Органное творчество Мориса Дюруфле в аспекте исторически обоснованного исполнительства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Глазкова Юлия Витальевна

  • Глазкова Юлия Витальевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 176
Глазкова Юлия Витальевна. Органное творчество Мориса Дюруфле в аспекте исторически обоснованного исполнительства: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова». 2024. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Глазкова Юлия Витальевна

Введение

Глава 1. Грани органной культуры Франции второй половины XIX - XX века как база для исторически обоснованного исполнения органной музыки данного периода

1.1. Исторически обоснованное исполнительство сквозь призму развития органостроения

1.2. Звуковая и техническая концепция французского симфонического органа А. Кавайе-Коля

1.3. Неоклассицизм во французском органостроении ХХ века

1.4. Французская органная исполнительская школа первой половины

ХХ века

Глава 2. Творческий облик Мориса Дюруфле в контексте французской музыкальной культуры второй половины XIX - XX века

2.1. Формирование творческой личности Мориса Дюруфле в русле традиций французской органной школы начала ХХ века

2.2. Органы Мориса Дюруфле как «творческая лаборатория»

музыканта

2.3. Творческое наследие Мориса Дюруфле

2.4. Исполнительские принципы Мориса Дюруфле

Глава 3. Средства музыкальной выразительности в контексте исторически

обоснованного исполнительства органных сочинений М. Дюруфле

3.1. Особенности прочтения темповых характеристик

3.2. Специфика трактовки агогических указаний

3.3. Вопросы исполнения артикуляционных обозначений

3.4. Создание тембровой картины (выбор регистров)

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Органное творчество Мориса Дюруфле в аспекте исторически обоснованного исполнительства»

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня уже нет сомнений в том, что французская органная традиция является уникальным и крайне самобытным явлением в мировой органной культуре. Ещё на рубеже ХУ1-ХУП веков, благодаря деятельности таких выдающихся музыкантов как Жан Титлуз, Луи Куперен и Франсуа Роберде, органное искусство Франции вышло в авангард музыкальной культуры своего времени.

Его развитие в последующие столетия периодически знаменовалось особенно яркими «взлётами», один из которых произошёл во второй половине XIX века, когда возник новый тип инструмента - «французский симфонический орган», а также самобытная исполнительская школа, основанная на новаторских методах преподавания - «французская школа» игры на органе.

Творчество многих выдающихся представителей этой традиции, к примеру, Ш.М. Видора, А. Гильмана, Л. Вьерна - достаточно хорошо изучена. Вместе с тем, в ней есть музыканты не менее значимые, но, в силу ряда обстоятельств, оказавшиеся «в тени» исследовательского интереса. Одним из таких выдающихся деятелей французского органного искусства является Морис Дюруфле (1902-1986)1. В период творческого становления - 20-е годы двадцатого столетия -музыкант впитал в себя все лучшие достижения национальной культуры, которая в это время переживала один из пиков своего развития. Он учился у выдающихся педагогов эпохи: Шарля Турнемира и Луи Вьерна, играл на лучших органах Парижа, его наставником по композиции был Поль Дюка - знаковая фигура в

1 У некоторых российских авторов встречаем иное написание фамилии: Дюрюфле [24]. В Советской Музыкальной Энциклопедии статья о Морисе Дюруфле отсутствует. Дюруфле пишется с «у» в новейших отечественных трудах, посвящённых творчеству именно этого музыканта [37; 38; 39; 40; 41; 6; 7; 8; 10; 11; 12; 13; 14; 15]. В статье «Дюруфле Морис» в Большой российской энциклопедии (март 2023) имя композитора пишется через «у» [9].

культуре эпохи.

Объём композиторского наследия Дюруфле невелик: для органа им написано лишь несколько опусов. Примечательно, однако, что практически все они входят в репертуар концертирующих органистов и в программы международных органных конкурсов.

При жизни Дюруфле был всемирно известным исполнителем-органистом (дважды он приезжал с концертным турне даже в СССР), экспертом по органостроению, а также педагогом. Волею судьбы Дюруфле вел в Парижской консерватории только класс гармонии, но количество желающих постигать под его руководством искусство игры на органе не уменьшалось на протяжении всей жизни. Среди его многочисленных частных учеников следует особо выделить таких выдающихся органистов как П. Кошро, М.-К. Ален, Д. Рот и О. Латри.

В традиции исторически обоснованного исполнительства достаточно полно изучены вопросы игры, к примеру, музыки эпохи барокко [154], но, вместе с тем, ещё мало исследованы проблемы интерпретации французской органной музыки Х1Х-ХХ веков, и, в частности, творчество М. Дюруфле. Между тем, именно его деятельность явилась, с одной стороны, обобщением достижений французской органной школы, а с другой - открыла новые горизонты для ее развития. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что французская исполнительская традиция XIX-ХХ веков оказала значительное влияние на формирование советской, а впоследствии и российской школы игры на органе.

Инструменты, на которых исполнялась музыка рассматриваемой эпохи, и для которых она была написана, в своём оригинальном виде сохранились в очень небольшом количестве, либо дошли до наших дней, будучи уже неоднократно перестроенными. Поэтому сейчас органистам приходится исполнять французскую музыку ХХ века на инструментах с другими звуковыми качествами и конструктивными особенностями. Соответственно, авторские указания, содержащиеся в тексте, практически всегда нуждаются в адаптации и требуют существенных корректировок в современных концертных условиях - для этого органистам необходимы знания об органах и исполнительских постулатах той

эпохи, когда данная музыка была создана. Все это определяет актуальность избранной темы.

Степень изученности проблемы. Для формирования понятия об исторически обоснованном исполнительстве французской музыки первой половины ХХ века в настоящей работе использованы, в первую очередь, трактаты выдающихся деятелей французской органной школы данной эпохи - такие фундаментальные методические работы как «Школа игры на органе» Жака Николя Лемменса [106], «Органная методика» [77] и «Трактат по органной импровизации» [78] Марселя Дюпре, а также предисловие Дюпре к изданию органных сочинений Сезара Франка [114]. В этих материалах, наряду с рекомендациями по техническому освоению органа, содержатся основные исполнительские постулаты французской органной школы рассматриваемого периода, особенности артикуляции, свойственные данной традиции, а также - что особенно важно - методы адекватного и точного прочтения композиторских указаний, помещённых в тексте сочинения и предназначенных для органиста.

Из современных работ, содержащих важную информацию о французской исполнительской традиции, следует, прежде всего, отметить весьма значительный труд немецкого исследователя и педагога Йона Лауквика «Школа исторической исполнительской практики игры на органе», три части которого, посвящённые различным эпохам органного искусства, изданы на немецком и английском языках [101; 102; 103; 104].

