Стиль поэзии Леонида Сафронова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Пиотровская, Елена Павловна

  • Пиотровская, Елена Павловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 187
Пиотровская, Елена Павловна. Стиль поэзии Леонида Сафронова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2011. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пиотровская, Елена Павловна

Введение

Глава 1. Способы воплощения национального мировидения в творчестве JI. Сафронова

§1.1. Стилевые особенности современной духовной поэзии

§1.2. Поэтическая индивидуальность JI. Сафронова в контексте «вятской» ветви современной поэзии

§1.3. Язык JI. Сафронова: лексика, синтаксис, фразеология

§1.4. Метрические особенности поэзии JI. Сафронова и его поэтических единомышленников

§ 1.5. Художественный синтез в поэзии JL Сафронова

Глава 2. Литературные традиции в творчестве JI. Сафронова

§2.1. Своеобразие традиций древнерусской и классической литературы в сафроновской поэзии

§2.2. Книга в творчестве JI. Сафронова как духовное и эстетическое целое

§2.3. Духовные стихи: парафразирование традиционных образов

§2.4. Детские стихи: система образов и жанры 158 Заключение 165 Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стиль поэзии Леонида Сафронова»

Рубеж ХХ-ХХ1 веков открыл новый период литературной истории России. При этом проявили себя собственные закономерности литературного развития, определяемые изменившимися политическими, идеологическими и социально-культурными реалиями. Поэзия чутко отражает все многообразие и сложность новейшего времени, поражая «кого беспорядком, кого многосо-ставностью, а кого и богатством. Рядом обосновались концепуализм и рок -поэзия, духовный стих и метареализм, на правый фланг возвращаются строфы классические по форме и происхождению, а на самом левом краю - там, где запад смыкается с Востоком, — утверждает себя верлибр»1. Участвуя в спорах о современном литературном процессе, писатели и критики сходятся в одном: «новейшая литература интересна уже тем, что она эстетически отражает наше время»2. В целом можно говорить о двух крупных ветвях современной русской поэзии: постмодернистской и лирике, опирающейся на русскую поэтическую традицию без какой бы то ни было «игровой составляющей», определяющей стиль постмодернизма: «Перед нами разные концепции жизни, разные, почти ни в чем не совмещающиеся России» .

Религиозное возрождение России, начавшееся в конце XX века можно назвать одним из самых значительных явлений социального порядка, которое положило начало переосмыслению и развитию многих областей русской духовной культуры. Широкому кругу читателей стали доступны вновь открытые сокровища русской духовной мысли4, труды отцов церкви5, наследие духов

1 Страшнов С. Знаки неба в памяти земли. Судьбы культуры в современной поэзии // Лит. обоз. - 1992. - №2. - С. 22.

2 Тимина С.И., Васильев В.Е., Воронина О.Ю. и др. Современная русская литература (1990-е гг. - начало ХХ1в.) - СПб.: Филологический факультет СпбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 335.

3 Чупрынин С. Есть ли у «Знамени» будущее? / Двенадцать мнений о перспективах литературных журналов // Знамя. - 1997. - №1 - С. 4.

4 Смысл жизни: Антология /Сост., общ. ред., предисл. и примеч. Н.К. Гаврюшина. - М.: Прогресс - Культура, 1994 (Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли»); Зеньковский В. В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001; И.А. Ильин. Собрание соч. в 10-тт. - М.: Русская книга, 1998 и др.

5 Псалтирь преподобного Ефрема. - СПб.:Общество святителя Василия Великого, 2006; Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические. - М.:Правило веры, 1993; Лествица преп. Иоанна, игумена Синайской горы,- М: Издание Троице-Сергиевой Лавры, 1991 и др. ной поэзии1, литература, находившаяся под спудом на протяжении десятиле

9 о тий\ В нашей работе рассматривается 20-летний период развития современной духовной поэзии, наследующей традиции поэтов — ««почвенников», для которых главными было ощущение принадлежности к русской истории, осмысление национального характера, ответственности за доставшийся от предков дом»4.

Понятие «духовная поэзия» как поэзия духовных ценностей, связанных с религиозным пониманием, в широком смысле может быть соотнесено с разными конфессиями. Категория «духовность» употребляется нами в христианском контексте, как «качество той сферы личности, которая имеет отношение к Духу Божию»5. Поэзию, «в художественном мире которой главными ценностями остаются Бог и спасение души»6, предложено называть православной. В рамках нашей работы духовная и православная поэзия рассматриваются как синонимичные категории.

В своей статье, предваряющей антологию русской духовной поэзии, епископ Александр (Милеант) пишет: «Поэты шли к той же великой и святой цели (путь к Господу — Е.П.) другой дорогой. Они не отрешались от восхищения и преклонения перед красотами земной жизни, но видели в них не суетную мишуру, а проявление благости и творчества Всемогущего. Они умели видеть красоту добра и уродство зла. Они становились неутомимыми и самоотверженными искателями красоты в поэзии. Но красота окружающего нас материального мира для поэтов была лишь ступенью к созерцанию иной, по

1 Слово и Дух: Антология русской духовной поэзии (Х-XX вв.) / Сост., вступ. статья и комментарий проф. И.А. Чароты — Минск: Изд. Свято-Елисаветинского монастыря, 2003; Русская духовная поэзия. — М.: Изд. Православного братства «Споручницы грешных», 1996; Молитвы русских поэтов. XI - XIX. Антология / ав-торск. проект, составление, послесловие и биографические статьи В.И. Калугина. - М.: Вече, 2010.

2 Бехтеев С.С. Грядущее. Стихотворения. - СПб.:Успенское подворье Оптиной пустыни, 2002; Кологривова Л.А. Исконные заветы. Избранные духовные стихотворения. - СПб.: Леушинское подворье, 2009; Сидоров Л.В. Храни в сердце печаль. Стихотворения, поэмы, воспоминания. - М.: Даниловский благовестник, 1998 и др.

3 «Единицей измерения литературного развития является, как известно, десятилетие» (Кожинов В.В. Начало нового этапа? // Статьи о современной литературе. - М.: Сов. Россия, 1990. - С. 140).

4 Шилова К.А. «Выпал путь красоте вопреки.» (О творческой индивидуальности Ю. Кузнецова и классиче ской традиции) // Писатель в литературном процессе. - Вологда, 1991. - С. 70.

5 Любомудров A.M. Духовный реализм: Борис Зайцев, Иван Шмелев. - СПб: «Дмитрий Буланин», 2003. - С.

22.

6 Там же. - С. 20. тусторонней и духовной красоты»'.

Одним из ярких представителей современной духовной поэзии является вятский поэт-священник Л. Сафронов (1955г.р.), творчество которого расширяет представления о жанрово-стилевых исканиях направления, но до сих пор еще не становилось предметом специального исследования, что и определяет актуальность работы.

Значительные явления современной поэзии, тем более поэзии провинциальной обнаруживают себя случайным, а, точнее, случайно-закономерным образом". Леонид Сафронов — автор тринадцати книг. Лауреат литературных премий журналов «Москва» и «Наш современник». Лауреат двух Всероссийских литературных премий: имени Николая Заболоцкого (2005) и имени Александра Невского (2010). Член союза писателей России с 1989г. Поэзия Леонида Сафронова была замечена мастерами слова с самого начала его творческого пути. Среди писателей и поэтов, поддержавших Сафронова, следует особенно выделить В. Астафьева, Н. Старшинова, В. Фирсова, С. Куняева, Н. Переяслова, критиков М. Лобанова, П. Ульяшова и др.

М. Лобанов справедливо увидел достоинства поэзии Сафронова в «особом складе народной речи, оригинальности образного мышления; необычайной стилевой манере — <.> лукавом юморе русского человека, способного и в радости, и в горе выражать свои чувства с иронией, за которой скрывается порой глубокий социально-политический смысл; <.> в целостности единства жизненных мотивов, в которых публицистическое начало включено непосредственно в лирический мир автора»3.

