Александр Гильман. Жизнь и творчество тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Суслова, Анна Николаевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат наук Суслова, Анна Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Творческий путь А. Гильмана
1.1. Годы артистического становления. Школа Лемменса
1.2. Эпоха Трокадеро
1.3. На рубеже XIX-XX веков
1.4. Последние годы жизни творчества
Глава II. Педагогическая деятельность А. Гильмана
Глава III. Органное наследие А. Гильмана
3.1. Предварительные замечания
3. 2. Малые формы
3.3. Органные сонаты
Глава IV. Редакторская деятельность А. Гильмана
Заключение
Список
литературы
Приложения
168
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Луи Вьерн и его органное творчество2009 год, кандидат искусствоведения Калашникова, Татьяна Евгеньевна
Сольная соната для органа: генезис и судьба жанра в европейской романтической традиции2022 год, доктор наук Бочкова Татьяна Рудольфовна
Органное творчество Мориса Дюруфле в аспекте исторически обоснованного исполнительства2024 год, кандидат наук Глазкова Юлия Витальевна
Традиционные жанры и формы в русской органной музыке XX века2001 год, кандидат искусствоведения Петрова, Анна Алексеевна
Стилевые диалоги в хоралах Сезара Франка2019 год, кандидат наук Бобина Елена Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Александр Гильман. Жизнь и творчество»
Введение
Творчество Александра Гильмана (1837-1911), к сожалению, мало известно сегодняшнему поколению, на самом деле, его вклад в развитие французской органной культуры поистине огромен. Уникальность личности этого музыканта раскрывается в его разносторонней деятельности как исполнителя и композитора, педагога, редактора и просветителя.
А. Гильман — представитель так называемой «золотой» плеяды концертирующих исполнителей, которые наряду с пропагандой собственных сочинений способствовали развитию основ интерпретации органной музыки разных эпох и стилей. Оценивая его композиторское наследие, следует подчеркнуть, что оно достаточно полно репрезентирует основные направления и жанры французской органной музыки второй половины XIX века. Во-первых, это произведения крупной формы, представленные жанром сонаты, музыка для сопровождения литургии. Малые формы — это разнообразные концертные пьесы (в том числе, парафразы) и транскрипции. Основной заслугой А. Гильмана является работа в качестве редактора изданий старинной музыки. Благодаря этому, на рубеже Х1Х-ХХ веков обрели известность такие композиторы, как Ж. Титлуз, Н. де Гриньи, Л. Н. Клерамбо, Л. Маршан и многие другие.
Наконец, Гильман был инициатором открытия двух крупных учебных заведений: вместе с Венсаном д'Энди и Шарлем Бордом он стал основателем парижской 8с1ю1а СапЮгит, а в Нью-Йорке — Органной школы Гильмана.
Его кончина в 1911 году совпала с моментом смены стилевой парадигмы во Франции, что привело к временному забвению творчества Александра Гильмана. Явный интерес к наследию композитора обозначился в конце XX века — издательство «Вагепгекег» выпустило многотомное собрание его органных сочинений, появилось множество научных работ о нем.
Произведения А. Гильмана стали часто звучать в конкурсных и концертных программах.
Спустя сто лет его наследие видится важным и оригинальным звеном в истории французской органной музыки, что делает актуальным его исследование и восстановление в общей цепи историко-культурного процесса.
Если говорить о степени изученности темы диссертации, то отметим, что в отечественных трудах о Гильмане и о его многогранной деятельности упоминается только в связи с другими композиторами-органистами конца XIX века. Например, в диссертации Т.Калашниковой, написанной об ученике Гильмана Луи Вьерне [20], приводятся фрагменты его воспоминаний об учителе. Также некоторые биографические сведения о нем можно найти в книге Е. Кривицкой «История французской органной музыки» [23] и в учебном пособии «Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков» [14]. Однако ни его композиторское наследие, ни общественно-просветительская деятельность, ни редакторские принципы ранее никогда не изучались в России.
Что касается иностранной литературы, то автор диссертации опирался на корпус работ, прежде не фигурировавших в российскиом научном музыкознании. Прижизненные источники: рецензии в американских газетах на выступления Гильмана, например, статья «Знаменитый французский органист Александр Гильман и его манера игры и сочинения» в «The New York Times» [45], статьи самого Гильмана [79], дающие представление о его эстетических взглядах, музыкантских и педагогические принципах.
Оценки личности и творческого наследия композитора появились уже в первые дни после его смерти. Чрезвычайно важными документами представляются: развернутый некролог, опубликованный Ш. Мютеном, преемником А. Кавайе-Колля в «The Misucal Times» (в мае 1911 года) [94]; статья Уильяма Карла «Вклад Гильмана в развитие органной музыки и органного исполнительства» [57], изданная в 1912 году; а также статья к 100-
летию со дня рождения Гильмана, написанная его учеником Хендерсоном вновь для «The Musical Times» (ноябрь, 1937) [82].
Чтобы подробно реконструировать события артистической жизни Гильмана, автором были привлечены редкие биографические материалы, приведенные в диссертации французского ученого Курта Людерса «Александр Гильман (1837-1911), органист и композитор» [90] и в монографии американского исследователя Орфа Оке «Органисты и органное исполнительство в девятнадцатом веке во Франции и Бельгии» [95], где дается широкая панорама исполнительского искусства эпохи Гильмана.