В контексте деятельности «отцов-основателей» французской органной школы - Ш.М. Видора, А. Гильмана, Л. Вьерна, М. Дюпре - фигура Дюруфле вызывает особый интерес. Между тем, несколько его собственных опубликованных статей и воспоминаний дают довольно ограниченное представление о личности и судьбе композитора. Большинство архивных материалов, которые позволили бы детально изучить его творчество, были обнародованы лишь после ухода из жизни его супруги Мари Мадлен, в 1999 году.

Возможно, этим отчасти объясняется удивительная ситуация: деятельность Дюруфле весьма мало изучена на его родине, во Франции. В отношении

композитора справедлива поговорка: «Нет пророка в своём отечестве». На сегодняшний день о нем не существует ни одного масштабного исследования на французском языке. В настоящей работе автор опирался, в основном, на труды ученых из США.

Труд Джеймса Фрезера «Морис Дюруфле: Человек и его музыка» (2007) [86] - наиболее масштабная и подробная монография о жизни и творчестве композитора. В этом исследовании автор представил большое количество неопубликованных документов о жизни Дюруфле и прояснил важные факты его деятельности. Фрезер опирался на французские и американские архивы: деловую переписку Дюруфле, его письма ученикам-органистам из США, фотографии. Кроме прочего, монография Фрезера является плодом личного общения и творческих контактов автора с супругами Дюруфле. В данной работе освещены этапы становления творческой личности Дюруфле, его многогранная деятельность как композитора, исполнителя, педагога, музыкально-общественного деятеля. Вместе с тем, автор не анализирует ни музыкальный язык композитора, ни вопросы интерпретации его сочинений.

Самый актуальный на сегодняшний день труд, посвящённый творчеству М. Дюруфле - работа Рональда Эбрехта «Исследование музыки Дюруфле» [84]. Автор, будучи учеником и другом семьи композитора, всю свою жизнь посвятил изучению и пропаганде его творчества. В 2002 году под редакцией Эбрехта был выпущен сборник «Морис Дюруфле, 1902-1986: последний импрессионист» [85]. Большинство из исследователей, чьи статьи вошли в этот коллективный труд, занимаются вопросами композиторского стиля Дюруфле. Джеймс Фрезер (James Frazier) в главе «В григорианском стиле» изучает взаимосвязь музыки и литургии в композиторском творчестве Дюруфле. Мария Рубис Бауэр (Maria Rubis Bauer) в разделе «Большой бит» рассматривает крупные метрические структуры в музыке Дюруфле. Лишь двое авторов: органист Херндон Шпильман (Herndon Spillman) и известная французская органистка и педагог Мари-Клер Ален - которые являлись непосредственными учениками Дюруфле - делятся своими воспоминаниями о занятиях с ним. Материалы, содержащиеся в их эссе, представляют особую

ценность в качестве ключей к исторически обоснованному исполнительству органной музыки Дюруфле.

Монография Йорга Аббинга «Морис Дюруфле: аспекты жизни и творчества» [54], увидевшая свет в 2002 году, явилась основой для многих последующих исследований. Наибольший интерес в ней представляет Приложение, содержащее внушительную подборку интервью автора с учениками композитора.

В 2005 году были изданы «Воспоминания и другие труды» [62] самого Дюруфле, собранные Фредериком Бланком. Основу первой части книги составили краткие и лаконичные воспоминания, созданные композитором в 1976 году. «Другие труды» - письма, интервью и немногочисленные статьи Дюруфле -собраны во второй части книги. Приложение содержит библиографию, список произведений композитора и полный перечень его концертных выступлений.

Обращаясь к творчеству Дюруфле, исследователи чаще всего сосредотачивают своё внимание на вопросах его композиторского стиля. Лишь незначительное число работ содержат рекомендации исполнителям. Херндон Шпильман, помимо статьи в «Maurice Durufle, 1902-1986: the last impressionist» написал также собственный труд об интерпретации органных сочинений Дюруфле [141]. Из работы Шпильмана мы узнаем о педагогических воззрениях мастера и о том, насколько принципиален он был в своих требованиях к ученикам, рекомендуя им предельно точно исполнять авторские указания, записанные в нотах.

М. Бауэр, которая также явилась одним из авторов коллективного труда «Последний импрессионист», в другой своей работе [57] анализирует Скерцо ор. 2 и Сюиту ор. 5, специально обращаясь к подробному рассмотрению метрических структур в этих сочинениях. Работа Бауэр помогает лучше разобраться в вопросе меры агогической свободы, а также выбора темпа для сочинений Дюруфле.

Работа Б. Дрискола [71] представляет собой исполнительский «путеводитель» по Прелюдии, Adagio и Хоральным вариациям на тему гимна Veni Creator ор. 4, в котором автор призывает точно следовать авторским указаниям, а

также даёт несколько примеров решения технических трудностей, встречающихся в этом сочинении.

В российском музыкознании также существуют исследования, посвящённые творчеству Мориса Дюруфле. В первую очередь это диссертация Ю. Селифоновой «Художественная рецепция григорианского хорала в духовных сочинениях Мориса Дюруфле» [40], а также статьи автора по данной теме [37; 38; 39; 41]. В своём труде Селифонова анализирует способы композиторской работы Дюруфле с григорианским хоралом. Материалом её исследования стали духовные (в основном, хоровые) сочинения Дюруфле и эпистолярное наследие композитора.

В других российских исследованиях, посвящённых истории органного искусства, довольно редко можно встретить упоминания о Дюруфле. Тем не менее, в этих изданиях мы находим информацию о парижской органной культуре Х1Х-ХХ веков - это работы Е. Кривицкой [23; 24; 25], кандидатские диссертации М. Чебуркиной [48], Т. Калашниковой [19] и А. Сусловой [42], дипломная работа Ю. Билеткиной [3]. Собственно Дюруфле посвящена дипломная работа Е. Рикконен-Ролан [32], в которой анализируются преимущественно черты стиля композитора. Статьи Л. Ройзмана [35; 36] и К. Чеботаревской [47] являются свидетельствами современников Дюруфле, и одновременно, наших соотечественников - они посвящены гастролям Мориса и Мари Мадлен Дюруфле в СССР.

Объект исследования - органное творчество М. Дюруфле.

Предмет исследования - исторически обоснованное исполнительство органных сочинений М. Дюруфле.

Цель исследования - выявить принципы исторически обоснованного исполнительства французской органной музыки второй половины XIX - ХХ столетий на примере органного творчества М. Дюруфле.