Духовная и творческая эволюция Л. Сафронова состоит в движении от внерелигиозного сознания к традиционным ценностям Православия, от лирического «дневника» ранних опытов к поэтической «летописи». Заметим при

1 К Богу - путем красоты// Русская духовная поэзия. / Составитель епископ Александр (Милеант). -http:/Avvv^v.netda.I•u/be]ka/textшil/sti^юvl.htш#top.

2 Поэзия третьего тысячелетия/ Составитель Вячеслав Огрызко. - М.,2003; Муза надежды /Антология русской поэзии / Составитель С.С. Куняев. - М., 2007; Антология вятской литературы. / Составитель В. Позде-ев. - Киров, 2005; Литературный альманах «Неопалимая купина» - сборник провинциальной поэзии. -М., 2008 и др.

3 Лобанов Михаил. О молодых поэтах// Молодая гвардия, 1994. - №9. - С. 238. этом, что поэзия Л. Сафронова не замыкается в адресации «воцерковленным людям», она многогранна и живительна для всех.

В 1990 — 2010 годы в отечественной науке проявился глубокий интерес к духовно-нравственным аспектам творчества русских писателей, к выявлению связей классической литературы с литературой религиозной, христианской. Это отражено, в частности, в сборниках научных трудов «Христианство и русская литература» (Санкт-Петербург), «Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков» (Петрозаводск), «Пасхальные чтения» (МПГУ, Москва)1. Начинает складываться «научное направление, исследующее литературные произведения с позиций духовно-нравственных ценностей»2.

Однако мы, признавая несомненную важность объективных представлений о религиозном мировоззрении и его компонентах, полагаем, что главное — «это понять законы художественного творчества и способы претворения идеи в художественный образ. <.> объяснить, каким образом воплощен мир православного христианина в произведении <.> в каждом микро — и макроэлементе стиля»3.

Стиль поэзии Л. Сафронова поэзии рассматривается нами в нескольких аспектах: в широком смысле, когда говорим о стиле как содержательной, ценностно-смысловой форме (по М.М. Бахтину), и в более узком смысле, имея в виду слог поэта, его язык (по В.В. Виноградову), закономерности стиховой организации (по М.Л. Гаспарову), творческие приемы автора (по Ю.И. Минера-лову). При этом ни один из подходов не конфликтен по отношению к другому, напротив, в нашем понимании они взаимодополняемы и представляют собой единый сплав различных уровней исследования.

С учетом важности взаимного воздействия стилей, миметического начала, рассматривая особенности индивидуального стиля Л. Сафронова, нами

1 Например: Христианство и русская литература. / Отв. редакторы В. А.Котельников, О. А. Фетисов - Спб: Наука, сборники 1994, 1999,2006, 2010; Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков./ Отв. ред В. Н. Захаров. Петрозаводск: ПГУ, сборники 1994, 1998, 2001, 2004, 2008; Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. /Научн. ред. Минералова И. Г. - М.: МПГУ, 2003-2011.

2 Тарасов А.Б. В поисках идеала: между литературой и реальностью. - М., 2006. - С. 9.

3 Минералова И.Г. Насколько функционален «революционный» подход к феноменам православной культуры, или «гордыня - плохой советчик».//Гуманитарные науки и православная культура. - М., 2006. - С.6. анализируется взаимосвязь его поэзии с лирикой современников (JI. Кононовой, А. Кононова), поэтов-«почвенников» (Н. Рубцова, Ю. Кузнецова), С. Есенина, сыгравшего особую роль в становлении Сафронова как поэта, а также с древнерусской литературой, поэзией золотого века, фольклором, на которые в существенной степени ориентируется стиль творчества поэта.

Новизна исследования.

Исследовательский интерес к поэзии с выраженным религиозным, духовно-нравственным компонентом естественен и закономерен сегодня. Общим проблемам взаимодействия христианства и русской поэзии посвящены работы A.M. Васневой, O.E. Вороновой, И.В. Гречаник, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, Т.А. Кошемчук, В.А. Осанкиной, Е.В. Семеновой, митрополита Иоанна Снычева1 и др. Творчество различных поэтов, созидавших в русле православной традиции, рассматривается в исследованиях O.A. Бердниковой, Е.Е. Завьяловой, JI.B. Занковской, И.В. Евсина, Ю.И. Минералова и И.Г. Минераловой, Т.А. Пономаревой, А .Я. Чадаевой и др.; аспекты православной традиции в творчестве поэтов XIX века подробно рассматриваются в работах Э.М. Афанасьевой, Ф.З. Кануновой, Т.Г. Мальчуковой, B.C. Непомнящего3 и

1 Васнева A.M. Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России: дисс. канд. филол. наук. - М., 2006; Воронова O.E. Творчество С.А.Есенина в контексте традиций русской духовной культуры: дис. доктора филол. н. — М., 2000; Гречаник И.В. Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX-XX столетий. - М., 2003; Дунаев М. М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. III. Издание второе, исправленное, дополненное. - М., Храм Святой мученицы Татьяны при МГУ, 2002; Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск, 1995; Есаулов И.А. Пас-хапьность русской словесности. — М., 2004; Кошемчук Т. А. Русская поэзия в контексте православной культуры. — СПб.: Наука, 2006; Осанкина В.А. Библейско-евангельская традиция в эстетике и поэзии русского романтизма: дис. доктора филол. н. - Екатеринбург, 2001; Семенова Е.В. Система жанров духовной поэзии XVIII века: дис. доктора филол. н. - М., 2002; Снычев Иоанн митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. Главы: Былины, летописи, духовные стихи. - Уфа: Держава. 2000. — С. 31-65.

2 Бердникова O.A. «Так сладок сердцу Божий мир». Творчество И.А.Бунина в контексте христианской духовной традиции. - Воронеж, 2009; Занковская Л. В. «Большое видится на расстояньи.» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. - М., 2005; Евсин И.В. Судьба и вера Сергея Есенина Есенина. - Рязань: Зерна, 2007; Минералов Ю.И. Имена и тенденции. // Литературная Россия. - 12 марта 2004. - №10; Минералова И.Г. Слово поэта на рубеже XX - XXI века (50-летию поэта иеромонаха Романа посвящается). / Отражение русской ментальное™ в языке и речи. // Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Липецк, 2004. -С. 131- 136; Завьялова Е.Е. О своеобразии лирики K.P. / Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2004. № 1.-С. 112-123; Пономарева Т.А. Новокрестьянская проза 1920-х. В 2-х чч. - Череповец: РИО ЧТУ, 2005; Ча-даева А .Я. Православный Чехов. - М.: ПолиМЕдиа, 2004.

3 Афанасьева Э.М. «Молитва» в русской лирике XIX века: логика жанровой эволюции: дис. канд. филол. н,-Томск, 2000; Канунова Ф.З. О религиозной основе поздней романтической эстетики Жуковского («О поэте и современном его значении») //Мир романтизма. - Тверь, 2000. - С. 145-151; Мальчукова Т.Г. Античные и христианские традиции в поэзии A.C. Пушкина / Т.Г. Мальчукова. - Петрозаводск, 2002. - С. 84 - 131; Непомнящий B.C. Лирика Пушкина как духовная биография. - М.: Изд-во МГУ, 2001 и др. др. В 1990-2000-х гг. появился ряд системных исследований истории русской поэзии, включающие рассмотрение вопросов христианской традиции в отечественной словесности1.