В труде О. Окса также приведены ценные сведения о педагогической деятельности А. Гильмана, результаты которой особенно впечатляют — число его учеников составляет не одну сотню. Вот лишь малая часть некоторых из них, ставших известными музыкантами: Жозеф Бонне, Жан Юре, Поль Фоше, Рене Вьерн, Луи Вьерн, Деода де Северак, Георг Якоб, Жозеф Эрман-Бонналь, Надя Буланже, Августин Барье, Эмиль Бурдон, Марсель Дюпре и другие.
Как уже упоминалось выше, А. Гильман внес огромный вклад в развитие европейского образования, став в 1894 году совместно с Венсаном д'Энди основателем учебного заведения нового типа - Schola Cantorum. Ее основной задачей стала подготовка высокообразованных и всесторонне развитых музыкантов — композиторов, певцов и инструменталистов — для работы в церкви. Акцент был сделан на изучении религиозной музыки, григорианского хорала, а также теории и истории музыки разных стилей. Открытие упомянутого учебного заведения стало вехой в истории музыкальной культуры Франции.
Интересные материалы об этом учебном заведении, помогающие погрузиться в атмосферу эпохи Гильмана, представлены в статье «Преподавание органа в Парижской Schola Cantorum», автор которой - ныне действующий профессор Schola Cantorum, органист Жан-Поль Имбер [15].
Как это ни парадоксально, но во французском музыкознании довольно скупо освещается жизнь и творчество А. Гильмана. Базовым источником являются знаменитые «Воспоминания» JI. Вьерна (увидевшие свет в 1934 году), где он дает обстоятельный портрет своего учителя и характеристику педагогической деятельности. Статья исследовательницы Ф. Сабатье «К изучению Александра Гильмана» (1986) [99] носит больше биографический характер, так что фактически, единственной серьезной работой, где даются лаконичные аналитические заметки о произведениях Гильмана, является «Путеводитель по органной музыке» [63]. В нем очень кратко (таков жанр путеводителя!) разбираются каждая из восьми сонат, но анализ проведен слишком поверхностно, с неочевидными аналогиями с музыкой других композиторов, без учета органной специфики этой музыки.
Напротив, целый ряд работ американских и французских авторов касается проблем органостроения вне анализа произведений для этого инструмента. А ведь развитие органной музыки любой национальной школы неотделимо от органостроения, и оно должно исследоваться комплексно, во взаимосвязи музыки и инструмента. Именно такой подход избран в данной диссертации, где музыка Гильмана рассматривается в контексте тех инструментов, с которыми он был связан в тот или иной период творчества.
Как известно, во второй половине XIX века происходит подъем французского органного искусства. Появление нового типа симфонического органа известного органостроителя Аристида Кавайе-Колля буквально «перевернуло» музыкальную жизнь того времени. Он изменил диспозицию и строение инструмента, где теперь главенствовали восьмифутовые регистры, создающие более насыщенное звучание; различные микстуры, характерные для барочных органов, исчезли. В органах Кавайе-Колля появляются и другие регистры, имитирующие некоторые инструменты симфонического оркестра: Clarinette, Violoncelle, Basson-Hautbois и др.
В настоящей диссертации впервые прослеживается история двух крупных французских органов - церкви Св. Троицы (где Гильман работал в
течение 31 года) и легендарного органа дворца Трокадеро (оба построены фирмой «Кавайе-Колль»). Для этих инструментов музыкант создавал большинство своих произведений, в Трокадеро играл цикл «Исторических концертов», программы которых приведены в статье Р. Смита «Орган Трокадеро и его исполнители» [100].
Цель данной работы - представить жизнь и творчество Александра Гильмана в комплексе музыкально-исторических, теоретических и исполнительских проблем.
Задачи исследования:
- реконструировать основные этапы творческой биографии Гильмана, вписав ее в контекст развития французского органного искусства на рубеже Х1Х-ХХ веков;
- рассмотреть его органное наследие, дав характеристику главным жанрам в его творчестве: сонате и одночастной пьесе;
- проанализировать стилевые особенности композиторского письма Гильмана, сделав акцент на органной специфике его произведений;
выявить эволюцию его музыкального языка на примере магистрального жанра в его творчестве - органной сонаты;
- сформулировать принципы его педагогической методики;
- рассмотреть его редакторские принципы в контексте складывающегося «исторически информированного» или аутентичного направления в интерпретации старинной музыки.
Объектом исследования являются жизнь и творчество А. Гильмана.
Предметом исследования стали эстетические взгляды Гильмана и эволюция его композиторского стиля.
Материалом исследования послужили музыкальные произведения композитора, а также его музыкально-критическое наследие: статьи по вопросам истории и теории исполнительства на органе, предисловия к издаваемым им нотным сборникам.
Методология исследования основана на многоаспектном анализе, на сочетании исторического, теоретического, исполнительского и культурологического подходов. Автор данной работы опирался не только на труды исследователей в области французской органной музыки (Н. Дюфурка, Ф. Сабатье, К Дарасса, Е. Кривицкой), но использовал методологические принципы анализа жанров сонаты и симфонии, разработанные крупными отечественными учеными: М. Арановским, И. Барсовой, В. Протопоповым и другими.