Задачи исследования:

• обобщить тенденции развития органной культуры Франции второй половины XIX - XX века;

• проанализировать особенности французского органостроения данного периода;

• изучить методические постулаты французской исполнительской школы указанного времени;

• рассмотреть этапы становления и развития творческой личности М. Дюруфле, проследив творческий путь композитора, связанные с ним инструменты и созданные произведения;

• выявить истоки и характерные черты композиторского стиля Дюруфле, а также их связь с национальной музыкальной традицией и литургической музыкой;

• проанализировать органные сочинения композитора с точки зрения вопросов интерпретации: агогики, темпа, регистровки, артикуляции;

• рассмотреть способы адаптации французской органной музыки первой половины ХХ века к различным типам современных органов.

Материалами исследования явились органные произведения М. Дюруфле, трактаты «отцов-основателей» французской органной школы Ж.Н. Лемменса и М. Дюпре, воспоминания, интервью и статьи самого Дюруфле, а также его учеников и коллег. Кроме того, к материалам относятся компакт-диски с записями органных сочинений М. Дюруфле в исполнении его собственном и его

л

супруги органистки Мари Мадлен Дюруфле-Шевалье , а также в исполнении современных органистов, специализирующихся на интерпретации произведений рассматриваемой эпохи: О. Латри3, Э. Вирзинги4, Э. Биземанс5. Кроме того, к материалам исследования относятся сведения об органах, с которыми была связана творческая судьба Дюруфле.

Методологическую основу диссертации составил метод комплексного анализа, который включил в себя историко-контекстуалъный,

2 Maurice Duruflé Requiem op. 9. Pieces pour orgue. Erato 4509-9695-2.

3 Maurice Duruflé Intégrale de l'œuvre pour orgue. Olivier Latry. BNL 112508 DDD.

4 Langlais / Litaize / Duruflé. Erwin Wiersinga. VLS Records - VLS 0495. 1995.

5 Duruflé in Dudelange. Els Biesemans. Animato Music Production. Stemra AMP 10804.

текстологический, композиционный, сравнительный методы. Историко-контекстуальный метод позволил всесторонне изучить документы, имеющие отношение к биографии Дюруфле, бытованию органа в различных церквях и концертных залах Парижа. При помощи текстологического метода проанализированы авторские обозначения в сочинениях композитора. С использованием метода композиционного анализа сделаны выводы о своеобразии композиторского стиля Дюруфле. Сравнительный метод нашёл применение в исследовании устных и письменных высказываний музыканта, сопоставлении их с его собственными аудиозаписями, а также с записями других исполнителей - и последующей систематизации данных. Исполнительский компонент анализа имел своей целью сделать акцент на вариантах адекватного прочтения исполнительских указаний в сочинениях Дюруфле, то есть на возможностях адаптации этих указаний к различным современным инструментам и залам.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Исторически обоснованное исполнительство невозможно без комплексного изучения как сохранившихся в первозданном виде инструментов, так и теоретических трактатов, принадлежащих композиторам и исполнителям конкретной эпохи. Деятельность выдающихся французских органистов второй половины XIX - ХХ века, сонорной и технической базой творчества которых явились звуковые концепции французского симфонического органа А. Кавайе-Коля и неоклассического инструмента ХХ века, привела к формированию целостной исполнительской традиции со своими законами и постулатами, которые необходимо изучать и применять в современной исполнительской практике.

• М. Дюруфле унаследовал традиции французской органной исполнительской школы и оказал значимое влияние на её дальнейшее развитие. Исполнение органных сочинений Дюруфле следует основывать на знаниях об особенностях развития французского органостроения, а также на постулатах французской исполнительской традиции XIX-XX веков.

• Поиск новых тембровых возможностей и любовь к архаике, свойственные творческой личности М. Дюруфле, стали причиной проведения неоднократных модернизаций, инициированных композитором в отношении инструментов, напрямую связанных с его деятельностью, с целью создания органов в звуковой концепции неоклассицизма.

• Между французскими инструментами рубежа Х1Х-ХХ веков, «неоклассическими» органами 1930-1970-х годов и современными универсальными инструментами существуют значимые различия: как в области качества звучания отдельных регистров, так и в сфере многообразия технических приспособлений. Интерпретация творческого наследия М. Дюруфле в русле французской традиции нуждается в корректной адаптации авторских ремарок к современным инструментам.

Научная новизна работы. В исследовании предложена оригинальная научная гипотеза, позволяющая рассматривать музыку ХХ столетия в аспекте исторически обоснованного исполнительства. Выявлены новые закономерности, касающиеся исполнительских принципов французской органной школы второй половины XIX - ХХ века на материалах трактатов основателей данной школы, а также на базе воспоминаний, статей и интервью музыкантов того времени. В работе доказывается наличие взаимосвязей между оригинальной методикой преподавания игры на органе, композицией и органостроением, что позволяет говорить о целостной органной традиции, существовавшей во Франции в рассматриваемый период; доказывается перспективность идей, связанных с грамотной адаптацией композиторских ремарок к различным типам современных органов и разным условиям концертирования. В исследовании вводится понятие «исторически обоснованное исполнительство» и доказывается преимущество его использования перед другими уже существующими терминами.

Достоверность результатов. В работе автор опирался на основные методические и музыкально-исторические труды, характеризующие французскую органную традицию второй половины XIX - ХХ века, а также на воспоминания

М. Дюруфле, его коллег и учеников. Апробация результатов была достигнута в ходе многолетней концертной практики автора диссертации. Идеи автора, отраженные в выводах диссертации, многократно находили поддержку в процессе общения на академиях и мастер-классах с ведущими специалистами в области исторически обоснованного исполнительства французской органной музыки, в том числе, с одним из прямых учеников Дюруфле - профессором Парижской консерватории Оливье Латри, а также с Беном ван Оостеном - автором фундаментального исследования об одном из основателей французской органной школы Ш.М. Видоре.

Теоретическая значимость работы. В диссертации доказывается правомерность рассмотрения музыки ХХ века в аспекте исторически обоснованного исполнительства. Комплекс базовых для музыкознания методов исследования позволяет раскрыть различные проблемы стилистически корректной интерпретации органных произведений М. Дюруфле и неокторых его современников. Изучаются связи органного творчества Дюруфле с музыкальной культурой его эпохи, изложены тенденции развития органостроения во Франции XIX-XX веков, внутренние и внешние противоречия, которые присутствовали в таком явлении как неоклассицизм в органостроении ХХ столетия. В исследовании раскрываются некоторые несоответствия в знаниях о рассматриваемой исполнительской традиции. Выводы, содержащиеся в работе, позволяют значительно расширить представления об исторически обоснованном исполнительстве французской органной музыки второй половины XIX - XX века.