Современная духовная поэзия и отдельные ее представители не раз становились предметом диссертационных исследований. Так, были успешно защищены кандидатские диссертации И.Ю. Барышниковой, подробно анализирующей стиль лирики иеромонаха Романа (Матюшина); H.A. Котовой, исследующей духовную поэзию 1970-1990-х, включающей лирику С. Аверинце-ва, Вениамина Блаженного, Ю. Кублановского, иеромонаха Романа (Матюшина), 3. Миркиной, О. Николаевой, О. Седаковой; H.H. Гордиенко, сопоставляющей творчество иеромонаха Романа и поэта-почвенника Ю. Кузнецова; Е.Р. Варакиной и Е.Ю. Перовой, анализирующим отдельные литературоведческие категории на материале современной духовной поэзии 2. :

При этом до сих пор не было создано ни одной работы по творчеству Леонида Сафронова, а именно в его поэзии художественно полно и выразительно отражается русская жизнь и культура, христианское понимание мира и человека. Поэтому объектом исследования является творчество Леонида Сафронова, в полной мере реализующее черты современной духовной поэзии. Кроме того, на примере его творчества можно выявить черты литературного процесса, организующего духовно-эстетическую, духовно-нравственную современном его значении») // Мир романтизма. — Тверь, 2000. — С. 145-151; Мальчукова Т.Г. Античные и христианские традиции в поэзии A.C. Пушкина / Т.Г. Мальчукова. — Петрозаводск, 2002. — С. 84-131; Мельник В.И. Поэзия Н. Некрасова в свете христианского идеала. - М., 2007; Непомнящий B.C. Лирика Пушкина как духовная биография. - М.: Изд-во МГУ, 2001 и др.

1 Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. — М.: Новое литературное обозрение, 2000; Курицын Вяч. Русский литературный постмодернизм. — М., 2000, Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия. - M., 2003; Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века, 2004, Бараков В.П. Почвенное направление в русской поэзии. - Вологда, 2004; Тимина С.И, Васильев В.Е., Воронина О.Ю. и др. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.).- СПб.:Филологический факультет СпбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005; Иванова H. Русская литература при переходе через век. — M.: Блиц, 2004; Бражников И.А. Мифопоэтика поступка: ситуация ответа в художественном тексте. - М.: ООО «Аванглион», 2010.

2 Барышникова И.Ю. Стиль лирики иеромонаха Романа: дис. канд. филол. наук. - М., 2006; Котова H.A. Современная духовная поэзия: дис. канд. филол. наук. - М., 2008; Гордиенко H.H. Русская поэзия рубежа XX-XXI веков в контексте православной духовной традиции: дис. . канд. филол. Наук. - М., 2008; Перова Е.Ю. Сакральное время русской культуры (на материале современной русской духовной поэзии): дис . канд культурол. - M., 2000; Варакина Е.Р. Картина мира в лирике Г. Иванова и архиепископа Иоанна (Шаховского) : дис. канд. филол. н. - М., 2010. жизнь в провинции. А.И. Солженицын отводит провинции решающую роль в возрождении России: «Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей — решительно зависит не от Москвы, — а от провинции»1. С. Куняев также полагает, что «русская мысль живет в провинции <.> и именно в провинции сохранилась душа России»2.

Помимо произведений Леонида Сафронова мы рассматриваем стихи двух других вятских авторов — Андрея и Людмилы Кононовых. Все три поэта принадлежат к одному поколению, в Церковь пришли в зрелом возрасте преимущественно благодаря любви к Слову. Их объединяет общность миропонимания, глубокое православное понимание человека. При этом они, каждый по-своему, отражают разные грани русской жизни и православия, взаимно дополняя друг друга. Это позволяет более четко увидеть черты направления и черты индивидуального стиля Л. Сафронова.

Цель исследования определить стилевые особенности поэзии Л. Сафронова в контексте литературной традиции и современной лирики с выраженной религиозной составляющей. Для этой цели были поставлены задачи: выявить ценностно-смысловую структуру поэзии Л. Сафронова; проследить опорные для поэта стилевые традиции; охарактеризовать жанровое своеобразие творчества Л. Сафронова; определить ведущие приемы поэтики индивидуального стиля автора; осмыслить способы воплощения идей художественного синтеза; исследовать метрическую организацию его стихов; изучить речевую структуру сафроновской поэзии.

Методологической основой диссертации стали труды по теории и истории литературы М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, И.А. Есаулова В.В. Кожинова; по теории фольклора В.П. Аникина, Ф.И. Буслаева, по истории фольклора Т.В. Зуевой и Б.П. Кирдана, по изучению духовных стихов Г.П.

1 Солженицын А. И. Публицистика в 3-х тт. - T.1. Статьи и речи. - Ярославль, 1995. - С. 559.

2 Станислав Куняев. Воля к сопротивлению // Бондаренко В. Г. Серебряный век русского простонародья. -М.:ИТРК, 2004. - С. 364.

Федотова; стиховедческие работы M.JL Гаспарова, В.Е. Холшевникова. В работе применяются сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, биографический методы, а также методика стиховедческого анализа.

Предмет исследования — стилеобразующие компоненты (жанр, образный строй, стиховая организация, поэтическая речь) в лирическом наследии поэта в контексте литературной традиции и творчества поэтов-современников.

Материал исследования составили книги стихов JI. Сафронова «Далеко за синими лесами» (1993), «Поле Куликово»» (2002), «Затаилась Русь Святая» (2009), «Лесниковая дочь» (2009), «Ходит белый жеребенок» (2009), «Про всех-всех-всех» (2010) и др.; книги Л. Кононовой «Поэтам железного века» (2006), А. Кононова «То есть» (2004), «У Ноя была коровенка» (2009), а также материалы сайтов www.safronov.ru; mlkononova.narod.ru; www. antonov@ alfa/Kirov.ru (сайт А. Кононова).

Научная новизна работы заключается в том, что это первое диссертационное исследование поэзии Л. Сафронова. Изучены стилевые особенности творчества Л. Сафронова в контексте литературной традиции и современной лирики с выраженной религиозной составляющей. Расширены представления о духовных поисках современной поэзии, содержании литературного процесса, его стилевых доминантах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Леонид Сафронов - один из ярких представителей современной духовной поэзии, основополагающей чертой которого является стремление к соблюдению принципов традиционной русской культуры. Поэтическая традиция, реализуемая в творчестве Леонида Сафронова, маркирована обязательным обращением к Священному Писанию, к семантике церковного календаря, к аллюзиям и реминисценциям литургического плана.

2. Поэзия Л. Сафронова представляет собой своеобразный поэтический «летописный свод». Поэт выдвигает в качестве насущной цели «осознанность народом своего бытия»1. Это отвечает задачам формирования национального самосознания в новых исторических условиях и выражается в соотнесенности жанровой системы его поэзии древнерусским образцам. Внутрилитературный жанровый синтез («жанр-ансамбль», по Д.С. Лихачеву) — одна из важных особенностей стиля поэта, в которой также проявляется наследование традиции древнерусского искусства.

3. На уровне метрической организации стиха выявлена ориентированность поэта на лучшие образцы русской классической поэзии, причем в первую очередь — на поэзию XIX века, стремление сохранить ее ясный строй. Метрические приоритеты Леонида Сафронова являются ярко выраженными: преобладающими метрами являются хорей и амфибрахий. Сходная тенденция находит отражение в поэзии первой половины XIX века, где основным трехсложным метром является амфибрахий, а также в русской народно-песенной поэзии, где процент хореев достаточно высок. Именно это определяет особую напевность, музыкальность сафроновского стиха.

4. Для стиля Сафронова характерен общекультурный синтез, проявляющийся в двух формах: как слияние поэтического, музыкального, живописного начал в художественной ткани его произведений и как создание им собственно книги как единого художественного целого.

5. Поэтика сафроновского стиля, с ее народно-песенной и сказовой доминантами, ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни. В инструментальном аспекте поэтики Леонида Сафронова несомненным доминантным приемом оказывается парафразирование широкого диапазона жанров: многочисленные стилизации и варьирование книжных и фольклорных жанров - летописей, сказаний; былин, духовных стихов, сказок, заплачек, баллад, исторических песен.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке обобщающе-систематизирующих теоретических позиций, позволяющих осуществить исследование современной духовной поэзии и определить место Л. Сафронова в

1 Вернадский В. И. Забытые страницы // Прометей, т.15. - М.,1988. - С. 133. русской поэтической традиции в целом.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в учебных курсах по теории и истории русской литературы XX-XXI веков и курсах по выбору по истории духовной и песенной поэзии, в разработке специальных курсов в средних учебных заведениях с гуманитарным профилем. Конкретные выводы и наблюдения могут быть использованы при дальнейшем изучении современной духовной лирики.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка работ (всего 219 наименований). Первая глава посвящена способам воплощения национального мировидения в творчестве JI. Сафронова. Вторая глава отражает бытование традиций древнерусской литературы, классической поэзии и фольклора в сафроновской лирике, ее новаторские элементы. Выводы и планы дальнейшего исследования данной темы представлены в Заключении.

