и блистательный органист-импровизатор, но и как необыкновенный педагог, чья личность притягивала в класс органа и в класс композиции совершенно разных, но очень одаренных музыкантов.

В 1872 году Франк сменил своего учителя Франсуа Бенуа [Francois

48

Benoist] в качестве профессора органного класса в консерватории. «Этот класс органа, о котором я всегда вспоминаю с чувством волнения, в течение долгого времени был в консерватории настоящим центром занятий по композиции» [155, с. 213-232]. Это была возможность для учеников одновременно совершенствовать исполнительское мастерство органиста-импровизатора и получать ценнейшие советы мастера-композитора.

Выпускники «школы Франка» оказали значительное влияние на развитие французской культуры ХХ века.

Не случайно не только органисты, но и начинающие свой путь композиторы предпочитали учиться именно у «папаши Франка». Ведь манера преподавания, его метод были весьма индивидуальны, своеобразны, мастер обладал даром понимать и принимать замыслы учеников, и при этом учитывать способности каждого. «Все музыканты, прошедшие через школу Франка и обладающие солидными знаниями, сохранили при этом в своём творчестве присущие им черты индивидуальности. Франк любил свое искусство, мы это видели, (...) любил и ученика, призванного быть носителем искусства, которое он ценил превыше всего. И поэтому он

48 Для этого требовалось наличие французского гражданства, и композитор принял его.

176

находил, специально не добиваясь того, путь к сердцу своих учеников и привязывал их к себе навсегда. Первое условие, которое Франк ставил ученику, - не работать много, а работать хорошо, или же, точнее, сдавать ему лучше меньше работ, но тщательно отделанных. "Пишите мало, но чтобы это было очень хорошо», - говорил нам «папаша Франк», и школа его была сильна тем, что он не отходил от этого принципа», - вспоминал Венсан д'Энди [155, с. 235].

Отличительной чертой его уроков была практическая составляющая. Франк детально анализировал разнообразные сочинения великих мастеров прошлого (Баха, Бетховена, Шумана), на суд мастера ученики приносили и собственные сочинения. Франк пробуждал в учениках инициативу, жажду исканий: «Прочтите вот этот отрывок и вдохновитесь им, чтобы исправить свою пьесу, но только не подражайте, а ищите своё собственное решение», - говорил Франк [155, с. 237]. Ученики любили посещать С. Франка и во время богослужений в церкви Сен-Клотильд, изучая его органные импровизации, а затем пытаясь применить некоторые приёмы в собственной игре.

На практике Франк особое значение придавал построению формы в органных композициях. Детально разбиралась логика чередования разделов, местоположение кульминации и естественность развития мелодической линии. При этом мастер учил, в первую очередь, импровизации, что было обязательным условием для церковного органиста, не акцентируя первостепенного внимания на особенностях исполнительского аппарата. Это было оправданно, т.к. в класс Сезара попадали уже сложившиеся музыканты-исполнители.

Среди многочисленных учеников органного класса Франка следует особо выделить Венсана д'Энди (1851-1931), Шарля Борда (1863-1909), Эрнеста Шоссона (1855-1899), Габриэля Пьернэ (1863-1937) - сменившего Франка в Сен-Клотильд, Луи Вьерна (1870-1937), Шарля Турнемира (1870-

1939) - занимавшего с 1898 года должность органиста в соборе Св. Клотильды.

Франк оказал огромное влияние даже на учеников, которые совсем недолго занимались в его органном классе. Среди них: оперный композитор Марсель Самуэль-Руссо [Marcel Samuel-Rousseau, 1SS2-1955], который был многие годы помощником хормейстера в церкви Сент-Клотильд; французский органист, композитор и дирижер Анри Констан Габриель Пьерне [Henri Constant Gabriel Pierne, 1S63-1937], который был назначен органистом базилики после смерти Франка; французский композитор и органист Огюст Чапуис [Auguste Chapuis, 1S5S-1933], чьи усилия помогли популяризовать музыку Франка; французский органист Анри Эдуард Далльер [Henri Dallier, 1S49-1934]; французский композитор и дирижер Жорж Марти [Georges-Eugene Marty, 1S60-190S], который был главным дирижером Оркестра концертного общества Парижской консерватории; итальянский композитор, дирижер и концертный пианист Чезаре Галеотти [Cesare Galeotti, 1S72-1929]; Жорж Сен-Рене Тайландье [Georges Saint-Rene Taillandier, 1S52-194]; французский композитор и дирижер Поль Антуан Видаль [Paul Antoine Vidal, 1S63-193], Антуан Махо [Antoine Mahaut].

Значительное воздействие сочинений Франка и его органного музицирования отмечали и коллеги в комитете Национального общества музыки: его друг французский органист и композитор Александр Гильман [Alexandre Guilmant, 1S37-1911]; французский композитор Алексис-Эммануэль Шабрие [Alexis Emmanuel Chabrier, 1S41-1S9]; французский композитор и музыкальный критик Поль Дюка [Paui Abraham Dukas, 1S65-1935]; французский композитор и дирижер Габриель Форе [Gabriel Urbain Faure, 1S45-192]. Органный класс Франка в Парижской консерватории посещал и Клод Дебюсси [Claude Debussy, 1S62-191S], Пьер де Бревиль [Pierre de Breville, 1S61-1949], Жозеф Ропарц [Joseph Guy Ropartz, 1S64-1955].