Практическая значимость материалов работы заключается, в первую очередь, в создании системы практических рекомендаций по адаптации авторских указаний в органной музыке М. Дюруфле - к универсальным, а также необарочным органам. В исследовании представлены методические рекомендации по работе с темповыми, агогическими и регистровыми ремарками М. Дюруфле в современных условиях концертирования. Определены перспективы практического применения результатов в педагогическом процессе в высших и средних музыкальных учебных заведениях, а также в исполнительской

деятельности органистов, стремящихся к стилистической корректности своей интерпретации в историческом ключе.

Апробация диссертации проводилась 17 мая 2024 года на заседании кафедры Истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (протокол № 9 от 17 мая 2024 года), работа была рекомендована к защите.

Положения диссертации отражены в 14 научных публикациях, 10 из которых - в журналах, рецензируемых ВАК РФ, а также в докладах на следующих конференциях:

• III Международной научной конференции «Органные традиции Санкт-Петербургской — Ленинградской консерватории (к 150-летию Санкт-Петербургской консерватории)» (Санкт-Петербургская государственная консерватория, 03.04.2012);

• II Международной научной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций: новые информационные и коммуникативные ресурсы гуманитарных наук» (Нижегородская государственная консерватория, 2224.11.2021);

• I Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика преподавания старинных клавишных инструментов: вопросы репертуара, методики, психологии» (Москва, 01.04.2022);

• Всероссийской научной конференции «Органное исполнительское искусство и образование» (Саратовская государственная консерватория, 31.01.2023);

- II Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика преподавания старинных клавишных инструментов: традиции и современность, исследования, репертуар» (Москва, 07.04.2023);

• Международной научной конференции «Аспекты регистровки» (Академическое музыкальное училище при МГК им. П.И. Чайковского, Москва, 23.11.2023).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Списка литературы, который содержит 154 названия (53 на русском и 101 на иностранных языках).

В первой главе «Грани органной культуры Франции второй половины XIX - XX века как база для исторически обоснованного исполнения органной музыки данного периода» исследуются историко-культурные предпосылки для зарождения французской органной школы Лемменса-Дюпре, а также анализируются основные этапы её формирования и развития. В параграфе 1.1. Исторически обоснованное исполнительство сквозь призму развития органостроения освещено развитие истории органного исполнительского искусства во взаимосвязи с судьбой исторических инструментов - в трудах музыковедов: от исследований второй половины XIX века до новейших работ, в которых в аспекте исторически обоснованного исполнительства изучению подвергается уже музыка ХХ века. В разделе 1.2. Звуковая и техническая концепция французского симфонического органа А. Кавайе-Коля рассматривается становление такого музыкального явления как «симфонический» орган. В параграфе 1.3. Неоклассицизм во французском органостроении ХХ века анализируются эстетические предпосылки развития французского органостроения в ХХ столетии, а также звуковые и технические особенности инструментов этого периода. В разделе 1.4. Французская органная исполнительская школа первой половины ХХ века рассматривается концертная практика и новаторская методика преподавания игры на органе в рассматриваемую эпоху.

Во второй главе «Творческий облик Мориса Дюруфле в контексте французской музыкальной культуры второй половины XIX - XX века» рассматриваются основные направления музыкальной деятельности Дюруфле. В параграфе 2.1. Формирование творческой личности Мориса Дюруфле в русле традиций французской органной школы начала ХХ века анализируется влияние учителей Дюруфле: Ш. Турнемира, Л. Вьерна, П. Дюка на его творческое становление как органиста и композитора. В разделе 2.2. Органы Мориса Дюруфле как «творческая лаборатория» музыканта - рассматриваются

инструменты, на которых в течение жизни работал М. Дюруфле, их доработки и модернизации, которые проводил композитор, а также то, как звуковая картина этих органов отразилась в его сочинениях. В параграфе 2.3. Творческое наследие Мориса Дюруфле подвергаются обзору и анализу сочинения Дюруфле, очерчивается стилевое своеобразие его композиторского творчества. В разделе 2.4. Исполнительские принципы Мориса Дюруфле анализируются и обобщаются исполнительский стиль и педагогический подход музыканта.

Глава 3 «Средства музыкальной выразительности в контексте исторически обоснованного исполнительства органных сочинений М. Дюруфле» представляет собой исполнительский анализ произведений композитора, с учетом знаний о традиции интерпретации органной музыки: в соответствии с правилами и на инструментах того времени. Параграф 3.1. Особенности прочтения темповых характеристик посвящен спорным вопросам в выборе и сменах темпа в сочинениях М. Дюруфле. Раздел 3.2. Специфика трактовки агогических указаний раскрывает значение некоторых терминов, применяемых композитором для обозначения метрической свободы, а также особенности его собственной трактовки этих указаний. В параграфе 3.3. Вопросы исполнения артикуляционных обозначений анализируется особое значение легатного туше для музыки, принадлежащей традиции французской органной школы, рассмотрены способы исполнения различных видов лиг и других штрихов, используемых Дюруфле в его сочинениях. В разделе 3.4. Создание тембровой картины (выбор регистров) высказаны рекомендации по адаптации регистровых указаний М. Дюруфле к звуковым и техническим характеристикам современных универсальных и немецких необарочных органов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Глазкова Юлия Витальевна, 2024 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бестужева, О. Искусство игры на органе. Французская методика в трактатах М. Дюпре и Ж. Лангле / О. Бестужева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования, 2011, №1 (17). - С. 22-26.

2. Бочкова, Т. Ж.-Н. Лемменс - бельгийский последователь Ф. Мендельсона / Т. Бочкова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования, 2020, №4 (58). - С. 22-27.

3. Билеткина, Ю. Сезар Франк, Аристид Кавайе-Коль и органная культура Франции: дипл. Работа / Ю. Билеткина. - Горький, 1989. - 168 с.

4. Браудо, И. О клавирной и органной музыке / И. Браудо. - Л.: Музыка, 1976. - 151 с.

5. Будкеев, С. Кавайе-Коль как архитектор художественной концепции симфонического органа / С. Будкеев // Мир науки, культуры, образования, 2009, №5. - С. 99-102.

6. Глазкова, Ю. Артикуляция во французской органной музыке второй половины XIX - первой половины XX веков / Ю. Глазкова // Музыка и время. -2015. - №8. - С. 48-56.

7. Глазкова, Ю. Вопросы аутентичного исполнительства сквозь призму исторического органа / Ю. Глазкова // Музыка и время. - 2022. - №5. - С. 22-24.

8. Глазкова, Ю. Выдающиеся французские органисты XX века: Морис Дюруфле (1902-1986) / Ю. Глазкова // Музыковедение. - 2015. - №5. - С. 9-14.