Апробация работы. Основные положения исследования диссертационного исследования были изложены на Всероссийской научной конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (МШ 'У, 2006, 2008, 2009) «Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура» (МШ'У, 2005, 2007, 2009), «Мировая словесность для детей и о детях» (МПГУ, 2006, 2010).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пиотровская, Елена Павловна

Выводы

1.Важной отличительной чертой стиля Сафронова является его опора и внутренняя ориентация на древнерусскую литературу. Это выражается в соотнесенности жанровой системы его поэзии своим древнерусским образцам.

2.Одним из достижений его поэзии является изображение современных русских праведников, продолжающих традицию живой святости.

3.Возрождение традиции духовного стиха - одно из достижений современной духовной поэзии, также они составляют значительную часть в поэзии Леонида Сафронова. Тематикой духовных стихов становятся Ветхозаветные и Новозаветные события, жития святых и даже современная поэту жизнь. При этом можно говорить о своеобразии авторского взгляда, его новаторстве в сфере духовного стиха.

4. Образная парадигма стиля Сафронова включает всю совокупность человеческих типов1, особенно сближая образ святости и образ детства. Это находит отражение в детских и духовных стихах.

5. Образная структура его детской поэзии отличается соединением воспитательного, обучающего и развлекательного начал.

Заключение

Подводя итоги нашей работы, посвященной изучению основных черт стиля Леонида Сафронова как представителя современной духовной поэзии, следует сформулировать выводы, важные и для развития современной поэзии как таковой, и для научного филологического ее осмысления.

Духовная поэтическая традиция маркирована обращением к Священному Писанию, к семантике церковного календаря, к аллюзиям и реминисценциям богослужебного плана. Она характеризуется большим разнообразием жанров: это элегии, баллады, литературные притчи, стихотворные новеллы, поэмы, житийные стихи, а также духовные песнопения, включающие молитвы, исторические песни; фольклорно-песенные стилизации: венчальные, колыбельные, плачи, притчи, частушки; песни-гимны, религиозные романсы, классическая авторская песня с христианской тематикой; песенная поэзия русского рока.

Основные смысловые оппозиции духовной поэзии — земное-небесное, мирское-христианское, христианское-антихристианское. Культурные традиции, на которые она опирается, богаты. Это литургическая и гимнографиче-ская церковная поэзия, молитвенная поэзия древнерусской литературы, религиозные произведения классической литературы, «почвенная» поэзия, а также фольклор.

1 Система персонажей иерархична и многообразна: царь, патриарх, князья, дружинники, сельские поп с по-пихой и попятами, крестьяне и мастерицы-игрушечницы, старые и дети, праведники и безбожники, поэты и заключенные.

Одной из общих черт стиля духовной поэзии является стремление к созданию философско-художественных формул, способных организовать и осмыслить многообразный жизненный материал; преобладание духовно-символического начала, традиция обращений (к Богу и святым в молитве; к людям с беседой и проповедью). Это связано и с общекультурной традицией, в которой диалог рассматривается как «основа бытия русской культуры»1, и с традицией церковной2.

Главными темами в данном случае являются переосмысление истории XX века, духовное возрождение России, ее судьба на фоне все более определенных эсхатологических предощущений. При этом, духовной поэзии свойственно жизнеутверждающее начало и исторический оптимизм, связанный с пасхальностью как основным определяющим фактором православного сознания. При всей разности стилей авторов направления, общим является идейно-эстетическая и тематическая общность.

Православное мировоззрение дает поэтам возможность адекватно соотнести внешний и внутренний миры3, что рождает уравновешенное, спокойно-деятельное восприятие действительности и формирует гармоничную позитивную цельную и яркую художественную картину мира — редкое явление в современной поэзии.

Л. Сафронова глубоко волнует все, что связано с историей русского Средневековья как колыбели и поныне живущей, по его мнению, Святой Руси. Его поэзия отражает постижение им самим и открывание современному читателю православной культуры во всем ее тысячелетнем объеме. Это выражается в соотнесенности жанровой системы его творчества своим древнерусским образцам.

1 Кожинов В. В. Победы и беды России. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2002. - С.351.

2 Идея диалога рассматривается как «основа бытия русской культуре». - Там же.

3 Т. Дьякова так характеризует поэтов «новой волны»: «Невозможность адекватно соотнести внешний и внутренний миры рождает скептическое отношение к действительности и к себе» (Дьякова Т. Поэзия, презревшая поэзию. О языке поэтического авангарда// Подъем. - 1991. - № 3. - С.228).

Вся предыдущая история и культура России включена в художественную ткань сафроновской поэзии. В этом ее «диалогизм»1, в этом и следование летописному канону, когда каждый последующий свод опирался на предыдущие, включая в себя их целиком или основными фрагментами. Стихотворные переложения древнерусских сюжетов Сафроновым предстают как единое художественное целое, органично наследуя важную черту древнерусской литературы - «фольклорный коллективизм»2: включение в состав своего произведения предшествующих произведений, их авторскую редакцию. При этом личное переживание лирического героя по своей природе является глубоко общественно масштабным, характерным: «Благодаря этой особенности в произведениях древнерусской литературы заключено монументальное эпическое начало»3.

Понять и художественно выразить смысл человеческой жизни, высший смысл происходящего в истории России, человечества через «воссоздание эффекта непрерывности культуры»4 — задача поэта.

В поэзии Сафронова, отражающей нерасторжимую связь прошлого, настоящего и будущего родины, проступает чувство личной ответственности за ее судьбу. Как и древнерусские авторы, сафроновские летописцы воспринимают свое писательское дело как служение Родине.

Важной стилевой особенностью летописей, которая так значима и в лирике Сафронова, являются «своеобразные сказы, обладавшие диалогической формой»5. За этим стоит творческая установка поэта «воссоздания не столько ракурса героя, сколько ракурса стоящего за ним корневого целого — народа»6. Самобытный голос поэта восстанавливает традиции сказовой речи, позволяющие наиболее полно выразить народное миропонимание, идеалы, народный характер, представить разные типы социального служения. В его поэзии

1 Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1997, Т. 5. - С.362.

2 Лихачев Д.С. Великое наследие. - М: Современник, 1975. - С. б.

3 Там же.

4 Бродский И. Нобелевская лекция// Бродский и. Рождественские стихи. - М.: 1992. - С.60.

5 Лихачев Д.С. Указ. соч. - С. 33.

6 Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. — М., 1978. — С. 477. представлена галерея выдающихся державных строителей и соборный портрет Небесного и земного русского воинства — весь тысячелетний облик Святой Руси. Воссоздание образа национального прошлого, «осмысление его заветов и уроков» (В.В. Кожинов) нужно поэту, чтобы понять, как строить будущее: «для рывка вперед необходимо собрать воедино тысячелетнюю мощь — чтобы опереться на нее, чтобы органически расти из нее в будущее»1. Одним из достижений его поэзии является изображение современных русских праведников, продолжающих традицию живой святости.

Это обусловлено основной идеей творчества поэта — собиранием России, ее души, сохранение народа как единого целого. Масштаб и глубина освоения национальных тем (защиты веры и Отечества), вложение в традиционные формы нового содержания в творчестве Л. Сафронова сопоставимы с народным героическим и духовным эпосом — былинами и духовными стихами.