Одним из главных аналитических инструментов стал метод сравнительного анализа произведений Гильмана с другими органными и фортепианными сочинениями французских и зарубежных авторов разных периодов романтической эпохи.
Музыка Гильмана анализируется не только в теоретическом и историческом аспектах, но и с точки зрения исполнителя-практика, т.к. автор данной работы, являясь концертирующим органистом, опирается еще и на собственный артистический опыт.
Гипотеза — творчество Гильмана является соединяющим звеном между романтическим искусством Х1Х-го и новыми тенденциями XX века.
Новизна настоящей диссертации заключается в том, что это единственное музыковедческое исследование на русском языке, комплексно рассматривающее жизнь и творчество Александра Гильмана. Впервые реконструированы важнейшие вехи его биографии и прослеживаются этапы творческого пути композитора. Дана развернутая характеристика его жанровой системы и подробно пронализированы все восемь органных сонат, представляющие оригинальную ветвь клавирной сонаты конца XIX - начала XX столетия. Осмыслен его педагогический опыт и вклад в формирование систему академического органного образования. Впервые рассматриваются редакторские принципы Гильмана, позволяющие проследить, как складывался «исторически информированный» подход к исследованию и исполнению старинной музыки.
Введен в научный оборот большой фактологический материал, касающийся не только биографии музыканта (в российских энциклопедических изданиях сведения отсутствуют), но и культурного контекста его времени.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что предлагаемые принципы многоаспектного подхода в анализе органного творчества Гильмана могут быть применены как для изучения творчества других композиторов-органистов, так и вообще экстраполироваться на анализ любой инструментальной музыки, рассматривая ее в неразрывном единстве теоретического и исполнительского аспектов. Материалы данной диссертации могут быть интересны не только непосредственно органистам, они будут полезны в курсах изучения истории зарубежной музыки, анализа музыкальных произведений, полифонии, истории исполнительского искусства, истории и теории органных стилей.
Структура работы отвечает целям и задачам исследования и построена по принципу монографических глав, каждая из которых освещает один из аспектов творческого пути Гильмана. В первой главе представлена реконструкция важнейших событий творческой биографии музыканта, причем акцент делается именно на фактах, связанных с личностью Гильмана-органиста. Вторая и третья главы посвящены соответственно педагогической деятельности и композиторскому творчеству.
В связи с тем, что на русском языке музыка Гильмана никогда не исследовалась, автор счел необходимым дать в третьей главе серию аналитических этюдов, послуживших основой для обобщающих выводов об особенностях композиторского письма и эволюции стиля Гильмана.
Четвертая глава посвещена редакторской деятельности Гильмана.
В заключении подводятся итоги, и дается оценка достижениям Александра Гильмана в контексте исторической эпохи музыканта и с позиции современности.
Глава I.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. ГИЛЬМАНА
1.1. Годы артистического становления. Школа Лемменса.
Александр Гильман родился в Булони-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer) 12 марта 1837 года в семье музыкантов. Он продолжил династию органистов и органостроителей, что вообще характерно для французской культуры еще с XVI века. Вспомним, например, большой род музыкантов Клико (Clicquot), Тьери (Thierry) или династии младших современников Гильмана — М.Дюпре, Вьерна, Лефебюра-Вели.
Его дед Жан Гильман (1693-1766) был известным органостроителем. Его мать Мария-Тереза (1798-1867) не стала профессиональным музыкантом, но, как отмечали современники, «обладала артистическим темпераментом, хорошим воображением, духовной силой и красивым голосом»1.
Отец Гильмана Жан-Батист (1794-1890), превосходный органист и педагог, стал учить его игре на клавире, скрипке, а также теории музыки. Когда ему исполнилось 12 лет, отец взял сына работать вместе с ним в церкви св. Николая, где он начал постигать азы игры на органе. Гильман-младший настолько увлекся музыкой, что проводил по 10 часов в церкви каждый день,занимаясь на инструменте, а уже с 16 лет он получил свой первый пост органиста в церкви Св. Иосифа в Булони-сюр-Мер .
В 1858 году он занимает место капельмейстера в церкви Св. Николая и, кроме того, преподает сольфеджио в городской школе. В 1859 году Гильман начинает выступать как концертный исполнитель, за ним закрепляется слава талантливого музыканта. Этому способствовали его «блестящие» выступления во многих церквах Парижа.
1 Arrmstrong A. Organ loft whisperings: The Paris correspondance of Fannie Edgar Thomas (1893-1894). New York, 2003. P. 38.
2 Leupold W. The organ music of Alexandre Guilmant. New York: Belwin-Mills, 1985. P. Vii.
Переломным событием в жизни Гильмана стал приезд в Руан знаменитого бельгийского виртуоза Жака Никола Лемменса в 1860 году. Гильман посетил его сольный концерт и был в восторге от услышанного, и даже после концерта сыграл ему свои импровизации, после чего восхищенный его игрой Лемменс пригласил учиться к себе в консерваторию. Гильман, а также Шарль-Мари Видор и Анри Либер по рекомендации Кавайе-Колля, близкого друга Лемменса, в этом же году становятся его учениками в Брюссельской консерватории. Несмотря на то, что обучение у него было очень недолгим (всего несколько месяцев), Гильман пронес через всю жизнь все то, чему научился у этого великого педагога.