9. Глазкова, Ю. Дюруфле Морис [Электронный ресурс] / Ю. Глазкова // Большая российская энциклопедия. 2023. URL: https://bigenc.ru/c/dmrufle-moris-97ccf6 (дата обращения: 17 апреля 2024).

10. Глазкова, Ю. Неоклассицизм во французском органостроении ХХ века / Ю. Глазкова // Музыковедение. - 2022. - № 6. - С. 13-16.

11. Глазкова, Ю. Морис Дюруфле: о некоторых особенностях композиторского стиля / Ю. Глазкова // Музыковедение. - 2012. - №10. - С. 3236.

12. Глазкова, Ю. «Музыкальные университеты» Мориса Дюруфле: творчество органистов - его предшественников и современников / Ю. Глазкова // Музыковедение. - 2014. - № 5. - С. 25-29.

13. Глазкова, Ю. О Парижской органной школе 1920-х годов. Из воспоминаний И. А. Браудо / Ю. Глазкова // Музыка и время. - 2012. - №10. -С. 9-11.

14. Глазкова, Ю. Морис Дюруфле и французская органная культура его времени / Ю. Глазкова. - Казань: Казанская государственная консерватория, 2017.

- 151 с.

15. Глазкова, Ю. Французский романтический орган. Реформы А. Кавайе-Коля / Ю. Глазкова // Музыка и время. - 2014. - №6. - С. 9-15.

16. Дебюсси, К. Статьи. Рецензии. Беседы / К. Дебюсси. - М.: Музыка, 1964. - 277 с.

17. Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков: уч. пособие.

- 2-е изд. - М.: Музиздат, 2008. - 864 с.

18. Казанова, А. Второй Ватиканский Собор. Пер. с фр. / А. Казанова -М.: Прогресс, 1973. - 372 с.

19. Калашникова, Т. Луи Вьерн и его органное творчество: дис. ... канд. искусствоведения / Т. Калашникова. - М., 2009. - 214 с.

20. Калентьева, Н. Современное клавесинное исполнительство: инструментарий, техника игры, творческие школы, исторические ориентации: Диссертация кандидата искусствоведения / Н. Калентьева. - Санкт-Петербург, 2020. - 249 с.

21. Кириллина, Л. Рецензия на статью Михаила Мищенко «Adagio в лунном свете, или Превращение сонаты» / Л.В. Кириллина // Музыкальная академия. - 2023. - № 3(783). - С. 210-215.

22. Кравчик, Е. Произведения И.С. Баха для клавесина в концертной и педагогической практике XIX-XXI веков / Е.В. Кравчик // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета / Науч. ред. Н.В. Морозова. Редколлегия: Н.А. Егошин, П.П. Останин, М.Е. Пылаев [и др.]. Том 1. - Пермь: ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2021. -С. 179-188.

23. Кривицкая, Е. Аристид Кавайе-Коль и его современники / Е. Кривицкая // К столетию органа Большого зала Московской консерватории. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 41. - М., 2002. - С. 41-51.

24. Кривицкая, Е. История французской органной музыки. Очерки / Е. Кривицкая. - М.: Композитор, 2010. - 343 с.

25. Кривицкая, Е. Орган и литургия во Франции на рубеже XIX-XX веков / Е. Кривицкая // Органное искусство. - М. - СПб., 1997. Вып. 4. - C. 82-87.

26. Лебедев, С. Аутентичное исполнительство [Электронный ресурс] / С.Н. Лебедев // Большая российская энциклопедия. 2022. URL: https://bigenc.ru/c/autentichnoe-ispolnitel-stvo-a816fd (дата обращения: 03 августа 2024).

27. Малина, Н. Трижды рожденный (к столетию органа «А. Cavaille-Coll» Большого зала Московской консерватории) / Н. Малина // К столетию органа Большого зала Московской консерватории. Научные труды МГК имени П.И. Чайковского. Вып. 41. - М.: МГК им. Чайковского, 2002. - С. 6-36.

28. Мессиан, О. Техника моего музыкального языка / Оливье Месиан; [перевод и коммент. М. Чебуркиной]. - М.: Греко-лат. кабинет Ю. А. Шичалина, 1994. - 128 с.

29. Мищенко, М. «В Петрограде нет лучше Браудо»: Об органной культуре Петрограда-Ленинграда (из переписки 1920-х годов) / М. Мищенко // Из

фондов кабинета рукописей Российского института истории искусств: Сообщения. Публикации. Обзоры. СПб.: РИИИ, 2003. Вып. 2. - С.111-138.

30. Мохова, М. Некоторые аспекты органной техники в их исторической динамике / М. Мохова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: вып. 6: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции аспирантов и молодых преподавателей. Сб. статей. - Нижний Новгород, 2004. - С. 36-47.

31. Панов, А. Феноменология vs концептуализация: о терминосистеме исторически информированного исполнительства / А.А. Панов, И.В. Розанов // Старинная музыка. - 2017. № 1 (75). - С. 20-25.

32. Рикконен-Ролан, Е. Из истории французской органной музыки XX века: Морис Дюруфле (1902-1986): дипл. Работа / Е. Рикконен-Ролан. - СПб.: СПбГК им. Римского-Корсакова, 2010. - 137 с.

33. Рогожина, Н. Сезар Франк / Н. Рогожина. - М.: Советский композитор, 1969. - 266 с.

34. Ройзман, Л. Аристид Кавайе-Коль / Л. Ройзман // МЭ. Т. 2. - М., 1974.

35. Ройзман, Л. Органисты из Франции / Л. Ройзман // Советская культура. - М., 1965. № 154. - С. 4.

36. Ройзман, Л. Слушая органистов. Гости из-за рубежа / Л. Ройзман // Советская музыка. - М., 1966. № 2. - С. 83-88.

37. Селифонова, Ю. Григорианский хорал и католическая литургия во Франции XVШ-XIX вв. / Ю. Селифонова // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 5. - С. 240-243.

38. Селифонова, Ю. Морис Дюруфле: Личность, творчество / Ю. Селифонова // Музыка: Искусство, Наука, Практика. 2013. № 1 (3). - С. 71-76.

39. Селифонова, Ю. Морис Дюруфле: Gradus ad pamassum / Ю. Селифонова // Исторические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11. Ч. 1. - С. 141-147.

40. Селифонова, Ю. Художественная рецепция григорианского хорала в духовных сочинениях Мориса Дюруфле: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Ю. Селифонова. - Казань, 2013. - 26 с.

41. Селифонова, Ю. Шарль Турнемир и Морис Дюруфле: учитель и ученик / Ю. Селифонова // Исторические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. № 10. Ч. 2. - С. 171-174.