Венсан д'Энди в своей книге выстраивает в хронологическом порядке список учеников Франка, которым композитор давал частные уроки в своём собственном доме на бульваре Сен-Мишель. Выделим нескольких наиболее заметных из них.

Первым, кто работал с мастером до войны 1870 года, был Артур Коквард [Arthur Coquard, 1846-1910] - французский композитор и музыкальный критик Les Monde L' Echo de Paris. С 1891 по 1999 г. он был директором Национального института Jeunes Aveugles. Вместе с ним уроки органного мастерства вскоре стали брать Альберт Кан [Albert Cahen, 18461903] и Анри Дюпарк [Henri Duparc, 1848-1933], последний из которых впоследствии стал руководителем собственной органной школы.

Чуть позднее в класс Франка пришёл Алексис де Кастильон [Alexis de Castillon, 1838- 1873], кавалерийский офицер, страстный любитель музыки. Как указывает Венсан д'Энди, сначала Кастильон просил стать учителем композиции Виктора Массе [Victor Masse], однако уроки не имели успеха. Алексис уже собирался прекратить занятия музыкой, когда представилась возможность получить пробный урок у Франка, который мгновенно распознал яркие творческие возможности это исключительной натуры. Встреча с мастером стала откровением для Кастильона, он уничтожил все свои предыдущие композиции и обозначил ор. 1 над своим квинтетом, написанным после консультаций с Франком как первым результатом своих новых исканий. Перед этим одарённым композитором, по словам Венсана д'Энди, открывалась прекрасная карьера, которую, к несчастью, прервала его преждевременная смерть в возрасте 35 лет.

С 1872 года в класс органа Франка вошли: Венсан д'Энди [Vensan D'Indy], Камиль Бенуа [Cammile Benoit], Огаста Холмс [Augusta Holmes], Эрнест Шоссон [Ernest Chausson], Пол де Вайли [Paul de Wailly], Анри Кункельман [Henri Kunkelmann], Пьер де Бревиль [Pierre de Breville], Луи де Серр [Louis de Serres] и проч. В дальнейшем класс органа Сезара Франка стал

одним из самых крупных в истории французского музыкального образования.

Главным в методе обучения мастерству исполнителя-органиста в XIX-начале ХХ столетия стал комплексный подход, т.е. наряду с основным инструментом изучались и многие предметы, необходимые для формирования разностороннего музыканта: гармония, полифония, контрапункт и т.д. За это столетие только в Париже появилось четыре высших учебных заведения, в которых готовили органистов: Парижская консерватория, Школа Нидермейера, Национальный Институт слепых, Певческая школа Венсана д'Энди (стоит добавить и Королевскую консерваторию в Брюсселе, в которой учились Ш.-М. Видор и А. Гильман). В связи с этим во французском образовании выделилось несколько имен, определивших пути развития органной музыки.

Личность Сезара Франка стала одной из самых заметных в Париже, оказав влияние не на одно поколение французских органистов, среди них -Камилл Сен-Санс, Теодор Дюбуа, Эрнест Шоссон, Габриэль Пьерне, Венсан д'Энди, Шарль Турнемир и другие. Влияние Франка в основном сказалось в области симфонической и камерно-инструментальной музыки, а также в особой манере органной импровизации.

Выпускники «школы Франка» оказали значительное влияние на развитие французской культуры ХХ века. В 1896 году его последователи, Венсан д'Энди и Чарльз Борд в сотрудничестве с Александром Гильманом, открыли музыкальную школу «8сИо1а Сайогит»49, которая была основана на педагогических и творческих традициях Франка. Благодаря многим из них, удалось сохранить высокие традиции органного искусства Франка.

О том, как любили Франка его ученики, свидетельствуют написанные ими монографии и различные статьи, посвященные великому композитору.

49 Латинское историческое название «8сИо1а сайогит» было дано школе в честь одноименной школы певчих, основанной в Риме, самое ранее - в VII веке. Первые документальные свидетельства этого термина зафиксированы в церковных документах VIII века.

Как уже упоминалось, первую книгу и жизни и творчестве Франка написал ученик класса органа Венсан д'Энди, которая был опубликована в 1906 году, а в 1909 году переведена на английский язык Розой Ньюмарч. Книга включает биографические сведения, и краткий анализ произведений Франка, в ней также анализируются методы преподавания «папаши Франка».

В 1931 году была опубликована монография Шарля Турнемира [212], который учился у Франка начиная с 19 лет (1889 г.). По роду своей деятельности Турнемир сделал акцент на анализе органных работ Франка.

Многие ученики оставили воспоминания о Франке в статьях и переписке. В 1905 году Альберт Махо опубликовал брошюру «Сезар Франк, профессор органа», где он отзывался о Франке, как добром человеке, который сочетал в себе пыл и безмятежность.

Другой ученик Габриэль Пьерне в интервью с Пьером де Лапоммерие50 описывает Франка как «очень серьёзного человека, без чувства юмора», а также «человека с прекрасной душой, неиссякаемой добротой и наивностью».

50 Литературовед и журналист, профессор истории и драматургии.

181

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.