Личность Ж. Н. Лемменса — органиста, композитора, выдающегося педагога — стоит особняком среди других известных имен. «Это "бриллиант" бельгийской школы, имя которого "светится" в истории нашей страны», — так писали в «Брюссельском журнале»4. Современник Лемменса, Анри Бланшар, слышавший игру знаменитого органиста на концерте в Пантеоне в Париже 1850 году, вспоминал: «Слушателей поразило, с одной стороны, его виртуозное владение инструментом и в то же время строгий стиль исполнения, "style sévère", который, однако, не исключал грациозной и элегантной манеры игры, использование современных мелодий и гармонических изысков» 5. Некролог
«Брюссельского журнала» в 1881 году упоминает превосходный стиль
6
исполнения органиста, совершенный как «полет мысли» .
По прошествии нескольких десятков лет после смерти, в 1927 году, его ученик, Ш.-М.Видор вспоминает: «Все, кто слышал игру Лемменса, отмечают незабываемую чистоту, силу и грандиозность исполнения»7.
3 Лемменс (Lemmens) Жак-Никола (1823-1881).
4 Peterson W.J. Lemmens, his École d'orgue, and nineteenth-century organ methods // French organ music: from the revolution to Frank and Widor. Rochester, 1995. P. 51.
5 Ibid. .P. 51.
6 Ibid. P. 51.
7 Ibid. P. 51.
Органная музыка Лемменса была известна и во Франции, и за ее
границами, и исполнялась не только самим автором, но и другими
8
знаменитыми органистами того времени .
Лемменс внес значительный вклад в развитие органной музыки и как педагог. Речь идет о реформе в технике игры на органе, описанном в его методическом труде «École d'orgue» в 1862, которому следовали его ученики, и Гильман в том числе. Этот метод включает обучение новому принципу легатного исполнения (что начал пропагандировать ранее учитель Лемменса Адольф Хессе), основанному на подмене пальцев на мануалах (или ног в педали), скольжении с одной клавиши на другую, техники подкладывания и перекладывания пальцев и чередовании пятки и носка.
Как отмечают современники, всех поражало безупречное владение педалью. «Не имеет значения, насколько плоха и стара была педаль, на которой играл Лемменс. Она была абсолютно бесшумна»9.
Поскольку Лемменс оказал огромное влияние на формирование музыкантской индивидуальности Гильмана, рассмотрим вначале более
г
подробно принципы метода Лемменса, описанные в его «Ecole d'orgue».
Работа Лемменса представляет собой сочетание двух школ — франко-бельгийскую (посредством Фетиса) и немецкую пост-баховскую традицию (Хессе). «École d'orgue» был опубликован в двух частях: первая — под названием «Новый органный дневник» («Nouveau Journal d'orgue») и вторая — «École d'orgue» («Органная школа»).
«Nouveau Journal d'orgue» появился еще во время его преподавания в Брюссельской консерватории и создан в помощь органисту католической церкви. В первый год издания (1850-1851) вышли 12 тетрадей. Здесь были даны несколько примеров для упражнений, раскрыты новые принципы игры на мануалах, в педали и различные способы аккомпанемента хоралам (со
8 В частности, Гильман играл несколько его произведений в 1904 году на концерте Всемирной Выставки в Сент-Луисе, в том числе Большую фантазию ми минор, Жозеф Боне — в цикле концертов в Нью-Йорке под названием «История органной музыки от ранних композиторов до настоящего времени», включил в программу прелюдию Лемменса Es-dur.
9 Leupold W. Ibid. vii.
словами из мессы). Во вторую часть, изданную в 1862 году, вошли 6 тетрадей: также несколько упражнений, «Sortie», «Молитва», «Интродукция и фуга» и 30 пьес импровизационного характера.
Вторая часть работы «École d'orgue» опиралась во многом на предыдущий труд и состояла в свою очередь из двух частей. Первая была посвящена мануальной технике и содержала прелюдии, 7 смешанных органных пьес, 10 «Priers» (молитв), 13 мануальных пьес. Во второй части речь шла о педальной технике, и содержались советы по игре на педали, давались упражнения, гаммы, октавные упражнения для ног. Сюда вошли несколько примеров из первой работы, 2 канона и 26 органных пьес, 19 из которых взяты из предыдущей работы.
Таким образом, мы видим, насколько фундаментальным был труд Лемменса. Он не первый, кто пытался провести реформу в этой области. В 1840-1870 годах во Франции возрос интерес к различным методикам игры на органе, было опубликовано французскими органистами множество разнообразных трактатов, от разработок Ж.Шмитта по педальной технике, связанной с немецкими принципами10 до детально проработанного легатного метода Лоре11, который написал «Новый органный дневник» (Clément Loret.
г
«Nouveau Journal d'orgue») и еще до Лемменса опубликовал свою «Ecole d'orgue». В работе «Ежедневные упражнения» («Exercice journalier», с предисловием Нидермайера), Лоре пишет об игре легато в педали и на мануалах. В письме к своему учителю он признается, что в этой работе в вопросах педальной техники опирался не только на методы, которым учил его Лемменс, но и на труды Шнайдера (Schnider), Вернера (Werner), Кнехта (Knecht) и Мине (Miné)12.