В поэзии Сафронова органично сочетаются стихия эпоса и проникновенная лирика, народный юмор и трагедийность. Религиозный лиризм придает необыкновенную проникновенность широким эпическим обобщениям и позволяет назвать его творчество лирическим «народным богословием». Автору удалось выразить существенное единство национального типа культуры, выраженное в гармоничном соотношении лирического и эпического начал. Лирический пафос его творчества связан с благодарным и ответственным приятием Промысла Божия в личной жизни, и в истории страны и мира; основан на мудром народном чувстве извечной противоречивости. Именно поэтому значительную часть его творчества составляют стихи для детей, наполненные светлой любовью к миру. При этом он верит и в возможность преображения заблудших душ, не случайно один из его мотивов — «Фаворский немеркнущий свет», свет Преображения. Примеры преображения показываются им не только на примерах из жизни православных святых, (поэтому так велико число «житийных» стихотворений), но и на современной почве («На кладбище», «По дорогам несутся машины», «Ворон» др.).

1 Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Сов. Россия, 1990. - С. 104.

Духовный стих Сафронова ближе к традиционному духовному стиху Х1-ХУ1 веков, нежели к каноническим богослужебным источникам или произведениям религиозной классики, где на первом месте стоит - сакральность текста, а уже на втором — личностное отношение лирического героя. У Л. Сафронова — более смелое взаимодействие с первоисточниками, предполагающее осознанную поэтическую свободу. Это не взгляд со стороны на святого, а погружение в его жизнь, постижение его сути изнутри, глазами современника и очевидца. Мотивация этого приема в том, что автор «ставит» святого на землю, показывает, как он близок нам. Характерно, как и в фольклорной традиции, отсутствие временной и иерархической дистанции. В отличие от этого жанра народного творчества, в поэзии Л. Сафронова существенно расширяется круг героев-святых; широко представлен ангельский мир, а также сюжеты Ветхого и Нового Заветов, редко используемые в народных стихах. В то же время в согласии с народной традицией Сафронов не касается темы Крестных страданий Господа. И в этом также своеобразие авторского взгляда, его новаторство в сфере духовного стиха.

Деление лирического эпоса Леонида Сафронова на исторические песни и духовные стихи довольно условно. Эти два направления тесно связаны, неотделимы друг от друга, как не разделялись история и ее герои в древнерусской литературе и фольклоре.

В его духовных стихах есть установка на соотнесенность с современной жизнью, что способствует более действенному донесению до сердца читателей слов Благой вести. Возможно и обратное преломление этого приема: насущные события могут рассматриваться в стихах с точки зрения Вечности, так автор связывает два мира, мир Библейский и русский мир XXI века, небесный и земной, точнее, напоминает своему читателю о существование между ними незримой, но крепчайшей связи.

Не менее прочную связь Л. Сафронов ощущает и с миром русской культуры XIX века. Особенно это заметно на уровне метрической организации его стиха, где самой важной особенностью является преобладание силлаботонического стиха над неклассическими метрами, что необычно в современной поэтической ситуации, где так сильна тенденция к расшатыванию стиха. Эта особенность объясняется ориентированностью поэта на лучшие образцы русской классической поэзии, причем в первую очередь - на поэзию XIX века, стремлением сохранить ее ясный строй. Метрическая система поэзии Леонида Сафронова насчитывает тридцать один стихотворный размер, применение которых мотивировано на идейном и образном уровне.

Одной из важных черт поэзии Сафронова является создание им книги как единого художественного целого. Для него важно все: в первую очередь, композиция текста, проявляющаяся в разбиении на главы — своеобразные циклы, объединяющие произведения на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, формы повествования, а также оформление и самой обложки книги, и отдельных страниц книги рисунками-заставками, фотографиями. Это, наряду с внутрилитературным жанровым синтезом, — разновидность общекультурного (художественного синтеза) как важной черты стиля Л. Сафронова. Художественный синтез проявляется также в слиянии поэтического, музыкального, живописного начал в его произведениях.

Стилизация народно-песенных жанров, а также церковные литургика и гимнография, нашедшие отражение в поэзии Л. Сафронова, образуют гармоничное соединение, симфонию русской музыкальности и выражают «фундаментальные особенности национального самосознания русского человека»1.

Для стиля лирики Сафронова не менее важен синтез поэтического и живописного. Словесное живописание поэта может быть соотнесено с широким диапазоном собственно живописного: от иконы через историческую и реалистическую картину до лубка.

Образ лирического героя раскрывается через прямое соответствие слова и интонации его облику и душевному состоянию. В поэзии Сафронова значим «иконический тип визуальности» (по И.А. Есаулову), подразумевающий видение в человеке образа Божьего, а также многофункциональное значение

1 Минералов Ю.И. Так говорила держава. XX век и русская песня. - М.: Лит.ин-т им. Горького, 1995. - С. 9. православной иконы в художественном целом его поэзии (например, иконографические истоки в житийных стихах, включающие композиционное строение текстов по принципу клейм на житийных иконах). В широком смысле творческий принцип Л. Сафронова можно обозначить, как характерный для иконописи принцип обратной перспективы (не мы на икону смотрим, а она — на нас) - предстояния Творцу.

Свою проповедь Сафронов осуществляет эстетическими средствами. Важной категорией при этом становится «красота» как «божественная гармония, внутренне присущая природе, человеку, некоторым вещам и изображениям»1. Он не «вещает», не поучает — он приглашает к совместному размышлению, открывает современникам светлый облик Святой Руси, живое православие, приглашает войти в русский храм.

Верность классической традиции явлена и в поэтике индивидуального стиля. Ее народно-песенная и сказовая доминанта ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, главного в национальном характере. Основное свойство русского народа, как справедливо отмечал Н.О. Лосский, — его религиозность и связанное с ним искание абсолютного добра, правды и смысла жизни, «которое снижается при утрате религии на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни»2.

В инструментальном аспекте поэтики Л. Сафронова несомненным доминантным приемом оказывается парафразирование широкого диапазона жанров: многочисленные стилизации и варьирование фольклорных жанров-былин, духовных стихов, сказок, заплачек, баллад, исторических песен. Частыми оказываются реминисценции из народных песен, классической поэзии, Священного писания, церковных молитв. Стилю Сафронова присущ также протеизм - переплавление различных стилей в собственный самобытный стиль.

1 Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русское мировоззрение. Гл. редактор, составитель О. А. Платонов. - М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2003. - С. 405.

2Лосский Н.О. Характер русского народа. - М.: Дар, 2005. - С. 332.

Характерный для поэта внутрилитературный синтез определяет соединение трех стилистических пластов: книжного, устно-разговорного, фольклорного (народнопоэтического).

Интонационная гамма сафроновской лирики включает весь богатейший спектр человеческих переживаний:, радости, восторга, умиления, удали, озорства, иронии, грусти, горечи, жалости, сочувствия, сострадания. Но в ней нет уныния, осуждения, гнева, которые преодолеваются духовным напряжением лирического героя. Именно интонация, особенно значимая при сказовой форме изложения, выражаясь в синтаксисе, наиболее полно раскрывает облик персонажа-повествователя или персонажа-героя. Все стилистические особенности и приемы подчинены основным задачам: отражению народной жизни и реализации высокой тематики (житий, библейских сюжетов, исторических сюжетов) в живом, народном языке. Крестьянин — один их главных героев сафроновской поэзии — «в силу самого своего образа жизни — обладает^.> единством практической, мыслительной, нравственной и эстетической деятельности. <.> Крестьянство — это не "идеальная" <.> часть народа: но оно — необходимая почва для постоянного "возрождения жизненной силы наций". <.> Человек, живущий на земле, вросший в нее корнями, сохраняет полноту восприятия мира.<.> Если бы даже исчезла вся жизнь за пределами того клочка земли, на котором и которым он живет, он все равно остался бы таким, каков он есть, и из него, как из зерна, возродилось бы все богатство общественного мира, ибо он несет в себе цельность человеческого бытия и сознания»1. Приведенное высказывание глубоко созвучно основной, христианской мысли сафроновского творчества: «Затаилась Русь святая на заброшенном селе».