42. Суслова, А. Александр Гильман. Жизнь и творчество: дис. ... канд. искусствоведения / А. Суслова. - М., 2012. - 189 с.

43. Текучева, А. «Баховский смычок»: спасительное открытие или красивая легенда? / А. Текучева // Музыкальная академия. - 2022. - № 3(779). -С. 54-75.

44. Филенко, Г. Французская музыка первой половины ХХ века / Г. Филенко. - Л.: Музыка, 1983. - 231 с.

45. Ходорковская, Е. Концепт музыкального произведения в теории и практике «исторически информированного исполнительства» / Е.С. Ходорковская // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2015. - № 3(37). -С. 53-57.

46. Холопов, Ю. Модальная гармония: модальность как тип гармонической структуры / Ю. Холопов // Музыкальное искусство. - Ташкент, 1982. - С. 16-34.

47. Чеботаревская, К. Органисты из Франции / К. Чеботаревская // Музыкальная жизнь, 1966. № 3. - С. 4.

48. Чебуркина, М. Органное творчество О. Мессиана: Канд. дисс. / М. Чебуркина. - М., 1994. - 190 с.

49. Чебуркина, М. Французское органное искусство Барокко / М. Чебуркина. - Музыка, Органостроение, Исполнительство. - Paris: Natives, 2013. - 848 с.

50. Швейцер, А. И. С. Бах / А. Швейцер; [пер. с нем. Я. Друскина и Х. Стрекаловской]. - М.: Классика-ХХ1, 2016. - 816 с.

51. Швейцер, А. Немецкое и французское органостроительное и органное искусство. Учебное пособие / А. Швейцер [пер. с нем. В. Акользина]. - М.: Композитор, 2007. - 72 с.

52. Юферева, Ю. (Глазкова, Ю.) Вопросы исполнения органных сочинений Мориса Дюруфле / Ю. Юферева // Музыковедение. - 2010. - № 4. -С. 43-49.

53. Яроциньский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С. Яроциньский; [пер. с польск.]. - М.: Прогресс, 1978. - 232 с.

54. Abbing, J. Maurice Durufle - Aspekte zu Leben und Werk / J. Abbing. -Paderborn: Verlag Peter Ewers, 2002. - 550 S.

55. Audsley, G. The Art of Organ-Building / G. Audsley. - 1905. Reprint, New York: Dover, 1965. Vol. I. - 600 p.

56. Baker, G. An interview with M. Durufle / G. Baker // The American organist, 1980. Vol. 14 (November). - P. 57-60.

57. Bauer, M. Larger Metric Structures in Two Organ Works by Maurice Duruflé. D.M.A. Diss. / M. Bauer. - Kansas City: University of Kansas, 1991. - 115 р.

58. Beechey, G. Maurice Durufle and his Requiem op. 9 / G. Beechey // Musical Opinion, 1981. Vol. 105 (December). - P. 89-92.

59. Beechey, G. The Music of Maurice Duruflé / G. Beechey // The Music Review, 1971. Vol. 32 (May). - P. 146-155.

60. Bertrand, J. L'Orgue de salon de Maurice Duruflé / J. Bertrand // Bulletin numéro special, AMD, 2004. - P. 28-45.

61. Bingham, S. Victor Gonzalez: Master Builder / S. Bingham // Organ Institute Quarterly, vi/2 (1956). - P. 17-31.

62. Blanc, F. Maurice Duruflé. Souvenirs et autres écrits / Ed. by Frédéric Blanc / F. Blanc. - Paris: Séguier, 2005. - 307 p.

63. Brice, G. Nouvelle description de la ville de Paris et de tout ce qu'elle contient de plus remarquable / G. Brice. - Paris, 1687. - 560 p.

64. Bunn, J. A Performer's Study of Three Preludes and Fuges for Organ Representing Eighteenth Century Germany, Nineteenth Century Germany, and

Twenteeth Century France: Johann Sebastian Bach, Franz Liszt and Maurice Duruflé. D.M.A. Document / J. Bunn. - Fort Worth, TX: Southwestern Baptist Theological Seminary, 2004. - 151 p.

65. Bush, D. The organ: An encyclopedia / D. Bush, R. Kassel. - London: Routledge, 2006. - 679 p.

66. Caldwell, R. Rhythmic and Metrical Groupings of Chant notation as an Influence Upon the Conducting for the Quatre Motets sur des thèmes grégoriens, 0p.10, of Maurice Duruflé. D.M.A. Document / R. Caldwell. - Tucson, Arizona: The University of Arizona, 1995. - 76 p.

67. Cochereau, P. Interview mit Maurice Durufle / P. Cochereau // Musica sacra, 1996. - P. 26-31.

68. Cooksey, S. Impressionistic Aspects of Twentieth-Century French Organ Literature. Ph.D. Diss. / S. Cooksey. - Washington: Washington University, 1972. -181 p.

69. Decourt, A. Contribution a la connaissance de la musique liturgique en region parisienne au debut du XX siècle: Albert Alain - organiste et Maitre de chapelle entre 1900 et 1935 / A. Decourt // L'Orgue, 1993. N 277. - P. 41-52.

70. Dolmetsch, A. The interpretation of the music of the XVII and XVIII centuries revealed by contemporary evidence. / A. Dolmetsch - L., 1915. - 502 p.

71. Driscoll, B. Maurice Duruflé's Preludé, Adagio et Choral varié sur le theme du «Veni Creator»: A performance guide. D.M.A. Diss. / B. Driscoll. - Los Angeles: University of California, 2004. - 75 p.

72. Dufourcq, N. Esquisse d'une histoire de l'orgue en France du XIIIe au XVIIIe siècles, étude technique et archéologique de l'instrument, thèse pour le doctorat ès-lettres / N. Dufourcq. - Paris, 1935. - 508 p.

73. Dufourcq, N. Jean-Sébastien Bach, le maître de l'orgue / N. Dufourcq. -Paris, 1948. - 404 p.

74. Dufourcq, N. La musique d'orgue française au XXe siècle / N. Dufourcq. -Paris, 1938. - 52 p.

75. Dufourcq, N. La musique d'orgue française de Jehan Titelouze à Jehan Alain, Floury / N. Dufourcq. - Paris, 1941. - 254 p.

76. Dumm, Ch. The compositional language of Maurice Duruflé as manifested in Prelude, Adagio, et Choral varie, op. 4 and Quatre motets, op. 10. Master's thesis / Ch. Dumm. - Houston: University of Houston, 2010. - 91 p.