Кроме выше перечисленных авторов Александр-Шарль Фесси (Alexandre-Charles Fessy) также написал труд «Mannuel d'orgue á l'usage des églises catholiques» (1845) и раскрыл в своем труде перспективу развития
10 Шмитт (Schmitt) Жорж (1821-1900). Речь идет о работе Шмитта «Nouveau Manuel complet» (1855).
11 Лоре (Loret) Клеман (1833-1909)
12 Peterson W.J. Ibid. P. 80.
органной музыки того времени, а также технические приемы мануальной и педальной игры в истории музыки вообще.
Кроме новой техники игры, Лемменс кардинально выделялся среди других органистов во Франции тем, что стал играть сочинения Баха,
13
считавшиеся то время неисполнимыми на современных органах .
Спустя многие годы великий Кавайе-Колль говорил: «Лемменс, умерший 12 лет назад, по учебнику которого сейчас учатся все органисты, был моим лучшим другом. Я думаю, он знал больше о Бахе, чем кто-либо из ныне живущих музыкантов. Когда он сказал, что орган должен иметь достаточно большие мануалы и педаль, необходимые для исполнения сочинений Баха, я прислушался к нему и последовал его совету»14.
Гильман под руководством Лемменса изучал творчество Баха, постигал искусство импровизации, добившись беглости и безукоризненной техники в игре на органе. Гильман гордился тем, что учился у музыканта такого масштаба. Во всех сферах своей деятельности — педагогической, композиторской и исполнительской, он опирался на принципы, изложенные своим учителем в «École d'orgue».
Гильман, добившись поразительных результатов как исполнитель и импровизатор на органе, снискал уважение среди известных музыкантов. Так в 1862 году его приглашают сыграть на концерте, посвященном инаугурации нового органа Кавайе-Колля в St.-Sulpice, где также принимали участие С. Франк и К. Сен-Санс.
Гильман постоянно пополнял органный репертуар. Интерес к старинной музыке повлиял на его композиторское творчество. Он работает над циклом «Пьесы для органа в разных стилях» («Pièces d'orgue dans différents styles»), куда вошли миниатюры разных жанров: медитации, пасторали, марши, а также пьесы в стиле авторов эпохи барокко (И. С. Баха, Г. Ф. Генделя). Сочинение сборника растянулось на несколько десятилетий: он начал его в
13 В то время в Париже только Александр Боэли интересовался и исполнял органные сочинения Баха.
14 Murray M. Marcel Dupre. Boston: Northeastern University Press, 1985. P. 19.
1865 году и полностью дописал этот цикл только в 1892 году, окончив последнюю 18-ю тетрадь. В этот период также Гильман сочинял пьесы для фисгармонии: «Молитва» и «Колыбельная» («Prière et Berceuse», op. 27) и «Канцонетта» F-dur (op. 28) обе в 1870 году.
Важной стороной творческой жизни Гильмана стала концертная деятельность. Он был первым французским органистом, кто совершил концертные турне по Великобритании, Германии, Австрии, Испании, Швеции, Нидерландам, Венгрии и Шотландии.
Так в 1870 году он сыграл все недавно написанные тогда Лемменсом сонаты в турне по Англии.
В 1871 году Гильмана (по рекомендации Кавайе-Колля) приглашают на пост органиста в парижскую церковь Ste.-Trinité, где он остается работать последующие три десятка лет (1871-1901). Здесь Гильман начинает впервые давать уроки игры на органе, а также продолжает писать небольшие произведения для фисгармонии: «Скерцо» ре минор ор. 31, «Крестьянка» («Villageoise)» C-dur op. 32 (1871), «Божественное вдохновение» («Aspiration religieuse») D-dur op. 30 (1872).
За время работы в Ste.-Trinité, начиная с 1874 года, появляются его четыре сонаты. Также в этом же году он приступает к другой крупной работе - над сборником пьес «Органист-практик» («L'Organiste pratique») op. 39, где обобщает свой опыт работы в церкви.
1.2. Эпоха Трокадеро
В 1878 году Гильмана приглашают сыграть на инаугурации нового органа Кавайе-Колля во Дворце Трокадеро, после которой следует серия его сольных концертов. С 1879-го по 1897 год он регулярно выступает в Трокадеро. То были исторические концерты (во всех смыслах!), где Гильман хотел показать поэтапное развитие и эволюцию органной музыки. Программы свидетельствуют о богатстве его репертуара: итальянские композиторы XVI века — Габриели, Палестрина, Меруло, Фрескобальди,
английские — Берд, австрийские — Муффат, Фробергер, немецкие — Пахельбель, Букстехуде, Бах, французские — Дандрие, Клерамбо.
Поскольку концерты в Трокадеро стали определенным этапом не только в биографии Гильмана, но и в истории всей французской культуры, остановимся на них подробнее.
Есть инструменты в истории культуры, которые знаменуют собой целые эпохи, аккумулируя вокруг себя мощнейшее духовное поле - таков орган Собора Нотр-Дам или церкви св. Фомы в Лейпциге. Для Франции одним из знаковых инструментов стал орган Дворца Трокадеро в Париже.
Сам Дворец был специально построен для Всемирных выставок, которые проводились, начиная с 1855 года. Он был возведен напротив Марсового Поля в 1878 году и занимал площадь в 42, 653 квадратных футов. Построенный в псевдо-византийском стиле всего за несколько месяцев, Трокадеро стал одним из самых монументальных сооружений того времени. Мастерами были Жюль Бурде и Габриэль Жан Антуан Давьюд15.