Творческая эволюция Л. Сафронова обусловлена переходом от вне-религиозного сознания к ценностям православия и состоит в движении от лирического «дневника» ранних опытов к поэтической «летописи»; от монологичности к лиро-эпическому, народному многоголосию.

1 Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Сов. Россия, 1990. - С. 62-63.

В контексте нашего исследования обозначились проблемы, заслуживающие отдельного научного рассмотрения.

Среди этих проблем — образ христианина в русской литературе XIX — XXI века, его эволюция, присущие ему черты, многообразие образов.

Важным представляется изучение поэтического наследия русской эмиграции (С. Бехтеева, Н. Туроверова, А. Несмелова, архиепископа Иоанна Шаховского и др.), а также тех, кто представлял исповедническое начало русской поэзии первой трети и середины XX века, не имеющее аналогов в мировой литературе (протоиерея А. Жураковского, А. Солодовникова, Н. Гурьянова и др.) Кроме того, современная духовная поэзия продолжает развиваться и потенциал ее осмысления не исчерпан.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пиотровская, Елена Павловна, 2011 год

1. Авторская песня. / Ред. В.И. Новикова. — М.: Олимп, ООО «Издательство ACT», 1997.

2. Антология русской поэзии «Муза надежды» / Составитель С.С .Куняев. М.: Наш современник, 2007 .

3. Антология вятской литературы. / Составитель В. Поздеев. В 2-тт. — Киров: Кировское отдел. СП России. 2005.

4. Бехтеев С.С. Грядущее. Стихотворения. СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 2002.

5. Берегите святыню нашу: Сборник/ сост. Десятников В.А. — М.: Старожил Москвы, 1993.

6. Бродский И. Нобелевская лекция// Бродский И. Рождественские стихи. М.: 1992.

7. Ветхий завет в русской поэзии. М.: Новый ключ. 2002.

8. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Полное собрание сочинений. Петроград: Лит-изд. Отдел Народного комиссариата по просвещению, 1919.

9. Дмитриев Н.Ф. Ночные соловьи: Избранные стихотворения. — М.: Молодая гвардия, 2004.

10. Зайцев Б.К. Афон // Собрание сочинений в 5тт. — Т.7 (доп.) Святая Русь. М.: Русская книга, 2000.

11. Изборник. Повести Древней Руси. — М.: Художественная литература, 1987.

12. Иеромонах Роман (Матюшин). Избранное. — Минск: Странник, 1995.

13. Иеромонах Роман (Матюшин). Радоваться небу. Предисловие. Минск: Белорусский Экзархат — Белорусская православная Церковь, 2004.

14. Иеромонах Роман (Матюшин). Одинокий путь. — Минск: Белорусская Православная церковь, 2008.

15. Инок Всеволод (Филипьев) Иное. Аскетическая лирика. — М.: Паломник, 2006.

16. Кологривова JT.A. Исконные заветы. Избранные духовные стихотворения. — СПб.: Леушинское подворье, 2009.

17. Кононов А.Н. Сб. стихов «То есть». — Киров, Бюро статистики, 2004. Священник Андрей Кононов. То есть: стихи и читательские седальны. — Вятка: «Кустодия», 2003г.

18. Кононова Л.В. Поэтам железного века / Людмила Кононова. Книга песен, стихов, воспоминаний. — Вятка, 2006.

19. Литературный альманах «Неопалимая купина». Сборник провинциальной поэзии. М.: ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ», 2008.

20. Логвинов A.B. Небесный госпиталь. Стихи. М.: Русское слово, 2004.

21. Лудников H.H. Записки странника. Великорецкий крестный ход: история, лица, судьбы. Киров, 2010.

22. Мельников H.A. Русский крест. Калуга: Алмаз, 2007.

23. Молитвы русских поэтов. XI XIX. Антология / авторск. проект, составление, послесловие и биографические статьи В.И. Калугина. — М.: Вече, 2010.

24. Муза надежды. Антология русской поэзии. Составитель С.С. Куняев. Т. III. — М.: Наш современник, 2007.

25. Переписка двух Иванов(1947-1950) // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-тт. — М.: Русская книга, 1998.

26. Пришвин М.М. Собрание сочинений в 8тт. — Т. 8. — М., 1986.

27. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений. — Т. 12. — М., 1949.

28. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20тт. Т.16, кн. 1. -М.: 1965-1977.

29. Сафронов JI.A. Затаилась Русь Святая. — Киров: Вятское книжное издательство, 2003.

30. Сафронов JI.A. Лесниковая дочь: стихи / Л. Сафронов. — Вятка, 2009.

31. Сафронов Л.А. Ходит белый жеребенок: стихи для детей и взрослых. Приход Свято-Никольской церкви п. Рудничный — Вятка Киров, 2009.

32. Слово и Дух. Антология русской духовной поэзии (X — XX вв.) — Минск, изд. Свято — Елисаветинского монастыря, 2003.

33. Солженицын А. И. Публицистика в Зтт. — Т. 1. Статьи и речи. — Ярославль, 1995.

34. Песни русских поэтов: Сб. в 2тт. — Л.: Советский писатель, 1988.

35. Псалтирь в русской поэзии. — М.: Новый ключ. 2002.

36. Поэзия третьего тысячелетия/ Составитель Вячеслав Огрызко. — М.: Литературная Россия, 2003.

37. Праведный старец Николай (Гурьянов). Слово жизни. Духовные песнопения и молитвословия. — М.: Русский вестник. 2009.

38. Пришвин М. Дорога к другу. М., 1975.

39. Пришвин М.М. Собрание сочинений в 8тт. — Т. 8. — М., 1986.

40. Русская духовная поэзия. М.: Изд. Православного братства «Споруч-ницы грешных».

41. Русская частушка. Составитель A.A. Горелов СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006.

42. Сидоров Л.В. Храни в сердце печаль. Стихотворения, поэмы, воспоминания. -М.: Даниловский благовестник, 1998.

43. Схимонахиня Николая (Гроян). Царственная птица взывает к небу. — М.: Русский вестник, 2009.

44. Христос в русской поэзии. — М.: Новый ключ, 2001.

45. Шмелев И.С. Лето Господне. М.: Правда, Троица, 1989.1. Исследования

46. Агеносов В., Акундинов К. Современные русские поэты. — М.: Мега-трон, 1997.

47. Абельская Р.Ш. Поэтика Булата Окуджавы: истоки творческой индивидуальности. Автореф. канд. дисс. — Екатеринбург, УрГУ, 2003.

48. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. // Антихрист. Антология. — М.: Высшая школа, 1995.

49. Афанасьев А.Н. Древо жизни. — М.: Современник, 1983.

50. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М., 18651869.

51. Афанасьева Э.М. «Молитва» в русской лирике XIX века: логика жанровой эволюции: дис. канд. филол. н. Томск, 2000;

52. Архив Лит. Института им. А.М. Горького (арх.1354, оп. 1в -225). Материалы по творчеству Н.М. Рубцова.

53. Бараков В.П. «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX века: типология и эволюция. Вологда: «Русь» ВГПУ, 2004.

54. Барышникова И.Ю. Стиль лирики иеромонаха Романа: дис. канд. филол. наук. М., 2006.

55. Барышникова И.Ю. «Раскрою я Псалтырь свою.» Русская поэзия от Симеона Полоцкого до иеромонаха Романа. — М.: Литера, 2008.

56. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. —М. ,1979.

57. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. Т. 2. - М.: Русские словари, 2000.

58. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. — Т. 1. — М.: Русские словари, 2003.

59. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. — Т. 5. — М.: Русские словари, 2003.

60. Беззубов А.Н. Пятисложник // Исследования по теории стиха. — Л., 1978.

61. Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. — М., 1978.

62. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 9. // Пушкин. Суждения и споры. — М.: Московский рабочий, 1997.

63. Бердникова O.A. «Так сладок сердцу Божий мир». Творчество И.А. Бунина в контексте христианской духовной традиции. — Воронеж, гос. университет. Воронеж: Воронежская областная типография-издательство им. Е.А. Болховитинова, 2009.