77. Dupré, M. Méthode d'orgue / M. Dupré. - Paris: Leduc, 1927. - 74 p.

78. Dupré, M. Traité d'improvisation à l'orgue / M. Dupré. - Paris: Leduc, 1926.

79. Duruflé, M. Mes Souvenirs / M. Duruflé // Paris: Association des Amis de l'Orgue, 1991. - 103 p.

80. Duruflé, M. Mes souvenirs sur Tournemire et Vierne / M. Duruflé // L'Orgue, 1977. N 162. - P. 89-96.

81. Duruflé, M. La Restauration du Grand Orgue de Saint-Étienne du Mont / M. Duruflé // L'Orgue, 1959. N 90. - P. 29-35.

82. Duruflé, M. Le concerto pour orgue et orchestre à cordes de Francis Poulenc / M. Duruflé // L'orgue, 1975. N 154. - P. 40-42.

83. Duruflé M. L'Orgue de Deauville / M. Duruflé // L'Orgue 82, 1957. - P. 59-63.

84. Ebrecht, R. Duruflé's Music Considered / R. Ebrecht. - Lanham, MD: Lexington Books, 2021. - 401 p.

85. Ebrecht, R. Maurice Durufle, 1902-1986: the last impressionist / R. Ebrecht. - Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2002. - 248 p.

86. Fallou, R. Essai d'une bibliographie de l'histoire de l'orgue en France / R. Fallou, N. Dufourcq. - Paris: Fischbacher, 1929. - 74 p.

87. Fazio, L. Selected Organ Settings of "Veni Creator Spiritus" from 14701964: A historical perspective. D.M.A. Document / L. Fazio. - University of Alabama, 1990. - 46 p.

88. Fenner, D. Cavaillé-Coll and the Musicians: A documented account of his first thirty years in organ building / D. Fenner. - Raleigh, N.C.: Sunbury, 1980. -1534 p.

89. Frazier, J. Maurice Duruflé: A Centenary / J. Frazier // The American Organist 36, no. 11 (November 22): P. 58-65, 36, no.12 (December 22). - P. 51-53.

90. Frazier, J. Maurice Duruflé: The Man and his Music / J. Frazier. -Rochester: University of Rochester Press, 2007. - 375 p.

91. Gavoty, B. Pour ou contre la musique moderne? / B. Gavoty, J.-Y. Daniel-Lesur, - Paris: Flammarion, 1957. - 125 p.

92. Guillou, J. L'orgue, Souvenir et Avenir / J. Guillou. - Lyon: Symétrie, 2010. - 306 p.

93. Haynes, B. The End of Early Music / B. Haynes. - Oxford Univercity Press, 2007. - 304 p.

94. Hilscher, H. Französische Orgelkunst der Spätromantik / H. Hilscher. -Wiesbaden: Bielefeld, 1981. - 64 S.

95. Hommage à Victor Gonzalez, L'orgue, no.81 (1956). - P. 97-148.

96. Huybens, G. Aristide Cavaillé-Coll: liste des travaux executes / Opus List / Verzeichnis der aufegührten Arbeiten / G. Huybens. - Orgelbau-Fachverlag Rensch, 1985. - 63 S.

97. Irwin, S. Dictionary of Pipe Organ Stops. 2-nd ed. / S. Irwin. - New York: G. Schirmer, 1965. - 145 p.

98. Ivry, B. Francis Poulenc / B. Ivry. - London: Phaidon Press Limited, 1996. - 240 p.

99. Jurine, M. Joseph Merklin, facteur d'orgues européen / M. Jurine. -Klincksiek Ed., 1991. - 997 p.

100. Kivy P. Authenticities: philosophical reflections on musical performance / P. Kivy. - Cornell University Press, 1995. - 550 p.

101. Laukvik, J. Historical Performance Practice in Organ Playing. Part 1. The Baroque and Classical Periods / J. Laukvik. - Stuttgart: Carus Verlag, 1996. - 318 p.

102. Laukvik, J. Historical Performance Practice in Organ Playing. Part 2. The Romantic Period / J. Laukvik. - Stuttgart: Carus Verlag, 2010. - 344 p.

103. Laukvik, J. Historical Performance Practice in Organ Playing. Part 3. Modern and Contemporary Music / J. Laukvik. - Stuttgart: Carus Verlag, 2022. - 448 p.

104. Laukvik, J. Orgelschule zur historischen Aufführungspraxis. Eine Einführung in die "alte Spielweise" anhand augewähl-ter Orgelwerke des 16. bis 18. Jahrhunderts / J. Laukvik. - Kassel, 1990. - 328 S.

105. Lefebvre, Ph. À la classe de Maurice Duruflé / Ph. Lefebvre // Bulletin Numéro Speciale, AMD, 2004. - P. 56-63.

106. Lemmens, N. J. École d'Orgue basée sur le Plain-Chant Romain / N. J. Lemmens. - Mainz, 1862. - 79 p.

107. "Les monuments historiques au service des orgues de France" / Les monuments historiques de la France, viii/2-3. - Paris, 1962. - 188 p.

108. Loret, C. Cours d'orgue et exercise journalier / C. Loret. - Paris: La Maîtrise, 1859. - 90 p.

109. Mcintosh, J. The Organ Works of Maurice Duruflé D.M.A.diss. / J. S. Mcintosh. - Rochester, NY: University of Rochester, 1973. - 174 р.

110. Ménissier, F. Maurice Duruflé, maîtrisien de Notre-Dame de Rouen, Brève évocation / F. Ménissier // Bulletin No 15, AMD, 2016. - P. 61-73.

111. Mueller, R. The Concept of Tonality in Impressionistic Music. Ph.D. Diss. / R. Mueller. - Bloomington, Indiana: Indiana University, 1954. - 78 р.

112. Near, J. The Life and Work of Charles-Marie Widor. D.M.A. Diss. / J. Near. - Boston: Boston University, 1985. - 109 р.

113. Ochse, O. Organists and organ playing in Nineteenth-Century France and Belgium / O. Ochse. - Indiana University Press, 1994. - 270 p.

114. Oeuvres pour Orgue de César Franck. Révision, Annotations, Doigtés, Lignes d'interprétation de Marcel Dupré. Vol. 1. - Paris: Leduc, 1955. - 80 p.

115. Oosten, B. Charles-Marie Widor: Vater der Orgelsymphonie / B. van Oosten. - Verlag Peter Ewers, 1997. - 634 p.

116. Panov, A., Rosanoff, I. Performing Ornaments in English Virginal and Harpsichord Music (Based on the Study of Original Interpretation Instructions) / A. Panov, I. Rosanoff // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2020. Т. 10. Вып. 1. -С. 41-67.