Образовался музыкальный комитет, куда входили К.Сен-Санс, Т. Дюбуа16, А. Гильман и А. Кавайе-Колль. Благодаря их усилиям был установлен первый орган в концертном зале, предназначавшийся не для исполнения во время богослужений, как это было принято в церквах, а только для публичных светских выступлений17.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Художественная рецепция григорианского хорала в духовных сочинениях Мориса Дюруфле2013 год, кандидат наук Селифонова, Юлия Владимировна
Хуго Дистлер и его творчество2013 год, кандидат наук Лопанцева, Вера Алексеевна
Становление американской арфовой школы: К. Сальседо и М. Гранжани2022 год, кандидат наук Алешина Анна Олеговна
Формирование органной культуры в Сибири: XIX - первая треть XX в.2014 год, кандидат наук Пронина, Анна Николаевна
Немецкая органная музыка XIX века и традиции романтического бахианства2000 год, кандидат искусствоведения Бочкова, Татьяна Рудольфовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Суслова, Анна Николаевна, 2012 год
Список литературы
1. Арановский М. Симфонические искания. - М., 1979. - 287 с.
2. Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства. - М., 1998. -343 с.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1. и 2. - М., 1971. -379 с.
4. Бакеева Н. Орган. - М., 1977. - 144 с.
5. Барсова И. Орган в зеркале романтического оркестра // Музыкальная академия. - 1993. - № 2. - С. 91-97.
6. Берковский Н. Романтизм в Германии. - С.-П., 2001. - 511 с.
7. Браудо И. О клавирной и органной музыке. - Л., 1976. - 152 с.
8. Бочкова Т. Немецкая органная музыка XIX века и традиция романтического бахианства: Дисс... канд. иск. -М., 2000. - 189 с.
9. Воинова М. Проблемы современной органной музыки: Дисс... канд. иск. -М., 2003.-244 с.
10. Гинзбург Л. Я. О лирике. - Л., 1964. - 383 с.
11. Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии: Учебник для музыкальных училищ и консерваторий. 3-е изд. - М., 1977. - 310 с.
12. Друскин М. Из истории французской музыки // О западноевропейской музыке XX века. - М., 1973.-271 с.
13. Друскин М. Зарубежная музыкальная историография. - М., 1994. - 63 с.
14. Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков. - Ред.-сост. М. Воинова, Е. Кривицкая. М., 2008. - 864 с.
15. Имбер Ж.-П. Орган околдовал меня // Орган. - 2010. - № 3. - С. 2-5.
16. Имбер Ж.-П. Преподавание органа в Парижской Schola Cantorum: стодесятилетняя традиция преподавания // Органное искусство. Вып. 1. - М., 2010.-С. 160-168.
17. Казанцева Л.П. О понятиях и источниках программности // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность. -Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. - 221 с.
18. Кириллина Л.В. Самосознание эпохи и музыкальная практика. - М., 1996. -192 с.
19. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. 2 ч.- М., Изд.: Композитор, 2007. - 224 с.
20. Калашникова Т. Луи Вьерн и его органное творчество: Дисс... канд. иск. -М., 2009.-214 с.
21. Колмогорова Н. Французская классическая теория музыкальных форм // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа. - М., 1994. Труды ГМПИ. Вып. 132.
22. Котляревский А. Звучить органа музика // Музика. - 1977. - № 3.
23. Кривицкая Е. История французской органной музыки. - М., 2003.-336 с.
24. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. Перевод с французского Я. И. Милыптейна. - М.: Музыка, 1973. - С. 1-34.
25. Кюрегян Т. Форма в музыке ХУП-ХХ веков. - М., 1998. - 344 с.
26. Ландовска В. О музыке. - М., 1990. - 437 с.
27. Лепнурм X. Л. История органа и органной музыки. - Казань: Казанская государственная консерватория, 1999. - 171 с.
28. Малина Н. Трижды рожденный (к столетию органа «А. СауаШё-Со11» Большого зала Московской консерватории) // К столетию органа Большого зала Московской консерватории. Научные труды МГК имени П.И.Чайковского. Вып. 41. -М., 2002. - С. 6-35.
29. Михайленко А. Фуга как категория музыкознания. Теория фуги. - Л., 1986. -С. 10-35.
30. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. - М., 1983. - 528 с.
31. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры. Записки педагога. - М., 1988. С. 1-45.
32. Нюренберг А. Органное творчество Ф. Мендельсона в контексте развития немецкого органного искусства. Дисс. - Казань, 2004. - 224 с.
33. . Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы Бетховена. - М.: Музыка, 1970. - 332 с.
34. Протопопов В. История полифонии. Вып. 4. - М.: Музыка, 1986. - 320 с.
35. Процкж Д. Техника и культура игры на органе. - С.-П.: Композитор, 2004.
- 169 с.
36. Рогожина Н. Сезар Франк. - М: Всесоюз. изд-во Сов. Комп., 1969. - 266 с.
37. Ройзман Л. Аристид Кавайе-Коль // Музыкальная энциклопедия, Т. 2. - М., 1974.-С. 626.
38. Роллан Р. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней: Собрание музыкально-исторических сочинений в 9-ти томах - Т. 4. - М.: Музгиз, 1938.