64. Бондаренко В.Г. Крах интеллигенции. М., 1995.

65. Бондаренко В.Г. Серебряный век простонародья. — М.: ИТРК., 2004.

66. Бражников И.А. Мифопоэтика поступка: ситуация ответа в художественном тексте. -М.: ООО «Аванглион», 2010.

67. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. — М., 1991.

68. Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи. — М., 1861.

69. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. — СПб.: Лига Плюс, 2001.

70. Бучилина Е.А. Духовные стихи. Канты (Сборник духовных стихов Нижегородской области) / Сост., вступ. ст., коммент. Е.А. Бучилиной. — М., 1999.

71. Васнева A.M. Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России: дис. канд. филол. наук. М., 2006.

72. Варакина Е.Р. Картина мира в лирике Г. Иванова и архиепископа Иоанна (Шаховского). М., МАКС Пресс, 2010.

73. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. — Спб, 1879-1891.

74. Вернадский В.И. Забытые страницы / Прометей. —Т. 15. — М.: 1988.

75. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

76. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII- XIX веков. М.: Высшая школа, 1982.

77. Воронова O.E. Творчество С.А.Есенина в контексте традиций русской духовной культуры: дис. докт. филол. н. М., 2000.

78. Вязмитинова JL «От полыньи Полины» к снам Пелагеи Ивановны //Знамя.-1998.- №11.

79. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд., доп. М., 2000.

80. Гречаник И.В. Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX-XX столетий. -М., 2003.

81. Гордиенко H.H. Русская поэзия рубежа XX- XXI веков в контексте православной духовной традиции: дис. . канд. филол. наук. — М., 2008.

82. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине. // Пушкин. Суждения и споры. — М.: Московский рабочий, 1997.

83. Гоголь Н.В. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность// Выбранные места из переписки с друзьями — М. Патриот, 1993.

84. Горелов A.A. Поэзия частушки // Русская частушка. Составитель А. А. Горелов СПб.: Авалон, Азбука- классика, 2006.

85. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М.: Логос, 2003.

86. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. III. Издание второе, исправленное, дополненное. — М.: Храм Святой мученицы Татианы при МГУ. 2002.

87. Дьякова Т. Поэзия, презревшая поэзию. О языке поэтического авангарда //Подъем.- 1991.- №3.

88. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995.

89. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. — М.: Круг, 2004.

90. Евсин И.В. Судьба и вера Сергея Есенина Есенина. — Рязань: Зерна, 2007.

91. Есенин С.А. Ключи Марии. Собрание сочинений в трех томах. — ТЛИ. — М.: Правда, 1970.

92. Завгородняя Г.Ю. Стилизации и стиль в русской классической прозе: Монография. М., 2010.

93. Завьялова Е.Е. О своеобразии лирики К.Р. // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2004. № 1.

94. Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньи.» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. — М., 2005.

95. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001.

96. Зеньковский В.В. Смысл православной культуры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.

97. Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. -М.: Новое литературное обозрение, 2000.

98. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. — М.: Флинта, Наука. 2003.

99. Зуева Т.В. Содержание термина «классический фольклор» //VI Пасхальные чтения: Материалы Шестой научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». — М., 2009.

100. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.

101. Иванов Вяч. Борозды и межи. — М., 1916.

102. Иванова Н. Русская литература при переходе через век. М.: Блиц, 2004.

103. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-тт. М.: Русская книга, 1998.

104. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование: В 2т. — Т. 1. — М.: Русская книга, 2002.

105. Ильин И. А. Когда же возродится великая русская поэзия// О грядущей России. Совместное изд. Св.-Троицкого Монастыря и Корпорации Телекс.-Джорданвилл, Н. Й. США, 1991.

106. Ильин И.А. Сказка в русском мировоззрении.// Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа / Под ред. O.A. Платонова. М., 2003.

107. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина. // Суждения и споры. — М.: Московский рабочий, 1997.

108. Ильин И.А. Поющее сердце. / Собрание сочинений в Ютт. — Т. 3. — М.: Русская книга,

109. Калугин В. Святогор // Большая энциклопедия русского народа. Русская литература./ Под ред. O.A. Платонова. М., 2004.

110. Канунова Ф.З. О религиозной основе поздней романтической эстетики Жуковского («О поэте и современном его значении») // Мир романтизма. — Тверь, 2000.

111. Кожевникова Т.В. Поэтика русских покаянных духовных стихов XVI— XVII вв. Текст. Самара, 2010.

112. Кожинов В.В. О главной основе отечественной культуры // О русском национальном сознании. — М., Изд. ЭКСМО — Пресс, 2002

113. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. — М.: Сов. Россия, 1990.

114. Кожинов В.В. История Руси и русское слово. Опыт беспристрастного исследования. М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.

115. Кожинов В.В. Победы и беды России. М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.

116. Кононов Андрей священник. Равноденствие игрушки. Размышления родителя у витрины «Детского мира» — Вятка: Кустодия, 2003.

117. Концевич И. Святость // Большая энциклопедия русского народа/ Под редакцией O.A. Платонова.

118. Котова H.A. Современная духовная поэзия: дис. . канд. филол. наук. — М., 2008.

119. Кошемчук Т.А. Русская поэзия в контексте православной культуры. -СПб.: Наука, 2006.

120. Клюева H.H. Метрическая организация русской рок-поэзии 1980-х годов: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2007.

121. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. // Исторические портреты. Деятели исторической мысли. — М.: Правда, 1996.

122. Кулагин A.B. В поисках жанра. Новые книги об авторской песне // Новое литературное обозрение. 2004. №2. (вып.66).

123. Курицын Вяч. Русский литературный постмодернизм. — М.,2000.

124. Левина Л.А. Авторская песня как явление русской поэзии второй половины XX века. Эстетика. Поэтика. Жанры: автореферат дис. . докт. филол. н. -М., 2006.

125. Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 1990-е годы: в 2тт. - Т.2:1968-1990. - М.: Издат. центр «Академия», 2003.

126. Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе: Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы / Валерий Лепахин. — М.: Отчий дом, 2002.

127. Лихачев Д.С. Литература Древней Руси. // «Изборник». — М: Художественная литература, 1987.

128. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд 2-е. — М.: Худож лит-ра, 1971.

129. Лихачев Д.С. Великое наследие. — М.: Современник, 1975.

130. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1995.

131. Лосский Н.О. Характер русского народа. — М.: Дар, 2005.

132. Любомудров A.M. Духовный реализм: Борис Зайцев, Иван Шмелев. -СПб: «Дмитрий Буланин», 2003.

133. Ляцкий Е.А. Стихи духовные (словеса золотые). Спб: Огни, 1912.

134. Мальчукова Т.Г. Античные и христианские традиции в поэзии А. С. Пушкина / Т.Г. Мальчукова. Петрозаводск, 2002.

135. Мамлеев Ю. Философия русской патриотической лирики // Советская литература. — 1990. №1.

136. Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Известия РАН. Отделение лит. и яз. -1993.-№3.

137. Мельник В.И. Поэзия Н. Некрасова в свете христианского идеала. — М. , 2007.

138. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

139. Минералов Ю.И. Так говорила держава. XX век и русская песня. — М.: Лит. ин-т им. Горького, 1995.

140. Минералов Ю.И. Имена и тенденции. // Литературная Россия. — 12 марта 2004.-№10.

141. Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

142. Минералов Ю.И., Васильев С.А. Национальное как фактор художественности в русской литературе. — М.: Литинститут, 2010.

143. Минералова И.Г. Слово поэта на рубеже XX — XXI века (50-летию поэта иеромонаха Романа посвящается). // Отражение русской ментальности в языке и речи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Липецк, 2004.

144. Минералова И.Г. Икона и исторический сюжет в поэтическом произведении. Максимилиан Волошин «Неопалимая купина»: Материалы Седьмой научно методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура», 23-24 апреля 2009. -М.: МПГУ, 2010.