117. Phillips, P. Beyond authenticity / P. Phillips // Companion to medieval and Renaissance music, ed. T. Knighton and D. Fallows. - London, 1992. - P. 41-49.

118. Pirro, A. Dietrich Buxtehude / A. G. Pirro. - Paris, 1911. - 518 p.

119. Pirro, A. Jehan Titelouze / A. G. Pirro. - Paris, 1898. - 40 p.

120. Pirro, A. Jean-Sébastien Bach / A. G. Pirro. - Paris, 1906. - 221 p.

121. Pirro, A. L'Esthétique de Jean-Sébastien Bach / A. G. Pirro. - Paris, 1907. - 533 p.

122. Pirro, A. L'Orgue de Jean-Sébastien Bach / A. G. Pirro. - Paris, 1895. -204 p.

123. Price, G. Performing Duruflé's Veni creator Op. 4: Influences, Issues and Ideals / G. Price. - Cardiff University, 2018. - 326 p.

124. Raugel, F. Les grandes orgues de Paris / F. Raugel. - Paris: Fischbacher, 1927. - 278 p.

125. Raugel, F. Du Second au Troisième Grand Orgue de Saint-Étienne du Mont / F. Raugel. // L'Orgue 90, 1959. - P. 39-52.

126. Reynolds, J. The Choral Music of Maurice Duruflé. Master's thesis / J. Reynolds. - Urbana-Champaign: University of Illinois, 1991. - 47 p.

127. Rhoades, L. Theme and Variation in Twentieth-Century Organ Literature: Analyses of Variationes by Alain, Barber, Distler, Dupré, Duruflé, and Sowerby. Ph.D. Diss. / L. Rhoades. - The Ohio State University, 1973. - 282 p.

128. Richli, M. «L'orgue portatif à tuyaux polyphones» von Louis Debierre / M. Richli // Musik und Gottesdienst 2/2007. - Friedrich Reinhardt Verlag. - Basel, 2007. - P. 23-33.

129. Rinck, C. Practische Orgelschule, Op.55 / C. Rinck. - Berlin: Simrock, 1819-1821. - 81 S.

130. Ritter, A. Zur Geschichte des Orgelspiels / A. G. Ritter. - Leipzig: Max Hesse's Verlag, 1884. - 352 S.

131. Robertson, A. Requiem: Music of Mourning and Consolation / A. Robertson. - New York: Praeger, 1967. - 300 p.

132. Rößler, A. Beiträge zur geistigen Welt Olivier Messiaens / A. Rößler. -Duisburg: Gilles & Francke, 1984. - 168 S.

133. Rokseth, Y. La musique d'orgue au XVe siècle et au début du XVIe (thèse de doctorat en lettres) / Y. Rokseth. - Paris, 1930. - 419 p.

134. Sabatier, F. Victor Gonzalez et son activité à Paris, Orgues en l'Ile-de-France / F. Sabatier. - Paris, 1996. - P. 87-94.

135. Sadie, S. The New GROVE Dictionary of Music and Musicians / S. Sadie.

- London: British Library Cataloguing in Publication Data, 1980. 29 Vol.

136. Schwemmer, M. Das Orgelwerk Maurice Durufle im Orgelunterricht / M. Schwemmer. - Marburg: Tectum-Verlag, 2003. - 156 S.

137. Singley, H. A Performer's Study of Three Multimovement Organ Compositions Representing Eighteenth Century France, Eighteenth Century Germany, and Twenteeth Century France: Boyvin, Bach, Duruflé. D.M.A. Document / H. Singley.

- Fort Worth, TX: Southwestern Baptist Theological Seminary, 1995. - 178 p.

138. Smith, R. Louis Vierne: Organist of Notre-Dame Cathedral / R. Smith. -Hillsdale, N.Y.: Pendragon Press, 1999. - 805 p.

139. Smith, R. Toward an Authentic Interpretation of the Organ Works of César Franck / R. Smith. - New York: Pendragon Press, 1983. - 191 p.

140. Speller, F. Aristide Cavaillé-Coll, Organ Builder. D.M.A. Diss. / F. Speller.

- University of Colorado, 1968. - 95 p.

141. Spilmann, H. The Organ Works of Maurice Duruflé. Diss. / H. Spilmann. -Indiana University, 1976. - 89 p.

142. Spitta, Ph. Johann Sebastian Bach / P. Spitta. - Bd. 1, 1873, Bd. 2, 1879. -1014 p.

143. Sprout, L. Music for a "New Era"; Composers and National Identity in France, 1936-1946. Ph.D. Diss. / L. Sprout. - University of California, Berkeley, 2000.

- 116 p.

144. Taruskin, R. Text and act: essays on music and performance / R. Taruskin. - N. Y., 1995. - 392 p.

145. Tournemire, Ch. Avec Louis Vierne à la classe d'orgue du Conservatoire de Paris // In Memoriam Louis Vierne / Ch. Tournemire. - Paris, 1939. - P. 89-101 p.

146. Trötschel, H. Der Orgelbauer Franz Joseph Merklin und seine Approbation als Orgelbauer / H. R. Trötschel // Behrens, R., Grohmann, C. Dulce Melos Organorum. Festschrift Alfred Reichling zum 70. Geburtstag - Gesellschaft der Orgelfreunde, Mettlach, 2005. - S. 487-502.

147. Vanderhaeghe, R. Histoire de l'orgue / R. Vanderhaeghe. - Paris: Éditions des Gaules, 1924. - 187 p.

148. Vierne, L. Mes souvenirs / L. Vierne // L'Orgue: Cahiers et mémoires, 1970. N CXXXIV bis. - 186 p.

149. Vierne, L. Méthode d'Orgue (inachevée et inédite)) / L. Vierne // L'Orgue / Cahiers et mémories. - 1987-1, No. 37. - 72 p.

150. Weitzmann, K. A history of pianoforte-playing and pianoforte-literature / K.F. Weitzmann. - New York: G. Schirmer, 1893. - 404 p.

151. Young, J. Profound Offense and Cultural Appropriation / J.O. Young // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 2005. Volume 63, Issue 2 - P. 135-146.

152. York, R. A re-contextualisation of the organ works of Maurice Duruflé: the case of the Prélude from the Suite, op. 5, and Méditation. Master's thesis / R. York. -Long Beach, California: California State University, 2011. - 83 p.

153. Zehr, M. Selected Organ Compositions Based Upon the Hymn Veni Creator Spiritus. D.M.A. Diss. / M. Zehr. - Indiana University, 1979. - 110 p.

154. Zimmerman, T. Historical Performance Practices in Organ Works Before 1750 in Liège. D.M.A. Diss. / T. Zimmerman. - Claremont Graduate University, California, 2021. - 162 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.