- 408 с.
39. Роллан Р. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней: Собрание музыкально-исторических сочинений в 9-ти томах - Т. 5. - М.: Музгиз, 1938. -348 с.
40. Сабанеев Б. Л. Орган Большого зала Московской консерватории // Музыка. -1911.21 Апреля № 21 и 30 Апреля № 22.
41. Сапонов М. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. - М., 1982. -77 с.
42. Швейцер А. И.С. Бах. - М.: Классика-ХХ1, 2002. - 802 с.
43. Швейцер А. Немецкое и французское органостроительное и органное искусство. Учебное пособие. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2007. - 69 с.
44. A famous French organist. Alexander Guilmant and his manner of playing and composing // The New York Times. - 1893. August 20.
45. Alcock W.G. M. Alexandre Guilmant // The Musical times. -1911.- May 1.
46. Andreas B. Souvenirs De Paris // The American organist. - Vol. XVI. - 1982. -October. - P. 40-42.
47. Armstrong A. Alexandre Guilmant: American tours and American organs // The Tracker. -XXXII / 3. - 1989. - P. 5-23.
48. Armstrong A. Organ loft whisperings : The Paris correspondance of Fannie Edgar Thomas (1893-1894). - New York, 2003. - P. 35-38.
49. Beckmann K. Guilmant, Félix Alexandre // Repertorium Orgelmusic 1150-1998.
- Mainz, 1999. - P. 406-409.
50. Beechey Gwilym. Organ recitals by French organists in England // Organ. XLIX.
- 1970.-P. 108-117.
51. Boy er L. Musique et musiciens d'églese. - Lyon, 1925.
52. Brabason J. Albert Schweitzer: a Biography. - Victor Gollancz, 1976. - 52 p.
53. Burg J, Charles-Marie Widor, Louis Vierne et Marcel Dupré sur les bords du Rhin // L'Orgue. - CLXXXII. - 1982. - Apr.-June. - P. 1-12.
54. Busch H. J. Zur interpretation der französischen orgelmusic. - Kassel, 1986.
55. Carl W.C. Alexander Guilmant: noted figure viewed 25 years after death // The Diapason. - 1936. - Vol. 27. - № 7.
56. Carl W.C. Guilmant on Organ Music - his Ideal Home Life - his Death in 1911 // The Diapason. - Hartford, Connecticut: Music, 1936. - xxvii/9. - P. 91-95.
57. Carl W.C. Guilmant's Contribution to Organ-Music and Organ-Playing // Studies in Musical Education, History and Aesthetics. - 1912. - P. 4.
58. Cavaille-Coll A. De l'orgue et son architecture. - Paris, 1872.
59. Cellier A. Alexandre Guilmant // Le Menéstrel. - Paris, 1923. - P. 59.
60. Clérambault. L.-N. Au lecteur // Premier livre d'orgue: Fac-similé Jean-Marc Fuzeau, 1989.
61. d' Argœuves M. Alexandre Guilmant // L'Orgue. - Revue Trimestrielle, 1965. Avril-juin. -№144, - P. 60-68.
62. d'Indy V. La Schola cantorum en 1925. - Paris, 1927.
63. Darasse X. Guide de la musiue d'orgue // Alexandre Guilmant. - Paris, 1991. -P 428-433.
64. Delahaye E. Sur les pas d' Alexandre Guilmant // Plein-Nord XIV. - 1988. Avril. - P. 5-8.
65. Denis P. Les Aveugles et l'Ecole d'orgue franqaise. L'Orgue. - LXXXIII. - Apr-Jun. - 1957. - P. 13-20.
66. Dickinson C. Appreciations of Alexandre Guilmant // The Musician. - Vol.16. -1911.-P. 488.
67. Dolmetsch A. The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries. London, 1915. 1023 p.
68. Dries D. M. Marcel Dupré. The culmination of the French symphonic organ tradition: Diss. Univ.of Wollongong, 2005. - 194 p.
69. Dufourcq N. La musique d'orgue française de Jean Titelouze à Jehan Alain. -Paris, 1941.-2/1949.-254 p.
70. Dufourcq N. L'Orgue et les organistes: revue de Jean Huré // L'Orgue. -CCXVIII. - 1991. - Juillet-septembre. - P. 21-25.
71. Dufourcq N. Musique d'orgue // Larousse de la musique. - Vol. 2. - Paris: Librairie Larousse, 1957.-P. 143-144.
72. Dufourcq No. Panorama de la musique d'orgue française au XXe siècle // La Revue Musicale. - XIX. - P. 35-43, 120-125, 369-376.
73. Dupré M. Marcel Dupré raconte. - Paris, 1972. - P. 60.
74. Dupré M. Recollections. - Paris: Bornemann, 1978. - P. 28-50.
75. Durufle M. Mes souvenirs sur Tournemire et Vierne // L'Orgue. - CLXII. - 1977. - Avr-Jun. - P. 1-7.
76. Fétis B, Fétis BS. The Guilmant Organ Recitals // The Organ. - ii. - 1893-1894. -P. 116.
77. Gagnebin H. Grands organistes que j'ai connus // L'Orgue - Revue Trimestrielle. -Vol. 129.-1969.-P. 19-21.
78. Grace H. French organ music past and present. - New York: H. W. Gray, 1919.
79. Guilmant A. Organ Music and Organ-Playing // The Forum. - Vol.25. - 1898. -March. - P. 83-89.
80. Guilmant A. Selected organ works. - Bârenreiter urtext. -Volumes I, II. Preface. -XII-XV.
81. Guilmant A. Selected organ works. - Bârenreiter urtext. - Preface. - Vol I: X-XV, - Vol II: X-XVI.
82. Henderson A.M. Memories of some distinguished French organists Guilmants // The Musical Times. - 1937. - November. - S. P.