145. Мухина Е.А. Динамика текста эпического духовного стиха: на материале сюжетов: «Алексей человек Божий», «Два Лазаря», «Егорий Храбрый»: дисс.канд. филол наук. — Петрозаводск, 2006.

146. Наумова Т.А. Изучение русской литературы в контексте культуры православия. Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия: сб. научн. статей /науч. ред., сост. A.B. Здор. Вып. II. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2010.

147. Недзвенецкий В.А., Филиппов В.В. Русская деревенская проза. М.: Изд-во МГУ, 2002.

148. Нежданова Н.К. Современная русская поэзия: пути развития. — Курган, 2000.

149. Непомнящий B.C. Лирика Пушкина как духовная биография. — М.: Изд-во МГУ, 2001.

150. Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе XIX века. — М.: Литера, 2004.

151. Новиков В.И. Авторская песня как литературный факт // Авторская песня. М., 2002.

152. Осанкина В.А. Библейско-евангельская традиция в эстетике и поэзии русского романтизма: дис. доктора филол. н. — Екатеринбург, 2001

153. Перевезенцев С. «Церковь воинствующая»// Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русское мировоззрение. Гл. редактор, составитель O.A. Платонов. — М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2003.

154. Перова Е.Ю. Сакральное время русской культуры (на материале современной русской духовной поэзии): дисс . канд культурологии. — М., 2000.

155. Петров A.M. Синтаксический строй духовного стиха о Голубиной песне: дисс. канд. филол. н. Петрозаводск, 2005.

156. Пиотровская Е.П. О творчестве Людмилы Кононовой // Кононова Л.В. Поэтам железного века / Людмила Кононова. Книга песен, стихов, воспоминаний. — Вятка, 2006.

157. Платонов O.A. Терновый венец России. История Русского народа в ХХвеке. В 2х тт. М.: «Родник», 1997.

158. Пономарева Т.А. Новокрестьянская проза 1920-х. В 2-х чч. Череповец: РИО ЧГУ, 2005.

159. Пропп В .Я. Сказка. Эпос. Песня / составление, научная редакция, комментарий и указатели В. Ф. Шевченко. — М.: Лабиринт, 2001.

160. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в Х1Ув. //ТОДРЛ. Т. 33. Л. , 1968. Прохоров Г.М. Византийская литература ХГ/в. В Древней Руси. - СПб: Изд-во Олега Абышко, 2009.

161. Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб: Изд-во Олега Абышко, 2010.

162. Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. -М.: Сретенский монастырь, 2002.

163. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия. — М., 2003.

164. Самойлов Д. Памятные записки. — М., 1990.

165. Сафронова С.Н. Чудный старец. Трифон Вятский: проблемы святости. — Вятка, 2007.

166. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи. Духовные стихи — народно-христианские, эпические, лироэпические, лирические песни. — (Йошкар-Ола), Марийский ун-т, 1995.

167. Семенова Е.В. Система жанров в русской духовной поэзии XVIII- начала XIX вв. М.: Прометей, 2001.

168. Смысл жизни: Антология./ Сост., общ. ред., предисл. и примеч. Н.К. Гаврюшина. (Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Вып.П). М.: Прогресс - Культура, 1994.

169. Снычев Иоанн митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. — Уфа: Держава, 2000.

170. Соловьев В л.В. Собр. соч. и писем: В 15 т. -М., 1992. Т. 1.

171. Страшнов С. Знаки неба в памяти земли. Судьбы культуры в современной поэзии // Лит. обоз. 1992. - №2.

172. Рогощенков И. Воля творить жизнь. Петрозаводск, 1979.

173. Тарасов А.Б. В поисках идеала: между литературой и реальностью. М: Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2006.

174. Тимина С.И., Васильев В.Е., Воронина О.Ю. и др. Современная русская литература (1990-е гг. — начало XXI в.). СПб.: Филологический факультет СпбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005.

175. Трубачев О.Н. В поисках единства. М., 1992.

176. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. — M., 1991.

177. Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI — первой трети XVIII века. Теория литературных формаций. М., 2008.

178. Федоровская H.A. Духовные стихи в русской культуре. Владивосток: Дальнаука, 2009.

179. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. Русский литературный сказ. -М.: Сов. Россия, 1989.

180. Франк C.JI. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. — М., «Прогресс-культура», 1994.

181. Флоренский П. Иконостас // Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М.: Русская книга, 1992.

182. Флоренский П.А. Сочинения. Т.2. - М., 1990.

183. ФлоровскийГ. Пути русского богословия. Париж, 1983.

184. Флоровский Г. Восточные Отцы церкви 5- 8 века. М.: Паломник, 1992.

185. Христианство и русская литература. Сборник пятый. / Отв. редакторы В.А.Котельников, O.A. Фетисов Спб: Наука, 2006.

186. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. -СПб., М.: Филологический фак. СПбГУ, Издательский центр, 2004.

187. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. Т.2. - Прага, 1867. .

188. Чадаева А .Я. Православный Чехов. М.: ПолиМЕдиа, 2004.

189. Чуковский К.И. От двух до пяти. М: Детгиз, 1956.

190. Чупрынин С. Есть ли у «Знамени» будущее? / Двенадцать мнений о перспективах литературных журналов //Знамя. — 1997. — №1.

191. Юшин П. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. Святая Русь. Исторический календарь — альманах. — М.,2000.

192. Шевырев С. Публичный цикл из тридцати трех лекций в Московском университете в 1844— 1845гг. / Цит. по Молитвы русских поэтов XI — XIX. Антология / авторск. проект, составление, послесловие и биографические статьи В. И. Калугина. -М.: Вече, 2010.

193. Шерр Б. Русская поэзия: метр, ритм и звук. // Формальные методы в лингвистической поэтике. СПб., 2007.

194. Шилова К.А. «Выпал путь красоте вопреки.» (О творческой индивидуальности Ю. Кузнецова и классической традиции) // Писатель в литературном процессе. Вологда, 1991.

195. Словари, справочники, энциклопедии.

196. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. — Нижний Новгород: Русский купец, 1996.

197. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1881.

198. Краткая литературная энциклопедия. В 9тт. Т. 7. — М., 1968.

199. Краткая литературная энциклопедия. В 9тт. — Т. 8. — М., 1975.

200. Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2003.

201. Литературный энциклопедический словарь под редакцией М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.

202. Мизинина И., Тюрина Т. Выразительные средства языка. (Справочное пособие.) М.: ООО Н - ПРО, 2006.

203. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

204. Полный церковно-славянский словарь. Сост. священник магистр Григорий Дьяченко. М.: Отчий дом. 2006.

205. Православные святыни/ Ионина H.A. М.: ОЛМА - ПРЕСС Образование, 2005.

206. Святая Русь. Исторический календарь-альманах 2000/2001. М.: Альманах «Русская идея» (вып.7), 2000.

207. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русская литература. Гл. редактор, составитель O.A. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2004.

208. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русское мировоззрение. Гл. редактор, составитель O.A. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2003.1. Периодика

209. Лобанов М.П. О молодых поэтах// Молодая гвардия. — 1994. №9.

210. Переяслов Н.В. Перейти Куликово поле // Вятский край. 2005. -18октября. -№191.

211. Сафронова С.Н. Поповские страсти // Вятский наблюдатель. 2005. -7февраля. - №5.

212. Сафронов Л.А. Талант нужно угадать // Прикамская новь. -2003. -1 бсентября. № 75.

213. Издания свято-отеческого наследия

214. Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические М.: Правило веры, 1993.

215. Святой Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. М.: Изд- во Сретенского монастыря, 2005.

216. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. М.: Изд- во Сретенского монастыря, 2009.

217. Псалтирь преподобного Ефрема. — СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2006;

218. Преподобного Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Загорск: Издание Троице-Сергиевой Лавры, 1991.1. Интернет-издания

219. К Богу путем красоты. // Русская духовная поэзия. / Составитель епископ Александр (Милеант).http ://www.netda.ru/belka/textmil/stihov 1 .htm#top.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.