83. Hielscher H.U. Alexandre Guilmant (1837-1911). Leben and werk. - Bielefeld, 1988.- 122 p.
84. Jones C. G. The French Organ Symphony from Franck to Langlais. - Eastman School of Music, 1979.
85. Kooiman E. Jacques Lemmens, Charles-Marie Widor, and the French Bach tradition // The American organist XXIX/3. - March, 1995. - P. 60.
86. Lesure François // A travers la correspondance de Nadia Boulanger. - Revue de la Bibliothèque Nationale, 1982. - Septembre. - P. 16-23.
87. Leuders K. L'orgue à Paris en 1900 // Revue Internationale de Musique Française. -.1983. - XII - P. 75-78.
88. Leupold W. The organ music of Alexandre Guilmant // The Pieces in different styles. - Vol. I. - Preface.
89. Lueders K. Alexander Guilmant (1837-1911), organiste et compositeur, diss.Univ.de Paris, 2003.
90. Lueders Kurt. Alexandre Guilmant et l'affaire de Ste.-Trinité // In: La Flûte Harmonique, - Vol. 57/58. - 1991. - P. 2.
91. Murray M. Marcel Dupré. - Boston: Northeastern University Press, 1985. - P. 64.
92. Murray Michael. French masters of the organ: Saint-Saëns, Franck, Widor, Vierne, Dupré, Langlais, Messiaen. - Yale University Press, 1998. - 245 p.
93. Mutin C. Alexandre Guilmant // Necrologie. - Vol. 7. - 1911. - № 5. - P. 37-40.
94. Orpha Ochse. Organists and Organ Playing in Nineteenth-Century France and Belgium. - Indiana University Press, 2000. - 107 p.
95. Peterson W.J. Lemmens, his École d'orgue, and nineteenth-century organ methods // French organ music: from the revolution to Frank and Widor. -Rochester, 1995.-P. 51-96.
96. Quef Charles. Une lettre 11 - In: S.I.M. - Revue Musicale Mensuelle. — 1911 — Vol. 7, № 10.-P. 17-18.
97. Riemann H. Handbuch der Fugen-Komposition (Analyse von J.S.Bachs "WK"...).-Berlin, 1920.
98. Sabatier Fr. Pour une approche d' Alexandre Guilmant // L'orgue: Cahiers et mémoires. - 1986. - № 35. - P. 1-36.
99. Smith R. Alexander Guilmant. Commemorating the 150th Anniversary oh his birth // The American Organist. - XXI/3. - 1987. - March. - P. 50-58.
100. Smith R. The organ Trocadero and its players // French organ music: from the revolution to Frank and Widor. - Rochester, 1995. - P. 275-306.
101. Smith R. Vierne L. Organist of Notre-Dame Cathedral. - Pentagon Press, 1999. -P. 805.
102. Sumner W. L. The organ. Its evolution, principles of construction and Use. -London, 1962.
103. The Guilmant Organ Recitals. // In: The Organ. - Vol.2. - 1893/1894. - P. 116.
104. Thomson A. Guilmant, (Félix) Alexandre // The new grove dictionary of music and musucians. - USA, 2001. Vol. 10.-P. 539-540.
105. Thomson A. The life and times of Charles-Marie Widor, 1844-1937. - Oxford: Oxford University Press, 1987. - 62 p.
106. Vierne L. Journal //L'orgue. - 1970. - № 135 b. -P. 1-185.
107. Vierne L. Mes Souvenirs // L'orgue. CLXII. - 1934. - Avril-juin 1977. - P. 1-7.
108. Weyer M. Die deutsche Orgelsonate von Mendelssohn bis Reger. Regensburg. -Bosse, 1969.-35 p.
109. Weyer M. Josef Rheinberger and Alexandre Guilmant: a Franco-German artist's friendship in the late 19th century // Proceedings of the Goteborg International Organ Academy. - 1995. - 45 p.
110. Widor Ch. Preface // Symphonies № 1-8. -USA. J. Hamelle. -1901. -P. 3 - 12.
111. Williams P. A new history of the organ. From the Greeks to the Present Day. Blomington and London, 1980. - 224 p.
112. Zimmerman E., Archbold L. Why should we not to do the same with our catholic melodies?: Guilmant's L'Organiste liturgiste,op. 65 // French organ music: from the revolution to Frank and Widor. -Rochester, 1995. - P. 201-243.
113. http://www.musimem.com/boulnois.htm (дата обращения: 05.12.2009)
114. http://fr.wikipedia.org/wiki/Guilmant (дата обращения: 05.12.2009)
115. http://www.fpcnyc.org/guilmant.html (дата обращения: 05.12.2009)
116. http://www.guilmant.nl/ (дата обращения 10.09.2009)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.